Как пишется комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Комплексный анализ текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 560.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 560.

Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его выполнить, разберем в этой статье.

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.

Затем необходимо определить жанр.

Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.

Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.

Как связаны между собой абзацы? Предложения?

Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?

Если это повествование, где его кульминация? Если рассуждение, указать его части: тезис, аргументы, вывод.

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Лексические средства – это

  • тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и проч.);
  • экспрессивно и стилистически окрашенные слова;
  • обычные и контекстуальные синонимы и антонимы;
  • фразеологизмы и т.д.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.

Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.

Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.

Заключение

Что мы узнали?

Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лидия Топоркова

    10/10

  • Максим Чистов

    8/10

  • Анастасия Савичева

    9/10

  • Денис Фольц

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 560.


А какая ваша оценка?

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приемы построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Анализ текста по литературе как делать

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Как делать анализ текста

Как делать анализ текста по литературе

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Как делается анализ текста

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Как сделать анализ текста по литературе

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

Как делается анализ текста по литературе

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Как правильно анализировать текст по литературе

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

Как правильно делать анализ текста

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

План
комплексного анализа текста

Подготовила:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской
области, ЯНАО  Фиалковская Вероника Петровна

1.     
Прочитайте
текст

Текст

это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

2.     
Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3.     
К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой,
публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное
представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); 

официально-деловой — официальная переписка,
правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые
отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); 

публицистический — характерны отвлеченные слова
с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность,
гласность, миролюбивый); 

разговорный — отличается большой смысловой
емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; 

художественный — используется в художественной
литературе). 

4.      Какого
типа речи данный текст?
Описание, повествование, рассуждение.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности,
предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
описания, представил его в своем сознании.     Описание
может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается
только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и
художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только
прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
различные переносные употребления слов       Повествование
— это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением
я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени
совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с
ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного
вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность;
глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими
на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как
прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность,
неожиданность того или иного действия.     
     Повествование как тип речи очень распространен в таких
жанрах, как воспоминания, письма.          
 

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо
мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть —
тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или
опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    

Тезис должен быть четко доказуемым, четко
сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы
подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между
отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для
грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные
слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В
тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя,
несмотря на то что, потому что.

5.
Определите жанр текста.
Эпизод художественного произведения,
очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста.
О чем это произведение; о чём или о ком в
нём говорится

7.
Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему
именно такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план для
себя.

9.
Как связаны части текста?
Обратите внимание на лексические и
синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели
ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные
средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений:
порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная
связь

предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и
грамматически связаны с первым.

Цепная
связь

предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по
цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут 
сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10.
Как соотносятся начало и конец текста?

11.
На каком приёме/   приёмах построен текст?
Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов,
историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные 
или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

—        
выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; 

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет – слово,
определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества,
признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица,
добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора
переносное значение слова, когда одно явление  уподобляется другому, причём
может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка
двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид
метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу
(воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение
определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим
(луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

14. Понаблюдайте
над фонетическими средствами языка.

Чего достигает
автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15. Какими
морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и
деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо
изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или
пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных,
подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и
т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста (основную мысль)

Это
то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и
сформулировать.

18. Каково
ваше впечатления от  текста?

Схематичная
таблица  «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1.
Прочитайте текст

2. Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3. К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический,
научный

4.
Какого типа речи данный текст?

Описание,
повествование, рассуждение.

5.
Определите жанр текста.

Эпизод
художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда,
стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста:

его
основную мысль

О чем
это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то,
к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти
и сформулировать.

7. Если
текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно
такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план
для себя.

9. Как
связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические
средства связи.

Повторяющиеся
слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических
конструкций и интонации.

10 Как
соотносятся начало и конец текста?

11. на
каком приёме/   приёмах построен текст?

Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте

Не
забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем
они  употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста

18.
Каково ваше впечатления от  текста

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем они 
употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

Анализ текста как делать?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

Комплексный анализ текста

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример

Содержание притчи

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ художественного текста

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

Автор использует следующие средства выразительности:

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Анализ текста по литературе

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

              Структура комплексного анализа текста                                  на уроках русского языка

        Комплексный анализ текста позволяет осуществить системный подход к изучению русского языка. Работа с текстом способствует расширению и углублению знаний учащихся по разным разделам русского языка, учит различать  типы и стили речи, видеть признаки их функциональных  и языковых  особенностей. Различные виды разборов, используемых при комплексном анализе, позволяют провести всестороннее повторение важного лингвистического материала. В рамках подготовки к ОГЭ такого рода деятельность приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Задания ЕГЭ включают часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе. Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному  заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и  умению аргументированно высказывать собственные мысли.

                           Примерная структура комплексного анализа

  1. Подготовка  к выразительному чтению текста, определение  места логического ударения, пауз,  выбор нужного тона, темпа чтения.
  2. Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
  3. Выбор заглавия  текста. Объяснение  смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
  4. Определение стиля текста. Аргументация мнения.
  5. Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения?                                                                                                                      6. Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.
  1. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
  2. Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
  3. Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
  4. Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
  5.  Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
  6. Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
  7.  Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).

14. Произвести разные виды разбора на материале текста.

15. Анализ орфограмм и пунктограмм  в тексте.

   Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.

                     Памятка для анализа текста любого стиля речи

  1. Определите, что перед вами: слова, предложения или текст.  Докажите свою точку зрения.
  2. Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).
  3. Составьте план.
  4. Выделите начало текста, укажите его особенности.
  5. Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста?                                                                              6. Придумайте свои начало и окончание текста.
  1. Укажите тему текста
  2. Укажите идею.
  3. Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи  текста.
  4. Определите стиль текста: разговорный или книжный  (официально-деловой, художественный,  научный,  публицистический).

                            Памятка для анализа текста — рассуждения

1). Рассмотрите структуру текста.

        1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?

        2. Выделите введение, определите его назначение.

        3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.

        4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?

        5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.

        6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.

2). Рассмотрите языковые средства — зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть  ли какие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).

3). Сделайте общий вывод по анализу текста.

        Памятка для анализа текста — описания

1).  Рассмотрите структуру текста.                                                                    1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).

2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).

3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).

      4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю   речи.

5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?

                6. Назовите средства связи слов и частей текста.

2). Охарактеризуйте языковые средства

        1. Найдите типичные средства (определения, синонимы-   определения, несогласованные определения, неполные и  назывные предложения), укажите время признаков.

        2. Найдите другие языковые средства.                                                                   3). Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).                                                                                                          

        Памятка для анализа текста — повествования

        1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем диалог?        

2. Определите стиль речи.

3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).

4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?

5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.

6. Определите, от какого лица ведется повествование

7. Назовите основные действия и порядок их указания.

8. выделите основные части текста, составьте его план.

9. Укажите начало текста.  Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?

10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? ( Нейтральное указание  на  последнее  действие? Эмоциональное указание на последнее действие?  Вывод?  Призыв   к  размышлению?)

11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.

12. Объясните особенности использования языковых средств.

13. Составьте заключение по характеристике текста.

                                 Использованные ресурсы:         http://myunivercity.ru/Литература/Комплексный_анализ_текста_на_уроках/101276_1670751_страница2.html

http://litirus.ru/prepodavanie/urok-russkogo-yazyika-na-temu-razvitie-rechi                                                                      Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11кл.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется конверсы на английском
  • Как пишется компетишн на английском
  • Как пишется компетишен
  • Как пишется компетенция или компитенция
  • Как пишется компенсирование