Как пишется хайку


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хайку (иногда хокку) – это короткие стихотворения без рифмы, в которых используется язык ощущений для выражения эмоций и образов. Часто вдохновением для хайку служат природные стихии, мгновения красоты и гармонии или пережитые сильные эмоции. Жанр поэзии хайку был создан в Японии, а уже позже стал использоваться поэтами во всем мире, включая и Россию. Прочитав эту статью, вы сможете поближе познакомиться с хайку, а также узнать, как сочинять хайку самостоятельно.

  1. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 1

    1

    Ознакомьтесь со звуковой структурой хайку. Традиционное японское хайку состоит из 17 «он», или звуков, разделенных на три части: 5 звуков, 7 звуков и 5 звуков. В русском языке «он» приравнивается к слогу. С момента своего появления жанр хайку претерпел некоторые изменения, и сегодня многие авторы хайку, ни японские, ни русские, не придерживаются структуры из 17 слогов.

    • Слоги в русском языке могут состоять из различного количества букв, в отличие от японского, в котором почти все слоги одинаковой длины. Поэтому хайку из 17 слогов на русском языке может оказаться куда длиннее аналогичного японского, нарушая, таким образом, концепцию глубоко описания образа несколькими звуками. Как было сказано, форма 5-7-5 больше не считается обязательной, однако в школьной программе это не указано, и большинство школьников изучают хайку на основе консервативных стандартов.
    • Если, сочиняя хайку, вы не можете определиться с количеством слогов, то обратитесь к японскому правилу, согласно которому хайку должно читаться на одном дыхании. Значит, длина хайку на русском языке может варьироваться от 6 до 16 слогов. Например, прочитайте хайку Кобаяши Исса в переводе В. Марковой:
      • Ах, не топчи траву!
        Там светлячки сияли
        Вчера ночной порой.
  2. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 3

    2

    Используйте хайку для сопоставления двух идей. Японское слово киру, что значит резка, служит для обозначения очень важного принципа разбиения хайку на две части. Эти части не должны зависеть друг от друга грамматически и образно.

    • В японском языке хайку часто пишутся на одной линии, а сопоставляемые идеи отделяются с помощью кирэдзи, или режущего слова, которое помогает определить идеи, взаимосвязь между ними и придать стихотворению грамматическую завершенность. Обыкновенно кирэдзи ставится в конце звуковой фразы. В связи с отсутствием прямого перевода, кирэдзи в русском языке обозначается через тире, многоточие или просто по смыслу. Обратите внимание, как отделил две идеи в одном из своих хайку Бусон:
      • Ударил я топором и замер… Каким ароматом повеяло в зимнем лесу!
    • В русском языке хайку обыкновенно записывается в три строки. Сопоставляемые идеи (которых должно быть не больше двух) «режутся» окончанием одной строки и началом другой, либо знаками препинаниями, либо просто пробелом. Вот как это выглядит на примере русского перевода хокку Бусона:
      • Сорвал пион –
        И стою как потерянный.
        Вечерний час
    • Так или иначе, главное – это создать переход между двумя частями, а также добиться углубления смысла стихотворения добавлением, так называемого, «внутреннего сравнения». Успешное создание такой структуры из двух частей – одна из самых сложных задач при составлении хайку. Ведь, для этого необходимо не только избегать слишком очевидных, банальных переходов, но также и не сделать этот переход совершенно неопределенным.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 2

    1

    Сконцентрируйтесь на каком-нибудь остром переживании. Хайку традиционно фокусируется на деталях обстановки и окружения, связанных с состоянием человека. Хайку является чем-то вроде созерцаний, выраженных в виде объективного описания образов или ощущений, не искаженных субъективными суждениями и анализом. Используйте для написания хайку моменты, когда вы замечаете что-то такое, на что сразу хочется обратить внимание окружающих.

    • Японские поэты традиционно старались передать с помощью хайку мимолетные образы природы такие, как прыжок лягушки в пруд, падающие на листья капли дождя или колышимый ветром цветок. Многие люди ходят на специальные прогулки, известные в Японии как прогулки гинкго, чтобы найти вдохновение для сочинения хайку.
    • Современные хайку далеко не всегда описывают природу. Они могут иметь и совершенно иные темы такие, как городская среда, эмоции, отношения между людьми. Также существует отдельный поджанр шуточных хайку.
  2. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 4

    2

    Включите упоминание времен года.Упоминание времен года или их смены, или «сезонное слово» — по-японски киго, всегда было важным элементом хайку. Такая отсылка может быть прямой и очевидной, то есть простым упоминанием названия одного или нескольких времен года, а может иметь форму тонкого намека. Например, в стихотворении может быть упомянуто цветение глицинии, которое, как известно, бывает только летом. Обратите внимание на киго в следующем хайку Фукуды Тие-ни:

    • За ночь вьюнок обвился
      Вокруг бадьи моего колодца…
      У соседа воды возьму!
  3. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 5

    3

    Создайте сюжетный переход. Следуя принципу сопоставления двух идей в хайку, используйте смены перспективы при описании выбранной темы, чтобы разделить стихотворение на две части. Например, вы описываете, как муравей ползет по бревну, затем сопоставьте эту картину более обширным образом всего леса, или, например, времени года, в котором происходит описываемая сцена. Такое сопоставление образов придает стихотворению более глубокий метафорический смысл, чем однобокое описание. В качестве примера возьмем хайку Владимира Васильева:

    • Бабье лето…
      Над уличным проповедником
      Смеются дети.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 4

    1

    Описывайте детали. Хайку состоят из деталей, полученных с помощью пяти органов чувств. Поэт, пережив событие, должен перенести этот опыт на бумагу с помощью всего нескольких слов и так, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Выбрав тему для хайку, подумайте и решите, какие подробности вы хотите описать. Воссоздайте описываемый сюжет в собственном воображении и ответьте на следующие вопросы:

    • Каким вам представляется образ визуально? Какие текстуры, цвета и их оттенки вы заметили?
    • Какие звуки вы слышали? Какими были тон и громкость произошедших событий?
    • Всплывают ли у вас в голове, какие либо вкусы или запахи? Если да, то, какими эпитетами вы можете их описать?
  2. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 7

    2

    Показывайте, а не рассказывайте. Хайку описывает реальные вещи такими, какие они есть, поэтому не стоит добавлять свою интерпретацию или анализ описываемых событий. Очень важно показать читателю, что в действительности произошло, а не поглотившие вас в это время эмоции. Хайку должно создавать картину, которая может вызывать разные эмоции у разных людей.

    • Используйте тонкие намеки и неочевидные образы. К примеру, вместо того, чтобы просто сказать лето, опишите палящее солнце или жаркий воздух.
    • Остерегайтесь клише. Часто повторяемые выражения, например «теплый летний день», со временем теряют воздействие на читателя. Хорошо обдумайте описываемый образ и используйте нестандартный, изобретательный язык для передачи идей. Это не означает, что вам необходимо вооружиться словарем и специально выискивать редко используемые слова, — это значит, что вам необходимо просто описать то, что вы увидели и хотите поделиться этим образом с другими, используя наиболее правильный и точный, по вашему мнению, язык.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Haiku Poem Intro

    1

    Ищите вдохновение. Следуя древним традициям, выйдите из дома в поисках вдохновения. Сходите на прогулку, концентрируясь на том, что вас окружает. Какие детали бросаются вам в глаза? Чем именно они примечательны?

    • Всегда носите с собой блокнот, чтобы записывать строки, всплывающие у вас в голове. Ведь вы не сможет предугадать, в какой момент лежащий в ручье камешек, пробегающая по рельсам крыса или пролетающие по небу облака причудливой формы вдохновят вас на написание очередного хайку.
    • Читайте хайку других авторов. Краткость и красота этого жанра послужила источником вдохновения для тысяч поэтов со всего мира. Чтение чужих хайку поможет вам ознакомиться с различными приемами данного жанра, а также вдохновит вас на написание собственных стихов.
  2. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 5

    2

    Практикуйтесь. Как и в любом другом виде искусства, в сочинении хайку необходима практика. Великий японский поэт Мацуо Басё однажды сказал: «Повтори свои стихи вслух тысячу раз». Поэтому переписывайте свои стихи столько раз, сколько потребуется, чтобы достигнуть совершенного выражения своих мыслей. Помните, что вам необязательно придерживаться формы 5-7-5. Также помните, что хайку, написанное по литературным стандартам, должно включать киго, двухчастную форму, а также создавать языком ощущений объективную картину реальности.

  3. Изображение с названием Write a Haiku Poem Step 10

    3

    Общайтесь с другими поэтами. Если вы всерьез увлеклись поэзией хайку, то вам следует вступить в клуб или сообщество любителей данного жанра. Такие организации есть во всем мире. Также стоит подписаться на какой-нибудь журнал о хайку или читать журналы этой тематики онлайн, — это поможет вам лучше ознакомиться со структурой хайку и правилами их сочинения.

    Реклама

Советы

  • Хайку еще называют «незаконченной» поэзией. Это значит, что читатель должен сам, в душе, закончить стихотворение.
  • Некоторые современные авторы пишут хайку, являющиеся небольшими фрагментами из трех или менее слов.
  • Хайку уходит корнями в хайкай-но рэнга, жанр поэзии, в котором стихотворения создавались группами авторов и имели длину в сотни строк. Хокку, или первые три строки цепочки стихотворений рэнга, указывали время года и содержали «режущее» слово (кстати, именно поэтому хайку иногда ошибочно называют хокку). Став самостоятельным жанром, хайку продолжает эту традицию.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 89 099 раз.

Была ли эта статья полезной?

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. Переводы и хайку, сочинённые на других языках, принято записывать в три строки.

  садзарэгани аси хаинобору симидзу канна

  Маленький краб
  побежал по ноге.
  Чистая вода.
      Мацуо Басё

В одной из этих частей, как правило, содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Это может быть прямое указание на сезон – «осенний вечер», или же слово, за которым закреплено то или иное сезонное значение, например, «луна», «ирисы», «краб» и т.д.

Хайку выделилось как жанр в процессе развития поэтической игры по дописыванию чередующихся трехстиший и двухстиший, называемой «хайкай-но рэнга» (дословно «шуточная рэнга»), впоследствии «рэнку».

Важным звеном рэнку было первое трехстишие, называвшееся хокку (начальная строфа). Хокку обладало особыми качествами по сравнению с другими строфами цепочки: наличием киго, а также «кирэдзи» – паузы между двумя частями строфы. Кроме того, хокку обладало недосказанностью, незавершенностью, многосмысленным толкованием и тем самым побуждало читателя или участника сложения рэнку к сотворчеству в процессе развёртывания цепочки образов.

Постепенно хокку стали восприниматься как самостоятельные произведения и дали начало жанру ХАЙКУ, который занял одно из главных мест в японской поэзии.

Хайку завоевало множество поклонников по всему миру. Пишут хайку и на русском языке.


Если и вас заинтересовал этот жанр, то попробуйте при написании хайку придерживаться нескольких правил, приведённых ниже. Это поможет вам писать трёхстишия приближенно к классическому пониманию хайку. Потом, когда правила будут усвоены, вы можете их «забыть» и перейти к написанию хайку в современном ключе, как это сегодня делают многие и на родине хайку. Сейчас в Японии существует несколько сотен школ хайку, составляющих две больших группы: школы «классического хайку» и школы «современного хайку».

Формальные моменты: количество слогов, кирэдзи, киго

Количество слогов и строк

Вопрос о количестве слогов в хайку, написанном на русском и других языках, уже давно считается решённым. Русские слоги и звуковые единицы в японском – это разные вещи, можно лишь придерживаться общей схемы расположения слогов, помня про краткость и лаконичность. Пишите в три строки. Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух. Также допускается использование только строчных букв.

Сезонные слова

После длительных многолетних литературных дискуссий и попыток отойти от канона современные японские поэты всё же согласились признать обязательным наличие в хайку сезонных слов. По их мнению, киго необходимы – потому что они влекут за собой определённые ассоциации, значительно расширяющие смысловую и эмоциональную ёмкость стихотворения. К тому же традиция использования сезонных слов сформировалась гораздо раньше хайку – в поэзии танка – и составляет важную часть японской художественной культуры.

В русской литературной традиции такая привязка слов к определённым сезонам не выражена столь отчетливо. Но всё же рекомендуется включать в хайку слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. Например «сажаем картошку» – поздняя весна, «бенгальские огни» – Новый год и т.д. При этом важно находить точные и лаконичные слова, переносящие читающего в то же самое ситуативное пространство действия хайку, что подразумевал автор.

  Ты улыбнулась.
  С медленной льдины вдали
  Птица взлетает.
      Андрей Шляхов

Если же вы хотите написать о каком-то исключительном природном явлении, свойственном только вашей области, городу или деревне, то пишите хайбун (небольшая прозаическая зарисовка, увенчанная хайку), иначе вас поймут только живущие рядом с вами.

Режущее слово

Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – точка, тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – то есть интонационно, так как сами знаки могут быть опущены автором.

Двухчастность

Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения – трёхстишие будет выглядеть «рваным».

Также обычно не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому. Например:

  бабье лето…
  над уличным проповедником
  смеются дети
      Владислав Васильев

Взору предстаёт живописная, чуть ироничная сценка, поданная без давления на восприятие читателя, даже с некоторой загадкой – две части стиха разнесены довольно сильно. Но присмотревшись, можно разглядеть связующие ниточки, которые заставляют звучать пространство между строк: тепло бабьего лета в первой строке и смех детей в третьей, бабье лето как последний островок сезонной жизни природы и – проповедник как посредник между людьми и «истиной». «Будьте как дети» – приходит на ум под смех детей… Кто же приходит к людям и возвещает о мире ином, о лучшей доле и т.п. в тот момент, когда мир этот еще столь хорош и чарующ в своём последнем перед осенними холодами всплеске тепла, цветенье трав, празднестве цвета ещё не облетевшей листвы…

Не пишите лишнего, но и не отсекайте нужное

В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова.

  Взгляд на жену –
  и снова
  лепит кувшин гончар.
      Багджо

Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись. Избегайте повторов слов, однокоренных слов, смыслов – любого масленого масла – если это не является осознанной задумкой.

  планы на новый год
  заваленный бумагами стол
  планы на новый год
      С.М.Ли

Любое художественное произведение – это место встречи автора и читателя. Но для хайку это утверждение особенно актуально – ввиду малости его объёма. Понятное с полуслова человеку одной культурной традиции может быть не понятным человеку, живущему в другой стране, с другими обычаями и привычками. В хайку такое сотворчество возможно только если они оба – автор и читатель – находятся в едином смысловом и культурном поле.

Точно так же может оказаться игрой в пустые ворота описание опыта человека с другой, нежели читатель, «эмоциональной планеты». Поэтому если вы хотите написать хайку, которое смогут понять другие люди, прежде подумайте, как построить мост от образа, появившегося у вас в сознании, – к образу, который должен возникнуть у возможного читателя.

  стал я стар
  молодая картошка
  зелёный лук
      Боруко

Показывайте, а не рассказывайте!

Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.

  Утренний сумрак.
  У дырок в заборе
  большие очереди
       Polay

  Первый летний дождик.
  Раскрываю и…
  складываю зонт.
      Феликс Тамми

Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова

Не надо говорить высокопарно, пафосно или использовать «словечки», понятные только вам. Показывайте всё таким, какое оно есть. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься. Представьте, что вы режиссёр кинокартины, и всё, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; ещё у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – всё то, что можно воспринять органами чувств…

  ёлочный базар.
  сняв варежку ребёнок
  гладит иголки
      Светлана Бобкова

Ещё на заре формирования жанра творцы хайку называли его поэзией искреннего чувства и глубокой мысли. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трёх строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное – чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями.

Не разжёвывайте, а недоговаривайте

Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.

  то один, то другой
  вздрогнет
  лист на яблоне
      Ореховая Соня

Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развёртыванию своей цепочки ассоциаций. Эффект, вызываемый хайку, сравним (по мысли Алексея Андреева) с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему на «противоположный берег» можно лишь достроив его в своём воображении.
Откажитесь от слов «какая тоска», «мне так плохо», «любовь ушла» и т.д.

  маленький мальчик
  смотрит вслед поездам…
  закатное солнце
      Владислав Васильев

  потише радио
  лицом прижался к стеклу
  листок за окном
      Petrovich_dk

  случайная встреча –
  зовём своих детей
  именами друг друга
      Тайша

  и в самом большом доме
  нет места
  для сорванных кувшинок
      Константин Карабчеев

Используйте приём контраста и противопоставления – объектов, планов, явлений, ощущений…

  С яростным треском
  Раскрываю полено
  Внутри тишина
      Андрей Шляхов

  капель по крышам
  переводят в летний вольер
  бегемотов
      Вячеслав Канин

  Застряли в пробке.
  Неспешно проплывает
  Белая тучка.
      Юрий Рунов

  Шум паровоза.
  Дрожат
  Слоники на комоде.
      Александр Врублевский

  Нет звёздам числа
  По дну бездны бредём
  Я и моя собака.
      Кицунэ

Сопоставляйте, сравнивайте – объекты, планы, явления, ощущения…

Это один из самых распространённых приёмов в хайку. Размещайте рядом родственные объекты и явления. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и пространства, где совпадение случается само.

  Залюбовался
  Огнём осенних листьев
  Бывалый пожарный
      SKYdancer

  туман над рекой.
  мальчишки с удочками
  клюют носами
      Шеба

  поздняя пасха
  пробует все куличи
  дождик на пляже
      Широки Мируками

  в сквере белят
  стволы деревьев...
  первые мини
      Олег Тэнгу

  полнолуние.
  на одну пуговицу
  застёгнут твой плащ
      Глеб Секретта

  замело все пути...
  сосед выходит во двор
  со своею дорожкой
      Тайша

Приём общей строки

Вторую строчку можно читать и с первой и с третьей. Этот приём создаёт объём стиха, но не стоит придумывать специально поворотную строку – только чтобы сделать «перевёртыш». Как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна.

  полнолуние
  меж балконных прутьев
  кошачья морда
      Леонид Попов

  закрыт журнал
  на самом интересном месте
  перемена
      Лена Талаева

  ночь напролёт
  не шелохнувшись
  падает снег
      Алексей Грохотов

Каламбуры, использование омонимов, игра слов

В русском языке омонимии гораздо меньше, чем в японском, но её тоже можно использовать.

  вино октября
  под тёплым дождём
  побродить, настояться...
      Тэнгу

  Паром отходит
  Рвётся душа на ветру…
  Прощай и не плачь.
      О'Санчес

  ветер в грядках
  прихватил на живую нитку
  пару капустниц
      Алексей Грохотов

  раннее утро…
  прислушиваюсь
  ко второму дыханию
      Константин Микитюк

  темнеет
  в твоих глазах зажигаются
  первые огоньки
      Михаил Бару

   рождественский дождь
   сел в лужу
   снеговик
      Ореховая Соня

Аллюзии, литературные и культурно-исторические ассоциации

  Сон или явь?
  Трепетанье зажатой в горсти
  бабочки...
      Ёса Бусон

«У Бусона это осязаемо достоверное ощущение зажатой в горсти бабочки, но эта конкретная бабочка может восприниматься шире – как человеческая жизнь вообще, а у более подготовленного читателя слова «сон» и «бабочка», поставленные рядом, неизбежно вызовут ассоциацию с известной притчей Чжуанцзы. Тому однажды приснилось, что он бабочка, и, проснувшись, он не мог понять – то ли он Чжуанцзы, которому приснилось, что он бабочка, то ли он бабочка, которой приснилось, что она Чжуанцзы. Таким образом, смысл стихотворения всё более и более расширяется – так брошенный в воду камень оставляет после себя расходящиеся в стороны круги на воде». (Т. Соколова-Делюсина. Японская поэзия. М., 1999).

  в море о камни
  изрезала ноги:
  русалочья бухта.
       Наталия Хараг

То, что ноги были поранены не просто в какой-то там бухте, а именно в Русалочьей, сразу выводит конкретное событие за рамки опыта отдельного человека – вспоминается сказка Андерсена… «Русалочья» прочитывается как культурно-историческая реминисценция, то есть воспринимается как приём, широко распространённый в классической японской поэзии. Стих воспринимается естественно и легко – именно из-за изящной аллюзии.

Необычное в привычном

Старайтесь показывать необычное в привычной ситуации. У средневековых японских хайдзинов много трёхстиший, построенных на этом принципе, часто сопровождаемых восклицанием, например: «и вдруг – глициний цвет».

  в раме небо
  меняют
  рекламный щит
      Дарья Баталина

  перед лекцией
  то, что сейчас напишет
  стирает с доски
      Светлана Бобкова

  на цыпочках
  подходит к кровати
  разбудить дитя
      Светлана Бобкова

  Густо замешан
  На жёлтых листьях
  Первый снеговик
      Нора

  перед парадом
  расстреливают
  облака
      Марина Хаген

Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку

  1. Не пишите в рифму, она даёт чувство завершённости, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
  2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
  3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
  4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
  5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
  6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
  7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное её прочтение.
  8. Приём ради приёма делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
  хлопнула калитка
  закрываются на ночь
  лепестки ромашки
      Этель Янова

  не везёт
  этот трамвай в парк
      Белка

  к старости
  столько извилин в мозгу…
  мысль потерял!
      Wanja-san

Ищите тайну. Недостроенный мост

Когда в хайку сополагаются или контрастируют два понятных образа – с этим всё ясно, мост строится и даёт нам перейти из одного видимого пространства в другое. Но бывают хайку, в которых виден только один берег – тот, с которого всё начинается, на котором стоит один конец моста. Другой же – теряется в загадочной дымке недовысказанного в стихе. Мы можем только почувствовать глубину и манящую красоту бытия сквозь умело созданные междустрочия хайку, разложить же на составляющие неуловимый аромат, витающий вокруг такого стиха, – так просто не удёется, его можно только вдохнуть… Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется…

  грохочет прибой.
  девушка с телефоном
  смотрит на воду
      Глеб Секретта

И напоследок – одна восточная притча, перекликающаяся с поэзией хайку

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение мастера Лин-чи, который считался непревзойдённым знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:

– Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть с ними. Шорох листьев – и сад ожил! Мастер сказал:

– Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен.

Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.

© 2009 Наталия Леви (впервые опубликовано на AIF.RU)
© 2010 c исправлениями и дополнениями, Наталия Леви

А также рекомендации по оформлению.

Но сначала немного терминологии. Хокку — это вид национальной японской поэзии, возникший в 14 веке и, благодаря Мацуо Басё, окончательно развившийся и сформировавшийся в 16 веке.

Я банан посадил —

И теперь противны мне стали

Ростки бурьяна…

Мацуо Басё, Мастер-хайдзин

Правила написания

  • Хокку должно состоять из трех строк. Это правило нарушать никак нельзя, так как три строки — это основа всего хокку.
  • В каждой строке должно быть определенное количество слогов, а именно: 5 в первой, 7 во второй и снова 5 в третьей. Но тут могут быть некоторые расхождения, ведь считать предлоги за слоги или не нет — это уже дело каждого. Лично я не считаю. Ну и простой пример хокку:

Правила просты

Когда пишешь ты хокку

Помни пять-семь-пять

  • Но 5-7-5 — это не приговор, так как в хокку все же главное краткость, мимолетность и созерцательность. Если вы написали хорошее и красивое произведение, которое не укладывается в рамки 5-7-5 — то ничего страшного, так тоже можно, но помните про краткость и не строчите полотна текста. Пример «перегруженного» хокку:
Да, оно мое. Все мы с чего-то начинали

  • Тематика хокку должна быть прямо или косвенно быть связана с природой и/или природными явлениями. Это тоже не обязательно, но если писать именно «правильное» хокку, то без тематики природы уже никак. Лично я к тематике природы прибегаю редко.

Это лишь базовые рекомендации, для более продвинутого письма могу порекомендовать данный ресурс.

Рекомендации к оформлению

Оставлю ссылку на потрясающий гайд по редактору статей, но расскажу вкратце о главных для подсайта вещах:

  • Лучше всего хокку оформлять во «Врезке», если оно ваше, или через «Цитату», если автор не вы. Можно конечно и переносить строки через shift, тут уж для каждого свое.
  • Не забывайте выводить вашего (или не вашего) кота и хокку в ленту через эти волшебные кнопки.
  • Если картинка выходит слишком вертикальной и не помещается по центру, ее можно оформить на подложке.

Ну и напоследок, держите котиков.

Необрезанный, если кому-то надо

Определение хайку

Хайку – это стандартный жанр японского поэтического произведения, представляющего собой трёхстишие из строк длиной в 5, 7 и 5 слогов (всего 17 слогов). В японской традиции также существует жанр сэнрю, который по своей форме совпадает с хайку.

В чём различие между хайку и сэнрю?

◆ Исторические различия

Основой для возникновения как хайку, так и сэнрю были произведения жанра рэнга. Рэнга составлялись поочерёдно несколькими поэтами: первый писал первые три строчки по 5, 7 и 5 слогов, второй продолжал стихотворение, дописывая две строки по 7 слогов, третий поэт продолжал произведение тремя своими строками, следующий снова двумя, и так могло продолжаться сколько угодно.

Хайку – это первое трёхстишие рэнга (иногда записывавшееся одной строкой, которая называлась хокку), рассматриваемое, как отдельно взятое произведение. Сэнрю наоборот берёт начало от предпоследних трёх строчек рэнга, называемых 付け句 цукэку «дополняющее трёхстишие». Эти строки завершали длинное стихотворение, вызывая восторг своей оригинальностью. Следующие за цукэку две завершающие строки рэнга становились заголовком стихотворения.

◆ Различия в содержании

Ввиду описанных выше различий между хайку и сэнрю можно выделить следующие особенности их содержания.

1. Остаточное впечатление и целостность

Авторы хайку оставляют читателям возможность предположить, какими могли бы быть последние две строки стихотворения (по 7 слогов). После прочтения хайку в душе возникает особое чувство или очарование, которое по-японски называется словом 余韻 ёин «эхо» или «послевкусие». Именно это «остаточное впечатление» и является характерной чертой произведений жанра хайку.

Произведения сэнрю изначально являлись обобщениями следующих за ними двух завершающих строчек (по 7 слогов). Поэтому в сэнрю прослеживается определённая завершённость (言い切り иикири), так что после их прочтения можно лишь сказать: «Замечательно сложено! Даже дополнить нечего».

2. Природа и человек

Целью произведений хайку является изображение природы, её красоты и гармонии с человеком (花鳥諷詠 катё: фу:эй), причём показываться она должна объективно: такой, какая она есть на самом деле (客観写生кяккан сясэй).

Целью произведений сэнрю является юмористическое изображение самого человека и всех возникающих у него вопросов, причём описание должно содержать в себе долю иронии и сарказма, слегка высмеивая человеческую суть.

◆ Отличия по форме

Сезонные слова и «режущие слова»

В произведениях хайку практически всегда используются сезонные и «режущие слова». Сезонные слова (季語 киго) – это слова-образы, указывающие на традиционно закреплённое за ними время года (например, кукушка – лето, луна – осень, заяц – зима и т.д.). «Режущие слова» (切れ字 кирэдзи) – это грамматические частицы определённого типа, которые придают стихотворению грамматическую и интонационную целостность (например, かな кана, けり кэри).

В сэнрю использование данных слов необязательно.

Порядок составления хайку

1. Ритм в 5, 7 и 5 слогов

Произведения хайку обладают чёткой структурой: три строки по 5, 7 и 5 слогов. Если вы пишете хайку по-японски, то количество слогов в каждой строке будет высчитываться по числу использованных знаков хираганы. Произведения хайку считаются самыми короткими стихотворениями в мире (всего 17 слогов). С эпохи Мэйдзи (1868–1912 гг.) человека, занимающегося написанием хайку, называют хайдзин (俳人 «сочинитель хайку»). Кстати, знаменитый Мацуо Басё жил в то время, когда сочинялось множество произведений хайкай рэнга (жанр юмористической поэзии), поэтому в то время его называли хайкайси (俳諧師 «сочинитель хайкай»).

2. Сезонные слова

При написании хайку очень важно помнить об «остаточном впечатлении» (ёин). Создать его помогают сезонные слова, поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать ими. Именно они позволяют читателю почувствовать в современном произведении общность с древними традициями и по-настоящему прочувствовать его смысл.

3. Создание «остаточного впечатления»

При написании хайку может пригодиться широкий кругозор и проницательность. Дело в том, что описание определённых вещей и деятельности человека будет чётко указывать на соответствующую эпоху или время года, вызывая у читателя характерные чувства. Другими словами, по одному универсальному слову из стихотворения читатель может понять, какие эмоции хотел передать автор и переживать вместе с ним.

Если вы подберёте для своего хайку универсальное ключевое слово, передающее проявления определённого времени года или ваши мысли в путешествии, то в обычном описательном стихотворении родится ощущение ёин. В этом и заключается техника написания хайку: нужно суметь передать эпоху, время года и жизнь людей так, чтобы читатель смог прочувствовать их и сопереживать вместе с автором.

4. «Режущие слова»

В произведениях хайку и хайкай присутствуют так называемые кирэдзи или «режущие слова». Они делят стихотворение на логически завершённые части, называемые кирэ (切れ «отрезок»). В хайку в отличии от пятистиший танка отсутствует нижняя строка (5・7・5 – верхняя строка, 7・7 – нижняя строка). Но несмотря на это во время написания стихотворения, его принято традиционно делить на две части.

В качестве примера рассмотрим хайку Мацуо Басё.

古池や 蛙飛びこむ 水の音

Фуруикэ я кавадзу тобикому мидзу-но ото

Старый пруд. / Прыгнула в воду лягушка. / Всплеск в тишине. (пер. В. Марковой)

В данном случае «фуруикэя» будет считаться отрезком-кирэ, а стоящая на конце «я» будет являться «режущим словом». Таким образом, становится ясно, что во время чтения после «фуруикэя» стоит сделать небольшую паузу. Это придаст стихотворению загадочную недосказанность.

Благодаря кирэдзи, последующее описание звука от прыжка лягушки рисует в воображении мимолётное мгновение в жизни автора. Перед нашими глазами возникает старый пруд эпохи Эдо (1603–1868 гг.). Мы стоим около него. Все окрестности окружены богатой зеленью. Царит полная тишина. Вдруг мы слышим всплеск от прыжка лягушки, прерывающий это затишье природы. Он словно возвращает нас обратно к своим заботам. Отрезок стихотворения, рождающий у читателя яркие образы и впечатление, является одним из элементов структуры хайку.

Можно выделить множество кирэдзи, относящиеся к эпохе Эдо: や я、かな кана、ぞ дзо、か ка、よ ё、らん ран、ぬ ну、ず дзу、に ни、じ дзи и другие.

5. Исключение. Лишние знаки

Иногда в хайку можно встретить больше чем 17 слогов. Структура этих хайку обычно отличается от традиционной на 1 знак: не 5・7・5, а, например, 6・5・7,  5・8・5,  5・7・6 и так далее.

6. Исключение. Недостающие знаки

Иногда в хайку может быть меньше 17-ти слогов. Структура этих хайку обычно отличается от традиционной на 1 знак: не 5・7・5, а 4・5・7,  5・6・5,  5・7・4 и так далее.

7. Исключение. Отсутствие сезонных слов

Некоторые направления хайку допускают отсутствие сезонных слов. Авторы таких произведений считаются людьми с широкими взглядами на жизнь.

8. Исключение. Отсутствие «режущих слов»

Мацуо Басё и его последователи считали, что произведения хайку должны делиться на отрезки. Однако не обязательно делать это с помощью кирэдзи. Существует специальный список кирэдзи для тех, кто только начинает своё знакомство с хайку. Если включить их в своё стихотворение, то любой ученик поэта сможет легко отделить седьмую строку от восьмой в сочинении из десяти строк. Но что делать, если в произведении есть ещё 23 строки? В плохом произведении не будет понятно, как распределяются строки. Однако в хорошем это будет ясно и без кирэдзи.

Так считали в старину. Этих же правил придерживаются и современные поэты.

Другими словами, наличие отрезков в стихотворении подразумевает, что читатель сможет легко понять тему произведения.

Нам также известно, что в эпоху Эдо в процессе написания хайкай было необязательно использовать «режущие слова».

Часто деление на отрезки облегчается использованием слов длиной в 5 или 7 слогов.

Как писать хайку

1. Выбирите тему

Темы хайку могут быть разными: размышления о путешествии или повседневности, впечатления от мероприятия и тому подобное. Изучите список сезонных слов. Если вы выберете для своего хайку несколько из них, вам будет проще приступить к написанию.

2. Выберите подлежащее и сказуемое длиной в 5 слогов

Подлежащие в японском языке – это существительное или неспрягаемая часть речи. Его можно сделать темой стихотворения – так будет проще.

Сказуемыми в японском языке могут быть глаголы или изменяемые части речи. Иногда для описания предметов или абстрактных вещей в качестве сказуемого в стихотворении используются прилагательные. Однако считается, что в качестве сказуемого удобнее будет использовать глаголы. Помните о том, что природу нужно показать в её первозданной красоте.

Выберите подлежащее и сказуемое для своего хайку. Тогда вы сможете оценить выбранную вами тему, и вам будет проще описать то, что вы хотели сказать. Постарайтесь проявить в этом деле всю вашу оригинальность.

3. Дайте волю ассоциативному мышлению

Продолжайте развивать выбранную вами тему. Если вы практически не испытываете описываемые впечатления, то вам будет очень сложно придумать продолжение. Поэтому свои первые сочинения лучше посвящать различным путешествиям или ярким моментам из жизни. Хороший способ написания хайку – это подбор ассоциаций к выбранной теме и соответствующие воспоминаниями.

Порядок написания

– Сначала подумайте над подходящими темами и сезонными словами. Выпишите наиболее подходящие из них. Подберите к выписанным словам по несколько кирэдзи так, чтобы получилось по 5 или по 7 слогов.

– Затем из составленного списка выберите слова, которые нравятся вам больше всего. Подберите к ним ассоциации или антонимы – то, что дополнит ваше стихотворение и реализует задумку. Помните о необходимом количестве слогов.

– Если вам удалось хорошо скомбинировать слова, значит, вы уже находитесь на половине пути к завершению своего произведения. Теперь выберете из выписанных ранее «режущих слов» подходящие для данного случая так, чтобы строки распределились по 5, 7 и 5 слогов. Постарайтесь вложить в стихотворение дополнительный смысл (ёин).

– Рассмотрим подробнее часть со сказуемым. Очень важно качественно подобрать тему и ключевые слова. Как мы видим в предложенном выше хайку Мацуо Басё, нужно не просто выбрать какой-то глагол, но выбрать его так, чтобы передавалось ощущение природы.

Хорошее впечатление производят строки, вызывающие чувство ностальгии. Интересны могут быть исторические мотивы, как в следующем хайку Мацуо Басё:

夏草や 兵どもが 夢の跡

Нацукуса я цувамоно домо га юмэ-но ато

Летние травы, / след в вас я вижу / воинских снов. (пер. К. Д. Бальмонт)

Личный опыт также будет хорошей темой для хайку.

Мы желаем вам вдохновения для написания замечательных стихотворений!

Источник: Haikudaigaku

    Нет, это не будет текст по углубленному вводу в японскую поэзию и связанное с этим скучное, заумное и долгое растекание мыслью по древу.

    Будет сжатый вывод, вытяжка из моря информации и, надеюсь, для кого-то и руководство к действию.

    Но для начала давайте вспомним откуда всё пошло…

Вы играли когда-нибудь в буриме? Думаю, наверняка. Вот японцы тоже любили нечто подобное, но у них это принимало более грандиозные масштабы. «Рэнга» (нанизывание строф) — литературная игра в которой одно произведение, построфно, пишет множество авторов. Число авторов могло доходить до нескольких сотен. Очень популярным сие занятие было у древних, просвещённых японцев. Рэнга состояла из пятистиший — танка. Первый автор писал первое трёхстишие, второй дописывал двухстишие, образуя классическую танка. Третий автор писал вновь трехстишие, которое образовывало с предыдущим двустишием обратную танка. И так до бесконечности. Обратите внимание на разделение танка на строфы- 3+2. Вот эта первая строфа-трёхстишие и ушла в народ под названием … хайку. Да-да, именно хайку, а не хокку. Далее народное творчество трансформировало эту строфу, сделав упор на ироничность. Хайку в истоке — комическое трехстишие. Главным в ней была ирония, о качестве и поэтичности тогда особо никто не пёкся. По сути, хайку — это был японский анекдот. И жанр этот был невероятно популярен.

    А затем родился Басё…

Басё поднял жанр хайку на качественно другой уровень, а главное, создал хокку в том виде в котором оно существует по сей день. В отличие от свободного хайку, к хокку предъявляются высокие требования как по форме, так и по содержанию.

    Хокку тогда — это первое трёхстишие рэнга. Особое трехстишие, задающее и тон, и красоту всей рэнга. Хокку ценились настолько высоко, что их издавали отдельными сборниками. Лучшие хокку становились достоянием нации.

Басё сыграл особую роль. Он не только превратил фольклор в высокую поэзию, но и обозначив довольно строгие правила по написанию хокку, придав качественную составляющую, сделал столпом вака.

    Итак, чем же отличается хокку от хайку? Хокку — это совершенство, рождающееся редко. Хокку — это совершенство содержания в обрамлении совершенства формы.

С хайку проще. По сути, основное требования к хайку — это 17 слогов по схеме 5-7-5. Оно может быть смешным, трагичным, лиричным и даже пошлым.

*

Листья в неволе —

Коварное озеро

Ночью застыло

*

Дева заснула

Слишком крепко под сливой.

Стала не девой

*

Тропинка хрустит.

Сакуры снова цветут,

Белым на сей раз

    И на этом моменте я хочу остановиться особо. Хокку и хайка — это ТВЁРДАЯ форма. И все вариации в количестве слогов, так активно пропихиваемые в русскоязычном сегменте, — это лишь проявления косячности автора и ничего более. Всем тем, кто будет мне ставить в пример Маркову, напомню,что Маркова прежде всего переводила, а не писала хайку, и была права, стремясь передать в первую очередь смысл, что бывает невыполнимо с соблюдением формы. К тому же, будучи пионером русского хайку, она много экспериментировала, не всегда успешно. 
    В остальном: если японцы не позволяют себе отходить от канонов вака, то русскоязычным авторам и вовсе так делать — не комильфо. Во-первых, с чего это кому-то брать на себя смелость попрания твердой формы, раз уж она твердая? Во-вторых, не уметь соблюсти такие простые требования, оперируя богатейшей вариабельностью русского языка, — это просто неумелость + самонадеянность. Не надо так.

    Основные правила, постулаты, душа хокку/хайку — это эстетика и простота. Они должно нести выраженный, аккумулированный эстетический посыл, сконцентрированный в минимальном количестве слов.

Но есть и ряд других:

# Сезонность. — В хокку всегда есть отсыл ко времени года — это дань рэнга писавшейся по сезонам. Образы должны подбираться тонко, но в тоже время понятно. «Яблоня в цвету» — совершенно определенно перенесет нас в весну и т. д. В хайку это правило действует не столь строго, но все же желательно.

# Объективизм. — Никаких метафор. Автор прямо описывает то, что видит, или то, что возможно увидеть реально, без троп и надуманных фантазий. Кстати, всё это, напротив, допустимо в хайку.

# Обезличивание. — Хокку это философия природы и созерцания, но не прямое проявление чувств и действий человека/автора. В хайку это правило не так строго действует.

# Киредзи. — «Режущее слово» — В японском языке существуют такие слова, которые не несут за собой отдельного смысла, а являются проявлением эмоций и используются исключительно в связке, создавая нужную паузу —

«созерцательное удивление», «замирание», «тихий восторг». В русском языке такие акценты добиваются разделением на строки по количеству слогов 5-7-5. В хайку киредзи не обязательны, но все же деление на строки должно быть логичным и обусловленным.

# Слоги. — В хокку принято четкое количество слогов — 17-ть, также четкое деление по строкам (5-7-5). Это правило обязательно и для хайку.

# Ритм. — Красота и плавность ритма — обязательное условие, как основа эстетики текста. Касается как хокку, так и хайку. Наиболее выигрышными считаются ритмосхемы:

1-4

1-4-7

1-4

2-4

2-4-6

2-4

Но здесь определяющий фактор именно красота, текучесть, так что возможны варианты.

# Смысловой рисунок. — Теза, связка и антитеза.

В первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается с образом номер два из третьей строки. По сути, хокку — это два образа, которые либо в родстве, либо напротив, антагоничны, но союз их создаёт некую эстетическую единицу, поэтическое откровение.

Для хайку двуобразность не является обязательным условием.

# Местоимения. — В хокку лучше обходиться без них, но всё же, если они присутствуют, то относиться они могут лишь к явлениям природы и ее объектам; хайку вполне допускает любые местоимения.

# Меньше глаголов. — Не более двух. Для хайку это требование несёт рекомендательный характер.

# Время. — Время в хокку и хайку только одно — сейчас. Поэтому какие либо указания времени (через год, вчера, сегодня, завтра…) недопустимы.

# Знаки препинания. — Минимум. Восклицательный, вопросительный знаки нежелательны, многоточие запрещены. Точка в конце не обязательна.

# НИКАКИХ РИФМ!!! Вообще! Да, совсем нельзя. Да, и в хайку тоже. Крепитесь.

# Чувства. - В хокку стараются не применять названия чувств. Хокку вызывает чувства, а не называет их.

# Нарочитые красивости. — Они допустимы /без фанатизма/ в хайку и запрещены в хокку совсем. Как и метафоричность, напыщенность, выспренность. Впрочем банальности избегаем всегда и особенно старательно.

Грань тонка.

Это сложно. Но на то хокку и хокку.

Хокку вам не хайку)

Хокку — это редкость, бриллиант среди тысяч прекрасных самоцветов хайку. Басё не брал на себя смелось назвать свои хайку хокку, хотя другие успешно и заслуженно делали это за него.

*

Слова не скажешь,

Губы от ветра больны.

Стылая осень

*

Рукава в грязи.

День собирать улитки.

С закатом вернусь

*

Роща на склоне

Для горы, словно пояс —

Катану носить

*

Глуп я. В темноте

носился за светлячком.

Поймал острый шип

*

Травой забвенья

приправлю сегодня рис,

год провожая

Мацуо Басё.

Внутренний мир, выраженный через внешний, через простоту, через гармонию или дисгармонию сущего; обезличенно, но в тоже время, глубоко — вот основная философия хокку, так отличающая его от более озорного и/или витиевато украшенного хайку.


Download Article


Download Article

Haiku are a form of Japanese poetry, which have three lines and a 5-7-5 syllable structure. Because haiku are simple poems, they are a great way of expressing your feelings about someone. By becoming familiar with haiku, thoughtfully selecting a person to write about and carefully crafting your poem, you can be sure to create a haiku your recipient will cherish.[1]

Sample Haiku

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 01

    1

    Select the person you’re composing the haiku for. Is this a poem for your mom for Mother’s Day? Or are you confessing your love to your best friend? Take a moment to identify the person who will be the subject of your writing, presumably also the person who will also receive the finished haiku.[2]

    • If you’re having trouble picking a subject, it can be helpful to pick someone close to you like a member of your family or a best friend.
  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 02

    2

    Keep a goal in mind as you’re writing. What is the objective of composing your haiku? Are you aiming to show overall affection or ask someone to go on a date? Keep your end goal in mind as you embark upon the writing process to ensure that your poem addresses what you hope to convey.

    • Haiku are often inspired by a particularly poignant moment or experience. Effective haiku condense a lot of sentiment and information in very few words.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Haiku to Someone Step 03

    3

    Make a word cloud about your subject. Before you actually start writing the haiku, you’ll need to get your feelings and ideas flowing. Try making a word cloud to begin accessing your deeper thoughts. You can write down ways the person makes you feel, important things you’ve done together or hobbies you share. For example, “swimming,” “eating fudge at the beach,” “love of outdoors,” or “our sense of humor.”

    • Some websites online can form a digital word cloud for you, if you’re having trouble doing it on your own. You can input text from some of your favorite correspondence into the word-cloud engine to see what words crop up frequently. [3]
  4. Image titled Write a Haiku to Someone Step 04

    4

    Make word associations to build on your poetic theme. What words come to mind when you consider the theme of the poem? These words can be things you associate with the theme because of a memory or just ideas that echo one another. Make a short list to flesh out your poetic idea more fully.

    • If you want to write about why your sister is so courageous, for example, make a list of words and ideas around the theme of courage. So for your sister you might write down, “Joan of Arc,” “strength,” “facing her fears,” and “leap of faith.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 05

    1

    Use words from your word cloud to form sentences. Once you’ve made a word cloud that encompasses some of your thoughts and memories surrounding your recipient, it’s time to begin writing. Compose some basic sentences based on the feelings you’ve brought forward. For example, “Your eyes are blue like a swimming pool,” or “I love laughing with you in the woods.”

    • Don’t be too critical of yourself at this point in the process. Your ideas aren’t fully formed just yet. It won’t all sound like poetry yet!
    • If you’re searching for some central point around which to focus your poem, look at all your sentences. Are they all about hiking together or playing at the beach? It can help to group similarly themed ideas together.
    • There’s no need to count syllables yet. You will work on that later in the process.
  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 06

    2

    Distill the information. Now that you’ve crafted a few sentences about your subject, it’s time to make them less prosaic and more poetic. To make your sentences more poetic, see if there is, at once, both a more simple and descriptive way to say something.[4]

    • For example, think about the sentiment behind your sentences. Behind, “your eyes are blue like a swimming pool,” you’re really trying to say that your recipient’s eyes remind you of water. A more poetic and succinct way to say that would be, “Your eyes, a vast sea.”
    • Use this technique to create three thematically related lines of poetry; don’t worry about the syllables just yet.
  3. Image titled Write a Haiku to Someone Step 07

    3

    Tinker with your lines to adhere to the 5-7-5 syllable structure. The hallmark of the haiku form is the syllable structure. The first line has five syllables. The second line has seven syllables. And the last line has five syllables again.

    • If you have trouble counting syllables, place your hand under your chin. Read a given line. Your mouth will generally drop with every syllable. So every time your mouth drops and hits your hand, count that as one syllable. It may be helpful to write the number of syllables you currently have in each line at the end of the line.
    • If you need to trim words to get to the right syllables count, try cutting articles and adverbs, which can weigh down poetry. If you need to inflate the number of syllables, adding a descriptive adjective can help.[5]
    • For example, “Your eyes, a vast sea,” could become “Your eyes, a vast turquoise sea.” The adjective turquoise helps the line reach seven syllables and adds meaning.
    • For example, “Swimming quickly is a joy,” can be cut down to five syllables easily by removing the adverb quickly, which is not adding much meaning.
  4. Image titled Write a Haiku to Someone Step 08

    4

    Reread your work to ensure it conveys the message you were hoping for. When you’ve completed your work, review the entire haiku to ensure it matches up with what you set out to do. If you’re using the haiku to ask someone to prom, for example, does it actually ask the question and accomplish that goal? If you’re using the haiku to tell your mother how much you love her, does some version of mom or mother appear, so she knows it’s about her?

    • If your haiku doesn’t accomplish your objective yet, don’t panic! Just go back to tinkering with your syllables. Perhaps you can swap out a word or two to make your message clearer. Haiku are short, so even changing one word can have a big impact on the final poem.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 09

    1

    Print your Haiku out on nice paper. Haiku are a timeless art. You can of course send your finished haiku over email, but for more impact, consider printing your haiku on nice paper so it can be saved as a keepsake. Your recipient will be more likely to cherish it for years to come.

  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 10

    2

    Find a good time to meet with your subject. It’s hard for someone to appreciate a gift as thoughtful and time-filled as a haiku if you catch them at an inopportune moment. Ask your recipient to lunch or find a quiet time where they are not distracted for your poem to have the most impact.[6]

  3. 3

    Relay your message verbally when gifting your haiku. Haiku are very personal gifts one doesn’t receive every day. To ensure the message behind your haiku comes through, you could say, “I wanted to let you know how much I appreciate you this Mother’s Day,” or “I wanted to ask you to prom on Saturday.”

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Why is the traditional way to write a haiku to use three lines and five, then seven, then five, syllables?

    Rachel VA

    Rachel VA

    Community Answer

    The 5-7-5 rule is only somewhat true. As per both NaHaiWriMo (National Haiku Writing Month) and Wikipedia, Japanese «syllables» are counted differently. While the traditional Japanese method consists of 17 «on» (a short syllable, or sound). These «on» are counted per mouth sound. An example of the differences would be the letter «n.» If it appears at the end of a word, it’s a separate syllable. A full explanation can be found on the NaHaiWriMo article «Why no 5-7-5,» as well as the Wikipedia article «Haiku» (subsection «Syllables or ‘On’ in Haiku»), or the article «‘On’ (Japanese prosody).»

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 65,075 times.

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!


Download Article


Download Article

Haiku are a form of Japanese poetry, which have three lines and a 5-7-5 syllable structure. Because haiku are simple poems, they are a great way of expressing your feelings about someone. By becoming familiar with haiku, thoughtfully selecting a person to write about and carefully crafting your poem, you can be sure to create a haiku your recipient will cherish.[1]

Sample Haiku

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 01

    1

    Select the person you’re composing the haiku for. Is this a poem for your mom for Mother’s Day? Or are you confessing your love to your best friend? Take a moment to identify the person who will be the subject of your writing, presumably also the person who will also receive the finished haiku.[2]

    • If you’re having trouble picking a subject, it can be helpful to pick someone close to you like a member of your family or a best friend.
  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 02

    2

    Keep a goal in mind as you’re writing. What is the objective of composing your haiku? Are you aiming to show overall affection or ask someone to go on a date? Keep your end goal in mind as you embark upon the writing process to ensure that your poem addresses what you hope to convey.

    • Haiku are often inspired by a particularly poignant moment or experience. Effective haiku condense a lot of sentiment and information in very few words.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Haiku to Someone Step 03

    3

    Make a word cloud about your subject. Before you actually start writing the haiku, you’ll need to get your feelings and ideas flowing. Try making a word cloud to begin accessing your deeper thoughts. You can write down ways the person makes you feel, important things you’ve done together or hobbies you share. For example, “swimming,” “eating fudge at the beach,” “love of outdoors,” or “our sense of humor.”

    • Some websites online can form a digital word cloud for you, if you’re having trouble doing it on your own. You can input text from some of your favorite correspondence into the word-cloud engine to see what words crop up frequently. [3]
  4. Image titled Write a Haiku to Someone Step 04

    4

    Make word associations to build on your poetic theme. What words come to mind when you consider the theme of the poem? These words can be things you associate with the theme because of a memory or just ideas that echo one another. Make a short list to flesh out your poetic idea more fully.

    • If you want to write about why your sister is so courageous, for example, make a list of words and ideas around the theme of courage. So for your sister you might write down, “Joan of Arc,” “strength,” “facing her fears,” and “leap of faith.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 05

    1

    Use words from your word cloud to form sentences. Once you’ve made a word cloud that encompasses some of your thoughts and memories surrounding your recipient, it’s time to begin writing. Compose some basic sentences based on the feelings you’ve brought forward. For example, “Your eyes are blue like a swimming pool,” or “I love laughing with you in the woods.”

    • Don’t be too critical of yourself at this point in the process. Your ideas aren’t fully formed just yet. It won’t all sound like poetry yet!
    • If you’re searching for some central point around which to focus your poem, look at all your sentences. Are they all about hiking together or playing at the beach? It can help to group similarly themed ideas together.
    • There’s no need to count syllables yet. You will work on that later in the process.
  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 06

    2

    Distill the information. Now that you’ve crafted a few sentences about your subject, it’s time to make them less prosaic and more poetic. To make your sentences more poetic, see if there is, at once, both a more simple and descriptive way to say something.[4]

    • For example, think about the sentiment behind your sentences. Behind, “your eyes are blue like a swimming pool,” you’re really trying to say that your recipient’s eyes remind you of water. A more poetic and succinct way to say that would be, “Your eyes, a vast sea.”
    • Use this technique to create three thematically related lines of poetry; don’t worry about the syllables just yet.
  3. Image titled Write a Haiku to Someone Step 07

    3

    Tinker with your lines to adhere to the 5-7-5 syllable structure. The hallmark of the haiku form is the syllable structure. The first line has five syllables. The second line has seven syllables. And the last line has five syllables again.

    • If you have trouble counting syllables, place your hand under your chin. Read a given line. Your mouth will generally drop with every syllable. So every time your mouth drops and hits your hand, count that as one syllable. It may be helpful to write the number of syllables you currently have in each line at the end of the line.
    • If you need to trim words to get to the right syllables count, try cutting articles and adverbs, which can weigh down poetry. If you need to inflate the number of syllables, adding a descriptive adjective can help.[5]
    • For example, “Your eyes, a vast sea,” could become “Your eyes, a vast turquoise sea.” The adjective turquoise helps the line reach seven syllables and adds meaning.
    • For example, “Swimming quickly is a joy,” can be cut down to five syllables easily by removing the adverb quickly, which is not adding much meaning.
  4. Image titled Write a Haiku to Someone Step 08

    4

    Reread your work to ensure it conveys the message you were hoping for. When you’ve completed your work, review the entire haiku to ensure it matches up with what you set out to do. If you’re using the haiku to ask someone to prom, for example, does it actually ask the question and accomplish that goal? If you’re using the haiku to tell your mother how much you love her, does some version of mom or mother appear, so she knows it’s about her?

    • If your haiku doesn’t accomplish your objective yet, don’t panic! Just go back to tinkering with your syllables. Perhaps you can swap out a word or two to make your message clearer. Haiku are short, so even changing one word can have a big impact on the final poem.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Haiku to Someone Step 09

    1

    Print your Haiku out on nice paper. Haiku are a timeless art. You can of course send your finished haiku over email, but for more impact, consider printing your haiku on nice paper so it can be saved as a keepsake. Your recipient will be more likely to cherish it for years to come.

  2. Image titled Write a Haiku to Someone Step 10

    2

    Find a good time to meet with your subject. It’s hard for someone to appreciate a gift as thoughtful and time-filled as a haiku if you catch them at an inopportune moment. Ask your recipient to lunch or find a quiet time where they are not distracted for your poem to have the most impact.[6]

  3. 3

    Relay your message verbally when gifting your haiku. Haiku are very personal gifts one doesn’t receive every day. To ensure the message behind your haiku comes through, you could say, “I wanted to let you know how much I appreciate you this Mother’s Day,” or “I wanted to ask you to prom on Saturday.”

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Why is the traditional way to write a haiku to use three lines and five, then seven, then five, syllables?

    Rachel VA

    Rachel VA

    Community Answer

    The 5-7-5 rule is only somewhat true. As per both NaHaiWriMo (National Haiku Writing Month) and Wikipedia, Japanese «syllables» are counted differently. While the traditional Japanese method consists of 17 «on» (a short syllable, or sound). These «on» are counted per mouth sound. An example of the differences would be the letter «n.» If it appears at the end of a word, it’s a separate syllable. A full explanation can be found on the NaHaiWriMo article «Why no 5-7-5,» as well as the Wikipedia article «Haiku» (subsection «Syllables or ‘On’ in Haiku»), or the article «‘On’ (Japanese prosody).»

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 65,075 times.

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется хайзенберг на английском
  • Как пишется хихи
  • Как пишется хайден сик
  • Как пишется хитруля
  • Как пишется хайвей на английском