Как пишется монтессори педагог

June 1 2016, 11:01

Category:

  • Образование
  • Cancel

Монтессори

Коллеги, добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как правильно назвать центр, работающий по методу Марии Монтессори?

1. монтессори центр

2. Монтессори центр

3. монтессори-центр

4. Монтессори-центр

И то же самое с монтессори(-)материалами, монтессори(-)методом, монтессори(-)педагогами и т.д.
Желательно со ссылками :)

Спасибо!

Монтессори педагоги – кто они?

Статья Бакановой Елены. 

Вопрос, очевидно, не праздный.

Что за люди становятся Монтессори-педагогами (далее МП). И может ли любой человек, отучившийся на курсах, стать МП.

Сама постановка вопроса, во всяком случае, для человека, хоть слегка знакомого с МП, уже содержит ответ, конечно ЛЮБОЙ не может. Мы, пожалуй, сразу отсеем алкоголиков, наркоманов и других претендентов с явными психическими отклонениями. А дальше? Все-таки, какой может? Могут ли какие-то черты личности, темперамента, образование или жизненный опыт служить залогом того, что, получив определенную сумму знаний и какие-то навыки, человек непременно сможет быть МП.

Немногие статьи на эту тему сводятся к набору характеристик умозрительно необходимых для воспитателя. Особенно часто встречается качество – любить детей. Мне при этом сразу вспоминается рассуждения Пятачка о слонопотаме  — а любит ли он поросят? И если да, то, КАК он их любит? Людоеды, они тоже неплохо к детям относятся. А потом, почему важно любить именно детей. А как  насчет их родителей? Или коллег? С этим, кстати, гораздо больше проблем даже у очень опытных педагогов.

Эта статья, собственно, рассказ о том, как возникло, развивалось и к чему в данный момент пришло наше понимание того, «кто такие Монтессори педагоги». Хочется сделать акцент на слове «наше», поскольку без сомнения существуют различные точки зрения, связанные в том числе и с национальными особенностями ( Что было особенно ярко видно на выступлениях Корейской делегации на конференции).

Интерес к этому вопросу возник в связи с тем, что я с одной стороны читала лекции на курсах подготовки МП в Ассоциации Монтессори-педагогов России, а с другой наблюдала за деятельностью педагогов в группах.

И вначале было такое ощущение, что достаточно прослушать курс, отработать презентации и полный вперед. Процесс пойдет.

Оказалось отнюдь. Вот человек, отучившись на курсах, сдав все зачеты-экзамены, начинает работать и смотришь и видишь – не то. Кажется, поработает, вработается, проникнется, опыта наберется, время идет и опять не то. Ну не видит человек ребенка, не слышит его, а все о своем о чем-то.

Очень хотелось понять, о чем о своем и почему все-таки не слышит. Для этого каждому опрометчиво согласившемуся педагогу выдавался диктофон, в течение полутора часов фиксировавший все, что вырывалось из подчас окаменевших от ужаса уст. Мы никогда не делали таких экспериментов раньше, чем через два месяца после начала работы, но все равно для многих ситуация была шоковой. За что я хочу публично извиниться у всех пострадавших.

После этого начинался каторжный труд расшифровки текста и его анализа.

Да простят меня психолингвисты, вероятно существуют методики и даже средства по быстрой обработке и интерпретации текстов, на тот момент у меня таковых не было, а интерес был. Поэтому был сделан ряд предположений, некоторые из которых подтвердились. Не будем вдаваться в душераздирающие подробности обработки данных, а сразу расскажем о некоторых интересных результатах.

Впрочем, сначала нужно оговорить один тонкий момент.

Для сравнительного анализа необходимо было, грубо говоря, отделить зерна от плевел, агнцев от козлищ, чистых от нечистых, мытых от немытых . И в этот момент пришлось полагаться на некоторое внутреннее коллективное понимание, скорее даже ощущение, что вот этот человек – Монтесори-педагог с большой буквы, а этот  — нет. Задача, которая, до сих пор не формализована, хотя во время работы Сочинской конференции в этом направлении были сделаны очень большие шаги.

Решалось это методом экспертных оценок, и экспертами были в том числе Смирнова Н., Пермякова Л, Климанова Л.

Среди доступных для подобных негуманных экспериментов педагогов мы выделили две группы – «очень хорошие педагоги» и «не педагоги».

В группу «очень хорошие» (далее мы будем их называть МП) вошли педагоги, проработавшие к тому моменту 5 и более лет, создавшие Монтессори-группы, в которых, по общему мнению, происходило то, что впоследствии на Сочинской конференции мы договорились называть нормализацией. В группу «не педагоги» (далее НП)  вошли те воспитатели, которые успешно отучились на курсах и поработали в группе не менее полугода (как правило, больше года), причем стало очевидно, что какие-то особенности их личности не позволяют им быть успешными в данной конкретной деятельности.

Эти группы олицетворяли два конца шкалы, или два полюса, и между ними хотелось найти разницу, которую можно чем-нибудь померить, литрами или, к примеру, килограммами.

Не созывать же каждый раз всех уважаемых экспертов, чтобы дать заключение о пригодности данного претендента к работе.

На этом этапе у нас было некое представление именно о бинарности – «может» человек быть Монтессори-педагогом «не может». Все начинается с контрастов, сензитивный период утончения восприятия был еще впереди.

Введя таким образом определение того, что мы собственно изучаем, а именно, разницу между МП и НП (см. выше) вернемся к нашему лингвистическому анализу.

Первым потрясшим нас результатом было то, что, как говорится, слух о том, что Монтессори педагогика малословна, сильно преувеличен. «Ведите счет словам» — говорила Монтессори. И вот мы их сосчитали, слова. Вышло следующее.

МП за полтора часа говорят 2-3 тысячи слов. НП меньше 2000 и больше 4000.

Это средняя скорость речи при разговоре, например по телефону. Лекторы за это время произносят до 10000 слов. Отличие в том, что лектор не слушает реакцию аудитории, а по телефону, мы все-таки ожидаем услышать ответ, по крайне мере некоторые из нас.

Таким образом, скорость речи МП определяется еще и тем, что он выслушивает ребенка или наблюдает за его реакцией.

То есть для педагогов, количество слов в минуту оказывается одним из показателей того, обращает ли он вообще внимание на ребенка.

Снижение средней скорости речи было свидетельством либо стресса, когда человек действительно боялся разомкнуть уста дабы не сказать ничего лишнего, либо того, что для него выражение своих мыслей посредством слов является проблемой.

Далее мы попытались проанализировать, какие же именно слова входят в эти 2-3 тысячи. То есть, существует ли разница между тем, какие слова используют МП и НП.

Тут мы столкнулись с еще одной неожиданностью.

Всем известна глава «Упразднение наград и наказаний» из работы «Мой метод», где Монтессори рассказывает, о том, насколько неэффективными оказались попытки воспитательниц использовать награды в работе с детьми. Видимо на основании этого в настоящее время среди Монтессори-педагогов существует почти официальная установка – хвалить плохо.

Наши изыскания, однако, выявили, что МП хвалят (О, ужас!) детей.

У каждого, безусловно, есть свои любимые хвалилки – умница, молодец, здорово, отлично, хорошо и прочие. 35-50 подобных слов за полтора часа так или иначе вырывались из уст наших высококвалифицированных педагогов.

С НП опять полный разброд – некоторые в соответствии с установками, полученными на лекциях, не позволяли себе подобных излишеств вовсе. Другие же действительно каждое свое слово сопровождали восторженным «как красиво!».

В чем тут дело. Существуют так называемые внутренняя и внешняя мотивация. Для иллюстрации позвольте привести известную историю-притчу.

«Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед его домом, бегали, шумели, чем сильно нарушали его спокойствие. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от его дома не помогали. И тогда он придумал — он вышел к детям и сказал: «Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали. За это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару». Можете себе представить реакцию детей?! Мало того, что они получали удовольствие от игры, они получили еще и деньги. Дети были очень довольны. На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал: «Знаете дети, сегодня мои обстоятельства изменились и я могу вам дать лишь по 50 центов». Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал: «Приходите завтра, я вам дам по 5». На это дети ответили: «Вот еще! Будем мы тут бегать и кричать за какие-то 5 центов!». Так этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами».

Таким образом, он перевел внутреннюю мотивацию детей во внешнюю, которой потом и лишил.

Помимо желания бегать, резвиться и кричать все дети обладают феноменальной внутренней мотивацией к развитию, с возрастом она, к сожалению слабеет. Никому, кажется, еще пока не приходило в голову награждать ребенка за попытки научиться ходить или говорить ( я не говорю сейчас про отклоняющееся развитие). Но чем старше ребенок становиться, тем интенсивнее мы стараемся подменить потребности ребенка нашими и соответственно нам приходится менять его  внутреннюю мотивацию на внешнюю – иначе говоря, положительное и отрицательное подкрепление – похвалу или наказание. И когда мы пытаемся похвалой, наградой или наоборот наказанием замотивировать ребенка на какую-либо деятельность, сразу возникает очень много вопросов об эквивалентности (кто за что готов работать), о возрастании (награда должна периодически возрастать иначе ребенок теряет интерес), о смене вида (просто теряется интерес к данному вознаграждению или страх перед наказанием) и т.д

Когда же мы предоставляем ребенку возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно, что соответствует его актуальной потребности в познании и развитии в данный момент, а этим и занимается Монтессори-педагогика, то никакая внешняя мотивация ему действительно не нужна.

Зачем же МП хвалят ребенка?!

Если бы наши потребности ограничивались только  познавательными, то человечества в том виде, в котором оно существует в данный момент просто не было. Скорее всего, его вообще бы не было. То, что объединяет нас всех таких разных и противоречивых, неуживчивых и агрессивных  и заставляет сбиваться в компании и группы, семьи и ассоциации — это потребность в принятии и любви.

Так вот, когда ребенок, удовлетворив свою потребность в познании, несет содеянный шедевр педагогу, он идет именно за этим – за любовью, принятием и поддержкой.

Поэтому «здорово» педагога, когда он видит, что процесс идет, не есть похвала или оценка в качестве мотива деятельности, а  знак того, что я вижу, что ты сделал, я понимаю важность этого для тебя, я принимаю тебя, я тебя люблю. И за этим «здорово» всегда стоит искренняя радость от присутствия при произошедшем акте познания и развития. И эта эмоция и является очень ценной для ребенка, поддерживающей и направляющей. Педагог говорит – «я рад, что ты развиваешься».

Поэтому если педагог, не используют слов поддержки, это зачастую является симптомом того, что он просто не видит этих важных процессов. В случае, когда мы наблюдаем чрезмерное использование похвалы, как правило, это индикатор того, что за словами не стоит ничего, и они детьми перестают восприниматься вообще.

Интересные результаты дал подсчет императивов. То есть тех самых «дай мне эту букву», «положи сюда ту». Как выяснилось МП каким-то образом умудряются избегать повелительного наклонения. То есть вместо того чтобы сказать «говори», они предпочитают «я тебя слушаю». А вот в речи бывших классических педагогов сплошные повелевания.

Такие вот интересные зависимости дала наша словарная работа.

Да только использовать на практике полученные закономерности трудновато. Начиная с того, что возможность дать диктофон мы имеем только после того как человек уже отучился и даже некоторое время оттрудился в качестве Монтессори-педагога. Да и сама методика чрезвычайно трудоемка.

Хотелось дать какую-нибудь такую анкету, чтобы сразу стало ясно, вот это наш человек, а это наоборот.

Однако современные методики профотбора ориентированы почему-то все больше на поиск менеджеров по продажам, а до Монтессори-педагогов никому никакого дела нет. Попытки создать собственные опросники тоже были не очень удачны, поскольку все не удавалось понять, какие вопросы надо задать, чтобы выяснить, КАК опрашиваемый любит детей.

Поэтому, в конце концов, мы решили задать побольше вопросов, авось что-нибудь да выплывет и использовали классический многофакторный опросник MMPI , адаптированный к российским условиям и усовершенствованный Собчик Л.Н. (далее СМИЛ, Стандартизованный многофакторный метод исследования личности.)

MMPI

В настоящий момент это одна из  базисных психодиагностических методик, она выявляет полный спектр структурных компонентов личности: мотивационную направленность, самооценку, стиль межличностного поведения, черты характера, тип реагирования на стресс, выраженность лидерских черт, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств.

Нам казалось, что такой тонкий инструмент позволит выявить некие личностные черты, присущие именно МП. Но и здесь нас постигла неудача. Вполне успешными МП могли быть люди с казалось бы взаимоисключающими личностными чертами.

Это были лидеры и ведомые, оптимисты и пессимисты, женственные и не очень и даже интроверты и экстраверты.

Пожалуй, единственной шкалой, значения которой оказались критичными для МП, это была так называемая шкала лжи. Эта шкала включает в себя утверждения, которые выявляют желание испытуемого представить себя в наиболее выгодном свете. И показывает, что человек отрицает у себя слабости, присущие любому – способность хоть иногда и немного сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью даже в самых ничтожных размерах и в самой простительной ситуации. Что, вообще говоря, означает недостаточное самопонимание и не слишком высокие адаптивные возможности. Все, у кого значения по этой шкале превосходили некий порог, оказались среди НП. К сожалению, обратное оказалось неверным. То есть, значительное число людей, вполне адекватно себя оценивающих к хорошо адаптированных тем не менее почему-то входили в категорию НП.

Некоторым противопоказанием были высокие значения по шкале интроверсии. Интроверт – это тот, кто предпочитает отдыхать в одиночестве, а экстроверту «хоть к пчелам в улей, лишь бы только в коллектив». Особенно сложна для интровертов работа в группах 0-3, потому что там идет взаимодействие не столько с детьми, которых любить нам как-то легче, сколько со взрослыми, которые зачастую идут в группу совсем не за свободным развитием ребенка.

Получалось, что среди классических шкал нет такой, посмотрев на которую, можно было бы сразу сказать, да вот это  — МП, а вот это совсем наоборот.  Тогда мы решили найти максимальное расхождение между ответами МП и НП и посмотреть, на какие вопросы МП отвечают «НЕТ» , а НП – «Да» и наоборот.

В результате набралось около ста вопросов, которые и составили нашу шкалу «Монтессори-пригодности».

Что же за утверждения ее составляют. Оказалось, что МП более тревожны, обидчивы, пессимистичны и менее уверены в себе и в завтрашнем дне, застенчивы и эмоциональны, раздражительны и нерешительны, мечтательны и чувствительны, в общем, как-то несколько более подвержены всем человеческим слабостям, чем НМ, которые всегда четко знают, чего хотят от себя и окружающего мира и мало предаются сомнениям.

Впрочем, и к окружающим МПедагоги, видимо, осознавая собственное несовершенство, относятся с большим пониманием и принятием. Поэтому для себя мы назвали эту шкалу шкалой толерантности или принятия. Сначала принятия себя со всеми проблемами и недостатками, ошибками и заблуждениями, а потом и других рядом стоящих, живущих или работающих. Потому что, только поняв, увидев, осознав  собственные проблемы, поработав над ними, простив себя за ошибки и промахи,  можно принять окружающих и допустить их несовершенство. По своей сути работа МП наиболее близка к психотерапевтической деятельности. Не случайно многие направления современной детской психотерапии используют Монтессори-материалы. И, как и психотерапевту, МП чрезвычайно важна работа над собой, потому что собственные неразрешенные проблемы искажают наше восприятие других и мешают эффективному взаимодействию с ребенком.

Для того чтобы было удобнее анализировать полученные данные, мы отнормировали значения, получаемые по введенной нами шкале толерантности на средние для МП и увидели, что  этот коэффициент изменяется  от 1 до 2. Где 1 – показатель для нашей отобранной группы МП, а 2 – для не НП. Все остальные значения находятся в основном между этими крайними точками.

Как здорово, подумали мы, вот она волшебная палочка, сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним. Несколько лет на каждом новом курсе мы предлагали желающим пройти тестирование, а потом наблюдали за тем, насколько успешны наши прогнозы.

И вот основные результаты.

Если значение коэффициента не превышает 1,5 высока вероятность того, что человек действительно станет МП, причем выяснилось, что у людей, серьезно относящихся к своей работе (кстати, есть и такая шкала – отношение к работе, и у МП этот параметр существенно выше среднего) со временем и значение коэффициента толерантности падает и стремится к заветной единице.

Для творческих работников  — музыкантов, художников это значение всегда несколько выше  — 1,3- 1,6, независимо от стажа работы. Возможно, это связано именно с особенностями творческой деятельности – человек несет и развивает именно свое, при этом тщательное прислушивание к ближнему может только помешать.

Самое большое разнообразие причин, по каким опрашиваемый может набрать коэффициент близкий к двойке. Это и слишком развитая креативность, когда за своими идеями не разглядеть инициативы ребенка, и высокая тревожность, когда человек пытается строго следовать каким-либо правилам, не учитывая изменяющуюся ситуацию, и недостаточно развитая эмпатия  — педагог не распознает вербальные и невербальные сигналы, посылаемые ему ребенком и «упертость», когда все должно быть по-моему.

Все эти причины приводят к тому, что потребности ребенка подменяются потребностями педагога. Одна из педагогов с большим стажем работы как-то делилась своими наблюдениями – «мне очень нравятся «умные» дети и я очень хорошо умею сделать так, чтобы дети работали с материалом. Однажды ребенок, уже поработав некоторое время с предложенным материалом, вдруг очнулся и сказал, но ведь я же не хотел этим заниматься». Получается не он хотел, а я хотела.».

Многие опытные педагоги, хорошо понимающие и чувствующие детей, прекрасно знающие каким ключиком пробудить интерес у ребенка, начинают ощущать, что слишком интенсивно этими ключиками пользуются.

Ребенок не может непрерывно без паузы переходить от материала к материалу. Для осознавания, запоминания нужно время. Даже вполне уже взрослым людям рекомендуется делать частые перерывы, особенно при интенсивной умственной работе для «переваривания». И ребенку необходимо время для внутренней отработки полученного опыта и возникновения интереса к какой-либо другой деятельности. Поэтому, когда мы наблюдаем всю группу сосредоточенно работающую, то это скорее исключение, чем правило. И пугаться того, что ребенок не крутится, как белка в колесе не стоит. Дети хотят нравиться взрослым, и если педагог настаивает на непрерывной работе, то дети послушно будут делать вид, что работают или манипулировать с предметами.

Понаблюдайте внимательно за Вашими подопечными, действительно ли они    заняты интересным для них делом, или симулируют деятельность. Если второе, значит, где-то Вы передавили. И это очень печально, потому что это тоже обучение  — обучение лжи. «Я изображу, что работаю, и от меня отстанут». Но это отдельная тема, которую мы, возможно, затронем в следующих публикациях.

Итак, как будто бы есть возможность спрогнозировать, насколько успешным будет Монтессори-педагог. Но это только одна из составляющих. Очень важно, желание заниматься именно этой деятельностью, а оно, это желание, анкетами не выявляется. Как ни странно, даже люди, отучившиеся на курсах, далеко не всегда руководствуются страстной любовью именно к Монтессори-педагогике. Причины могут быть самыми разными – от повышения зарплаты до прямых указаний руководства. Понятно, что такая мотивация даже при самом замечательном коэффициенте мало способствует успешной деятельности. Чрезвычайно существенным оказывается то, каким образом человек начинает «карьеру» Монтессори-педагога. Сравните – работа в сложившейся Монтессори-группе рядом с опытным педагогом, и с нуля организованная группа в 12-15 детей 2-3 летнего возраста, из которых половина гиперактивных.

Высока вероятность того, что во втором случае, человек просто разочаруется в себе, как в педагоге и в Монтессори-педагогике заодно.

Очень интересен в этом плане опыт подготовки МП наших корейских коллег, когда в рамках штатной работы у начинающего педагога есть  возможность получать регулярную помощь опытного супервизора.

Когда мы проводим лекции, то всем нашим учащимся даем еще одну анкету – опросник АСВ – анализ семейных взаимоотношений. Не для того, чтобы выяснить, а как это наши будущие педагоги взаимодействуют со своими детьми, это, как показал опыт, мало связано с профессиональной деятельностью. Слушатели курсов сами обрабатывают свои данные и анализируют результаты, это дает им возможность лучше понять себя, взглянув как бы с двух сторон – и с родительской, и с педагогической. Однако есть две шкалы, которые «зашкаливают» у многих обучающихся – это так называемая «воспитательная неуверенность» и «недостотаточность санкций».

То есть, в большинстве своем МП полагают, что при воспитании детей (не только в группе, но и своих собственных, что важно) можно обойтись без наказаний, и вообще не всегда уверены, что можно предпринять в той или иной проблемной воспитательной ситуации.

Как это ни покажется парадоксальным, при всей стройности, логичности и проработанности Монтессори-системы, одной из характерных черт МП является постоянное сомнение в правильности выбранных подходов и поиск новых способов взаимодействия с ребенком. Желание научиться чему-то новому, получить новый опыт и готовность поделиться своим, потребность во взгляде со стороны, это именно те качества, которые позволяют развиваться Мотессори-педагогике не только у нас в стране, но и во всем мире.

По нашим наблюдениям среди обучающихся людей с «коэффициентом толерантности» близким к 2 не так много, причем большинство из них и сами хорошо понимают, что работа МП не для них, а свою роль они видят в создании и организации Монтессори групп. Проводимое анкетирование, как правило, позволяет прояснить личностные качества для того, чтобы выявить с какими сложностями может столкнуться человек, работая МП и в каком направлении вести работу не столько с детьми, сколько с собой любимым. В чем ему может помочь и разрабатываемая сегодня программа психологического образования и поддержки Монтессори-педагогов. 

Основным же результатом проведенных исследований стало понимание того, что практически любой почувствовавший, что Монтессори-педагогика – это его жизнь, может найти свое место в этой все более расширяющейся области. А анкетирование поможет определить, какая именно деятельность  будет наиболее эффективной – работать в нулевке или в группе 3-6, а может и в школе, быть Монтессори-педагогом, вести музыкальные или художественные занятия, или заняться организацией Монтессори-групп по всей стране, для чего «упертось» и несгибаемость самые необходимые качества.

Автор статьи Баканова Елена, психолог, bakanovaelena@gmail.com

Материал взят с сайта с/к «Фонарик»

Всего найдено: 8

Добрый день. Является ли корректным слововсочетание «профессиональными компетентностями» в данном контексте: «научно-педагогические кадры, обладающие профессиональными компетентностями»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: обладающие профессиональными компетенциями.

Доброго времени суток.
Как правильно писать первую часть слова ЛЕГО: слитно или через дефис??
Интересуют слова: легоконструирование. легопедагогика, легострана, леготеатр и др.

Ответ справочной службы русского языка

Верно дефисное написание: лего-конструирование, лего-педагогика и др.

Скажите пожалуйста, как пишется слово арт-педагогика — с дефисом или слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно дефисное написание.

ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НУЖНЫ ЛИ КАВЫЧКИ: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, «Краевой центр психолого-социального сопровождения».

Ответ справочной службы русского языка

Да, кавычки в таких случаях ставятся: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи «Краевой центр психолого-социального сопровождения».

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, способ написания слов формально*педагогический и ложно*педагогический.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: формально-педагогический, ложнопедагогический.

Подскажите пожалуйста, очень прошу, в третий раз. Скоро программу выпускать в эфир, а я не знаю, как правильно оформить титр: монтессори-педагог, Монтессори-педагог или монтессори педагог? Может быть, такая формулировка вообще некорректна? Спасибо большое за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше писать с маленькой буквы через дефис: _монтессори-педагог_.

Как правильно писать профессию сурдопедагог или сурдо-педагог?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _сурдопедагог_.

Справка, здравствуй! Подскажите, как правильно: психологопедагогическо-оздоровительный клуб, психолого-педагогическо-оздоровительный клуб, психолого-педагогическооздоровительный клуб. Срочно! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _психолого-педагогическо-оздоровительный клуб_.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

  • Словари
    • Проверка слова
    • Какие бывают словари
    • Аудиословарь «Русский устный»
    • Словари в Сети
  • Библиотека
    • Каталог
    • Читальный зал
    • Гостиная
  • Справка
    • Справочное бюро
    • Задать вопрос
    • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
    • Письмовник
  • Класс
    • Азбучные истины
    • Репетитор онлайн
    • Учебники
    • Олимпиады
    • Видео
    • Полезные ссылки
  • Лента
    • Новости
    • О чём говорят и пишут
    • Ближайшие конференции
    • Грамотный календарь
  • Игра
    • Игра «Балда»
    • Викторины
    • Конкурсы
    • Головоломки
    • Застольные игры
    • Загадки
  • Медиатека
    • Грамотные понедельники
    • Забытые классики
    • Что показывают
    • Реклама словаря
  • Поиск ответа
  • Горячие вопросы
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
  • Письмовник
  • Справочник по пунктуации
    • Предисловие
    • Структура словарной статьи
    • Приложение 1. Непервообразные предлоги
    • Приложение 2. Вводные слова и сочетания
    • Приложение 3. Составные союзы
    • Алфавитный список вводных слов и выражений
    • Список учебной и справочной литературы
    • Авторы
  • Справочник по фразеологии
  • Словарь трудностей
  • Словарь улиц Москвы
  • Непростые слова
  • Официальные документы
  • Книги о русском языке и лингвистике
    • Книги о лингвистике, языке и письменности
    • Лингвистические энциклопедии
    • Научно-популярные, научно-публицистические, художественно-научные книги о русском языке
  • Наша библиотека
  • Словарь языка интернета
  • Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы
  • Словарь Россия. Для туристов и не только
  • Словарь модных слов
  • Лингвокультурологический словарь. Английские литературные имена
  • Проект свода школьных орфографических правил

Поиск ответа

Всего найдено: 1

Подскажите пожалуйста, очень прошу, в третий раз. Скоро программу выпускать в эфир, а я не знаю, как правильно оформить титр: монтессори-педагог, Монтессори-педагог или монтессори педагог? Может быть, такая формулировка вообще некорректна? Спасибо большое за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше писать с маленькой буквы через дефис: _монтессори-педагог_.

Сложно переоценить вклад Марии Монтессори в развитие мировой педагогики. Она навсегда изменила отношение взрослых и детей, поменяла отношение к образованию и создала сильное сообщество единомышленников. Сегодня мы кратко расскажем, как была создана знаменитая итальянская методика, разберем основные постулаты школы М. Монтессори и обсудим современных авторов книг о подходе.

Деятельность и профессиональное развитие Марии Монтессори

С самой юности выборы Марии бросали вызов обществу и порядкам того времени. В конце 19 века потолком женского развития считалось педагогическое образование и успешное замужество, а о самостоятельности женщин никто и подумать не мог, но Марии удалось пошатнуть устои и проделать нелегкий путь к профессиональному успеху.

Становление личности и образование

в 1890 году Мария Монтессори принимает решение заниматься наукой и поступить на медицинский факультет Римского Университета.

Становление личности и образование

Безусловно, такой путь не был встречен одобрительно ни семьёй, ни однокурсниками, ни преподавателями. В течение всей учебы она сталкивается с враждебностью коллег-мужчин, ей запрещают посещать анатомический зал, а зачастую и открыто оскорбляют женщину. Несложно догадаться, что мысль о том, чтобы бросить учебу посещает Марию не один раз, но, тем не менее, она перебарывает себя и становится первой в Италии женщиной-врачом.

Личный опыт притеснений делает Марию активным борцом за свободу и права женщин, она выступает на конгрессах по правам женщин в Германии и Великобритании. Эта деятельность окончательно формулирует ценности Марии Монтессори: равноправие, свобода, развитие.

В 1900 году Мария поступает на работу в клинику для детей с отставанием в развитии. Именно это место даёт начало методике Марии Монтессори. Она осознает, что в клинике нет даже базовых игрушек и материалов для развития детей, на которых все просто махнули рукой. Она создает первые Монтессори материалы и приступает к планированию занятий. В скором будущем многие из учеников её экспериментальной программы сдадут экзамены лучше, чем обычные здоровые дети.

Осознав свой интерес и способности в области педагогики, в 1901 году Мария поступает на обучение антропологии и психологии и уже спустя 3 года становится востребованным лектором по направлению. В 1910 году выходит её первая книга «Педагогическая антропология».

В 1907году Мария открывает собственный садик «Дом Ребенка», который вполне можно назвать первым Монтессори центром в мире.

Больше чем учитель

В 1910 году Мария начинает формировать сообщество и обучает Монтессори методике педагогов. Уже в 1911 году Мария оставляет медицинскую практику и работу преподавателем в университете, чтобы посвятить всё своё время работе с детьми и обучению педагогов. Начинается создаваться международное сообщество: школы по методике Монтессори появляются в Великобритании, Швейцарии и других странах. Мария начинает проводить обучение для педагогов по всему миру, наносит визиты в Великобританию, США, Нидерланды, переезжает в Барселону и основывает там садик, школу и центр обучения педагогов.

Бурное развитие и установление связей с педагогами со всего мира продолжается вплоть до 1932 года. В этот год идеи Марии Монтессори окончательно расходятся с идеологией фашизма, и все школы и сады в Германии и Италии закрываются буквально в одночасье.

Цепь приглашений и знакомств приводит Марию в 1939 году в Индию, где они с сыном Марио участвуют во множестве образовательных программ для детей.

Больше чем учитель

В течение трёх лет подряд Мария Монтессори была номинирована на Нобелевскую премию мира, и была одним из самых востребованных лекторов педагогических конгрессов и конференций. До самого последнего года своей жизни она находила в себе силы на популяризацию Монтессори принципов и преподавание для педагогов.

Всю свою жизнь Мария Монтессори положила на борьбу с неравноправием и насилием. Она своим примером показала, что у каждого есть шанс и право на развитие и свободу. Все эти идеалы она воплотила в авторском педагогическом подходе, и сразу же была окружена единомышленниками, благодаря которым Монтессори школы были открыты по всему миру ещё при жизни своего создателя.

Теория Марии Монтессори

Среди ключевых идей подхода можно выделить пять основных постулатов:

  • Впитывающий ум

В своих работах Мария Монтессори всегда подчеркивала, что маленькие дети учатся через впитывание буквально всей информации, с которой они сталкиваются: устройство материалов, явления природы, речь взрослых и других детей. Чем более насыщенный и разнообразный будет у малыша опыт, тем более разнообразные связи образуются в его мозге, что, в свою очередь, сделает ребенка адаптивнее, смелее и сообразительнее.

  • Теория сенситивных периодов

Наблюдения за детьми быстро дают понимание, что в разном возрасте малыши имеют разные естественные стремления. Именно вокруг этих стремлений и строится методика работы Монтессори.

Теория Марии Монтессори

Так, уже с рождения малыши чувствительны к сенсорным стимулам, речи и порядку, который сперва представляется в форме режима дня, после года малыш начинает активно исследовать пространство и манипулировать с предметами, чуть позже появляется интерес к мелким предметам и только в 2,5 года появляется фокусировка на расширении социальных контактов.

  • Монтессори пространство

Обычно красивые деревянные наборы – это первое, что приходит на ум, если вас спросят про Монтессори. На самом деле разнообразие гораздо больше: это самодельные подборки, специальные материалы, мебель по росту малыша, продуманные зоны для различных занятий, внимание к дизайну и эстетике пространства для детей. Ребенок меньше и слабее взрослых, поэтому ему неудобно в среде, созданной для взрослых, и это тормозит его развитие. Наша задача исправить это и предложить малышу пространство, соответствующее его потребностям в каждый момент развития.

Монтессори пространство

  • Контроль ошибок

Малыши учатся на собственном опыте и понятной обратной связи. Именно поэтому развивающие материалы должны быть разработаны таким образом, чтобы дети могли заметить свою ошибку и исправить её самостоятельно.

  • Развитие бытовой самостоятельности

В методике Марии Монтессори много времени уделяется обучению ребенка различным бытовым навыкам от чистки зубов до приготовления пищи. Педагоги школы считают, что эти действия не только дают ребенку больше свободы и независимости, но и прекрасно влияют на все сферы развития ребенка. Чистка зубов даёт возможность отработать координацию рук; застёжки и шнуровки развивают мелкую моторику; крупная моторика развивается при уборке и переноске вещей; навыки сортировки, развитие крупной и мелкой моторики, разнообразный сенсорный опыт ребенок получает на кухне.

Девиз Монтессори педагогики – «Помоги мне сделать это самому!». Действительно основной целью Монтессори становится создание среды, в который ребенок может сам находить интересующие его задачи и самостоятельно обращаться к взрослым за помощью, а не пассивно следовать указаниям старших.

Методисты, последователи Марии Монтессори

Ещё при жизни Марии Монтессори у подхода появилось много сторонников и последователей, а школы открывались по всему миру. Противились им только тоталитарные режимы, именно поэтому в советские времена педагогика Монтессори на территории СССР не развивалась.

Международные и региональные организации Монтессори

Сама Мария и её сын Марио основали международную Монтессори ассоциацию, в которой ведется научная работа, обучение педагогов и разработка уроков и материалов. Ассоциация существует и по сей день, а получение сертификации с помощью её авторизированных партнёров в среде педагогов считается очень престижным.

Помимо Международной Ассоциации Монтессори, существуют также и локальные объединения внутри стран и регионов. В России это Ассоциация Монтессори педагогов России, Межрегиональная Монтессори ассоциация, Международный институт Монтессори-педагогики и более маленькие структуры. Представители всех организаций ведут тесное сотрудничество и регулярно обмениваются опытом на конференциях и совместном обучении.

Выдающиеся современные Монтессори педагоги. Кого почитать?

Российским родителям Монтессори педагогику в 1990-х годах открыла Елена Хилтунен. Именно она организовала первые Монтессори семинары, а также создала несколько выдающихся работ по методике работы Монтессори.

Марина Сорокова начинала свой путь на мехмате МГУ, но позже перешла в педагогику и на данный момент преподаёт математику и методику дошкольного образования в Московском Государственном Психолого-Педагогическом Университете. Её книги отличаются систематичным подходом и структурированностью материала.

Среди зарубежных специалистов можно выделить Полу Порк Лиллард, которая вместе с дочерью Линн являются действующими Монтессори педагогами и пишут книги о воспитании детей в духе Монтессори. Некоторые их работы переведены на русский язык, другие можно достать на английском языке на Амазоне.

Интересные работы на русском языке можно найти под авторством Кьяры Пиродди, будучи настоящим учёным, она создаёт интересные книги о нашей планете и её обитателях в духе Монтессори подхода.

Выдающиеся современные Монтессори педагоги. Кого почитать?

Симона Дэвис известна благодаря своей книге Монтессори для малышей, а также популярным инстаграм каналом на английском языке. Она освещает как вопросы родительства и философии Монтессори педагогики, так и варианты активностей для малышей разного возраста.

Вывод

Мария Монтессори отдала всю свою жизнь на реформу образования во всём мире. Многие постулаты педагогики, кажущиеся сегодня очевидными, появились только благодаря этой смелой и эрудированной женщине.

Ребенку нужна развивающая среда, малыши учатся через свой чувственный опыт, дети могут обучаться свободными – без всех этих открытий современная педагогика была бы совсем другой. Мария Монтессори смогла обогнать время, открыть возможность совсем другого отношения к ребенку, как к личности, существу уже имеющему чувство собственного достоинства, свои интересы, желания и стремления. Всем этим открытиям Мария Монтессори смогла найти применение в своей авторской школе.

Результаты воспитанников Марии так впечатлили современников, что развитие авторского метода в целое педагогическое направление стало вопросом времени. К счастью, основательница и её сын застали это превращение, они сами смогли организовать международную ассоциацию, разработать стандарты для Монтессори материалов, обучения педагогов и ведения научной деятельности.

На сегодняшний день Монтессори подход зарекомендовал себя как один из самых действенных и гуманных методов воспитания, а школы, садики и детские центры открыты буквально во всех странах мира.

Заключение

Детский центр «Созвездие» был создан под впечатлением от успехов Монтессори педагогов и поразительной самостоятельности Монтессори деток. Наша миссия – предоставить всем желающим дошкольное образование по всем стандартам метода, и дать малышам максимально качественную среду для развития.

В нашей сети клубов развито родительское и педагогическое сообщество, регулярно проводятся мероприятия для родителей и педагогов. Мы делаем всё, чтобы профессионализм наших сотрудников постоянно повышался, а дети всегда возвращались домой с улыбкой.

Для знакомства с нами можно записаться на бесплатное пробное занятие в любом центре «Созвездие». Объединим наши усилия для счастливого будущего наших детей!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

#истории

  • 23 дек 2022

  • 0

Мария Монтессори: кратко о её педагогическом подходе, судьбе и славе

Мария Монтессори мечтала стать врачом, а стала великим педагогом и разработала уникальную систему, которая используется по всему миру.

Изображение: ullstein bild / Getty Images / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Мария Монтессори (1870–1952) родилась в Италии и с детства отличалась тягой к знаниям. А ещё умела ломать стереотипы. Высшее образование в то время было привилегией мужчин, но она добилась того, что её приняли в техническую гимназию для юношей, а после — в медицинский университет.

Работа детским врачом постепенно привела её в педагогику, и в этой сфере тоже очень пригодились её упорство и смелость. Она разработала собственную образовательную систему и прославилась, потому что её подопечные овладевали навыками быстрее привычного темпа и росли самостоятельными творческими личностями.

Постепенно детские сады и школы, придерживающиеся метода Монтессори, появились во многих странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI). По решению ЮНЕСКО в 1988 году Марию Монтессори признали одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Главные труды Монтессори: «Научная педагогика», «Мой метод», «Помоги мне это сделать самому», «Впитывающий разум ребёнка», «Дети — другие».

Учась в университете, Мария подрабатывала в клинике, где занималась с маленькими детьми, у которых были отклонения в развитии. Наблюдая за ними, она пришла к мысли, что таким детям нужна специальная развивающая среда.

Монтессори стала наполнять пространство, окружающее детей, разными предметами, побуждающими к определённым занятиям. Это могли быть, например, шершавая доска или ароматизированная коробка, кубики, краски — словом, предметы с разнообразными свойствами. Хотя подбирались все предметы очень продуманно, детям не навязывали, что и как с ними делать. Ставка делалась на интерес: дети сами решали, что взять и чем заняться, — и увлекались. Педагоги лишь наблюдали и помогали, когда в этом действительно возникала необходимость.

Фото: Montessori 150 / AMI

Оказалось, что таким способом дети не только развиваются в целом, но и могут научиться читать и писать. Первые воспитанники Монтессори сдавали экзамен вместе с учениками начальной школы, которых сейчас назвали бы нормотипичными. И показали лучшие результаты! Правительство не оставило без внимания такой успех, и под руководством Монтессори был открыт Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с отставанием в умственном развитии.

Однако Марию не оставляла мысль о том, что её метод можно адаптировать и для здоровых детей. Спустя два года она покинула институт и снова пошла учиться, чтобы глубже разобраться в особенностях психологии и антропологии здорового ребёнка.

В 1907 году Монтессори воплотила свою идею, открыв «Дом ребёнка» для детей от двух до семи лет. Там тоже всё было устроено на свободном выборе занятий детьми, однако существовал и режим: утренние часы отводились на занятия, развивающие интеллект, а после обеда — на творческие.

Мария внимательно наблюдала за процессом как исследователь и экспериментировала — что-то меняла, что-то совершенствовала.

В результате сформулировала образовательные принципы, которые показались ей наиболее эффективными. Они и легли в основу метода Монтессори.

«Дом ребёнка» прославился на весь мир, у его основательницы появились последователи. Она дружила со знаменитым психологом и основателем теории когнитивного конструктивизма Жаном Пиаже. А Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».

Монтессори продолжала развивать свою систему на протяжении всей жизни. Разработала материалы и методы для обучения младших школьников грамматике, арифметике и геометрии. Ввела метод «космического образования» детей от 6 до 12 лет, который позволял детям не просто зубрить естественные науки, а понять взаимозависимость всех элементов природы, непосредственно работая с растениями и животными.

Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.

Если ребёнок выбирает занятие сам, экспериментирует, то он по-настоящему увлекается и благодаря этому концентрируется на занятии больше, чем на том, которое ему навязали. И проявляет больше упорства. В этом и заключается секрет развивающего эффекта.

Фото: Montessori 150 / AMI

Вот каких ещё принципов придерживалась Монтессори:

  • Создание среды, в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
  • Подбор развивающих материалов таким образом, чтобы ребёнок мог сам обнаруживать свои ошибки и находить пути их решения. Ошибки важны для получения опыта.
  • Детская свобода выбора занятия, учебного материала, темпа получения опыта и знаний, длительности занятия.
  • Сочетание свободы с порядком и дисциплиной (все дети знают правила: например, что за собой нужно убрать и стараться не мешать друг другу).
  • Особая роль педагога — он наблюдает, как можно меньше говорит и медленно и последовательно выполняет действия, чтобы ребёнок мог их повторить.
  • Запрет на сравнение детей между собой (никакой соревновательности), оценку их поведения, наказание, принуждение и даже похвалу (никаких «Молодец!»).
  • Разновозрастные группы — вместе могут заниматься дети и трёх, и шести лет. Младшие берут пример, старшие проявляют заботу, все вместе учатся взаимодействовать.
  • Мать Марии Монтессори — Ренильде Стоппанни Монтессори — была учительницей, так что можно сказать, что Мария пошла по её стопам, только гораздо дальше, став одним из столпов педагогики. Кстати, мать горячо её поддерживала.
  • Так сложилось, что Монтессори почти не воспитывала своего единственного сына Марио, когда тот был маленьким. Дело в том, что она не была официально замужем, и из-за строгих нравов католической Италии и рисков для карьеры ей пришлось отдать незаконнорождённого ребёнка на воспитание в приёмную семью. Правда, Мария не теряла с ним связь, и, когда он был подростком, она забрала его и отправилась вместе с ним в Америку.
  • Когда в 1922 году к власти в Италии пришёл Муссолини, он поначалу поддерживал Монтессори: спонсировал её школы, основал педагогический колледж в её честь. Но когда диктатор стал настаивать на фашизации её методов образования, Мария, как противник любой агрессии, ему отказала. Ей пришлось покинуть Италию, и все её школы в стране были закрыты.
  • На купюре в 1000 лир (национальная валюта Италии до введения евро) был изображён портрет Марии Монтессори.
  • В системе Монтессори воспитывалось много известных людей: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатель Amazon.com Джеффри Безос, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, актёр Джордж Клуни.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Узнать больше

Монтессори-садов становится все больше в России, но при этом родители не всегда понимают, чего можно ожидать от педагогов. Кому-то кажется, что они должны строгими, кому-то — добрыми и креативными. Разбираемся, что должен уметь монтессори-педагог и какими качествами обладать. А главное, чем он отличается от воспитателя и отличается ли?

Какие качества должны быть у монтессори-педагога

Дает детям свободу. Один из важных принципов монтессори-педагогики — создать детям развивающую среду, показать, как с ней работать и оставить детей в покое. Дети сами выбирают, сколько они хотят играть и с чем: педагогу важно доверять им и не поторапливать. Важно показать образец, а затем ждать, когда дети научатся.

Умеет общаться наравне. В пособиях по монтессори-педагогике пишут, что педагог большую часть дня проводит на корточках. Это, конечно, не обязательно, но педагог должен уважать детей, не делать из себя ментора, а из них согласных на все учеников. Педагог включается в игры, может дурачиться и, главное, подращивает, подтягивает к себе детей, ставя им задачи и помогая достигнуть результата.

Где брать материалы для физминуток и как их правильно проводить?

Ставит задачи и спрашивает. Важны оба этапа. Педагог не имеет права спрашивать с ребенка то, о чем он не просил. Если он хочет, чтобы дети сами накладывали еду за обедом, то нужно научить их этому, показать, как это делать, а дальше напоминать об этом спокойным тоном. Спрашивать тоже важно, иначе дети не научатся самостоятельным действиям. Причем также он должен относиться и к родителям, например, научить их меньше помогать детям переодеваться.

Умеет увлекать. Общение в группе во многом завязано на личности педагога, на его харизме. Он не должен заставлять детей делать что-либо, он может только увлечь собственным примером. Поэтому он должен быть ярким, интересным, умеющим вспомнить и песню, и стишок, продолжить игру, которую начали дети, вовлечь их в то занятие, которое ему нужно и интересно. Он может это сделать даже в разновозрастной группе.

Какие умения должны быть у монтессори-педагога

Собрать пособие или игрушку из чего угодно. Монтессори-педагогика невозможна без развивающей среды. И материалы для среды, как учебные, так и игровые, должен делать сам педагог. Это значит, что он должен уметь работать с природными материалами и должен понимать, как воплотить свои идеи в материале.

Наблюдать за детьми. Монтессори-педагог редко вмешивается в действия детей, даже в конфликты. Некоторые монтессори-психологи говорят, что педагог должен остановить ссору между детьми, только когда пролилась кровь. Чтобы наблюдать, нужно уметь это делать. Возможно изначально понадобится заполнять протокол: как дети играли, во что, кто проявлял инициативу, кто начинал и останавливал конфликты. Это помогает педагогу понять, что происходит в группе, каков ее уровень самоорганизации, помогает понять личность каждого ребенка.

Упаковывать образовательные цели в игры и упражнения. Монтессори-педагогика ориентирована на игры, свободную деятельность с материалами, беседы в кругу и некоторые другие форматы. Педагог должен знать эти форматы на зубок и уметь обучать и воспитывать детей с помощью каждого из них.

STEM-технологии в обучении дошкольников

Чего не должен делать монтессори-педагог

Командовать. Хотя педагоги грешат командным тоном, в монтессори-подходе это неуместно. Если твои дети не успевают одеваться на прогулку, значит ты мало времени задал на эту процедуру. Дисциплина важна, но выполнять все действия дети будут в своем ритме и темпе, без “Быстрее! Не отвлекайся! Не бегай!”.

Задавать свой ритм и темп. И тем более нельзя требовать от детей жить не в своем темпе. В каждом таится потенциал для развития и раскрыть его можно, только если педагог не давит.

Чрезмерно помогать детям. Хотя детям часто нравятся опекающие педагоги, в монтессори-подходе важна самостоятельность. Педагог задает образец в любом виде работ: как рисовать, лепить, одеваться, брать тарелки с раздачи. Дальше дети действуют сами, а педагог их мотивирует.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется монтер пути
  • Как пишется монтажник железобетонных конструкций
  • Как пишется мочка
  • Как пишется мочить или мачить
  • Как пишется мочеполовая система