Как пишется групхед

Как правило, я присутствую, когда проводится «креативный интёрнал» — когда копирайтер или арт-директор встречается со мной, рассказывает большие идеи, и мы обсуждаем, что хорошо, что можно докрутить, что «попало», а что — нет. Если мы друг друга не понимаем, это будет в том числе и моя ошибка.

Я контролирую определённые «точки» проекта: брифинг, разработку больших идей. Практически всю работу по большим идеям копирайтеры делают самостоятельно, я присутствую в критические моменты, например, на брейншторме.

У нас всегда есть ключевые лица — это арт-директор и копирайтер. Арт-директор отвечает за визуальную составляющую идеи. Копирайтер отвечает за текстовую или смысловую. Вместе они должны создавать симбиоз визуального или аудиального и идейного или текстового мышления. В идеальном мире они дополняют друг друга. В Red Keds раньше никогда не было креативных пар, но мы к этому стремимся.

Сейчас у нас появился ассоциированный креативный директор — ACD. Это человек чуть ниже креативного директора, но выше, чем остальные копирайтеры. Мы ввели эту должность, чтобы уровень ответственности был чуть выше, чем у групхедов. Там, где раньше последнее слово мог сказать только я, теперь это делает ACD. Он отчитываться только передо мной.

ACD берёт на себя часть работы и занимается проектами. С групхедом немного другая история, потому что у него есть креативная команда младшего уровня, с которыми он работает. Но ответственность за него всё равно лежит на мне.

Обычно я езжу на все презентации, но сейчас мы разделили роли: ACD ездит на презентации самостоятельно без меня, а я — на другие презентации, чтобы на одном уровне общаться с клиентами. Выслушать их и попытаться понять.

На мне ещё лежит роль человека, который должен всех понимать, чтобы потом это понимание принести в агентство, когда мы вернёмся со встречи.

account group head

Кино: ответственный исполнитель заказов

Универсальный англо-русский словарь.
.
2011.

Смотреть что такое «account group head» в других словарях:

  • Head louse — This article is about the animal. For the disease known as head lice, see Pediculosis capitis. Head lice Scientific classification Kingdom: Animalia …   Wikipedia

  • Head First (Badfinger album) — Infobox Album | Name = Head First Type = Album Artist = Badfinger Released = November 14, 2000 Recorded = 1974 Genre = Power pop Length = ? Label = Snapper Personnel = Peter Ham Tom Evans Bob Jackson Mike Gibbins Producer = Kenny Kerner Richie… …   Wikipedia

  • Arthropod head problem — The arthropod head problem is a long standing zoological dispute concerning the segmental composition of the heads of the various arthropod groups, and how they are evolutionarily related to each other. While the dispute has historically centered …   Wikipedia

  • Warner Music Group — Type Subsidiary Industry Music Entertainment Founded 1958 (as W …   Wikipedia

  • List of Beavis and Butt-head episodes — The following is an episode list for the MTV animated television series Beavis and Butt head. The series has its roots in 1992 when Mike Judge created two animated shorts Frog Baseball and Peace, Love Understanding which were later aired on… …   Wikipedia

  • Tania Head — (born Alicia Esteve Head on July 31, 1973) is a Spanish woman who gained media attention after she fabricated a story about survivng the World Trade Center September 11 attacks.Claims as a 9/11 victimHead claimed that she was on the 78th floor of …   Wikipedia

  • List of minor characters in Beavis and Butt-Head — The following is a list of characters appearing occasionally on the MTV cartoon series Beavis and Butt head , each with a description. (Please note that other characters with smaller and/or less significant roles in the series sometimes bear the… …   Wikipedia

  • Royal Bank of Scotland Group — Infobox Company company name = The Royal Bank of Scotland Group Public Limited Company company company type = Public (lse|RBS) foundation = 1727 location= Edinburgh, Scotland, UK key people = Sir Tom McKillop, Chairman Sir Fred A. Goodwin, CEO… …   Wikipedia

  • Closed head injury — Closed head injuries are a type of Traumatic Brain Injury in which the skull and dura mater remain intact. Closed head injuries are the leading cause of death in children under 4 years old and the most common cause of physical disability and… …   Wikipedia

  • The Co-operative Group — Co operative Group Ltd. Type Consumer cooperative Founded 1863 (1863) Headquarters …   Wikipedia

  • Anonymous (group) — Anonymous A flag conveying symbolism associated with Anonymous. The imagery of the suit without a head represents leaderless orga …   Wikipedia

Разговоры под постингом о том, что показывать в блогах и на сайтах, напомнили мне одну вещь, про которую я уже давно хотела поговорить: кого, где, как и почему называют.

К примеру, в Германии я ещё не встречалась с такой должностью как «технический дизайнер». Мой личный опыт таков, что здесь любой рядовой дизайнер должен уметь делать и допечатную подготовку, и ретушь, и рисовать, и фотографировать и ещё много чего (другой вопрос, что не все умеют и род работы диктует свои правила). Однако в основном люди, которые получают в Германии высшее дизайнерское образование (Dipl. Designer, или сейчас уже, наверное, Bachelor), знакомы как минимум с азами иллюстрации и изобразительного искусства, фотографии, индустриального дизайна, работы с графическими приложениями и даже кинематографии. Они так же имеют определённый уровень концептуальнной прокаченности, если можно так выразиться.

Люди, которые учатся на дизайнеров в училище с одновременной работой в качестве подмастерий на предприятии, так называемая система образования Ausbildung, получают за 3 года звание Mediengestalter (оформитель) и в большинстве своём именно что «технари». Они прекрасно владеют фотошопами-индизайнами, но, как правило, не получают того широкого спектра концептуальных знаний, как люди в вузах. В любом случае я не сталкивалась с тем, чтобы их называли отдельным словом «технический дизайнер», как в России называют талантливых сотрудников, которые делают в основной своей массе ретушь.

Вопросы, кого, как и кем называют меня мучают очень давно. Понятно, что ‘фасилити менеджер’ звучит гордо в сравнении с ‘уборщица’. Однако искажения в интерпретации англицизмов привели со временем и к некоторому искажению восприятия реальности.

Например, кто такие менеджеры? Если я работаю с русскоговорящими клиентами, порой техзадание присылают не сами артдиректора, а посредники, которые подписываются словом «менеджер». Я внутренне всегда немного вздрагиваю, потому что в Германии менеджеры — это люди, которые получают баснословные гонорары и управляют целыми концернами! Например, менеджеры концерна Deutsche Bahn работают на таких ключевых постах как финансы, контроль и регулирование предприятия. Но я просто запомнила для себя, что в России, видимо, называют менеждерами людей, которые что-то успешно улаживают в модели «клиент-исполнитель» и являются людьми на побегушках (сразу уточню, что это сказано без негативной коннотации).

Кстати, тема «артдиректор» и «креативный директор» — одна из моих «любимых».

Например, в Германии креативный директор — это человек, который по сути дела управляет дизайнерским агентством. Он отвечает за курс всей фирмы, за кампании и концепты, которые покидают стены агентства, а так же за бюджет, отведённый на персонал и проекты. Это по сути дела директор предприятия. Поэтому если какой-то фриленсер сидит дома за компом, координирует пару других фриленсеров по скайпу и рассказывает им, куда идти, он самое бОльшее руководитель проекта, а не креативный директор. По сути дела нельзя быть фриленсером и одновременно креативным директором. Это звание подразумевает работу в офисе и наличие компании, которой управляешь.

Но, повторюсь, я не знаю, что же именно означает слово «креативный директор» в других культурах. Поэтому пытаюсь отметать мрачные мысли о том, что возможно мною и моим восприятием хотят манипулировать те люди, которые зовут себя креативными директорами, но не имеют для этого перечисленных выше предпосылок.

То же самое и с титулом «артдиректор». Я как-то вычитала в одном творческом журнале про дизайнера, о котором точно знала, что он фирма из самого себя, что он глава компании и артдиректор. Нет, чисто формально он может звать себя руководителем самого себя, потому что это его фирма. Но вот для того, чтобы зваться артдиректором, ему, увы, нужна команда. Как минимум в Германии. По идее я не могу сидеть дома в 4х стенах и звать себя артдиректором только потому, что при исполнении заказов я играю роль человека-оркестра: отвечаю за концепт и исполнение. Если давать простое определение, то артдиректор — это человек, который отвечает в дизайнерском агентстве за концепт, исполнение, слаженную работу подобранной команды и за сроки для отдельно взятого проекта (проектов) или кампании (кампаний). Т.е. этот титул предполагает наличие некой фирмы плюс команды в ней. Но опять-таки, я не знаю, что этот титул означает в других культурах!

Поэтому я решила спросить у вас. Дорогие читатели моего блога, вам слово! Расскажите, пожалуйста, для общего блага и спокойствия, кого в вашей стране (не забудьте указать) или в вашей фирме называют креативным директором, артдиректором, менеджером проектов, тимлидером? Какие у них функции? Кто у вас арт байеры и агенты, какие у них функции? Есть ли иерархии внутри дизайнерских коллективов? Какие?

Очень интересно, насколько различно понимание одних и тех же должностей или званий в разных кругах.

Work area

March 3 2002, 12:22

Categories:

  • Общество
  • Лытдыбр
  • Cancel

Слова-паразиты

Да, saigon, беда просто с этими словами.

Только избавишься от одного слова-паразита, как на смену ему приходит другое. Причем самые ужасные из них сразу приживаются в лексиконе всех друзей и сотрудников. Нет бы чему-нибудь хорошему научились…
Только избавились от дурацких, лишенных всякого смысла слов как «кийэккаунтер» и «групхед», как появились «провизорий» (презентация сделанная на скорую руку) или «сторибяк» (storybook).

А самое, самое, самое ужасное вообще, это идиотский глагол «коммуницировать». Откуда только берется этот кошмар?
Заказчик не понял, что от него надо — значит «это ему плохо скоммуницировали».
Что заставляет нормальных людей говорить такие фразы?

Автомобиль проводит собеседование и хантит вам айтишников, а затем собирает кучу наград за креатив на фестивалях. Казалось бы: создавайте такие кейсы, прославляйте компанию и себя — всего-то нужно как следует покреативить и отдать результат в продакшн. 

Если бы… Любая креативная кампания выглядит так круто лишь потому, что основана на четком инсайте. О нем и поговорим. И рассмотрим крутые кейсы. Но сначала… 

Немного скучных вводных 

Чтобы привлекать сотрудников, больше недостаточно (внезапно!) вакансии на HH. Тренд на нехватку талантов лишь усилится в 2020 году, а значит, за высококлассных работников идет настоящая борьба: найти крутого программиста, тимлида или сейлза сложно.

По-настоящему талантливых людей не заманить высокой зарплатой или красивым офисом. Им нужны крутые проекты, команда единомышленников (а не «дружный коллектив»), work-life balance, прозрачные процессы и отсутствие бюрократии.

Причем многие из них активно не ищут работу. В целом они готовы рассмотреть переход в другую компанию, но не так уж стремятся к этому и рынок мониторят очень лениво. Привлечь их внимание особенно сложно. 

Так что если в планах стоит закрытие сложных вакансий, самое время задуматься о ярком креативе. Именно интересные рекламные кампании показывают потенциальным соискателям, что будущий работодатель — не унылый бюрократ, а флагман рынка и вообще зайка, который будет заботиться о них и давать кучу интересных проектов. 

И немного скучной теории

Важно понимать: у компании должно быть что показать. Если у вас нет крутого офиса и технологичных проектов, то какой бы креативной ни была реклама, надолго люди у вас не задержатся. Поэтому в первую очередь компания должна закрыть «базовые» потребности: обеспечить комфортный офис, конкурентную зарплату, постоянное обучение и прочее.

Затем уже она должна создать себе лицо на рынке — бренд работодателя. Для этого нужно сформулировать EVP — ценностное предложение сотруднику, которое донесет до него, почему надо работать именно у вас.

На основе EVP создается big idea эмплоер-бренда и выстраивается вся коммуникация с потенциальными соискателями и текущими работниками. А вот на основе бренда работодателя уже придумываются все эти крутые креативные кампании, ради которых вы читаете статью. 

Зачем нам инсайт 

Фух! Разобрались! Теперь можно креативить, звонить в продакшн и собирать награды на фестивалях, да? 

Нет. Ни один креатив не сработает, если не будет основан на инсайте — глубинной «боли» соискателя, влияющей на его модель поведения. Задача бренда — ответить на эту боль в рекламной кампании и изменить модель поведения соискателя в свою пользу. Если ответ будет основан на реальном EVP, то пришедшие в компанию люди останутся надолго и будут максимально лояльны. 

«Боль» может быть самой разной:

  • айтишники чахнут в бюрократии и проектах-долгостроях;
  • менеджеры мечтают о статусе партнера и вянут без перспектив роста;
  • рекламщики грезят о фестивальных кейсах.

Кому-то важна социальная значимость проектов, кому-то — возможность увидеть мир. Задача эйчара — найти такой инсайт (а у любого соискателя их может быть множество), на который компания сможет ответить на основе своего EVP. 

Из чего же состоит инсайт? У него есть три составляющих: желание, барьер и модель поведения. Последняя складывается из первых двух пунктов. 

Например, McDonald’s хотел привлекать на работу молодых мам. Их инсайт может звучать так: «Я хотела бы работать и реализовывать себя (желание), но боюсь, что у меня не будет хватать времени на семью (барьер). Поэтому я не буду работать или поищу работу на дому (модель поведения)».

Зная этот инсайт, в различных сообщениях McDonald’s отвечал: «У нас есть работа близко к дому и с гибким графиком — все успеете. А еще у нас есть специальные условия для мам, работающих в офисе, — возможность работы на дому и сокращенный рабочий день». Они нашли реальный инсайт, на который могут ответить, и на его основе сделали маркетинговую кампанию. Вот так это и работает!

Наконец-то кейсы! 

А теперь попробуем разобрать несколько креативных рекламных кампаний и вытянуть из них инсайты. 

Светлые идеи

BP очень хотели набрать себе талантливых инженеров и разработчиков, чтобы заниматься созданием альтернативных источников энергии, но компании мешал имидж нефтяного гиганта, который только загрязняет планету. 

Инсайт их аудитории мог звучать так: «Я хотел бы работать в крупной международной компании, но BP мне не подойдет, так как они не экологичные и не хотят менять мир к лучшему. Поэтому я выберу компанию, которая заботится об окружающей среде и развивает экопроекты». 

Поняв, что именно является барьером, BP сделали рекламную кампанию Bright Ideas — серию наружной рекламы, которая днем подпитывалась солнечной энергией и светилась по ночам, не потребляя электричество. «Есть еще светлые идеи? — спрашивал плакат. — Тогда приходи к нам менять энергетический рынок». 

Так компания показала, что она думает о будущем и хочет развивать проекты, которые изменят рынок. Круто? Круто! А ведь это просто плакат. 

Машина-эйчар

На чувствах айтишников решила поиграть компания Volvo. Они выбрали такой инсайт: «Я бы хотел найти работу в крупной технологичной компании, но мне не удается проявить себя на собеседовании, так как эйчары ничего не понимают в работе инженера». 

Нет доверия эйчарам? Так пусть тебя собеседует машина с ИИ! Уж она-то точно поймет тонкую душу настоящего инженера. 

IT-фонтаны

Краснодарские айтишники были уверены: «Я хочу делать крутые проекты в современной компании, но в городе таких нет. Даже офис МТС — это лишь большой колл-центр, поэтому я лучше поеду в Москву и поищу работу там». Как изменить эту модель поведения и привлечь их в компанию, которая на самом деле далеко не только колл-центр? Дать им запрограммировать фонтан на главной городской площади. 

Фото предоставлено автором

12 часов на написание кода, две тысячи зрителей — шумно, круто, действенно! Ни у одного айтишника не осталось сомнений, что МТС — настоящая IT-компания с интересными проектами и амбициозными задачами. 

Британская уверенность

На неуверенности молодых людей в себе решила сыграть британская армия. Они выбрали примерно такой инсайт: «Я хочу всегда чувствовать себя уверенно, но все, что я делаю для этого, дает лишь временный эффект, а потом неуверенность возвращается». И армия предложила им «уверенность на всю жизнь»! Очень неплохое УТП для молодого человека, планирующего свое будущее. 

Послание в поисковике

Так как поиск айтишников — главная боль эйчар-рынка, еще один кейс о них. В этот раз инсайт звучал так: «Иногда мне хочется похулиганить и сделать что-то яркое и заметное. Но в крупных компаниях все очень серьезные, там нет возможности для небольшого баловства. Поэтому я предпочту работать в компании с неформальным имиджем». 

На этом инсайте решил сыграть «Яндекс» и предложил программистам оставить послание на главной странице поисковика (в рамках приличия, конечно же). Для этого надо было решить задачу на JS и, конечно, придумать послание. Что в итоге: «Яндекс» показал, что рутина и скука — это не про них и собрал базу контактов, а программисты порешали интересные задачки и потешили самолюбие на главной странице самого известного в России поисковика. 

Таких кейсов еще очень много. С правильным инсайтом коммуникация бренда находит отклик в сердцах потенциальных соискателей, ведь она помогает решить их реальную проблему. Кампании или отдельные активации, основанные на таком инсайте, выстраивают эмоциональную связь с брендом и остаются в памяти надолго. И, конечно, гораздо эффективнее решают задачи бизнеса. 

Как получить максимум

  • Перед тем как браться за бренд и креатив, закройте базовые потребности соискателей: офис, з/п, обучение. Иначе они придут и сразу уйдут. 
  • Проведите исследование и сформулируйте EVP — ценностное предложение сотруднику. 
  • На основе EVP создайте привлекательный бренд работодателя. Весь ваш будущий креатив должен быть в его тональности. 
  • Найдите инсайт целевой аудитории. У каждой ЦА их может быть множество. Выберите тот, на который компания сможет ответить, изменив тем самым нежелательную модель поведения потенциального соискателя. 
  • Вдохновитесь крутыми кейсами и креативьте! 
  • Проверьте идеи на коллегах и представителях ЦА: понимают ли они посыл кампании, вдохновляет ли их коммуникация.

Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 37K

image
Пури́зм (лат. purus — чистый) — преувеличенное стремление к чистоте литературного языка, к изгнанию из него всяких посторонних элементов […], чтобы развитие языка протекало свободно от внешних, случайных влияний и чтобы в наличный состав его не входили чуждые и ненужные ему примеси. wikipedia

«Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ли ты написал что-то или нет, потому что английское правописание — это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Любое слово можно написать по-другому, отчего оно не станет хуже». Ричард Фейнман, «Какое тебе дело до того, что думают другие?»

Пару лет назад я впервые услышал выступление венчурного инвестора на русском языке, и, несмотря на то, что могу спокойно смотреть выступления Стива Джобса и Пола Грэма в оригинале и вполне фамильярен с такими выражениями, как “асапна пофиксить баги”, первой мой мыслью было: “Кто все эти люди? What the hell they are talking about? И индийская жаба выражается яснее”. Оказалось, что русский язык не такой уж и могучий, и основное сообщество предпринимателей говорит с большим количеством англо-калькизмов и специфических терминов. Многие шутят, что русский язык они уже забыли, а английский еще не выучили. Большинство терминов действительно не имеет прямых аналогов, и для людей, проживших долгое время в США, на самом деле трудно подобрать подходящие русские эквиваленты. Но некоторые (персонажи вроде меня), конечно, употребляют калькизмы исключительно из позёрских соображений, чтобы выглядеть дружелюбными профессионалами. Анивэй, чем больше английских слов, тем дружелюбнее и профессиональнее.

И я заранее прошу прощения у пуристов и Grammar Nazi за всю ту кровь, которая будет сочиться из их нежных глаз при прочтении данной статьи.

Entrepreneur, Startupper, Founder и Co-founder

Если вы открыли палатку с шавермой — значит вы антрепренёр (фр. entrepreneur — предприниматель). Несмотря на то, что стартап (от англ. start-up — запускать) — это абсолютно любая компания с короткой историей операционной деятельности, под стартапами, как у нас, так и у них, принято подразумевать новые проекты в отраслях высоких технологий (хай-тек). По большому счёту, каждый стартапер — антрепренёр, но не каждый антрепренёр — стартапер. Человек, основавший любую компанию, — фаундер. Люди, которые примазались (join) к фаундеру на совсем ранних стадиях, — кофаундеры.

Startup Weekend, Meetups, an Elevator Pitch, Challenge, Networking и Hardworking

Местом обитания профессиональных стартаперов являются многочисленные стартап викенды, неформальные тусовки и митапы. На викендах стартаперы, с обязательным пожаром в глазах, должны произвести эливатор питч (от англ. Elevator Pitch — презентацию в лифте). Так как наши школы считают, что взятие двойного интеграла в жизни помогает куда больше, чем умение проведения презентаций, эливатор пичт является серьёзным чэледжем (вызов, сложная задача, проблема). Остальная масса людей ходит на тусовки, чтобы делать нетворкинг (установление деловых контактов). Бедные считают, что нетворкинг куда важнее хардворкинга.

— Как тебя с таким IQ взяли работать программистом? Наверное блат?
— Какой блат? Сестла!

Viral Marketing, Self Promotion, Naming, Scalability и Monetization

В ходе питча, который идёт от 30 секунд до 2 минут, автор проекта должен сделать небольшой сэлф промоушен и показать, почему же его проект изменит мир.
Крайне желательно, что бы ваш кьютный (амер.; разг. cute — изящный, привлекательный) проект был:
Виральным. Виральный — это когда о вашем проекте пожилые старушки на Комаровском Рынке будут рассказывать друг другу.
Масштабируемым (англ. scalability) — означает способность системы справляться с увеличением рабочей нагрузки (увеличивать свою производительность). Другими словами, затраты на добычу каждого последующего доллара должны снижаться.
Монетезируемым. Монетизация — это процесс обмена добрых чувств, которые вы вкладываете в проект, на банальные деньги.
Мобильным. Если вы разрабатываете лыжи-скороходы, то и они должны быть доступны с мобильного устройства. Go mobile or die!

Facilitator

Человек, следящий за регламентом мероприятия (someone who manages, leads, moderates the event) и поддерживающий позитивную групповую динамику, называется фасилитатором (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный»). На западе можно даже получить специальный сертификат и потом зарабатывать на этом деньги, участвуя в крупных бизнес переговорах (для совсем неудачников).

Startup Lynch, Pros and Cons, Gap, Decision making и Bozo

На стартап линче (линчевание, англ. lynching, the Lynch law) происходит обсуждение проектов, взвешиваются все за и против (pros and cons).
Как и в любой дискуссии умных мужчин, каждый сантиметр имеет значение. Поэтому человек, который реализует себя только на локальных рынках, будет говорить, что у вас проблемы с масштабируемостью. Юрист — о том, что у вас плохо составлены вопросы формального толка. Профессиональный консультант, чтобы оправдать затраты на получение MBA в приличной business school, будет говорить о Return of Investment (ROI), Cash Flow (Денежный Поток) и прочих непонятных словах и бизнес алгоритмах.
И есть еще масса нехороших людей, которые будут говорить о том, что у вас ничего не выйдет и что это не сработает. Гай Кавасаки называет таких людей бозо (тупица, болван) и делит их на две категории:
безопасный Бозо — это просто неудачник, человек, ничего не стоящий в этой жизни, но который раз за разом будет говорить, что у вас ничего не выйдет. Ты смотришь на него и думаешь: “почему я должен тебе верить, ты же неудачник”.
опасный вид бозо — это подтянутый мужчина в черном, ездит на дорогой немецкой машине. Он уже добился успеха, правда, способами и возможностями, которые наверняка уже устарели и не сработают для вас. Когда такой бозо говорит, что «ты не можешь добиться успеха», «у тебя не получится», «это никому не нужно», у тебя может возникнуть соблазн ему поверить.
Бозо будет радоваться, если его прогнозы оправдаются и вы все-таки провалитесь (а вы, конечно, пару раз провалитесь), и расстроится, если вы добьётесь успеха. Они очень любят писать скучные тексты и делать презентации с основным месседжем, почему у них не получилось и не получиться. Бозо — не наш бро.

Моя первая компания провалилась с большим треском. Вторая была менее неудачной, но все-таки провалилась. Третья компания тоже провалилась, но в целом была OK. Но я быстро отошел от этих неудач. Моя четвертая была на грани провала, а пятой была PayPal.
— Макс Левчин (Соучредитель, PayPal)

IT Evangelist и SMM

IT-евангелист — специалист, профессионально занимающийся пропагандой (обычно через SMM — social media marketing) в сфере информационных технологий. Впервые термин был использован Майклом Мюрреэйем для пропаганды Macintosh. Поэтому видимо и говорят, что

Agile

Apple — это религия. Так как продавцов (sales) никто не любит, первых продажников в стартапе иногда называют евангелистами.

Mentor и Smart Money

Ментор (др.-греч. Μέντωρ) — когда-то персонаж древнегреческой мифологии, теперь так мы называем своего наставника и советчика. По своим потребностям обычно находится на высшей точке пирамиды Маслоу и самореализуется путём наставничества молодёжи. Он/Она не стесняется афишировать собственные промахи и может помочь советом, связями, ресурсами и дать немного умных денег за 2% от компании или безвозмездно. Ментор — наш бро.

Advisor, geolocation и integration

На Октябрьской площади нельзя заниматься секасом, потому что куча адвайзеров будет советовать вам как масштабировать данное занятие, прикрутить геолакацию и добавить интеграцию с фэйсбуком и линкедином. Обычно это все мешает посвятить себя основному делу.

Business Angel, Venture capitalists, Seed Capital, Business Accelerator и Crowd Funding

Главное отличие Бизнес Ангела от Венчурного Капиталиста в том, что Бизнес Ангел, как правило, рискует собственными деньгами.
Бизнес Акселератор отличается от Инвестиционного Фонда тем, что Акселератор помимо денег и продвижения проекта предоставляет полную инфраструктуру (помещение с вкусным кофе, плюшками и пуфиками). Другими словами, берёт стартаперов к себе на ферму и кормит желудями с целью дальнейшей перепродажи.

Классический цикл финансирования выглядит так:
image

FFF или 3F — это Friends, Family and Fools. Друзья, семья и идиоты, которые вам поверили.

Долина смерти (Valley of Death) — это если, несмотря на все предостережения, вы проект всё же запустили, но роллтоны уже покупать не на что.

Этап после получение 3-го раунда инвестиций до выхода на IPO называется мезонином. Мезонин (итал. mezzanino — «промежуточный») – надстрой, вышка, полуярус, полужилье — термин пошёл от архитектурного издевательства. Джаст ин кэйс:
image

Не стоит путать Revenue (оборот, объём продаж) и Income (profit, доход). Хауэва, основные деньги сейчас зарабатываются на перепродажах, и обычно стартапу всё равно, есть у него профит или нет, лишь бы динамика развития была положительной.

Seed money — это посевные деньги. Считается, что нужно сеять очень обильно, так как на стартап рынке всё всходит очень плохо, но если уж что-то взойдёт, то оправдает всю посевную. Если вы совсем бедный two-time loser и у вас нет денег даже на прототип (prototype), вам могут дать немного pre-seed money.

Если вы с приятелями решили скинуться и вложить свои жалкие пожитки в какой нибудь проект — это будет краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»).

Bootstrapping

Если вы не хотите делиться долей или просто вам денег никто ни дал, значит вы идёте по бутстрэппингу (буквально — затягивание ремешков на обуви, затягивание поясов). Если для своего проекта вы возьмёте денег в банке — это тоже будет бутстрэппинг.

Stocks, Upside и Downside

Обычно стартаперы пытаются привлечь в свою команду звёзд (Rock Stars) путём предложения опциона (stocks).

Граффити-художник Дэвид Чо расписывал стены первой штаб-квартиры Facebook в 2005 году. Марк Цукерберг предложил ему либо несколько тысяч долларов, либо акции компании на такую же сумму в качестве оплаты работы. Давид взял акции. И если стоимость Facebook в результате IPO будет оценена в $ 100 млрд., то стоимость акций художника возрастёт до $ 200 млн., подсчитали в газете New Your Times.

Те, кто купил акции EPAM по $14 в апсайдe (англ.upside — 1. ожидание роста котировок акции; 2. позитивная сторона явления), тоже не прогадали.

image
(Тот факт, что большинство наших коллег не могут официально купить акции в компании, в которой они работают, мы постараемся не комментировать).

A new management speak buzz word — «Pivot»

Джим Коллинз в книге “От хорошего к великому” (2001) делит компании на «ежей» и «лис», опираясь на древнегреческую притчу: лиса знает много разного, еж знает что-то одно, но очень важное. Считается, что великие компании должны обладать концепцией ежа и идти в выбранном направлении не размениваясь по мелочам.

Но в таких великих компаниях, как Kodak и RIM (BlackBerry), работали люди, у которых вместо нервов были стальные канаты, и они смогли не уловить изменения в отрасли, что привело к печальным последствиям. Поэтому Эрик Райз в “The Lean Startup” (2011, книга была переведена как “Бережливый стартап”) пропагандирует такую идею как to Pivot. To Pivot — это менять направление (change direction) компании путём эволюции, используя прошлый опыт, вместо того что бы делать революцию.
Если Project Manager, посмотрев на Gantt Chart, решит, что Seniour Java Developer во вторник будет грузить кирпичи, потому что на ДжамShooting.ру были хорошие рэйты — это не будет to Pivot. Когда Apple решил выбрать новым стержнем iPhone, используя свои наработки в iPod, — это был to Pivot.
Также хорошим примером было решение компании PayPal сфокусироваться на одной из фич своего продукта — платежах — вместо сложного PDA-based cryptography solution.

К моменту нашего первого совета директоров, т.е. где-то через месяц, мы уже понимали, что наша идея не будет работать … Мы начали заседание с того, что сказали «Привет, Джон. Привет, Пит (это наши инвесторы). Мы изменили бизнес план». Их ответ: «Что?» Они только что выложили $4 млн, чтобы увидеть какой-то результат, а мы им говорим: «Извините, но мы не собираемся делать то, мы теперь будет делать это».
— Макс Левчин (Соучредитель, PayPal)

To pivot or not to pivot — по-прежнему остаётся философским вопросом.

… and so on and so forth.

See you later, alligator!


Thanks to Mikita Mikado, Vitaly Bahachuk, Bulat Lambaed and Michael Dubakov for suggestions and reading drafts of this.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется группетто
  • Как пишется громкозвучной
  • Как пишется группа чингисхан
  • Как пишется громкоголосый
  • Как пишется группа смоки