Нужна помощь в написании работы?
Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.
Нир предусматривает несколько классификаций:
- фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
- поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
- прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
Как писать научно-исследовательскую работу
Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:
- Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
- Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
- Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
- Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
- титульник;
- оглавление;
- введение;
- несколько глав основной части;
- выводы;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:
- сбор информации;
- ее анализ и обобщение;
- разработка концепций и планирования деятельности;
- поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
- проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
- обработка новых данных;
- оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
- рецензирование проекта;
- защита.
Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.
Нужна помощь в написании работы?
Выбор темы
Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:
- Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
- Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
- Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
- Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
- В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.
Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:
- математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
- химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
- физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
- биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
- психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
- экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.
Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.
Структура
Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:
- титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
- содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
- введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
- основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
- вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
- заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
- библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
- приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.
Правильное оформление НИР
Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:
- белая бумага формата А4, односторонняя печать;
- поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
- сквозная нумерация снизу листа по центру;
- полуторный межстрочный интервал;
- 1,25 см абзацный отступ;
- на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
- нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
- каждая глава начинается с нового листа;
- названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
- заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
- шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
- главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.
Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Нужна помощь в написании работы?
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
- Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
- Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
- Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
- Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
- Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
- Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
- Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
- Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
- Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
- Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
НИР студента
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
НИР школьника
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Внимание!
За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.
Рассчитайте стоимость своей работы ->
Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться не только с написанием магистерской диссертации, о которой много написано на нашем телеграм-канале, но и с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.
Пришло время поделиться с вами этой ценной информацией.
Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?
НИР – это такой же вид научных работ, как и все остальные (реферат, доклад, дипломная, лабораторная). Как и все они, научно-исследовательская работа предназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.
НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.
Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.
9 советов, как писать научно-исследовательскую работу
Если перед вами стоит такая нелегкая задача, не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:
- Грамотно сформулируйте тему исследования. Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
- Обсудите объем работы. Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
- Изучите проведенные ранее исследования по этой теме. Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
- В самом начале сформулируйте цель работы и задачи. Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
- Определите актуальность. Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем выбрали именно эту тему.
- Проработайте основную часть. Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делают предварительные выводы.
- Проследите логичность работы. После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
- Проработайте заключение. Важно грамотно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
- Составьте библиографический список. Сделать список литературы можно так же, как и в других научных работах.
А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:
- титульник,
- список исполнителей,
- реферат,
- содержание,
- определения,
- сокращения и обозначения,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- список использованных источников, приложения.
Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).
6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры
Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд важно оформлять по строгим правилам:
- После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
- Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
- Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
- При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
- Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
- Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.
Вот и все правила оформления научно-исследовательской работы студентов, которые важно держать в голове. А чтобы крепче усвоить их, изучите наши примеры оформления НИР по ГОСТу:
А еще можете скачать образец НИР для наглядного знакомства с этим типом работ.
Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам. Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.
Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.
Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.
План исследовательской работы
Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).
1. Титульный лист исследовательской работы
Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы
Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога — руководителя исследовательской работы.
2. Содержание исследовательской работы
Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.
3. Введение исследовательской работы
Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
Структура Введения исследовательской работы:
- Актуальность исследовательского проекта
- Проблема исследовательской работы
- Цель исследовательской работы
- Объект и предмет исследования
- Задачи исследовательской работы
- Гипотеза исследования
- Методы исследовательской работы
- Теоретическая значимость работы
- Практическая значимость работы
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:
- Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала, методов для проведения исследования.
- Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
- Описание этапов проведения исследования.
- Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение
Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Пояснение и оформление: Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
8. Приложения
Пояснение и оформление: Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
<a href=»http://obuchonok.ru/plan» target=»_blank»>План исследовательской работы</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Обучаясь в старших классах школы и высших учебных заведениях, вы неминуемо столкнетесь с необходимостью написать исследовательскую работу — по сути, провести исследование различных научных, технических или социальных аспектов того или иного явления. Если вы еще никогда таким не занимались, то задание может показаться вам сложным. Тем не менее не все так уж и страшно! Исследуйте тему, найдите надежные источники и продумайте тезис. После составьте план и приступайте к написанию работы. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для проверки исследовательской работы. Проверить документ очень важно, если конечно вы хотите, чтобы вашу работу сочли одной из лучших.
-
1
Задайте себе важные вопросы касательно предстоящей работы. Возможно, вам придется действовать в границах четко обозначенного задания, однако даже так вам нужно выбрать тему работы. Это самый первый и самый важный ее шаг. Не важно, будет ли ваша тема той, о которой вы грезите ночами, или чем-то, что вам менее интересно, далее вам следует подумать о том, достаточно ли по этой теме есть материала. Может, эта тема новая и малоисследованная, что позволит вам изложить в исследовательской работе собственное мнение? Уместно ли это будет в контексте задания?
-
2
Выберите тему, которая вам нравится. Если у вас есть такая возможность, выберите интересную вам тему. Если проводить исследование на тему, которая вам самому небезразлична, то это более чем положительно скажется на качестве работы.
-
3
Будьте оригинальны. Если вы пишите исследование по заданию учителя, подумайте и про других учащихся. Может, они тоже будут писать о той же теме, что и вы? Как вы тогда сможете сделать свою работу уникальной и выделяющейся?
-
4
Прислушивайтесь к советам. Если вам сложно выбрать “подходящую” тему, то попросите совета у учителя или одноклассников. У них наверняка найдется идея-другая, которые вам очень понравятся! Ну а если не понравятся – они могут вдохновить вас, дать пищу для размышлений, что тоже полезно. Конечно, просить учителя о помощи может быть не очень удобно, но, собственно говоря, успешное выполнение вами задания – в их интересах! Иными словами, учителя вам помогут.
-
5
Не бойтесь менять тему. Если вы выбрали тему, начали исследование и вдруг поняли, что «не идет» — не надо впадать в отчаяние! Даже после начала работы над исследованием, как ни странно, вы можете сменить тему. Да, вы потеряете некоторое время, да и часть работы пропадет втуне, но все же.
Реклама
-
1
Начните исследование выбранной темы. Итак, тему вы выбрали. Что дальше? Дальше начинаем исследование темы. Сайты, журналы, книги, энциклопедии, интервью, отдельные сообщения в блогах – все это сойдет за материал для исследования. Обязательно зайдите на тематические сайты, связанные с вашей темой. Используйте не меньше 5 источников, никогда не полагайтесь на 1-2 источника! [1]
-
2
Проведите эмпирическое исследование. Если есть возможность, обращайтесь к старым-добрым эмпирическим исследованиям. Что это? Представьте себе статью или книгу, написанную признанным экспертом по исследуемому вами вопросу, которая была прочитана и одобрена другими экспертами по исследуемому вами вопросу. Такие материалы можно найти в научных журналах или онлайн.
-
3
Загляните в библиотеку. Местная научная библиотека ждет вас, без шуток! Это, конечно, дедовский метод, но не стоит относиться к нему с пренебрежением – в библиотеках полным-полно полезных материалов! Не бойтесь обращаться за помощью к библиотекарям, ведь, как-никак, их работа в том и заключается, чтобы помогать посетителям библиотек.
-
4
Поищите материалы в сети. Учтите, переход по первым трем ссылкам, полученным в ответ на первый же запрос, это не путь мудрости при написании исследовательской работы. Оценивайте пригодность найденных материалов критически, не спешите, сперва прочтите все, что найдет для вас поисковик, только потом делайте выводы. Сайты, блоги и форумы являются не самыми надежными источниками информации, как-никак.
- Если в общем, то сайтам на доменах .edu, .gov или .org можно доверять, так как это сайты школ, правительства или организаций, связанных с исследуемой вами темой.
- Меняйте поисковый запрос, чтобы получить разные результаты. Если ничего не находится, то надо изменить запрос – вполне возможно, что он никак не пересекается с заголовками статей, которые бы вам пригодились.
-
5
Используйте научные базы данных. Есть специальные поисковики и научные базы данных, в которых проиндексированы тысячи научных статей, журналов и книг. Да, многие из таких ресурсов платны, однако всегда есть способы разжиться бесплатным доступом.
- Поищите те базы данных, в которых собраны данные, относящиеся сугубо к вашей теме. Например, PsycInfo – база данных, посвященная только лишь психологическим и социологическим работам. Поиск по таким базам даст вам более качественные и надежные результаты.[2]
- Большая часть научных баз данных позволяет задать параметры поиска более чем узко и, в частности, искать только, скажем, по книгам или журналам. Не стоит недооценивать силу тщательно настроенных параметров поиска!
- Список научных баз данных и паролей для доступа к ним можно получить в библиотеке вашего учебного заведения. А можно и не получить…
- Поищите те базы данных, в которых собраны данные, относящиеся сугубо к вашей теме. Например, PsycInfo – база данных, посвященная только лишь психологическим и социологическим работам. Поиск по таким базам даст вам более качественные и надежные результаты.[2]
-
6
Будьте креативны! Если вы нашли книгу, которая идеально подходит вам, не поленитесь напрячь мозг и открыть список литературы – там вы сможете найти еще десятки замечательных книг по вашей теме!
Реклама
-
1
Напишите аннотацию. Собрав все исследовательские материалы, распечатайте их (если они были получены из онлайн-источников) и отметьте в них все, что необходимо вам для написания работы. Этот шаг крайне важен: прочитайте найденный материал, сделайте соответствующие пометки и примечания, подчеркните основные факты и высказывания. Писать можно как на распечатках, так и на, скажем, прилепленных к страницам стикерам.[3]
- Поработайте с тщанием и пристрастием на этом этапе, дабы облегчить себе задачу в будущем, причем уже совсем близком. Отмечайте все, что может вам пригодиться!
- Не стесняйтесь дописывать свои комментарии к выделенным фрагментам, чтобы самим потом не запутаться. Записывайте свои мысли о том, как можно использовать тот или иной фрагмент.
-
2
Наведите порядок в ваших материалах. Процесс аннотирования может занять немало времени, однако и это не конец – нужно навести в ваших материалах порядок, дабы потом работать было проще и легче. В данном случае уместно будет разделить все по категориям-темам. Например, анализируя известное литературное произведение, в качестве тем можно использовать героев произведения, список ссылок на те или иные моменты сюжета, символизм текста и так далее.
- Неплохо будет выписывать все на отдельные листы или карточки – так вам будет проще ре-категоризировать их.
- Еще полезно работать с цветами. Если каждой категории присвоить отдельный цвет, то работать будет проще. Например, все, что связано с героями произведения, подчеркивайте зеленым, а все, относящееся к сюжету – оранжевым.
-
3
Подготовьте предварительный список литературы. Работая с материалами, не забывайте выписывать авторов, год издания, издательство, количество страниц и, что самое важное, ту самую страницу, на которой вы нашли нужные сведения. Так вы существенно упростите себе жизнь в будущем.
-
4
Определите цель написания вашей работы. Если говорить в общем, существует два типа исследовательских работ. Каждый из них требует особого подхода, что следует учитывать еще на этапе подготовки черновой версии.
- Дискуссионная исследовательская работа берет за основу какой-либо спорный вопрос или приводит доводы в пользу той или иной точки зрения. Разумеется, проблема должна быть изначально спорной, но такой, чтобы оппоненты могли привести логичные контраргументы.
- Аналитическая исследовательская работа предлагает за основу свежий взгляд касательно какого-либо важного вопроса. Тема может и не вызывать каких-либо споров, но вы должны попытаться убедить ваших слушателей, что ваши идеи заслуживают внимания. В данных работах уместно представлять собственные уникальные идеи, основанные на исследованном материале.
-
5
Определитесь с тем, на какую аудиторию рассчитана ваша работа. Кто будет ее читать? Будет ли она опубликована? Очень важно, чтобы в вашей работе была отражена, так сказать, и ее читательская аудитория. Если вы пишите статью для научного журнала, то нет нужды объяснять азы и основы – пишите про то новое, что вы нашли. Верно и обратное – если ваша статья предназначена для тех, кто не очень хорошо разбирается в предмете, то следует объяснять все и вся, приводя примеры и комментарии.[4]
-
6
Напишите предварительный тезис, основываясь на цели исследовательской работы. Тезис выступает в качестве общей мысли вашей работы, делая утверждение касательно того или иного вопроса, затем приводятся доводы в пользу данного утверждения. На данном этапе набросайте лишь предварительный тезис вашей работы (на 1-2 предложения, не более), ведь в процессе исследования он может измениться. Помните, что вся ваша исследовательская работа должна быть связана с тезисом, а потому крайне важно обозначить тезис довольно четко.[5]
- Тезис – это, если в общем, тот самый вопрос, поиску ответа на который посвящена ваша работа. В чем он заключается? Какую гипотезу вы хотите подтвердить или опровергнуть? Допустим, вопрос звучит так: “Как социо-культурная дестигматизация увеличивает шансы на успешное лечение болезней психики? ”Отсюда можно вывести тезис – а им будет ответ, полученный вами на данный вопрос. Вот так вот – легко, просто и изящно.
- Тезис должен выражать основную идею работы, однако не включать при этом в себя аргументы за или против, равно как и пересказ всей вашей работы. Тезис – это просто утверждение, а не список аргументов, которым, по большому счету, выступает сама статья.
-
7
Определите основные вопросы статьи. Собственно, работая над статьей, вам нужно будет дать ответы на вопросы, которые вы считаете наиболее важными (в контексте исследуемой темы, само собой). Тут можно посоветовать лишь одно – вернитесь ко всем вашим найденным материалам и черновым наброскам, да и посмотрите, какие вопросы проходят через них красной нитью. Подумайте, о чем вы можете написать целый абзац, а то и больше? Какие ваши идеи подтверждены множество объективных фактов? Запишите основные ваши вопросы на бумаге, а потом запишите под каждым из них все связанные материалы.
- На данном этапе важен порядок подачи материала. Самые ваши «убойные» выводы или вопросы разместите в начале статьи, а более спорные – ближе к концу.
- Вовсе не обязательно ограничивать себя по схеме «1 основной момент – один абзац текста», особенно если вы пишете серьезное исследование. Основные идеи можно излагать на таком объеме текста, какой вы считаете необходимым.
-
8
Не забудьте о требованиях к форматированию. В зависимости от того, какую именно статью вы пишете, к ней могут применяться различные требования по оформлению. Подробнее на этот счет вы можете узнать у человека, который и дал вам задание. Помните, что требования к форматированию могут изменить тот способ, которым вы будете готовить чистовую версию статьи.[6]
-
9
Закончите работу над черновой версией. Учтя все, о чем мы вам рассказали, подготовьте черновую версию статьи. Не забудьте про выравнивание, про отступы и все в этом духе. Черновая версия представляет собой краткое изложение вашей статьи в формате списка. Кстати, не забудьте добавить в этот список еще и все соответствующие цитаты, чтобы не тратить время на их поиск позже.
Реклама
-
1
Начните работу над текстом статьи. Вам, конечно, может показаться странным, что мы не советуем вам начать с работы над введением, однако тому есть причина – куда проще писать введение, опираясь на почти готовую статью. Начните с описания всего, что выступает в поддержку вашего тезиса. Можете слегка менять идеи и комментарии, манипулировать ими.
- Для каждого сделанного вами заявления необходимо приводить подтверждение. Работа у вас исследовательская, а потому факты, факты и только факты – и никаких досужих домыслов.
- Давайте емкие, развернутые комментарии. Если вы будете высказывать мнения, не подкрепляя их фактами, это будет плохо. Тем не менее, если вы будете приводить факты, но не будете объяснять, зачем и почему, то это снова не путь мудрости. Конечно, ваше желание задавить читателей фактами понятно, однако позаботьтесь и о том, чтобы все объяснить с помощью комментариев.
- Длинные и прямые цитаты лучше не использовать. Смысл вашей работы, пусть даже та и зовется исследовательской, в том, чтобы явить миру ваши собственные мысли по исследуемой теме. Если цитата не является абсолютно необходимой, лучше обойтись непрямой речью и ее последующим анализом.
- Переход от пункта к пункту должен быть плавным. Ваша исследовательская работа должна читаться, образно выражаясь, плавно. Удостоверьтесь в том, что переход от абзаца к абзацу дается читателям легко и просто.
-
2
Напишите вывод. Теперь, когда вы тщательно проработали свою работу, напишите вывод, в котором будет кратко описана вся найденная информация, носящая завершающий характер. Начните с начального тезиса, затем напомните читателю о тех моментах, что вы описали по ходу работы. Медленно раскройте вашу тему и закончите на широкой ноте, описав результаты вашего исследования.
- Цель вывода состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «И что с того?» Убедитесь, что читатель, прочитав вашу работу, почерпнул для себя что-то новое.
- Будет лучше, если вы напишите вывод до вступления. Прежде всего, вывод легче написать, когда вся информация все еще свежа в вашей памяти. Более того, желательно использовать весь свой словарный запас именно в выводе, а затем просто перефразировать все ранее изложенное во вступление. Именно так, а не наоборот. Это оставит намного лучшее впечатление на читателя.
-
3
Напишите вступление. Вступление, по большому счету, суть противоположность заключения, и даже пишется оно наоборот. Начните с более обширной мысли, а затем перейдите именно к вашей теме. Избегайте повторений тех фраз, что вы использовали в выводе.
-
4
Предоставьте список использованной литературы. Тут вы должны указать все источники информации, использованные в написании работы. Оформите свою исследовательскую работу согласно требуемому стилю оформления. Так, от вас, скорее всего, потребуют соответствия стилям MLA, APA или Чикагскому стилю оформления.
- Формат MLA, как правило, используется при анализе художественных произведений, он требует приведения в конце работы раздела «Процитированные материалы». Также здесь необходимы цитаты в тексте.
- [Формат APA, в свою очередь, используется при работе по темам, связанным с социальными науками. Цитаты в тексте здесь тоже нужны. В конце работы, оформленной по такому стилю, приводится страницы “Ссылки”, допустимы здесь и заголовки разделов между абзацами.
- Чикагский стиль, в свою очередь, используется для работ на исторические темы, он требует использования примечаний внизу страницы, а не цитат в тексте и не списков использованной литературы.[7]
-
5
Отредактируйте ваш набросок. Конечно, соблазн «проверить все Word’ом» будет силен, но не поддавайтесь ему. Внимательно прочитайте вашу работу, а еще лучше – дайте ее одному-двум знакомым на проверку. Пусть те проверят грамматику, орфографию, а также оценят убедительность вашей статьи и то, насколько она легко читается.
- Если вы сами решили отредактировать вашу работу, займитесь этим дня через три после завершения работы над ней. За это время ваш мозг отдохнет, что позволит ему заметить ошибки, к которым он просто привык, пока вы писали статью!
- Не пренебрегайте советами других людей касательно редактирования статьи. Если многие говорят вам, что тот или иной раздел стоит переписать, то, возможно, есть тому весомая причина. В общем, не спешите и отредактируйте вашу работу тщательнейшим образом.[8]
-
6
Подготовьте чистовик. Когда ваша работа проверена и перепроверена, а форматирование отвечает всем соответствующим требованиям, и вообще все, что можно было сделать, уже сделано – остается лишь одно, а именно подготовка чистовика. Снова прочитайте всю вашу статью. Если надо внести какие-то изменения – вносите, даже если это касается шрифта, расстояния между строками и полей. Если надо, подготовьте титульный лист, список использованной литературы и так далее. Это завершающие вашу работу шаги. И обязательно, обязательно сделайте несколько копий вашей работы – как бумажных, так и электронных!
Реклама
Советы
- Проводя исследование, обратите внимание на важные темы, вопросы и ключевые проблемы. Старайтесь детально сконцентрировать усилия на отдельной интересующей вас теме, а не пытаться исследовать за раз сразу несколько вопросов в общих чертах.
- Не ждите последней минуты, чтобы заняться работой!
- Делайте все вовремя.
Реклама
Источники
Об этой статье
Эту страницу просматривали 152 670 раз.
Была ли эта статья полезной?
15
Как написать и оформить научно-исследовательский проект Что такое научная работа?
Написание
научной работы подчиняется строгим
правилам. Научный проект не является
по своей форме ни длинной статьей, ни
рядом статьей, сведенных в единое целое.
Это и не книга научного характера,
несмотря на то, что первая глава Вашего
исследования часто выполняет ту же
функцию, что и первая глава книги –
определяет объект исследования. Это не
научный доклад и не дневник проведенных
исследований. Научный проект – это
размышление на заданную тему. Данное
размышление имеет определенную структуру
– это постепенное развитие Ваших идей,
начиная с постановки проблемы и
критического анализа существующих на
настоящий момент путей ее решения и
заканчивая описанием новой методики,
с четким выделением ее оригинальности,
а также доказательством ее превосходства
над существующими ранее. Ваши размышления
должны иметь строго научный характер
изложения. Для этого необходимо соблюдать
4 показателя научности:
-
Определение
характера работы и ее целеполагание –
практическая или научная работа. -
Выделение
специального объекта исследования. -
Применение
специальных средств познания. -
Соблюдение
однозначности терминов.
Объем
дипломной работы – не менее 50-60 страниц
печатного текста, курсовой – не менее
30-40 страниц печатного текста. При
небольшом объеме Вашей работы, остается
ощущение, что ряд положений следовало
раскрыть шире. При большом объеме работы
возникает желание изменить структуру
написанного, сделав обобщение, опустив
ряд отклонений от темы, и вынести
некоторые части в приложения. Но суть
проблемы не в этом. Объем работы ограничен
темой, на рассмотрение которой можно
потратить много лет, но поскольку научный
проект выполняется в ограниченные
сроки, то необходимо обозначить
под-проблему, что позволит рассмотреть
объект исследования в отведенный Вам
промежуток времени и в обозначенном
объеме.
Согласно
традиционной структуре научный проект
должен состоять из темы исследования,
планы работы, введения, двух-трех глав
из 2-3 параграфов каждая, заключения,
списка литературы, приложений. (см. схему
1.)
Примерная структура и характеристика научной работы
Проблема
исследования. Ставя проблему, исследователь
отвечает на вопрос «Что надо изучить
из того, что раньше не было изучено?».
ваше исследование по преодолению
разрыва
В качестве одного из основных
критериев существования проблемы
следует рассматривать наличие объективно
существующих противоречий, которые
могут быть разрешены средствами науки.
Если есть такое противоречие, значит,
есть и проблема, подлежащая исследованию.
(дать примеры противоречий)
(примеры:
противоречие между декларированием
принципа индивидуализации обучения в
теории и его реальным воплощением в
практике (А.В. Гвоздева))
Тема
исследования предлагается руководителем
научного проекта, она должна быть
актуальной, отличаться научной новизной
и иметь практическую значимость, в ходе
работы над проектом, тема может уточняться.
Тема не есть проблема, но в ней должно
быть на нее указание (одна сторона – в
то, что уже было сделано кем-то, другая
– в то, что будет). вопрос «Как это
назвать?»
План
работы представляет собой составленный
в определенном порядке наряду с введением
и заключением перечень глав и развернутый
перечень параграфов к каждой главе.
Во
введении
дается краткое обоснование выбора темы
квалификационной (курсовой) работы,
обосновывается актуальность
проблемы исследования, объект
и предмет
исследования, определяются цель
и задачи,
гипотеза,
методы
исследования.
Четко определяется теоретическая база
исследования, т.е. перечисляются все
наиболее значимые авторы, проводившие
научные или научно-практические
исследования по данной проблеме, при
этом дается обоснованное отношение
студента к их научным позициям. Далее
раскрываются научная
новизна
и практическая
значимость
работы. В конце введения необходимо
провести краткое содержание последующих
глав научного проекта. Введение, как
правило, пишется в последнюю очередь.
Актуальность
исследования – это ответ на вопрос
«Почему данную проблему нужно изучать
в настоящее время?»
***
Актуальность может быть определена как
значимость, важность приоритетность
среди других тем, злободневность.
Подход к обоснованию
актуальности должен быть комплексным,
т.е. необходимо рассматривать актуальность
и с практической и с научной точек
зрения.
Объект
и предмет
исследования. Объект всегда шире, чем
его предмет. В одном и том же объекте
могут быть выделены разные предметы
исследования.
Объект
исследования – это область деятельности,
процесс, некое явление, на которое
направлено внимание исследователя. В
качестве объекта могут выступать,
например, процессы обучения, воспитания,
процессы становления новых образовательных
и воспитательных систем, процессы
формирования определенных качеств
личности, какое-либо языковое явление.
Объект поход на тему, он объективен.
(отвечает на вопрос «Что рассматривается?»)
Предмет
исследования конкретнее по своему
содержанию, в предмете выделяется то
свойство объекта, которое подлежит
глубокому специальному исследованию.
Предмет – это аспект объекта, он
субъективен (отвечает на вопрос «Какие
новые отношения, свойства и функции
объекта изучаются?»)
(примеры:
Объект/Предмет — процесс развития
творческой индивидуальности школьников
/ педагогические условия развития
творческой индивидуальности школьников;
иноязычные речевые способности / развитие
иноязычных речевых способностей учащихся
средствами литературного творчества;
аббревиатуры и сложносокращенные слова
/ когнитивные структуры, представленные
этими компрессированными языковыми
единицами, и специфика их функционирования;
и т.п.)
Цель
исследования – это прогнозирование
конечных или промежуточных результатов
научного поиска. По существу, в цели
формулируется общий замысел исследования.
(вопрос «Какой результат предполагается
получить, каким в общих чертах видится
этот результат еще до его получения?»)
(примеры:
теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность литературного
творчества в качестве средства развития
иноязычных речевых способностей…;
разработка эффективного метода
расшифровки сокращений в процессе
перевода на основе определенного порядка
последовательных шагов и когнитивных
операций, имеющих целью понять, какой
референт скрывается под данной
аббревиатурой)
Задачи
исследования определяются поставленной
целью и представляют собой конкретные
последовательные этапы решения проблемы
исследования по достижению основной
цели. Рекомендуется выделять 5-6 задач.
Последовательное выполнение задач
соответствует логике исследования.
(вопрос «Что надо сделать, чтобы цель
была достигнута?»)
Первая
задача, как правило, связана с выявлением,
уточнением, углублением сущности,
природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая
– с анализом реального состояния
предмета исследования, динамики и
внутренних противоречий его развития.
Третья – со
способами его преобразования,
опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая
– с выявлением путей и средств повышения
эффективности, совершенствования
исследуемого явления, т.е. с прикладными
аспектами работы.
Пятая
– с прогнозом развития исследуемого
объекта или с разработкой практических
рекомендаций для различных категорий
работников образования.
В целом, все задачи
можно разделить на три группы:
—
историко-диагностическая – связана с
изучением истории и современного
состояния проблемы, определением или
уточнением понятий, основания исследования
(примеры: изучить степень проработанности
проблемы в психолого-педагогической
литературы; обосновать совокупность
положений, определяющих
теоретико-методологические предпосылки
развития творческой индивидуальности
учащихся и т.п.);
—
теоретико-моделирующая – связана с
раскрытием структуры и сущности
изучаемого, функций и способов
преобразования объекта исследования
(раскрыть суть понятия, специфику,
структурное содержание иноязычных
речевых способностей и определить
психолого-педагогические условия их
развития; и т.п.);
—
практически-преобразовательная группа
задача связана с разработкой и
использованием методов, приемов, средств
рациональной организации педагогического
процесса, его предполагаемого
преобразования, а также с разработкой
практических рекомендаций (примеры:
выявить процессуально-технологические
компоненты обучения грамматике
французского языка, учитывающие типы
восприятия учебной информации учащихся;
и т.п.).
Гипотеза
исследования – (вопрос «Что не очевидно
в объекте, что исследователь видит в
нем такого, чего не замечают другие?»)
это научное предположение, предвидение
хода исследования и его результата. В
начале работы это предположение нельзя
считать вполне доказанным. Не в каждом
научном исследовании может быть гипотеза.
Гипотеза должна подтверждаться
экспериментом. Фактически, гипотеза –
это новизна, но не доказанная.
Структура
гипотезы может быть двух или трехсоставной,
т.е. включать: а) утверждение; б)
предположение; в) научное обоснование.
Например, учебно-воспитательный процесс
будет таким-то, если сделать вот так и
так, потому что… (дать примеры).
Существует ряд
практических рекомендаций для написания
гипотезы:
— гипотеза должна
быть лаконичной (1-2 составных предложения);
— в нее
нельзя включать неоднозначные или не
уясненные самим исследователем понятия
и категории;
— при формулировке
гипотезы следует избегать оценочных
суждений;
— гипотезы
должна отвечать на поставленный вопрос,
соответствовать фактам, быть проверяемой;
— гипотеза
предполагает соблюдение преемственности
с уже имеющимся знанием.
Методы
исследования – это способ получения
достоверных научных знаний, умений,
практических навыков и данных в различных
сферах. Например, при исследовании
возможно использовать следующие методы:
изучение и анализ научной литературы,
изучение и обобщение отечественной и
зарубежной практики, моделирование,
сравнение, анализ, синтез, интервьюирование
и т.д. (добавить примеры)
Научная
новизна, теоретическая и практическая
значимость
результатов исследования. На стадии
завершения исследования необходимо
подвести итоги, четко и конкретно
определить, какое новое знание получено
и каково его значение для науки и
практики.
Научная
новизна («Что
сделано из того, что другими не было
сделано?») в зависимости от характера
и сущности исследования может
формулироваться по-разному. Для
теоретических работ научная новизна
определяется тем, что нового внесено в
теорию и методику исследуемого предмета.
Для работ практической направленности
научная новизна определяется результатом,
который был получен впервые, возможно
подтвержден экспериментом и уточняет
сложившиеся ранее научные представления
и практические достижения. (дать примеры)
Теоретическая
значимость
(«В какие проблемы, концепции, отрасли
науки вносятся изменения, направленные
на развитие науки?») определяет влияние
результатов исследования на имеющиеся
концепции. Теоретическая значимость
непосредственно связана с научной
новизной и степенью сформированности
теоретических положений. (дать примеры)
Практическая
значимость («Какие
конкретные недостатки практики можно
исправить с помощью полученных в ходе
исследования результатов») определяет
изменения, которые стали реальностью
или могут быть достигнуты посредством
внедрения результатов в практику. (дать
примеры)
Определяя
значение проведенного исследования
для практики, исследователь отвечает
на вопрос: «Какие конкретные недостатки
практической деятельности можно
исправить с помощью полученных в
исследовании результатов?»
В конце введения
необходимо дать краткое содержание
последующих глав научного проекта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подготовка школьника или студента по определенному предмету может проходить в разных формах. Наряду с изучением теоретических основ значение имеет и самостоятельное получение углубленных знаний — через эксперименты или практические изыскания.
Что такое научно-исследовательская работа
Это важная часть образовательной программы в школе и высшем учебном заведении. Научно-исследовательской работой называют проект, самостоятельно подготовленный учащимся по заранее заданной теме. НИР готовится для выступления на конференции или аттестационном мероприятии и часто подразумевает высталение оценки.
Виды НИР
Различают:
- Фундаментальные научно-исследовательские работы — в этом случае школьник или студент изучает теоретический материал, анализирует источники, находит закономерности в выбранной теме.
- Поисковые НИР — здесь автор самостоятельно приходит к собственным выводам и делает прогнозы на основе изученной информации из научной литературы.
- Прикладные исследования — в результате выполнения работы этого вида получается практическое решение какого-нибудь вопроса в деятельности конкретного предприятия и организации. Например, это может быть разработка новых методик или алгоритмов обработки маркетинговых данных на заводе, с которым сотрудничает факультет.
Структура и содержание научно-исследовательской работы
Требования того, что должно входить в НИР, закреплены в ГОСТах, поэтому их соблюдение строго проверяется при приеме исследования к защите. Структура является типовой для научных исследований — аналогичный состав с небольшими дополнениями имеют курсовая и дипломная работа.
Титульный лист
Это первая страница НИР, содержащая базовую информацию об исследовании. Тут указывается:
- Наименование вышестоящей организации. Например, для вузов это будет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
- Название учебного заведения, где учится автор выполненной работы. Это может быть школа, лицей, колледж, институт или университет. При необходимости тут же приводится структурное подразделение, например, факультет.
- Тема исследования.
- Сведения об авторе — фамилия, имя, отчество, класс (для школьников) или группа (для ссузов и вузов).
- Информация о научном руководителе или преподавателе-кураторе.
- Год выполнения и город, в котором находится учебное заведение.
Содержание
Этот раздел идет сразу после титульного листа. Здесь приводится перечисление структурных элементов научно-исследовательской работы (введения, названия отдельных глав и пр.) с отсылкой к конкретным номерам страниц. Как и в книге, содержание в НИР быстро ориентирует незнакомого человека в составе работы и облегчает навигацию по тексту.
Введение
Здесь приводится краткий обзор проделанной научно-исследовательской работы. По существующим правилам, во введении обязательно должен быть затронут ряд вопросов, например, сформулирована гипотеза, определены цели, задачи и пр. Его можно назвать обоснованием проведенного исследования. Рекомендуемый объем — 1-2 страницы.
Актуальность
Автору исследования важно показать, что выбранная тема имеет важное научное и практическое значение. Наиболее распространенными будут ситуации:
- Вопрос является актуальным в силу того, что многие исследователи в последнее время обращаются к нему. Например, это может быть использование мультимедийных технологий в образовании.
- Значимость рассматриваемой темы определяется ее новизной и отсутствием разработок в данном направлении. К примеру, это программы для дистанционного образования в условиях повсеместного карантина.
Гипотеза
Это предположение, которое формулирует автор работы. В дальнейшем, в ходе проделанного исследования, он должен доказать истинность или неверность своей версии. В качестве подтверждения должны выступать результаты экспериментов или теоретические изыскания (например, среди архивных материалов).
Цели и задачи
Автору НИР обязательно нужно указать результат, к которому он стремиться при выполнении работы. Это будет цель исследования. Далее он должен определить задачи, то есть способ достижения установленного результата. Традиционно это делают в виде поэтапного алгоритма. Неправильно сформулированная задача может напоминать план подготовки самой НИС, хотя на практике все должно быть иначе — сначала делается исследование и проверяются гипотезы, затем на их основе пишется работа.
Предмет и объект
Важно различать два этих понятия:
- Объект — явление или структура в целом, создающая основу для изучения. Например, это общественная формация, физическое или юридическое лицо, социальная или экономическая процедура и др.
- Предмет — отдельный аспект, связанный с объектом. К примеру, объектом исследования может быть областная библиотека, а предметом — обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями.
Методы исследования
Под этим термином понимаются способы, которые будут использоваться автором работы для исследования предмета изучения. В зависимости от конкретного объекта и цели, меняются варианты для получения необходимой информации. Например, рассматривая обслуживание инвалидов в библиотеке, автор работы может:
- Изучить статистические отчеты этой организации, определяя, сколько в нее записано лиц с ограниченными возможностями. Для этого потребуется обратиться к администрации библиотеки с официальным письмом от вуза.
- Проверить, как каждый из залов оборудован для таких людей. В этом случае нужно провести личное наблюдение и зафиксировать результаты. В отдельных случаях может потребоваться провести эксперимент, например, проверить, достаточная ли ширина у дверного проема для того, чтобы в зал могла проехать инвалидная коляска.
- Провести собственное анкетирование среди целевой группы читателей, выявив их наиболее значимые потребности. Тут потребуется составить анкету, и получить ответы, например, с помощью телефонного или онлайн-опроса.
- Уточнить, как вопрос обслуживания инвалидов решается в других библиотеках. Для этого необходимо сделать рассылку по электронной почте.
Основная часть
Здесь полностью раскрывается обозначенная тема. Основная часть НИР может занимать до 40 страниц и структурно состоит из следующих элементов:
- Первая глава — обзор использованной литературы, с указанием причин выбора именно этих источников, их актуальности и значимости для исследования.
- Разделы, отражающие ход проведения исследования. Здесь автор описывает проделанную работу, анализирует сторонние методики и результаты, сравнивает их со своими, выстраивает аргументационную базу для формулировки выводов. Для экспериментальных работ может понадобится развернутое описание изучаемого вопроса и эффективность примененных путей решения. Традиционно, в основной части размещается различный иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы.
Заключение
Рекомендуемый объем этой части — 3-5 страниц. Здесь подводят итог проведенному исследованию:
- Определяют верность сформулированной гипотезы.
- Приводятся результаты решения поставленных задач.
- Даются рекомендации по их применению.
- Рассматриваются дальнейшие перспективы изучения темы.
Список литературы
В этом разделе приводятся источники, использованные для подготовки научно-исследовательской работы. При подготовке списка необходимо соблюдать правила составления описания. Например, для книг обязательно нужно указать издательство, год выпуска и количество страниц. Важно следовать установленной последовательности в указании источников, например, самым первым идет блок с нормативно-правовыми актами, а последним — перечисление интернет-ресурсов.
Приложения
Это необязательный раздел — его оформляют, если в работе есть крупный иллюстративный материал (диаграммы, графики, таблицы и др.), которые нет смысла включать в основной текст. Как вариант, тут могут быть выдержки из источников, например, развернутые цитаты из нормативно-правовых актов или художественной литературы, важные для понимания сути проделанной работы. Также в приложение часто выносят фотографии, иллюстрирующие ход проводимой работы.
Как писать
Подготовка исследования подразумевает определенную последовательность действий. Это означает, что разные этапы не могут изменить порядок выполнения, например, нужно сначала собрать материал, а затем написать черновик работы, а не наоборот.
Выбор темы
Тут может быть несколько вариантов:
- Исследование по предложению научного руководителя или школьного преподавателя.
- Разработка проблемного вопроса у организации, с которой сотрудничает вуз или школа.
- Продолжение ранее начатых исследований.
- Подготовка работы по тематике проводимой конференции.
Тема обсуждается с преподавателем (научным руководителем) и утверждается им. В дальнейшем этот человек следит, чтобы содержание исследования соответствовало обозначенному направлению.
Сбор материала
В зависимости от типа научно-исследовательской работы этот этап будет включать разные действия:
- Изучение источников. Вместе с руководителем автор определяет круг литературы, необходимой для рассмотрения в контексте подготовки НИР.
- Проведение исследований. В зависимости от конкретной темы и направления работы, это может быть построение модели какого-то события, сбор данных с помощью социологического опроса, проведение опытов и др.
- Отбор необходимых сведений. Критически относясь к проводимым исследованиям, автор НИР должен сформулировать критерии определения пригодности результатов и провести предварительное тестирование. Например, если при опросе получен ряд ответов от лиц, чей возраст выходит за рамки целевой аудитории, то эту информацию не нужно брать во внимание.
Подготовка черновой версии
Учитывая, что это не окончательный вариант, здесь можно не придавать большого значения деталям оформления текста и структуре. Во многих случаях будет важно подготовить основную часть научно-исследовательской работы, чтобы обсудить ее с руководителем или куратором на предприятии и внести коррективы в соответствии со сделанными замечаниями. Иногда требуется 3-4 консультации, чтобы выправить все недоработки.
Подготовка чистовой версии
После того, как будут учтены все замечания научного руководителя, готовится окончательный вариант работы. Тут должна быть полностью соблюдена положенная структура — титульный лист, содержание, введение и т.д. Вместе с чистовой версией научно-исследовательской работы готовятся сопроводительные материалы — доклад и презентация.
Основные требования к оформлению
При подготовке НИР необходимо придерживаться специальных правил. Они изложены в ГОСТе 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе». Помимо этого, учебное заведение или организатор конкурса может вводить свои требования к оформлению. При их несоблюдении оценка может быть снижена или она возвращается автору для доработки.
Научно-исследовательская работа выполняется на бумаге формата А4. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер делается арабскими цифрами и ставится в нижней части страницы без точки.
Основной текст
Стандарт для набора научно-исследовательских работ — Times New Roman 14-го кегля прямого начертания нормальной жирности. Курсив используют только для терминов на латинском языке. В таблицах большого размера шрифт может быть уменьшен до 12-ти пунктов.
Поля
Размеры, которых необходимо придерживаться: правое поле — 1,5 см, остальные — по 2 см. Для основного текста применяют выключку по формату, полуторный интервал. Абзацный отступ равен 1,25 см. Если исследование имеет значительный объем, то для сокращения числа страниц можно использовать одинарный интервал вместо полуторного.
Заголовки
Для них используется шрифт 16-го кегля полужирного начертания. Заголовки выключаются по центру. Названия разделов набираются символами ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА и они отделяются от основного текста тремя интервалами.
Таблицы, рисунки, схемы, формулы
ГОСТ по оформлению рекомендует иллюстрировать экспериментальную часть различными иллюстрациями. Это могут быть таблицы, диаграммы, графики и др. Отдельные большие изображения могут быть выполнены с использованием формата А3. Весь иллюстративный материал, размещенный в научно-исследовательской работе, должен иметь соответствующие подписи и отсылки в основном тесте.
Сноски и ссылки
Различают:
- Сноски — сопроводительную информацию, дополняющую основной текст и размещаемую внизу листа. В этом случае в основном тексте ее оформляют как верхний индекс, к примеру, так — 3.
- Ссылки — указание на источник из которого была взята информация. Это может быть книга, научная статья или публикация в интернете. Ссылки могут оформляться в виде постраничных сносок или указание на конкретный пункт в списке литературы. В последнем случае, вместе с номером книги, часто указывают и страницу в книге, где находится интересующая информация, например, так — [24, 41].
Для постраничных сносок используют шрифт в 10-12 пунктов. От основного блока они отделяются тонкой горизонтальной линией, шириной меньше, чем занимает текст.
Написание защитного слова к НИР
В своей речи автор должен вкратце рассказать о своей работе, причинах ее написания, важности выбранной темы, достигнутых результатах и дальнейших перспективах. Тут важно не дублировать введение, а подготовить что-то типа аннотации, которая даст незнакомой аудитории представление обо всей научно-исследовательской работе. Защитное слово должно занять 4-5 минут выступления, это примерно 3-4 страницы стандартного текста.
Подготовка презентации
Традиционно выступление автора сопровождается показом различного иллюстративного материала. Для этого с помощью специального программного обеспечения (например, Microsoft Power Point) готовится компьютерная презентация, содержащая отдельные слайды с ключевыми тезисами работы, графиками, таблицами и диаграммами. Затем подготовленный файл демонстрируется присутствующим (аттестационной комиссии, участникам конференции и др.) на экране с помощью проектора или на мониторе компьютера.
В большинстве случаев, презентация — это желательная, но не обязательная составляющая доклада к научно-исследовательской работе студента или школьника. Можно выступить и без презентации, но без иллюстраций будет сложнее донести до аудитории ключевые мысли исследования и, при прочих равных, из-за отсутствия наглядности в подаче материала, оценка может быть ниже.
Пример научно-исследовательской работы
НИР для студентов отличается от школьных работ более глубоким анализом вопроса. Объем таких исследований тоже больше и может достигать 60 страниц без учета содержания.
Образец для школьника
Готовый пример можно скачать тут.
Образец для студента
Вариант того, как можно оформить такую научно-исследовательскую работу.
Подготовьте НИР с учетом всех требований и проконсультируйтесь у научного руководителя. Если возникнут какие-то трудности — смело обращайтесь за помощью в ФениксХелп.
Исследовательский проект
Рассказываем, что такое исследовательский проект. Рассматриваем структуру исследовательского проекта, процесс подготовки, выполнения и оценки исследовательского проекта.
Исследовательский проект
Понятие и цель исследовательского проекта
Исследовательский проект – это работа с хорошо продуманной структурой, обозначенными целями, актуальностью предмета исследования для всех участников, социальной значимостью, соответствующими методами, в том числе с экспериментальными и опытными работами, методами обработки результатов. Этот вид проекта имеет структуру, полностью совпадающую или приближенную к научному исследованию.
Цель проекта — это идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения.
Цель должна быть:
- ясной, учитывать особенности проекта, актуальной. Вопросы: что именно ты хочешь достичь/улучшить/изменить?
- измеримой. Здесь нужно указать числовые данные: какие результаты покажут достижение цели, какие факты это подтвердят?
- достижимой. Это не отменяет амбициозность цели, но учитывай имеющиеся ресурсы.
- согласованной, важной. Будет хорошо, если работа над данным проектом будет продолжением предыдущего исследования или станет основой для последующих.
Структурные элементы исследовательского проекта
- Актуальность темы исследования (востребованность изучения и решения выдвинутой проблемы в обществе);
- Проблема (трудность, требующая решения в ходе реализации);
- Объект исследования (явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск).
- Пример 1.
- Объект исследования: питомцы домашнего зоопарка.
- Предмет исследования: содержание питомцев домашнего зоопарка.
- Пример 2.
- Объект исследования: деревья моего посёлка.
- Предмет исследования: полезные свойства деревьев.
- Пример 1.
- Гипотеза (предположение, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом);
- Цель работы (то, что хочется получить в результате);
- Задачи (то, что нужно сделать для достижения поставленной цели);
- Методы исследования (способы достижения цели);
- Практическая значимость работы (какую пользу обществу принесёт продукт проекта).
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Подготовка к выполнению исследовательского проекта
Подготовка работ осуществляется школьниками самостоятельно, но при поддержке педагогов.
Школьник вправе обратиться за консультацией к любому педагогу школы. По договоренности педагога со школьниками это может быть как очная, так и онлайн-консультация.
Содержание и структура исследовательского проекта
Содержание исследовательского проекта должно отвечать следующим требованиям:
- быть направленным на решение какой-либо сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения сложных поэтапных действий;
- предлагать новое или хотя бы отчасти новое решение этой проблемы;
- иметь результатом новый (или усовершенствованный имеющийся) продукт или новое (или дополненное известное) знание, помогающие решить эту проблему;
- предполагать самостоятельную работу школьников над проектом.
Структура исследовательского проекта
Исследовательский проект должна включать следующие компоненты:
- Название темы проектной или исследовательской работы;
- Описание ее актуальности;
- Описание ее цели и задач;
- Описание гипотезы (для исследовательских работ, кроме работ по истории) или предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ);
- Описание процесса решения поставленных задач;
- Заключение со сформулированными в нем выводами о полученных результатах;
- Список использованной литературы (для исследовательских работ).
В качестве приложения (не обязательного) к тексту работы могут быть добавлены: созданный в результате работы над проектом или исследованием продукт или его копия (памятки, рекомендации, буклеты, сценарии, опросники, классификации, иллюстрации и т. п.).
Культура работы
- Работа должна быть написана литературным, грамотным языком.
- Подача материала, изложенного в работе, должна отражать уважительное отношение автора к читателю.
- Использование в работе идей, мыслей, высказываний других авторов должно обязательно сопровождаться ссылками на работы этих авторов. Грамотное оформление ссылок на печатные и электронные источники является важной составляющей проектно-исследовательской работы и культуры ее автора.
Оформление работы
Исследовательские проекты (в электронном и бумажном виде), должны иметь объем от 5 до 30 страниц (без приложений), желательно должны быть созданы в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер 14, одинарный интервал.
О том, как написать проект, читайте здесь.
Оценка исследовательского проекта и предметные результаты
Критерии оценки исследовательского проекта
- Актуальность выбранной темы, ее направленность на решение реальной практической или исследовательской проблемы.
- Новизна предлагаемого автором решения проблемы.
- Практическая значимость полученного результата.
- Самостоятельность выполнения работы.
- Реализация автором цели и задач работы.
- Наличие интересных авторских идей и находок, помогающих достичь поставленной цели.
- Грамотность оформления работы.
- Четкость, логичность, структурированность, речевая грамотность устного выступления автора.
- Рациональное размещение информации на слайдах презентации.
- Умение отвечать на вопросы по теме работы
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта определяются навыками, полученными школьниками с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.