-
Что такое логомассаж и кто его проводит?
-
Польза логопедического массажа
-
Кому назначают процедуру?
-
Кому нельзя делать логомассаж?
-
Виды логопедического массажа
-
Подготовка массажного кабинета
-
Продолжительность массажа
-
Логомассаж – добровольная процедура!
Часто родители замечают, что их ребенок хоть и разговаривает, но звуки произносит коряво, его речь в целом искажена. Специалисты советуют не надеяться, что речевые функции нормализуются сами по себе, а как можно скорее обратиться за помощью к логопеду, который может назначить логопедический массаж.
Расскажем об этой процедуре подробно, узнаем, кто ее может проводить, рассмотрим показания и противопоказания.
Что такое логомассаж и кто его проводит?
Логопедическая коррекция при помощи массажных техник – это один из самых эффективных методов на сегодняшний день в работе с детьми, которые имеют нарушения звукопроизношения, и со взрослыми, у которых существуют проблемы с речью и жевательной функцией. При помощи массажа достигается подвижность мышц языка, щек и губ.
Логомассаж входит в комплекс реабилитационных упражнений и дает ощутимые результаты в работе с детьми, подростками и взрослыми. Нужно понимать, что это далеко не безобидная процедура, имеющая медицинские противопоказания и неприятные ощущения при механическом воздействии, поэтому назначать ее должен врач, а проводить – сертифицированный логопед-дефектолог или массажист.
Освоить курсы проведения логопедического массажа и иметь право работать с пациентами, страдающими нарушениями речи, можно в нашей Академии. Вы научитесь проводить обследование, выявлять причину речевых дефектов и осуществлять коррекционный логомассаж.
Польза логопедического массажа
Массажная процедура:
-
нормализует тонус мышц, участвующих в артикуляции;
-
улучшит моторику артикуляционного аппарата;
-
снизит влияние параличей на мимику и речь;
-
сформирует навык координации движений артикуляционных органов (гортани, голосовых складок, языка, неба, челюстей, губ, носоглотки);
-
скорректирует гиперкинезию, синкинезию (непроизвольные движения).
Помимо влияния на речевой аппарат, логопедический массаж может значительно улучшить кровообращение и благоприятно повлиять на общую работу организма, помочь успокоиться и получить заряд энергии.
Кому назначают процедуру?
Логопедический массаж – это лечебный метод, который стимулирует органы артикуляции и влияет на их работу. Поэтому, прежде всего, процедура показана говорящим детям, имеющим речевые нарушения.
Часто такой массаж назначают и ребятишкам, которые не разговаривают. Не стоит ожидать, что неговорящие малыши после массажных манипуляций сразу заговорят, но такая процедура поможет им легче справиться с задержкой речевого развития.
Взрослым массажные техники вернут стройную и правильную речь после перенесенного инсульта, помогут верно произносить фразы, формулировать мысли и желания.
Логопедический массаж назначают:
-
детям и взрослым (после инсульта) в случаях нарушения обеспечения органов и тканей речевого аппарата нервами (дизартрия);
-
при укороченной подъязычной связке (механическая дислалия);
-
при диагностированном синдроме гнусавости (ринолалия);
-
при заикании (с осторожностью и под врачебным контролем).
Перед назначением массажа, невролог или логопед обследует подвижность артикуляторных органов пациента, определяет, нет ли противопоказаний к процедуре.
Кому нельзя делать логомассаж?
Массаж влияет только на мышцы, поэтому назначается с целью коррекции произношения. Но многим малышам процедура не подходит, вызывает дискомфорт и негативные ощущения. Если ребенок кричит, плачет, выражает агрессию или у него появляется посинение кожных покровов и тремор подбородка, массаж следует прекратить. В этих случаях специалисту придется искать альтернативный метод.
Обязательным является обследование состояния здоровья. Процедура противопоказана людям:
-
склонным к судорогам;
-
с диагнозом эпилепсия;
-
часто страдающим носовыми кровотечениями;
-
с повышенной температурой тела и лихорадкой;
-
с инфекциями, простудными заболеваниями и острыми воспалительными процессами;
-
имеющим увеличенные лимфоузлы;
-
страдающим конъюнктивитом;
-
имеющим кожные и/или аллергические заболевания;
-
с обострением стоматита, герпеса;
-
с тошнотой или рвотой;
-
с диагностированным онкологическим заболеванием;
-
страдающим от чрезмерной усталости или имеющим нестабильное психическое состояние.
Виды логопедического массажа
Специалист применяет классические или авторские методы логопедического массажа. Процедура проводится руками в стерильных перчатках или с использованием специальных зондов. Методику и способ выполнения определяет специалист, учитывая индивидуальные особенности и возраст пациента.
Логомассаж может быть следующих видов:
-
Ручной/классический (проводится на определенной области при помощи поглаживаний, пощипываний, постукиваний, надавливаний. Иногда применяются соски или мягкие зубные щетки).
-
Аппаратный (осуществляется при помощи специальных аппаратов, создающих вибрацию или вакуумный эффект).
-
Локальный (оказывает воздействие на конкретные точки, влияющие на работу речевого аппарата).
-
Зондовый (при помощи специального набора зондов).
-
Самостоятельный (при котором специалист рассказывает и показывает, как проводить массаж и артикуляционные упражнения самому в домашних условиях).
Подготовка массажного кабинета
Создание правильных условий – очень важный момент для успешного результата. Обстановка должна быть комфортной, соответствовать гигиеническим нормам и способствовать расслаблению организма.
-
Кабинет надо проветрить, а зонды и другие инструменты продезинфицировать.
-
Проводить массаж следует только в стерильных одноразовых перчатках.
-
Пациенту должно быть удобно. Верное положение тела при логопедическом массаже – лежа или полусидя в специальном кресле.
Продолжительность массажа
Процедура назначается курсами (от 10 до 20) и проводится каждый день. Продолжительность сеанса постепенно увеличивается. Малышам до 5 лет достаточно 15 минут, а ребятам постарше и взрослым – 20 минут. При необходимости курс повторяют через пару месяцев.
Логомассаж – добровольная процедура!
Как родителям, так и специалистам необходимо понимать, что логопедический массаж принесет пользу детям только в том случае, если он выполняется не против их воли. Если малышу неприятно или больно, он напряжен, тревожится, сопротивляется – качественно провести массажные манипуляции невозможно.
В таких сложных случаях логопеду следует попробовать для начала наладить контакт с ребенком и подготовить его к последующему лечению. Может потребоваться помощь психолога или даже поиск других методов коррекции.
Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.
В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.
Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.
Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.
Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:
- Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
- Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
- Нарушение жевательной и глотательной функции.
- Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
- Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
- При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
- Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
- Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.
Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.
Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:
- помощь в правильной постановке звуков;
- стимуляция процесса формирования речи;
- улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
- косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
- нормализация затруднённого дыхания;
- формирование правильного диафрагмального дыхания;
- повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
- нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
- коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
- укрепление глоточного рефлекса;
- стимуляция кинестетических ощущений;
- понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
- повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
- снижение слюноотделения;
- уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.
Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.
Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
- герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
- повышенная температура;
- болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
- увеличенные лимфоузлы;
- болезни крови и капилляров;
- повышенное внутричерепное давление;
- онкологические заболевания;
- эпилепсия;
- гиперчувствительность;
- ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).
Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.
Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.
Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.
Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.
Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.
Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.
ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.
Есть несколько эффективных упражнений для языка:
- Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
- Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
- Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
- Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
- Легкие пощипывания кончика языка.
- Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.
Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.
Последовательность действий примерно следующая:
- Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
- Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
- Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
- Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
- Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.
Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.
Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.
Последовательность следующая:
- Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
- Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
- Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
- Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
- Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
- Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.
Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.
Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.
Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:
- Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
- «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
- «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
- Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
- «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
- «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
- «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).
Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.
Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.
Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.
Далее можно переходить к массажу языка:
- Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
- Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
- Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
- Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
- Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
- С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.
Чтобы логопедический массаж был эффективен, важно соблюдать ряд простых рекомендаций:
- Занятия проводятся курсами (примерно по 20 занятий). Сеансы – 2-3 раза в неделю.
- В зависимости от вида логопедического массажа, ребенок должен занять сидячее или лежачее положение.Если ребенок сильно волнуется, то первое время он может сидеть на коленях у родителя.
- Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он вам мог доверять. Если он будет скован или устраивать истерики, то пользы от таких занятий не будет. Родителям же нужно проводить занятия только в хорошем настроении, потому что если вы будете взвинчены или раздражены, то это автоматически передастся ребенку.
- В кабинете, где проводятся занятия, не должно быть ничего, что могло бы отвлекать внимание ребенка.
- Во время процедуры не должно быть никакого дискомфорта. Если ребенок говорит, что ему больно или его вдруг начало тошнить, то нужно снизить интенсивность или прекратить любые манипуляции, пока его состояние не нормализуется.
- Если используется зубная щетка или ложка, то они должны применяться только для одной цели – логопедического массажа. Они должны быть индивидуальными и чистыми, поэтому нужно позаботиться о дезинфекции.
В конце процедуры можно погладить лицо ребенка и похвалить его за терпение. Можно подарить ему что-то – так он будет воспринимать занятия как нечто положительное.
Помните о том, что логопедический массаж – это не панацея, поэтому эта методика должна использоваться совместно с другими способами коррекции речевых нарушений.
Первые звуки можно услышать от малышей в два месяца, а к концу первого года жизни дети уже уверено произносят слоги и целые слова. Однако бывает так, что малыши отстают от сверстников. Развитие речевого аппарата хромает. Чтобы справится с этой напастью, вам стоит обратиться к врачу и регулярно проводить логомассаж для детей.
Можно устранить даже самые серьезные дефекты речи, если регулярно проводить логопедический массаж языка.
I. Польза логомассажа для детей
Логомассаж отлично воздействует на речевой аппарат. Специальные приемы позволяют менять состояние мышц, нервных волокон, кожи, сосудов так, что ребенок начинает лучше произносить слова.
1. Достоинства логомассажа
Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:
- нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
- уменьшается патологические и случайные движения мышц;
- активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
- улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.
Логомассаж положительно воздействует на всю нервную систему ребенка, улучшает показатели здоровья. Например, массаж оказывает стимулирующее действие на кровообращение, улучшает обмен веществ, насыщает кровь кислородом, способствует клеточному питанию. Такая процедура делает мышцы более эластичными и сильными, а также ускоряет восстановление после нагрузок и повышает работоспособность.
Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.
2. Показания и противопоказания
Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.
У процедуры есть свои противопоказания:
- инфекционные заболевания;
- кожные болезни;
- проблемы со слизистой оболочкой глаз;
- увеличенные лимфоузлы.
Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.
Давайте теперь разберемся, какие виды логомассажа вообще существуют, и разберем конкретные техники.
II. Разновидности массажа
Область логопедической терапии сегодня настолько разработана, что для перечисления всех техник потребуется написать огромную книгу. Мы расскажем об основных техниках, которые чаще всего используются в логотерапии.
Пять основных разновидностей логомассажа:
- классический;
- точечный
- аппаратный;
- самомассаж;
- зондовый.
Под классикой понимается обычный ручной массаж лица – это поглаживания, растирания, разминания и т. п.
Для исполнения точечного массажа нужно знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует особенных знаний.
Можно массировать тело с помощью медицинского устройства – это и будет аппаратный массаж.
Самомассаж выполняет ребенок – для этого его нужно научить правильно покусывать язык и массировать лицо.
Зонд позволяет добраться до удаленных частей органов артикуляции и тем самым активизировать их работу.
Массаж может быть направлен на расслабление или активизацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы – старайтесь нажимать легко, используйте скользящие движения. Если же вы решили активизировать мышцы и добавить им тонуса – массируйте глубоко и энергично.
Для различных типов логомассажа используются ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.
III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях
Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.
Логомассаж лучше делать в проветренной комнате. Если вы собираетесь массировать ротовую полость ребенка – позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты нужно тщательно промыть и обдать кипятком.
Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.
Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.
Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.
Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:
- дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
- дошколята – до 17-20 мин.;
- от 7 лет – до 26-30 мин.
Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.
Не занимайтесь самолечением! Прежде чем проводить массаж дома, проконсультируйтесь со специалистом. Врач должен составить план и показать наиболее подходящие для вашего ребенка массажные движения.
Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.
Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.
IV. Как проводить массаж?
Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.
1. Логомассаж лица
Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!
2. Логомассаж ложками
Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.
3. Артикуляционный массаж для развития речи
Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.
Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.
4. Пальчиковый логомассаж для развития речи
Массировать пальчики – проще всего. Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы. Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.
Дело в том, что нервные окончания рук считаются связанными с речевыми зонами в нашем мозге. Поэтому пальчиковый массаж может улучшить речь малыша. Чтобы усилить эффект, можно использовать резиновый мячик.
Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.
Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>
5. Наборы инструментов для логомассажа
Зонды для проведения логомассажа – это специальные инструменты, сделанные из проволоки. Они используются для того, чтобы механически воздействовать на язык и прочие органы артикуляционного аппарата ребенка. Их применение позволяет поставить малышу звуки и скорректировать речевое произношение. Зонды – это исключительно отечественное изобретение. В ЕС и США логопеды не используют зонды – они даже не знают технологий обращения с ними!
Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.
Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.
Массажные зонды применяются в методике Новиковой.
Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:
- массажная палочка;
- устройство для поднятия языка;
- зеркало (для обследования рта);
- винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
- роторасширители.
V. Условия проведения сеансов
Повторим, что процедуру лучше проводить в проветренном помещении с нормальной освещенностью. Ребенка лучше умыть и прополоскать ему рот. Во время сеанса нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка: если он выражает беспокойство или недовольство – процедуру лучше прекратить.
Помните, что логомассаж предполагает проработку губ, нижней челюсти и языка. Начинать и заканчивать сеанс лучше с поглаживаний.
Врач должен указать оптимальное число повторений каждого движения. Обычно достаточно повторять 4-6 раз. Для начала достаточно провести процедуру длительностью до 5 минут. Далее можно увеличивать продолжительность массажа. Ребенка нужно психологически подготовить к тому, что над его лицом будут совершаться манипуляции в течение 20 минут. Для малышей длительность процедуры нужно ограничить 3 минутами.
Специалисты советуют проводить сеансы раз в два дня через 2 часа после завтрака или обеда. Когда цикл из 15-20 процедур завершился, следует сделать перерыв на несколько месяцев. В год достаточно 50-60 сеансов.
Следует регулярно посещать врача, чтобы фиксировать изменения и при необходимости изменить или отменить процедуры.
Помните, что не только логомассаж, но и пение также помогает детям развивать речь. Если вы хотите помочь своему ребенку, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Применение логопедического массажа в детском возрасте помогает повысить качество произношения, улучшить тонус мышц, участвующих в формировании речи, позволяет научиться их расслаблять. Эта процедура важна для тех детей, у которых есть проблемы с произношением. Массаж языка ребенку для развития речи дает возможность работать с недостатками речевого аппарата.
Виды логомассажа
Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:
- традиционный;
- зондовый;
- самомассаж;
- аппаратный;
- точечный;
- массаж Дьяковой.
Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.
Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).
Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.
Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей.
Цели логопедического массажа
Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:
- У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
- Если ребенок страдает от заикания.
- Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
- Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
- Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
- При дизартрии.
- Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
- Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
- При неправильной работе голосовых связок.
- Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
- Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
- Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
- При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
- Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).
Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.
У них отмечается следующее:
- Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
- Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
- Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
- Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
- Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.
Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков.
Зондовый логопедический массаж
Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления — зонды. При этом:
- Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
- Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
- Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
- Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОУ
Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.
Логопедический массаж языка зубной щеткой
Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.
При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.
Как делать логопедический массаж самостоятельно
Важно! Когда родители проводят массаж своему ребенку, нужно с ним постоянно общаться для того, чтобы он во время процедуры чувствовал себя уверенно.
В основе всех движений при проведении процедуры лежат поглаживание и легкая вибрация. Надавливания должны делаться без усилий. Вибрация помогает лучше расслабить мышцы. Поглаживания делают осторожными круговыми движениями.
Для того, чтобы улучшить качество проводимой процедуры, родителям может быть полезно взять несколько уроков у профессионалов.
Противопоказания для массажа: когда делать не стоит
Хотя проведение такой процедуры способно оказать значительную помощь ребенку, в некоторых случаях его использование может принести вред.
При этом имеются противопоказания:
- его нельзя делать детям, которые страдают от заболеваний капилляров и крови;
- запрещено проводить тем, у кого имеются онкологические заболевания;
- при наличии склонности к образованию тромбов;
- в то время, когда малыш болеет острыми респираторными заболеваниями;
- при наличии стоматита или коньюнктивита;
- если у ребенка судороги;
Зондовый массаж
- когда малыш страдает от фурункулеза;
- при наличии порезов или других повреждений кожи, на месте которых образовались воспаления;
- при наличии синяков там, где выполняется массаж;
- когда ребенок имеет грибковое заболевание;
- если лимфатические узлы увеличены;
- массаж нельзя делать тем, у кого имеются воспаления или гнойные высыпания на коже, а также тем, кто болеет герпесом.
Важно! Кроме перечисленных противопоказаний необходимо учитывать, что у малыша может быть повышенная чувствительность к такой процедуре, что не позволяет использовать при его лечении логомассаж.
Специфика логомассажа в условиях дома
При проведении процедуры родителями дома необходимо обеспечить малышу такие условия, чтобы он не испытывал страха перед процедурой. Поэтому чем младше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Например, для грудничка достаточно на первом сеансе потратить не более двух минут, а для трехлетнего ребенка логопедический массаж языка нужно увеличить до 5 минут. Рекомендуется создать малышу обстановку, в которой он будет чувствовать уверенность — положить рядом любимые игрушки, читать ему любимую сказку.
Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет
Условия для проведения процедуры дома
Логопедический массаж для детей в домашних условиях проводится в светлом и хорошо проветриваемом помещении. Нужно, чтобы для ребенка не было причин отвлекаться. Иногда дети нервничают во время процедуры. Поэтому рекомендуется, чтобы продолжительность занятия увеличивалась постепенно, а первый сеанс массажа происходил не дольше 5 минут.
Логопедический массаж языка для детей
Для того, чтобы провести логомассаж, необходимо действовать в соответствии с пошаговой инструкцией:
- Процедура начинается с того, что массажист делает щадящие поглаживающие движения по коже лица.
- Работа с продольной мышцей проводится в направлении от корня языка к внешней части.
- Логопедом выполняются надавливания на поперечные мышцы: движение начинают в центре языка и продолжают по направлению к боковому краю.
- Внутри ротовой полости проводятся поглаживания по всей ее поверхности в различных направлениях.
- Делают легкие похлопывания по поверхности языка на всем его протяжении.
- Массажист выполняет надавливания на продольную мышцу.
- Проводится обработка уздечки языка с помощью вертикальных движений.
- С использованием салфетки, сделанной из марли, делают перетирающие массажные движения.
Важно! Для того, чтобы был оказан лечебный эффект, нужно провести цикл процедур, состоящий из 10-20 сеансов. После окончания надо сделать перерыв длительностью 4-8 недель и повторить все снова.
Логопедический массаж лица для детей
Логомассаж можно проводить в домашних условиях, при этом важно создать такие условия, чтобы во время проведения процедуры малыш не отвлекался.
Технология проведения логопедического массажа лица
Проведение логопедического массажа лица для детей начинается с поглаживающих движений, которые начинаются с середины лба и делаются по направлению к височной области.
При этом нужно делать поочередно то разминающие движения, то вибрационные.
При обработке щек движения направлены от уголков рта по направлению к вискам. Его делают при помощи растягивающих и разминающих движений. Затем необходимо сделать несколько поглаживающих легких движений, направленных от скул к нижней челюсти.
При массаже носа начинают с поглаживания его крыльев. Затем выполняют массирование носогубной складки, делая движения от краев носа по направлению к краям рта.
Далее проводится обработка губ. При этом массажные движения начинаются с середины верхней губы по направлению к углам рта. Затем таким же образом происходит обработка нижней губы.
Далее нужно промассировать подбородок. Его разминают, начиная с центральной части и двигаются по направлению к уголкам рта.
В заключительной части процедуры выполняют массаж шеи вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.
На этом массаж лица заканчивается.
Проведение логопедического массажа способно существенно помочь развитию ребенка. Однако проводиться такой массаж должен качественно и в соответствии с правилами логопедии. Только при этом условии он будет эффективен.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Статья написанная согласно с научными стандартами и проверена медицинским работником
Этот текст соответствует требованиям медицинской литературы, медицинским установкам и современным исследованиям и был пересмотрен медицинскими работниками. Источники и автор.
Статья написанная согласно с научными стандартами и проверена медицинским работником
Этот текст соответствует требованиям медицинской литературы, медицинским установкам и современным исследованиям и был пересмотрен медицинскими работниками. Источники и автор.
[lwptoc]
Каждому человеку нужно, чтобы его понимали. Он хочет быть услышанным. Но существует немало ситуаций, когда высказаться довольно сложно, так как нарушена работа речевого аппарата. Улучшить звукопроизношение и вернуть красивую речь после инсульта, помочь правильно произносить слова и связно формулировать свои желания в раннем возрасте – именно такие задачи ставят перед собой специалисты по логопедическому массажу.
Логопедический массаж: показания и противопоказания
Логопедическая коррекция — это система специальных упражнений и видов массажа, развивающая правильную работу органов речи. То есть такие манипуляции будут полезными и оправданными, когда речь идет о нарушениях подвижности мышц мимических, а также языка, щек и губ.
Стоит заметить, что логопедический массаж – далеко не самая приятная процедура и уже тем более – не панацея от всех проблем с речью. А потому советовать его всем на всякий случай — попросту глупость. Решение о целесообразности такого лечения должен принимать врач.
Кому же такая процедура может помочь? Логопедический массаж назначается взрослым и детям, у которых наблюдается проблема с речью, и тем, у кого нарушена жевательная функция. Такие манипуляции показаны в случаях:
- Дизартрии — когда нарушена иннервации мышц речевого аппарата.
- Ринолалии– когда нарушена резонаторная функция носовой полости (синдром гнусавости).
- Механической дислалии – когда имеет место укороченная подъязычная связка.
Также логопедический массаж иногда назначают при заикании. Но делать манипуляции в этом случае следует очень осторожно и только с разрешения врача.
Важно также знать, что логопедический массаж показан не всем, и даже наоборот – многим противопоказан. Его нельзя делать, если:
- человек склонен к судорогам, болен эпилепсией;
- у пациента лихорадка или в организме есть острые воспалительные процессы;
- есть склонность к носовым кровотечениям;
- у пациента конъюнктивит;
- есть кожные заболевания;
- пациент — аллергик;
- есть стоматит, герпес;
- наблюдается увеличение лимфатических узлов;
- есть тошнота и рвота;
- диагностирована онкология.
Даже при сильной усталости или нестабильности психического здоровья логопедический массаж не назначают.
Мануальный и инструментальный логопедический массаж
Различают разные типы такой коррекции. По способу проведения процедур, можно выделить:
— мануальный массаж – когда манипуляции делают при помощи рук (в стерильных перчатках);
— инструментальный – с использованием специальных зондов.
Также процедуры отличают по назначению: одни призваны расслабить артикуляционные мышцы, другие – активизировать их.
Независимо от типа манипуляций, делать их должен специалист. Тогда можно ожидать позитивных результатов.
Цель логопедического массажа
О каких именно результатах мы говорим? Как ни крути, а подыскивая для себя или для своего ребенка массажиста, мы ждем, что уже после первых сеансов речь наладиться, мышцы будут работать более правильно и как следствие – улучшиться звукопроизношение. Но для достижения этих целей нужно время.
Дело в том, что у многих детей с проблемами речи нарушено кровоснабжение ствола головного мозга и иннервация мышц речевого аппарата. В результате ребенок просто не способен контролировать работу этих мышц. Логопедический массаж как раз призван помочь организму вернуть себе этот контроль. Постепенно.
Чего же можно добиться при помощи логопедического массажа?
- Улучшить работу и подвижность мимических мышц, а также мышц языка, щек и губ.
- Повысить чувствительность речевого аппарата.
- Снизить повышенный тонус мышц, которые отвечают за произношение звуков.
- Решить проблему с усиленным слюнотечением.
Также полезным будет логопедический массаж для неговорящих детей. Профессиональные манипуляции помогут скорректировать иннервацию мышц речевого аппарата и нервный импульс. В результате ребенку будет легче справиться с задержкой речевого развития. Но все же ожидать, что, выйдя из массажного кабинета, неговорящий ранее ребенок сразу заговорит, не стоит. Логопедический массаж – это помощь, но не волшебная палочка.
Особенности проведения детского логопедического массажа
Есть ли отличия между взрослым и детским логопедическим массажем? Конечно да. И дело не только в применяемой силе или техниках. Будем честными – не каждый ребенок позволит неизвестному человеку сделать такие манипуляции. А потому детский логопедический массаж требует не только профессионализма массажиста, который прошел специальное обучение, но и его умения работать с маленькими пациентами. То есть таланта наладить контакт, чтобы процедуры были добровольными.
На первых сеансах манипуляции должны быть максимально безболезненными, чтобы ребенок смог довериться этому незнакомому человеку на следующих занятиях. В то же время требуется терпение и со стороны родителей. Не стоит ожидать мгновенных результатов или настаивать на интенсивности манипуляций с первого дня. Достаточно правильно выбрать специалиста, которому вы сможете доверить здоровье своего ребенка и которому сможет довериться ваш ребенок.
Вся информация, изложенная в блоге, носит информационный характер и не заменяет очной консультации врача!
Источники:
- https://impulss.eu/en/methods/speech-therapy-massage
- https://www.handyhandouts.com/viewHandout.aspx?hh_number=204&nfp_title=Oral-Massaging+Techniques
Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.
Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.
Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:
- вирусные простудные болезни;
- инфекции глаз (конъюнктивит);
- кожные болезни;
- стоматит, гингивит и т.д.
Условия для проведения процедур
Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.
Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.
Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.
Схема продолжительности сеансов по возрастам:
- 0-3 года – 10 минут;
- 4-7 лет – 15 минут;
- 7-10 лет – 25 минут.
Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.
Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.
Основные виды логомассажа
Различают следующие виды логопедического массажа:
- Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
- Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
- Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
- Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
- Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.
При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке
Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!
Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:
- нормализация речевого дыхания,
- исправление звукопроизношения,
- увеличение силы голоса,
- улучшение состояния нервной системы.
Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.
Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:
- Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
- Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
- Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
- Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
- Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
- Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.
Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.
Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата
Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.
Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:
- Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
- Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
- Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
- Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
- Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
- Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.
Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.
Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.
Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:
- Поглаживание ложками висков ребенка.
- Поглаживание глазных впадин.
- Поглаживание щек.
- Растирание висков горками ложек.
- Растирание участка между бровями горками ложек.
- Растирание носогубного участка концом ложки.
- Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
- Разминание подбородка и скул.
Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.
Массаж языка для коррекции речи
Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.
Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:
- Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
- Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.
Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.
Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.
Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:
- Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
- Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
- Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
- Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
- Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
- Пальцами выполняются движения в виде растираний.
- Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
- Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
- Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.
Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.
Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста. Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.
Расслабление речевых мышц
Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.
Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.
Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.
Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:
- показывает язык, вытягивая его максимально,
- подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
- покачивает для расслабления мышц,
- отводит в стороны,
- собирает губы трубочкой,
- растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
- поднимает верхнюю губу,
- опускает нижнюю губу,
- сжимает,
- облизывает.
Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.
В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:
- «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
- «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
- «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
- «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.
Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.
Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.
Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.