Как пишется mvp

Время на прочтение
14 мин

Количество просмотров 208K

Читая новости про проекты и сервисы, вы могли часто сталкиваться с понятием MVP. Но что скрывается под этой аббревиатурой и почему MVP так часто используют на начальных этапах развития продукта? Давайте прямо сейчас вместе разберемся в этом.

Что собой представляет MVP

image

Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт) — тестовая версия товара, услуги или сервиса с минимальным набором функций (иногда даже одной), которая несет ценность для конечного потребителя.

MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, насколько он будет ценным и востребованным на рынке.

Результаты тестирования минимально жизнеспособного продукта и обратная связь от целевой аудитории помогают понять, стоит ли развивать проект дальше, какие изменения следует внести в стратегию, а что оставить в первоначальном виде.

Полезность разработки MVP доказывают примеры крупных на данный момент компаний. Например, Даниэль Эк и Мартин Лорентсон в 2006 году запустили небольшой сервис с одной функцией — потоковая передача музыки. Сегодня их продукт — Spotify — оценивается в $21 миллиард, сотрудничает с крупными звукозаписывающими студиями и имеет 50 миллионов человек активной аудитории.

В 2008 году, когда аренда отеля или жилья во время путешествия была большой проблемой, два энтузиаста решили подойти к вопросу нестандартно и сдали свою квартиру по простому факсу. По сути, это тоже MVP, в котором тестировалась основная функция. Эксперимент показал, что продукт получит спрос, а сегодня Airbnb — одна из крупнейших площадок по поиску краткосрочной аренды жилья.

MVP и PoC — одно и то же?

Proof of Concept (PoC) — доказательство правильности концепции и некоторые новички часто путают его с минимально жизнеспособным продуктом. PoC описывает процессы выяснения технической жизнеспособности концепции программного обеспечения (или любого другого продукта).

Да, эти определения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемые. Proof of Concept — описание процессов на начальной стадии развития продуктов, которые потом реализуются фактически, из чего получается MVP.

Виды MVP

image

Есть много разных подходов к созданию минимально жизнеспособного продукта, но на практике чаще всего используют некоторые из них. Далее поговорим о наиболее популярных.

MVP Флинстоуна

image

Помните, как в популярном мультике «Флинстоуны» глава семейства создавал иллюзию передвижения на автомобиле? Так вот, этот подход предусматривает имитирование наличия функционала, хотя на самом деле технически он никак не реализован. MVP нацелен на проверку гипотезы, доказательство жизнеспособности выбранной модели развития бизнеса.

Изначально у этого подхода было много критиков, мол, как можно что-то проверить, если ничего нет? Состоятельность метода доказал Ник Свинмерн — основатель интернет-магазина Zappos, стоимость которого в 2015 году «пробила» отметку в $2 миллиарда.

Он сделал сайт и опубликовал фото разных моделей обуви. Получил заказ, пошел в магазин, приобрел нужную пару и отправил покупателю. Так он проверил жизнеспособность идеи продаж обуви через интернет, при этом изначально он не тратил деньги на аренду склада и закупку продукции, а лишь имитировал их наличие.

Консьерж MVP

Эта методология больше подходит для онлайн-сервисов, конечная цель которых — автоматизировать решение проблем целевой аудитории. На начальных этапах реализации продукта услуга оказывается вручную.

Например, мы хотим сделать сервис по финансовому учету и планированию для физических лиц. Но чтобы проверить, будет ли пользоваться спросом эта идея, сначала сделаем несколько финансовых планов для клиентов вручную через Excel. Так мы сможем понять, кто и сколько готов платить, какие функции нужно реализовать в первую очередь и т.п. Часто консьерж MVP помогает в генерации новых идей, которые впоследствии делают конечный продукт лучше.

Эту модель в конце 90-х годов использовал Чак Темплтон — основатель сервиса по онлайн-бронированию ресторанов, билетов и многого другого. Он не стал сразу вкладывать сотни тысяч долларов в техническую реализацию сервиса, а бронировал для других людей столики в ресторанах вручную. Так он проверил жизнеспособность идеи, понял, кто, сколько и за что готов платить и познакомился с целевой аудиторией.

Разрозненный MVP

Метод разрозненного MVP используют, когда идею можно проверить и реализовать без разработки уникального программного обеспечения. Вместо этого собирают готовые инструменты, объединяют в одну систему и преподносят в едином интерфейсе.

Если бы все компании начинались с разработки уникальных решений, которая обходилась бы в сотни тысяч долларов, мы бы не увидели много крутых проектов. К этому, как правило, переходят после запуска, получения обратной связи и первых результатов.

Посмотрите на популярный сервис совместных покупок Groupon. Когда-то он был простеньким сайтом на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Только после получения первой обратной связи и финансовых результатов были разработаны социальные функции, полноценная email-рассылка, автоматизация и мобильное приложение.

Продукт с одним параметром

Эту разновидность используют чаще всего, когда есть готовый продукт с минимальным набором функций (как правило, одной). По такому принципу действовали основатели Spotify, которых упомянули в начале статьи.

Выпуск продукта с одной функцией (параметром) позволяет сузить целевую аудиторию, получить обратную связь и проанализировать ее, после чего приступить к тестированию.

Когда и для чего нужно делать MVP?

Приступайте к разработке MVP на начальных стадиях развития продукта. Идея может быть крутой только у вас в голове (да, такова уж суровая реальность), так зачем сразу вкладывать большие деньги в разработку, когда есть вариант с маленькими затратами и точной проверкой? После выпуска минимально жизнеспособного продукта вы определите спрос и поймете, в правильном направлении развиваете проект или нет.

Но самое крутое в MVP — сбор ценной информации от первых пользователей. Именно конечный потребитель расскажет о правильной реализации проекта. Собранные данные используйте для планирования дальнейших обновлений и определения наиболее приоритетных целей: какие функции реализовать в первую очередь.

Как сделать MVP правильно

В теории вы узнали, что такое минимально жизнеспособный продукт, теперь поговорим о практической части — создании MVP. Для получения хорошего результата разложите работу на мелкие итерации (шаги/этапы), обозначьте цели для команды в целом и задачи для каждого члена. Но в первую очередь донесите до коллектива общие принципы работы и создания продукта.

Нулевой этап: определяем основные принципы создания MVP

Проведите общее собрание коллектива, который примет участие в разработке MVP. На нем вы должны разобраться, все ли члены команды понимают, зачем это нужно. Обсудите видение минимально жизненного продукта, сложите все воедино и постройте первый примерный план дальнейшей работы.

В ходе общего собрания обсудите следующие вопросы:

  1. Как потратить минимум ресурсов? Помните, что на MVP должно быть потрачено минимум времени и сил. Вместе с командой разберитесь, как потратить мало денег, но при этом провести эффективное тестирование бизнес-идеи. Как правило, обсуждение этого вопроса помогает выбрать функции для реализации на начальном этапе развития продукта.
  2. Как взаимодействовать с пользователями? Одна из главных целей создания MVP — тестирование гипотез, определение спроса и востребованности продукта. В этом помогает обратная связь от первых пользователей продукта. Чтобы не упустить ни капли важной информации, заранее продумайте все каналы взаимодействия с целевой аудиторией: отзывы, опросы, прямые интервью и т.п.
  3. Как сделать первые продажи продукта? Первые продажи продукта дадут средства для начала разработки и покажут, интересна ли кому-то разработанная концепция. Хороший вариант — организовать сбор средств (предпродажи) на краудфандинговой площадке — Kickstarter (международная), Boomstarter (Россия), Planeta (Россия) и т.п.
  4. Как будем продвигать продукт? На старте планируйте рекламную кампанию и используемые каналы. Основные инструменты — контекстная реклама Яндекс и Google. Далее осваивайте социальные сети — Facebook, ВКонтакте и Instagram. Создайте официальные страницы, запустите таргетинг. Кстати, брендированные сообщества — один из каналов сбора обратной связи. Разработайте продающий лендинг: опишите продукт, расскажите о функциях, пользе для клиента, дайте пользователям возможность выбора между платной и бесплатной версиями продукта. После обсуждения этого вопросы вы должны знать, по каким каналам будете продвигаться и сколько денег потратите.

Постарайтесь привлечь к общему собранию максимум специалистов, чтобы рассмотреть идею и варианты тестирования с разных сторон. Обязательно составьте протокол собрания, в котором будут отражены основные мысли, идеи и принятые решения.

Первый этап: поиск проблемы, которую решит MVP

После определения основных принципов MVP, ответьте на вопрос: «Какую проблему решает продукт?». Опишите его ценность в нескольких предложениях. Во-первых, это полезно для себя и команды, во-вторых, в дальнейшем поможет в создании уникального торгового предложения, лендинга и рекламной кампании.

Например, создаем сервис по финансовому планированию для физических лиц. Он решает проблему «бесконтрольного расходования денежных средств, помогает организовать бюджет и ставить долгосрочные цели».

Второй этап: находим целевую аудиторию

Распространенная ошибка начинающих продактов и предпринимателей — они считают, что их проект решает проблему широкой аудитории (всех людей). Такой подход в разы повышает вероятность провала. Сфокусируйтесь на определенной целевой аудитории.

Составьте портрет клиента, который обязательно купит продукт. Опишите его пол, возраст, социальное положение, уровень дохода, потребности, привычки, используемую им технику, распространенные проблемы, предпочтения в отдыхе и т.п.

Не торопитесь на этом этапе! Лучше потратить несколько часов для формирования портрета ЦА, чем потом «слить» весь рекламный бюджет и получить минимальную конверсию. И не забывайте про то, какую проблему решает MVP (это определяется на первом этапе).

Пример с сервисом по составлению финансовых планов для физических лиц:

  • 25-34 лет;
  • мужчины;
  • 40 000-80 000 рублей в месяц;
  • хотят погасить кредиты, накопить денежные средства, повысить качество жизни;
  • пользуются ПК и смартфон;
  • испытывают нехватка заработной платы до конца месяца.

Составлен примерный портрет, даже такой минимум позволяет ориентироваться и дает понимание, кому продаем продукт. Эта информация в дальнейшем поможет в организации рекламной кампании.

Третий этап: определяем основных конкурентов

Не думайте, что ваш продукт (идея) уникален и такого больше нигде нет. Если вы с ним не сталкивались лицом к лицу, это не гарантирует уникальность. И вообще есть гипотеза «множественного открытия»: все исследования и изобретения делаются сразу несколькими учеными независимо друг от друга.

Эту гипотезу подтверждает история с разработкой радио. В России считают, что его изобрел Александр Попов, а вот в Италии лавры отдают Гульельмо Маркони. Оба начали работать над реализацией идеи в 1894 году, но Попов свою разработку презентовал в марте 1896 года (но при этом не запатентовал), а Маркони в июне 1896 года подал документ на патент. Кстати, есть еще несколько ученых в разных странах, которые также претендуют на звание «создатель Радио».

История с MVP аналогичная: вы должны потратить немало времени, но постараться найти конкурентов. Вам повезет, если идея все-таки окажется уникальной, а если нет, тогда решите следующие задачи:

  1. Соберите максимум информации об основных конкурентах. Проанализируйте трех самых крупных игроков рынка: изучите историю развития, посмотрите предлагаемые продукты, ознакомьтесь с конкурентными преимуществами и оцените способность предложить что-то лучше.
  2. Определите рыночные доли основных конкурентов. Рассмотрите деятельность компаний со всех сторон, определите их стратегии, объемы продаж, рассчитайте рентабельность и т.п. Так вы поймете, насколько они успешны и как можно опередить их в конкурентной борьбе (а главное, сколько на это придется потратить ресурсов).
  3. Изучите первичные источники информации. Все, что публикуют конкуренты о своей деятельности, — первичные источники данных. Поэтому посмотрите их официальные сайты, презентации, «белые книги», годовые отчеты, рекламные материалы и т.п. Это поможет разобрать деятельность конкурентов по кирпичикам и даст новые идеи для развития продукта.
  4. Изучите вторичные источники информации. Новости, видео, обзоры, интервью, оценки и т.п. — вторичные источники информации. Их публикуют СМИ, независимые отраслевые сайты и многие другие. Сбор информации из вторичных источников поможет глубже понять выбранную отрасль и изучить «правила игры». Но при этом не забывайте, что далеко не все дают достоверную информацию.
  5. Посетите отраслевые мероприятия. Ваши конкуренты презентуют продукцию или услуги на конференциях, выставках и любых других подходящих для этого площадках. Чтобы собрать максимум информации и задать интересующие вопросы, посещайте такие мероприятия. В большинстве случаев они бесплатны, поэтому потратить придется только свободное время.

В сборе информации помогут специальные аналитические инструменты: Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie, AppFollow и другие. Соберите данные о популярности конкурентов, ежемесячном трафике, основных интересах целевой аудитории, географическом расположении клиентов и т.п.

Для удобства советуем составлять сводную таблицу со всей собранной информацией. Впоследствии будет проще ориентироваться в больших массивах данных и принимать какие-либо решения.

Четвертый этап: проводим SWOT-анализ

SWOT-анализ представляет собой таблицу, состоящую из четырех блоков:

  • сильные стороны;
  • слабые стороны;
  • возможности;
  • угрозы.

Опять же, его лучше проводить коллективно или, по крайней мере, с основными членами командами. Важно объективно оценивать каждый пункт и не бояться признавать слабые стороны. Посмотрим реализацию SWOT-анализа на примере сервиса по финансовому планированию для физических лиц:

image

Не расписывайте пункты на целые абзацы. Они должны быть короткими и понятными для всей команды.

Обратите внимание, что таблица разделена на две части. Сильные и слабые стороны, как правило, относятся к внутренним факторам, а возможности и угрозы — к внешним.

Цель SWOT-анализа выявить сильные стороны и возможности, чтобы сосредоточить работу на них для минимизации негативных последствий от слабых сторон и угроз. Сделанные выводы помогут выбрать стратегию развития и позиционирования бизнеса на рынке.

Пятый этап: создаем карту пути пользователя

Простой блиц для определения удобства продукта: если вы сами не понимаете, что надо делать с вашим сервисом (продуктом, услугой и т.п.), то потребитель разобраться точно не сможет!

Чтобы избежать такого недоразумения, на пятом этапе создания минимально жизнеспособного продукта составляют карту пути пользователя — что делает пользователь при взаимодействии с продуктом. Вы должны понимать, какие у аудитории требования к контенту, дизайну, интерфейсу.

Кстати, не забывайте корректировать карту пути пользователя (user flow) после получения обратной связи от первых клиентов. Они расскажут, что хорошо, а что плохо или неудобно. На основе этого корректируйте карту, чтобы конечный потребитель получал то, что хочет.

Например, для сервиса по финансовому планированию сделали такую карту:

  • выбор периода планирования;
  • добавление активов, пассивов, доходов и расходов;
  • аналитика финансового плана;
  • постановка целей и отслеживание прогресса достижений.

Провели первые тестирования, за два месяца в поддержку написали несколько человек: «у нас были финансовые планы в Excel, пришлось потратить часа два, чтобы все данные перенести в ваш сервис». Что делаем? Правильно! Добавляем функцию экспорта существующих в Excel финансовых планов.

Шестой этап: составляем перечень функций продукта

На прошлом этапе вы определили основные взаимодействия пользователя с продуктом, теперь для каждого опишите конкретные функции. Для удобства составьте специальную карту: взаимодействия и функции для каждого. Сначала она выглядит так:

image

Дальше для каждого взаимодействия определяется перечень функций. Здесь помогут логика и пользовательские истории. В первом случае самостоятельно или вместе с командой подумайте, что нужно сделать для обеспечения того или иного взаимодействия.

Но как вы помните, наше видение часто искажено, а вот реальные пользователи дают объективную информацию на основе опыта. Пользовательские истории описывают те или иные действия людей, на основе которых определяются необходимые функции.

Дальше расставьте все функции по приоритету. Самые востребованные (которыми пользуются чаще всего) ставим в начало списка, редко используемые — в конец. Должна получиться вот такая карта:

image

Седьмой этап: определяем функции MVP

На этом этапе вы должны определить функционал MVP или иными словами — запланировать объем минимально жизнеспособного продукта. Для начала определите несколько основных функций, без которых проект вообще не сможет существовать, от него не будет никакого толку. Это — каркас или наименьшая полезная версия продукта.

Каркас как дом без отделки — вроде бы, жить можно, но как-то не очень. Поэтому в большинстве случаев MVP дополняют разными «полезностями». Для этого необходимо определить существенные и несущественные функции: какие нужны сейчас, а какие можно доработать потом в процессе развития проекта.

Опять же, классифицировать функции лучше коллективом. Обсуждения, споры, аргументация — это приведет к определению оптимального объема минимально жизнеспособного продукта. На карте выделите каркас и дополнительные функции в рамках MVP для удобства дальнейшего планирования. Должно получиться что-то наподобие этого:

image

Такую карту с объемом минимально жизнеспособного продукта можно сделать на компьютере или на магнитной доске, стоящей в переговорной или аналогичном помещении. В ходе разработки допускается внесение корректировок.

Восьмой этап: выберите метод управления и разработки

Вы готовы к началу работы: определена идея, задачи, цели объем MVP. Осталось выбрать модель управления для достижения максимальной эффективности и соблюдения установленных сроков разработки. Возможно несколько вариантов:

  • Lean.
  • Scrum.
  • Канбан.
  • Экстремальное программирование (XP).

Этот этап — один из важных. Можно придумать крутую идею, разработать качественный концепт, собрать команду высококлассных спецов, но если выберите неправильную модель управления, забудьте о достижении успеха. Поэтому хорошо подумайте, с какой системой работать в рамках реализации того или иного продукта.

Девятый этап: проводите тестирования

Тестируйте MVP короткими итерациями: альфа- и бета-тестированием. Альфа — внутренний этап: закончили разработку, пользуйтесь продуктом внутри команды несколько дней. Если все окей, запускайте бета-тестирование — внешний этап, дайте доступ к проекту первым пользователям. Длительность: 7-14 дней.

После первой беты соберите отзывы, статистику посещений, аналитику поведений и проанализируйте весь массив данных. Так вы узнаете, что надо доработать, что можно убрать, а что, наоборот, надо добавить в срочном порядке.

Несколько итераций «разработка-альфа-бета» помогут прийти к оптимальной первой версии продукта, который можно выпускать на рынок для массового пользователя и продолжать дорабатывать.

Еще раз поговорим всю последовательность этапов:

  1. Определение основных принципов создания MVP.
  2. Поиск проблемы, которую решит MVP.
  3. Поиск целевой аудитории.
  4. Определение и анализ основных конкурентов.
  5. Проведение SWOT-анализа.
  6. Создание карты пути пользователя.
  7. Составление перечня функций продукта.
  8. Определение объема MVP.
  9. Выбор метода управления и разработки.
  10. Проведение тестирований.

Пройдя 10 этапов, вы получите хороший минимально жизнеспособный продукт, который впоследствии перерастет в первую версию полноценного проекта. И не бойтесь вносить правки: отказываться от каких-то этапов, добавлять собственные и т.п. Данная последовательность шагов — не строгое правило, а лишь пример или образец, на основе которого вы можете построить что-то собственное и уникальное.

Самые распространенные ошибки при создании MVP

Теперь вы знаете, как создать свой MVP. Но есть еще один момент: новички (им это простительно, кстати) часто допускают ошибки при планировании первых минимально жизнеспособных продуктов. На второй-третий раз, набравшись опыта, они работают быстрее и эффективнее.

Но зачем учиться на собственном опыте, когда есть чужой? Почему бы не использовать его и постараться избежать неточностей на своем пути? Поэтому далее поговорим о самых распространенных ошибках начинающих продакт-менеджеров и предпринимателей.

Попытки достигнуть идеала

Закройте в клетке своего перфекциониста, потому что в ходе разработки MVP он сыграет с вами злую шутку! Запомните, задача минимально жизнеспособного продукта — дать пользователю базовое представление о продукте, он априори не должен и не может быть идеальным.

Вы тестируете гипотезу! Поверьте, маленького MVP хватит для определения потенциала идеи. Если она крутая, то спрос на продукт не испортит даже плохой дизайн, интерфейс и минимальная скорость работы. И только при подтверждении этой гипотезы начинайте тратить ресурсы на юзабилити и красивый фантик.

Небрежная работа

Если MVP не должен быть идеальным, это не значит, что его можно делать, как попало. Некоторые продакты бросаются из крайности в крайность, в результате получает вообще что-то непонятное.

Минимально жизнеспособный продукт должен быть простым, но качественным. Например, если делаете сервис, то купите хотя бы домен второго уровня, не надо оставлять его на поддомене какого-то бесплатного конструктора.

Отсутствие обратной связи

Некоторые новички так увлекаются разработкой, что забывают о приоритетной цели — сборе обратной связи. Еще на стадии планирования следует определить ключевые метрики, которые покажут успешность проекта. Это может быть количество скачиваний или покупок, число новых пользователей, коэффициент удержания клиентов и т.п.

«Пустые» обещания

Когда «глаза горят», есть ощущение способности свернуть горы! И в такие моменты руководитель начинает делать анонсы крутых и необычайных возможностей. Конечно, это все здорово с точки зрения маркетинга, но если не сдерживать обещания, пользователи начнут покидать проект.

Поэтому всегда принимайте решения о новых анонсах на «холодную» голову. Объективно оценивайте, что сможете сделать, а что нет.

Отказ от анализа и аналитики

Окрыленность собственной идеей часто дурманит разум и вся команда перестает обращать внимание на объективные факты: плохие метрики, отрицательные отзывы и т.п. Начинают думать, что просто пользователи не все понимают сейчас, а вот когда финальная версия продукта будет готова, тогда они оценят.

Нет, не оценят. В этом деле всегда важен объективизм. Есть обратная связь от реальных пользователей, слушайте ее, корректируйте работу проекта в соответствии с желаниями конечных потребителей, иначе во всей этой суете нет никакого смысла.

Итак, подведем краткий итог: MVP — минимально жизнеспособный продукт, который делают для тестирования идей и гипотез, сбора обратной связи от первых потребителей (и да, MVP ≠ PoC). Реализовать можно за 10 этапов и постараться избежать наиболее распространенных ошибок. Если вы планируете создание нового продукта, начинайте с MVP: это позволит избежать больших ресурсных потерь в случае плохого потенциала идеи.

Ещё больше о MVP можно узнать на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт (с 0 до PRO)» Узнать подробности

Перед началом любой фактической работы стоит потратить некоторое время, чтобы наметить основные принципы и методы MVP, а затем убедиться, что ваша команда использует их на протяжении всего процесса. Нижеперечисленные пункты важны на всех этапах реализации вашего MVP.

1. Попробуйте потратить как можно меньше денег и усилий. Основная идея MVP — сокращение времени и ресурсов, необходимых для проверки вашей бизнес-идеи. Определите простейший тип MVP, достаточный для получения обратной связи, и придерживайтесь его.

2. Сосредоточьтесь на повышении уровня осведомленности. Задействуйте как можно больше информационных каналов для того, чтобы гарантировать себе необходимое количество первых пользователей. Это может быть сделано с помощью вашей PoC-деятельности.

3. Проведите предпродажу продукта. Вы можете использовать Kickstarter и другие краудфандинговые платформы или продать напрямую ваш продукт для достижения двух главных целей. Первая и самая важная из них — получить обратную связь, а вторая — вложить деньги в дальнейшее развитие. Так вы сможете понять, нравится ли людям концепция продукта.

4. Интервьюируйте пользователей постоянно. Независимо от того, на каком шаге вы находитесь, интервьюируйте своих потенциальных клиентов, чтобы затем внести корректировки в начальную блок-схему. Продолжайте проводить собеседование до перехода со стадии MVP к версии 1.0. После этого вы также должны следовать этой практике, но расширять ее с помощью A/B-тестирования и других современных методов. Вы можете использовать формы онлайн-исследований или разговаривать с покупателями лицом к лицу. Формулирование правильных вопросов поможет вам не только изучить проблемы пользователей, но и выяснить, стоит ли их вообще решать. Спросите, что беспокоило пользователей, когда они сталкивались с проблемами. Пусть они расскажут вам, что их не устраивало в решениях, которые они использовали.

5. Настройте петлю обратной связи. Обратная связь, которую вы получаете посредством интервью или одного из других каналов, должна быть систематической, иметь реальное, сиюминутное воздействие на ваш продукт. Отслеживайте все отзывы, обобщайте и конвертируйте их в идеи для дальнейших задач команды.

6. Создайте лендинг. Страница должна содержать описание продукта и его функции, а также форму регистрации с бесплатными и платными решениями. С помощью лендинга вы сможете определить оптимальную стоимость своего продукта.

7. Используйте социальные сети. Такие платформы, как Facebook, Reddit и YouTube станут самыми эффективными источниками информации при условии, что вы располагаете достаточным вниманием аудитории. Также рекомендуем использовать инструменты ведения блога: собственные или публичные, как Medium.

8. Запустите рекламную кампанию. Используйте Google, Facebook и Twitter, чтобы проследить, доходит ли MVP до целевой аудитории. Эти рекламные площадки обладают очень гибкими возможностями сегментации, поэтому вы сможете протестировать гипотезы, настроив несколько узких пользовательских сегментов.

Не переоценивайте эксклюзивность своего продукта, особенно если заранее знаете о других компаниях в отрасли. Проанализируйте конкурентов. Выясните их сильные и слабые стороны, чтобы определить функциональность своего будущего продукта. Составьте классификацию конкурентов на основе того, как они конкурируют за долю на рынке.

1. Определите своих конкурентов. Проанализируйте трех главных игроков рынка, узнайте, как долго они существуют на нем, какие продукты и услуги предоставляют. Определите, есть ли у них конкурентные преимущества и оцените свою способность предложить что-то лучшее.

2. Охарактеризуйте их долю на рынке. Исследуйте их прошлые и текущие стратегии, объем продаж, доходы, финансовые и маркетинговые цели. Эти данные помогут вам понять, насколько они успешны и рентабельны.

3. Используйте первичные и вторичные источники информации. Информация, которой компании делятся сами, — первичный источник, наиболее надежный для проведения анализа. Посетите веб-сайты компаний, изучите презентации, «белые книги», годовые отчеты, блоги, рекламные материалы и другие публикации. Вторичные источники информации — статьи в журналах и газетах, видеоролики, отчеты и книги — формируют общественное мнение об игроках рынка. Хотя эти источники могут быть менее надежными, чем первичные, они дают наиболее полное представление об отрасли.

4. Копайте глубже. Не стесняйтесь посещать деловые мероприятия, в которых участвуют конкуренты, устанавливайте контакты, пользуйтесь продуктом конкурентов и анализируйте отзывы.

5. Пользуйтесь программами аналитики. Различные онлайн-инструменты для конкурентного анализа сделают вашу жизнь проще. Такие сервисы, как Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow собирают данные о сайтах и приложениях. С их помощью вы сможете узнать о популярности приложения / сайта конкурентов, об их ежемесячном трафике, интересах аудитории, географическом местоположении клиентов, а также похожих продуктах. Некоторые из существующих инструментов предоставляют базовую информацию бесплатно. Другие, как Moz и SensorTower, на условиях подписки.

Когда вы знаете слабые и сильные стороны ключевых конкурентов, вы сможете понять, что сделает ваш продукт уникальным на рынке и что ему не хватает, чтобы таковым стать.

MVP — это не только лучший игрок в команде (most valuable player). В сфере стартапов это ещё и минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product). Сервис, обладающий достаточными качествами для того, чтобы привлечь первых пользователей.

Это очень важно в условиях, например, стартапа — для получения обратной связи и понимания того, в какую сторону стоит двигаться (и стоит ли двигаться вообще, или лучше похоронить идею).

Сбор информации через MVP — обходится намного дешевле, чем разработка полноценного продукта с большим набором функций. MVP позволяет во много раз снизить затраты и риски, и, при грамотном подходе, в итоге выйти на бизнес-идею, которая работает.

Правильный и неправильный подход к созданию MVP

Для примера, возьмем онлайн-планировщик. Сразу мечтать о создании конкурента ToDoist или Trello — нет смысла. На такое не хватит никакого бюджета, и даже с неограниченными финансами (см. Google) победа не обеспечена. Поэтому в соответствии с теорией MVP-тестирования нужно создать основу, «костяк» продукта. Например, простой сервис, способный записывать новые задачи и отмечать их как сделанные, с тегами, возможностью фильтрации и выставления приоритетов.

Когда хорошие стартапы задумываются о выпуске планировщика, они обычно начинают с этого короткого списка. А дальше всё зависит от дизайна, маркетинга и пары-тройки выделяющихся функций. Если пользователям понравится — можно развивать идею, добавлять возможности и постепенно становиться одним из главных игроков. Если MVP себя оправдал.

Термин «минимально жизнеспособный продукт» был придуман Фрэнком Робинсом в 2001 году. И популяризован Эриком Рисом, который в 2009-м в деталях описал его в своём бестселлере Lean Startup (на русский его перевели как «Бизнес с нуля»).

Как видим, концепт родился сравнительно недавно. В России о том, что такое МВП, и о его принципах почти не знают. К большому сожалению, у нас больше укрепились модели «выйдем и сразу всё захватим!», где компании прожигают сотни миллионов, стараясь сразу стать монополистом. А также модели «Яндекса», Mail.ru и «Сколково», когда новые идеи подводят под технологические цепочки существующих крупных компаний. Мы в Rubrain занимаемся разработкой MVP для стартапов из США и Британии уже около пяти лет, и знаем, что если у вас мало денег (и они свои) — это единственный путь к созданию успешного проекта.

Примеры MVP известных компаний

Почти все успешные стартапы на Западе начинают свой путь к успеху с минимально жизнеспособного продукта. Это наименее опасный и затратный подход, об этом хорошо знают жители Кремниевой долины. Другой вариант — «откол» проекта от более крупной компании, или разработка большого продукта после привлечения солидных инвестиций (зачастую — от сооснователей).

Но всё же большая часть известных в США и Европе стартапов начинали с простой версии MVP, которая позволила им протестировать рынок, набрать базу клиентов, освоиться, доказать инвесторам свою идею, а потом — начать добавлять в продукт новые функции и продолжить развивать успех.

Вот пять характерных примеров:

  1. Uber. В изначальной версии приложение могло только соединять клиентов с водителями. Эта его простота и привлекла клиентов. А когда MVP продукта доказало свою состоятельность, появились все остальные функции, вплоть до семейного профиля, планирования поездок и возможности разделения тарифа. У многих стартапов возникают идеи, что чем больше возможностей — тем лучше. Но если бы у Uber всё это было с самого начала, клиенты не стали бы во всём разбираться. А так — компания получила множество данных для анализа, поняла, в каком направлении стоит развивать приложение, и сейчас превратилась в бизнес стоимостью $53 млрд.
  2. Yahoo! Минимальным продуктом здесь была простая страничка со списком ссылок на популярные сайты. Это был вполне достаточный функционал, чтобы удовлетворить пользователей на ранних этапах интернета. А когда сайт приобрёл трафик и популярность, началась его адаптация и развитие. Сегодня это вторая по успешности поисковая система в мире с доходом $5+ млрд в год.
  3. Dropbox. Проверка жизнеспособности продукта — это не обязательно готовый сервис. В случае с Dropbox всё началось с демо-видео. Где они за 3 минуты представили свою идею. При этом продукта, по сути ещё не было. Видео получило лайки, миллионы просмотров, тысячи комментариев, и помогло привлечь инвесторов. И действительно: почему бы сразу не спросить аудиторию о её желаниях, вместо того, чтобы тратить деньги непонятно куда? Подробнее о стратегии MVP Dropbox можно почитать тут (на английском).
  4. Snapchat. Сервис начинался максимально просто: быстрая маленькая утилита, позволяющая обмениваться сообщениями, которые удалялись бы через 10 секунд после прочтения. Когда в 2011 году на iOS была выпущена первая версия, из «продвинутых» функций в ней была разве что загрузка изображений. Сейчас у продукта 230 млн пользователей каждый день, а компанию оценивают в $35 млрд.
  5. Foursquare. Сначала в приложении была всего дна возможность — «чекиниться». Плюс награды за чекины в виде значков. Только после набора достаточной базы и получения обратной связи создатели приложения стали расширять его функционал (путеводители по городам, рекомендации мест и так далее). Сейчас сервисом пользуется свыше 55 млн человек, а стоимость сервиса превысила $240 млн.

Цели MVP:

  • Проверить гипотезу успешности продукта, затратив минимальные ресурсы;
  • Сократить затраты по времени для команды, быстро довести проект до «работоспособного» состояния;
  • Как можно раньше открыть продукт для ранних клиентов — опередив конкурентов и начав захват рынка за несколько месяцев до того, как появилась бы «наполненная контентом» версия продукта;
  • Создать основу для других проектов;
  • Создать базу для анализа поведения и потребностей пользователей, чтобы решить, в каком направлении стоит дальше развивать бизнес;
  • Получить внимание инвесторов или открыть возможности для краудфандинга.

MVP отличается от раннего релиза проекта с открытым исходным кодом, поскольку релиз учитывает потребности и предпочтения пользователей, но не рассчитан на то, чтобы они напрямую определяли направление развития продукта. Видение проекта зачастую уже существует, и оно будет поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла, несмотря на наличие прямой и косвенной обратной связи. MVP призван проверить потребность рынка, а если её нет — попробовать её создать. До вложения большого количества денег и времени.

Dropbox стал одним из характерных примеров MVP

Стив Бланк считает, что стратегия создания минимально жизнеспособного продукта может быть использована как часть методологии custdev (развития клиента). Это один из принципов движения «Бережливый стартап». Ученик Бланка Эрик Рис и сделал MVP частью дискуссии в кругах Кремниевой долины. Это самая успешная стратегия быстрого тестирования идей, получения обратной связи с клиентами и выбора жизнеспособной бизнес-модели.

Кстати, стратегию можно сделать ещё успешнее, если представлять аудитории несуществующие продукты и функции, и проверять свои гипотезы путём A/B-тестирования среди веб-пользователей. В основном стартапы, с которыми сотрудничает Rubrain, до обращения к нам именно так и поступали. А потом приходили к нам с уже оформленным планом: какие возможности должен содержать их MVP, и какие функции (скорее всего) нужно будет добавлять в их сервис или программу по мере получения одобрения от рынка.

Ключевые аспекты MVP:

  • MVP не является по-настоящему жизнеспособным продуктом, пока он не «продаёт» (= дает прибыль или показывает рост пользовательской базы, увеличивая свою ценность); у него должно хватать ценности для первых пользователей.
  • Он должен показывать достаточно перспективы на будущее, чтобы удержать первых клиентов спустя месяцы и годы.
  • В нём должна быть обеспечена обратная связь, помогающая определять стратегию для будущего развития. Вы должны видеть, если продукт не оправдывает надежд, и иметь возможность изменить курс. Или иметь возможность оценить, какие моменты требуют доработки в первую очередь.
  • MVP — это больше о процессе, чем о продукте. Даже сервис, который не показал результатов, можно сделать успешным, если правильно использовать полученные данные. См. историю Instagram, который начался как приложение для чекинов с парой сотен человек (в основном, друзей), пока его создатель Кевин Систром не заметил, что пользователям «зашли» фильтры для фото, и решил сосредоточиться на этом направлении.
  • MVP — не обязательно продукт с минимально возможным числом элементов. Главное, что в нём должны быть ключевые функции, достаточные для реализации идеи и сохранения ранних последователей. Сколько именно их, одна или десять — вторично.
  • Концепт MVP основан на философии бережливого стартапа и подразумевает итеративный процесс построения → измерения → обучения. Цикл повторяется до тех пор, пока продукт полностью не удовлетворяет потребностям рынка.
  • MVP стремится избежать создания ненужных, бесполезных продуктов, в первую очередь получая представление о потребностях и степени интереса пользователей.

Недостатки стратегии MVP:

Конечно, минимальный жизнеспособный продукт имеет свои недостатки. Первый, очевидный — срезание углов не в тех местах. Конечно, целью является создание сервиса с минимумом затрат, и только самыми ключевыми функциями. Но некоторых затрат всё равно не избежать. А некоторые вещи урезать нельзя.

В первую очередь это касается пользовательского опыта. Хороший UX — вещь обязательная. Без него весь MVP может показывать, что проект «не взлетает» и не оправдывает ожиданий аудитории. В то время как проблема состоит только в UX, а весь остальной продукт работает вполне достойно.

Другая проблема MVP — состоит даже не в таком продукте, а в подходе, который иногда с ним ассоциируют. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Запуститесь так рано, чтобы вы были опозорены своим 1.0 релизом». Конечно, он имел в виду, что это потом заставит вас работать сильнее. Но такая стратегия приносит больше вреда и компании, и её пользователям. MVP — это, наоборот, продукт, за который не стыдно. Пусть по нему видно, что он бюджетный, но он показывает потенциал. И не отталкивает, а привлекает аудиторию.

Мы в Rubrain не раз замечали, что для многих команд главная проблема с разработкой MVP заключается даже не в самом проекте, а в отношении к нему. Они используют не тот подход. Идея MVP в том, чтобы это был процесс создания крутого продукта. Первый жёлтый кирпичик по дороге в Изумрудный город. Вместо этого разработчики рассматривают MVP как отдельную цельную вещь, и не уделяют должного внимания сбору данных или анализу аудитории. Которые потом позволили бы скорректировать продукт и сделать его успешным. Они выпускают такие MVP, которые скорее похожи на прототипы или концепты. И слишком сосредоточены на своей изначальной идее, даже если рынок намекает на её несостоятельность.

Minimum Valuable Product

Из-за ловушек сознания, к которым иногда может привести MVP, в последние годы появилась другая идея. Некоторые стартапы теперь ставят своей целью не Minimum Viable Product, а Minimum Valuable Product (MVaP). Минимальный ценный продукт. Так становится проще напоминать себе и команде, что задача — не выпуск какой угодно вещи при низких затратах. А создание продукта, который несёт в себе какую-то ценность для пользователей. И позволит вам набрать изначальную аудиторию, поведение которой потом можно будет анализировать.

MVaP ставит в приоритет своих пользователей, их потребности и ожидания. Проводит исследования, анализирует юзабилити, оценивает демографию, создает use cases. Всё с целью определения наилучших способов для удовлетворения запросов потенциальных клиентов.

Обычно есть несколько разных идей о том, как лучше достигнуть этой задачи. Здесь на помощь приходит тестирование прототипов. Функциональные прототипы представляются реальным пользователям, чтобы увидеть, какой вариант устроит их лучше всего. Это важный шаг в создании MVaP.

Но минимально ценный продукт должен приносить пользу не только клиентам. Он создаёт ценность и для самого проекта. Как и MVP, он обязан уметь извлекать полезную информацию о том, как продукт воспринимается рынком.

Ценность с MVaP также создаётся для бизнеса в целом. Один из рисков выпуска MVP, минимально жизнеспособных продуктов, — в том, что они могут плохо отразиться на бренде (если сделать это неаккуратно и представить «сырой» вариант). Крупная компания, от которой пользователи ждут определенного уровня, позволить себе такого не может. Поэтому для её лучше выбирать более безопасный путь — MVaP. Такой продукт часто стоит дороже в разработке, зато он гарантированно несёт в себе ценность, и позитивно влияет на имидж бренда, который он представляет. По этой стратегии с нашими программистами сейчас сотрудничают «Яндекс» и Mail.ru.

Как разработать MVP?

Если вы не крупная компания, и создаете буквально один из своих первых сервисов, концепт простого MVP для вас вполне подходит.

Для начала нужно определить проблему, которую продукт будет решать. И создать проект с минимальным набором функций, решающих эту проблему. А дальше — начинать учиться понимать пользователей, и улучшать свой продукт в соответствии с реальными требованиями рынка.

Идея в том, чтобы сервис проверил ваши основные предположения. Может ли это быть чем-то, чем люди интересуются? Если да, то дальше стартап может развивать свою деятельность: набирать команду, искать финансирование.

Итак, по шагам, нужно:

  1. Определить проблему, которую решает продукт, его основную задачу.
  2. Проверить свою гипотезу через общение с потенциальными клиентами. Провести исследование рынка.
  3. Создать список всех функций, которые должен включать продукт для признания его «жизнеспособным». В идеале должна быть стадия, на которой вы знаете, что это уже MVP проекта, и дальше можно его выпускать.
  4. Создать MVP, минимальную версию вашей идеи, которую можно протестировать на практике.
  5. Начать собирать данные, проверять эффективность, добавлять востребованные функции и постепенно двигаться к более полной версии продукта.

Раньше, на «Диком Западе» интернета, всё было попроще. Но сейчас успех стратегии MVP во многом зависит от продуманного бизнес-плана. В США для этого сейчас любят использовать канву бизнес-модели. Этот полезный инструмент был предложен в 2005 году Александром Остервальдером, швейцарским предпринимателем и бизнес-теоретиком. Почитать о нём подробнее можно в интернете, для этого есть десятки специализированных сайтов. Но если вкратце, такая канва позволяет на одной странице описать все основные бизнес-процессы компании. В том числе:

  • Ключевые процессы
  • Ключевые ресурсы
  • Предлагаемая ценность
  • Ключевые партнеры
  • Сегменты пользователей
  • Структура расходов
  • Структура доходов

Канва бизнес-модели — простой способ прийти к тому, как должен выглядеть ваш минимально жизнеспособный продукт. В ней есть все модули, необходимые для формирования общей стратегии.

Главное — это позволяет лучше понять, на каких функциях сосредоточиться, в чём основная цель продукта, и что будет отличать его от конкурентов.

Взять, к примеру, первый iPhone. Все телефоны в то время имели ряд функций, которые Apple специально не включила в свой девайс. В нём не было функции копирования и вставки (!), не было SDK, не было 3G-связи. Даже нельзя было отправлять текстовые сообщения сразу нескольким контактам.

Но Стив Джобс знал, на чём сосредоточиться. Он представил MVP, минимально жизнеспособный продукт. С мультитачем и большим экраном. В нём были ровно те основные возможности, которые выделяли его на фоне остального рынка. На отсутствии привычных фич специально не заостряли внимание — ни публики, ни разработчиков. Аудитория этот MVP, как показывает история, приняла, и теперь, на двенадцатой итерации, в смартфоне есть все недостающие функции, и даже более того.

Если вы пока что не Стив Джобс, есть некоторые полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом:

  • https://instapage.com/ — быстрое создание неплохих лендингов. Один лендинг, если его правильно использовать, вполне может стать MVP.
  • https://sumo.com/ — набор базы клиентов через ввод e-mail у вас на сайте; повышение конверсии, очень простая настройка.
  • https://www.google.com/analytics/ — анализ аудитории и в целом состояния вашей ниши на рынке.
  • http://quickmvp.com/ — быстрая проверка бизнес-идеи. Сервис запущен в 2014-м, позволяет за несколько минут создать лендинг и рекламу для него в Google, чтобы оценить, как реальные клиенты будут реагировать на вашу бизнес-идею. Вот статья о принципах работы на Entrepeneur.
  • https://proto.io/ — создание прототипа для приложения, опять же, даже без привлечения программистов. Проверка на реальном девайсе, возможность поделиться результатами для сбора отклика от потенциальных пользователей.

Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов. У неё должно хватать дизайнеров и программистов с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы.

В следующем материале расскажем о примерах крутых идей для MVP, которые позволили основателям компаний почти из ничего создать бизнесы на несколько миллиардов.

#статьи

  • 16 фев 2022

  • 0

Подробно разбираем минимально жизнеспособный продукт: суть, виды, этапы разработки и отличия от похожих концепций.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Почти 90% стартапов проваливаются, и около половины этих неудач происходит из-за отсутствия спроса на товар или сервис. Чтобы тестировать гипотезы с минимальными рисками, используют MVP — минимально жизнеспособный продукт.

В материале разберём:

  • что такое MVP и зачем он нужен;
  • почему MVP нельзя путать с PoC;
  • выбираем свой MVP: какими бывают минимальные продукты;
  • какие этапы нужно пройти, чтобы создать и проверить MVP.

MVP расшифровывается как Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт. Простыми словами: это неидеальный продукт, который всё же выполняет основную функцию и уже представлен пользователям. Ключевая идея MVP в том, чтобы создать продукт с минимальными усилиями, предложить его клиентам и после дорабатывать.

Например: приложение, с помощью которого можно увидеть маршруты общественного транспорта, однако с примитивным дизайном и без дополнительных функций.

Термин в 2001 году ввёл в оборот соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. MVP применяют в разных сферах, но чаще всего аббревиатуру можно встретить в области разработки программного обеспечения и цифровых сервисов.

Сам Робинсон определял MVP как результат «синхронной разработки» — одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.

MVP — часть концепций Lean Startup и Customer Development. Концепция Lean направлена на то, чтобы сократить затраты на запуск бизнес-проектов. Подробно о ней мы рассказываем здесь. Customer Development — это методика исследования потребителей, в том числе и с помощью MVP. Как исследовать аудиторию — читайте в этой статье.

Пончик слева — MVP: его можно съесть. Пончик справа — готовый доработанный продукт: с несколькими видами посыпки и начинкой
Изображение: Halomio Studio / Shutterstock

Один из самых известных примеров MVP — Uber. Сначала приложение могло только соединять клиентов с водителями. Когда основатели убедились в жизнеспособности идеи, они начали добавлять дополнительные функции.

MVP иногда путают с PoC — Proof of Concept, проверкой концепции. Эти понятия связаны, но не взаимозаменяемы. Две методики решают разные задачи.

PoC — это всё, что доказывает жизнеспособность идеи: предзаказы, инвестиции на краудфандинговых платформах, маркетинговые исследования. Основатели Dropbox показали аудитории видео о функциональности несуществующего сервиса и получили 75 тысяч подписчиков. Это послужило доказательством правильности концепции.

PoC используют в разработке MVP: собирают доказательства во время работы над продуктом или до старта, как в случае с Dropbox. Сам MVP — не аргументы за идею, а продукт, которым можно воспользоваться. Его продают клиентам за деньги.

Можно встретить разные подходы к MVP, к классификации таких продуктов и к стадиям их разработки. Например консалтинговая компания AlexSoft, разрабатывающая программное обеспечение, выделяет четыре основных вида: однофункциональный, поэтапный MVP, «консьерж» и «Волшебник страны Оз».

Однофункциональный MVP — готовый продукт с минимальным набором функций, необходимых потребителю. В 2009 году таким был WhatsApp: его создали как приложение для отслеживания статуса контактов. Потом создатели заметили, что пользователи общаются статусами, и ввели функцию отправки сообщений.

Поэтапный, или разрозненный, MVP — сложный продукт, собранный из готовых простых решений. Пример — сервис коллективных скидок Groupon. Его основатель Эндрю Мейсон не разрабатывал уникальный софт, а использовал для создания предложений о скидках сайт на WordPress, PDF-документы из AppleScript и электронную почту.

Консьерж MVP — модель, в которой идею продукта тестируют без разработки софта. Задачи целевой аудитории решают люди, и потребители знают это. Основательницы сервиса проката дизайнерской одежды Rent the Runway лично предлагали платья напрокат студенткам. Сайт запустили, только когда убедились в востребованности сервиса, — и в первый же день на нём зарегистрировались сто тысяч человек.

Метод «Волшебника страны Оз», или MVP Флинстоуна, похож на консьержа. Всю работу делают вручную, но для потребителя создают иллюзию полноценного продукта. Основатель интернет-магазина обуви Zappos Ник Свинмерн фотографировал обувь в местных магазинах и размещал снимки на сайте. Когда поступал заказ, он покупал пару и отправлял её клиенту. В глазах покупателей процесс уже был автоматизирован, но полноценный интернет-магазин создали позже.

Порядок действий может меняться — он зависит от рынка, команды, ниши. Чаще всего работы делят на восемь этапов:

  1. Описание проблемы, которую решит продукт. Это помогает понять, чего пользователь будет ожидать от MVP.
  2. Определение сегмента целевой аудитории, для которого создают продукт. Эксперты единодушны: работать на широкую аудиторию — ошибка, лучше ориентироваться на небольшую группу покупателей.
  3. Анализ конкурентов. Исследование проводят, чтобы понять, нет ли на рынке таких же решений и можно ли добавить в MVP что-то уникальное для отстройки от конкурентов.
  4. SWOT-анализ. Экспресс-анализ используют для оценки потенциала идеи. Подробнее о том, как его проводить, можно почитать здесь.
  5. Построение карты пути клиента — действий, которые он должен совершить, чтобы воспользоваться MVP.
  6. Выбор основных функций MVP. Это только функции, которые помогают решить проблему пользователя, — остальное добавляют потом.
  7. Создание MVP. В сфере разработки для MVP используют методологии Lean, Scrum, Kanban или экстремальное программирование.
  8. Тестирование MVP. Продукт предлагают реальным пользователям, собирают обратную связь и дорабатывают MVP с учётом мнения потребителей.

Циклов тестирования и доработки до полноценного решения может быть сколько угодно в зависимости от продукта.

Когда MVP полностью доработан и в него добавили все запланированные функции, это уже продукт. Дальше его поддерживают или продолжают улучшать.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Customer Development
Узнать больше

Понимание того, что твой продукт или услуга будут востребованы, является главным условием успешного запуска бизнеса. РБК Тренды разобрались в том, как в этом помогает создание MVP

Время на чтение: 8–10 минут

Содержание

  1. Чем MVP полезен для бизнеса
  2. Примеры MVP
  3. Типы MVP
  4. Этапы создания MVP

MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.

Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.

MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.

Чем MVP полезен для бизнеса

Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:

  • получить обратную связь от целевой аудитории, чтобы доработать продукт перед его выводом на широкий рынок;
  • быстрее выпустить продукт на рынок и получать прибыль еще до завершения процесса его разработки;
  • убедить инвесторов в более серьезном финансировании на завершение разработки;
  • сэкономить средства на анализе рынка и целевой аудитории.

Примеры MVP

  • Uber

Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.

UberCab

UberCab

  • Airbnb

В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.

MVP Airbnb

MVP Airbnb

(Фото: techcrunch.com)

  • Spotify

Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.

MVP Spotify

MVP Spotify

(Фото: madebymany.com)

  • Foursquare

Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.

MVP Foursquare

MVP Foursquare

(Фото: techcrunch.com)

  • Groupon

Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе WordPress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.

MVP Groupon

MVP Groupon

(Фото: mashable.com)

  • Wildberries

Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.

  • Dropbox

История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.

  • WhatsApp

В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.

WhatsApp 2.0

WhatsApp 2.0

(Фото: feedough.com)

Типы MVP

Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.

  • Волшебник страны Оз

Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.

  • MVP-консьерж

Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.

  • Разрозненный MVP

Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.

  • Продукт с одним параметром

Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.

Этапы создания MVP

Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.

Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.

  1. Обозначить проблему для решения. Необходимо в нескольких словах ответить на вопрос: для чего нужен этот продукт.
  2. Определить целевую аудиторию и сузить ее. Для начала нужно подготовить развернутое описание клиента или покупателя: определить его возраст, пол, образование, сферы работы и уровень доходов. Можно указать конкретные привычки и хобби.
  3. Проанализировать конкурентов. Выяснить сильные и слабые стороны их продуктов, чтобы определить функциональность своего собственного. Проанализировать трех главных игроков рынка, исследовать их прошлые и текущие стратегии, объем продаж, доходы, финансовые и маркетинговые цели. Информацию можно брать на сайтах компаний, в блогах, журналах и газетах, а также посещать деловые мероприятия с участием конкурентов. подойдут и инструменты программной аналитики, такие как Similar Web, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow, которые собирают данные о сайтах и приложениях.
  4. Провести SWOT-анализ. Этот метод стратегического планирования крупные компании используют для принятия управленческих решений и формирования бизнес-политики. Он позволяет определить сильные и слабые стороны продукта, его возможности и угрозы для MVP.
  5. Определить карту путей пользователя (user flow) — тот путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Это позволит разработать требования к контенту и дизайну сайтов и приложений.
  6. Составить список функций с градацией по приоритету. Он должен начинаться с обязательных функций для будущего продукта. В этом помогут пользовательские истории — описания полезных функций с точки зрения пользователей.
  7. Определить объем MVP. Для начала нужно создать продукт с самыми необходимыми функциями, отделив их от несущественных.
  8. Выбрать наиболее подходящий тип MVP.
  9. Провести альфа- и бета-тестирование. Первое представляет собой внутреннее тестирование, когда продукт оценивает близкое окружение. В режиме бета можно позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение короткого срока и проанализировать обратную связь. Затем продукт обновляется и снова выходит в бета-тестирование. Количество циклов «создания-тестирования» и их временные рамки зависят от типа продукта.

SWOT-анализ проекта

SWOT-анализ проекта

(Фото: stecpoint.ru)

Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.

Фото:Unsplash

MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.

Что такое MVP

Аббревиатура MVP расшифровывается с английского как minimum viable product, что, переводя на русский, можно понять как “минимально жизнеспособный продукт”. Обычно данным термином нарекают продукт (приложение, веб-сервис), который способен удовлетворять минимальные потребности потребителя.

Минимальный, но полезный функционал

MVP не про огромный и мощный функционал, MVP больше про проверку гипотезы на практике. Цель MVP не “поднять денег” в короткие сроки, а понять: в каком направлении дальше двигать продукт, чтобы заработать.

После выпуска молодой программы в мир, предприниматель начинает собирать с потребителей обратную связь. Обратная связь это самое вкусное, что может дать MVP. Проанализировав собранную информацию, можно составить стратегию дальнейшего продвижения и улучшения продукта или же вообще забросить идею из-за плохих показателей с минимальными финансовыми потерями.

У MVP всегда есть риск стать заброшенным проектом, поэтому очень важно не распыляться и делать только самый основной функционал. Грубо говоря, идея, которая является ключевой, должна быть реализована в первую очередь. Все остальное остается вторичным и не обязательным до момента подтверждения гипотезы.

MVP – это не прототип…

Прототип – это просто каркас на идею, который нужен лишь для того, чтобы дать инвестору посмотреть и получить денег на реализацию полноценного MVP. В прототипе может не быть функционала, в конце концов, прототипом может быть макет, нарисованный в Adobe XD.

Пример MVP

Отличным примером MVP является первая версия Telegram. Идея проекта была простой – дать людям удобный и безопасный мессенджер с шифрованием данных. Первая версия Telegram была только для iOS, в ней не было видеозвонков, кастомизации диалогов, ботов, стикеров, удаления своих сообщений.

Как создать MVP

Представим, что идея уже у Вас есть…

Этап 1: портрет потенциального клиента

Допустим, мы уже придумали, что будет делать наш продукт (например, печатать книги онлайн). Теперь можно начинать рисовать портрет потенциального клиента (например, молодой писатель), а потом подумать, какую “боль” наш продукт сможет помочь ему закрыть (например, очень сложно самому напечатать книгу).

На данном этапе очень важно собрать как можно больше информации о потенциальных пользователях: сколько им лет, какой достаток, где живут. Согласитесь, глупо создавать для аудитории сервис, на который у них не будет денег.

Этап 2: найдите конкурентов и изучите их

Если Вы придумали новый мессенджер, будьте готовы, что его будут сравнивать с десятком других. Вам потребуется реализовать самые лучшие их функции у себя и добавить что-то по-настоящему новое (например, свою уникальную задумку).

А если Вы придумали что-то уникальное, чего даже в помине нет, найдется тот, кто работает в подобной отрасли. Его опыт, фишки и недостатки помогут сформировать грамотное торговое предложение.

Этап 3: проведите SWOT-анализ

Многие маркетологи и бизнес-аналитики рекомендуют проводить SWOT-анализ перед реализацией своей идеи. SWOT позволяет выделить слабые и сильные стороны предложения, команды и компании. Это отличный инструмент стратегического планирования, который поможет рассмотреть возможные угрозы и грамотно спланировать ресурсы при непосредственном составлении стратегии создания MPV.

swot анализ

Этап 4: определите конечный функционал

Если Вы произвели SWOT-анализ, то, скорее всего, захотите дополнить функциональность будущего продукта или даже урезать. Ведь до анализа многие вещи можно было просто не заметить в прошлых этапах. А после анализа можно понять, что тот или иной функционал вообще не нужен.

Этап 5: сделайте road map

“Road map” – (дорожная карта) модный термин, который может обозначать как этапы развития уже существующего продукта, так и этапы создания чего-то с нуля. В дорожную карту может поместиться все: от нахождения дизайнера, который нарисует прототип для инвестора и дизайн для программиста, до составления архитектуры (технической) будущего приложения и постановки задач на непосредственно кодинг.

Чем больше времени потратите на этот этап, тем лучше. Это позволит оценить объем работы в полном размере.

Этап 5: реализация и тестирование

Наймите команду или соберите сами. На данном этапе начинается воплощение идеи в жизнь. Если дорожная карта составлена верно, то Вы достигнете итоговой точки в намеченные сроки.

Этап 6: выпуск MVP

Выпустите свой проект на обозрение аудитории и соберите обратную связь. От обратной связи зависит: есть ли смысл развивать проект дальше, и в какую сторону необходимо двигаться. Благодаря обратной связи Вы получаете огромный поток идей для будущих функций приложения.

Итоги

Можно сказать, MVP – это концепция, которая помогает предпринимателям не сжечь огромные деньги. Все в MVP строится на планировании. А еще очень важно найти или собрать самостоятельно сильную команду разработчиков, которая будет способна реализовать идею.

Если Вы находитесь на этапе поиска команды специалистов, рассмотрите команду VVerh Digital, мы уже несколько лет реализуем большое количество разных проектов и имеем опыт запуска своих собственных стартапов, которые работают и приносят деньги.

Хотите создать новый сервис, решающий проблему пользователей? Не спешите инвестировать в полномасштабный проект и готовиться к месяцам напряженной работы. Для начала, ответьте на вопрос: «Нужен ли этот сервис пользователям?». 

Евгений Войтишек, коммерческий директор Magora Systems, рассказывает, как создаются хорошие проекты.

Как создаются хорошие проекты

MVP (minimum viable product) — версия продукта с минимальным функционалом, решающим одну из проблем пользователя. Она позволяет протестировать гипотезы о продукте и рынке, получить обратную связь от реальных потребителей.

Как запустить процесс разработки с MVP в 3 шага:

  1. Начните с простого решения проблемы
  2. Развивайте его, постепенно решая более крупные задачи
  3. Всегда держите в уме главную проблему, которая должна быть решена

Как это работает на примере эволюции освещения

Главная проблема: человечество нуждается в дешевом и эффективном освещении. С развитием технологий, появляются новые потребности: важным становится не только наличие освещения, но и источники энергии.

  • 1-ый MVP: Огонь. Люди стали свидетелями того, как молния с неба может поджечь леса и создать пожар. Экспериментируя с палочками, они создали собственный огонь. Проблема решена. Но как этот огонь переносить?

  • 2-ой MVP: Масляные лампы, свечи и газовые лампы. Теперь, направляясь в другое место, люди могли брать источник света с собой. Проблема решена. Но свечи и газовые лампы недостаточно яркие, а полученный огонь неустойчив к ветру.

  • 3-ий MVP: Лампы накаливания. Первые лампы питались от батарей и были более надежными, чем мерцающие свечи. Проблема решена. Но по мере роста городов спрос на освещение возрастал. Национальная электрическая сеть еще не была построена.

  • 4-ый MVP: Широкодоступное электричество. Для передачи электроэнергии на большие расстояния были разработаны преобразователи переменного тока и трансформаторы. Тепловые электростанции могли удовлетворить массовый спрос. Проблема решена. Но по мере увеличения в мире спроса на электроэнергию необходимо искать альтернативы.

  • 5-ый MVP: Солнечная энергия. Светодиодные лампы меньшей мощности заменяют лампы накаливания, в то время как солнечные панели становятся более эффективными и доступными в производстве. Проблема решена. Но солнечные решения все еще недостаточно распространены, чтобы можно было отключить национальную сеть.

  • 6-ой MVP: Планета заряжается только от солнца. Высокоэффективные аккумуляторы можно заряжать только солнечными батареями. В этот момент становится возможным устранить нашу зависимость от ископаемого топлива. Реализация этого этапа нам еще только предстоит.

Чтобы успешно реализовать идею, постройте путь от точки, где вы сейчас, до точки, в которой хотите оказаться, и разделите его на этапы.

Начав с малого, вы сможете добавлять функции и модифицировать продукт в соответствии с текущими потребностями пользователей.

Допустим, вы уже запустили свой продукт, набрали небольшую базу пользователей. Но что делать, если загрузки есть, а вовлеченности нет? Это повод пообщаться с аудиторией и выяснить:

  • Какая часть вашего видения первоначально привлекла внимание пользователей?
  • Что именно затрудняет использование продукта для решения проблемы?
  • Есть ли кто-то другой, кто делает это лучше, чем вы? Каким образом?

Разберем реальные кейсы применения MVP

ShowApp

Продукт задумывался как мессенджер, и в процессе работы появилась идея уведомлять пользователей о событиях. В результате аналитики выяснилось, что хороших гидов по событиям мало. Определили функции, которые войдут в MVP, и выпустили.

Сейчас приложение продолжает развиваться. Пользователи получили возможность создавать и искать интересные события, общаться, покупать билеты и делиться впечатлениями — все в одном месте.

Foursquare

Создатели социальной сети с функцией геолокации начинали со сбора отзывов о популярных местах отдыха через сервис Google Docs. Уже на этом этапе стало понятно, что сервис имеет большой потенциал. После получения ряда инвестиций, компания смогла успешно запустить полноценный продукт, опираясь на полученный опыт.

Virgin Air

Авиакомпания начала свою работу с запуска одного самолета по одному маршруту, чтобы протестировать бизнес-гипотезы. Убедившись в успехе этого MVP, компания не только запустила больше самолетов, но и добавила новые маршруты.

Airbnb

Основатели сервиса, узнав о предстоящей конференции по дизайну в их городе, сделали фотографии своей квартиры и разместили их на простом веб-сайте. Они хотели привлечь посетителей конференции, которым не нашлось места в отелях города. Вскоре 3 клиента оплатили аренду на время проведения конференции. Проверив потенциал рынка и возможные риски, основатели создали площадку для краткосрочной аренды жилья.

Во всех этих кейсах первоначально был создан MVP, чтобы протестировать гипотезы и собрать данные для разработки конечного продукта.

Заключение

App Store и Google Play тонут в потоке бессмысленных и бесполезных приложений, а молодые предприниматели продолжают клепать клоны Тиндера и инстаграма. В то же время есть много проблем, которые можно решить, особенно локально.

Создав MVP, постепенно добавляйте новый функционал, разделяя разработку на небольшие серии задач. Первая рабочая версия покажет сильные и слабые стороны продукта и поможет оценить риски.


Материалы по теме:

Вложись или пройди мимо: стартап, который пришел на смену единорогу с 10-летним стажем

4 вопроса о рекламе: как раскрутить стартап

Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы

Американская мечта — отмена: «Мы вышли на рынок США, и это — ошибка»

Как за 2 месяца в Нью-Йорке мы выросли в 80 раз

«Стартаперы – народ финансово безграмотный». Как избежать ошибок на старте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется music на английском
  • Как пишется mushmellow
  • Как пишется moscow city
  • Как пишется mom или mum
  • Как пишется mojang