Как пишется краткий пересказ


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Практически во всех школах на уроках языка и литературы требуется, чтобы учащиеся писали изложения (краткие содержания) по книгам. Часто бывает трудно решить, что надо включить в свое изложение, а что надо исключить из него. Из изложения читатели могут узнать о наиболее важных вопросах и событиях, описанных в книге автором. В зависимости от требований преподавателя, вам может быть будет выразить свое мнение о книге, а именно, что вам понравилось или что не понравилось в ней. Если вы выполните небольшую подготовительную работу и напишите конспект, подготовка изложения не должна вас пугать.

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 1

    1

    Выберите подходящую книгу. Преподаватель может посоветовать вам какую-нибудь книгу или дать вам список, из которого вы можете выбрать книгу сами. Если преподаватель не указал вам конкретную книгу, то можете обратиться к школьному библиотекарю с просьбой порекомендовать что-то подходящее для такого задания.

    • Если можете, выберите книгу по тематике, которая интересует вас, так как в этом случае чтение книги доставит вам больше удовольствия.
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 2

    2

    Убедитесь, что вы понимаете задание. Учитель может дать вам задание или подсказать конкретные детали к изложению. Убедитесь, что вы соблюдаете все рекомендованные принципы, такие как длина изложения и его содержание.

    • Не путайте изложение с рецензией. Изложение описывает содержание книги, иногда оно может включать ваше мнение о прочитанном, но все-таки, как правило, оно концентрирует внимание на фактах, относящихся к книге. В рецензии обычно указано, о чем повествует книга, и дается оценка тому, как книга воздействует на читателя.[1]
    • Если у вас возникли вопросы, обратитесь к преподавателю. Гораздо лучше задать свои вопросы, когда вы чего-то не поняли, чем пытаться кое-как довести до конца работу, которая не соответствует тому, чего ожидает преподаватель.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 3

    3

    Делайте заметки, когда читаете книгу. Вам будет намного легче писать ваше изложение, если вы будете делать записи по ходу чтения, и не будете пытаться вспомнить все в конце. Когда читаете, набросайте несколько заметок на следующие темы:[2]

    • Персонажи. Если книга относится к разряду беллетристики (является биографией или относится к мемуаристике), отслеживайте, кем являются главные действующие лица. Кто они такие? Чем они занимаются? Они отличаются в конце книги от того, как они выглядели в начале? Они вам понравились?[3]
    • Место действия. Эта категория относится главным образом к беллетристике. Место действия книги подразумевает, где и когда происходят события (например, основным местом действия романов о Гарри Поттере является школа Хогвартс). Место действия может оказывать значительное влияние на характеры и на сам рассказ.
    • Сюжет. Какие события происходят в книге? Кто и что делает? Где в книге (в начале, в средине или в конце), как кажется, происходят важные события? Имеются ли в книге какие-нибудь поворотные точки в повествовании, когда кажется, что все изменилось сравнительно с тем, что произошло ранее? Чем разрешился рассказ? Какие части книги вам понравились?
    • Основные идеи и темы. Эта категория в беллетристике будет несколько отличаться от таковой в документальной литературе. В документальной литературе основная идея может быть очень ясной, такой как изложение биографии знаменитого исторического лица. В художественном произведении, вероятно, будет ключевая тема, которая проходит по всей книге. Подумайте об этом с точки зрения того, что вы уже узнали из этой книги и чего вы не знали до того как прочитали ее. Вам будет легче сделать это, если вы заготовите несколько заметок по каждой из глав.
    • Цитаты. Хорошее изложение не только рассказывает, но еще и показывает. Например, если вам действительно понравился литературный стиль автора, вы могли бы воспользоваться цитатой в вашем изложении по книге, которая показывает, почему вам понравилась книга. Хорошей идеей явилась бы также и сочная цитата, которая подводит итог книги. Цитат не должно быть слишком много, но во время чтения вы можете записывать все цитаты, которые привлекли ваше внимание.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 4

    1

    Решите, как вы организуете свое изложение. Скорее всего, учитель даст вам конкретные требования к изложению. Если это так, то вам следует соблюдать их. Существует два основных способа организовать изложение:

    • Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
      • За: Вы можете двигаться в соответствии с хронологическим порядком — это может быть полезным, если вы описываете книгу с множеством сюжетных элементов.
      • Против: Этот вид организации работы может быть более сложным, если вам необходимо рассматривать несколько глав в одном абзаце.
    • Организуйте изложение по типу элемента («тематический» принцип организации). Если вы организуете изложение по книге таким образом, у вас может быть абзац для действующих лиц, абзац или два для обсуждения сюжета, абзац для рассмотрения основных идей, и абзац для обобщения мнения о книге.
      • За: Вы можете поместить много текста о сюжете в очень небольшое пространство. Абзацы четко разделены, поэтому вам будет понятно, какую тему обсуждать в каждом из них.
      • Против: Этот вариант будет неуместен, если вам необходимо скорее обобщить содержание книги, а не высказать свое мнение о ней.
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 5

    2

    Сделайте конспект. Это поможет вам написать изложение. Придайте заметкам такую направленность, которая будет зависеть от того, как вы решили организовать абзацы.

    • Для хронологической организации: Оставьте для каждой главы или раздела книги свой собственный сегмент. Отмечайте наиболее важные элементы истории и развития персонажей, которые показаны в каждой главе.
    • Для тематической организации: Распределите ваши заметки по разным элементам (персонажи, сюжет) и основные идеи по разным разделам. Каждый из них станет абзацем.
    • Когда будете писать первый вариант изложения, подумайте о том, какие элементы двигают сюжет вперед, потому что именно они, вероятно, окажутся самыми важными. Если хотите, можете внести в текст больше подробностей при выполнении второй корректуры.
    • Например, в романе Сюзен Коллинз «Голодные Игры» происходит много событий, и описать их все невозможно. Вместо этого, попробуйте сосредоточиться на всеохватывающем повествовании. Начните с объяснения того, что представляют собой Голодные Игры, и как выбрали Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Затем вы могли бы кратко описать то, как они провели время в Капитолии, а также включить информацию о том, как осуществляется спонсорская помощь. После этого, вы могли бы описать самые важные моменты из Игр, такие как, ожог ноги в костре, который получила Китнисс, нападение ос, смерть Руты, поцелуй в пещере, последнее сражение Като и решение съесть ядовитые ягоды. Затем, вы могли бы в виде заключения подытожить самые важные моменты, относящиеся к заключительному разделу книги.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 6

    3

    Напишите введение (один абзац). Введение должно познакомить читателя с основной идеей, которой посвящена книга. В него также следует включить краткую информацию об основных героях и идеях. Вам не следует углубляться в подробности; необходимо просто дать достаточно информации, чтобы читатель знал, чего можно ждать от остальной части изложения.

    • Укажите информацию, относящуюся к публикации книги, включая название книги, автора, год публикации и жанр. Преподаватель может попросить включить и другую информацию. Если книга была написана каким-нибудь авторитетным человеком, ей была присуждена награда, или она стала бестселлером, такую информацию также необходимо добавить.[4]
    • Например, краткое изложение романа Луис Лоури «Дающий» могло бы выглядеть следующим образом: «Роман Луис Лоури «Дающий» был опубликован издателем «Houghton Mifflin Harcourt» в 1993 году. В 1994 году он был награжден медалью Ньюбери. Действие романа происходит в обществе, которое представляется утопическим, в котором процветает идея единообразия. В этом обществе нет голода, печалей или нищеты. Однако эта утопия держится на том, что удерживает людей от переживания истинных эмоций. Такое отсутствие эмоций является причиной серьезных проблем у главного героя Джонаса, когда его избрали новым Получателем памяти…»[5]
    • Если книга относится к документальной литературе, обобщите основные идеи автора или его цели при написании книги. Сформулируйте тезис, в который вложите суть книги. Так, например, краткое изложение книги «Я- Малала» могло бы выглядеть следующим образом: «Малала, самый молодой лауреат Нобелевской Премии Мира, рассказывает свою невероятную и правдивую историю «Я — Малала. Девушка, которая выступала за образование и была расстреляна Талибаном». Эта книга была опубликована издательством Little, Brown и Co. в 2013 году. Малала хочет вдохновить других молодых людей и дать им веру в свои силы изменить мир путем передачи своего опыта относительно ценности образования и мирного протеста».[6]
  4. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 7

    4

    Подготовьте основные абзацы. Исходя из составленных ранее заметок и набросков, напишите основную часть изложения с описанием наиболее важных элементов книги. Если вы работаете над достаточно длинным произведением, то можете отразить каждую деталь и даже каждую главу вкратце. Вместо повествования сосредоточьтесь на том, что представляется вам самым важным в самой книге и ее персонажах.[7]

    • Обратите внимание, что конспект должен фокусироваться на том, что вы считаете основной идеей автора, и на том, какое развитие эта идея получает в книге. На каких важных моментах автор делает акцент? Какие наблюдения или рассказы из своего собственного опыта использует он в поддержку своего мнения?
  5. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 8

    5

    Используйте сюжетную линию. Если вы предпочли организовать свое изложение хронологически, подумайте о том, каким образом продвигается сюжет. Каковы основные события сюжета? Где и когда наступают перемены? Где происходят сюрпризы или интригующие ситуации, конец которых невозможно предугадать?

    • Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
      • Вводный абзац: Обобщение содержания книги в целом и представление информации об издателе.
      • Основной абзац 1: Изложите кратко план Гэндальфа заставить Бильбо Бэггинса стать вором-взломщиком для Торина Дубощита и группы гномов. Закончите тем, что Бильбо предпочел отправиться на поиски приключений (так как это основная поворотная точка для этого персонажа).
      • Основной абзац 2: Изложите кратко приключения Бильбо и гномов, когда их чуть не съели тролли, когда их похитили гоблины, как Бильбо нашел Голлума и Кольцо Всевластия. Приключений очень много, и вам не нужно рассказывать о них всех, вместо этого, выберите только самые важные моменты. Вы могли бы закончить описанием того, как гномов захватили Лесные эльфы, поскольку это очередная поворотная точка в этой истории. Бильбо вынужден решать, достаточно ли он храбр, чтобы спасти всех.
      • Основной абзац 3: Изложите кратко отношение гномов и людьми из Озерного Города (Эсгарота), как Бильбо попадает в Одинокую Гору и разговаривает со Смаугом, а гномы, эльфы и люди сражаются с орками. Здесь как раз подходящий момент, чтобы закончить этот абзац, т.к. это кульминационный момент истории, а читатель хочет знать, чем разрешилась проблема, или как все закончилось.
      • Основной абзац 4: Изложите кратко, как Бильбо пытается остановить битву, спор между Бильбо и Торином, исход битвы и возвращение Бильбо домой, где он обнаруживает, что все его пожитки распродаются. Вы можете также обсудить, каким образом главный персонаж, Бильбо, в конце становится другим хоббитом сравнительно с тем Бильбо, каким он был в начале книги.
      • Заключение: Расскажите об основных идеях книги, и о том, что вы узнали из нее. Вы могли бы порассуждать о том, как важно научиться быть храбрым, или какой критике подвергается жадность в книге. Затем, завершите абзац высказыванием своего мнения о книге в целом. Вы бы рекомендовали ее своему другу?
  6. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 9

    6

    Организуйте изложение в соответствии с темами. Если вы избрали тематический принцип организации изложения, вы можете развивать свои абзацы в соответствии с темой, а не позволять сюжету определять структуру изложения. Вам понадобится в одном-двух абзацах изложить сюжет, в одном абзаце описать персонажей, еще в одном абзаце представить основные идеи и темы, а в заключительном абзаце обобщить свое мнение о произведении в целом.

    • Начните с ОЧЕНЬ краткого изложения сюжета. Расскажите о том, к какому жанру относится книга, где разворачивается действие (Хогвартс, космос, мифическое прошлое), что старается сделать или узнать главный герой книги, чем заканчивается сюжет.
    • В абзаце о персонажах следует рассказать о главном герое (или героях). Кто они, и почему важны? Что они хотят сделать или узнать? Какими недостатками и достоинствами они обладают? Предстают ли они в конце книги изменившимися в каком-то отношении по сравнению с теми, какими они были в начале повествования?[8]

      • Например, абзац, посвященный персонажам «Хоббита», будет более всего сосредоточен на Бильбо Бэггинсе, или на главном герое романа. Необходимо будет также обсудить некоторых других важных действующих лиц: Торина Дубощита и волшебника Гэндальфа. В этом абзаце следует рассмотреть развитие характера Бильбо от персонажа, боящегося всего нового, до хоббита, который в конце предстает храбрецом, спасающим своих друзей.
    • Абзац, посвященный основным идеям или темам, может оказаться наиболее трудным для описания — в этом случае должны помочь заметки, которые вы делали при чтении книги. Подумайте о том, какие уроки усвоили персонажи. О чем эта книга заставила вас задуматься? Заставила ли она вас задавать вопросы?
      • Например, вы писали о романе «Дающий», и у вас могло появиться желание обсудить значение чувств в жизни людей. Вы также могли бы обсудить идею, согласно которой, чтобы прочувствовать всю полноту жизни, человек должен испытать как боль, так и удовольствие. Также важной является тема, как стать хозяином самому себе: герой романа Джонас пытается узнать, каким образом можно избавиться от «единообразия» в обществе, чтобы идти по жизни своим собственным путем.
  7. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 10

    7

    Подготовьте заключение. В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги и выразить свое собственное мнение о ней. Вам понравилась книга? Она доставила вам удовольствие? Вы согласны с идеями автора и его манерой писать? Узнали ли вы что-то, чего не знали раньше? Приведите доводы в свою пользу, используйте примеры или даже цитаты в поддержку вашего мнения.[9]

    • Пусть заключение дает читателям понять, следует читать книгу или нет. Понравится ли она читателям? Должны ли они прочитать ее? Почему да или почему нет?

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 11

    1

    Прочитайте свое изложение. Структура изложения должна быть четкой. Оно должно содержать введение (с кратким перечислением основных тем произведения), основную часть (где кратко и четко обобщается содержание книги) и заключение (в котором представлена всесторонняя оценка книги).[10]

    • Когда вы читаете изложение, спросите себя: если бы вы познакомили с этим изложением ваших друзей, которые не читали эту книгу, поняли бы они что произошло? Могли бы они прийти к определенному мнению относительно того, понравилась бы им эта книга или нет?
  2. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 12

    2

    Проверьте текст на наличие логических переходов. Необходимо проверить наличие логических связей между абзацами, а также между отдельными идеями в каждом абзаце. Эти связи помогают направлять читателя дальше, по мере того, как он узнает о том, что происходит.

    • Например, вместо того, чтобы начать предложение с местоимений (это, этот, оно и т.д.), вы можете напомнить читателю, о чем говорилось в предыдущем предложении. Вы также можете использовать синонимы, чтобы избежать повторений.
  3. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 13

    3

    Удостоверьтесь, что имена автора и имена персонажей книги написаны правильно, указаны соответствующие полные титулы, а также указана фамилия издателя (если преподаватель просил указать это).

  4. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 14

    4

    Прочитайте изложение вслух. Это поможет найти и исправить любые непонятные или плохо написанные моменты. Чтение вслух лучше поможет заметить ошибки, пропущенные при чтении и корректуре ранее..

  5. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 15

    5

    Попросите кого-нибудь другого прочесть ваше изложение вслух. Лучшим способом узнать, действительно ли вы хорошо выполнили работу, обобщая важные моменты книги, можно, попросив кого-нибудь другого прочитать ваше изложение. Друзья или родители могут помочь вам найти места в изложении, которые могут быть непонятны читателю.

    • Не говорите читающим, о чем книга, и на чем вы акцентировали внимание до того, как они прочитают изложение. Таким образом, им придется сосредоточиться на том, что изложено в вашей работе..
  6. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 16

    6

    Убедитесь, что имя и фамилия преподавателя (а также ваше собственное имя) указаны на последней странице работы. Это важно независимо от того, сдаете вы работу в печатном или рукописном видео. Если вы не указали в работе свою фамилию, то преподаватель не сможет поставить вам оценку. .

  7. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 17

    7

    Подготовьте чистовик с работой. Если вы распечатываете свое изложение по книге на компьютере, заложите в принтер хорошую чистую бумагу. Если вы пишете изложение от руки, пишите очень аккуратно, четкими буквами на чистой бумаге. Постарайтесь не помять и не испачкать бумагу, пока вы не сдали свою работу. .

  8. Изображение с названием Write a Good Summary for a Book Report Step 18

    8

    Молодцы! Вы отлично поработали! Можете гордиться своей работой!

    Реклама

Советы

  • Постарайтесь подумать о том, как вы расскажете эту историю человеку, который ее не знает.
  • Не ждите последней минуты! Начните раньше: читайте и обобщайте одну главу каждый день. При таком подходе вам придется выполнять меньше работы за один раз. Это также поможет вам написать изложение по книге сразу, пока вы хорошо помните материал.
  • Для родителей: прочитайте изложение по каждой главе. Если вы не можете понять текст, скажите своему ребенку, какой информации, по вашему мнению, не хватает. Пусть он/она добавит соответствующую информацию при вторичном редактировании.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 50 629 раз.

Была ли эта статья полезной?

Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста. 

Изложение

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.

Содержание

  1. Зачем писать изложение?
  2. Как определить тему и идею?
  3. Основные виды изложения
  4. Самостоятельная подготовка
  5. Как составить план изложения
  6. Как написать изложение кратко и правильно
  7. Алгоритм работы над изложением
  8. Правила сокращения изложения
  9. Основные принципы написания изложения
  10. Разбор задания
  11. Критерии оценивания работы
  12. Частые ошибки при написании изложения
  13. Как избежать типичных ошибок
  14. Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Зачем писать изложение?

Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.  Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

  • запоминать большой объем информации;
  • анализировать;
  • выделять важное и второстепенное;
  • грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
  • определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
  • соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);

и т.д.

Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Как определить тему и идею?

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Основные виды изложения

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

  • Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
  • Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
  • Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
  • Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

  • Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
  • Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
  • Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:

  • аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
  • синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
  • конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
  • творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  • Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  • Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  • Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  • Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  • Составление заголовка и плана.
  • Повторное чтение через 2–3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.  Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события. 

Изложение

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

Исходный текст:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Изложение:

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.

Текст изложения:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.

Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Частые ошибки при написании изложения

Школьники часто допускают следующие ошибки:

  1. Грамматические — ошибки в структуре слова:
  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;

и т.д.

Пример:

«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

  1. Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Пример:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

  1. Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Пример:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

  1. Фактические — искажение содержания текста:
  • пропуск важной информации;
  • несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Пример:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

  1. Орфографические — неправильное написание слов:
  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание.

Пример:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

  1. Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Пример:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать типичных ошибок

Чтобы избежать ошибок в изложении:

  • следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
  • избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
  • проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
  • пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
  • не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
  • не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
  • необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
  • обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
  • тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.

  • Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  • Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  • Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  • Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.

Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.

Источники:

  • Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Как правильно пишется словосочетание «краткий пересказ»

  • Как правильно пишется слово «краткий»
  • Как правильно пишется слово «пересказ»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ржа — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «краткий»

Ассоциации к слову «пересказ»

Синонимы к словосочетанию «краткий пересказ»

Предложения со словосочетанием «краткий пересказ»

  • Краткий пересказ события – случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, – уже является устным рассказом.
  • Помимо прочих сведений, здесь, в тех случаях, когда это необходимо, содержится краткий пересказ сюжета, позволяющий осмыслить приводимые ниже фрагменты в контексте всей саги.
  • Ну а краткие пересказы побывавших в путешествии разума древних землян вообще могли вызвать одну из фобий, при которых становилось страшно жить вообще.
  • (все предложения)

Значение слова «краткий»

  • КРА́ТКИЙ, —ая, —ое; —ток, —тка́, —тко; кратча́йший. 1. Непродолжительный, малый по времени; короткий. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КРАТКИЙ

Афоризмы русских писателей со словом «краткий»

  • Слог есть расположение и действие, в которое мы приводим свои мысли. Если мы их стесним, то и слог сделается силен и краток. Если мы их распустим, а свяжем одними словами, хотя и благозвучными, то слог будет растянут, вял и мертв.
  • И краток путь средь долгой ночи,
    Друзья, близка ночная твердь!
    И даже рифмы нет короче
    Глухой, крылатой рифмы: смерть.
  • Мы все уйдем за грань могил
    Но счастье, краткое быть может,
    Того, кто больше всех любил,
    В земном скитаньи потревожит.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

КРА́ТКИЙ, —ая, —ое; —ток, —тка́, —тко; кратча́йший. 1. Непродолжительный, малый по времени; короткий.

Все значения слова «краткий»

ПЕРЕСКА́З, -а, м. 1. Действие по знач. глаг. пересказать—пересказывать. Пересказ прочитанного.

Все значения слова «пересказ»

  • Краткий пересказ события – случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, – уже является устным рассказом.

  • Помимо прочих сведений, здесь, в тех случаях, когда это необходимо, содержится краткий пересказ сюжета, позволяющий осмыслить приводимые ниже фрагменты в контексте всей саги.

  • Ну а краткие пересказы побывавших в путешествии разума древних землян вообще могли вызвать одну из фобий, при которых становилось страшно жить вообще.

  • (все предложения)
  • краткое изложение
  • краткое содержание
  • краткий рассказ
  • краткая биография
  • краткий комментарий
  • (ещё синонимы…)
  • краткость
  • короткий
  • сокращение
  • конспект
  • очередь
  • (ещё ассоциации…)
  • рассказ
  • рассказать
  • школа
  • урок
  • говорить
  • (ещё ассоциации…)
  • краткий миг
  • краткий курс истории
  • постараться быть кратким
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • краткий пересказ
  • пересказ истории
  • в процессе пересказа
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «краткий»
  • Разбор по составу слова «пересказ»
  • Как правильно пишется слово «краткий»
  • Как правильно пишется слово «пересказ»

Как написать краткое изложение

Изложение — краткий письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста. Это один из видов творческой работы наряду с сочинением и диктантом, применяемый в школах для развития у учеников навыков правописания и объективного анализа.

Как написать краткое изложение

Инструкция

Прежде всего необходимо определить стиль и тип предстоящей работы. Краткое изложение должно в сжатой форме передать основную мысль полного текста, последовательность описанных событий, имена действующих лиц, временные даты и т.д. По характеру анализируемого произведения можно выделить несколько типов изложения: повествовательное, описательное и изложение-рассуждение. Обычно в работе используют не один, а сочетание нескольких типов, например, повествовательное изложение с элементами описания или рассуждения.

Повествовательное изложение — самый простой тип, при котором важно прежде всего правильно передать основной смысл и последовательность действий, сюжетную линию. При этом краткое изложение должно носить информативный характер, без цветистых описаний и отвлеченных фраз. Главное — дать основные сведения о происходящем в тексте.

Определите центральную мысль произведения и его главных персонажей, разбейте текст на подтемы. Выделите основные действия и зафиксируйте все детали, без которых повествование будет неполным. Подумайте, как можно короче выразить мысль, заключенную в каждом фрагменте. Составьте план. Напишите черновик, перечитайте, сделайте необходимые правки или дополнения.

Описательное изложение — самый сложный тип работы. В исходных текстах, как правило, присутствуют описания мест или предметов, представляющих важность с точки зрения автора. Это может быть внешность человека, фасад или убранство дома, архитектурные элементы (балкон, крыльцо и т.д.), предметы обихода, одежда и пр.

В первую очередь необходимо понять, какие вещи и почему автор захотел выделить в своем произведении, каким образом он это сделал, как выразил в тексте. Для этого ответьте на следующие вопросы: какие детали объекта и почему имеют подробное описание; на какие именно качества или признаки объекта необходимо обратить внимание, какие мельчайшие подробности важно не упустить; есть ли в тексте сравнение признаков разных предметов или людей и по какому принципу; какие средства автор использовал для передачи нюансов.

Изложение-рассуждение предполагает применение логики, анализа, высказывания собственных мыслей, мнения. Важно не только передать смысл произведения, но и ответить на вопросы «почему это произошло?», «к чему это приведет?», «кто виноват?» и т.д. Для этого выделите в тексте моменты, которые могут вызвать определенные рассуждения, попробуйте сделать самостоятельный вывод, постройте свою мысль, развивая или дополняя сказанное в тексте. Краткое изложение, как правило, такой тип не предусматривает, поскольку рассуждения трудно выразить в сжатой форме.

Видео по теме

Обратите внимание

Не забудьте проверить орфографию.

Полезный совет

Всегда используйте черновик.
Учитесь различать существенные и несущественные подробности, старайтесь писать сжато. Заменяйте слишком длинные фразы более короткими собственными, но без потери смысла.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Summary (саммари) представляет собой пересказ какого-либо объемного материала. В этой статье мы поговорим, зачем summary пишется, какими особенностями отличается, какую имеет структуру, какие практические советы по написанию существуют.

Саммари — это сжатое изложение материала либо обобщение информации, которая изложена в каком-нибудь источнике. Также саммари — это:

— краткая выжимка основных идей/главного содержания;

— уход от излишней детализации и ненужных подробностей;

— упражнение, развивающее письменную речь в английском языке.

Иногда summary включает в себя дополнительные рекомендации относительно того, что можно сделать в контексте решения рассматриваемой проблемы.

Цель

Саммари необходимо писать в следующих целях:

— для обучения, если речь идет об иностранных языках;

— для предоставления заинтересованной стороне наиболее важной информации об интересующих вопросах/проблемах/тематике;

— для существенной экономии времени (далеко не каждый имеет возможность прочитать конспект на ста листах или неделю изучать какой-нибудь объемный текст). 

Таким образом, изучив саммари, заинтересованное лицо будет знать суть материала, причем с основными источниками ему знакомиться не придется.

Структура

Структуризация позволяет написать материал более логично и последовательно. Говоря о структуре, мы подразумеваем наличие отдельных логических модулей, к примеру:

  1. Введение (презентуется тема, дается информация об авторе).
  2. Изложение (открывается основная идея, даются факты/примеры).
  3. Заключение (делаются выводы).

Также для summary характерно применение:

— простых предложений;

— перечислений;

— обобщений;

— вводных слов.

Советы и рекомендации

Рассмотрим практические советы общего плана, которые помогут все грамотно написать:

— внимательно прочтите оригинальный текст, ведь вам нужно четко понимать, о чем речь;

— выделите основную идею;

— отметьте факты и важные примеры — это позволит обозначить основные тезисы;

— излагайте материал сжато и кратко, сложная терминология не приветствуется.

Теперь рассмотрим советы о том, как писать саммари на английском:

1. При обучении вам могут поставить задачу написать summary двух видов: оценочное либо информативное, причем вы должны понимать, о каком виде пересказа идет речь. Первый случай — это аналогия с рецензиями к фильмам/книгам/передачам. Здесь надо не только изложить сюжет в краткой форме, но и высказать свое мнение, дать оценку работе автора/актера/режиссера. Здесь потребуется высокий уровень владения языком. Второй случай — это краткое изложение смысла какой-нибудь статьи. Данный вариант также называют реферированием.

2. Бегло ознакомьтесь с материалом, выявите основную мысль.

3. Перечитайте материал еще раз, но уже более вдумчиво. Разберите речевые обороты и незнакомые слова. Далее определите и выпишите ключевые фразы. Кратко сформулируйте суть каждого абзаца, составьте предварительный план.

4. Доработайте план. Очень часто некоторые абзацы без проблем объединяются в один. Тут важно учитывать не размер абзацев, а их смысл.

5. Старайтесь передать содержание любого пункта вашего плана несколькими предложениями (одним-двумя). Можно применять готовые фрагменты из источника либо перефразировать длинные фразы более кратко, но уже своими словами.

В современном английском языке есть много фраз и выражений, позволяющих излагать текст последовательно. Примеры:

  • The article/problem is about/concerned with… (эта статья/проблема касается…)
  • It’s a striking example of the… (это поразительный пример…)
  • The author provides/gives the information on… (автор информирует о…)
  • The author gives a detailed analysis of… (автор проводит детальный анализ…)
  • In the first/second/third paragraph… (в первом/втором/третьем параграфе…)
  • Firstly/Secondly/Thirdly…
  • Afterwards… (после этого…)
  • In addition… (в дополнение…)
  • Moreover… (более того…)
  • In the conclusion… (в заключение…)
  • At the end… (в конце…)
  • Finally… (наконец…)

Также вам может быть полезна таблица ниже:

Итогом вашей деятельности должен стать краткий пересказ, который будет составлять не более четверти от первоначального объема. Надеемся, эта статья была вам полезна, и теперь вы знаете, как писать summary.

Источники:

  • https://inspeak.ru/articles/Leksika/Summary;
  • https://irina-deryugina.ru/blog/summary.

Как написать изложение кратко и правильно

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Содержание:

  • Как написать сжатое изложение
  • Основные правила
  • Распространенные ошибки

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

  1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
  2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
  3. Уточните значение непонятных слов.
  4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
  5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
  6.  Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
  7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
  8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение

Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение

Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

  • Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
  • Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
  • Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется краткий доклад
  • Как пишется краткая форма прилагательного
  • Как пишется краткая дата
  • Как пишется краткая биография
  • Как пишется краткая автобиография