Как пишется коренная пустынь

Контакты

Телефоны монастырских служб:

Приемная наместника +7 (47151) 4-18-03
Бухгалтерия +7 (47151) 4-14-07
Паломническая служба +7 (47151) 4-15-76
Склад товаров +7 (47151) 4-14-30
Гостиница +7 (905) 159-21-25

e-mail: snamenie@yandex.ru

Религиозная организация «Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь Курской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Руководитель – наместник монастыря игумен Серафим (Котельников Тимур Викторович), действующий на основании Устава.

Адрес – 306050, Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, ул. Советская, д. 40

Банковские реквизиты:

  • Расчетный счет – 40703810616080000006 в Центрально-Черноземном филиале ООО «Экспобанк»;
  • ИНН – 4607002574;
  • КПП – 460701001;
  • ОГРН – 1034690009573;
  • корреспондентский субсчет Филиала Банка – 30101810345250000330 в Отделении по Курской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО;
  • БИК – 043807330.

В том же 1597 году последовал царский указ о создании мужского монастыря на месте обретения Курской Коренной иконы с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Туда препроводили икону из Москвы вместе с «царским иждивением» на построение пустыни. Настоятелем – игуменом будущей обители был определен священник из Рыльска, имевший особое усердие к Коренной иконе, часто совершавший на месте её обретения молебны и иные требы для богомольцев-паломников. В монашестве он получил имя Евфимий.

Однако новый монастырь едва ли успел развернуться. В 1598 или 1599 году царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск, ввиду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в приделе в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе. В 1601 – 1603 годах Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все… кроме Курской земли. Она одна снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; как бы в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги . Все это также разместилось пока в Курске. Игумен Евфимий доходы от своих служб, в приделе Воскресенского собора приберегал на содержание Коренной обители. Соборяне жаловались царю, но он поддерживал Евфимия, приказав игумену с братией владеть всеми доходами от служб в Рождество — Богородицком приделе . Из этого видно, что уже в конце XVI века братия Коренной пустыни существовала и, вероятно, велись какие-то подготовительные работы по строительству обители. Курск в то время только отстраивался; он не стал еще прочной крепостью, и в 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Святыни не помогают не правому делу… Лжедмитрия постигло народное мщение. Но нельзя не обратить внимания на то, что Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.

Бедствие постигло в том году и Коренную пустынь. В 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят) и тогда «погорели все грамоты и выписи» Коренной пустыни, которая, следовательно, к этому времени успела обустроиться, обзавестись деловыми бумагами.
В 1612 году семитысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступили к Курску. Жители Курска сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить в Курске монастырь в честь Её иконы. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах, шедшую от Пятницкой башни по городскому забралу. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.

Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году – царю Михаилу Федоровичу челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения. В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян из Москвы в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона. Следует отметить, что ни гетману, ни другому неприятелю, ни разу не удалось взять Курск, хотя в продолжении XVII века на город часто нападали и поляки, и крымские татары. Курск, правда, был оккупирован в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но заметим, что именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт Центрального фронта находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.

Коренная пустынь замышлялась как крупный духовный центр. По жалованным грамотам Феодора Иоанновича и Бориса Годунова, помимо денег и ценностей, Коренной обители жаловались вотчины « в Курском уезде в Обмяцком стану деревня Тазово, да деревня Жерновец, да слобода Служня, да слобода Долгая на реке Тускари, а в тех деревнях и слободах монастырской земли 600 четей, а перелогом и дикого поля не ведают, сколько четей. Старые книги и … жалованные грамоты и выписки в войну утерялись». Так значится в челобитной 1621 года, адресованной игуменом Курского Знаменского монастыря царю Михаилу Федоровичу. Царь подтвердил владение означенными вотчинами, но уже не Коренной пустыни, а Знаменскому монастырю в Курске, по отношению к которому Коренная пустынь оказалась теперь приписанной.
Возникновение в 1613 году монастыря в честь Коренной Знаменской иконы в самом Курске поставило Коренную пустынь в странное положение; поскольку главная святыня – Курская Коренная икона пребывала в Курске, то пустынь неизбежно должна была прийти в упадок.

Правда в этом святом месте созидалась небольшая и очень скромная обитель. В 1618 году освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы; построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания (все – деревянные), колодезь над источником. В Обители находились один монах и четыре «вкладчика». В 1621 году здесь жили четыре монаха, да за монастырем находился дом священника Михаила. В 1630 году обитель насчитывала 10 человек монашествующих. «Пустынский монастырек», так называли его в те времена, имел неплохие иконы, в том числе один древний список Курской Коренной иконы в сребро-вызолоченном окладе, необходимые книги, кресты с мощами, колокола, прочую утварь, но не имел даже ограды. Сень над святым источником была крыта лубьем, церковь – тесом, многие здания – соломой.

И, тем не менее, сюда уже начались крестные ходы. Согласно преданию, в первый раз Курская Коренная икона была принесена сюда из Курска в 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в девятую пятницу после Пасхи, и тогда же здесь состоялся торг. В 1667 году в Коренной пустыни жили четыре монаха; здания обветшали. В это время Курскую Коренную икону посылали на Дон для сбора милостыни в пользу пустыни. Обитель оживает в начале XVII века, когда миновала опасность татарских набегов. По документам 1701 года, здесь пребывало шесть монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в «строителей»; бывали и игумены – в том случае, если они ранее уже имели таковой сан. В 1703 году в Коренной пустыни на месте прежней деревянной построена новая каменная церковь Рождества Богородицы (с приделом Иоанна Предтечи). В 1708 году созданы каменные врата и надвратный храм Преображения Господня с приделом Архистратига Михаила. Все это — на личные средства двух богатых (из дворян) монахов Коренной пустыни.

Строительство в 1713 году церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами.(Один из антиминсов храма «Живоносного источника» был освящен в 1752 году святителем Иоасафом (Горленко;1754) – выдающимся русским иерархом, причисленным к лику святых).

Тогда же был сооружен каменный крытый ход от этой церкви до верхней площади монастыря к соборному храму. Крыша – тесовая, ступени лестницы вымощены дубовыми досками. Строились новые кельи, гостиные дворы. Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, как и торги, которые местные жители приурочивали к этому времени. С 1726 по 1764 год срок пребывания иконы в пустыни увеличился с трех дней до недели. Крестные ходы и ярмарка были едва ли не единственными источниками доходов в Коренной пустыни.

По указу 1764 года Белгородской консистории Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского и Обоянского, Коренная пустынь исключалась из ведения Курского Знаменского монастыря и становилась самостоятельной со штатом в семь монашествующих.

При этом у Коренной пустыни незаконно были отобраны и Богородицкий лес, и луга, сады и огороды, мельница, пчельник, все постройки, извне примыкавшие к плетневой ограде обители, в том числе ветхие гостиные дома. В монастырской описи 1765 года встречаются такие красноречивые записи, «домашнего скота, езжих три лошади, все престарелые. Примечание: две пали в трудах, одна продана. Рогатого скота, старых и молодых коров, быков двухлетних и подтелков малых всех 11. Примечание: по приговору братскому, за неимением, чем кормить 5 – проданы. Денег в казне не имеется.) Из документов видно, что в обители не хватает самой необходимой утвари, храмы требовали ремонта. Монастырь по прежнему не был огорожен, так что амбары, кельи монахов и даже алтари храмов часто обворовывались. В таком состоянии принял Коренную пустынь игумен Исайа (Илляшевич), постриженный в монашество святителем Иоасафом Белгородским (Горленко), опытный в хозяйственных делах и весьма усердный настоятель, управляющий пустынью с 1765 по 1771 год. Игумену удалось кое-что подремонтировать, исправить, улучшить в обители. Чтобы изыскать средства к дальнейшему ремонту и поддержанию жизни обители игумен Исайа добился, что в 1765 году срок пребывания Курской иконы в Коренной пустыни был увеличен до двух недель. Когда между Курским Знаменским монастырем и Коренной пустынью возникли разногласия о доходах с кружечных и иных сборов, епископ Порфирий распорядился делить доходы поровну, пополам. В 1767 году во время традиционного крестного хода произошла ссора из-за этих доходов. Последовал высочайший указ о запрещении крестных ходов в Коренную пустынь, как полагают, по инициативе обер-прокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино. Они были возобновлены лишь в 1791 году. Коренная пустынь стала приходить в совершенный упадок.

После заметного оживления в начале XVIII века положение Курской Коренной пустыни вскоре стало неуклонно ухудшаться. Этому содействовали далеко не одни конкретные местные условия. Все началось с «церковной реформы» Петра I, проведенной под руководством англичан – профессоров Оксфорда, продолжилось антиправославной политикой Екатерины II, всяческим притеснением монашеского подвижничества

Это была внутренняя последовательная политика правящих верхов России, направленная на подрыв коренных устоев русской церковной и духовной жизни, проводимая более 80 лет. Результатом такой политики явилось оскудение монашества, падение его нравственного уровня. А в 1792 году, когда в Коренной пустыни решено было ввести твердый общежительный устав, из пяти насельников братии обители только один, иеромонах Протерий, выразил желание остаться, остальные выпросили разрешение удалиться в другие монастыри, где было повольготней. Это было бедствием гораздо худшим, чем материальные лишения и стеснения обители. Таким образом, то, что происходило с Коренной пустынью и в ней самой, было лишь местным отражением общероссийских явлений церковной жизни.
Екатерина II значительно изменила свое отношение к Православию, в частности к монашеству. Этим и объясняется тот удивительный факт, что в 1790 году курские граждане во главе с городской головой Иваном Голиковым дерзнули обратиться к ней с прошением о возобновлении крестных ходов в Коренную пустынь и получили сразу же высочайшее разрешение.

В июне 1767 года тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Машнину явилась Божья Матерь и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фатеевне. На следующий день крестный ход из Знаменского Курского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Машниниых. Агафья Фатеевна вынесла мальчика во двор, попросила пронести над ним Коренную икону и дала сыну приложиться к ней, после чего он стал выздоравливать. Этот случай из жизни великого светильника земли Русской преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной иконой и Коренной пустынью. В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии, и, может быть не случайно, что духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря. В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало еще одно прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, С. – Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». И просили в Коренной пустыни «учредить общежительство примерно против Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной иеромонаха Никандра».

Синод прислал в настоятели для Коренной пустыни Саровского иеромонаха Илария, с ним прибыли иеродиакон Парфений и два послушника. Старец Иларий, отпустив из Коренной пустыни тех, кто не пожелал жить по монашески, пополнил братию духовно крепкими людьми, ввел общежительный устав, не оставляя попечений и во внешнем благоустройстве обители. Однако по старости и слабости здоровья он не смог долго оставаться настоятелем и в 1795 году вернулся в Саров. В Коренной пустыни остался духовником иеромонах Парфений. Назначенный в 1799 году настоятелем иеромонах Макарий (Каменецкий) прежде проходил послушание трапезаря в Санкт-Петербургской Александро – Невской Лавре; личные связи с высокопоставленными людьми в столице, в том числе с митрополитом Гавриилом, помогли отцу Макарию в деле возрождения Коренной пустыни. С его приходом обитель возвратила многие земли и угодья, отнятые в 1764 году, в том числе лес, луга по обеим сторонам реки Тускари, сады и огороды, мельницу у села Долгого и другое. В 1804 году был издан указ, по которому Курская икона Знамение должна была отныне оставаться в Коренной пустыни с 9-й пятницы по Пасхе до 12/25 сентября; все сборы в течение этого времени шли в пользу Коренной пустыни. За благоустройством внутренним, духовным закономерно следовало и внешнее, материальное благолепие.

В 1806 году отец Макарий был возведен в сан игумена. Своим ближайшим помощником он сделал иеромонаха Парфения (бывшего саровского инока), который усердно трудился над духовным укреплением обители до 1809 года, когда был переведен настоятелем в Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь.

В 1811 году в Коренной обители было девять иеромонахов, пять иеродиаконов, один белый диакон, четыре монаха и 25 послушников. Среди них были люди разного происхождения и положения (иногда и высокого), но с общим искренним стремлением к иноческому благочестию и подвижническому житию.

Игумен Макарий скончался 16 августа 1815 года и погребен под папертью соборного монастырского храма Рождества Богородицы. Его преемником стал игумен Палладий (1815-1818), в миру Павел Белевцев, из дворян Курской губернии, окончивший курс наук в Инженерном корпусе. При нем в Коренной пустыни была учреждена архимандрия; сам он стал её первым архимандритом, в 1819 году был переведен настоятелем Курского Знаменского монастыря; там его деятельность увенчалась постройкой величественного Знаменского собора, который и по сей день украшает город.

В 1819 году в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями. В 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тысяч штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой.

В 1825 году монастырю отошел по завещанию двор купца Гладкова в городе Курске, который стал чем-то вроде подворья обители. В 1832-1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки монастыря к церкви «Живоносного Источника». Затратив большие по тем времена средства – 20 тысяч рублей серебром. По свидетельству очевидцев сходы эти придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, напоминая галереи Афонских монастырей и крытые галереи Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, и создавали большие удобства для богомольцев.
В 1825 году был заложен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по проекту, выбранному известным курским помещиком графом Клейнмихелем, имевшим на то поручение правительства. Освященный в 1860 году новый храм представлял один из лучших образцов русско-византийского стиля.

Была обновлена и церковь «Живоносного источника». В центре её, перед алтарем, находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебряные и медные деньги; иногда собиралась немалая сумма. Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того самого вяза, у которого была найдена в 1295 году чудотворная икона Знамения Божией Матери. В 1885 году корень еще испускал три живых зеленых отростка. Деревянный щит с изображением Коренной иконы в момент обретения, в руках нашедшего её человека с фонарем-лампадой пред нею, укрывался сверху деревянной крышей на столбах; внизу – деревянный помост, над которым истекал чудотворный источник, тут же трубою отводимый внутрь церкви, в колодец с чаном, а из него трубой – к реке Тускари.

В 1875 году, при архимандрите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь – в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма был выстроен также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его – небольшая колокольня. При этом храме было устроено еще одно – четвертое – скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители.

Совершенствовалась духовная подвижническая жизнь монашествующих, особенно при архимандрите Ювеналии (Половцеве), назначенном в 1862 году из Глинской пустыни, где он был настоятелем. Он продолжал дело, начатое в 1793 году Саровским старцем Иларием. Ювеналий был подлинным старцем; в свое время он более 10 лет подвизался в Оптинской пустыни под руководством известного старца Макария. Так наряду с духовным направлением Сарова к Коренной пустыни добавился и дух Оптиной. Образованный в «духовных науках», отец Ювеналий стал примером для братии. При нем были полностью построены двухэтажный каменный корпус на правой стороне монастыря, двухэтажная гостиница. В 1868 году архимандрита Ювеналия перевели наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры.
В XIX– начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам. От святых ворот ближе к рыночной площади были построены еще одни ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы, внутри монастыря возникли каменный настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса, другие постройки.

Коренная ежегодная ярмарка в законе 1824 года названа в числе трех главных ярмарок, на которые иностранцам разрешалось высылать свои товары.
В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 27 верст – так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске. Ризница Коренной пустыни хранила исторические и духовные реликвии, в частности два напрестольных креста с множеством частиц мощей различных святых, драгоценные оклады, кресты, сосуды, книги, в том числе печати XVII века и т.п. Наиболее чтимыми иконами обители были Курская Коренная (имелись два списка с первоначальной иконы, один из них – XVII век), Казанская и Федоровская иконы Божией Матери, а также храмовые иконы: Иоанна Предтечи, Антония и Феодосия Печерских, Живоносного Источника, Преображения Господня, Архистратига Михаила, Всех святых.

В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь на новое название – местечко Свобода.

В это же время монастырь лишается права юридического лица, а в 1922 году согласно «Декрета ВЦИК 16 февраля 1922 года» состоялось изъятие монастырских ценностей. Большое количество драгоценных предметов: оклады икон, Евангелий, кресты, облачения и многое другое было увезено навсегда.
В октябре 1923 года пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.

По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека – разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню — место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес вырубили, а это были реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи.
На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище.
7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.
В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 г.г. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман , архиепископ Берлинско — Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.

Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» — освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (больничный корпус), Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря. Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Монастырь

Коренная пустынь

Монастырь Курская Коренная пустынь

Монастырь Курская Коренная пустынь

Страна Россия
Субъект РФ Курская область
Конфессия Православие
Тип Мужской
Дата основания 1597 год
Коренная пустынь на Commons-logo.svg Викискладе

Координаты: 51°58′20″ с. ш. 36°18′41″ в. д. / 51.972222° с. ш. 36.311389° в. д. (G) (O) (Я)

Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь или Коренная пустынь — мужской монастырь, находящийся в Курской области.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Монастырь в современном виде
  • 3 Наместники
  • 4 Интересные факты
  • 5 Галерея
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

История

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Основана в 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска. Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Благочестивый охотник поместили икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.

Строительство пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разора Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.

Коренная пустынь упоминается в «Книге Большому Чертежу», 1627 год:

А ниже Сновы верст с 5 на Тускори пустыня монастырь пречистые Богородицы курские, от Курска 20 верст. А ниже монастыря пречистые Богородицы курские пала в Тускор, от Курска верст з 10, речка Обмет, течет от Теплого колодезя

В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня.

Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).

1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого — Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.

Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Ненадолго, по просьбе генерала П. Н. Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму. В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США, где с 1957 года пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке.

Монастырь в современном виде

В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Братия монастыря
  • и.о. наместника — иеромонах Серафим (Котельников)
  • Благочинный — иеромонах Григорий (Гуров).
  • Эконом — иеродиакон Антоний (Вододохов).
  • Казначей — иеромонах Алексий (Кравцов).
  • Ризничный (благочинный по храму) — иеромонах Серафим (Котельников).
  • Регент — монах Руфин (Антипов).

Наместники

  • Григорий (Кренцив) (1994—1990-е)
  • Вениамин (Королёв) (с 24 декабря 2004)
  • и.о. наместника Серафим (Котельников) (с 29 августа 2012)

Интересные факты

  • Крестный ход, собиравший тысячи паломников, когда из Курска в Коренную пустынь переносили икону Знамения Пресвятой Богородицы, отразил в своей картине «Крестный ход в Курской губернии» Илья Репин.
  • В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавлен уникальный фаянсовый иконостас[1]

Галерея

  • Korennaja1.jpg

  • Korennaja2.jpg

  • Korennaja3.jpg

  • Korennaja4.jpg

  • Korennaja5.jpg

  • Памятник преподобному Серафиму Саровскому

  • Korennaja7.jpg

  • Korennaja8.jpg

  • Palom centr.JPG

  • Koren 001.JPG

  • Коренная пустынь. Зима 2011

  • Korennaya Pustyn 01.jpg

  • Korennaya Pustyn 06 1.jpg

  • Korennaya Pustyn 12 1.jpg

Ссылки

commons: Коренная пустынь на Викискладе?
  • Официальный сайт Коренной пустыни (Всё об иконе «Знамение», монастыре и окрестностях Коренной. История. Новости. Фотографии)
  • Первый сайт о Коренной пустыни
  • Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь на сайте «Храмы России»
  • Епископ Серафим «Повествование о курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах ее»
  • Книга Большому Чертежу

Примечания

  1. В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавливают уникальный фаянсовый иконостас

51.907127; 34.992776

Россия, Курская область, Хомутовский район, поселок Свобода

поселок Свобода,Курская область

Россия

Телефоны монастырских служб:

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы.

Содержание

  • 1 Об обители
  • 2 Храмы
  • 3 Святые источники
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Курская икона Божией Матери «Знамение»
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Паломнику
  • 9 Как добраться

Об обители[править]

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.

Сегодня монастырь насчитывает 35 насельников. Священноархимандритом обители является высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский. Его наместник – игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение».

Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Храмы[править]

Обычным для монастырей является наличие нескольких храмов. Не стала исключением и наша обитель. Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи.

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года.
  • Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года.
  • Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» — освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года.
  • Храм великомученика Пантелеимона (Больничный корпус),
  • Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря.

Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители.

Святые источники[править]

Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько:

  • Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.
  • Источник свт. Николая Чудотворца,
  • Источник прп. Серафима Саровского,
  • Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
  • Источник великомученика Пантелеимона,
  • Источник прп. Серафима Саровского (подворье).

Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники[править]

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» — пятница Светлой седмицы

Пантелеимон, целитель, великомученик — 9 августа

Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа

Курская икона Божией Матери «Знамение»[править]

Православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта (Зна́мение).

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.

Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

Примечательно еще то обстоятельство, после этого исцеления Крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет, ввиду многочисленных жалоб духовных лиц во двор Екатерины на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний Крестный ход перед 30-летним запретом.

В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (ныне причисленный к лику святых, день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Фото[править]

  • Курская Коренная пустынь.jpg

  • Ккп 4.jpg

  • Ккп 6.jpg

Видео[править]

Паломнику[править]

На территории монастыря находятся две гостиницы: №1 (Белая, архиерейская) и №2 (Красная). Проживание при условии пожертвования, поселение только в гостинице №2

Номера:

Одноместный — 400 руб.

Двухместный — 300 руб. с человека

Трехместный — 250 руб. с человека

Многоместный — 200 руб. с человека

Уточнить наличие мест или забронировать номер можно по телефону: + 7 (905) 159-21-25 (Администратор гостиницы)

Телефоны монастырских служб:

Приемная наместника: +7 (4715) 4-18-03

Бухгалтерия: +7 (4715) 4-14-07

Паломническая служба: +7 (4715) 4-15-76

Инженер: +7 (4715) 4-17-45

Склад товаров: +7 (4715) 4-14-30

Гостиница: + 7 (905) 159-21-25

С/х подворье (скит): +7 (4715) 4-17-61

E-mail: snamenie@yandex.ru

Как добраться[править]

Адрес: Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11

Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера.

На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит.

Ку́рская Коренна́я Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы пу́стынь — мужской монастырь Курской епархии Русской православной церкви, расположенный в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. Основан в 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы. Древнее название Курского Коренного монастыря — «Чёрная Коренная пустынь», что означает глухое, запущенное место.

Ежегодный крестный ход с тысячами паломников, сопровождавший перенос иконы из Курска в Коренную пустынь, изображён на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии».

История

Икона Божией Матери «Курская Коренная»

В 1295 году в густых лесах на месте будущего посёлка Свобода охотники из Рыльска обнаружили икону. Через несколько лет на этом месте была возведена деревянная часовня. В 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» по указу царя Федора Иоанновича основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы[1]. Он стал первым храмом на этом месте. В 1601—1603 годах Россию поразил голод, но Курская земля давала урожай и снабжала столицу хлебом. Считалось, что это из-за чудотворной иконы, поэтому царь Борис Годунов пожаловал Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, книги[2].

Курский край потерпел серьёзные разрушения в период Смутного времени: разбой, пожары, грабежи. Пользуясь хаосом, образовавшимся в стране, татары с удвоенной силой возобновили свои опустошительные набеги. В 1611 года Коренная пустынь была разорена. Поскольку, как и часовня, храм был сделан из дерева, поэтому при нашествии Крымских татар он быстро сгорел. Ещё один храм из дерева был построен на этом месте в 1618 году. 

Каменный храм, являвшийся заменой деревянному, просуществовал 149 лет, вплоть до 1 июня 1852 года, когда по указу графа Клейнмихеля был заложен новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы[3].

В. И. Лысых пишет:

В день закладки храма было собрано пожертвований 583 рубля 87 копеек (серебром), а в казне монастыря оказалось на 17 мая 1852 года 2287 рубля 99 копеек (серебром)

Внешний вид храма был типичным для стиля церковной архитектуры и имел сходство с Благовещенской церковью в Санкт-Петербурге. Внутреннее убранство также было богатым. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области. Именно в этом храме должна была оставаться икона Божией Матери «Знамение» во время нахождения в Коренной пустыни.

С легендой об обретении чудотворной иконы связан ещё один храм храм во имя святых и праведных Иоакима и Анны. Он построен на месте, где были найдены половинки разрубленной иконы «Знамение» Курская-Коренная.

Коренная пустынь упоминается в «Книге Большому Чертежу», 1627 год:

А ниже Сновы верст с 5 на Тускори пустыня монастырь пречистые Богородицы курские, от Курска 20 верст. А ниже монастыря пречистые Богородицы курские пала в Тускор, от Курска верст з 10, речка Обмет, течет от Теплого колодезя

По указу Екатерины Великой в 1764 году Коренная пустынь исключается из состава Знаменского монастыря и снова начинает самостоятельное существование[2]. Стоит отметить, что и земли самой пустыни значительно сократились. Например, деревня Служня, расположенная с юга, вышла из числа монастырских вотчин[3]. Монахам под страхом тяжких наказаний запрещено было брать дрова в лесу, поэтому зимой обитель не отапливалась, что приводило к заболеваниям священнослужителей и впоследствии проблемам с богослужениями. В храме не осталось ничего, что могло давать заработок. Более того, не хватало даже самой необходимой утвари, была поломана мебель и требовалась замена стёкол в большинстве окон. Монастырь не имел ограды. После увеличения срока пребывания Курской-Коренной иконы по просьбе игумена Исайи в 1765 году значительно увеличился поток паломников и, соответственно, расходы на материальные потребности Коренной пустыни. В связи с этим начались разногласия между Знаменским и Коренным монастырём. В итоге епископ Белгородский Порфирий велел делить доходы поровну, пополам. К этому году в монастыре осталось лишь 12 человек, а после ужесточения общежительного устава в 1792 году только иеромонах Протерий выразил желание остаться[4]. 20 октября 1792 года наместником в Коренную пустынь был назначен отец Иларий с поручением завести там общежительные порядки; проработав над реорганизацией внутренней жизни пустыни три года, Иларий, по собственному желанию, возвратился в Саровскую пустынь, где вскоре и скончался[5].

Однако Екатерина II вскоре изменила свое отношение к православию, так как считала, что «укрепление Церкви есть укрепление государства». В 1799 году пустынь получила статус монастыря 4 класса. В 1816 Коренной монастырь был зачислен в третьеклассные[2]. В 1804 году штат Коренной пустыни увеличился до тридцати монахов. В 1811 году в обители было девять иеромонахов, пять меродиаков, один белый диакон, четыре монаха и двадцать пять послушников[4]. Коренная пустынь постепенно выходила из запустения. В 1875 году был построен храм во имя Знамения Божьей Матери. Здесь же устроено кладбище для погребения усопших монашествующей братии и благодетелей святой обители[1].

После Октябрьской революции началось стремительное разрушение обители. В 1918 году на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь в местечко Свобода. Монастырь лишается прав юридического лица. С момента принятия в 1922 году «Декрета ВЦИК 16 февраля 1922 года» началось разорение обители[3]. Сначала изъяли ценности, а в 1924 году монастырь закрыли[2]. По кирпичикам разобрали каменные сходы к Живоносному источнику, часовни, разграбили и вывезли уникальную библиотеку, вырубили Богородицкий лес. В 1924—1926 гг. взорвали главный собор, продали колокола, разрушили колокольню, кладбищенскую церковь, храм Живоносного источника, Святые врата, спилили вековые деревья. В тридцатые годы на месте церкви во имя Рождества Богородицы был построен фонтан. В это время здесь уже находился санаторий «Свобода». После Великой Отечественной войны в сохранившихся монастырских зданиях было организовано ремесленное училище, позже преобразованное в ПТУ[3].

Икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменском монастыре) во время Гражданской войны была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Ненадолго, по просьбе генерала Петра Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму. В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной пустыни. С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви за рубежом в Нью-Йорке.

«Несмотря на все усилия (вплоть до 1989 года) власти не удалось вытравить в народе память о крестном ходе. Люди искали не только исцеления от недугов у древнего источника на берегу Тускари, но и уединения в молитвах, и очищения. Паломники обходили стороной посты, делали лазы в четырехметровом заборе, заявляли властям: „Здесь наша святыня, и ничто не остановит нас на пути к ней“. <…> В 1988-м, в год 1000-летия крещения Руси, на защиту Коренной пустыни поднялась общественность Курска. В свою очередь Ювеналий ударил челом тогдашнему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства Горбачеву и попросил вернуть Коренную обитель верующим». В итоге 7 августа 1989 года исполком облсовета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче Коренной пустыни епархии[6].

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, посетив возрождённую Коренную пустынь в сентябре 1991 года, назвал её третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области[7].

Современное состояние

В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на горе.

Нижняя церковь во имя Живоносного Источника по преданию является второй или третьей на этом месте. Первая была построена по указу фельдмаршала Б. П. Шереметьева. Существует неопровержимое доказательство этого факта — надпись, сделанная им на Евангелие, пожертвованном в эту самую церковь. В. И. Лысых цитирует эту надпись: Сие Святое Евангелие подано от Фельдмаршала Б. П. Шереметьева, вновь построенную от него каменную церковь во имя Живоносного Источника на святом кладезе, лета 1714, августа в 17 день. Нижняя церковь — один из древнейших храмов Коренной пустыни. В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» установлен уникальный фаянсовый иконостас[8]

Коренная пустынь является источником ключевой воды. Считается, что уже 700 лет струится Коренной чудотворный источник[4]. Точность этого достоверно не может быть установлена.

Знаменский монастырь и Коренная пустынь остаются важными элементами крестного хода.

Настоятели и наместники

  • Иларий (20 октября 1792 — 1795), строитель, наместник
  • Палладий (Белевцев) (1815—1818)
  • Макарий (1818—1820), переведённый из Полоцкого Богоявленского монастыря, а затем — в Александро-Свирский.
  • Парфений, архимандрит (1820—…), бывший ризничий Александро-Невской лавры
  • Ювеналий (Половцев) (8 мая 1862 — 21 декабря 1867)
  • Григорий (Кренцив) (1994)
  • Иоанн (Рудаков) (1994—2004)
  • Вениамин (Королёв) (24 декабря 2004 — 29 августа 2012)
  • Серафим (Котельников) (с 29 августа 2012) до 16 июля 2013 года — и. о. наместника

Примечания

  1. 1 2 Четыркин Ф. Курская святыня. Курско-Коренная Чудотворная икона Богоматери и места пребывания св. иконы. Знаменский монастырь и Коренная пустынь. — СПб., 1899, 1995. — 12 с.
  2. 1 2 3 4 Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край: Пособие по региональной культуре. — Курск, 2004. — 164 с.
  3. 1 2 3 4 Лысых В.Н. Курская — Коренная икона Божией Матери «Знамение» «Коренная пустынь». Лавра Курского края. — Курск: Международный Центр Культуры, Искусства и Духовного Возрождения «Русский Ренессанс», 2007. — 168 с.
  4. 1 2 3 Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. — Курск: КГПУ, 2001. — 205 с.
  5. Рункевич С. Г. Иларий (строитель Рождество-богородичной пустыни) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. Владимир Кулагин. Кто светел, тот и свят. gikursk.ru. 2019-05-18. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  7. Курская — Коренная икона «Знамение»: страницы прошлого и наше время. Брошюра Миссионерского отдела Курской Епархии. Курск, 2013. — 4 с.
  8. В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавливают уникальный фаянсовый иконостас. Дата обращения: 5 сентября 2012. Архивировано 5 сентября 2012 года.

Литература

  • Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни / Сост. и. Л. — Санкт-Петербург : тип. М. Эттингера, 1865. — 244 с.
    • Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни / Сост. и. Л. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. Дома призрения малолетних бедных, 1876. — 217 c.
  • Четыркин Ф. В. Курская святыня : Курско-Коренная Чудотворная икона Богоматери и места пребывания св. иконы. Знаменский монастырь и Коренная пустынь / Сост. магистр богословия Федор Четыркин. — Санкт-Петербург : П. П. Сойкин, ценз. 1899. — 16 с.
  • Коренная пустынь: Фотоальбом / Авт. текста В. Кулагин ; Фот. О. Сизов. — Москва, 1995. — 12 с., [26] л. ил. : ил., портр.; 15 см; ISBN 588832-003-Х
  • Коренной пустыни — четыре века (1597—1997) : [Коренная Рождество-Богородиц. пустынь : Сборник / Сост. И. М. Плаксин, В. И. Склярук]. — Курск : Б. и., 1997. — 48 с. — (Библиотечка «Славянского дома» N 1)
  • Коренная пустынь, 1295—2007 гг. / авт.-сост. Вячеслав Лысых. — Тула : Приокское кн. изд-во, 2007. — 342 с. — ISBN 978-5-7639-0007-1
  • Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»; «Коренная пустынь» — лавра Курского края : [альбом / авт. В. Н. Лысых]. — М., 2007. — 168 с.
  • Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь: (краткие исторические сведения) : памяти 25-летия возрождения монастыря (1989—2014 гг.). — Курск : Коренная пустынь, 2014. — 32 с.
  • Мурашова Ю. А., Апанасенок А. В. Православное паломничество в Курскую Коренную пустынь: 1861—1991 гг.. — Курск : Региональный открытый социальный ин-т, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-88995-159-9 — 500 экз.
  • Историческая летопись Курского дворянства / Сост. А.А. Танков. М., 1913. Гл. 7. С.6-7.

Ссылки

  • Официальный сайт Коренной пустыни
  • Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь на сайте «Храмы России»
  • Епископ Серафим «Повествование о курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её»


Эта страница в последний раз была отредактирована 24 февраля 2023 в 16:41.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Монастырь
Коренная пустынь
Коренная пустынь. 2014.jpg
51°58′20″ с. ш. 36°18′41″ в. д.HGЯO
Страна Flag of Russia.svg Россия
Субъект РФ Курская область
Конфессия Православие
Тип мужской
Дата основания 1597 год
Наместник Серафим (Котельников)
Статус Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg ОКН № 4600190000№ 4600190000
Commons-logo.svg Коренная пустынь на Викискладе

Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на месте явления Курской Коренной иконы.

Ежегодный крестный ход с тысячами паломников, сопровождавший перенос иконы из Курска в Коренную пустынь, изображён на знаменитой картине Репина «Крестный ход в Курской губернии».

История

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Основана в 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска. Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Благочестивый охотник поместил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.

Строительство пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил её в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары.
После разора Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.

Коренная пустынь упоминается в «Книге Большому Чертежу», 1627 год:

А ниже Сновы верст с 5 на Тускори пустыня монастырь пречистые Богородицы курские, от Курска 20 верст. А ниже монастыря пречистые Богородицы курские пала в Тускор, от Курска верст з 10, речка Обмет, течет от Теплого колодезя

В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня.

Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).

1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого — Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов.
Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых значимых работ мастеров Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области.

Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Ненадолго, по просьбе генерала Петра Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму. В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной пустыни. С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке.

Современность

В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Братия монастыря
  • Наместник — Игумен Серафим (Котельников)
  • Благочинный — Иеромонах Агапий (Чернышев). Указ № 66 от 17.08.2017 г.
  • Эконом —
  • Казначей — Иеромонах Алексий (Кравцов).
  • Ризничный  — Иеродиакон Лазарь (Матренин) № 67 от 17.08.2017 г.
  • Регент — Иеродиакон Руфин (Антипов).

В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» установлен уникальный фаянсовый иконостас[1]

Настоятели и наместники

  • Ювеналий (Половцев) (8 мая 1862 — 21 декабря 1867)
  • Григорий (Кренцив) (1994)
  • Иоанн (Рудаков) (1994—2004)
  • Вениамин (Королёв) (24 декабря 2004 — 29 августа 2012)
  • Серафим (Котельников) (с 29 августа 2012) до 16 июля 2013 года — и. о. наместника

Примечания

  1. В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавливают уникальный фаянсовый иконостас

Ссылки

commons: Коренная пустынь на Викискладе
  • Официальный сайт Коренной пустыни
  • Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь на сайте «Храмы России»
  • Епископ Серафим «Повествование о курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется коректно или корректно
  • Как пишется корейский слоган
  • Как пишется корейский иероглиф
  • Как пишется корейский адрес
  • Как пишется корейские цифры