Чередующиеся гласные в корнях БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ-/ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ . Правило русского языка.
Чередующиеся гласные в корнях БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ-/ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ
В корнях БЛЕСТ-/БЛИСТ-, ЖЕГ-/ЖИГ-, СТЕЛ-/СТИЛ-, ЧЕТ-/ЧИТ— пишется буква И, если после корня следует суффикс —А-. В остальных случаях пишется буква Е/Ё.
Блестеть — блистать, застелить — расстилать, пересчёт — отсчитать, зажигать.
Тест!
Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!
Слова на данное правило:
Правила правописания. 3. 2. Чередование е и и
I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
§3. Чередующиеся гласные
Чередование е и и
12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
Приведем примеры слов с чередующимися гласными «е», «и» в корне.
В корне некоторых слов в безударной позиции пишется то буква «е», то «и», например:
- заб е ру — заб и рать;
- раст е реть в порошок — раст и раю ладони;
- отп е реть дверь — зап и рать на ключ.
Как правильно написать эти слова? В этих случаях невозможно проверить безударные гласные в корне слов с помощью ударения, подобрав родственные слова или изменив форму слова. В корне подобных слов отметим чередование гласных е//и.
Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
Чтобы выбрать правильное написание слов с чередующимися гласными е//и в корне, руководствуемся орфографическим правилом.
Например:
- зам и р а ть от испуга — зам е р;
- прид и р а ться — прид е русь.
Поможет в написании таких слов стишок-запоминалка:
Соб ира ть, ст ира ть, зад ир а —
Повнимательней гляди!
Если в слове имя Ира ,
Значит, в корне буква «и» .
Если после корня «а» ,
В корне будет «и» всегда.
Вот пример, запоминай:
— Ноги вытер? — выт и р а й!
Слова с чередующимися гласными е//и в корне
1. бер-/бир-
- соберу гостей — пойду собирать травы;
- заберешь с собой — забирать вечером;
- отберете нужное количество — отбирать немного;
- наберем воды — набирайте яблок;
- приберет в комнате — прибираю дом;
- подберите волосы — подбираю камешек;
- полная неразбериха;
2. дер-/дир-
- придерусь к нему — придираться без конца;
- продерусь сквозь заросли — продираться с трудом;
- сдерет наклейку — сдирает постоянно;
- отдерешь марку — отдираем глину;
- надерет уши — надирает вихры;
- раздерет ранку — раздирает все время;
- удерембез оглядки — удирает от нас;
3. мер-/мир-
- замерло сердце — замираю на месте;
- отмерла верхушка — отмирают корни;
- умерли давно — умирает надежда;
- замерший — замирать;
4. пер-/пир-
- отпереть дом — отпирать калитку;
- отпереться от обвинений — отпираться всегда;
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов;
- запер надолго — запираем дверь;
- сидеть взаперти;
- напереть (ся) — напираю всем телом;
- сильно упереться — упираюсь ногами;
- выпереть — выпирать отовсюду;
5. тер-/тир-
- стереть тряпкой — стирать постоянно;
- может стереться — стирается регулярно;
- растереть в порошок — растирать в ступке;
- обтереть лицо — обтираешь малыша;
- обтереться полотенцем — обтираться с ног до головы;
- натереть маслом — натирать мазью;
- протереть столешницу — протирать посуду;
- втереть крем — втирать очки;
6. блест-/блист-
- блестеть на солнце — блистать красноречием;
- блистательный ответ;
- заблестело стеклышко — заблистали огни;
- отблистать — отблески молний;
- проблески зари;
- блестящие способности;
- блистающий издалека;
7. жег-/жиг-
- разжёг костёр — разжигает печь;
- пережёг провод — пережигать;
- сжег дрова — сжигаешь в печи;
- зажег свечку — зажигать топку;
- прожег рубашку — прожигать жизнь;
- обжёг палец — обжигает край ленты;
- зажигалка;
- прижёг — прижигание;
- поджег — поджигатель;
8. стел-/стил-
- стелить постель;
- расстелить скатерть — расстилать кровать;
- постелить простыню;
- настелить пол — настилать доски;
- устелить травой — устилать ковром;
- перестелить — перестилать;
- подстилать солому — подстелить сено;
9. чет-/чит-
- счет — считать до десяти;
- пересчет доходов — пересчитать овец;
- отсчет времени — отсчитать немного;
- вычесть — вычитать одно число из другого;
- вычеты из зарплаты;
- выполнить вычитание;
- зачесть — получить зачёт;
- причитающийся ему.
Правила чередования букв Е и И в корнях слов
Буквы Е и И в корнях слов — особенности написания
Правописание гласных И и Е в корнях слов зависит от следующих факторов:
- ударения;
- суффикса, следующего за корнем слова;
- «беглости» гласной.
Каждому фактору соответствует свое правило.
Буква «И» в словах с чередующимися корнями бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил- пишется в случае присутствия суффикса «-А-» после корня.
Буква «Е» в словах с этими же корнями пишется только тогда, когда суффикс «-А-» отсутствует.
Чаще всего такого рода чередования происходят в глаголах.
«Собирают справки, раздают командировки, делаются извлечения из архивных дел, а «понеже» тем временам спит да спит непробудным сном». (Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом)
«Выбери меня!» — после корня нет суффикса «-А-»
«Ручной чижик, серенький с желтым, летал по комнате, точно душа дома; садился на цветы, щипал листья, качаясь на тоненькой ветке, трепеща крыльями; испуганный осою, которая, сердито жужжа, билась о стекло, влетал в клетку и пил воду, высоко задирая смешной носишко. (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)
«Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна». (Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»)
«Чертили они медленно, часто советовались со стариком и ставили свои значки кружками, крестиками и уголками; с помощью какой-то рыбьей косточки орочи измеряли расстояния и считали число дней пути». (Арсеньев В.К. Рассказы)
«Перед смертью пришел в рассудок, исполнил свои христианские обязанности, попросил у всех прощения, в чем кого обидел, не намекнул даже письмоводителю, что умирает от его руки, и завещал похоронить себя в рыжем парике, чтобы в гробу ему не было стыдно». (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)
«Старики и старухи, мирно доживавшие свой век в подвальных этажах барского дома, все разом выползли на барский двор, сновали взад и вперед, от амбара к кладовой, от кладовой к погребу, гремели ключами, отпирали, запирали, что-то вынимали, несли». (Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи)
«Он воротился в переднюю запереть двери, еще раз отворил их и посмотрел в сенях и наложил только изнутри крючок, а ключ в дверях повернуть все-таки поленился». (Достоевский Ф.М. Вечный муж)
«Она послала за доктором, послала в аптеку, заставила приехавшую с ней девушку и Марью Николаевну месть, стирать пыль, мыть, что-то сама обмывала, промывала, что-то подкладывала под одеяло». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)
«Среди выродившихся субъектов человеческой породы замечателен был бы экземпляр, настолько сохранивший в себе первоначальный тип человечества, что никакими силами нельзя стереть и уничтожить его». (Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность)
«Все это, прерывая рыданиями, рассказала Николаю Герасимовичу Мадлен и не могла утешиться, несмотря на то, что Савин старался убедить ее, что его обвинение в России — недоразумение, что он не думал поджигать свой дом, что он только был в ночь пожара в своем имении». (Гейнце Н.Э. Герой конца века)
«Он словно выжег рану на сердце своими словами».
«Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады». (Горький Максим. Детство)
«. ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)
«Большие восковые свечи горели тусклым красным пламенем; волны густого дыма от ладана застилали глаза; монотонное чтение раскольничьего кануна нагоняло тяжелую дремоту». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)
«Если вы так любите природу, — сказал он ей, — что ж с вами станется, когда всю эту прекрасную картину застелят снега?» (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)
«Тот начинает считать деньги, и вместо двух у него оказывается полтора». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)
«. я был подвергнут вычету из жалованья в размере пятнадцати копеек в сутки». (Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия)
Этим же правилом регулируется правописание элементов корня «ин», «им», «ир».
«Мучительная тревога за нее сжимала сердце, юноша ощущал горячую сухость в горле, ему казалось, что из земли в спину и в затылок ему врастают острые шипы, рвут тело». (Горький Максим. Жизнь Матвея Кожемякина)
«2-й студент. Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации». (Островский А.Н. Пучина)
«Они бегали по песку и иногда замирали в неподвижной позе, вдруг делали прыжки и, схватив какое-нибудь насекомое, тут же принимались пожирать его с жадностью». (Арсеньев В.К. Рассказы)
Правописание «е» и «и»: корни под ударением, «беглая» гласная
В корнях с «беглой» гласными «е» и «и» пишутся:
- суффикс «ек» в том случае, если при склонении «выпадает» гласная «е»;
- суффикс «ик» пишется, если при склонении гласная не «выпадает».
«Ключик» при склонении дает форму «ключика»:
- «Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отпирать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отпирал крошечный ключик, висевший на той же связке». (Толстой Л.Н. Отрочество)
- «Таинственные обогатители сообщали под страшным секретом о существовании какого-нибудь ложка или ключика, где золото гребли лопатами». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Золото)
«Замочек» при склонении дает форму без буквы «е»:
- «Жилец, как нарочно, вошел в свою комнату в ту самую минуту, когда она, сломавши наконец, замочек, подавала Чаликову несколько бумажек, а Чаликов мычал, как параличный, и искал губами, куда бы поцеловать ее». (Чехов А.П. Бабье царство)
- «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком». (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени)
В корне «вис» в безударной позиции.
«Когда комнаты стояли пустые, в ожидании новых насельников, я зашел посмотреть на голые стены с квадратными пятнами на местах, где висели картины, с изогнутыми гвоздями и ранами от гвоздей». (Горький Максим. В людях)
В корне «вес» в ударной позиции.
«Подведет», — испуганно подумал Передонов, быстро снял портрет и потащил его в отхожее место, чтобы заменить им Пушкина, а Пушкина повесить сюда». (Сологуб Ф.К. Мелкий бес)
В корне «лип» в безударном положении.
«Крошки от ватрушки набились ему под одеяло, прилипали к телу и царапались, а в голову лезли все такие скучные, ненужные и позорные мысли о прошлом». (Куприн А.И. На покое)
В корне «леп» под ударением.
«Не повезло здесь богине правосудия: тысячепудовый штукатурный потолок с богатой лепкой рухнул в главном зале храма Фемиды, сшиб ей повязку вместе с головой, сокрушил и символ закона — зерцало». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)
В корне «сид» в безударной позиции перед мягким звуком «д».
«Девицы возвращаются в дом, забираются на кухню и долго сидят там на табуретах, созерцая сердитую кухарку Прасковью, болтая ногами и молча грызя семечки». (Куприн А.И. Яма)
В корне «сед» в безударной позиции перед твердым звуком «д».
«Фру-Фру вскинула левую ногу на галоп и сделала два прыжка и, сердясь на натянутые поводья, перешла на тряскую рысь, вскидывавшую седока». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)
Слова-исключения
Исключениями из правила «правописание букв «е» и «и» в корнях слов, после которых следует суффикс», являются слова — сочетание, сочетать.
«Достаточно указать на тот факт, что наш вкус находит дисгармонию в сочетаниях зеленого и голубого цветов, а природа опровергает наши художественные настроения на каждом шагу, сочетая синеву неба с зеленью леса и травы почти в музыкальную мелодию, особенно на севере, где природа так бедна красками». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Дикое счастье)
Задания для самопроверки
Упражнение 1. Посмотрите на текст. Объясните правописание гласных «е» и «и».
1. «Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П.) 2. «Собери свои вещи. Мы пойдем сегодня». (Короленко В.Г.) 3. «В соседней комнате г-н Кругликов не торопясь зажигал свечи; серная спичка сначала кинула синеватый, мертвенный свет, потом вдруг загорелась и осветила комнату». (Короленко В.Г.) 4. Огонь выжег все дотла.
Ответы: собирать (после корня суффикс а), собери (после корня нет суффикса а), зажигал (после корня суффикс а), выжег (после корня нет суффикса а)
Упражнение 2. Вставьте букву на месте пропуска.
Бл_стать, ст_рать, соб_рать, выж_г, выч_т, зад_рать, соб_ру, ст_реть, зам_реть, замоч_к, зам_рать.
Ответ: блистать, стирать, собирать, выжег, вычет, задирать, соберу, стереть, замереть, замочек, замирать.
источники:
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/slova-chereduyushshimisia-glasnymi-e-i.html
http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-cheredovaniya-bukv-e-i-i-v-kornyah-slov
Приведем примеры слов с чередующимися гласными «е», «и» в корне.
В корне некоторых слов в безударной позиции пишется то буква «е», то «и», например:
- заберу — забирать;
- растереть в порошок — растираю ладони;
- отпереть дверь — запирать на ключ.
Как правильно написать эти слова? В этих случаях невозможно проверить безударные гласные в корне с помощью ударения, подобрав родственные слова или изменив грамматическую форму слова. В корне подобных слов отметим чередование гласных е//и.
Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
Чтобы выбрать правильное написание слов с чередующимися гласными е//и в корне, применим орфографическое правило русского языка.
Правило
В корнях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишется буква «и», если после корня следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква «е».
Например:
- замирать от испуга — замер;
- придираться — придерусь.
Поможет в написании таких слов стишок-запоминалка:
Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гляди!
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «и».
Если после корня «а»,
В корне будет «и» всегда.
Вот пример, запоминай:
— Ноги вытер? — вытирай!
Слова с чередующимися гласными е//и в корне
Приведем примеры слов с чередующимися гласными е//и в корне. Заметив суффикс -а- в морфемном составе слова, правильно пишем букву «и» в его корне.
1. бер-/бир-
- соберу гостей — пойду собирать травы;
- заберешь с собой — забирать вечером;
- отберете нужное количество — отбирать немного;
- наберем воды — набирайте яблок;
- приберет в комнате — прибираю дом;
- подберите волосы — подбираю камешек;
- полная неразбериха;
2. дер-/дир-
- придерусь к нему — придираться без конца;
- продерусь сквозь заросли — продираться с трудом;
- сдерет наклейку — сдирает постоянно;
- отдерешь марку — отдираем глину;
- надерет уши — надирает вихры;
- раздерет ранку — раздирает все время;
- удерембез оглядки — удирает от нас;
3. мер-/мир-
- замерло сердце — замираю на месте;
- отмерла верхушка — отмирают корни;
- умерли давно — умирает надежда;
- замерший — замирать;
4. пер-/пир-
- отпереть дом — отпирать калитку;
- отпереться от обвинений — отпираться всегда;
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов;
- запер надолго — запираем дверь;
- сидеть взаперти;
- напереть (ся) — напираю всем телом;
- сильно упереться — упираюсь ногами;
- выпереть — выпирать отовсюду;
5. тер-/тир-
- стереть тряпкой — стирать постоянно;
- может стереться — стирается регулярно;
- растереть в порошок — растирать в ступке;
- обтереть лицо — обтираешь малыша;
- обтереться полотенцем — обтираться с ног до головы;
- натереть маслом — натирать мазью;
- протереть столешницу — протирать посуду;
- втереть крем — втирать очки;
6. блест-/блист-
- блестеть на солнце — блистать красноречием;
- блистательный ответ;
- заблестело стеклышко — заблистали огни;
- отблистать — отблески молний;
- проблески зари;
- блестящие способности;
- блистающий издалека;
7. жег-/жиг-
- разжёг костёр — разжигает печь;
- пережёг провод — пережигать;
- сжег дрова — сжигаешь в печи;
- зажег свечку — зажигать топку;
- прожег рубашку — прожигать жизнь;
- обжёг палец — обжигает край ленты;
- зажигалка;
- прижёг — прижигание;
- поджег — поджигатель;
8. стел-/стил-
- стелить постель;
- расстелить скатерть — расстилать кровать;
- постелить простыню;
- настелить пол — настилать доски;
- устелить травой — устилать ковром;
- перестелить — перестилать;
- подстилать солому — подстелить сено;
9. чет-/чит-
- счет — считать до десяти;
- пересчет доходов — пересчитать овец;
- отсчет времени — отсчитать немного;
- вычесть — вычитать одно число из другого;
- вычеты из зарплаты;
- выполнить вычитание;
- зачесть — получить зачёт;
- причитающийся ему.
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 235
Данное слово является существительным, а употребляется в значении «каменный столб или плита с надписью или рельефным изображением, поставленные в качестве надгробья, в память о каком-либо событии». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «стела» или «стелла»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
СТЕЛА
Почему напишем слово с одной согласной буквой «л»?
Следует обратить внимание на то, что наше существительное «стела» образовано от древнегреческого слова.
Так как наше слово является иноязычным, значит, следует запомнить такую норму написания, а также стараться не допускать ошибок!:)
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Синонимы к слову:
- Знак
- Плита
- Столб
- Цилиндр
Примеры предложений с данным словом:
- Теперь там находится мраморная плита и мраморная стела.
- Эта четырёхгранная стела возвышалась метров на двадцать.
- Здесь представлена стела погибшим в цунами.
§ 13.Следует различать гласные а и о в корнях
зар— и зор—,
рас(т)—
и рос(т)-,
равн— и ровн—,
гар— и гор—,
плав— и плов—:
-
зар— пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением — за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);
зор— пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю). -
рас(т)— пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;
рос(т)— пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах. -
равн— пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;
ровн— пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;в слове равнина пишется а.
-
гар— пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;
гор— пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть. -
плав— пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.
Чередование а и о находим также в глаголах
- скакать — выскочить,
кланяться — поклониться,
касаться — коснуться,
предлагать — предложить,
излагать — изложить и т. п.
а также макать — мочить
и в образованных от них словах:
скакун — выскочка,
касательство — прикосновение, облагание — обложение и др.
Если возникло сомнение, как пишется существительное – «стелла» или «стела», необходимо вспомнить одно правило, касающееся заимствованных слов.
Вспомним орфограмму и определим безошибочный вариант написания.
Как правильно пишется?
В соответствии с данными орфографического словаря, правильно – стела.
Какое правило применяется?
Имя существительное «стела» происходит от древнегреческого – «στήλη», переводится на русский как «столб, свая».
В современном понимании это – «вертикально стоящий памятный, погребальный деревянный, чаще, каменный столб, с высеченными на нем именами, текстом или изображениями».
Написание согласной в корне проверить нельзя. Имя существительное, как и другие заимствованные слова, следует помнить или проверять по орфографическому словарю или словарю иностранных слов.
Примеры предложений
В сквере, расположенном на проспекте 40-летия Победы, находится мраморная стела, на которой выбиты имена земляков, погибших в Великой Отечественной войне.
У памятной стелы всегда – зимой и летом – лежат живые цветы.
Как неправильно писать
Ошибка – писать слово следующим образом: стелла.
Думаете, как нужно писать «стелла» или «стела»? Попробуем вместе выяснить, чем же отличаются представленные варианты. В этом нам помогут толковые словари.
Как правильно пишется
Нормативными являются оба слова, но они обозначают разные вещи – стела и стелла.
Какое правило применяется
С одной «л» мы пишем существительное, обозначающее «памятник, монумент». Такое написание объясняется его этимологией. Оно было заимствовано из древнегреческого языка с одной «л».
С удвоенной согласной мы пишем либо имя собственное, либо существительное, синонимичное слову «звезда». Второй вариант используется реже. Две «л» унаследованы из латинского источника – stella.
Примеры предложений
- На месте приземления Гагарина была возведена величественная стела.
- Стелла ежедневно опаздывала на работу.
Проверь себя: «Названный» или «названый» как пишется?
Как неправильно писать
В зависимости от значения оба слова могут быть неправильными.
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
- Главная
- Справочники
- Элементарная орфография. Интерактивный справочник для 1-11 классов
- §17. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил
Ищи суффикс а
Если в слове с корнями:
бер//бир, пер//пир, жег//жиг, мер//мир, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил
- есть суффикс а, пиши в корне и: стирать, блистать,
- нет суффикса а, пиши е: стереть, блестеть.
Исключение
Сочетать, сочетание
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.
В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.
Чередование е и и
12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-:
- собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать;
- в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Чередование а(я) и им , а(я) и ин
13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-:
- сжать – сжимать,
- понять – понимать,
- начать – начинать.
Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:
- от суффикса, следующего за корнем;
- от буквы, следующей за гласной;
- от значения слова.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.
Исключения: сочетать, сочетание, чета.
В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.
В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить
Написание гласных, зависящее от ударения
В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть. 2. В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.
Исключение: зорева̀ть.
В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.
Исключение: у̀тварь.
В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.
Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.
В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.
Исключения: скачок, скачу.
Написание гласных, зависящее от значения слова
В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.
В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.
Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.
Корни с чередованием. Все правила
Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:
- -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).
Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:
Исключения: зорянка, зоревать.
- -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:
- -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О:
- -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактеры – подровнять грядку ).
Корни с чередованием гласных: таблица и примеры
Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.
Происхождение чередующихся гласных в корне слова
Откуда в русском языке корни с аблаутом — обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.
Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?
Из праиндоевропейского языка. Например, из него происходит, наверное, самый «старый» аблаут – е/о. Существовал он ещё в те времена, когда не только русского, но и славянского языка не было. Типичный пример: нести — носить, везти — возить.
Из праславянского языка. В нём гласные были краткие и долгие. Со временем это явление исчезло, а следы остались. Пример такого чередования: приложить – прилагать.
Следствие падения редуцированных гласных. Когда-то буквы ъ и ь были гласными. Со временем они либо исчезли, либо превратились в гласные полного образования, а в некоторых корнях произошло и то, и другое: сон – сна.
Следствие исчезновения дифтонгов и носовых звуков. От них оставался один звук, но не всегда. И следы этого мы видим в таких примерах, как: выть – воет, сухой – сохнет, время – времена, тяга – тугой, виться – взвейтесь.
Из церковнославянского языка. При его влиянии в русском языке появились пары слов вроде город – град, голова – глава, молоко – млекопитающие, берег – прибрежный, разровнять – выравнивать.
Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница, пожимать такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.
Источник: http://kam-merch.ru/vse-korni-s-cheredovaniem-tablica-korn/
Безударная чередующаяся гласная корня
Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.
Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар – угореть).
В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.
В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.
Опишем правила выбора чередующихся гласных. К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:
- Корни, в которых гласная зависит от ударения:
гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние); - Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
бирА – бер, дирА – дер, тирА – тер, пирА – пер, мирА – мер, жигА – жег, стилА – стел, блистА – блест и блесн, читА – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), касА – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение); - Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – прескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение).
Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок; - Корни, в которых гласная зависит от смысла слова:
равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).
Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).
Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:
От чего зависит | Список корней |
Ударение |
|
Суффикс |
|
Последний согласный корня |
|
Значение слова | равн – ровн мак – мок |
Внимательно прочитав статью, мы выяснили, какие безударные гласные считаются чередующимися. Составили список корней с такими гласными (приведены в таблице). Определили правила выбора верной гласной.
Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnaya-chereduyuschayasya-glasnaya-kornya-primery.html
Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица
Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания чередующихся гласных.
Корень Правило Примеры
-ГАР- -ГОР- |
Под ударением пишется А, без ударения — О |
Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛАН- -КЛОН- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-ТВАР- -ТВОР- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь |
-ЗАР- -ЗОР- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть |
-ПЛАВ- -ПЛОВ- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха |
-КАС- -КОС- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О – в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-МАК- -МОК- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-РАВН- -РОВН- |
А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный», О — при значении «ровный, прямой, гладкий» |
равноправие, сравнять (счет) подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СКАК- -СКОЧ- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-ЛАГ- -ЛОЖ- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижёг блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Чередующиеся гласные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
- места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
- смысловых различий (равн-/ровн-, мак-/моч-).
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением, изменив грамматическую форму слова или подобрав родственное слово. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/chereduyuschiesya-glasnye-v-korne.html
Корни с чередованием гласных
Слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы по способу проверки:
- Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.
- Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре, мясной — мя́со, грибы — гри́б.
- Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно сверять по словарю и запоминать, например: соба́ка, ветера́н, неде́ля.
Выбор гласной в корне в зависимости от согласной:
- лаг — лож
- излагать — изложение, возлагать — возложение
- раст (ращ) — рос
- подрастать — подросли, приращение — приросли. Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.
- скак — скоч
- прискакать — подскочил, обскакал — проскочил. Слова-исключения: скачок, скачу.
Выбор гласной зависит от ударения:
- га́р — гор (без ударение о, под ударением а)
- зага́р — загорать, га́рь — горелка
- зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)
- заря — зо́ри, зарница — зо́рька. Слово-исключение: зоревать.
- клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)
- приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н
Выбор гласной зависит от наличия суффикса -а-:
- бира — бер
- убирать — уберу, собирать — соберу
- дира — дер
- выдирать — выдернуть, раздирать — раздеру
- пира — пер
- запирать — запереть, упираться — упереться
- тира — тер
- вытирать — вытерли, затирать — затереть
- мира — мер
- умирать — умереть, замирать — замереть
- блиста — блест
- блистать — блестеть, заблистать — заблестеть
- стила — стел
- подстилать — подстелить, перестилать — перестелить
- жига — жег (жечь)
- выжигать — выжегший, прижигать — прижечь
- чита — чет
- вычитать — вычесть, подсчитать — подсчёт
- каса — косн
- прикасаться — прикоснуться, касательная — коснётся
Выбор гласной зависит от значения слова:
- равн — ровн
- равн → в словах со значением «равный», «одинаковый» уравнение, поравняться, наравне
- ровн → в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий» выровнять, заровнять, разровнять
- мак — мок
- мак → в словах со значением «погружать в жидкость» макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску
- мок → в словах со значением «пропускать жидкость» вымокнуть под дождём, замочить бельё
Примечание. К корням с чередованием также относятся корни ча — чин, мя — мин, жа — жим, ня — ним, кля — клин. Буква и в них пишется, если после корня находится суффикс -а-.
начать — начинать, примять — обминать, нажать — отжимать, принять — занимать, заклятие — проклинать
Примечание. В корнях плав — плов всегда пишется плав: плавить, плавать, поплавок, выплавка.
Корень плов пишется в словах-исключениях: пловец, пловчиха, пловцы.
Примечание. В корнях твар — твор всегда пишется твор: творить, творец, творение.
Корень твар пишется в словах-исключениях: тварь и утварь.
Источник: http://www.rusyaz-online.ru/pravila/korni-s-cheredovanijem
Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Основные правила
Согласно морфологическому принципу русского языка, написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под ударением или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а», подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В прилагательном «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение).
При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения.
Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст», замечают только согласный «с», поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о».
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к», а согласный «ч» требует написания «о». Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а», в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о», поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч».
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-; о – нет суффикса -а- |
касающийся соприкосновение |
|
лаг/лож | предположение возлагать |
полог | |
тер/тир в значении «трёт»
|
и – присутствует -а-; е – отсутствует -а- |
|
выжига сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и», если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е». Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е», проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», наречие «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а».
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники).
К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/chereduyushhiesya-glasnye-v-korne-slova.html
Корни с чередованием. Все правила
Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:
- -бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)
- -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
- -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
- -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
- -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
- -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
- -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
- -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
- -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:
- -кас-а //-кос- (кАсаться – кОснуться)
- -лаг-а // -лож- (полАгать – полОжить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вырАсти– вырАщенный — вырОсли).
Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:
- -скак // -скоч- (скАкать– вскОчить).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:
- -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
- -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:
Исключения: зорянка, зоревать.
- -зОр-//-зар- (заря – зОрька)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:
- -мак -//- мок- (макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О:
- -равн -//- ровн- (сравнитьхарактеры – подровнять грядку).
Источник: http://21vu.ru/publ/2007/25932
Определение и разбор слова
Рассматриваемое слово является глаголом, который употребляется в значении: «раскладывать, покрывая поверхность чего-либо».
Варианты написания
В первом слоге пишется гласная «е» или пишется гласная «и»? В этой статье мы разберем какой вариант написания — «стелить» или «стилить» является верным.
Существует два основных варианта написания слова:
- «стелить», где в пером слоге пишется гласная «е»;
- «стилить», где в первом слоге пишется гласная «и».
Как правильно пишется: «стелить» или «стилить»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
«СТЕЛИТЬ»
Какое правило применяется?
Для того, чтобы разобраться в правописании данного слова, сделаем его морфемный разбор:
- «стел» — корень;
- «и» — суффикс;
- «ть» — суффикс.
Как мы видим, нас интересует правописание гласной буквы в корне слова. В русском языке есть правило: «В чередующихся корнях «-стел-/-стил-», если после корня стоит суффикс «а», пишется гласная –и-, во всех остальных случаях пишется гласная –е-». Как мы видим, в слове «стелить» после корня стоит буква «и», суффикс «а» отсутствует, значит, в корне следует писать гласную «е».
Пример использования слова в речи
Она принялась стелить скатерть.
Она поднялась наверх, чтобы стелить постель для гостей.
Продавцы начали стелить свои ковры перед покупателями.
Подводим итоги
- Верное написание: «стелить»
- Неверное написание: «стилить»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Цели урока:
- способствовать открытию учащимися в ходе урока
специального правила правописания корней стел — /
стил -; перенести полученные знания на
правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир; - продолжить формирование у учащихся умений
ставить перед собой цели, планировать и
организовывать свою деятельность во времени
согласно выбранной теме; продолжать
содействовать развитию фонематического слуха,
внимания, логики; - способствовать воспитанию трудолюбия,
аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.
Ход урока
1.Ситуация успеха
— Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января –
последний день января. Сыро. Мокро. А нам так
хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо.
Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.
( Открываю доску с записанным текстом.)
З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым
к_вром землю заст_лает.
— Что будете делать?
( Ответы детей.)
— Правильно. Вставим пропущенные буквы и
выделим ту часть слова, где находится орфограмма.
Вам понятно задание?
Выполнение и проверка задания. Дети объясняют
правописание орфограмм.
2. Ситуация разрыва
— Какой корень в слове “застилает”? Как вы
проверили это слово?(Стелет, стелется)
— Я подобрала другие слова: “настил”,
“подстилка”. Можно ли их использовать для
проверки слова “застилает”?
( Учащиеся говорят, что не знают значения этих
слов.)
— Давайте выясним значение этих слов.
Работа с толковым словарем.
( НАСТИЛ – поверхность из досок или другого
материала, нанесенного сверху чего-нибудь.
ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)
— Однокоренные ли эти слова?
(Ответы детей)
— Можно ли проверять наше слово “застилает”
этими словами?(Можно)
— Выходит, что слово “застилает” можно
проверять словами “стелет” и “настил”?
3. Постановка учебной задачи
— Какое из однокоренных слов вы будете
использовать? Вы можете ответить? Что будете
делать?
(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к
выводу, что данное слово нельзя проверить по
сильной позиции и нужно вывести специальное
правило.)
4. Решение учебной задачи
— Займемся исследованием. Я вам предлагаю
языковой материал.
Даны два столбика слов, записанных на доске.
заст_лю | заст_лает |
наст_лить | наст_лать |
подст_лю | подст_лаешь |
— С чего вы начнете работу? Что вам
поможет?(Словарь)
Работа в парах со словарем.
— Что вы заметили? ( В первом столбике записаны
слова с корнем стел -, а во втором – с корнем
стил-.)
— Как вы думаете, от чего это зависит?
Порассуждайте в группах.
Работа в группах.
( Выслушиваю рассуждения детей)
Вывод правила: если есть за корнем А, в корне
будет И всегда.
5. Моделирование
— Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы
должны показать на своих моделях?
( Выслушиваю объяснения учащихся.)
Предъявление моделей на доске.
6.Физкультминутка
7. Дополнения к правилу
Работа в парах
— Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?
( Повторение правила)
— Этому правилу подчиняется и написание других
корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в
предложениях записанных на карточках.
Содержание карточки 1.
Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на
руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.
( Анализ языкового материала в парах.)
— Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы
нашли?
( Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)
СТЕЛ | СТИЛ |
БЕР | БИР |
ПЕР | ПИР |
ТЕР | ТИР |
8. Выработка орфографических навыков на
основании выведенного правила – выполнение
упражнения
Содержание карточки 2
расст_латься | оп_раться |
выт_рать | ст_реть |
соб_ру | уб_раю |
выст_лить |
( Проверка)
9. Домашнее задание
— Составьте предложения сданными словами.
10. Рефлексия
— Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги
своей работы, закончив одно из предложений.
На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…