Как пишется коллективное письмо образец

С общей проблемой работники вправе обратиться к работодателю через коллективное заявление. Оно составляется по различным вопросам, как жалобам, так и предложениям. Рассказываем, как правильно его написать.

В каких случаях к работодателю обращаются коллективно

Заявление — понятие широкое, им называют и жалобу, и претензию, и просьбу. В любом случае оно является формой обращения к руководителю по различным вопросам. Если его подписывают два и более человек, оно становится коллективным.

Обычно обращение начальнику от нескольких сотрудников поступает, если у коллектива есть общая проблема. Например:

  • изменение условий труда;
  • недовольство поведением одного из коллег;
  • просьба о чем-либо и др.

Это свидетельствует о том, что поставленный вопрос является важным для компании и ее работников.

Возможность такого обращения от нескольких лиц сразу прямо предусмотрена ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Подобные заявления граждане вправе направить не только в адрес работодателя для решения трудовых вопросов, но и в иные органы и организации по различным поводам. Например:

  • жалоба от жителей дома в ТСЖ или управляющую компанию;
  • жалоба участковому на соседей и пр.

Как написать коллективное заявление

Установленной законом формы для этого нет. Следует соблюдать общие правила делового стиля:

  • избегать нецензурной и вульгарной лексики, фамильярных выражений;
  • следить за отсутствием грамматических ошибок и описок, правильностью расчетов, если таковые приводятся;
  • лаконично излагать обстоятельства и доводы;
  • не забыть оформить в качестве приложений доказательства, которые подтверждают изложенное на бумаге.

Документ условно делят на три части:

  1. Шапка. Здесь прописываются данные работодателя и сотрудников. Допускается указывать только адресата, а информацию о заявителях прикрепить в конце документа, например, в табличном виде.
  2. Содержательная. Следует указать суть вопроса, описать ситуацию как можно подробнее. Желательно ссылаться на правовые нормы, указывать конкретные статьи законов и подзаконных актов, положения локальных документов, которые обосновывают и подтверждают изложенную позицию.
  3. Требование или просьба. Указывается, каких действий сотрудники ждут от руководителя для разрешения ситуации.

Способы и порядок направления документа не отличаются от подачи индивидуальных обращений:

  • направление по почте, желательно заказным письмом с уведомлением, или курьерской службой;
  • нарочно.

Поступившее обращение от группы сотрудников обязаны зарегистрировать и рассмотреть.

Пример коллективного заявления работодателю:

Шаблон коллективного заявления

Коллективное письмо в защиту работника может быть составлено по разными причинам и в пользу любого из сотрудников организации. Документ может повлиять на принятие решения по принципиально важным вопросам. Особенность документа – в выражении точки зрения целой группы лиц.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк коллективного письма в защиту работника .docСкачать образец коллективного письма в защиту работника .doc

Правила составления

Прежде всего, коллективное письмо – это деловой документ. В нем в вежливой форме должны высказываться просьбы учесть некоторые нюансы дела, проявить к работнику сострадание либо учесть его положительные качества.

Ни в коем случае нельзя пользоваться просторечными выражениями, сбиваться на грубость, угрожать либо хамить. Это не будет способствовать принятию конструктивного решения по какому бы то ни было вопросу.

Самые эффективные коллективные письма в защиту работника составлены грамотно, аргументировано, с конкретным изложением проблемы и вежливой просьбой. Прикрепленный образец и бланк письма, естественно, не являются единственно в возможной формой изложения. Они лишь намечают линию изложения.

Адресат

Коллективное письмо в чью-либо защиту может быть адресовано как юридическому, так и физическому. Его могут составлять как сотрудники ИП, так и ООО. Более того, коллективное письмо может объединять сотрудников разных отделов одной организации.

Любой гражданин нашей страны имеет право высказать свое мнение относительно каких-либо действий либо намерений другого. Поэтому коллективное письмо в защиту работника может быть составлено любой группой лиц, которые имеют одинаковую позицию по данному вопросу. Что же касается численности, то для коллективного письма достаточно двух подписей.

Единственное требование – это точность и конкретность. Эмоциональные ремарки и отступления в официальном документе ни к чему.

Направить бумагу можно и органам власти (конкретному должностному лицу в этой организации), руководителям разного ранга и уровня.

Элементы письма

Документ оформляется так же, как и большинство деловых писем. В шапке указывается обращение: от кого и кому посылается письмо. Если фигурирует организация (например, письмо адресуется начальнику), то обязательно указание ее наименования.

Формулировка

В основной части высказывается просьба, кратко описываются заслуги работника, его положительные качества. Для того чтобы письмо обладало необходимым эффектом, нужно придерживаться определенных принципов:

  • Уважительная, адекватная формулировка фраз.
  • Использование фактических данных: дат, цифр, перечисление общего перечня заслуг защищаемого работника.
  • Возможно использование комплиментов адресату. Речь не идет о грубой лести. Допустимы выражения: «Зная ваши большие возможности» или «Восхищаясь вашими организаторскими способностями».
  • Количество участников. Известно, что единичное обращение не будет иметь такого же эффекта, как письмо, подписанное 100 и более человек.

Стоит иметь в виду, что даже при большом желании защитить, спасти товарища по службе от увольнения результат такого заверения не гарантирован. Ведь если работодатель решил прибегнуть к увольнению за грубое нарушение трудовых обязанностей, то он вправе это сделать, не считаясь с мнением сотрудников.

О такой возможности четко говорится в 81 статье Трудового кодекса (конкретно – в шестом ее пункте).

Время

При деловой переписке особое значение приобретают сроки, в которые предпринимаются те или иные действия. Для того чтобы не допустить, например, подписания приказа об увольнении, просители могут в вежливой форме попросить ответить на коллективное письмо в конкретный срок.

Можно указать в качестве ориентира «ближайшее время» либо «незамедлительно». Прелесть составления подобных писем в том, что свободная форма изложения не накладывает значительных ограничений на автора.

Подписи

В конце письма в защиту работника обязательно должны располагаться подписи всех лиц, которые разделяют представленную на бумаге точку зрения. Причем они должны быть названы как в общем (например, «сотрудники склада»), так и поименно.

Образец коллективного письма в защиту работника

После основного содержания документа обычно располагается специальный список или, для удобства, таблица. В ней перечисляются:

  • ФИО подписавшего;
  • его должность в организации (при наличии);
  • контактный телефон, адрес;
  • и непосредственно подпись.

Приведение этих данных необходимо для того, чтобы избежать голословности составленной документации.

Бывают случаи, когда одно коллективное письмо не приносит желаемого результата. Если это так и принято решение писать новое, то удобнее бывает иметь уже готовый список подписей.

Для того чтобы не собирать подписи несколько раз, удобнее будет разместить таблицу с «автографами» на отдельном листе и назвать его «Приложение 1».

В тексте письма дается ссылка на сформированное приложение.

Если подписи оформляются на отдельном листе, то при формировании следующего письма другому лицу (например, в вышестоящую, контролирующую организацию) собирать их заново не придется.

Регистрация

Для того чтобы бумага имела юридическую силу, достаточно лишь сбора подписей всех участвующих в защите сотрудника лиц. Однако для страховки, чтобы впоследствии возможно было доказать факт существования письма, его регистрируют. Хорошо, если в компании есть должность секретаря, а письмо адресуется руководителю. Тогда можно отметить факт существования документа у секретаря.

При желании можно назначить одного работника в качестве уполномоченного, для того чтобы он точно отразил общее мнение.

Собственно, так всегда и делается. Самый инициативный, поощряемый большим количеством работников с совпадающей точкой зрения формирует документ, собирает подписи и пр.

Дополнения

В нашей стране было принято брать кого-то на поруки. В коллективном письме бывают случаи того, что сотрудники поручаются за кого-либо. Это значит, что они несут ответственность в случае, если дисциплинарный проступок работника повторится.

Это может послужить дополнительной мотивацией для адресата совершить нужное для составителей документа действие.

Писать обращения к чиновникам — это целая наука. От того, правильно ли написано обращение, зависит половина успеха. Причем в деле написания обращений крайне важны как форма, так и содержание.

Эта инструкция написана на основе самых современных данных науки

войны общения с чиновниками. Наука эта быстроразвивающаяся. Поэтому, если у вас есть замечания и предложения по улучшению инструкции — они всячески приветствуются.

В инструкции многабукаф, но они важные и полезные. Чтобы потом не было мучительно больно, рекомендуется дочитать до конца.

Итак, инструкция:

Содержание письма чиновнику

О том, каким должно быть содержание письма чиновнику, очень хорошо написал Антон Буслов — http://mymaster.livejournal.com/361548.html Мне тут в общем и добавить нечего.

Форма письма чиновнику

Вопрос формы индивидуального письма тоже весьма хорошо освещен в том же посте Буслова — http://mymaster.livejournal.com/361548.html

А вот форма коллективных писем (которые востребованы в бОльшей части случаев) почему-то малоизвестна. Например, мне до сих пор задают вопросы, можно ли сдавать копии подписей (!).

Форма коллективного письма

Коллективное письмо состоит из двух частей:

  1. само письмо
  2. копии подписных листов

Почему нужно собирать подписи на отдельных листах:

  1. Почти всегда для решения проблемы приходится писать письма в разные инстанции. В случае сбора подписей на отдельных подписных листах вы собираете подписи один раз — и спокойно прикладываете копии к любому количеству обращений в инстанции, а не собираете подписи каждый раз заново.
  2. Оригиналы подписей, отданные в цепкие лапы чиновников, могут «исчезнуть». Если оригиналы хранятся у вас, они никуда не исчезнут.

Бланк подписного листа выглядит так: краткий текст, в котором изложено только требование, без мотивировки, и таблица для подписей: ФИО, адрес, телефон, подпись. Текст подписного листа должен быть:
— максимально коротким, чтобы уместилось побольше подписей,
— при этом обязательно — четким, не допускающим двояких толкований,
— при этом по возможности — максимально общим, допускающим максимально широкое использование подписей в случае необходимости.Почему нужна четкость:
Известен случай, когда в Бибирево сотни людей подписались «против строительства торгового центра». Подписи собирали в рамках публичных слушаний по градостроительному плану земельного участка (если кратко — основному документу, дающему зеленый свет для строительства). Заключение по результатам публичных слушаний гласило: жители против строительства, но не против выдачи ГПЗУ; выдать ГПЗУ. А из выдачи ГПЗУ автоматически вытекает строительство.

Управа Лефортово собирала подписи под вроде бы безобидным текстом «просим произвести благоустройство района Лефортово и увеличить количество парковочных мест». Как выяснилось потом, текст собирался с целью сделать парковки… на месте газона под окнами жилого дома.

Почему нужен максимально общий текст.
Допустим, по адресу ул. Рябиновая, д. 5 хотят строить торговый центр. Если вы соберете подписи под текстом вида «мы против строительства ТЦ по адресу ул. Рябиновая, д. 5», то эти подписи не подойдут, если в будущем строительная опухоль захочет построить по этому же адресу жилой дом или офис, или если стройка вознамерится возникнуть по адресу ул. Рябиновая, д. 7. И вам придется бегать и заново собирать подписи против каждого деления строительной опухоли. А вот если текст будет звучать как «Мы, жители района Х, категорически возражаем против любого капитального строительства на территории, ограниченной: Рябиновой улицей, Лесным переулком, Осенней улицей и железной дорогой, а также категорически возражаем против выдачи и утверждения любых документов, допускающих любое капитальное строительство на данной территории», ваши подписи сразу станут бессрочными и многоразовыми.

Еще примеры хороших текстов для подписных листов:

«Мы, жители района Лефортово, категорически возражаем против превышения существующей плотности и высотности застройки и против любого капитального строительства на незастроенной территории, ограниченной Госпитальным валом, Солдатской улицей, Авиамоторной улицей, Юрьевским переулком и Боровой улицей, а также категорически возражаем против выдачи и утверждения любых документов, допускающих превышение существующей плотности и высотности застройки и любое капитальное строительство на незастроенной территории в указанных границах.»

«Мы, жители района Лефортово, категорически возражаем против строительства гостиницы по адресу Золоторожский вал, вл. 16, против оформления любых документов для строительства гостиницы по этому адресу, в том числе против оформления градостроительного плана земельного участка для строительства гостиницы по данному адресу. Мы требуем отмены всех документов, допускающих строительство гостиницы по данному адресу. Мы требуем выделить земельный участок по адресу Золоторожский вал, 16, под размещение ПЛОСТКОСТНЫХ спортивных объектов, объектов благоустройства и озеленения (в том числе плоскостных автостоянок), без размещения на данном земельном участке любых объектов капитального строительства.»

Как заполнять подписные листы:

  1. Текст, под которым вы подписываетесь, должен быть на КАЖДОМ подписном листе. Подписываться на листе, на котором есть только таблица для подписей, без текста, НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. Копии таких подписей могут быть потом подложены сотрудниками управы или префектуры к любому вредоносному тексту.

  1. Нельзя подписываться на обратной стороне подписного листа. Копии обратной стороны подписного листа — это подписи без текста, их тоже можно подложить к чему угодно.

Итак, вы собрали подписи. В отношении подписных листов действует одно железное правило: НИКОГДА, НИКОМУ, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ НЕ ОТДАВАТЬ ОРИГИНАЛЫ ПОДПИСЕЙ. Оригиналы подписей хранит у себя надежный член инициативной группы. Во все инстанции передаются только копии.

Копии этих подписей вы можете отдавать в любое количество инстанций и по любому количеству поводов (к которым подходят подписи, разумеется).

Более подробную информацию о допустимой и недопустимой форме и содержании подписных листов можно посмотреть здесь: http://stilett-1.livejournal.com/58857.html (единственное отличие — рекомендуется в таблицу подписного листа добавлять телефоны).

форма коллективного письма (образец)

                                                                                                      мэру г. Москвы
                                                                                                      С.С. Собянину

                                                                                 от жителей района Лефортово г.Москвы
                                                                                 ____ подписей на _____ листах

            Уважаемый Сергей Семенович!

содержание обращения

            Ответ просим направить такому-то по такому-то адресу, (копию ответа просим направить по такому-то электронному адресу).

приложение:
копии подписей жителей (___ подписей на ___ листах)

ФИО                                                                                           подпись
дата

ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите количество подписей и листов на первой странице.

как отдавать письмо

Письмо распечатываете в двух экземплярах, к одному из них прикладываете КОПИИ подписей. Оба экземпляра подписываете живой подписью. В подавляющем большинстве случаев отвозить письмо в инстанцию может любой человек — не обязательно тот, кто подписался. Из московских инстанций требуют личного присуствия заявителя при передаче заявления только генеральная прокуратура и приемная президента.

Экземпляр с копиями отдаете в соответствующую инстанцию, на экземпляре без копии вам ставят штамп о принятии, дату и подпись. Штамп ставят на первой странице вашего письма. Именно поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте количество листов и подписей на первой странице — то есть на той странице, на которой поставят штамп. Если этого не сделать, то подписи могут «потеряться», и вместо 1185 подписей останется, например, 26. А если на той странице, на которой указано количество подписей, стоит штапм, то «потерять» подписи будет затруднительно.

В некоторых случаях чиновники очень хотят увидеть оригиналы подписей. Вы можете их продемонстрировать — но ни в коем случае не отдавайте. На процедуру показа подписей обязательно идите группой из нескольких человек, по возможности снимайте ее на видео и не отдавайте подписные листы чиновникам в руки. Известны случаи, когда чиновники вырывали документы у активистов, ложились поверх документов на стол, убегали с документами (одна чиновница схватила документы и заперлась с ними в туалете).

Человек живёт в обществе, и в процессе жизни он может столкнуться не только со взаимопомощью и взаимопониманием, но ещё и с аморальным и противоправным поведением. Поэтому каждый член общества должен уметь защищать свои права и бороться с беззаконным обращением хотя бы к самому себе.

А если человек узнаёт что такое коллективная жалоба, образец этого документа, причины подачи и пр., то ему будет гораздо проще отстоять большое количество своих прав. Но важно помнить, что любой, даже самый, на первый взгляд, незначительный и простой документ требует скрупулёзного отношения и внимательного изучения.

Содержание

  1. Причины подачи
  2. Кто подаёт?
  3. Куда подают?
  4. Образец коллективного письма
  5. Особенности текста

Причины подачи

Коллективная жалоба

Коллективная жалоба подаётся по абсолютно разным причинам, в зависимости от рода деятельности тех, кто подаёт или другого фактора, связывающего подающих.

Можно выявить условия, при которых подаётся заявление от хотя бы двумя гражданами:

  1. Систематические нарушения кем-либо законодательства или нравственных устоев, порочащих представителей той социальной группы, от которой подаётся коллективное обращение.
  2. Массовость проблемы, то есть когда то или иное нарушение затрагивает не одного, а сразу нескольких человек.

Объектом жалобы может быть кто угодно — медицинский работник, недобросовестно выполнивший свои обязательства, представитель власти, злоупотребивший своими должностными полномочиями или просто сосед, который громко включает музыку или мусорит в подъезде.

Безусловно, стремление подать жалобу на кого-либо появляется после перехода через рубикон терпения, когда не удаётся достигнуть консенсуса на словах и не остаётся больше вариантов (кроме незаконных) борьбы с нарушителем порядка. Тогда заявление становится настоящим выходом из ситуации для целой группы заинтересованных людей.

Кто подаёт?

ЖалобаМожно составить целый список лиц, от которых может подаваться жалоба, но правильнее будет рассмотреть наиболее распространённые варианты:

— жильцы дома, недовольные поведением соседа или соседей (сильный шум, пьющий сосед, нечистоплотное поведение, содержание притона, угрожающего чужой собственности и здоровью людей);

— жители дома, недовольные работой управляющей компании (отсутствие уборки лестничных клеток, задержка ремонта, содержание в аварийном состоянии трубопровода и прочих путепроводов, недолжное исполнение своих коммунальных обязанностей);

— люди, пострадавшие от полицейского или чиновничьего произвола (вымогательство, провоцирование взятки, побои, неисполнение служебных обязанностей);

— родители, дети которых претерпевают определённые проблемы в детских садах и школах (халатное отношение воспитателей к детям, грубое и непедагогичное общение классного руководителя с учениками, угрозы в классе, оскорбления и пр.)

— подчинённые, начальник которых нарушает трудовое законодательство и вредит производственному процессу (задерживает зарплату, заставляет работать в нерегламентированные часы, оскорбляет и морально унижает работников, практикует незаконные увольнения или неувольнения).

Несмотря на то, что список может быть значительно расширен, представленные примеры смогут дать понимание субъекта жалобы.

Куда подают?

Место подачи жалобы, опять же, определяется причиной этой жалобы.

Как и в прошлом разделе правильнее будет рассмотреть лишь некоторые, наиболее популярные случаи:

  • Глава государства, глава города или депутат муниципального собрания, комендант воинской части, министерства образования, экологии и прочее. Это высшие из всех возможных адресатов подачи коллективной жалобы. Президенту заявление от граждан пишется в случае систематического неисполнения федеральных законов Российской Федерации, при игнорировании проблемы со стороны низших инстанций. Мэру, а конкретнее в городскую администрацию, можно написать жалобу в случае каких-либо нарушений, исходящих от городских управляющих компаний и департаментов, местной думы или местного чиновничьего аппарата.
  • Прокуратура. Это наиболее распространённое место подачи жалоб, так как этим правоохранительным органом решения принимаются быстро и зачастую действенно. При любом нарушении или ущемлении прав любой гражданин имеет право, собрав некоторое число единомышленников, направить жалобу в прокуратуру.

Жалоба в полицию

  • Трудовая инспекция. В эту инстанцию подаются жалобы как раз в ситуациях, перечисленных в последнем пункте прошлого раздела. Вероятнее всего, жалоба, поданная именно в трудовую инспекцию, является самой непростой по заполнению.
  • Участковый полиции. По всем вопросам, связанным с поведением, нарушающим покой соседей, необходимо обращаться к нему. По закону жалоба рассматривается участковым в течение трёх суток.

Также могут быть и менее значимые адресаты: начальник ЖЭКа, управдом и др.

Образец коллективного письма

По каждому случаю или проблеме заявление составляется по-разному. Как же написать коллективную жалобу или письмо, где найти образец? Ниже будут представлены три примера обращений по самым частым проблемам. Для письма не нужно специальных бланков или бланковых листов, достаточно иметь обыкновенный лист бумаги.

Образец коллективной жалобы на соседей.

Участковому

Октябрьского района г. Новый Уренгой

Иванову И. И.

от жильцов дома №1 по ул. Ленина

Коллективное заявление.

Мы, нижеподписавшиеся, просим принять меры по отношению к гражданину Сидорову В. В., проживающему в квартире №35 дома №1 на ул. Ленина, в связи с систематическим нарушением кодекса административных правонарушений Российской Федерации, а также Федеральный закон №52, по которому уровень шума в жилых домах не должен быть громче 30 децибел после двадцати трёх часов.

Оформление жалобыПросим вас решить нашу проблему, а именно провести беседу с Сидоровым В. В. и рассказать ему об ответственности по КоАП РФ.

Здесь нужно поставить имена и подписи жильцов дома.

Теперь стоит рассмотреть наиболее редкий, но очень важный вид обращения — главе города.

Главе города Саранска

Петрову В. Г.

от представителей огороднического общества

Коллективное обращение

Мы, нижеподписавшиеся, просим вас принять меры по отношению к генеральному директору и владельцу кафе “Удача”, в связи с тем, что последний незаконно отнял землю у нашего огородничества с дальнейшим строительством на ней точки общественного питания и отсутствием договора аренды. На наш взгляд, наиболее правильным будет решить дело в досудебном порядке.

Просим вас решить нашу проблему, а именно потребовать от владельца кафе компенсации за земельный участок и добиться закрытия заведения.

(имена, фамилии, подписи)

Довольно часто не зная о возможности подачи заявления лично главе города или иному представителю власти, люди сразу подают иск в суд, с требованием того, чтобы ответчик получил наказание.

Судебные тяжбы:

  • во многих случая длятся довольно долгое время (а обжалование решения ещё дольше);
  • требуют больших вложений денежных средств на адвокатов и нотариусов.

А в связи с тем, что, например, представленный в образце персонаж, обладает определённым запасом денежных средств, чем условные члены огородничества, у него больше шансов найти хорошего адвоката и выиграть дело. А получив предупреждение, человек вряд ли захочет связываться с администрацией и решит конфликт без суда.

Особенности текста

Написание жалобыВ процессе составления коллективной жалобы важно соблюдать несколько условий при написании текста:

  1. Нужно писать в официально-деловом стиле, не допускать эмоциональных взрывов и лирических отступлений.
  2. Нельзя допускать оскорблений, панибратства и фамильярности, вести строгую линию, ссылаясь только на факты и законы.
  3. Подавать информацию без оценочных суждений, в “холодном” виде. Не нужно стараться переманить адресата на свою сторону, если речь идёт о настоящем правонарушении, закон всегда будет на стороне пишущего.
  4. Следует перечислить только реально существующие факты, без преувеличений и приуменьшений. Иначе, допущение малейшей лжи может сыграть против коллектива, пишущего заявление. Каждый аргумент нужно продумывать, логически связывать с общей конструкцией документа. Информацию нужно уместить максимально ёмко, чем проще её будет читать, тем быстрее она будет рассмотрена.

Но в целом написание коллективного заявления не представляет из себя чего-то трудного, его вполне можно грамотно и красиво составить, если есть целеустремлённость делание решить проблему, важные моменты.

Как и при составлении многих других документов, в вопросе коллективной жалобы требуется обозначить несколько важных моментов:

  1. Всегда нужно пробовать достигнуть компромисса на словах. Бывает, что люди даже не пытаются поговорить с тем, на кого хотят писать заявление, хотя некоторые проблемы могли бы быть решены всего одной просьбой или воззванием к соблюдению нравственных правил.
  2. Правильнее всего будет найти максимальное количество сторонников перед передачей корреспонденции в тот или иной орган. Чем больше подписей стоит под групповым заявлением, тем лучше. Также требуется всегда поддерживать контакт со всеми заявителями и советоваться с ними в случае замены любого положения документа или изменений в процессе рассмотрения жалобы.
  3. Рассматривать и другие виды правовых документов, которые возможно лучше подойдут для решения какой-либо проблемы. Помимо коллективных, существуют ещё индивидуальные письма, претензионные жалобы и многое другое.
  4. Для удобства коллектив может избрать из числа заявителей руководителя, который будет заведовать процессом написания жалобы, после чего следить за регистрацией готовой жалобы и её рассмотрением.

Следуя этим, на первый взгляд, незначительным правилам, можно серьёзно увеличить шанс положительного решения по заявлению. Консультации юриста

В особых случаях, связанных с использованием в коллективном письме ссылок на законы и тонких правовых нюансов (а это бывает весьма часто, особенно при обращении в Роспотребнадзор, Росреестр, и прочие государственные организации), заявителям может потребоваться консультация юриста.

В идеале, любой официальный документ нужно составлять при участии опытных специалистов в юриспруденции, но, так как услуги хорошего юриста стоят недёшево, люди редко обращаются к ним за помощью.

Существует два случая, при которых консультации с такими специалистами просто необходимы:

  • обращение подаётся не бытовым причинам, а правовым (нарушены права потребителя, произвол в органах муниципальной или государственной власти, нарушение трудового законодательства);
  • заявление пишется по вопросам, касающихся больших денежных средств или даже человеческих жизней (особая важность вопроса).

Конечно, при некотором везении, проблема может решиться положительно в сторону тех, кто заявил и без помощи юристов, но всё же не стоит рисковать и перестраховаться.

Подводя итог, можно сказать, что для грамотного написания коллективного письма, равно как и любого другого документа, важно руководствоваться исключительно действующим законодательством Российской Федерации и внимательно изучать образцы написания. И лишний раз вводить запросы «коллективная жалоба образец» или «коллективное письмо образец» не потребуется.

Закон предусматривает возможность граждан обращаться в различные органы с разными претензиями, просьбами, пожеланиями. Во многих случаях мнение нескольких людей по определенному вопросу совпадает. В таких ситуациях целесообразно составить коллективное письмо.

коллективное письмо

Стоит сказать, что его можно направить не только органу власти. На практике распространены случаи составления коллективных писем директорам школ, институтов, представителям общественных организаций, руководителям предприятий. Рассмотрим далее, как оформить такой документ правильно.

Общие сведения

Коллективное письмо выражает общее мнение группы людей. При этом ее численность может быть самой разной, от нескольких человек до сотен граждан.

Люди составляют коллективные письма в надежде на то, что мнение, которые они все выражают, будут учтено. Это вполне логично. Часто мнение одного человека не имеет такого значения и силы, как обращение группы людей.

Образец коллективного письма

Документ состоит из 2-х частей – текста и приложения с подписями.

Содержание излагается в свободной, деловой форме. На бланке подписного листа должны присутствовать требования (без мотивировки), а также таблица. Она состоит из следующих граф:

  • Ф. И. О.
  • Адрес.
  • Телефон.
  • Роспись.

Текст подписного бланка необходимо делать максимально коротким. В этом случае на нем можно разместить больше подписей. Однако эта рекомендация актуальна для случаев, когда подписывающихся людей много. В коллективном письме родителей к педагогу или директору подписи и текст требований с мотивировкой можно разместить на одном листе.

коллективное письмо образец

Важная информация

При возникновении какой-либо проблемы, как правило, приходится обращаться в разные инстанции. К примеру, деятельность предприятия причиняет ущерб окружающей среде. Граждане собираются и пишут коллективное письмо руководителю организации.

Обычно в таких ситуациях их просьбы остаются без удовлетворения. Тогда люди пишут новое коллективное письмо в защиту своих прав на имя руководителя местного органа власти, занимающегося контролем исполнения экологических норм. Чтобы не производить повторный сбор подписей, целесообразно, во-первых, предусмотреть для них отдельные листы, а во-вторых, сделать их копии. Оригиналы приложений будет хранить самый активный из группы подписывающих.

Особенности текста

Перед тем как написать коллективное письмо, необходимо продумать формулировки.

Текст требования должен быть коротким. Вместе с этим нужно подбирать четкие формулировки. Никакого двоякого толкования слов быть не должно. Кроме того, фразы по возможности нужно выбирать общие. В таком случае можно собрать больше подписей и решить широкий спектр вопросов.

Рассмотрим пример. В одном из населенных пунктов люди собирали подписи против возведения торгового центра. Процедура проходила в ходе публичных слушаний по вопросу выдачи документа, на основании которого выдается разрешение на строительство. Этим документом является градостроительный план участка. В результате слушаний было постановлено, что жители высказались против строительства, но не против оформления ГПЗУ. Соответственно, выдача этого документа автоматически подразумевает строительство.

как написать коллективное письмо

Важность выбора общих фраз

Предположим, на одной из улиц города планируется соорудить торговый центр. Нецелесообразно собирать подписи конкретно против такого строительства. Дело в том, что предприятие-застройщик может возвести в таком случае любое другое нежилое здание (офис, к примеру). Кроме того, не следует указывать конкретный адрес в коллективном письме. Лучше сформулировать требование так:

«Мы, проживающие в (наименование) районе, категорически против возведения любого объекта капстроительства на территории, находящейся в пределах улиц (указать названия), выдачи любой документации, разрешающей строительство на данной территории».

В таком случае подписи можно использовать сколько угодно раз при обращении в различные структуры.

Специфика заполнения подписных бланков

В первую очередь, на каждом листе необходимо привести текст требований. Ставить подпись на бланке, в котором он отсутствует, нельзя. Особенно это касается ситуаций, когда сбор подписей осуществляют посторонние лица. На оборотной стороне листа также ставить подпись не следует. Его можно приложить к каким угодно требованиям впоследствии.

Важно сохранить оригиналы подписных листов. При передаче коллективного письма непосредственно в орган власти или иную организацию нужно прилагать только копии.

коллективное письмо в защиту

Нюансы передачи

Письмо следует составить в 2-х экземплярах. К одному прикладывают копии подписей. Отвезти в нужную инстанцию документы может любой инициативный человек. Между тем в некоторых инстанциях требуют личного присутствия заявителей при передаче требований. Если говорить о г. Москве, то такими органами являются Генпрокуратура и приемная Президента.

На обоих экземплярах секретарь органа или учреждения должен поставить штамп или иную отметку с датой принятия. Письмо с копиями подписей остается в организации. Второй экземпляр с отметкой забирает активист.

Важный момент

После составления письма и завершения сбора подписей на титульном листе, т. е. на самом заявлении, ставится число листов (включая первый). Штамп о принятии документов также проставляется на первом листе. Указание на нем количества листов гарантированно предотвратит их потерю.

В ряде случаев чиновники настаивают на предоставлении оригиналов подписей. В таких ситуациях их можно продемонстрировать, но ни в коем случае не отдавать. На практике бывают случаи, когда чиновники буквально вырывали документы из рук граждан.

Еще одна рекомендация: следует идти в соответствующий орган или на предприятие нескольким людям. При этом по возможности нужно вести видеосъемку происходящего.

Определение адресата письма

коллективное письмо руководителю

Законодательством предусмотрена возможность структур власти перенаправлять обращения, если они поступили не по адресу. Кроме того, нормами установлен срок рассмотрения заявлений от граждан. По общим правилам, он составляет 30 дней. Если письмо отправлено в орган, в компетенцию которого решение поставленных вопросов не входит, то период рассмотрения увеличится вдвое, т. е. составит 60 дней.

Кроме того, законодательство допускает продление установленного срока при наличии оснований. О принятии такого решения, однако, заявители должны быть уведомлены письменно. В извещении должны указываться причины, по которым период рассмотрения продлен.

Во избежание затягивания процесса необходимо сразу правильно определить уполномоченную структуру.

Для этого необходимо зайти на сайт муниципальной администрации и посмотреть наименования структурных подразделений. Возможно, придется сделать несколько звонков в те или иные структуры, которые разъяснят, какой орган и каким вопросом занимается.

Ссылки на нормативные акты

коллективное письмо родителей

Они в обязательном порядке должны присутствовать в письме. Как выше говорилось, в документе необходимо четко обозначить характер нарушений прав. Грамотно это можно сделать, только руководствуясь законом.

Выбор подходящих нормативных актов – дело довольно сложное, поскольку существует их достаточно много. Вполне вероятно, может потребоваться помощь юриста. Если же на оплату его услуг денег нет, придется потратить силы на самостоятельное изучение законодательства.

К примеру, водитель закурил в маршрутке. В этом случае на помощь придет Закон, устанавливающий ограничения на курение табака. Это ФЗ № 15.

Формулирование требований

Важно четко выстраивать фразы. Целесообразно формулировать требования по пунктам. Как правило, требования излагаются в следующей форме:

«В связи с изложенным выше, руководствуясь Федеральными Законами (наименования или номера), прошу:

  1. Провести проверку по вопросам, изложенным в данном обращении, выявить виновных и привлечь их к ответственности.
  2. Обеспечить соблюдение требований ФЗ (наименование, номер).
  3. Ответ на обращение направить (адрес)».

В письме можно указать форму, в которой должен быть получен ответ. В некоторых случаях лучше, чтобы он был размещен на сайте местной администрации. Также заявители могут указать конкретный адрес кого-либо из подписавшихся.

Дополнительно

Иногда в решении проблем коллективные письма не помогают. В таких ситуациях защитить свои права граждане могут в суде. Закон допускает составление иска несколькими людьми.

коллективной письмо директору школы

Необходимо учесть, что действия/бездействия, постановления структур власти обжалуются в административном порядке. То есть при составлении иска руководствоваться необходимо КАС РФ.

Образец коллективной жалобы на сотрудникаМирно сосуществовать с коллегами получается не всегда. Бывает, что один из сотрудников не выполняет свои должностные обязанности, и из-за этого страдают остальные работники. Случается, что сотрудник передает конфиденциальную информацию третьим лицам, и об этом знают все, кроме руководства. Иногда работник распространяет в коллективе слухи и сплетни, из-за которых страдает рабочий процесс. Бороться с подобными явлениями в одиночку не стоит – лучше объединиться с несколькими коллегами и совместными усилиями описать ситуацию руководителю. Образец коллективной жалобы на сотрудника вы найдете в нашей статье.

Коллективная жалоба: что это, и когда она составляется

Коллективная жалоба – это заявление, составленное группой сотрудников, работающих в одном подразделении (отделе, цехе, предприятии), в котором излагается суть претензии к одному из сотрудников с просьбой к руководству о воздействии на него любым не запрещенным законом методом.

Групповое обращение имеет больший вес, чем индивидуальное, и привлекает к себе существенное внимание, поэтому в случае возникновения серьезных проблем бороться с ними лучше всем коллективом.

Без коллективной жалобы не обойтись, если работник:

  • хамит и грубит своим коллегам;
  • систематически нарушает правила охраны труда;
  • игнорирует приказы вышестоящего руководства в случае, когда для выполнения работы необходимы коллективные усилия;
  • разглашает конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе исполнения своих должностных обязанностей;
  • совершает действия, направленные на то, чтобы дискредитировать коллег в глазах руководства;
  • угрожает коллегам физической расправой.

Как составить жалобу: основные правила

Как составить коллективную жалобу на сотрудника: основные правилаКоллективное письмо с просьбой об увольнении за конфликты, за неисполнение служебных обязанностей и прочее законодательно регламентированного образца не имеет, поэтому его можно составить самостоятельно.

При подготовке документа стоит руководствоваться следующими правилами:

  1. Писать лаконично, последовательно и понятно, чтобы работодатель не потерялся в перипетиях вашей истории.
  2. Оперировать только проверенными фактами и не ссылаться на информацию, в достоверности которой вы не уверены.
  3. Заручиться поддержкой большинства коллег – так вероятность того, что жалоба будет услышана, возрастет.

Коллективная жалоба на сотрудника: содержание и образец

Важно правильно оформить жалобу – это такой же документ, который поступит на рассмотрение вашему руководству, поэтому постарайтесь, чтобы он соответствовал правилам документооборота, действующим внутри компании.

В документе стоит указать:

  • Ф.И.О. и должность лица, на имя которого подается жалоба;

  • Ф.И.О. и должности лиц, от имени которых подается жалоба;

  • наименование документа;

  • подробное описание обстоятельств сложившейся ситуации в соответствии с правилами, описанными выше;

  • просьба о воздействии на сотрудника, в отношении которого подается жалоба (меру воздействия можно предложить самостоятельно, а можно и не указывать вообще);

  • дату составления документа;

  • подписи всех лиц, участвовавших в составлении коллективной жалобы.

К жалобе можно приложить перечень документов (фотографий, аудио- и видеозаписей), подтверждающих обоснованность претензий, предъявляемых сотруднику.

Скачать заполненный образец жалобы вы можете на нашем сайте. Изучив предложенный пример, вы поймете, как пишется коллективная жалоба на сотрудника, и сможете составить на его основании собственную жалобу.

Как подать жалобу?

Как подать жалобу на сотрудникаПодать жалобу можно любым из следующих способов:

  1. Лично. Документ можно передать руководителю в руки (если вы работаете в небольшой организации с маленьким штатом и можете самостоятельно поговорить с директором) или направить его через приемную (в этом случае жалобу должны зарегистрировать в специальном журнале, присвоить ей порядковый номер и озвучить вам примерные сроки, в течение которых вы сможете получить ответ).
  2. По почте. Можно передать жалобу руководству посредством почтового отправления. Чтобы точно знать, что документ дойдет до адресата, отправьте заказное письмо с уведомлением о вручении – когда письмо окажется на предприятии, почтальон принесет вам соответствующее письменное уведомление.
  3. По электронной почте. Если у вашего руководителя есть личная электронная почта, можете отправить жалобу на нее. Отправлять документ на корпоративную почту, к которой имеют доступ все сотрудники, не стоит – ее может прочитать не только адресат, но и тот человек, на которого жалуется коллектив.

Как накажут сотрудника?

Если обращение увенчается успехом, нерадивого сотрудника организации накажут.

Наказание может быть разным:

  • устное замечание;

  • официальный письменный выговор;

  • лишение занимаемой должности;

Что делать, если работодатель не реагирует на жалобу?

Что делать, если работодатель не реагирует на жалобуЕсли жалоба написана, руководитель ее получил, но никак не отреагировал, нужно действовать дальше. Порядок действия зависит от того, какие именно действия работника стали причиной для подачи жалобы.

Если у вашего руководителя есть вышестоящее руководство (например, вы жаловались начальнику отдела, который подчиняется генеральному директору), можете подать жалобу ему. В документе укажите, что вы уже обращались к непосредственному руководителю, который не смог (или не захотел) помочь в решении проблемы.

Если сотрудник нарушает ваши трудовые права (например, предметом жалобы было неправомерное отношение начальника, который заставлял вас работать сверхурочно без оплаты), вы можете обратиться в трудовую инспекцию. Эта организация создана специально для того, чтобы защищать права работников, нарушенные работодателем. Если и трудовая инспекция не помогает, можете обратиться в прокуратуру – она проведет проверку законности действий работодателя.

Если нарушения касаются личностей работников, подающих жалобу (например, причиной обращения стало хамство или рукоприкладство), можно обратиться в полицию. Заявление будет зафиксировано, а на основании изложенных в нем фактов – проведена проверка.

Если ни одна из перечисленных инстанций не помогла, обращайтесь в суд. Лучше всего сделать это коллективно – иск, поданный от имени нескольких работников, будет рассматриваться внимательнее, да и защищать права с поддержкой коллег гораздо проще, чем в одиночку.

Итак, коллективная жалоба не имеет установленной законодателем формы; требований к ее содержанию законодательство также не содержит, поэтому можно составить ее самостоятельно. Главное, доходчиво и кратко изложить в ней все обстоятельства сложившейся ситуации и описать суть жалобы. Подписать такое обращение должны все работники, у которых есть претензии к сотруднику, на которого подается жалоба.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Коллективная жалоба – эффективный инструмент борьбы граждан за свои права. Если в ответ на индивидуальную жалобу запросто можно получить отписку, то обращению группы граждан будет уделено должное внимание. В статье рассмотрим, как правильно составить коллективную жалобу в органы власти.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

  • Когда актуально составление коллективной жалобы
  • Как составить коллективную жалобу
    • Содержание жалобы
    • Оформление подписного листа
  • Куда обращаться с коллективной жалобой
    • Способы направления
    • Порядок и сроки рассмотрения
  • Заключение эксперта

Когда актуально составление коллективной жалобы

Коллективная жалоба составляется группой лиц, права которых были нарушены одним и тем же лицом, организацией или органом власти схожим образом. Примерами, когда актуально составление коллективного обращения, могут послужить ситуации, когда:

  • собственники помещений в многоквартирных домах недовольны качеством работы управляющей компании или поставщиков коммунальных услуг;
  • пассажиры одного и того же рейса недовольны качеством транспортных услуг;
  • жители недовольны качеством услуг, оказываемых в местной поликлинике, школе, детском саду и других общественных учреждениях;
  • работники одной организации считают, что работодатель нарушает их трудовые права;
  • посетители организации общественного питания были отравлены некачественной пищей и т.д.

Как составить коллективную жалобу

Хотя коллективная жалоба и подается от имени группы лиц, за ее составление и оформление, как правило, отвечает один человек. Он составляет коллективную жалобу, собирает подписи, подает заявление в соответствующий орган власти и доводит до остальных заявителей полученный ответ. Таким человеком может быть как один из заявителей, так и сторонний юрист.

Содержание жалобы

Требования к оформлению коллективных обращений граждан содержатся в ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, а также в региональных законах и локальных нормативных актах отдельных органов и организаций. С учетом положений закона и практики рассмотрения обращений граждан органами власти, лучше придерживаться следующего алгоритма составления жалобы:

Структурная часть документа Содержание Комментарии
Шапка документа
  • наименование органа власти, в который направляется обращение, либо ФИО должностного лица;
  • ФИО заявителей, адреса их места проживания.
Если заявителей всего несколько, можно указать всех в шапке. Однако если их много, лучше оформить информацию о них отдельным подписным листом, а в шапке документа указать лишь общую информацию, например: «От жителей дома №5 по ул. Иванова г. Москвы».
Название документа КОЛЛЕКТИВНАЯ ЖАЛОБА Пишется посередине строки. Дополнительно в название можно включить тему обращения, к примеру: «Коллективная жалоба о защите прав потребителей».
Суть обращения
  • чьими действиями нарушены права заявителей;
  • в чем состояло нарушение;
  • обоснование обращения с приведением доказательств и правовых норм.
  • при описании обстоятельств должны быть указаны конкретные даты, адреса, имена, наименования документов и т.д.
  • текст должен быть кратким и лаконичным, без ненужных подробностей и лирических отступлений;
  • в тексте обращения не допускаются оскорбления и нецензурные выражения;
  • описывать допущенные нарушения в отношении каждого заявителя не стоит: достаточно указать о них обобщенно;
  • текст должен быть написан разборчиво, поэтому предпочтительнее использовать печатный вариант документа.
Требования, изложенные в документе
  • какие действия заявители ожидают от получателя обращения: провести проверку, пресечь правонарушение и т.д.;
  • отдельно лучше указать просьбу направить ответ по конкретному адресу: органы власти не будут рассылать ответы всем заявителям.
Требования, указываемые в жалобе, от всех заявителей едины.
Перечень документов Список прилагаемых документов Поскольку жалоба должна быть как можно более обоснованной, нужно приложить к ней все документы, имеющие отношение к проблеме: переписка с нарушителем, экспертизы, правоустанавливающие документы, фотографии и т.д. Если есть лица, готовые дать свидетельские показания, необходимо указать их контакты.

К коллективной жалобе не нужно прикладывать оригиналы документов, достаточно будет и копий.

Подписи и дата
  • текущая дата;
  • подписи всех заявителей.
Если имеется подписной лист, подписи могут быть проставлены в нем.

Вся перечисленная информация должна быть указана в обязательном порядке, в противном случае госорганы могут оставить заявление без рассмотрения.

Коллективная жалоба (участковому на соседа)

Коллективная жалоба в прокуратуру

Коллективная жалоба в трудовую инспекцию на незаконные действия работодателя

Коллективная жалоба в управляющую компанию

Оформление подписного листа

Оформлять подписной лист имеет смысл, если заявителей много. К примеру, если коллективная жалоба подается жителями многоквартирного дома. Как правило, сбором подписей занимается лицо, осуществляющее подготовку и подачу жалоб.

Что должно быть в подписном листе:

  • вверху листа должна быть информация, из которой понятно, под чем подписываются заявители. Как правило, там перечисляются требования из жалобы;
  • далее следует пустая таблица, в которой каждый заявитель собственноручно указывает свои данные: ФИО, адрес и подпись.

Важно! Собирать подписи перед отправкой каждого документа не обязательно: если решение проблемы требует обращения в несколько инстанций, достаточно будет просто прикладывать копию подписного листа к каждому из обращений.

Подписной лист

Образец подписного листа

Куда обращаться с коллективной жалобой

При выборе получателя коллективного обращения важно учитывать 2 нюанса:

  • В первую очередь необходимо направить претензию самому нарушителю. Дело в том, что в отсутствие предварительного обращения граждан с претензией к организации-нарушителю органы государственной власти не имеют право проводить ее внеплановую проверку (ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  • Необходимо правильно выбрать органы власти, компетентные рассматривать конкретную жалобу. В противном случае Вы потеряете время на пересылку обращения между ведомствами. В другой статье мы уже давали краткий обзор организаций, в которые гражданину можно обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящие органы.

Способы направления

Как правило, органы государственной власти предоставляют заявителям выбор различных способов подачи обращений с целью обеспечения доступности государственных услуг. Так, можно выделить следующие способы подачи обращения в вышестоящие органы:

  1. Через Интернет. На сайте ведомства, через портал госуслуг, по электронной почте и т.д. Документы, включая коллективную жалобу и подписные листы, подаются в сканированном виде. Преимущество данного способа в том, что не нужно тратить время на отправку обращения: оно мгновенно оказывается у получателя. Недостаток заключается в том, что не все государственные сайты адаптированы под прием коллективных обращений.
  2. Почтой. Отправление должно быть оформлено заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.
  3. Лично. Один из заявителей может подать жалобу в канцелярию самого органа власти. Помимо основного заявления с приложениями потребуется еще один экземпляр документа и паспорт заявителя.

О доступных способах обращения для каждого органа власти нужно узнавать отдельно. Как правило, такая информация имеется на сайте ведомства или ее можно получить по телефону.

Порядок и сроки рассмотрения

Сроки рассмотрения обращений строго регламентированы законом. После того, как жалоба попадает в орган власти:

  • в течение 3 дней происходит регистрация обращения;
  • в течение 7 дней с момента регистрации жалоба перенаправляется в другое ведомство, если получивший ее орган власти некомпетентен рассматривать указанный в ней вопрос;
  • в течение 30 дней с момента регистрации жалоба рассматривается по существу, и на нее готовится ответ;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 дней, о чем заявитель должен быть письменно уведомлен.

В процессе рассмотрения жалобы орган государственной власти проверяет изложенные в ней обстоятельства, и, в случае необходимости осуществляет внеплановую проверку нарушителя, выносит предписания об устранении нарушений и т.д. Информация обо всех предпринятых действиях должна содержаться в ответе на жалобу.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Коллективная жалоба – эффективный инструмент защиты гражданами своих прав.
  2. Оформление коллективной жалобы имеет свои особенности: должны быть перечислены ФИО всех заявителей, их адреса проживания. Все заявители должны поставить подписи под жалобой.
  3. Жалоба в органы власти будет более действенна, если заявители предварительно письменно обращались к нарушителю.
  4. Составление коллективной жалобы и подачу документов, а также сбор подписей можно поручить юристу.

Снежана Погонцева

Снежана Погонцева

Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)

Задать вопрос

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется коллективное заявление об увольнении
  • Как пишется команда апорт
  • Как пишется коллективное бессознательное
  • Как пишется команда x ray
  • Как пишется коллективная расписка