«– Том!
Ответа нет.
– Том!
Ответа нет.
– Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Ответа нет.
Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок. На минуту она растерялась, потом сказала – не очень громко, но так, что мебель в комнате могла ее слышать:
– Ну погоди, дай только до тебя добраться…
Не договорив, она нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать, переводя дыхание после каждого тычка. Она не извлекла оттуда ничего, кроме кошки.
– Что за ребенок, в жизни такого не видывала!
Подойдя к открытой настежь двери, она остановилась на пороге и обвела взглядом свой огород – грядки помидоров, заросшие дурманом. Тома не было и здесь. Тогда, возвысив голос, чтобы ее было слышно как можно дальше, она крикнула:
– То-о-ом, где ты?
За ее спиной послышался легкий шорох, и она оглянулась – как раз вовремя, чтобы ухватить за помочи мальчишку, пока он не прошмыгнул в дверь.
– Ну, так и есть! Я и позабыла про чулан. Ты что там делал?
– Ничего.
– Ничего? Посмотри, в чем у тебя руки. И рот тоже. Это что такое?
– Не знаю, тетя.»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Как начать писать книгу, чтобы зацепить читателя с первых строк
Как правильно начать книгу, чтобы заинтересовать с первых строк — вопрос волнительный. Настолько, что некоторые вовсе отказываются от идеи писать: слишком страшно сделать первый шаг.
А ведь хорошее начало — половина дела. Это утверждение, исправно работающее уже почти 2500 лет, принадлежит Платону. Тому самому, чьи произведения были переведены на множество мертвых и живых языков и до сих пор цитируются даже теми, кто никогда не подозревал об его существовании.
Нам не известно, был ли у Платона страх белого листа, да и как он, собственно, творил. Но поскольку хорошее начало так же важно, как и тысячи лет назад, мы собрали краткое руководство из лайфхаков для молодых авторов. Оно не только объяснит, как начать писать книгу правильно, но и сделать творческий процесс комфортней. А как начинают свои произведения другие авторы, мы рассказали здесь.
Как правильно начать книгу
Если в ответ на этот вопрос внутренний голос советует «начать с начала», вы смело можете велеть ему помолчать. Хорошая новость в том, что книга — это не школьное сочинение, где все по строго линеечкам. Приступать к работе можно с конца или середины, а то и вовсе вперемешку. Главное — первыми создать те сцены, которые представляются ярче и детальнее прочих, а уже после переходить к мостикам, связывающим фабулу воедино. Это поможет не только преодолеть страх белого листа, но и сделать произведение максимально живым: те сцены, которые вы представляете лучше прочих, зададут тон всей книге.
Создание самого-пресамого начала всей истории, первых строк книги, вообще стоит отложить до того этапа, когда все произведение будет уже практически готово. Сюжетные линии ясны, стиль выработан, герои детально выписаны — остается только придумать крючок, на который попадется любопытный читатель, прочитав первые строки.
-
Лайфхак №1 — приступайте к написанию начала книги в последнюю очередь.
Каким должно быть хорошее начало
Вне зависимости от жанра и стиля изложения, все популярные книги равны в одном: они дают возможность читателям покинуть обыденный мир и с первых строк погрузиться в новые переживания. Успешные авторы знают, что люди привыкли сопереживать только знакомым или тем, кто попал в схожие с ними обстоятельства.
Потому героя необходимо представить с самого начала, а еще — сразу наметить события, которые приведут к изменениям персонажа. Также важно не раскрыть все карты сразу, подарить читателю хороший саспенс. Хитрость заключается в том, как именно это сделать.
-
Лайфхак №2 — пишите так, чтобы читатель сразу понял, кто герой, что с ним произошло и к каким последствиям это, возможно, приведет.
Выбор первой фразы для книги
Итак, вы определись с тем, о чем писать в самом начале. Теперь важно понять, как зацепить внимание читателя буквально за доли секунды. Помогут три простых совета:
-
Используйте интригу. Интрига — та самая наживка. Она может быть таинственным событием, которое произошло с героем, необычном местом действия, или оригинальностью самого персонажа.
Пример:
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Ф. Кафка «Превращение») -
Прибавьте динамики. Не достаточно заинтересовать читателя только первой строкой: его нужно увлечь далее и как можно скорее. Долгие подробные описания места действия, излишние детали вызывают зевоту и желание, отложив книгу, вздремнуть. Нужно добавить драйва, и один из самых простых способов это сделать — начать с прямой речи или диалога.
Пример:
В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир и прислушивался к мнению других людей, отец дал мне совет, к которому я вновь и вновь обращался в течение всей своей жизни. «Если когда-нибудь тебе захочется кого-то критиковать, — сказал он, — вспомни, что далеко не все люди в мире обладают теми преимуществами, которые дарованы тебе». (Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби») -
Не забудьте о логике. В конце концов, именно авторская логика заставляет всех персонажей действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Помните чеховское «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»? Логика, однако, проявляется не только в выборе фактов, но и в стилистике. Важно с первых строк дать понять читателю, по каким законам строится вся книга.
Пример:
Далеко-далеко, в не замеченных картографами складках давно вышедшего из моды Западного Спирального Рукава Галактики, затерялась крохотная, никому не интересная желтая звезда. Вокруг нее, на расстоянии примерно девяноста восьми миллионов миль, обращается ничтожная зелено-голубая планетка, обитатели которой все еще очень похожи на своих предков-обезьян — достаточно сказать, что электронные часы до сих пор считаются у них чудом техники. (Д. Адамс «Автостопом по Галактике»)
-
Лайфхак № 3 — написав первые фразы начала книги, проверьте есть ли в нем интрига, динамика и логика.
Пролог — это вступительная часть художественного произведения, который, вместе с эпилогом (заключительной частью), заключает сюжет книги в раму, словно картину. В прологе автор рассказывается о событиях из прошлого героев или рассуждает на волнующие его темы.
Главная задача пролога — подготовить читателя к основным событиям. Он нужен в трех случаях:
-
Для историй, где основную прелесть составляет неспешное атмосферное повествование и игра с деталями.
-
Если для понимания происходящего очень важен экскурс в историю.
-
Когда нужно сыграть на контрасте между неспешным прологом и динамичным развитием событий основной части, для усиления драматического эффекта.
В книгах, где изначально делается ставка на драйв, пролог и эпилог обычно не используют, стремясь сразу с первых строк перейти к делу.
-
Лайфхак № 4 — используйте пролог, если хотите полнее подготовить читателя к событиям, происходящим в основном повествовании
Как не надо начинать книгу
Иногда секрет написания хорошего начала книги кроется в том, чтобы понять, как писать не надо. Некоторые произведения грешат тем, что пытаются учить читателя, хотя никто об этом не просил, другие набиты штампами и скучны до зубовного скрежета, или же витиеваты настолько, что за красивыми словами теряется смысл.
Но бывает, что вроде и слог у писателя свежий и легкий, а читать также сложно, как «скакать на трехногой козе по джунглям Амазонки, отстреливаясь от зомби-пришельцев из пулемета „Максим“ с серебряными пулями». Возможно, автор продумал с каких слов начать, но перемудрил с интригами и драмами, или пожелал втиснуть в первые строки все, что он насочинял про свой новый дивный мир.
Потому, есть несколько простых способов избежать плохого начала книги, если со стилем все в порядке:
-
Не пытайтесь рассказать все и сразу.
Переизбыток информации вызывает смятение: читатель будет путаться в именах, названиях и фактах, потеряется в сюжетных линиях и наверняка забросит этот хаос. Кроме того, о чем будет остальная книга, если вы расскажете все в самом начале?
-
Не делайте начало чрезмерно загадочным.
Ведь задача первых строк книги — познакомить читателя с героями, вызвать сопереживание. Но если герой так и останется загадочным незнакомцем, произошедшее с ним — секретом, а и итог всей истории — страшной тайной, то и сопереживать этому «нечто» у читателя вряд ли получится.
-
Не создавайте интригу там, где ее нет.
Если вы будете выдавать банальные события за нечто особенное, вам перестанут верить. Быстро и навсегда .
-
Лайфхак № 5 — не переусердствуйте с фактами и событиями в самом начале и будьте честны с читателем, которого вы пригласили в свой выдуманный мир.
И, пожалуй, главный лайфхак для начала работы над книгой, — нужно просто сесть и взяться за работу. Мы снабдили вас подсказками: пришла пора сделать шаг навстречу своей новой книге.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вы уже давно хотите написать роман, но не знаете, с чего начать? Начало книги — это нередко самая сложная часть работы, и сделать все правильно крайне важно. Начало романа должно задавать тон всей книге и увлекать читателя, однако в нем не должно быть слишком много новой информации, и сюжет не должен развиваться стремительно. В этой статье мы приводим несколько советов, которые помогут вам написать начало вашего следующего романа.
-
1
Найдите источник вдохновения. Практически все романы начинаются с вдохновения. Возможно, вы придумали отличного героя, оригинальное место или необычную проблему, о которой вы хотите рассказать в романе. Какой бы ни была идея, роман можно построить вокруг нее.
- Пишите о том, что вы уже знаете, или хотя бы о том, о чем вам интересно узнавать новое. Если вы хотите написать роман об Испании XVII века, но ничего не знаете об этом периоде или испанской культуре, вам, скорее всего, лучше выбрать другую тему.
- Подберите место, тему или культуру, с которой вы знакомы. Книги получаются более реалистичными, если автор знает что-то о теме по своему опыту.
-
2
Набросайте множество идей. Возьмите блокнот и ручку или же откройте ноутбук и запишите, о чем будет ваш роман. Устройте себе рабочее место там, где вам приятно находиться и легче сосредоточиться, будь то тихий парк, читальный зал библиотеки или ваша собственная комната. Запишите свою изначальную идею (будь то герой, ситуация или место), и пусть она послужит отправной точкой для ваших мыслей. Также для начала можете задать себе несколько ключевых вопросов:[1]
- В чем суть романа? Вы хотите, чтобы он был чисто развлекательным, или пытаетесь рассказать о какой-либо политической или моральной проблеме?
- Кто ваша целевая аудитория? К кому вы обращаетесь в своей книге?
- Каким будет жанр? Это будет любовный роман, семейная драма, научная фантастика, детектив, молодежная литература или книга, в которой будут сочетаться элементы разных жанров?
-
3
Продумайте героев. Рассказывать все о героях на первых страницах не стоит, однако чтобы лучше понимать действия персонажей, вам нужно продумать их истории.[2]
Запишите историю каждого из персонажей. Попробуйте ответить на следующие вопросы:- Откуда этот герой?
- Как его воспитывали?
- Что он ценит?
- Что он ненавидит?
- Как он выглядит? Говорит? Ведет себя?
- В чем заключается конфликт этого героя? Как он может разрешить эту проблему?
-
4
Опишите место действия. Описаний может быть много или мало, но они должны присутствовать в любом случае. Прежде чем приступить к работе, задайте себе следующие вопросы:[3]
- Какое настроение будет задавать место? Как можно добиться нужного эффекта?
- Реальное ли это место или вымышленное? Это город или сельская местность? Большой ли это город или маленький?
- Какие города, поселки, дороги и прочие сооружения или природные объекты есть рядом?
- Нужно ли вам провести некоторое исследование, чтобы больше узнать о месте действия?
-
5
Составьте план. На этом этапе вам нужно будет объединить все наброски, чтобы получилась связная история. Не все идеи, которые у вас будут изначально, попадут в книгу, поэтому сейчас вам нужно понять, что подходит, а что нет, и какой должна быть структура романа.
- Можно нарисовать схему на доске или большом листе бумаги, а можно сделать это на компьютере. Если будете писать на доске, не забудьте в конце сделать качественную фотографию доски — вы же не хотите, чтобы все ваши труды были случайно уничтожены.
- Начните с отбора героев. Все герои, которые несколько раз встречаются в книге, должны быть учтены на плане. Напишите их имена и краткие описания. Например, можно указать возраст, пол, важные физические характеристики и роль в романе.
- Составьте список всех глав и напишите, что в них происходит. Писать слишком подробно не нужно, однако стоит указать ключевые моменты, которые опираются на события предыдущих глав.
Реклама
-
1
Определитесь со стилем. Некоторые авторы начинают со сна, разговора или описания места действия либо героев. Иногда романы начинаются сразу с активных действий. Что бы вы ни выбрали, важно, чтобы стиль, тон и акценты в вводной части соответствовали остальному тексту.
- Если ваше введение многословно, с подробными описаниями, как у Чарльза Диккенса, такими должны быть и все остальные главы. Если в начале книги вы пишете кратко и по делу, как Кормак Маккарти, делайте так на протяжении всего романа.
- Пишите от одного лица. Например, если вы начинаете роман от первого лица, пишите так же и потом.[4]
-
2
Начните писать. Приступая к написанию первого черновика, помните, что он не должен быть идеальным. Именно поэтому он называется черновиком!
- Первые фразы книги должны привлечь внимание читателя, чтобы он стал читать дальше. Они должны быть отточенными и продуманными, чтобы читателю понравился ваш стиль, иначе он не станет читать всю книгу.
- Если вам трудно дается первая фраза, отложите ее в сторону. Это не должно помешать вам работать. Вы сможете вернуться к началу и написать первую фразу, когда почувствуете вдохновение.
-
3
Введите несколько важных героев. В начале романа следует рассказать читателю, с какими героями ему предстоит познакомиться, и представить их главному герою. Это позволит читателю сразу понять, на что опирается сюжет.[5]
- Не тратьте слишком много времени на описание внешности героев. Нескольких деталей будет достаточно, чтобы у читателя сложился образ, и помните, что читатели привязываются к героям, когда представляют их по-своему. К примеру, если вы скажете, что герой красив, читатель представит его таким, каким в его представлении является красивый человек. Если вы напишете, что у героя острый выступающий подбородок, читатель может посчитать это некрасивым, и ему будет сложнее привыкнуть к герою. Если деталей будет слишком много, читателю не удастся сблизиться с персонажем.
- Не думайте, что вам нужно будет сразу же подробно описать героев. Оставьте интересную информацию на потом. Дайте столько информации о персонажах, сколько потребуется для развития сюжета. Пусть они будут слегка загадочными.
- Помните, что описывать всех сразу не нужно, иначе читатель запутается в описаниях.
-
4
Заинтересуйте читателя проблемой или дилеммой, которая будет прослеживаться до конца книги. Многие начинающие писатели слишком много времени уделяют описанию места действия и героев, что утомляет читателей. Дав читателю представление о месте и нескольких значимых персонажах, переходите к проблеме, дилемме или намеку на то, что вскоре может возникнуть проблема. Это позволит вам удержать внимание читателя.[6]
- Намекните на возможное направление развитие сюжета. В начале романа должен быть намек (но не прямое указание) на то, как будет развиваться сюжет и что будет ждать читателя, если он решит прочитать весь роман. Вам нужно будет заинтриговать читателя.
-
5
Пишите по существу. Вступление должно быть связано с остальным романом, а не просто описывать предысторию и контекст. Пусть вступление будет важным! Каждая глава, включая первую, должна стать элементом картины.[7]
- Если проблема, о которой вы пишете в первой главе, разрешается довольно быстро, придумайте еще одну более сложную проблему. Можно также сделать вступление более таинственным, чтобы читатель не сразу догадался, что будет дальше.
Реклама
-
1
Не выдавайте слишком много информации сразу. В начале романа должно быть описано место и дана та информация, которая вызовет интерес читателя. Не выдавайте всю важную информацию сейчас — вам нужно просто заинтересовать читателей.[8]
- Постарайтесь не рассказывать о сюжете и не заглядывать в следующие главы. Пусть люди гадают, что будет дальше.
- Не описывайте всю предысторию или истории всех героев. Лучше плавно введите предысторию в основной сюжет и возвращайтесь к ней, если потребуется. Помните, что предыстория — это не главное.[9]
-
2
Избегайте клише. Этот совет может показаться очевидным, однако из-за клише во вступлении и в описаниях героев читатели часто бросают книги.[10]
Из всех правил есть исключения, однако чаще всего не следует:- Начинать с описания сна, где читатель не знает, что это сон. Многие люди считают этот прием нечестным и отталкивающим.[11]
Не стоит также начинать роман с того, что герой просыпается или приходит в себя после обморока.[12]
- Начинать с описания всех героев (семья, одноклассники, соседи).[13]
- Описывать внешность героев как идеальную. Большинству читателей больше нравятся реалистичные герои, чем идеальные персонажи.
- Начинать с описания сна, где читатель не знает, что это сон. Многие люди считают этот прием нечестным и отталкивающим.[11]
-
3
Сделайте вступление кратким. Вступление должно быть максимально коротким. По возможности начните описывать конфликт уже на первой странице. Не заставляйте читателя преодолевать 50–100 страниц в ожидании, когда же начнутся интересные события.
- Не злоупотребляйте подробными описаниями. Читатель хочет действий и развития сюжета, а не описаний природы или лица, фигуры, одежды либо характера героя.[14]
- Вступление должно быть достаточно длинным, чтобы дать читателю необходимую информацию и вызвать его интерес, но и достаточно коротким, чтобы он этот интерес не потерял. Захватывающее и увлекательное начало завладеет вниманием читателя, и он будет стремиться прочитать весь роман.
- Дайте читателю лишь столько деталей, сколько ему требуется, чтобы сориентироваться в действии и представить себе героя. Читателям нравится оживлять героев с помощью своего воображения, поэтому не стоит думать, что вам нужно описать все до мельчайших подробностей.[15]
Реклама
- Не злоупотребляйте подробными описаниями. Читатель хочет действий и развития сюжета, а не описаний природы или лица, фигуры, одежды либо характера героя.[14]
-
1
Перечитайте и исправьте написанный текст. Написав начало романа, посвятите некоторое время редактированию, чтобы все соответствовало дальнейшему тексту. Выделите несколько дней на перечитывание вступления и проверки текста на связность, понятность и динамичность.[16]
Попробуйте задать себе следующие вопросы:- Все ли события кажутся понятными? Получился ли текст связным?
- Есть ли в тексте резкие смены стиля, которые могут запутать читателя? Если да, как это можно исправить?
- Есть ли в тексте непонятные места? Можно ли пояснить их или исправить?
-
2
Отредактируйте начало романа. Исправив содержание первых страниц романа, исправьте затем технические моменты. Вычитайте текст, чтобы найти орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
- Чтобы найти ошибки, полезно прочитать текст вслух. Также можете попробовать прочитать первую главу от конца к началу и исправить все мелкие ошибки.
- Если найдете ошибку, проверьте, не встречается ли она у вас и далее по тексту. Для этого можно воспользоваться функцией поиска и автозамены текстового редактора. К примеру, если вы написали «вдзох» вместо «вздох», поищите все сочетания букв «вдзох» и замените на «вздох».[17]
-
3
Попросите кого-нибудь прочитать ваш черновик. Когда текст будет отредактирован (но не доведен до идеала — это вы сделаете позже), попросите друга, который тоже пишет, или преподавателя стать вашим первым читателем.
- Лучше всего просить прочитать черновик человека, который хорошо владеет языком, любит читать романы и будет готов честно прокомментировать вашу работу.
- Спросите своего читателя, удалось ли вам увлечь его и какие вопросы у него возникли в конце. Читатель скажет вам, является ли история связной и интересной. Помните, что начало романа — это самая важная его часть. Если читателю станет скучно в начале, он вряд ли захочет читать дальше.
- Можно попросить прочитать текст несколько человек, чтобы собрать больше мнений. Если вы ходите на занятия в писательский кружок, обратитесь за помощью к людям, с которыми вы учитесь.
-
4
Переходите к следующей части романа. Написав начало романа и получив отзывы читателей, не теряйте время зря и начинайте писать вторую главу. Пишите, пока чувствуете вдохновение!
- Будьте последовательны в том, что касается стиля, повествования от одного лица и героев, которых вы ввели в начале книги.
- Не забывайте возвращаться к проблемам, дилеммам и загадкам, о которых вы написали в первой главе.
- Больше советов можно найти в нашей статье «Как написать роман».
-
5
Когда вы закончите писать черновик романа, еще раз вернитесь к началу. Во-первых, поздравьте себя с окончанием работы! Написать книгу — не самая простая задача, и вы можете гордиться, что справились с нею. Затем вернитесь в самое начало и перечитайте его. Что изменилось с тех пор, как вы его написали? Появились ли новые герои или сюжетные линии, о которых стоит упомянуть? Что вы думаете о своем слоге и стиле? Отметьте для себя эти моменты и подумайте о них, прежде чем начнете перерабатывать написанное во второй черновик.
Реклама
Советы
- Не стоит ожидать восторга читателей, если у вас слабый сюжет, но сильные герои (и наоборот). Познакомьте читателей с каждым героем. Читатель должен переживать за героев, ждать, что с ними случится дальше, и следить за тем, удастся ли им достичь своей цели.
- Напишите краткий пролог. Он поможет вам создать необходимое напряжение и заинтриговать читателя.
Реклама
Что вам понадобится
- Компьютер либо бумага и ручка
- Словарь синонимов (на тот случай, если у вас закончатся слова)
Об этой статье
Эту страницу просматривали 20 714 раз.
Была ли эта статья полезной?
Проблема первых страниц: как написать начало книги (видео)
Для каждого литературного произведения необходимо сильное начало. Оно должно быть захватывающим или интригующим, чтобы издатель не отложил вашу рукопись, а читатель не захлопнул книжку. Первые страницы нередко оказываются для начинающего автора самыми сложными. Как написать начало книги, подскажет материал KnigaStudio.ru.
С чего начинается книжка
От того, как начнется ваш опус, во многом зависит желание аудитории его читать. Скучная, банальная или перегруженная информацией первая глава отпугнет публику. Какие бы гениальные идеи и мысли не скрывало далее ваше творение, читающая братия до них попросту не доберется, споткнувшись о слабые первые странички.
При этом важно, чтобы вступление не казалось чем-то инородным. Оно должно подводить к последующим главам, в которых начнет завязываться конфликт. Эффектный старт – часть сюжета, а не просто способ привлечь читателей.
Чаще всего прозаики используют экспозиционное начало. Оно дает общую краткую информацию о месте и времени происходящего, а также задает интригу.
Как правильно начать книгу
Будет хорошо, если вы начнете свой шедевр:
- Достаточно легко. Не стоит сразу вываливать на аудиторию поток сведений о проблемах героев или задаваться сложными вопросами. Раскрывать персонажей нужно постепенно, а глубокие мысли лучше приберечь и выдавать их постепенно.
- Динамично. Пространные описания внешности действующих лиц или окружающей обстановки также ни к чему. Первые страницы не должны навевать скуку. Лучше начать текст с каких-либо действий или диалога. К примеру, персонажи собираются в поход. Из разговоров героев между собой мы начнем узнавать их. А когда они выдвинутся в путь, мы увидим и окружающую обстановку, и мир, в котором эти действующие лица живут.
- Интригующе. Публика должна заинтересоваться героями, происходящими событиями или необычным миром, в котором разворачивается действие.
- Логично. Все, что будет в дальнейшем происходить с персонажами, должно иметь какие-то предпосылки. Если в третьей главе к герою-сыщику неожиданно подойдет таинственный незнакомец, в начале можно написать, что сыщику показалось, будто за ним кто-то следит. Вдобавок это послужит интриге, которая зацепит читателя.
Какой должна быть первая фраза
Слова, с которых стартует ваш литературный труд, тоже очень важны. Первая фраза может:
- Быть диалогом или внутренним монологом. Например, ваше произведение может начаться с экспрессивного выкрика или жаркого спора. Или с воспоминаний героя о некоем событии, о котором он собирается поведать читателю.
- Описывать пейзаж – лесной, сельский, городской, космический и т.п. Главное, чтобы описание не было однообразным и не затянулось на многие страницы. Чрезмерность деталей может утомить, а не заинтересовать. Поэтому достаточно одного-трех абзацев.
- Описывать одного или нескольких персонажей – их внешность, характеры или совершаемые в данный момент действия. Здесь также лучше быть лаконичным. И не стоит в самом начале вводить целую толпу действующих лиц – чтобы не запутать аудиторию.
- Сразу переходить к действию. К примеру, персонаж выходит из дома и отправляется куда-то с пока неизвестной читателю миссией. Или группа действующих лиц обнаруживает нечто странное и загадочное.
- Описывать любопытное или забавное происшествие.
Нужно ли придумывать пролог
Пролог для произведений литературы совсем необязателен. Но если вы решили, что вашей работе он необходим, включите его в текст. Прологи бывают нескольких видов. Например:
- Описывающие события, происходившие до основного сюжета. Эти события обычно не оказывают влияния на то, что случится в начале книжки, а находят отражение в последующих главах.
- Рассказывающие какую-то легенду о мире, в котором разворачивается действие.
- Являющиеся воспоминанием героя. Воспоминание может быть представлено в форме внутреннего монолога, сна, записи в дневнике персонажа и т.п.
- «Вырванные» из середины или конца книги. Некий важный эпизод с участием главных действующих лиц для создания интриги помещается в начало текста в виде пролога и обрывается на самом интересном месте. Книга в таком случае начинается «за несколько месяцев» до этого важного и интригующего эпизода.
Скверное начало: как не надо начинать книжку
Как правильно начать книгу мы разобрались. А вот каким не должно быть начало вашего литературного дебюта:
- Банальным. Избегайте шаблонных фраз, аксиом и прописных истин. Не надо писать нечто вроде «мир – это хорошо, а война – ужасно плохо». Это и так все знают.
- Нравоучительным. Никому не понравится, что его поучает совершенно незнакомый (и даже очень известный) писатель.
- Пафосным. Не надо словами от автора или устами героев убеждать публику, что сейчас вы расскажете нечто невероятно волнующее, бередящее душу и оставляющее в сердце глубокий след.
- Вычурным. Это Гюго мог себе позволить добрую пару-тройку страниц описывать одни только ворота собора. А сейчас пространные описания (в том числе, и вступления) с обилием прилагательных будут казаться лишними.
- С ложной интригой. Например, в начале вашего детективного романа появляется некий персонаж, который произносит таинственные слова или оставляет загадочную надпись. А потом «уходит» из книжки навсегда, ни разу больше не будучи упомянутым, как и его слова или надпись.
Начать книжку помогут классики
Если вы затрудняетесь с началом вашего романа, повести или рассказа, обратитесь к опыту своих предшественников. Посмотрите, как начинались творения состоявшихся литераторов – классиков и современников. Особое внимание обратите на авторов, пишущих в том же жанре, что и вы – какие фразы были выбраны ими в качестве первых, был ли использован пролог и т.д.
Вдохновившись, вы наверняка успешно начнете свое дебютное произведение. А как его лучше всего продолжить и завершить, читайте в других материалах KnigaStudio.ru. Как начать писать книгу, вам также подскажет это видео:
Павел Константиновский
Диктор, чтец. Голос издательств «ЭКСМО» и «Ridero»
НОВЫЕ УСЛОВИЯ ЗАПИСИ
Специальный тариф для рассказов и коротких сказок — от 700 р. — больше не нужно платить за полный час
Округление хронометража до 30 минут
Скидки до 20% от 15 часов
Упрощённое оформление документов
Все возможные способы оплаты
Новые условия действуют на специальном промо-сайте Павла Константиновского >>Перейти на сайт
Примеры работ
Художественная проза
Весёлая фантастика
Пример диалога
Историческая проза
Бизнес-книга | «Будь одержим или будь как все»
Сказка | «Незваный гость» (русская сказка)
Сказка | «Кувырк» (скифская сказка)
Христианская литература | «Духовное утешение»
Узнать о новых условиях
Это бесплатно и ни к чему не обязывает
Как правильно пишется словосочетание «начало истории»
- Как правильно пишется слово «начать»
- Как правильно пишется слово «история»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: допечённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «начало истории»
Синонимы к словосочетанию «начало истории»
Предложения со словосочетанием «начало истории»
- Если обратимся к началу истории человечества, то увидим нечто странное.
- Сознательная деятельность людей положила начало истории как таковой.
- Их рукопожатие стало началом истории, куда большей, чем простое карьерное повышение.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «начало истории»
- Сусанна. Я увидала его в Москве, там познакомилась с ним и полюбила. Вот тебе начало истории.
- Красные пятна на щеках ее рдели все сильнее и сильнее, грудь ее колыхалась. Еще минута, и она уже готова была начать историю. Многие хихикали, многим, видимо, было это приятно. Провиантского стали подталкивать и что-то шептать ему. Их, очевидно, хотели стравить.
- Наоборот, сильное чувство личности есть в том мужественном начале, которое начало историю и хочет довести ее до конца.
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «история»
- русская история
мировая история
человеческая история - история человечества
история культуры
история народа - на протяжении истории
ход истории
учебник истории - история показывает
история повторяется
история умалчивает - рассказать свою историю
знать историю
войти в историю - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «начать»
-
НАЧА́ТЬ, —чну́, —чнёшь; прош. на́чал, —ла́, —ло; прич. страд. прош. на́чатый, —чат, -а́, -о; сов. (несов. начинать). 1. перех. или с неопр. Приступить к какому-л. действию. Начать лекцию. Начать репетицию. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАЧАТЬ
Значение слова «история»
-
ИСТО́РИЯ, -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «начать»
- Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают иногда где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны оставаться и чувства.
- У всего в жизни есть начало и есть конец. И в том большая печаль. Но и радость в том же.
- Давайте перемолвим
безмолвье синих молний,
давайте снова новое
любить начнем.
Чтоб жизнь опять сначала,
как море, закачала.
Давай? Давай!
Давай начнем! - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
НАЧА́ТЬ, —чну́, —чнёшь; прош. на́чал, —ла́, —ло; прич. страд. прош. на́чатый, —чат, -а́, -о; сов. (несов. начинать). 1. перех. или с неопр. Приступить к какому-л. действию. Начать лекцию. Начать репетицию.
Все значения слова «начать»
ИСТО́РИЯ, -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
Все значения слова «история»
-
Если обратимся к началу истории человечества, то увидим нечто странное.
-
Сознательная деятельность людей положила начало истории как таковой.
-
Их рукопожатие стало началом истории, куда большей, чем простое карьерное повышение.
- (все предложения)
- человеческая история
- ранняя история
- период истории
- предыдущая история
- собственная история
- (ещё синонимы…)
- начало
- (ещё ассоциации…)
- человек начинает
- время начало
- начать разговор
- начать новую жизнь
- (полная таблица сочетаемости…)
- русская история
- история человечества
- на протяжении истории
- история показывает
- рассказать свою историю
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «начать»
- Разбор по составу слова «история»
- Как правильно пишется слово «начать»
- Как правильно пишется слово «история»
Как начать писать книгу, чтобы зацепить читателя с первых строк
Как правильно начать книгу, чтобы заинтересовать с первых строк — вопрос волнительный. Настолько, что некоторые вовсе отказываются от идеи писать: слишком страшно сделать первый шаг.
А ведь хорошее начало — половина дела. Это утверждение, исправно работающее уже почти 2500 лет, принадлежит Платону. Тому самому, чьи произведения были переведены на множество мертвых и живых языков и до сих пор цитируются даже теми, кто никогда не подозревал об его существовании.
Нам не известно, был ли у Платона страх белого листа, да и как он, собственно, творил. Но поскольку хорошее начало так же важно, как и тысячи лет назад, мы собрали краткое руководство из лайфхаков для молодых авторов. Оно не только объяснит, как начать писать книгу правильно, но и сделать творческий процесс комфортней. А как начинают свои произведения другие авторы, мы рассказали здесь.
Как правильно начать книгу
Если в ответ на этот вопрос внутренний голос советует «начать с начала», вы смело можете велеть ему помолчать. Хорошая новость в том, что книга — это не школьное сочинение, где все по строго линеечкам. Приступать к работе можно с конца или середины, а то и вовсе вперемешку. Главное — первыми создать те сцены, которые представляются ярче и детальнее прочих, а уже после переходить к мостикам, связывающим фабулу воедино. Это поможет не только преодолеть страх белого листа, но и сделать произведение максимально живым: те сцены, которые вы представляете лучше прочих, зададут тон всей книге.
Создание самого-пресамого начала всей истории, первых строк книги, вообще стоит отложить до того этапа, когда все произведение будет уже практически готово. Сюжетные линии ясны, стиль выработан, герои детально выписаны — остается только придумать крючок, на который попадется любопытный читатель, прочитав первые строки.
-
Лайфхак №1 — приступайте к написанию начала книги в последнюю очередь.
Каким должно быть хорошее начало
Вне зависимости от жанра и стиля изложения, все популярные книги равны в одном: они дают возможность читателям покинуть обыденный мир и с первых строк погрузиться в новые переживания. Успешные авторы знают, что люди привыкли сопереживать только знакомым или тем, кто попал в схожие с ними обстоятельства.
Потому героя необходимо представить с самого начала, а еще — сразу наметить события, которые приведут к изменениям персонажа. Также важно не раскрыть все карты сразу, подарить читателю хороший саспенс. Хитрость заключается в том, как именно это сделать.
-
Лайфхак №2 — пишите так, чтобы читатель сразу понял, кто герой, что с ним произошло и к каким последствиям это, возможно, приведет.
Выбор первой фразы для книги
Итак, вы определись с тем, о чем писать в самом начале. Теперь важно понять, как зацепить внимание читателя буквально за доли секунды. Помогут три простых совета:
-
Используйте интригу. Интрига — та самая наживка. Она может быть таинственным событием, которое произошло с героем, необычном местом действия, или оригинальностью самого персонажа.
Пример:
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Ф. Кафка «Превращение») -
Прибавьте динамики. Не достаточно заинтересовать читателя только первой строкой: его нужно увлечь далее и как можно скорее. Долгие подробные описания места действия, излишние детали вызывают зевоту и желание, отложив книгу, вздремнуть. Нужно добавить драйва, и один из самых простых способов это сделать — начать с прямой речи или диалога.
Пример:
В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир и прислушивался к мнению других людей, отец дал мне совет, к которому я вновь и вновь обращался в течение всей своей жизни. «Если когда-нибудь тебе захочется кого-то критиковать, — сказал он, — вспомни, что далеко не все люди в мире обладают теми преимуществами, которые дарованы тебе». (Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби») -
Не забудьте о логике. В конце концов, именно авторская логика заставляет всех персонажей действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Помните чеховское «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»? Логика, однако, проявляется не только в выборе фактов, но и в стилистике. Важно с первых строк дать понять читателю, по каким законам строится вся книга.
Пример:
Далеко-далеко, в не замеченных картографами складках давно вышедшего из моды Западного Спирального Рукава Галактики, затерялась крохотная, никому не интересная желтая звезда. Вокруг нее, на расстоянии примерно девяноста восьми миллионов миль, обращается ничтожная зелено-голубая планетка, обитатели которой все еще очень похожи на своих предков-обезьян — достаточно сказать, что электронные часы до сих пор считаются у них чудом техники. (Д. Адамс «Автостопом по Галактике»)
-
Лайфхак № 3 — написав первые фразы начала книги, проверьте есть ли в нем интрига, динамика и логика.
Пролог — это вступительная часть художественного произведения, который, вместе с эпилогом (заключительной частью), заключает сюжет книги в раму, словно картину. В прологе автор рассказывается о событиях из прошлого героев или рассуждает на волнующие его темы.
Главная задача пролога — подготовить читателя к основным событиям. Он нужен в трех случаях:
-
Для историй, где основную прелесть составляет неспешное атмосферное повествование и игра с деталями.
-
Если для понимания происходящего очень важен экскурс в историю.
-
Когда нужно сыграть на контрасте между неспешным прологом и динамичным развитием событий основной части, для усиления драматического эффекта.
В книгах, где изначально делается ставка на драйв, пролог и эпилог обычно не используют, стремясь сразу с первых строк перейти к делу.
-
Лайфхак № 4 — используйте пролог, если хотите полнее подготовить читателя к событиям, происходящим в основном повествовании
Как не надо начинать книгу
Иногда секрет написания хорошего начала книги кроется в том, чтобы понять, как писать не надо. Некоторые произведения грешат тем, что пытаются учить читателя, хотя никто об этом не просил, другие набиты штампами и скучны до зубовного скрежета, или же витиеваты настолько, что за красивыми словами теряется смысл.
Но бывает, что вроде и слог у писателя свежий и легкий, а читать также сложно, как «скакать на трехногой козе по джунглям Амазонки, отстреливаясь от зомби-пришельцев из пулемета „Максим“ с серебряными пулями». Возможно, автор продумал с каких слов начать, но перемудрил с интригами и драмами, или пожелал втиснуть в первые строки все, что он насочинял про свой новый дивный мир.
Потому, есть несколько простых способов избежать плохого начала книги, если со стилем все в порядке:
-
Не пытайтесь рассказать все и сразу.
Переизбыток информации вызывает смятение: читатель будет путаться в именах, названиях и фактах, потеряется в сюжетных линиях и наверняка забросит этот хаос. Кроме того, о чем будет остальная книга, если вы расскажете все в самом начале?
-
Не делайте начало чрезмерно загадочным.
Ведь задача первых строк книги — познакомить читателя с героями, вызвать сопереживание. Но если герой так и останется загадочным незнакомцем, произошедшее с ним — секретом, а и итог всей истории — страшной тайной, то и сопереживать этому «нечто» у читателя вряд ли получится.
-
Не создавайте интригу там, где ее нет.
Если вы будете выдавать банальные события за нечто особенное, вам перестанут верить. Быстро и навсегда .
-
Лайфхак № 5 — не переусердствуйте с фактами и событиями в самом начале и будьте честны с читателем, которого вы пригласили в свой выдуманный мир.
И, пожалуй, главный лайфхак для начала работы над книгой, — нужно просто сесть и взяться за работу. Мы снабдили вас подсказками: пришла пора сделать шаг навстречу своей новой книге.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Мы уже знаем кое-что о жанре рассказа, об авторском замысле, важности плана и о том, как его составлять из статьи «Как написать рассказ. Авторский замысел. План». Самое время поговорить о том, как начать писать рассказ, ведь начало – важная часть, призванная привлечь внимание читателя.
А как писали классики?..
Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно необходимым уже с первых строк, абзацев чем-то зацепить читателя. Если ему захочется узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность поведут его дальше.
Во время курса писательского мастерства кто-то из участников заметил: «У многих писателей 18-19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками».
Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни интернета не было, и время шло гораздо медленнее.
В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не сойдут.
Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб.
Удачное начало рассказа
Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим несколько из них.
Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона
Провоцирующее событие. Какое-то изменение обычной жизни, естественного хода событий.
Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов над спящим городом.
Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено.
Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время: его вознаградит читательский интерес.
…Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону:
– Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему…
И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент…
Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное.
Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно разворачивает газету. А в это время кто-то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего дома. Чего он наблюдает-то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает, что должно произойти.
Захватывающее воспоминание, сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где сон, где – реальность.
Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего персонажа запоминающимся.
Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа.
Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций.
Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.
Упражняемся!
Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете, чем можете зацепить своего читателя? Уверены, что это зацепит?
Написать первые 1-3 абзаца рассказа.
Позвоните подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?
Можете выкладывать пробные варианты в комментариях под этой статьей, и мы вместе подумаем, насколько ваше начало получилось интригующим или захватывающим.
Ещё немного вашего внимания…
P.S. Напоминаю о конкурсе комментариев, который решила провести в связи с тем, что до трехтысячного комментария(не учитывая моих) осталось недалеко. О конкурсе впервые написала под рассказом «Чужак», который, кстати, сегодня разместила в полном объеме.
Условия просты:
- счастливчику, который напишет комментарий № 3000, я решила подарить свою электронную книгу «Нимфа и хулиган»;
- участником конкурса может стать любой желающий в возрасте 16+;
- если текст трехтысячного комментария будет неинформативен, состоять из нескольких слов или ничего не значащих фраз, приз перейдет автору первого же качественного комментария, который появится вслед за юбилейным.
Пока-пока. Рекомендую напоследок также прочесть:
- Как написать рассказ. Пишем текст
Начинайте писать рассказы – и статья «Как начать писать рассказ» вам в помощь!
Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!
Вначале небольшое лирическое отступление. В наше сложное и тревожное время вспоминается стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», в котором он говорил, что в самые тяжелые дни для него настоящей поддержкой стал родной язык. Его он охарактеризовал как могучий и свободный. Таким же ему представлялся и русский народ. Только русский язык помог писателю не впасть в отчаяние при виде того, что происходит на его родной земле. Эти слова писались еще в 70-е годы XIX века, то есть полтора столетия назад, но звучат весьма актуально. Но чтобы русский язык действительно стал нашей опорой и поддержкой, нужно быть грамотным, знать, как правильно оформлять слова, чтобы не загрязнять чистый родник нашей речи.
На нашем уроке мы проясним орфографическое оформление двух слов: «вначале» и «в начале», выясним, когда следует писать слитно, а когда – раздельно.
Содержание
- 1 «Вначале было слово…»
- 1.1 Объяснение правописания
- 2 «В начале сочинения исправьте ошибки…»
- 2.1 Объяснение правописание
- 3 Вывод
- 4 Закрепление
- 4.1 Проверьте себя
«Вначале было слово…»
Вы помните это библейское выражение: «Вначале было слово…»? Здесь лексема «вначале» пишется слитно. Можно привести еще несколько афоризмов:
- Вначале измерь, а потом отрежь.
- Вначале подумай, а затем скажи.
- Плохо вначале – все дела встали.
- Вначале трудно – в конце мудрено.
Объяснение правописания
Вы видите, что во всех приведенных нами предложениях слово «вначале» пишется слитно. Это объясняется тем, что по морфологической характеристике оно относится к наречию, в предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства времени (когда?).
«В начале сочинения исправьте ошибки…»
Учителя наверняка делали вам замечание: «В начале сочинения исправь все ошибки», и вы начинали читать свою работу с первых строк и править неточности. Здесь слово «в начале» пишется раздельно. Приведем еще несколько предложений с подобным оформлением слова.
- В начале зимы было еще довольно тепло, «снег выпал только в январе».
- Я думал о том, о чем следует написать в начале моего резюме.
- Наш дом находится далеко, в начале улицы.
- Автор рассказал предысторию героев в начале своего романа.
Объяснение правописание
Вы заметили, что во всех приведенных выше предложениях слово «в начале» оформляется раздельно.
Следует обратить внимание, что после этого слова всегда стоит пояснение-существительное в родительном падеже – «в начале» чего? – осени, книги, работы и т.п. Между двумя элементами легко ставится вопрос: «в каком начале?» или любое прилагательное либо местоимение – в самом начале, в добром начале, в лихом начале.
Вывод
Итак, из всех наших объяснений вытекают следующие выводы:
- правописание «вначале» и «в начале» зависит от морфологической характеристики и контекста, проясняющего значение слова;
- наречие (когда?) «вначале» следует оформлять слитно.;
- имя существительное «начало» с предлогом следует оформлять раздельно – «в (бурном, красивом, замечательном) начале».
Закрепление
Любое новое знание требует закрепления с помощью упражнений. Мы дадим вам 10 примеров, а вы должны раскрыть скобки в выделенных словах и объяснить их правописание.
- И будет у него одна радость, как у того старика (в)начале фильма, – прийти на проходную завода в первый день пенсии и посмеяться над всеми.
- Да, (в)начале марта мы все-таки устроим массовый пробег.
- (в)начале у нас не было ни опыта, ни оборудования, но мы не отчаивались, работали, и постепенно все пришло.
- Еще (в)начале века рабочие в договоре оговаривали пункт, что бы им подавали лососину не чаще двух раз в неделю.
- Мы не стали звонить в военкомат, так как решили (в)начале выяснить наш статус, наши права и привилегии.
- Дельфин освоил (в)начале произнесение звуков, а затем научился произносить несколько слов.
- Хорошие зарплаты были только (в)начале, позже администрация стала экономить на всем – на обедах, проездных, униформе.
- А потом, (в)начале незаметно, а после осознанно я стала отходить от своей профессии, сдавать позиции.
- Я очень нервничала (в)начале съемок, но я люблю это состояние взволнованности.
- А (в)начале третьего финального акта на сцене гремит гром и рвутся молнии.
Проверьте себя
Ну что же, вы справились с заданием? Посмотрите, все ли у вас получилось так, как у нас.
Ответы:
- вначале – 3, 5, 6, 7, 8;
- в начале – 1, 2, 4, 8,9, 10.
Еще одно правило нами вами усвоено, все меньше ошибок будет допускаться в нашем «великом и могучем» русском языке. А на следующих уроках мы продолжим наши шаги по отработке грамотной речи. До новых встреч!
Кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы
Слово «вначале» (когда?) пишется слитно как наречие, поясняющее глагол. Слово «в начале» (года, века) пишется раздельно как имя существительное «начало» в падежной форме с предлогом.
Чтобы выбрать слитное или раздельное написание слова «вначале» или «в начале», определим в контексте часть речи, к которой оно принадлежит.
В русской грамматике существует множество омонимичных (похожих) слов, совпадающих в звучании, но различных по значению и написанию — омофонов.
Слова «в начале» и «вначале» — это яркий пример омофонов. Они совпадают в звучании, но разнятся значением и написанием. Чтобы правильно писать эти слова раздельно или слитно, определим часть речи.
Слово «в начале» пишется раздельно
«В начале» является существительным в форме предложного падежа единственного числа:
начало — (в чём?) в начале
Чтобы не спутать его с производным от него наречием «внача́ле», которое пишется слитно, обратим самое пристальное внимание на контекст употребления существительного. У него обязательно должно быть зависимое слово — несогласованное определение, выраженное другим именем существительным в форме родительного падежа, например:
В начале предложения слово пишется с большой буквы.
В начале концерта выступил ансамбль народной песни.
В начале (каком?) (чьем?) — предложения, концерта.
Применим второй метод проверки, какая часть речи слово «в начале»: между предлогом и существительным можно вставить вопрос или определение (прилагательное, местоимение и пр.), например:
- в каком? начале;
- в самом начале,
- в абсолютном начале;
- в интересном начале.
Слово «в начале», являющееся падежной формой существительного «начало», пишется раздельно с предлогом «в».
Слитное написание слова «вначале»
Наречие «вначале» является производным от однокоренного существительного.
Вначале он поздоровался, а потом приступил к делу.
Поздоровался (когда?) вначале.
Наречие не изменяется, примыкает к глаголу, отвечает на обстоятельственный вопрос, и при нем нет зависимого слова. В таком контексте «вначале» синонимично слову этой же части речи — наречию «сначала». Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:
вначале — приставка/корень/суффикс
Насчет слитного написания этого слова руководствуемся правилом:
Если наречие имеет в своем составе существительные с пространственно-временным значением верх, низ, даль, перед, зад, высь, глубь, ширь, начало, конец, век, то оно пишется с любыми приставками слитно.
Понаблюдаем:
- поверху идти;
- расположиться внизу;
- увидеть вдалеке;
- спросить сначала;
- вовек не забыть;
- проститься навеки;
- пойти вглубь;
- раздаться вширь.
Наречие «вначале» пишется слитно с приставкой «в».
Поупражняемся в различении имени существительного и наречия, прочитав примеры предложений.
Примеры
Внача́ле подумай, а потом отвечай.
В начале списка стояло мое имя.
Внача́ле бабушка глянула в окно, а затем вышла во двор навстречу гостям.
В начале леса не было ни грибов, ни ягод.
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 100
Дорогие коллеги! Я провела небольшое исследование, которое, надеюсь, будет и вам полезно. Речь идет о начале произведения, о той (или тех) первых фразах, которые задают тон всему тексту. О фразе — камертоне. Не знаю, как вы, но я всегда остро реагирую на то, как начинается произведение. И мне всегда очень хотелось понять, почему одно предложение действует как крючок с наживкой для читателя, а другое наводит скуку, да такую, что книгу немедленно хочется закрыть и больше не открывать. В общем, я проанализировала несколько текстов известных авторов. И пришла к выводу, что все найденные мною фразы-камертоны можно свести к 9 типам. Я не утверждаю, что их ровно девять, может быть меньше, может — больше. Я проанализировала всего лишь 21 произведение, так что, очень вероятно, есть еще какие-то типы, мной не учтенные. Может быть, у вас появятся какие-нибудь идеи на этот счет.
1. Событие
«это случилось… это событие…. все началось…. эта история произошла…в тот день… в тот год… в ту ночь, когда…»
Примеры:
Стивен Кинг. «Темная половина»
Человеческие жизни — их действительные жизни, а не простое физическое существование — начинаются по разному. Настоящая жизнь Тада Бомонта, мальчугана, родившегося и выросшего в районе Риджуэя в Бергенфилде, штат Нью-Джерси, началась в 1960 году. ДВА СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ С НИМ В ТОМ ГОДУ.
Стивен Кинг. «Мобильник»
СОБЫТИЕ, которое стало известно как «Импульс», ПРОИЗОШЛО первого октября в три часа три минуты пополудни, если брать восточное поясное время.
Стивен Кинг. «Туман»
ВОТ КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО. В июле 19.. года, в ту ночь, когда на севере Новой Англии наконец прошла самая страшная за всю ее историю полоса жарких дней, в западном регионе штата Мэн разразилась невиданная по силе буря.
Стивен Кинг. «Томминокеры»
В ТОТ ДЕНЬ Андерсон вышла из дома вместе с Питером, стареющим гончим псом, ослепшим на один глаз.
Корнелия Функе. «Чернильное сердце»
В ТУ НОЧЬ шёл дождь, моросящий, шепчущий дождь. Даже через много лет, стоило лишь закрыть глаза, Мегги слышала, как он словно пальцами постукивает по стеклу…
В ТУ НОЧЬ, КОГДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ И МНОГОЕ НАВСЕГДА ИЗМЕНИЛОСЬ, под подушкой лежала одна из любимых книг Мегги.
2. Исключение
«Все сидели по домам, а он (она)… все спрятались и только один (одна)…, все молчали, только он (она)…, все думали, … все хотели, а…»
Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса»
Рекордно жаркий день этого лета подходил к концу. Большие, квадратные дома Бирючиновой аллеи окутывало дремотное молчание… Местные жители, вынужденные отказаться от привычных занятий – мытья машин и ухода за лужайками – проводили время в своих прохладных домах, широко распахивая окна в надежде заманить в помещение несуществующий ветерок. ЕДИНСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ОСТАВАЛСЯ НА УЛИЦЕ, БЫЛ МАЛЬЧИК-ПОДРОСТОК, лежавший на спине на клумбе возле дома № 4.
3. Постфактум
«потом говорили… в народе это стало известно… он (она) только потом понял (а)… )
Анджей Сапковский. «Ведьмак»
ПОТОМ ГОВОРИЛИ, что человек этот пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот.
4. Прямое столкновение
«появился монстр… обнаружила дверь… странный предмет лежал…»
Стивен Кинг. «Куджо»
Однажды, не очень давно, в маленьком городке Кастл-Рок ПОЯВИЛОСЬ ЧУДОВИЩЕ.
Нил Гейман. «Коралайн»
Коралайн ОБНАРУЖИЛА ДВЕРЬ вскоре после переезда в дом.
Стивен Кинг. «Оно»
УЖАС, продолжавшийся в последующие двадцать восемь лет, — да и вообще был ли ему конец? — НАЧАЛСЯ, насколько я могу судить, С КОРАБЛИКА, сделанного из газетного листа и подхваченного дождевым потоком, который унес его вниз по водному желобу.
5. Грядущая неприятность
«ссоры было не избежать…. день начался с ссоры…. ссора готова была перерасти… все бы отдал(а), чтобы избежать этого разговора… день Х приближался, и ничто не могло этого изменить…»
Стивен Кинг. «Дети кукурузы»
Берт нарочно включил радио погромче: НАЗРЕВАЛА ОЧЕРЕДНАЯ ССОРА, и он надеялся таким образом ее избежать.
Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и тайная комната»
Уже не в первый раз в доме номер четыре по Бирючиновой аллее за завтраком РАЗГОРЕЛАСЬ ССОРА.
6. Предчувствие
«у него упало сердце…. все внутри похолодело… сердце забилось…)
Стивен Кинг. «1408»
Майк Энслин еще открывал вращающуюся дверь, когда увидел Олина, менеджера отеля «Дельфин», сидящего в одном из больших кресел вестибюля. У Майка УПАЛО СЕРДЦЕ.
7. Все говорили
«среди жителей этот дом считался проклятым…. все знали, что это место нечисто… по слухам здесь произошло что-то страшное… раньше все думали, что…»
Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Жители деревни Малый Висельтон по старинке называли этот дом «домом Реддлей»… дом Реддлей был теперь заброшен и необитаем. Малые висельтонцы сходились во мнении, что СТАРЫЙ ДОМ ОЧЕНЬ «ЗЛОВЕЩИЙ».
Стивен Кинг. «Салимов удел»
ПОЧТИ ВСЕ ДУМАЛИ, что мужчина с мальчиком — отец и сын.
8. Парадокс
«вместо того, чтобы получить на день рождения велосипед, он не получил ничего и страшно этому обрадовался…. если бы у нее был выбор между родителями и детдомом, она бы выбрала последнее… среди новеньких туфель он увидел до того старые и заношенные, что сердце его запрыгало от радости: это то, что нужно!…»
Здесь я не нашла подходящих примеров, но я абсолютно уверена, что не раз читала подобные начала.
9. Недоказанная аксиома
«тот, кто съест дынное варенье, наверняка умрет…, это всегда случается с теми, чье имя начинается на букву «А»… »
Ильдико фон Кюрти. «Тариф на лунный свет»
Стопа есть почти неизведанная зона женских проблем.