Как пишется контрабас музыкальный инструмент

Нотация (запись): 1

Строй инструмента: «in C«

Не транспонирует

(итал. — contrabbasso или basso)

Этого музыкального гиганта нельзя ни с кем перепутать и не заметить на сцене. Сначала внушительные размеры, а потом и насыщенный низкий звук с характерным оттенком сразу приковывают внимание зрителей, которые на самом деле пришли, чтобы не смотреть, а слушать.

Контрабас обладает сразу двумя отличительными характеристиками, которые делают его внутри оркестра самым-самым. Это наиболее габаритный, внушительный его представитель и максимально низкий по звуку струнный инструмент.

Контрабас

А еще контрабас создает необходимую музыкальную основу для построения всего исполнения произведения. При этом в настоящее время он вполне свободно используется сольно – особенно в камерных ансамблях, шире – в джазовой музыке. Многие помнят эти завораживающие картины, где музыкант джазового коллектива настолько искусно и самозабвенно работает с контрабасом, что нельзя оторвать глаз.

Поговорим об этом удивительном и на самом деле очень многогранном инструменте и некоторых любопытных фактах, связанных с ним, чуть подробнее.

Звучание

Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.

Звучание контрабаса — густое, плотное, сочное, а тон его даже иногда напоминает голос человека. Звук этого инструмента самый низкий среди всех оркестровых струнных. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр.

Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.

Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.

Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.

Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.

Николай Римский-Корсаков — полёт шмеля

Устройство

Контрабас за период существования видоизменялся, чего нельзя сказать о его собратьях. Форма инструмента в настоящее время может быть, например, в виде скрипки или гитары, возможен также грушеобразный контрабас.

Инструмент делают из специально подготовленного дерева, устройство в целом аналогично другим скрипичным и включает основные части:

  • две деки,
  • обечайку, гриф, колки,
  • колковую коробку и некоторые другие обязательные элементы.

Струны контрабаса мощные, стальные или синтетические, но всегда с обмоткой из меди или серебра для создания того самого неповторимого звучания.

Для игры используют смычок. Он может быть разным: немецкий короче и тяжелее, французский длиннее и тоньше. При этом французский считается более живым, подвижным. Немецкий смычок музыкант держит сбоку, а французский сверху. Но какой выбрать, исполнитель решает сам — сегодня играют обоими.

Габариты контрабаса на самом деле могут быть различными: максимальный размер достигает 1,8 метра, а самый маленький всего чуть крупнее виолончели. При этом высота инструмента может несколько меняться из-за опорного шпиля, который находится снизу.

К 1920 годам относится появление первых электроконтрабасов. Они были легче, с ними было проще управляться. Ранее некоторые мастера уже делали так называемые «немые» контрабасы с плоским корпусом. Новые технологии, повсеместное использование электричества, которое научились применять для получения звука, позволило изменить инструмент, сделать его более удобным, но потребовалось достаточно много времени и усилий, чтобы сохранить при этом саму природу, звучание контрабаса и даже сделать его еще лучше.

Использование

Без контрабаса нельзя составить полноценный симфонический и камерный оркестр. Его предназначение при рождении – удвоение басовой партии, создание строгой гармонической и ритмической основы — остается при этом неизменным и сегодня.

Возможное количество контрабасов в оркестре увеличилось с момента его создания с одного до целых восьми.

Сегодня также без этого инструмента не обходятся многие армейские оркестры и творческие коллективы, играющие самую разную музыку, например, джазовую, блюз, рок-н-ролл и другое. Понятно, что в джазовых командах с небольшим количеством исполнителей контрабас получает и большие возможности для сольного звучания.

Контрабас стал солирующим инструментом достаточно давно — в конце 18 века. Д. Драгонетти впервые наиболее полно раскрыл его по-настоящему богатый, но до того невидимый потенциал. 

Способы игры на контрабасе

Из-за того что инструмент сам по себе большой, для игры его ставят перед собой, чтобы можно было без усилий сыграть.

Для игры на контрабасе в основном используют два способа:

  • Смычковый (в оркестровых мелодиях).
  • «Пиццикато» — способ игры «щипком», пощипывая струну.
  • Также музыканты используют разные «штрихи», к примеру: деташе, легато, стаккато. Это неполный список видов, так называемых «штрихов» еще очень и очень много.

История появления контрабаса

Его предшественницей была большая контрабасная виола, из которой позже и получился контрабас.

В семнадцатом веке для комфортной натяжки струн, изготавливаемых из кишок животных, были изобретены специальные насадки с зубчиками. Позже, для еще большего упрощения игры, данные струны начали обматывать проволокой из меди. Это привело к тому, что струны стали тоньше, а значит, стало легче играть на них и смычком, и методом «щипка (то есть, ранее упомянутом пиццикато»).

На тот момент размер контрабаса уменьшать боялись, потому что думали, что его звучание станет более высоким. Но его уменьшили, а низкое звучание осталось. Уменьшили его значительно, наш современный контрабас составляет всего три четверти от того, что было.

Контрабасные виолы продолжали существовать со скрипичной группой параллельно, но не могли войти в нее – слишком уж были громоздкие и слишком много струн имели. В этот момент музыканты поняли, что пора создавать инструмент, похожий на эту виолу, но такой, чтобы он мог войти в скрипичное семейство.

Первым, кто принялся за создание нового инструмента, был М. Тодини. Он взял обычную контрабасную виолончель и ввел два изменения – убрал на ней лады и уменьшал количество струн. После его нововведений стало четыре струны, вместо прежних шести. Далее, новым инструментом занялись величайшие мастера из Кремоны.

 Если найти мастерскую семьи Амати, то можно увидеть самые истоки инструмента. Попытки создать новую, оригинальную форму не обвенчались успехом, и получилась так называемая «смешанная» форма. Также они высчитали наиболее подходящий размер. Сегодня мастерские всего мира изготавливают контрабасы по их методикам.

За все время создания нового контрабаса форма менялась очень много раз. Были вариации с тремя, четырьмя и пятью струнами. К примеру, мастера из Германии создали пять видов инструментов, каждый из которых отличался формой и струнами. Самым известным из них всех был инструмент, который использовали для игры в барах и на разных сельских праздниках, отсюда и вышло его название – «пивной бас».

В 18-ом столетии нашли новый размер – что-то среднее между виолончелью и обычным контрабасом. При этом не было стандартной настройки данного инструмента – во всех странах его настраивали по-разному.

Примерно в середине восемнадцатого века, контрабас стал важной частью всех оркестров Европы. Чуть позже его стали делать солирующим, появилась новая должность – контрабасист, то есть человек, играющий на этом инструменте.

Первым контрабасистом стал друг Бетховена, Д. Драгонетти, его авторскую игру считали настоящим прорывом в музыке. Следующим магистром игры стал Д.Боттенези, он принес с музыки очень много вариаций игры на этом чудесном инструменте.

После этих прорывов и всеобщего признания контрабаса как инструмента, продолжили менять его форму, но главное что осталось – классические 4-ех струнные и 5-ти струнные инструменты. «Инновационные» инструменты обошли те, которые использовались раньше, ведь в использовании они были куда более удобными.

Для того, чтобы играть разные произведения нужны разные виды контрабасов. К примеру, для исполнения произведений одного композитора были нужны 4-ех струнные инструменты, для джаза 5-ти струнные, а для игры сольных произведений требуется грушевидная форма инструмента.

Любопытные моменты о контрабасе

  • Многие люди, играющие на контрабасах способны с такой же легкостью играть на бас-гитаре. И наоборот.
  • Несмотря на популяризацию туб и бас-гитар в пятидесятые годы прошлого века, контрабас все равно оставался самым востребованным инструментом.
  • Из-за того что два способа игры на данном инструменте очень похожи, в 1911 году Джонса не прекратил исполнять мелодию, после поломки смычка на концерте, а сделал это пальцами.
  • Самым высоким контрабасом считается «октобас» представленный публике в 1615 году польским музыкантом.
  • Один из таких инструментов до сих пор сохранился и на данный момент находится в одном из Лондонских музеев.
  • Когда такие «октобасы» были еще востребованы, чтобы сыграть на них, нужны были два музыканта – один перебирал струны либо пальцами, либо с помощью смычка, а другой зажимал их.
  • 1855 году был представлен трехструнный «октобас». Сейчас этот гигант находится в Парижской консерватории.
  • Самый большой контрабас имел высоту почти 6 метров, а в ширину достигал более 2-х метров.
  • Раньше, дети не могли учиться играть на контрабасе, и причиной этому служил огромный размер инструмента. Сейчас, после появления новых, почти детских инструментов, это стало возможно.
  • Во время Второй мировой войны контрабасы в Америке были созданы из алюминия и использовались для игр военных музыкантов.
  • Самый большой «контрабасный» концерт прошел в 2011 году в Сеуле, и на нем присутствовало более 90 музыкантов. Партии всех инструментов были сыграны на контрабасах.
  • Сейчас, качественно сделанный контрабас стоит почти 25 тыс. долларов.

На контрабасе возможно сыграть любую мелодию: от симфонии до рок-н-ролла.

From Wikipedia, the free encyclopedia

«Double bassoon» redirects here. For the stringed instrument, see double bass.

Contrabassoon

Contrabassoon2.jpg
Woodwind instrument
Other names
  • double bassoon
  • Kontrafagott (DE)
  • contrafagot (SP)
  • controfagotto (IT)
  • contrebasson (FR)
Hornbostel–Sachs classification 422.112–71
(Double-reeded aerophone with keys)
Developed Mid 18th century
Playing range

ContrabassoonWrittenRange1.svg

Written pitch, sounds one octave lower

ContrabassoonSoundingRange1.svg

Sounding pitch

Related instruments

  • Bassoon
  • Contraforte
  • Tenoroon
  • Dulcian

The contrabassoon, also known as the double bassoon, is a larger version of the bassoon, sounding an octave lower. Its technique is similar to its smaller cousin, with a few notable differences.

Differences from the bassoon[edit]

The reed is considerably larger than the bassoon’s, at 65–75 mm (2.6–3.0 in) in total length (and 20 mm (0.8 in) in width) compared with 53–58 mm (2.1–2.3 in) for most bassoon reeds. The large blades allow ample vibration that produces the low register of the instrument. The contrabassoon reed is similar to an average bassoon’s in that scraping the reed affects both the intonation and response of the instrument.
[1]

Contrabassoons feature a slightly simplified version of bassoon keywork, though all open toneholes on bassoon have necessarily been replaced with keys and pads due to the physical distances. In the lower register, its fingerings are nearly identical to bassoon. However, the octave mechanism used to play in the middle register works differently than on bassoon, and the upper register fingerings are often completely unrelated.

The instrument is twice as long as the bassoon, curves around on itself twice and, due to its weight and shape, is supported by an endpin rather than a seat strap. Additional support is sometimes provided by a strap around the player’s neck. A wider hand position is also required, as the primary finger keys are widely spaced. The contrabassoon has a water key to expel condensation and a tuning slide for gross pitch adjustments. The instrument comes in a few pieces (plus bocal); some models cannot be disassembled without a screwdriver. Sometimes, the bell can be detached, and instruments with a low A extension often come in two parts.

Range, notation and tone[edit]

The contrabassoon is a very deep-sounding woodwind instrument that plays in the same sub-bass register as the tuba, double bass, or contrabass clarinet. It has a sounding range beginning at B0 (or A0, on some instruments) and extending up over three octaves to D4, though the highest fourth is rarely scored for. Donald Erb and Kalevi Aho write even higher in their concertos for the instrument (to A4 and C5, respectively), but this is extraordinary and well beyond the expectations of the typical instrument or player. Contrabassoon parts are notated an octave above sounding pitch, and most often use bass clef. Like bassoon, extended high-register passages may use tenor clef, though this is rarely necessary due to the rarity of such passages. The use of treble clef is even less common, and is only necessary for the most ambitious solo repertoire.

Tonally, it sounds similar to the bassoon, but at all parts of its compass is distinctly different in tone from it. There is a «thinning» of the sound in extreme high register, as in all double reeds, but unlike oboe and bassoon which become more penetrative and «intense» in this register, the contrabassoon’s sound becomes less audibly substantial and is easily drowned out. Conversely, contrabassoon also has a booming quality, similar to organ pedals, in its lowest register; enabling it to produce powerful contrabass tones when desired (aided by the flared bell, which the bassoon does not have). The contrabassoon can also produce a «buzz» or «rattle», particularly when loud and in its low register, which gives the sound an edged quality. This effect can be mitigated greatly by changes to the reed design, but it can be a desirable quality for some players, as it adds to the sinister or monstrous quality which some contrabassoon writing seeks to affect, and causes the contrabassoon sound to be more prominent in musical textures.

History[edit]

Precursors[edit]

Precursors to the contrabassoon are documented as early as 1590 in Austria and Germany, at a time when the growing popularity of doubling the bass line led to the development of lower-pitched dulcians. Examples of these low-pitched dulcians include the octavebass, the quintfaggot, and the quartfaggot.[2] There is evidence that a contrafagott was used in Frankfurt in 1626.[3] Baroque precursors to the contrabassoon developed in France in the 1680s, and later in England in the 1690s, independent of the dulcian developments in Austria and Germany during the previous century.[2]

Baroque era – present[edit]

Contrabassoon made in Vienna in the first half of the 19th century

The contrabassoon was developed, especially in England, in the mid-18th century; the oldest surviving instrument, which came in four parts and has only three keys, was built in 1714.[4] It was around that time that the contrabassoon began gaining acceptance in church music. Some notable early uses of the contrabassoon during this period include in J.S. Bach’s St. John’s Passion (1749 and 1739-1749 versions), and G.F. Handel’s L’Allegro (1740) and Music for the Royal Fireworks (1749).[3][2] Until the late 19th century, the instrument typically had a weak tone and poor intonation. For this reason, the contrabass woodwind parts often were scored for, and contrabassoon parts were often played on a serpent, contrabass sarrusophone or, less frequently, reed contrabass, until improvements by Heckel in the late 19th century secured the contrabassoon’s place as the standard double reed contrabass.

For more than a century, between 1880 and 2000, Heckel’s design remained relatively unchanged. Chip Owen, at the American company Fox, began manufacturing an instrument in 1971 with some improvements. Generally, during the 20th century changes to the instrument were limited to an upper vent key near the bocal socket, a tuning slide, and a few key linkages to facilitate technical passages. In 2000, Heckel announced a completely new keywork for its instrument and Fox introduced its own new key system based on input from New York Philharmonic contrabassoonist Arlan Fast. Both companies’ improvements allow for improved technical facility as well as greater range in the high register. Benedikt Eppelsheim developed the Contraforte, a «redesigned contrabassoon», in collaboration with Guntram Wolf in the early 2000s.

Current use[edit]

Most major orchestras use one contrabassoonist, either as a primary player or a bassoonist who doubles, as do a large number of symphonic bands.

The contrabassoon is a supplementary orchestral instrument and is most frequently found in larger symphonic works, often doubling the bass trombone or tuba at the octave. Frequent exponents of such scoring were Brahms and Mahler, as well as Richard Strauss, and Dmitri Shostakovich. The first composer to write a separate contrabassoon part in a symphony was Beethoven, in his Fifth Symphony (1808) (it can also be heard providing the bass line in the brief «Janissary band» section of the fourth movement of his Symphony No. 9, just prior to the tenor solo), although Bach, Handel (in his Music for the Royal Fireworks), Haydn (e.g., in both of his oratorios The Creation and The Seasons, where the part for the contrabassoon and the bass trombone are mostly, but not always, identical), and Mozart had occasionally used it in other genres (e.g., in the Coronation Mass). Composers have often used the contrabassoon to comical or sinister effect by taking advantage of its seeming «clumsiness» and its sepulchral rattle, respectively. A clear example of this can be heard in Paul Dukas’ The Sorcerer’s Apprentice (originally scored for contrabass sarrusophone). Igor Stravinsky’s The Rite of Spring is one of the few orchestral works that requires two contrabassoons.[5]

As a featured instrument, the contrabassoon can be heard in several works, most notably Maurice Ravel’s Mother Goose Suite, and at the opening of Piano Concerto for the Left Hand. Gustav Holst gave the contrabassoon multiple solos in The Planets, primarily in «Mercury, the Winged Messenger» and «Uranus, the Magician».[4]

Solo literature is somewhat lacking, although some modern composers such as Gunther Schuller, Donald Erb, Michael Tilson Thomas, John Woolrich, Kalevi Aho, and Daniel Dorff have written concertos for this instrument (see below). Stephen Hough has written a trio for piccolo, contrabassoon and piano Was mit den Tränen geschieht. Contrabassoon may theoretically play music for bassoon, which has much more solo repertoire, but the sonic and mechanical differences from the bassoon (and bassoon’s comparative facility in the high register) mean that bassoon repertoire is not always suited to contra.

Notable solos and soloists[edit]

Most major symphony orchestras employ a contrabassoon, and many have programmed concerts featuring their contrabassoonist as soloist. For example, Michael Tilson Thomas: Urban Legend for Contrabassoon and Orchestra featuring Steven Braunstein, San Francisco Symphony;[6] Gunther Schuller: Concerto for Contrabassoon featuring Lewis Lipnick, National Symphony Orchestra[citation needed]; John Woolrich: Falling Down featuring Margaret Cookhorn, City of Birmingham Symphony Orchestra;[7] Erb: Concerto for Contrabassoon featuring Gregg Henegar, London Symphony Orchestra;[8] Kalevi Aho: Concerto for Contrabassoon featuring Lewis Lipnick Bergen Symphony Orchestra[9]

One of the few contrabassoon soloists in the world is Susan Nigro,[10] who lives and works in and around Chicago. Besides occasional gigs with orchestras and other ensembles (including regular substitute with the Chicago Symphony), her main work is as soloist and recording artist. Many works have been written specifically for her,[citation needed] and she has released several CDs.

Henry Skolnick has performed and toured internationally on the instrument.[citation needed] He commissioned, premiered and recorded Aztec Ceremonies for contrabassoon by Graham Waterhouse.[11]

A rare use of the instrument in jazz was by Garvin Bushell, who sat in as a guest with saxophonist John Coltrane during his 1961 recording sessions at the Village Vanguard.

Manufacturers[edit]

Current[edit]

As of 2019, there are nine firms which manufacture contrabassoons (in alphabetical order):

  • Amati[12]
  • Fox[13]
  • Heckel[14]
  • Kronwalt[15] (a collaboration between Guntram Wolf and Rudolf Walter)
  • Mönnig-Adler[16][17]
  • Mollenhauer[18] (also manufactures contrabassoons under the Schreiber brand)[19][20]
  • Moosmann[21]
  • Püchner[22]
  • Takeda[23]

Historic[edit]

These firms once manufactured contrabassoons, but no longer do so.

  • Lignatone (Czechoslovakia)[24]
  • Cabart (Paris) stopped after purchase by Lorée in 1974.[25]
  • Buffet Crampon (Paris): Keywork differentiated from the German style somewhat.[26]

References[edit]

  1. ^ INCONIS, The Contrabassoon: Contrabassoon Reeds page 204 / Reed Manual page 207
  2. ^ a b c Kopp, James (2012). The Bassoon. New Haven and London: Yale University Press. pp. 188–191. ISBN 978-0-300-11829-2.
  3. ^ a b Langwill, Lyndesay (1975). The Bassoon and Contrabassoon. Great Britain: Ernest Benn Limited. p. 113. ISBN 0 510-36501-9.
  4. ^ a b Raimondo Inconis INCONIS, IL CONTROFAGOTTO, Storia e Tecnica — ed. Ricordi (19842004) ER 3008 / ISMN 979-0-041-83008-7
  5. ^ «NY Phil Plays on» (PDF). Nyphil.org.
  6. ^ «robertronnes.com». www.robertronnes.com. Retrieved 17 March 2018.
  7. ^ «Margaret Cookhorn — City of Birmingham Symphony Orchestra». City of Birmingham Symphony Orchestra. Retrieved 2018-09-27.
  8. ^ «The London Philharmonic Celebrates American Composers». Amazon.com. 6 July 1990.
  9. ^ «Andrew Litton Insights: Passed Up by the NSO, Concerto For Contrabassoon Premieres in Norway, Feb 2006 — Conductor — Maestro — Music Director — Musician». Andrewlitton.com.
  10. ^ «Sue Nigro — Contrabassoon». Bigbassoon.com. Retrieved 12 January 2021.
  11. ^ Bassoon with a View Archived 2011-07-20 at the Wayback Machine innova.mu
  12. ^ «Kontrafagoty». Amati.cz. Retrieved 12 January 2021.
  13. ^ «Fox Products — Contrabassoons». Foxproducts.com. Retrieved 12 January 2021.
  14. ^ «Wilhelm Heckel GmbH». Heckel.de. Retrieved 12 January 2021.
  15. ^ «Kontrafagott | Walter Fagott». Retrieved 2022-04-21.
  16. ^ «Double Bassoons». Moennig-adler.de. 9 March 2017.
  17. ^ «Double Bassoons». Moennig-adler.de. 9 March 2017.
  18. ^ «Gustav Mollenhauer&Söhne». Archived from the original on 2012-08-24. Retrieved 2015-10-11.
  19. ^ «Collections | W.Schreiber». Archived from the original on 2015-09-12. Retrieved 2015-10-11.
  20. ^ «Mollenhauer bassoon (Page 1) — The Instrument Shop — IDRS forum (TM)». Idrs.org. Retrieved 12 January 2021.
  21. ^ «Startseite — Bernd Moosmann». Archived from the original on 2014-09-24. Retrieved 2014-09-20.
  22. ^ «Contrabassoons». Archived from the original on 2014-09-24. Retrieved 2014-09-20.
  23. ^ «Contrabassoon – Takeda Bassoon». Takeda-bassoon.vom.
  24. ^ «ContraBassoon by Lignatone (item #754670)». Archived from the original on 2017-03-31. Retrieved 2017-03-30.
  25. ^ «Ad-bazaar.com». Woodwind.ad-bazaar.com. Retrieved 12 January 2021.
  26. ^ «Instrument Sale: Buffet Crampon Contrebasson N° 40XX». Archived from the original on 2019-05-05. Retrieved 2019-05-05.

External links[edit]

  • Online compendium of free information of the contrabassoon

From Wikipedia, the free encyclopedia

«Double bassoon» redirects here. For the stringed instrument, see double bass.

Contrabassoon

Contrabassoon2.jpg
Woodwind instrument
Other names
  • double bassoon
  • Kontrafagott (DE)
  • contrafagot (SP)
  • controfagotto (IT)
  • contrebasson (FR)
Hornbostel–Sachs classification 422.112–71
(Double-reeded aerophone with keys)
Developed Mid 18th century
Playing range

ContrabassoonWrittenRange1.svg

Written pitch, sounds one octave lower

ContrabassoonSoundingRange1.svg

Sounding pitch

Related instruments

  • Bassoon
  • Contraforte
  • Tenoroon
  • Dulcian

The contrabassoon, also known as the double bassoon, is a larger version of the bassoon, sounding an octave lower. Its technique is similar to its smaller cousin, with a few notable differences.

Differences from the bassoon[edit]

The reed is considerably larger than the bassoon’s, at 65–75 mm (2.6–3.0 in) in total length (and 20 mm (0.8 in) in width) compared with 53–58 mm (2.1–2.3 in) for most bassoon reeds. The large blades allow ample vibration that produces the low register of the instrument. The contrabassoon reed is similar to an average bassoon’s in that scraping the reed affects both the intonation and response of the instrument.
[1]

Contrabassoons feature a slightly simplified version of bassoon keywork, though all open toneholes on bassoon have necessarily been replaced with keys and pads due to the physical distances. In the lower register, its fingerings are nearly identical to bassoon. However, the octave mechanism used to play in the middle register works differently than on bassoon, and the upper register fingerings are often completely unrelated.

The instrument is twice as long as the bassoon, curves around on itself twice and, due to its weight and shape, is supported by an endpin rather than a seat strap. Additional support is sometimes provided by a strap around the player’s neck. A wider hand position is also required, as the primary finger keys are widely spaced. The contrabassoon has a water key to expel condensation and a tuning slide for gross pitch adjustments. The instrument comes in a few pieces (plus bocal); some models cannot be disassembled without a screwdriver. Sometimes, the bell can be detached, and instruments with a low A extension often come in two parts.

Range, notation and tone[edit]

The contrabassoon is a very deep-sounding woodwind instrument that plays in the same sub-bass register as the tuba, double bass, or contrabass clarinet. It has a sounding range beginning at B0 (or A0, on some instruments) and extending up over three octaves to D4, though the highest fourth is rarely scored for. Donald Erb and Kalevi Aho write even higher in their concertos for the instrument (to A4 and C5, respectively), but this is extraordinary and well beyond the expectations of the typical instrument or player. Contrabassoon parts are notated an octave above sounding pitch, and most often use bass clef. Like bassoon, extended high-register passages may use tenor clef, though this is rarely necessary due to the rarity of such passages. The use of treble clef is even less common, and is only necessary for the most ambitious solo repertoire.

Tonally, it sounds similar to the bassoon, but at all parts of its compass is distinctly different in tone from it. There is a «thinning» of the sound in extreme high register, as in all double reeds, but unlike oboe and bassoon which become more penetrative and «intense» in this register, the contrabassoon’s sound becomes less audibly substantial and is easily drowned out. Conversely, contrabassoon also has a booming quality, similar to organ pedals, in its lowest register; enabling it to produce powerful contrabass tones when desired (aided by the flared bell, which the bassoon does not have). The contrabassoon can also produce a «buzz» or «rattle», particularly when loud and in its low register, which gives the sound an edged quality. This effect can be mitigated greatly by changes to the reed design, but it can be a desirable quality for some players, as it adds to the sinister or monstrous quality which some contrabassoon writing seeks to affect, and causes the contrabassoon sound to be more prominent in musical textures.

History[edit]

Precursors[edit]

Precursors to the contrabassoon are documented as early as 1590 in Austria and Germany, at a time when the growing popularity of doubling the bass line led to the development of lower-pitched dulcians. Examples of these low-pitched dulcians include the octavebass, the quintfaggot, and the quartfaggot.[2] There is evidence that a contrafagott was used in Frankfurt in 1626.[3] Baroque precursors to the contrabassoon developed in France in the 1680s, and later in England in the 1690s, independent of the dulcian developments in Austria and Germany during the previous century.[2]

Baroque era – present[edit]

Contrabassoon made in Vienna in the first half of the 19th century

The contrabassoon was developed, especially in England, in the mid-18th century; the oldest surviving instrument, which came in four parts and has only three keys, was built in 1714.[4] It was around that time that the contrabassoon began gaining acceptance in church music. Some notable early uses of the contrabassoon during this period include in J.S. Bach’s St. John’s Passion (1749 and 1739-1749 versions), and G.F. Handel’s L’Allegro (1740) and Music for the Royal Fireworks (1749).[3][2] Until the late 19th century, the instrument typically had a weak tone and poor intonation. For this reason, the contrabass woodwind parts often were scored for, and contrabassoon parts were often played on a serpent, contrabass sarrusophone or, less frequently, reed contrabass, until improvements by Heckel in the late 19th century secured the contrabassoon’s place as the standard double reed contrabass.

For more than a century, between 1880 and 2000, Heckel’s design remained relatively unchanged. Chip Owen, at the American company Fox, began manufacturing an instrument in 1971 with some improvements. Generally, during the 20th century changes to the instrument were limited to an upper vent key near the bocal socket, a tuning slide, and a few key linkages to facilitate technical passages. In 2000, Heckel announced a completely new keywork for its instrument and Fox introduced its own new key system based on input from New York Philharmonic contrabassoonist Arlan Fast. Both companies’ improvements allow for improved technical facility as well as greater range in the high register. Benedikt Eppelsheim developed the Contraforte, a «redesigned contrabassoon», in collaboration with Guntram Wolf in the early 2000s.

Current use[edit]

Most major orchestras use one contrabassoonist, either as a primary player or a bassoonist who doubles, as do a large number of symphonic bands.

The contrabassoon is a supplementary orchestral instrument and is most frequently found in larger symphonic works, often doubling the bass trombone or tuba at the octave. Frequent exponents of such scoring were Brahms and Mahler, as well as Richard Strauss, and Dmitri Shostakovich. The first composer to write a separate contrabassoon part in a symphony was Beethoven, in his Fifth Symphony (1808) (it can also be heard providing the bass line in the brief «Janissary band» section of the fourth movement of his Symphony No. 9, just prior to the tenor solo), although Bach, Handel (in his Music for the Royal Fireworks), Haydn (e.g., in both of his oratorios The Creation and The Seasons, where the part for the contrabassoon and the bass trombone are mostly, but not always, identical), and Mozart had occasionally used it in other genres (e.g., in the Coronation Mass). Composers have often used the contrabassoon to comical or sinister effect by taking advantage of its seeming «clumsiness» and its sepulchral rattle, respectively. A clear example of this can be heard in Paul Dukas’ The Sorcerer’s Apprentice (originally scored for contrabass sarrusophone). Igor Stravinsky’s The Rite of Spring is one of the few orchestral works that requires two contrabassoons.[5]

As a featured instrument, the contrabassoon can be heard in several works, most notably Maurice Ravel’s Mother Goose Suite, and at the opening of Piano Concerto for the Left Hand. Gustav Holst gave the contrabassoon multiple solos in The Planets, primarily in «Mercury, the Winged Messenger» and «Uranus, the Magician».[4]

Solo literature is somewhat lacking, although some modern composers such as Gunther Schuller, Donald Erb, Michael Tilson Thomas, John Woolrich, Kalevi Aho, and Daniel Dorff have written concertos for this instrument (see below). Stephen Hough has written a trio for piccolo, contrabassoon and piano Was mit den Tränen geschieht. Contrabassoon may theoretically play music for bassoon, which has much more solo repertoire, but the sonic and mechanical differences from the bassoon (and bassoon’s comparative facility in the high register) mean that bassoon repertoire is not always suited to contra.

Notable solos and soloists[edit]

Most major symphony orchestras employ a contrabassoon, and many have programmed concerts featuring their contrabassoonist as soloist. For example, Michael Tilson Thomas: Urban Legend for Contrabassoon and Orchestra featuring Steven Braunstein, San Francisco Symphony;[6] Gunther Schuller: Concerto for Contrabassoon featuring Lewis Lipnick, National Symphony Orchestra[citation needed]; John Woolrich: Falling Down featuring Margaret Cookhorn, City of Birmingham Symphony Orchestra;[7] Erb: Concerto for Contrabassoon featuring Gregg Henegar, London Symphony Orchestra;[8] Kalevi Aho: Concerto for Contrabassoon featuring Lewis Lipnick Bergen Symphony Orchestra[9]

One of the few contrabassoon soloists in the world is Susan Nigro,[10] who lives and works in and around Chicago. Besides occasional gigs with orchestras and other ensembles (including regular substitute with the Chicago Symphony), her main work is as soloist and recording artist. Many works have been written specifically for her,[citation needed] and she has released several CDs.

Henry Skolnick has performed and toured internationally on the instrument.[citation needed] He commissioned, premiered and recorded Aztec Ceremonies for contrabassoon by Graham Waterhouse.[11]

A rare use of the instrument in jazz was by Garvin Bushell, who sat in as a guest with saxophonist John Coltrane during his 1961 recording sessions at the Village Vanguard.

Manufacturers[edit]

Current[edit]

As of 2019, there are nine firms which manufacture contrabassoons (in alphabetical order):

  • Amati[12]
  • Fox[13]
  • Heckel[14]
  • Kronwalt[15] (a collaboration between Guntram Wolf and Rudolf Walter)
  • Mönnig-Adler[16][17]
  • Mollenhauer[18] (also manufactures contrabassoons under the Schreiber brand)[19][20]
  • Moosmann[21]
  • Püchner[22]
  • Takeda[23]

Historic[edit]

These firms once manufactured contrabassoons, but no longer do so.

  • Lignatone (Czechoslovakia)[24]
  • Cabart (Paris) stopped after purchase by Lorée in 1974.[25]
  • Buffet Crampon (Paris): Keywork differentiated from the German style somewhat.[26]

References[edit]

  1. ^ INCONIS, The Contrabassoon: Contrabassoon Reeds page 204 / Reed Manual page 207
  2. ^ a b c Kopp, James (2012). The Bassoon. New Haven and London: Yale University Press. pp. 188–191. ISBN 978-0-300-11829-2.
  3. ^ a b Langwill, Lyndesay (1975). The Bassoon and Contrabassoon. Great Britain: Ernest Benn Limited. p. 113. ISBN 0 510-36501-9.
  4. ^ a b Raimondo Inconis INCONIS, IL CONTROFAGOTTO, Storia e Tecnica — ed. Ricordi (19842004) ER 3008 / ISMN 979-0-041-83008-7
  5. ^ «NY Phil Plays on» (PDF). Nyphil.org.
  6. ^ «robertronnes.com». www.robertronnes.com. Retrieved 17 March 2018.
  7. ^ «Margaret Cookhorn — City of Birmingham Symphony Orchestra». City of Birmingham Symphony Orchestra. Retrieved 2018-09-27.
  8. ^ «The London Philharmonic Celebrates American Composers». Amazon.com. 6 July 1990.
  9. ^ «Andrew Litton Insights: Passed Up by the NSO, Concerto For Contrabassoon Premieres in Norway, Feb 2006 — Conductor — Maestro — Music Director — Musician». Andrewlitton.com.
  10. ^ «Sue Nigro — Contrabassoon». Bigbassoon.com. Retrieved 12 January 2021.
  11. ^ Bassoon with a View Archived 2011-07-20 at the Wayback Machine innova.mu
  12. ^ «Kontrafagoty». Amati.cz. Retrieved 12 January 2021.
  13. ^ «Fox Products — Contrabassoons». Foxproducts.com. Retrieved 12 January 2021.
  14. ^ «Wilhelm Heckel GmbH». Heckel.de. Retrieved 12 January 2021.
  15. ^ «Kontrafagott | Walter Fagott». Retrieved 2022-04-21.
  16. ^ «Double Bassoons». Moennig-adler.de. 9 March 2017.
  17. ^ «Double Bassoons». Moennig-adler.de. 9 March 2017.
  18. ^ «Gustav Mollenhauer&Söhne». Archived from the original on 2012-08-24. Retrieved 2015-10-11.
  19. ^ «Collections | W.Schreiber». Archived from the original on 2015-09-12. Retrieved 2015-10-11.
  20. ^ «Mollenhauer bassoon (Page 1) — The Instrument Shop — IDRS forum (TM)». Idrs.org. Retrieved 12 January 2021.
  21. ^ «Startseite — Bernd Moosmann». Archived from the original on 2014-09-24. Retrieved 2014-09-20.
  22. ^ «Contrabassoons». Archived from the original on 2014-09-24. Retrieved 2014-09-20.
  23. ^ «Contrabassoon – Takeda Bassoon». Takeda-bassoon.vom.
  24. ^ «ContraBassoon by Lignatone (item #754670)». Archived from the original on 2017-03-31. Retrieved 2017-03-30.
  25. ^ «Ad-bazaar.com». Woodwind.ad-bazaar.com. Retrieved 12 January 2021.
  26. ^ «Instrument Sale: Buffet Crampon Contrebasson N° 40XX». Archived from the original on 2019-05-05. Retrieved 2019-05-05.

External links[edit]

  • Online compendium of free information of the contrabassoon

        (итал. contrab(b)asso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass) — самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый муз. инструмент. Непосредств. предшественницей К. была контрабасовая виола да гамба со строем:

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й «Английской сюиты» для клавира.
        появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе «Пир в Кане», 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент — К. со строем (звучит октавой ниже написания):

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й «Английской сюиты» для клавира.
        Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы «Цезарь Александрийский». Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами — 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в «Бранденбургском концерте» и кантатe «Was mir behagt». Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый «сольный строй» (на тон выше натурального).
        В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им «октобас». В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, «удлиняющий» нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре — сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы — П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они — авторы произв. для К.) — Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР — И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Warneke F., «Ad infinitum». Der Kontrabass. Seine Geschichte und seine Zukunft Probleme und deren Lцsung zur Heilung des KontrabaЯspieles, Hamburg, 1909; Elgаr R., Introduction to the Double Bass, Sussex, 1960; Rlanyavsky A., Geschichte des Kontrabasses, Tutzing, 1970; Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишется: «контрабас» или «кантрабас»?

контрабас

кантрабас

контробас

кантробас

Правило

Существительное «контрабас» образовано от итальянского слова «contrabbasso». Этим и определяется его написание. Следует запомнить или проверять в словаре.

Значение

Контрабас – это:

  • смычковый музыкальный инструмент (наибольший по размеру, с максимально низким регистром);
  • то же по значению, что и контрабасист.

Примеры

  • Звуки контрабаса раздавались под сводами концертного зала.
  • Контрабас взял в руки смычок и уверенно коснулся им струн.
  • Мне потребуется немного времени для настройки контрабаса.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Синонимы слова «КОНТРАБАС»:

БАС, ИНСТРУМЕНТ, КОНТРАКТНИК, СУБКОНТРАБАС, ТРОМБОН

Смотреть что такое КОНТРАБАС в других словарях:

КОНТРАБАС

(ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [название старинного 3-струнного К.], фр. — contrebasse, нем. — Contrabasse) — большой струнный смычковый … смотреть

КОНТРАБАС

(от итал. contrabasso)        струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам (длина около 2 м) и самый низкий по звучанию инструм… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС, -а,м. Самый большой по размеру струнный смычковыймузыкальный инструмент наиболее низкого регистра. II прил. контрабасный,-ая, -ое и контрабасовый, -ая, -ое…. смотреть

КОНТРАБАС

контрабас м. 1) Самый большой по размеру смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. 2) разг. То же, что: контрабасист.

КОНТРАБАС

контрабас м. муз.double-bass, contrabass

КОНТРАБАС

контрабас
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон
Словарь русских синонимов.
контрабас
сущ., кол-во синонимов: 5
• бас (16)
• инструмент (541)
• контрактник (1)
• субконтрабас (1)
• тромбон (10)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон… смотреть

КОНТРАБАС

Контрабас (ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [название старинного 3-струнного К.], фр. — contrebasse, нем. — Contrabasse) — большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Прототипом как для К., так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент альт — viola, отчего скрипка, являющаяся уменьшенным альтом, назыв. violino (уменьш. от viola), a весьма значительно увеличенный альт наз. violone (увел. от viola) или С. В. На К. играют стоя, держа его перед собой, пользуясь смычком и 4-мя пальцами левой руки, а также большим пальцем, как на виолончели (см. Саро d‘astre). К. имеет 4 струны, построенные по квартам: Все написанное звучит октавой ниже. В оркестровой партитуре пишется одна партия К. в ключе <i>фа.</i> Более низкие звуки — полного, густого тембра; высокие ноты довольно резки. К. — не мелодический инструмент. Вследствие неясной интонации он требует поддержки виолончели или духовых инструментов низкого строя, в унисон или октаву. На К. применяются естественные флежолеты, но весьма редко. Двойные струны применяются, но преимущественно при участии хотя бы одной пустой струны, тройные — непременно при участии двух пустых струн. Хорошим звуком отличается пиччикато на К. <i> Н. С. </i><br><br><br>… смотреть

КОНТРАБАС

        (итал. contrab(b)asso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass) — самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по зву… смотреть

КОНТРАБАС

I.
КОНТРАБАС I а, м. contre-basse f. 1. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, входящий в состав симфон… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБАССамый большой из струнных инструментов, в форме скрипки, производящий самые густые, низкие звуки.Словарь иностранных слов, вошедших в состав р… смотреть

КОНТРАБАС

Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкаль… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБА́С, а, ч.Великий струнний смичковий музичний інструмент, що має форму скрипки.В кутку стояла величезна шафа, в котрій .. були інструменти на ці… смотреть

КОНТРАБАС

Рано Ранка Рана Ракс Рак Работка Работа Рабат Раб Отар Остан Ост Оскар Осанка Осака Оса Орт Орск Орс Орнат Орн Орка Орк Оранта Октан Оксана Окрас Окб Окат Ока Обрат Обр Обкат Нтр Нто Нотка Нота Носка Нос Норка Нора Нок Натр Нато Наст Нарта Нарост Наркот Нарко Нарк Наос Накр Накос Накат Наброс Набор Набок Набат Наб Ктор Ксана Крот Крон Кратон Крат Красота Краснота Краса Кран Краб Кот Костра Коста Кос Корт Корн Коран Кора Контрабас Контра Кон Кобра Коат Коана Коан Кнтар Кнр Кбар Катран Катар Кат Кастор Каста Картон Карта Карст Карбонат Карбон Карбас Карат Кара Каон Кантор Кантар Кант Канат Кан Кабо Кабан Каб Бтр Брон Брокат Братск Браток Братан Брат Брас Брак Бра Бот Боскар Борт Борн Борка Борат Бор Бон Бокс Бок Боа Батрак Батор Батон Батокс Батан Бат Бастр Басон Баска Баск Бас Барс Барон Баро Барн Баркас Баркан Барка Барк Баран Барак Бар Бант Банкрот Банко Банка Банк Бакт Бакс Бакор Бакан Бак Атас Астрон Астро Астр Астан Аста Аск Асан Артос Арт Арон Арно Аркан Арка Арк Арбат Арба Арат Аракс Арак Рант Араб Рао Раса Аорта Аон Раскат Раст Растак Рнк Роба Анорак Аноа Анат Роксана Аксон Акробат Акр Акан Роса Рост Рот Рота Аборт Абак Аба Аант Ротаксан Акант Акно Акт Рон Анк Ант Антра Рок… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБАСсамый большой и самый низкий по звучанию из современных струнных инструментов. Существует в двух видах: немецкий, сохраняющий покатые плечи и некоторые другие особенности ренессансных виол (это единственный используемый и поныне в симфоническом оркестре представитель семейства виол); итальянский, имеющий характеристики скрипичного семейства. Со времени своего появления в 16 в. в Германии контрабас имел от трех до пяти жильных струн; в 20 в. обычное число струн — четыре. Самая типичная настройка — по квартам, начиная от ми контроктавы. Некоторые исполнители применяют устройство, позволяющее им понизить диапазон до до контроктавы; другие употребляют для той же цели пятую струну. Помимо своей основной функции — служить опорным басом струнной группы оркестра, контрабас иногда используется как сольный и ансамблевый инструмент. Он также фигурирует в американской популярной музыке, где на нем играют либо традиционно — смычком или щипком, либо дополняя эту технику ритмическими шлепками по струнам; контрабас распространен и в джазе, где обычно применяется защипывание струн (pizzicato). См. также СКРИПКА…. смотреть

КОНТРАБАС

1) Орфографическая запись слова: контрабас2) Ударение в слове: контраб`ас3) Деление слова на слоги (перенос слова): контрабас4) Фонетическая транскрипц… смотреть

КОНТРАБАС

⊲ КОНТРАБАС 1750 (-трбас 1786, также дефис и раздельно), а, м. Ит. contrabbasso, непоср. и через фр. contro-basse.Самая большая скрипка самого низкого … смотреть

КОНТРАБАС

Контрабасъ — флейта, альтъ, прима (иноск.) — играющій на одномъ изъ этихъ инструментовъ.
Ср. Навѣстивъ стараго друга… заштатный контрабасъ упомянулъ… смотреть

КОНТРАБАС

(флейта, альт, прима) (иноск.) — играющий на одном из этих инструментов
Ср. Навестив старого друга… заштатный контрабас упомянул в разговоре, что ему… смотреть

КОНТРАБАС

Найбільший за розмірами і низький за звучанням струнний смичковий музичний інструмент (хордофон); т.зв. транспонуючий інструмент (партія для к. нотуєть… смотреть

КОНТРАБАС

[итальянское contrab(b)asso],
1) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в середине 17 в. на о… смотреть

КОНТРАБАС

(іт. contrabasso) — найбільший за розміром і найнижчий за звучанням смичковий інструмент з родини скрипок. Стрій струн: E1, A1, D, G. На К. грають стоячи або сидячи на високому стільці. К. входить до складу симфонічного та камерного оркестру, ансамблів, рідко застосовується як сольний інструмент. Термін К. вживається також щодо найнижчих інструментів з інших родин: домровий К., К.-балалайка, К.- кларнет тощо…. смотреть

КОНТРАБАС

корень — КОНТРА; корень — БАС; нулевое окончание;Основа слова: КОНТРАБАСВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — КОНТРА; ∩ -… смотреть

КОНТРАБАС

м муз.Baßgeige f, Kontrabaß m (умл.) (-ss-)Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

-а, м.
Самый низкий по звучанию и самый большой по размерам струнный смычковый музыкальный инструмент.[итал. contrabasso]Синонимы:
бас, инструмент, с… смотреть

КОНТРАБАС

kontrbas* * *
м, муз.
kontr(a)basСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где contrabasso — сложение contra «сверх» и basso «бас» &LT; «низкий». Инструмент назван по своему сверхнизкому, басо… смотреть

КОНТРАБАС

контрабасקוֹנטרַבָּס ז’; בַּטנוּן ז’* * *בטנוןקונטרבסСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контраба́с,
контраба́сы,
контраба́са,
контраба́сов,
контраба́су,
контраба́сам,
контраба́с,
контраба́сы,
контраба́сом,
контраба́сами,
контраба́се,
контраба́сах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон… смотреть

КОНТРАБАС

Rzeczownik контрабас m Muzyczny kontrabas m

КОНТРАБАС

(2 м); мн. контраба/сы, Р. контраба/совСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контраба/с, -а
Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

-а, ч. Найбільший струнний смичковий музичний інструмент, що має форму скрипки й найнижче звучить серед смичкових інструментів.

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС контрабаса, м. (ит. contrabasso) (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса.<br><br><br>… смотреть

КОНТРАБАС

Контраба́с. Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где contrabasso — сложение contra «сверх» и basso «бас» < «низкий». Инструмент назван по своему сверхнизк… смотреть

КОНТРАБАС

контрабандная продукция (в алкогольных компаниях – нелегально ввезенный в страну товар).Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

м.(муз. инструмент) contrebasse fСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС (итал . contrabbasso), самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой виолы да гамба (см. Виолы).<br><br><br>… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС (итал. contrabbasso) — самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой Виолы да гамба (см. Виолы).<br>… смотреть

КОНТРАБАС

— (итал. contrabbasso) — самый большой по размеру и низкий позвучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. наоснове контрабасовой виолы да гамба (см. Виолы)…. смотреть

КОНТРАБАС

м муз.低音提琴 dīyīn tíqínСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контрабас, контраб′ас, -а, м. Самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.прил. ~ный, -ая, -ое и ~овый… смотреть

КОНТРАБАС

КОНТРАБАС, -а,м. Самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. || прилагательное контрабасный, -ая, -ое и контрабасовый, -ая, -ое…. смотреть

КОНТРАБАС

бас, контрабас (-су), (виолонч.) басоль (-ля) и басоля (-лі). [На улиці скрипка й бас, пусти, мати, хоч на час (Пісня). Тепер мені не до солі, коли грають на басолі (Пісня)]…. смотреть

КОНТРАБАС

мcontrabaixo mСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контраба’с, контраба’сы, контраба’са, контраба’сов, контраба’су, контраба’сам, контраба’с, контраба’сы, контраба’сом, контраба’сами, контраба’се, контраба’сах… смотреть

КОНТРАБАС

контраба́сСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контрабас м муз. Baßgeige f c, Kontrabaß m 1a* (-ss-)Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контраб’ас, -аСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контрабас; ч.
(іт.)
найбільший струнний смичковий музичний інструмент, що має форму скрипки і найнижче звучить серед смичкових інструментів.

КОНТРАБАС

большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в XVII в. на основе контрабасовой виолы да гамба.

КОНТРАБАС

-а, ч. Найбільший струнний смичковий музичний інструмент, що має форму скрипки й найнижче звучить серед смичкових інструментів.

КОНТРАБАС

контрабасСинонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контрабас контраба́сиз ит. contrabasso, возм., через нем. Kontrabass (уже в 1619 г.; см. Шульц–Баслер 1, 387).

КОНТРАБАС

контрабас [ит. contrabbasso] — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию смычковый муз. инструмент.

КОНТРАБАС

м.
contrabbasso
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

контраба́с
(італ. contrabbasso)
найнижчий за звучанням струнний смичковий музичний інструмент.

КОНТРАБАС

Начальная форма — Контрабас, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

КОНТРАБАС

контраба́с вул. контрабандний товар (м, ср)◊ дире́ктор контраба́су начальник митниці (м, ср)

КОНТРАБАС

из ит. contrabasso, возм., через нем. Kontrabass (уже в 1619 г.; см. Шульц–Баслер 1, 387).

КОНТРАБАС

муж. муз. кантрабас, муж.разг. басэтля, жен.

КОНТРАБАС

(музыкальный инструмент из набора General MIDI) contrabass вчт.

КОНТРАБАС

контрабас бас, инструмент, субконтрабас, тромбон

КОНТРАБАС

м. муз.
контрабас (музыкалык инструменттин бир түрү).

КОНТРАБАС

М mus. kontrabas (iri skripkaya oxşar musiqi aləti).

КОНТРАБАС

м контрабас (ішекті, қыл ішекті музыка аспабы)

КОНТРАБАС

— бас, который в контрах с дирижером

Контрабас – один из самых узнаваемых струнных инструментов благодаря огромному размеру и богатому звучанию. Его предком является виола, и некоторые её черты прослеживаются в современных моделях. Чем же ещё уникален контрабас и где его можно услышать?

Что такое контрабас

Контрабас – это смычковый музыкальный инструмент с 4-мя струнами. Его размеры впечатляют: высота некоторых экземпляров достигает 2-х метров с учётом нижнего шпиля.

Контрабас занимает промежуточное место между двумя группами инструментов – виольной и скрипичной. От первого у него сохранились плоская задняя дека и округлые переходы корпуса. Со скрипкой контрабас роднит отсутствие ладов, более узкие шейка и гриф.

Отличается контрабас и своим звучанием: диапазон этого самого низкого по звучанию смычкового начинается с ми контроктавы.

Музыкальный инструмент контрабас

История происхождения

Впервые в письменных источниках струнный «великан» был упомянут в 1566 году. Правда, тогда этот инструмент внешне напоминал контрабасовую виолу. В середине 17 столетия появился прототип современного контрабаса – его сконструировал итальянец Микеле Тодини. Он убрал у прежней виолы лады и сделал 4 струны вместо 6. На этом развитие не остановилось: за века контрабас ещё много раз поменяет форму, строй и количество струн (от 3 до 5).

В 1699 году этот музыкальный инструмент в первый раз зазвучал в составе оркестра – в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский». Однако свою нишу контрабас нашёл не сразу: в течение нескольких десятилетий он не относился к оркестру, так как за басовое звучание отвечали виолончели и виолы.

К 50-ым годам 18 века контрабас снова вошёл в состав оркестров, заменив виолы. В это же время стали популярными сольные исполнения виртуозов. Первым завоевал мировое признание итальянский музыкант Доменико Драгонетти. Позже список гениальных контрабасистов пополнили Джованни Боттезини и Франц Зимандль (19 век), Сергей Кусевицкий, Рэй Браун, Адольф Мишек (20 век) и многие другие.

В 20-х годах прошлого столетия миру представили первый электроконтрабас. С развитием технологий этот инструмент становился всё более плоским, лёгким и удобным в применении. Его появление расширило жанровые возможности инструмента.

Устройство контрабаса

Размеры контрабаса варьируются от стандартных 180 сантиметров до более маленьких экземпляров. Средний вес – 10-15 килограмм. Перемещать такой большой инструмент стоит только в чехле.

Корпус имеет следующие особенности:

  • средняя длина – 110-120 см;
  • состоит из двух дек, соединённых по бокам обечайкой;
  • характерная форма – верхний и более крупный нижний овал с талией между ними, однако иногда встречаются формы груши, гитары и другие;
  • резонаторные отверстия в виде завитков.

Шейка инструмента крепится к корпусу. Струнодержатель расположен в его нижней части, а в центре – подставка для струн. Гриф занимает не менее 1/3 общей длины и завершается концом (головкой) с колками.

Одна из самых важных частей контрабаса – струны: оркестровый вариант оборудован 4-мя струнами (редко – 3 или 5), обычно металлических (сталь, кетгут) или синтетических. Главное, что каждая из них покрыта медной или серебряной обмоткой. На таких толстых струнах играть без дополнительных приспособлений очень сложно, поэтому к контрабасу прилагается смычок. Они бывают двух видов: французский (более длинный и лёгкий) и немецкий (тяжелее и короче).

Для удобства игры к контрабасу прилагается шпиль, который крепится внизу. Благодаря ему музыкант может регулировать высоту инструмента под свой рост.

Звучание контрабаса

Диапазон контрабаса не очень широк и включает всего четыре октавы. Его звучание характеризуют как сильное, густое, но при этом – мягкое, глубокое, бархатное. Благодаря особому тембру инструмент часто используют в качестве гармонической основы оркестра в сочетании с фаготом и тубой.

Строй контрабаса делится на два вида:

  • оркестровый: настраивается по квартам в отличие от других смычковых инструментов (E1, A1, D, G);
  • сольный (в сравнении с классическим вариантом настройка на тон выше).

Ноты для инструмента пишутся в басовом, теноровом и иногда скрипичном ключе на октаву выше реального звучания. Если оркестровая модель относится к пятиструнным, то последнюю струну настраивают на С1, которая по-другому называется до контроктава.

Разновидности инструмента

Современные контрабасы различаются размерами, от которых зависит плотность тембра и громкость звучания. Так, большие инструменты выдают мощный звук, тогда как миниатюрные – более слабый. При этом тенденция в уменьшении длины контрабаса возникла лишь три десятилетия назад. Сегодня можно приобрести модели размерами от 1/16 до 3/4.

Маленькие контрабасы выглядят точно так же, как оркестровая разновидность, в остальном имеют те же характеристики. В основном они применяются для обучения детей и студентов игре на инструменте.

По форме выделяют следующие виды контрабасов:

  • виола да гамба;
  • скрипка;
  • буссето;
  • гитара;
  • грушевидная.

Разновидности контрабасов

Как играют на контрабасе

На этом смычковом инструменте играют либо стоя (чаще всего солисты), либо сидя на высоком табурете (для участников оркестра). Контрабас упирается в пол и располагается перед человеком. Исполнителю важно иметь большие руки и пальцевую растяжку.

Способ извлечения звука делятся на два вида:

  • смычком;
  • пиццикато (с помощью щипка струны).

Первый вариант характерен для оркестрового исполнения или музыки в стиле танго, второй – для жанров блюз, джаз и подобных.

Кроме обычного ведения смычка контрабасисты используют штрихи, например, деташе, мартеле, тремоло, легато и другие. Всего их существует около двух десятков.

Левой рукой исполнители прижимают струны, при этом используя только три пальца – первый (указательный), второй (средний) и четвёртый (мизинец). Третий (безымянный) применяют редко – в широких позициях, когда между пальцами возникает большое расстояние.

От прижима длина колеблющейся области уменьшается, из-за чего возникает более высокий звук. Свободные струны, или открытые, дают четыре основные ноты – E1, A1, D, G. Если музыкант слегка касается струны, не зажимая её, то получается флажолет, или звук-обертон.

Сфера использования

Чаще всего контрабас встречается в симфоническом оркестре, где его бас играет роль фундамента и ритмической основы для других струнных. В зависимости от программы, в состав могут включить до восьми контрабасов.

Ещё этот инструмент используют военных и камерных оркестрах, в ансамблях и при исполнении джаза и схожих жанров. Музыканты-экспериментаторы вводят контрабасные партии для создания рокабилли (синтез рок-н-ролла и кантри-музыки) и сайкобилли (панк-рок с элементами кантри). Здесь он служит не только басом, но и ударным за счёт щелчков по струнам.

Интересные факты

При изучении истории контрабаса и его музыкальных свойств можно открыт ещё много удивительных фактов:

  1. Один из первых контрабасов, превышающих стандартные размеры, был создан Жаном Батистом Вийомом в 19 веке: его высота составляла 4 метра. Правда, «октобас» (такое название он получил от мастера) не получил широкого применения.
  2. Те, кто всё-таки решился играть на «октобасе», делают это как минимум вдвоём – один прижимает струны, другой орудует смычком. К тому же такой инструмент весит несколько десятков килограмм.
  3. Техника пиццикато стала использоваться лишь в начале 20 века. Музыкант Б. Джонс, играющий на контрабасе, как-то сломал смычок во время выступления, но не растерялся и стал исполнять партию пальцами.
  4. Далеко не все контрабасы делались из дерева. Так, в США в начале прошлого столетия для изготовления использовали алюминий. Этими инструментами играли военные музыканты.
  5. Рекордный по количеству участвовавших контрабасистов концерт прошёл в Сеуле в 2010-х. Музыканты исполнили симфонию, взяв на себя партии для виолончелей и скрипачей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется контр ярусный
  • Как пишется комната не проверена
  • Как пишется контр ярус
  • Как пишется коммутатор правильно или комутатор
  • Как пишется контр якобинцы