Как пишется городецкая роспись правильно

Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.

Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.

Городе́цкая ро́спись

русский народный художественный промысел росписи по дереву; существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (праздничные сцены крестьянского, купеческого и городского быта в сочетании с цветочными мотивами), выполненная клеевыми красками свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала преимущественно подставки для прядильного гребня (донца). В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая детскую мебель, декоративные тарелочки, покрытые росписью масляными красками. Мастера — И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, И. К. Лебедев и др.

* * *

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ, русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

* * *

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца (см. ГОРОДЕЦ) Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец (см. ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА), инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски — красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века — И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После Первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий — шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

Энциклопедический словарь.
2009.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, .

История

Резные донце-прялки, середина XIX века

Донце-прялки, конец XIX века

Донце-прялки, конец XIX века

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Сюжеты были различные. В музее «Асташово» (Костромская область) по состоянию на 2020 год хранилось донце, на котором были изображение парохода и надпись: «Американский пароход потопил рыбацкую лодку»[1].

Особенности росписи

Расписные шкатулки, 2010 год

Расписные шкатулки, 2010 год

Городецкая роспись на разделочной доске

Городецкая роспись на разделочной доске

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.

См. также

  • Хохломская роспись

Примечания

  1. National Geografic Россия. 2020. № 196. С. 36.

Литература

  • Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы // Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова. — (Изд. 2-е). — М.: Просвещение, 1984. — С. 134 — 153. — 176 с. — 200 000 экз. (в пер.)

Ссылки

  • Фабрика «Городецкая роспись» (Образцы росписи)
  • Городецкая роспись (rin.ru)


Эта страница в последний раз была отредактирована 18 января 2023 в 19:53.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись

        русский народный художественный промысел, развивавшийся с середины XIX в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производство (существовало с XVIII в.) прялок с инкрустацией и резьбой. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), выполняющая сувениры. Мастера: Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ фото
И. А. Мазин. Роспись прялочного донца.

Литература: (Маврина Т.), Городецкая живопись. (Альбом), Л., (1970).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

ГОРОДСАД →← ГОРНОБАДАХШАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Смотреть что такое ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ в других словарях:

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

        народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производс… смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

— вид рус. нар. живописи, возникшей в 1860-х гг. в р-не г. Городец Нижегородской губ., сменившей украшения скобчатой резьбой изделий крест. быта. Наивысшего расцвета Г. Р. достигает в 1880-х гг. Среди предметов, расписываемых Городецкими мастерами, — ковши, мочесники, дет. игрушки, мебель, разделочные доски (донца — сидения), подставки, в к-рые вставляли гребень, и с к-рого пряли в Нижегородском крае, в отличие от прялок на Севере. В 19 в. совершенствовались технич. приемы, графич. стиль сменяется живописной техникой. Характерной особенностью Г. Р. являются цв. фоны: желтые, голубые, красные, зеленые и т. д., красочное сочетание крупных пятен. В осн. изображения сохраняют плоскостный характер, вместо светотени все б. роль начинают играть переходные оттенки. Совершенствование технич. приемов способствовало изменению тематики Г. Р.: фантастич. сюжеты и сказочные персонажи сменяются изображением сцен совр. жизни. Среди талантливых мастеров Г. Р. 2-й пол. 19 — нач. 20 в. — Л. Мельников, В. Лебедев, И. Мазин, Е. Крюков и др. Их произв. отличают острая наблюдательность, выявление типического, оттенок мягкой иронии. В кон. 19 в. в иск-ве Г. Р. заметны признаки упадка. В 1936 городецкие мастера объединились в артель «Стахановец» в Курцеве для изготовления дет. мебели и декоративных панно. Во время Вел. Отеч. войны промысел Г. Р. практически не развивался, в 1954 возродился в артели «Городецкая роспись». Худож. изделия Г. Р. пользуются во 2-й пол. 20 в. большим спросом в России и за рубежом.
<p class=»tab»>Лит.: Коновалов А. Е. Городецкая роспись. М., 1988; Жегалова С. К. Рус. нар. живопись. М., 1975; Рус. прялки. Л., 1970.</p>… смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.<br><br><br>… смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ — русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.<br>… смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ , русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин…. смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин…. смотреть

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

— русский народный художественный промысел; существуетс сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненнаясвободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки,мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «»Городецкаяроспись»»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е.Коновалов, И. А. Мазин…. смотреть

Городецкая роспись — мастер-классы для детей и начинающих, основные элементы и цвета

Городецкая роспись считается традиционным народным промыслом, которую применяли в древней Руси для росписи предметов кухонной утвари и быта.

Характерной особенностью такого творчества считали применение растительных мотивов, состоящих из нескольких оттенков и плавно переходящих в другой цвет.

На поверхности можно было изобразить невиданных птиц, яркие цветов, геометрические формы, которые позволяли создать сложный узор.

Узоры городецкой росписи выполняют с помощью акриловых красок или густой гуаши. Для работы используют набор кистей, позволяющих сделать мотивы выраженными и неповторимыми.

С помощью тонкой кисти осуществляют прорисовку отдельных элементов, позволяющие добавить глубины и чёткости всей задумке. Кисть с коротким ворсом применяется для нанесения точек, отдельных линий.

Приобрести подобное изделие можно в отделах для творчества или сделать самостоятельно. Длина ворсинок не должна превышать 10 мм.

Содержимое:

Как появилась городецкая роспись?

Впервые необычные узоры появились на поверхности прялок. Позднее такой вид украшения стали применять для посуды, различных картин и гребней для волос. Особым отличием считалось нанесение декораций на резные изделия.

В результате удавалось создать трёхмерное изображение, сочетающее в себе оригинальный дизайн и необычный орнамент.

Современные мастера сочетают несколько методик, помогающих сделать процесс декорирования увлекательным и интересным. В одном эскизе могут присутствовать несколько монохромных тонов, благодаря которым удаётся добавить глубины и выгодно подчеркнуть отдельные участки.

Для новичков рекомендуют выбирать все оттенки зеленого, красного и желтого цвета. При комбинировании таких оттенков удается создать яркую композицию, помогающую передать настроение художника и его стиль.

Почему городецкая роспись считается узнаваемой?

В процессе росписи поверхностей деревянных и картонных заготовок мастера используют специальные мазки, позволяющие сделать детали заостренными. Таким образом удаётся создать имитацию деревянной резьбы, которая помимо текстуры содержит глубокий цвет.

В качестве композиций используют сельские мотивы, провинциальные сюжеты, необычных птиц и цветы. Городецкая роспись может объединять в себе несколько деталей одновременно, отображающих наивность и простоту дизайна.

Особенности техники

Рисование в технике городецкая роспись требует учитывания нескольких деталей, позволяющих выполнить различные узоры. Они заключаются в следующем:

  • Предварительно наносят эскиз при помощи простого карандаша;
  • Кисть должна держаться вертикально, чтобы узор получился объёмным;
  • Чтобы оттенок получился насыщенным можно смешать несколько оттенков;
  • Для нанесения подмалевок необходимо использовать краску более светлого оттенка;
  • Для рисования дуг и очертания используют кисть из натурального ворса с тонким диаметром;
  • С помощью густой белой краски осуществляют финальные штрихи и выделяют отдельные части на поверхности рисунка.

Следует отметить, что при нанесении красящих составов необходимо тщательно высушить предыдущие слои, чтобы предотвратить смазывание границ.

Время сушки должно рассчитываться исходя из плотности и густоты рабочего состава. Например, акриловые краски высыхают в течение 15-20 минут, а гуашь схватывается на поверхности уже через 3 минуты.

Какой материал использовать для росписи?

Выполнять роспись картинки в городецкой методике можно на поверхности деревянных изделий, а также картонных заготовках.

Предварительно деревянную основу необходимо тщательно обработать. Благодаря этому удастся предотвратить появление отслоек и деформации декоративного покрытия.

Для этого используют наждачную бумагу. C её помощью удастся сделать текстуру однородной. Для работы лучше использовать материал с мелкозернистой поверхностью.

Что касается картонных изделий, то они должны состоять из плотной прессованной бумаги, которая при контакте с жидкой средой не будет вспучиваться. Предварительно все детали покрывают акриловой краской. В результате участок будет однородным.

Если для работы используют деревянные поверхности, высота которых превышает 1 см, то для работы потребуется наличие антисептических пропиток, предотвращающих разрушение дерева. По окончанию декорирования весь эскиз покрывают прозрачным мебельным лаком, защищающим узор от деформации и разрушения.

Главные элементы в городецкой росписи

Выделяют несколько элементов, которые присутствуют в композициях в городецкой росписи. К ним относятся:

  • Розан;
  • Ромашка;
  • Листики;
  • Купавка;
  • Городецкая роза.

Каждая деталь осуществляется при помощи определённых мазков, позволяющих добавить глубину и выгодно подчеркнуть некоторые элементы. При выполнении элементов осуществляют следующие действия:

  • Подмалевок. Выполняется в виде круга. Для этого кисть устанавливают по центру и осуществляют вращающие действия по часовой стрелки;
  • Теневка. С помощью краски тёмного или контрастного оттенка выполняют заполнение середины и краёв;
  • Оживка. В этом случае при помощи белой краски и тонкой кистью наносят плавные линии, крючки и точки.

Для творческого процесса рекомендуют использовать набор из нескольких частей разного диаметра и материала. Например, при помощи синтетических изделий мазки получаются четкими, но светлыми. Натуральный ворс позволяет набрать больше красящих пигментов и равномерно распределить их на поверхностях.

Городецкая роспись для дошкольников

Занятия по городецкой росписи для детей является важным составляющей при формировании детской фантазии и оказывают хорошее влияние на мышление:

  • Ребёнок самостоятельно выбирается отношение контрастных тонов, выделяют отдельные участки в композиции, а также осуществляют индивидуальную тонировку.
  • Уроки городецкой росписи для подготовительной группы должны состоять из простых элементов, чтобы дети смогли самостоятельно определить расположение растительных мотивов.
  • Как правило, композиция состоит из 8-10 элементов разной формы. Что же касается прорисовки и тонировки, то в данном случае лучше выбирать простые эскизы.
  • С помощью подобной техники удается сформировать знание об геометрических фигурах, соотношение их друг с другом, а также навыках формирования целостных композиций.
  • Для детей в подготовительной группе рекомендуют использовать растительные мотивы, позволяющие подготовить учеников к дальнейшим действиям. После этого следует ознакомить детей с симметричным расположением узоров, которые основываются на комбинации формы и размеров заготовки.
  • Далее, ребёнок должен самостоятельно чередовать 3-4 элемента. Предварительно ученики должны использовать завиток, круг, внутренняя часть которого заполнена тонировками.
  • Следует отметить, что для новичков лучше выбирать монохромное сочетание тонов, состоящих из 3-4 оттенков. Перед нанесением тона можно смешать 2 цвета, благодаря которым мазок получится плотным и насыщенным.
  • Располагать краски нужно близко друг к другу, чтобы в композиции не было четких границ. Таким образом рисунок получится единым и сложным.

Рисование для старшей группы

Городецкая роспись в старшей группе должна состоять из объёмных узоров. Процесс создания рисунка должен содержать в себе трехмерную основу на поверхности выпуклой части изделия.

Предварительно рисуют эскиз и прорисовку отдельных частей, чтобы распределить расположение тонов. При комбинировании нескольких мотивов удаётся визуально изменить форму изделию, а также подчеркнуть его отдельные детали.

Следует отметить, что для подчеркивания линий следует выбирать темные виды красителей. Например, черный сделает контраст между элементами, а синий наоборот поможет сгладить переход между деталями.

Специалисты рекомендуют использовать специальные модели, которые создают по стандартному образцу. Как правило, в таких композициях присутствует несколько объемных элементов, выполненных на основе розы, листиков и волшебных птиц.

В процессе нанесения важно правильно держать кисть, чтобы мазок плавно лег на поверхность заготовки. Например, розу рисуют по принципу круга. Границы на торцевой части делают в виде полукруга. Лепестки получаются в том случае, если держать кисть под небольшим углом.

При получении базовых навыков удаётся украсить интерьерные вазы, кухонную утварь и деревянные игрушки. Что же касается материалов и инструментов для занятий городецкой росписью, по предварительно детей обучают нанесению узоров на поверхности плотной бумаги.

Чтобы у детей сформировать четкое представление о готовом результате рекомендуют заранее нанести эскиз при помощи простого карандаша. После чего можно переходить к выбору оттеночной палитры.

Для смешивания цветов лучше использовать пластиковые одноразовые тарелки. Следует отметить, что краска на них медленно высыхает, что позволяет использовать полученный цвет несколько раз.

Фото городецкой росписи

Об авторе: художник, эксперт в области рисования

Задать вопрос

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется города россии
  • Как пишется города миллионники
  • Как пишется города курорты
  • Как пишется город франкфурт на майне
  • Как пишется город сумы