Как пишется инструмент альт

Дилетанты ошибочно считают альт большой скрипкой, а выпускники музыкальных школ – инструментом плохих скрипачей. А по факту, это находка для мыслителей.

Что такое альт

Альт относится к классу струнно-смычковых музыкальных инструментов, куда также входят:

  • скрипка;
  • виолончель;
  • контрабас.

Звук из группы самостоятельных инструментов извлекается щипковой техникой, либо смычком – тростью (основа) с натянутым на двух концах пучком конских волос. Исполнитель натирает ворсинки канифолью, после проводит приспособлением по струнам. Стальные нити вибрируют и издают ноты. Смычки натираются сушеной хвойной смолой перед каждым применением, для повышения трения.

Виолончели, контрабасы – самые большие в семействе смычковых. Играют на них сидя, с упором инструмента на пол концевым штифтом. Альт и скрипка различаются техникой исполнения – удерживаются в руках. Легче обучаться и играть на последнем виде смычковых из-за малого объема и веса. Скрипачи переходят на альт во взрослом возрасте. Шаг непростой, даже для профессионалов – требуются упорные тренировки.

Начинающему альтисту важно иметь:

  • крупное телосложение;
  • длинные, крепкие руки;
  • правильную технику вибрации на широком положении пальцев;
  • хорошую координацию;
  • тонкий музыкальный слух.

Дефицит альтистов во многом связан с перечисленными причинами. И чаще на сцену выходят мужчины.

История инструмента

Хотя альт не пользовался популярностью, в истории он оставил большой след. Согласно средневековым рукописям, инструмент зародился в Индии. Попал в Европу в 8 столетии благодаря торговцам. Ранее, таким же способом, прославился на Ближнем востоке и Северной Африке.

Скрипичный класс формировался в Италии с 1500 года. Современные образцы выглядят изящно – результат вековых экспериментов мастеров.

Музыкальный инструмент альт

В нотах для альта инструмент обозначается как «виола» (с итал. – viola). А от него следуют производные наименования, определяющие его габариты:

  • виолино (violin) – малый;
  • виолончелло (violoncello) – средний;
  • виолоне (violone) – большой.

Скрипичные образцы изготовлены в итальянской Кремоне инструментальщиками Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Затем инструменты довели до совершенства Андреа Гварнери, Антонио Страдивари. Современники могут насладиться глубоким звучанием первых альтов. Их конструкция не менялась несколько сотен лет.

Семьи мастеров Италии собирали большие виолы с изумительным тембром. Феноменально, но композиторы заказывали альты, которые отличались от скрипки чуть большим размером. Руки устают меньше, хотя качество звучания ниже, чем у крупного образца.

Спустя века глава скрипичного семейства преобразился из «золушки» в «музу» сцены. «Королевой» остается скрипка. Огромный вклад внесли великие композиторы – они показали миру инструмент с прекрасной стороны. Первым популяризатором стал австриец Кристоф Виллибальд Глюк, доверивший альту исполнение основной мелодии оперы «Альцеста».

Конструкция альта

Устройство смычковых инструментов включает 70 деталей. Основные:

  • гриф;
  • подгрифник;
  • 4 струны, натянутые на колки;
  • верхняя и нижняя деки;
  • ус;
  • подставка;
  • душка.

У альта и скрипки одинаковые вырезы на верхней деке – эфы. Корпус изготавливается из лучших сортов выдержанного дерева. Защитное покрытие – лак с уникальным составом от мастеров.

Устройство альта

Виолы малого размера (детские) – редкость. Габариты больших (взрослых) образцов – от 350 до 430 мм: определяются по нижней деке. Длина альтового смычка – 740 мм, и он чуть короче и тяжелее скрипичного. Тип приспособления определяется по колодке: с острым углом – для скрипки, овальным – альта.

Не существует понятия «полноразмерный альт»: только от «чуть крупнее скрипки» до массивного. Звучание большой виолы выразительнее, чем у малой, но исполнитель выберет вариант по своему телосложению – в приоритете удобство.

Производители совершенствуют строение инструмента для расширения характеристик:

  • повышения громкости;
  • добавления новых звуковых оттенков.

Так, электрический альт лишен акустического корпуса: ноты генерируют микрофон и усилители.

Как звучит альт

Скрипка звучит выше альта: у первого нижняя струна – нота «соль», последнего – «до» (разница в квинту). За глубокий, но мягкий тембр, виолу прозвали «философом». Частотный диапазон в пределах 128 – 2600 Гц.

У струн альта своя высота звучания. У низкой «до» сильный, резонансный, объемный тембр – передает слушателю тревогу, мрачность. Верхняя «ля», в сочетании с другими нотами, выделяется оригинальным характером – аскетичным, проникновенным.

Сфера использования

В отличие от скрипки, альт редко используется в сольных выступлениях. Его основное назначение – вести средний голос в струнном и симфоническом оркестрах. Виола обязательна в струнном квартете, часто применяется в других камерных коллективах.

Интересные факты

ТОП интересных фактов:

  1. Философский инструмент держали в руках прославленные композиторы – Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. На «ты» с виолой были Антонин Дворжак, Пауль Хиндемит и Бенджамин Бриттен.
  2. В 1565 году, по заказу французского короля Карла IX, А. Амати изготовил 38 смычковых образцов для музыкантов дворца. В период Французской революции 37 единиц были уничтожены. Сохранился альт длиной деки 470 мм, и хранится в оксфордском Музее Эшмола.
  3. Знаменитый итальянец Луиджи Альберто Бьянки владел альтом, сделанным сыновьями Амати. Уникальность образца – изображение распятия Христа на корпусе.
  4. Ценник на скрипки от А. Страдивари ниже, чем на альт того же мастера. Последний – редкость.
  5. Виртуоз Никколо Паганини совмещал игру на скрипке с альтом.
  6. С 1960 гг некоторые рок-коллективы, к примеру, «The Velvet Underground» (США) и «The Who» (Великобритания), использовали альт для аранжировки альбомов.
  7. Центральные фигуры многих оркестровых анекдотов – альтисты.
  8. Самый большой альт-коллектив состоял из 321 человека. Ансамбль выступил 19.03.2011 на сцене «Suggia» (Порту, Португалия).
  9. Юрий Башмет – первый и единственный композитор за последние 3 века, который сыграл на альте В.А. Моцарта. Лучший альтист мира исполнил в Зальцбурге (Австрия) все произведения, написанные для инструмента мыслителей (свыше 200).
  10. Ю. Башмет выступает с альтом от итальянца Паоло Тасторе. Изготовлен в 58 году 18 века. Народный артист СССР и России купил инструмент в 1972 г. за 1500 рублей. Деньги заработал игрой на гитаре – исполнял песни группы «The Beatles» на дискотеках.
Альт
изображение
Классификация

• 3 Хордофон
• Смычковый струнный инструмент

Диапазон:

строй открытых струн и диапазон

Родственные инструменты

Скрипка, Виола, Виолончель, Контрабас

Музыканты

Список альтистов

У этого термина существуют и другие значения, см. Альт.

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Содержание

  • 1 История возникновения и развития инструмента
  • 2 Техника игры на альте
  • 3 Интересные факты
  • 4 Знаменитые альтисты
  • 5 Произведения для альта
    • 5.1 С оркестром
    • 5.2 С клавиром
    • 5.3 Соло
    • 5.4 Соло в оркестре
  • 6 Альт в литературе и других областях искусства
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Примечания

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков.

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа)

Техника игры на альте

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 сентября 2010.

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров[источник не указан 854 дня]. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Интересные факты

В музыкантском фольклоре альтисты (наряду с исполнителями на духовых инструментах и вокалистами) ― одни из самых популярных персонажей профессиональных шуток и анекдотов, в которых высмеивается их нередко встречающийся непрофессионализм, замедленная реакция и др. [1].

Знаменитые альтисты

  • Бакалейников, Владимир Романович
  • Баршай, Рудольф Борисович
  • Башмет, Юрий Абрамович
  • Белугин, Федор Жоресович
  • Борисовский, Вадим Васильевич
  • Дружинин, Фёдор Серафимович
  • Крамаров, Юрий Маркович
  • Примроуз, Уильям
  • Шебалин, Дмитрий Виссарионович
  • Циммерман, Табеа
  • Хиндемит, Пауль
  • Ким Кашкашьян
  • Максим Рысанов
  • Кочарян, Сурен Гарникович
  • Иванов, Максим Геннадьевич

Произведения для альта

С оркестром

  • В. А. Моцарт. Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром
  • Соната для большого альта Никколо Паганини
  • Г. Берлиоз. Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии»
  • Концерт для альта с оркестром Б. Бартока
  • Концерт для альта с оркестром «Der Schwanendreher» Хиндемита
  • Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона
  • Концерт для альта с оркестром Э. Денисова
  • Концерт для альта с оркестром А. Шнитке
  • Концерт для альта с оркестром (G-dur) Г. Ф. Телемана

С клавиром

  • Неоконченная соната для альта и фортепиано М. И. Глинки (окончена В. В. Борисовским)
  • Соната для альта и фортепиано Д. Д. Шостаковича
  • 2 сонаты для альта и фортепиано Брамса
  • Märchenbilder для альта и фортепиано Шумана
  • Сонаты для альта и фортепиано Николая Рославца
  • Соната для альта А. Хованесса

Соло

  • Сюиты для альта соло Макса Регера
  • Сонаты для альта соло Моисея Вайнберга

Соло в оркестре

  • Балет «Жизель» Адольфа Адана
  • Балет «Коппелия» Лео Делиба
  • Симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса
  • Опера «Средство Макропулоса», Яначека (ориг. для Виолы д’амор)
  • Балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева
  • Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского
  • Каприччио для Фортепиано с Оркестром Игоря Стравинского

Альт в литературе и других областях искусства

  • Владимир Орлов — «Альтист Данилов»

Библиография

  • Гринберг М. Русская альтовая литература. — М.: Музыка, 1967
  • Понятовский С. Альт. — М.: Музыка, 1974

Ссылки

  • Сайт, посвящённый альту

Примечания

commons: Альт (струнный инструмент) на Викискладе?
  1. См. например, http://cl.mmv.ru/humor/anecdot_viola.htm
 Просмотр этого шаблона Струнные музыкальные инструменты
Смычковые Скрипка • Альт • Баритон • Виола да гамба • Гудок • Сука • Ребек • Кротта • Виолончель • Контрабас • Никельхарпа • Ребаб • Хардангерфеле • Эсрадж • Фидель
Щипковые Арфа • Ангелика • Балалайка • Банджо • Бандура • Бузуки • Вамби • Гитара • Гусли • До́бро • Домбра • Домра • Думбыра • Дутар • Кантеле • Канклес • Каннель • Комуз • Мандолина • Лютня • Кобза • Пипа • Сямисэн • Торбан • Уд • Цитра
Ударные Цимбалы • Янцинь
Ударно-клавишные Клавикорд • Фортепиано • Пианино • Рояль
Щипково-клавишные Вёрджинел • Клавесин • Мюзелар • Спинет
Фрикционно-клавишные Колёсная лира
Прочее Смычок • Плектр • Струна • Струнодержатель • Лад • Порожек • Гриф • Мензура • Штрихи
Духовые музыкальные инструменты • Ударные музыкальные инструменты • Электронные музыкальные инструменты
 Просмотр этого шаблона Инструменты симфонического оркестра
Основной состав
Деревянные духовые Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот
Медные духовые Валторна • Труба • Тромбон • Туба
Ударные Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан
Щипковые струнные Арфа
Смычковые струнные Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас
Расширенный состав
Деревянные духовые Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон
Медные духовые Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум
Ударные Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок
Клавишные Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста

Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.

Что такое альт

Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.

Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.

Устройство инструмента

Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.

Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.

Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса

Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.

Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.

Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.

История альта

В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.

В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.

Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.

Звучание альта

Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.

Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.

В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

  • Так же, как когда-то в мире классической музыки не относились серьезно к новому инвентарю музыкантов, также сегодня альтисты являются частыми героями анекдотов.
  • Начиная с середины прошлого века, некоторые европейские и американские рок-группы проявляют интерес к альтовым аранжировкам.
  • Интересно, что стоимость скрипок итальянских мастеров дешевле, чем цена на более крупного «собрата» тех же производителей.
  • В 2011 году в Португалии собрался самый масштабный ансамбль альтистов из 321 человека.
  • Во Франции чудесным образом сохранился один из первых экземпляров, который был выполнен в числе других инструментов по приказу короля Карла IX. Остальные шедевры были уничтожены в ходе Французской революции.
  • Секреты изготовления шедевров до сих пор бережно хранятся лучшими европейскими мастерскими. Несмотря на существующие стандарты, каждый производитель бережет свой профессиональный подход к делу.

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.

Что такое альт

Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.

Как выглядит альт?

Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.

Устройство инструмента

Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.

Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.

Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса

Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.

Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.

Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.

Различие между инструментами

История альта

В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.

В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.

Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.

Что такое альт?

Звучание альта

Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.

Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.

В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.

Струнный музыкальный инструмент альт

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

  • Так же, как когда-то в мире классической музыки не относились серьезно к новому инвентарю музыкантов, также сегодня альтисты являются частыми героями анекдотов.
  • Начиная с середины прошлого века, некоторые европейские и американские рок-группы проявляют интерес к альтовым аранжировкам.
  • Интересно, что стоимость скрипок итальянских мастеров дешевле, чем цена на более крупного «собрата» тех же производителей.
  • В 2011 году в Португалии собрался самый масштабный ансамбль альтистов из 321 человека.
  • Во Франции чудесным образом сохранился один из первых экземпляров, который был выполнен в числе других инструментов по приказу короля Карла IX. Остальные шедевры были уничтожены в ходе Французской революции.
  • Секреты изготовления шедевров до сих пор бережно хранятся лучшими европейскими мастерскими. Несмотря на существующие стандарты, каждый производитель бережет свой профессиональный подход к делу.

Альт с футляром

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

альт

«Альт – это инструмент философ, немного печальный и негромкий.

Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но

никогда не пытается привлечь
внимание к самому себе»

Альбер
Лавиньяк

 

  Строй альта на квинту ниже скрипки. Диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы.  В сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Партия альта пишется в альтовом и скрипичном ключах.

Тембр альта имеет
по сравнению со скрипкой более суровый, мужественный
оттенок. Первая струна обладает поэтичным
грудным тембром. Вторая – имеет тембр тускловатый, нежный. У третьей
струны густой, суровый звук. Четвертая отличается мрачностью, густотой
звучания. 
В целом тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый. Это связано с тем,
что размеры его корпуса не соответствуют его строю:
при оптимальной длине
46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами
итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43
сантиметров. На больших альтах, приближающихся к классическим,
играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными
руками и разработанной техникой.

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке из-за бо́льших размеров и
большей растяжки пальцев левой руки. Объем позиции на альте равен чистой кварте.

Основная
сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им
поручаются, как
правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт —
обязательный участник струнного квартета, часто используется в других
камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет,
фортепианный квинтет. Традиционно альтистами становились скрипачи
крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Однако
некоторые известные музыканты (Никколо Паганини, Давид
Ойстрах) успешно совмещали игру на скрипке и на альте. Вследствие
небольшого репертуара альт относительно редко использовался в качестве
сольного инструмента. В наше время появилось довольно
много хороших альтистов, среди них Вадим Борисовский, Федор Дружинин, Юрий Башмет, Юрий Крамаров.
Совсем молодые, победители
Vмеждународного конкурса альтистов им. Башмета: Нилс (Германия), Андрей Усов, Владимир Акимов, Наталья Аленицына (Россия).

Домашнее задание:

1. Посмотрите интересные материалы

Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы» играют на инструментах Страдивари, Гварнери, Гаспаро да Сало, Паоло Тестере.

Послушайте фрагменты  произведений для альта:

Шнитке Концерт для альта с оркестром

Моцарт Дуэт для скрипки и альта

Шостакович Соната для альта ор.147

Канчели «Стикс» для альта, хора и оркестра

Моцарт Концертная симфония для альта

 

2. Играйте партии альта из оркестровых сочинений. Обратите внимание на приемы игры!

Медиатека сервисов

Медиатека    сервисов      Для того, чтобы молодежь хотела учиться и делала это с удовольствием, педагогу нужно помнить, что именно о…

  • Медиатека    сервисов      Для того, чтобы молодежь хотела учиться и делала это с удовольствием, педагогу нужно помнить, что именно о…

  • Раздел 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов Тема 1.  История создания и развития оркестра русских народных инструментов…

Альт
Bratsche.jpg
Классификация Струнный смычковый музыкальный инструмент, хордофон
Родственные инструменты Скрипка, Виола, Виолончель, Контрабас
Диапазон
(и строй)
Range viola.png
Commons-logo.svg Альт на Викискладе

Альт (англ.  и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Содержание

  • 1 История возникновения и развития инструмента
  • 2 Техника игры на альте
  • 3 Произведения для альта
    • 3.1 С оркестром
    • 3.2 С клавиром
    • 3.3 Соло
    • 3.4 Соло в оркестре
  • 4 Альт в литературе и других областях искусства
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо[de] (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами[1].

Различие в размерах между скрипкой (слева) и альтом (справа)

Две миниатюры из Las Cantigas de Santa Maria (XIII c.), иллюстрирующие два способа игры на смычковых: слева da braccio, справа — da gamba

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров[2]. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Жерар Коссе, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Вольфганг Амадей Моцарт, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Произведения для альта

С оркестром

  • В. А. Моцарт. Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром
  • Соната для большого альта Никколо Паганини
  • Г. Берлиоз. Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии»
  • Концерт для альта с оркестром Б. Бартока
  • Концерт для альта с оркестром Der Schwanendreher[en] Хиндемита
  • Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона
  • Концерт для альта с оркестром Э. Денисова
  • Концерт для альта с оркестром А. Шнитке
  • Концерт для альта с оркестром (G-dur) Г. Ф. Телемана
  • А. И. Головин. Концерт-симфония для альта и виолончели с оркестром (Симфония № 1)

С клавиром

  • Сонаты для альта и клавира BWV 1027-1029 И. С. Баха
  • Неоконченная соната для альта и фортепиано М. И. Глинки (найдена и отредактирована В. В. Борисовским)
  • Соната для альта и фортепиано Анри Вьетана
  • Соната для альта и фортепиано Д. Д. Шостаковича
  • 2 сонаты для альта (кларнета) и фортепиано Брамса
  • Сказочные картины[en] для альта и фортепиано Шумана
  • Сонаты для альта и фортепиано Николая Рославца
  • Соната для альта А. Хованесса

Соло

  • Сюиты для альта соло Макса Регера
  • Соната для альта соло Моисея Вайнберга
  • Соната для альта соло Эрнста Кшенека
  • Сонаты для альта соло Пауля Хиндемита

Соло в оркестре

  • Балет «Жизель» Адольфа Адана
  • Балет «Коппелия» Лео Делиба
  • Симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса
  • Балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева
  • Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского
  • Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского

Альт в литературе и других областях искусства

  • Владимир Орлов — «Альтист Данилов»
  • Иван Крылов  — «Квартет»

Примечания

  1. Альт (струнный инструмент). История и происхождение. all-art.do.am (5 января 2013). Проверено 2 мая 2017.
  2. Maurice W. Riley. The History of the Viola, Braun-Brumfield, 1980

Литература

  • Альт, музыкальный инструмент // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гринберг М. Русская альтовая литература. — М.: Музыка, 1967.
  • Манолова И. М., Беленов Л. Д. У истоков школы В.Борисовского (Воспоминания о будущем). — М.: Музыка и Время, 2016. — №4. — С. 32—39.
  • Понятовский С. Альт. — М.: Музыка, 1974.

Ссылки

commons: Альт на Викискладе
  • Альт (скрипичный) — музыкальный инструмент | Великая музыка
  • Сайт, посвящённый альту.

Альт — струнный инструмент, который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

инструмент альт

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника — виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

альт музыкальный инструмент

Альт — музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. Техника игры, более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта – матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем — несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 – 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Юрий Башмет. Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

альт духовой инструмент

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Г. Берлиоза, Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Пауля Хиндемита. Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

альт струнный инструмент

Существует и принципиально другой альт — духовой инструмент. Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон – A — es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется инструктор во множественном числе
  • Как пишется искорка или искорка
  • Как пишется институтская на английском
  • Как пишется искорка или искарка
  • Как пишется институт культуры