Московскокурская железная дорога | |
Курско-Нижегородский вокзал в Москве |
|
Полное название: |
Московскокурская железная дорога |
---|---|
Годы работы: |
1866 — 1918 |
Страна: |
Россия |
Город управления: |
Москва |
Состояние: |
расформирована |
Протяжённость: |
542,7 км |
Московско-Ку́рская желе́зная доро́га — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 гг.
Содержание
- 1 Границы дороги
- 2 Строительство дороги
- 3 История дороги
- 4 Станции
- 5 Источники архивные
- 6 Примечания
Границы дороги
Московско-Курская железная дорога
Дорога проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Дорога связывала центр России с юго-восточными районами страны.[1]
Основные линии дороги: Москва — Серпухов, Серпухов — Тула, Тула — Курск. Протяженность дороги на 1868 год 542,7 км.[1]
Строительство дороги
В мае 1864 года издан указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орёл. Эта линия являлась головным участком Южной железной дороги, позже переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство дороги возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев. Несколько зданий построено по проектам архитектора М. Ю. Арнольд. Строилась дорога силами вольнонаемных рабочих и солдат.
На дороге были построены несколько депо, 19 станций были оборудованы грузовыми платформами и складами.
Через несколько лет после строительства дороги, с целью увеличения провозной способности дороги, была начата реконструкция: заменялись легкие рельсы, подсыпался балласт, увеличивалось число станций.
История дороги
Курский вокзал в Туле. 1913 г.
Вокзал в Орле
Вокзал в Курске
Московско-Курская железная дорога построенная на государственные деньги, в период 1871—1893 гг. принадлежала акционерному обществу. В 1893—1895 гг. дорога была объединена с Московско-Нижегородской железной дорогой и Муромской железной дорогой. Управление этой объединённой казенной железной дорогой располагалось в Москве.
В мае 1918 года была национализирована и передана НКПС.
В 1953 году была объединена с Московско-Донбасской дорогой и была сформирована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.[2]
По состоянию на 2010 год основные линии железной дороги входили в состав Московской железной дороги.
Станции
- Москва-Курская
- Москва-Товарная
- Царицыно
- Подольск
- Серпухов
- Тула
- Скуратово
- Песочная. Узловая станция: Болховская ветвь.
- Орёл. Орел I-й Курский. Узловая станция: Орловско-Витебская ж. д. (с 1895 г. — Риго-Орловская ж. д.). Орел II-й Витебский.
- Малоархангельск
- Курск. Узловая станция с 1868 года: Курско-Киевская и Курско-Харьково-Азовская ж. д.
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 12. Доклад № 16. 2 августа 1865 г. «Об осмотре работ Московско-Орловской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 12. 3 июня 1866 г. «Об осмотре работ по устройству Московско-Курской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 28. 17 ноября 1866 г. «Об открытии движения по участку Московско-Курской ж. д. от Москвы до Серпухова 17 ноября, с ведомостью железным дорогам по коим открыто движение с декабря 1865 по ноябрь 1866 года».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 14. Доклад № 3. 16 марта 1867 г. «Об открытии 14-го марта моста через р. Оку в г. Серпухове, на Южной железной дороге».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 14. 24 июля 1868 г. «О сделанном распоряжении к открытию участков Московско-Курской ж. д. от Тулы к Орлу и от Орла к Курску».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 22. 16 августа 1868 г. «Об открытии железной дороги от Тулы до Орла 15 августа».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 30. 9 сентября 1868 г. «Об открытии движения на железной дороге от Орла до Курска 7 сентября».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 17. Доклад № 72. 13 августа 1870 г. «О взыскании штрафа с заводчиков братьев Струве за просрочку поставки материалов для устройства второго пути на Московско-Сергиевском участке Московско-Курской жел. дор.»
- РГИА, ф. 350, оп. 90, дд. 64-105. Общие материалы. Отчёты. Чертежи. Планы станций.
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 17. Доклад № 131 от 29 июня 1878 г. «Об открытии правильного движения поездов по соединительной ветви между вокзалом Московско-Курской дороги и городом Курском».
Примечания
- ↑ 1 2 Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 стр 242
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 28. Многоножки — Мятлик. 1954. 664 стр., илл. и карты; 65 л. илл. и карт.
Московско-Курская железная дорога
Казённая железная дорога, построенная в 1866-68. Проходила по территориям Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Связывала Центр России с юго-восточными районами страны, способствовала развитию сельскохозяйственных районов, доставке продуктов сельскохозяйственного производства в Москву. Основные линии: Москва — Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов — Тула (1867), Тула — Курск (1868). Протяжённость (1868) — 512 вёрст (одноколейный путь). В мае 1864 издан указ о строительстве линии Москва — Орёл, явившейся головным участком Южной железной дороги, переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и др. На строительстве кроме рабочих были заняты военные (солдаты штрафных батальонов). На дороге построены несколько депо, 19 станций, оборудованных грузовыми платформами и складами, железнодорожные мастерские, искусственные сооружения (большие мосты через р. Москву, р. Оку и др.). Через несколько лет началась реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта, увеличения числа станций и приближения их к населённым пунктам. Дорога проходила по густонаселённой местности, и с её прокладкой было связано несколько сотен судебных дел о неудовлетворении исков по отчуждению земель. Московско-Курская железная дорога, построенная на государственные деньги, в 1871-93 принадлежала акционерному обществу. В 1893-95 произошло её объединение с Московско-Нижегородской железной дорогой и с Муромской железной дорогой; образована казённая железная дорога с управлением в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7% от основного капитала (301,2 млн. руб. в 1913). В мае 1918 дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входили в состав Московской железной дороги.
Лит.: Верховский В. М., Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1897, СПБ, 1898; Путеводитель по Московско-Курской железной дороге, М., 1905.
Московско-Курская железная дорога
Московско-Ку́рская желе́зная доро́га — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 гг.
Московско-Курская железная дорога | |
---|---|
|
|
Полное название | Московско-Курская железная дорога |
Годы работы | 1866 — 1918 |
Страна | Россия |
Город управления | Москва |
Состояние | расформирована |
Протяжённость | 542,7 км |
Границы дороги
Московско-Курская железная дорога
Дорога проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Дорога связывала центр России с юго-восточными районами страны.[1]
Основные линии дороги: Москва — Серпухов, Серпухов — Тула, Тула — Курск. Протяженность дороги на 1868 год 542,7 км.[1]
Строительство дороги
В мае 1864 года издан указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орёл. Эта линия являлась головным участком Южной железной дороги, позже переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство дороги возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев. Несколько зданий построено по проектам архитектора М. Ю. Арнольд. Строилась дорога силами вольнонаемных рабочих и солдат.
На дороге были построены несколько депо, 19 станций были оборудованы грузовыми платформами и складами.
Через несколько лет после строительства дороги, с целью увеличения провозной способности дороги, была начата реконструкция: заменялись легкие рельсы, подсыпался балласт, увеличивалось число станций.
История дороги
Московско-Курская железная дорога построенная на государственные деньги, в период 1871—1893 гг. принадлежала акционерному обществу. В 1893—1895 гг. дорога была объединена с Московско-Нижегородской железной дорогой и Муромской железной дорогой. Управление этой объединённой казенной железной дорогой располагалось в Москве.
В мае 1918 года была национализирована и передана НКПС.
В 1953 году была объединена с Московско-Донбасской дорогой и была сформирована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.[2]
По состоянию на 2010 год основные линии железной дороги входили в состав Московской железной дороги.
Примечания
- ↑ 1 2 Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 стр 242
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 28. Многоножки — Мятлик. 1954. 664 стр., илл. и карты; 65 л. илл. и карт.
Московско-Курская, Московско-Нижегородская и Муромская железная дорога — казенная; управление в Москве. Состоит из линий: М.-Курской 503 в., М.-Нижегородской 410 в. и Муромской 107 в., всего 1020 в. С 1894 г. соединено управление двумя линиями в высшей степени различными по характеру движения, истории постройки и т. д., М.-Курской и М.-Нижегородской (соединение последней с Муромской произошло немного раньше). М.-Курская ж. д. — часть магистральной линии от Москвы к Черному морю, вошедшей в первую сеть русских ж. д., постройка которых была передана главному обществу (см.) в 1857 г., но им не выполнена. После того, как и английская К°, получившая концессию на линию Москва — Севастополь (см. Лозово-Севастопольская ж. д.), оказалась несостоятельною, казна начала в 1864 г. строить линию от Москвы до Курска. В 1869 г. железная дор. была продана К° московских капиталистов, на очень выгодных для последних условиях. Они образовали общество М.-Курской жел. дор., владевшее линией до 1893 г., когда она была выкуплена казной. М.-Курская ж. д. — одна из тех, на которых преобладают хлебные грузы. Они идут со всех станций ж. д., начиная от Тулы до Курска. Преобладающее направление движения от Ю к С; в этом направлении идут 2/3 грузов. Кроме зерна и муки, с Ю на С идет немало сахара; он подвозится главным образом Курско-Киевской ж. д. и Харьково-Николаевской ж. д. Лесные грузы значительны лишь близ Москвы и от Орла к Ю. Последние идут из Брянского у. по Риго-Орловской ж. д. В последние годы прибавились грузы хлопка и чая, идущие из Севастополя и Одессы к Москве. С С на Ю идут главным образом железо во всех видах, мануфактурный и бакалейный товар. По размерам движения и доходности М.-Курская ж. д. — одна из первых в России. Очень велико и пассажирское движение, благодаря густоте населения по всей линии. Приводим сведения (о капиталах и т. д. за 1892 г., остальные — за 1893 и 1894 г.) по М.-Курской линии:
Основной капитал (за 1892 г.) | металл. р. | 48185481 |
кред. р. | 18264000 | |
Гарантированный доход (за 1892 г.) | металл. р. | 2406706 |
кред. р. | — | |
Валовой доход (за 1893 г.) | сумма | 15238211 |
» » | на 1 версту | 30293 |
Чистый доход (за 1893 г.) | сумма | 7376469 |
» » | на 1 версту | 14664 |
% валового дохода | 48,4 |
Расход (за 1893 г.)
Сумма, руб. |
На 1 вер., руб. |
% общего расхода |
|
---|---|---|---|
Расходы централ. управления | 318192 | 633 | 4,0 |
Управление дорогой | 279600 | 556 | 3,6 |
Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт их | 1816883 | 3612 | 23,1 |
В том числе зимний ремонт пути | 210264 | 418 | — |
Движение | 1447506 | 2878 | 18,4 |
Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 3392080 | 6743 | 43,1 |
Другие расходы | 617431 | 1107 | 7,8 |
Данные о движении:
Число или тыс. пуд. |
Пассажироверст или пудоверст (тыс.) |
Средний пробег, верст |
Общая выручка, тыс. руб. |
Средняя выручка с платной пассажироверсты или пудоверсты (коп.) |
|
---|---|---|---|---|---|
Платных пассажиров (чел.) | 2223 | 242038 | 108 | 2627 | 1,180 |
Багажа (пд.) | 573 | 110832 | 193 | 139 | 0,120 |
Товаров большой скорости (пд.) | 797 | 290397 | 364 | 230 | 0,079 |
Все перевозки большой скорости | — | — | — | 3008 | — |
Грузов малой скорости попудно и повагонно | 168594 | 36363055 | 215 | 10463 | 0,029 |
В том числе от Курска | 104965 | 27034582 | — | — | — |
Со всех перевозок малой скорости | — | — | — | 11097 | — |
М.-Нижегородская линия вошла в первую русскую сеть, постройка которой была поручена в 1857 году главному обществу российских жел. дор. (см.), окончившему и открывшему линию для движения в 1663 г. Соединяя Москву с промышленной местностью, Волгой и Нижегородской ярмаркой, М.-Нижегородская линия с самого начала была очень доходна, и теперь ее валовой и чистый поверстный доход мало уступает доходу линий М.-Курской и М.-Рязанской, но характер движения иной: она не доставляет массы хлеба в Москву и СПб. Хотя вообще движение хлеба в зерне и муке, льняного семени и т. д. довольно велико, но они по большей части расходятся по станциям жел. дор., так как вся она проходит по местности малоплодородной и очень промышленной, нуждающейся в хлебе и другом сырье. Они вообще подвозятся с В. Главные центры промышленности по линии — Москва, затем Богородский и Покровский уезды и соединенный с нею Кинешемско-Ивановской железной дорогой Шуйско-Ивановский район. По массе грузов малой скорости очень важны лесные: они идут главным образом с В на З, т. е. в Богородский у. и Москву; в том же направлении идет масса сибирских, кавказских, среднеазиатских грузов из Нижнего в Москву. Отсюда и преобладание движения в этом направлении, почти 3/4 по числу пудоверст. Пассажирское движение значительно, особенно во время Нижегородской ярмарки. Приводим сведения о доходах, расходах и т. п. М.-Нижегородской линии за 1893 г. (последний год, за который они имеются отдельно), а затем за 1894 год — сведения о всей линии в новом составе, т. е. М.-Курской, М.-Нижегородской и Муромской.
М.-Нижегородская линия за 1893 г.
Валовой доход | сумма | 12036497 |
» » | на 1 версту | 29357 |
Чистый доход | сумма | 6720261 |
» » | на 1 версту | 16390 |
» » | % валового дохода | 55,8 |
Расход
Сумма | На 1 вер. | |
---|---|---|
Управление дорогой | 276796 р. | 675 р. |
Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт их | 1005972 | 32453 |
В том числе зимний ремонт пути | 96585 | 236 |
Движение | 1098495 | 2679 |
Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 1935670 | 4721 |
Движение
Число или тыс. пуд. |
Пассажироверст или пудоверст (тыс.) |
Средний пробег, верст |
Общая выручка, тыс. руб. |
Средняя выручка с платной пассажироверсты или пудоверсты (коп.) |
|
---|---|---|---|---|---|
Платных пассажиров (чел.) | 1811 | 166564 | 91 | 1956 | 1,17 |
Багажа (пд.) | 455 | 68480 | 150 | 75 | 0,10 |
Товаров большой скорости (пд.) | 166 | 32569 | 195 | 53 | 0,16 |
Все перевозки большой скорости | — | — | — | 2137 | — |
Грузов малой скорости попудно и повагонно | 124572 | 30450449 | 244 | 8624 | 0,03 |
В том числе от Нижнего | 90861 | 22770248 | — | — | — |
Со всех перевозок мал. скорости | — | — | — | 8822 | — |
М.-Курская, М.-Нижегородская и Муромская линии за 1894 г. [1]
Основной капитал | металл. руб. | 146894225 |
кред. руб. | 41105226 | |
Гарантированный доход | металл. руб. | 6963703 |
кред. руб. | 55709 | |
Валовой доход | сумма | Сведений нет |
» » | на 1 версту | |
Чистый доход | сумма | |
» » | на 1 версту | |
» » | % валового дохода |
Расход.
Сумма, руб. |
На 1 вер., руб. |
% общего расхода. |
|
---|---|---|---|
Центральное управление | 468655 | 459 | 3,5 |
Управление дорогой | 569074 | 558 | 4,3 |
Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт их | 3163123 | 3101 | 24,0 |
В том числе зимний ремонт пути | 229725 | 225 | — |
Движение | 2445970 | 2309 | 18,5 |
Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 5565226 | 5456 | 42,2 |
Другие расходы | 967600 | 967 | 7,5 |
А. В.
Примечания[править]
- ↑ Сведения о капиталах — за 1892 г.
Железная дорога —
История РЖД
В 1852 г. черниговский, полтавский и харьковский генерал-губернатор направил Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями предложение князя Кочубея о постройке Южной дороги от Харькова до Феодосии. Вскоре появилась резолюция императора Николая I: Будет прекрасное дело. Безотлагательно приступить к осуществлению . Проект был одобрен в Комитете министров. 2 декабря 1852 г. последовало высочайшее разрешение на постройку дороги. В 1854 г. была организована экспедиция, в которую входило семь изыскательских партий. Партии возглавили известные инженеры П.П. Мельников, Д.И. Журавский, В.С. Семичев, В.А. Панаев и др. В 1857 г. было учреждено Главное общество российских железных дорог, которое получило концессию на строительство линии от Москвы до Феодосии. Но в ноябре 1861 г. из-за своей финансовой несостоятельности общество было освобождено от сооружения этой линии.
В 1863 г. П.П. Мельников назначен Главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Он отстаивал предложение о постройке дороги за счет казны, утверждая, что так она обойдется государству намного дешевле. 8 июля 1865 г. вышло высочайшее повеление Александра II о строительстве дороги Москва-Курск на государственные средства. Возглавил строительство военный инженер полковник В. С. Семичев, его помощником был назначен А. И. Фалевич.
Дорогу разделили на 5 отделений: Москва — Серпухов, Серпухов — Тула, Тула — Скуратово, Скуратово — Орел и Орел — Курск. Трасса Москва — Курск стала началом карьеры таких известных впоследствии инженеров, как В. М. Верховский, В. Ф. Голубев, В. А. Титов и др. Земляные работы, постройка искусственных сооружений, путевые работы велись подрядчиками, среди которых были П. И. Губонин, Т. Л. Садовский, А. Е. Струве. Последний занимался строительством большого металлического моста через Оку у Серпухова. Незадолго до этого А. Е. Струве построил завод в Коломне, на котором были изготовлены все металлические части моста. Одного из подрядчиков, П. И Губонина впоследствии стали называть железнодорожным королем . Выходец из крестьянской семьи, он получил в наследство небольшую мастерскую по обработке камня, и прошел путь от мастерового до крупного подрядчика на каменные работы в Москве, а потом — и концессионера по постройке железных дорог.
Дорогу вводили в строй постепенно. В 1866 г. был открыт для пассажирского движения участок Мысовая — Серпухов. В 1867 г. участок Серпухов — Тула ввели в эксплуатацию для движения товарных поездов, в 1868 г. поезда уже могли ходить от Тулы до Курска. А 17 сентября 1868 года участок Москва — Курск был полностью готов и мог осуществлять пассажирские и товарные перевозки. В 1869 — 1870 гг. была проложена вторая колея на участке от Москвы до Сергиево. В 1887 г. второй путь был проложен от Сергиево до Скуратова.
Надежды на то, что расходы на строительство дороги быстро окупятся, не оправдались. Поэтому Министерство финансов настаивало на продаже Московско-Курской дороги частному обществу. От российских и иностранных предпринимателей поступали многочисленные предложения. Предпочтение было отдано группе московских деловых людей, куда входили Ф. В. Чижов, Т. С. Морозов, М. А. Горбов и др. В 1871 г. был утвержден устав Общества Московско-Курской железной дороги. Но частной дорога была недолго, уже в 1893 г. она был выкуплена государством. Через год дорогу объединили с Нижегородской и Муромской железными дорогами. С 1 января 1894 г. она именовалась Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога и имела общую длину 11294 версты.
Казенная; управление в Москве. Состоит из линий: М.-Курской 503 в., М.-Нижегородской 410 в. и Муромской 107 в., всего 1020 в. С 1894 г. соединено управление двумя линиями в высшей степени различными по характеру движения, истории постройки и т. д., М.-Курской и М.-Нижегородской (соединение последней с Муромской произошло немного раньше). М.-Курская ж. д. — часть магистральной линии от Москвы к Черному морю, вошедшей в первую сеть русских ж. д., постройка которых была передана главному обществу (см.) в 1857 г., но им не выполнена. После того, как и английская К°, получившая концессию на линию Москва — Севастополь (см. Лозово-Севастопольская ж. д.), оказалась несостоятельною, казна начала в 1864 г. строить линию от Москвы до Курска. В 1869 г. железная дор. была продана К° московских капиталистов, на очень выгодных для последних условиях. Они образовали общество М.-Курской жел. дор., владевшее линией до 1893 г., когда она была выкуплена казной. М.-Курская ж. д. — одна из тех, на которых преобладают хлебные грузы. Они идут со всех станций ж. д., начиная от Тулы до Курска. Преобладающее направление движения от Ю к С; в этом направлении идут 2/3 грузов. Кроме зерна и муки, с Ю на С идет немало сахара; он подвозится главным образом Курско-Киевской ж. д. и Харьково-Николаевской ж. д. Лесные грузы значительны лишь близ Москвы и от Орла к Ю. Последние идут из Брянского у. по Риго-Орловской ж. д. В последние годы прибавились грузы хлопка и чая, идущие из Севастополя и Одессы к Москве. С С на Ю идут главным образом железо во всех видах, мануфактурный и бакалейный товар. По размерам движения и доходности М.-Курская ж. д. — одна из первых в России. Очень велико и пассажирское движение, благодаря густоте населения по всей линии. Приводим сведения (о капиталах и т. д. за 1892 г., остальные — за 1893 и 1894 г.) по М.-Курской линии:
| | металл. р. | 48185481 |
| Основной капитал (за 1892 г.) |——————————————|
| | кред. р. | 18264000 |
|—————————————————————————————————|
| | металл. р. | 2406706 |
| Гарантированный доход (за 1892 г.) |——————————————|
| | кред. р. | — |
|—————————————————————————————————|
| Валовой доход (за 1893 г.) | сумма | 15238211 |
|—————————————————————————————————|
| » » | на 1 версту | 30293 |
|—————————————————————————————————|
| Чистый доход (за 1893 г.) | сумма | 7376469 |
|—————————————————————————————————|
| » » | на 1 версту | 14664 |
|—————————————————————————————————|
| % валового дохода | | 48,4 |
Расход (за 1893 г.)
| | Сумма, руб. | На 1 вер., руб. | % общего |
| | | | расхода |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Расходы централ. управления | 318192 | 633 | 4,0 |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Управление дорогой | 279600 | 556 | 3,6 |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт | 1816883 | 3612 | 23,1 |
| их | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|
| В том числе зимний ремонт пути | 210264 | 418 | — |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Движение | 1447506 | 2878 | 18,4 |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 3392080 | 6743 | 43,1 |
|———————————————————————————————————————————————————|
| Другие расходы | 617431 | 1107 | 7,8 |
Данные о движении:
| | | | | | Средняя выручка |
| | Число или | Пассажироверст | Средний | Общая | с платной |
| | тыс. пуд. | или пудоверст | пробег, | выручка, | пассажироверсты |
| | | (тыс.) | верст | тыс. руб. | или пудоверсты |
| | | | | | (коп.) |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Платных пассажиров (чел.) | 2223 | 242038 | 108 | 2627 | 1,180 |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Багажа (пд.) | 573 | 110832 | 193 | 139 | 0,120 |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Товаров большой скорости (пд.) | 797 | 290397 | 364 | 230 | 0,079 |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Все перевозки большой | — | — | — | 3008 | — |
| скорости | | | | | |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Грузов малой скорости попудно | 168594 | 36363055 | 215 | 10463 | 0,029 |
| и повагонно | | | | | |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| В том числе от Курска | 104965 | 27034582 | — | — | — |
|————————————————————————————————————————————————————————|
| Со всех перевозок малой | — | — | — | 11097 | — |
| скорости | | | | | |
М.-Нижегородская линия вошла в первую русскую сеть, постройка которой была поручена в 1857 году главному обществу российских жел. дор. (см.), окончившему и открывшему линию для движения в 1663 г. Соединяя Москву с промышленной местностью, Волгой и Нижегородской ярмаркой, М.-Нижегородская линия с самого начала была очень доходна, и теперь ее валовой и чистый поверстный доход мало уступает доходу линий М.-Курской и М.-Рязанской, но характер движения иной: она не доставляет массы хлеба в Москву и СПб. Хотя вообще движение хлеба в зерне и муке, льняного семени и т. д. довольно велико, но они по большей части расходятся по станциям жел. дор., так как вся она проходит по местности малоплодородной и очень промышленной, нуждающейся в хлебе и другом сырье. Они вообще подвозятся с В. Главные центры промышленности по линии — Москва, затем Богородский и Покровский уезды и соединенный с нею Кинешемско-Ивановской железной дорогой Шуйско-Ивановский район. По массе грузов малой скорости очень важны лесные: они идут главным образом с В на З, т. е. в Богородский у. и Москву; в том же направлении идет масса сибирских, кавказских, среднеазиатских грузов из Нижнего в Москву. Отсюда и преобладание движения в этом направлении, почти 3/4 по числу пудоверст. Пассажирское движение значительно, особенно во время Нижегородской ярмарки. Приводим сведения о доходах, расходах и т. п. М.-Нижегородской линии за 1893 г. (последний год, за который они имеются отдельно), а затем за 1894 год — сведения о всей линии в новом составе, т. е. М.-Курской, М.-Нижегородской и Муромской.
М.-Нижегородская линия за 1893 г.
| Валовой доход | сумма | 12036497 |
|———————————————————————————-|
| » » | на 1 версту | 29357 |
|———————————————————————————-|
| Чистый доход | сумма | 6720261 |
|———————————————————————————-|
| » » | на 1 версту | 16390 |
|———————————————————————————-|
| » » | % валового дохода | 55,8 |
Расход
| | Сумма | На 1 вер. |
|—————————————————————————————————————————|
| Управление дорогой | 276796 р. | 675 р. |
|—————————————————————————————————————————|
| Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт | 1005972 | 32453 |
| их | | |
|—————————————————————————————————————————|
| В том числе зимний ремонт пути | 96585 | 236 |
|—————————————————————————————————————————|
| Движение | 1098495 | 2679 |
|—————————————————————————————————————————|
| Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 1935670 | 4721 |
Движение
| | | | | | Средняя выручка |
| | Число или | Пассажироверст | Средний | Общая | с платной |
| | тыс. пудов | или пудоверст | пробег, | выручка | пассажироверсты |
| | | (тыс.) | верст | тыс. руб. | или пудоверсты |
| | | | | | (коп.) |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Платных пассажиров (чел.) | 1811 | 166564 | 91 | 1956 | 1,17 |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Багажа (пд.) | 455 | 68480 | 150 | 75 | 0,10 |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Товаров большой скорости (пд.) | 166 | 32569 | 195 | 53 | 0,16 |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Все перевозки большой скорости | — | — | — | 2137 | — |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Грузов малой скорости попудно и | 124572 | 30450449 | 244 | 8624 | 0,03 |
| повагонно | | | | | |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| В том числе от Нижнего | 90861 | 22770248 | — | — | — |
|—————————————————————————————————————————————————————————-|
| Со всех перевозок мал. скорости | — | — | — | 8822 | — |
M.-Курская, М.-Нижегородская и Муромская линии за 1894 г. [Сведения о капиталах — за 1892 г.]
| | металл. руб. | 146894225 |
| Основной капитал |———————————————————-|
| | кред. руб. | 41105226 |
|—————————————————————————————————|
| | металл. руб. | 6963703 |
| Гарантированный доход |———————————————————-|
| | кред. руб. | 55709 |
|—————————————————————————————————|
| Валовой доход | сумма | |
|————————————————————————| |
| » » | на 1 версту | |
|————————————————————————| |
| Чистый доход | сумма | Сведений нет |
|————————————————————————| |
| » » | на 1 версту | |
|————————————————————————| |
| » » | % валового дохода | |
Расход.
| | Сумма, | На 1 вер., | % общего расхода. |
| | руб. | руб. | |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Центральное управление | 468655 | 459 | 3,5 |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Управление дорогой | 569074 | 558 | 4,3 |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Надзор за путями и зданиями, содержание и ремонт | 3163123 | 3101 | 24,0 |
| их | | | |
|————————————————————————————————————————————————————|
| В том числе зимний ремонт пути | 229725 | 225 | — |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Движение | 2445970 | 2309 | 18,5 |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Тяга, содержание и ремонт подвижного состава | 5565226 | 5456 | 42,2 |
|————————————————————————————————————————————————————|
| Другие расходы | 967600 | 967 | 7,5 |
А. В.
Источник:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
на Gufo.me
Московскокурская железная дорога | |
Курско-Нижегородский вокзал в Москве |
|
Полное название: |
Московскокурская железная дорога |
---|---|
Годы работы: |
1866 — 1918 |
Страна: |
Россия |
Город управления: |
Москва |
Состояние: |
расформирована |
Протяжённость: |
542,7 км |
Московско-Ку́рская желе́зная доро́га — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 гг.
Границы дороги
Московско-Курская железная дорога
Дорога проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Дорога связывала центр России с юго-восточными районами страны.[1]
Основные линии дороги: Москва — Серпухов, Серпухов — Тула, Тула — Курск. Протяженность дороги на 1868 год 542,7 км.[1]
Строительство дороги
В мае 1864 года издан указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орёл. Эта линия являлась головным участком Южной железной дороги, позже переименованной в Московско-Курскую железную дорогу. Строительство дороги возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев. Несколько зданий построено по проектам архитектора М. Ю. Арнольд. Строилась дорога силами вольнонаемных рабочих и солдат.
На дороге были построены несколько депо, 19 станций были оборудованы грузовыми платформами и складами.
Через несколько лет после строительства дороги, с целью увеличения провозной способности дороги, была начата реконструкция: заменялись легкие рельсы, подсыпался балласт, увеличивалось число станций.
История дороги
Курский вокзал в Туле. 1913 г.
Вокзал в Орле
Вокзал в Курске
Московско-Курская железная дорога построенная на государственные деньги, в период 1871—1893 гг. принадлежала акционерному обществу. В 1893—1895 гг. дорога была объединена с Московско-Нижегородской железной дорогой и Муромской железной дорогой. Управление этой объединённой казенной железной дорогой располагалось в Москве.
В мае 1918 года была национализирована и передана НКПС.
В 1953 году была объединена с Московско-Донбасской дорогой и была сформирована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.[2]
По состоянию на 2010 год основные линии железной дороги входили в состав Московской железной дороги.
Станции
- Москва-Курская
- Москва-Товарная
- Царицыно
- Подольск
- Серпухов
- Тула
- Скуратово
- Песочная. Узловая станция: Болховская ветвь.
- Орёл. Орел I-й Курский. Узловая станция: Орловско-Витебская ж. д. (с 1895 г. — Риго-Орловская ж. д.). Орел II-й Витебский.
- Малоархангельск
- Курск. Узловая станция с 1868 года: Курско-Киевская и Курско-Харьково-Азовская ж. д.
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 12. Доклад № 16. 2 августа 1865 г. «Об осмотре работ Московско-Орловской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 12. 3 июня 1866 г. «Об осмотре работ по устройству Московско-Курской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 28. 17 ноября 1866 г. «Об открытии движения по участку Московско-Курской ж. д. от Москвы до Серпухова 17 ноября, с ведомостью железным дорогам по коим открыто движение с декабря 1865 по ноябрь 1866 года».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 14. Доклад № 3. 16 марта 1867 г. «Об открытии 14-го марта моста через р. Оку в г. Серпухове, на Южной железной дороге».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 14. 24 июля 1868 г. «О сделанном распоряжении к открытию участков Московско-Курской ж. д. от Тулы к Орлу и от Орла к Курску».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 22. 16 августа 1868 г. «Об открытии железной дороги от Тулы до Орла 15 августа».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 30. 9 сентября 1868 г. «Об открытии движения на железной дороге от Орла до Курска 7 сентября».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 17. Доклад № 72. 13 августа 1870 г. «О взыскании штрафа с заводчиков братьев Струве за просрочку поставки материалов для устройства второго пути на Московско-Сергиевском участке Московско-Курской жел. дор.»
- РГИА, ф. 350, оп. 90, дд. 64-105. Общие материалы. Отчёты. Чертежи. Планы станций.
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 17. Доклад № 131 от 29 июня 1878 г. «Об открытии правильного движения поездов по соединительной ветви между вокзалом Московско-Курской дороги и городом Курском».
Примечания
- ↑ 1 2 Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 стр 242
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 28. Многоножки — Мятлик. 1954. 664 стр., илл. и карты; 65 л. илл. и карт.
Адреса
Россия, Москва, Иловайская улица, 27станция Перерва
Контакти
Секретарь
+7 (499) 623-45-15
Показати телефон
Режим роботи
Як дістатися
Ви власник цієї організації?
Депо Перерва
Управління та обслуговування залізниць
4,2
ТЧЭ-2, эксплуатационное локомотивное депо
Управління та обслуговування залізниць
3,1
Спецжелдорснаб
Залізнична техніка та обладнання
4,4
Вагонно-ремонтное депо Люблино
Управління та обслуговування залізниць
3,8
МЭЗ
Залізнична техніка та обладнання
3,7
Эксплуатационное локомотивное депо Люблино
Управління та обслуговування залізниць
Ще немає оцінок
Мгао Промжелдортранс
Управління та обслуговування залізниць
4,0
Врк-1
Управління та обслуговування залізниць
3,6
Вагонное депо Бирюлёво
Залізничні вантажоперевезення
Ще немає оцінок
РЖД
Управління та обслуговування залізниць
3,0
4 відгуки
G
gwm14
Знаток города 15 уровня
24 вересня 2021
відповісти
Борис Г.
Знаток города 7 уровня
27 липня 2021
відповісти
С
СТ
Знаток города 17 уровня
20 січня 2021
Наведите порядок с бомжами
Переглянути відповіді
- Подробности
- Категория: Организации
Московско-курская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 1866—68. Проходила по территории Московской. Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губ. Связывала Центр России с юго-восточными районами страны, способствовала развитию с.-х. районов, доставке продуктов с.-х. производства в Москву. Основным линии: Москва — Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов — Тула (1867), Тула — Курск (1868). Протяжённость (1868) — 512 вёрст (одноколейный путь). В мае 1864 издан указ о строительстве линии Москва — Орёл, явившейся головным участком Южной железной дороги, переименованной в М.-К. ж. д. Строительство возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и др. На строительстве кроме рабочих были заняты военные (солдаты штрафных батальонов). На дороге построены несколько депо, 19 станций, оборудованных грузовыми платформами и складами, железнодорожные мастерские, искусств, сооружения (большие мосты через реку Москву, р. Оку и др.). Через несколько лет началась реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта, увеличения числа станций и приближения их к населённым пунктам. Дорога проходила по густонаселённой местности, и с её прокладкой было связано несколько сотен судебных дел о неудовлетворении исков по отчуждению земель. М.-К. ж. д., построенная на гос. деньги, в 1871—93 принадлежала акц. обществу. В 1893—95 произошло её объединение с Московско-Нижегородской железной дорогой и с Муромской железной дорогой; образована казённая ж.д. с управлением в Москве. Чистый доход— в пределах 4,7% от основного капитала (301,2 млн. руб. в 1913). В мае 1918 дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на нач. 1991 основные линии дороги входили в состав Московской железной дороги.
-
-
April 1 2014, 23:09
- Россия
- Cancel
источник
1. Пассажирская станция в Москве (Курский вокзал)
2. Железнодорожный мост через Яузу на 2-й версте
3. Станция Москва-Товарная
4. Паровозный сарай на станции Москва-Курская
5. Станция Люблино
6. Мост через реку Москву
7. Дворец в Царицыно
8. Станция Царицыно
9. Полустанок Бутово
10. Мост через Пахру
11. Станция Серпухов
12. Город Серпухов
13. Мост через овраг вблизи Серпухова
14. Полустанок Свинская
15. Станция Тула
16. Вид на станцию Тула со стороны Курска
17. Паровозное депо на станции Тула
18. Паровозная сборная мастерская на станции Тула
19. Тульские мастерские
20. Путепровод на 189 версте
21. Добыча песка в карьере на 194-й версте
22. Мост через реку Плаву близ станции Сергиево
23. Станция Сергиево
24. Полустанок Самозвановка
25. Станция Скуратово
26. Станция Мценск
27. Типовая дорожная казарма Московско-Курской ж.д.
28. Мост через реку Оптуху
29. Город Орел. Вид от станции
30. Окрестности Орла. Пересечение Московско-Курской и Орлово-Грязской ж.д.
31. Станция Курск
-
Малодеятельная магистральная линия Белгород — Харьков сегодня.
May 25th, 2019
-
Коротко по делу. В Белгороде. Проехал практически весь российский участок исторической Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской ж.д. дневным экспрессом Москва — Белгород, отправлением из Москвы в 6:50. Что сказать… От Тулы ход катастрофически пустеет. Катастрофически! Из встреченного между Тулой и Белгородом по соседнему главному пути: «Ласточка» Курск — Москва, два дневника Белгород — Москва, скорый Белгород — Питер, три пригородных электрички, три грузовых. Это на 500 километров пути, Карл!
Тепловозные ходы, пересекающие главный Курский ход в Туле, Орле и Курске живут куда насыщенной сексуальнойжизнью.
Пару фоточек со станции Белгород и нынче самого «малолюдного» участка южнее Белгорода вблизи украинской границы.
Станция Белгород. Прибыл дневной экспресс из Москвы. Только что отправился грузовой в сторону Харькова. Один из двух за сегодня…
Харьковский тупик для пригорода справа давно не используется. Но не разобран и поддерживается в рабочем состоянии.
Грузовой парк станции.
Сейчас в Белгороде пассажирский поезд не частое явление, а всего шесть лет назад станция работала в режиме пассажирского нон-стопа.
Идет роспуск вагонов с горки.
Двухпутная магистраль на перегоне Белгород — Долбино вблизи остановочного пункта Красное. Вид в сторону Харькова.
Можно оценить накат. Сегодня по первому главному пути прошли два пассажирских и два грузовых. Тем не менее затеяна реконструкция контактной сети.
Остановочный пункт Красное. По выходным движения электропоездов на участке Белгород — Наумовка нет. По будням в расписании две пары.
Потрясающей красоты архитектурные вокзальные шедевры на участке Курск — Харьков, разработанные в Киевской мастерской в первые послевоенные годы. Безжизненная станция Долбино. Автоблокировка переведена в режим автоматики. Следующий поезд здесь будет через шесть часов…Харьков — Москва. Иногда здесь могут шерстить пограничники. До границы всего ничего. Соседняя Наумовка уже пограничная зона.
vita_life777
-
Готовлю выставочный материал для одного необычного и интересного мероприятия. И вот на руки совершенно случайно попадает россыпь подлинных фотографий города, сделанных на рубеже XIX-XX веков с великолепными собирательными образами столицы…
1. Москва-река у стен Кремля. Утверждения старожилов, что у Кремлевских стен реку можно было в определенные месяцы перейти вброд находит свое подтверждение. Отмели чуть ли не на середине реки.
( +10Collapse )
Прекрасный собирательный образ Москвы на фото начала XX века
January 29th, 2017
vita_life777
-
На портале Logirus — логистика в России вышла моя статья, рассказывающая о путешествии двух вагонов с солью из Москвы в южные порты. Время действия — конец XIX века. Помните художественно раскрашенные фотографические виды от Москвы до Ростова. Теперь еще и с увлекательным рассказом.
К Самозвановке через Свинскую
Как отправляли груз на экспорт в позапрошлом векеПредставьте, что вы предприниматель, и вам надо отправить, допустим, два вагона с солью из Москвы: первый в Таганрог и далее морем в другую страну, а второй в Ростов-на-Дону, для внутреннего рынка. И действие происходит не сейчас, а в конце XIX века. Перенестись во времени и проследить весь путь вагонов с ценным грузом нам помогут фотографические виды Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской железных дорог, сделанные в 80-90 годы XIX века. Именно по этим дорогам и покатят наши вагончики.
Для придания красочности фотографии были заботливо раскрашены неизвестными мастерами в одной из московских типографий в конце все того же XIX века. Из этих «раскрасок» были составлены альбомы для последующего дарения «на память» высшим железнодорожным чинам. До нашего времени дожило лишь несколько экземпляров, ставших, по сути, бесценными. Но мы сумели раздобыть копии оригинальных фотографических видов, а значит, наше путешествие по двум дорогам царской России будет еще и зрелищным. Попутно мы узнаем, чем жили железные дороги, что возили и какими маршрутами.
Ну-с, поехали!( Read more…Collapse )
По мотивам раскрашенного путешествия из Москвы в Ростов. Везем груз к южным портам.
September 25th, 2015
vita_life777
-
Типовое пассажирское здание для станций IV класса. А cтанция Царицыно именно к таким и относилась.Внутренности. Буфета нет. В ожидании поезда чай с бубликом не предложат.
Фактура в натуральном виде.
В продолжение темы про электричку до Каланчевки. Царицыно. 1896 год.
August 18th, 2015
vita_life777
-
Ненавязчивое обаяние Русских железных дорог. Оно во всем, даже в мелочах.Если бы профессиональный гэбист и по совместительству член железнодорожного кружка Володя Якунин на излете своих дней восстанавливал бы ЭТО, а не закупал несчастные, никому не нужные «Стрижи»…не человек бы был, а zoloto.
Станция Подольск образца 1896 года. Скромный павильон для ожидания электрички до Каланчевки.
August 16th, 2015
vita_life777
-
Кто просил схему станции Москва Моск.-Курской ж.д. образца XIX века?
Ловите.
Обратите внимание, что ответвления на Нижегородскую дорогу в ту пору еще не существовало. Ибо был такой вокзал в Москве — Нижегородский.
Cтанция Москва Московско-Курской ж.д. 1892 год.
July 2nd, 2014
vita_life777
-
А не прокатиться ли нам из Москвы на Кавказ? Да еще по материалам художественно раскрашенных фотографий Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской железных дорог? Изначально черно-белые фотографические виды, для придания им выразительности были раскрашены в конце XIX века в одной московской типографии…
От Москвы до Ростова поедем в «цвете», от Ростова до Владикавказа окунемся в черно-белые ритмы…
Московско-Курская железная дорога. От Москвы до Курска. Россия в цвете. 1885 год.
1. Пассажирская станция в Москве (Курский вокзал).
( Смотреть дальше…Collapse )
Путешествие из Москвы во Владикавказ по старинным видам железных дорог XIX века. Часть I
September 21st, 2013