Как пишется метафорические карты

В моем случае я не задавалась вопросом, как создать свои метафорические карты. Это случилось само собой — сначала появились рисунки, потом к ним написались тексты. И из этого сочетания получились мои первые метафорические карты.

Рисовать я начала еще в студенчестве, на простых тетрадных листах в клетку, простыми шариковыми ручками. Было интересно просто закрасить весь листок.

Как создать свои метафорические карты Рисунки на листах в клетку Красный с синим

Рисунки шариковыми ручками на листах в клетку

Как создать свои метафорические карты Рисунки на листах в клетку Красный с зеленым

Рисунки шариковыми ручками на листах в клетку

Потом стали появляться узоры, постепенно они усложнялись, я уже закончила институт, но продолжала рисовать в разные периоды жизни.

Как создать свои метафорические карты Рисунки на листах фиолетовый цветной

Рисунки шариковыми ручками на тетрадных листах

И однажды это вдруг переросло во что-то большее. Эти рисунки все еще на тетрадных листах, хотя клеточки для рисования узоров уже были не нужны.

Как создать свои метафорические карты Рисунки на листах Сложные узоры

Рисунки на тетрадных листах ручками

А это рисунки ручками на плотной цветной бумаге.

Как создать свои метафорические карты Рисунки на плотной бумаге

Рисунки шариковыми ручками на плотной бумаге

Рисунки на полотне в несколько слоев бумаги разных цветов.

Как создать свои метафорические карты Рисунки на плотной бумаге в несколько слоев

Рисунки шариковыми ручками на бумаге в несколько слоев

Сначала рисунки были только абстрактные — узоры, фигуры, переплетенье линий, но позже появились и сюжетные.

Как создать свои метафорические карты Сюжетные рисунки шариковыми ручками

Рисунки шариковыми ручками

Техника тоже немного изменилась, я по-прежнему часто рисую черной ручкой, но теперь в сочетании с акварелью.

Как создать свои метафорические карты Сюжетные рисунки шариковыми ручками и акварельными красками

Рисунки шариковыми ручками и акварельными красками

Думаю, относительно вопроса, как нарисовать метафорические карты самостоятельно, единых рецептов нет. Иногда мои идеи для рисунков возникают спонтанно, из жизни, из наблюдений за собой, людьми. Хочется выразить какое-то настроение, передать образ. В другой раз ищешь вдохновения целенаправленно. Опять же все зависит, какую вы выбрали тематику для рисунков, и в соответствии с этим можно искать нужные образы и идеи.

Когда рисунки готовы, я обрабатываю их в различных графических редакторах, в результате чего появляется несколько версий одного и того же рисунка, в разных цветах, с разным настроением.

Как создать свои метафорические карты Разные варианты одного рисунка Солнце Мелуа

Разные варианты одного рисунка

Как создать свои метафорические карты Разные варианты одного рисунка Необыкновенное чудо

Разные варианты одного рисунка

К рисунками пишутся тексты, вот и ответ на вопрос, как создаются метафорические карты в моем случае.

Как создать свои метафорические карты Иди вверх

Метафорические карты Иди вверх

Как создать свои метафорические карты Одна такая

Метафорические карты Одна такая

Как создать свои метафорические карты Сто солнц

Метафорические карты Сто солнц

Даже если у колоды нет одной ярко выраженной тематики, рисунки и тексты в ней примерно в одном стиле. Тогда колода эффективна в работе, понятно, для каких запросов она подходит, в каких техниках ее можно использовать.

В метафорических картах могут сочетаться рисунки и тексты, подписи, можно создавать колоды из фотографий.

Как создать свои метафорические карты Фотоколода

Фотоколода Эта замечательная жизнь

То есть если вы хотите сделать метафорические карты самостоятельно, нужно понимать, какой будет колода, для каких задач она создается, будет ли в ней прослеживаться какая-то тематика или она будет универсальной. В соответствии с этим подбирается нужный стиль рисунков или фото, решается, будут ли у карт подписи.

Исходя из целей, нужно решить, сколько карт должно быть в колоде — их должно быть достаточно для выполнения различных техник, в сюжетах должно быть разнообразие. Из своего опыта могу сказать, что хорошо работать с колодами примерно в 40-100 карт.

Следующий вопрос — какого размера будут ваши карты. Этот вопрос также будет актуален, когда вы будете печатать свои карты в типографии, поэтому лучше обдумать этот момент заранее. Карты могут быть довольно крупными, но в основном, для удобства работы с колодой, их делают размером 7 х 10 или 10 х 14 см. Опять же, смотря сколько карт в колоде — если их много, около ста, картами крупного размера сложно будет оперировать.

Метафорические ассоциативные карты Шесть карт

Метафорические карты Одна такая

Метафорические ассоциативные карты Сто солнц Восемь карт

Метафорические карты Сто солнц

Метафорические ассоциативные карты Отражение Миниатюра

Метафорические карты Отражение

Метафорические ассоциативные карты Благословение Миниатюра

Метафорические карты Благословение

Главное, если хотите создать метафорические карты, не бойтесь пробовать. Метафорические карты тем и хороши, что их нельзя сделать неправильно — они в любом случае будут метафорическими картами, вопрос только в том, насколько эффективны и удобны они будут в работе. Так что нужно лишь продумать все детали и приступать к работе.

Успешного вам творчества и создания новых колод!

Как создаются метафорические карты

  • 21.08.2017
  • 49733 Просмотра

Магия творческого и технологического процесса создания и производства новых колод Метафорических карт. Мы расскажем вам, как это происходит у нас.

Содержание:

От Ирины Федоровой

От Натальи Извековой

Как создаются колоды метафорических карт:

  1. Идея
  2. Подбор картинок
  3. Обработка изображений
  4. Дизайн и верстка
  5. Печать и укомплектование
  6. Технические характеристики
  7. Размеры
  8. Упаковка
  9. Любовь и забота

В нашей коллекции метафорических ассоциативных карт (МАК) вот уже более 15 колод (авторства Ирины Федоровой и Натальи Извековой).

Ирина Федорова:

Некоторых удивляет количество созданных колод. Дело в том, что у нас есть свой принцип: мы работаем по большей части только со своими собственными колодами. В моей рабочей коллекции МАК, например, есть только три колоды других авторов. Поэтому создавались все новые и новые колоды: я хотела охватить как можно большее количество тем и направлений, чтобы можно было работать с любыми запросами.

Все свои МАК я создавала прежде всего для себя. И только после того как у меня в коллекции было уже несколько колод, пришла в голову мысль, что, возможно, продукт моего творчества покажется интересным кому-то еще.

Создавать нечто подобное мне было не в новинку. По своему первому образованию я художник-стилист, долгое время проработала в полиграфическом дизайне. Свою первую колоду Таро я нарисовала в 1990 году, срисовав ее из брошюрки Папюса. В то время в продаже еще не было ничего подобного.

Эзотерикой и психологией я стала интересоваться еще в ранней юности. Поначалу я пошла по пути парапсихологии и эзотерики, попутно изучив все, до чего могла дотянуться. К психологии как науке я пришла гораздо позже, уже сформировавшейся личностью. Свой диплом я писала на тему «Работа с образами и символами в психологическом консультировании», описывала в том числе методы использования карт Таро. За долгое время работы с Таро я наработала большой опыт работы с символами и образами. Я нисколько не стесняюсь своего опыта как таролога. Наоборот, считаю этой своей сильной стороной.

На фото Ирина Федорова и Наталья Извекова за работой:
как создаются метафорические карты

Наталья Извекова:

Метафорические ассоциативные карты привлекли мое внимание довольно давно, однако готовые колоды упорно не ложились в руку, и по этой причине данный инструмент был мной отложен до лучших времен. Прошли годы, я научилась многим техникам, увлеклась арт-терапией, и на этой волне решила еще раз вернуться к ассоциативным картам, и на этот раз всё сложилось: не только освоила, но еще и создала собственные колоды карт.

Итак, почему же они черно-белые? Довольно сложно ответить на этот вопрос однозначно, но в целом мне близок этот лаконичный стиль, он словно некий концентрат, чистое изображение, близко расположенное к символьному ряду. Наиболее четко работает этот принцип в моей колоде МАК «Сказочные сюжеты» (и не только в ней, но тут особенно), которая буквально по одному символу «ведет» нас своими, порой причудливыми и непрямыми, но всегда чудесными путями прямиком к результату, который каким-то единственно верным способом бьет, что называется, прямо в яблочко. Потяни за одну ниточку – и выйдешь в новое пространство – всё как в сказках. Здесь же можно упомянуть и колоду «Игры разума», это и вовсе чистое волшебство: ведь даже не ознакомившись толком с колодой и вытащив любую карту на свой запрос, клиент за долю секунды «увидит» именно то, что ему необходимо в данный момент. Удивительный мир метафорических карт не оставляет равнодушным никого, кто с ним соприкасается.

Дизайном и версткой разного рода полиграфической продукции я занималась много лет, собственно, с Ириной мы и познакомились в этой сфере, поэтому задача по разработке колод собственного авторства не представлялась чем-то сверхъестественным. Чужое категорически не нравилось, идеи были (и еще есть!), грех было не попробовать. Первую колоду «Причины и следствия» я сочиняла долго, почти полгода, процесс был крайне захватывающим, периодически бросала, потом возобновляла работу, всю колоду целиком переделывала раз восемь, пока опытным путем не «нащупала» именно то, что хотела сказать. Очень важно прочувствовать каждую карту, если не весь (это, пожалуй, невозможно), то максимальный спектр ее значений. Остальные колоды тоже многократно переделывались по такому же принципу, пока не были найдены именно те самые, смыслообразующие метафоры, которые задают характер и «сферу работы» каждой из колод.

Стоит, наверное, также добавить, что саморазвитие всегда живейшим образом интересовало меня, а со временем это стремление отшлифовалось и совершенно естественным образом «вылилось» в увлечение психологией, а потом и переросло в профессию.

Как создаются колоды метафорических карт

Идея

Начинается все с обозначения темы запросов и основного назначения колоды. На какие вопросы она призвана отвечать, какие задачи должна будет решать.

Затем прописываются примерные послания карт. Чтобы колода не была однобокой, по возможности, учитываются различные нюансы.

Подбор картинок

Далее происходит довольно долговременный и трудоемкий процесс: набор массы изображений и картинок, подходящих под заданную тему. Следующий немаловажный этап – окончательный набор отбор картинок из набранной массы. Учитывается как художественная ценность, так и возможные явные и скрытые смыслы.

После того как колода укомплектована, она должна «вылежаться» некоторое время. Спустя несколько недель все карты еще раз сортируются, какие-то картинки убираются, какие-то – добавляются. Изменения и дополнения могут идти в несколько этапов. И вот, когда уже ничего не хочется менять, отпечатывается пилотный экземпляр и проверяется в работе. После этого также могут произойти кое-какие изменения.

Изображения берутся из фотостоков или из открытых источников в Интернете. Если используются художественные произведения, производится поиск имен и контактов художников. По возможности, мы с ними связываемся. Некоторые отказывают, но большинство соглашаются на использование их работ в благих целях. За что мы каждому безмерно благодарны! Чтобы никого не обидеть невниманием к таланту, имена творцов пишутся на каждой карте в правом нижнем углу.

метафорические ассоциативные карты

Обработка изображений

Затем происходит обработка изображений в графическом редакторе. Это важный процесс. Картинка должна хорошо считываться с карты, вызывать определенные эмоции. Производится цветокоррекция, повышение резкости, выравнивание тона, иногда нужна ретушь или создание коллажей. Фотографии обрабатываются всевозможными фильтрами, чтобы они не выглядели слишком буднично. Было замечено, что с фотографиями сложнее работать, чем с рисованными изображениями.

Результат обработки вы можете увидеть на приведенных примерах.
метафорические ассоциативные карты

Дизайн и верстка

Далее – дизайн рубашки, упаковки и рекламного изображения. Создание видеообзора колоды.

метафорические ассоциативные карты

Следующий этап – подготовка верстки для типографии. И файлы уходят уже к стороннему исполнителю.

метафорические ассоциативные карты

Печать и укомплектование

У нас договор с надежной московской типографией, к нам там очень тепло относятся. Вообще, на всех этапах мы сталкиваемся с массой хороших людей! Но всякое бывает, конечно же. Технологический процесс у нас довольно сложный и многоступенчатый. Иногда приходится перепечатывать целые тиражи из-за брака. Наши первые тиражи выдавали подчас неожиданные неприятные сюрпризы. И теперь каждый тираж проверять и разбирать по комплектам приходится лично.

метафорические ассоциативные карты

Технические характеристики

Наши карты имеют среднюю толщину бумаги (300 г/м2), чтобы не были слишком тонкими, ни слишком тяжелыми. Вес колод в пределах 200-300 г. Чтобы краска быстро не осыпалась, и карты были прочными и долговечными, все карты ламинируются. Углы круглятся. Ламинируются также коробочки для хранения карт.

метафорические ассоциативные карты

Ламинированная поверхность позволяет легко удалять с карт любые помарки, сделанные шариковыми ручками, фломастерами или даже маркерами. Достаточно протереть поверхность ватным диском, смоченным в жидкости для снятия лака – и карточка как новенькая!

метафорические ассоциативные карты

Карты очень приятные на ощупь из-за гладкой шелковистой поверхности, прочные, красочные.

метафорические ассоциативные карты

Размеры

Размер карт самый оптимальный – 70 х 100 мм, как стандартный карманный календарик. Портретные колоды имеют меньший размер (60 х 78 мм), чтобы лица не казались слишком большими, и при работе с вопросами рода, например, на столе можно было разместить сразу много персонажей.

метафорические ассоциативные карты

Упаковка

Готовые комплекты упаковываются в коробочки или мешочки. На крышечку коробки мы наклеиваем кусочек канцелярского скотча, чтобы при транспортировке карты не выскальзывали из упаковки. Скотч потом легко снимается, не оставляя следов, если аккуратно потянуть за оставленный язычок.

метафорические ассоциативные карты

Любовь и забота

На каждом этапе мы вкладываем свою любовь, заботу и надежду, что все это обязательно вам пригодится для работы с людьми, нуждающимися в помощи, или для самостоятельных психологических раскопок.

метафорические ассоциативные карты

Мы со своей стороны всегда готовы выслушать ваши пожелания и предложения! По всем вопросам пишите по адресу: mak-arcanes@mail.ru

(с) Ирина Федорова, Наталья Извекова

Психологические науки

УДК 159.98

ОБ АЛГОРИТМЕ СОЗДАНИЯ НОВЫХ КОЛОД МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ16

Н.Е. Милорадова, Харьковский национальный университет внутренних дел

(Харьков, Украина).

Г.В. Попова, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (Харьков, Украина).

Аннотация. В статье авторы рассмотрели ориентировочный алгоритм создания колоды метафорических ассоциативных карт, состоящий из нескольких последовательных шагов; подробно остановились на особенностях подбора словесного и зрительного рядов для будущей колоды; описали фрагмент работы над созданием авторской колоды метафорических карт «Лабиринты любви».

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, алгоритм создания колоды, структура колоды метафорических карт, зрительный ряд, словесный ряд.

THE ALGORITHM OF THE NEW METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS DECK CREATION

N.E. Miloradova, Kharkiv National University of Internal Affairs (Kharkiv, Ukraine). G.V. Popova, The National Technical University Kharkiv Polytechnic Institute

(Kharkiv, Ukraine).

Abstract. The authors considered the approximate algorithm of creation of pack of metaphoric associative cards. The algorithm consisted

16 Статью представила кандидат психологических наук В.П. Чудакова (Киев, Украина). Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Л.О. Шевченко (Харьков, Украина).

of several sequential steps. They paid additional attention to the selection of visual and oral rows for the future pack of cards. Also, the authors described the process of creation of the own pack of metaphoric cards «Mazes of love».

Keywords: metaphoric associative cards, algorithm of cards pack, structure of the Metaphoric associative cards pack, visual consequence, verbal consequence.

Актуальность. Обозрев современный рынок Метафорических ассоциативных карт (МАК), мы обратили внимание на то, что в последнее время появляется очень много новых креативных колод, и тенденция по их созданию достаточно стойкая. На данном этапе интеграции МАК в психологическую практику многие психологи предлагают свои авторские колоды. Разные сферы жизнедеятельности человека нашли свое отображение в картинах миниатюрного размера, ненавязчивым образом отражая наши надежды и мечты; переживания и страхи.

Метафорические ассоциативные карты — это, прежде всего, определенная концепция функционирования человека в социуме, которая личност-но воспринята автором и предложена для понимания определенной сферы отношений, технологически воплощенная создателем посредством рисунков, репродукций, фотографий, графических изображений и слов.

Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время во многих странах есть оригинальные разработки карт. В Израиле весьма активно разрабатываются все новые и новые колоды. Сейчас их более 60. Широко известны карты автора Ицика Шмулевича. Это прекрасно зарекомендовавшие себя в психологическом консультировании карты: «Дуэт», «Аниби» (я во мне), «Миби» (кто во мне), «Зверь и ребенок», «Сезам», «Степс», «Призма», «Мерлин — мудрость пути», «Мерлин — путешествие».

С недавнего времени в странах постсоветского пространства появились разработки авторских колод. В России, одними из первых, появились карты У. Халкола, А. Копытина (спектрокарты с фотографиями для работы с чувствами и т.д.), карты издательства «Генезис» (Г. Кац и Е. Мухаматулиной («Окна и двери», «Дороги. Метафора жизненного пути», «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний» и др.), карты К. Крюгер «ОНА».

Среди российских разработок существует также особая область рисуночных черно-белых графических карт: «Графические карты»

О.Н. Никитиной, В.Р. Пешковской. Эти карты предполагают активную деятельность клиента по додумыванию деталей, насыщению карт «жизнью». К подобным рисункам относятся и мета-рисунки украинского психолога Т. Репновой — психолог высшей категории, сертифицирована по методу символдрама (г. Геттинген, Германия) и методу юнгианская песочная терапия (г. С.-Петербург, РФ); обучающий психотерапевт Международного общества кататимного переживания образов (Германия), руководитель секции символдрама Одесского отделения УСП, директор Одесского областного центра практической психологии и социальной работы [5].

В Белоруссии популяризация МАК связана с именем Александра Го-робченко, Людмилы Степановой, Михаила Дыгуна, создателя тематических карт по саморазвитию.

В Украине метафорические ассоциативные карты появились относительно недавно. В 2008 г., а затем в 2010 г. Моритц Эгетмейер вместе с Оф-рой Аялон посетили Киев и провели одни из первых семинаров по МАК. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис (Россия), Владимир Инжир (Харьков) и другие познакомили множество украинских психологов с этим замечательным инструментом.

В Украине появились свои успешные разработчики ассоциативных карт — Ева Морозовская, Разида Ткач, Елена Гант и многие другие [6].

В ноябре 2014 в Киеве прошел первый фестиваль метафорических карт «Максимальная жизнь», где около 40 психологов (арт-терапевтов, геш-тальтистов, символдрамматистов и др.) показывали свои наработки, мастер-классы по применению МАК, в том числе по мотивам ТАРО. Этот фестиваль стал ежегодным.

Заслуживает внимания еще одна ветвь метафорических карт — карты, основанные на идеях карт ТАРО, которые также вдохновляла Э. Рамана для работы над собственными колодами.

Существует множество вариаций психологических карт, использующих архитипические идеи ТАРО. В основном, это карты, используемые юн-гианцами, сказкотерапевтами, которые опираются на понятие архетипов и их символов. В 1991 году юнгианский аналитик Стрифон Каплан-Уильямс публикует «Карты снов и фантазий», в 2003 году появляются «Архетипиче-ские карты» Кэролин Майсс, а в 2004 году выходят «Карты сновидений» Джулии Паркер. Ни одна из этих методик не опубликована на русском языке,

до сих пор они продолжают оставаться малодоступными для психологов на постсоветстком пространстве.

Что значит создать колоду метафорических ассоциативных карт? Какие шаги обязательно нужно осуществить? На что обязательно обратить внимание и где почерпнуть необходимую для «рождения» колоды информацию?

Таким образом, целью нашей роботы является рассмотрение последовательных этапов создание авторской колоды Метафорических ассоциативных карт.

Изложение основного материала. В помощь психологам -потенциальным авторам МАК мы предлагаем ориентировочный алгоритм создания колоды метафорических ассоциативных карт, который состоит из нескольких последовательных шагов.

Первый шаг — осознание и анализ той сферы психологической реальности, которую создатель желает выразить в своей работе. Формулирование основной идеи в виде названия, слогана, аффирмации, метафоры, афоризма. Этот шаг направлен на вычленение психологической проблематики, выбор метафорической идеи для ее воплощения и возможного названия, очерчивающего сферу действия будущей колоды.

Второй шаг — выбор общей логики в раскрытии выбранной темы. Для этого необходимо вычленение неких закономерностей, связанных с функционированием психики в выбранной сфере. В соответствии с этим и строится тематический каркас колоды МАК, идет разработка структуры колоды с учетом основных идей в рамках конкретной темы. В любой выбранной сфере тем достаточно много, но все они уже в той или иной степени разработаны психологами. Таким образом, при подготовке колоды следует провести научный поиск, анализ литературы в рамках выбранной проблематики, результатом которого может быть перечень тематических блоков для содержательной структуры будущей колоды.

Создание структуры колоды в зависимости от перечисленных тем, символически отвечает на три «волшебных» вопроса «Зачем?», «Что?» и «Как?».

Вопрос 1: «Зачем?» связан с обоснованием и объективацией потребности в новой колоде:

• Зачем нужна колода? Ее содержательная цель, с чем связана?

• Зачем колода специалистам: с каким спектром проблем может работать, в каких сферах и профессиональных действиях, насколько универсально и т.п.?

• Зачем клиенту эта информация (где и как эти знания умения и навыки могут быть использованы в процесс жизнедеятельности клиента)?

Вопрос 2: «Что?» (на вопрос отвечаем только после ответов на предыдущий вопрос) связан с пониманием содержания и тематического раскрытия структуры колоды.

• Что мы хотим дать клиентам, какой конкретной информации можем поделиться в ходе работы с колодой?

• Что мы хотим получить в результате каждого действия при работе с колодой? Что в конце работы с колодой могут понять и узнать участники? Чему возможно научить клиента?

Вопрос 3: «Как?» мы хотим работать с клиентом (на этот вопрос также отвечаем только после ответов на два предыдущих вопроса) связан с описанием методов работы с предполагаемой колодой:

• Как именно мы хотим организовать процесс работы клиента с МАК (форма, стиль и т. д.)?

• Какова последовательность работы с колодой (правила, принципы, алгоритмы, схемы)?

• Какие инструменты и упражнения необходимо использовать для более эффективной работы, почему мы будем использовать именно их?

• Каков может быть результат работы с колодой? Каким образом фиксировать результат?

Следующий этап является кульминационным, т.к. связан с подбором словесного и зрительного рядов для будущей колоды, собственно, с непосредственным рождением колоды.

Для построения зрительного ряда можно использовать фотографии, репродукции картин, графику, схемы, рисунки, кадры из художественных, документальных и мультипликационных фильмов. Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Часто психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. Важно, чтобы у колоды был единый стиль, обеспечивающий целостность восприятия.

Этап подбора слов может быть более или менее алгоритмизированным. В психометрике существуют специальные процедуры валидизации проективных методик, которые могут быть использованы при подборе словесных и зрительных стимулов для колоды [1, 4].

Для подбора слов можно использовать ассоциативный эксперимент, который уместен после выделения ключевых тем колоды. Этот метод является наиболее разработанной техникой семантического анализа. Сущность ассоциативного эксперимента заключается в том, что тестируемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. Ассоциативный эксперимент может быть как свободным, при котором исследуемый является свободно предоставлять любые ассоциации, так и направленным, при котором задается грамматический класс (в нашем случае тематические, смысловые блоки будущей колоды), в рамках которого должно быть ограничено ассоциативное движение. Ассоциации подразделяются на парадигматические, которые представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы, и синтагматические, которые представляют собой слова-реакции, грамматический класс которых является отличным от грамматического класса слова-стимула [3, с. 61-62].

Так для создания словесного ряда будущей колоды выбираются ключевые слова соответственно содержательным блокам, выделенным на предыдущем этапе работы. Далее можно предложить несколько вариантов:

• работа с экспертами — пригласить несколько участников от 10 до 30 разных возрастов, в зависимости от темы и предложить им высказать свои мысли в виде (глаголов, прилагательных, существительных) относительно предложенной темы. После этого отобрать наиболее часто повторяющиеся слова и взять их за основу словесного ряда; один из вариантов — предложить участникам дать 20 ассоциаций на выбранные понятия.

• работа, связанная с анализом литературы, афоризмов, метафор с целью самостоятельного подбора ключевых слов.

В. Киршке характеризует процесс подбора слов Э. Раманом для колоды ОН, которую планировалось переводить на многие языки следующим образом: «…при первой разработке «рамочных» карт Эли Раман выбирал слова по определенным критериям, таким образом, чтобы

они могли вызвать по возможности более широкий спектр настроений и чувств. Из ряда синонимов, которые он поначалу собрал, он отыскал в каждом случае наиболее убеждающее слово. Раман наметил для переводчиков 6 подсказок:

1. Слово должно быть взято из общего словарного запаса. Следует избегать психологических и социологических понятий, а так же сленга и фразеологических выражений.

2. Выбранное слово — из множества слов данного определенного смысла должно быть наиболее сильным по воздействию. Слово должно быть самым убедительным и вызывать наиболее широкий спектр ассоциаций; оно должно порождать в первую очередь эмоциональную реакцию (такие слова как «любить», «мама», «гомосексуальный»), и в меньшей степени интеллектуальную.

3. Различные грамматические категории (существительное, глагол, прилагательное, единственное число, множественное число и т.д.) должны, благодаря своим смысловым содержаниям, открывать разнообразные возможности к интерпретации и ассоциации.

4. По возможности слово, если это существительное, должно быть субъектом действия, а не пассивным объектом манипуляций, а если это глагол — стоять в активном залоге.

5. Слова должны служить средством самопознания. Они оставляют простор для субъективной игры со значениями и смыслами.

6. Многозначность предпочтительнее точной формулировки понятия, что дает возможность появления широкого многообразия личных интерпретаций» [2].

Колоду может создать не только автор-психолог, но и, например тренинговая группа. Конечно же, в данном случае колода носит «доморощенный» характер и значима, как правило, только для участников. Издательство «OH Verlag» предлагает колоду для саморазвития «Кларо». Это профессионально отпечатанные карты, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной. Их можно заполнять самостоятельно — рисунками, цитатами, стихами — чем угодно. А затем покрыть специальным фиксатором. Данная колода предоставляет широкий простор духу изобретательства, фантазии и творчеству — как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр. Именно «доморощенные»

колоды могут стать основой для создания профессиональной колоды, т.к. участники группы выступают своеобразными экспертами.

В статье мы приведем фрагмент работы над созданием авторской колоды «Лабиринты любви».

Многолетняя клиентская практика привела нас к созданию этой колоды. При работе над проблемами в сфере отношений в паре, мы столкнулись с тем, что большинство мужчин и женщин в процессе консультирования выходят на вопросы типа: «Почему угасает любовь и куда она уходит?», «Можно ли возродить утраченное чувство?», «Как трансформируются отношения после вступления в брак?», «Можно ли научиться любить партнера?», «Как сохранить трепетность чувств?», «Чем отличается любовь в 25 от любви в 40?», «Что является главным при вступлении в брак?», «Сколько живет любовь?».

Имеющиеся в арсенале психолога-консультанта колоды, разработанные нашими коллегами (Танду, Дуэт и другие), действительно помогают разобраться во многих аспектах межличностных отношений, но, на наш взгляд, выделение любовных отношений в отдельную нишу продиктовано современными веяниями. Во-первых, как говорил Оскар Уайльд: «Любовь, а не немецкая философия служит объяснением этого мира». Во-вторых, представители нынешнего поколения, в большинстве своем, недополучая любовь в своих родительских семьях, лишенные такого опыта, не способны нести ее дальше своим женам, мужьям и детям, что, в свою очередь приводит к неспособности и невозможности молодого поколения быть счастливыми. В-третьих, незнание и непонимание процессов, стадий, форм любви толкает многие пары к разрыву, что зачастую являться большой ошибкой, иногда даже ценою в «ЖИЗНЬ». Поэтому колода «Пути любви» может стать еще одним инструментом в умелых руках специалистов в поиске решений проблем, связанных со взаимоотношениями в диаде Мужчина-Женщина, а для клиентов это источник недостающей информации на пути становления любовных отношений.

При создании данной колодой, отвечая на вопрос «Что?», проанализировав большое количество литературных источников, мы выделили несколько блоков, составляющих фундамент понимания особенностей любовных отношений.

1. Химия встречи и знакомства (внешность, невербалика, запах, условия и особенности знакомства и др.) В этой теме рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия друг друга, возможности продолжения отношений, подготовки, узнавания и принятия партнера.

2. Этапы развития отношений (символы, инициатива, подарки, сюрпризы, времяпровождение, возможности общения, кризисы). Этот блок посвящен проработке понимания особенностей каждого этапа отношений: знакомство-свидания-вступления в брак (или разрыв)-свадьба-жизнь в семье.

3. Степень совпадения жизненных ценностей, стереотипов, целей, представлений о совместной жизни, что мы наследуем от наших родителей.

4. Формы отношений: ревность, жалость, доверие, свобода, зависимость, контракт, привычка, необходимость, потребность, дистанция, долг.

5. Энергия отношений. Как достичь баланса энергий? Куда уходит любовь, что с ней происходит? Как сохранить любовь? Как выходить из кризисов? Кто или что может помочь в разрешении конфликтов в паре? Что такое одиночество, в чем его сильные и слабые стороны?

Проработка каждого блока, составляющего фундамент отношений в паре, поможет клиенту:

во-первых, собрать воедино достаточное количество информации для осознания и понимания особенностей своих отношений;

во-вторых, оценить состояние отношений и понять где притаилась проблема, и в чем ее сущность;

в-третьих, взять ответственность на себя за свой «груз» в отношениях;

в-четвертых, наметить, проанализировать и прорисовать пути выхода из создавшейся ситуации.

Основные принципы работы с колодами описаны нами во второй и третьей главе нашей книги, поэтому здесь останавливаться на них не будем.

Исходя из прописанных структурных компонентов, составляющих основу колоды, мы приступаем к созданию словесного и зрительного рядов.

Так для создания словесного ряда нашей колоды, опираясь на анализ литературы, афоризмов, метафор мы подобрали ключевые слова соответственно содержательным блокам, выделенным на предыдущем этапе работы.

Все ключевые слова были объединены нами в три группы, наиболее

полно отражающие особенности любовных отношений.

Основу первой группы составляли слова (глаголы), отражающие процессы и действия, характеризующие отношения МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА.

Во вторую группу вошли слова (существительные), констатирующие события, состояния, переживания присущие клиентам в любовных отношениях.

Третья группа включает в себя слова-характеристики (прилагательные), наполняющие оттенками все этапы отношений. Примеры ключевых слов приведены в таблице 1.

В процессе работы, нами было отобрано по 30 слов для каждой группы, комбинирование которых дает множество вариантов для создания индивидуальной истории ЛЮБВИ каждым клиентом.

Таблица 1. Пример ключевых слов колоды «Лабиринты любви»

Слова-процессы и действия Слова-события, факты, состояния, переживания Слова-характеристики

Превращает Чудо Злые

Выбирает Близость Универсальные

Уважает Встреча Настоящие

Верит Разлука Неразделенная

Играет Ссора Взаимная

Продлевает Печаль Жадно

Ранит Корысть Купленная

Прощает Духовность Единственная

Завоевывает Секс Беззащитный

Жалеет Удовольствие Любящий

Вдохновляет Радость Любимый

Понимает Одиночество Подозрительный

Видит Слабость Семейный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ревнует Доверие Справедливый

Но без зрительного ряда, анализ всех сторон данной проблемы был бы невозможен, поэтому к подбору материала для самих карт мы подошли с особой тщательностью. Перебрав большое количество художественного

материала, мы остановились на работах нескольких художников. Среди них картины польского художника Томаша Алена Копера. Примеры картин приведены на Рис. 1,2,3

Символические картины польского художника Т. Коперы иллюстрируют различные метафоры процессов любви. Томаш Ален Копера (Tomasz Alen Kopera) родился в 1976 году в Польше, закончив Технологический университет Вроцлава, он получил диплом инженера, но, несмотря на техническое образование, стал профессиональным художником.

■m-Kti

щ

ГЧЛ Щ-

Рис. 3 Переживания единства Приведенные картинки выбраны для таких процессов, как встреча

объекта любви Рис.1, установление близости Рис.2, переживания единства Рис 3.

Выводы. Таким образом, создания колоды метафорических карт это достаточно трудоемкий процесс, связанный:

во-первых, с научным поиском, дающим содержательную структуру колоды;

во-вторых с творческой работой по оформлению зрительного ряда и подбора слов и схем, отражающих общую логику в раскрытии выбранной темы, ее структуру и динамику;

в-третьих, с методической разработкой приемов применения колоды.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-центр; Вист-С. — 1997. — 128 с.

2. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — ОН Verlag. — 2010. — 240 с.

3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер. — 2005. — 480 с.

4. Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики . — М., ТЕИС — 2002. — 150 с.

5. Репнова Т. Фантазии между строк: мета-рисунки в психологическом консультировании. — К.: Изд.дом «Шшьний свЬ>: Изд. Л. Галицына — 2006. -120 с.

6. Ткач Р. Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка». — СПб.: Речь — 2011. — 93 с.

References:

1. Burlachuk L.F. Vvedenie v proektivnuju psihologiju. — Kiev: Nika-centr; Vist-S. — 1997. — 128 s.

2. Kirshke V. Klubnika za oknom. Associativnye karty dlja kommuni-kacii i tvorchestva. — ON Verlag. — 2010. — 240 s.

3. Petrenko V.F. Osnovy psihosemantiki. — 2-e izd., dop. — SPb.: Piter. — 2005. — 480 s.

4. Sokolova E.T. Psihologicheskoe issledovanie lichnosti: proektivnye metodiki . — M., TEIS — 2002. — 150 s.

5. Repnova T. Fantazii mezhdu strok: meta-risunki v psihologicheskom konsul’tirovanii. — K.: Izd.dom «Shkil’nij svit»: Izd. L. Galicyna — 2006. — 120 s.

6. Tkach R. Individual’noe i supruzheskoe konsul’tirovanie s pomo-shh’ju skazki «Carevna-ljagushka». — SPb.: Rech’ — 2011. — 93 s.

Наталья Эдуардовна Милорадова, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина).

Галина Викторовна Попова, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (Харьков, Украина).

— • —

Сведения об авторах

— • —

Часть 5. Начало смотрите ранее…

Дизайн карт

Понимая, каков размер будущих карт можно создать тестовый дизайн с учетом того, какую информацию вы хотите на них разместить. Так вы поймете сколько место будет отведено под слово или другую текстовую информацию (если они будут) и сколько под картинку. Распечатайте на принтере такую карточку (или несколько), прочувствуйте их. Если вам все нравится – смело приступайте к созданию изображений для карт. Ведь вы уже знаете их точные пропорции.
Как поступаю я
Зная пропорции изображений на картах (надо учитывать, что при печати по 2 – 3 мм в картинках идет «на обрез») я вычисляю точные пропорции тех холстов, которые мне нужно написать для набора карт. И те карты, в которых мне хочется больше поэкспериментировать и поискать я пишу на холстах более большого размера, например, 55х70 см, средний формат – 40х50 см и маленькие работы – 37,5х30 см.

В случае с набором карт «108 кодов мироздания» я не писала специально картины для набора, а брала те, которые у меня были написаны за 10 лет. С квадратными все понятно, а прямоугольные, порой, приходилось подгонять под выбранную пропорцию. Если вы создаете изображения для конкретного набора карт, то, желательно, сразу это делать нужного размера. Картинки будут печататься некрупно, но оригиналы лучше создавать не меньше А4 – А3 формата, чтобы художнику было где развернуться на изобразительном поле.
Если вы будете использовать фотографии, то их тоже нужно будет кадрировать. Фотографии должны быть в размер с разрешением 300dpi.

Авторские права

Зачастую для наборов карт используются фотографии или иллюстрации из стоков имиджей, приобретая такие изображения нужно четко оговаривать, что вам передается право использования данных изображений для коммерческого использования и тиражирования в полиграфии.
Очень не рекомендую использовать непонятно чьи картинки просто из интернета, потому что у каждого изображения есть автор, и авторские права нужно уважать.
Это же относится и к текстам, которыми вы будете сопровождать набор карт.

Подбор типографии

Выбирая типографию следует опираться на качество печати, цену и наличие у них опыта производства карт. Как правило, у типографий, которые регулярно занимаются производством карт цены ниже, потому что им не приходится изобретать велосипед, у них есть оборудование и инструмент для производства. Хорошо, если типография находится в вашем городе, так легче и быстрее будет осуществлять и утверждать тестовую печать.
Тиражи до 500 экземпляров печатаются на цифровом оборудовании, от 1000 экземпляров – офсетом.
Офсетная печать дешевле, но свой самый первый тираж я бы рекомендовала протестировать на цифре тиражом 100 – 200 экземпляров.

Материалы и постпродакшен

  •      Карты лучше печатать на двустороннем мелованном картоне 300 г/м кв.
  •      Для самых премиальных колод используют более дорогие материалы, вплоть до пластика, но это, как правило, относится к игральным картам. В случае метафорических карт можно смело выбирать картон. Иногда используют картон 350 г/м кв., но я не вижу в этом особого смысла.
  •      Карты можно покрыть лаком. Это целесообразно для премиальных колод, такие колоды долговечнее и более красиво ведут себя при сдвиге. Лак может быть матовый, полуглянцевый и глянцевый. В этом опирайтесь на свой вкус и возможности типографии. Колоды из недорогого сегмента тоже иногда покрывают лаком.
  •      Выборочный УФ лак, ламинация, ламинация soft touch, выборочное покрытие золотистой фольгой и другие дизайнерские изыски порой используются в дизайне упаковочной коробки и обложки инструкции в премиум сегменте.

Как поступаю я

Я отдаю в типографию все материалы для производства карт и мне изготавливают тестовую колоду, а также предоставляют распечатку дизайна коробок.
Как правило, для некоторых карт колоды требуется доработка в плане цветокоррекции. В отношении рубашки карт (а это очень важный аспект) я тестирую несколько вариантов. Как правило у меня бывает до четырех тестирований печати до того, как я буду абсолютно удовлетворена печатью всех изображений. Цветокоррекцию я осуществляю самостоятельно.
После того, как меня устраивают все карты я делаю съемку раскладов карт, чтобы разместить их в буклете (инструкции) и отдаю на тестовую печать готовую инструкцию. Ее я проверяю не в сброшюрованном виде, а в виде распечатки на больших листах. В целом в инструкции можно и не размещать фото раскладов карт либо поставить задачу перед дизайнером отобразить расклады схематично.
После этого типография присылает на утверждение спуски полос всего того, что входит в набор карт, надо тщательно проверить последние ли версии файлов вошли в то, что будет печататься и не вкралась ли какая-то неточность и все утвердить.
Сроки производства зависят от вашей типографии, но как правило не меньше месяца. У меня, как правило, после полного согласования спусков полос это занимает 1,5 – 2 месяца.

продолжение следует…

Вход

Актуальность бизнес-идеи

Метафорические карты применяют в частной практике, на групповых сеансах и тренингах. На волне популярности услуг психологов растет и спрос на соответствующую атрибутику, к которой, безусловно, относятся и метафорические карты. При этом сами психологи используют игровые карты Dixit или создают метафорические карты самостоятельно, ведь предложение на рынке еще не сформировано.

метафорические карты

Затраты и прибыль

Вложения в проект по созданию метафорических карт составляют 135’000 ₽, причем большая часть их них придется на выпуск тиража типовых карт. В дальнейшем текущие расходы покрываются за счет предоплаты по частным заказам, либо отсутствуют вовсе и вы продаете уже готовые наборы. Отсутствие необходимости в аренде офиса и найме персонала позволяют экономить на текущих расходах. Доход не отличается стабильностью, но окупить начальные вложения можно за 7 месяцев при чистой прибыли в 20’000 ₽.

Затраты на старте: примерный расчет для Москвы

Статья расходов Сумма, ₽
Регистрация бизнеса 1’000
Дизайн и разработка сайта 20’000
Первый тираж 100’000
Реклама 14’000
Итого 135’000

Ежемесячные затраты

Статья расходов Сумма, ₽
Услуги подрядчиков 10’000
Почтовые расходы 2’000
Реклама 3’000
Итого 15’000

Рассмотрите идею покупки франшизы

Франшиза MILANA Shoes & Accessories — итальянский международный бренд обуви и аксессуаров

10 250 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 24 мес.

Франшиза HOHORO — международная экосистема кофеен самообслуживания

415 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 10 мес.

Франшиза «Пивная Борода» — сеть разливных магазинов и баров

525 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 6 мес.

Франшиза магазина «Marafett»

3 950 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 12 мес.

Франшиза KULIKOV — сеть кафе — кондитерских

4 370 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 20 мес.

Магазин косметики. Автоматизированно и прозрачно

2 500 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 6 мес.

Франшиза «БЛОКПОСТ» – cеть экипировочных центров

6 000 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 24 мес.

Франшиза «UPPETIT» – быстрое питание

950 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 25 мес.

Франшиза «Sheffield – Premium» – студия-магазин по продаже мужского делового гардероба

700 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 5 мес.

«Море Желаний» – франшиза вендинга

895 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость По запросу

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Регистрация ИП облегчит взаимодействие с партнерами и клиентами. Процедура оформления ИП проста. Заполните заявление о государственной регистрации, приложите копию паспорта и подайте эти документы в отделение ФНС по месту жительства вместе с квитанцией об оплате госпошлины за регистрацию.

Выбор помещения

Отдельного офиса для проекта не требуется. Принимать заказы можно через интернет, а доставлять готовые карты по почте или курьером. Создание карт также подразумевает сотрудничество с подрядчиками, например, психологами, художниками и типографией. Решать эти вопросы также можно удаленно.

метафорические карты2

Создание метафорических карт

Визуальные образы на метафорических картах — будь то изображения жизненных ситуаций или простые абстракции — вызывают собственные ассоциации. С ними и предстоит работать психологу в зависимости от запроса клиента.

Представленные на российском рынке колоды карт условно можно разделить на две группы:

  • Без описания. Трактовка классических метафорических крат дается по обстоятельствам и на усмотрение психолога
  • С описанием. Такие карты совмещают картинку с текстовым описанием, например, наводящими вопросами

Сеансы с метафорическими картами больше похожи на игру, нежели привычную терапию у психолога, поэтому они глубже позволяют погрузиться в ситуацию клиента глубже на уровне метафор и ассоциаций. Работа с картами позволяет взглянуть на ситуацию со стороны

Из профессиональных наборов в России популярны карт серии “1000 идей”, “1000 дорог” и “1000 жизней”. Вы можете создать карты по аналогии с уже разработанными проектами и предлагать эти стандартные колоды, либо заниматься разработкой авторских карт специально под запросы психологов.

Оборудование

Из оборудования вам потребуется только сайт в формате интернет-магазина, через который ваши клиенты смогут купить готовый набор метафорических карт, либо оформить индивидуальный заказ. На дизайн и разработку сайта заложите 20’000 ₽.

Как работать с подрядчиками

Работа с подрядчиками зависит от поставленной задачи. Например, на разработку стандартного набора метафорических карт вам придется обратиться к художнику за макетами разово и сделать заказ на тираж в типографию. Эти карты вы можете продавать под своим брендом и допечатывать тираж по мере необходимости. Индивидуальные заказы обойдутся дороже за счет дополнительной работы с художниками, а также выпуска ограниченного тиража метафорических карт.

Персонал

Собственник бизнеса берет на себя поиск клиентов и работу с подрядчиками, а также поддержание работы сайта. Расходы на оплату услуг подрядчиков зависят от количества индивидуальных заказов.

  • Художники. Оплачивается эскиз карт и подписывается договор о передаче прав на использование этих изображений. Форма оплаты — сдельная
  • Психологи. При создании типовых метафорических карт стоит отдельно проконсультироваться с психологом. Форма оплаты — проектная
  • Типография. Оплата зависит от тиража, качества бумаги и других характеристик. Стоимость первого тиража — от 50’000 ₽

На разработку и печать тиража типовых карт заложите около 100’000 ₽. Подсчитать ежемесячные расходы на оплату услуг подрядчиков не представляется возможным, поскольку в какой-то месяц вы можете продавать только готовые наборы карт, а заказов на индивидуальные наборы не будет. Расходы на допечатку тиража типовых карт также зависят от спроса. В среднем заложите на эти расходы от 10’000 ₽ ежемесячно.

создание метафорических карт

Как рекламировать бизнес

Поддержка профессионального сообщества может дать больше продаж, чем традиционная реклама. Предлагайте свои карты психологам, коучам и арт-терапевтам. Нелишним будет и реклама в университете, где готовят будущих психологов и психотерапевтов.

Поскольку основные продажи планируется осуществлять через онлайн-магазин, то настройте рекламу, а также закажите посты у блогеров по бартеру или за символическую оплату. В качестве офлайновых точек продаж подойдут книжные и специализированные магазины, а также магазины с товарами для творчества.

точки продаж

Плюсы и минусы бизнес-идеи

Плюсы проекта:

  • Простое и понятное управление
  • Возможность сэкономить на текущих расходах
  • Минимальные вложения на старте

Минусы проекта:

  • Очень сегментированный продукт
  • Риски не найти свою целевую аудиторию
  • Непрогнозируемый спрос

Конечно, метафорические карты не относятся к товарам первой необходимости и спрос на них обусловлен уровнем активности профессионального сообщества. Но в качестве варианта дополнительного заработка этот проект очень удобен, поскольку не несет крупных текущих расходов, а все затраты на подрядчиков ситуативны. Желаем успехов!

Что такое метафорические карты и как они помогают справляться с трудностями

Нет, это не гадание, а рабочий инструмент психологов.

Что такое метафорические карты и как они помогают справляться с трудностями

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое метафорические карты

Название у них романтическое и немного загадочное, кажется, будто они связаны с магией и гаданием. Но нет. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических проблем, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О‑картами или картами ассоциаций.

Метафорические карты. Фото: Irina Neyman / Shutterstock

Первую колоду метафорических карт создал в 1975 году художник и искусствовед Эли Раман. В 1983 году его колоду под названием OH‑Cards увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и решил использовать её в работе с пациентами.

С тех пор МАК стали одним из инструментов психологов, а позже — коучей, преподавателей, творческих натур и всех тех, кто хочет узнать себя получше.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Изначально метафорические карты были изобретены как «карманное искусство» и не имели отношения к психологии и психотерапии. Это позволяет думать, что действительно любое изображение при должной квалификации специалиста может использоваться в качестве МАК.

Для первой колоды, которая теперь считается классической, Эли Раман использовал самые разные образы и ситуации: пейзажи, играющих детей, пациента на приёме у врача, грустного клоуна, летящую в небе птицу. Позже художник создал ещё несколько колод. Например, Persona, которая состоит из портретов, или Mythos и Saga, в которых отражены мифические и сказочные сюжеты.

Сейчас помимо классических существует множество наборов МАК разных авторов. У каждой колоды своя стилистика и свой набор изображений. Но в целом в качестве метафорических карт можно применять практически любые иллюстрации и фотографии.

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Я не использую наборы карт, поскольку много путешествую по миру, бываю в художественных музеях и там покупаю открытки. Эта уникальная коллекция с яркими и довольно абстрактными произведениями современного искусства и служит мне метафорическими картами.

Основной принцип, которым я руководствуюсь, когда выбираю изображения: они должны вызывать эмоцию и быть противоречивыми. Причём нередко карты могут всколыхнуть и негативные переживания, и это нормально, ведь мы больше работаем с болью, нежели с чем‑то приятным.

Главное требование к МАК — они должны подстёгивать воображение, давать повод для размышлений, запускать каскад ассоциаций. Ну и, конечно, образы на картах не должны быть страшными, отталкивающими, порнографическими или способными травмировать человека.

Психологи часто отдают предпочтение именно абстрактным изображениям — они достаточно универсальны и позволяют не привязываться к конкретным образам.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Всё, что видит человек в этом мире, способно вызывать у него ассоциации. Однако абстрактные художественные изображения могут давать больший простор для работы именно через метафоры.

Собственно, кляксы Роршаха тоже являются проективной методикой, хотя полноценными изображениями их назвать сложно — акцент, как и при работе с МАК, делается на то, что клиент домыслит недостающие части и элементы целостной картины в своём сознании.

Какими бывают метафорические карты

Существует несколько классификаций МАК. Например, в зависимости о того, что на них изображено, они делятся на рисуночные, абстрактные и фотокарты.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Есть универсальные колоды для решения широкого круга вопросов и узкоспециализированные, например, для работы с детьми, с эмоциями, личными границами, постановкой целей и так далее. Исходя из ситуации и запроса клиента, специалист выбирает те карты, которые будут наиболее подходящими и позволят максимально эффективно раскрыться подсознанию.

По цели использования МАК бывают такими:

  • Универсальными. Это колоды с большим набором самых разных образов и сценок, которые подходят для проработки почти любой ситуации.
  • Персонифицированные. На них так или иначе изображены лицо или фигура человека, а также животные. Психолог Оксана Коновалова отмечает, что такие карты помогают исследовать эмоции, настроение, реакции, характер человека. Клиент может говорить о себе и заниматься самопознанием, а может описывать других людей, исследуя своё к ним отношение.
  • Ресурсные. Это любые позитивные сценки, пейзажи и абстракции, которые призваны вдохновить человека, подарить ему силы и радость. Такие карты дают возможность сформулировать новое решение, по‑другому посмотреть на себя, обрести внутреннюю опору и найти внешний ресурс. По словам Оксаны Коноваловой, эти колоды помогают ответить на вопросы «Что я могу использовать?», «К кому я могу обратиться в текущей ситуации?»
  • Специальные. Например, наборы с изображениями детей, соответственно, для взаимодействия с клиентом‑ребёнком, или с картинками, на которых нарисованы пары — для семейного консультирования.

Как психологи используют метафорические карты

МАК относятся к проективным психологическим методикам. В основе работы с этим инструментом лежит такой защитный механизм психики, как проекции.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Чтобы понять, что такое проекции, можно обратиться к образу кинопроектора. Пока плёнка находится у него внутри, узнать содержание, «а какое у вас тут кино», практически невозможно. Точно так же и человек не может «разглядеть» своё подсознание.

Однако благодаря устройству проектора, то, что находится на плёнке, проецируется на белый экран, и мы теперь можем видеть его крупно, детально, даже в динамике.

Метафорические карты — это образы фильма на стене. Изучая их, мы можем понять, что было на плёнке. Человек проецирует во внешний мир и видит в других людях, ситуациях и предметах то, что не может или не хочет видеть и принимать в себе. Таким образом, понимая, как он описывает, например, своё окружение, можно делать выводы о том, каково содержание его сознания и подсознания.

Специалисты используют МАК, чтобы разговорить клиента, помочь ему сформулировать свой запрос, выразить переживания и через образы проработать беспокоящие его ситуации.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты позволяют человеку через разговор со своим подсознанием понять и устранить причины тех жизненных ситуаций, которые его беспокоят. МАК помогают заглянуть вглубь себя, быстро обнаружить и изменить установки, которые мешают наладить отношения в семье, встретить достойного партнёра, решить финансовые проблемы, найти призвание и просто стать счастливым.

Никаких жёстких правил, как именно использовать МАК, нет. Поэтому специалист может, например, попросить клиента вытянуть карту и просто рассказать, что он видит, какие ассоциации у него возникают. У изображений нет единой универсальной трактовки, каждый, по сути, видит в них себя, свою боль, свои острые ситуации и яркие переживания. А значит, и психотерапевт в рассуждениях о картинке «читает» самого человека.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Способы работы с МАК не универсальны. Практически каждый специалист может работать с ними по‑своему, в авторском подходе. Кто‑то предпочитает «расклады» — работу с определённым количеством карт, которые раскладываются в определённом порядке. Кто‑то работает спонтанно, интуитивно — идёт за ходом рассуждения клиента, привлекая наиболее подходящие колоды и схемы.

МАК можно использовать не только в индивидуальной работе, но и в групповой психотерапии, во время различных тренингов и тимбилдингов, на коуч‑сессиях.

Кроме того, Оксана Коновалова отмечает, что карты прекрасно работают и онлайн. Основатели метода считают, что человек должен сам вытаскивать карту, а значит, при онлайн‑работе одна колода должна быть у психолога, а другая такая же — у клиента. Однако практика показывает, что можно работать иначе.

Например, карту может вытаскивать специалист; карты могут быть предварительно отсканированы или сфотографированы и предложены для выбора клиенту; наконец, существуют программы, которые позволяют клиенту «вытягивать» карту онлайн.

Кому ещё могут пригодиться метафорические карты

Работа с проекциями и ассоциациями может помочь не только психологам и их клиентам. МАК принесут пользу и в других ситуациях.

Творческим людям

Карточки могут помочь придумать историю, найти интересный образ для работы над творческим проектом, просто расшевелить воображение.

Аналоги метафорических карт используют и известные творческие личности. Например, писатель Филип Пулман, автор книжной серии «Тёмные начала», говорил, что найти вдохновение ему помогает колода Myriorama — нечто среднее между ассоциативными картами и игрой. Из карточек этой колоды можно составлять разные пейзажи и сценки.

Любителям настольных игр

Что‑то похожее на МАК лежит в основе многих настолок. Например, известной и в некотором роде культовой игры «Имаджинариум» со всеми её дополнениями. Она построена на том, что один участник должен рассказать об ассоциациях, которые у него вызывает картинка, а остальные — угадать, какую именно карточку он имел в виду.

Также существуют игры в формате сторителлинга, например «В некотором царстве» и «Однажды в сказке», которые предлагают рассказать историю с помощью изображений персонажей, мест и событий. Картинки в таких играх — это тоже, по сути, метафорические карты.

Всем, кто хочет узнать себя получше

У психологов нет единого мнения о том, стоит ли человеку самостоятельно работать с метафорическими картами или он может столкнуться со слишком сильными эмоциями и не суметь их правильно прожить без поддержки специалиста.

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Метафорические карты можно использовать и самостоятельно, наедине с собой, но с одним условием: только после того, как вы уже получили опыт такой практики у психолога.

И тем не менее МАК часто используются именно для самостоятельной работы. Человек медитирует, концентрируя внимание на образах, и делает упражнения, в которых нужно так или иначе пофантазировать о нарисованных сценах и ситуациях. Таким образом он может лучше понять себя, свои переживания, мотивы своих поступков.

Кому не стоит использовать метафорические карты

Психологи считают, что в целом это достаточно мягкий и безопасный инструмент, у которого нет противопоказаний. И всё же в некоторых обстоятельствах с ним стоит быть осторожными.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты — один из самых безопасных и экологичных инструментов в психологии. Они позволяют работать с психикой бережно и мягко, поэтому подходят даже для подростков и детей от 6 лет. Человек при взаимодействии с МАК чувствует себя спокойно, расслабленно, так как не нужно затрачивать усилия и ресурсы, думая над тем, как лучше описать те или иные события своей жизни.

С осторожностью карты применяют при лечении людей с психическими заболеваниями и отклонениями, так как МАК способны поднять старые эмоциональные травмы, послужившие толчком к возникновению болезни.

Также специалисты внимательно относятся к выбору колоды и к особенностям личности клиента.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Противопоказаний в работе с метафорическими картами, в общем‑то, нет. Есть отдельные темы и колоды, которые предполагают участие высококвалифицированного специалиста. Например, колода Lidya Jacob Story не подойдёт новичку или для самостоятельной работы с картами. Эта колода нередко вызывает сопротивление у клиентов, поднимает очень глубокие темы, связанные с травмами, страхами. Чтобы работать с МАК на этом уровне, нужна подготовка и опыт.

Колода COPE ориентирована на проработку травмирующих событий, поэтому работа с ней также может сопровождаться определёнными трудностями.

«Противопоказание» может быть связано с особенностями клиента. У некоторых людей не развито образное, ассоциативное мышление. Если к этому добавить нежелание работать, то такой клиент выдаст заявление о том, что «он ничего не видит и ничего эта картинка у него не вызывает».

И, конечно, стоит всегда держать в голове, что МАК, как и любой другой инструмент самопознания, — не универсальная таблетка, способная вылечить любую проблему. Если вам очень плохо или вы в трудной ситуации, из которой не можете выбраться сами, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту.

Как работать с метафорическими картами самостоятельно

1. Выберите подходящие картинки

Можно остановиться на классических колодах Эли Рамана OH‑Cards, Persona, Personita, Mythos, Saga и других. Или выбрать любую из современных колод, которая вас вдохновляет и кажется вам интересной. Купить их можно в книжных магазинах и на сайтах, посвящённых МАК.

Также вы можете «вытащить» карту онлайн или самостоятельно собрать необычные изображения в хранилищах картинок, например в Pinterest.

2. Сочините историю

Разложите перед собой несколько картинок и попробуйте пофантазировать. Что на них происходит? Кто главный герой? В чём его проблема и как он попытается её решить? Куда он отправится? В конце получится небольшая история или сказка, которую при желании можно даже записать.

Веселее играть в такую игру в компании хотя бы из двух‑трёх человек, но можно делать это и самостоятельно.

3. Выбирайте из двух вариантов

Метафорические карты могут помочь с трудным выбором.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Представим, что человек оказался перед дилеммой. В таком случае можно не глядя вытащить из колоды две карты. Затем спросить себя «Что будет, если я отвечу „да“?», взять одну из двух карт и постараться её интерпретировать. Затем задать вопрос «Как будут развиваться события, что я получу, если отвечу „нет“?» и рассмотреть вторую карту.

Допустим, девушка не знает, увольняться ли ей с работы. Она вытягивает две карты. Левая, на которой изображён спортсмен, для неё означает ответ «Да, уволиться», а правая, с портретом ребёнка, — ответ «Нет, не увольняться (по крайней мере пока)».

Рассуждения могут быть такими: «Если я уволюсь, мне придётся нелегко, но я справлюсь. Видно, что спортсмен в прекрасной форме, ему, возможно, и тяжело, но нагрузка ему по силам. Если я не уволюсь, с моей стороны это будет инфантильным решением — ребёнок на картинке грустный, похоже, он не знает, что делать. По ощущениям мне больше откликается карта с ответом „да“».

4. Ищите ответы

Это упражнение поможет разобраться с проблемой, которая вас беспокоит.

Мария Нечаева

Психолог, МАК-эксперт.

Сформулируйте запрос или вспомните трудную ситуацию, из которой хотелось бы достойно выйти. Достаньте карту из универсальной колоды, переверните, чтобы увидеть, что на ней изображено, и спросите себя: «В чём основная трудность при решении моего вопроса?»

Рассматривайте все детали на картинке, расскажите, кто на ней изображён и что происходит. Подсознание выдаст ассоциативный ряд, и вы сможете ответить на вопрос.

Потом достаньте ещё одну карту и задайте себе другой: «Что мне поможет решить мою проблему?»

Наконец, возьмите третью карту — для поиска ресурса и спросите себя: «В чём я смогу найти ресурс для достижения цели?»

Психолог Светлана Тропманн обращает внимание, что очень важно сформулировать запрос правильно — так, чтобы на него можно было получить ответ, который зависит от ваших действий и учитывает вашу ответственность.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Например, «Когда я выйду замуж?» — это не запрос, а гадание, поскольку в такой формулировке нет вас, вашей фигуры и вашего вклада в желаемый результат. Совсем другое дело, если вы задаёте вопрос «Что я могу сделать, чтобы выйти замуж?» Здесь уже вы работаете с собой и своими внутренними установками, которые или мешают вам, или помогают.

5. Следуйте инструкциям

К большинству колод метафорических карт прилагаются брошюрки, в которых есть интересные упражнения — на проработку трудных ситуаций, поиск ответов, развитие творческого потенциала. Часто такие инструкции делают сами авторы колод — психологи, коучи, психотерапевты. Поэтому там можно найти хорошие способы самоанализа, наводящие вопросы и другие полезные приёмы.

Читайте также 🧐

  • 7 распространённых заблуждений о психотерапии
  • Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
  • 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы

Метафорические карты в последнее время пользуются огромной популярностью как среди психологов, так и среди любителей самоанализа и саморазвития. Этот инструмент можно использовать и в кабинете психолога, и самостоятельно, но часто люди по ошибке приписывают метафорическим картам свойства Таро. Рассказываем, почему метафорические карты — это не Таро для психологов, а также как ими пользуются специалисты.

Метафорические ассоциативные карты (МАК), или, как их еще называют, Ох-карты — относительно молодой инструмент психотерапии. Звание их «изобретателя» принадлежит художнику и искусствоведу Эли Раману, который в 1975 году решил таким способом «вынести искусство из галерей». Он считал, что художники не должны заниматься «искусством ради искусства», плоды их творчества должны приносить пользу.

Колоду, с которой все началось, Раман нарисовал сам — в нее входило 88 ситуативных карт — и издал ее под названием «Ох-карты» (в основу названия легло междометие, возглас удивления). В издание 1981 года входили 88 карт с изображениями и 88 «рамочных карт» со словами. Комбинация изображения и слова по эффекту Кулешова наделяла полученную пару смыслом.

В 1983 Эли Раман знакомится с психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, который видит в картах тот самый инструмент, который позволит вывести работу с клиентами на новый уровень.

На первый взгляд все кажется простым и понятным: клиент тянет карту, рассказывает свои ассоциации, а специалист ставит диагноз или подталкивает клиента к рефлексии. Но далеко не всегда события разворачиваются именно по такому сценарию (хотя и он возможен). Подробнее об области и способах применения МАК-карт рассказывает Татьяна Попова, кандидат психологических наук, доцент Московского института психоанализа, старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.

Применение МАК в психологическом консультировании помогает в выстраивании коммуникации с клиентом, диагностике, терапевтической работе, развитии личности. В арт-терапии это может быть вариантом как пассивной терапии — клиент работает с продуктами творческой деятельности другого человека, — так и пассивно-активной — по мотивам МАК создают продукты собственной творческой деятельности. МАК позволяют снять напряжение при встрече, поскольку общение через вопросы, которые относятся к рисунку, а не напрямую к клиенту, снижают тревогу. По картам можно распознать, какие сферы жизни волнуют клиента, позволяют установить особенности исследуемого феномена, например тревожности или самооценки.

На терапевтическом уровне идет уже более глубокая работа с запросом клиента, и карты в этом случае помогают прояснению. Каждая карта несет смысл, и каждый клиент раскрывает его по-своему — в силу своего развития, способностей, опыта.

Карты помогают запускать механизмы ассоциации, проекции, дают возможность проявления смыслообразования, позволяют обойти внутреннюю цензуру, сопротивление и рациональное начало.

Также карты нужны, чтобы:

  • Создать атмосферу доверия.

  • Быстро получить информацию, необходимую для работы.

  • Сделать понятной сферу взаимоотношений клиента с психологом.

  • Ярко проявить актуальные переживания клиента.

  • Дать клиенту возможность раскрыться — прожить чувства, осознать внутренние процессы.

  • Работать через метафору, что сделает процесс экологичным.

  • Создать возможность поиска решений.

Любое применение МАК — это работа с проекцией клиента. Проекция (лат. projectio — «бросание вперед») — процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера, полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого.

Впервые данный процесс был описан Зигмундом Фрейдом. Еще при работе с МАК срабатывает эффект доминанты, открытый русским физиологом Алексеем Ухтомским. Сочетание доминанты и проекции — два важных механизма, срабатывающих в работе с метафорическими ассоциативными картами. То есть мы видим в данный момент то, что нас волнует больше всего, эта карта кажется нам актуальной. Есть несколько вариантов работы с МАК: вслепую или в открытую.

Если специалист использует работу с МАК вслепую, клиент вытягивает карту, не видя изображения и как бы «играя с судьбой», чем обычно занимаются гадалки. Таким образом, специалист сознательно лишает клиента выбора. Насколько это экологично в рамках психотерапии? Клиент приходит к нам, чтобы научиться делать осмысленный и осознанный выбор, научиться брать ответственность за собственную жизнь. Несомненно, при работе вслепую клиент все равно найдет ассоциацию и доминанта раскроется.

Можно избрать более короткий путь — работать в открытую и предоставить клиенту сделать выбор самому. Он вытянет карту, которая откликается больше всего. Также не менее важный диагностический материал — наблюдать, как делается выбор: быстро, решительно — или колода перебирается, отбирается несколько карт, возникают сомнения.

Таким образом, можно говорить о том, что метафорические карты — это многогранный инструмент, который позволяет специалисту поместить клиента в комфортную и безопасную среду, а также изучить его реакции, ассоциации и поведение, не выводя человека из зоны комфорта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется метать перуны
  • Как пишется метастазы сокращенно
  • Как пишется метапредметность
  • Как пишется метапол
  • Как пишется металлургия правильно пишется