Статья, имеющая критическую направленность, выявляющая и осуждающая отрицательные явления, называется критической. Критическая статья – это разновидность публицистического жанра. О том, как пишутся такие статьи, и пойдет речь.
В первую очередь определитесь с темой. Писать нужно о том, в чём вы действительно разбираетесь. Темой для статьи может послужить событие, вызвавшее общественный интерес, деятельность известного человека, выход нового фильма или книги.
Кстати, если вы будете критиковать художественное произведение, или чью-то статью, то это уже будет не просто критическая статья, а литературно-критическая. Такая статья рассматривает художественное произведение со всех сторон, оценивает его общественное, эстетическое и нравственное значение, гуманистическую направленность.
После выбора темы определите основную мысль статьи, сформулируйте тему, заголовок статьи. Найдите основные ключевые слова, которые выражали бы поставленную проблему, отметьте основные понятия, входящие в формулировку темы – писать надо будет именно об этом. Также стоит определиться с целями и задачами статьи. Чего вы хотите добиться от читателей – заставить задуматься, вызвать какие-то ответные действия, вступить в полемику? Если статья будет опубликовываться в вашем блоге, она может вызвать споры, особенно, если тема на данный момент актуальна. Будьте к этому готовы.
Необходимо составить план статьи. Он поможет сделать структуру текста более логичной, объединить все части одной основной мыслью и избежать повторов. Текст должен быть связным. В статье следует изложить свои взгляды на критикуемый предмет, выразить личное отношение, оценить его, выделить особые свойства предмета. Далее – доказать свою точку зрения, почему вы думаете именно так, а не иначе, сделать выводы и обобщения.
Перед началом работы можно, и даже нужно, ознакомиться с другими критическими статья по интересующей вас теме. Точки зрения других авторов могут быть вам полезны, например, вы сможете уделить внимание какой-то менее освещенной детали, или наткнетесь на какую-то интересную идею.
Критическая статья должна иметь заключение, в котором вы подведёте итоги всего вышесказанного, сделаете выводы. Можно основную идею статьи выразить эпиграфом из какого-либо произведения, соответствующего вашей теме (особенно, если пишется литературно-критическая статья).
КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:
- небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
- сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
- развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.
Примерныйплан рецензии на литературное произведение.
- Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
- Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
- Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия
— анализ его формы и содержания
— особенности композиции
— мастерство автора в изображении героев
— индивидуальный стиль писателя - Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии
— актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится — не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.
Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста может датьанализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.
Как писать критику
Как жанр публицистики и литературы критика обычно связана с разбором явлений искусства и литературных произведений, живописи. Прежде чем написать критическую статью, необходимо определить истинную цель ее написания. Для чего вы пишете, какие черты, идеи, мысли вы хотите донести с ее помощью, на что хотели бы обратить особое внимание. Необходимо кратко и отчетливо сформулировать собственную позицию, чтобы также ясно выразить мысли в критической статье.
Вам понадобится
- — Объект критики (произведение искусства);
- — листок;
- — ручка.
Инструкция
Прежде чем приступить к написанию непосредственно критики, познакомьте читателя с автором объекта критики, его стилем, а также с самим объектом (картина, литературное произведение, памятник и прочее). Например, если таковым объектом является картина, то для начала представьте художника и его работу. Тут же производится фактическое описание картины.
Опишите мысли и чувства, которые вызывает у вас объект критики. Выскажите свои предположения касательно деталей объекта. Например, если объектом является литературное произведение, то акцентируйте внимание читателя на речевые обороты, используемые автором, попробуйте предположить, что хотел сказать писатель теми или иными словами и фразами.
Отметьте, чем уникален текст. Здесь же можно описать восхищение, вызываемое при погружении в творчество писателя, отметить его особые приемы письма.
Познакомив читателя с автором и его творчеством, выделив сильные уникальные стороны рассматриваемого объекта, можно переходить к основному этапу критики. В нем необходимо раскрыть основной замысел творения автора, то, для чего было создано это произведение искусства, что хотел сказать этим его создатель.
Тщательно проанализируйте объект критики, его предназначение, основные идеи создания. Выразите свои мысли и чувства, которые у вас возникают при виде объекта критики.
Обратите внимание
Не перегружайте текст статьи сложными заумными терминами, пишите простыми и точными словами, отражающими суть вашей мысли. Текст должен быть понятен даже простому человеку, не связанному с искусством.
Полезный совет
Пишите критическую статью по порядку, начиная, например, с названия. Раскрывайте смысл произведения искусства шаг за шагом. При этом старайтесь описывать свою позицию четко, аргументированно, не размывая ее лишними словами. Мысль выражайте ясно и максимально кратко.
Источники:
- Критика картин
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Критика, или написание рецензии на статью, — это объективный анализ литературного или научного текста с акцентом на способности или неспособности автора подкрепить основные идеи обоснованными и уместными доводами на основе фактов. Часто начинающие рецензенты просто пересказывают положения статьи без фактического анализа материала. Грамотный критический разбор должен содержать ваши впечатления от статьи, дополненные многочисленными доказательствами в поддержку таких впечатлений. Критику необходимо внимательно и вдумчиво ознакомиться со статьей, подготовить доводы и факты, а затем написать четкий и убедительный текст.
-
1
Прочитайте статью, чтобы уловить ключевую идею. При первом прочтении от вас требуется лишь понять общие утверждения автора. Обратите внимание на основную мысль.
- Обратите внимание на вводный и заключительный абзацы — в них часто содержатсся основные моменты.
-
2
Перечитайте текст, делая пометки. Иногда полезно делать пометки красной ручкой, чтобы они сразу выделялись. Выделяйте ключевые фразы. Во время второго прочтения начните задавать себе следующие вопросы:[1]
- В чем состоит основная мысль или тема?
- С какой целью автор выбрал такую тему?
- Кто является целевой аудиторией статьи? Эффективно ли она доносит до аудитории идею автора?
- Располагает ли автор достаточным количеством обоснованных доказательств?
- Имеются ли в доводах автора пробелы и слабые места?
- Имеет ли место неверное толкование фактов или предвзятость?
- Удалось ли автору прийти к убедительному заключению?
-
3
Придумайте условные обозначения для пометок. Используйте символы, которые помогут вам различать сбивчивые, важные или непоследовательные части текста.
- Например, подчеркивайте важные абзацы, обводите кружком сбивчивые отрывки и ошибки или отмечайте противоречия звездочками.
- Легенда со специальными символами поможет вам быстро делать пометки в статье. Вам может потребоваться время, чтобы запомнить свои типы пометок, но с легендой они быстро отпечатаются в памяти и значительно ускорят работу со статьей.
-
4
Делайте расширенные заметки при последующих прочтениях. Помимо легенды с условными обозначениями вам пригодятся развернутые записи мыслей и идей, которые приходят вам в голову при работе со статьей. Например, если заявления автора можно опровергнуть ссылкой на научное исследование, которое вы читали ранее, то сделайте соответствующую отметку на полях, на листе бумаги или в компьютере, чтобы позже вернуться к ней.[2]
- Не совершайте глупости, рассчитывая, что вы вспомните эту мысль, когда придет время писать рецензию.
- Не жалейте времени, чтобы записывать свои мысли и наблюдения в процессе чтения. Вы сами себе будете благодарны за проделанную работу, когда начнете писать критический текст.
-
5
Обдумайте предварительное содержание будущей рецензии. Сформируйте расширенное мнение о статье. Оцените доводы автора после двух-трех прочтений текста. Запишите свою изначальную реакцию на материал.[3]
- Составьте список возможных источников данных для будущей рецензии. Восстановите в памяти прочитанные материалы или просмотренные документальные фильмы, которые будут полезны для оценки статьи.
Реклама
-
1
Оцените логичность основной идеи автора. Проверьте гипотезу автора и сравните с похожими примерами.[4]
- Даже если автор статьи провел собственное исследование и приводит цитаты авторитетных специалистов, проанализируйте целесообразность и применимость идеи в реальных условиях.
- Изучите введение и заключение, которые должны согласовываться с содержанием статьи и быть убедительными.
-
2
Изучите статью на предмет случайных и намеренных предвзятых суждений. Если автору статьи выгодны сделанные заключения, его выводы могут оказаться субъективными.[5]
- Предвзятый автор игнорирует встречные доводы, неверно толкует факты с целью извратить выводы и навязывает читателю собственное необоснованное мнение. Подкрепленное мнение не вызывает возражений, но к голословным заявлениям всегда следует относиться скептически.
- Также предвзятость может основываться на предрассудках (расовая, этническая, половая, классовая или политическая принадлежность).
-
3
Рассмотрите интерпретации других текстов автором статьи. Если автор статьи делает заявления касательно чужих работ, нужно прочесть оригинальный текст и понять, насколько вы разделяете приведенный в статье анализ. Очевидно, что ваше полное согласие по вопросу не нужно и маловероятно, но оцените, насколько данная интерпретация выдерживает критику.[6]
- Обратите внимание на расхождения между вашим толкованием и толкованием автора статьи. Они могут повлиять на окончательный текст вашей рецензии.
- Узнайте мнение других специалистов. Если несколько несвязанных друг с другом специалистов высказали схожее мнение о тексте, то подобное мнение имеет больше веса, нежели лишенные поддержки утверждения.
-
4
Замечайте ненадежные доказательства. Автор ссылается на неактуальный материал пятидесятилетней давности, который давно не имеет веса в научном мире? Если автор ссылается на ненадежные источники, он тем самым снижает уровень доверия к своей статье.[7]
-
5
Обращайте внимание на стилистические элементы. Содержание статьи является самым важным аспектом для критики, но не нужно игнорировать формальные и литературные приемы, если они присутствуют в тексте. Замечайте сомнительный выбор лексических единиц и тон автора. Данные аспекты имеют особую важность при работе с ненаучными статьями.
- Обращайте внимание на те места, важность который подчеркнута авторским тоном.
- Подобные нюансы могут разоблачать глубинные проблемы аргументации. Например, если статья написана в чрезмерно пылком и яростном стиле, то автор может игнорировать и закрывать глаза на противоречивые факты.
- Всегда находите определения незнакомых слов. Конкретное значение слова может полностью изменить суть предложения, особенно в случае с многозначными словами. Задумайтесь, почему автор выбрал данное слово, чтобы глубже проанализировать его доводы.
-
6
Оценивайте методы исследований в научных статьях. Если в рецензируемой статье присутствует научная теория, то обязательно проанализируйте использованные методы исследований. Найдите ответы на такие вопросы:[8]
- Предоставил ли автор подробное описание использованных методов?
- Присутствуют ли в исследовании существенные недостатки?
- Насколько репрезентативен объем выборки?
- Имеется ли контрольная группа для сравнения?
- Все ли статистические расчеты верны?
- Насколько реально воспроизвести данный эксперимент?
- Имеет ли эксперимент ценность для конкретной области исследований?
-
7
Копайте глубже. Используйте все свои знания, обоснованные мнения и доступные исследования, чтобы согласиться или оспорить утверждения автора. Приводите эмпирические доводы в пользу своих заявлений.
- Никто не будет жаловаться на изобилие уместных фактов, но чрезмерное количество источников станет проблемой, если ваши аргументы начнут повторяться. Каждый источник должен содержать уникальную информацию для вашей рецензии.
- Следите за тем, чтобы сторонние источники не вытеснили вашего собственного мнения и доводов.
-
8
Критика не должна быть всецело положительной или отрицательной. На самом деле лучшие образцы критических разборов не разбивают стати в пух и прах, а скорее развивают и углубляют идею автора дополнительными доказательствами.[9]
- Если вы всецело согласны с автором, попробуйте развить доводы посредством дополнительных фактов или углубить идею.
- Также можно привести противоположные факты, но при этом все равно считать высказанную точку зрения автора верной.
- Не нужно давать послаблений автору по причине ошибочного сочувствия или усердствовать в попытках опровергнуть все его утверждения. Подробно изложите все доказуемые идеи, которые совпадают или расходятся с точкой зрения автора.
Реклама
-
1
Начните с введения, которое излагает вашу точку зрения. Введение должно занимать не больше двух абзацев и заложить фундамент вашей рецензии. Можно сразу отметить главные достоинства или недостатки рассматриваемой статьи.[10]
- Укажите имя автора, название статьи, источник и дату публикации, а также тему и/или основную проблему статьи в первых абзацах.
- Во введении не нужно приводить доказательств. Анализ фактов составит основную часть вашей рецензии.
- Не бойтесь смелых заявлений во введении и сразу изложите свою позицию. Если ходить вокруг да около или сомневаться в собственных словах, можно лишиться доверия читателей.
-
2
Приведите доказательства своей точки зрения в основной части рецензии. Каждый абзац должен подробно рассматривать новую идею или новое направление мысли.[11]
- Начинайте каждый абзац основной части с тематического предложения, которое резюмирует содержание последующего текста. При этом вам не нужно пытаться уместить весь абзац в одно предложение. Оно нужно исключительно для перехода к новой идее.
- Завершайте каждый абзац основной части переходным предложением, которое должно давать намек (но не четкое указание) на содержание следующего абзаца. Например, напишите: «И хотя Иван Петров сообщает о том, что число детей с лишним весом растет в России стремительными темпами, в некоторых городах имеется тенденция к снижению среднего веса». В следующем абзаце следует привести конкретные примеры городов с аномальными показателями.
-
3
Углубите свою идею ближе к концу рецензии. Даже самый убедительный аргумент всегда можно расширить по крайней мере одним заключительным неожиданным поворотом и дополнительным подтекстом. Используйте такой прием в последнем абзаце основной части рецензии до выводов, чтобы ваш довод врезался в память читателю.
- Например, приведите контраргумент, который позволит предвосхитить критику вашей рецензии и упрочить ваши позиции. Используйте фразы вроде «следует признать», «несомненно» или «можно возразить, что», чтобы изложить свой встречный довод. Затем дайте ответ на возможный вопрос и сообщите свой весомый аргумент после слов «но», «однако» или «тем не менее».[12]
- Например, приведите контраргумент, который позволит предвосхитить критику вашей рецензии и упрочить ваши позиции. Используйте фразы вроде «следует признать», «несомненно» или «можно возразить, что», чтобы изложить свой встречный довод. Затем дайте ответ на возможный вопрос и сообщите свой весомый аргумент после слов «но», «однако» или «тем не менее».[12]
-
4
Излагайте свои аргументы обоснованно и объективно. Избегайте чрезмерно ретивого или крайне патетического тона, который может быть неприятен читателям. Энтузиазм должен проявляться в способности глубоко исследовать вопрос и доступно выразить свою точку зрения.[13]
- Фразы вроде «Этот псевдонаучный бред — плевок в лицо всем историкам мира» могут привлечь внимание, но читатели серьезнее отнесутся к словам «Уровень грамотности и осведомленности автора данной статьи не позволяет воспринимать его доводы всерьез».
-
5
В завершение подытожьте свои мысли и предположите возможные последствия. Важно кратко повторить ключевые идеи рецензии, а также сообщить читателю, как это может отразиться на состоянии дел в рассматриваемой области.[14]
- Могут ли последствия быть значительными, или ваша рецензия просто разоблачает еще одного нерадивого автора?
- В заключительном абзаце постарайтесь произвести на читателя неизгладимое впечатление при помощи убедительных слов, чтобы показать важность вашей рецензии: «Анализ достоверности утверждений столь выдающегося ученого — задача не из простых и не из приятных, но она крайне важна для нашего и последующих поколений».
Реклама
Советы
- Пишите рецензию от третьего лица в настоящем времени, если отсутствуют другие требования. Перед началом работы всегда изучайте рекомендации по стилю.
- Не бойтесь уверенных и смелых заявлений.
- Всегда перепроверяйте текст, прежде чем отдать его своему преподавателю, научному руководителю, начальнику или издателю.
Реклама
Предупреждения
- Не используйте оценочные суждения и комментарии вроде «Статья мне понравилась» или «Текст написан плохо». Сосредоточьтесь на содержании публикации.
- Не нужно пересказывать статью. Лучше написать короткую рецензию, чем дополнять свой текст скучным пересказом чужих слов.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 18 133 раза.
Была ли эта статья полезной?
Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.
Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и
историей литературы.
Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее
цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление
в единстве формы и содержания.
Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая
критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни,
запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.
Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и
гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.
Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и
стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.
Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются
общественные проблемы, поднятые писателем.
Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал»
в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл
противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или
поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности
в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного
текста отличается от литературоведческого.
Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.
Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью:
— В какое время написана статья?
— Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?
— Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?
— Какими приемами толкования текста он пользуется?
— Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.
— Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?
— Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?
— Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?
— Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.
— Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.
При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать
комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям
статьи.
Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение
в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.
Написание критического эссе
Слова «критика» и «критиковать» для многих связаны с осуждением, выявлением негативных сторон. Вам может показаться, что написание критического эссе сводится к тому, чтобы разбить все доводы автора и показать, насколько слаб его труд. Но на самом деле это совсем не так.
Что такое критическое эссе?
Начнем с того, что критика подразумевает анализ, к ходе которого выявляются как негативные, так и позитивные стороны рассматриваемого явления. Критическое эссе — эта такая разновидность эссе, в котором необходимо проанализировать и оценить какой-либо научный труд (диссертацию, статью, доклад) или художественное произведение.
Студентам могут дать задание написать критическое эссе с целью развития их критического мышления, поскольку в процессе работы они научатся выявлять в работе противоречия, находить ошибки, неточности, видеть сильные и слабые стороны работы, а также проверять подлинность тех или иных доводов.
Техника работы с оригиналом
- Первым делом запаситесь копией оригинальной работы. Если это научная статья или небольшой рассказ, то вам не составит труда сделать его ксерокопию. Сложнее дело обстоит с объемной работой вроде диссертации или емкой художественной книги. Если работа существует в электронном виде, то вы можете рецензировать ее на компьютере, например с помощью инструментов рецензирования в программе Microsoft Word. В остальных случаях придется делать все записи в блокноте для пометок.
- Если произведение небольшое, вначале прочитайте его, чтобы получить общее представление о нем. Опишите в произвольной форме свое впечатление о работе, а также составьте небольшую аннотацию. В случае объемного труда читайте отдельные главы и описывайте свое впечатление о каждой из них. В больших работах имеет смысл сразу делать необходимые пометки (см. далее).
- При повторном чтении обращайте внимание на детали. Если это научная работа, проверяйте аргументированность выдвинутых тезисов, обращайте внимание на логическую стройность, полноту, наглядность изложения и другие моменты. В художественной литературе стоит обратить внимание на развиваемые в произведении сюжетные линии, проработанность характеров героев, оригинальность сюжета, наличие кульминации и другое.
Подчеркивайте все, что вас озадачило или возмутило. Записывайте на полях или в блокноте вопросы, отмечайте неточности, слабые и сильные места работы. Все это поможет вам при дальнейшем написании эссе.
Техника написания критического эссе
- В водной части критического эссе следует обозначить саму работу и ее автора. Рекомендуется отметить регалии ученого или писатели, а также дату публикации его работы.
- Кратко опишите поднятую в работе проблему. В случае научного труда обязательно обозначьте цель работы, главное научное утверждение и аргументы автора.
- Опишите опыт автора. При рассмотрении научного труда обязательно выясните, насколько ученый авторитетен в научном сообществе. Авторитетность подтверждается публикациями в значимых изданиях, высокая цитируемость ранее изданных работ, наличие научных трудов, звания, степени и т.д. Обратите внимание, насколько ученый корректен и точен в работе. Не использует ли устаревшие или сомнительные с точки зрения науки источники информации, всегда ли подтверждает свои доводы аргументами, последовательно ли излагает материал?
Если речь идет о писателе, обратите внимание на его опыт. Обязательно отметьте в эссе, что автор является новичком в этой деятельности, или перечислите его заслуги, если это опытный писатель. Во втором случае сравните его мастерство в нынешней и первых работах.
- Переходите к основной части эссе, которая должна быть большей по объему, чем вступление и заключение.
В случае написания критического эссе по научной работе основную часть необходимо посвятить наличию в работе аргументов и выявлению контраргументов. Определите, что в работе описано слишком туманно и требует дальнейших пояснений, что неоднозначно, что требует новых исследований. Возможно, вы считаете введенную автором систему или методику слишком сложной для внедрения в конкретной области. Объясните вашу точку зрения и предложите варианты решения проблемы. При этом, хотя речь и идет об эссе, по своему стилю оно должно быть ближе к научно-исследовательским работам (дипломной, курсовой, диссертации), чем к литературе.
При написании эссе по художественной работе основной упор сделайте на вскрытые автором проблемы, построение системы образов, раскрытие характеров персонажей, использование оригинальных художественных приемов и т.д. Опишите наиболее удачные и неудачные моменты. Такое эссе должно быть более художественным, чем научный вариант. Используйте известные вам литературные приемы, пишите живо и ярко, приводя удачные сравнения, чтобы ваше эссе чем-то зацепило читателя и вызвало у него желание прочитать оригинал.
- Переходите к заключению. Опишите в нем ваше общее мнение о проанализированной работе. Согласны ли вы с аргументами автора? Предложите ваши решения, к которым вы пришли в ходе чтения материалов: что можно улучшить или дополнить. Также укажите в заключении, какова значимость проделанной автором работы. Если он является научным работником, то его труд должен иметь какое-то значение для дальнейшего развития науки. Писателю, возможно, удалось вскрыть острые социальные проблемы, описать новую культуру или проделать другую значимую для общества работу.
- Перечитайте ваше критическое эссе и внесите все необходимые коррективы: исправьте ошибки, удалите незначимые фразы, усильте слабые места. При этом обязательно следите за тем, чтобы ваша работа была написана доброжелательным тоном и не содержала недопустимых выпадов в адрес автора в виде скрытых или явных оскорблений.
- Не забудьте грамотно оформить эссе, выдерживая его структуру. В оформлении вам также помогут статьи нашего сайта из раздела «Требования к оформлению эссе по ГОСТ».
Подпишитесь на нас в ВК.
Публикуем полезные лайфхаки для учёбы