Как пишется музей природы

Музей природы

Музей природы

Музе́й приро́ды Со́чинского национа́льного па́рка — культурно-просветительское учреждение в микрорайоне Старая Мацеста Хостинского района города Сочи, Краснодарский край, Россия. Представляет собой экспозиционный отдел Сочинского национального парка.

Здание построено в 1984 (общая площадь 80,1 кв.м). Музей открыт в сентябре 1998. В нем два зала — в первом из которых рассказывается о создании национального парка и истории города-курорта, во втором — о природе района Большого Сочи. Имеются диарамы, витрины с чучелами животных и гербариями растений, коллекциями минералов, срезов древесины, плодов, семян, птичьих яиц, насекомых и минералов.

  • 354000 Россия, г. Сочи, ул. Ручей де Симона, 3

Wikimedia Foundation.
2010.

Смотреть что такое «Музей природы» в других словарях:

  • Музей природы Бурятии — Дата основания 1983 год Местонахождение 670000, Улан Удэ, ул. Лени …   Википедия

  • Музей Природы и Человека (Ханты-Мансийск) — Музей Природы и Человека …   Википедия

  • Музей природы и человека — Музей природы и человека …   Википедия

  • Музей природы Костромской области — Координаты: 57°45′57.41″ с. ш. 40°55′24.35″ в. д. / 57.765947° с. ш. 40.923431° в. д.& …   Википедия

  • Музей природы (Сочи) — Музей природы Сочинского национального парка культурно просветительское учреждение в микрорайоне Старая Мацеста Хостинского района города Сочи, Краснодарский край, Россия. Представляет собой экспозиционный отдел Сочинского национального парка …   Википедия

  • Государственный музей природы Узбекистана — Координаты: 41°18′03.97″ с. ш. 69°15′34.2″ в. д. / 41.301103° с. ш. 69.2 …   Википедия

  • Национальный музей природы и науки — Национальный музей природы и науки, Токио. Японская галерея (бывшее Главное здание музея). Национальный музей природы и науки (яп. 国立科学博物館 …   Википедия

  • Харьковский музей природы — Один из старейших музеев Европы, самый крупный из вузовских – Музей природы Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина в 2007 году отметил 200 летний юбилей. Работают в музее люди, увлеченные своим делом. Здесь постоянно что то… …   Википедия

  • Канадский музей природы — Здание музея. Стеклянный колпак (в центре) сооружён в 2010 г …   Википедия

  • Иерусалимский Музей Природы — Южный фасад Дата основания 1962 Местонахождение Иерусалим, Израиль Телефон +972 2 5631116 Открыт воскресенье, вторник, четверг 8 …   Википедия

Музей природы в Владимире

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших
значимых
объектов.

Фото: Музей природы в Владимире

Фото и описание

Музей природы берет свое начало с 1990 года, когда Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл во Владимире первую «природную» выставку, посвященную миру животных, которая после реэкспозиции в 1997 году стала называться «Родная природа». После завершения экспозиционных и ремонтных в конце 2008 года был открыт Музей природы. Для Владимирской области его создание имеет особенную актуальность.

Владимирская область – это довольно густонаселённый регион, который имеет развитую транспортную и промышленную сеть. Природа Владимирского края испытывает на себе серьезную антропогенную нагрузку. Именно поэтому в программе развития музея-заповедника говорится о том, что в связи со сложной экологической ситуацией проблема экологического и биологического образования встает особенно остро. Настало время воспитывать и взрослых, и детей в гармонии с природой и готовности беречь общие природные ценности. Таким образом, целью нового музея является экологическое образование и воспитание любовного и бережного отношения к природе.

Современный человек большую часть своей жизни проводит в городе и становится всё более оторванным от природы. Городская цивилизация формирует у человека искажённое представление о его господстве над природой. Созданный Музей природы, решает одну из важнейших задач – вернуть человека к природе.

В музее использован нетрадиционный коллекционный метод устройства экспозиции, где музейные экспонаты являются иллюстрацией какой-либо природной закономерности и у посетителей появляется ощущение полного погружения в природу. Это – длящееся год путешествие, заканчивается уже через час.

Путешествие по музею начинается с «прохождения» через распиленные известняковые глыбы, которые символизирующие пласты времени, спрессованной жизни природы за последние триста миллионов лет. Встречает посетителей гид-проводник. Преодолев слои водно-ледниковых отложений, которые вскрываются на обрыве реки Оки, и отвесную стену известнякового карьера, гость музея начинает осознавать глобальность масштаба и влияние прошедших геологических эпох на современную действительность. «Путешественники» снабжаются планшет-картами, где план экспозиции совмещается с ландшафтом Владимирского края.

Музейная композиция под названием «Древо жизни», расположенная в центре зала, является олицетворением космического значения солнечной энергии для жизни на планете Земля. Она представляет собой макет дерева, которое простирает к Солнцу свои ветви и обнимает своими корнями Землю.

Путешествие продолжается в дремучем весеннем бору. Перед посетителями предстает застывший момент битвы медведей. Очарованные пением лесных птиц, гости подходят к бобровой плотине, шумящей водой, и попадают к сумрачному волчьему логову на болотной гриве. И снова в путь – в дорогу на юг Владимирского края – в Мещёру и в Ополье на севере. Извилистый маршрут проходит рядом с изогнутыми витринами, пластика которых напоминает природные рельефы. При оформлении экспозиции не использовались никакие геометрические механические конструкции.

Здесь крупные формы деревьев и животных находятся по соседству с увеличенными изображениями фауны и флоры. Используемые технические средства дают возможность сочетать любование деталями с панорамным взглядом. Голоса животных, экспонаты, тексты, радиогид, рассказ экскурсовода, видеофильмы призваны раскрывать гостям музея очень сложную систему существующих в природе биологических закономерностей.

За время путешествия по экспозиции меняются времена года и природные ландшафты Владимирского края.

В конце путешествия посетители не покидают музей, а отправляются в «Лесную школу» – музейную лабораторию, где они смогут сделать маленькие открытия. Здесь действует принцип «Обязательно трогать руками!». Музей предоставляет возможность попробовать, пощупать, испытать.

После посещения экспозиции у посетителя невольно должна возникнуть мысль о том, что только от человека зависит сохранность природного богатства и человека как биологического вида, как части природы.

Воссозданные «уголки» Владимирской природы воспитывают у посетителей чувство прекрасного и пробуждают любовь к своей Родине. Музей интересен школьникам и студентам как Владимирского края, так и гостей области.

some Добавить отзыв

some Добавить фото

some Дополнить описание

Фотографии

Карта

Расположение объекта Музей природы в Владимире на интерактивной
географической карте.

Большая карта

Музей природы в Владимире: что рядом?

Музей природы в Владимире находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.

Теги

Это интересно

Задача:

Музей природы — центральный объект туристической инфраструктуры заповедника. Он встречает гостей, отправляющихся на экотропы, его первым посещают туристические группы и делегации конференций, проходящих на базе Воронежского заповедника.

Решение:

Вместо изложения сухих фактов мы сконцентрировались на изложении целостной философии Усманского бора. Музей прививает новое мышление, учит видеть в природе закономерности, цепочки причин и следствий. После посещения музея гости посмотрят на бор другими глазами — увидят в нём то, что не замечали раньше. Это сделает дальнейшее изучение заповедной природы более увлекательным и осознанным.

Чтобы рассказывать о природе, нужно познать «философию местности». В чём источник жизненной силы Усманского бора? Какие принципы определяют его характер и облик?

Не «что, где, когда?», а «почему, зачем, как?»

Формируя экспозицию, мы постоянно задавали вопрос: «Почему Усманский бор стал таким, каков он есть? Почему тут прижились эти виды, а другие нет?». Мы обращали этот вопрос к научным консультантам, искали его в научных и научно-популярных источниках, формируя цельный научно-просветительский материал. 

Дети больше всего любят понажимать и покрутить. Но каждый интерактив — со смыслом, и рассчитан на аудиторию любого возраста.

Всё связано!

Усманский бор предстал перед нами как единый живой организм, рождённый из песчанно-глинистых почв, росший и менявшийся тысячелетиями — цельный и неделимый. В экспозиции использован холистический подход: связь между всем и всем — почвами, биотопами, ландшафтами. 

От крупного…

…к малому!

Ледник отступает, рождается лес

В центре зала — интерактивный макет Усманского бора. Он показывает, как развивался островной лес среди чернозёмных степей с Ледникового периода до наших дней. Как развивалась природа до появления человека и в соседстве с ним? Как на неё повлияло создание заповедника? 

Музей открыт на фестивале «Тропами доверия», который посетили около 5 000 человек.

«Проверка боем» успешно пройдена: экспозиция вызвала живой отклик, взрослые с интересом рассматривали стенды, детей — заняли интерактивные элементы и иллюстрации.

Создание музея природы в образовательном учреждении.

Портнягина И.Ю.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Мяг №4». г. Чита

Роль музеев велика. Они способствуют патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с учеными, знакомство с памятниками природы помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

В целом школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации.

Необходимость создания и функционирования музея природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея природы — это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создаст благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.

Принимая участие в создание музея, у ребят формируется чувство ответственности, уважения к родной природе.  Деятельность учащихся в «Музее природы» направлена на вовлечение  в поисково – исследовательскую работу по изучению истории своего края.

Музей природы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как экспонаты представленные в нем собраны руками учащихся гимназии в ходе экскурсий и учебно – полевых практик. Еще одним важным аспектом является тот факт, что музей природы создан исключительно по инициативе ребят, при их непосредственном  участии.

Музей природы это не только собрание различных экспонатов экологической тематики, но и возможности ведения исследовательской работы, проявления творчества в создании его экспозиций.

1. Общие положения

Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде природных и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.

Используются различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия,  учебно-полевые практики, изучается опыт работы лучших школьных музеев.

Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление краеведение Забайкалья.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.

2.3. Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.

Цели музейной деятельности:

формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество,  чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;

расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.

Задачи школьного музея:

— воспитательная;

— образовательная;

— гражданско-патриотическая.

Одной из основных задач музея является экологическое воспитание   школьников.

— систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.

— учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей Родины.

— развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.

— организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.

— организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.

— собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.

Развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, ученых.

Формирование информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (музеи, научные центры)

2.4. Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы,            совершенствованию учебно – воспитательного процесса.    

3. Организация музея

    3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы.  

    3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

    3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:

— пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций;

— проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

— изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

— осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

— проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;

— оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Из числа членов совета музея избираются  председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов).

4.  Учет и хранение фондов

      4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.

       4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, картины, диаграммы, макеты и фотокопии).      

5.  Руководство работой  музея

5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.

5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.

Совет музея разрабатывает план работы, организует экскурсии, учебно-полевые практики, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.

5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.

6. Формы работы.

6.1.Поисково-собирательская работа

Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение памятников природы, написание краткой  справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.

При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы  в фонд музея попадали случайные вещи.

6.2. Научная работа предполагает изучение  источников. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие справки по теме.

6.3. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.

Созданная экспозиция школьного музея — центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея природы является разнообразие форм  массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, работа с местным населением и связь с другими   школьными музеями.  

         Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.

Требования к проведению экскурсий:

— соблюдение маршрута;

-логическая последовательность в изложении материала, логические переходы («мостики») от раздела к разделу;

— сочетание выразительного интересного рассказа с показом ведущих  экспонатов

— глубокое идейное содержание рассказа выразительность эмоциональная окраска экскурсии

— Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции составляется сценарий. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.

 6.4. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.

Выписка из приказа №1/1, &2

По МБОУ «Мяг №4» от 09.01.2014г.

В целях содействия экологического, патриотического и краеведческого воспитания подрастающего поколения, формированию у него экологического, патриотического и краеведческого сознания, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал

Приказываю:

Открыть школьный музей природы, состоящий из одного зала.

Портнягину И.Ю. – учителя истории и обществознания считать ответственным за руководство деятельностью музея.

Сформировать из числа учащихся и учителей Совет музея.

Закрепить за музеем следующее помещение: школьный музей – учебный кабинет площадью 32 кв.м.

На основании Типового положения о школьном музее определить статус школьного музея природы.

Совету музея утвердить тематическую структуру экспозиций.

Разработать и утвердить концепцию развития деятельности музея.

Завести инвентарные книги.

Директор:                                 Репина И.Г.

Характеристика музея природы

Адрес: Забайкальский край, г.Чита, ул.Чайковского 6. Многопрофильная языковая гимназия №4.

Дата начала создания музея: 09.01. 14 г.

Дата окончания создания: В стадии формирования.

Создатель музея: Портнягина И.Ю. – учитель истории и обществознания МБОУ «Мяг №4».

Характеристика помещения:

Музей занимает учебный класс – 32 кв.м., кирпичный, естественный свет отсутствует, имеется искусственное освещение. Во время работы и экскурсий  помещение освещают 6 больших встроенных люстр, по краям проведено дополнительное освещение софитами. На стенах имеются стенды, 2 больших встроенных шкафа, боковой стеллаж. Температура комнатная, дверь обычная из дерева с внутренним замком. В школе имеется охрана.

В музее оформлены экспозиции по следующей тематике:

Памятник природы «Красная Горка»

Памятник природы «Белая Гора»

Даурский заповедник

Пещеры Хээтэй

Алханай

Новые открытия Забайкалья: динозавр,  обнаруженный в Кулинде

В музее в специальных коробках хранятся коллекции, собранные учащимися во время учебно-полевых практик, которые используются на лабораторно-практических занятий.

На стендах, в связи с небольшими размерами кабинета представлены отдельные образцы с памятников природы.

В музее по верхней части стен можно увидеть картины иллюстрирующие природу Забайкалья. Картины нарисованы учащимися гимназии.          

В музее представлены экспозиции: окаменелое дерево, зуб и бивень мамонта, коллекция морских раковин, коллекция шишек.

Основные разделы музея природы.

Раздел 1. Красная Горка – памятник эпохи мезозойской эры

150-140 млн. лет назад, конец юрского периода

Миллионы лет назад на Красной Горке был густой гинкгово — хвойный лес, который дал начало угленакоплению. Уголь загорелся и  песчано-глинистые породы превратились в результате обжига в «кирпичи»  оранжевого, желтого, красного цветов. На таких «кирпичах» сохранились силуэты сгоревших органических остатков.

На Красной Горке можно встретитьобразцы с отпечатками листьев гингковых;  беннетитовые;  папоротники; хвойные;  отпечатки шишек; следы насекомых…..

Раздел 2. Белая Гора – памятник эпохи мезозойской эры

(150 – 135 млн. лет назад)

Расположен в северо-восточных отрогах хребта Черского, в долине реки Семен – левый приток реки Оленгуй, впадающей в реку Ингода.

Окрестности памятника сформированы древним вулканом.

Обнаружены: фрагменты листьев беннеттитовых: неозамитес,  нильссония; чекановскиевые; гинкговые;фрагменты стеблей хвощей; папоротники;фрагменты мхов – в виде стеблей с мелкими листочками, среди которых видны раковины двустворок – аргуниел и остракод; хвойные; конхостраки – листоногие рачки с хитиновой раковинкой;насекомые.

Несколько родов рыб: ирэнихтис – (ископаемый карась); 2 рода осетров: стихоптерус и александрихтис (неизвестный ранее род осетра); тургонискус…

На Белой Горе сделана единственная на все Забайкалье находка крупного ископаемого паука —  птицееда. В 1970 году найден силуэт десятиногого рака.

Раздел 3. Даурский заповедник

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» расположен на юге Забайкальского края, практически на стыке трех стран: России, Монголии и Китая.

Заповедник был создан 25 декабря 1987 года для сохранения и изучения, уникальных водно-болотных, степных и лесных экосистем Даурии. 

В заповедную зону входят  озера Барун-Торей и Зун-Торей; каменный массив Адон – Челон; заказники федерального значения «Цасучейский бор» и «Долина дзерена».

Установленный в охранной зоне режим позволяет обеспечить сохранность крупного природного комплекса, примечательного особым обилием птиц, и создать условия для выживания ряда редких видов животных. Среди них — монгольский дзерен и реликтовая чайка, нигде более в России не обитающие, редкие для страны и мира гусь сухонос, дрофадаурский журавль.

        Раздел 4. Пещеры Хээтэй

Пещеры Хээтэй –геологический памятник природы,крупнейшие пещеры Забайкалья. Название с бурятского языка переводится как –узорчатая. Хээтэй представлены двумя соединенными друг с другом карстовыми пещерами – Сухой (Ледяной) и Мокрой(Летней). Общая длина – 150-160 метров. 

Мокрая пещера имеет полностью ледяные своды. Там можно увидеть сталактиты, сталагмиты и образующиеся из них колонны – сталагнаты. Все вместе они рождают причудливые, замысловатые узоры. Для спуска в эту пещеру вам придется преодолеть 12 метровый ледопад, после которого вы окажетесь в огромном гроте, высота потолков которого достигает 26 метров. Температура здесь колеблется от -7.1 до 0.8 градусов по Цельсию в зависимости от времени года. Стены и потолок гротов украшены ледяными кристаллами, а проникающая в пещеру вода застывает на ледяном полу, создавая забавные скульптуры.

Всего в Мокрой пещере четыре грота – Большой, Юрта, Костяной и Тупиковый.

Соседняя пещера Хээтэй-Сухая (Летняя) состоит из воронки, большей по площади и глубине, чем воронка пещеры Хээтэй -Мокрая. Дно воронки завалено крупными глыбами известняка.

На поверхности рядом с воронками найдены многочисленные фрагменты керамики, наконечники стрел, микроскребки, отщепы и др. В залах пещер обнаружены кости плейстоценовых и голоценовых животных. палеонтологические находки опредлены Н.Д. Оводовым. Среди них кости собаки, волка, лисицы, барана, изюбря, лося, кабарги, пищухи, тарбагана, шерстистого носорога, а так же человека.

Раздел 5. Алханай.

Алханай! Миллионы лет назад здесь кипели огненные лавы вулкана, застывшие причудливыми каменными изваяниями. Алханай – горный массив, место паломничества верующих и неверующих. В 1999 году, согласно Постановлению правительства Российской Федерации, в Агинском Бурятском автономном округе, был создан национальный парк «Алханай». Это был первый национальный парк на территории Юго-Восточного Забайкалья. Общая площадь парка – 138 234 гектара, площадь охранной зоны – 105 355 гектара. Здесь встречаются растения, которые применяют в официальной и народной медицине, шумит тайга, поют птицы. На Алханае, бегут чистейшие родники, имеющие лечебные свойства. А, какой здесь чистый воздух? Алханай хранит в себе много загадок, таинств.

Интересным местом, является Храм Ворота – это естественная арка в горе. Здесь особенная аура. Когда-то, эти места посетил и осветил Далай – лама ХIV. Местные жители рассказывают, что когда он начал читать молитву, около Храма Ворот, на небе появились тучи, и пошел дождь. Дождь шел, до тех пор, пока звучала молитва. У бурят есть поверье, что через просвет Храма Ворот можно общаться с хозяином острова Ольхон.

В 40 метрах от Храма Ворот есть таинственная Щель Грешников, через которую, как через чистилище, пролезают паломники. Говорят, что если человек, много грешил в жизни, то он может даже застрять в этой Щели Грешников.

Существует множество преданий, связанных с Эхын Умай (Чрево матери), пещерой, где исцеляются женщины от бесплодия. Если опустить руку в пещеру, можно достать оттуда камушки.

На алтаре Доржи Пагмын, в естественной нише  скалы, верующие зажигают лампадки и молятся хранитель Алханая Димчик.

Через узкую расщелину можно проникнуть на вершину скалы – Наран-хажад, место медитации. Здесь сильнее чувствуется приток космической энергии, а наиболее чувствительные, могут услышать музыку, льющуюся с небес.

На Алханае, есть места поклонения богам, где люди развешивают на деревьях и кустарниках кусочки ткани, читают молитвы, после чего создается особый настрой в душе.

Раздел 6. Новые открытия Забайкалья: динозавр,  обнаруженный в Кулинде

Уникальное захоронение динозавров читинские палеонтологи обнаружили недавно – осенью 2010 года. Они успели сделать ряд важных находок – это кости, когти, челюсти и перья этих древних животных. Найденные кости, как выяснилось, принадлежат самым древним динозаврам, обитавшим на территории России. Результаты их изучения уже дают право говорить о своеобразной научной сенсации.

Дело в том, что читинское захоронение динозавров оказалось самым древним на территории России из известных на сегодняшний день.

По мнению  Софьи Михайловны Синицы – доктора геолого-минералогических наук, заслуженного геолога Российской Федерации, сотрудника Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, найденные остатки принадлежат динозаврам, обитавшим на нашей планете 150 миллионов лет назад, в юрском периоде. Специалисты Палеонтологического института РАН (г. Москва), которым были отправлены окаменелости, предположили, что забайкальские динозавры относились к роду компсогнат. Стоит отметить, что на месте раскопок были обнаружены не только остатки хищных динозавров, но и растительноядных. Возможно растительноядные динозавры – новый, неизвестный науке вид.

Компсогнат – один из самых маленьких динозавров. В длину этот ящер достигал 60-100 см, самые крупные особи – 140 см. Если учесть размеры, то можно предположить, что и вес этого древнего животного был небольшим – около 2,5 кг. Питался он ящерицами, насекомыми и другой мелкой живностью. У компсогната была узкая голова и длинная изогнутая шея. Задние конечности и хвост, которым он балансировал во время движения, тоже были длинными. На передних лапах – по три пальца с острыми когтями, которыми он хватал добычу. Вообще, по своему строению они близки к древним птицам.

Ученые считают, что компсогнат – ближайший родственник первоптицы археоптерикса. Такое сходство является одним из важнейших доказательств того факта, что птицы являются потомками динозавров.

По месту обнаружения останков динозавра назвали кулиндадрамеус.

«Окошечки» в Мещеру

Не хочется здесь употреблять дежурные фразы, мол, уникальный музей и т.д. Потому что это место не просто музей – это большое окно в мир заповедной природы. Даже не окно, а много самых разных окошечек, с помощью которых можно осторожно заглянуть в живописнейшие уголки Мещеры, и по сей день сохраняющей в себе многообразные виды растений и животных. Мещеры, по территории которой течёт одна из чистейших рек в России – величественная и загадочная Пра. Мещеры, ставшей родиной для древних исполинов европейских лесов – огромных зубров и домом для редких видов журавлей… 

Музей природы. Годы могут уйти у человека, который бы захотел воочию увидеть тех зверей и птиц, которые есть в нём. Всего около 200 экспонатов – представителей заповедной Мещеры. Все они «живут» в красочно оформленных витринах. Их – 57. Каждый витрина в плане оформления, без преувеличения, – произведение искусства. Они – это и есть те маленькие окошечки в природу, с помощью которых можно побывать в лесу, увидеть его обитателей.

Не только увидеть, но и услышать

С недавних пор посетители музея могут и услышать животных, чучела которых есть в музее. Практически у каждой витрины установлены специальные аудиоустройства, которые воспроизводят звуки зверей и птиц.

– Это новшество здорово оживило экскурсии в музее. Только представьте: подходят посетители к витрине, за стеклом которой огромный волк, экскурсовод касается витрины и раздаётся леденящий душу вой… Испытываемые человеком эмоции и ощущения в эту минуту, поверьте, – непередаваемы.

Марина Викторовна Дидорчук, заместитель директора по экологическому просвещению Окского биосферного заповедника

И это не всё. Дополнительная информация о природе Мещеры транслируется ещё и в формате слайд-шоу на цифровых фоторамках. Причём установили эти устройства так, чтобы они не переключали внимание гостей с витрин.

– Мы хотим, чтобы человек, который пришёл в наш музей, получил как можно больше информации. И в этом, кроме самих экскурсий, нам здорово помогают современные технологии.

С их помощью, кстати, каждый посетитель музея может совершить виртуальное путешествие по заповеднику, увидеть в первозданном виде редкие виды животных. Возможными такие путешествия стали после установки экрана с интерактивной рамкой. Найти его можно в визит-центре, располагающемся в одном с музеем здании. Если точнее, в сам музей посетители попадают, проходя через этот центр. Большая его часть – конференц-зал, где проходят самые разные экологические мероприятия.

– В визит-центре у нас установлена ещё одна интерактивная доска, которую мы называем машиной времени. С её помощью мы предлагаем посетителям совершить путешествие в прошлое. На видеороликах, которые мы включаем гостям, представлены пять эпох. И все они связаны с нашей территорией – от оледенения до образования заповедника. В настоящее время мы продолжаем совершенствовать нашу «машину времени». 

Марина Дидорчук

Детище Владимира Корсакова

Что интересно, и Музей природы, и визит-центр, использующие в своей работе столь современные технологии, располагаются при этом – в кирпичном здании дореволюционной постройки. Оно когда-то входило в систему сооружений, относящихся к местному стекольному заводу. Есть информация, что раньше в этом доме был… шлифовальный цех.

А сегодня на месте цеха – музей и визит-центр. Последний, к слову, открылся не так давно. А вот музей создали в далёком 1938 году – через три года после образования Окского биосферного заповедника. У истоков создания музея стоит талантли­вый художник, натуралист и таксидермист Владимир Александ­рович Корсаков.

– Удивительный человек, который всем сердцем был влюблён в природу Мещеры. Всю жизнь он посвятил ей. Наш нынешний музей, несмотря на все новшества, – его детище. Наблюдая жизнь животных в природе, затем он пытался воссоздать их характерные черты в своих экс­позициях. Сам рисовал живописные задние планы к диорамам, сам делал застекленные витрины (некоторые из которых сохранились и по сей день). И параллельно увлекательно проводил экскурсии с туристами, вёл беседы со школьниками, владея, несомненно, ещё одним ярчайшим талантом – педагога.

Марина Дидорчук

Нашёл Владимир Александрович общий язык и с местными жителями. Они-то и помогали ему по первой формировать бесценный фонд музея. В то время же многие занимались охотой. Некоторых животных местные жители отдавали в музей. Владимир Корсаков делал из них свои первые чучела.

– Наша задача – сохранить историю музея, сохранить то бесценное, что было создано Владимиром Александровичем. Но есть у нас и другая задача – развивать музей, пополнять его новыми экспонатами, привлекать туристов…

Марина Дидорчук

Как музей воспитывает детей

Кстати, о туристах. Около 8 тыс. человек в год приезжает в Окский биосферный заповедник. Почти 70% из них – это дети. Для юных гостей мир окружающей их природы в посёлке после каменных джунглей больше похож на ожившую сказку. А сколько эмоций у ребят появляется при посещении музея… 

– Конечно, детей, в первую очередь, поражают крупные хищники. Их размеры… Одно дело знакомиться с теми же волками по книжкам и фотографиям, совсем другое видеть его перед собой в натуральную величину.

Марина Дидорчук

Но пользуются популярностью не только волк, но и рысь, и особенно медведь. Много внимания к витрине, где представлены зайцы летом и зимой. Детей помладше всегда привлекают витрины с лисицей, ежом и другими животными, которые чаще всего встречаются в разных сказках. 

– Всем гостям во время экскурсии рассказываем интересные истории и легенды, связанные с животными Мещеры.

Марина Дидорчук

Одна из таких легенд – о волке. Охота на них раньше, как известно, была модной. Находили стаю. Очень тихо окольцовывали площадь вокруг этой стаи – флажками. А животные, так устроены – они всегда пугаются чего-то непривычного. И когда охотники начинают гнать волков, они подбегают к флажкам, а перепрыгнуть через них… боятся.

– Наш же волк был очень смелым. Он перепрыгивал через эти флажки. Но потом возвращался, видя, что стая мечется перед флажками, не решаясь их перепрыгнуть, и показывал, как надо преодолеть препятствие. Охотники это видели своими глазами. Таким образом он несколько раз уводил стаю из-под пуль. Но одна из них, однажды, увы, настигла его… Так получилось, что после его передали музею природы. Мы сделали для храброго волка витрину, где, кстати, для демонстрации поставили и флажки. 

Марина Дидорчук

Немало, конечно, и других красивых легенд. Но иногда, чтобы привлечь внимание детей, экскурсоводы… шутят. Есть, к примеру, в музее чучело белой совы. Ребятам говорят, что она из фильма про Гарри Поттера. А барсук – из Хроник Нарнии.

А есть витрина, при осмотре которой чувство юмора сразу пропадает. Просто она… с мусором.

– Помню, спорили, стоит или нет делать эту витрину. Но решили, что надо. В итоге, обустроили уголок природы с разброшенным мусором. Он очень хорошо помогает обращать внимание посетителей на то, как не надо вести себя на природе. До многих, поверьте, доходит.

Марина Дидорчук

Выбирайте маршрут по душе

Но приезжают в заповедник, конечно, не только для посещения музея природа. Многим хочется посмотреть на величественных зубров и журавлей. Питомник чистокровных кавказско-беловежских зубров создали в 1959 году. Его основу составляют 15-18 племенных животных. Питомник редких видов журавлей открыли в Окском заповеднике в 1979 году. Там содержатся все 7 видов журавлей (серый журавль, стерх, красавка, японский, даурский, канадский и чёрный), что обитают на территории России. Всего около 80 птиц.

Все приезжающие гости выбирают себе маршрут по душе. Он включает в себя три блока. Первый – общее знакомство с Окским заповедником. Гостям рассказывают о самом заповеднике, а после ведут на эстакаду (берег р. Пры), где продолжается знакомство с природой заповедника и его деятельностью, рассказывают об истории п. Брыкин Бор. Второй блок – посещение питомника редких видов журавлей. Наконец, третий блок – посещение зубрового питомника.

Но это не всё. По предварительной договорённости проводятся специализированные экологические экскурсии: орнитологические, териологические, гидробиологические, ботанические, ландшафтные, исторические для юннатов, студентов и другой заинтересованной публики.

В общем, скучно никому не будет.

Как найти

Заповедник находится по адресу: Рязанская область, Спасский район, п/о Лакаш, п. Брыкин Бор. Добраться можно:

  1. На автомобиле: до Рязани, потом от Рязани — г. Спасск-Рязанский, с. Ижевское, с. Лакаш, пос. Брыкин Бор. Общая протяжённость пути от г. Рязани по посёлка — 120 км.
  2. На общественном транспорте: из Рязани в пос. Брыкин Бор отъезд с автостанции «Приокская» (Торговый городок). Микроавтобус по маршруту Рязань – Брыкин Бор следует в 8.00 и 14.30. Из Брыкина Бора эти же микроавтобусы отправляются в 10.20 и 16.30. Микроавтобус по маршруту Рязань – с. Ижевское следует в 17.15. От с. Ижевское до пос. Брыкин Бор около 20 км. Из с. Ижевское до пос. Брыкин Бор можно доехать на такси (тел. 8-910-622-87-22). Телефоны такси в г. Спасск – 8-915-619-04-17 и 8-915-608-43-96.

Перед посещением заповедника лучше заказать экскурсию по телефону 8-910-908-87-44.

Музей природы

г. Владимир, ул. Мира, д. 19

Режим работы

С 10:00 до 17:00 (кассы и вход до 16:30)

Вторник, среда – с 10:00 до 16
:00 (кассы и вход до 15:30)
Выходной день – 31.01, понедельник

Санитарный день – второй вторник месяца

В экспозиции Музея природы применен не традиционный «природоведческий», или коллекционный, метод построения экспозиции, когда музейные предметы служат иллюстрацией к тому или иному природному закону, но создается ощущение погружения в природу. Каждый посетитель становится путешественником по времени – и природе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется музее усадьбе
  • Как пишется мультимедиа оборудование
  • Как пишется музее квартире
  • Как пишется муз училище
  • Как пишется муз инструмент орган