Цели: вспомнить правописание не с прилагательными и глаголами; познакомить с правилом написания не с причастиями; формировать умение грамотно писать не с причастиями.
Личностные УУД. Принятие ответственности за оценивание чужого труда. Познавательные УУД. Извлечение и структурирование информации. Осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог.
Ход уроков
I. Объяснительный диктант. Учащиеся выходят к доске по очереди и записывают по 2—3 словосочетания.
■ Нелепый поступок; надеть некрасивый плащ; необычная сила; мои недоразумения; весьма нерешительный шаг; движения неторопливы; не весёлый, а вдумчивый человек; дело не спорится; не замалчивать недостатки; не мог не прийти; некто из провинции; никто не явился; несколько великоват; необходимость переменить разговор; нельзя не заметить; не рад подарку; не склонен сомневаться.
Учитель отдельно подчёркивает, что прилагательные не рад, не склонен (подобно прилагательным не должен, не обязан, не готов, не расположен) пишутся с не раздельно.
II. Освоение нового материала. Опираясь на материал § 26, ученики составляют таблицу “Написание не с причастиями”.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 153. Выполняется устно. Учитель напоминает, что краткую форму страдательного причастия (не вывезены — что сделаны?) нужно отличать от глаголов прошедшего времени (не вывезли — что сделали?, суффикс —л— в слове и в вопросе). Упр. 154. Комментированное письмо. Упр. 156 (1-й вариант — запись предложений 1—3; 2-й вариант — предложений 4—6). Упр. 158. Устный разбор; запись в тетрадях.
2. Дополнение к основному правилу. Учитель сообщает, что не с причастиями пишется раздельно при наличии сочетаний отнюдь не, вовсе не, далеко не. Например: Человек, вовсе не умеющий плавать, не должен отходить от берега далеко. Я пришёл в школу совсем не подготовленный. Ученики записывают предложения в тетради.
Записывают свои предложения с двумя любыми словосочетаниями.
IV. Диктант с взаимопроверкой. Без образца. Проверяющий ученик подписывается. Учитель выставляет две оценки: за написание диктанта и за проверку.
■ Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он дальюнепроторённых дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сарафане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)
V. Тестовые задания.
1. В каких вариантах не пишется раздельно?
а) (не)поражение, а успех
б) очень (не)красивый
в) вовсе (не)горячий
г) (не)законченная книга
2. В каких вариантах не пишется слитно?
а) очень (не)дальновидный
б) (не)прибранная комната
в) совсем (не)ласковый
г) (не)оказанная вовремя помощь
3. В каких вариантах не пишется раздельно?
а) повесть (не)написана
б) (не)терпеливый, а вспыльчивый
в) (не)активный, зато отзывчивый
г) нигде (не)выступающий
4. В каких вариантах не пишется слитно?
а) (не)прекращающийся дождь
б) (не)решённый директором вопрос
в) (не)превзойдённый оратор
г) никем (не)превзойдённый
VI. Домашнее задание: Урок 41. § 26. Упр. 155. Урок 42. Упр. 157. Повторить правила написания не с разными частями речи, подготовить 4—6 вопросов на эту тему.
Задание на сегодня:
1) Выучить
правило § 26
2) Выполнить письменно упр.160
3) Выписать
в тетрадь и выучить словарные слова (акварель,
аквариум, акваланг, выровненный, прекратить, претензия, претендовать)
4) Выполнить
тест
Тестовые задания
1.
В каких вариантах не пишется раздельно?
а) (не) поражение, а успех
б)
очень (не) красивый
в)
вовсе (не) горячий
г)
(не) законченная книга
2.
В каких вариантах не пишется слитно?
а)
очень (не) дальновидный
б)
(не) прибранная комната
в)
совсем (не) ласковый
г)
(не) оказанная вовремя помощь
3.
В каких вариантах не пишется раздельно?
а)
повесть (не) написана
б)
(не) терпеливый, а вспыльчивый
в)
(не) активный, зато отзывчивый
г)
нигде (не) выступающий
4.
В каких вариантах не пишется слитно?
а)
(не) прекращающийся дождь
б)
(не) решённый директором вопрос
в)
(не) превзойдённый оратор
г)
никем (не) превзойдённый
- В каких вариантах не пишется слитно?
А) очень (не) дальновидный; б) (не)прибранная комната; в)совсем (не)ласковый;
Г) (не) оказанная вовремя помощь
2. В каких вариантах не пишется раздельно?
А) (не) поражение, а успех; б) очень (не) красивый;
В) вовсе (не) горячий; д) (не) законченная книга
3. В каких вариантах не пишется раздельно?
А) повесть (не) написана; б) (не)терпеливый, а вспыльчивый;
В) (не)активный, зато отзывчивый; г) нигде (не) выступающий;
4. В каких вариантах не пишется слитно?
А) не)прекращающийся дождь; б) (не)решённый директором вопрос;
В) (не)превзойдённый оратор; г)никем (не)превзойдённый
1В каких вариантах не пишется слитно?
А) очень (не) дальновидный; б) (не)прибранная комната;
в)совсем (не)ласковый; Г) (не) оказанная вовремя помощь
2. В каких вариантах не пишется раздельно?
А) (не) поражение, а успех; б) очень (не) красивый;
В) вовсе (не) горячий; д) (не) законченная книга
3. В каких вариантах не пишется раздельно?
А) повесть (не) написана; б) (не)терпеливый, а вспыльчивый;
В) (не)активный, зато отзывчивый; г) нигде (не) выступающий;
4. В каких вариантах не пишется слитно?
А) не)прекращающийся дождь; б) (не)решённый директором вопрос;
В) (не)превзойдённый оратор; г)никем (не)превзойдённый
3.Раскройте скобки, обьясните орфограмму: (Не)везенне преследовало меня (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью. Ученье-красота, а (не)ученье-слепота С (не)правдой весь свет обойдешь, а назад (не) воротиш,ся Воля губит, а (не)воля изводит.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Тема:
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Цели:
вспомнить правописание не с
прилагательными
и
глаголами; познакомить с правилом написания не с
причастиями;
формировать умение грамотно писать не
с
причастиями.
УУД
Личностные: развитие
познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного
языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
Регулятивные:
формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их
реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую
ситуацию, организация действий самоконтроля.
Познавательные: формировать
умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения
слова, формирование умений писать не с причастиями.
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической
речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые
результаты:
Личностные: ориентация
в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса
к изучению родного языка.
Метапредметные: развитие
навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного
мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте.
Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный
материал, формирование умения выражать свои мысли.
Предметные: отработка
навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного
правописания не с причастиями.
Урок
«открытия» нового знания
1.
Организационный
момент
2.
Актуализация
знаний
Учитель
предлагает учащимся задание: слова ,записанные на доске, распределить на 3
группы в зависимости от того, является ли НЕ приставкой, частью корня,
частицей.
(НЕ)прочитать
(НЕ)настье
(НЕ)законченное,
а начатое собрание
(НЕ)друг,
а враг
(НЕ)правда
(
НЕ) прекращающийся весь день
(НЕ)глупый
Ученики
выполняют
задание: повторяют изучение орфограммы, распределяют слова на группы в
зависимости от условий слитного/раздельного написания НЕ с именами
существительными, прилагательными и глаголами
-Написание каких слов (написание
НЕ с этими словами) вызвало у вас затруднение?
-Какова
же тема нашего урока?
Выявление места и причины
затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и
причины затруднения.
Предлагает слова (сочетания слов)
для разбивки на две колонки (причастия, написанные с НЕ слитно, и причастия
написанные с НЕ раздельно).
Создает проблемную ситуацию.
НЕНАВИДЯЩИЙ
НЕ СКОШЕНЫ
НЕПРОСОХШАЯ ТРАВА
НЕ ПРОСОХШАЯ ЗА НОЧЬ ТРАВА
НЕ ВЫДУМАННЫЙ, А НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ
Задает вопросы:
-В чем вы видите затруднение?
Почему?
-Какова же цель сегодняшнего
урока?
Записывают слова (сочетания слов),
распределяя их в две колонки.
Читают примеры написания НЕ с
причастиями и приходят в затруднение.
В результате наблюдения приходят к
выводу, что известный способ действия не подходит.
Формулируют цели урока.
Познавательные: анализ объектов с целого
выделения признаков (, самостоятельная формулировка цели урока
Регулятивные: фиксация затруднения,
саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет
разных мнений
Построение проекта выхода из
затруднения.
Цель: постановка цели учебной
деятельности, выбор способа и средств реализации.
Предлагает выявить условия
слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Задает проблемные вопросы.
Составляют план построения нового
знания, определяют средства.
Наблюдают, анализируют, строят
алгоритм рассуждения.
Слитно или раздельно?
1.смотрю: употребляется ли
причастие без НЕ (не употребляется – слитно)
2. употребляется без НЕ
Определяю: полное или краткое
причастие (краткое – раздельно)
3. полное причастие.
Смотрю: есть ли противопоставление
(есть – раздельно)
4. Нет противопоставления.
Смотрю: есть ли зависимые слова.
(есть – раздельно, нет – слитно)
Регулятивные:
Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей
Познавательные :
Решение проблем, самостоятельное создание
способов ее решения , построение логической цепи рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
Сотрудничество в поиске и выборе
информации, умение договариваться и приходить к общему решению; построение
монологического высказывания
Реализация построенного проекта. Цель :построение и фиксация нового знания.
Предлагает зафиксировать новое
знание в речи и знаково.
Предлагает прочитать правило в
учебнике
Фиксируют новое знание в речи
(проговаривают).
Составляют схему, графически
обозначают орфограмму (фиксируют знаково).
Знакомятся с правилом в учебнике.
Разрешают затруднение, возникшие
при работе с текстом на этапе актуализации.
Упр. 154, 155
Познавательные: использование
знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для
решения задач ;построение речевого высказывания в устной форме .
Коммуникативные: построение монологического
высказывания , выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование
собственного мнения , аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет
разных мнений
Регулятивные: оценка правильности выполнения
действий , внесение необходимых корректив в действие.
Личностные
Диагностическая пауза( этап
физической разрядки)
Цель: сменить вид деятельности.
Игра. Зачитывает сочетания слов,
где встречаются причастия с НЕ.
При слитном написании – хлопаем в
ладоши, при раздельном написании – топаем ногами.
при слитном написании – хлопают в
ладоши, при раздельном написании – топают ногами.
Личностные: установка на здоровый образ
жизни и ее реализация на уроке.
Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых
заданиях.
Предлагает выполнить задание из
учебника
Выполняют упражнение, комментируя
изученную орфограмму (прием комментированного письма). Речевое проговаривание.
Познавательные: анализ объектов с целью
выделения признаков
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой
и точностью, адекватное использование речевых средств для решения
коммуникативных задач
Регулятивное: учет правила в планировании
и контроле способа решения, выполнение учебных действий в материализованной,
громкоречевой и умственной форме
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка, умение применять
новые знания в типовых условиях.
Предлагает выполнить задание
записанное на доске. Графически объясните написание:
Для знающего мир светел, для
(НЕ)знающего –темен.
1. (НЕ)знающий меры будет горевать в
богатстве.
Выполняют задание. Осуществляют
проверку, сравнивая с эталоном.
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации
.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной
задачи , планирование своих действий , выполнение учебных действий .
Личностные: способность самооценки своих
действий ,
Включение в систему знаний и
повторение.
Цель: включение нового знания в систему
знаний, повторение и закрепление изученного.
Предлагает выполнить задание :
добавить к причастиям зависимые слова, с получившимися словосочетаниями
составить 5-6 предложений, обозначить причастные обороты.
Выполняют творческое задание.
Графически обозначают причастные обороты. Повторяют и закрепляют ранее
изученное.
Взаимопроверка в парах.
Познавательные: повторение речевого высказывания ,
умение систематизировать материал, изученный ранее.
Регулятивные: планирование своих действий
в соответствии с поставленной задачей, осуществление пошагового и итогового
контроля , оценка правильности выполнения действия
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли
в письменной форме, умение задавать/отвечать на вопросы.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его
результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового
знания.
Организует рефлексию.
Уточняет, достиг ли цели каждый.
Задает вопросы:
1. Что было трудным?
2. Что вызвало интерес?
3. Стоило ли вам сегодня приходить на
урок русского языка?
Домашнее задание упр. 156, 158
Тестовые
задания.
1.
В каких вариантах не пишется раздельно?
а)
(не)поражение, а успех б) очень (не)красивый
в)
вовсе (не)горячий г) (не)законченная книга
2.
В каких вариантах не пишется слитно?
а)
очень (не)дальновидный
б)
(не)прибранная комната в) совсем (не)ласковый
г)
(не)оказанная вовремя помощь
3.
В каких вариантах не пишется раздельно?
а)
повесть (не)написана
б)
(не)терпеливый, а вспыльчивый
в)
(не)активный, зато отзывчивый
г)
нигде (не)выступающий
4.
В каких вариантах не пишется слитно?
а)
(не)прекращающийся дождь
б)
(не)решённый директором вопрос
в)
(не)превзойдённый оратор
г) никем
(не)превзойдённый
Как правильно пишется слово: «неудача» или «не удача»? Как правильно писать слово: «неудача» или «не удача»? Какая часть речи слово неудача? Пример предложения со словом неудача? Если в предложении с именем существительным «неудача» нет выраженных или подразумевающихся противопоставлений, усилителей отрицания и семантики высказывания об удаче, то раздельное написание окажется неудачей. _ Вопрос интересен тем, что в русском языке слова «неудача» и «(не) удача» частотно равноправны. Сложно сказать, об удаче или о неудаче мы пишем чаще. Поэтому рассуждать можно так: Ориентируйтесь на две подсказки: На общее правило, по которому пишется с «не» любое существительное: И на логику предложения. Например:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Rogneda 5 лет назад Неудача или не удача? Оба написания слова возможны в зависимости от контекста. Если в предложении содержится утверждение, констатация какого-факта, то слово «неудача» пишется слитно, например: Эта неудача не сломила его боевой дух. Существительное «неудача» можно заменить синонимом без приставки не-: провал, ошибка. Слово не удача пишется раздельно в предложении, содержащем отрицание, которое подчеркивается противопоставлением, во-первых, во-вторых, наличием слов отнюдь, вовсе, далеко, в-третьих, присутствием в контексте отрицательных местоимений и наречий. Сравним: Эта не удача, а казалось бы полный провал, только закалила его дух. Не огорчайся, это вовсе (отнюдь, далеко) не удача. Нисколько это не удача. Согласись, это ничуть не удача. Искатель приключений 5 лет назад Добрый день. Слово «(не)удача» вы можете писать слитно и раздельно. Слово отвечает на вопрос «что» и является существительным, для которого выполняются следующие условия: 1) «Не удача» пишется раздельно, когда есть противопоставление или слова усиливающие отрицание. 2) «Неудача» пишем слитно, когда этих условий нет. Пример. Меня постигла в этом деле неудача. Урания 2 года назад Если в предложении с «(не)удачей» нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание, то можно смело писать это существительное с «не» вместе – «неудача». Вот примеры предложений:
Когда в предложении есть противопоставление или слова, усиливающие отрицание, такие как «вовсе», «совсем», «отнюдь», – тогда будем писать с «не» раздельно – «не удача». То есть, в данном случае отрицается сам факт удачи, и ему противопоставляется, констатируется или подразумевается нечто другое. Примеры предложений:
Для верного выбора написания слова стоит рассматривать его в предложении. В русском языке есть слово «удача», как и «неудача». Поэтому это не тот случай, когда слово без «не» не употребляется. Мы пишем слово «неудача», когда говорим о неком плохом стечении обстоятельств, неутешительном исходе. Например: Его уже много лет проследовала неудача. Неудача может послужить неплохим стимулом. В случае противопоставления чего-либо слову «удача», мы отдельно пишем его, отдельно — отрицательную частицу «не». Например: Это не везение и не удача, это просто хорошая подготовка. Не удача, а холодный расчет позволил ему победить. Бархатные лапки 5 месяцев назад В данном случае можно писать, как слитно так и раздельно. Чаще всего слово «неудача» пишется слитно. Приведем несколько таких примеров: «Неудача лишь подстегнула Виктора, он решил, что все равно добьется успеха». «Неудача не может не огорчать, но все же нужно не опускать руки, а двигаться вперед». «Неудача — это не повод для расстройства, нужно с оптимизмом смотреть в будущее». Но бывают и случаи, когда это слово пишется раздельно, в таких предложениях, как правило есть противопоставление. Давайте приведем пример такого предложения: «Не удача, а везение помогло Татьяне занять первое место на конкурсе». Ольга1177 5 лет назад Возможны оба варианта написания.
Надо учитывать, что противопоставление может быть не выражено лексически, но подразумеваться исходя из смысла контекста. Например: Это не удача. Разве можно назвать удачей такой результат? андрей4100 5 лет назад Данное слово отвечает на вопрос (что?) является существительным и пишется по разному: -если в предложение имеется противопоставление, не удача следует писать раздельно: Например: Это была не удача,а простое везение; Это была отнюдь не удача. В остальных случаях слово неудача следует писать слитно. Например:Меня замучили эти неудачи;Это была просто неудача. Знаете ответ? |
Русский язык
Как пишется слитно или раздельно слова:
(Не)приятель
(Не)успех
(Не)воля
(Не успех,а провал
(Не)храбрец,а трус
(Не)смелость,а робость
(Не)заяц,(не)волк,(не)книга,(не)скрипка
Попроси больше объяснений
Следить
Отметить нарушение
Автор: Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость:
Всё что смогла неволя; неуспех, а провал; не храбрец, а трус; не смелость, а робкось; не заяц; не волк; не книга; не скрипка
Пожаловаться
Гость:
неприятель
неуспех
неволя
неуспех,а провал
не храбрец ,а трус
не смелость,а робость
не заяц,не волк,не книга,не скрипка.
Пожаловаться
Правописание НЕ с различными частями речи
Общие правила
Не пишется раздельно при простом отрицании, при слитном написании образуется новое слово.
Не пишется всегда слитно со словами, которые без не не употребляются: невидимка, непоседа, неряха, невежественный, небрежный, нелепый, непобедимый, ненавидеть, негодовать, нездоровиться, нельзя, невтерпёж, невдомёк и др.
Исключение: не поздоровиться, не преминуть, не обессудь(те).
Не пишется всегда раздельно, если относится ко всему словосочетанию, а также с предложно-падежными сочетаниями, со словами с дефисным написанием и с именами собственными: не скорость света, не сотрудник института, не красная линия, язык не восточнославянской подгруппы, не на столе, не по пути, не светло-розовый, не кисло-сладкий, не по-дружески, не по-твоему, не Римский-Корсаков, не Улан-Удэ.
Не с существительными |
|||
Слитно |
Раздельно |
||
1. Если существительное с не— можно заменить синонимом без не— |
Он говорит неправду (ложь); Ему свойственна несдержанность (вспыльчивость) |
1. В конструкции, содержащей противопоставление с союзом а (реже но) |
не успех, а провал; не друг, а враг В подобных конструкциях союз а может отсутствовать: а) Его интересовало не богатство – его интересовала слава; б) Он мне не друг – соперник; в) В его словах чувствовалась не искренность, напротив, отчуждённость. |
2. Если перед существительным с не— стоит определение или предлог |
мой недруг, сплошная неправда, редкая неорганизованность, без неудач |
2. Со словами, усиливающими отрицание: ничуть не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, никакой не и т. п. |
Причиной победы была отнюдь не решительность; Это нисколько не успех; Он никакой не специалист |
3. Если существительное с не— не является антонимом этого же существительного без не— |
непогода («дождь» или «снег»), недостаток («изъян»), неловкость («стеснение, смущение») |
3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни |
Ни апельсины, ни яблоки не овощи. |
4. Если существительное с не— обозначает непринадлежность к данной группе лиц или предметов |
неспециалист, нерусский, немосквичи, нелитераторы (На вечере поэзии было много нелитераторов), неметаллы |
4. В конструкциях едва ли не, разве не, чуть ли не |
едва ли не случайность, чуть ли не известность |
5. В приставке недо— |
недочёт, недоедание, недовес, недооценка |
Не с прилагательными *Условия написания применимы к полным и кратким формам прилагательных. **Слитное написание не возможно только с качественными прилагательными. |
|||
Слитно |
Раздельно |
||
1. Если прилагательное с не— можно заменить синонимом без не— |
Он целый день ходит невесёлый (грустный) и недовольный (раздражённый). Возле дома росли невысокие (низкие) деревца. Ученик зачеркнул неправильные (ошибочные) варианты ответов в тесте. |
1.В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но) |
не длинный, а короткий; не зависимый, но свободный В подобных конструкциях союз а может отсутствовать: не видный глазу — заметный сердцу; не дорог подарок — дорого внимание. |
Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: речка неглубокая, а быстрая; задача несложная, но замысловатая. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и прилагательное с не— можно заменить синонимом без не— (речка мелкая, а быстрая; задача простая, но замысловатая). |
|||
2. Если при прилагательном с не— есть наречия со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др. |
очень недоверчивый, весьма невысокий, чрезвычайно необычный |
2. Если при прилагательном с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никакой не, никуда не, ничем не и т. п. |
вовсе не близкий, далеко не вкусный, отнюдь не горячий, ничуть не полезный, нисколько не ровный, ни к чему не способный, никуда не годный |
Примечание. В сочетании с наречиями совершенно, абсолютно, весьма прилагательные пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Мы отобрали совершенно («полностью, весьма») неспелую ягоду; б) раздельно при усилении отрицания: Мы увидели, что ягода совершенно («совсем, вовсе») не спелая. При усилении утверждения возможна замена прилагательного с не— синонимом без не-: Мы отобрали совершенно зелёную ягоду. В случае усиления отрицания в предложении возможно противопоставление: Мы увидели, что ягода совершенно не спелая, а, наоборот, зелёная. |
|||
3. Если при форме сравнительной степени имени прилагательного есть зависимые слова, усиливающие признак |
ещё некрасивее, намного нерешительнее, гораздо невоспитаннее, чуть-чуть неприятнее, капельку неопрятнее |
3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни …: |
не доступный ни новичкам, ни профессионалам; не выгодный ни покупателю, ни продавцу. |
Примечание к пп. 2 и 3. Никакие другие зависимые слова не являются причиной раздельного написания прилагательных с не-: неизвестный мне фильм, неполезный детям напиток, небыстрая на этом участке река, недоволен результатами. |
|||
4. Если прилагательное с не— не является антонимом этого же прилагательного без не— |
недалёкий («глупый»), неважный («низкого качества») |
4. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы |
не должен, не рад, не горазд, не надобен. |
5. Если прилагательное с не— обозначает непринадлежность к данной группе характеризующих признаков |
непищевые добавки, нетехнические специальности |
5. В конструкциях едва ли не, только не, разве не, чуть ли не |
чуть ли не одинаковые |
6. В приставках недо— и небез— (небес-) |
недозрелый («не совсем зрелый»), недоразвитый («не вполне развитый»), небезызвестный («довольно известный»), небесполезный («довольно полезный») |
Не с причастиями |
|||
Слитно |
Раздельно |
||
Для полных и кратких форм причастий |
1. Всегда с краткими формами причастий |
не крашен, не читан |
|
1. В причастиях с приставкой недо— со значением неполноты действия (здесь отсутствует отрицание) |
недошитый (недошит), недокрашенный (недокрашен), недополученный (недополучен) |
||
Только для полных форм причастий |
|||
2. Если при причастии с не— нет зависимых слов и противопоставления. |
некрашеный забор, невысказанные мысли, незакрытая дверь, неунывающие путешественники |
2. Если при причастиях с не— есть зависимые слова, в том числе усиливающие отрицание (отнюдь не, вовсе не, нисколько не, никем не и др.) |
не покрашенный в синий цвет забор, не высказанные писателем мысли, не разложенные по местам вещи, отнюдь не смущённый докладчик, вовсе не повысившаяся температура |
3. Если при причастии есть слова, усиливающие признак: весьма, очень, крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др |
весьма необдуманное решение; явно незавершённый проект |
3. В конструкциях с противопоставлением |
не пересоленный суп, а приготовленный правильно; не тканое полотно, а валяное |
Не с глаголами |
|||
Слитно |
Раздельно |
||
Глагольные формы с приставкой недо-, имеющей значение неполноты действия (здесь отсутствует отрицание) |
недошить, недосолить, недополучили, недоедая |
Все остальные формы глаголов (за исключением причастий, рассматриваемых особо) пишутся с не раздельно |
не был, не встречаю, не приходи, не читал бы, не интересуясь |
Примечание. В случае отрицания действия не с указанными глаголами пишется раздельно: взялся дошить, но не дошил; хотел допить, но не допил; попросили его досолить, но он не досолил. |
Примечание. Слитно пишутся предлоги и союзы, перешедшие из разряда деепричастий: невзирая на, несмотря на; а также наречие немедля |
Не с наречиями на -о (-е) и со словами категории состояния |
|||
Слитно |
Раздельно |
||
1. Если наречие с не— можно заменить синонимом без не— |
Он поступил нехорошо («плохо»). До дома оказалось неблизко («далеко»). |
1. В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но). В подобных конструкциях союз а может отсутствовать |
отрезать не длинно, а коротко; жить не зависимо, но свободно; решить задачу можно не просто, а очень просто; не видно глазу — заметно сердцу |
Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: мастер сделал вещь недорого, но качественно; ехал небыстро, а приехал вовремя. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и наречие с не— можно заменить синонимом без не— (сделал дёшево, но качественно; ехал медленно, а приехал вовремя). |
|||
2. Если при наречии с не— есть слова со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др. |
очень недоверчиво, весьма невысоко, чрезвычайно необычно |
2. Если при наречии с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе, далеко, отнюдь, ничуть не, нисколько, никакой, никуда и т. п. |
вовсе не близко, далеко не вкусно, отнюдь не горячо, ничуть не полезнее |
Примечание. В сочетании со словами совершенно, абсолютно, совсем наречия пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Доводы звучали совсем («полностью, весьма») неутешительно; б) раздельно при усилении отрицания: Доводы звучали совсем («вовсе») не утешительно. В значении утверждения возможна замена наречия с не— синонимом без не-: Доводы звучали совсем безотрадно. При отрицании в предложении возможно противопоставление: Доводы звучали совсем не утешительно, а пессимистично. |
|||
3. Если при форме сравнительной степени наречия есть зависимые слова, усиливающие признак |
ещё некрасивее, намного нерешительнее, чуть-чуть неприятнее |
3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни … |
не далеко ни до центра, ни до окраины; не выгодно ни покупателю, ни продавцу |
4. Если наречие с не— не является антонимом этого же наре чия без не— |
чувствовал себя неловко («стеснённо»). |
||
5. В приставках недо— и небез— (небес-) |
недовыполнено («не совсем выполнено»), небесполезно («довольно полезно») |
Подробнее: Немыкина И. В. Русский язык (школьный курс): учебно-методическое пособие.