Как пишется каллиграфическая минутка

 Методическая разработка:   «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка  в начальной школе»    Подготовила учитель начальных классов Самойлова С.Аю.

Методическая разработка: «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе» Подготовила учитель начальных классов Самойлова С.Аю.

Урок 25. Буква Ч.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН». 1. - Найдите слова с сочетаниями чк, чн. Расскажите правила написания этих сочетаний. Приведите свои примеры. 2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?  - Как вы думаете, можно ли по рассуждениям человека судить о его душевных качествах?  Слова на картинке: ч ерепаха, о ч ки, ч ерес ч ур, ч удеса.

Урок 25. Буква Ч.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».

1. — Найдите слова с сочетаниями чк, чн.

Расскажите правила написания этих сочетаний.

Приведите свои примеры.

2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Как вы думаете, можно ли по рассуждениям человека судить о его душевных качествах?

Слова на картинке: ч ерепаха, о ч ки, ч ерес ч ур, ч удеса.

 Урок 26. Буква Ш.  Задания после каллиграфической минутки,  переход к теме урока: « Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1. - Найдите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Расскажите правила написания этих сочетаний. Приведите свои примеры. 2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?  - Можно ли судить о человеке по его рассуждениям? Слова на картинке: Ш апокляк, стару ш ка, ш ар, ш ляпка.

Урок 26. Буква Ш.

Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1. — Найдите слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Расскажите правила написания этих сочетаний. Приведите свои примеры.

2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Можно ли судить о человеке по его рассуждениям?

Слова на картинке: Ш апокляк, стару ш ка, ш ар, ш ляпка.

Урок 27. Буква Щ.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Имена собственные». – Почему слово Москва надо писать с большой буквы?  - Какие слова пишутся с заглавной буквы? 2. - Вспомните пословицы, в которых употребляются слова - имена собственные.  Пословицы:  Язык до Киева доведёт.  В Тулу со своим самоваром.  Один глаз на нас, другой на Арзамас.  Слова на картинке: щ ука, щ урится, щ ёки, щ иплет.

Урок 27. Буква Щ.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Имена собственные».

  • – Почему слово Москва надо писать с большой буквы?

— Какие слова пишутся с заглавной буквы?

2. — Вспомните пословицы, в которых употребляются слова — имена собственные.

Пословицы:

Язык до Киева доведёт.

В Тулу со своим самоваром.

Один глаз на нас, другой на Арзамас.

Слова на картинке: щ ука, щ урится,

щ ёки, щ иплет.

Урок 28. Буквы Ь и Ъ.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Разделительные мягкий и твёрдый знаки». - Найдите в пословицах слова с разделительным мягким знаком, с разделительным твёрдым знаком? Вспомните и расскажите правила о написании слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками. - Как вы понимаете смысл этих пословиц?  - Что такое патриотизм? Слова на картинке: коп ь ё, кон ь , рат ь , в ъ ехал, под ъ ехал, об ъ яснил.

Урок 28. Буквы Ь и Ъ.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Разделительные мягкий и твёрдый знаки».

  • — Найдите в пословицах слова с разделительным мягким знаком, с разделительным твёрдым знаком? Вспомните и расскажите правила о написании слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаками.
  • — Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Что такое патриотизм?

Слова на картинке: коп ь ё, кон ь , рат ь , в ъ ехал, под ъ ехал, об ъ яснил.

Урок 29. Буква ы. Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Звуки и буквы». – Перед какими гласными согласный звук всегда будет твёрдым? Найдите слова, в которых все согласные звуки твёрдые. - Почему во все времена молодое поколение прислушивается к советам старых людей?  - Вспомните пословицы о мудрости. Пословицы: У кого есть дед, у того и обед.  Старый конь борозды не портит. Молоденький умок старым умом крепится. Глупый осудит, а умный рассудит. Слова на картинке: кот ы , м ы ши, с ы р, м ы сли, лап ы .

Урок 29. Буква ы.

Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Звуки и буквы».

  • – Перед какими гласными согласный звук всегда будет твёрдым? Найдите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
  • — Почему во все времена молодое поколение прислушивается к советам старых людей?

— Вспомните пословицы о мудрости.

Пословицы: У кого есть дед, у того и обед.

Старый конь борозды не портит.

Молоденький умок старым умом крепится.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Слова на картинке: кот ы , м ы ши, с ы р, м ы сли, лап ы .

Урок 30. Буква Э.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Правила переноса слов». 1. - Вспомните и расскажите правила переноса слов.  - Найдите слово, которое переносить нельзя. 2. - Прочитайте пословицу. Когда так говорят?  Слова на картинке: э кскаватор, э хо, э лектричество, э тажи.

Урок 30. Буква Э.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Правила переноса слов».

1. — Вспомните и расскажите правила переноса слов.

— Найдите слово, которое переносить нельзя.

2. — Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

Слова на картинке: э кскаватор, э хо, э лектричество, э тажи.

Урок 31. Буква Ю.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их буквами». – Прочитайте пословицы. Найдите в словах твёрдые согласные, мягкие согласные. Какие гласные указывают на твёрдость впереди стоящих согласных? Какие гласные указывают на мягкость впереди стоящих согласных? 2. - как вы понимаете смысл этих пословиц? Слова на картинке: ю нга, ю ный, ю ность, бр ю ки.

Урок 31. Буква Ю.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их буквами».

  • – Прочитайте пословицы. Найдите в словах твёрдые согласные, мягкие согласные. Какие гласные указывают на твёрдость впереди стоящих согласных? Какие гласные указывают на мягкость впереди стоящих согласных?

2. — как вы понимаете смысл этих пословиц?

Слова на картинке: ю нга, ю ный, ю ность, бр ю ки.

 Урок 32. Буква Я.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Ь – показатель мягкости согласных» - Найди слова, в которых букв больше. Чем звуков?  - Какую роль выполняет Ь в этих словах? 2. - Объясните смысл данных пословиц.  - Чему учат эти пословицы? Слова на картинке: за я ц, я ма, я блоки, пол я нка, листь я , я ркий.

Урок 32. Буква Я.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Ь – показатель мягкости согласных»

  • — Найди слова, в которых букв больше. Чем звуков?

— Какую роль выполняет Ь в этих словах?

2. — Объясните смысл данных пословиц.

— Чему учат эти пословицы?

Слова на картинке: за я ц, я ма, я блоки, пол я нка, листь я , я ркий.

Минутки чистописания на уроках русского языка

 3 класс

Минутка чистописания.

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА

  • Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.

(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)

  • Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.

(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…)

  • Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Минутка чистописания

Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?          

Дети: Осенний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

Минутка чистописания.

— Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

Бп

(4раза)

— Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

— Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу

( 1уч-ся у доски, 2слово-самост.но)

— С чем связаны эти слова? ( с природой) 

А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

Жизнь дана на добрые дела.

— Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

Минутка чистописания. Разминка.

На доске табличка с переплетёнными буквами.
Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались?
Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы?
Ответ. Гласные и согласные.

Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе.
Жтхщч, жхтщч и т. д.

Вопрос. Каких букв больше? Дайте им характеристику.

Ответ. Ж – всегда твёрдый; и т. д.

Минутка чистописания

В стране живут сказочные герои.

Они приготовили для вас интересные задания.

И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину».

Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

— Какое сегодня число?

(8 апреля)

Запишите число в тетради.

— Угадайте, кто нас встречает на этом острове:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….

(Ёжик)

— С чем ёжик нас встречает?

(С шариками)

— А что изображено на шарах?

(слоги)

Прочитаем слоги вместе:

КА, СО, МЕ, РЫ, ЖИ

— Какой слог лишний?

(ЖИ)

-Почему?

-Какое правило вы знаете?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

Запишите эти слоги красиво в тетрадь!

— В слове «ЁЖИК» есть орфограммы?

(ё – в начале слова, жи — ши пиши с буквой И)

Ёжик доволен вашими знаниями желает вам счастливого пути!

Наше путешествие продолжается.

Минутка чистописания.

   — Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы  повторяем? (Буквы «ша»).

  — Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

(Параллельность наклонных палочек).

 — Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.

Шш // Шш // Шш // Шш //

— Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.

  Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

— Запишите предложение в тетрадь.

— Какое слово нельзя проверить? (шелест).

— Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.

Минутка чистописания.

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

Чч

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания

Е

Ем

Егор Елена Евгений Ева Елец

—        Назовите лишнее слово (Елец)

—        Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Елец – это город)

—        А чем похожи эти слова? (Это имена собственные)

Минутка чистописания.

— Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

— На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит —
Буквой
К на нас глядит

Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква

— Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква «К» следует в порядке увеличения на одну букву)

— Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

Минутка чистописания.

      Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

      Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)

      А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.

тучки для конспекта       для конспекта

Минутка чистописания.

Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия — искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) — греч. «красивый» — + grapho (графо) — пишу.

  • 1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный… (класс, сс- верхнее соединение)
  • 2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
  • 3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)
  • 4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл — нижнее соединение)
  • 5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм — нижнее соединение)
  • б.Шестой день недели (суббота)
  • 7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)

Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

-Внимательно посмотрите на данную запись:

большой — маленький
сухой — ? (мокрый)
твердый — ? (мягкий)
глубокий — ? (мелкий)
война — ? (мир)

-Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся
на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
-Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания?
(Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между
словами.)
-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

Минутка чистописания.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.  — А вот и первое задание. Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие:

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

 Правильно, это буква О.
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.  — Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)

Пропишите эту дорожку до конца строки и повторите их еще раз

Минутка чистописания.

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – маленький

Сухой — ?

Война — ?

Глубокий — ?

Старый -?

Д.К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Большой – маленький

Сухой — мокрый

Война — мир

Глубокий — мелкий

Старый — молодой

Значит сегодня мы будем писать букву м. Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)

Минутка чистописания

      Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:
      1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных. соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Минутка чистописания.

Отгадайте загадки:

1. Загадка для тебя легка:

    Пишусь всегда через два ?К?,

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я — ? (хоккей).

2. По долинам, по отрогам

    Мчит широкая дорога.

    И она, как знают все,

    Называется ? (шоссе).

3.Вдоль дороги по бокам

   Липы, клены, тут и там.

   Всем идти здесь веселее

   Этот путь зовут ? (аллея).

— Если вы исключите одно из слов и назовете признак, по которому вы его нашли, то сможете назвать тему минутки чистописания.

— Какую букву мя будем сегодня писать?

— Эту букву мы напишем с буквами, благодаря которым слова можно объединить в одну группу. Назовите группы.

— Запишите, продолжив закономерность.

кк      Аа        сс         Ааа          лл         Аааа

Минутка чистописания.

Учитель.

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

Воробьи, коньки.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь      пальто     воробьи

Учитель      коньки  

Корабль      

картофель  

Минутка чистописания.

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

Чч

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания.
— Наш сегодняшний урок начнём с чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните как оно пишется. Какая это часть речи? Образуйте от этого слова прилагательное среднего рода. Придумайте устно словосочетание с этим прилагательным. А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.

Минутка чистописания.
В сказках совершается волшебство, которое ждёт нас впереди.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр – самолёт поможет подняться.
За тридевять царств мигом вдруг оказаться.

По мановению волшебной палочки Феи мы очутились в неизведанном месте.
— Добрая фея предлагает повторить правила посадки при письме.
— Какая первая буква в слове «Фея?»
— Напишем заглавную и строчную букву «эф», чередуя

Объясните смысловое значение слов:
Фокусник, фиолетовый, фантазировать.
Запишите данные слова. Укажите, какие это части речи.

Минутка чистописания

. Путешествие в зимний лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку ).
Написание заглавной и строчной букв Жж.

Минутка чистописания.


Загадка.
— Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
— Сегодня , на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
— Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….

Минутка чистописания.

Мм  мм  Мм  мм

Какие звуки на письме обозначает данная буква?

Дайте характеристику звукам.

Прочитайте пословицу:

Люби дело — мастером будешь.

Кого можно назвать мастером?

Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?

Каллиграфическая минутка.

— Составьте пословицу из слов.

Шубы, и, валенок, без, — и, зима, конца, без.

(Высказывания детей)

Без шубы и валенок – и зима без конца.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Спишите каллиграфически грамотно.

— Какие орфограммы встретились в пословице?

(Объяснение и подчеркивание орфограмм)

— Назовите существительные во множественном числе.  (валенок)

— Определите падеж у этого существительного. (р.п.)

— Какое окончание у этого слова? (нулевое). Выделите.

Снежок, сугроб, леса, снежинка, сосна.   

-Какое слово лишнее? Почему?

Скажите, над  каким  правилом мы будем продолжать работу?

-Какая буква встречается во всех слова? Какой звук она обозначает?

Дайте ему характеристику.

Пропишем сочетание букв.

с  сн  су   са   со 

Спишите каллиграфическим почерком слова, устно подбирайте проверочные слова, безударную  гласную подчеркните. 

Минутка чистописания.

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Образец:__________________

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы.

Дети. Пушкин, Петр:

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

Минутка чистописания. Ребята вы должны угадать, какую букву вы будете писать на чистописании. Эта буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук в слове лиса. Расскажите о лисе: какая она?

Минутка чистописания.

— Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай

— Назовите эту букву. (т)

— Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)

Минутка чистописания.

С какой частью речи работаем на уроках русского языка?

Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?

АГРОНОМ

ВАГОН

КОСМОНАВТ

Какие местоимения прячутся в этих словах?

(Выполнение упражнения чистописания по образцу).

Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы а, о, е.

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .

Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

У. напишите каждую цепочку до середины строки.

Минутка чистописания.

     — Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

     (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

      — Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

     Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

     Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

     Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

     Поставьте ударение.

     Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Минутка чистописания.

Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».

Минутка чистописания: Р, р. 

Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.

Минутка чистописания.

Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.
      — Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).
      — Объясните причины написания заглавных букв.

Минутка чистописания:

письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.

Минутка чистописания

Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.)

Минутка чистописания:

написание букв К, к; словосочетание классная работа.
      
Что означает словосочетание классная работа? (Работа, которая выполняется в классе.)
      Работа над значением слов.
      — Сравните словосочетания
светлый класс — дружный класс. Одинаковые ли значения слова класс в каждом из них? (Нет, неодинаковые: в первом словосочетании слово класс означает школьную комнату для занятий, а во втором — группу, коллектив учеников.)
      — Как мы называем такие слова? (Слова с несколькими значениями, многозначные слова.)
      — А что такое
пенал? (Коробочка или маленькая сумочка для хранения ручек, карандашей.)
      Дополнение предложений (они записаны на доске):
      — Закончите предложение словом
класс в значении «коллектив учеников»: Наш класс (какой?)… (Наш класс дружный.)
      
Слово какой группы вы использовали? (Слово-название признака предмета.)
      — Закончите предложение словами-названиями предметов:
В пенал кладут (что?)… (В пенал кладут ручки и карандаши.)
      
Запишите предложение. Какие правила вспомнили при письме?

Минутка чистописания
У: Буквы, которые мы будем писать, вам предстоит определить самим. Стоит в первом глаголе после приставки, это согласный, парный, звонкий звук. (Г) Пропишите эту букву, последовательно соединяя с каждой гласной. Сколько вариантов получится?

га го ге гя гё гэ гу гю

Каллиграфическая минутка

У. На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.

С  СА  СД  СБ  СО  СО

СНЕГ  СЛЕД  СУГРОБ  СОСНА  ЛЕСА

Завалила зима сугробами леса

 – Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого уRже нижней. С буквами а, д, б она соединяется всегда при помощи нижнего соединения путем повторного проведения по ходу движения руки. С буквой о она может соединяться как с помощью верхнего соединения, так и с помощью нижнего. От чего это зависит?

Дети. Это зависит от буквы, которая следует за буквой с.

У. Докажите это на примере слов второй строчки.

Дети доказывают.

– Какие два правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Д. Правило проверки слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с парными согласными на конце слов и перед другими согласными, кроме сонорных и в. Хором…

Д. Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное: снег.

Д. Снега.
У. След.
Д. Следы.
У. Сугроб.
Д. Сугробы.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне. Хором…

Д. Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное. Сосна.

Д. Сосны.
У. Леса.
Д. Лес.

У. Запишите первую и вторую строчки. Наиболее трудные соединения обозначены крестиками. Будьте внимательны при записи.

Дети выполняют задание.

– Хором прочитаем предложение.

Дети выполняют задание.

–         –         Найдите и прочитайте слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные.

Д. Завалила – я валит

—           Зима – и – зимы

—           Леса – е – лес

 У. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное? Расскажите полное правило проверки слов с безударными гласными в корне (домашнее задание).

Д. Чтобы проверить безударные гласные ао, иея в корне слов, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударные гласные стали ударными.

У. При записи предложения будьте внимательны, трудные соединения обозначены крестиками.

Минутка чистописания:

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную буквы Ф
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза.
• Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л]

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС)
• Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось… СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию.
— Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок! А напутствием для вас станет стихотворение С.Островского «Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу: « Извини меня!» Это значит — исключи меня из вины! У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!» Это значит — берегами меня окружи. У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: «Защити меня!»
Это значит — укрой меня за щитом! Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро!
— последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока

Минутка чистописания.

1.Прописать соединения букв: си сл ск

2.Составить из слов пословицу: руки, не сиди, сложа ,не будет, так и, скуки.
-Как вы ее понимаете?

Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке было скучно, а кому нет.

-Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.

-Подчеркните все орфограммы, которые вы видите в этой пословице?
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Чистописание.

Постановка целей урока.

б в г д ж з

п ф к т ш с

— Почему вы записали эти согласные?

— Догадались, какая у нас тема урока?

— Для чего надо изучать эту тему?

— На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

Минутка чистописания.

          (проводится по вариантам)

 1 вар. — — — ь е ё ю и я            (  Рядом со схемами учащиеся записывают по 2 примера.)

 2 вар. — — — ъ е ё ю я

Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые «шифровки»:

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим  «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Минутка чистописания:

Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.

Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.

Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывок

Минутка чистописания.

Мм

Мороз, морозный, морозить.

Какие звуки обозначаются буквой М?

(звуки [м] и [м’])

– Дайте характеристику этим звукам

(Звуки [м ] и [м’] – согласные; звук [м ]– твердый;

– звук [м’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).

– Давайте красиво пропишем буквы до конца строки.

– А теперь давайте красиво напишем слова:

Мороз, морозный, морозить.

Подчеркните орфограммы в словах.

– Как вы считаете, удачно ли мы прошли по “каллиграфическому” мостику? (Да).

– Поставьте точку под теми буквами, которые вы написали более удачно.

– Ну, вот мы удачно прошли по “каллиграфическому” мостику.

Слайд 1
Методическая разработка:

«Каллиграфическая минутка на уроках русского языка
в начальной школе»

Часть II

Методическая разработка:  «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка  в начальной школе»  Часть II


Слайд 3 Урок 12. Буква К.

Задания после каллиграфической минутки,
переход

к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».

-Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
— Как пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН?
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Что важнее слова или поступки?

Слова на картинке: ласточка, Дюймовочка, королевство, кораблик, мак, колокольчик.

Урок 12. Буква К.  Задания после каллиграфической минутки,переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».


Слайд 5Урок 13. Буква Л.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Части речи. Имя прилагательное».

– Найдите в первой пословице имена прилагательные. Чем вы руководствовались, когда находили эти части речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя прилагательное.
2. — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Есть ли у вас друзья? Надо ли дорожить дружбой?

Слова на картинке: лиса, волк, лес, лавка, лягушка, лапти.

Урок 13. Буква Л.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Части речи. Имя


Слайд 7Урок 14. Буква М.

Задания после каллиграфической

минутки, переход к теме урока:
« Парные согласные в корне слова»

1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с парными согласными в корне слова. Как проверить парный согласный в корне слова?
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Слова на картинке: море, маяк, смотритель, моряк, молодость, мартышка.

Урок 14. Буква М.    Задания после каллиграфической минутки,  переход к теме урока:


Слайд 9Урок 15. Буква Н.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к этапу урока: « Работа со словарными словами».

1. — Найдите в пословицах словарное слово. Какие слова из словаря на тему « Природа» вы знаете?
2. — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Почему каждому человеку важно учиться?

Слова на картинке: Незнайка, насекомые, насос, машина, земляника, находчивость, носик.

Урок 15. Буква Н.  Задания после каллиграфической минутки, переход к этапу урока: « Работа со словарными


Слайд 11Урок 16. Буква О.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Правописание слов с двумя безударными гласными».

– Найдите слово с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Подберите проверочные слова.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
— Почему человеку трудно без родителей, без родного дома?

Слова на картинке: олень, оленёнок, дом, окно, забор, небо, дерево, копыто, пятно, поляна.

Урок 16. Буква О.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Правописание слов с


Слайд 13Урок 17. Буква П.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: «Слоги».
– Разделите слова в пословицах на слоги. Что такое слог?
— Как вы понимаете смысл второй пословицы?
— Может ли человек добиться победы без труда, терпения, старания?

Слова на картинке: Винни-пух, Пятачок, поросёнок, посторонние, пушка.

Урок 17. Буква П.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Слоги».– Разделите слова в


Слайд 15Урок 18. Буква Р.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: «Разделительный мягкий знак».

– Найдите в пословице слово с мягким знаком. Какую роль выполняет Ь в данном слове? Как определить, что в слове надо писать разделительный мягкий знак?»
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Что произойдёт, если люди перестанут трудится?

Слова на картинке: радуга, радость, коровы, берег, река, дубрава.

Урок 18. Буква Р.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Разделительный мягкий знак».– Найдите


Слайд 17Урок 19. Буква С.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением».

– Выпишите из пословиц в два столбика слова с безударными гласными в корне, проверяемые и непроверяемые ударением. Что надо знать, чтобы грамотно написать такие слова?
— Что такое загадка? Как вы думаете, легко ли придумать загадку? Что для этого надо знать автору загадки?

Слова на картинке: Страшила, солома, дровосек, насыпь, сапоги, песок.

Урок 19. Буква С.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Безударные гласные в


Слайд 19Урок 20. Буква Т.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: «Перенос слов».

— Найдите слова, которые нельзя переносить? Вспомните правила переноса слов. Расскажите правило о переносе слов.
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Какие качества людей высмеиваются в произведениях народного творчества?
— Как вы думаете, может ли сам человек воспитать в себе хорошие качества?

Слова на картинке: тигр, трава, тишина, хвост, пятна.

Урок 20. Буква Т.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Перенос слов».- Найдите слова,


Слайд 21Урок 21. Буква У.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: «Перенос слов».

– Найдите в пословице слово, которое нельзя перенести. Вспомните правила переноса слов. Подберите свои примеры слов, которые переносить нельзя.
2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Для чего человеку нужны знания?

Слова на картинке: учитель, указка, учить, ум, урок.

Урок 21. Буква У.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: «Перенос слов».– Найдите в


Слайд 23Урок 22. Буква Ф.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Обозначение твёрдости согласных на письме».

— Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть твёрдые согласные. Какие буквы указывают на твёрдость согласных?
— Вспомните пословицы, поговорки о месяцах, о временах года.
— Почему народ всегда так внимательно относился к изменениям и переменам в природе?

Слова на картинке: филин, февраль, фантазия, фонарик.

Урок 22. Буква Ф.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Обозначение твёрдости согласных


Слайд 25Урок 23. Буква Х.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением».

– Найдите в пословице словарные слова. Подберите словарные слова по теме
« Животные».
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Найдите слова антонимы к слову трудолюбие.

Слова на картинке: хозяюшка, Хрюшка, хорошо, хлеб.

Урок 23. Буква Х.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Слова с безударной


Слайд 27Урок 24. Буква Ц.
Задания после каллиграфической минутки, переход

к теме урока: « Непроизносимая согласная в корне слова»
– Найдите в пословице слово с непроизносимой согласной. В какой части слова находится эта непроизносимая согласная? Вспомните правило о правописании непроизносимой согласной в корне слова.
— Объясните значение слова «молодец».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Вспомните пословицы о храбрости, уме, трусости, глупости.

Слова на картинке: царевич, царевна, целый, поцелуй.

Урок 24. Буква Ц.  Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Непроизносимая согласная в


Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Слайд 1

Методическая разработка:

«Каллиграфическая минутка на уроках русского языка
в начальной школе»

Часть

II

Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12 города Выборга Ленинградской области
Моисеева Наталья Анатольевна.
Методическая разработка:  «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка


Слайд 2


Слайд 3
Урок 12. Буква К.

Задания после каллиграфической

минутки,
переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».

-Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с сочетаниями ЧК, ЧН.
— Как пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН?
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Что важнее слова или поступки?

Слова на картинке: ласточка, Дюймовочка, королевство, кораблик, мак, колокольчик.

Урок 12. Буква К.  Задания после каллиграфической минутки,переход к


Слайд 4


Слайд 5
Урок 13. Буква Л.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Части речи. Имя прилагательное».

– Найдите в первой пословице имена прилагательные. Чем вы руководствовались, когда находили эти части речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя прилагательное.
2. — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Есть ли у вас друзья? Надо ли дорожить дружбой?

Слова на картинке: лиса, волк, лес, лавка, лягушка, лапти.

Урок 13. Буква Л.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 6


Слайд 7
Урок 14. Буква М.

Задания после

каллиграфической минутки, переход к теме урока:
« Парные согласные в корне слова»

1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с парными согласными в корне слова. Как проверить парный согласный в корне слова?
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Слова на картинке: море, маяк, смотритель, моряк, молодость, мартышка.

Урок 14. Буква М.    Задания после каллиграфической минутки,


Слайд 8


Слайд 9
Урок 15. Буква Н.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к этапу урока: « Работа со словарными словами».

1. — Найдите в пословицах словарное слово. Какие слова из словаря на тему « Природа» вы знаете?
2. — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Почему каждому человеку важно учиться?

Слова на картинке: Незнайка, насекомые, насос, машина, земляника, находчивость, носик.

Урок 15. Буква Н.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 10


Слайд 11
Урок 16. Буква О.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Правописание слов с двумя безударными гласными».

– Найдите слово с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Подберите проверочные слова.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
— Почему человеку трудно без родителей, без родного дома?

Слова на картинке: олень, оленёнок, дом, окно, забор, небо, дерево, копыто, пятно, поляна.

Урок 16. Буква О.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 12


Слайд 13
Урок 17. Буква П.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: «Слоги».
– Разделите слова в пословицах на слоги. Что такое слог?
— Как вы понимаете смысл второй пословицы?
— Может ли человек добиться победы без труда, терпения, старания?

Слова на картинке: Винни-пух, Пятачок, поросёнок, посторонние, пушка.

Урок 17. Буква П.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 14


Слайд 15
Урок 18. Буква Р.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: «Разделительный мягкий знак».

– Найдите в пословице слово с мягким знаком. Какую роль выполняет Ь в данном слове? Как определить, что в слове надо писать разделительный мягкий знак?»
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Что произойдёт, если люди перестанут трудится?

Слова на картинке: радуга, радость, коровы, берег, река, дубрава.

Урок 18. Буква Р.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 16


Слайд 17
Урок 19. Буква С.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением».

– Выпишите из пословиц в два столбика слова с безударными гласными в корне, проверяемые и непроверяемые ударением. Что надо знать, чтобы грамотно написать такие слова?
— Что такое загадка? Как вы думаете, легко ли придумать загадку? Что для этого надо знать автору загадки?

Слова на картинке: Страшила, солома, дровосек, насыпь, сапоги, песок.

Урок 19. Буква С.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 18


Слайд 19
Урок 20. Буква Т.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: «Перенос слов».

— Найдите слова, которые нельзя переносить? Вспомните правила переноса слов. Расскажите правило о переносе слов.
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Какие качества людей высмеиваются в произведениях народного творчества?
— Как вы думаете, может ли сам человек воспитать в себе хорошие качества?

Слова на картинке: тигр, трава, тишина, хвост, пятна.

Урок 20. Буква Т.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 20


Слайд 21
Урок 21. Буква У.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: «Перенос слов».

– Найдите в пословице слово, которое нельзя перенести. Вспомните правила переноса слов. Подберите свои примеры слов, которые переносить нельзя.
2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Для чего человеку нужны знания?

Слова на картинке: учитель, указка, учить, ум, урок.

Урок 21. Буква У.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 22


Слайд 23
Урок 22. Буква Ф.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Обозначение твёрдости согласных на письме».

— Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть твёрдые согласные. Какие буквы указывают на твёрдость согласных?
— Вспомните пословицы, поговорки о месяцах, о временах года.
— Почему народ всегда так внимательно относился к изменениям и переменам в природе?

Слова на картинке: филин, февраль, фантазия, фонарик.

Урок 22. Буква Ф.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 24


Слайд 25
Урок 23. Буква Х.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением».

– Найдите в пословице словарные слова. Подберите словарные слова по теме
« Животные».
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Найдите слова антонимы к слову трудолюбие.

Слова на картинке: хозяюшка, Хрюшка, хорошо, хлеб.

Урок 23. Буква Х.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайд 26


Слайд 27
Урок 24. Буква Ц.
Задания после каллиграфической минутки,

переход к теме урока: « Непроизносимая согласная в корне слова»
– Найдите в пословице слово с непроизносимой согласной. В какой части слова находится эта непроизносимая согласная? Вспомните правило о правописании непроизносимой согласной в корне слова.
— Объясните значение слова «молодец».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Вспомните пословицы о храбрости, уме, трусости, глупости.

Слова на картинке: царевич, царевна, целый, поцелуй.

Урок 24. Буква Ц.  Задания после каллиграфической минутки, переход к


Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 1

Методическая разработка: «Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе» Часть I

Слайд 2

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 2

Слайд 3

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 3

Урок 1. Буква А.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока « Орфограммы корня».

1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, с парной согласной в корне слова. Докажите правильность написания этих орфограмм.
2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы?
— Что заставляет человека стараться выполнить хорошо любое дело?

Слова на картинке: Айболит, повязка, обезьянка, птица, халат, звезда, градусник.

Слайд 4

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 4

Слайд 5

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 5

Урок 2. Буква Б.

Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока
« Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением».

– Какие гласные в безударных слогах надо проверять?
Найдите слова с безударными гласными в корне слова, докажите правильность написания гласных в безударных слогах.
2. – Как вы понимаете смысл пословиц?
— Можно ли прожить, следуя чужим советам?

Слова на картинке: Бармалей, дубинка, ботинки, обезьяна, зубастый, бусы, юбка, безобразие.

Слайд 6

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 6

Слайд 7

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 7

Урок 3. Буква В.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:
« Раздельное написание предлогов»
1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, которые употребляются с предлогами. Вспомните, как пишутся предлоги со словами.
2. – Как вы понимаете смысл второй пословицы?
— Можно ли первую пословицу объединить по смыслу со второй? Почему?

Слова на картинке: Вратарь. ворота, ведущий, трава.

Слайд 8

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 8

Слайд 9

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 9

Урок 4. Буква Г.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Правописание частицы НЕ с глаголами».
– Найдите глаголы в этих пословицах. Какое значение глаголам придаёт частица НЕ? Вспомните правило о правописании частицы НЕ с глаголами.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Должен ли человек внимательно относиться к своему здоровью, беречь его?

Слова на картинке: Гена, гармошка, город, грусть, прогулка, глаза, герой.

Слайд 10

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 10

Слайд 11

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 11

Урок 5. Буква Д.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:
« Мягкий знак».
-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?
— К какому виду устного народного творчества относится данное произведение? Найдите отгадку.

Слова на картинке: девочка, двенадцать, доброта, дума, душа.

Слайд 12

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 12

Слайд 13

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 13

Урок 6. Буква Е.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:
« Обозначение мягкости согласных на письме».

-Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Какие буквы указывают на мягкость согласных?
— Иллюстрация к какой русской народной сказке изображена на плакате?
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Слова на картинке: Емеля, бездельник, лежебока,
печка, скамейка, валенки, веник, цветок, тарелки.

Слайд 14

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 14

Слайд 15

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 15

Урок 7. Буква Ё.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока:
«Йотированные гласные».

1. -Прочитайте пословицы. Найдите слова, в котором одна буква обозначает два звука.
— Какие буквы русского языка иногда обозначают два звука?
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Почему мы должны всегда думать о том, что говорим?

Слова на картинке: ёжик, ёлка, учёба, полёт.

Слайд 16

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 16

Слайд 17

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 17

Урок 8. Буква Ж.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Однокоренные слова».

1. – Найдите в пословицах однокоренные слова. Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову построишь.
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Должен ли человек задумываться о том, что он делает, что говорит?

Слова на картинке: жираф, жар-птица, жара, животные, жизнь, божья коровка, дождь.

Слайд 18

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 18

Слайд 19

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 19

Урок 9. Буква З.

Задания после каллиграфической минутки, переход к теме урока: « Орфограммы корня».

1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Вспомните правило, как проверить безударный гласный в корне слова.
— Докажите правильность написания слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Слова на картинке: зебра, обезьяна, зеваки, заря, закат, зелень.

Слайд 20

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 20

Слайд 21

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 21

Урок 10. Буква И.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Части речи. Глагол».

1. – Найдите в пословицах слова, которые обозначают действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются? Вспомните правило, расскажите, что такое глагол?
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Почему труд всегда в почёте ?

Слова на картинке: иголка, рукодельница,
мастерица, чепчик, ботинки, игольница, нитки.

Слайд 22

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 22

Слайд 23

Каллиграфическая минутка на уроках русского языка в начальной школе, слайд 23

Урок 11. Буква Й.

Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока:
«Правила переноса слов с буквой Й».

-Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с буквой Й. Какой звук обозначает эта буква?
Охарактеризуйте его.
2. — Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Слова на картинке: балалайка, зайка, Незнайка, чай, чайник.

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма.

Условия же выполнения каллиграфических упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии и выделению частей, построению слова, фразы и т.п.)

3-4 классы

Цели:

  • автоматизация навыка письма;
  • ускорение темпа с сохранением правильности.

Использование лингвистического материала краеведческой направленности на этапах работы со словами с непроверяемым написанием, актуализации знаний в форме языковой разминки позволит организовать эмоционально насыщенную работу по формированию социокультурного опыта у младших школьников.

Поэтому использую дидактический материал краеведческой направленности для проведения «каллиграфических минуток».

Каллиграфическая минутка (3 класс)

Запись на доске: Щш щч жж шщ (слайд 2)

— Пропишите 1 строку

– Прочитайте текст (слайд 3)

Много странностей на карте Челябинской области. Уреньгу венчает вершина Сундуки. А вот гора Егоза. Есть озера Силач и Тумак. Вокруг Челябинска разбросаны разные Костыли, Печи, Ушаты, Ключи.

– Выпишите существительные, обозначающие названия предметов быта, в единственном числе. Все ли слова понятны? (слайд 4,5)

— Найдите значение слова «ушат» в толковом словаре. (слайд 6)

Нужно кликнуть по книге, откроется слайд(слайд8) со значением слова.

Приложение 1 (пояснительная записка)
DOC / 50 Кб
Приложение 2 (презентация «Каллиграфическая минутка»)
PPTX / 649.53 Кб

h1592379673.gif

Источники: В родном краю. Русский язык: учебно-методическое пособие для учителя начального общего образования / под ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 60 с.

https://infourok.ru/vistuplenie-kalligraficheskie-minutki-na-urokah-russkogo-yazika-2489876.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/20/minutki-chistopisaniya-kak-etap-aktualizatsii-znaniy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется калинка на английском
  • Как пишется калий хлорид
  • Как пишется калий хлор
  • Как пишется калий нитрат
  • Как пишется калий гидроксид