Одина из древних персонажей славянской мифологии, трактовка которой до настоящего времени является спорной это Мокошь или Макошь. Одно предполагают исследователи, что – это единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром на Киевском капище наравне с идолами других богов по данным «Повести временных лет», среди которых Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл и богиня Макошь, Велес, Сварог, Род и рожаницы.
Согласно выводам разных исследователей Богиня Мокошь или Макошь может изображаться совершенно различно, что зависит от той функции и роли в мифологической системе, которую ей определяет автор исследования. Так, при всех разночтения следует определить две основные гипотезы:
1. Отечественные лингвисты Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н. В. в статье «К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа» сборника «Балто-славянские исследования» за 1983 г. на основе множества источником, совершают попытку реконструировать образ Мокоши и при этом выявляя ее основную функциональную роль.
Авторы выдвинули предположение, согласно которому Мокошь почиталась как жена громовержца (Перуна) и играла одну из важнейших ролей в основном мифе: «видимо, есть все основания говорить о более точных соответствиях образу жены Громовержца уже в пределах уровня божеств. Речь идет о Мокоши, которая в восточно-славянской традиции засвидетельствована как единственный женский персонаж Владимирова пантеона, появляющийся в древних списках богов и их изображений на последнем месте – после всех мужских богов пантеона».
Авторы определяют связь Мокоши с прядением и ткачеством, которая явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой, прядущая по ночам в избе, ей в жертву приносили пряжу, кудель, сбрасывая ее в колодец (этот обряд носил название «мокриды», возможно, связанное с именем Мокоши через корень мок(р)).
Во время реконструкции персонажа Мокошь авторы выявили ряд текстов, где женскому божеству отводится роль нечистой силы, колдуньи, кикиморе-шишиморе как персонажа русской демонологии. Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н.В. приводят тексты, где находится объяснению этому факту: «Стоит заметить, что в работах по реконструкции основного мифа как один из главных мотивов, объясняющих движение сюжета в мифе, выявляется мотив измены жены Громовержца своему божественному супругу с его противником. Результатом разрешения конфликта в божественной семье как раз и является в очень большом числе версий основного мифа наказание Громовержцем жены-изменницы, лишение ее божественного и супружеского статуса, ссылка ее с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды».
Также исследователи отмечают языческие корни культа святой Параскевы Пятницы и сопоставляли ее с Мокошью: «Особое внимание приобретает здесь использование характерных черт св. Пятницы в русской, инославянских и некоторых неславянских традициях. Но и об этом может быть сказано лишь в самом общем виде. Оба мотива, связываемые с Мокошью, т.е. мокрота-влага и прядение, соединяются и проявляются с особой наглядностью и подробностью в образе св. Пятница, принадлежащей к числу самых популярных и любимых (прежде всего женщинами) сакральных персонажей и являющейся результатом позднейшего преобразования культа Мокоши».
2. Обращаясь к рассмотрению такого персонажа славянской мифологии как Мокошь в своей работе «Язычество древних славян» российский археолог и историк Рыбакова Б.А. отмечает: «Макошь – женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне ее культа…».
Согласно толкованию Рыбакова Б.А. «Макошь» (он использует написание «Макошь») производное от ма «мать», и кош «жребий» или «корзина для зерна»: «Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно представить себе «Ма-кошь» как наименование «Матери счастливого жребия», богини удачи, судьбы».
Автор отмечает: «В XIV – XVI вв. в позднейших копиях древних поучений Макошь продолжает упоминаться, но культ её уже сильно снижен. Этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Макошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни».
Рыбаков Б. А. выдвигает предположение, что Макошь была едва ли не центральной фигурой архаичного культа дохристианской Руси, ее культ являлся отголоском древнего матриархата: «в перечне 980 г. есть только одно женское божество – Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла. А в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой и в христианской форме как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX в.».
Помимо данных основных двух версий существует еще множество толкований образа Мокошь или Макошь. Так, Фасмер М. имя Мокоши связывает с термином «мокнуть». Аничков Е.В. связывает Мокошь с финским племенным названием «мокша», хотя y самой моpдвы-мокши такого божества нет. Мокшин Н.Ф. исследователь мифологии мордвы им возражает, отрицающий финно-угорское происхождение имени. H. М. Гальковский полагал, что Макошь – нечто вроде русалки, «дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше»; впрочем, он оговорился, что «после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым». По мнению ряда исследователей, многие черты Мокоши перешли на всенародно почитавшуюся святую Параскеву-Пятницу, в чьём образе объединились две христианские святые: Параскева Иконийская – больше почитаемая украинцами и белорусами и Параскева Сербская – больше почитаемая русскими
Таким образом, пытаясь систематизировать и обобщить рассмотренный материал, посвященный реконструкции исследуемого образа, можно выделить ее общие черты и функции. Мокошь жена Великого Перуна – славянского Громовержца, это Богиня, покровительствующая женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию. Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Мокоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой.
Макошь также рассматривается как Великая Мать, древнейший славянский культ, Богиня всей Судьбы человеческой. Ее атрибуты – веретено с куделью, олицетворяющей нити судеб человеческих, иногда рог изобилия. Исследователи описывают Макошь соседствующую рядом с русалками и вилами. На протяжении веков значение Макоши претерпело серьезные изменения. Постепенно перейдя в разряд земных, домашних, женских божеств, Макошь, тем не менее, часто рассматривается как Великая Богиня Судьбы. В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, так как день Макоши – Пятница.
Правильное написание слова макошь:
макошь
Криптовалюта за ходьбу!
Количество букв в слове: 6
Слово состоит из букв:
М, А, К, О, Ш, Ь
Правильный транслит слова: makosh
Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: vfrjim
Неправильное написание слова с ошибкой: макош
Тест на правописание
Макошь (Мокошь, Мокощ, Мокуша, Макажь) — славянская богиня всей Судьбы (кош, кошт — судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы — Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы — Норнами и Фригг — женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини — пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, также, вероятно, имела двух сестер или ипостаси — счастливую судьбу и несчастливую, удачливую и неудачливую — Сряшту (Сречу, Долю) и Несряшту (Несречу, Недолю).
Мокошь — богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Мокоши — и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» .
«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании» по списку XVI века).
Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде — Мокос, Мокош). Именем Мокос могли называть и бога Велеса.
«Мамаи же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета.» («Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского» в изложении Срезневского).
«требу кладутъ и творят… Мокошьи диве…. мажютъ Екатию (Геката) богыню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут.»(«Слово об Идолах», XV века).
Таким образом, Мокошь — богиня колдовства и хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной, властительница Дикой природы.
В нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Яга (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Как следствие хтоничности имеет непропорционально большую голову на изображениях. Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как «неолитическая Венера». Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение её лица считалось табу, имела большую голову.
В православии образ слился с Параскевой Пятницей, то есть она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Мокошь — это ближайшая к 8 апреля Пятница — Провещание Мокоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.
Мокошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Мокоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Мокоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.
Монах Альберих из Трех Источников в своей «Хронике» XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал: «II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея её идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда…»
Литература
- Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-Бук, 2002
Славянская мифология |
|
---|---|
Боги | Белобог • Велес • Волх • Даждьбог • Дый • Жива • Коляда • Лада • Леля • Маржана • Мокошь • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Радегаст • Род • Рожаницы • Руевит • Сварог • Сварожич • Святовит • Симаргл • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Яровит • Ярило |
Мифические существа | Алконост • Анчутка • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вилия • Водяной • Волколак • Вурдалак • Гамаюн • Деды • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Жировик • Злыдни • Змей Горыныч • Змиулан • Каравай • Кикимора • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Крив • Купала • Лель • Леший • Лихо • Луговой • Мавка • Морок • Мороз • Одноглазка • Полевой • Полудницы • Пятница • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Чугайстер • Шишига • Шубин • |
Мифические земли | Алатырь • Беловодье • Буян • Вырий • Калинов мост • Китеж-град • Красная горка • Лукоморье • Лысая гора • Пекло • Смородина Река • Тридевятое царство |
Согласно ПВЛ, год 6488 (980):
Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь
Согласно Синопсису, про Идолов:
Перун – бог грома, Волос – бог домашнего скота, Позвизд – бог ветра и погоды, Ладо – бог веселия, Купало – бог земных плодов, Коляда – бог праздничный
Wikimedia Foundation.
2010.
Сколько слогов в слове мокошь: 2.
На какой слог падает ударение: на 1 слог.
Поделиться:
Вконтакте
Одноклассники
Значение слова мокошь
Словарь по мифологии М. Ладыгина.:
(Макошь)
Мо́кошь (Ма́кошь) — в славянской мифологии очень древнее земледельческое божество, мать урожая, богиня жизненных благ и изобилия, покровительница женщин; одно из самых почитаемых славянских божеств.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
Все значения
МАКОШЬ (альтернативный подход) — МА́КОШЬ, главная, самая древняя и самая значительная славянская богиня, родоначальница всех славянских богов. Наименее изучена исследователями. Антропоморфный облик ее появляется уже в верхнем палеолите (так называемые «палеолитические Венеры», например, головка из местечка Дольни Вестоницы в Моравии, ЛИКЪ МАГУЖИ).
Имеет также зооморфный облик Медведицы. Камни, ее воплощающие, могут нести также отпечаток когтистых медвежьих лап. Ее именем названо центральное созвездие карты звездного неба — Малая Магужь (Малая Медведица), что подчеркивает системообразующую роль Макоши.
Макошь — центральное божество храма Макоши, и потому связанную с ней начальную религию можно рассматривать как исторически первую форму индоевропейского монотеизма.
Из истории проблемы
Из отечественных исследователей впервые (1804) о Макоши заговорил А. С. Кайсаров (см. КАЙСАРОВ Андрей Сергеевич). У него она фигурирует еще как бог-мужчина: «Макош или Мокош. Какую должность отправлял этот бог у русских, до сих пор еще неизвестно. Нестор (см. НЕСТОР (летописец)) не говорит о нем ничего более, как что Владимир Великий (см. ВЛАДИМИР Святославич) велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г. Гютри думал, что русский Макош был Магогом (см. ГОГ И МАГОГ) в Библии. Мы не имеем причин согласиться с этим мнением, и я предоставляю другому исследовать, справедливо ли оно, и много ли находится сходства между обоими лицами, кроме их имени? Макош называется иногда и Мокаша». В том же 1804 Г. А. Глинка в Митаве издал книгу, где Макошь с именем Могошъ также полагается мужчиной, однако он допускает варианты Макошь, Макоса, «что все истолковывается словом Могущь». О нем он пишет: «И сей по Нестору есть так же бог скотов; однако ж надобно заметить различие между Могошем и Велесом (см. ВЕЛЕС). Первый крупного скота бог, другой же мелкого, как-то овец, коз и проч.». А. С. Фаминцын (см. ФАМИНЦЫН Андрей Сергеевич) приводил о Макоши только три цитаты: из Нестора о том, что Макошь наряду с другими богами стояла в Киеве на Подоле вне двора теремного, из Григория Богослова — о том, что «богам требу кладут и творят вилам и Мокошьи», и из церковных поучений — о том, что славяне молятся вилам и Мокоши. Собственного мнения об этом божестве у него не было, пол божества предоставлялось толковать читателю. Д. О. Шеппинг (1849) также не определяет пол: «О Мокоше, или Мокошле известно только, что кумир его находился в Киеве, но какое это божество, определить трудно. Вацерад называет его богом дождя; Коллар же описывает его получеловеком, полурыбою, что дает некоторое сходство с чудом морским; в позднейшее же время обоготворяли его в значении бога дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. В христианстве это перенесено на пророка Илью, которого называют мокрым». Таким образом, в 19 в. Макошь представлялась мужчиной и сближалась со всем мокрым, брались источники последнего тысячелетия.
Трактовки 20 века
В 20 в. предпринимаются попытки выяснить функции Макоши. Так, К. М. Гальковский приводит вначале христианские источники, упоминающие Макошь, а затем дает сведения о ней: «Имя это, вероятно, заимствовано откуда-то, но нельзя указать источник заимствований. Прейс считал Макошь Астартою (см. АСТАРТА), другие считают ее богиней ветров и воды. Е. В. Барсов (см. БАРСОВ Елпидифор Васильевич) полагает, что Макошь — богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти, вообще «бабьего хозяйства». Треба ей заключались в том, что при стрижке овец в ножницы кладут на ночь по клоку шерсти. Когда неостриженные овцы вытирают шерсть, то говорят: «Ой, Мокуша остригла овец». После всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым. — Если отождествить Макошь с Мокушь, то в 16 в. этим именем называли знахарку… Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи… — Возможно, что Мокошь заимствована нашими предками от финнов: Мокша правый приток Оки, где еще не так давно обитали финны.
Выскажем нашу личную догадку относительно Мокоши. В слове Златоуста обличаются те, кто «начаша жрети… Витам и Мокоши, упирем и берегыням». Вилы — это русалки, души умерших женщин; берегини, вероятно, то же самое; упыри, несомненно, покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на суше». То есть имя Макошь опять этимологизируется от слова «мокрый» и сближается с русалками.
Наиболее полно исследовал этот образ академик Б. А. Рыбаков (см. РЫБАКОВ Борис Александрович). Он характеризовал ее так: «МАКОШЬ. («Мать урожая» Макошь). Древняя богиня земли («Мать-сыра-земля») и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение нив росою. В архаической русской ритуальной вышивке изображается между двумя роженицами — Ладой и Лелей. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери»). На збручском идоле изображена на главной лицевой грани с турьим «рогом изобилия». У Рыбакова ей предшествуют Перун (см. ПЕРУН (альтернативный подход)), Стрибог (см. СТРИБОГ) (он же Род-Святовит-Сварог) и Дажьбог. Кроме того, у него есть текст с обоснованием этого имени: «Макошь (Макошь-дива). Макошь почти всегда упоминается в источниках рядом с вилами-русалками. Этимология имени этой богини связана со словом «къшь», «кощь», обозначающим «жребий», «судьбу», а также являющимся корневой основой слов, обозначающей различные емкости для зерна: «кошь» — корзина, возок для снопов; «кошьница», «кошуля» — плетеные из прутьев емкости. Плетеные возки для снопов изестны по археологическим глиняным моделям со времен энеолита. Плетеный закут для овец назывался «кошарой». В русской ритуальной вышивке 19 в. на полотенцах-«набожниках» Макошь изображалась как центральная фигура всей композиции, подтверждая слова одного из средневековых поучений, что русские люди «кланяются, написавши жену в человеческий образ». На полотенцах для весенних обрядов Макошь изображена с воздетыми к небу руками, как бы молящая верховное божество оросить дождями вспаханные и засеянные поля. К дням летнего солцестояния (Иван-Купала), когда земля уже почти вырастила новые колосья, Макошь изображалась окруженной солнечными кругами и с руками, указующими на землю. Все это дает право считать Макошь очень древним земледельческим божеством, «матерью урожая» богиней жизненных благ и изобилия. На протяжении средневековья происходило оттеснение Макоши христианской богородицей и замена ею древней языческой богини. Культ Макоши превратился в культ христианской Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился на русском Севере вплоть до начала 20 в.
Заслугой Рыбакова является привлечение русской ритуальной вышивки, где имеется изображение Макоши. Дальнейшее продвижение в данной проблеме было связано с исследованиями В. А. Чудиновым (см. ЧУДИНОВ Валерий Алексеевич) священных камней — нового вида исторических источников.
Этимология имени
Имя богини связано с магией и, прежде всего, с магией посвящения детей в полноценных членов родовой общины после прохождения ими обряда инициации. На камнях зафиксированы все варианты этого названия профессии, которые постепенно привели к имени собственному: МАГИНЯ-МАГУЖЬ-МАГАЖЬ-МАКАЖЬ-МАКОЖЬ-МАКАШЬ-МАКОШЬ-МОКАШЬ. Лишь последний вариант имени дал основания для неверных его сближений со словами МОКНУТЬ, МОКРЫЙ, переразлагать его на слова МА-КОШЬ в смысле МАТЬ-КОШЕЛКА, сближать с культом Параскевы-Пятницы. В Литве это имя трансформировалось далее до форм МОКАС-МОКАЙ. В Белоруссии и средневековой Руси ее камни имели названия СВЯТА ПАНИ, но по мере вытеснения на Руси из обихода слова «пан», «пани» это название забылось. Но оно высекалось на камнях как С-ТЕ ПАНИ, что позже привело к названию данных камней СТЕПАНЫ на Руси и СЦЯПАНЫ в Белоруссии. Возможно, что от этого названия образована фамилия Стопани.
Камни Макоши
Вмещающие или воплощающие камни Макоши (то есть внехрамовые, посвященные только ей) связаны с представлении о целебных силах (водой с камня Макоши по поверьям можно лечить огромный круг болезней; это же дало возможность понимать Макошь как повелительницу всякого водного лечения и блага), а также с «наукой», то есть знаниями преимущественно сексуального свойства для молодежи. Таких камней по сравнению с вмещающими камнями других славянских богов большинство. Именно они почитались более всего; после принятия христианства некоторые из них подверглись крещению. Камни, допущенные до христианского обряда князем Ярославом, получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, такие же камни, на которых по приказу Полоцкого князя Бориса выбивались кресты, получили название БОРИСОВЫ КАМНИ. Лик Макоши в виде плиты, на котором по просьбе сына Бориса, Полоцкого князя Рогволода, царь-жрец повелел выбить крест и подарить христианскому храму, носит название РОГВОЛОДОВА КАМНЯ. Имена православных князей, а также наличие на многих камнях выбитых там христианских крестов не должно затмевать языческую их суть, их посвящение главной славянской богине. Существовал обычай на языческие праздники выносить камни из храмовой ризницы и выставлять их народу как святыню. Даже в христианское время существовал обычай обмениваться камнями — так в наши дни христианские храмы на время обмениваются иконами. Очевидно, мягкое поле камней Макоши ценилось очень высоко. Камни Макоши в Литве имеют особые названия — МАКАСЫ или МАКАИ, что в народном сознании уже не связано с Макошью.
Имеются и более мелкие, весом от десятков килограммов до нескольких центнеров представительские камни Макоши, которые не просто находятся в храмах Макоши, но задают главное направление, на север, возможно, на историческую прародину славян в Гиперборее. Эти камни обозначали одно из восьми направлений (север), находясь между камнями ХРАМА МАКОШИ (на северо-западе) и камнями МАСКИ (на северо-востоке).
Существовал и третий тип камней Макоши — камни-указатели. За ними не числились никакие целительные свойства, и они не переносились на иные места и не пользовались почитанием. Их назначение — показывать дорогу к храму Макоши. Некоторые из этих камней принимали зооморфный облик Макоши — облик медведицы (камень горы Собутки в Польше). На других были написаны возможные поучения верующим типа: ЧТИ ЧЕЛО КАМЕННОЕ, НО И ТЕЛО ЕЕ МАГУЖЬЕ. Очевидно, в храме, дорогу к которому указывал данный камень, находился каменный лик Макоши, причем моделировано было не только лицо, но и тело. Главное все-таки в ее камнях (кроме указателей) не соответствие облику (зоо- или антропоморфному), а наличие сильного, но мягкого поля.
Со временем камни-указатели стали расти в размерах, и им придавали все большее сходство с зооморфным ликом Макоши. Постепенно они превратились в огромные монументы, один из которых обнаружен на севере.
Зооморфный лик Макоши
В качестве зооморфного лика Макоши использовалось изображение белой медведицы полностью, либо только голова, либо даже следы лап («пятерня» с близко посаженными короткими пальцами). Существовали и плоские камни, чей профиль передавал черты белой медведицы.
Антропоморфные лики Макоши
Так называемый «вмещающий» камень Макоши мог представлять собой либо просто валун, либо зооморфный или антропоморфный лик богини. По сути дела это был храм из одного камня, где можно было молиться, исцеляться, наполняться любовью к противоположному полу и желать образования крепкой семьи с чадами. Антропоморфные лики с 19 в. археологи находили в слоях палеолита и называли их «палеолитическими Венерами». Наиболее известна так называемая «Венера из Виллендорфа», хранящаяся в музее Вены и насчитывающая около 26 тыс лет. Материал — тонкозернистый известняк, высота 11 см. Удивительная особенность этого изображения — отсутствие моделировки лица. Большинство ликов Макоши именно таковы. Нет проработки лица и на лике из Словении античного времени.
- Фонетический разбор
Фонетический разбор слова «макошь»
Данного слова нет в словаре. Выберете подходящий вариант ударения.
ма́кошь
Слоги: ма-кошь (для анализа), ма-кошь (для переноса).
[ма́каш] СУЩ,неод,жр ед,им
м | [м] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
а | [́а] | гласный, ударный |
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
о | [а] | гласный, безударный |
ш | [ш] | согласный, глухой парный, твердый непарный |
ь | [-] |
Букв: 6 Звуков: 5
макошь
мако́шь
Слоги: ма-кошь (для анализа), ма-кошь (для переноса).
[мако́ш] СУЩ,неод,жр ед,им
м | [м] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
а | [а] | гласный, безударный |
к | [к] | согласный, глухой парный, твердый парный |
о | [́о] | гласный, ударный |
ш | [ш] | согласный, глухой парный, твердый непарный |
ь | [-] |
Букв: 6 Звуков: 5
макошь