Как пишется название конфет

Навигация

Предисловие

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне

§ 3. Чередующиеся гласные в корне

§ 4. Гласные после шипящих в корне

§ 5. Гласные после ц в корне

§ 6. Буквы э, е, й в корне

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне

§ 8. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

§ 9. Непроизносимые согласные в корне

Раздел 3. Употребление прописных букв

§ 10. Прописная буква в начале текста

§ 11. Собственные имена лиц и клички животных

§ 12. Прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

§ 13. Географические названия

§ 14. Названия государств, административно-территориальных единиц, станций и т. д.

§ 15. Астрономические названия

§ 16. Названия организаций, органов власти, политических партий, учреждений, предприятий, фирм

§ 17. Названия исторических эпох, событий, съездов, геологических периодов

§ 18. Названия документов, памятников старины, произведений искусства, органов печати, информационных агентств и др.

§ 19. Наименования должностей, званий, титулов

§ 20. Названия орденов, медалей, знаков отличия, премий

§ 21. Названия, связанные с религией

§ 22. Названия пород животных, видов и сортов растений

§ 23. Названия вин, минеральных вод, кондитерских изделий и т. д.

§ 24. Названия марок машин и механизмов

§ 25. Сложносокращенные слова и аббревиатуры

§ 26. Условные имена собственные

Раздел 4. Разделительные ъ и ь

Раздел 5. Правописание приставок

§ 27. Приставки на и приставка с-

§ 28. Приставки пре- и при-

§ 29. Буквы ы и и после приставок

Раздел 6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

§ 30. буквы о и е после шипящих

§ 31. гласные после ц

Раздел 7. Правописание имен существительных

§ 32. Окончания существительных

§ 33. Суффиксы существительных

Раздел 8. Правописание имен прилагательных

§ 34. Окончания прилагательных

§ 35. Суффиксы прилагательных

Раздел 9. Правописание сложных слов

§ 36. Сложные слова с соединительными гласными

§ 37. Сложные слова без соединительной гласной

§ 38. Сложные существительные

§ 39. Сложные прилагательные

Раздел 10. Правописание имен числительных

§ 40. Числительные количественные, порядковые, дробные

§ 41. Числительное пол-

Раздел 11. Правописание местоимений

§ 42. Отрицательные местоимения

§ 43. Местоименные сочетания

Раздел 12. Правописание глаголов

§ 44. Личные окончания глаголов

§ 45. Употребление буквы ь в глагольных формах

§ 46. Суффиксы глаголов

Раздел 13. Правописание причастий

§ 47. Гласные в суффиксах причастий

§ 48. Буквы нн и н причастиях и отглагольных прилагательных

Раздел 14. Правописание наречий

§ 49. Гласные на конце наречий

§ 50. Буква ь на конце наречий

§ 51. Буквы н и нн в наречиях

§ 52. Отрицательные наречия

§ 53. Слитное или полуслитное (дефисное) написание наречий

Эти наречия пишутся слитно:

§ 54. Раздельное написание наречных выражений

Эти наречия и наречные выражения пишутся раздельно:

Раздел 15. Правописание предлогов

Раздел 16. Правописание союзов

Раздел 17. Правописание частиц

§ 55. Правописание неотрицательных частиц

§ 56. Частица не с существительными

§ 57. Частица не с прилагательными

§ 58. Частица не с числительными и местоимениями

§ 59. Частица не с глаголами

§ 60. Частица не с причастиями

§ 61. Частица не с наречиями

§ 62. Правописание частицы ни

Раздел 18. Правописание междометии и звукоподражательных слов

Раздел 19. Правописание некоторых иностранных слов

Эти правила в справочнике РАН:
  § 23 п. 1–2 —  § 199  § 23 п. 4 —  § 199

§ 23. Названия вин, минеральных вод, кондитерских изделий и т. д.

1. Общеизвестные названия сортов вин пишутся со строчной буквы: бордо, бургундское, кагор, кахетинское, мадера, мускат, портвейн, рислинг, токай, херес, цимлянское, цинандали, шампанское.

В специальной литературе названия марок вин пишутся с прописной буквы: портвейн Айгешат, шампанское Абрау-Дюрсо, десертное вино Цинандали.

2. Условные названия вин заключаются в кавычки, первое слово пишется с прописной буквы: вино «Солнечная долина», венгерское вино «Бычья кровь», шампанское «Надежда».

3. Названия минеральных вод пишутся со строчной буквы: нарзан, боржоми, ессентуки № 17.

4. В условных (заключенных в кавычки) названиях конфет, тортов, колбас, духов и т. п. первое слово пишется с прописной буквы: конфеты «Мишка косолапый», шоколад «Счастье моё», торт «Киевский», масло «Слобода», сметана «Благода», колбаса «Любительская», духи «Серебристый ландыш», мыло «Красная роза» и т. п.

👋 Привет Лёва
Середнячок

40/250

Задать вопрос

люда174

+10

Решено

6 лет назад

Русский язык

5 — 9 классы

с какой буквы пишутся название конфет

Смотреть ответ

2

Ответ

5
(1 оценка)

3

ethical
6 лет назад

Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи

названия конфет пишутся с заглавной(большой) буквы

(1 оценка)

Ответ

5
(1 оценка)

2

ivmisha2000
6 лет назад

Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи

Названия конфет пишутся с строчной буквы.

(1 оценка)

https://vashotvet.com/task/11013730

Руководитель: 

Тегешева Кульшат Илюбаевна

В данном творческом проекте в начальной школе на тему «Орфография. Названия конфет» представлены информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение орфографических правил на примере названий конфет.

Предложенная автором творческая работа в начальной школе «Орфография. Названия конфет» будет интересна для учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила орфографии русского языка.

Созданный учащейся творческий проект «Орфография. Названия конфет» во 2 классе начальной школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты опроса, проведенного среди учеников начальной школы, на предмет знания орфограмм.

Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Оглавление

Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Однажды на уроке изобразительного искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на мысль: «А можно ли с помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще на фантиках найти орфограммы русского языка?».

Тема нашего исследования выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.

Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Перед Новым годом мы попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими названиями.

Цель исследования: выявить возможность изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.

Задачи:

  1. Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
  2. Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
  3. Изучить названия разных конфет.
  4. Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
  5. Классифицировать названия конфет по орфограммам.
  6. Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя фантики от конфет.

Объект исследования: фантики от конфет.

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.

Методы исследования:

  • изучение информации по данной теме;
  • изучение оберток от конфет;
  • анкетирование учащихся начальных классов;
  • классификация;
  • эксперимент;
  • анализ и обобщение полученных результатов.

1. История фантика

Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).

Последнюю, на самом деле, запатентовал русский ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).

В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже, пралины», зефир, пастила… Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.

После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).

В наше время, каких только обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки производителей.

В народе обёртку от конфет называют фантик. Есть определение этому понятию:

Фа́нтик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.

К созданию эскизов фантиков привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт, так он и будет продаваться.

2. Разновидности орфограмм русского языка

Изучив историю происхождения фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского языка.

Список орфограмм русского языка

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
  2. Непроверяемые написания (словарные слова).
  3. Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные.
  5. Написание буквосочетаний.
  6. Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
  7. Написание имен собственных;
  8. Удвоенные согласные.
  9. Разделительные Ь и Ъ.
  10. Написание сложных слов.
  11. Правописание предлога со словом.
  12. Правописания приставок.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Не секрет, что все без исключения, обожают конфеты. Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства. У конфет есть своя визитная карточка- фантик. Часто сладость мы съедаем, а фантик оказывается в урне. Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном творчестве, коллекционируют. Я тоже раньше собирала разные красивые фантики, не обращая особого внимания на того, что на них написано. На уроках русского языка мы часто пишем словарные аудио диктанты. И вот на одном из таких диктантов я услышала сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет. Тогда у меня и родилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.

Актуальность моей работы заключается в следующем: каждый человек хочет быть успешным, а для этого нужно быть грамотным. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость.

Цель моей исследовательской работы: доказать и показать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.

Гипотеза: фантики можно использовать как орфографический материал на уроках русского языка.

Изучение научной литературы.

Анализ данных и классификация.

Арифметическая и математическая обработка информации.

Анкетирование.

Фотографирование.

Теоретическая часть.

1.История возникновения фантиков.

Заворачивать конфеты в фантики начали не сразу как появились первые конфеты, но достаточно давно.Первые обертки для конфет появились во второй половине 19 века. Первые конфетные обертки были двуслойные, их изготавливалииз фольги и бумаги. Первым изобретателем фантиков был американский ученый Томас Эдисон. В 1872 году он придумал парафинированную бумагу, которая и стала первой оберткой для сладостей. Российские кондитеры очень быстро подхватили моду заворачивать свои изделия в бумажные обертки. Над дизайном первых российских фантиков работали известные русские художники: Васнецов, Врубель и многие другие. Так фантики стали самым настоящим произведением искусства. На фантиках можно было рассмотреть портреты знаменитых писателей и поэтов, великих людей России того времени. По фантикам уже тогда можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах, разгадывать загадки и ребусы, учить стишки и частушки. (Приложение 1)

2.Значение слова фантик в разных источниках.

Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В толковом словаре Ожегова дается такое понятие слова «фантик»-У детей: конфетная обертка как предмет игры. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «фантик»- 1. Конфетная обертка. 2.Особым образом свёрнутая конфетная обертка как элемент игры. Интересно то, что происхождение этого слова изначально подразумевает какие- либо действия с этим предметом, игру.

3. Что такое орфограмма.

 Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
          Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку
         Втом случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
         Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».

В нашем учебнике русского языка В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам.

Многие школьники знают такое определение орфограммы — это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.

III.Практическая часть.

Исследование 1

Анализ учебников «Русский язык» 1-4 классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

Практическую часть своей исследовательской работы я начала с исследования учебников русского языка 1-4 классов.

Целью этого исследования являлось изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Вывод: изучив учебники русского языка 1-4 классов у меня получился вот такой перечень орфограмм:

ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ

1.Заглавная буква в именах собственных.

2.Буквосочетания ЧН,ЧК, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

3.Правописание словарных слов.

4.Правописание проверяемых безударных гласных.

5.Правописание глухих и звонких согласных.

6.Правописание непроизносимых согласных.

7.Правописание суффиксов.

После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.

Исследование 2

Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.

Вывод: мною было исследовано около ста фантиков от конфет. Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружила в них орфограммы и отразила это в диаграмме, которая указывает вид орфограммы и количество фантиков на каждую из них. Наибольшее количество названий конфет относится к орфограмме «Безударные гласные, проверяемые ударением» (Приложение 2).

Во время второго исследования мне встретились в названиях конфет не совсем понятные для меня слова, я обратилась к толковому словарю, чтобы найти их значение.

Грильяж- восточная сладость из застывшего сахара с добавлением ореха.

Lusso— в переводе с итальянского языка означает «роскошь».

Джаззи— от слова джаз (направление в музыке).

Глэйс – в переводе с английского языка «гладкий».

Мулатка— девушка, рожденная от белого и черного человека.

Мокко – один из лучших сортов кофе.

Мономах – греческое слово, обозначающее «единоборец».

Таким образом, проводя своё исследование, я узнала значение некоторых слов.

Исследование 3

Продолжая свою исследовательскую работу, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов.

Цель опроса: выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет. По результатам опроса я составила таблицу, по которой видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.

Вывод: конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название и оформление конфетной обертки, несколько человек встречали орфограммы на фантиках.(Приложение 3)

Исследование 4

После анкетирования мне пришла в голову мысль проверить ребят, умеют ли они правильно писать названия некоторых конфет. Я обратилась к своему учителю Ольге Вячеславовне, и мы решили на одном из уроков русского языка провести «сладкий» орфографический диктант.

Цель: выявить на сколько орфографически правильно ребята пишут слова-названия конфет, и кто справится с работой лучше.

Вывод: после проведения диктанта мы получили очень интересные данные. Те ребята, которые обращают внимание и рассматривают фантики, справились с работой лучше. (Приложение 4)

IV.Творческий этап.

Все выводы, сделанные в ходе моих исследований, говорят о том, что каждый ученик должен владеть грамотным письмом и видеть орфограмму в слове. Для это мы решили составить «Сладкий орфографический словарь» для учащихся начальной школы и разработать несколько интересных заданий на развитие орфографической зоркости у ребят. (Приложение 5,6).

А еще я узнала, что у конфетного фантика, как у кажого из нас, есть свой день рождения. Отмечается этот праздник 3 января.

V.Заключение

Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу я узнала много интересного из истории фантиков. Выяснила, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты. В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.

2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.

3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности и привлечь своих одноклассников к изучению орфограмм русского языка.

VI.Литература.

1.Учебники русского языка 1-4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

2. В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина Малый толковый словарь русского языка.

3.П.А.Грушников Орфографический словарик.

Интернет ресурсы:

https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika

Тайна конфетного фантика

https://stranamasterov.ru/node/335444

Приложение 1.

История фантиков.

Приложение 2.

Анализ учебников.

Анализ фантиков по видам орфограмм.

Приложение 3.

Результаты опроса учащихся 4 Б класса МБОУ «ВОК» СП Школа №1

Вопрос

Кол-во

Любите ли вы конфеты?

23

Обращаете ли вы внимание на название конфет?

10

Обращаете ли вы внимание на орфограммы на фантиках конфет?

5

Приложение 4.

Результаты словарного диктанта.

Приложение 5.

С ладкий орфографический словарь.

(на каждый вид орфограммы отдельные страницы)

Приложение 6.

Задания на развитие орфографической зоркости.

Карточка 1

Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:

Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус.

Карточка 2

Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.

Яблоко, барбарис, живинка, ириска, Харитошка, коровка, медунок, весна, дворянка, вишня, невидимка, марсианка, полет ласточки.

Карточка 3

Определи склонение имен существительных:

Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада.

Карточка 4

Образуй с помощью суффиксов новые слова:

Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня.

Карточка 5

Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения.

Морская звезда, вишня Владимировна, героическая былина, ореховая роща, парящая чайка, мама Женя, дивные края.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.
КИЗИЛЮРТ

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Орфография. Названия конфет»

                     
https://www.tvorcheskie-proekty.ru/files/images/orfografia.jpg

Подготовила:

Магомедова
Айшат 2 «В» класс

Руководитель: 

Абдурахманова
Туказибан Омаровна

Учреждение: 

МКОУ
«СОШ № 8» г. Кизилюрт

2017
ГОД

В
данном творческом
проекте в начальной школе на тему «Орфография. Названия конфет»
 представлены
информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных
фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение
орфографических правил на примере названий конфет.

 
Предложенная автором творческая работа в
начальной школе «Орфография. Названия конфет» будет интересна для
учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила
орфографии русского языка.

Созданный
учащейся творческий
проект «Орфография. Названия конфет
» во 2 классе начальной
школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты
опроса, проведенного среди учеников нашей начальной школы, на предмет знания
орфограмм.

Тема работы, выбранная
автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость
приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты,
так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую
зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Оглавление

Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


              Однажды на уроке изобразительного
искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои
оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для
своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса
допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на
мысль: «А можно ли с
помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще
на фантиках найти орфограммы русского языка?
».

Тема нашего исследования
выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико.
Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.

Учительница
нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать
орфограммы, «
видеть» их
в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.

Актуальность исследования заключается
в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной
школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с
полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка
на фантиках от конфет?

Перед Новым годом мы
попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими
названиями.

Цель исследования: выявить возможность
изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.

Задачи:

1.     
Узнать историю происхождения обёрток от конфет.

2.     
Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.

3.     
Изучить названия разных конфет.

4.     
Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.

5.     
Классифицировать названия конфет по орфограммам.

6.     
Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости,
используя фантики от конфет.

Объект исследования:
фантики от конфет.

Предмет исследования:
орфограммы русского языка.

Гипотеза: орфографию можно изучать не только на
уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.

Методы исследования:

·        
изучение информации по данной теме;

·        
изучение оберток от конфет;

·        
анкетирование учащихся начальных классов;

·        
классификация;

·        
эксперимент;

·        
анализ и обобщение полученных результатов.

·        
 

1. История фантика

Когда говорят о великом
изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых
известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор
переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).


Последнюю, на самом деле, запатентовал русский
ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди
всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон
придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).

В
начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и
монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «
драже, пралины», зефир, пастила… Коробки для наборов конфет были яркими и
красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные
дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом:
«
Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Фантики
для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не
меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «
Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку,
напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «
образовательные» — с таблицей умножения или
азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками,
гороскопами, гаданием и пожеланиями.

После революции производство
конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в
прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).

В наше время, каких только
обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки
производителей.

В народе обёртку от конфет
называют фантик. Есть определение этому понятию:

Фа́нтик (от слова «фант») народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.

К созданию эскизов фантиков
привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт,
так он и будет продаваться.

2. Разновидности орфограмм русского
языка

Изучив историю происхождения
фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского
языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского
языка.

Список орфограмм русского языка

1.     
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

2.     
Непроверяемые написания (словарные слова).

3.     
Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.

4.     
Непроизносимые согласные.

5.     
Написание буквосочетаний.

6.     
Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).

7.     
Написание имен собственных;

8.     
Удвоенные согласные.

9.     
Разделительные Ь и Ъ.

10. 
Написание сложных слов.

11. 
Правописание предлога со словом.

12. 
Правописания приставок.

3.
Классификация названий конфет по орфограммам

После
изучения литературы нас ожидала 
самая интересная часть исследования —
это 
поиск орфограмм на фантиках от конфет и классификация названий конфет по орфограммам. С
помощью одноклассников нам удалось собрать 284 фантика. Но не все фантики нам
подошли – попадались фантики с иностранными или вообще несуществующими
названиями. Работу мы начали с того, что провели опись названий конфет по
орфограммам. 
Вот что у нас получилось:

1.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (19 шт.)

(Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением).

Кареглазка карий

Холодок холод

Медунок мёд

(Москва) вечерняя вечер

Морской (волк) — море

Сливкиленивки лень

Марсианка Марс

Денёк день

Зимолюбка зимний

Газировкагаз

(Рачки) добрячкидобрый

Река молока реки, молочный

Голу́бкина (весточка) го́лубь

Колосокколос, колосья

Золотой ключик золото, позолоченный

Лесной (олень) лес

Тянучка тянет

Кто сказал «Му»скажет

(Мишка) косолапыйкосо

2.
Непроверяемые безударные гласные (19 шт.)

(Правописание безударных гласных в некоторых словах нужно запомнить).

(Райское) яблоко

Сорока

Ореховая роща

(Лесной) олень

Шатенка

Ягодка к ягодке

Барбарис

Ананасные

Ромашка

Желанная

Коровка

Москвичка

Молочная (речка)

Желейные

Лимон

Ассорти

Миндаль (Иванович)

Стакан молока

(Яшкинская) картошка

3. Парные по
звонкости-глухости согласные в корне слова (15 шт.)

 
(Для
того, чтобы проверить орфограмму нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный оказался в сильной позиции
(перед гласным или сонорным).

(Угости) город города

Коровка корова

(Яшкинская) картошкакартошечка

Ромашка ромашечка

Кареглазка глазной

Голубкина (весточка) голуби

Сказка сказочка

Ириска ирисочка

Маска масочка

Курьёз курьёзы

Зимолюбка любить

Ягодка к ягодке ягоды

Мишка (косолапый) Миша

Шоколапки лапок

Сливкиленивки сливокленивок

4.
Непроизносимые согласные (1 шт.)

(Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук оказался в сильной позиции).

Буревестниквести

5. Удвоенные
согласные (1 шт.)

Джульетта

6. Заглавная
буква в именах собственных (8 шт.)

Джульетта

Золушка

Тайна Буратино

Москва (вечерняя)

Красная Шапочка

Плотник Вася

Мама Женя

Миндаль Иванович

7. Написание
сложных слов (5 шт.)

(В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц соединительная гласная е).

Мишка косолапый Чернослив Буревестник

Зимолюбка Кареглазка

8. Написание
буквосочетаний (11 шт.)

Написание гласных после шипящих.

Шипучки Ореховая роща

Написание буквосочетаний чк-, —чн-, — ст-.

Шипучки

Белочка

Москвичка

Молочная речка

(Голубкина) весточка

Красная Шапочка

Рачки добрячки

Тянучка

Угости (город)

9.
Разделительный Ь (3 шт.)

(Разделительный ь пишется в корне слова после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я).

Джульетта Птичье молоко Курьёз

10.
Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова). (4 шт.)

Обозначение мягкости согласного.

(Буква ь пишется для
обозначения мягкости согласных, кроме ч, щ, на конце и в середине слова).

Миндаль (Иванович) (Лесной) олень

Обозначение формы слова (Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода)

(Тёмная) ночь (Леди) Ночь

11.
Правописание предлогов со словами (2 шт.)

(Предлоги со словами пишутся
раздельно).

Ягодка к ягодке Десерт со сгущёнкой

12.
Правописание приставок (2 шт.)

(Приставки со словами
пишутся слитно).

Угости (город) (Десерт) со сгущёнкой

4.
Анкетирование

Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и
видят ли в этих названиях орфограммы.


Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:

1.     
Любите ли Вы конфеты?

2.     
Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?

3.     
Названия, каких конфет Вам запомнились?

4.     
Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти
орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?

Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В
анкетировании приняли участие 30 человек. Проанализировав результаты анкет
учащихся, мы получили такие 
результаты:

оказалось, что из 26 человек, принявших
участие в анкетировании,
 1 человек не любит
конфеты, 
6человек любят не все
конфеты, остальные 
19 человека дали положительный
ответ.

Также выяснилось, что 19 человек из 26 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное,
чтобы конфета была вкусной, 
7 человек всегда
интересуются тем, что написано на обертке. Перечисляя названия любимых конфет,
участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.

Большинство анкетируемых (15 человек) считают, что
на фантиках можно найти орфограммы русского языка,
 3 человека думают, что нельзя, остальные (3 человека) затрудняются ответить на этот вопрос.
(Приложение 4).

Что же
получается? Многие ребята конфету съедают, а на название внимания не обращают,
поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Хотя и считают, что на
обёртках можно встретить орфограммы русского языка.

Мы
решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли
повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили
провести 
эксперимент.

5. Эксперимент

 
Цель
проведения эксперимента
: выяснить,
можно ли повысить уровень орфографической зоркости учащихся, используя фантики.

Продолжительность
эксперимента: 7 дней.

Для участия
в эксперименте мы привлекли 28 учеников нашего класса. Учитель помог нам
организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного
диктанта с учётом изученных нами орфограмм. (Приложение 5). Участникам
эксперимента было предложено написать словарный диктант. (Приложение 4).
Проверив все работы, мы получили такие результаты:

5 учеников из 28 не
справились со словарным диктантом (получили «2»), 13 учеников
написали диктант на «3», 9 человек получили отметку «4», и
лишь 2 ученика не допустили ни одной ошибки. Выходит, конфету
многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.

О
результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных
ошибках им тоже не сообщалось.

На
следующий день мы попросили участников эксперимента проклассифицировать часть
названий конфет, среди которых были слова из словарного диктанта, по
предложенным орфограммам, как это делали мы. После этого участникам было
предложено дома составить орфографические задачники с использованием названий
конфет, которые они классифицировали по орфограммам.

Через 2 дня
ребята продемонстрировали орфографические задачники перед классом. Теперь эти
задачники могут использовать ученики начальной школы для усовершенствования
умения решать орфографические задачи. (Приложение 6).

Далее нам предстояло провести последнюю часть эксперимента
–повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в
первый раз. Результат нас удивил и порадовал: 6учеников из 17 не допустили ни одной ошибки, 6 получили
отметку «4», 5 человек
написали диктант на «3»,
а двоек не было вовсе. Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и
сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились.
(Приложение 7).

Мы пришли к
выводу, что работая над составлением задачников, участники эксперимента стали
обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что
привело к повышению уровня орфографической зоркости.

Заключение

 
Итак, подведём итоги нашей работы. На фантиках
от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет
по 12 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами
оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными. А самыми
редкими — непроизносимые согласные в корне слова и удвоенные согласные.

А вот орфограмма «разделительный Ъ» не встретилась на наших фантиках
вовсе. Рекордсменами по количеству орфограмм стали названия таких конфет: «Джульетта»,
«Зимолюбка»,
«Кареглазка»,
«Голубкина
весточка
», «Мишка косолапый».

При
исследовании фантиков от конфет мы формировали орфографические умения и навыки,
находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.

Результаты
эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости
учеников, используя фантики.

Мы
убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения
орфографии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами
материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при
отработке навыков грамотного письма.

Мы считаем,
что достигли цели работы и выполнили все задачи.

Наша
гипотеза о том, что орфографию можно изучать не только на уроках русского
языка, но и по обёрткам от конфет, подтвердилась.

Литература

1.      М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 2 класс —
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)

2.      М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 3 класс —
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)

3.      Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм
русского языка. Флинта, Наука. -2009.

4.      Откуда взялась обёртка от конфет?

5.      Определение понятия «фантик».

6.      Список школьных орфограмм.

7.      Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного
письма.

8.      Правила — памятки по русскому языку, 2-3 класс.

9.      Критерии оценивания словарных диктантов в начальной школе.

Сомневаетесь в ответе?

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «С какой буквы пишутся название конфет …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Навигация

§ 23. Названия вин, минеральных вод, кондитерских изделий и т. д.

1. Общеизвестные названия сортов вин пишутся со строчной буквы: бордо, бургундское, кагор, кахетинское, мадера, мускат, портвейн, рислинг, токай, херес, цимлянское, цинандали, шампанское.

В специальной литературе названия марок вин пишутся с прописной буквы: портвейн Айгешат, шампанское Абрау-Дюрсо, десертное вино Цинандали.

2. Условные названия вин заключаются в кавычки, первое слово пишется с прописной буквы: вино «Солнечная долина», венгерское вино «Бычья кровь», шампанское «Надежда».

3. Названия минеральных вод пишутся со строчной буквы: нарзан, боржоми, ессентуки № 17.

4. В условных (заключенных в кавычки) названиях конфет, тортов, колбас, духов и т. п. первое слово пишется с прописной буквы: конфеты «Мишка косолапый», шоколад «Счастье моё», торт «Киевский», масло «Слобода», сметана «Благода», колбаса «Любительская», духи «Серебристый ландыш», мыло «Красная роза» и т. п.

Оглавление:

  1. Происхождение слова
  2. Канфета или конфета — как пишется в русском языке
  3. Производные от слова и употребление

Кому-то покажется глупым сам вопрос — ведь все
читают литературу, прессу, в конце концов, ценники на кондитерском отделе супермаркета,
где частенько упоминается это вкусное, сладкое словечко. Достаточно просто
включить зрительную память, чтобы впредь никогда больше не возникало сомнения:
канфета или конфета — как пишется на самом деле.

Происхождение слова

Но не все так просто! Чтобы понять, как нужно писать в данном слове букву «а» или букву «о», необходимо разобраться в происхождении и изначальном значении слова.

Итальянцы — мастера в приготовлении вкуснейших
десертов. Понятие и слово «конфета» позаимствовано многими языками именно из итальянского. Буквально «confetto»
переводится как «приготовленная сладость», нечто, приготовленное в сахаре. То есть, это кусочек сваренного сахара, возможно, с добавлением других
ингредиентов: орешков, шоколада, фруктов, фруктового сока. Как правило,
полученные плиточки или ломтики оборачивают в фольгу, бумагу или помещают в коробочки и баночки.

шоколадные конфеты

Есть и другая, более старинная версия происхождения
этого слова. Вспомните, в произведении Л. Н. Толстова «Анна Каренина»
Стива Облонский угощал своих детей «конфетками» из помадки. Буква «к» в данном случае вовсе не опечатка. А дань старонемецкому
языку, в котором существовало слово «Konfekt». Правда, позаимствовано оно было из латыни, где
схожее по произношению слово применялось для названия одной из лекарственных
форм. Но в любом случае с сахаром. Точнее, с медом, так как сахар был тогда
большой редкостью, если имелся в наличии вообще.

Варево подслащивалось финиками, фигами, различными
фруктами, побегами и корешками растений — в частности, айвой, имеющей хорошие
желирующие свойства, лакрицей, болотным дягилем. Для улучшения вкуса
добавлялись различные зернышки и орехи. В результате получались пастилки,
похожие на мармеладки или грильяж в зависимости от составляющих. Следовательно,
«конфекта» также означало когда-то и сладкую пилюлю. И уже позднее изделия
стали использовать как самостоятельное лакомство, добавляя в них какао,
марципан, желе и другие вкусные ингредиенты.

Уроки правописания: Как правильно писать «вряд ли»?

Канфета или конфета — как пишется в русском языке

Понимая, откуда взялось само слово, намного легче
запомнить его написание. Но есть и правило. В русской грамматике «конфета» —
сложное словарное слово, для которого не существует никакого проверочного.

канфета или конфета как пишется

Писать его нужно через букву «о», никогда через «а» — если вы не хотите
прослыть неграмотным невежей.

Производные от слова и употребление

Все производные от этого слова — конфетный,
конфетти, конфетка, и т. д. — пишутся в современном русском языке только через
гласную букву «о». Ударение ставится всегда на второй слог, то есть, «-фе-».

Конфеткой могут назвать миленькую, симпатичную
девушку или что-либо, хорошо и красиво сделанное — например, «не комната после
ремонта, а конфетка». В отношении внешности прилагательное «конфетный» носит
несколько негативный характер — подразумевается слащавость, инфантильность,
женоподобность, если речь идет о мужчинах. Примечательно, что существует даже
имя Конфета! Но едва ли люди, носящие его, благодарны своим родителям.

Правильное написание:

конфета

слово относится к словарным; смотрите подробнее, как запомнить

правописание словарного слова «конфета»

? Гласные буквы в слове:

конфета

гласные выделены красным

гласными являются: о, е, а

общее количество гласных: 3 (три)

• ударная гласная:

конфе?та

ударная гласная выделена знаком ударения « ?»

ударение падает на букву: е

• безударные гласные:

конфета

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »

безударными гласными являются: о, а

общее количество безударных гласных: 2 (две)

? Согласные буквы в слове:

конфета

согласные выделены зеленым

согласными являются: к, н, ф, т

общее количество согласных: 4 (четыре)

• звонкие согласные:

конфета

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »

звонкими согласными являются: н

общее количество звонких согласных: 1 (одна)

• глухие согласные:

конфета

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »

глухими согласными являются: к, ф, т

общее количество глухих согласных: 3 (три)

? Формы слова:

конфе?та, -ы

? Количество букв и слогов:

гласных букв: 3 (три)

согласных букв: 4 (четыре)

всего букв: 7 (семь)

всего слогов: 3 (три)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «средняя общеобразовательная школа» с. Летка

Исследовательская работа

«Орфография в фантиках»

Социально – педагогическое направление

Выполнила:

ученица 3 «Б» класса Попова Анастасия

Руководитель:

Кислицина Анна Васильевна

с. Летка, 2019.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Теоретическая часть

2.1 История возникновения фантиков……………………………………………………4

2.2 Что изучает орфография?………………………………………………………………………6

III. Практическая часть

3.1 Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках……………………….7

3.2 Результаты опроса…………………………………………………………..9

IV.  Заключение…………………………………………………………………….…11

V. Используемая  литература…………………………………………………….12

Введение

Я очень люблю конфеты. Однажды мне попалась конфета с интересным названием «Жи — ши». В русском языке есть такое правило «Жи – ши»  пиши с буквой И». Я решила поискать в названиях конфет орфограммы. Оказалось, что во многих названиях конфет «спрятались правила». Возник вопрос: помогут ли конфеты стать грамотным «сладкоежкой»? Так появилась идея моей исследовательской работы «Орфография в фантиках».  

Цель  моей исследовательской работы: проверить, помогут конфетные обертки в изучении орфограмм русского языка или нет.

Задачи:

  1. изучить литературу, узнать историю возникновения фантиков;
  2. собрать фантики от конфет;
  3. повторить изученные орфограммы русского языка, составить перечень орфограмм;
  4. исследовать фантики от конфет и выяснить, какая орфограмма «спряталась».
  5. провести орфографический диктант и опрос  учащихся 3б класса  по теме исследования;
  6. сделать выводы по результатам работы.

Объект исследования:  фантики конфет.

Предмет исследования:  орфограммы в названиях фантиков.        

Мною была выдвинута гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую грамотность.

В своей работе использовала следующие методы: изучение литературы, анализ, систематизация, классификация.

II. Теоретическая часть

2.1 История возникновения фантиков

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:

«Фантик конфетная обёртка как предмет игры».

Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Фольга появилась в середине XIX века. А парафиновую бумагу — ту, которая лежит в обертке российской шоколадной конфеты, придумал великий изобретатель Томас Эдисон в 1872 году. Он  порекомендовал применять в качестве обертки парафинированную бумагу, раньше конфеты не принято было заворачивать их просто хранили в коробочках.

Это нововведение позволило продавать конфеты в развес, благодаря фантикам это стало гигиенично.

Но это была история фантика в Америке, а как же обстояло дело в России?

Фантики  в России  появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик.

Однако, как и в Америке, до середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипчиками. К шоколадным конфетам было другое отношение, их заворачивали в фольгу, причем разноцветную. Для каждой начинки свой цвет фольги.

К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло, фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники, такие как: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие. Выпускались серии конфет с загадками, с таблицей умножения, азбукой, гаданием, гороскопами.

После революции красивые обертки ушли в прошлое, оформлению не уделялось больше столько внимания. А в советское время на фантиках можно было увидеть отображение таких тем как: 8 марта, 1 мая, 7 ноября и полет в космос.

Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи,  использующие научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.

2.2 Что изучает орфография?

Орфография  —  правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.

Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Слово состоит из двух греческих корней: «орфо» и «графо», что означает «правильный» и «пишу».

Орфография расскажет о дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописной и строчной букв, о переносе слов и о множестве других орфограмм русского языка.

 В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» говорится, что «орфограммы» – это буквы, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно проверить – это проверяемая орфограмма. Если орфограмму надо запомнить – это непроверяемая орфограмма.

Изучив материалы учебников, я выписала, какие орфографические правила должны знать третьеклассники и составила перечень орфограмм.

Перечень  орфографических правил и орфограмм:

  1. Правописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щ;
  2. Сочетания чк, чн, чт, щн;
  3. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);
  4. Правописание  проверяемых безударных гласных в корнях слов;
  5. Правописание  звонких и глухих  согласных в корнях слов;
  6. Правописание непроизносимых согласных;
  7. Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;
  8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных;
  9. Буквы и, ы после ц в разных частях слова;

10.Правописание удвоенных согласных.

В перечень не включена орфограмма  «Большая буква в именах собственных», так как названия конфет пишутся с заглавной (большой) буквы.

III. Практическая часть

  1. Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках
  1. Правописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щ:
  • «Живинка»
  • «Жи – ши»
  • «Московская жемчужина»
  • «Ореховая роща»
  • «Зачарованные»
  • «Сливки щасливки»
  • «Желейное чудо»
  • «Очумелый шмелик»
  1. Сочетания чк, чн, чт, щн:
  • «Батончик номер один»
  • «Лимончик»
  • «Мечта»
  • «Ласточка»
  • «Черноморочка»
  1. Правописание  проверяемых безударных гласных в корнях слов:
  • «Украшение»
  • «Вечерний сад»
  • «Весёлые леденцы»
  • «Весёлым детишкам»
  • «Одна на двоих»
  • «Зернушка»
  • «Золотая лилия»
  • «Золотой ключик»
  • «Московская жемчужина»
  • «Пчёлка шепелка»
  • «Лесной олень»
  • «Василёк»
  • «Дворянка»
  1. Правописание  звонких и глухих  согласных в корнях слов:
  • «Сливки щасливки»
  • «Курьёз»
  • «Крокант»
  • «Коровка»
  • «Бегемошки»
  • «Вечерний сад»
  • «Сладкое созвучие»
  • «Гусиные лапки»
  • «Чернослив»
  • «Звездный дождь»
  • «Зернушка»
  1. Правописание непроизносимых согласных:
  • «Буревестник»
  • «Звездный дождь»
  1. Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах:
  • «Птичья сласть»
  • «Миньон»
  • «Курьез»
  1. Буквы и, ы после ц в разных частях слова:
  • «Цитрон»
  1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных:
  • «Лесной олень»
  • «Птичья сласть»
  • «Звёздный дождь»
  1. Правописание удвоенных согласных:
  • «Зачарованные»
  • «Сгущенное молоко»
  • «Клюквенная»
  1. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова):
  • «Райские облака»
  • «Ромашка»
  • «Сгущенное молоко»
  • «Коровка»
  1. Результаты опроса

По  исследуемой теме я провела  опрос и диктант. Задания выполняли 16 человек.

Опрос.

Одноклассникам было предложено ответить на четыре вопроса:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?

 На диаграмме представлены  результаты опроса.

Диктант.

Ребятам было предложено написать диктант. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.

Лимончик, Зернушка, Лесной олень, Звёздный дождь, Коровка, Золотая лилия, Ласточка, Живинка, Ореховая роща, Клюквенная.

Результаты орфографического диктанта

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

Обращают внимание на правописание названий конфет

2

6

Не обращают внимание на правописание названий конфет

1

1

1

5

По результатам орфографического диктанта и  анкетирования  выяснилось, что  многие ребята  обращают внимание на правописание названий конфет, но при  этом в названиях конфет  все равно делают ошибки.   Ребятам предложила дополнительное  задание: подчеркнуть орфограммы в словах – названиях конфет. Шесть  человек неправильно отметили орфограммы, все они в анкете  на четвертый  вопрос ответили положительно. Из этого я сделала вывод: мои одноклассники, возможно, не зная названия орфограмм, неверно ответили на четвертый вопрос анкеты.

Заключение

По результатам исследовательской  работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Орфография  —  правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке. Орфограммы – это буквы, написание которой надо проверить или запомнить.
  2. В 3 классе должны быть усвоены не менее 10 орфограмм.
  3. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.
  4. Ребята  обращают внимание на правописание названий конфет, но при  этом в названиях конфет  все равно делают ошибки.  

Таким образом,  цель достигнута, но моя  гипотеза не подтвердилась.

Но, возможно, яркие  конфетные обертки помогут в изучении орфограмм, если выполнять:

  • на основе слов – названий конфет  различные  упражнения на уроках русского языка;
  • творческие работы (создать альбом «Вкусная орфография», сочинить сказки с главными героями  — конфетами, придумать новые названия конфет и нарисовать к ним обертки и т. д.)

Это и будет продолжением моей исследовательской работы «Орфография в фантиках».

Используемая литература

  1. «Большая энциклопедия открытий и изобретений» под редакцией Артёмовой О. В., М., Росмэн, 2007 год;
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
  4. https://zen.yandex.ru/media/id/5b706d6b79b39e00a9ceed4d/fantik-istoriia-vozniknoveniia-5b7c0221c41c7200a91b85f7
  5. https://russkiiyazyk.ru/orfografiya

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется название кафедры
  • Как пишется название кафе
  • Как пишется название картин
  • Как пишется название канала
  • Как пишется навылет или на вылет