Как пишется концепция проекта

Любой проект начинается с идеи, которая требует реализации. Но, прежде чем внедрять идею в жизнь, следует оценить целесообразность реализации проекта, в том числе с экономической точки зрения. Для этого необходимо формирование «Концепции проекта», описывающей его актуальность, цели и задачи.

Если идея получает положительную оценку и признается перспективной, то она получает возможность развития. Тогда проект начинает свой путь, открывая жизненный цикл со стадии инициации.

Содержание статьи

  • 1 Инициация проекта
  • 2 Концепция проекта
  • 3 Применение концепции проекта
  • 4 Необходимость концепции проекта и цели ее написания
  • 5 Этапы формирования концепции проекта
  • 6 Примеры концепции проекта

Инициация проекта

Инициация проекта — это первая стадия жизненного цикла проекта, означающая его запуск. Это убеждение руководства организации или инвесторов, а также других заинтересованных лиц в необходимости выполнения проекта. Фаза инициации проекта подразумевает определение целей проекта, а также взаимосвязанных с ними целей продукта проекта. Успех проекта определяется достижением конкретных показателей по каждому сформулированному результату в определенные сроки.

Необходимым условием эффективного управления проектом является тщательное документирование всех действий, связанных с исполнением проекта, поэтому результатом фазы инициации является документ, который может быть назван концепцией (или паспортом) проекта.

Концепция проекта

Концепция проекта – это документ, описывающий общие положения проекта, его цели, задачи и способы достижения этих целей.

Это документ, с которым инициатор выходит на презентацию своего замысла к руководству или заказчику и инвестору с целью его одобрения, финансирования и последующей реализации инвестиционного проекта.

Концепция проекта обычно содержит следующую информацию:

  • обоснование актуальности проекта, которая определяется тем, насколько он значим для общества;
  • описание потребностей, которые можно удовлетворить, реализовав предлагаемый проект;
  • обоснование инициации проекта — почему реализация предлагаемого проекта является лучшим решением описанной проблемы;
  • описание альтернатив предлагаемого проекта (какими еще способами можно решить возникшую проблему или удовлетворить потребности);
  • формирование целей и задач проекта, т.е. чего необходимо достичь в результате реализации проекта и какими конкретно действиями;
  • описание конечного результата проекта (продукта или услуги) с указанием его качественных и количественных характеристик;
  • критерии успеха проекта (количественные и качественные показатели);
  • перечень заинтересованных сторон проекта с указанием их целей, включая активных участников проекта (заказчики, исполнители, подрядчики, инвесторы и т.д.);;
  • описание процедур сотрудничества и взаимодействия между участниками проекта;
  • предварительная оценка стоимости и сроков проекта;
  • предполагаемые источники финансирования и предварительный бюджет проекта;
  • укрупненный план реализации проекта;
  • план управления рисками.

Применение концепции проекта

Концепция содержит в себе некую дорожную карту с ключевыми событиями и основными этапами реализации проекта, которая в дальнейшем помогает руководителю проекта сформировать детальный план работ и определить контрольные точки с заранее определенными показателями эффективности.

На основе концепции проекта также составляется бюджет проекта и регламент взаимодействия участников проектной деятельности.

Необходимость концепции проекта и цели ее написания

Концепция позволяет не просто описать, но и формализовать идею, обосновать ее реализуемость и эффективность, оцифровать основные и промежуточные результаты реализации проекта и определить ключевые факторы успеха.

Таким образом, концепция проекта является незаменимым инструментом защиты проекта на стадии инициации, а также является основой для формирования документов на стадии планирования проекта и преследует следующие цели:

  1. Планирование проекта (стратегическое и оперативное в виде плана-графика реализации проекта).
  2. Составление бюджета проекта (определение инвестиционных затрат и источников финансирования).
  3. Обоснование проекта (его актуальность и эффективность).
  4. Определение заинтересованных сторон

Этапы формирования концепции проекта

При составлении концепции проекта, как правило, используют готовые шаблоны документов, принятых в компании. Также используется опыт подготовки аналогичных документов по другим проектам. Главную роль в данном процессе играет квалификация руководителя проекта, а также менеджера, ответственного за ее разработку.

Условно бизнес-процесс подготовки концепции проекта можно разделить на четыре этапа.

  1. Начальный этап – встреча с заказчиком и инвестором проекта, обсуждение основных положений и общей идеи концепции, ее целей и задач.
  2. Структуризация – систематизация исходных данных для формирования концепции, основных требований к формулировкам. Также она включает определение этапов и сроков написания документа, дополнительно необходимых работ, например, предварительного маркетингового исследования.
  3. Написание концепции – формирование документа в соответствии с разработанной структурой и собранными исходными данными. Это выполнение работ по формализации идеи, обоснованию ее реализуемости, определению ключевых факторов успеха проекта.
  4. Согласование и утверждение – согласование разделов концепции, в т.ч. целей и задач проекта, конечного результата, объемов и источников финансирования, методов реализации и т. п. Утверждается концепция проекта только после согласования ее всеми заинтересованными сторонами.

Примеры концепции проекта

Шаблон концепции проекта и пример можно скачать по ссылкам ниже:

«ШАБЛОН КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА».

ПРИМЕР КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА (заполненный шаблон)

Примеры концепций других проектов, реализуемых в разных отраслях и сферах деятельности, разработанные студентами специальности «Прикладная информатика»  УГАТУ в рамках курсовых работ по дисциплине «Проектный практикум»:

  1. «Организация аренды электросамокатов»
  2. «Создание музыкальной радиостанции «RadioLiszt»
  3. «Организация доставки питания в школы»
  4. «Создание VR стендов для обучения персонала поведению во время критических ситуаций»
  5. «Создание системы водоснабжения в поселке»
  6. «Техническое перевооружение механосборочного цеха»
  7. «Создание автоматизированных многоуровневых парковок в городе»

Итак, у вашей компании есть заявленная миссия, но вы только что узнали ещё одно понятие — «заявленная концепция». Если ваша заявленная миссия — это путеводная звезда компании, то концепция для вас — это компас. Эти элементы дают вашей команде чёткое представление о том, куда движется компания (миссия), и понимание того, как она собирается туда добраться (концепция).

Концепция подкрепляет собой заявленную миссию и неразрывно связана с нею. Она позволяет определить стратегически важные долгосрочные цели, достижение которых поможет выполнить миссию компании. Но для составления концепции требуется время и усилия. В этом руководстве мы расскажем, чем концепция отличается от миссии и как её составить, а также приведём несколько примеров концепций от известных компаний.

Что такое концепция?

Концепция — это направляющий маяк для вашей компании, показывающий направление, в котором она будет двигаться. Концепция поясняет, как и зачем будет реализовываться заявленная миссия в рамках достижения общей цели компании.

Но чем же именно отличается миссия от концепции?

Это хороший вопрос, и честный ответ на него заключается в том, что каждая компания определяет свою миссию и концепцию по-своему. Некоторые компании объединяют миссию и концепцию в единый элемент. Иногда миссию и концепцию воспринимают как взаимозаменяемые понятия. В действительности же их можно разграничить следующим образом:

  • Заявленная миссия — это цель вашей компании, определяющая, для чего вы делаете то, что делаете, и какую проблему в идеале вы планируете решить. Полная реализация заявленной миссии, как правило, является непростой, а то и вовсе невыполнимой задачей. Но именно поэтому она и вдохновляет людей.

  • С другой стороны, концепция — это то, каким образом вы будете решать эту задачу. В концепции должно быть предельно чётко определено, как вы собираетесь выполнять свою заявленную миссию. В случаях, когда компания делает единое заявление, концепция обычно содержится во второй его части, где описывается способ достижения цели.

Заявленная миссия, как правило, остаётся неизменной, в то время как концепция может расти и изменяться вместе с компанией. Например, компания UPS меняла свою концепцию по мере своего развития. Изначально она заключалась в том, чтобы быть лидером по доставке посылок, обеспечивая «наилучшее обслуживание при самых низких тарифах». В 1991 году эта концепция перешла на новый уровень. Их новая заявленная концепция состояла в том, чтобы «стать движущей силой мировой торговли».

Нужно ли создавать концепцию?

Если вы создаёте новое предприятие или решили пересмотреть ценности компании, создать концепцию было бы весьма кстати. Скорее всего, у вас уже есть заявленная миссия, или же она находится в процессе разработки. При этом концепция может дополнять и расширять заявленную миссию, поясняя, как ваша команда сбирается её выполнять.

Например, у нас в Asana миссия выражена одним предложением: Способствовать процветанию человечества, создавая по всему миру условия для выполнения совместной работы без лишних усилий. В первой части этого заявления (Способствовать процветанию человечества…) содержится наша заявленная миссия, а во второй (… создавая по всему миру условия…) — наша заявленная концепция. Вторая часть нашей корпоративной миссии, отражающая концепцию, служит ориентиром для будущего Asana и определяет цели развития нашего продукта и компании.

Примеры вдохновляющих концепций

Концепция невероятно важна для успеха, но сформулировать её правильно не так-то просто. Прежде чем написать собственную концепцию, ознакомьтесь с примерами от известных компаний для вдохновения.

Google

  • Заявленная миссия: Организовать мировую информацию…

  • Заявленная концепция: … и сделать её доступной и полезной для всех.

The Walt Disney Company

  • Заявленная миссия: Развлекать, информировать и вдохновлять людей по всему миру…

  • Заявленная концепция: … посредством уникальной подачи с привлечением культовых брендов, творческих умов и инновационных технологий, делающих нас главной развлекательной компанией в мире.

Sony

  • Заявленная миссия: Наполнять мир эмоциями…

  • Заявленная концепция: … с помощью творческого потенциала и технологий.

Читать о том, как Sony Music удалось увеличить свой творческий производственный потенциал в 4 раза с помощью Asana

Patagonia

  • Заявленная миссия: В Patagonia мы понимаем, что жизнь на Земле находится под угрозой вымирания.

  • Заявленная концепция: Для решения этой проблемы мы используем все доступные нам ресурсы: наш бизнес, наши инвестиции, наш голос и наше воображение.

Nike

  • Заявленная миссия: Внедрять инновации и вдохновлять спортсменов* всего мира. (*Если у вас есть тело, вы уже спортсмен.)

  • Заявленная концепция: Делать всё возможное для расширения человеческого потенциала.

Discovery Channel

  • Заявленная миссия: Поощрять увлечения людей по всему миру.

  • Заявленная концепция: Обеспечивать увлечённых людей вдохновляющим, информационно насыщенным и развлекающим контентом с привлечением ведущих общепризнанных и надёжных брендов. Способствовать внедрению инноваций и обеспечивать увлечённых людей у экранов всех типов и форматов новыми продуктами

Читать о том, как студия Discovery Digital Studios производит тысячи видеороликов каждый месяц с помощью Asana

LinkedIn

  • Заявленная миссия: Связывать специалистов со всего мира, чтобы сделать их работу ещё более продуктивной и успешной.

  • Заявленная концепция: Создать экономические возможности для всего трудового сообщества в мире.

IKEA

  • Заявленная миссия: Предлагать широкий ассортимент продуманных и функциональных бытовых товаров по ценам, доступным максимально возможному количеству людей.

  • Заявленная концепция: Создавать более благоприятные бытовые условия для самых разных людей: как для клиентов, так и для наших коллег и работников наших поставщиков.

Фонд Майкла Дж. Фокса

  • Заявленная миссия: Найти лекарство от болезни Паркинсона…

  • Заявленная концепция: … с помощью активно финансируемой программы исследований и обеспечения разработки более совершенных методов лечения для тех, кто сегодня живёт с болезнью Паркинсона.

Читать о том, как фонд Майкла Джей Фокса приближается к созданию лекарства от болезни Паркинсона с помощью Asana

Попробовать Asana для некоммерческих организаций

Характеристики эффективной концепции

Ознакомившись с несколькими концепциями крупнейших компаний мира, заметили ли вы какие-нибудь сходства между ними? Элементы эффективной концепции:

Вдохновение

Читая свою концепцию, вы должны чувствовать вдохновение на её реализацию и выполнение миссии компании. Это должно быть нечто такое, на что могли бы ориентироваться ваши сотрудники, над чем они могли бы работать.

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Амбициозность

Заявленная концепция не должна быть легко достижимой. Напротив, это должно быть нечто такое, что может сплотить ваш коллектив. Дело, которому он посвятит себя, даже если для этого потребуется много времени, усилий и энергии.

Реалистичность

Как упоминалось выше, заявленная концепция не должна быть легкодостижимой, но при этом она должна оставаться достижимой в принципе. То есть заявленная концепция не должна быть за гранью возможного или в отрыве от реальности и целей.

Ширина охвата

Заявленная концепция связывает миссию компании с её целями, но сама по себе целью не является. Позаботьтесь о том, чтобы концепция не была сосредоточена только на одной, слишком узкой, части вашего бизнеса.

Стратегическая реализуемость

Ваша концепция должна быть достаточно широкой, но в разумных пределах. Помните, что концепция должна оставаться реалистичной и достижимой, поэтому так же важно, чтобы она была ещё и стратегически реализуемой, то есть близкой к идеалу, но выполнимой в конечном итоге.

Переходим к делу: как лучше всего сформулировать концепцию

Имейте в виду, что создание концепции может быть не быстрым процессом. И если для этого потребуется несколько совещаний и многочисленные коллективные обсуждения, это нормально. Если вам уже приходилось заниматься формулированием миссии компании, вы знаете, что подготовка таких заявлений требует времени и сил. Не стоит рассчитывать, что вам удастся выразить идеальную лаконичную концепцию в один присест. Напротив, вам придётся выполнять эту длительную и кропотливую работу до тех пор, пока у вас не появится концепция, которой вы будете гордиться.

Ниже приводятся некоторые важные рекомендации по написанию концепции с учётом этого обстоятельства.

  • Не бойтесь менять свою концепцию. Сначала она получится длинной, но не зацикливайтесь на этой формулировке. Когда предложения написаны на странице (или в виртуальном документе), их удобнее переосмысливать, переписывать и сокращать.

  • Не забывайте, что это не только ваша личная концепция. Даже если вы являетесь гендиректором или основателем компании, ваша концепция должна отражать видение будущего компании в целом. Привлеките к процессу других ключевых сотрудников и вместе с ними создайте общую концепцию компании.

  • Жаргон неуместен. Заявленная концепция должна быть сформулирована предельно просто. Использование жаргона и сленговых словечек затрудняет понимание.

  • Используйте слова, исключающие двойное толкование. Вы пишете концепцию, которая будет вести всю вашу компанию к выполнению её миссии, поэтому не должно быть разных вариантов интерпретации концепции разными сотрудниками. Как и в случае с жаргоном, избегайте слов с несколькими смысловыми оттенками или значениями.

Семь шагов к написанию собственной концепции

Итак, вы готовы приступить к работе? Написание концепции может стать мощным инструментом для вашей компании. К тому же это отличное упражнение на понимание того, над чем вы работаете.

1. Определите все заинтересованные стороны

Концепция должна охватывать всю компанию, поэтому обязательно привлеките соучредителей, других сотрудников руководящего звена и ключевых работников, чтобы вместе с ними сформулировать концепцию компании. Участие руководства и наиболее значимых сотрудников в этом процессе важно ещё и потому, что чем более ясно они будут понимать эту концепцию, тем эффективнее они передадут её своим подчинённым.

2. Начните со списка ключевых слов

В конечном счёте вам нужно создать цельный тезис в одном предложении. Однако, прежде чем это сделать, необходимо определить ключевые слова, имеющие решающее значение для вашего бизнеса. Проведите открытое коллективное обсуждение с заинтересованными руководителями, чтобы составить список ключевых слов. Это могут быть слова, касающиеся продукта, заявленной миссии, целей компании или даже долгосрочного стратегического плана.

Читать статью «Никогда не занимались стратегическим планированием? Тогда начните отсюда»

3. Ответьте на основополагающие вопросы о своей компании

Помимо поиска важных ключевых слов, также необходимо организовать коллективное обсуждение с участием заинтересованных руководителей и ответить на следующие вопросы:

  • Какова основная цель нашей организации?

  • Каковы основные сильные стороны нашей компании?

  • Какие ценности у нашей компании?

  • Почему так важно то, что мы делаем?

  • Как мы хотим проявить себя как компания?

  • Каково наше понимание культуры компании?

  • Каковы наши самые амбициозные цели?

  • Какое влияние наша компания должна оказывать на мир?

  • Чего хочет наша компания, и каковы её потребности?

4. Отсортируйте ответы по степени важности

На этом этапе у вас должно было накопиться уже немало письменного материала. Очевидно, что далеко не все обсуждаемые вопросы будут отражены в концепции. Поэтому следует решить, какие тезисы наиболее важны для вашей компании, ориентируясь на ключевые термины и ответы.

Но не выбрасывайте всё остальное! Контент, который вы наработали, пригодится для других важных документов вашей компании, таких как декларация ключевых корпоративных ценностей, дорожная карта или бизнес-план.

5. Напишите концепцию размером с абзац

В конечном счёте, вся концепция должна быть выражена одним предложением. Но прежде чем вы добьётесь этого, возьмите самые важные ключевые слова и ответы и составьте из них текст на абзац. Относительно короткий абзац из 3—5 предложений поможет вам принять решение на шагах 6 и 7.

6. Концепция не должна быть слишком амбициозной

На этом этапе сделайте небольшой шаг назад и взгляните на свой абзац с концепцией со стороны. Можно дать ему отлежаться несколько дней, чтобы затем окинуть его свежим взглядом. Помните, что ваша концепция должна быть амбициозной, но достижимой.

Например, создавая компанию по изготовлению лестниц из экобезопасных материалов, вы наверняка включите в концепцию тезисы, связанные с рациональным использованием ресурсов. Возможно, вам захочется отразить в концепции преодоление экологического кризиса, но ваше предприятие не настолько велико, чтобы достичь такой цели. Решение глобальных климатических проблем — это не то, что ваша компания может сделать в одиночку, хотя вы и можете внести свой посильный вклад в это общее дело. Поэтому в концепции лучше заявить что-нибудь о создании самых экологически безопасных лестниц в мире или даже о разработке самой экологически безопасной технологии производства в мире. Хотя эти цели и амбициозны, но их можно достичь в одиночку.

7. Сложите всё воедино

Сформулировав абзац со своей концепцией и взглянув на него со стороны, вернитесь к тексту и оставьте лишь действительно важные вещи. Какие непременные элементы есть в вашем абзаце? Постарайтесь оставить примерно 35 слов, сохранив при этом конкретику, выполнимость и реалистичность. Помните, что заявленная концепция должна быть достаточно широкой, чтобы соответствовать вашей миссии, вдохновляющей на сплочение коллектива и довольно амбициозной, чтобы идти к цели можно было ещё несколько лет.

Вот концепция и готова. Что дальше?

Ваша концепция не высекается в камне, поэтому её можно изменять по мере развития компании. Вы можете перерасти свою концепцию, и это нормально! Воспринимайте её как живое предложение, которое эволюционирует и развивается вместе с вашей компанией.

Ну а пока порадуйтесь тому факту, что вы написали концепцию. Поделитесь ею с коллегами, сообщите клиентам и используйте её, чтобы с гордостью вести свою компанию вперёд.

Отличия концепции от устава проекта

Отличия концепции от устава проекта

Султанов Искандер Анварович

Свежие публикации автора:

Правильно инициировать проект означает на четверть обеспечить его успех. Результатом этой стадии является начинающийся проект, определенный как объект управления и имеющий собственную авторизацию. Процесс инициации носит итерационный характер, поскольку ясность результатов его задач возникает не сразу и сопровождается несколькими очень важными решениями. На одном из первых шагов должна возникнуть концепция проекта, роль которой в российской управленческой ментальности бывает не всем понятна, поэтому предлагаю рассмотреть данный вопрос более детально.

Как возникает проект?

Можно ли в современном управлении компании рассматривать создание проекта в отрыве от потенциальных альтернатив, лучшие из которых собираются в проектный портфель? Вероятно, можно, и так происходило достаточно долгое время, пока менеджмент не вышел на определенный уровень понимания этих вопросов. В настоящее время уже достаточно трудно представить ситуацию, когда проектная задача принимается и воплощается обособленно, в отрыве от стратегии развития, программных решений и тщательной процедуры отбора.

Если мы посмотрим на жизненный цикл инвестиционного проекта (ЖЦП), то вспомним, что алгоритм реализации этой специфической задачи включает несколько фаз и ключевых судьбоносных моментов (вех). Нулевой точкой отсчета является старт (запуск) проекта, а конечным моментом выступает его закрытие. Но как это ни парадоксально может быть воспринято, запуск не является одномоментным событием. Внутри его и в течение первой концептуальной фазы возникают несколько континуумов, в моменты которых события могут развиваться по противоположным сценариям. И проект может не состояться еще до начала реализации. Это время событий:

  • рождения замысла проекта в сознании его инициатора;
  • рассмотрения проектной концепции;
  • оценки ТЭО и бизнес-плана (в случае, если эти документы предписаны соответствующими регламентами менеджмента компании).

Концепция проекта, одобренная проектным комитетом или первым лицом компании, как раз знаменует начало запуска его в работу. Однако не возникает вывода, что проект окончательно отобран в портфель и должен быть обязательно реализован в тактической перспективе. Возвращаясь к фазам ЖЦП, отметим, что обычно выделяются четыре его этапа: концепция, разработка, реализация и завершение. И если переводить проектную задачу в плоскость процессуального подхода, то в общем смысле можно заключить, что концептуальная фаза и этап разработки по совокупности действий соответствуют процессам инициации и планирования. Однако процессы планирования не заканчиваются с наступлением фазы реализации и продолжаются плоть до завершения.

В этой связи, под концепцией мы понимаем этап концептуального созревания проекта. Такое видение имеет существенное значение для организации проектной деятельности. В философском смысле концепция – это основная мысль, образ понятия и понимания предмета, общий его замысел и т.д. С данной позиции под концепцией часто понимают буквально визуальные образы, модели проектной реализации в строительстве, дизайне и других видах проектной практики. И концепция – это документ, с которым инициатор выходит на презентацию своего замысла к руководству.

подготовка проекта к реализации

Сводная модель подготовки проекта к реализации
(нажмите для увеличения)

Представленный выше алгоритм включает пункт 2, которым обозначен документ (концепция), занимающий центральное, но часто не судьбоносное место. Иногда невозможность найти инвестора или займодателя на приемлемых для проектоустроителя условиях способна заморозить идею. Даже если проект носит локальный характер и не требует глубокой предварительной проработки, ресурсный вопрос и оценка эффективности имеют ключевое значение.

Цели и процедура подготовки концепции

Составление проекта связано с процедурой формализации ключевой идеи. Ее продвижение начинается с представления руководству образа результата и действий в установленной форме и к конкретному сроку. В компаниях с развитым менеджментом этот срок обычно соответствует началу сессии стратегического планирования или составления годовых бюджетов. Желательно, чтобы разработка концепции проекта не была спонтанной инициативой, а носила выраженный систематический характер. В практике управления встречаются разнообразные формы документов концепции. Это связано с присущими бизнесу особенностями, включая специфику отрасли и сложившуюся деловую культуру. Ниже вашему вниманию представлен один из примеров концепции.

концепция проекта с сфере IT часть 1

Пример концепции проекта в сфере ИТ. Часть 1
(нажмите для увеличения)

концепция проекта с сфере IT часть 2

Пример концепции проекта в сфере ИТ. Часть 2
(нажмите для увеличения)

Как правило, замысел проекта носит выраженный проблемный характер. Разработка концепции проекта и продвижение его основной идеи следует начинать с оценки состава заинтересованных сторон в решении насущных проблем деятельности компании. При этом мало написать о проблемах, которые испытывают заинтересованные стороны, на полученной основе необходимо выявить критерии достижения эффектов от разрешения затруднений. Алгоритм подготовки концепции состоит из следующего перечня последовательных элементов.

  1. Описание основной идеи (требуется не всегда).
  2. Заинтересованные лица, испытываемые ими проблемы и вытекающие из них интересы.
  3. Цели проекта и критерии их достижения.
  4. Описание видения (программы) достижения целей.
  5. Задачи проекта.
  6. Продукт и его ключевые свойства.
  7. Основные мероприятия по решению проектных задач.

Помимо обозначенных семи пунктов полезно написать о связи основного замысла со стратегией бизнеса, выразить предварительный прогноз по вероятной стоимости мероприятия и хотя бы приблизительно оценить риски. Главной целью концепции является продвижение идеи автора и первичное убеждение руководства в том, что на нее стоит обратить внимание при портфельном отборе. В отличие от концепции цель устава проекта иная. Он направлен на авторизацию, определение объекта деятельности, назначение руководителя команды проекта и распределение ролей среди участников.

Для создания проектов никогда не будет достаточно только идеи, концепции, устава и даже подробного плана. Нужно еще и многое другое. Тем не менее, я не один раз замечал, как правильно действующий руководитель среднего звена обеспечивал свое направление своевременными инвестициями только благодаря грамотно выполненной и представленной концепции. Для этого ему требовалось вовремя написать заявку в проектный комитет, выполнить определенную работу по оформлению и, конечно, быть убедительным в отстаивании своей позиции.

Ряд действий потом повторялся во взаимодействии между куратором и менеджером проекта. Часть информации попадала в текст устава практически без изменений. Но глубина проработки и природа документа менялась. Вместо презентационного инструмента появлялся микроконтракт руководства и ответственного ресурса по проектной задаче с соответствующими существенными условиями соглашения.

процесс инициации проекта

Модель процессов инициации проекта с учетом выходных результатов его запуска
(нажмите для увеличения)

Разработка концепции проекта обеспечивает его продвижение к запуску, и хотя ее может выполнить отдельно назначенный сотрудник, главное заинтересованное лицо (автор самой идеи) стремится обеспечить развитие своего замысла. Иногда инициатором выступает собственник или генеральный директор. Тогда полный алгоритм подготовки концепции исполнять не требуется, достаточно бывает двух-трех предложений. Но обязательно нужно донести образ и ход мыслей до управленческой команды, чтобы можно было продолжить инициацию уже в формате устава, предварив его в установленных случаях бизнес-планом или кейсом.

За полтора года существования Madebymad мы поработали с десятком разных команд и проектов над продуктами, которые только запускались или требовали переосмысления. В обоих случаях нашей задачей было создание концепции, на которую в дальнейшем сможет опираться команда.

В этой статье мы собрали основные принципы, которые помогут в разработке концепции продукта.

Зачем эта статья?

Концепция — это этап на ранней стадии развития продукта, на котором смыслы обретают форму, чтобы донести основную идею. Этот этап также важная точка отсчёта и синхронизации команды по принципам масштабирования продукта и его дизайна.

Когда перед командой стоит задача заложить дизайн-концепцию, которая должна не только отвечать требованиям IT-отрасли, но и отражать все смыслы, которые находятся под капотом продукта, а также иметь запас прочности для дальнейшего роста, легко потеряться во взаимоотношениях бизнеса и пользователя — и сложно нащупать то, от чего можно оттолкнуться, чтобы найти точки соприкосновения между разными слоями продукта.

Мы описали основные шаги в создании дизайн-концепции — они и послужат опорой для дизайнера и команды в условиях неопределенности ранней стадии.

Этап разработки концепции поможет команде

  • Заложить принципы масштабирования продукта от версии к версии, чтобы избежать грубого редизайна и ошибок в архитектуре.
  • Собрать все смыслы в единую картину и подчеркнуть с помощью UX/UI-дизайна ключевые ценности и преимущества продукта.
  • Сопоставить ожидания от продукта и договориться внутри команды, в том числе с инвесторами.

Концепция

Процесс создания концепции похож на складывание пазла, где приходится искать недостающие элементы путем исследования поведения и потребностей пользователя и рынка. Картинки на коробке с этим пазлом нет, она проявляется постепенно, но команда должна понять, когда картинка сложилась, а когда элементов в ней не хватает.

Сформулируйте дизайн-принципы

Чтобы концепция требовала меньше разъяснений (в том числе для пользователя) и делала продукт еще более ценным, выделяющимся на фоне конкурентов, сформулируйте качества, которым она должна соответствовать. В большинстве случаев опорой в этом служат миссия и ценности продукта. Для упрощения их трансляции пользователям можно использовать три излюбленных вопроса: Why? How? What?

Например, вы разрабатываете сервис по доставке продуктов на дом. Сервис обещает своим клиентам доставлять свежие продукты, экономя время на походах в магазин. Но с точки зрения процесса вы не можете обеспечить выбор продуктов самим клиентом, что в свою очередь выступает цифровым барьером для него. Какие помидоры мне положат? С каким сроком годности привезут йогурт? — Соответственно можно сформировать дизайн-принцип «прозрачности» сервиса, согласно которому, контент и функционал должны стремиться имитировать привычный опыт клиента в выборе продуктов.

Дизайн-принципы дополняют друг друга, образуя концепцию, систему смыслов. Попробуйте начать с бизнес модели — что продает, кто этим пользуется и в чем отличие от существующего решения (технологии), так вы поймете китов, на которых стоит продукт. Далее попробуйте сформировать принципы, которые помогут закрыть барьеры и проблемы, связанные с решением и отраслью. Последним шагом нужно найти взаимосвязи между принципами и китами, чтобы образовалась концепция и появилась синергия.

Используйте метафоры

Мозг человека пытается категоризировать окружающую информацию, чтобы быстрее её обрабатывать и принимать решения. Таким же образом формируются привычки — враги всего нового. Если с помощью метафоры воссоздать знакомый контекст в новом для пользователя решении, то осознание ценности придёт быстрее, и продукт увеличит свои шансы стать новой привычкой.

Метафора не обязательно должна имитировать физический объект — это может быть эмоция, процесс, язык, эффект — все что угодно, если это знакомо пользователю и найдет первый отклик в его ментальной памяти. Скевоморфизм — метафора, голосовые ассистенты — метафора общения с человеком (именно поэтому ассистенты пытаются шутить, хотя, казалось бы, незачем), чат — метафора. Каким будет ваш основной инструмент коммуникации с пользователем — дашборд, чат, лента или что-нибудь новенькое (как когда-то карточки у Tinder)? Выбор метафоры определяет то, насколько легко пользователь будет находить информацию и ориентироваться в продукте.

Как это понять? Наблюдать за людьми в привычной для них среде. Например, в продуктовом магазине можно понаблюдать за логикой покупателей. Если присмотреться, то товары на полке стоят плотно друг к другу, что позволяет охватить взглядом больше товаров разом (в отличие от экрана) — это в свою очередь помогает быстро найти нужный товар среди множества других. На экране товаров в поле зрения гораздо меньше, приходится скролить, а объем вычитывать в описании — действительно ли это удобнее и с помощью каких метафор можно это решить?

Имейте ввиду, что метафоры могут увести не в ту сторону — в погоне за созданием знакомой среды, можно упустить уже сложившийся пользовательский опыт взаимодействия с цифрой. Важно держаться середины, где метафора не спорит с удобством.

Старайтесь превзойти ожидания

Когда перед нами встаёт задача, в большинстве случаев у нас уже сформированы ожидания ее решения. Если ваше решение проще или качественнее этих ожиданий, оно представляет дополнительную ценность для пользователя.

Представим клиента, который открыл холодильник и понял, что ему нужно купить продукты домой. Основываясь на своём опыте, клиент представляет для себя стандартные шаги — Что купить? Сколько? Где? Сколько денег необходимо? Сколько времени займет?

Если пофантазировать, то каким могло бы быть идеальное решение, которое сэкономит время на покупку продуктов? Например — открываем холодильник, а там уже есть все необходимые продукты, от некоторых можно отказаться, но суть в том, что не придется собирать корзину или искать заново.

Как можно чаще задавайтесь вопросом «Как?», он поможет вам выделить ключевые преимущества продукта, на которых стоит сконцентрироваться.

Используйте данные и персонализируйте

Допустим, что идея с холодильником возможна — тогда как онлайн-среда может нам помочь, чтобы спроектировать идеальное решение?

Сравнивая шаги, которые клиент предпринимает в онлайне и в офлайне, видно преимущество онлайна — бизнес может отследить чек, понять что именно предпочитает клиент, какие у него любимые товары, как часто он их покупает. В офлайне же меньше возможностей персонолизировать предложение под клиента из-за недостатка данных и инструментов их сбора.

Онлайн позволяет нам ближе узнать пользователя, а значит и помогает приблизить решение к идеальному — сделав продукт более персонализированным мы сформируем дополнительную ценность, упростив взаимодействие с продуктом.

Опираясь на чек клиента мы можем акцентировать внимание на товарах из его рациона, а также сортировать их на основе данных о частоте их покупки. Таким образом мы можем превзойти ожидания клиента, сделав первый экран максимально полезным — при заходе в приложение, клиент будет видеть уже знакомые продукты отсортированные в порядке от самых необходимых, например, туалетной бумаги и средства для мытья посуды, которые часто забывают купить, до редких.

Концепт

«Концепт» опирается на «концепцию», но понятия различаются. Концепция — это система, которая объединяет в единое целое смыслы, которые несет в себе продукт для пользователя. Концепция может выражаться словами, например, в виде принципов или же во взаимоотношениях в виде диаграммы. Концепт же — это то, что уже приобрело очертания продукта: машина, дом или как в нашем случае — интерфейс. Концепт можно нарисовать на салфетке (что-то вроде «parti diagram») или можно создать готовый прототип (аля «concept-car»). Степень детализации может быть любой, задача — донести идею понятно и до конца и дать возможность команде ее протестировать.

Требования к UX/UI-концепту

Состав

Чтобы UX/UI-концепт стал ориентиром, он не должен вызывать вопросов, связанных с архитектурой и настроением продукта, поэтому в качестве концепта можно подготовить High-Level Wireframe основного сценария и на примере основных экранов показать интерфейс, максимально близкий к тому, каким его увидят пользователи. Так вы заложите плацдарм для дальнейшего масштабирования продукта. Если вы знаете план развития продукта, то этап концепции отлично подходит для того, чтобы подумать над тем, как будет расширяться архитектура по мере увеличения функциональности.

Реализуемость

Чтобы UX/UI-концепт не стал просто очередным amazing shot на Dribbble — важно его протестировать на реальных пользователях и начать подключать технического лида для верификации своих идей на предмет реализации уже на ранних стадиях (чуть ли не на «салфетках»). Если в мире еще нет технологий, позволяющих реализовать задуманное, то это может послужить определением вижена — если технология есть, но разработка говорит, что это долго и сложно — не спешите отказываться от идеи, скорее всего это можно будет реализовать позже. То же и с тестированием — когда-то люди не понимали, как можно пользоваться телефоном без кнопок, а теперь у iPhone нет даже кнопки Home.

Уникальность

Этап концепции подразумевает, что вы выделяете дополнительное время и деньги ради «уникального» продукта, который позволит не только заработать больше, но и сэкономить время и деньги в будущем. Значит — не надо копировать ваших конкурентов и подключать к решению задачи людей, которые не занимались до этого запуском продуктов. Не надо сразу бросаться рисовать паттерны в Figma без подтвержденных инсайтов и подготовительной работы — тех же принципов и ценностей. Ищите, придумывайте и тестируйте идеи, уделите подготовительной работе время.

Полезные материалы

О важности и сложности этапа можно найти несколько статей на Medium, среди авторов которых — Julie Zhuo, ex. Product Design VP at Facebook и Fabricio Teixeira, founder of UX Collective. В поисках релевантной информации натыкаешься на понятие Conceptual Model, которое тесно связано с терминами Generalization и Mental Model. Термин был предложен в близкой к UX области — инженерной психологии английским психологом А. Т. Велфордом в 1961 г.

Концептуальная модель (англ. conceptual model) — это модель, представленная множеством понятий и связей между ними, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области или её конкретного объекта. Wikipedia

О подходе построения концептуальных моделей и их связи с пользователем можно узнать из статьи Alana Brajdic. Принципы моделирования широко используются в построении цифровых продуктов, их знание играет важную роль на стадии, когда дизайн только должен появиться, неважно — MVP это или редизайн.

Концепция — это про дизайн ценностей, про то, как и с помощью каких инструментов они транслируются и какое место занимают в жизни пользователя.

Когда формируется концепция проекта?

На этапе инициации проекта важно определить цели и масштаб проекта, перечень необходимого оборудования и материалов (с учетом источников их полу- чения), условия реализации проекта, а также составить план реализации проекта. В результате формируется Концепция проекта.

  1. Что такое концепция проекта и когда она формируется?
  2. Как определить концепцию проекта?
  3. Что понимается под концепцией проекта цели проекта?
  4. Что должно быть в концепции?
  5. Что такое концепт проекта?
  6. Для чего нужна концепция?
  7. В чем разница между концептом и концепцией?
  8. Чем отличается концепция от миссии?
  9. Что такое концепция своими словами?
  10. Как создать концепцию проекта?
  11. Что такое концепция и примеры?
  12. Что такое разработка концепции?
  13. Что в первую очередь формируются в Я-концепции?
  14. Что влияет на формирование Я-концепции?
  15. Что такое концепция дизайн проекта?
  16. Что такое фаза в проекте?
  17. Как правильно написать концепцию развития?
  18. Каким образом происходит постановка цели проекта?
  19. Как понять что проект успешный?
  20. Как определить результат проекта?
  21. Что можно считать началом проекта?
  22. Кто определяет цели проекта?
  23. Что включает в себя планирование проекта?
  24. Что такое планирование в проекте?
  25. Какие концепции существуют?
  26. Как создать креативную концепцию?
  27. Как описать концепцию?

Что такое концепция проекта и когда она формируется?

Концепция проекта — это документ, описывающий общие положения проекта, его цели, задачи и способы достижения этих целей. Это документ, с которым инициатор выходит на презентацию своего замысла к руководству или заказчику и инвестору с целью его одобрения, финансирования и последующей реализации инвестиционного проекта.

Как определить концепцию проекта?

Положения концепции проекта должны быть понятно и доступно изложены, чтобы любой человек читающий этот документ понял всю его суть. Концепция проекта должна содержать общее видение проекта, ограничения и допущения в проекте, стратегию реализации и дорожную карту действий с несколькими вариантами развития.

Что понимается под концепцией проекта цели проекта?

Каркас, модель, в которой прописаны все основные факторы, конструкция проекта. В концепции проекта должа быть указана цель его создания, целевая аудитория, шаги, направленные на достижение цели и т. д.

Что должно быть в концепции?

В концепции должно быть предельно чётко определено, как вы собираетесь выполнять свою заявленную миссию. В случаях, когда компания делает единое заявление, концепция обычно содержится во второй его части, где описывается способ достижения цели.

Что такое концепт проекта?

Концепт-проект ― это основа проекта интерьера, лучший способ заранее оценить объект, получить представление о масштабах запланированных работ, и сформировать точные стилевые требования к последующей разработке решения.

Для чего нужна концепция?

Задачи концепции

На наш взгляд, концепция решает три задачи: Определить основные идеи и направления развития и согласовать их с клиентом. Получить оценку этих идей от будущих пользователей. Сформировать идеологическую базу, единое видение проекта у всех участников.

В чем разница между концептом и концепцией?

Концепция связана с разработкой и развёртыванием некоторого знания, которое, в отличие от теории, не получает завершённой дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе

Чем отличается концепция от миссии?

Заявление о миссии описывает бизнес компании, его цели и пути достижения этих целей. Заявление о концепции развития дает подробное представление о том, в каком направлении движется компания.

Что такое концепция своими словами?

Система взглядов на что-нибудь; основная мысль; замысел; теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь ◆ Концепция материализма в «Системе природы» Поля Гольбаха ◆ А.

Как создать концепцию проекта?

Разработка концепции проекта включает в себя: определение целей и задач проек- та, проведение исследования на предмет возможности успешной реализации проекта (наличие спроса, ресурсов), определение основных характеристик проекта (сроки, стои- мость, качество, риски, команда).

Что такое концепция и примеры?

Итак, концепция — это комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему. Концепция дает ответ на вопрос — как достичь поставленной цели. По сути, она представляет собой единый замысел или стратегию, с помощью которой можно решить определенную задачу.

Что такое разработка концепции?

Предварительный этап разработки любого нового изделия называется этапом разработки концепции. На этом раннем этапе инженеры и конструкторы быстро генерируют новые и обновляют существующие идеи в ходе совместных мозговых штурмов.

Что в первую очередь формируются в Я-концепции?

Наиболее же распространенным является представление о структуре образа «я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.)

Что влияет на формирование Я-концепции?

Родительское воспитание, социальное окружение, успех и неудачи, внутренняя самокритика и т. д. являются факторами, влияющими на развитие собственной «Я-концепции».

Что такое концепция дизайн проекта?

Дизайн-концепция — это основополагающая идея, комплексное видение того, как будет воплощён бренд во всевозможных графических материалах — в фирменном стиле и упаковке, на сайте и рекламных носителях, в оформлении офисного или торгового пространства и т.

Что такое фаза в проекте?

Набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных или существенных промежуточных результатов проекта.

Как правильно написать концепцию развития?

Разработка концепции развития:

  • определите текущее положение организации.
  • определите приоритеты организации.
  • определите, каких результатов организация должна добиться.
  • определите методы достижения результатов.
  • определите ответственность за достижение результатов.

Каким образом происходит постановка цели проекта?

Как поставить цель:

  • Начните с общей концепции. Каждый проект должен начинаться с общей концепции.
  • Укажите общие цели. После формулировки концепции нужно определить общие цели.
  • Сформулируйте цели проекта. Теперь вы можете разработать цели проекта.

Как понять что проект успешный?

Успешным считается проект, повысивший зрелость компании в области управления проектами и оправдавший ожидания спонсоров к качеству, срокам и бюждету.Весь проект будет состоять из следующах операций:

  • Разработать чертеж;
  • Утвердить чертеж;
  • Выточить детали;
  • Приемочный тест: винт вкручивается в гайку.

Как определить результат проекта?

Результат проекта описывают через формулировку целей. Описание должно быть максимально точным, содержать как количественные (сколько?), так и качественные (как хорошо?) показатели, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта.

Что можно считать началом проекта?

Началом проекта можно считать:

  • момент рождения идеи;
  • дату начала выполнения работ проекта;
  • начало его финансирования.

Кто определяет цели проекта?

Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

Что включает в себя планирование проекта?

Планирование проекта может включать следующие процедуры: Планирование целей и содержания проекта Календарное планирование работ проекта Планирование затрат и финансирования проектаПроцессы управления проектами:

  • Инициации проекта
  • Планирования
  • Организации исполнения;
  • Контроля исполнения;
  • Завершения проекта.

Что такое планирование в проекте?

Что такое планирование проекта? Это процесс определения задач и расстановки их приоритетов, распределения затрат, объема и графика работ. Этот процесс необходим для выполнения проекта в установленный срок и в рамках бюджета.

Какие концепции существуют?

Наиболее распространены 7 концепций:

  • типологическая,
  • номиналистическая,
  • биологическая,
  • хеннигова,
  • эволюционная,
  • филогенетические концепции Б. Мишлера — Э. Териота и К. Вилера — Н. Плетника.

Как создать креативную концепцию?

Разработка креативной концепции может использовать опыт конкурентов, собранный во время анализа рынков. При этом полностью строить работу на чужих достижениях — значит, обречь кампанию на провал. Наоборот, важно показать выгодные отличия продукта от аналогов, отстроиться от них, доказать свое преимущество.

Как описать концепцию?

Концепция — это система, которая объединяет в единое целое смыслы, которые несет в себе продукт для пользователя. Концепция может выражаться словами, например, в виде принципов или же во взаимоотношениях в виде диаграммы.

Ответить

Что такое концепция дипломной работы (ВКР) и зачем она нужна?

Концепция – это документ, в котором Вы закладываете основу и базу всей будущей дипломной работы или диссертации. Далее мы на примерах расскажем из чего она состоит, как правильно ее составить и на что нужно обязательно обратить внимание! Какие уловки здесь есть от преподавателя и куратора, которые могут Вам потом помешать в написании и защите работы. Главное, что Вам необходимо знать – это крайне важный документ начального этапа работы с Вашей выпускной работой. Ему нужно уделить большое внимание. 

Как правильно заполнить концепцию на Вашу ВКР?

Часто преподаватели дают уже готовый бланк или он имеется в методичке по написанию ВКР, которую Вам обязательно нужно иметь в актуальном виде, чтобы знать все требования к работе. Ниже на примере мы рассмотрим заполнение самой распространённой сейчас формы концепции, которую использует большая часть ВУЗов. Повторюсь – обязательно ищите бланк именно своего учебного заведения и работайте по нему. Мы Вас в любом случае сможем БЕСПЛАТНО проконсультировать.

Итак, в первую очередь посмотри сам бланк и все его поля:

  1. (Пункты 1-2 нашего примера ниже) «Шапка» содержит поля с темой, специальностью, шифром или кодом факультета, номером приказа и пр. Совет — НЕ заполняйте там то, чего пока точно не знаете. Лучше все это уточнить у куратора. Тему свою нужно изложить точно, с указанием предприятия на примере которого планируется писать работы (если таковое подразумевается);
  2. Это 3й пункт нашего примера – здесь указываете все источники кратко, на примере которых будете писать ВКР;
  3. 4й пункт уже касается больше будущего введения ВКР, где Вы раскрываете всю базу и основу своего исследования – актуальность, задачи и пр. То есть данная основа исследования на этот момент уже должна быть у Вас сформирована. Крайне не рекомендуется брать ее в готовом виде из чужих работ! Почему? Вам придется делать по этим задачам далее всю работу и невольно повторить уже сданную кем-то работу, которая уже есть в базе данных антиплагиата. Проблемы с оригинальностью в таком случае обеспечены. Тем более проверка на плагиат производится в самом конце. Более 65% все НЕ допусков к защите связано сейчас именно с антиплагиатом (данные за 2022 год). Поэтому сразу делайте оригинальные задачи на основе структуры Вашей дипломной работы. Раскрывайте их максимально подробно. Используйте слова «представить, проанализировать, изучить, разработать, спроектировать и пр.»;

Переходим не следующую страницу

4. Пункт под номером 7 в нашем примере на картинке ниже связан с предприятием, на основе которого пишется ВКР. Здесь важно понимать, что не любая работа пишется на примере. Есть юридические темы, например, где организация для примера в большинстве случаев не используется. Также есть общие темы, например, связанные с мировой экономикой или региональным финансовым сектором, где для примера берется регион. В таком случае здесь не указывается ничего либо по согласованию с куратором пишется прочерк с пояснением. Во всех остальных случая указываете краткую информацию по поводу предприятия, учреждения либо организации, как указано на примере. Название должно быть актуально, лучше проверить по ИНН предприятия перед написанием. Очень часто эта же организация использовалась студентом для написание преддипломной практики;

5. В пункте 8 пишите стандартный набор методов, обычно к нему вопросов нет. В некоторых случаях руководитель сам просит его скорректировать. Особое внимание уделите данному пункту, если у Вас работа связана с психологией и педагогикой (здесь может быть особая методология), а также имеется гипотеза исследования, которую в процессе нужно доказать. Ее также указываем (1-2 предложения). Пусть лучше увидят ее сразу, чем потом это будет сюрпризом для научного руководителя. Размытая или не верная гипотеза способна свести на нет всю практическую значимость ВКР

6. В пункте с ожидаемыми результатами исследования лучше написать все кратко и емко. Обычно результаты вытекают из темы, цели, задач и гипотезы – если таковая предполагается Вашей темой и методичкой. Просто подумайте, что составляет предмет Вашего исследования, а что является объектом. К чему в итоге должно прийти исследование.

7. Самый важный пункт в нашем примере это 10й! Обратите особое внимание! Разместите тут свое оригинальное содержание работы – название всех глав и параграфов. Будьте оригинальны, не пытайтесь брать что-то даже из очень похожих работы. Плагиатное содержание сразу вызывает гнев и предвзятое отношение научного руководителя – он будет пристальнее далее проверять все Ваши труды! Важно сразу показать настоящее содержание (план), чтобы потом к нему не было вопросов. Ведь после того, как работу Вы уже напишите – изменение даже одного слова в содержании может повлечь за собой написание новой главы с нуля! Старую придется просто удалить и перечеркнуть весь свой многодневный труд, купленную литературу. Будьте внимательны и вдумчивы на этом этапе. Советуйтесь со специалистами;

Завершающая страница, где обязательно нужно поставить подписи и даты после согласования с научным руководителем Вашей работы.

8. Пункт, связанный с приложениями (11й) невозможно предсказать – все это прекрасно понимают. Поэтому, здесь можно указать только совсем уж очевидные приложения. Как правило, это какие-то данные по предприятию;

9. Уделяйте большое внимание подписям в конце утверждения, чтобы потом Вы были уверены, что руководитель точно утвердил концепцию. Ведь бывает так, что руководители меняются, назначают нового «научника» и доказать ему, что Вы уже утвердили бывает сложно. Просите скан подписанный сразу. После утверждения можете смело начинать писать работу! Глобальных ошибок Вы уже не допустите, если будете делать все строго по утвержденным пунктам.

Заказать бесплатную помощь с написанием проекта концепции Вашей работы

Если есть вопросы и ли нужно помочь составить правильно концепция по Вашей ВКР, можете обратиться к нам за БЕСПЛАТНОЙ консультацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется конфуций
  • Как пишется конфуз или канфуз
  • Как пишется конфронтация правильно
  • Как пишется конформист
  • Как пишется конформизм