Как пишется коррекционно развивающие занятия

коррекционно-развивающий

Правильно слово пишется: коррекцио́нно-развива́ющий

Сложное слово, состоящее из 2 частей.

коррекционно
Ударение падает на 4-й слог с буквой о.
Всего в слове 12 букв, 5 гласных, 7 согласных, 5 слогов.
Гласные: о, е, и, о, о;
Согласные: к, р, р, к, ц, н, н.
развивающий
Ударение падает на 3-й слог с буквой а.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: а, и, а, ю, и;
Согласные: р, з, в, в, щ, й.

Номера букв в слове

Номера букв в слове «коррекционно-развивающий» в прямом и обратном порядке:

  • 23
    к
    1
  • 22
    о
    2
  • 21
    р
    3
  • 20
    р
    4
  • 19
    е
    5
  • 18
    к
    6
  • 17
    ц
    7
  • 16
    и
    8
  • 15
    о
    9
  • 14
    н
    10
  • 13
    н
    11
  • 12
    о
    12
  •  

     
  • 11
    р
    13
  • 10
    а
    14
  • 9
    з
    15
  • 8
    в
    16
  • 7
    и
    17
  • 6
    в
    18
  • 5
    а
    19
  • 4
    ю
    20
  • 3
    щ
    21
  • 2
    и
    22
  • 1
    й
    23

Слово «коррекционно-развивающий» состоит из 23-х букв и 1-го дефиса.

«коррекционно-развивающий» по падежам

коррекционно-развивающий — причастие, действительный залог, настоящее время.

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родСр.р.
ИменительныйИ. коррекционно-развивающий коррекционно-развивающая коррекционно-развивающее коррекционно-развивающие
РодительныйР. коррекционно-развивающего коррекционно-развивающей коррекционно-развивающего коррекционно-развивающих
ДательныйД. коррекционно-развивающему коррекционно-развивающей коррекционно-развивающему коррекционно-развивающим
ВинительныйВ. коррекционно-развивающего (одуш)
коррекционно-развивающий (неодуш)
коррекционно-развивающую коррекционно-развивающее коррекционно-развивающих (одуш)
коррекционно-развивающие (неодуш)
ТворительныйТ. коррекционно-развивающим коррекционно-развивающей, коррекционно-развивающею коррекционно-развивающим коррекционно-развивающими
ПредложныйП. коррекционно-развивающем коррекционно-развивающей коррекционно-развивающем коррекционно-развивающих

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования и декора в старшей коррекционной группе «Снегурочка» Цель: умение передавать сказочный образ Снегурочки аппликативным способом. Задачи: • дать представление о возникновении образа Снегурочки в русской культуре; • учить детей составлять образ сказочной девочки через её наряд: длинную шубку с меховой отделкой, кокошник, рукавички;.

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения, метафоры. Обогащать ассоциативный словарь детей. Формировать умение строить и употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу» Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу». Длительность занятия 25 минут, занятие проводится с двумя, четырьмя детьми. Цель: совершенствование восприятия, тренировка слуховых ощущений, развитие мелкой моторики, снятие.

Конспект НОД по аппликации в технике «оригами» с элементами декора в старшей коррекционной группе «Еловая веточка с шарами» Цель: умение создавать объёмную открытку из отдельно подготовленных элементов. Задачи: • учить делать в технике оригами еловую ветку, передавая особенности её строения и окраски; • совершенствовать умение складывать бумагу в разных направлениях для создания образа шаров.

Источник

Коррекционно-развивающие упражнения

Коррекционно-развивающие упражнения.

1. Игра «Где ты, носик?»

Цель: Развитие восприятия отраженного и умения ориентироваться в частях лица.

Взрослый садиться с малышом перед зеркалом. Показывает малышу в зеркале его отражение, дотрагиваясь до его носика, щечек, рта, ушек,читая стишок:

2. Игра «Запомни и назови».

Развитие зрительной памяти на основе упражнения в запоминании.

Закрепление понятий о форме, и цвете предметов.

Педагог выставляет перед ребенком два предмета (,).

Ребенок называет их форму и цвет.

Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает один предмет.

Ребенок должен вспомнить, какого предмета не хватает.

При повторении упражнения педагог постоянно увеличивает количество предметов.

3. Игра «Выложи бусы».

Цель: Формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмичной последовательности, развитие мелкой моторики.

Педагог показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная-синяя, красная-синяя). Он обращает внимание ребенка на последовательность чередования цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм.

При повторении упражненияследует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постоянно увеличиваться.

4. Игра «4-ый – лишний»

Цель: Коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

Ребенку предлагают картинки с изображением овощей и одного фрукта «какая картинка лишняя, не подходит».

5. Игра «Осколочные картинки»

Цель: коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.

Содержание: ребенку предлагаются картинки с изображением животных, разрезанные на 2 части.

Его задача правильно собрать картинки.

6. Игра «У кого мягкая шерстка, у кого перышки».

Цель: развитие мышления на основе упражнения в классификации (птицы, животные).

Содержание: Детям предлагаются картинки с изображением птиц и животных.Нужно разложить их на группы: «птицы» и «животные».

7. Игра «Вот какие кошки!»

Цель: Коррекция мышления на основе упражнения в сравнении (сравнение по сходству).

Содержание: Ребенку предлагаются картинки с изображением кошек и других домашних животных. Предлагается выбрать только кошек и описать их отличительные черты (усы, хвост, на лапках коготки-царапки, мяукают).

8. Игра «Занимательная коробка».

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в зрительном соотнесении.

Содержание: ребенку предлагается подобрать фигурку к отверстию соответствующей формы, комментировать свои действия.

Цель: развитие крупной и мелкой моторики, обучение умению действовать по словесной инструкции.

Сначала показываем с помощью мишки:

«Мишка лапки подними!

Мишка лапки опусти!

А теперь земли коснись

И животик свой потри

Потом ребенок про себя: «Саша, ручки подними»

10. Игра «Повстречались».

Цель: развитие зрительно-моторной координации на основе упражнения в пальчиковой гимнастики.

Ребенок соединяет поочередно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.

Повстречались два котенка: «Мяу-Мяу!»

Два жеребенка «И-го-го».

Показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДОО Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации. Авторы: инструктор.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми Цель занятий: Активизировать развитие высших психических функций. Задачи коррекционно – развивающих занятий с детьми: 1. Развитие межполушарного.

Мастер-класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно — образовательном процессе» Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Тополек».

Общие развивающие упражнения по игровому стретчингу в подготовительной группе КОМПЛЕКСЫ ОРУ (игровой стрейчинг) подготовительная группа Комплекс №1 без предметов 1 «Деревце» И. п. пятки вместе, носки разведены, руки.

Планирование по рисованию, коррекционно-развивающие занятия Планирование по рисованию № п/п Тема занятия Цель Индивидуальная работа Дата 1 Нарядные бабочки Коррекционно образовательная Учить рисовать.

Развивающие игры. Развивающие игры. подготовили: Учитель- логопед Деханова Ю. Н. Педагог – психолог Козленкова Н. М. МБДОУ «ЦРР – д/с № 196» Сегодня вашему.

Развивающие игры. Развивающие игры Для развития у дошкольников логического мышление я разработала и создала своими руками ряд дидактических пособий, которыми.

Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе. «Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе. Спросите ребенка: «Что.

Источник

Методическая разработка «Коррекционно- развивающие задания по русскому языку для 5-9 классов»

Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания.

Это ориентирует учителя на личностный подход в работе с каждым конкретным ребенком, у каждого из них свои проблемы и свои особенности, обусловленные ограниченными возможностями жизнедеятельности. Такой подход помогает развивать ребёнка как личность, устойчивую к социальным невзгодам. Благодаря этому, ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.

Задача учителя состоит в том, чтобы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном становлении.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития коррекционно-развивающая работа определяется как система специального обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В рассматриваемом аспекте целью коррекционно-развивающей работы является исправление или доразвитие психических и физических функций ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Образование включает в себя три основные части:

обучение, воспитание и развитие.

Поскольку развитие учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие должно присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности.

Через коррекционно-развивающие упражнения развиваются личностные качества ребёнка, а, следовательно, это способствует его социальной адаптации.

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Коррекционная направленность обучения языку заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции имеющихся у всех у них психофизических недостатков (речь, слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, общая моторика и моторика мелких мышц руки), что относится к общей коррекции развития учащихся.

Используя принципы коррекционно-развивающего обучения (динамичность восприятия; продуктивная переработка информации; коррекция и развитие высших психических функций; формирование и развитие учебной мотивации) разработаны различные учебные задания, подобраны пословицы, поговорки, загадки, направленные как на развитие высших психических функций, так и на усвоение учебной программы. После использования коррекционно-развивающих упражнений у обучающихся активизируется интерес к учению.

Применение коррекционно-развивающих упражнений способствует не только развитию речи ребёнка, но и совершенствованию и совершенствованию его личностных качеств, а это способствует его социальной адаптации.

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие внимания.

Воспитывать целенаправленность внимания.

Развивать быструю переключаемость внимания.

Развивать умение распределять внимание.

Развивать концентрацию внимания.

Увеличивать объём внимания.

Формировать навык самоконтроля

К оррекционно-развивающие упражнения на развитие памяти.

Работать над усвоением ЗУН при помощи произвольного сознательного запоминания.

Совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения.

Работать над формированием личностных мотивов запоминания, умением учащихся создать установку на длительное и прочное запоминание.

Развивать точность, прочность, скорость запоминания.

Развивать словесно-логическую память.

Тренировать образную память.

Работать над увеличением объема памяти.

Развивать зрительную память.

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие мышления.

Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

Учить выделять главное, существенное.

Развивать умение группировать предметы.

Учить применять правила при выполнении упражнений.

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Учить делать выводы.

Работать над пониманием смысла нового правила или понятия.

Учить выделять сходства и различия понятий.

Развивать целенаправленность в работе.

на развития ощущений, восприятий, представлений, воображения.

1. Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материалов, качество объекта.

3. Дифференцировать восприятие предмета по цвету, форме, величине, материалу, качеству.

4. Развивать динамичность восприятия, увеличивать объём зрительных, слуховых, моторных восприятий.

5. Работать над развитием и совершенствованием кинестетических восприятий.

6. Работать над увеличением поля зрения, скорости обозрения.

7. Расширить зону ясного восприятия.

8. Учить устанавливать связи между видимыми и соседними объектами.

9. Развивать глазомер.

10. Совершенствовать точность восприятия.

11. Формировать активность восприятия.

12. Учить сравнивать объекты (устанавливать черты сходства и различия, выделение существенных признаков предмета).

13. Корригировать искажение представления о жизни, природе, обществе.

Цель: закрепление темы «Правописание парных согласных», развитие творческого мышления, воображения, чувства ритма.

Задание: Придумай рифмы к слову: Используя придуманные слова, объясни правописание парных согласных.

Задание: Отметь галочкой неправильно подобранные пары слов-антонимов, т.е. слова с противоположным значением

5. Плоский – объёмный.

7. Богатство – роскошь.

11. Честный – правдивый.

Цель: закрепление темы «Имя существительное. Орфография. Фонетика», развитие внимания, мышления.

Задание: Найди как можно больше общих признаков в группе слов.

Жираф, пружина, дружить.

Боль, девочки, старушки.

Помидор, булочка, километр.

Книжечка, карточка, заборчик.

Цель: формирование умений описывать внешность человека, используя индивидуальные детали внешности, развитие воображения.

Задание: Вспомни сказочных героев с необычайными деталями внешности.

Чебурашка (…), Конёк- горбунок (…), Змей Горыныч (…), Буратино (…), Русалочка (…), Карабас – Барабас (…), Карлсон (…), Царевна Лебедь (…).

Задание: В скобки вставь три буквы так, чтобы сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго. Выбери с лова с безударными гласными, распредели в два столбика: безударная гласная, проверяема ударением и безударная гласная, непроверяемая ударением .

Образец: БЕЛИ (ЗНА) МЯ

Задание. Используя знание таблицы умножения, расшифруй фразеологизм. Объясни, как ты понимаешь смысл этого фразеологизма.

Цель: формирование умений составлять характеристику человека, развитие творческого воображения, расширение словарного запаса.

Задание: Подумай, как можно одним словом назвать человека, о котором идёт речь в левом столбике. Проведи линию к соответствующему слову правого столбика.

1.На языке мёд, а под языком лёд

2.И в ус не дует, и ухом не ведёт

3.Ему про Ерёму, а он про Фому.

4.Из него хоть верёвки вей.

5.Смешинка в рот попала.

6.У короткого ума длинный язык.

7. Прошёл – не заметил, проехал – не взглянул.

8.Шишка на ровном месте.

9.Палец о палец не ударит.

10.Голос соловьиный, а жало змеиное.

11.У него среди зимы снега не выпросишь.

12.Пусть отсохнут мои ноги, не сойду с твоей дороги.

13.Вильнёт умом, как пёс хвостом.

Цель: обобщение знаний, развитие зрительной памяти, воображения.

Задание. Внимательно прочитай три раза ряд слов. Закрой глаза. Ответь на вопросы.

МАШИНА КУКЛА АНГЛИЯ КОВЁР СОСНЫ СОВА МОРЕ ВЕТЕР.

Сколько букв в последнем слове?

Какое слово пишется с заглавной буквы?

Назови слова с тремя слогами?

Какие слова заканчиваются на букву «Р»?

Назови существительное среднего рода.

Вспомни название птицы.

Какие слова начинаются на букву «С»?

Назови существительное во множественном числе.

Задание: Вспомни и запиши в таблицу слова на заданную тему. Вспомни, как пишутся имена собственные.

Источник

Конспекты коррекционно-развивающих занятий

АЛЬБИНА ФЛОРОВНА ЛОЗАРЕНКО
Конспекты коррекционно-развивающих занятий

Конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Педагог-психолог: Лозаренко А. Ф.

1. Коррекционно-развивающее занятие «Волшебное дерево»

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей и формирование у них положительных черт характера, а так же нравственного поведения и доброго отношения к окружающим.

Работа с самооценкой

Коррекция тревожных состояний

Развитие коммуникативных навыков

Раскрытие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Заранее заготовленное на ватмане изображение дерева, без листьев

Цветная бумага разных цветов

Ножницы, клей, клеёнки для работы с клеем, салфетки (по количеству детей)

Корзиночка и цветы с конфетами, записка в корзиночке.

Ход занятия

Психолог: Ребята я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Давайте станем в круг и поприветствуем друг друга!

(Руки поднять вверх)

(Руками над головой описать большой круг)

(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Мы ребята дошколята

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Сегодня вы услышите волшебную сказку.

-А теперь присядьте на стульчики, выпрямите спинки и приготовьтесь слушать.

Сказка о волшебном дереве.

Далеко-далеко, за средиземным морем, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоит сказочный лес. И есть в этом лесу одно чудо чудное, диво дивное. Посреди него стоит большое красочное дерево, листочки на нем растут дивной красоты – зеленые, желтые, красные, оранжевые – они так переливаются на солнце, что вокруг всё сияет. И есть у этого дерева сила волшебная – охраняет и защищает оно жителей леса от всех бед и невзгод. Знают жители – пока стоит дерево волшебное, да пока целы листочки на нем – не будет в лесу ни вражды, ни горя, ни слез. Поэтому в волшебном лесу всегда было веселье, любовь, забота и уважение.

Вот такая печальная история случилась в сказочном лесу.

— Как мы можем им помочь? (ответы детей).

Очень хорошо ребята, что вы придумали множество способов помочь жителям волшебной страны.

— В жизни бывает так, что не только нам помогает волшебство, но и сами мы можем совершать чудеса! Давайте попробуем вернуть дереву его волшебную силу и поможем жителям волшебной страны, ведь каждый из вас обладает каким-то волшебным даром, талантом, поделитесь своим умением с волшебным деревом.

Но чтобы это сделать, нам нужно попасть в сказку.

— Вы готовы? (ответы детей).Закройте глаза руками и повторяйте за мной: «Раз, два, три – в сказку попади!» Ой, посмотрите, мы с вами попали в сказку, а вот и волшебное дерево.

— Ну, что давайте «оживим» его. А сделаем мы это с помощью наших ладошек и пальчиков, ведь наши руки дарят тепло и ласку всем окружающим,а сделаем мы с вами это так:

— Каждый из вас выберет на столе цветную бумагу, которая вам понравилась, затем обведём ладошку карандашом, и наши отпечатки рук «превращаются» в листочки волшебного дерева. После этого свои листочки вырежете.

Но сначала давайте разогреем свои руки (пальчиковая гимнастика):

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то, значит (трясем кистями)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке)

-А теперь можно приступать к изготовлению листочков.

— Молодцы ребята, какие красивые листочки у вас получились!

— Теперь пришло время для волшебства – наделите ваш листочек своим талантом, тем, что вы любите или умеете лучше всего (например: листочек доброты, листочек дружбы, листочек танцев и т. д.).

Возьмите свой листочек, зажмите его между ладошками и подумайте, каким из своих талантов вы можете поделиться с ним, а потом аккуратно намажьте его клеем и приклейте на дерево, но при этом назовите, что вы ему дарите (например: доброту, счастье и т. д.)

— Теперь к жителям обязательно вернется хорошее настроение, и дерево опять будет защищать, и помогать жителям волшебного леса, радовать своими красивыми веселыми листочками. Спасибо вам большое за вашу помощь, вы хорошо поработали!

— Ой, посмотрите, около волшебного дерева появилась красивая корзиночка…. Давайте посмотрим что там?

— Посмотрите тут записка, давайте мы её прочитаем. Эта записка от жителей волшебного леса. Они очень благодарны вам за ваш труд и за то, что к жителям волшебного города опять вернётся счастье, они просят меня подарить вам эти волшебные цветы (в цветы встроены конфетки, которые исполнят все ваши желания (психолог раздаёт цветочки) Давайте все вместе скажем «спасибо» жителям волшебного леса (ответ детей).

Какое у вас на данный момент настроение?

Чему вы научились сегодня?

Прощание «До свидания, милый друг!»

Ребята снова встают в пары и прощаются:

До свиданья, милый друг!

Очень рады встрече!

Может встретимся еще?

Давай же как-то вечером!В конце все ребята вместе с психологом складывают друг на друга ладошки и говорят «Мы друг друга любим!»

2. Конспект занятия психолога с детьми.

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей и формирование у них положительных черт характера, а так же нравственного поведения и доброго отношения к окружающим.

Работа с самооценкой.

Коррекция тревожных состояний.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Развитие мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук.

Раскрытие творческого потенциала.

Ход занятия

Цель: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение эмоционального тонуса ребенка.

Прежде чем мы начнем играть, нам нужно поздороваться. А здороваться будем особым способом. Сейчас я вас научу.

Дай ладошечку, моя крошечка.

(ребенок подает ладошку психологу)

Я поглажу тебя по ладошечке.

(поглаживает детей по ладошке)

На ладошечку, моя крошечка.

(подает ладошку ребенку)

Ты погладь меня по ладошке.

2. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка

Материал: карточки с шариками разных оттенков настроения.

Показать шарик соответствующий названному настроению.

3. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

«Найди два одинаковых цветка»

Цель: активизировать процессы ВПФ, речи.

Материал: карточки с пятью предметами.

Каждому ребенку раздаются карточки с пятью цветками, два цветка одинаковые. Их и нужно отыскать каждому ребенку. Затем дети меняются карточками.

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Оборудование: бубен, детский стульчик.

Психолог показывает бубен,как он звучит и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик».

5. Работа в тетрадях

Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Психолог предлагает детям нарисовать на чистых листах свои ладошки и раскрасить цветными карандашами.

Ребята, вам понравилось занятие? Что больше понравилось?

Скажите, какое у вас настроение? Откройте тетради на первой странице, там нарисована ромашка, раскрасьте один лепесток цветка таким цветом, которым вам сейчас больше всего нравится.

Сегодня самым внимательным на занятии был… похлопаем ему.

Наше занятие подошло к концу. Скажем друг другу «до свидания»

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие икл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие Материал: Игрушка би-ба-бо мишка,.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 3-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 3-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 4-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 4-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». Занятие 2 Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 2-е занятие Материал: Мишка, зайка (куклы.

Конспекты занятий Тема занятия: «День рождение клоунов Ксюши и Нюши» Цель: Налаживание эмоционального контакта. Снятие с помощью игр напряжения с ЭВС. Выработка.

План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с ЗПР старшего дошкольного возраста Все занятия строятся по определенной структуре: 1. Приветствие; 2. Упражнения для пальчиков (пальчиковая гимнастика, самомассаж, упражнения.

Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности с использованием изотерапии для старшего дошкольного возраста. Продолжение. Подготовительная к школе группа сентябрь 19. Мои летние впечатления. Цель: Развивать умения передавать с помощью изобразительных.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется коррекционно развивающие занятия, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как пишется коррекционно развивающие занятия», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

метки: Ребенок, Развитие, Коррекция, Деятельность, Работа, Психологический, Способность, Особенность

Содержание

Введение 3

  1. Что такое психологическая коррекция 5
  2. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы 10
  3. Основные принципы психолого-педагогической коррекции 15
  4. Требования к коррекционно-развивающим программам 24

Заключение 28

Список использованной литературы. 29

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.

Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

В данном пособии раскрываются содержание и формы организации одного из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологической коррекции.

12 стр., 5741 слов

Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая …

… измерении динамики характеристик и уровня экстремистского сознания и поведения в среде педагогов общеобразовательных учреждений и отсутствием научной информации об этом. Практическая составляющая проблемы … экстремистского сознания и поведения учащихся к применению данной методики в отношении педагогов[11]. В диагностическом исследовании по формированию культуры гражданской солидарности через …

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

В пособии раскрываются основные цели, задачи, принципы и содержание коррекционной работы, представлены конкретные коррекционно-диагностические и коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.

Коллектив авторов пособия надеется, что оно поможет будущему специалисту овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).

Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

… и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов … консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность …

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. Мы с вами будем вести речь только о нормальном детстве. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей, жестким отбором в первые классы школы. В этой связи можно вспомнить тот период (до конца 60-х гг.), когда начальная школа была четырехлетней, а от семилетнего ребенка не требовалось обязательного владения навыками письма, чтения и счета. Учителя объясняли родителям: «Не учите детей читать, писать, считать, вы сделаете это неправильно, а нам придется их переучивать». Такая оценка самодеятельного обучения дошкольников, на наш взгляд, справедлива и сегодня. Например, стремление родителей, не владеющих соответствующими методиками, научить ребенка читать как можно раньше приводит к тому, что у значительного числа нынешних первоклассников отмечается слабое развитие фонематического слуха, столь необходимого для грамотного письма.

В подготовительных группах детских садов не учили читать и писать, но их специально готовили к школе: развивали в ходе игровых занятий внимание, память, логическое мышление, речь, учили ориентироваться на образец, на способ действия, готовили руку к письму (в основном средствами конструктивной деятельности, рисования карандашом, вырезанием из бумаги сложных фигурок, лепкой, а не выведением палочек и букв в тетради), даже знакомили с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учителей, дети приходили в школу менее обученными по сравнению с нынешними первоклассниками, но более зрелыми в психологическом отношении. Более того, учитель того времени опирался на изначально примерно одинаковый для всех учеников уровень готовности к школе. Конечно, эта однородность была относительной, но сама программа начальной школы предполагала одинаковое невладение детьми навыками чтения, счета и письма и в этом смысле предоставляла всем шанс, равные возможности, чего нельзя сказать о нынешней ситуации в школе.

Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие разнообразных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты образовательной деятельности, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводит к тому, что проблема неготовности детей к учению не только не исчезает, но остается одной из острейших.

23 стр., 11256 слов

1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями …

… психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, … нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели … ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом.«Инвалидность – это потеря или ограничение возможностей нормальной …

Учитель начальных классов помимо и наряду с обучением детей по довольно сложным учебным программам вынужден восполнять недостатки их дошкольного развития. Поэтому психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности в современной школе. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы — от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.

Педагог, учитель или воспитатель — постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения детей, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов и неудач в той или иной деятельности. В большинстве случаев эти причины и основания имеют психологический характер. Поэтому осуществлять какие-либо исправления, коррекцию выявленных недостатков в развитии, поведении, отношениях ребенка педагог должен обязательно вместе с психологом, работающим в данном учреждении образования. Если в детском саду или школе психолога еще нет, можно обратиться за консультацией в любой центр психологической, или социально-психологической, или медико-психолого-педагогической помощи детям.

Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «…в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» . Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.

Работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных знаний в области медицины и детской психиатрии. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают обоснованные подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам ставить диагноз, а в тактичной форме рекомендовал родителям обратиться в соответствующие медицинские учреждения. Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и учителем, директором школы, воспитателем, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; — у малыша формируются культурно-гигиенические … ­вают переход ребенка к активному, все более содержательно­му бодрствованию и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций. Поэтому …

Учителя, получившие глубокие знания по психологии, могут самостоятельно (особенно в не очень сложных или типичных случаях) вести коррекционную работу, но и они должны всегда нести самую строгую ответственность за результаты своей деятельности.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития»» . Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

… способен к какой-либо деятельности. Понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности. Способности — лишь … общесоциологическом плане; • изучается их развитие в конкретных видах деятельности: • рассматриваются общие механизмы формирования способностей. Вопрос 47. Тестирование: определение, виды, …

В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.

Когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на данном этапе онтогенеза, на последующем возрастном этапе возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Можно сказать, что коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагогической деятельности взрослых. Обязательная задача полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если взрослые с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребенка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционной работы с ребенком становится актуальной.

Пожалуй, наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или (и) интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении.

У младших школьников проявлениями дезадаптации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др.

2 стр., 858 слов

Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: …

… ОВЗ и (или) инвалидностью 3. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), характеризующиеся, в силу … развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и/или поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей …

Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти).

Именно это нарушение лежит в основе собственно учебных затруднений, плохой дисциплины, неумения самостоятельно работать в классе и дома и т.п.

Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности начального обучения низкий уровень развития познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника.

Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожность или, в более тяжелых формах, школьный невроз или дидактоскалогении. Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку. Это связано с тем, что, к сожалению, в педагогической практике ошибка заслуживает порицания или наказания: она не расценивается как нечто неизбежное в процессе усвоения новой деятельности, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность. Еще Януш Корчак сокрушался о том, что в школе всегда «виноватым» бывает ребенок. А его «вина» нередко заключается лишь в том, что взрослые не определили пространство его сегодняшних возможностей, не учли его самочувствия в учебной деятельности. «Ребенок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может все это его вина. Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность это его вина и злая воля.

При профессионально грамотной организации и осуществлении психолого-педагогических процессов обучения и воспитания как в детских дошкольных учреждениях, так и в школах, задачи психического развития детей решаются нормально. Но если на одной из возрастных ступеней, например в дошкольном детстве, происходит сбой, нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени в младшем школьном возрасте основное внимание в работе с детьми приходится сосредоточить на коррекции психического развития. В младшем школьном возрасте коррекционному воздействию подлежат прежде всего те недостатки психического развития ребенка, которые являются причинами школьной дезадаптации. У каждого ребенка свои школьные проблемы и трудности, а за внешне одинаковыми трудностями скрываются самые различные причины их происхождения. Поэтому выбор направления коррекционной работы сложен и ответствен.

6 стр., 2675 слов

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

… выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры … диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития. Передача наследственной информации от родителей к ребенку. В основе передачи наследственных признаков всего живого ( …

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

О сновные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятельность).

При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов.

В качестве основных условий развития можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положительные чувства (во всяком случае, школа не должна вызывать у него отвращения и боязни).

23 стр., 11428 слов

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

… деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю … группу детского сада. В их поведении и деятельности появился …

Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода — интересов, склонностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так.

Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоровый ребенок способен получить общее среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Становление и развитие способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности — это исключение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение.

3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и учителей, ребенка и сверстников.

Полноценное общение менее всего ориентируется на любой вид оценки или оценочные ситуации; для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении — это другой человек, с которым мы общаемся, причем человек любого возраста (даже маленький), со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр. В общении главное — уважение права другого человека (ребенка, взрослого) на его индивидуальность, уже сложившуюся или только-только формирующуюся.

В младших классах характер общения учителя со школьниками формирует у детей различное отношение к его личности: положительное, при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное, при котором ученик не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним; неопределенное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему. Учителю не следует обижаться на неприятное отношение детей к себе, а попытаться понять причину возникновения такого отношения. Вину за несложившиеся отношения с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессиональный анализ педагогом своих слов, действий, переживаний поможет уловить причину нарушения контакта с ребенком и восстановить этот контакт, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса. Ведь существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения.

Положительное отношение, доверие к учителю вызывают у ребенка желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения.

Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается очень редко, а вот неопределенное — весьма часто. При таком отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений; к сожалению, нередко не осознают это и взрослые. Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость учителя. Названное явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии школьников.

Несоблюдение перечисленных выше условий психического и личностного развития детей в образовательном процессе ведет к формированию у них негативного отношения к школе, к учению, неадекватного отношения к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны. Требуется коррекция этих условий. На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов (или исходных положений) психологической коррекции.

Принцип первый — единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй — единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для фор-мирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие «латентных» периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка», причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Д.Б. Эльконин (1981) отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.

Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей, в том числе проявлений полового диморфизма.

Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Принцип четвертый — деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования.

Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым. Так, к успеху в учебной деятельности ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Пробудить такую активность в школе — не просто. Но без нее ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы… Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности ребенка в учебно-познавательной деятельности.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться и пр. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда принцип пятый — подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

Формирование способностей, как общих, так и специальных, — процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка — важнейшее направление психолого-педагогической работы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя).

Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

-направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

— способности (общие, специальные, одаренность, талант);

— характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.

При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность — изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.

При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.

Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.

В последующих разделах пособия будет раскрыто содержание психолого-педагогической коррекционной работы как с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и с их родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Исследования подтверждают ведущую роль коррекции в обеспечении развития детей и подготовки их к жизни, труду.

Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно-развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения. Существуют определенные требования к коррекционно-развивающим программам, которые и были рассмотрены в данной контрольной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2004.
  2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком, 1998.
  4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002.
  5. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Психология» — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
  6. Психотерапия: Учебник для вузов / Л. Бурлачук, А Кочарян, М. Жидко. – СПб.: Питер, 2003.

29

Как правильно пишется слово «коррекционно-развивающий»

Как написать слово «коррекционно-развивающий» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «коррекционно-развивающий»?

коррекцио́нно-развива́ющий

Правильное написание — коррекционно-развивающий, , безударными гласными являются: о, е, и, о, а, и, ю, и.

Выделим согласные буквы — коррекционно-развивающий, к согласным относятся: к, р, ц, н, з, в, щ, й, звонкие согласные: р, н, з, в, й, глухие согласные: к, ц, щ.

Количество букв и слогов:

  • букв — 24,
  • слогов — 10,
  • гласных — 10,
  • согласных — 13.

Формы слова: коррекцио́нно-развива́ющий.

коррекционно-развивающий

коррекционно-развивающий

коррекци’онно-развив’ающий

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «коррекционно-развивающий» в других словарях:

  • ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА — (от греч. oligos малый, phren ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофи зич. развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. Первые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Вариативность образования — обучение по образовательным программам различного уровня (для талантливых и одаренных детей повышенный уровень, общеобразовательный уровень, коррекционно развивающий уровень для детей, испытывающих затруднения в обучении)… Источник:… …   Официальная терминология

  • олигофренопедагогика —    отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.    Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в …   Дефектология. Словарь-справочник

Как правильно пишется слово «коррекционно-развивающий»

коррекцио́нно-развива́ющий

коррекцио́нно-развива́ющий

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жалостно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «коррекционно-развивающий»

  • Известны огромный развивающий (и коррекционно-развивающий) потенциал детского сообщества, роль дворовых игр в развитии ребёнка.
  • Таким образом, в качестве базовых структурно-содержательных характеристик могут быть выделены предметный, коммуникативный и оздоровительный коррекционно-развивающий компоненты лечебно-педагогической среды, которые находятся в динамическом равновесии.
  • (все предложения)

Отправить комментарий

Смотрите также

  • Известны огромный развивающий (и коррекционно-развивающий) потенциал детского сообщества, роль дворовых игр в развитии ребёнка.

  • Таким образом, в качестве базовых структурно-содержательных характеристик могут быть выделены предметный, коммуникативный и оздоровительный коррекционно-развивающий компоненты лечебно-педагогической среды, которые находятся в динамическом равновесии.

  • (все предложения)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется корректный емайл
  • Как пишется корректный адрес электронной почты
  • Как пишется корректные данные
  • Как пишется корректная работа
  • Как пишется корректировка невозможна