Как пишется монализа правильно

Поиск ответа:
введите номер вопроса или поисковую фразу

Всего найдено: 2

  Вопрос № 254893  

День добрый. Подскажите, как правильно склоняется «Мона Лиза«? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Склоняются оба слова: «Моны Лизы», «Моне Лизе» и т. д.

  Вопрос № 201557  

скажите, пожалуйста, Мо(н)на Лиза пишется две нн или одно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _«Мона Лиза»_.

Картина
Мона Лиза
Джоконда
Leonardo da Vinci - Mona Lisa (La Gioconda) - WGA12711.jpg
Страна Фанция
Местоположение Лувр, Париж
Основные даты
1503-1506 − создание картины,
1911-1914 − кража из Лувра,
1956 − защита антивандальным стеклом
Материал Доска из тополя, масло
Сайт https://monalisa.org/

«Мона Лиза» (также «Джоконда», полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»; итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных в мире произведений живописи.[1] Написана маслом, размер 76,8 × 53 см.

Считается архетипическим шедевром итальянского Возрождения.[2][3]

История

Установлено, что на картине изображена итальянская дворянка Лиза Герардини[4], жена торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Она написана маслом на панно из тополя предположительно между 1503 и 1506 годами. Возможно, Леонардо да Винчи продолжал работать над ней еще в 1516 году.[5]

Историки-современники Леонардо не так однозначны в идентификации того, кто изображён на портрете. По мнению итальянского живописца Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета Леонардо — «Дама с горностаем»), а также мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.[5]

Леонардо никогда не отдавал картину семье Джокондо, и считается, что он оставил её в своем завещании любимому ученику Салаи.[6] Картина была приобретена королем Франции Франциском I и в настоящее время является собственностью Французской Республики; находится в постоянной экспозиции Лувра в Париже с 1797 года.[7]

Описание картины

Лиза дель Джокондо была членом семьи Герардини из Флоренции и Тосканы, и считается, что картина была заказана для их нового дома и в честь рождения второго сына Андреа. То, что эту работу написал Леонардо, а также ее дата — были подтверждены в 2005 году ученым из Гейдельбергского университета, который обнаружил примечание на полях тома древнеримского философа Цицерона издания 1477 года. Надпись, датированная октябрем 1503 года, была сделана современником Леонардо — Агостино Веспуччи. В ней Леонардо да Винчи сравнивается с известным греческим художником Апеллесом, и говорится, что Леонардо в то время работал над картиной Лизы дель Джокондо.[8]

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота, скрестив руки на подлокотнике кресла, что свидетельствует о сдержанной позе. Ее взгляд устремлен на наблюдателя. Эта картина была одним из первых портретов, изображавших человека перед воображаемым пейзажем, и Леонардо стал одним из первых художников, использовавших воздушную перспективу: позади женщины обширный ландшафт отступает к холодным горам.[9]

Композиция картины считается эталоном портретного жанра — она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.[5]

Улыбка Моны Лизы с давних пор «живет» отдельно от картины, и является объектом многовековых изучений и дебатов. Это — главная загадка и очарование полотна художника. Описуемая как загадочная и двусмысленная, она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и учёных-психологов.[10]

На картине у Моны Лизы нет четко видимых бровей или ресниц.[11] Предполагается, что изначально у неё были изображены ресницы и брови, но со временем они постепенно исчезли, возможно, в результате чрезмерной очистки картины.[12]

Современность

Картина очень сильно потемнела к настоящему времени, и на её поверхности образовалось много трещин. Эта работа была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но со временем стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали, пока писатель-романтик Теофиль Готье не рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений.[5]

Новый интерес среди широкой публики работа Леонардо да Винчи приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году[13], когда поднялась большая газетная шумиха вокруг этой истории, создав «Джоконде» огромную популярность. Картина была найдена в 1914 году, и остаются загадкой мотивы её похищения. Кражу совершил итальянец Винчецо Перуджо, художник-декоратор Лувра[14], хранивший картину сначала в своей квартире в Париже, затем перевёз её в Италию.

На сегодняшний день «Мона Лиза» является одной из самых знаменитых и ценных картин западноевропейского искусства. Громкая репутация картины связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое дорогое произведение живописи по страховой оценке в размере 100 миллионов долларов (в 1962 году).[15]

Потенциальная цена уникального шедевра Леонарда да Винчи подсчитывалась не единожды. Ряд экспертов-искусствоведов предполагают, что цена картины колеблется от одного до трёх миллиардов долларов.[16] В качестве сравнения: оригинал полотна «Спаситель мира», также написанного Леонардо да Винчи, в 2017 году за 450,3 миллионов долларов был приобретён филиалом Луврского дворца в Абу-Даби, став самым дорогим в мировой истории произведением искусства.[17][18][19]

Впервые «Мона Лиза» покинула Францию в 1963 году, когда картина была показана в США (Вашингтон и Нью-Йорк).[20] В 1974 году, возвращаясь из Японии, работа Леонардо да Винчи в течение двух месяцев была выставлена в Москве в Пушкинском музее.[21]

Происшествия

В 1956 году картина Леонардо да Винчи дважды была повреждена: в первый раз один из посетителей облил её кислотой; во второй раз в неё бросили камень, повредив поверхностный слой у локтя.[22] После этого «Мону Лизу» в Лувре защитили пуленепробиваемым стеклом.[5]

В 1974 году картина выставлялось в Токийском национальном музее, где посетительница попыталась распылить на неё из баллончика красную краску.[22]

В 2009 российская туристка по неизвестной причине бросила в «Джоконду» сувенирную чайную кружку.[23]

В мае 2022 года мужчина на инвалидной коляске бросил в защитное стекло картины торт.[24]

Примечания

  1. Дживелегов А. Леонардо да Винчи Изд. 3-е М., Искусство, 1974.. Дата обращения: 7 февраля 2010. Архивировано 22 марта 2012 года.
  2. The Theft That Made Mona Lisa a Masterpiece (30 July 2011). Дата обращения: 15 февраля 2019.
  3. Sassoon, Donald Why I think Mona Lisa became an icon. Times Higher Education (21 September 2001).
  4. Mona Lisa – Heidelberger find clarifies identity. University Library Heidelberg. Дата обращения: 15 января 2008. Архивировано 8 мая 2011 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 История создания картины
  6. Was the ‘Mona Lisa’ Leonardo’s Male Lover? (англ.). Artnet News (22 апреля 2016). Дата обращения: 20 мая 2021.
  7. . — ISBN 978-0-8223-3694-5.
  8. Mona Lisa – Heidelberg discovery confirms identity. University of Heidelberg. Дата обращения: 4 июля 2010. Архивировано 5 ноября 2013 года.
  9. The Mona Lisa (La Gioconda). BBC (25 October 2009). Дата обращения: 24 октября 2009. Архивировано 26 июня 2010 года.
  10. Улыбка Моны Лизы расшифрована — учёные говорят, что она счастлива
  11. Почему у «Моны Лизы» нет бровей: как это объясняют ученые и что означает скрытый мазок над левым глазом
  12. Holt, Richard Solved: Why Mona Lisa doesn’t have eyebrows. The Daily Telegraph (22 October 2007). Дата обращения: 11 марта 2010. Архивировано 4 апреля 2010 года.
  13. Кража, которая сделала «Мону Лизу» известной
  14. Theft of the Mona Lisa. Архивная копия от 29 октября 2009 на Wayback Machine
  15. Highest insurance valuation for a painting (англ.). Guinness World Records. Дата обращения: 25 июля 2017.
  16. Сколько стоит картина «Мона Лиза»
  17. С учётом комиссии аукциона, без комиссионных — $400.
  18. Pogrebin, Robin Leonardo da Vinci Painting Sells for $450.3 Million, Shattering Auction Highs (англ.). The New York Times (15 ноября 2017). Дата обращения: 16 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  19. Video: Leonardo’s Salvator Mundi makes auction history. Christie’s (15 ноября 2017). Дата обращения: 16 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  20. Джоконда в США
  21. Мона Лиза в Москве в 1974 году
  22. 22,0 22,1 Покушения на «Мона Лизу»
  23. Россиянка атаковала Мону Лизу
  24. Знаменитую «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи измазали тортом

Ссылки

  • The Mona Lisa Foundation (англ.)
  • Картина в базе данных Лувра (фр.)
  • 10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

August 3 2007, 04:27

Category:

  • Искусство
  • Cancel

Портрет Мона Лизы или Моны Лизы?

Почему?

«Мона» в данном случае — это что?

«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).

Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи Лизы Джокондо.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Проблема идентификации модели
  • 3 Композиция
  • 4 Детективная история «Моны Лизы»
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники

История

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Проблема идентификации модели

«Мона Лиза», деталь

Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:

  • Жена флорентийского торговца дель Джокондо**

что доказано, и даже имеются ныне живушие её родственники, очень похожие на Мону Лизу.

  • Екатерина Сфорца
  • Изабелла д’Эсте
  • Просто идеальная женщина
  • Молодой юноша в женском одеянии
  • Автопортрет Леонардо

Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.

Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица… Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс…» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».

Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Композиция

«Мона Лиза», деталь

Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах XV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо. Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…

Детективная история «Моны Лизы»

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.

С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию[1].

В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр, побывав в 1963 в США и в 1974 в Японии. По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Поездки только закрепили успех и славу картины.

См. также

  • Мадонна Бенуа
  • Тайная вечеря
  • Мадонна в гроте
  • Иоанн Креститель
  • Код да Винчи
  • Выбритый лоб — следы этой моды XV века заметны на лице Моны Лизы: у нее выбриты брови и волосы на верхушке лба[2].

Ссылки

  • «Мона Лиза» в базе данных Лувра(фр.)
  • Официальный сайт Лувра
  • Таинственный метод «сфумато» раскрыл Жак Франк
  • Мона Лиза (масштабируемая картина)
  • Дмитрий Мережковский «Мона Лиза Джиоконда» глава из романа «Воскресшие боги Леонардо да Винчи»
  • Передается ли по наследству улыбка Моны Лизы?
  • Из статьи С. Н. Рериха Мона Лиза

Источники

  1. http://www.vanityfair.com/style/features/2009/05/mona-lisa-excerpt200905?currentPage=all
  2. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI века. // Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. М.: Искусство, 1977. Т. II. С. 74-102

Леонардо да Винчи

Сохранившиеся работы Благовещение  · Святой Иероним  · Поклонение волхвов  · Джиневра Бенчи  · Мадонна с гвоздикой  · Мадонна Бенуа · Дама с горностаем  · Портрет музыканта  · Тайная вечеря  · Мадонна в скалах  · Мона Лиза  · Святая Анна  · Иоанн Креститель
Приписываемое Леонардо Крещение Христа  · Мадонна Дрейфуса  · Прекрасная Ферроньера  · Мадонна Литта  · Вакх
Утраченные работы Голова Медузы  · Конь Леонардо  · Мадонна с веретеном  · Сальватор Мунди  · Леда и лебедь  · Битва при Ангиари
Кодексы и изобретения Атлантический кодекс  · Кодекс о полёте птиц  · Кодекс Тривульцио  · Витрувианский человек  · Робот Леонардо
Биографии и фильмы Жизнь Леонардо да Винчи · Код да Винчи

Wikimedia Foundation.
2010.

Как на самом деле звали Мону Лизу?


«Аргументы и факты» в Беларуси № 5. Сей по Луне — урожай получишь вдвойне! 31/01/2023

  • Недавно узнал, что женщину, изображенную на знаменитой картине «Мона Лиза», зовут не Мона. А как? А. Тетишев

Полное имя женщины, изображенной на картине Леонардо, — Лиза дель Джокондо. Она была супругой Франческо дель Джокондо, флорентийского торговца шелком. Так как женщина принадлежала к старинному роду, за ней тянулся шлейф девичьей фамилии Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини.

В 2005 г. исследователи Гейдельбергского университета обнаружили записи на полях знакомого Леонардо, флорентийца Агостино Веспуччи: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Запись сделана между 1503 и 1505 гг. — тогда у Франческо и Лизы родился сын, в честь чего и был заказан портрет. Слово «мона» в названии — сокращение от mia donna, «моя госпожа». Так обращались к замужней даме с детьми.

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется момми
  • Как пишется мощенная камнем дорога
  • Как пишется морошка или марошка
  • Как пишется моментум карта
  • Как пишется мощеная машина