Как пишется музыка для фортепиано


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Наряду с гитарой пианино является одним из лучших инструментов для написания музыкальных композиций. Хотя поначалу его трудно освоить, фортепиано позволяет вам исполнять две мелодии одновременно, по одной каждой рукой. Этот инструмент предпочитали многие великие композиторы с момента его изобретения. Создание музыки — трудоемкий процесс, требующий много времени, и пианино никак не облегчает его, разве только в том случае, если вы виртуоз. Даже если в прошлом вы с успехом писали музыку с помощью других инструментов, фортепиано требует ряда совершенно других навыков.

  1. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 1

    1

    Послушайте фортепианную музыку.[1]
    Существует великое множество потрясающих композиций, созданных специально для фортепиано. Даже если вы пишете музыку, которая в конечном итоге будет предназначаться не для этого инструмента, прослушивание завершенных композиций поможет вам вдохновиться.

    • Заслуживают особого внимания классическая и джазовая фортепианная музыка. Даже в том случае, если вы играете только в одном из вышеуказанных стилей, стоит изучить и другие жанры в этом направлении. Прислушайтесь к тому, какие аккорды используют музыканты различных стилей.
    • У Листа, Шопена, Сати можно найти прекрасные образцы классической фортепианной музыки.
    • Из джаза стоит послушать работы Билла Эванса, Дэйва Брубека и Чика Кориа.
  2. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 2

    2

    Попробуйте играть в разных тональностях. Неважно, начинающий вы музыкант или профессионал, практика тональностей поможет настроить вас на творческий лад. Если вы хорошо изучили несколько тональностей, попробуйте поработать в той, которая вам незнакома. Отличительное звучание может натолкнуть вас на свежие идеи.

    • Знание тональностей — очень полезное умение при написании мелодий. Не существует универсального метода создания великих музыкальных произведений, но знание о каждой тональности поможет вам понять, какие ноты стоит использовать, а каких — избегать.
  3. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 3

    3

    Всегда носите с собой блокнот и диктофон.[2]
    Никогда не знаешь, когда на тебя снизойдет вдохновение. К сожалению, это часто происходит в наименее удобное время, например, когда у вас нет доступа к инструменту или вы уже засыпаете. Потому брать с собой повсюду блокнот или диктофон — отличная идея. Если вам пришла в голову великолепная мелодия или ритм, вы можете напеть ее на диктофон, а позже адаптировать под пианино.

    • Большая часть современных телефонов имеет функцию звукозаписи. Если у вас нет мобильного устройства с такой функцией, используйте обычный диктофон.
  4. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 4

    4

    Сделайте паузу. Нельзя принудительно настроить себя на креативный лад. Если в голову не приходит никаких идей, то, возможно, стоит расслабиться и отдохнуть от этой деятельности некоторое время. Займитесь чем-то, что не имеет никакого отношения к творческому процессу. Затейте уборку в доме. Поговорите с другом по телефону. Поиграйте с котом. В конце концов, вздремните. И когда вы вернетесь к своей работе, вас не будет одолевать чувство досады и разочарования. Лучше всего творить в расслабленном состоянии.

    • Раздражение снимет обычная прогулка. Озарение приходило многим творческим личностям именно во время прогулок.
  5. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 5

    5

    Подумайте, о чем бы вам действительно хотелось написать музыку.[3]
    Большая часть музыкальных произведений (даже инструментальной музыки) непосредственно вдохновлена чем-то или кем-то. В некоторых случаях композитора заряжает любовь и тоска. В других же он выплескивает негативные эмоции. Поразмыслите над своей жизнью и выделите то, что больше всего повлияло на нее в последнее время. Возможно, вы с кем-то расстались? Или недавно провели незабываемый отпуск? Любые воспоминания и события, которые вызывают у вас определенные эмоции, подойдут для музыкального вдохновения.

    Реклама

  1. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 6

    1

    А какая музыка играет в вашей голове? Многие композиторы говорили о том, что слышали музыку в своей голове, когда начинали создавать произведения, как будто это уже готовое произведение или отрывок, которые просто нужно записать. Творческая интуиция никогда не бывает принужденной, тут многое зависит от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Тем не менее, если у вас в мыслях появилась интересная идея — воспользуйтесь ею.

    • Большим препятствием в творческом процессе может стать наш внутренний критик, который может убить интересные задумки на корню. Лучше отпустить все сомнения во время создания музыки. Пусть даже новая идея кажется вам плохой, есть шанс, что она приведет вас к чему-то более многообещающему, если вы поработаете с ней.
  2. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 7

    2

    Во время игры на инструменте воссоздайте в голове определенный мысленный образ. Музыка ассоциируется у нас с определенными картинами, и здесь большой вклад внесли кинофильмы. Попробуйте представить в своем воображении сцену, которая может вызвать те же эмоции, что вы надеетесь пробудить своей музыкой. Например, если ваша цель — нежная, спокойная мелодия, вы можете нарисовать в своей фантазии весенний озерный пейзаж. Если, вы напротив, хотите создать зловещую и драматическую композицию, подумайте о военном сражении. Отталкиваясь от этих образов, представьте, какая музыка должна сопровождать такую зрительную картину.

    • Этот метод не всегда является действенным, но если у вас хорошо развито образное мышление, то можно попробовать им воспользоваться.
  3. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 8

    3

    Создайте плацдарм идей.[4]
    Многие композиции развиваются из определенной основной идеи, — это первый отрывок всего произведения, на котором основываются другие его части. Эта часть работы занимает наибольшее время. Вся загвоздка в том, чтобы сконцентрироваться на первой части вашего творения, и когда она будет готова, работать дальше, уже отталкиваясь от нее. Эксперименты с различными тональностями и аккордами могут превратить эту работу в весьма интересный процесс.

  4. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 9

    4

    Запишите дополнительные идеи. Если вы работаете с фортепиано, и у вас появилась прекрасная задумка, то проиграйте этот мотив у себя в голове, чтобы понять, что будет ему предшествовать и что будет идти после него. Дополнительные идеи должны быть в том же тоне и направлении, что и основная мысль композиции. Для начала сфокусируйтесь на мелодиях, которые сочетаются друг с другом. Если вы хотите создать произведение с неожиданными поворотами, то стоит добавлять их, когда у вас уже есть прочная структура композиции.

  5. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 10

    5

    Поэкспериментируйте с громкостью и динамикой.[5]
    Когда у вас уже есть ряд определенных конкретных идей, то можно поработать с ними. Пианино хорошо своей чувствительностью к громкости и динамике. Многие начинающие композиторы ищу инструмент, с помощью которого могут делать одни части своего произведения громче и насыщеннее, а другие — тише и спокойнее. Скорость музыки может придавать одному и тому же отрывку различную эмоциональную окраску.

    • Динамика обозначает перемену или различие внутри чего-то. В случае музыки, это зависит от выбора громкости исполнения музыкантом. Некоторые пианисты играют громче других, но действительно одаренный человек и спокойную игру сделает своим преимуществом.
  6. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 11

    6

    Добавьте умеренное количество повторений в свою композицию.[6]
    На определенном этапе необходимо придать определенную структуру вашим задумкам. Когда будете сводить свои наработки в песню, вы увидите, что некоторые идеи достойны того, чтобы строить всю композицию вокруг них. В любом обычном произведении будет, по крайней мере, один-два повторяющихся мотива. Повторения используются, чтобы подчеркнуть основной замысел, но слишком большое их количество лишит музыку привлекательности. Если в вашей композиции уже много повторов, вам нужно попытаться постепенно видоизменить основу. Добавив или убрав ноту, вы можете полностью изменить реакцию аудитории на идею.

    • Стиль музыки, который основывается на повторениях с постепенным изменением, называется минимализмом.
  7. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 12

    7

    Добавьте вокал при желании. Фортепиано самодостаточно, но, как и в случае с гитарой, можно дополнить композицию вокалом. Голос хорошо сочетается с фактурой пианино. Вокальная партия может копировать музыку пианино, а можно написать абсолютно новую часть к аранжировке. Хотя голосом довольно тяжело управлять во время игры на пианино, он дает вам возможность внести созвучие, которого невозможно было бы добиться с помощью только рук и клавиш.

    • В большинстве случаев, текст является очевидным требованием, если вы решили добавить к музыке вокальную партию. Текст дает вам возможность рассказать более яркую историю с помощью музыки. Конечно, можно петь и без стихов. Некоторые композиторы используют голос как дополнительный музыкальный инструмент, где вместо текста применяются различные звуки типа «аааааа» или «оооооо».
  8. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 13

    8

    Попросите совета у друга. Когда ваша композиция наконец-то приобретает определенные очертания, настает момент истины — вы показываете ее кому-нибудь еще. Проиграйте на скорую руку ваше творение другу, вкус которого заслуживает уважения. Закончив играть, спросите у товарища, что можно изменить или улучшить в песне. Воспринимайте это как часть творческого процесса, а не время осуждения. Независимо от того, выразил друг одобрение или раскритиковал вашу работу, только вам решать, имеет ли композиция право на жизнь. Выслушайте мнение друга относительно своего творения и сопоставьте его со своим собственным.

  9. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 14

    9

    Пересмотрите произведение.[7]
    Композиция начнет легче складывается воедино, когда будут пройдены первые этапы. Даже если вам нравится первоначальный набросок, все-таки стоит пройтись по все песне и посмотреть, какие части нуждаются в улучшении, изменении или удалении. Как хороший текст нуждается в правке, так и в случае с музыкой — великий композитор сделает все возможное, прежде чем называть свое творение законченным.

    Реклама

  1. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 15

    1

    Определитесь с тональностью. Тональность композиции определяет ключ и мажорность либо минорность лада.[8]
    На ранних стадиях создания композиции тональность можно выбрать в произвольном порядке, но она будет оказывать огромное влияние на звучание всего произведения. Если, закончив композицию, вы захотите поменять ее тональность, так и сделайте, но имейте в виду, что переводить произведение в другую тональность ноту за нотой — довольно тяжелый труд.

  2. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 16

    2

    Исследуйте последовательность аккордов, исходящих из основного аккорда.[9]
    Клавиши фортепиано изучены вдоль и поперек. Были испробованы и изучены все возможные комбинации. Теория может предложить самые подходящие аккорды. Самая известная аккордовая последовательность — I-IV-V-vi (нижний регистр обозначает минорный лад). Римские цифры указывают на номера нот, используемых в основном аккорде, начиная от основной ноты тональности. Эти четыре аккорда, как было доказано, звучат вместе лучше всего.

    • Для начала воспользуйтесь схемой аккордов.[10]
    • Хотя поначалу это может выглядеть слишком научно, но, изучив основы теории, вам все будет даваться с необычайной легкостью.
  3. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 17

    3

    Развивайте мелодию из выбранной тональности.[11]
    Тональность — полезный инструмент в создании композиции. Хотя мелодию нужно прочувствовать, чтобы она запоминалась и впечатляла, использование тональностей поможет уменьшить количество нот, которые вы условно должны использовать.

    • Убедитесь, что выбранная вами тональность гармонирует с аккордами и ключом.
    • Стандартная тональность — тональность до мажор. Она часто используется для вокальной разминки перед выступлением.
  4. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 18

    4

    Поэкспериментируйте с настройкой.[12]
    Некоторые авангардные композиторы начала 20 века открывали фортепиано и меняли натяжение струн, но еще до равной темперации для клавишных инструментов в 18 веке применялись разные виды настроек. Изменение всех клавиш даже на 1/16 шага может привести к поистине любопытному звучанию. Но советуем проводить такие эксперименты с фортепиано только в том случае, если вы эксперт. В противном же случае, вы можете надолго вывести инструмент из строя.

  5. Изображение с названием Compose Music on Piano Step 19

    5

    Записывайте свою работу с помощью нот. Нотация — технический язык музыки. Если вы — серьезный композитор, вам просто необходимо иметь основное понятие о нотации и о том, как записывать свои идеи на бумаге. Хотя вам понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к этому, существует множество онлайн-ресурсов, которые помогут вам освоить нотную грамоту. Если нотация совсем вам в новинку, попробуйте научиться играть простые песни, читая с листа, пока не привыкнете.

    • Существуют цифровые программы для музыкальной нотации, которые могут существенно облегчить работу (и вам не придется работать с ручкой и бумагой).

    Реклама

Советы

  • Существует множество книг по обучению основам сочинения музыки и написания песен. Если вам тяжело начать, обратитесь к профессиональным музыкантам.[13]

Реклама

Предупреждения

  • Если вы используете фортепиано для создания музыки для других инструментов, особенно оркестра, стоит разузнать как можно больше информации о других инструментах, так как композиция, созданная на пианино, необязательно будет пригодна для других инструментов.
  • Пианино — сложный для изучения инструмент. Если вы непрофессиональный музыкант, не пытайтесь создавать музыку, которую не сможете играть сами, если только вы не знаете того, кто сможет.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 35 638 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как сочинять музыку на фортепиано

Музыканты – натуры эмоциональные, творческие, деятельные. И каждому исполнителю, будь то даже начинающий пианист или
прошедший курсы игры на синтезаторе, хоть раз приходила в голову мысль
самостоятельно написать мелодию. Когда создаёшь собственное произведение – музыку к песне, партию для симфонического
концерта, грустный блюз или зажигательную боссанову, испытываешь особенную, ни с чем не сравнимую радость созидания.
Примерить на себя роль композитора может любой человек, знающий ноты и владеющий инструментом хотя бы на базовом
уровне. Кто знает, вдруг у вас к этому талант?

Как сочинить мелодию на фортепиано?

Хотите узнать, как написать песню на фортепиано? Вот несколько советов для начинающих композиторов от преподавателей
нашей музыкальной студии:

Стоимость уроков на клавишных. Записывайтесь!

  • Определитесь со звуковым «настроением» мелодии и выберите тональность. Для первой пробы лучше брать простые,
    хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Настроены сочинить песню жизнеутверждающую, весёлую –
    обратитесь к мажорным тонам, хотите внести в композицию атмосферу грустной лирики — играйте в миноре.
  • Придумайте ритм будущей песни. Простучите его по поверхности стола или прохлопайте в ладоши. Запишите удачные
    варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.
  • Подберите на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется
    изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.
  • Начинайте на основе мотивов составлять мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода
    (квадрата).

    • Изберите подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция.
      Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Различают секвенции
      восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Вы отдаёте предпочтение той, которая
      гармоничнее вписывается в ваш замысел.
    • Строим три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот).
      Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна
      совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции.

Готово – вы самостоятельно подготовили небольшой фрагмент для фортепиано. Постарайтесь хорошо научиться сочинять
простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и нисходящими
направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки.


Спасибо!

Данные успешно отправлены

Подпишись на мой TELEGRAM

И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!

ПОДПИСАТЬСЯ


Download Article


Download Article

Alongside the guitar, the piano is arguably the best instrument to write music for. Although it’s difficult to learn at first, a piano allows you to play multiple voices at once, one for each finger. The piano has been a go-to instrument for many of the world’s greatest composers since it was invented. Writing music is a difficult, time-consuming process however, and the piano doesn’t make it any easier unless you’re already an advanced player. Even if you’ve had success writing with other instruments in the past, composing for a piano offers its own set of procedures.

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 1

    1

    Listen to piano music.[1]
    There is a vast amount of incredible music written specifically for the piano. Even if the composition you’re writing isn’t ultimately meant to be heard on the piano, hearing other finished compositions when you’re trying to get inspired can be just the thing you need.

    • Classical and jazz are the two most noteworthy styles of piano playing. Even if you’re only going to be playing in one or the other (or a more contemporary style like pop) it’s a good idea to give a listen to these different styles. Keep an ear out for the different chords the players use depending on the style.
    • Look into the work of Liszt, Chopin or Satie for great classically-based piano works.
    • For jazz, Bill Evans, Dave Brubeck and Chick Corea are all players worth looking into.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 2

    2

    Practice scales on the piano. Whether you’re starting out or an advanced player, warming up your fingers with scales can encourage creativity to flow more freely once you get into the thick of composing. If you know a few scales, try warming up with one you’re not as familiar with. Hearing the distinctive tone of a scale might spark the first ideas of a fresh composition.

    • Scales are a very handy thing to know when it comes time to write melodies. While there’s no sure method to write a great melody, knowing which scale you should be using will give you an idea of which notes to use and which to avoid.

    Advertisement

  3. Image titled Compose Music on Piano Step 3

    3

    Carry a notebook and handheld recorder wherever you go.[2]
    You never know when you’re going to hit a creative stride. Unfortunately, a lot of the time, this happens to fall on the least convenient times where you’re either far from an instrument or about to fall asleep. This is why it’s a good idea to bring a notebook and/or sound recorder with you wherever you go. If you think of a great melody or rhythm, you can hum it into your mic and adapt it once you’re by your piano again.

    • Most cellphones have a recorder option. If you don’t have a cellphone for this purpose, basic handheld recorders tend to be very affordable.
  4. Image titled Compose Music on Piano Step 4

    4

    Give yourself a break. Creativity cannot be forced. If you’re trying to break through the writer’s block and nothing’s working, it may be time to give yourself a break from things. Go do something that has nothing to do with the creative process. Clean your house. Talk to a friend on the phone. Pet a cat. Better yet, take a nap. When you return to it, you don’t want to feel any of the frustration you were grappling with before. Creativity is best when you’re feeling relaxed.

    • Going for a walk is a fantastic idea if you’re getting frustrated. Many artists have some of their best creative epiphanies when they’re out for a stroll.
  5. Image titled Compose Music on Piano Step 5

    5

    Think about what you might like to write music about.[3]
    Most music (even instrumental music) is directly inspired by something or someone. In some cases, the composer is driven by love and longing. Other times, he’s trying to vent out bad emotions. Take a look at your life and single out some of the things that have most affected you in the past while. Have you gone through a break-up? Did you recently go on an unforgettable vacation? Anything that sparks feeling in you is fair game for musical inspiration.

  6. Advertisement

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 6

    1

    Try to listen out for music playing in your head. Many composers report hearing music in their head when they sit down to compose, as if the piece they’re working on is already complete and just needs to be written down for the sake of others. Creative intuition isn’t the sort of thing that can be forced, and a lot of it will depend on the way you’re feeling at the time. However, if you can pick up an interesting musical idea in your head, don’t hesitate to run with it.

    • It’s easy for our inner judge to get the best of us and censor ideas before we even try them out. When you’re composing music, it’s best if you drop this self-doubt. Even if you think something is a bad idea, there’s a chance it may lead to something more promising when you start playing around with it.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 7

    2

    Think of mental imagery while you play. The experience of watching films has had a major impact on the way we associate music with visuals. In your mind’s eye, try to picture a scene that would spark the same sort of emotions you’d hope to evoke in this composition. For instance, if you want a gentle, soothing composition, you might envision a quiet lake in springtime. Likewise, if you want something angry and dramatic, you might think of a warzone. From there, imagine what kind of music might score a visual shot like this.

    • This technique doesn’t always work, but if you’re a visual thinker, it’s certainly worth trying out.
  3. Image titled Compose Music on Piano Step 8

    3

    Compose a springboard idea.[4]
    Most compositions will start with a springboard idea, that is, the first part of the music written that all other pieces are based upon. This may be the most time-consuming part of your composition. It’s all about latching onto the first part of your composition and running with it once you get it. Playing scales and experimenting with different chord shapes can turn this process into a sort of enjoyable play.

  4. Image titled Compose Music on Piano Step 9

    4

    Write follow-up ideas. If you play around on the piano and come up with a great idea, you should play that motif in your head and imagine what might come before or afterwards. Follow-up ideas should generally have the same tone and direction of your original idea. For the first while, focus on making ideas that work together. If you want a composition with surprising twists, you should only figure out that part of it once you have a firm structure in place.

  5. Image titled Compose Music on Piano Step 10

    5

    Play around with volume and dynamic.[5]
    Once you have some solid ideas, it’s time to play around with them. One of the great things a piano has going for it is its sensitivity to volume and dynamics. Making some parts louder and others quieter is a tool that beginning composers often tend to overlook. Dynamics can make a world of difference to the emotional effect of a piece of music.

    • Dynamics is defined as a show of change or difference within something. In the case of a musical performance, it refers to a player’s treatment of volume. Some pianists play naturally louder than others, but a truly gifted performer will use quiets and lows to his advantage.
  6. Image titled Compose Music on Piano Step 11

    6

    Work some healthy repetition into your composition.[6]
    At some point, it’s necessary to put a structure to your ideas. As you piece your song together, some ideas will be more deserving of building the song around them. A typical composition will have at least one or two recurring motifs therein. While repetition is used to emphasize an idea, repeating too much will rob the music of its interest. If your composition has a lot of repetition in it already, you should try to gradually modify the idea somehow. Adding or switching a single note can change your audience’s response towards an idea.

    • The idea of relying on repetition and slowly changing it over time is referred to as Minimalism.
  7. Image titled Compose Music on Piano Step 12

    7

    Add vocals if you want. A piano functions beautifully on its own, but like a guitar, it can help if you add vocals on top of it. Vocals are a great match for the texture of a piano. Vocal melodies can copy from the melodic right hand of your piano parts, or you can write a totally fresh part to add to the arrangement. Although vocals are tricky to pull off successfully while you’re playing piano, it gives you opportunities to add harmonies that wouldn’t have been possible with two hands on a piano.

    • Lyrics are an obvious requirement in most cases if you want to add voice. Lyrics give you a chance to tell a more vivid story with your music. Of course, if you’d prefer it, you can sing without lyrics. Some compositions prefer to use the voice as another instrument, with «oooohs» and «aaahs» taking the place of lyrics.
  8. Image titled Compose Music on Piano Step 13

    8

    Get a friend’s advice. Once your composition starts coming together, there’s a moment of truth when you finally show it to someone else. Play a rough run-through of your composition for a friend whose taste you respect. Once you’ve finished playing it, ask your friend what he or she thinks could be improved upon it. It’s important to see this as a step in the creative process rather than a time for judgement; whether they like it or not doesn’t matter until you’ve put the final seal of approval on it. Take what they say into consideration, and contrast it with your own feelings towards the work.

  9. Image titled Compose Music on Piano Step 14

    9

    Make revisions.[7]
    A composition will start to come together more naturally once the first stages are through. Even if you like the version you’ve drafted, it’s a good idea to run through the song and judge which parts of the composition could be improved, changed or removed altogether. Much like a good piece of writing requires editing before it’s finished, a great composer will look at a piece carefully and do everything they can to refine it before calling it finished.

  10. Advertisement

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 15

    1

    Decide upon a tonality. A composition’s tonality states the key and whether it is Major or Minor.[8]
    At an early stage of composition, a key could be as simple as making an arbitrary choice, but it will have the biggest impact on the sound of your composition. If you finish your work later on and want to try it out in different keys, you should do so, but be forewarned that it takes a fair amount of work to transpose a composition note by note into another key.

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 16

    1

    Explore chord progressions leading from the root chord.[9]
    The piano keyboard has been explored to death. Every possible combination has been tried and studied at this point. With that, theory can suggest the most appropriate chords. The most famous of these is the I-IV-V-vi progression (the lower case denotes a Minor chord). The Roman numerals indicate how many keys above the root the given chord is. These four chords have been proven to go together very well.

    • Try using a chord map to get you started.[10]
    • Although this might sound too mathematical at the start, the truth is that it’ll come without thinking to you once you get the basics of theory down pat.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 17

    2

    Develop melodies from a chosen scale.[11]
    Scales are useful tools in the creation of melody. Although melodies need to be properly felt out in order to be memorable and effective, using a scale will narrow down the notes you’re conventionally supposed to use.

    • Make sure the scale you’re using is in accordance with the chords and key you’ve chosen.
    • The standard scale is a C Major scale. This scale is often used for vocal warm-ups before a performance.
  3. Image titled Compose Music on Piano Step 18

    3

    Experiment with tuning.[12]
    Some avant-garde composers in the 20th century would open up the piano itself and change the tuning of the strings, but prior to the adoption of equal temperament for keyboard instruments in the 18th century, there were numerous tunings in use. Changing all of the keys even a 16th of a step can result in a strange new experience of the piano. Be advised that messing around with a piano should only be done if you are an expert. Otherwise, you’ll probably just end up sabotaging your piano for regular use.

  4. Image titled Compose Music on Piano Step 19

    4

    Record your work via notation. Notation is the technical language of music. If you’re a serious composer, it’s essential that you have at least some knowledge of notation and how to get your ideas down accurately on paper. Although it takes a little bit of time to get used to, there are fortunately lots of free online resources to help get you up to par with your notation reading and writing. If you’re completely new to notation, you should try sight-reading a few basic songs on the piano until you’re more used to it.

    • There are digital notation programs that may prove easier to work with than pen and paper.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Where can I get musical experience?

    Community Answer

    If you’re in school, join band, orchestra, or chorus. Otherwise, check with your local music shop, many have lessons onsite, and if they don’t, they’ll probably know where to direct you. From there, gaining experience is as simple as practicing your instrument.

  • Question

    How do I write a classical song?

    Community Answer

    Listen to classical music for inspiration, study the trends in classical music, and eventually start to write your own pieces. I would pick one or two classical pianists that you admire to study in depth.

  • Question

    How do I write my music or my composition?

    Community Answer

    Use the most common chords and add lyrics. Use different variations of the chords and maybe even use broken chords (for pop).

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • There are lots of books available to teach you the fundamentals of composition and songwriting. If you’re having trouble getting started, looking to the masters can be a great help.[13]

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • If you’re using the piano as a medium for composing music for other instruments, especially the orchestra, try to know as much as possible about the other instruments before, because any compositions that were originally conceived on the piano may not necessarily work out for other instruments.

  • Piano is a difficult instrument to learn. If you’re not an advanced player, don’t try to compose music that you wouldn’t be able to perform yourself unless you know someone who will.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

Although composing music on the piano is a challenging process, you can get started by thinking about something that has affected you deeply, like a breakup or traveling to another country. Once you find your inspiration, try warming up with a few scales to help you come up with an appropriate melody. For example, you might come up with an angry, dramatic melody if you’re thinking about a breakup. Then, play the music out in your head, using mental imagery like memories of the other person, before putting your composition down on paper. To learn more, including how to add vocals to your piano composition, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 163,093 times.

Reader Success Stories

  • Sarah Lukeson

    Sarah Lukeson

    Dec 23, 2016

    «Awesome! Damn helpful! I’m gonna kick-start my awesome music career by posting the piece which this article…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Alongside the guitar, the piano is arguably the best instrument to write music for. Although it’s difficult to learn at first, a piano allows you to play multiple voices at once, one for each finger. The piano has been a go-to instrument for many of the world’s greatest composers since it was invented. Writing music is a difficult, time-consuming process however, and the piano doesn’t make it any easier unless you’re already an advanced player. Even if you’ve had success writing with other instruments in the past, composing for a piano offers its own set of procedures.

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 1

    1

    Listen to piano music.[1]
    There is a vast amount of incredible music written specifically for the piano. Even if the composition you’re writing isn’t ultimately meant to be heard on the piano, hearing other finished compositions when you’re trying to get inspired can be just the thing you need.

    • Classical and jazz are the two most noteworthy styles of piano playing. Even if you’re only going to be playing in one or the other (or a more contemporary style like pop) it’s a good idea to give a listen to these different styles. Keep an ear out for the different chords the players use depending on the style.
    • Look into the work of Liszt, Chopin or Satie for great classically-based piano works.
    • For jazz, Bill Evans, Dave Brubeck and Chick Corea are all players worth looking into.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 2

    2

    Practice scales on the piano. Whether you’re starting out or an advanced player, warming up your fingers with scales can encourage creativity to flow more freely once you get into the thick of composing. If you know a few scales, try warming up with one you’re not as familiar with. Hearing the distinctive tone of a scale might spark the first ideas of a fresh composition.

    • Scales are a very handy thing to know when it comes time to write melodies. While there’s no sure method to write a great melody, knowing which scale you should be using will give you an idea of which notes to use and which to avoid.

    Advertisement

  3. Image titled Compose Music on Piano Step 3

    3

    Carry a notebook and handheld recorder wherever you go.[2]
    You never know when you’re going to hit a creative stride. Unfortunately, a lot of the time, this happens to fall on the least convenient times where you’re either far from an instrument or about to fall asleep. This is why it’s a good idea to bring a notebook and/or sound recorder with you wherever you go. If you think of a great melody or rhythm, you can hum it into your mic and adapt it once you’re by your piano again.

    • Most cellphones have a recorder option. If you don’t have a cellphone for this purpose, basic handheld recorders tend to be very affordable.
  4. Image titled Compose Music on Piano Step 4

    4

    Give yourself a break. Creativity cannot be forced. If you’re trying to break through the writer’s block and nothing’s working, it may be time to give yourself a break from things. Go do something that has nothing to do with the creative process. Clean your house. Talk to a friend on the phone. Pet a cat. Better yet, take a nap. When you return to it, you don’t want to feel any of the frustration you were grappling with before. Creativity is best when you’re feeling relaxed.

    • Going for a walk is a fantastic idea if you’re getting frustrated. Many artists have some of their best creative epiphanies when they’re out for a stroll.
  5. Image titled Compose Music on Piano Step 5

    5

    Think about what you might like to write music about.[3]
    Most music (even instrumental music) is directly inspired by something or someone. In some cases, the composer is driven by love and longing. Other times, he’s trying to vent out bad emotions. Take a look at your life and single out some of the things that have most affected you in the past while. Have you gone through a break-up? Did you recently go on an unforgettable vacation? Anything that sparks feeling in you is fair game for musical inspiration.

  6. Advertisement

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 6

    1

    Try to listen out for music playing in your head. Many composers report hearing music in their head when they sit down to compose, as if the piece they’re working on is already complete and just needs to be written down for the sake of others. Creative intuition isn’t the sort of thing that can be forced, and a lot of it will depend on the way you’re feeling at the time. However, if you can pick up an interesting musical idea in your head, don’t hesitate to run with it.

    • It’s easy for our inner judge to get the best of us and censor ideas before we even try them out. When you’re composing music, it’s best if you drop this self-doubt. Even if you think something is a bad idea, there’s a chance it may lead to something more promising when you start playing around with it.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 7

    2

    Think of mental imagery while you play. The experience of watching films has had a major impact on the way we associate music with visuals. In your mind’s eye, try to picture a scene that would spark the same sort of emotions you’d hope to evoke in this composition. For instance, if you want a gentle, soothing composition, you might envision a quiet lake in springtime. Likewise, if you want something angry and dramatic, you might think of a warzone. From there, imagine what kind of music might score a visual shot like this.

    • This technique doesn’t always work, but if you’re a visual thinker, it’s certainly worth trying out.
  3. Image titled Compose Music on Piano Step 8

    3

    Compose a springboard idea.[4]
    Most compositions will start with a springboard idea, that is, the first part of the music written that all other pieces are based upon. This may be the most time-consuming part of your composition. It’s all about latching onto the first part of your composition and running with it once you get it. Playing scales and experimenting with different chord shapes can turn this process into a sort of enjoyable play.

  4. Image titled Compose Music on Piano Step 9

    4

    Write follow-up ideas. If you play around on the piano and come up with a great idea, you should play that motif in your head and imagine what might come before or afterwards. Follow-up ideas should generally have the same tone and direction of your original idea. For the first while, focus on making ideas that work together. If you want a composition with surprising twists, you should only figure out that part of it once you have a firm structure in place.

  5. Image titled Compose Music on Piano Step 10

    5

    Play around with volume and dynamic.[5]
    Once you have some solid ideas, it’s time to play around with them. One of the great things a piano has going for it is its sensitivity to volume and dynamics. Making some parts louder and others quieter is a tool that beginning composers often tend to overlook. Dynamics can make a world of difference to the emotional effect of a piece of music.

    • Dynamics is defined as a show of change or difference within something. In the case of a musical performance, it refers to a player’s treatment of volume. Some pianists play naturally louder than others, but a truly gifted performer will use quiets and lows to his advantage.
  6. Image titled Compose Music on Piano Step 11

    6

    Work some healthy repetition into your composition.[6]
    At some point, it’s necessary to put a structure to your ideas. As you piece your song together, some ideas will be more deserving of building the song around them. A typical composition will have at least one or two recurring motifs therein. While repetition is used to emphasize an idea, repeating too much will rob the music of its interest. If your composition has a lot of repetition in it already, you should try to gradually modify the idea somehow. Adding or switching a single note can change your audience’s response towards an idea.

    • The idea of relying on repetition and slowly changing it over time is referred to as Minimalism.
  7. Image titled Compose Music on Piano Step 12

    7

    Add vocals if you want. A piano functions beautifully on its own, but like a guitar, it can help if you add vocals on top of it. Vocals are a great match for the texture of a piano. Vocal melodies can copy from the melodic right hand of your piano parts, or you can write a totally fresh part to add to the arrangement. Although vocals are tricky to pull off successfully while you’re playing piano, it gives you opportunities to add harmonies that wouldn’t have been possible with two hands on a piano.

    • Lyrics are an obvious requirement in most cases if you want to add voice. Lyrics give you a chance to tell a more vivid story with your music. Of course, if you’d prefer it, you can sing without lyrics. Some compositions prefer to use the voice as another instrument, with «oooohs» and «aaahs» taking the place of lyrics.
  8. Image titled Compose Music on Piano Step 13

    8

    Get a friend’s advice. Once your composition starts coming together, there’s a moment of truth when you finally show it to someone else. Play a rough run-through of your composition for a friend whose taste you respect. Once you’ve finished playing it, ask your friend what he or she thinks could be improved upon it. It’s important to see this as a step in the creative process rather than a time for judgement; whether they like it or not doesn’t matter until you’ve put the final seal of approval on it. Take what they say into consideration, and contrast it with your own feelings towards the work.

  9. Image titled Compose Music on Piano Step 14

    9

    Make revisions.[7]
    A composition will start to come together more naturally once the first stages are through. Even if you like the version you’ve drafted, it’s a good idea to run through the song and judge which parts of the composition could be improved, changed or removed altogether. Much like a good piece of writing requires editing before it’s finished, a great composer will look at a piece carefully and do everything they can to refine it before calling it finished.

  10. Advertisement

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 15

    1

    Decide upon a tonality. A composition’s tonality states the key and whether it is Major or Minor.[8]
    At an early stage of composition, a key could be as simple as making an arbitrary choice, but it will have the biggest impact on the sound of your composition. If you finish your work later on and want to try it out in different keys, you should do so, but be forewarned that it takes a fair amount of work to transpose a composition note by note into another key.

  1. Image titled Compose Music on Piano Step 16

    1

    Explore chord progressions leading from the root chord.[9]
    The piano keyboard has been explored to death. Every possible combination has been tried and studied at this point. With that, theory can suggest the most appropriate chords. The most famous of these is the I-IV-V-vi progression (the lower case denotes a Minor chord). The Roman numerals indicate how many keys above the root the given chord is. These four chords have been proven to go together very well.

    • Try using a chord map to get you started.[10]
    • Although this might sound too mathematical at the start, the truth is that it’ll come without thinking to you once you get the basics of theory down pat.
  2. Image titled Compose Music on Piano Step 17

    2

    Develop melodies from a chosen scale.[11]
    Scales are useful tools in the creation of melody. Although melodies need to be properly felt out in order to be memorable and effective, using a scale will narrow down the notes you’re conventionally supposed to use.

    • Make sure the scale you’re using is in accordance with the chords and key you’ve chosen.
    • The standard scale is a C Major scale. This scale is often used for vocal warm-ups before a performance.
  3. Image titled Compose Music on Piano Step 18

    3

    Experiment with tuning.[12]
    Some avant-garde composers in the 20th century would open up the piano itself and change the tuning of the strings, but prior to the adoption of equal temperament for keyboard instruments in the 18th century, there were numerous tunings in use. Changing all of the keys even a 16th of a step can result in a strange new experience of the piano. Be advised that messing around with a piano should only be done if you are an expert. Otherwise, you’ll probably just end up sabotaging your piano for regular use.

  4. Image titled Compose Music on Piano Step 19

    4

    Record your work via notation. Notation is the technical language of music. If you’re a serious composer, it’s essential that you have at least some knowledge of notation and how to get your ideas down accurately on paper. Although it takes a little bit of time to get used to, there are fortunately lots of free online resources to help get you up to par with your notation reading and writing. If you’re completely new to notation, you should try sight-reading a few basic songs on the piano until you’re more used to it.

    • There are digital notation programs that may prove easier to work with than pen and paper.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Where can I get musical experience?

    Community Answer

    If you’re in school, join band, orchestra, or chorus. Otherwise, check with your local music shop, many have lessons onsite, and if they don’t, they’ll probably know where to direct you. From there, gaining experience is as simple as practicing your instrument.

  • Question

    How do I write a classical song?

    Community Answer

    Listen to classical music for inspiration, study the trends in classical music, and eventually start to write your own pieces. I would pick one or two classical pianists that you admire to study in depth.

  • Question

    How do I write my music or my composition?

    Community Answer

    Use the most common chords and add lyrics. Use different variations of the chords and maybe even use broken chords (for pop).

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • There are lots of books available to teach you the fundamentals of composition and songwriting. If you’re having trouble getting started, looking to the masters can be a great help.[13]

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • If you’re using the piano as a medium for composing music for other instruments, especially the orchestra, try to know as much as possible about the other instruments before, because any compositions that were originally conceived on the piano may not necessarily work out for other instruments.

  • Piano is a difficult instrument to learn. If you’re not an advanced player, don’t try to compose music that you wouldn’t be able to perform yourself unless you know someone who will.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

Although composing music on the piano is a challenging process, you can get started by thinking about something that has affected you deeply, like a breakup or traveling to another country. Once you find your inspiration, try warming up with a few scales to help you come up with an appropriate melody. For example, you might come up with an angry, dramatic melody if you’re thinking about a breakup. Then, play the music out in your head, using mental imagery like memories of the other person, before putting your composition down on paper. To learn more, including how to add vocals to your piano composition, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 163,093 times.

Reader Success Stories

  • Sarah Lukeson

    Sarah Lukeson

    Dec 23, 2016

    «Awesome! Damn helpful! I’m gonna kick-start my awesome music career by posting the piece which this article…» more

Did this article help you?

Как сочинить мелодию на фортепиано

Хотите сочинять музыку на фортепиано? Нет ничего проще! Поговорим о том, как сочинить простую одноголосную мелодию на фортепиано.

Вы играли в детстве в кубики? В сущности, сочинение музыки с технической точки зрения — те же кубики или конструктор, только звуковой. Для конструирования мелодии нам потребуются музыкальные «кубики» — мотивы — и знание базовых принципов их комбинации.

Шаг 1. Создание мотива.

В начале необходимо придумать простейший мотив из нескольких нот (для начала 5-6 нот вполне достаточно). На его основе будет выстраиваться в дальнейшем вся мелодия.

Для этого потребуется:

а) определиться с тональностью. Чтобы по началу не путаться в черных клавишах, выбирайте простые тональности с минимальным количеством ключевых знаков. До мажор или ля минор для первой пробы вполне подойдут.

б) придумать ритмический рисунок. Ритм — основа любой музыки. Без удачной ритмической основы даже самый изысканный мотив будет звучать невыразительно. Поэтому прежде, чем играть мотив на инструменте, прохлопайте или постучите только его ритм. Убедитесь, что вы хорошо его запомнили и только после этого переходите к следующему этапу.

в) подобрать на фортепиано мотив. Опираясь на имеющийся ритмический рисунок, подберите на инструменте конкретные ноты, по которым будет «ходить» ваш мотив. Попробуйте несколько вариантов, прежде чем остановиться на каком-то одном. Выбирайте тот, который вам больше всего понравится. Если в процессе подбора вы поймете, что требуется изменить ритм или количество нот в мотиве, не отказывайте себе в этом. Главное, чтобы в результате получившийся мотив полностью вас устраивал.

Шаг 2. Сочинение мелодии из мотивов.

Начинаем конструировать простейшую музыкальную форму, «квадрат» — предложение или период.

Для этого:

а) выбираем метод развития. Одним из самых известных в музыке способов развития мелодии является секвенция — повторение одного и того же музыкального фрагмента от разных нот. Для начального опыта этот метод прекрасно подойдет.

б) выбираем направление секвенции. Ваша секвенция может быть восходящей или нисходящей. В восходящей каждый следующий мотив начинается выше предыдущего, в нисходящей — ниже. Оба варианта одинаково хороши, поэтому стоит попробовать оба с тем, чтобы выбрать наиболее удачно звучащий.

в) сочиняем «квадрат». Три стороны «квадрата» будут представлены тремя звеньями получившейся секвенции (первоначальный мотив, трижды повторенный от разных нот), а четвертой стороной станет завершающий оборот — каденция. По времени каденция должна быть равна одному мотиву, чтобы «квадрат» получился ровным

. Имеет смысл сочинить каденцию так, чтобы ее окончание подводило вашу мелодию к исходной точке, началу первого мотива. Тогда получившийся в итоге «квадрат» можно будет повторять несколько раз, выходя, таким образом, на более высокий уровень построения музыкальной формы.

Готово! Итак, у нас получилось сочинить небольшую фортепианную мелодию, основанную на секвенции из трех звеньев и с каденцией вместо четвертого звена. Прежде чем переходить к более сложным построениям, сочините несколько подобных маленьких «квадратов», используя восходящие и нисходящие секвенции, большее или меньшее количество нот в мотивах, различные тональности и ритмические рисунки.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

Как сочинять песни для фортепиано

Перевод и публикация этой статьи произведены с эксклюзивного письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование этой статьи с любыми целями и при любых условиях запрещено.
© David Nevue, 2008. Translated with permission.

За двадцать лет моей композиторской деятельности я сочинил более 120 произведений, около восьмидесяти пяти из них я выпустил на компакт-дисках. По просьбам моих читателей, которым понравились мои советы начинающим пианистам, я решил написать статью для начинающих композиторов. В этой статье я рассмотрю 12 вещей, которые полезно знать каждому композитору, который хочет сочинять произведения для фортепиано.

1. Начните с мелодии

Не нужно пытаться сочинить в уме всю песню сразу и целиком. Начните с одной простой мелодической фразы. Эта мелодия будет главной темой всего остального вашего произведения. Эта мелодия — основа и стержень вашей песни. Начните с импровизации на основе главной темы и посмотрите, в каком направлении пойдет естественное развитие этой мелодии. В конечном счете, главная мелодическая линия должна перейти в «хук» (припев). Относитесь к припеву как к цели, к которой стремится ваша мелодия.

2. О чем ваша песня?

Развивая мелодию, думайте об эмоциях, которые ваша песня должна вызвать у слушателя, о том образе, который она должна передать. О чем говорит миру ваша песня? О любви? О вере? О зиме? О воде? Каким бы ни был месседж вашей песни, концентрируйтесь на нем всё время, пока сочиняете. Это поможет вам развить музыкальную мысль в соответствующем направлении. Кроме того, бывает полезно определиться с названием песни в самом начале ее сочинения. В этом случае название становится как бы целью вашей работы, удерживая вас в определенном направлении.

3. Нужно ли делать вступление?

Иногда очень хочется написать длинное вступление (со мной такое тоже часто бывает), чтобы «создать атмосферу», нужный настрой у слушателя. Будьте осторожны в таких случаях. Помните, что (обычно) от главной темы зависит вся ваша песня. Главная мелодическая линия создает целостность произведения, соединяя воедино различные его части. Наконец, главная тема — это тот компонент песни, который запомнится слушателю. Поэтому представьте основную мелодию слушателю как можно раньше, и не задерживайтесь на вступлении слишком долго. Люди не напевают вступления, они напевают мелодии.

4. Антимелодичная песня для себя?

Иногда композиторы хотят просто поимпровизировать, сочинить что-нибудь для себя, выразить свое настроение, не заботясь о красоте мелодических линий. У меня тоже есть несколько таких произведений, где мелодия не является цепляющей и сногсшибательной. Абсолютно нормально, когда композитор сочиняет такие немелодичные песни, выражая свое настроение. Однако не нужно увлекаться этим, и выступая на публике, помните, что слишком продолжительные немелодичные песни могут утомить слушателей, ведь их настроение может не совпадать с вашим. Старайтесь делать такие произведения короткими — менее трёх минут. Самое длинное моё произведение «для себя» продолжалось 2 минуты 45 секунд.

5. Следуйте за музой

Неудивительно, если аранжируя свою песню, вы вдруг обнаружите, что ушли совсем в другую степь и начали сочинять совершенно новую мелодию. Подумайте, насколько эта новая мелодия сочетается с аранжируемой песней? Может быть, у вас просто появилась новая музыкальная идея, из которой может получиться новая песня? Большинство моих песен именно так и рождались — в процессе работы над другими моими песнями. Таким образом, если в процессе аранжировки у вас получается новая, интересная мелодия, то всегда думайте — стоит ли использовать эту мелодию как элемент аранжировки или будет лучше сделать из неё новую песню.

6. Повторяйтесь интересно

Сочинив главную мелодию и припев, подумайте о разнообразии. Вы можете вставить в песню припев дважды без каких-либо изменений, но когда припев появится в песне в третий раз, он должен звучать совсем иначе, несмотря на то, что основная мелодическая линия останется прежней. Попробуйте сыграть третий припев в другой тональности, добавьте побольше басовых нот, побольше украшений, попробуйте немного сменить ритм. Старайтесь немного разнообразить основную мелодию на протяжении всей песни. Не позволяйте мелодии терять свежесть, иначе ваша красивая мелодия натрет мозоли на ушах слушателей.

7. Любая композиция должна развиваться

О чем бы ни была ваша песня, она должна постоянно развиваться. Каждая песня — это рассказ о чем-то, и по мере развития сюжета, должна соответственно немного эволюционировать и главная мелодия. Представьте, что будет, если родители начнут читать ребенку первую страницу сказки, затем вторую, затем снова первую, снова вторую и еще раз вторую. Любому ребенку такое чтение быстро надоест! С каждой новой страницей сюжет должен развиваться, последовательно подводя историю к завершению. Примените этот же подход к музыке. Каждая «страница» вашей композиции должна постепенно развивать основную сюжетную линию песни, подводя её к развязке.

8. Ошибки

Не расстраивайтесь из-за ошибок. Ошибки могут привести к новым открытиям — например, к интересным сочетаниям аккордов. Не раз было так, что работая над песней, я брал неверную ноту и обнаруживал, что такой переход слушается довольно интересно. То, что вы считаете «ошибкой», может стать тем поворотным моментом, который добавит вашей мелодии изюминку. Начиная работать над новой песней, я делаю МНОГО ошибок. Это часть процесса сочинения. Сочинение музыки похоже на гончарное мастерство. Всё начинается с грязного куска глины (идея), и затем руки мастера превращают этот кусок в нечто оформленное. Результат не всегда радует, но с постоянными тренировками придут навыки и вы сможете сделать что-то красивое.

9. Смена музыкальной темы

Закончив развитие основной мелодии, композитор должен добавить в произведение новую музыкальную мысль, чтобы сохранить заинтересованность слушателя. Назовем её мелодией второго плана, обычно она не столь мощная, как основная мелодия или припев.

Я предполагаю, что люди покупают мои композиции потому, что большинство моих произведений по сути являются песнями. За неимением лучшего описания, назовем их песнями без слов (извиняюсь за клише). Каждое мое произведение имеет песенную структуру. В качестве примера, послушайте «One Night at Mozart’s» — одну из наиболее популярных моих песен. Вот её структура:

A) Главная мелодия (Вступление)
B) Припев
C) Бридж
A) Главная мелодия (на октаву ниже с орнаментацией)
B) Припев
C) Бридж
D) Мелодия второго плана
B) Припев, переходящий в завершение

Песня продолжается три минуты. Заметили, насколько проста её структура?

Теперь проанализируем другое произведение — «No More Tears».

* Вступление для создания атмосферы, затем…
A) Главная мелодия
B) Припев
A) Главная мелодия (с орнаментацией)
B) Припев
C) Мелодия второго плана
B) Припев
A) Главная мелодия (на октаву выше) и завершение.

Видите структуру этих песен? Структура каждой песни немного отличается от других. Некоторые песни совсем просты — A, затем B. Но главное то, что пьеса для фортепиано — это песня. Придайте своему сочинению песенную структуру и…

10. Будьте проще

Самая распространенная ошибка многих композиторов — чрезмерное усложнение. По определенным причинам начинающие композиторы стараются сочинять сложные произведения, руководствуясь принципом «чем сложнее, тем лучше». Отчасти они делают это, чтобы произвести впечатление, отчасти — из-за ошибочного представления, что чем сложнее песня, тем более она значима. Нет, нет и нет. Простота — ключ к красоте. Ясность — ключ к совершенству. Не надо сочинять песню ради того, чтобы произвести впечатление. Не нужно писать песню ради важности. Просто придумайте простую мелодию, сумейте ее развить, добавьте интересный поворот и напишите финал. На всё это — меньше четырех минут. Если вы сочинили песню, которая длится более пяти минут, хорошенько присмотритесь к ней. Возможно, вы перестарались.

Я знаю одного очень талантливого пианиста, который пишет чудесные мелодии, но его песни слишком длинны. Это сводит меня с ума, потому что, если бы он только упростил свои аранжировки, его альбом был бы прекрасен. Конечно, я не буду называть его имени, но посмотрите на структуру одной из его песен:

A) Главная мелодия (Вступление)
A) Главная мелодия (Повторяется)
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия
D) Мелодия второго плана
B) Припев (сложная версия)
C) Бридж (с орнаментацией)
D) Мелодия второго плана (с более выраженной орнаментацией, переходит в импровизацию)
B) Припев (с более выраженной орнаментацией)
A) Главная мелодия
B) Припев (простая версия)
C) Бридж
A) Главная мелодия (переходит в завершение)

Продолжительность песни составляет шесть с половиной минут. Главная мелодия этой песни — одна из самых красивых мелодий, которые мне когда-либо доводилось слышать, но автор заездил её до крайней степени. На пятой минуте прослушивания думаешь только о том, когда же эта песня кончится.

Будьте проще.

11. Всему своё время

Приготовьтесь к тому, что на сочинение одного произведения могут потребоваться годы. Иногда я сочиняю песню за два часа, но это бывает очень редко (может быть, раза четыре такое было за двадцать лет). Обычно сочинение песни у меня занимает 6-9 месяцев, а некоторые мои песни сочинялись по несколько лет. Если работа над песней затягивается, не нервничайте. Если нужно, отложите сочинение на некоторое время и вернитесь к нему позже. Если вы отложите работу над песней на пару месяцев, то вернувшись к ней, вы легко её досочините.

12. Купите диктофон

Купите диктофон и включайте его каждый раз, когда садитесь за фортепиано. Самое обидное, когда появляется прекрасная идея, вас прерывают, и вы упускаете музыкальную мысль. Имея диктофон, вы сможете набросать черновой вариант своей мелодии, чтобы вернуться к ней позже, если потребуется.

Дэвид Невью

Об авторе. Дэвид Невью — знаменитый американский композитор и пианист. Дэвид также является основателем Интернет-радиостанции Whisperings: Solo Piano Radio и образовательного портала для независимых музыкантов The Music Biz Academy. Кроме того, Дэвид Невью написал книгу «Как успешно продвинуть свою музыку в Интернете» («How to Promote Your Music Successfully on the Internet»).

Еще о сочинении музыки

  • Текст песни
  • Мелодия песни
  • Советы композиторам
  • Уроки вокала
  • Эмоциональное пение
  • 21 совет авторам песен
  • 18 советов авторам песен
  • Советы пианистам
  • Как сочинять песни для фортепиано

как сочинить мелодиюЕсли у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству.  Как говорится, «не боги горшки обжигают», и  необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход  предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам  безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и  не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная  мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и  вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Автор ‑ Сюзанна Мак

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется музыка для балета
  • Как пишется муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Как пишется музицирование или музыцирование правильно
  • Как пишется муниципальное автономное учреждение
  • Как пишется музей янтаря