Как пишется корни лаг лож

Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций. В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.

Правописание корней лаг / лож

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными. 

Орфограмма лаг лож

К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

  • перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;
  • если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
  • слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется).

Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Примеры слов с корнями лаг / лож

Примеры слов

Примеры слов:

  • изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;

  • прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;

  • приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;

  • безотлагательный, сослагательный, прилагательный

  • обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;

  • полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.

Примеры словосочетаний:

  • прилагаемый список;

  • обложить со всех сторон;

  • отличное местоположение;

  • слагать стихи;

  • сложить дрова;

  • разложить тетради;

  • предполагаемый противник;

  • одинаковые слагаемые.

Что это за корни?

В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ:

излагать содержание, хорошо изложить, знать признаки прилагательных, расположиться на ночлег, располагать свободным временем.

Это особенные корни!

Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной!

В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.

Запомни правило!!!

Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г):

  • ИЗЛАГАТЬ МЫСЛЬ
  • ПОЛАГАТЬСЯ НА ДРУГА
  • ПРИЛАГАТЬ УСИЛИЯ
  • НАЛАГАТЬ ЗАКЛЯТИЕ

Запомни правило!!!

Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж):

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
  • НАПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
  • РАСПОЛОЖИТЬСЯ У КОСТРА
  • ГРАМОТНО ИЗЛОЖИТЬ ТЕКСТ

Есть слово исключения!!!

ПОЛОГ- по́лог.
1. занавеска, закрывающая кровать.
2. любая занавеска, закрывающая, завешивающая что-либо.
3. перен. то, что покрывает, скрывает, окутывает что-либо.

Алгоритм работы со словом:

1. Определи корень.

2. Найди суффикс А (согласные Г//Ж)

3. Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.

4. Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.

5. Проверь, не является ли слово исключением.

6. Выдели орфограмму.

Выполни задание:

Запиши слова в тетрадь. Вставь буквы согласно правилу. Выдели орфограммы.

Прил..жение, сл..гаемое, сл..жение, прил..гательное, обл..жение, распол..жение, предл..жение, разл..жение, нал..жение, зал..жник. Изл..гать, изл..жить, предпол..жить, предпол..гать, распол..житься, распол..гать, возл..гать, возл..жить, распол..жение, зал..жить, выл..житься. Сл..гать, вл..жить, перел..жить, разл..жили, обл..гать, отл..жить безотл..гательный, прил..гать, перел..жить, нал..гается, прол..гать, пол..г.

Русский язык

5 класс

Урок № 63

Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- – -рос-

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Корни с чередующимися гласными.

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Тезаурус

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

росток

Ростов

Ростислав

отрасль

ростовщик

Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.

Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.

Правильный ответ:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.

Правильный ответ:

Группа 1: зелёный, площадка, хитрец

Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.

Приведем примеры слов с корнем лаг-/лож- и гар-/гор-.

В русском языке не всегда безударный гласный  в корне слова можно проверить ударением. В некоторых словах с корнем лаг-/лож- и гар-/гор- происходит чередование гласных, обозначенных буквами «а» или «о».

Чтобы не ошибиться в написании таких слов, применим правило орфографии русского языка.


Правило

В корне лаг-/лож- пишется буква «а» перед «г», а перед «ж» — буква «о».

Примеры:

  • излагать — изложение;
  • слагать — сложение;
  • предлагать — предложение.

Примеры слов с корнем лаг-

Обратив внимание на конечный согласный «г» в корне лаг-,  в соответствии с правилом орфографии напишем букву «а» в словах:

  • полагать
  • полагаться на него
  • слагать песню
  • налагать штраф
  • отлагать дело
  • приступить без отлагательства
  • безотлагательное дело
  • безотлагательно
  • безотлагательность
  • слагаемое
  • слагать полномочия
  • возлагать цветы
  • излагать правило
  • пролагать путь
  • предлагать помощь
  • располагать временем
  • располагаться на ночлег
  • сослагательное наклонение
  • сослагательность.

Примеры слов с корнем лож-

В корне лож- отметим конечный согласный «ж» и выберем букву «о» в словах:

  • заложить камень
  • возложение венков
  • проверить изложение
  • положить на стол
  • положиться на него
  • приложить к стеклу
  • приложиться к иконе
  • приложение к диплому
  • переложить одежду
  • предложение выступить
  • предложить прогуляться
  • наложить книги стопкой
  • наложение графиков
  • разложить диван
  • расположиться на опушке
  • удачное местоположение
  • налогообложение
  • обложной дождь
  • сложить брюки
  • сложиться вдвое.

Примеры слов с корнем гор-

Чтобы понять, в каких случаях в корне гор-/гар- пишется буква «о» или «а», воспользуемся правилом орфографии.


Правило

В корне гор- пишется буква «о» в безударном положении.

Достаточно поставить ударение в слове и правильно написать слова с гласной «о» в корне гор-:

  • гори́т костёр
  • свеча нагоре́ла
  • хорошо загоре́ть
  • загоре́лый мальчик
  • каша пригоре́ла
  • пригоре́лая еда
  • деревня погоре́ла
  • погоре́лец
  • дрова сгоре́ли
  • сгоре́вший дом
  • лампочка перегоре́ла
  • быстрое перегора́ние
  • огонь разгоре́лся
  • неожиданное возгора́ние
  • может возгоре́ться
  • несгора́емый шкаф
  • полное выгора́ние
  • выгора́ть на солнце
  • совсем вы́гореть
  • угоре́ть от дыма
  • бежать как угоре́лый.

Примеры с корнем гар-

Согласно правилу орфографии русского языка корень гар- пишется с ударной гласной «а» в словах:

  • коричневый зага́р
  • нага́р на свече
  • нага́рные щипцы
  • ядовитый уга́р
  • уга́рный газ
  • разга́р веселья
  • большой ога́рок
  • ога́рочек свечи
  • ога́рочный запах.

Исключение

вы́гарки, и́згарь, при́гарь.



Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 175

Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе

Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».

1 472

Лож-лаг – что это и как они пишутся

Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.

Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.

Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Как объяснять эту орфограмму у доски

Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):

  1. Что? Буква «о».
  2. Где? В корне «лож».
  3. Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».

Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.

О чем надо помнить

Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.

Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».

Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».

Изи.

Примеры слов с чередованием лож-лаг

Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».

  1. Можно я положу книгу на стол?
  2. Надо полагать, никто сегодня не придет.
  3. Я хочу отложить нашу встречу.
  4. Выполняйте мой приказ безотлагательно.
  5. Изложите ваш план более детально.
  6. Переложи морковь из сумки в холодильник.
  7. Излагайте ваши мысли четко и ясно.
  8. Сложите мне домик из кубиков.
  9. Горцы умели слагать прекрасные песни.
  10. Стихотворение было положено на музыку.

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

  1. Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
  2. Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
  3. Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

  1. Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
  2. Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
  3. Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
  4. Курсы русского языка.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Заключение

В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?

Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.

( 3 оценки, среднее 1.33 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

В русском языке корень слова подвергался изменениям. Такое явление как чередование гласных в основе получило название аблаута. В статье рассмотрим одно из таких особенностей корень -лаг- и -лож-.

Содержание

  • 1 Чередование в корнях
  • 2 Правило -лаг-, -лож-
    • 2.1 Правописание некоторых чередующихся гласных
  • 3 Проверка
  • 4 Полезное видео

Чередование в корнях

Чередование в корнях — это смена каких-либо звуков на другие при образовании и изменении слов. Фонема может являться как гласной, так и согласной. Это правило не поддается школьному, где необходимо поставить гласную под ударение для выбора правильного написания.

Правила чередующихся гласных зависит:

  • от значения выражения;
  • от буквы, которая следует за гласной;
  • от ударения в слове;
  • от суффикса, который следует за главной морфемой любой части речи.

Правило -лаг-, -лож-

В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.

Примеры:

  • Полагать — положить;
  • Прилагательное — приложение;
  • Излагать — изложение;
  • Слагать — сложение;
  • Возлагать — возложить;
  • Располагать — расположить;
  • Предлагать — предложить .

Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:

  • Нельзя: ложи. Нужно: клади;
  • Слова — исключения: полог и подлог.

Правило лаг лож

Правописание некоторых чередующихся гласных

  • В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а», без ударения -«о»: загар, загорелый.
  • В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: касаться, коснуться.
  • Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: макать блин в сгущёнку.
  • А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»: промокнуть под ливнем.
  • В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква «и», если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется «е».

Проверка

Чтобы проверить написание сменяющейся гласной в морфеме -лаг, -лож-, нужно знать:

  • слова употребляются с приставками искл. ложиться;
  • после корня -лаг- всегда есть суффикс -а-;
  • букву «о» пишем в морфеме в том случае, если за ним нет суффикса -а-.

Так как проверочных слов к чередующимся корням не существует. При сомнении в выборе правильной буквы, нужно вспомнить правила, рассмотренные выше.

Полезное видео



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется корни кас кос
  • Как пишется корни гар гор
  • Как пишется кормящей
  • Как пишется кормосмесь
  • Как пишется кормовоз