Как пишется характеристика главного героя

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Как писать характеристику героя

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания художественного произведения, а также об умении выделять главное и делать выводы, о зрелости ваших суждений. На что, в первую очередь, нужно обратить внимание, характеризуя героя? Как составлять характеристику героя?

Как писать характеристику героя

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение. Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике портрет героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время грозы вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя — важная составляющая характеристики героя. Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», раскрывается в его речи: «Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы».

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина «Евгений Онегин», отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. «Татьяна, милая Татьяна…», — пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

• профессия, занятия;

• цель в жизни;

• уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героев;

• через поступки героев;

• с помощью предыстории и биографии героев;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

• профессия, занятия героя;

• цель в жизни;

• уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героя;

• через поступки героя / героев;

• с помощью предыстории и биографии героя;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сопоставляет этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сравнивает этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Содержание

  1.  Характеристика образа персонажа (план сочинения)
  2.     Групповая характеристика героев
  3.     Индивидуальная характеристика героя
  4.     Сопоставительная характеристика героев.
  5. Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)
  6. Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений
  7. Характеристика героев «Собачьего сердца»
  8. Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)
  9. Дубровский — характеристика литературного героя
  10. Калашников Степан Парамонович поэма (1838)
  11. Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)
  12. Петр Первый — характеристика литературного героя
  13. Плюшкин — характеристика литературного героя

 Характеристика образа персонажа (план сочинения)

    Групповая характеристика героев

  1. Вступление (место героев в произведении).
  2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
  3. Социальное и материальное положение героев;
  4. Мировоззрение, круг умственных интересов героев: 
    • профессия, занятия;
    • цель в жизни;
    • уровень развития.
  5. Мир чувств героев: 
    • отношения с окружающими людьми;
    • внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
  6. Какие черты личности выявляются в произведении: 
    • с помощью портрета;
    • в речевой характеристике героев;
    • через поступки героев;
    • с помощью предыстории и биографии героев;
    • через окружающую обстановку;
    • через характеристику других действующих лиц;
    • в авторской характеристике.
  7. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Смотрите, как пишется характеристика Гринева в повести «Капитанская дочка»

    Индивидуальная характеристика героя

  1. Вступление (место героя в произведении).
  2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
  • Внешний облик.
  • Социальное и материальное положение героя;
  • Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
  • профессия, занятия героя;
  • цель в жизни;
  • уровень развития героя.
  1. Мир чувств героя:
  • отношения с окружающими людьми;
  • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
  1. Какие черты личности выявляются в произведении:
  • с помощью портрета;
  • в речевой характеристике героя;
  • через поступки героя / героев;
  • с помощью предыстории и биографии героя;
  • через окружающую обстановку;
  • через характеристику других действующих лиц;
  • в авторской характеристике.
  1. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

    Сопоставительная характеристика героев.

  1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
  2. Что общего между героями:
  • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
  • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
  • в социальном (материальном, профессиональном) плане;
  • в отношении с окружающими людьми.
  1. Что отличает двух героев.
  2. Для чего автор сопоставляет этих героев.
  3. Отношение автора к героям.
  4. Ваше отношение к данным персонажам.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)

Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

  1. Вступление. Место героя в произведении.
  2. Главная часть. Характеристика героя.
  • Возраст героя, его социальное и материальное положение.
  • Внешний облик.
  • Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.
  • Поведение и поступки героя.
  • Как герой относится к окружающим.
  • Как относятся окружающие к герою.
  • В чем особенности его внутренних переживаний.
  • Речевая характеристика героя.
  • Авторское отношение к персонажу.
  • Какие черты личности героя выявляются в произведении.
  1. Заключение. Ваше отношение к герою.

Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60‑е годы среди диссидентов, а в 90‑е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.

Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)

ЗОЛУШКА (фр. Cin­derel­la) — героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» — так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье.

Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная — фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра».

Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д. Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С. Прокофьев — одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я. Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л. Шварца) признан классикой детского кинематографа.

Дубровский — характеристика литературного героя

Дубровский— герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1832–1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. — офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кириловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д.

В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г. Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н. Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя — Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф. Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В. Собинова до С.Я. Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н. Ливанов.

Калашников Степан Парамонович поэма (1838)

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену  Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою…»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни…». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., — высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни…», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)

Лиза — героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Сюжет повести прост. Бедная крестьянская девушка Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Между тем Эраст уходит на войну. «Нет, он и в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Карамзин использует весьма распространенный сюжет европейской мещанской драмы, пересадив его на русскую почву. При этом писатель идет на определенный риск — читающее общество могло не принять его героев с их «заблудшими сердцами». Слишком сложными для неподготовленного читателя оказываются характеры Л. и Эраста при всей их условности. Ни одного из героев нельзя с уверенностью назвать положительным или отрицательным персонажем. Особая роль принадлежит повествователю, чей образ также был в новинку для литературы конца XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью.

С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок — первое в России место литературного паломничества. Незадолго до написания повести Карамзин возвращается из путешествия по Европе, где посещает многие памятные литературные места. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, молодой литератор точно указывает место действия своей повести — окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоему у монастырских стен.

Реальное название пруда было забыто — отныне он стал Лизиным прудом. На стволах деревьев любопытные посетители писали слова сострадания к бедной девушке и признательности к сочинителю повести. Например, на одном из деревьев было вырезано: «В струях сих бедная скончала Лиза дни, // Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Встречались и иронические надписи: «Погибла здесь, в пруду, Эрастова невеста. // Топитесь, девушки, в воде довольно места…» Собственно, с «Бедной Лизы» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный. Это и обусловило невероятный читательский интерес. «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…» — отмечал В.Г. Белинский. Подобная заинтересованность значительно расширила круг читающей публики и возвысила самосознание российского читателя до европейского уровня. Со временем популярность произведения значительно снизилась: русский читатель «перерос» этап чувственных рыданий. Однако образ Л. прочно закрепился в русской литературной традиции. В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.

Бедная Лиза — страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.

Петр Первый — характеристика литературного героя

1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904–1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство.

В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф.Ницше, под влиянием которого возрождение язычества предстает как торжество «веселия жизни», земных радостей над бесплодным христианским аскетизмом. Вторая часть трилогии — роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» — была обращена к эпохе Возрождения, когда происходит новое открытие античности, и статуи языческих богов снова воскресают уже как произведения искусства. В этом романе противостоящие друг другу языческие и христианские идеалы рассматриваются как две равноправные, но непримиримые правды. Отсюда двойственность, которую приобретают все начинания Леонардо в изображении Мережковского. В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, она возникает в начале романа, в описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду.

Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: Христос и Антихрист. О направлении, в котором эволюционировал первоначальный замысел, Мережковский писал: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» П. в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». П. не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына.

Изображая П., Мережковский, вслед за раскольниками, наделяет его чертами апокалиптического антихриста. Истинными носителями христианских идей выступают в романе раскольники-старообрядцы, ощущающие деятельность П. как глубоко враждебную, мечтающие посадить на русский трон царевича Алексея и возродить с его помощью исконные русские обычаи, вернув столицу в Москву. П. противостоит царевич Алексей, к которому как к последней надежде тянутся все защитники самобытности, не принимающие петровских реформ, и которому явно симпатизирует простой люд. В конфликте П. и Алексея симпатии Мережковского на стороне пусть слабого и безвольного, но все-таки гораздо более человечного Алексея. В сцене убийства сына П. слышны отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом Богом-отцом в жертву миру. Поступки П. приобретают тем самым некоторое оправдание. В более поздней публицистике Мережковский высоко оценивал значение петровских реформ. В статье «Теперь или никогда» (1905) он называл «религиозным подвигом» П. то, что он «согласился принять на себя страшную тень Зверя, тень Антихриста». Роман насыщен множеством достоверных исторических и бытовых подробностей. Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского скорее схема, наделенная некоторыми авторскими мыслями, чем живой исторический характер русского царя. В 1920 году на материале романа Мережковский написал пьесу «Царевич Алексей», которая в режиссуре и оформлении А.Н.Бенуа шла на сцене Большого Драматического Театра в Петрограде. Роль царевича Алексея играл Н.Ф.Монахов.

2) Герой нескольких произведений А.Н. Толстого: рассказа «День Петра» (1918), пьесы «На дыбе» (1929, 2‑я ред. под назв. «Петр I» — 1934, 3‑я ред.— 1938), исторического романа «Петр Первый» (1‑я кн.— 1929–1930, 2‑я — 1933–1934, 3‑я, неоконч.,— 1944–1945), а также киносценария (1937–1939, в соавторстве с режиссером В.М. Петровым). Образ П. в про «ведениях Толстого получил разные истолкования, обусловленные как временем их написания, так и жанровыми особенностями, различными для героев эпического сюжета и драматической фабулы. Тем не менее общая тенденция в трактовке личности Петра оставалась неизменной. Она складывалась у писателя под влиянием исторических сочинений С.М. Соловьева («Публичные чтения о Петре Великом», 1872, и другие работы) с их образом «народного царя», призванного осуществить великое дело преобразования России, олицетворяющего собой идею сильной самодержавной власти, понимаемой как явление внесословное и надклассовое.

Толстому безусловно близок пушкинский образ Петра, героя Полтавы, воздвигшего «в гражданстве северной державы < …> огромный памятник себе». В изображении Толстого П. не имеет ничего общего с «царем-антихристом», каким его показал Мережковский. А вот враги дела Петрова — явные слуги антихриста, творящие «черные мессы», страшащиеся рассвета Руси. В пьесе «На дыбе» П. показан как личность исключительная и трагическая. Это, по выражению Б.В. Алперса, Гулливер, попавший в страну лилипутов. Он — единственный носитель преобразующей воли, обреченный на одиночество, окруженный предательством и изменой.

Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град. В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен.

Первым театральным воплощением пьесы «На дыбе» стал спектакль МХАТа Второго (1930), в котором роль П. исполнял В.В. Готовцев. В постановке третьей редакции пьесы на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина П. играл Н.К. Черкасов (1938). Самое значительное актерское воплощение этого образа принадлежит Н.К. Симонову, сыгравшему роль П. в фильме В.М. Петрова (1937–1939).

Плюшкин — характеристика литературного героя

Плюшкин — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842–1845).

Литературные источники образа П.— образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мель-мот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа П., вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о П. в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада П. (Ср. воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина < …> невообразимый хаос.

Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу < …>, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Предшественник П. у Гоголя — образ Петромихали («Портрет»). Фамилия П.— парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию П. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью П., тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Портрет П. создается с помощью гиперболических деталей: П. предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает П. за ключницу, так как на поясе у П. ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали < …> как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже».

Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: П.— «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг П. свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у П. превращается в противоположность — «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука < …> в камень; сукна и холсты — в пыль). В хозяйстве П. по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами.

Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. Дом П.— аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает П., забиты. Символ «богатырской» скупости П., стяжательства, доведенного до крайнего предела,— замбк-исполин в железной петле на главных воротах дома П. Образ сада П., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения П.— мысли Гоголя воскресить П. из мертвых в 3‑м томе поэмы, намекая на «райский сад».

С другой стороны, в описании сада П. имеются метафоры с элементами реального портрета П. («густая щетина» «седого чапыж-ника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с П. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», П. трансформируется в паука.

Сначала П.— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (Ср. с Ноздревым; символически Ноздрев — сын П., пускающий его богатства по ветру.) После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — П. посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, П. отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с П., перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность П. эволюционирует. Вещи П. ветшают, время останавливается, в комнатах П. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Опред- меченная метонимия образа П., отделившаяся от него, как душа от мертвого тела,— поношенный колпак на столе. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон «ростом не более лесного ореха», два пера, «высохшие, как в чахотке», «зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».

Пыльная куча в углу, куда П. тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого» Шв. В противоположность пушкинскому Барону П. изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость П.— это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности П. тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку». В восторге от глупости Чичикова, П. вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. Бюро П., куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего либо.

Характеристика литературного героя ‒ характеристика образа героя, описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.

Характеристику героя можно составить по следующему плану:

  • Место героя среди других персонажей произведения (главный или второстепенный).
  • Его роль в развитии сюжета и конфликте произведения.
  • Имя героя. Что оно значит (если это имеет значение).
  • Происхождение героя. Семья и воспитание, образование. Род занятий. Как нравы эпохи отразились на воспитании героя?
  • Внешность героя. Как она описана? На что обращено особое внимание? Как сопоставлена внешность с характером героя? Как описывают героя другие персонажи?
  • Характеристика речи персонажа.
  • Описание жилища героя, его быта.
  • Поведение и поступки героя. Отношение к нему других персонажей произведения.
  • Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие?
  • Сравнение персонажа с другими участниками действия.
  • Оценка героя автором.
  • Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя.
  • Отношение пишущего к герою.

Опубликовано 28 января, 2019

примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя

Описание персонажа:

Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.

Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»

Как описать внешность персонажа

Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.

Статическое и динамическое описание

Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.

Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.

  • Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.

  • Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.

Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.

Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».

Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.

  • Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.

  • Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.

Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.

Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.

Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.

Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.

Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений

Длинные и краткие описания

  • Длинные

    Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.

    По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.

  • Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.

    Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.

Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.

В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.

Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.

Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.

Внешность исключительного героя

Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.

Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.

Прием противопоставления обликов

Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.

Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.

  • Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.

  • Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.

Как описать характер персонажа

Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.

У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.

Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.

Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.

Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.

Конфликтообразующий недостаток

Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.

Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.

У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.

Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность. Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.

Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.

Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы.

В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.

Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.

Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…

У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.

Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой. Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише. Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».

Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.

Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.

Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:

  • Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.

  • Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.

  • С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.

Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется харакири на японском
  • Как пишется харакири на английском
  • Как пишется хаос на английском
  • Как пишется ханука на иврите
  • Как пишется ханты мансийский автономный округ