Как пишется название машины ситроен

Все давно в курсе, что французский язык — красивый, но замороченный. Читаются слова совсем не так, как пишутся. То над буквами, то под ними регулярно появляются разные странные закорючки. А то среди чистокровной латиницы всплывет буква, которую и фанаты кириллицы используют не всегда.

Машинам марки Citroen есть чем впечатлить и потенциальных покупателей, и простых зевак. Одни могут часами рассматривать экстравагантные очертания новейших концепт-каров и элегантные силуэты классических моделей, другие восхищаются инженерной изощренностью гидропневматической подвески (пусть сам производитель в ней уже успел разочароваться), третьи с удовольствием понимают, что бюджетный C-Elysee на 99,9 % совпадает с их представлением об идеальном семейном автомобиле.

В процессе восхищения далеко не все замечают, что на шильдиках имя марки выглядит немного не так, как в любых посвященных французским автомобилям текстах. Обычно сами французы в инструкциях по эксплуатации — пишут просто Citroen, но на шильдиках можно увидеть на латинской буквой «е» две точки, которые превращают ее чуть ли не в русскую «ё»!

CITROEN и БУКВА Ё ....домыслы и реалии - Citroёn С4 Sedan.jpeg

Откуда же они взялись и что значат? Особо загадочно эти две точки выглядят, так как даже изучающие французский язык необычную, похожую на «ё» букву в своих учебниках и словарях встречают крайне редко. Может быть, она пришла из какого-то экзотического языка и как-то связана с происхождением инженера Андре Ситроена? А может, основатель компании добавил две точки штуки ради — и не связана ли тогда эта шутка с судьбой какого-нибудь работавшего с Ситроеном русского эмигранта?

Андре Ситроен родился в семье еврея и польки, проживавших в Голландии, — но те самые две точки в фамилию знаменитого промышленника и современный французский попали и не из польского, и не из идиш, и не из голландского — а из старофранцузского языка.

Увы, «приключенческих» причин появления похожей на наше «ё» буквы в названии французской марки нет — только лингвистические. Ведь на самом деле две точки регулярно встречаются в европейских алфавитах. Вспомнить хотя бы немецкие умлауты — к примеру, знаменитое в восьмидесятых годах тюнинг-ателье, где строили диковинные тогда битурбовые Ferrari, официально называлось Koenig Specials, но в фамилии ее основателя Вилли Кенига второй буквой была «о» с двумя точками. Также аналогичные «диакритические» звуки можно найти в фамилии Вольфганга Дюрхаймера — босса Bentley — или Маттиаса Мюллера, после «дизельгейта» вставшего у руля концерна Volkswagen.

Во французском языке эти две точки называются «трема» и «подсказывают» знающему человеку, что читать слово с отступлением от типовых правил. Не будь их — и произносить имя знаменитой марки пришлось бы как «Ситроан». Пожалуй, первое по популярности слово с трема над «е» — Noёl — «Рождество». Но кроме названия знаменитой марки автомобилей, популярного праздника (а еще — марки шампанского Moёt & Chandon) во французском языке практически нет широкоупотребительных слов с буквой, похожей на «ё». Именно поэтому написание Citroёn кажется нам экзотическим. Другое дело, если бы эта марка появилась на свет в Албании: ведь в албанском языке буква «ё» — не просто популярная, а самая популярная.

CITROEN и БУКВА Ё ....домыслы и реалии - Noёl.jpg
CITROEN и БУКВА Ё ....домыслы и реалии - Moёt.jpg

Источник

А какие у вас лично истории связанные с буквой Ё? Ведь у нас в России она также неоднозначная для гос.органов особенно.

Лично мне сразу после получения паспорта в 14 лет пришлось отказаться везде от всех проявлений написания имени Пётр, чтобы потом не было нигде проблем(Всякие там ЕГЭ, Универ, Гаи и т. д.) везде тщательно проверяю чтоб была буква Е.

ситроен

ситроен

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Синонимы:

Смотреть что такое «ситроен» в других словарях:

  • СИТРОЕН — (Citroen, полн. Automobiles Citroёn) французская автомобильная компания, входит в корпорацию PSA Peugeot Citroen, головной офис фирмы находится в парижском пригороде Нейи сюр Сен. Компания основана в 1919 Андре Ситроеном (см. СИТРОЕН Андре) как… …   Энциклопедический словарь

  • ситроен — а, м. Марка французского легкового автомобиля. Фош, навязавший поездку, уже это знал: приговор к удушенью, подписывался в Министер Милитер , когда ситуайен Ситроэн в ситроэне по Шанз Елизе он летел. 1932. А. Белый Москва (Маски). Б. 1989 344. Так …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ситроен — сущ., кол во синонимов: 1 • автомобиль (369) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Ситроен — (Citroen) – марка автомобиля, Франция. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Ситроен — (Citroen) французская автомобильная компания. Производит легковые автомобили. Входит в корпорацию «Пежо». Штаб квартира находится в Нейи сюр Сен. Основана в 1919 Андре Ситроеном как «Акционерное общество Ситроен» (Societe anonyme Andre Citroen) с …   Автомобильный словарь

  • «СИТРОЕН» — (Citroen) назв. автомобилей компании Сосьете аноним отомобиль Андре Ситроен (Societe Anonime Automobiles Andre Citroen), выпускаемых с 1919, а с 1976 компанией Пежо Ситроен отомобиль (Peugeot Citroen Automobiles) во Франции. В 1986 изготовлялись… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Ситроен — французский автомобильный завод; основан в 1919 г. А. Ситроеном. В настоящее время является частью фирмы PSA Peugeot Citro?n. Андре Гюстав Ситроен Andr? Gustave Citro?n (1878–1935) французский предприниматель, основатель автомобильной компании.… …   Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • Ситроен — Ситроен: PSA Peugeot Citroën французская автомобилестроительная компания Citroën автомобилестроительная компания, сейчас часть PSA Peugeot Citroën Андре Гюстав Ситроен основатель компании «Citroën» …   Википедия

  • СИТРОЕН Андре — СИТРОЕН (Citroen) Андре Гюстав (5 февраля 1878, Париж 3 июля, 1935, там же), французский инженер и промышленник, один из пионеров массового автомобилестроения. Закончил Политехническую школу. Работал инженером в различных небольших фирмах. В 1908 …   Энциклопедический словарь

  • Ситроен Андре — – основатель Ситроена. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Ситроен, Андре Гюстав — Андре Гюстав Ситроен Имя при рождении: Андре …   Википедия

Откуда в имени марки Citroen буква «ё»?Все давно в курсе, что французский язык — красивый, но замороченный. Читаются слова совсем не так, как пишутся.

Машинам марки Citroen есть чем впечатлить и потенциальных покупателей, и простых зевак. Одни могут часами рассматривать экстравагантные очертания новейших концепт-каров и элегантные силуэты классических моделей, другие восхищаются инженерной изощренностью гидропневматической подвески (пусть сам производитель в ней уже успел разочароваться), третьи с удовольствием понимают, что бюджетный C-Elysee на 99,9 % совпадает с их представлением об идеальном семейном автомобиле.

В процессе восхищения далеко не все замечают, что на шильдиках имя марки выглядит немного не так, как в любых посвященных французским автомобилямтекстах. Обычно — что наши авторы в материалах АвтоВестей, что сами французы в инструкциях по эксплуатации — пишут просто Citroen, но на шильдиках можно увидеть на латинской буквой «е» две точки, которые превращают ее чуть ли не в русскую «ё»! Откуда же они взялись и что значат? Особо загадочно эти две точки выглядят, так как даже изучающие французский язык необычную, похожую на «ё» букву в своих учебниках и словарях встречают крайне редко. Может быть, она пришла из какого-то экзотического языка и как-то связана с происхождением инженера Андре Ситроена? А может, основатель компании добавил две точки штуки ради — и не связана ли тогда эта шутка с судьбой какого-нибудь работавшего с Ситроеном русского эмигранта?

Андре Ситроен родился в семье еврея и польки, проживавших в Голландии, — но те самые две точки в фамилию знаменитого промышленника и современный французскийпопали и не из польского, и не из идиш, и не из голландского — а из старофранцузского языка.

Увы, «приключенческих» причин появления похожей на наше «ё» буквы в названии французской марки нет — только лингвистические. Ведь на самом деле две точки регулярно встречаются в европейских алфавитах. Вспомнить хотя бы немецкие умлауты — к примеру, знаменитое в восьмидесятых годах тюнинг-ателье, где строили диковинные тогда битурбовые Ferrari, официально называлось Koenig Specials, но в фамилии ее основателя Вилли Кенига второй буквой была «о» с двумя точками. Также аналогичные «диакритические» звуки можно найти в фамилии Вольфганга Дюрхаймера — босса Bentley — или Маттиаса Мюллера, после «дизельгейта» вставшего у руля концерна Volkswagen.

Во французском языке эти две точки называются «трема» и «подсказывают» знающему человеку, чточитать слово с отступлением от типовых правил. Не будь их — и произносить имя знаменитой марки пришлось бы как «Ситроан». Пожалуй, первое по популярности слово с трема над «е» — Noёl — «Рождество». Но кроме названия знаменитой марки автомобилей, популярного праздника (а еще — марки шампанского Moёt & Chandon)во французском языке практически нет широкоупотребительных слов с буквой, похожей на «ё».

Именно поэтому написание Citroёn кажется нам экзотическим. Другое дело, если бы эта марка появилась на свет в Албании: ведь в албанском языке буква «ё» — не просто популярная, а самая популярная.

Источник

Немецкое представительство французской марки неожиданно заявило о ребрендинге: теперь в Германии это не Citroën, а автомобили Zitrön

Так, в рамках редизайна марка обзаведется не только новым названием, но и измененным логотипом. Изображение последнего также опубликовано на официальном сайте немецкого представительства Citroen.

content image for: 73791

По словам Вольфганга Шлимме, генерального директора Citroën Germany, переименование Citroën в Zitrön во многом связано с трудностями произношения, которые немецкие поклонники марки испытывают уже на протяжении 100 лет. Речь идет о разнице в произношении надстрочных знаков, которые присутствуют в немецком и французском языках.

«На протяжении 100 лет немцы безуспешно пытались правильно произнести название бренда. Борьба подошла к концу», отмечает руководитель Citroën German.

Отметим, что речи о настоящем ребрендинге и смене названия, конечно же, не идет. Ролик немецкого подразделения Citroën не более, чем удачная маркетинговая кампания, приуроченная к 100-летию бренда.

Citroen

Начнем с истоков.

Андре Ситроен (André Citroën)(полное имя Андре Гюстав Ситроен)

Кто же основал Ситроен? Ситроен основал замечательный инженер-предприниматель Андре Ситроен (André Citroën)(полное имя Андре Гюстав Ситроен). Жизнь в совсем юные годы преподнесла не совсем приятный сюрприз, в виде смерти отца. Однако отдельно хочется немного сказать об отце Андре Ситроен (André Citroën), им был Леви Ситроен (Levi Bernard Citroën), совладелец крупного предприятия по обработке и реализации драгоценных камней. Отец оставил семье большое состояние(Только один пай Леви Ситроена в заокеанском предприятии составлял — 1 млн франков) и шанс на лучшую жизнь(связи с промышленной элитой Парижа).

В семь лет, через год после потери родителей, Андре начал учиться в Лицее согласия, и вскоре у него проявились выдающиеся способности к техническим предметам, что позволило ему в 1889 году поступить в Высшую политехническую школу. Во время учебы навещая родственников в Лодзи(польский городок), Андрэ познакомился с местным талантливым механиком самоучкой. Андрэ заметил удивительные шестерни -зубья были необычными, странными, его заинтересовало данное изобретение и он купил его.

Стоит отметит, что Андре работал в мастерских своих друзей братьев Эстенов, где производились детали для паровозов. В 1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело всё полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колёс (шестерён) — гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты(Тот самы патент, который он купил у самоучки).
Парижский банкир Жак Хинстин дал кредит на производство шевронных шестерен и Андрэ открыл свой первый завод. И это — во время учебы! Двойной шеврон стал эмблемой его бизнеса. Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке — в Лондоне, Брюсселе и даже Москве, что приносило владельцам фирмы огромные прибыли. Отсюда берёт начало и эмблема компании в виде перевернутых букв «V», которые схематически обозначают конические шестерни(Есть вторая теория на этот счет, т.к. Андрэ был масоном вступивший в Lodge of La Philosophie Positive в Париже. Эмблему можно истолковать как масонский символ – двойной масонский угольник или двойной масонский циркуль, тесно связанный с масонской идеологией Citroen. В масонстве циркуль ассоциируется с символом «архитектурных инструментов», поэтому, возможно, что Citroen использовал двойной компас, чтобы изобразить свое изобретение в масонском виде. ). Во Франции эту эмблему называют «двойной шеврон».

Ситроен выполнял на заводе обязанности технического и коммерческого директора, и вскоре он перестал иметь конкурентов. Имя молодого предпринимателя стало легендой и помогло ему в 1908 году занять место технического директора на зарекомендовавшем себя автомобильном заводе Могs.

Популярный автомобиль Le Zebre, сконструированный Жюлем Саломоном.

Ситроен и здесь развил бурную деятельность: привлёк к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Успех пришёл незамедлительно. Продажи резко увеличились.

Интересно, что Ситроен вскоре встретил и женщину своей жизни. Кстати, второй «клад» он также нашел в Польше. Мадам Ситроен стала дочь бизнесмена Гольлфедера из Варшавы. Однако спокойная жизнь под звук выпускаемых шестеренок была прервана залпами Первой мировой войны.

Андре-Гюстав отправился на фронт в числе французских солдат. Но даже на службе родине предпринимательская хватка не оставляла голову парижанина. Столкнувшись с катастрофической нехваткой боеприпасов, Ситроен обратился к военным министрам с предложением наладить производство снарядов в течение трех месяцев. Какими силами Андре-Гюставу удалось заключить с государством этот сомнительный контракт, представить сложно, ведь за столь короткий срок решить проблему нехватки снарядов властям казалось невыполнимой задачей.

Сам же Ситроен ни на секунду не сомневался в успехе задуманного предприятия. В кратчайшие сроки он отстроил на парижской набережной Жавель завод, с конвейеров которого стали выпускаться снаряды в таких количествах, какие и не снились другим заводам Франции. На изумленные вопросы светил военной промышленности того периода Андре-Гюстав отвечал, что главным секретом работы его предприятий является правильная организация труда, при которой максимальное количество времени тратится на работу. Даже обед на заводах Ситроена был тщательно спланирован — так, что на прием пищи работникам с лихвой хватало 30 минут. А работали предприятия в несколько смен. Благодаря технологии конвейера, которую Ситроен «позаимствовал» у Форда, снаряды выпускались с заводов Ситроена в количестве 50 тысяч штук в день, и на этом деле Андре-Гюстав заработал огромный капитал. Ещё в разгар боевых действий Андре Ситроен заказал инженерам чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя

В 1919 году, когда война закончилась, Андре Ситроен поехал в Америку и ознакомился с методами производства автомобилей, в частности побывал на заводах Ford. Имея большие средства, заработанные на производстве снарядов, Ситроен переоборудовал заводы, где раньше выпускались снаряды в помещения, в которых началось производство автомобилей Citroen. Совместно со своим другом и инженером Жюлем Саломоном Андре создал первый Citroen, получивший название Citroen A(Type A) с двигателем объёмом 1,3 литра и мощностью 7,4 кВт (10 л.с.), выпущенный в мае 1919 года. Этот автомобиль создал настоящий фурор в автомобильном мире Европы – он имел электрический стартер и фары, при этом цена была смехотворная для того времени. Славу же своим автомобилям Андре-Гюстав создавал буквально собственноручно, не жалея средств и фантазии на рекламу своего продукта.

Первый автомобиль Citroën Type A Torpedo.

Citroen был проницательным торговцем – он использовал Эйфелевою башню как самый большой рекламный знак, зарегистрированный в книге рекордов Гинесса. Также он спонсировал экспедиции в Азию (Croisiere Jaune) и Африку (Croisiere Noire), намереваясь продемонстрировать потенциал автомобилей, оборудованных транспортной системой Kegresse. В экспедиции участвовали ученые и журналисты, поэтому она имела общественный успех.

Андре Ситроену был тогда 41 год. В день выпускалось сто единиц, что для тогдашнего уровня производства автомобилей во Франции казалось невероятным.В тайне от всех Андре Ситроен разбирал на своём заводе такие известные американские автомобили, как Buick, Nash, Studebaker, и изучал на них возможные методы серийного производства. Фактически его Citroën А стал одновременно и первым серийно производимым автомобилем в Европе.За четыре года производство достигло трёхсот автомобилей в день. Тогда же Citroën выступил с новым, «народным» автомобилем 5 СV, получившим название Trefle («Трилистник»), позволяющие садиться за руль не только богатеям, расширяя массовость автомобилей.

Новый автомобиль Citroën 5 CV Trefle, появившийся спустя четыре года после начала производства типа А, стал ещё более популярным.

Ситроен также первым задумался о возможностях дальновидной рекламы. Дело том, что в 1925 году компанией Citroën было выпущено более 60 тысяч машин, а в 1929-м — почти 100 тысяч.Такие высокие результаты позволили Citroën выйти на первое место по объёмам производства во Франции, а затем и в Европе. Но произвести товар — это ещё не всё. Его ещё нужно продать. И, чтобы привлечь будущих потребителей, Ситроен разработал грандиозную систему рекламы своих машин и своего имени, ставшего автомобильной маркой. Его фирма наладила выпуск игрушечных «ситроенят», в точности повторявших большие машины для взрослых.

Чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном».

Citroën C4, известный своим участием в международном пробеге по Средней Азии и Канаде.

Небольшой грузовик Citroën B2 имел полугусеничную версию.

Ради привлечения потенциальных клиентов устраивались так называемые «рекламные пробеги» по отдалённым районам Франции. По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывали через громкоговорители об особенностях той или иной модели Citroën. Слова подкреплялись броскими афишами, плакатами, занимательными викторинами и лотереями, которые организовывались во время стоянок. В результате от 3% до 15% посетителей выставок «на колёсах» уезжали домой на собственных авто. Демонстрацию товаров Ситроен вообще считает лучшей рекламой. «Выставки — самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы. Ни один из самых замысловатых рекламных приёмов не может сравниться с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами намного богаче того, которое оставляют несколько строчек в газете», — считал бизнесмен. На рекламу Ситроен никогда не жалел денег. Так, в 1929 году он построил автомагазин, фасадом которого служила сплошная стеклянная витрина высотой в 21 метр и шириной в 10 метров. Через эту прозрачную стену, на которую ушло 19 тонн стекла, можно было прямо с улицы увидеть множество машин, расставленных на шести ярусах. Затем он основал собственную страховую компанию и учредил собственные — жёлтые и голубые — дорожные знаки.

Реклама попавшая в книгу рекордов Гинеса.

Как-то, прослышав об одном английском лётчике, умеющем выводить на небесном фоне буквы с помощью оставляемого самолётом белого следа, Ситроен загорелся идеей нарисовать на небе своё собственное имя. Трюк был исполнен: в небе появились четырёхсотметровые буквы фамилии предпринимателя, растянувшиеся почти на пять километров. Через несколько минут надпись, на изготовление которой были потрачены громадные деньги, растворилась в воздухе. Но какой эффект! Кульминацией рекламных исканий автопромышленника, подкрепляемых его личным тщеславием, стал проект «Эйфелева башня „в огне“». Установив на башне 125 тысяч лампочек, компания Ситроена подарила современникам незабываемое зрелище. Одно за другим на башне вспыхивали десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, полёт комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилия Ситроен.

Андре Ситроен одним из первых поверил в международное предназначение автомобиля и подкреплял свою веру участием в самых авантюрных предприятиях, типа марафонской гонки по Сахаре или не менее трудного автопробега по Азии.
На модели В2 мощностью 14,8 кВт (20 л.с.) с полугусеничной ходовой частью впервые удалось проложить путь через пустыню Сахара, а на модели С4 — проехать Среднюю Азию и, впоследствии, арктическую часть Канады.

Знаменитый «зонтик на колёсах», Citroën 2CV стал французским VW Beetle. Простой и дешёвый, он быстро завоевал любовь покупателей.

Знаменитый «зонтик на колёсах», Citroën 2CV стал французским VW Beetle. Простой и дешёвый, он быстро завоевал любовь покупателей.
А своим заказчикам Ситроен посылал граммофонные пластинки с записью рекламы своих автомобилей.

Экономический кризис в начале 30-х годов послужил причиной упадка деятельности Ситроена. В 1933 году Ситроен решил полностью перестроить заводы на набережной Жавель. Израсходовав огромные средства, он осуществил реконструкцию в рекордно короткий срок — всего за 5 месяцев.
На предприятии общей площадью в 55 тыс. кв.м была размещена гигантская непрерывная поточная линия производительностью 1000 машин в день. Столько в то время потреблял весь французский автомобильный рынок.
Но овладевшая Ситроеном гигантомания, в конечном счёте, обернулась против него. Ахиллесовой пятой бизнесмена всегда была финансовая сторона дела. Он всегда жил долгами, привлекая огромные инвестиции под свои рискованные проекты. Его потребности в деньгах постоянно опережали его финансовые возможности.
Заплатить за риск пришлось в 1934 году, на излёте мирового экономического кризиса. Кредиторы отказали Ситроену в новых ссудах, а падение спроса на автомобили лишило его возможности выкрутиться за счёт собственных средств.
После нескольких попыток найти источники финансирования Ситроен вынужден был объявить себя банкротом. 60% акций фирмы получил тогда концерн резиновых изделий Michelin. Ситроен не дожил до успеха нового революционного проекта с передним приводом, концепции которого фирма осталась верна по сей день. Он умер в марте 1935 года. Его скоропостижную кончину французские газеты объясняли тремя причинами: «Господин Ситроен умер от неизлечимой болезни. Вполне возможно, что его уход из жизни ускорили обрушившиеся на него финансовые трудности. Возможно, роль в этом сыграла и смерть дочери».
Однако то, что бизнесмен сделал за 20 лет, навсегда увековечило его имя. Оно по-прежнему украшает автомобили, выпускаемые под одной из самых известных мировых марок. «Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения», — говорил Андре Ситроен.

Продолжение следует…

100 лет!

Когда в 1919 году Андре Ситроен выпустил свой первый автомобиль, мог ли он представить, что и через 100 лет автомобили с его именем будут колесить по дорогам всего мира? Так в чём же секрет долголетия Citroën? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к личности создателя бренда.

Андре Ситроен, как никто другой, понимал настроение эпохи и потребности своих современников. Он одним из первых создал концепцию демократичного автомобиля, доступного каждому.

Для него общение с людьми было основным источником вдохновения и идей, которые закладывались в основу технологических разработок. В его команде работали лучшие дизайнеры и инженеры, которые воплощали эти идеи в жизнь.

С момента создания в ДНК Citroën были заложены: комфорт, удовольствие от вождения и безопасность – все это по доступной цене. Эти ценности были актуальны на протяжении всей долгой и насыщенной событиями истории. Они актуальны сегодня и будут актуальны в будущем! Им верна каждая модель бренда, от первого Type A до новейшего кроссовера Citroën C5 Aircross, каждая «автомобильная легенда»: Traction Avant, Type H, DS, 2 CV и CX. Citroën остается верен себе и, чтобы смело идти в будущее, черпает вдохновение в своих клиентах – черпает вдохновение в Вас!

В 1900 году Андре Ситроен успешно использует патент для изготовления шевронных зубчатых передач. Создавая свою автомобилестроительную компанию в 1919 году, он решает сделать шевроны ее символом.

Готовы совершить путешествие сквозь время?

Citroën Origins — это необычный виртуальный музей для тех, кто хочет познакомиться с историей марки и открыть для себя легендарные автомобили Citroën, выпущенные с 1919 года до наших дней: это не только серийные модели, но и спортивные автомобили и концепт-кары. Посидеть в салоне автомобиля ZX Rallye Raid, послушать звук работающего двигателя 2 CV или погрузиться в чтение брошюры Méhari – все это можно сделать на Citroën Origins.
 

Самая большая коллекция в мире!

История марки Citroën разнообразная и захватывающая, она начала свой путь в далеком 1919  году. Музей Citroën в Оне-су-Буа (Aulnay-sous-Bois) под Парижем хранит ее в нетронутом виде. Экспозиция насчитывает более 400 автомобилей, а также множество различных исторических документов и фотографий.

У этого термина существуют и другие значения, см. Ситроен.

Citroën (МФА (фр.): [si.tʁo.ɛn]; Ситроен[2][3]) — французская автомобилестроительная компания, созданная в 1919 году Андре Ситроеном. С 1976 года она стала частью концерна PSA Peugeot Citroën, штаб-квартира находится на улице Fructidor в Париже.

Citroën Traction Avant

Citroën 2 CV

Citroën 2 CV

Citroën DS

Citroën C4

Citroën Elysée

Изначально производитель недорогих автомобилей массового потребления со сравнительно простым дизайном, Citroën в 1934 году выпустил на рынок революционную и очень успешную модель Traction Avant — один из первых переднеприводных автомобилей массового производства (производился до 1957 г.). Другие знаковые модели: Type H (1947—1981, «HY»), 2CV (1948—1990), DS (1955—1975) и CX (1974—1991).

История

Начало

Эйфелева башня служила билбордом Citroën с 1925 по 1934

Первый автомобиль марки Citroën. Type A Torpedo, 1921 год

Первый автомобиль марки Citroën. Type A Torpedo, 1921 год

«Траксьон Аван» с передним приводом, несущим кузовом, гидравлическими тормозами и другими новшествами, 1934—1957

«Траксьон Аван» с передним приводом, несущим кузовом, гидравлическими тормозами и другими новшествами, 1934—1957

Engrenages - 85.488 -.jpg

История Ситроена началась вместе с рождением создателя марки — Андре Ситроена (фр. André-Gustave Citroën), который появился на свет 5 февраля 1878 года. Вопреки желаниям отца, Андре не продолжил семейный бизнес, а занялся тем, что ему нравилось. После окончания политехнического института молодой человек отправился работать в мастерскую по изготовлению деталей для паровозов. Ситроен быстро добился успеха и в 1908 году стал техническим директором завода Mors  (англ.) (рус.. Благодаря улучшению и модернизации производства продажи резко пошли вверх. Во время войны завод переключился на производство необходимой техники, а первый автомобиль изготовил уже после её окончания.

Андре Ситроен производил артиллерийские снаряды для России и Франции во время Первой мировой войны, и после войны у него осталась фабрика, но не было продукта. В 1919 году компания начала выпуск автомобилей. Первую модель, Type A, спроектировал для Андре Ситроена его друг Жюль Саломон (фр. Jules Salomon), главный конструктор Le Zèbre. Type A стоил 7950 франков — для 1919 года сумма смехотворная, но данная модель была первой в Европе, на которой был установлен электрический стартер и свет. Type A развивал скорость 60 км/ч.

Ситроен был прекрасным торговцем — он использовал Эйфелеву башню как самый большой в мире рекламный носитель, как зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. Он также спонсировал экспедиции в Азию (фр. Croisière Jaune, Жёлтый рейд) и Африку (фр. Croisière Noire, Чёрный рейд<span title=»Статья «Croisière noire» в русском разделе отсутствует»>ru</span>fr), призванные продемонстрировать потенциал полугусеничных автомобилей, разработанных совместно с Адольфом Кегрессом, строившим до войны аналогичные машины для Николая II. В экспедициях участвовали учёные и журналисты, что обеспечило огромный успех.

Ориентированная на производство недорогих и неприхотливых машин, компания со второй попытки попадает, что называется, «в яблочко» — выпускает очень простую модель 5CV. Это была 4-цилиндровая малолитражка без передних тормозов, с эллиптическими рессорами спереди и сзади, надёжная и приспособленная к сельским дорогам. В 1921 году Citroën начинает выпуск таксомоторов, а через десять лет почти 90 % авто таксомоторного парка Парижа носят знаменитое имя «Citroën».

В 1924 году Ситроен начал сотрудничать с американским инженером Эдвардом Баддом, который с 1899 года занимался разработкой корпусов для железнодорожных вагонов из нержавеющей стали, в том числе и для Пульмана. Бадд также начал изготавливать стальные кузовы для многих автомобилестроителей, и в 1928 году Citroën впервые применил цельнометаллический кузов в своих автомобилях.

Вскоре конкуренты, всё ещё использовавшие дерево как основной материал в конструкции кузова, вывели на рынок автомобили с новым дизайном. Citroën стал выходить из моды, и компания понесла серьёзные убытки. Пытаясь исправить ситуацию, Citroën разработал революционный Traction Avant, который обладал тремя важными особенностями: цельнометаллический несущий кузов, передний привод и независимая подвеска передних колёс. Кроме того, в 1933 году Citroën выпустил Rosalie — первый в мире серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем, созданным Гарри Рикардо.

Эпоха Мишлен

Citroën Type H

2CV, 1987 год

2CV, 1987 год

DS 23 Pallas

Несмотря на удачное конструктивное решение, «Траксьон Аван» оказался слишком дорог в производстве, что привело к почти полному финансовому краху Citroën. В 1934 году компания за долги отходит к своему крупнейшему кредитору, компании Michelin. К счастью для Michelin, рынок встретил Traction Avant с распростёртыми объятиями.

Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне конструкторы Citroën продолжали свою работу под строжайшим секретом и создавали идеи, которые были позже воплощены в моделях 2CV и DS. После войны фирма Citroën возобновила выпуск старых моделей «Траксьон Аван» — 11CV и 15CV. На одной из последних машин этой серии — 15Н — в 1954 году впервые установили гидропневматическую подвеску, на долгие годы ставшую визитной карточкой Citroën.

В 1948 году на Парижском автосалоне компания представила свой новый автомобиль 2CV, не обладавший ни выдающимся дизайном, ни мощным двигателем (всего 375 см³). Но, будучи весьма недорогим и простым в обслуживании, он на долгие годы завоевал популярность во Франции и во всём мире[источник не указан 1353 дня]. Выпуск 2CV без каких-либо конструктивных изменений продолжался до 1990 года.

В 1955 году Citroën явил миру ещё одну легенду — DS-19 с неординарной внешностью и очень низкой посадкой. Кроме революционного дизайна DS-19 обладал целым рядом технологических инноваций: дисковыми тормозами, усилителем руля и тормозов, гидропневматической подвеской, не только обеспечивающей плавность хода, но и позволявшей приподнимать или опускать кузов автомобиля. А в 1968 году Citroën DS-19 обзавёлся поворотными фарами.

Слияние с Peugeot

Сосуществование двух марок было непростым в течение более чем 20 лет. Обе марки во всем не похожи друг на друга: Peugeot была априори очень консервативной маркой, тогда как Citroën была технологически новаторской, в частности, за счет подвесок и концепций аэродинамики.

Преобразования затронули конструкторский отдел Citroën: одни сотрудники ушли (например, Робер Опрон, дизайнер рестайлинговых DS, Ami 8, SM, GS и CX), другие остались, однако плохо приняли новое руководство[источник не указан 1353 дня], в частности, из-за его стремления к стандартизации. Первые модели вызвали у Citroën сомнения по поводу будущего марки: модель LN (1976) представляла собой кузов 104 Coupé с двигателем Dyane.

Тем не менее, группа PSA была финансово успешной благодаря таким моделям, как GS и CX[источник не указан 1353 дня]. PSA стала развивать существующий модельный ряд: на основе 2CV появились многочисленные ограниченные серии, CX стала оснащаться дизельными двигателями, а GS в 1979 году превратилась в GSA в кузове хэтчбек.

В начале 1980-х годов финансовое положение группы PSA сильно ухудшилось. Компания Peugeot c трудом пережила покупку Chrysler-Europe (бывшей Simca) в 1979 году, а второй нефтяной кризис 1979 года еще больше усугубил положение автопроизводителя[источник не указан 1353 дня].

Скромные успехи

Модель BX (1982) стала продуктом того сложного времени. Она оборудована тем же двигателем, что и 305 Phase II. Такое использование компонентов Peugeot в автомобиле Citroën довольно плохо приняли в конструкторских отделах Citroën, однако выпуск BX не терпел отлагательств, будущее Citroën зависело от BX, точно так же, как будущее Peugeot – от 205. Кроме того, этот период совпал с приходом Жоржа Фальконе к руководству коммерческим отделом в 1980 году и с последующим сотрудничеством с Жаком Сегела. Теперь практически каждый запуск новой модели сопровождался поддержкой какой-либо знаменитости: певца, актера, режиссера или спортсмена. Так, в презентацию модели BX под Эйфелевой Башней в Париже свой вклад внес Жюльен Клерк, а затем и Филипп Лабро.

Ведущая модель линейки не могла оставаться единственной, так как устаревала со временем. На помощь пришли модели AX (1986) и XM (1989).

Запуск XM в 1989 году, замена BX моделями ZX (1991) и Xantia (1993), а также рестайлинг AX в 1992 году ознаменовали начало эры качества Citroën. Однако начало было сложным. Проблемы с электрикой XM (а также 605) объяснялись слишком быстрым запуском, на котором настаивал генеральный директор PSA Жак Клаве; кроме того, c течением времени марка с двумя шевронами перестала выглядеть креативной. Автомобили Citroën становились клонами уже существующих моделей Peugeot: Évasion (первый минивэн марки, 1994), Saxo (1996) и Berlingo (первый многофункциональный автомобиль в истории, 1996) − все эти модели были разработаны на общих с Peugeot платформах. Кроме того, более индивидуальные и широко распространенные модели, такие как ZX или Xsara (1997), оказались слишком скромными с точки зрения стиля[источник не указан 1353 дня].

Возрождение при М. Фольце

Citroën Logo.svg

С приходом к руководству группой PSA Жана-Мартена Фольца сосуществование Peugeot и Citroën более-менее наладилось, концептуальные противоречия сгладились, а сокращение расходов стало производиться не в ущерб стилю. Рестайлинговые C1, C2, C3, C4 и C5 обладают ярко выраженной стилистической индивидуальностью, которую они обрели с подачи Жана-Пьера Плуэ, директора по стилю Citroën и преемника Фламинио Бертони (дизайнера моделей Traction, DS, 2CV, Ami 6), или Робера Опрона (SM, GS, CX). В апреле 2006 года на рынок была выпущена модель C6: она напоминала CX (вогнутое заднее стекло). Минивэны Xsara Picasso, C4 Picasso (5- и 7-местный), а также C3 Picasso оказались успешными и способствовали подъёму престижа марки. Так, в марте 2009 года Citroën завоевала 16,1% французского рынка, что совсем близко к доле Peugeot (16,4%). Этот результат стал лучшим за 35 лет[4].

После сноса в 1983 году старого завода в Париже (XV округ) на берегу Сены (набережная Жавель) на его месте был разбит общественный парк (парк Андре Ситроена), окруженный жилыми домами и непроизводственными зданиями. Исторические заводы Citroën расположены в Оне-су-Буа, Рен-ла-Жанэ и Виго (Испания). В настоящее время автомобили обеих марок производятся на заводах группы PSA Peugeot Citroën.

Период колебаний

В период экономического кризиса 2008 года компания Citroën была вынуждена закрыть производство в Оне-су-Буа, поскольку продажи поползли вниз. Ее направление премиальных автомобилей DS Automobiles оказалось успешным и стало отдельным брендом. Поскольку автомобили Peugeot заняли нишу солидных автомобилей, автомобили Citroën постепенно заняли более необычную нишу полезных технологий, что ознаменовалось запуском модели C4 Cactus[5].

Марка DS Automobile

DS Automobiles[6] − французский производитель премиальных автомобилей, входящий в группу PSA Peugeot Citroën. С 2009 по 2014 год DS представлял собой модельный ряд премиальных автомобилей Citroën, но через пять лет своего существования в июне 2014 года превратился в отдельную марку. Название марки − это дань уважения старой премиальной модели Citroën DS, которая продавалась с 1955 по 1975 год.

Изначально в линейке DS было три модели: (Citroën) DS 3 (городской автомобиль), DS 4 (компактный автомобиль) и DS 5 (кроссовер). В 2014 году марка DS обретает независимость и дополняется моделями DS 5LS (премиальный седан) и DS 6 (кроссовер) для китайского рынка, а затем и моделями DS 5, DS 4 и DS 3, дизайн которых был обновлён в 2015 году.

Европейский автомобиль года

Citroën XM de 1990.

Citroën C4 Picasso (2013).

Ситроен три раза получил премию в номинации Европейский автомобиль года:

  • 1971 – Citroën GS
  • 1975 – Citroën CX
  • 1990 – Citroën XM

Некоторые другие модели Ситроен занимали в этой номинации вторые или третьи места:

  • 1971 – Citroën SM
  • 1988 – Citroën AX
  • 1992 – Citroën ZX
  • 1994 – Citroën Xantia
  • 2003 – Citroën C3
  • 2005 – Citroën C4
  • 2007 – Citroën C4 Picasso

Итальянский автомобиль года

Автомобиля Года «Auto Europa» (Union Italiana Giornalisti Automobile dell’Automotive).

  • 1990 – Citroën XM
  • 1992 – Citroën ZX
  • 1994 – Citroën Xantia
  • 2001 – Citroën Xsara Picasso
  • 2002 – Citroën C5
  • 2003 – Citroën C3
  • 2005 – Citroën C4
  • 2012 – Citroën DS4

Испанский автомобиль года

  • 1974 – Citroën GS
  • 1977 – Citroën CX
  • 1984 – Citroën BX
  • 1988 – Citroën AX
  • 1992 – Citroën ZX
  • 1994 – Citroën Xantia*
  • 2003 – Citroën C3
  • 2004 – Citroën C2
  • 2009 – Citroën C5 (*): Renault Twingo ex aequo

Автоспорт

Citroën ZX Rallye-raid в первоначальном виде раскраски

Ралли-рейд

Пилоты заводской команды Citroën Racing<span title=»Статья «Citroën Racing» в русском разделе отсутствует»>ru</span>fr на спортпрототипах Citroën ZX Rallye-raid четыре раза побеждали в знаменитом ралли-рейде «Дакар». В 1991 году это был финн Ари Ватанен, а в 1994—1996 годах выиграл француз Пьер Лартиг<span title=»Статья «Лартиг, Пьер» в русском разделе отсутствует»>ru</span>fr. Также они пять раз первенствовали в Кубке мира по ралли-рейдам<span title=»Статья «Кубок мира по ралли-рейдам» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en. В 1993—1996 году победил Лартиг, а в 1997 году — Ватанен. Всего на счету этих пилотов, а также финна Тимо Салонена — 38 побед в ралли-рейдах, на модели ZX Rallye Raid[7].

Значимые победы в ралли, до чемпионата мира

Citroën DS, Ралли 1000 озёр, Финляндия, 1956 год

Citroën SM, Ралли Марокко, 1971 год

Год Ралли Победа автомобилей
1959 Монако Ралли Монте-Карло Citroën DS
1961 Франция Тур де Корс Citroën DS
1962 Финляндия Ралли Финляндия Citroën DS
1963 Франция Тур де Корс Citroën DS
1966 Монако Ралли Монте-Карло Citroën DS
1969 Португалия Ралли Португалии Citroën DS
1969 Марокко Ралли Марокко Citroën DS
1970 Марокко Ралли Марокко Citroën DS
1971 Марокко Ралли Марокко Citroën SM
1974 Великобритания Ралли Лондон-Сахара-Мюнхен Кубок мира по Citroën DS

Чемпионат мира по ралли

Citroën 7 раз выигрывал в зачёте производителей чемпионата мира по ралли (2004—2005, 2008—2012). Первый пилот команды Citroën World Rally Team, французский автогонщик Себастьен Лёб (фр. Sébastien Loeb) рекордные 9 раз становился чемпионом мира в личном зачёте на автомобилях Citroën (2004—2012). Всего на автомобилях Citroën Xsara Kit Car, Citroën Xsara WRC, Citroën C4 WRC и Citroën DS3 WRC был выигран 91 этап WRC[8].

  • Себастьен Лёб, Citroën Xsara WRC на трассе Акрополис Ралли, 2005

  • Себастьен Лёб, Citroën C4 WRC, Ралли Монте-Карло 2008

Хосе Мария Лопес пилотирует Citroën C-Elysée WTCC

Чемпионат мира по туринговым гонкам

Команда Citroën World Touring Car Team стала победителем чемпионата мира по туринговым гонкам в 2014, 2015 и 2016 годов, выступая на модели Citroën C-Elysée WTCC. А её ведущий пилот, аргентинец Хосе Мария Лопес (исп. José María López), становился в эти сезоны чемпионом мира в личном зачёте[9].

Концепт-кары

  • Citroën Traction Avant 22 CV
  • Citroën G Van
  • Citroën Prototype C
  • Citroën C-60
  • Citroën Project F
  • Citroën Mini-Zup (1972)
  • Citroën GS Camargue (1972)
  • Citroën 2CV Pop (1973)
  • Citroën Prototype Y
  • Citroën C44 (1980)
  • Citroën Karin (1980)
  • Citroën Xenia (1981)
  • Citroën Eco 2000 (1984)
  • Citroën Eole (1986)
  • Citroën Zabrus (1986)
  • Citroën Activa (1988)
  • Citroën Activa II (1990)
  • Citroen AX14KD(~89-91)
  • Citroen AX14BD(track edition)
  • Citroën Citela (1992)
  • Citroën Xanae (1994)
  • Citroën Osmose
  • Citroën Tulip (1995)
  • Citroën C3 Lumière (1998)
  • Citroën C6 Lignage (1999)
  • Citroën Osée
  • Citroën Démonstrateur Pluriel (1999)
  • Citroën C-Crosser (2001)
  • Citroën C-Airdream (2002)
  • Citroën C-Airlounge (2003)
  • Citroën C-SportLounge (2005)
  • Citroën C-Airplay (2005)
  • Citroën C-Buggy (2006)
  • Citroën C-Métisse (2006)
  • Citroën C-Cactus (2007)
  • GT by Citroën (2008)
  • Citroën Hypnos (2008)
  • Citroën DS Inside (2009)
  • Citroën Revolte 2009 (2009)
  • Citroën DS High Rider (2010)
  • Citroën Metropolis (2010)
  • Citroën Survolt (2010)
  • Citroën Lacoste (2010)
  • Citroën Tubik (2011)
  • Citroen DS Numero 9 (2012)
  • Citroen Cactus (2013)
  • Citroen DS Wild Rubis (2013)
  • Citroën Technospace (2013)
  • Citroën DS Divine (2014)
  • Citroën Aircross (2015)
  • Citroën Cactus M (2015)
  • Citroën CXperience (2016)
  • Citroen C-Aircross (2017)
  • Citroen 19_19 (2019)
  • Citroen Ami One (2019)
  • Citroën C-Métisse

    Citroën C-Métisse

  • Citroën Survolt

    Citroën Survolt

  • Citroen GT

    Citroen GT

  • Citroën Metropolis

    Citroën Metropolis

  • Citroën CXperience

    Citroën CXperience

См. также

Примечания

  1. The Company (англ.) (недоступная ссылка — история). citroen.com. Архивировано 25 марта 2012 года.
  2. Ситроен // Серна — Созерцание. — М. : Советская энциклопедия, 1945. — Стб. 236. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 51).
  3. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. «Citroën вытягивает продажи группы PSA Peugeot Citroën» [архив ]. Le Journal des Finances (1 апреля 2009). (недоступная ссылка)
  5. Филипп Жаке. «Как PSA планирует придать новый импульс Citroën». lemonde.fr (11 апреля 2016). Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано 20 июня 2019 года.
  6. «Практически четверть руководителей CAC 40 пользуются Peugeot 607». Journal du net (2 октября 2008). Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано 20 июня 2019 года.
  7. Dakar Historic book. 1979-2017 (англ.) (PDF). A.S.O.. Дата обращения: 22 октября 2020. Архивировано 14 октября 2020 года.
  8. Citroën World Rally Team (англ.). ФИА. Дата обращения: 22 октября 2020. Архивировано 24 октября 2020 года.
  9. CITROËN TOTAL WTCC (англ.). ФИА. Дата обращения: 22 октября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.

Литература

  • Долматовский Ю. А. Знакомые и незнакомые. Рассказы об автомобилях. — М.:Детская литература, 1976

Ссылки

  • citroen.ru — официальный сайт Citroën
  • Старые концепт-кары Citroën, OldConceptCars.com.
  • «W.C.E - Citroën Evolution (1919-2018)» (англ.) на YouTube


Эта страница в последний раз была отредактирована 23 февраля 2023 в 17:33.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется название лекарств
  • Как пишется название кофе
  • Как пишется название конфет
  • Как пишется название компании
  • Как пишется название кафедры