Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Содержание статьи
Структура
раздела
Предыдущая статья
Следующая статья
Фонд может учреждать специальные (внеплановые) конкурсы. Методические рекомендации для таких конкурсов могут содержать отличия или уточнения по сравнению с приведенной в этой статье информацией.
Внимательно изучайте методические рекомендации к каждому конкурсу. Актуальный документ с методическими рекомендациями для текущего конкурса прикреплен в конце этой статьи.
Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.
Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки.
Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Фонд ожидает от долгосрочных проектов заметных системных изменений в определенной социальной сфере и в жизни целевой группы. Если вы не уверены, что проект сможет создать изменения такого масштаба, возможно, стоит сократить сроки реализации проекта и создать более локальные изменения за более короткий период.
Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект:
- Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
- Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно.
- Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.
Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»
Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.
Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»
Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.
- Название не начинается с кавычек, начинается с заглавной буквы, без точки в конце.
- Из названия проекта понятна его суть.
- В название не входит описание проекта. Название должно быть емкое и краткое: длинные формулировки трудно воспринимать. Максимальная длина названия — 500 символов вместе с пробелами, при этом фонд рекомендует делать названия проектов как можно более короткими.
- В названии нет грамматических ошибок и опечаток. После регистрации заявки название проекта будет невозможно изменить, оно автоматически появится на сайте фонда и, вполне возможно, в социальных сетях и СМИ.
Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»
В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?
- Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
- Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
- Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
- Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.
Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.
Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.
Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»
Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.
Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.
Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.
Поле «3.2. Видео о проекте»
Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.
Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.
Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.
Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»
Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».
Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой.
Поле «4. География проекта»
В этом поле укажите территорию реализации проекта.
География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.
Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.
- Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки.
- Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика.
- Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.
- Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия. Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
- Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
- Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.
Поле «5. Дата начала реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «6. Дата окончания реализации проекта»
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.
Поле «7. Целевые группы проекта»
Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.
Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.
Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.
Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.
Типичные ошибки в выборе целевых групп:
Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.
Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.
Целевая группа размыта или слишком широка.
Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.
Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.
Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»
Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.
1. Каких людей касается проблема?
Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.
В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».
2. В чем заключается проблема?
Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы.
Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.
Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование».
3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?
Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.
Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.
Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.
4. Каковы причины существования проблемы?
Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования.
Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.
Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.
Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.
Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.
Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».
Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.
5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?
Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?
6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?
Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.
В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.
В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.
Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте.
Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг.
К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.
7. Каковы возможные последствия развития проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.
Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы
Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.
Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.
Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план.
Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).
Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.
Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений.
А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.
После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.
Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: а в чем именно состоит проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?
Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»
Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.
Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.
Поле «9. Цель проекта»
В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.
Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.
Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения».
Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».
Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.
Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.
Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам.
Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.
Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать.
Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.
Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.
- Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
- Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
- Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
- Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
- Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.
Типичные ошибки при постановке цели проекта
Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы.
Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.
Цель более широкая, чем проблема.
Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель не соответствует проблеме.
Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.
Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»
В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».
Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».
В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.
Поле «11. Задачи проекта»
В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».
Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.
Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр.
Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть?
Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.
Причины возникновения проблемы:
- Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
- Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
- Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.
Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:
- Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
- Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
- Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».
Есть большая разница между задачами и мероприятиями.
Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть.
Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.
Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.
При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?
Поле «12. Партнеры проекта»
Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта.
Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.
Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.
Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».
Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:
- Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
- Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
- Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
- Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.
Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»
Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть.
Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.
В этом поле коротко опишите:
- целевую аудиторию информационного сопровождения,
- инструменты продвижения: СМИ, социальные сети и реклама в них, реклама в общественном транспорте, листовки, специальные мероприятия,
- информационных партнеров.
Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»
В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.
Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.
Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.
Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»
Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.
Документы
Методические рекомендации по подготовке заявки на специальный конкурс 2022 года
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в специальном конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2022 г.
267 КБ
Методические рекомендации по подготовке заявок во втором конкурсе 2023 года
Методические рекомендации по подготовке заявок на участие во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 году
382 КБ
Рекомендованные статьи
Центр поддержки > О конкурсе
Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Центр поддержки > О конкурсе > Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит
Длительность проектов-участников конкурса
Центр поддержки > Подача заявки > Как правильно заполнить заявку
Как заполнить раздел «Календарный план»
Центр поддержки > О конкурсе > Кто может участвовать в конкурсе
Тем, у кого есть действующие гранты, предоставленные фондом
Центр поддержки > Подача заявки > Рекомендации по формированию бюджета проекта
Комментарии по отдельным статьям бюджета
16 сентября 2016
Как написать проект на грант
Социальное проектирование приобретает все большую популярность. Социально активная общественность все чаще прибегает к написанию грантов для получения дополнительного финансирования. Праздничные мероприятия, благотворительные проекты, социально значимые инициативы – все это, как правило, реализуется за счет грантового финансирования. И получить эти средства невозможно без сильного и правильно написанного проекта.
Существует такой термин – грантрайтинг, который дословно переводится как искусство написания проектов, направленных на финансирование социально значимых инициатив.
Как правило, все грантодатели – это крупные государственные и коммерческие структуры, которые направляют финансирование на реализацию исключительно тех проектных инициатив, которые имеют социальную значимость и конкретный результат. Это следует помнить при формализации проекта.
В первую очередь необходимо определить область проведения проекта, а также социальную группу, на улучшение условий которой направлен проект.
Основными характеристиками по-настоящему стоящей идеи социального проекта можно назвать следующие:
- Новизна. Идея должна быть оригинальной, а не заимствованной;
- Точность. Притянутость идеи всегда очень видна опытным грантовым фондам, и неточные цели и задачи гранта могут свести к нулю шансы получить финансирование;
- Необходимость. Идея должна соответствовать социальным проблемам, то есть быть направленной на их решение. Если проблемы не существует, или сфера деятельности грантодателя на нее не распространяется, финансирование выделено не будет.
Времена, когда проекты писались на конечное приобретение каких-то материальных ценностей, постепенно проходят. Грантодатели становятся разборчивее и профессиональнее, поэтому на фоне очень успешных проектов становится не так уж просто придумать по-настоящему стоящую идею.
За определением идеи следует решение проблемы, которое заключается в мероприятиях, предусмотренных проектом. Например, если в качестве проблемы взять социальную адаптацию детей-сирот, то мероприятиями грантового проекта могут быть:
- проведение профориентации;
- осуществление встреч с представителями широкого круга профессий;
- информационные семинары;
- подготовка специальной профориентационной литературы.
То есть, вся последовательность действий должна быть направлена на решение проблемы, которая была определена изначально. Перечень может быть шире или уже в зависимости от предельного уровня финансирования, выделяемого конкретным фондом.
Определив проблему, решения, а также социальную группу адресатов следует определить следующие характеристики проекта:
- территория проведения проекта;
- продолжительность по времени;
- объем финансирования.
Первые два критерия являются базовыми, и если идея сформирована четко, то, как правило, ответить на вопрос территории и времени, труда не составляет.
Значительно больше проблем у потенциальных грантополучателей возникает при определении финансирования мероприятий. Следует помнить, что грантодатели зачастую заинтересованы не столько в финансировании, сколько в партнерской реализации социально-значимых проектов. Это значит, что авторы гранта должны также вложить свои ресурсы для его реализации: трудовые, вещевые, благотворительные и т.д.
При определении сметы важно помнить, что по всем затратам потребуется оформить подробный отчет. И именно на этом этапе при реализации проекта, как правило, возникают трудности. Так, практика показывает, что некоторые даже понесенные затраты сложно оформить в отчет (как, например, гсм). Поэтому проще учитывать их в пределах софинансирования авторской группы.
Значимый этап при написании гранта заключается в поиске потенциального грантополучателя. У каждого фонда существуют свои требования к заявкам, которые изложены в нормативных документах. Следует изучить их все перед подготовкой заявок.
Не стоит забывать об опасности формального отклонения заявки из-за несоблюдения требований по оформлению документов: объем текста, шрифт, отступы и другие нюансы следует соблюдать неукоснительно.
Практически все фонды перед выделением средств проводят презентации проектов. Авторы должны быть готовы не только пересказать уже изученные экспертами положения проекта, но и ответить на вопросы, касающиеся его реализации и целеполагания.
Видео по теме
В рамках большинства грантовых конкурсов предлагается поддержка проектов. При этом всегда есть некоторое количество заявок, которые запрашивают поддержку на деятельность организации.
А это — вне рамок конкурса, и поэтому заявка получает низкие баллы и организация не получает грант.
В чём же отличие деятельности от проекта?
Деятельность — это непрерывный, цикличный процесс
Например, организация проводит консультации по вопросам здоровья, каждый день приходят новые клиенты, которые получают информацию и справочные материалы. Это профилактическая деятельность как процесс.
Или организация организует работу спортивных секций, и каждый день на занятия приходят дети, их встречают тренеры, проводятся соревнования и т. д. Это работа детских спортивных секций как процесс.
Проект — это форма деятельности, имеющая ограничения
Проект может быть ограничен временем (календарным планом), ресурсами (бюджетом), аудиторией, формулировкой конкретной цели и ожидаемыми результатами. Т. е. проект — это всегда в некотором смысле довольно жёсткая рамка.
Например, мы хотим охватить консультациями по здоровью какую-то конкретную группу (дети из социально неблагополучных семей и их родители). При этом мы даём себе пол года на то, чтобы наладить работу с этой группой, и планируем охватить не менее 500 таких семей. Это проект.
Или мы хотим повысить доступ к детскому спорту в сельских регионах и планируем ряд мероприятий для того, чтобы через год в 10 поселках стабильно работали детские секции. Это проект.
Деятельность vs Проект
Деятельность может существовать в форме разных проектов. Но это не единственная форма существования деятельности.
А есть организации, которые работают только в формате проектов, а затем передают наработки в другие организации, которые на основании них выстаивают деятельность. Именно так, например, часто работает сотрудничество НКО (проекты) и муниципальных организаций (деятельность).
На практике проект чаще всего обладает некоторыми характеристиками инновационности — впервые охват именно этой целевой аудитории или именно такой фокус работы.
Но затем, переходя в систематическую деятельность он переходит в формат систематической работы и может использовать самые разные источники поддержки — от коммерческого основания до госзакупки по ФЗ-442.
Если вы сейчас пишите заявку на грант, то оцените, насколько чётко вы выдерживаете проектный формат. Это важно.
30.10.2019
Анна Яковлева, социолог, специалист по соц. проектированию и грантрайтингу
Поймите, какой объем работы предстоит перед вами, прежде чем начать писать грант
Прежде всего у вас уже должна быть полностью сформированная концепция и цель, требующая финансирования.
— Начинать следует из ключевых вопросов, которые вы должны задать себе самому как руководителю проекта: какую проблему решает мой проект, к кому он обращается и почему его важно воплотить? Я бы не советовала относиться к таким вопросам формально. Во-первых, это будет дисциплинировать вас и развивать проектное мышление. А, во-вторых, когда вы верите в свой проект и четко понимаете, зачем он нужен, это будет ощутимо, — рассказывает Наталья Ревко, менеджерка проектов в сфере культуры.
Помните также, что заявки на гранты обычно требуют значительного количества письменного материала. Некоторые грантовые предложения требуют многочисленные письма поддержки от заинтересованных сторон и местных организаций.
— Если вы увидели конкурс, открыли описание заявки и требований и определили, что на подготовку вам хватит определенного количества часов / дней, смело добавляйте к этому еще 50-70% времени в запасе. Худшее решение — это начать готовить заявку за пару дней до дедлайна или в день дедлайна. Над аппликационным пакетом некоторых международных программам нужно работать несколько месяцев. Я часто сталкивалась с тем, что в последнюю очередь заявители готовили сопроводительные документы. Однозначно не оставляйте это напоследок, — рассказывает Ирина Прокофьева, программная директорка Украинского института.
Ирина Прокофьева, программная директорка Украинского института
Не стоит писать заявку в одиночку
Ирина Прокофьева советует:
— Ключевая задача каждого заявителя — написать заявку максимально четко, конкретно и понятно, чтобы после ее прочтения не возникало дополнительных вопросов и ощущение нехватки информации. Часто эксперты, оценивающие заявки (особенно в международных программах) могут не знать ничего о вас, ваш проект или организацию. А это значит, что ваша заявка для них — единственный источник информации для принятия решений.
С другой стороны, сложно и тем экспертам, которые знают вашу организацию, понимают ваш опыт и экспертизу, но не могут соответствующим образом оценить заявку, из которой все это не очевидно. Так что ваша цель — четко формулировать цели, задачи, концепцию, методологию, миссию и результаты. Если мы пишем все это самостоятельно, мы можем не заметить, что использовали специфическую неусталеною терминологию, не указали достаточно контекста, непрозрачно описали аргументацию. Ведь то, что нам кажется очевидным и понятным, у другого человека может вызвать много вопросов.
Именно поэтому заявку стоит писать не самому, а с коллегами. А ещё лучше давать её почитать кому-то, кто не знает деталей о сфере вашей деятельности, проект или организацию. Замечательной проверкой может быть вычитка заявки другом / подругой, коллегой из другой сферы или даже членами семьи.
Посмотрите, какие проекты эта организация финансировала раньше
Если вы найдёте список проектов, которые ранее выиграли грант, вы можете спросить у их организаторов, готовы ли они поделиться своим успешным опытом написания заявки, чтобы вы потом не упустили какие-то важные нюансы.
Не бойтесь лично спрашивать у грантодателей, если чего-то не понимаете
Позвонив, написав или лично встретившись с сотрудником программы гранта, можно обсудить соответствие ваших идей и приоритетов. Но никогда не обращайтесь к сотруднику по грантам просто для того, чтобы произвести впечатление. Многие фонды специально просят, чтобы соискатели не связывались с сотрудником программы грантов, поэтому всегда сперва проверяйте, стоит ли.
Если дополнительная информация о гранте может быть полезна для вашего процесса написания, но вы не решаетесь обратиться, помните, что установление контакта на личном уровне может иметь некоторые очень полезные преимущества:
Если сотрудник программы грантов считает, что ваши идеи хорошо подходят для гранта, вы произвели незабываемое впечатление и увеличили свои шансы на успех.
Если сотрудник программы грантов не считает, что ваши планы соответствуют гранту, вы просто сэкономили организации время и усилия.
— Каким бы способом вы не контактировали с организацией, помните, что вы общаетесь с такими же людьми как и вы, с профессионалами, которые ожидают эффективной коммуникации, уважения и этичности, — рассказывает Ирина Прокофьева.
— Я бы также советовала посещать форумы, воркшопы и фестивали, на которых присутствуют представители фондов. Таким образом вы сможете лучше понять направления работы, которые проекты предпочитаетгрантодательь, а также задать вопросы напрямую. Сейчас таких мероприятий становится всё больше в Украине, поэтому их не следует пропускать. Есть и другой тип сотрудничества, когда проекты поддерживают без объявления open-call, но это означает высокий уровень доверия к организации, основанный на репутации, предыдущем положительном опыте сотрудничества и качественной коммуникации в течение и после проекта, — советует Наталия Ревко.
Наталья Ревко, менеджерка проектов в сфере культуры
Разработайте реалистичный проект или часть более крупного проекта,который может быть выполнен к концу периода гранта
Ваши масштабные идеи и фантазии – это, конечно, хорошо, но если грантодатель увидит, что их слишком много, это может сыграть с вами злую шутку.
Обращайте внимание на технические критерии
— Из своего опыта оценки заявок в рамках грантовых конкурсов могу уверенно сказать: самые частые ошибки связаны с техническими требованиями грантодателя, — рассказывает Ирина Прокофьева.
Обычно технические критерии — это
- срок отправки заявки,
- тема письма,
- перечень документов, который должен представить заявитель,
- объем текста в определённых блоках и вопросах,
- сроки реализации проекта,
- условия по софинансированию,
- география или тематическое направление проекта,
- соответствие приоритетам грантового конкурса и тому подобное.
Ирина считает, что часто по невнимательности, из-за недостатка опыта или из-за неправильно рассчитанного время на подготовку заявки участник конкурса выпускает из поля зрения все эти моменты.
— Я видела много проектов, у которых была прекрасная, важная идея, опытная команда и необходимый опыт, чтобы воплотить в жизнь действительно нужную инициативу, но они не проходили на следующий этап конкурса именно из-за несоответствия техническим критериям. Не пропускать через это заявку далее — всегда неприятность для эксперта, который её оценивает. Важно, что все серьезные грантовые программы очень тщательно придерживаются технических требований, ведь это создает равные условия и прозрачные правила для всех, — рассказывает экспертка.
Ирина советует участникам внимательно ознакомиться со всеми правилами, приоритетами и техническим критериям конкурса.
— Например, я, подаваясь на гранты, делала так: сохраняла себе все правила и требования, распечатывала и выделяла маркером все важные моменты. А после написания заявки и подготовки сопроводительных материалов проходила по всем выделенным блокам и отмечала, всем ли требованиям моя заявка соответствует, — рассказывает экспертка.
Ваша заявка должна быть одинаковой и в бюджете, и в описании
Слишком много раз авторы создают красивый рассказ, а бюджет лишают напоследок. Это большая ошибка! Бюджет проекта — это ещё одна возможность рассказать свою историю и продемонстрировать свой авторитет. Многие спонсоры говорят нам, что бюджет — это первое, на что они обращают внимание.
Не ждите до последней минуты!
Это может поставить под угрозу качество вашей заявки и, в худшем случае, поставить под угрозу вашу репутацию.
7 советов, как увеличить шансы грантовой заявки от Ирины Прокофьевой и Наталии Ревко
- Чётко определите проблему, которую хочет решить ваш проект. Для этого я советую использовать инструменты «Дерево проблем» и «Дерево решений».
- Уделите внимание формулировке целей, задач и результатов проекта. Я советую использовать формат логико-структурной матрицы (Project Logframe). Чётко укажите, как вы собираетесь измерить свои результаты, как поймёте, достигли ли вы успеха по завершению проекта.
- Продумайте свою коммуникационную стратегию. Если необходимо, привлеките коллег / специалистов, чтобы они помогли вам проработать этот блок заявки максимально профессионально.
- Не придумывают проект под грант. Эксперты, оценивающие заявки, видят искусственность такой заявки с первых строк текста. Только живая, актуальная идея будет иметь высокие шансы на победу.
- Будьте внимательны к деталям. Грантодатель оценит соблюдение вами всех требований, адекватное форматирования текста, указания всей информации, аккуратность сопроводительных документов, реалистичность и детализированность бюджета. Опять же, заявки пользователя поспешно и на скорую руку видно сразу, и хорошего впечатления они не производят.
- Поищите аргументы, почему ваш проект необходимо воплотить: это может быть статистика, комментарии экспертов и исследования по проблеме, на которую направлена ваша инициатива. Для того, чтобы написать действительно сильную заявку, вам понадобится время на поиск и анализ такой информации. Я бы советовала постоянно мониторить исследования и отчёты, которые публикуются по теме ваших проектов и сохранять ключевые цитаты. Это не только будет способствовать вашему профессиональному развитию, но и сохранит время при создании заявки.
- Внимательно выбирайте партнёров. Хорошо, если у вас уже был предыдущий опыт сотрудничества. Также подумайте, будете ли вы сотрудничать и после реализации инициативы, заинтересован ваш партнер в устойчивости проекта. Этот вопрос является ключевым как для проекта в целом,таки для успеха вашей заявки.
От редакции: После юбилейных торжеств тысячелетия крещения Руси, состоявшихся в 1988 году, перед российским старообрядчеством открылись грандиозные возможности. Прекратилось давление государственных и партийных структур. Была отменена цензура. С конца 1980-х государство на долгие годы самоустранилось от какого-либо контроля за богослужебной, издательской и просветительской деятельностью. Казалось бы, наступил новый золотой период, когда старообрядчество могло бы развивать церковные институты, открывать новые приходы и главное спокойно и во всеуслышание проповедовать истину старой веры.
Однако оказалось, что за годы советской власти многое было утрачено. В частности, были уничтожены классы, составляющие экономическую основу старообрядчества. Купцы-меценаты были истреблены или изгнаны сразу после Октябрьской революции. В начале 90-х годов практически не оказалось людей, готовых оказывать финансовую и организационную помощь в церковном строительстве и просветительской деятельности. К счастью, в последние полтора десятилетия ситуация стала меняться. Появились благотворители, государство стало оказывать более активную помощь старообрядческим согласиям. Так, в Москве в 2007–2014 годах благодаря содействию городских властей реконструирована значительная часть Рогожского историко-архитектурного ансамбля.
Одним из новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система федеральных грантов. За счет этих субсидий появилась возможность решать ряд задач, связанных с просветительской деятельностью. Среди них — издательская деятельность, проведение ярмарок и концертов духовной музыки, создание интернет ресурсов, музеев и многое другое. В последние годы государством выделены десятки и сотни миллионов рублей на подобные цели. Открывшиеся возможности позволили представителям старообрядческих согласий реализовать немало важных проектов.
Однако успехи в этой области нельзя назвать однозначными. За несколько лет накопилась статистика негативного опыта. Подчас невнятные цели грантовых проектов, слабая проработка механизма реализации поставленных задач, невысокая квалификация исполнителей, отсутствие взаимодействия со средствами массовой информации приводят к тому, что «коэффициент полезного действия» грантовых субсидий остается на низком уровне. У сторонних наблюдателей порой создается впечатление, что целью гранта является не столько воспитание и просвещение общества, сколько желание поправить материальное положение участников проекта.
О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает Елена Васильевна Воронова — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ. Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи).
С 1 ноября 2018 г. под руководством Елены Васильевны реализуются два гранта: «Сохранение, популяризация и исследование старообрядческой книжной культуры» и «Просветительская мобильная выставка древнерусского иконописного наследия к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума “Духовный свет русского православия”».
***
Для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд президентских грантов (президентские гранты.рф).
Социальный проект — это комплекс мероприятий, направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует гармоничному развитию гражданского общества.
Какова структура социального проекта?
Как правило, обязательными элементами проекта являются:
- Название проекта.
- Аннотация проекта, то есть краткое описание проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2) указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
- География проекта.
- Срок реализации проекта.
- Обоснование социальной значимости проекта.
- Целевые группы проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта.
- Бюджет проекта
- Дорожная карта проекта (календарный план).
- Команда проекта.
- Информация об организации, от которой подаётся заявка на грант.
Что такое проблема и как её сформулировать?
Проект лучше начинать не с поиска идеи (например, у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.
Социальная проблема — социальная ситуация, которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Проблема должна быть актуальной, ненадуманной, подлинной. Соответственно, её нужно обосновать, то есть доказать. Неверно для обоснования значимости пользоваться общими размытыми фразами, такими, например, как: «Социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с всё увеличивающейся в условиях международных политических, социально-экономических и культурных трансформаций потребностью в сохранении, укреплении и распространении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентификации, культурного и научно-образовательного единства многонациональной России, межгосударственного диалога и цивилизационного сотрудничества». Вместо неконкретных формулировок нужен набор аргументов. Ими могут стать:
1. Опрос (анкетирование, интервьюирование) целевой аудитории. Мнение благополучателей поможет подтвердить наличие проблемы, а также, вероятно, подскажет способы преодоления противоречий.
2. Анализ нормативно-правовых документов. В целевых программах можно найти формулировки проблем, алгоритмы их решения. Например, для обоснования актуальности проекта «Создание цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку» может помочь штудирование Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.
3. Статистические данные. Например, таких ресурсов, как:
- Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/). На сайте содержится официальная статистическая информация обо всех сторонах жизни российского общества, информационно-аналитические материалы, характеризующие различные аспекты экономики и социальной жизни страны.
- Статистика.RU. Справочный и аналитический веб-ресурс Госкомстата. Содержит таблицы с данными и текстовые публикации, новости статистики по вопросам социальной, экономической жизни, экологическим проблемам, криминологии и т. д.
- Мультистат. Многофункциональный статистический портал (www.multistat.ru/). Веб-ресурс Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
- Статистика российского образования (http://stat.edu.ru/). Сайт содержит информацию об уровнях образования, результатах ЕГЭ, региональные данные, международные сопоставления, статистические материалы для СМИ.
4. Научные исследования. Например, изыскания учёных по социологии, истории, культурологии и других направлений гуманитаристики.
5. Поиск в средствах массовой коммуникации интервью отраслевых экспертов, лидеров общественного мнения и пр.
6. Высказывания государственных служащих, представителей власти. Однако прямого цитирования лучше избегать.
7. Изучение опыта решения проблем других регионов и стран.
И другие факты-доводы, подтверждающие важность и злободневность обозначенной проблемы, острую необходимость её решения.
Как поставить цель и обозначить задачи?
После того, как проблема сформулирована и обоснована, нужно обозначить цель и задачи проектной деятельности. Цель — это конкретный ожидаемый результат, на достижение которого направлен проект, то есть цель — наивысшая точка желаемого, решение проблемы.
При формулировке цели нужно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, цель всегда одна. Эффективнее, легче и реалистичнее работать над достижением единого результата, нежели пытаться сосредотачиваться на нескольких предметах устремления. Одна цель помогает выстроить понятную и посильную логистику. Образно выражаясь, можно сказать, что, на двух стульях усидеть сложно и в погоне за двумя зайцами не каждый может поймать хотя бы одного.
Во-вторых, цель — это всегда законченное действие, а не процесс. Цель ограничена во времени. Соответственно, некорректно будет сказать, что «целью проекта является воспитание патриотизма у молодёжи», так как воспитание — это процесс, который может растянуться на долгие годы. Вместо этого стоит назвать конкретное действие (мероприятие, событие), которое направлено на патриотическое воспитание: например, «цель — проведение акции «Свеча памяти»».
Хорошим подспорьем при формулировании цели может стать постановка цели по SMART. Данный метод постановки цели включает пять критериев, которые и создают аббревиатуру S.M.A.R.T.:
- S – Specific: цель конкретна. Цель понятна и достижима; это конкретное законченное действие, которое можно оценить, а не мечтательные формулировки. Например, цель не улучшение физического здоровья детей, а организация ежедневных уличных тренировок.
- M – Measurable: цель измерима. Показатели могут быть качественными и количественными. Единицы измерения должны быть адекватно подобраны, в цифрах должен быть заложен смысл. Например, правильнее сказать не «цель — совершенствование профессиональных компетенций преподавателей-русистов в области русского языка как иностранного», а «цель — проведение обучения 350 преподавателей в рамках Международных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные эдьютейнтмент-технологии обучения русскому языку как иностранному»».
- A – Achievable: цель достижима. Нужно отказаться от необоснованных амбиций и мечтательного оптимизма, а показать, что выполнение данной цели возможно. Это объясняется за счёт указания, с помощью каких ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и пр.) планируется достигнуть цели. Например, если у вас 80 граблей и лопат, целью не сможет стать организация экологического субботника на тысячу человек.
- R – Relevant: цель релевантна, то есть адекватна; соответствует другим приоритетным направлениям развития социума; актуальна. Цель не должна противоречить здравому смыслу, иным мероприятиям по решению обозначенной проблемы и пр., иначе масштабная сверхцель по формированию гармоничного гражданского общества не будет решена. Например, не вполне приемлемо будет выбирать целью создание спортивно-тренировочного корта на особо охраняемой природной территории.
- Т – Time-bound: цель ограничена сроком, измерима во времени. Мечтать можно сколько угодно, но для эффективного планирования нужно иметь временную точку достижения целей. Например, можно сказать «… до конца 2018 г. обучить 500 детей с ЗПР по программе…».
Стоит сказать, что при формулировке цели для социальных проектов, кроме пяти SMART-критериев, можно указать сверхмиссию. Примером SMART-цели с миссией может быть такое целеполагание: «Формирование проектной культуры посредством проведения online-обучения трёх тысяч старообрядцев до конца 2018 года».
Задачи — конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Решение задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. Задачи отражают стратегию реализации проектной идеи.
Признаками верного формулирования задач являются:
- Логичное и последовательное решение проблемы.
- Взаимосвязь с деятельностью по проекту (каждое мероприятие проекта должно быть связано с одной из задач).
- Чёткие и конкретные формулировки задач, выраженные не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.
При формулировании задач проекта рекомендуется не применять такие слова, как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Лучше сказать: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность грантозаявителя на результат.
На что обратить внимание при описании механизма реализации проекта?
Механизм реализации проекта должен быть синхронизирован с задачами, скрупулёзно детализирован и по возможности включать инновационные методики.
Если говорить подробнее, то каждое мероприятие календарного плана (дорожной карты) должно быть направлено на решение задач, приведённых в описании проекта. Описание мероприятия должно включать подробную информацию о том, каким образом оно будет реализовано, для какой целевой группы. Необходимо указание сроков и конкретных результатов (согласно количественным показателям) по итогам каждого мероприятия.
Если вы предлагаете принципиально новые и свежие механизмы решения проблемы, то это сможет стать хорошим бонусом при оценке экспертами вашей проектной идеи. При этом нововведения должны обеспечивать эффективное сглаживание или нейтрализацию проблем. Например, если ваша цель — формирование экологического сознания путём проведения природоохранных мероприятий, то малопродуктивными будут традиционно предлагаемые мероприятия по очистке берегов рек от мусора или проведение мастер-классов по экологии. Данные работы нужны, но они не решают проблемы: после уборки территории её загрязняют вновь. Оригинальным решением, способствующим большей результативности в устранении экологической катастрофы, может стать обмен собранного мусора на саженцы деревьев и их посадка.
Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке?
Качественные результаты должны включать в себя индикаторы, характеризующие изменения в целевой группе благодаря реализации проекта.
Количественные показатели — цифры, с помощью которых можно определить соразмерность запрашиваемой суммы гранта и результатов проекта. Ориентироваться удобнее всего на мероприятия проекта в календарном плане.
Фонд грантов Президента РФ рекомендует оценивать показатели по следующим требованиям:
- «Адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
- достижимость (значения этого показателя реалистично получить в рамках реализации проекта);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации можно будет подтвердить документально);
- измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
- объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
- однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок)».
Примером планируемых количественных и качественных показателей, обоснования их достижимости для проекта по созданию цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку может послужить следующий отрывок из грантовой заявки.
Реализация предусмотренных в проекте цели и задач обеспечит достижение следующих показателей:
— качественных показателей:
- создана доступная, бесплатная и основанная на современных цифровых эдьютейнтмент-методах и технологиях обучения система изучения и преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного;
- сформирован устойчивый интерес к освоению русского мира и совершенствованию языковой культуры,
- налажены диалоговые межнациональные взаимоотношения.
— количественных показателей:
- в единой цифровой образовательной эдьютейнтмент-среде для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки разработано семь мультимедийных и интерактивных онлайн-курсов,
- создана ежедневно обновляющаяся база учебно-тренировочных, игровых, мультимедийных методических материалов для изучения русского языка как родного, неродного и иностранного, в том числе издан печатный сборник эдьютейнтмент-упражнений по русскому языку для иностранцев;
- численность прошедших онлайн-курсы – не менее 2,5 тыс. человек,
- в Интернет-олимпиаде по русскому языку для одарённых детей поучаствовали не менее 250 школьников;
- осуществлено повышение квалификации не менее 250 преподавателей;
- более 350 лиц с ограниченными возможностями здоровья смогли пройти обучение с учётом специальных условий и требований.
Достижимость программных индикаторов и показателей
Как грамотно оценить ресурсы проекта?
Прежде чем запрашивать определённую сумму денег у грантодателя, нужно оценить имеющиеся ресурсы. Как правило, адекватная оценка ресурсной базы позволяет существенно снизить финансовые запросы и сделать бюджет проект соизмеримым результатам.
Ресурсы проекта:
- Материальные ресурсы. Например, наличие ноутбуков, помещения для проведения мероприятий, лопат, мешков для мусора и пр.
- Кадровые ресурсы. При описании команды проекта нужно показать, что она справится с решением задач, указанных в заявке, что она обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта. Важно объяснить: кто именно и какие задачи будет выполнять, какой у каждого члена команды имеется практический опыт. Фонд грантов Президента РФ рекомендует указывать 5–7 ключевых членов команды (всего возможно добавить до 15 человек).
- Административные ресурсы. При реализации проектов при государственной поддержке желательно заручиться поддержкой властей. Внимание местной власти к проекту и его поддержка будет не только способствовать реализации проекта, но и одновременно свидетельствовать о значимости решаемой проблемы.
- Информационные ресурсы. Ваша организация должна быть информационно открыта: иметь аккаунты в соц. сетях и мессенджерах, по возможности — сайт. Публиковать в медиа и СМИ информацию о своей деятельности. Эксперту, а затем и обществу, должно быть понятно, что госфинансирование досталось не случайным заявителям, а положительно зарекомендовавшим себя организациям.
- Финансовые ресурсы. Это один из важнейших пунктов грантовой заявки. При формировании бюджета необходимо подробное финансово-экономическое обоснование проекта. Ознакомиться со всеми нюансами бюждетирования можно на сайте Фонда грантов Президента РФ, расположенном по адресу https://президентскиегранты.рф/public/home/documents.
Как охарактеризовать целевую аудиторию и географическую территорию проекта?
Целевая аудитория — это благополучатели, социальная группа, ради которой делается проект. Чем более точный портрет целевой аудитории имеется, тем проще выявить её проблемы, найти способы решения проблем.
Охарактеризовать целевую аудиторию можно по следующим критериям:
- Возраст.
- Количество. Некорректно указывать, например, что благополучателями является вся молодёжь N-ой области. Так как это далёкие от реальности цифры: эксперт посмотрит в Росстате, что в области проживает 20 тысяч молодых людей, а проект рассчитан лишь на 3 тысячи. Лучше указать примерное количество участников будущих мероприятий. Кроме того, среди участников стоит указывать только тех, кто действительно будет задействован в мероприятиях проекта. Не нужно включать тех, кто сможет посмотреть в открытом доступе в Интернете, например, ролики, баннеры проекта, так как найти доказательства того, что это просмотрела именно обозначенная целевая группа, будет проблематично. Пусть благополучателей окажется меньше, но их количество будет соответствовать действительности.
- Социальный статус (дети, школьники, пенсионеры, многодетные семьи, студенты, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства и пр.).
- География. Географическая территория должна не противоречить той, что указана в уставе НКО.
Каковы критерии оценок проектов?
Критерии оценок проектов могут отличаться у разных грантодателей. Фонд президентских грантов РФ оценивает проекты в зависимости от запрашиваемой суммы по следующим критериям:
- Актуальность и социальная значимость проекта.
- Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам.
- Инновационность, уникальность проекта.
- Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов.
- Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта.
- Масштаб реализации проекта.
- Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития.
- Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности.
- Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности.
- Информационная открытость организации.
Участие в грантовой деятельности требует от грантозаявителя желания неустанно совершенствовать мир и решать проблемы общежития, даёт возможность выстраивать гражданское общество страны по законам человеколюбия. А это значит, что участвовать в конкурсе социальных проектов просто необходимо.
В конце 2017 года победителем конкурса президентского гранта стал проект РПсЦ «Развитие научной и культурно-просветительской деятельности в области древнерусской культуры и старообрядчества», направленный на создание комплекса уникальных научно-просветительских и информационных материалов о древнерусской культуре и старообрядчестве с их последующим размещением на официальном сайте РПсЦ — rpsc.ru