Как пишется изложение третий класс

В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.

На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Чему изложение учит школьников

как писать изложение

Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:

  • понимать, о чем хотел сообщить автор;
  • определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выделять тему и главные мысли;
  • выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
  • создавать цельный текст со вступлением и заключением;
  • формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.

Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Этапы написания изложения для школьника

этапы работы над изложением

Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.

Подготовка

Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.

Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.

Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.

Написание текста

На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.

Проверка

Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как написать изложение на «отлично»

как научить ребенка писать изложение

Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.

  1. Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
  2. Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
  3. Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
  4. Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.

И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Учимся писать изложения в начальной школе


Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.

15 апреля 2019

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

  1. Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Купить

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  1. Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  2. Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
  3. Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
  4. Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).

Оценка грамотности:

  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Общая оценка:

  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Распространенные ошибки

Речевые недочеты:

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

#ADVERTISING_INSERT#

Тема: Как научить ребенка писать изложение.

1. Постановка цели. Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что (примерные варианты) может написать самое хорошее изложение.

— обязательно прочитают в классе,

— повесят на стенд как образец,

— пошлют в газету, журнал,

— включат в классный журнал «Наше творчество» (если его нет, то хорошо бы его завести),

— поставят  «лишнюю» пятерку в журнал,

— наклеят на обложку тетради красивую наклейку,

— дадут шоколадную медальку,

— прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя),

— покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам,

— покажут завучу, директору,

— прочтут на родительском собрании.

2. Постановка цели. Перед началом обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты).

— мальчики или девочки,

— первый, второй или третий ряд,

— первый или второй вариант,

— личное первенство.

Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.

3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.

4. Чтение текста. Лучше поручить это ученику, который хорошо читает. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка (не только тема, но и главная мысль). К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.

6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть оазглавливается. Записывается план. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. С обратной стороны каждого листочка дан   заголовок «Мой план». Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения.

7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После текста дана орфографическая подготовка.

8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. Ответы даны в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово «перифраз»? Привожу пример. В изложении имеется предложение: Кошка хочет есть. Ученикам надо то же самое сказать по-другому. Наша пушистая любимица проголодалась. Мурка хочет есть. И.т.д стр.48,49,50.

9. Устный рассказ 2 – 3 человек. Пересказ изложения 2 -3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.

10. Переписывание (желающие) своего плана. Раздаются листочки, и дети (кто хочет) переписывают свой план.

11. Повторное чтение текста учителем. Теперь – полное внимание. Дается возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока, или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее легкий текст).

13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.

14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

15. Самопроверка.

Памятка для ученика.

1. Внимательно послушай рассказ, который прочтет тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2. Напиши варианты заголовка.

3. Составь план.

4. Сделай пересказ по плану сам.

5. Напиши изложение.

6. Проверь, ясно ли ты передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность, проверь знаки перпинания.

Приготовимся писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитает учитель (Это изложение целиком можно давать только в сильных классах).

Детство художника.

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказки и быль сливались воедино.            (132).

Вопросы по тексту.

1. Где прошло детство художника?

2. Чему учил ребят их отец?

3. Где любили играть братья?

4. Что больше всего нравилось Вите на ярмарке?

5. Почему Васнецов счтал свое детство частицей детства народа?

6. Что нового вы узнали о художнике?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Детство художника

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

__________________                        ____________________

План:                                                Опорные слова

1. Детство братьев.                                Аполлинарий, в вятском селе

2. Отец художника – его                         был священником

первый учитель.                                помогал видеть, о могучих богатырях

3. Игры под деревом                                огромный, посадил, любили

во дворе.                                        превращались, расписные

4. Ярмарка на площади.                        узорчатые, лавочка

5. Детство Васнецова в его                        считал, верить, словались, сказка и быль

картинках.

Мой план:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Виктор Михайлович Васнецов, в небольшом вятском селе, Аполлинарий, священник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

де_ство-__________________                        с_ле-________________

зн_комил-_________________                        пом_гал- ____________

м_гучих-__________________                        ска_ки-______________

б_льшой-__________________                        нах_дился-___________

вя_-_______________________                        пом_гало-____________

ч_стицей-_________________                        площа_ь-_____________

д_бро-_____________________                        созд_вать-____________

к_ртины-__________________                        сл_вались-____________

Объясни правописание приставок

Пр_шло, п_могал, -кружающего, н_ходился, п_садил, с_здавать, в_едино.

Объясни правописание удвоенных согласных

Рассказы-______________________________

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Виктор Мизайлович Васнецов, в небольшом вятском, Аполлинарий, всященник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Могучий-_____________________

Огромный-_______________________

Учить (кого-нибудь)-______________

Подбери антонимы.

Светлый-_________________ создавать-______________________

Объясни значение слова.

Колодец-____________________________________________________________________

Укажи точное значение для каждого слова.

Известный -_____________________, великий-___________________________, знаменитый-______________________.

Слова для справок: чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью; тот, которого все знают; обязательно чем-либо выдающийся в большей степени.

Пунктуационная подготовка.

Прочти предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.

Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Васнецов  считал, что его детство было частицей детства его народа.

Перескажи текст по плану.

Напиши изложение «Детство художника».

Словари

Словарь синонимов.

Могучий – крепкий, дюжий, здоровый.

Огромный – гигантский, колоссальный, большой, великанский, исполинский.

Учить (кого-нибудь) – наставлять, образовывать, преподавать, знакомить, муштровать, вразумлять, умудрять.

Словарь антонимов

Светлый – темный.

Создавать – разрушать.

Толковый словарь

Колодец – узкая и глубокая яма, служащая для добывания воды.

На чтение 6 мин Просмотров 76к. Опубликовано 05.12.2017

Содержание

  1. Что такое изложение?
  2. Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
  3. Какие существуют виды изложения?
  4. Как правильно писать изложение?
  5. Порядок написания изложения:
  6. 4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Как правильно писать изложение?

Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.

Порядок написания изложения:

  1. Обязательно взять черновик, и делать в нем пометки, пока учитель первый раз читает текст.
  2. Пауза между чтениями дается на то, чтобы осмыслить услышанное. Нужно дописать все, что удалось запомнить. Все услышанное запомнить скорее всего не удалось, но это не беда. Нужно оставить пропуски, и заполнить их во второе прочтение.
  3. Во время второго прочтения нужно сосредоточиться на специфических терминах, необычных словах, именах, датах и интересных фразах. Их фиксация на бумаге далее поможет вспомнить детали текста, а еще их нужно в точном виде употребить непосредственно в изложении.
  4. Во время паузы между вторым и третьим прочтением (если оно будет) нужно составить план будущего текста, он поможет воссоздать правильную последовательность изложения, и понять, что было упущено при прослушиваниях. Лучше начать составление прямо сейчас, пока информация свежа в голове.
  5. Учитель закончил читать, пора приступать к изложению. Во время написания обязательно нужно придерживаться составленного плана. Если время позволяет, лучше начать записывать текст на черновике, чтобы потом легко его исправить.
  6. Текст готов, теперь нужно его вычитать. Самое главное – проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Обратите внимание на часто повторяющиеся слова, их лучше заменять на подходящие по смыслу синонимы.
  7. Перечитать текст в последний раз, и если ошибок, недочетов нет – пора переписывать на чистовик.

4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

  1. Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  2. Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  3. Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  4. Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!



Скачать материал

            
Как правильно писать изложение

1.     Внимательно
прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов
ответить на вопросы по тексту.

2.     Напиши
варианты заголовка.

3.     Составь
план.

4.     Расскажи
по плану сам. Послушай товарищей.

5.     Напиши
изложение.

6.     Проверь,
ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, все
ли слова употреблены удачно.

7.     Не
забудь про грамотность.

8.     Проверь
знаки препинания.

              
Как правильно писать изложение

1.     Внимательно
прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов
ответить на вопросы по тексту.

2.     Напиши
варианты заголовка.

3.     Составь
план.

4.     Расскажи
по плану сам. Послушай товарищей.

5.     Напиши
изложение.

6.     Проверь,
ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, все
ли слова употреблены удачно.

7.     Не
забудь про грамотность.

8.     Проверь
знаки препинания.



Скачать материал

  • Сейчас обучается 461 человек из 73 регионов

  • Сейчас обучается 37 человек из 25 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 145 159 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.11.2015
  • 841
  • 3

Рейтинг:
5 из 5

  • 09.11.2015
  • 6328
  • 37
  • 09.11.2015
  • 1490
  • 0
  • 09.11.2015
  • 2002
  • 1
  • 09.11.2015
  • 1391
  • 1
  • 09.11.2015
  • 4760
  • 7
  • 09.11.2015
  • 1371
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

Оставьте свой комментарий

3 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

В III классе к тем видам изложений, которым дети обучались во II классе, добавляются два новых вида: изложения сжатые и изложения по самостоятельно составленному плану. Все тексты для этого класса сгруппированы в четыре раздела: изложения по готовому плану; изложения по коллективно составленному плану; по плану, составленному самостоятельно; контрольные изложения. Сжатые изложения не выделяются в особый раздел. Они включены в разделы первый и третий.
 

Просмотр содержимого документа

«3 КЛАСС. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В 3 классе»

Что такое изложение? И как научиться его писать?

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

мальчик-пишет

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

дети-в-классе-пишут

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

учитель-диктует

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

дети-слушают-учителя

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами сочинения. Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

школьники-пишут

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

  1. Итак, если старшеклассники делают пометки на черновик уже при первом прослушивании, обладая навыками быстрого письма, то младшим школьникам и писать, и слушать одновременно сложновато. Потому их задача при первом чтении текста – слушать внимательно, улавливая главную мысль и понимая, о чём идёт речь.
  2. После первого раза учитель даёт время на осмысление услышанного, и его-то как раз можно использовать максимально полезно, накидав на черновик, что удалось запомнить, оставляя большие пробелы, которые можно попробовать заполнить во время второго прочтения материала.
  3. Во второй раз пытаемся записать по максимуму: необычные слова, фразы, даты, героев – всё, что помогло бы вспомнить оригинал текста.
  4. В перерыве разбираемся с тем, что отметили и пытаемся набросать план. Если по тесту всё вяжется, мысли не путаются и не прыгают, то половина дела уже сделана. Но не стоит расстраиваться, если что-то не клеится, так как впереди ещё одна попытка уловить пропущенные детали.мальчик-задумался
  5. В третий раз ученик решает сам для себя: слушать предельно внимательно, не стараясь ничего записать, или воспользоваться последним шансом отметить упущенное на черновике.
  6. Приступаем к написанию работы. Нужен обязательно маленький планчик, который позволит не запутаться «в трёх соснах». Если его ещё не появилось, когда учитель читал текст, то стоит набросать прямо сейчас, пока всё ещё свежо в памяти.
  7. Пересказывая услышанное на бумаге, не забываем про главное правило для школьных изложений: чем короче предложение, тем меньше в нём ошибок. Не стоит отягощать тест, но и скупиться на красивые слова тоже не нужно, используя эпитеты к месту и по назначению. Следим за тем, чтобы мысли были закончены, предложения взаимосвязаны.
  8. Перечитываем черновик и обращаем внимание на повторяющиеся слова – тавтологию. Этой неприятности можно избежать, подобрав замену при помощи синонимов. Здесь конечно, важен большой словарный запас ребёнка, и это, родители, и ваша задача тоже! Красноречие ребёнка зависит от его кругозора и эрудиции.
  9. Итак, вроде всё ладится, все факты на своих местах, есть начало и концовка, главная мысль присутствует и понятна, тогда за дело – пишем начистовую.
  10. Гордо несём учителю на проверку!пятерки-в-дневнике

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте»)

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!

Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется изложение или изложения
  • Как пишется изложение во втором классе
  • Как пишется изловчиться
  • Как пишется излишне удержанная сумма
  • Как пишется излишне полученная сумма