Как пишется коран ашы

Translatero.com > Татарско русский переводчик онлайн

ц

ғ

җ

қ

ң

ү

һ

ә

ө

Татарско-русский словарь


корән:

  

Коран


ашы:

  

через


Примеры перевода «Корән ашы» в контексте:

ел ашы

через год

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

кунак ашы кара каршы

черный против гостя

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

эше барның ашы бар

работа идет через бар

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

бэйрэм ашы-КарА каршы

через бэйрэм-про­тив черных

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

Бәйрәм ашы — кара каршы

См.

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

Эше барның ашы

Работа идет через

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com

ашы

через

Источник

пожаловаться

Langcrowd.com


Популярные направления онлайн-перевода:

Английский-Русский Арабский-Татарский Казахский-Русский Русский-Английский Русский-Немецкий Русский-Татарский Татарский-Арабский Татарский-Башкирский Татарский-Турецкий Турецкий-Русский



en ru uk pl cs sk sr hr bg ro hu fr de nl da sv fi es ca pt it he ar id ms ko el tr ja zh th vi

© 2023 Translatero.com — онлайн-переводчик
Privacy policy
Terms of use
Contact

ResponsiveVoice-NonCommercial licensed under (CC BY-NC-ND 4.0)

Это мероприятие называют по-разному: Коран ашы, йортка азан, освящение дома или жилища. Передал Абу Хурайра, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Не превращайте свои дома в могилы. Поистине, шайтан (сатана) бежит из дома, в котором читается сура «Бакара»». (Муслим, достоверный хадис).

Данный хадис указывает на то, что не следует оставлять своё жилище без совершения молитв. В доме, в котором живёт человек, должны звучать молитвы и азан. В Поволжье и на Урале сложилась традиция приглашения муллы (имама) на Коран ашы и чтения азана и молитв дома. Такая традиция не противоречит шариату. Во время проведения маджлиса (Коран ашы) имам рассказывает людям об исламе, разъясняет основы вероубеждения и направляет их на правильный путь.

Дом, в котором долгое время не читаются молитвы, является заброшенным и пустым духовно. Человек – это существо, которое нуждается в физической и духовной подпитке. Каждый день человек получает физическое питание, он завтракает, обедает и ужинает. Получая это питание, человек имеет силы для дальнейшей жизни и активности. Что касается духовной подпитки, то в наше время большая часть людей не придаёт ей значение. В результате человек, не получающий духовную пищу, эмоционально и психологически слабеет. Могут начаться депрессия, стрессы. Решением духовного голода является совершение молитвы. Если человек совершает обязательные молитвы (намазы) и говорит в своём жилище азан – его дом становится защищённым духовно. Молитва – это щит для вас и вашего дома.

Известный факт, что существуют параллельные миры. Иногда люди могут это чувствовать, и это доставляет им дискомфорт. Шайтаны или джинны могут являться в человеческом образе и беспокоить человека. Защитой от них являются молитва и азан. Если человек сам не умеет их читать, он может обратиться к служителям мечети для освящения и защиты дома путём чтения необходимых молитв.

При переезде в новый дом или квартиру, а также для ежегодного чтения азана и молитвы на дом в Уфе позвоните и запишитесь по телефону 8-937-334-16-37.

     Случилось. Как решилась? Не знаю. Скорее так сложилось, что сделала, не задумываясь. Осознала, только тогда, когда вечером подруга-татарка спросила, как я не побоялась взять на себя такое, и что ей самой, в одиночку аш делать страшно. Но, уже с высоты своего опыта, ответила : «Сложно, но не страшно.  Было бы желание, а там, помогут. Так что обращайся за консультацией.»
   Речь о традиционном татарском  собрании женщин за праздничным столом с чтением священных текстов. Надо сказать, собирать женщин – традиционно дело старшего поколения. Молодежь, зачастую не видит в этом смысла. И посещает такие собрания лишь из  дани традициям предков. Да и мне до поры-до времени такое в голову не приходило. Но случилось так, что на одном из собраний свела меня судьба с удивительной женщиной Олтин-беке, которая превратила наше сборище в удивительной красоты действо. (Писала о этом )  И пела она нам  своим сочным сильным голосом старинные татарские религиозные баллады. И покоя мне не было от того, что я хочу услышать её еще раз.
   Когда я попыталась найти какую-либо информацию  о религиозных песнопениях татар, выяснила я с удивлением, что есть это «белое пятно» в нашей истории. И серьезных исследований на эту тему нет, не говоря уже о самих текстах. Лишь кто-то вспоминал, как некая тетушка или бабушка давным-давно пели эти песни. И все. Разве  здесь можно было поставить точку? Успокоится, что я одна из немногих слышала это? Я долго размышляла. Как отнесется эта женщина, к предложению повторить это под микрофон? Не обидится, не осудит ли? Даже связались со знакомым, хозяином звукозаписывающей студии. Может привезти ее туда и записать?
    Решилась на серьезный разговор со свекровью. Объяснила все. Свекровь моя – женщина адекватная, взяла переговоры в свои руки. «Давай попробуем!» -сказала она. Если откажет –что поделаешь, а согласится – так хорошее дело для своих сделаем – запись в семье останется.
 Свекровь перезвонила через пару дней  и сказала :
— Олтин-беке согласилась! Только она сказала, что лучше это сделать у вас в доме. Она назначила дату и время, вы должны приехать за ней и привезти к себе
—  Мама, но вы объяснили ей, что я хочу записывать?
—  Да. Она совсем не против. Она сказала, что это даже очень хорошо. Так что готовься, кизим. Позовем малый круг – человек десять. Чем тебе помочь, скажи. Что испечь?
— Конечно Вашу губадию!
— Яры, кизим, если что звони.

       И я начала готовиться к проведению в своем доме Коран аши. И, осмысливая произошедшее, излагаю инструкцию по проведению.
   Такое собрание начинается с того, что нужно найти женщину(женщин), которая читает священные тексты и договориться с ней. Если таковые есть в семье, так еще лучше. Означить с ней вместе дату и время.

   Далее обзвонить всех родственниц преклонных и средних лет. Пригласить их. Также позвать и всех остальных родственных особ женского пола, начиная с возраста невест. На такие мероприятия принято приходить в обязательном порядке. Если есть близкие подруги (по вере предков мусульманки) , или соседки, или их мамы – их зовут также.

   Следом идет генеральная уборка квартиры вместе с мытьем окон, стиркой занавесок, вымыванием всех углов и закутков. Если кто-то из гостьей, в вашем доме впервые, принято показать всю квартиру, включая ванную и кухню. На эту тему на всякий случай подготовила свою младшую, если вдруг я не буду успевать. Да и мама моя была на готове.

   Комнаты. Нужно определить комнату, куда деть детей и мужчин, там накрыть небольшой стол. Кто-то придет с ребенком, кого-то привезет муж. И им должно найтись комфортное место. Заодно мужчины за детьми последят.

   Комната для намаза. Время намаза обязательно придется на этот период. Для этого нужно подготовить абсолютно чистую комнату. Ведь молящиеся бабушки будут совершать поклоны на полу. А потому опуститесь в аналогичную позу и проверьте – идеально ли чисто у вас под шкафом и диваном.  За неимением молитвенного коврика, приготовьте большие чистые полотенца. И еще вы должны знать, где у вас запад, где восток. Вас обязательно об этом спросят, чтобы определить нужное направление. Здесь мой татарский словарный запас пополнился новыми словами : кэнбатыш  — запад, кэнчыгыш – восток, тэньяк – север, кэньяк – юг. Во как! Особенно юг!

   Далее осмотреть свои книжные полки  — нет ли фотографий, картин и сувениров, не соответствующих для проведения этого мероприятия. Я убрала египетскую миниатюру на папирусе с богом Ра,  картину друга-художника с изображением адского сюжета, а также пару камбоджийских статуэток.

  Небольшие подарки. Принято каждой гостье, по окончании собрания, преподнести небольшие подарки. Чаще всего это красивые носовые платки , в которые завернута денежная купюра и пакетик, чтобы забрать с собой кучтанач – гостинцы со стола. Так как  у меня ожидалось всего десять гостей, я позволила себе купить каждой головные платки. И купюру уже не вкладывать. Для татарки платок– дело никогда не лишнее. Далее был куплен еще и сверток симпатичных пакетов для печеного. Все это сворачивается : пакетик-платок. Выкладывается на красивый поднос и оставляется в неприметном месте комнаты, где будет происходить «чтение».

    Место для кучтанач. Так как каждая гостья будет приходить со своим печеным – а это обычно подносы и ляганы. Нужно приготовить место, где все это составлять, резать и раскладывать. Там же составляется стопка тарелок для этого. Каждый принесенный гостинец принимаем со словами благодарности. Запоминаем посуду или поднос гостьи. Выкладываем и режем только половину подарка. Это ставится на стол. Вторая половина будет разделена и передана тем, кто не смог прийти – маленьким детям, кормящим мамам, престарелым родителям. Ну, и конечно ,что-то останется в доме.
    Я для этого дела определила кухонную этажерку на которой стоит микроволновка, расчистив , предварительно,  все полки. Пришлось унести ноутбук – он именно на полке под микроволновкой и лежит. Если гостей больше – здесь уголок не спасет. Нужно готовить бОльшее пространство.
   Еще проверьте хватит ли на всех тапочек. Обязано должно  хватить. Если нет – идите и докупите. Или сшейте сами из старого мужнина кожаного пиджака. Гостьям у вас дома должно быть комфортно.

  Вход. Младшую отправляем подмести и вымыть подъезд. Благо в коттедже всего два этажа. Входная дверь в этот день не закрывается на замок. Тот кто опоздает – знает и тихонько зайдет без звонка.

   Теперь сервировка стола.
Красивая скатерть, лучшая посуда – это понятно. А еще матерчатые красивые салфетки. Их раздают, когда гости уже рассаживаются. Лучше поручите это дело кому-либо из близких родственниц. У вас дел хватит. Теперь о чайниках. Не знаю как у вас, у нас чай пьют много, очень много. Только успевай заваривать. Из расчета один чайник на трех-четырех человек. Это при условии, что все пьют чай одного сорта. У нас только одна родственница пьёт черный, остальные все – только зеленый. Тем более, если это пожилые женщины, у которых обычно повышено давление – здесь зеленый чай  — лучшее дело.  А еще хорошо бы туда черносмородишного листа добавить. Для аромату и удовольствию.
    Чай у нас пьют из пиал. Узбекская специфика. Потому,  у каждой хозяйки их должно быть не менее 20.  Для лапши – касы, или супные чашки по количеству гостей. Не хватает – купите, они у нас очень дешевы. Красивые солонки, перечницы, красивые чашечки под резанные лук и укроп  — лапшу посыпать. Это основа.

    Меню.
Первое :  лапша (токмач), безуловно и неоспоримо. Если вы уважаете своих гостей, лапша должна быть домашняя.
Второе :  картошка с курицей по-татарски. Это тоже непреложно. Некоторые называют это элеш.    
Третье :  что-то вы обязательно должны испечь сами. Остальное все принесут ваши гости. Я готовила эчпечмак.
Предварительное :  сухофрукты – изюм черный и желтый, курага, чернослив, арахис, арахис в сахаре, жареный горох, грецкие орехи. Все это раскладывается высокохудожественно в чайные блюдца по всему столу. С этим приятно пить первый чай, а бабулечки любят курагу и чернослив в чай положить. Здесь не забудьте принести чайные ложки! Еще хорошие конфеты. Я по опыту знаю, что наши женщины уважают суфле и мармелад в шоколаде. А потому закупила понемногу, разных сортов,  добрые харьковские и донецкие на Катартале.
Овощи : Подают помидоры и огурцы, порезанные кружочками-овальчиками. Присаливают немного, украшают зеленью. Другое не принято.

 Если в семье, принимающей Аш несколько женщин, готовить должна каждая. Так как кроме меня в семье сейчас только лялька, которая умеет готовить только гречку с грибами, макароны и блины, ей было получено сделать бэленлар – блины по-татарски.  Блины получились у нее на славу. Ради этого пришлось еще и сбегать за каймаком, чтоб в комплекте с Лялькиными блинами подать.  Блины прошли « ура».
 — Сколько лет твоей дочке? – спросила по-татарски Олтин-беке, видя такое внимание к блинам.
 — ун (десять)
— Молодец , правильно дочку растишь – сказала она
После чего была вызвана лялька из детско-мужской комнаты для всеобщего осмотра.
 — Позови детей, пусть посидят с нами! – сказала Олтин-беке
Здесь всполошились бабушки оных детей : «- Они такие шумные!»
   Но я все же отправилась к детям и предложила им немного посидеть с женщинами. Но эти мелкие кузены и кузины так давно не виделись, что отказались наотрез. Мне было очень жаль. Ну, да еще не вечер.

        Теперь подробно о том что, и как я готовила.
Дня за два до того сделала я чудесную домашнюю лапшу только из муки, соли и яиц с солнечно-оранжевым желтком. (Пропорции : на два стакана муки , 4 яйца и чайная ложка соли)

  

     Тесто было сочно-желтым и плотным, как янтарь. Раскатывала я его небольшими кусками до тех пор, пока не начинал явно проступать узор клеенки на столе. Далее, как уже рассказывала ранее

    Теперь о бульоне. Куриц взяла две. Молоденькие, с нежнейшей кожей, им не было и года. Аккуратно выпотрошенные, прекрасно очищенные ,с длинными шеями. Таких я беру в своей любимой лавке на Катартале . Одну из них накануне вечером превратила в Тутырган товук . Еще и запустила вовнутрь смесь каймака и яиц. Отварила в небольшом количестве воды. Бульон процедила от небольшого количества яичных хлопьев и убрала в холодильник «до часа Ч».
    За два часа до означенного времени поставила варить вторую курочку. Тщательно сняла пенку, уменьшила мощность до минимума. Опустила ветку зеленого сельдерея.
      Извлекла из холодильника бульон из-под Тутырган товук. В небольшом количестве этого бульона(подсоленного) отварила янтарную, упругую, мелкую лапшу. Это за минут 20 до подачи.
       Еще часть бульона – вскипятила без соли , добавила сухой укроп, лавровый лист, молотую кинзу, отварила в нем прекрасный, молодой, порезанный на половинки молодой картофель и тройку молодой тонкой моркови.
      Установив на эту кастрюлю чашку-пароварку прогрела на пару заранее порезанную порционными кусками тутырган товук.
      Часть отварной (второй) курочки порезала мелкими кусочками. Остатки бульона из под Тутырган товук добавила к основному бульону. (К слову, молодые, нежные курочки варятся за час-полтора. Через два – развариваются в пух.)

     Итак все готово. (Здесь еще не описала, что в шесть утра спекла два листа эчпечмак, переложила их фольгой, укутала теплым байковым одеялом. Они еще были горячими в 12 00)

      Когда пришло время подавать лапшу, расставила на кухонном столе касы по количеству гостей. В каждую – порцию отварной ручной лапши, в которую еще и добавила немного сливочного масла, чтобы не склеивалась. Горсть куриного мяса. Вот здесь спасибо супругу ,который,  увидев, что я «зашиваюсь» , а он меня контролировал, встал к плите, (это в нашей семье недопустимое явление), и стал разливать прозрачный янтарный бульон по касушкам. Мне и моей старшей оставалось только относить.
     Была лапша хороша.
Отварной в насыщенном курином бульоне картофель выложила на блюдо. Присолила её, парящую, крупной солью. Обсыпала морковкой, порезанной «копеечками». Сверху уложила куски фаршированной яйцом под кожу курицы. Яичную смесь с каймаком и перцем, влитую, внутрь тушки, порезала кубиками, разложила по краям блюда. Украсила веточками зеленой петрушки. Посыпала укропом.

    Кушали с удовольствием, хвалили, было приятно. Свекровь сказала, что у меня олтин куллар – золтые руки, и была горда мной. Мама что-то с невероятной  скоростью говорила про меня по-татарски. Я не успевала понимать. «Что ты там говорила?» – позже спросила я. «Хвалила» — скупо ответила  мама.
    Еще была прекрасная Губадия от свекрови :

 

Балиш с вишней и с яблоками, домашние рассыпчатые кунжутные казинаки, куш-тили (хворост) и многое другое :

 

Теперь с чувством и расстановкой весь процесс.

— Предупредили соседа напротив, чтобы не включал громко свои любимые «Болалар». Предупредили соседа снизу, что его любимый допотопный «Сектор Газа» сегодня не в тему, и вообще ничего сегодня не в тему. Предупредили родного алкаша из соседнего подъезда, что сегодня буянить он будет в другом дворе. Ибо тепло, и все окна открыты.
   Соседи отнеслись с пониманием.
— В 12 00 начинают собираться гостьи. Хозяйка встречается с каждой сама, целуется, обнимается, принимает тару с гостинцами.
— Младшая – на раздаче тапочек.
— Тех, кто в доме впервые проводим по дому и демонстрируем что есть что. представляем домочадцев, для тех, кто не знает.
— Далее каждый отправляется в ванную, омыть руки. Здесь должно висеть множество полотенец.
— Проводим гостей в комнату, где будет происходить собрание.
— Когда приходит абыстай – женщина, которая будет «читать»,  проводим её в ванную, затем в гостиную, усаживаем на почетное место, зовем всех своих родных, представляем по-очереди. После чего она предложит всем вашим домочадцам присесть и «почитает на вашу семью», то есть скажет слова молитвы с просьбой даровать вашему дому всех благ.
— Вы уноситесь заваривать чай и подаете. Завариваете и подаете без конца.
— В промежутках вы принимаете гостинцы и подаете часть их на стол в заранее подготовленных тарелках. При этом озвучиваете каждое блюдо, называя его автора.
— Наконец,  все собрались. Будет первая молитва.
— Потом вы пьете чай со вкусностями на столе. Вы, как хозяйка, должны проследить, чтобы каждая гостья положила себе на тарелку от каждого гостинца. Не важно, что всё это съесть невозможно. Это всё будет «начитано» и каждая заберет эти дары с собой, своим родным.
— Рядом с абыстай, которая будет читать, на столе, оставляем некоторое пространство, дабы она могла положить свои книги. Как только она достает книги, мы перестаем пить чай и начинается главное действие. Чтение священной книги. Читающая женщина сама даст понять, когда наступает время «молитвенно сложить руки». Ведь вас это не напрягает? Вы можете этого не делать. А можете и повторить жест. В этом нет никакого святотатства. И за таким столом совершенно не важно ваше вероисповедание. Ведь какая разница, на каком языке прозвучат слова молитвы? Потому присоединится могут все. Здесь всё открыто и демократично.
— Чтение идет не менее часа. Это умиротворенный и благостный процесс. Расслабьтесь и доверьтесь человеку, который знает, что делает. Перед этим, кстати, хорошо бы налить всем немного чая в пиалы, дабы вода приняла на себя священную вибрацию. Вы потом вкусите этот чай, и он вам покажется необыкновенным.
— Абыстай читает тексты, до тех пор, пока не наступит время намаза. Она даст Вам знак. И вы проводите её в комнату, где она сможет спокойно помолиться.
— В это время – пулей на кухню. Сейчас должна подаваться лапша- Токмач и картошка с курицей — Элеш. Мелко резанная зелень – лучше всего лук-барашка. И чай, чай, чай.
— Потом вы кушаете, разговариваете о жизни. (Мы разговаривали о татарской кухне. Естественно, в это русло направила я, и говорили, говорили …)
— Потом абыстай опять даст знак, и вновь настанет время благодарственных молитв.
— Здесь вы выносите платки, и каждой гостье в  руки даете подарки. В гостинец для абыстай положите немного денег – сумма совсем невелика. Но ведь не в этом дело, правда? Просите каждую гостью положить в принесенные пакеты любые гостинцы со стола. И следите, дабы никто не постеснялся сделать это. За абыстай нужно поухаживать особо. Она положит немного – возьмите её пакет и доложите всего побольше.
— Далее вы опрометью несетесь на кухню, чтобы в  принесенную посуду положить из отложенных гостинцев и вернуть каждой хозяйке. Если у кого дома остались престарелые или больные люди – здесь в баночку лапши с курочкой, картошечки с курицей в пластиковый контейнер (они наготове), сладостей дополнительных, и т.д.
— Вновь обнимаетесь, целуетесь говорите слова благодарности.

Все…

Теперь у меня уникальная часовая запись религиозных татарских песнопений и бесценный опыт.

Татарский Аш: организационная и религиозная часть.


топ 100 блогов liya_fa — 30.06.2015
— Ликбез

Аш(мусульманское застолье) проводится по серьёзным поводам:рождение
ребёнка, чтение Корана на дом, поминовение умершего родственника
или как сейчас в уразу. Различаются меж собой лишь различными
сурами из священной книгой,но и там основа есть,лишь дополнения
индивидуальны.

Гостей созывают обычно днём с расчётом — на обед. В период месяца
Рамазан(он сейчас идёт) примерно к восьми вечера, т.к. только в
полдевятого можно съесть что-то или пить воду(но о том будет точно
ещё пост) Пока же расскажу об обычном.

1, Хозяева должны определиться с днём(обычно выходной) и временем
проведения застолья(около обеда чаще), для того ещё договориться с
человеком,который будет читать суры из Корана. Это может быть мулла
или просто знаток священной книги. Может быть
абыстай(женщина,знающая и умеющая читать на арабском),кто свободен
и может присутствовать в данный день. В каждом микрорайоне есть у
нас конечно,своя мечеть и свой состав дедушек,которых обычно
приглашают,они читают намаз и могут наставлять молодёжь. Уважаемы,
почётные гости на Аше. Их так же приглашают по возможности.

2. Приглашаются гости. Преимущественно родственники близкие, у
татар обычно их много,потому самые близкие — обязательно,остальные
— зависит от финансовых возможностей хозяев и причины созывания
застолья. Соседи ближние — так же зовутся. Подруги-друзья, но тут
конечно верующие должны быть, мусульманами. Другой веры,нации
зовутся на застолье,им не возбраняется сидеть за столом,это
нормально,но встречается редко. Никто не настаивает.

3.Гости начинают приходить уже за час примерно,женщины предлагают
помощь,но обычно помощниц и так хватает,потому тётушек усаживают
так же за стол, где и ведут свои разговоры,пока не соберутся все.
Дедушки к назначенному времени приходят и когда все в сборе —
начинается религиозная часть.

4.Чтец(он по сути,самое главное лицо на застолье) читает суры из
Корана,все внимательно слушают, никакого шушукания не
бывает,помощницы на кухне стараются тихо работать. Хозяева дома за
столом или рядом в комнате(если там места мало или нужно
подсказывать помощницам:что и где.

Отдельно подчеркну,потому как в предыдущей кулинарной части Аша были удивлённые
комментарии,что тяжело организовать. Видимо,осталось у кого-то
такое впечатление. Если это было бы тяжело, это не проводили бы —
обязанности нет такой,только по желанию и возможностям и у многих
на это так *рука набита*, что проходит всё плавно,без суеты.
Помощницы всегда находятся из числа младших родственниц. Не
припомню,чтобы хозяйка где-то разливала суп или мыла посуда — на то
есть многочисленные родственницы. А если их маловато,то соседки у
кого или подруги. Обязанность хозяйки организовать,а не работать.
Помочь на Аше считается благим делом и вряд ли кто откажется —
только за не имением времени или по нездоровью там, а так…даже
лишние бывают:)). Да и вообще,сделать доброе дело — что может быть
лучше?))

5.Чтение продолжается примерно от получаса до часа. Затем раздаётся
желающими *садака* -это может быть деньгами по 5,10,20 или даже
50-рублёвые купюры каждому присутствующему,чтецу — всегда больше.
Часто = платок(женщинам),полотенце,салфетка, сейчас могут по
тарелку,кружке раздать или куску мыла(это уже с древних времён) Всё
по возможностям.

6.После этого произносится совместная молитва,при которой
присутствующие воздевают определённым образом руки(вряд ли кто не
видел,как мусульмане молятся) и возносят благодарность: вслух
читает чтец,остальные про себя.
Обязательно благодарят хозяев,помощниц,кстати, тоже,потому и благое
дело это. В зависимости от повода застолья — соответствующие
слова.

7.Начинается

пиршество

само застолье,при котором и подаются те блюда, о которых ранее
рассказывала. Хозяева едят с гостями, помощницы между подачей
блюд,времени хватает,комнат-столов тоже, да и вообще обстановка
непринуждённая чаще всего. К тому же обязательно,когда основные
приглашённые уходят(а читающие,дедушки-бабушка засиживаться не
любят) усаживают всех оставшихся и потчуют по полной — голодным ещё
никто не уходил)

8.Каждому гостю даётся *кучтенеч* — гостинец,пакетик с
пирогами-конфетами и прочим. Здесь было два больших белеша и лично
мне часть его дали домой,сама к нему ровно дышу,а у семейства был
вкусный завтрак. Мяса так же много положили,и ещё полно по
мелочи,потому как

любят

помогала.

9.Расходы. Да,готовится много…Но(!) близкие стараются помочь по
желанию и возможностям — деньгами,продуктами и прочим. Сама пару
тысяч дала на пироги,они были заказаны в кулинарии, только потому
что

я этого хотела и считала нужным для себя

Кто-то
сухофрукты покупает,кто-то фрукты,
печенья-конфеты,кажется,большинство приносит — традиция приходить с
чем-то в гости сильна.

10.Посуда моется периодически партиями,после ухода гостей всё
помощницами убирается,помощники столы собирают — они сборные
деревянные простые и от соседа к соседу кочуют по мере надобности
вместе с скамейками) Частный сектор — на чердаках места для такого
найдётся. Полы так же моются и хозяйке остаётся по мелочам — посуда
рассортировать или салфетки(тканевые чаще всего используют) в
стирку забросить. И всё — можно выдохнуть:Аш проведён на должном
уровне,гости

сыты

довольны:))

11.Одежда и внешний вид. Обязательно — все с покрытой
головой:мужчины в тюбетейках,женщины в платках и в закрытой
одежде,длинной и с длинными рукавами. Только помощницы обычно
закатывают или сразу в одежде с рукавами до локтя,им не
возбраняется. За столом — только с закрытыми до кисти. В строгих
семьях и помощницам кофту могут накинуть,но редко)

Вроде бы основное всё упомнила…

И(!) — проводить Аш считается обязанностью любого мусульманина,если
у него есть возможности,кто-то пару раз в год проводит,кто-то чаще
или реже…Лично мы только один раз….пока…хотя должны были на
каждого ребёнка+дом проводить-читать,но пока особой возможности не
было и это совершенно не осуждается,тем более,грехом не
считается.

В том-то и плюсы для

меня

ислама,что мягко направлять могут,
заставить — нет. Тому же я учу и буду учить своих
детей,советуясь с более опытными и знающими людьми.

  • Ранее
  • Архив

Предыдущие записи блогера :

Архив записей в блогах:

В ранней юности все мечтают, что подруга по жизни будет разделять все их веселые увлечения: можно вместе ходить в какой-нибудь квазар, резаться в компьютерные игрушки, сплавляться по горным рекам, прыгать с парашютом и, конечно, ходить по кабакам. Я и сам в 20 лет женился на очень веселой …

… детей. Они мне представляются какими-то странными существами, инопланетянами, которым я невзначай могу причинить боль своей неловкостью. … жениться. Потому что не уверен, что справлюсь с возложенными на меня обязанностями, потому что не …

Финишировал зимний аниме-сезон, уже стартовал весенний. Традиционные краткие и субъективные итоги закончившихся сериалов. Зима в этом году была весьма …

Все новости последних дней затмило событие, происходившее в далекой стране свеев и гетов, находящейся где-то далеко за Германским морем. Рассказывают, будто в деревню Штокхольмур съехались певцы и певицы из самых разных стран и устроили состязание в сладкоголосии и вилянии задами под звуки …

Когда Сонечка родилась, она уселась поудобнее и стала ждать счастья. Не то чтобы все, что она видела вокруг, было так уж беспросветно, но рождаться ради этого точно не стоило. Совершенно ясно было, что она пока пребывает в своего рода чистилище, но …

Аватар

Девочки, такой возник вопрос, хотели читать Коран ашы и вот думаю какие салаты делать на стол? кто-то говорит, что вообще не нужно, а если все таки делать, то какие?

Комментарии

Аватар


azamat.group

Обычно делаю элеш,суп с лапшой,пироги,губадия,казылык отвариваю ,корот,красный творог,мёд ,мясо с картошкой,ещё делают рисовую кашу с курагой и черносливом )))но я Ее не умею варить)))Салаты излишне((( можно всякие сладости фрукты на стол нарезать.Моя свекровь тоже из Чекмагуша и стол мы собираем так)


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


cabirova.liaisan

@ilsiyar 😊😉


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


ilsiyar

@cabirova.liaisan ничего себе мы тоже из Чекмагуша))


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


cabirova.liaisan

У нас в Чекмагуше делают салаты, ча такая мода пошла и давно уже.тока не помню какие.от салатов ничего не остаётся, всем нравится.суп с лапшой и на второе доге балеше.😊


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


yummy222

Никаких салатов. Девочки выше правильно все меню написали


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


mama-malvinochki

никогда не делали салаты и нигде не видела такого на коран ашы. лучше выпечки накупите в кулинарии, к чаю чак-чак и многое другое. главное суп с лапшой и мясо с картошкой, капустой, морковь можно отварить еще. и обязательно наличие соли (в отдельной посудине) для муллы.


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


kosmetologdina

Салаты не надо )) тем более если будут взрослые то им это не надо , суп главное , второе как мясо, картошка капуста морковь , обычно много сладкого пироги разные ( яблочные и тд.) фрукты.


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


st.sv

Мы подавали суп с лапшой, говядину с вареной картошкой и морковью, свежие овощи, несладкие и сладкие пироги, губадию, варенье и мёд


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


lilustar

Обычно салаты не делают, потому что итак много всего, останется..


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


arina.mixajlova.92

Мы делали обычный зимний с говядиной. В первую очередь после молитв ели суп, а потом только салат и все остальное)


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


evgeniya_nurse

@ilsiyar спасибо


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


ilsiyar

@nevesta_ma это когда приходит мулла и читает Коран, необходимо накрыть стол, позвать гостей, чаще это люди пожилые, читают по разным поводам, как поминки, как никак или просто чтобы освятил квартиру или дом.


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


mama_leona_

Пироги разные, блины, мясная тарелка (язык, говядина, индейка, курица), потом манты, бульон с мясом, картошкой, морковью, к чаю чак-чак, пироженки, морс, а ещё вак беляши вроде все


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


mama_leona_

Мы не делали салаты


5.9 лет

Нравится

Ответить

Аватар


aliya11

Обычно пироги, блины, суп с лапшой, картошка ( отварная) с мясом ( мясо птицы и свинины нельзя), фрукты, сладости( варенье, мед, конфеты), ставят катык, соль .


5.9 лет

Нравится

Ответить

таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(типа,хвороста) — это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

DSC_1644[1].jpg

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих — соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми — около 70-ти) раздают суп с лапшой:

DSC_1647[1].jpg

Обычно — куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

DSC_1649[1].jpg

Готовится примерно так же,как и тот,что показывала тут http://liya-fa.livejournal.com/29316.html начинка,естественно,другая,как-нибудь и его приготовлю,расскажу подробней:)

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка — одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

DSC_1650[1].jpg

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте — традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек…но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения — в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто — конфеты,кто — катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском — белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я

помогала была на Аше — везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет — нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

Татарские традиции

мне всё равно — решай сама

пункт — я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.

Аш — это некое застолье у татар, на котором читаются мусульманские молитвы, затем гостей потчуют вкусными блюдами. В каждой местности они свои. Расскажу о наших.

Готовятся заранее:делаются заготовки(выпечку приготовить,лапшу нарезать и прочее), накрываются столы из расчёта на количество приглашённых. К приходу гостей их должно примерно это ждать:

DSC_1642[1].jpg

На столе должны обязательно стоять
таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(типа,хвороста) — это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

DSC_1644[1].jpg

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих — соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми — около 70-ти) раздают суп с лапшой:

DSC_1647[1].jpg

Обычно — куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

DSC_1649[1].jpg

Готовится примерно так же,как и тот,что показывала тут http://liya-fa.livejournal.com/29316.html начинка,естественно,другая,как-нибудь и его приготовлю,расскажу подробней:)

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка — одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

DSC_1650[1].jpg

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте — традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек…но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения — в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто — конфеты,кто — катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском — белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я

помогала

была на Аше — везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет — нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

пункт — я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.

источник — liya_fa 
[1 ссылок 143 комментариев 1100 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

У ворот дома — скопление машин с номерами разных регионов. Сегодня здесь Коръэн ашы — званая трапеза, посвящённая памяти умерших родителей и родных. С обеих сторон улицы к назначенному часу подходят бабушки, живущие по-соседству. Народу, видимо, пригласили немало.
Хозяйка дома в платке, повязанном по-татарски концами на затылке, радушно встречает гостей,…

У ворот дома — скопление машин с номерами разных регионов. Сегодня здесь Коръэн ашы — званая трапеза, посвящённая памяти умерших родителей и родных. С обеих сторон улицы к назначенному часу подходят бабушки, живущие по-соседству. Народу, видимо, пригласили немало.

Хозяйка дома в платке, повязанном по-татарски концами на затылке, радушно встречает гостей, подавая обе руки в знак почтения к людям старшего возраста и близким, благодарит всех за то, что уделили время и приехали, уважили её семью.

Народные традиции и религиозные обычаи — это образ жизни татар. Правила общения, нормы поведения в быту, за столом, в гостях — всё прививается с молоком матери и закрепляется в подростковом возрасте. Старинные семейно-бытовые обряды можно наблюдать в гостевой культуре татар. Знаю многих, кто званые обеды в честь приезда родственников издалека, юбилея или золотой свадьбы родителей традиционно проводит без спиртного, шумных плясок и танцев, но с обязательным чтением молитв.

Устроительница меджлиса приглашает всех в дом. Гости приехали на джиен — сход родни не с пустыми руками, по традиции привезли гостинцы. На пороге дома их приветливо встречают замужние женщины. Сегодня старшие снохи не присядут до тех пор, пока последний гость не покинет дом. Будут бегать как заводные, дочки и внучки — на подмогу. Таков обычай!

Помню, в детстве бабушка брала меня с собой на званые трапезы. Тогда они назывались олылар (пожилые) или картлар (старики) ашы. Как правило, на Коръэн ашы приглашали только бабушек или дедушек, умеющих читать на арабском. Кстати, раздельное застолье для мужчин и женщин в этом мусульманском ритуале соблюдается и в настоящее время. Хэдичэ абыстай — жена муллы читала Коран, а её сноха Минегаян подавала угощение. Старушки чинно сидели на полу, на льняных паласах и подушечках. На колени по обычаю им стелили длинное домотканое полотенце — озын тастымал, символизирующее единение людей во время ритуала.

Многое изменилось с тех пор в жизни — мода на одежду, предметы быта, стрижки. Вместо деревянных домов люди построили добротные кирпичные коттеджи, на смену телегам с лошадьми пришли иномарки. Но мои земляки также приглашают стариков и пожилых родственников на Коръэн ашы. Никакие трудности не смогли заставить народ забыть эту древнюю традицию. Мэджлисы у татар всегда проводятся хлебосольно, с пожеланием благополучия его устроителям, мирной жизни на земле и процветания нашей родине.

На столах, накрытых белоснежной ажурной клеёнкой, особый колорит: красивая посуда, множество восточных сладостей и ароматных лакомств. Мужчины в тюбетейках, женщины в платках и одежде с длинными рукавами сидят-говорят про житьё-бытьё. Многие приехали на джиен целыми семьями из разных городов, преодолев не одну сотню километров.

Отказываться от приглашения не принято, если только по уважительной причине. На Сабантуй или Новый год, например, можно не приехать, но Коръэн ашы пропускать нельзя! Старики говорят, что это грех. А я считаю, надо беречь народные традиции как истоки духовности и нравственности, проявлять уважение к обычаям предков, — делится яшь килен Лейсан (так татары называют самую младшую сноху или жену внука).

Наконец все дисциплинированно расселись по местам. Читать молитву попросили Минигаян апа (та самая сноха, что лет 50 тому назад подавала бабушкам угощение!). Следуя предписанию, она прочитала первую суру Корана «аль-фатиха» и молитву дому (дуа кылу). Затем последовали наставления о морали. Говорила пожилая женщина просто и в то же время убедительно. Стержнем ритуала, посвящённого памяти умерших, стало чтение суры, аятов из Корана и раздача пожертвования, то есть садака. Деньги, душистое мыло, платочки, полотенца, чай раздавали и молодые, и старушки, каждый думая о своих добрых намерениях. Одни просили у Аллаха простить грехи умершему, другие — исцеления больному родственнику, третьи — мира на земле и семейного благополучия. А кто-то просто приобрёл новый автомобиль и раздавал садака, чтобы Аллах берёг его в дороге.

Часть денег положили в тюбетейку, их хозяйка дома передаст в сельскую мечеть — для помощи инвалидам, сиротам и нуждающимся. А Минегаян апа прочитала молитву, прося у Всевышнего здоровья всем, кто сделал пожертвование, и благополучия дому, в котором читают Коран.

Ритуальную церемонию продолжило угощение гостей. Согласно исламской этике им подали влажные салфетки (а раньше были полотенца!). Затем они произнесли молитву «Бисмиллаахир-Рахманир-Рахиим — во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» и приступили к трапезе, соблюдая умеренность в еде.

Угощения выносили в определённом порядке. Сначала подали токмач — домашнюю лапшу, потом — зур бэлеш. Это большой закрытый пирог с мясом говядины, картошкой и луком, очень вкусный и сытный. Как говорят татары, отведаешь, почувствуешь на душе и весну, и лето. Традиционно угощением стал отваренный картофель с говядиной и луком, залитый горячим бульоном.

По-русски дорогих гостей встречают хлебом-солью, у татар по торжественному случаю обязательно подаётся чак-чак — национальное блюдо, символизирующее сплочённость и гостеприимство нашего народа. Отдельным блюдом стал душистый чай с крепким заваром и густыми сливками. Это главное угощение татар, которое надо выпить не менее трёх чашек — с мёдом, вареньем, чак-чаком, губадиёй, пахлавой, халвой… И обязательно горячим! Выпей с друзьями бодрящий душу напиток, и силы твои утроятся, говорили в старину.

Завершился Коръэн ашы тоже молитвой. Все вместе гости поднесли ладони к лицу, произнесли слова благодарения Всевышнему за ниспосланную пищу, попросили благ, душевных и телесных, и, сказав от души хозяевам дома рахмат, то есть спасибо, за гостеприимство и радушный приём, потихоньку стали расходиться по домам.

Разиля ШАКИРОВА

Фото автора


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

     Случилось. Как решилась? Не знаю. Скорее так сложилось, что сделала, не задумываясь. Осознала, только тогда, когда вечером подруга-татарка спросила, как я не побоялась взять на себя такое, и что ей самой, в одиночку аш делать страшно. Но, уже с высоты своего опыта, ответила : «Сложно, но не страшно.  Было бы желание, а там, помогут. Так что обращайся за консультацией.»
   Речь о традиционном татарском  собрании женщин за праздничным столом с чтением священных текстов. Надо сказать, собирать женщин – традиционно дело старшего поколения. Молодежь, зачастую не видит в этом смысла. И посещает такие собрания лишь из  дани традициям предков. Да и мне до поры-до времени такое в голову не приходило. Но случилось так, что на одном из собраний свела меня судьба с удивительной женщиной Олтин-беке, которая превратила наше сборище в удивительной красоты действо. (Писала о этом )  И пела она нам  своим сочным сильным голосом старинные татарские религиозные баллады. И покоя мне не было от того, что я хочу услышать её еще раз.
   Когда я попыталась найти какую-либо информацию  о религиозных песнопениях татар, выяснила я с удивлением, что есть это «белое пятно» в нашей истории. И серьезных исследований на эту тему нет, не говоря уже о самих текстах. Лишь кто-то вспоминал, как некая тетушка или бабушка давным-давно пели эти песни. И все. Разве  здесь можно было поставить точку? Успокоится, что я одна из немногих слышала это? Я долго размышляла. Как отнесется эта женщина, к предложению повторить это под микрофон? Не обидится, не осудит ли? Даже связались со знакомым, хозяином звукозаписывающей студии. Может привезти ее туда и записать?
    Решилась на серьезный разговор со свекровью. Объяснила все. Свекровь моя – женщина адекватная, взяла переговоры в свои руки. «Давай попробуем!» -сказала она. Если откажет –что поделаешь, а согласится – так хорошее дело для своих сделаем – запись в семье останется.
 Свекровь перезвонила через пару дней  и сказала :
— Олтин-беке согласилась! Только она сказала, что лучше это сделать у вас в доме. Она назначила дату и время, вы должны приехать за ней и привезти к себе
—  Мама, но вы объяснили ей, что я хочу записывать?
—  Да. Она совсем не против. Она сказала, что это даже очень хорошо. Так что готовься, кизим. Позовем малый круг – человек десять. Чем тебе помочь, скажи. Что испечь?
— Конечно Вашу губадию!
— Яры, кизим, если что звони.

       И я начала готовиться к проведению в своем доме Коран аши. И, осмысливая произошедшее, излагаю инструкцию по проведению.
   Такое собрание начинается с того, что нужно найти женщину(женщин), которая читает священные тексты и договориться с ней. Если таковые есть в семье, так еще лучше. Означить с ней вместе дату и время.

   Далее обзвонить всех родственниц преклонных и средних лет. Пригласить их. Также позвать и всех остальных родственных особ женского пола, начиная с возраста невест. На такие мероприятия принято приходить в обязательном порядке. Если есть близкие подруги (по вере предков мусульманки) , или соседки, или их мамы – их зовут также.

   Следом идет генеральная уборка квартиры вместе с мытьем окон, стиркой занавесок, вымыванием всех углов и закутков. Если кто-то из гостьей, в вашем доме впервые, принято показать всю квартиру, включая ванную и кухню. На эту тему на всякий случай подготовила свою младшую, если вдруг я не буду успевать. Да и мама моя была на готове.

   Комнаты. Нужно определить комнату, куда деть детей и мужчин, там накрыть небольшой стол. Кто-то придет с ребенком, кого-то привезет муж. И им должно найтись комфортное место. Заодно мужчины за детьми последят.

   Комната для намаза. Время намаза обязательно придется на этот период. Для этого нужно подготовить абсолютно чистую комнату. Ведь молящиеся бабушки будут совершать поклоны на полу. А потому опуститесь в аналогичную позу и проверьте – идеально ли чисто у вас под шкафом и диваном.  За неимением молитвенного коврика, приготовьте большие чистые полотенца. И еще вы должны знать, где у вас запад, где восток. Вас обязательно об этом спросят, чтобы определить нужное направление. Здесь мой татарский словарный запас пополнился новыми словами : кэнбатыш  — запад, кэнчыгыш – восток, тэньяк – север, кэньяк – юг. Во как! Особенно юг!

   Далее осмотреть свои книжные полки  — нет ли фотографий, картин и сувениров, не соответствующих для проведения этого мероприятия. Я убрала египетскую миниатюру на папирусе с богом Ра,  картину друга-художника с изображением адского сюжета, а также пару камбоджийских статуэток.

  Небольшие подарки. Принято каждой гостье, по окончании собрания, преподнести небольшие подарки. Чаще всего это красивые носовые платки , в которые завернута денежная купюра и пакетик, чтобы забрать с собой кучтанач – гостинцы со стола. Так как  у меня ожидалось всего десять гостей, я позволила себе купить каждой головные платки. И купюру уже не вкладывать. Для татарки платок– дело никогда не лишнее. Далее был куплен еще и сверток симпатичных пакетов для печеного. Все это сворачивается : пакетик-платок. Выкладывается на красивый поднос и оставляется в неприметном месте комнаты, где будет происходить «чтение».

    Место для кучтанач. Так как каждая гостья будет приходить со своим печеным – а это обычно подносы и ляганы. Нужно приготовить место, где все это составлять, резать и раскладывать. Там же составляется стопка тарелок для этого. Каждый принесенный гостинец принимаем со словами благодарности. Запоминаем посуду или поднос гостьи. Выкладываем и режем только половину подарка. Это ставится на стол. Вторая половина будет разделена и передана тем, кто не смог прийти – маленьким детям, кормящим мамам, престарелым родителям. Ну, и конечно ,что-то останется в доме.
    Я для этого дела определила кухонную этажерку на которой стоит микроволновка, расчистив , предварительно,  все полки. Пришлось унести ноутбук – он именно на полке под микроволновкой и лежит. Если гостей больше – здесь уголок не спасет. Нужно готовить бОльшее пространство.
   Еще проверьте хватит ли на всех тапочек. Обязано должно  хватить. Если нет – идите и докупите. Или сшейте сами из старого мужнина кожаного пиджака. Гостьям у вас дома должно быть комфортно.

  Вход. Младшую отправляем подмести и вымыть подъезд. Благо в коттедже всего два этажа. Входная дверь в этот день не закрывается на замок. Тот кто опоздает – знает и тихонько зайдет без звонка.

   Теперь сервировка стола.
Красивая скатерть, лучшая посуда – это понятно. А еще матерчатые красивые салфетки. Их раздают, когда гости уже рассаживаются. Лучше поручите это дело кому-либо из близких родственниц. У вас дел хватит. Теперь о чайниках. Не знаю как у вас, у нас чай пьют много, очень много. Только успевай заваривать. Из расчета один чайник на трех-четырех человек. Это при условии, что все пьют чай одного сорта. У нас только одна родственница пьёт черный, остальные все – только зеленый. Тем более, если это пожилые женщины, у которых обычно повышено давление – здесь зеленый чай  — лучшее дело.  А еще хорошо бы туда черносмородишного листа добавить. Для аромату и удовольствию.
    Чай у нас пьют из пиал. Узбекская специфика. Потому,  у каждой хозяйки их должно быть не менее 20.  Для лапши – касы, или супные чашки по количеству гостей. Не хватает – купите, они у нас очень дешевы. Красивые солонки, перечницы, красивые чашечки под резанные лук и укроп  — лапшу посыпать. Это основа.

    Меню.
Первое :  лапша (токмач), безуловно и неоспоримо. Если вы уважаете своих гостей, лапша должна быть домашняя.
Второе :  картошка с курицей по-татарски. Это тоже непреложно. Некоторые называют это элеш.    
Третье :  что-то вы обязательно должны испечь сами. Остальное все принесут ваши гости. Я готовила эчпечмак.
Предварительное :  сухофрукты – изюм черный и желтый, курага, чернослив, арахис, арахис в сахаре, жареный горох, грецкие орехи. Все это раскладывается высокохудожественно в чайные блюдца по всему столу. С этим приятно пить первый чай, а бабулечки любят курагу и чернослив в чай положить. Здесь не забудьте принести чайные ложки! Еще хорошие конфеты. Я по опыту знаю, что наши женщины уважают суфле и мармелад в шоколаде. А потому закупила понемногу, разных сортов,  добрые харьковские и донецкие на Катартале.
Овощи : Подают помидоры и огурцы, порезанные кружочками-овальчиками. Присаливают немного, украшают зеленью. Другое не принято.

 Если в семье, принимающей Аш несколько женщин, готовить должна каждая. Так как кроме меня в семье сейчас только лялька, которая умеет готовить только гречку с грибами, макароны и блины, ей было получено сделать бэленлар – блины по-татарски.  Блины получились у нее на славу. Ради этого пришлось еще и сбегать за каймаком, чтоб в комплекте с Лялькиными блинами подать.  Блины прошли « ура».
 — Сколько лет твоей дочке? – спросила по-татарски Олтин-беке, видя такое внимание к блинам.
 — ун (десять)
— Молодец , правильно дочку растишь – сказала она
После чего была вызвана лялька из детско-мужской комнаты для всеобщего осмотра.
 — Позови детей, пусть посидят с нами! – сказала Олтин-беке
Здесь всполошились бабушки оных детей : «- Они такие шумные!»
   Но я все же отправилась к детям и предложила им немного посидеть с женщинами. Но эти мелкие кузены и кузины так давно не виделись, что отказались наотрез. Мне было очень жаль. Ну, да еще не вечер.

        Теперь подробно о том что, и как я готовила.
Дня за два до того сделала я чудесную домашнюю лапшу только из муки, соли и яиц с солнечно-оранжевым желтком. (Пропорции : на два стакана муки , 4 яйца и чайная ложка соли)

  

     Тесто было сочно-желтым и плотным, как янтарь. Раскатывала я его небольшими кусками до тех пор, пока не начинал явно проступать узор клеенки на столе. Далее, как уже рассказывала ранее

    Теперь о бульоне. Куриц взяла две. Молоденькие, с нежнейшей кожей, им не было и года. Аккуратно выпотрошенные, прекрасно очищенные ,с длинными шеями. Таких я беру в своей любимой лавке на Катартале . Одну из них накануне вечером превратила в Тутырган товук . Еще и запустила вовнутрь смесь каймака и яиц. Отварила в небольшом количестве воды. Бульон процедила от небольшого количества яичных хлопьев и убрала в холодильник «до часа Ч».
    За два часа до означенного времени поставила варить вторую курочку. Тщательно сняла пенку, уменьшила мощность до минимума. Опустила ветку зеленого сельдерея.
      Извлекла из холодильника бульон из-под Тутырган товук. В небольшом количестве этого бульона(подсоленного) отварила янтарную, упругую, мелкую лапшу. Это за минут 20 до подачи.
       Еще часть бульона – вскипятила без соли , добавила сухой укроп, лавровый лист, молотую кинзу, отварила в нем прекрасный, молодой, порезанный на половинки молодой картофель и тройку молодой тонкой моркови.
      Установив на эту кастрюлю чашку-пароварку прогрела на пару заранее порезанную порционными кусками тутырган товук.
      Часть отварной (второй) курочки порезала мелкими кусочками. Остатки бульона из под Тутырган товук добавила к основному бульону. (К слову, молодые, нежные курочки варятся за час-полтора. Через два – развариваются в пух.)

     Итак все готово. (Здесь еще не описала, что в шесть утра спекла два листа эчпечмак, переложила их фольгой, укутала теплым байковым одеялом. Они еще были горячими в 12 00)

      Когда пришло время подавать лапшу, расставила на кухонном столе касы по количеству гостей. В каждую – порцию отварной ручной лапши, в которую еще и добавила немного сливочного масла, чтобы не склеивалась. Горсть куриного мяса. Вот здесь спасибо супругу ,который,  увидев, что я «зашиваюсь» , а он меня контролировал, встал к плите, (это в нашей семье недопустимое явление), и стал разливать прозрачный янтарный бульон по касушкам. Мне и моей старшей оставалось только относить.
     Была лапша хороша.
Отварной в насыщенном курином бульоне картофель выложила на блюдо. Присолила её, парящую, крупной солью. Обсыпала морковкой, порезанной «копеечками». Сверху уложила куски фаршированной яйцом под кожу курицы. Яичную смесь с каймаком и перцем, влитую, внутрь тушки, порезала кубиками, разложила по краям блюда. Украсила веточками зеленой петрушки. Посыпала укропом.

    Кушали с удовольствием, хвалили, было приятно. Свекровь сказала, что у меня олтин куллар – золтые руки, и была горда мной. Мама что-то с невероятной  скоростью говорила про меня по-татарски. Я не успевала понимать. «Что ты там говорила?» – позже спросила я. «Хвалила» — скупо ответила  мама.
    Еще была прекрасная Губадия от свекрови :

 

Балиш с вишней и с яблоками, домашние рассыпчатые кунжутные казинаки, куш-тили (хворост) и многое другое :

 

Теперь с чувством и расстановкой весь процесс.

— Предупредили соседа напротив, чтобы не включал громко свои любимые «Болалар». Предупредили соседа снизу, что его любимый допотопный «Сектор Газа» сегодня не в тему, и вообще ничего сегодня не в тему. Предупредили родного алкаша из соседнего подъезда, что сегодня буянить он будет в другом дворе. Ибо тепло, и все окна открыты.
   Соседи отнеслись с пониманием.
— В 12 00 начинают собираться гостьи. Хозяйка встречается с каждой сама, целуется, обнимается, принимает тару с гостинцами.
— Младшая – на раздаче тапочек.
— Тех, кто в доме впервые проводим по дому и демонстрируем что есть что. представляем домочадцев, для тех, кто не знает.
— Далее каждый отправляется в ванную, омыть руки. Здесь должно висеть множество полотенец.
— Проводим гостей в комнату, где будет происходить собрание.
— Когда приходит абыстай – женщина, которая будет «читать»,  проводим её в ванную, затем в гостиную, усаживаем на почетное место, зовем всех своих родных, представляем по-очереди. После чего она предложит всем вашим домочадцам присесть и «почитает на вашу семью», то есть скажет слова молитвы с просьбой даровать вашему дому всех благ.
— Вы уноситесь заваривать чай и подаете. Завариваете и подаете без конца.
— В промежутках вы принимаете гостинцы и подаете часть их на стол в заранее подготовленных тарелках. При этом озвучиваете каждое блюдо, называя его автора.
— Наконец,  все собрались. Будет первая молитва.
— Потом вы пьете чай со вкусностями на столе. Вы, как хозяйка, должны проследить, чтобы каждая гостья положила себе на тарелку от каждого гостинца. Не важно, что всё это съесть невозможно. Это всё будет «начитано» и каждая заберет эти дары с собой, своим родным.
— Рядом с абыстай, которая будет читать, на столе, оставляем некоторое пространство, дабы она могла положить свои книги. Как только она достает книги, мы перестаем пить чай и начинается главное действие. Чтение священной книги. Читающая женщина сама даст понять, когда наступает время «молитвенно сложить руки». Ведь вас это не напрягает? Вы можете этого не делать. А можете и повторить жест. В этом нет никакого святотатства. И за таким столом совершенно не важно ваше вероисповедание. Ведь какая разница, на каком языке прозвучат слова молитвы? Потому присоединится могут все. Здесь всё открыто и демократично.
— Чтение идет не менее часа. Это умиротворенный и благостный процесс. Расслабьтесь и доверьтесь человеку, который знает, что делает. Перед этим, кстати, хорошо бы налить всем немного чая в пиалы, дабы вода приняла на себя священную вибрацию. Вы потом вкусите этот чай, и он вам покажется необыкновенным.
— Абыстай читает тексты, до тех пор, пока не наступит время намаза. Она даст Вам знак. И вы проводите её в комнату, где она сможет спокойно помолиться.
— В это время – пулей на кухню. Сейчас должна подаваться лапша- Токмач и картошка с курицей — Элеш. Мелко резанная зелень – лучше всего лук-барашка. И чай, чай, чай.
— Потом вы кушаете, разговариваете о жизни. (Мы разговаривали о татарской кухне. Естественно, в это русло направила я, и говорили, говорили …)
— Потом абыстай опять даст знак, и вновь настанет время благодарственных молитв.
— Здесь вы выносите платки, и каждой гостье в  руки даете подарки. В гостинец для абыстай положите немного денег – сумма совсем невелика. Но ведь не в этом дело, правда? Просите каждую гостью положить в принесенные пакеты любые гостинцы со стола. И следите, дабы никто не постеснялся сделать это. За абыстай нужно поухаживать особо. Она положит немного – возьмите её пакет и доложите всего побольше.
— Далее вы опрометью несетесь на кухню, чтобы в  принесенную посуду положить из отложенных гостинцев и вернуть каждой хозяйке. Если у кого дома остались престарелые или больные люди – здесь в баночку лапши с курочкой, картошечки с курицей в пластиковый контейнер (они наготове), сладостей дополнительных, и т.д.
— Вновь обнимаетесь, целуетесь говорите слова благодарности.

Все…

Теперь у меня уникальная часовая запись религиозных татарских песнопений и бесценный опыт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется корал или коралл правильно
  • Как пишется корабля или коробля
  • Как пишется корабль титаник
  • Как пишется корабличек
  • Как пишется кораблик суффикс