Решаем проблему низкой накопляемости оценок. Способы получения оценок на уроке
1
Нередко представители администрации учителю высказывают такую претензию: «Низкая накопляемость оценок. Прошло уже 2-3 недели с начала четверти, а несколько человек до сих пор не опрошены». Конечно, это проблема. Но как ее решить, если некоторые ученики много болеют, а часов в неделю всего один или два? Как увеличить количество оценок в журнале и повысить их объективность?
Как успеть выставить много оценок за урок
В течение урока можно успеть оценить несколько раз всех учеников, если задаться такой целью. Например, можно провести контрольный урок, в ходе которого опросить 8-10 человек устно и всех поголовно письменно, причем предложить дать как развернутые ответы, так и тестовые задания.
Как провести фронтальный опрос сразу нескольких учеников? Для этого потребуется два диктофона или магнитофона, на которые два ученика наговаривают ответ на основной вопрос; один ученик отвечает устно перед классом; еще двое составляют развернутый план ответа на тот же вопрос на доске; остальные ребята из класса в это время отвечают на тот же (или другой) вопрос письменно. А двое учеников, так называемые критики, кратко записывают в выданной таблице, какие аспекты вопроса ученик устно осветил хорошо, а какие хуже. После они дополняют ответ своего товарища и выставляют ему обоснованную оценку. Таким образом можно опросить до 7 человек, иногда и больше; если первый отвечающий оказался не готов, можно вызвать по тому же вопросу другого. Если тема обширная и можно задать несколько вопросов, требующих развернутых ответов, то можно повторить ту же процедуру еще раз.
Таким образом за урок будет выставлено большое количество оценок. Однако очевидно, что этот вариант опроса займет много времени, по крайней мере минут 15-20, то есть почти половину всего урока. Это можно себе позволить, когда в неделю 4 5 уроков по предмету, но если их только 1 – 2, тратить пол-урока на опрос — непозволительная роскошь. В таком случае нужно сосредоточиться на вариантах кратких опросов. Тем более что их существует огромное множество.
Быстрые устные опросы на уроках
Существует немало способов быстро и весело опросить значительное количество учеников — надо лишь подобрать нужное количество вопросов или подходящего материала. Давайте рассмотрим сначала случай, когда учитель может провести только устный опрос, но хочет составить представление о знаниях всего класса и по возможности выставить большое количество оценок.
Банк вопросов
Это известная форма опроса, при которой каждый ученик может получить несколько оценок.
Предварительно в качестве домашнего задания каждый должен на отдельных листочках написать несколько вопросов по теме, обычно три вопроса. Первый из них затрагивает конкретные термины или определения (например, «Что такое прилагательное?», «Дай определение синуса» и т.п.). На другом листочке пишется вопрос, требующий размышления и оценки («В текстах какого стиля, по твоему мнению, уместно использовать большое количество прилагательных?» или «В каких областях современной жизни тебе может потребоваться знание тригонометрии?»). На третьем листочке пишется вопрос из серии «Что? Где? Когда?», то есть вопрос, требующий большой эрудиции или выяснения с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
Все листочки с вопросами раскладываются в три шкатулки (банки вопросов); время от времени они пополняются. В начале урока учитель вызывает нескольких учеников, каждый не глядя берет от одного до трех листочков из любых шкатулок и отвечает на вопросы. В результате опрос проходит весело и живо, одновременно выполняются различные личностные задачи, например, ребята учатся ставить перед самим собой задачи и выбирать те, которые они считают для себя посильными. Оценку получают все, кто придумал вопросы, и все, кто отвечал на них.
Головоломки
Хорошие варианты быстрого опроса — это разного рода головоломки. Это могут быть ребусы, в которых загадано какое-то слово, имеющее отношение к изученной теме, или шарада, поиск слов, паззлы.
Таким образом можно проводить опрос по терминологии. На картонных полосках крупно записываются (или печатаются) те термины, которые изучены на прошлом уроке или в течение всей темы; затем полосы разрезаются на части таким образом, чтобы на каждом кусочке получилось от двух до четырех букв; можно разрезать по слогам, а можно произвольно. Все картонные кусочки перемешиваются и выдаются ученику, а он должен восстановить термины.
Разумеется, чем младше ученик, тем меньше терминов нужно предлагать за один раз. Например, в начальной школе достаточно 2-3, в пятом – шестом классе — 3-4, более старшим можно предложить большее количество шарад. Таких комплектов может быть много, их интересно будет выдать нескольким ученикам, пока остальные выполняют какую-то другую работу (скажем, кто-то отвечает у доски, остальные слушают), и устроить небольшое соревнование. Изготовление головоломок можно поручить ученикам и за это тоже поставить оценки.
Опрос по цепочке
Хорошо зарекомендовал себя метод опроса по цепочке. При этом учитель просит одного из учеников начать отвечать на какой-то вопрос, требующий развернутого ответа. После окончания микротемы или в произвольном месте учитель останавливает ученика и просит продолжать кого-то другого. Такой способ опроса держит в напряжении весь класс, поэтому он должен использоваться не очень часто и только в тех классах, в которых нет нервных детей или детей с ОВЗ. Хотя стресса можно избежать, если опрашивать и в самом деле по цепочке, то есть по очереди. Тогда школьник знает заранее, что сейчас будет его очередь и не испытывает испуга.
Верно-неверно
Можно рекомендовать и другие формы устных опросов. Допустим, опрос в форме «Верно-неверно». Учитель читает различные утверждения. В том случае, если они соответствуют реальности, ученики каким-то способом дают понять это (хлопают в ладоши или поднимают цветную карточку). Можно, наоборот, предложить отмечать неправильные утверждения. Подробнее.
«Третий лишний»
Прекрасный способ быстрого опроса и плюс к тому тренировка логического мышления и внимания. На доске или на карточке записывается три каких-либо слова; это могут быть слова на правило, термины, понятия и так далее. Ученики должны определить, какое из трех слов лишнее, и объяснить, по какому принципу они это слово вычленили. Например, в двух словах приставка пре-, а в одном — при-.
Опрос «Аукцион»
Популярностью пользуются опрос «Аукцион». Школьники должны перечислять какие-либо элементы общего множества (например, металлы) оценку получает только тот, кто назовет последнее слово (так же, как выигрывает назвавший последнее слово в игре в «города»).
Наконец, можно использовать разные формы групповой работы. Они также позволяют быстро опросить значительное количество учащихся. Можно, например, проводить взаимоопрос внутри постоянной или временной пары (группы). Можно разделить класс на постоянные или временные группы по 4-5 человек и предложить каждой какой-либо проблемный вопрос для обсуждения и последующего освещения. Оценка в этом случае выставляется или всей группе одна и та же, или в соответствии с решением спикера группы (ученика, который отвечал от имени всех).
«Я к Вам пишу…». Письменные формы опроса
Еще больше оценок (и, по мнению многих, более объективных) позволит выставить письменный опрос. Какие формы письменного опроса можно провести на уроке, чтобы выставить максимальное количество оценок?
Это, конечно, опрос в форме развернутого ответа. Ученикам предлагается в виде текста из 4 – 7 предложений ответить на какой-либо вопрос по теме, охарактеризовать понятие или явление, привести какие-либо примеры. Этот вариант опроса развивает способность учащихся выражать свои мысли в письменной форме и позволяет более или менее точно выяснить уровень подготовки всего класса.
Минусы этой работы в том, что некоторые ученики, зная материал, все же затрудняются ответить на вопрос. На уроке русского языка неумение писать тексты — это, разумеется, не отговорка. Но не совсем честно будет выставлять низкую оценку, скажем, по физике из-за того, что ученик, зная материал, не умеет выражать свои мысли в письменной форме. Кроме того, такой вариант работы требует достаточно много времени, причем одни школьники выполнят эту работу быстро, другие затратят намного больше времени.
Терминологический диктант
Можно провести письменный опрос в других формах, например, в форме терминологического диктанта. Он проводится таким образом. Учитель зачитывает определение, или формулу, или какие-либо ассоциации, которые должны натолкнуть ученика на определенный термин. Ученик записывает именно этот термин. Так можно проверить знание всей терминологии по разделу. Такой диктант проходит быстро, а объем контролируемого материала может быть очень большой. Главный минус в том, что при таком опросе очень легко списать. Кроме того, опять же встает вопрос оценивания в том случае, если термин угадан правильно, но записан с орфографической ошибкой.
Опросы по карточкам
Можно проводить быстрые веселые письменные опросы с помощью карточек. Это могут быть раздаточные карточки, на которых записаны анаграммы, то есть составленные в псевдослова буквы слОва, обозначающего какой-то термин или понятие. Задача учеников — составить из этих букв необходимый термин. Поскольку задание требует определенных способностей и достаточно высокого уровня интеллекта, некоторые карточки можно делать с подсказками для тех учеников, у которых слабо развито аналитическое мышление, или, например, для тех, у кого русский язык не родной.
Перфокарты на уроке
Опрос с помощью перфокарт проводится очень быстро и позволяет проконтролировать достаточно большой объем материала.
Можно провести также опрос, аналогичный опросу с перфокартами, но без них. При этом школьники записывают в ряд через запятую отдельные буквы, цифры или символы. Допустим, учитель читает вопросы по изучаемой теме, которые требуют ответа да или нет; ученик, не записывая вопрос, пишет только да или нет. Таким же образом можно предложить записывать букву проверяемой орфограммы (скажем, А или О при изучении темы «Корни лаг/лож»).
«Классная домашка»
Что делать, если урок один или два раза в неделю, причем материал требует по преимуществу устного ответа? Скажем, МХК или экология? Здесь на помощь могут прийти творческие домашние задания. Если подойти к этому вопросу с выдумкой, то можно из одного домашнего задания получить материал для выставления нескольких оценок разным ученикам.
«Угадайка»
Такую возможность дает, например, «Угадайка». Это игра для тех предметов, на которых часто изучаются различные персоналии. Можно даже предложить завести специальную тетрадь, в который время от времени предлагать выполнить домашнее задание. Суть его сводится к тому, что ученик загадывает какого-либо ученого, писателя, исторического деятеля, литературного героя и дает его описание. Нужно использовать информацию из учебника, но можно также привлекать дополнительный материал. Учитель выставляет оценку ученику, выполнившему работу, а затем может предложить другим ученикам разгадать, кого имел в виду автор загадочного текста. Можно провести письменный опрос, зачитав 3 – 4 описания из разных тетрадей. Ученики должны только написать имена (отгадки).
Мини-проекты
Хороший результат дает метод мини-проектов, если урок всего лишь один раз в неделю. Ученики могут сами выбрать тему мини-проекта из списка, составленного учителем на весь раздел; могут вытянуть ее в качестве жребия; могут придумать сами. Главное — чтобы ученик подготовил действительно проект (или исследование). Поэтому темы формулируются таким образом, чтобы их нельзя было быстро найти в интернете. Примеры: «Какие блюда ел Чичиков?», «Что мог купить на свое жалование Акакий Акакиевич?» и так далее.
Естественные науки предлагают гораздо больше интересных тем для проектов. Это могут быть различные опыты, эксперименты, наблюдения. Мини-проект готовится неделю или две, после чего ученик выступает на уроке с защитой, на которую дается небольшое количество времени (скажем, 5 минут). Можно в конце изучения раздела устроить большую научную конференцию, где предложить выступить нескольким ученикам со своими проектами.
Доклад
Домашнее задание можно предложить в форме доклада с компьютерной презентацией или сообщения по дополнительному материалу. При этом ученику предлагается прочитать книгу или ознакомиться с материалом по ссылке, предложенной учителем. На уроке ученик должен поделиться впечатлениями о прочитанном и кратко, реферативно сообщить, о чем шла речь в изученном материале.
Карта раздела
Контроль целого раздела можно провести таким образом. Создается карта раздела, в которой школьник записывает конспективно необходимую, на его взгляд, информацию, которую он получает на протяжении 5 – 6 уроков. Что можно записывать? Определения, термины, имена, даты, формулы, вопросы, который хотел бы задать, ответы, если он их уже нашел.
Словарь темы
Можно предложить вести «Словарь темы», куда записывать (на свой вкус) разные термины, понятия, ассоциации и т.п.
Интернет в помощь!
Что делать если уроки бывают редко, да еще и пропадают из-за праздников или карантинов? А тут еще какие-то дети часто болеют и почти не попадают на зачетные работы?
На помощь может прийти интернет. Многие электронные журналы предполагают возможность обратной связи. Учитель может задать болеющим ученикам какую-то индивидуальную работу, которую тот, выполнив, прикрепляет в журнал же. Впрочем, можно предложить прислать ее на электронную почту учителя или воспользоваться одной из соцсетей.
Таким же способом можно провести опрос или тестирование. Здесь уместнее будет специальный сайт опросов или соцсеть, какой-либо мессенджер, потому что они позволяют проводить работу в реальном времени, учитель может проследить, сразу ли ученик отвечает на вопросы или пользуется подсказками интернета.
Если существует группа класса в какой-либо соцсети, можно предложить и групповую работу; это актуально, если уроки пропали из-за карантина. С помощью интернета можно разделить класс на несколько групп и каждой выдать свое задание. Школьники обсудят вопрос онлайн или при личной встрече, а результат работы представят на уроке, который все-таки состоится, или пришлют отчет о групповой работе на электронную почту.
Сегодня в сети существует большое количество сайтов, предлагающих тесты в формате ЕГЭ и ОГЭ, которые школьники могут решать онлайн. Можно предложить ученикам выполнять эти тесты самостоятельно и присылать учителю скриншот страницы с результатом.
Нередко учителя проводят опрос с помощью Skype, хотя это сопряжено с некоторыми техническими сложностями. Во всяком случае, можно таким образом объяснить какой-то трудный материал, если несколько уроков пропало. Связавшись через Skype с часто болеющим учеником, можно опросить его устно.
А как вы «добираете» оценки учеников?
Коллеги! Знания и умения каждого ребенка, динамика его самообразования определяются по тем оценкам, которые выставляет учитель-предметник. Знакома ли Вам проблема низкой накопляемости оценок по предмету? Поделитесь, как она Вами решается.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Василий Михайлович Савин
Начинал в малокомплектной школе — там с накопляемостью оценок никаких проблем, в принципе, быть не могло. Вообще же, оценку всегда есть за поставить: проверочные работы, тесты, устные ответы, домашние задания… Сложнее всего было с МХК. Ввели предмет вместе в Базисным планом, а ни учебников, ни программ… Кое-как набросал программку, составил план — на основе 12-томной энциклопедии «Детская литература». Материал занятий давал в основном лекционно. В начале урока устраивал фронтальную проверку изученного материала. Либо письменно, либо устно. Обязательно 2-3 ученика готовили самостоятельно подготовленные развёрнутые ответы по новой теме по биографиям деятелей искусства. Как-то выкручивался с накопляемостью.::smile3::
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Василий Михайлович, за комментарий.Мне тоже довелось 14 лет работать в сельской школе: в классе 18-22 ученика, в параллели -2-3 класса, в старшей школе — по одному 10-й и 11-й класс. Красота, и сейчас ситуация такая же.В лицейских же классах не менее 30 учеников, а то и больше. Возможности увеличить количество классов в параллели нет по многим объективным причинам.Конечно, проведение лабораторной, контрольной работы, зачета по теме дает необходимое число оценок (не менее трех для аттестации) каждому ребенку, но хотелось бы большей объективности в оценке знаний каждого ребенка.
Рождественская Елена
Нас научили ещё в институте: «Вы проводите урок 1 раз в неделю (технология). Поэтому оценки нужно выставлять на КАЖДОМ УРОКЕ! Тогда и проблем с накопляемостью не будет.» Вот так я и работаю. Накопляемость всегда высокая! Иногда даже клеток в журнале не хватает, если я оцениваю и домашнюю, и классную работу.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Это понятно: проверил домашнюю работу — выставил каждому ученику оценку. Но я убеждена, что в целях объективности следует оценивать различные формы работы ученика: на одном уроке — решение задачи, на другом — тестирование, устный ответ и т.д.
Рождественская Елена
Согласна с Вами! Я так и делаю. Тесты, домашние работы, презентации, сообщения, практические (они на каждом уроке), ответы на уроке, проекты (тут нужно оценивать и изделие, и пояснительную записку, и текущую работу, и защиту). И ещё оценочные листы, когда ученики сами себя оценивают по соответствующим критериям. Обычно строже, чем я. Ой, ещё же портфолио! В общем, не хватает мне клеточек в журнале…
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Елена, Вы — умница! Уверена, что на Ваших уроках дети много получают и оценок, и знаний, и умений.
Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)
Чтобы проблемы низкой накопляемости оценок не было, очень часто провожу письменные работы в разных формах: в виде тестов по теории, самостоятельные работы по решению задач.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Да, Татьяна Ивановна, физика — многогранный школьный предмет, позволяющий учителю проверять различные аспекты подготовки детей.Я люблю блиц-диктанты «да» — «нет», часто их провожу при подготовке к контрольной работе.
Аникеенко Наталья Владимировна(эксперт сообщества)
У меня нет проблемы накопляемости оценок. Я, практически, всех могу оценить за каждый урок.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Наталья Владимировна. Изучение иностранных языков дает много возможностей для оценивания умений и навыков ученика.
Ткачева Татьяна Юрьевна
Я провожу тесты по каждому разделу, мини тесты на подведение итогов урока, также дети делают проекты
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо. Я люблю творческие задания для детей, проверка и оценивание которых доставляет удовольствие, видна индивидуальность каждого ребенка.
Суркова Г.А.
Проблем по накопляемости оценок не было. Провожу разные проверочные работы, защита проектов, сам. работы, сообщения и т.д.
Ответ:
Правильное написание слова — оценочный
Ударение и произношение — оц`еночный
Значение слова -прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: оценка, связанный с ним. 2) Предназначенный для оценки (1).
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — (ИЗ) АЭРОПОРТА?
или
Слово состоит из букв:
О,
Ц,
Е,
Н,
О,
Ч,
Н,
Ы,
Й,
Похожие слова:
оценишь
оценка
оценке
оценку
оценочно
оценщик
оценщица
оценю
оценят
оценять
Рифма к слову оценочный
суточный, урочный, прочный, лихорадочный, точный, перевязочный, порочный, ваточный, желчный, картечный, млечный, безупречный, звучный, обычный, троечный, вторичный, фабричный, предвечный, пушечный, разноязычный, встречный, больничный, солнечный, сердечный, скучный, мрачный, привычный, непривычный, личный, неприличный, вечный, бесконечный, отличный, любовный, задушевный, ный, волшебный, громадный, несправный, плачевный, западный, нескладный, выгодный, штабный, свободный, гневный, равный, пребледный, бледный, годный, бедный, голодный, нравный, досадный, миловидный, подобный, противный, массивный, пробный, ровный, судебный, негодный, подробный, исправный, вредный, бесподобный, неспособный, уголовный, непрерывный, видный, душевный, славный, верховный, жалобный, кожаный, главный, духовный, полнокровный, административный, удобный, наивный, беспрерывный, нервный, резвый, моложавый, березовый, шутливый, здравый, находчивый, красивый, фланговый, отчетливый, левый, дождливый, слабый, учтивый, грубый, курчавый, уродливый, плешивый, хвастливый, правдивый, насмешливый, целковый, задумчивый, медовый, забывчивый, юродивый, правый, ленивый, лукавый, ворчливый, мозаиковый, худощавый, шелковый, коричневый, розовый, милостивый, трезвый, особый, торопливый, молчаливый, кровавый, вый, бравый, фальшивый, заботливый, шаловливый, счастливый, поворотливый, фризовый, словоохотливый, вспыльчивый
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Решаем проблему низкой накопляемости оценок. Способы получения оценок на уроке
1
Нередко представители администрации учителю высказывают такую претензию: «Низкая накопляемость оценок. Прошло уже 2-3 недели с начала четверти, а несколько человек до сих пор не опрошены». Конечно, это проблема. Но как ее решить, если некоторые ученики много болеют, а часов в неделю всего один или два? Как увеличить количество оценок в журнале и повысить их объективность?
Как успеть выставить много оценок за урок
В течение урока можно успеть оценить несколько раз всех учеников, если задаться такой целью. Например, можно провести контрольный урок, в ходе которого опросить 8-10 человек устно и всех поголовно письменно, причем предложить дать как развернутые ответы, так и тестовые задания.
Как провести фронтальный опрос сразу нескольких учеников? Для этого потребуется два диктофона или магнитофона, на которые два ученика наговаривают ответ на основной вопрос; один ученик отвечает устно перед классом; еще двое составляют развернутый план ответа на тот же вопрос на доске; остальные ребята из класса в это время отвечают на тот же (или другой) вопрос письменно. А двое учеников, так называемые критики, кратко записывают в выданной таблице, какие аспекты вопроса ученик устно осветил хорошо, а какие хуже. После они дополняют ответ своего товарища и выставляют ему обоснованную оценку. Таким образом можно опросить до 7 человек, иногда и больше; если первый отвечающий оказался не готов, можно вызвать по тому же вопросу другого. Если тема обширная и можно задать несколько вопросов, требующих развернутых ответов, то можно повторить ту же процедуру еще раз.
Таким образом за урок будет выставлено большое количество оценок. Однако очевидно, что этот вариант опроса займет много времени, по крайней мере минут 15-20, то есть почти половину всего урока. Это можно себе позволить, когда в неделю 4 5 уроков по предмету, но если их только 1 – 2, тратить пол-урока на опрос — непозволительная роскошь. В таком случае нужно сосредоточиться на вариантах кратких опросов. Тем более что их существует огромное множество.
Быстрые устные опросы на уроках
Существует немало способов быстро и весело опросить значительное количество учеников — надо лишь подобрать нужное количество вопросов или подходящего материала. Давайте рассмотрим сначала случай, когда учитель может провести только устный опрос, но хочет составить представление о знаниях всего класса и по возможности выставить большое количество оценок.
Банк вопросов
Это известная форма опроса, при которой каждый ученик может получить несколько оценок.
Предварительно в качестве домашнего задания каждый должен на отдельных листочках написать несколько вопросов по теме, обычно три вопроса. Первый из них затрагивает конкретные термины или определения (например, «Что такое прилагательное?», «Дай определение синуса» и т.п.). На другом листочке пишется вопрос, требующий размышления и оценки («В текстах какого стиля, по твоему мнению, уместно использовать большое количество прилагательных?» или «В каких областях современной жизни тебе может потребоваться знание тригонометрии?»). На третьем листочке пишется вопрос из серии «Что? Где? Когда?», то есть вопрос, требующий большой эрудиции или выяснения с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
Все листочки с вопросами раскладываются в три шкатулки (банки вопросов); время от времени они пополняются. В начале урока учитель вызывает нескольких учеников, каждый не глядя берет от одного до трех листочков из любых шкатулок и отвечает на вопросы. В результате опрос проходит весело и живо, одновременно выполняются различные личностные задачи, например, ребята учатся ставить перед самим собой задачи и выбирать те, которые они считают для себя посильными. Оценку получают все, кто придумал вопросы, и все, кто отвечал на них.
Головоломки
Хорошие варианты быстрого опроса — это разного рода головоломки. Это могут быть ребусы, в которых загадано какое-то слово, имеющее отношение к изученной теме, или шарада, поиск слов, паззлы.
Таким образом можно проводить опрос по терминологии. На картонных полосках крупно записываются (или печатаются) те термины, которые изучены на прошлом уроке или в течение всей темы; затем полосы разрезаются на части таким образом, чтобы на каждом кусочке получилось от двух до четырех букв; можно разрезать по слогам, а можно произвольно. Все картонные кусочки перемешиваются и выдаются ученику, а он должен восстановить термины.
Разумеется, чем младше ученик, тем меньше терминов нужно предлагать за один раз. Например, в начальной школе достаточно 2-3, в пятом – шестом классе — 3-4, более старшим можно предложить большее количество шарад. Таких комплектов может быть много, их интересно будет выдать нескольким ученикам, пока остальные выполняют какую-то другую работу (скажем, кто-то отвечает у доски, остальные слушают), и устроить небольшое соревнование. Изготовление головоломок можно поручить ученикам и за это тоже поставить оценки.
Опрос по цепочке
Хорошо зарекомендовал себя метод опроса по цепочке. При этом учитель просит одного из учеников начать отвечать на какой-то вопрос, требующий развернутого ответа. После окончания микротемы или в произвольном месте учитель останавливает ученика и просит продолжать кого-то другого. Такой способ опроса держит в напряжении весь класс, поэтому он должен использоваться не очень часто и только в тех классах, в которых нет нервных детей или детей с ОВЗ. Хотя стресса можно избежать, если опрашивать и в самом деле по цепочке, то есть по очереди. Тогда школьник знает заранее, что сейчас будет его очередь и не испытывает испуга.
Верно-неверно
Можно рекомендовать и другие формы устных опросов. Допустим, опрос в форме «Верно-неверно». Учитель читает различные утверждения. В том случае, если они соответствуют реальности, ученики каким-то способом дают понять это (хлопают в ладоши или поднимают цветную карточку). Можно, наоборот, предложить отмечать неправильные утверждения. Подробнее.
«Третий лишний»
Прекрасный способ быстрого опроса и плюс к тому тренировка логического мышления и внимания. На доске или на карточке записывается три каких-либо слова; это могут быть слова на правило, термины, понятия и так далее. Ученики должны определить, какое из трех слов лишнее, и объяснить, по какому принципу они это слово вычленили. Например, в двух словах приставка пре-, а в одном — при-.
Опрос «Аукцион»
Популярностью пользуются опрос «Аукцион». Школьники должны перечислять какие-либо элементы общего множества (например, металлы) оценку получает только тот, кто назовет последнее слово (так же, как выигрывает назвавший последнее слово в игре в «города»).
Наконец, можно использовать разные формы групповой работы. Они также позволяют быстро опросить значительное количество учащихся. Можно, например, проводить взаимоопрос внутри постоянной или временной пары (группы). Можно разделить класс на постоянные или временные группы по 4-5 человек и предложить каждой какой-либо проблемный вопрос для обсуждения и последующего освещения. Оценка в этом случае выставляется или всей группе одна и та же, или в соответствии с решением спикера группы (ученика, который отвечал от имени всех).
«Я к Вам пишу…». Письменные формы опроса
Еще больше оценок (и, по мнению многих, более объективных) позволит выставить письменный опрос. Какие формы письменного опроса можно провести на уроке, чтобы выставить максимальное количество оценок?
Это, конечно, опрос в форме развернутого ответа. Ученикам предлагается в виде текста из 4 – 7 предложений ответить на какой-либо вопрос по теме, охарактеризовать понятие или явление, привести какие-либо примеры. Этот вариант опроса развивает способность учащихся выражать свои мысли в письменной форме и позволяет более или менее точно выяснить уровень подготовки всего класса.
Минусы этой работы в том, что некоторые ученики, зная материал, все же затрудняются ответить на вопрос. На уроке русского языка неумение писать тексты — это, разумеется, не отговорка. Но не совсем честно будет выставлять низкую оценку, скажем, по физике из-за того, что ученик, зная материал, не умеет выражать свои мысли в письменной форме. Кроме того, такой вариант работы требует достаточно много времени, причем одни школьники выполнят эту работу быстро, другие затратят намного больше времени.
Терминологический диктант
Можно провести письменный опрос в других формах, например, в форме терминологического диктанта. Он проводится таким образом. Учитель зачитывает определение, или формулу, или какие-либо ассоциации, которые должны натолкнуть ученика на определенный термин. Ученик записывает именно этот термин. Так можно проверить знание всей терминологии по разделу. Такой диктант проходит быстро, а объем контролируемого материала может быть очень большой. Главный минус в том, что при таком опросе очень легко списать. Кроме того, опять же встает вопрос оценивания в том случае, если термин угадан правильно, но записан с орфографической ошибкой.
Опросы по карточкам
Можно проводить быстрые веселые письменные опросы с помощью карточек. Это могут быть раздаточные карточки, на которых записаны анаграммы, то есть составленные в псевдослова буквы слОва, обозначающего какой-то термин или понятие. Задача учеников — составить из этих букв необходимый термин. Поскольку задание требует определенных способностей и достаточно высокого уровня интеллекта, некоторые карточки можно делать с подсказками для тех учеников, у которых слабо развито аналитическое мышление, или, например, для тех, у кого русский язык не родной.
Перфокарты на уроке
Опрос с помощью перфокарт проводится очень быстро и позволяет проконтролировать достаточно большой объем материала.
Можно провести также опрос, аналогичный опросу с перфокартами, но без них. При этом школьники записывают в ряд через запятую отдельные буквы, цифры или символы. Допустим, учитель читает вопросы по изучаемой теме, которые требуют ответа да или нет; ученик, не записывая вопрос, пишет только да или нет. Таким же образом можно предложить записывать букву проверяемой орфограммы (скажем, А или О при изучении темы «Корни лаг/лож»).
«Классная домашка»
Что делать, если урок один или два раза в неделю, причем материал требует по преимуществу устного ответа? Скажем, МХК или экология? Здесь на помощь могут прийти творческие домашние задания. Если подойти к этому вопросу с выдумкой, то можно из одного домашнего задания получить материал для выставления нескольких оценок разным ученикам.
«Угадайка»
Такую возможность дает, например, «Угадайка». Это игра для тех предметов, на которых часто изучаются различные персоналии. Можно даже предложить завести специальную тетрадь, в который время от времени предлагать выполнить домашнее задание. Суть его сводится к тому, что ученик загадывает какого-либо ученого, писателя, исторического деятеля, литературного героя и дает его описание. Нужно использовать информацию из учебника, но можно также привлекать дополнительный материал. Учитель выставляет оценку ученику, выполнившему работу, а затем может предложить другим ученикам разгадать, кого имел в виду автор загадочного текста. Можно провести письменный опрос, зачитав 3 – 4 описания из разных тетрадей. Ученики должны только написать имена (отгадки).
Мини-проекты
Хороший результат дает метод мини-проектов, если урок всего лишь один раз в неделю. Ученики могут сами выбрать тему мини-проекта из списка, составленного учителем на весь раздел; могут вытянуть ее в качестве жребия; могут придумать сами. Главное — чтобы ученик подготовил действительно проект (или исследование). Поэтому темы формулируются таким образом, чтобы их нельзя было быстро найти в интернете. Примеры: «Какие блюда ел Чичиков?», «Что мог купить на свое жалование Акакий Акакиевич?» и так далее.
Естественные науки предлагают гораздо больше интересных тем для проектов. Это могут быть различные опыты, эксперименты, наблюдения. Мини-проект готовится неделю или две, после чего ученик выступает на уроке с защитой, на которую дается небольшое количество времени (скажем, 5 минут). Можно в конце изучения раздела устроить большую научную конференцию, где предложить выступить нескольким ученикам со своими проектами.
Доклад
Домашнее задание можно предложить в форме доклада с компьютерной презентацией или сообщения по дополнительному материалу. При этом ученику предлагается прочитать книгу или ознакомиться с материалом по ссылке, предложенной учителем. На уроке ученик должен поделиться впечатлениями о прочитанном и кратко, реферативно сообщить, о чем шла речь в изученном материале.
Карта раздела
Контроль целого раздела можно провести таким образом. Создается карта раздела, в которой школьник записывает конспективно необходимую, на его взгляд, информацию, которую он получает на протяжении 5 – 6 уроков. Что можно записывать? Определения, термины, имена, даты, формулы, вопросы, который хотел бы задать, ответы, если он их уже нашел.
Словарь темы
Можно предложить вести «Словарь темы», куда записывать (на свой вкус) разные термины, понятия, ассоциации и т.п.
Интернет в помощь!
Что делать если уроки бывают редко, да еще и пропадают из-за праздников или карантинов? А тут еще какие-то дети часто болеют и почти не попадают на зачетные работы?
На помощь может прийти интернет. Многие электронные журналы предполагают возможность обратной связи. Учитель может задать болеющим ученикам какую-то индивидуальную работу, которую тот, выполнив, прикрепляет в журнал же. Впрочем, можно предложить прислать ее на электронную почту учителя или воспользоваться одной из соцсетей.
Таким же способом можно провести опрос или тестирование. Здесь уместнее будет специальный сайт опросов или соцсеть, какой-либо мессенджер, потому что они позволяют проводить работу в реальном времени, учитель может проследить, сразу ли ученик отвечает на вопросы или пользуется подсказками интернета.
Если существует группа класса в какой-либо соцсети, можно предложить и групповую работу; это актуально, если уроки пропали из-за карантина. С помощью интернета можно разделить класс на несколько групп и каждой выдать свое задание. Школьники обсудят вопрос онлайн или при личной встрече, а результат работы представят на уроке, который все-таки состоится, или пришлют отчет о групповой работе на электронную почту.
Сегодня в сети существует большое количество сайтов, предлагающих тесты в формате ЕГЭ и ОГЭ, которые школьники могут решать онлайн. Можно предложить ученикам выполнять эти тесты самостоятельно и присылать учителю скриншот страницы с результатом.
Нередко учителя проводят опрос с помощью Skype, хотя это сопряжено с некоторыми техническими сложностями. Во всяком случае, можно таким образом объяснить какой-то трудный материал, если несколько уроков пропало. Связавшись через Skype с часто болеющим учеником, можно опросить его устно.
А как вы «добираете» оценки учеников?
Цель:
- собирать информацию о состоянии школьной
документации, - на основе собранной информации сделать вывод об
уровне педагогического мастерства учителя,
понимания ими современных требований к
организации учебно-воспитательного процесса и
умения воплощать их в своей деятельности, - на основе анализа спланировать работу по
устранению выявленных недостатков.
Содержанием внутришкольного контроля является
целостный педагогический процесс. Для
определения контроля следует исходить из
планирования деятельности школы.
Учебное распоряжение “О результатах проверки
школьных дневников”
С целью осуществления работы классных
руководителей с родителями, системы опроса
учащихся по линии учебной части проверялись
дневники учащихся 3, 4, и 5 классов.
Проверка показала следующее:
Систематически осуществляется контроль за
состоянием дневников учащихся следующими
классными руководителями…. Дневники учащихся
обвёрнуты, правильно подписаны, выставляются
оценки по предметам, однако контроль со стороны
родителей наблюдается не во всех дневниках, в 4
классе из 13 проверенных дневников у 3 учащихся
отсутствуют подписи родителей…
Хуже обстоит дело в 3 и 5 классах. Здесь
отсутствует система работы классного
руководителя по контролю за состоянием
дневников учащихся. В классе многие дневники
имеют небрежный внешний вид, грязные обложки,
последняя подпись классного руководителя ….за
18.11.07. В ряде дневников отсутствует подпись
родителей (Ф.И. с 12.12.07, Ф.И. с 25.11.07, Ф.И. с 6.12.07).
Учитывая отмеченные упущения предлагается:
- классному руководителю (Ф.И.О.) взять под
контроль работу с родителями, систематически
осуществлять контакт с ними через дневники
учащихся; - классным руководителям – пересмотреть
отношение к проверке дневников учащихся,
до…исправить указанные недостатки
Учебное распоряжение “О результатах проверки
тетрадей для контрольных работ по русскому языку
и математике в 4-6 классах”
Содержание контроля: работа учителя с
тетрадями для контрольных работ
Цель: соблюдение единого орфографического
режима, объективность выставления оценок
Время проведения: 29 октября
Согласно плану внутришкольного контроля на
октябрь-месяц, положения о проверке тетрадей
проведена проверка тетрадей для контрольных
работ по русскому языку и математике в 4-6 классах.
Результаты показали, что полностью требования
к ведению документации не выполняются:
- в 4 классе (учитель) по русскому языку тетради
все обёрнуты, подписаны правильно, но
отсутствует работа над ошибками, неправильно
указан вид работы “классная работа” вместо
“контрольное списывание” - по математике в 4 классе (учитель) работы
оформляются неопрятно, много исправлений,
неправильно оформлена запись примеров в столбик,
не соблюдается интервал - в 5 классе по русскому языку (учитель) тетради
все обвёрнуты, аккуратно подписаны, отсутствует
работа над ошибками - по математике в 5 классе (учитель) отсутствует
работа над ошибками, задания повышенной
трудности не являются обязательными для всех и
предлагаются в качестве дополнительных,
оцениваются только в случае их успешного
выполнения - в 6 классе по математике (учитель) тетради
аккуратно подписаны, соблюдаются нормы оценок - по русскому языку в 6 классе(учитель) работа над
ошибками ведется систематически, не объективно
выставлены оценки за 26 октября у (Ф.И.)
На основании выше изложенного рекомендую:
- учителю начальных классов – обратить внимание
на оформление работы в тетради, систематически
проводить работу над ошибками по русскому языку. - учителю русского языка, учителю математики –
систематически проводить работу над ошибкам. - учителю русского языка – обратить внимание на
систему контроля и оценивания письменных работ.
Учебное распоряжение “О результатах проверки
классных журналов в 1-11 классах”.
Цель: соблюдение единых требований к ведению
документации.
Время проверки: 6 октября.
Учебной частью была проведена проверка
классных журналов 1-11 классов. В результате
проверки было выявлено, что не все учителя
соблюдают основные требования к ведению
документации, в организации контроля за знаниями
учащихся имеются недостатки:
— Несвоевременно заполняются журналы по
предметам: история России, информатика в 4, 11
классах, обществознание в 10 классе.
— Отсутствует запись с сентября- месяца по
мировой художественной культуре (учитель)
— В журнале присутствуют выставленные
карандашом оценки
(по алгебре в 8 классе (учитель), истории России в
8 классе (учитель)
— В журнале ставится большое количество точек
по физике (учитель)
— Не заполнены сведения о занятости учащихся в
факультативах, кружках в 5, 6, 7 классах
— Не заполнены сведения о пропущенных уроках
обучающимися в 11 классе (Кл. рук)
— Не заполнены сведения об обучающихся во 2
классе (Кл.рук.)
— Отсутствует соответствие
календарно-тематического планирования и записей
в журнале по ОБЖ (учит.)
На основании выше изложенного предлагаю:
- Учителю физики, учителю истории , учителю
математики вместо точек выставить оценки - Учителю истории не выставлять оценки
карандашом - Классному руководителю 8 класса взять под
контроль успеваемость учащихся, имеющих
неудовлетворительные отметки - Учителям-предметникам обратить внимание на
систему опроса на уроках литературы, истории,
химии, биологии в 8-11 классах. - Взять под личный контроль работу преподавателя
ОБЖ. Преподавателю ОБЖ привести в соответствие
календарно-тематическое планирование и записи в
журнале до 13 октября. - Учителю русского языка и литературы –
заполнить раздел журнала “Что пройдено на
уроке” по МХК до 11октября
Учебное распоряжение “О результатах проверки
классных журналов в 5-11 классах”
Цель: системность опроса учащихся, работа с
отстающими учащимися.
Время проверки:
Учебной частью была проведена проверка
классных журналов. В результате проверки было
выявлено, что не все учителя соблюдают основные
требования к ведению документации, в организации
контроля за знаниями учащихся, системой опроса.
Имеются серьезные недостатки:
1. Малая накопляемость оценок:
- в 5 классе у (ф.и.) по истории (учитель.);
- в 6 классе у (ф.и.) по истории (учитель.);
- в 7 классе у (ф.и.) только одна оценка по
литературе (учитель.); по геометрии (учитель ), ряд
учащихся не имеет ни одной оценки.
В 8 классе отсутствуют оценки по ряду предметов
у (ф.и.). (литература, алгебра, геометрия,
английский язык, обществознание, информационная
культура), имеют только одну оценку по
английскому языку (ф.и.)., по истории (ф.и.).
В 9 классе не имеют ни одну оценку по литературе
(ф.и.). имеют только одну оценку по английскому
языку (ф.и.), по истории России (ф.и.), по
информатике отсутствуют оценки с 01.02.2007 года.
В 10 классе по русскому языку не имеют ни одной
оценки (ф.и.). Малая накопляемость оценок у(ф.и.)
(английский язык, экономика, литература, химия,
физика).
В 11 классе неудовлетворительная успеваемость
по ряду предметов у (ф.и.). Имеют место и следующие
серьезные нарушения:
несвоевременно заполняются журналы по
предметам: граждановедение – 10 класс с 09.02.07 –
учитель;
МХК 9,10, 11 классы , алгебра – 9 класс – 21.02.07.;
информатика – 10 класс 15.01.07;
Отсутствует запись домашнего задания по
литературе в 9 классе – учитель…
Не заполнены сведения о занятиях в
факультативах, кружках, секциях на П полугодие.
На основании выше изложенного предлагаю:
- Серьезное внимание обратить на систему
контроля за знаниями учащихся Ф.И.О. учителей. - Классным руководителям 7, 8, 9, 11 классов взять под
особый контроль успеваемость учащихся, имеющих
неудовлетворительные оценки и малую
накопляемость отметок. - Учителю информатики, учителю русского языка и
литературы. повысить ответственность за ведение
классных журналов.
Невысокая накопляемость оценок на уроке.
Коллеги! Знания и умения каждого ребенка, динамика его самообразования определяются по тем оценкам, которые выставляет учитель-предметник. Знакома ли Вам проблема низкой накопляемости оценок по предмету? Поделитесь, как она Вами решается.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Василий Михайлович Савин
Начинал в малокомплектной школе — там с накопляемостью оценок никаких проблем, в принципе, быть не могло. Вообще же, оценку всегда есть за поставить: проверочные работы, тесты, устные ответы, домашние задания… Сложнее всего было с МХК. Ввели предмет вместе в Базисным планом, а ни учебников, ни программ… Кое-как набросал программку, составил план — на основе 12-томной энциклопедии «Детская литература». Материал занятий давал в основном лекционно. В начале урока устраивал фронтальную проверку изученного материала. Либо письменно, либо устно. Обязательно 2-3 ученика готовили самостоятельно подготовленные развёрнутые ответы по новой теме по биографиям деятелей искусства. Как-то выкручивался с накопляемостью.::smile3::
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Василий Михайлович, за комментарий.Мне тоже довелось 14 лет работать в сельской школе: в классе 18-22 ученика, в параллели -2-3 класса, в старшей школе — по одному 10-й и 11-й класс. Красота, и сейчас ситуация такая же.В лицейских же классах не менее 30 учеников, а то и больше. Возможности увеличить количество классов в параллели нет по многим объективным причинам.Конечно, проведение лабораторной, контрольной работы, зачета по теме дает необходимое число оценок (не менее трех для аттестации) каждому ребенку, но хотелось бы большей объективности в оценке знаний каждого ребенка.
Рождественская Елена
Нас научили ещё в институте: «Вы проводите урок 1 раз в неделю (технология). Поэтому оценки нужно выставлять на КАЖДОМ УРОКЕ! Тогда и проблем с накопляемостью не будет.» Вот так я и работаю. Накопляемость всегда высокая! Иногда даже клеток в журнале не хватает, если я оцениваю и домашнюю, и классную работу.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Это понятно: проверил домашнюю работу — выставил каждому ученику оценку. Но я убеждена, что в целях объективности следует оценивать различные формы работы ученика: на одном уроке — решение задачи, на другом — тестирование, устный ответ и т.д.
Рождественская Елена
Согласна с Вами! Я так и делаю. Тесты, домашние работы, презентации, сообщения, практические (они на каждом уроке), ответы на уроке, проекты (тут нужно оценивать и изделие, и пояснительную записку, и текущую работу, и защиту). И ещё оценочные листы, когда ученики сами себя оценивают по соответствующим критериям. Обычно строже, чем я. Ой, ещё же портфолио! В общем, не хватает мне клеточек в журнале…
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Елена, Вы — умница! Уверена, что на Ваших уроках дети много получают и оценок, и знаний, и умений.
Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)
Чтобы проблемы низкой накопляемости оценок не было, очень часто провожу письменные работы в разных формах: в виде тестов по теории, самостоятельные работы по решению задач.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Да, Татьяна Ивановна, физика — многогранный школьный предмет, позволяющий учителю проверять различные аспекты подготовки детей.Я люблю блиц-диктанты «да» — «нет», часто их провожу при подготовке к контрольной работе.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
У меня нет проблемы накопляемости оценок. Я, практически, всех могу оценить за каждый урок.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо, Наталья Владимировна. Изучение иностранных языков дает много возможностей для оценивания умений и навыков ученика.
Ткачева Татьяна Юрьевна
Я провожу тесты по каждому разделу, мини тесты на подведение итогов урока, также дети делают проекты
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Спасибо. Я люблю творческие задания для детей, проверка и оценивание которых доставляет удовольствие, видна индивидуальность каждого ребенка.
Суркова Г.А.
Проблем по накопляемости оценок не было. Провожу разные проверочные работы, защита проектов, сам. работы, сообщения и т.д.
Обновлено: 03.03.2023
– заполнение графы о переводе в следующий класс, окончании школы.
8. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное врем я.
10. Аккуратность ведения жу рнала, правиль ности записей, наличие исправлений с
соответствующей записью об исправлении, заверенной печатью.
II. Выполнение государственных образовательных программ. Соответствие запи сей журнала по
прохождению программного материала к алендарно — тематическому пл анированию учителя —
III. Состояние опроса. Накопляемость оц енок по предметам. Анализ объективности выставления
четверных, полугодовых, годовых оценок, итоговых оценок выпускников 9, 11 классов.
Своевременность выставле ния оценок з а тематический уч ет зн аний (контрольные, проверочные,
IV. Объем и содержание домашних заданий. Отражение текущего повторения.
единых требований при оформлении классных ж урналов
– качество и сполнения класс ными руководителями должностны х обязанностей п о веде нию
документации: с облюдению е диных требова ний при оформлении и ведении классных журналов,
Метод контроля : проверка классных журналов посредством просмотра.
В соответствии с планом — графиком внутришкольного контроля _________ на _______ учебный
год и планом — заданием по проверке состояния ведения и соблюдения единых требований при
оформлении классных журналов, м ною, _________________________________________
заместителем директора, _____________ ____________ 20__ г. были проверены классные журналы
При проведении проверки контролировалось заполн ение и ведение строго определенных страниц
классного журнала в соответствии с блан ком контроля. Рез у льтаты проверки отражены в бланке
Выводы: Проверка классных жу рналов ________ классов показала, что основная часть классных
руководителей относится к выполнению своих должностных обязанностей в части соблюдения
единых требований к оформлению и ведению класс ных жу рналов добросовестно. Все о сновные
разделы Плана — задания по проверке классных жу рналов и Инстр укции по ведению классного
журнала в МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ заполняются в соответствии с
требованиями. Без замечаний оформлены и ведутся в соответствии с требованиями классные
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Однако по итогам про верки выявлены с ледующие нару шения, недостатки при оформлении и
ведении классных журналов клас сными руководителями:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________ ус транить вышеуказанные недостатки в оформлении и веден ии класс ных
2. Прин ять к сведению и не доп у скать нали чия вышеуказанных недостатков впоследствии при
Заместитель директора: _____________/__________________/
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
При проведении ________________ 20__ г. контроля за устранением недостатков, н арушений,
выявленных при проверке соблюдения единых требований при оформлении и ведении класс ного
журнала от _____________________ 20__ г., установлено:
____________________________________________________________________________________
2. Классные ру ководители н е ус транили недостатки:
____________________________________________________________________________________
________________________ 20__ г. недостатки устранены в моем прису тствии.
По резу льтатам повторного контроля за состоянием ве дения и с облюдению единых требований
при оформлении классного журнала за ненадлежащее выполнени е должностных обязанностей в
части ведения школьной док у ментации н а совещании при директоре объявить замечание ( ус тное)
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Заместитель директора: ______________/_________________/
_______________ 20__ г. (подпись) (расшифровка подписи)
по итогам проверки состояния ведения классных ж урналов
– контроль за организацией системы опроса обучающихся, накопляемостью оценок по предме ту;
– контроль за объективностью выставления четвертных, пол угодовых, годовых и итоговых
В соотв етствии с планом — графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.К убиязы МР
Аскинский ра йон РБ на ________________ у чебный год, мною, ________________ _________,
заместителем директора, _____________ 20__ г. были проверены классные ж у рналы
___________классов. При проведении п роверки контролировалась организация системы оп роса
обучающихся, накопляемость оценок по предмету , ос уществлялся контроль за объект ивностью
выставления четвертных, полугодовых, годовых и итоговых оценок по предмету ______________
учителем _______________________________________________ ___________________________
в классах _____________________________________ _____________________________________.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
По итогам проверки выявлены следующие нару шения, недостатки:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
1.__________________________________________________________________________________
________________________ устранить вышеуказанные недостатки в ведении классных журналов
2. Прин ять к сведению и не доп у скать наличия вышеуказанных н едос татков вп оследствии при
Заместитель директора: ________________/________________/
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
При п роведении ___ _____________ 20__ г. к онтроля з а у странением недостатков, нарушений,
выявленных при проверке ведения классного жу рнала от _____________________ 20__ г.,
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________ 20__ г. недостатки устранены в моем прису тст вии.
По результатам п овторного контроля за состояни ем ведения к лассного ж урнала за ненадлежащее
выполнение должностных обязанностей в части ведения школь ной док ументации н а совещан ии при
директоре объявить замечание (ус тное) следующи м учителям — предметникам:
_______________________________________________________
Заместитель директора: ______________/__________________/
__________________ 20__ г. (подпись) (расшифровка подписи)
по итогам проверки состояния ведения классных ж урналов
– контроль за объемом и содержанием домашнего задания;
В соотв етствии с планом — графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.К убиязы МР
Аскинский район РБ на _______________ учебный год, мною,
________________________ _________________________, заместителем ди ректора, _______________
20___ г. были провер ены классные журналы ___________ классо в. При проведении п роверки
контролировались объем, характер и содержание домашнего задания по предмету
__________________, учитель ______________________. В ходе проверки п роводился контроль за
посещаемостью учебных занятий обу чающимися __________ класса.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
По итогам проверки выявлены следующие нару шения, недостатки:
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
1.__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
устранить вышеу казанные недостатки в ведении к лассны х журналов ______________ 20 __ г.
2. Прин ять к сведению и не доп у скать впоследствии наличия вышеуказанных недостатков при
Заместитель директора: _____________/___________________/
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
При п роведении ________________ 20__ г. контрол я за устранением недостатков, нарушений,
выявленных при про верке ведения классного жу рнала от _____________________ 20__ г.,
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________ 20__ г. недостатки устранены в моем прису тствии.
По результатам п овторного контроля за состояни ем ведения классного ж у рнала за ненадлежащее
выполнение должностных обязанностей в части ведения шк ольной док у ментации на совещании при
директоре объявить замечание (ус тное) следующим учителям — предметникам:
_______________________________________________________
Заместитель директора: _____________/___________________/
по итогам проверки состояния ведения классных ж урналов
– контроль за прохождением и выполнением госу дарственных образовательных программ;
– контроль за соответствием записей классного журнала о прохождении прог раммного материала
календарно — тематическому планированию учителя — предметника;
– контроль за выполнением графика к онтрольных работ и своевременностью выставления оценок
за тематический учет знаний (контрольная работа, с амостоятельная работа, лабораторная работа).
Метод к онтроля : просмотр классных журналов уч ителей — п редметников с уче том календа рно —
В соотв етствии с планом — графиком внутришкольного контроля МБОУ СОШ с.К у биязы МР
Аскинский район РБ на 20__–__ у чебный год и Планом — заданием по п роверке состояния ведения
классных журналов м ною, _______________________________________________, заместителем
директора, ________________ 20__ г. были проверены классные ж урналы _____________ классов.
При проведении проверки контролировалось прохождение и выполнение государственных
_______________________________________________________
учителем ____________ __________________________________
Проверено соответстви е з аписей в классном журнале о прохождении программного материала
согласно календарно — тематическому планированию. Резу льтаты проверки отражены в бланке
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
По итогам проверки выявлены следующие нару ш ения, недостатк и:
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
1.__________________________________________________________________________________
_______________________ устранить выше указанные недостатки в ведении к лассных журналов
2. Прин ять к сведению и не доп у скать впоследствии наличия выше указанных недостатков при
Заместитель директора: _______________/_________________/
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
При п роведении ________________ 20__ г. контрол я за устранением недостатков, нарушений ,
выявленных при проверке ведения классного ж у рн ала от ______________________ 20__ г.,
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________ 20__ г. недостатки устранены в моем прису т ствии.
По результатам п овторного контроля за состояни ем ведения к лассного ж урнала за ненадлежащее
выполнение должностных обязанностей в части ведения школь ной док ументации н а совещан ии при
директоре объявить замечание (ус тн ое) следующим учителям — предметник ам:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
по проверке журналов
от ___ января 201__ г.
Цель проверки: проверить классные журналы с целью контроля правильности их заполнения, соблюдения классными руководителями и учителями-предметниками инструкций по ведению и заполнению классного журнала, выполнения учебных программ и практической части программ, объективности выставления четвертных оценок за 2 четверть.
В ходе проверки было выявлено:
Журнал 5 класса:
Журнал оформлен. Отставания от программы нет. Практическая часть программы выполнена. Оценки выставлены объективно, за исключением некоторых учителей-предметников (см. замечания ниже).
Замечания по ведению классного журнала:
Учитель русского языка и литературы (фамилия) .
— исправлены не все замечания по литературе за 1 четверть (не выставлены отметки за сочинение (29.11) и чтение наизусть — 26.11; выставлены не все отметки 8.12; не подведены итоги за 1 четверть (ИГЗ);
— по литературе не указано количество сочинений в итогах за 2 четверть;
Учитель природоведения (фамилия) :
— допущены исправления дат, отметок.
Учитель физкультуры (фамилия) :
— не записана тема урока физкультуры 7.12.;
Учитель английского языка (фамилия) :
— выставлено большое количество неудовлетворительных отметок за урок 12.12, учителю необходимо обратить внимание на работу со слабоуспевающими.
Замечаний классному руководителю нет. Журнал оформлен аккуратно, своевременно.
Журнал 6 класса:
Журнал оформлен. Оценки выставлены объективно. Практическая часть программы выполнена. Отставания от программы по русскому языкы (10 час. – 1 четверть, 3 час. – 2 четверть) и литературе (4 час. – 1 четверть, 5 час. – 1 четверть) в связи с длительной болезнью учителя (фамилия).
Замечания по ведению классного журнала:
Учитель русского языка и литературы (фамилия) :
— не выставлены отметки за словарный диктант 7.12;
— по литературе выставлены не все отметки за чтение наизусть 26.12;
— пропущена строка в записи тем между 1 и 2 четвертями.
Учитель математики (фамилия):
— не опрошены после неудовлетворительных отметок учащиеся: (фамилия учащегося — 7 уроков), (фамилия учащегося — 5 уроков); учащийся (фамилия) не имеет ни одной удовлетворительной отметки в течение 15 уроков;
— имеется большое количество неудовлетворительных отметок за письменные работы, что свидетельствует об отсутствии системы работы со слабоуспевающими обучающимися;
Учитель технологии (фамилии):
— не выставлены отметки за теоретические знания обучающихся;
— не везде отмечено прохождение инструктажа по ТБ.
4. Классный руководитель (фамилия):
— не исправлено замечание за 1 четверть (не проставлен № личного дела у обучающейся Коробовой).
Отставания от программы нет. Практическая часть программы выполнена. Оценки выставлены объективно, за исключением некоторых учителей-предметников (см. замечания ниже).
Замечания по ведению классного журнала:
Учитель русского языка и литературы (фамилия) :
— 2.12, 16.12 выставлены не все отметки за чтение наизусть по литературе.
Учитель физики (фамилия) :
— выставлены не все отметки за лабораторную работу (21.12).
Замечаний классному руководителю нет. Журнал оформлен аккуратно, своевременно.
Журнал не оформлен учителем музыки (фамилия) с 21.12.
Практическая часть программы выполнена. Отставания от программы нет.
Замечания по ведению классного журнала:
Учитель географии (фамилия) :
— допущены исправления дат.
Учитель английского языка (фамилия) :
— нет отметок за к/р 24.12 у учащихся (фамилии).
— неправильно подсчитано количество часов за четверть (дано 24, записано 23).
Замечаний классному руководителю нет. Журнал оформлен аккуратно, своевременно.
Выводы: В связи болезнью учителя (фамилия) график прохождения программы не выполнен по русскому языку и литературе в 6 классе.
Рекомендации:
Провести беседы с классными руководителями и учителями-предметниками по ведению и заполнению классных журналов.
Откорректировать тематическое планирование по русскому языку и литературе в 6 классе в связи с невыполнением графика прохождения программы из-за болезни учителя. Учителю (фамилия), работающей по замене, принять меры по устранению отставаний от учебных программ за счет уплотнения учебного материала.
Обратить внимание на систему работы со слабоуспевающими обучающимися учителям (фамилия).
Более внимательно отнестись к работе с журналом учителям (фамилии): аккуратно делать записи, не допускать исправлений в датах и отметках, исправление отметок необходимо оформлять корректно: ставить печать и подпись директора.
Учителям русского языка и литературы (фамилии) вовремя выставлять оценки за контрольные, творческие работы и чтение наизусть; учителю физики (фамилия) — за лабораторные работы.
Учителю (фамилия) обратить внимание на объективность выставления итоговых отметок.
Вовремя записывать темы уроков, подводить итоги за четверть учителю (фамилия).
Всем учителям в дальнейшем продолжать работать со школьной документацией грамотно и аккуратно.
Внешний вид журнала
Своевременная запись темы урока и домашнего задания
Своевременное выставление отметок за письменные работы
Своевременное выставление итоговых отметок
Объективность выставления итоговых отметок
Учет отсутствующих на уроке учащихся
Исправления числа, месяца. Неверная запись
Выставление отметок карандашом, точки
Без замечаний приняты страницы учителей:______________________________________________________________________
Замечания учителям:
— нарушены требования к ведению классных журналов (исправления, карандаш, точки) _______________________________
— отсутствие записи д/зад _________________________________________________________________________________
— несвоевременная запись прохождения программы _______________________________________________________________
— низкая накопляемость оценок _________________________________________________________________________________
— несвоевременное выставление оценок за контрольные работы ____________________________________________________
— несвоевременное выставление итоговых оценок ________________________________________________________________
— необъективное выставление итоговых оценок ___________________________________________________________________
— нерегулярный учет отсутствующих учащихся ___________________________________________________________________
Выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________________________
Указать фамилии учащихся, систематически пропускающих уроки, причина, принятые меры :
- _________________________________________ 2) ________________________________________
3 _________________________________________ 4) ________________________________________
Из них повторно обучающиеся (второгодники ) _______________________________
Классный руководитель ____________________________________
Предварительный просмотр:
ГОУ средняя школа № ___
200__-200__ учебный год
Ф.И.О. проверяющего ______________________________________ Ф.И.О. учителя ________________________________________________
1.Количество учащихся в классе
2.Число проверенных тетрадей
3.Внешний вид тетрадей
- Не соответствуют требованиям (количество). Замечания.
4.Выполнение единого орфографического режима
- Работа над ошибками (указать количество тетрадей, в которых имеется)
5.Объем домашних заданий
- Не соответствует норме (количество тетрадей, замечания)
6.Регулярность проверки тетрадей
- Не соответствует норме (количество тетрадей, замечания)
7.Качество проверки тетрадей
- Соответствует нормам оценки ЗУН учащихся (количество тетрадей)
- Не соответствует нормам оценки ЗУН учащихся (количество тетрадей, замечания)
Предварительный просмотр:
Средняя школа № _____.
20__-20___ учебный год.
Проверка классного журнала.
Цель проверки: ______________________________________________________________________________________________________________
Запись числа и месяца
Своевременная запись темы урока и домашнего задания
Своевременное выставление отметок за письменные работы
Своевременное выставление итоговых отметок
Объективность выставления итоговых отметок
Учет отсутствующих на уроке учащихся
Исправления числа, месяца. Неверная запись
Выставление отметок карандашом, точки
Без замечаний приняты страницы учителей:______________________________________________________________________
— нарушены требования к ведению классных журналов (исправления, карандаш, точки) _______________________________
— ошибки в записи дат уроков _________________________________________________________________________________
— несвоевременная запись прохождения программы _______________________________________________________________
— низкая накопляемость оценок _________________________________________________________________________________
— несвоевременное выставление оценок за контрольные работы ____________________________________________________
— несвоевременное выставление итоговых оценок ________________________________________________________________
— необъективное выставление итоговых оценок ___________________________________________________________________
— нерегулярный учет отсутствующих учащихся ___________________________________________________________________
Выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________________________
Читайте также:
- Образование в странах снг кратко
- Права и обязанности учителя в школе рб
- Характеристика героев муму 5 класс кратко
- М и земцова вклад в специальную психологию кратко
- Формы собственности в строительстве кратко