Как пишется не поражение а успех

Цели: вспомнить правописание не с прилагательными и глаголами; познакомить с правилом написания не с причастиями; формировать умение грамотно писать не с причастиями.

Личностные УУД. Принятие ответственности за оценивание чужого труда. Познавательные УУД. Извлечение и структурирование информации. Осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог.

Ход уроков

I. Объяснительный диктант. Учащиеся выходят к доске по очереди и записывают по 2—3 словосочетания.

■ Нелепый поступок; надеть некрасивый плащ; необычная сила; мои недоразумения; весьма нерешительный шаг; движения неторопливы; не весёлый, а вдумчивый человек; дело не спорится; не замалчивать недостатки; не мог не прийти; некто из провинции; никто не явился; несколько великоват; необходимость переменить разговор; нельзя не заметить; не рад подарку; не склонен сомневаться.

Учитель отдельно подчёркивает, что прилагательные не рад, не склонен (подобно прилагательным не должен, не обязан, не готов, не расположен) пишутся с не раздельно.

II. Освоение нового материала. Опираясь на материал § 26, ученики составляют таблицу “Написание не с причастиями”.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 153. Выполняется устно. Учитель напоминает, что краткую форму страдательного причастия (не вывезены — что сделаны?) нужно отличать от глаголов прошедшего времени (не вывезли — что сделали?, суффикс —л— в слове и в вопросе). Упр. 154. Комментированное письмо. Упр. 156 (1-й вариант — запись предложений 1—3; 2-й вариант — предложений 4—6). Упр. 158. Устный разбор; запись в тетрадях.

2. Дополнение к основному правилу. Учитель сообщает, что не с причастиями пишется раздельно при наличии сочетаний отнюдь не, вовсе не, далеко не. Например: Человек, вовсе не умеющий плавать, не должен отходить от берега далеко. Я пришёл в школу совсем не подготовленный. Ученики записывают предложения в тетради.

Записывают свои предложения с двумя любыми словосочетаниями.

IV. Диктант с взаимопроверкой. Без образца. Проверяющий ученик подписывается. Учитель выставляет две оценки: за написание диктанта и за проверку.

■ Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он дальюнепроторённых дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сарафане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

V. Тестовые задания.

1. В каких вариантах не пишется раздельно?

а) (не)поражение, а успех

б) очень (не)красивый

в) вовсе (не)горячий

г) (не)законченная книга

2. В каких вариантах не пишется слитно?

а) очень (не)дальновидный

б) (не)прибранная комната

в) совсем (не)ласковый

г) (не)оказанная вовремя помощь

3. В каких вариантах не пишется раздельно?

а) повесть (не)написана

б) (не)терпеливый, а вспыльчивый

в) (не)активный, зато отзывчивый

г) нигде (не)выступающий

4. В каких вариантах не пишется слитно?

а) (не)прекращающийся дождь

б) (не)решённый директором вопрос

в) (не)превзойдённый оратор

г) никем (не)превзойдённый

VI. Домашнее задание: Урок 41. § 26. Упр. 155. Урок 42. Упр. 157. Повторить правила написания не с разными частями речи, подготовить 4—6 вопросов на эту тему.

 Задание на сегодня:

1)   Выучить
правило §  26

2)   Выполнить письменно упр.160

3)   Выписать
в тетрадь и выучить  словарные слова (акварель,
аквариум, акваланг, выровненный, прекратить, претензия, претендовать)

4)   Выполнить
тест

Тестовые задания

1.
В каких вариантах не пишется раздельно?

а)  (не) поражение, а успех     

б)
очень (не) красивый

в)
вовсе (не) горячий   

г)
(не) законченная книга

2.
В каких вариантах не пишется слитно?

а)
очень (не) дальновидный

б)
(не) прибранная комната

в)
совсем (не) ласковый

г)
(не) оказанная вовремя помощь
Хочу такой сайт

3.
В каких вариантах не пишется раздельно?

а)
повесть (не) написана

б)
(не) терпеливый, а вспыльчивый

в)
(не) активный, зато отзывчивый

г)
нигде (не) выступающий

4.
В каких вариантах не пишется слитно?

а)
(не) прекращающийся дождь

б)
(не) решённый директором вопрос

в)
(не) превзойдённый оратор

г)
никем (не) превзойдённый

  1. В каких вариантах не пишется слитно?

А) очень (не) дальновидный;   б) (не)прибранная комната;     в)совсем (не)ласковый;

Г) (не) оказанная вовремя помощь

2. В каких вариантах не пишется раздельно?

А) (не) поражение, а успех;     б) очень (не) красивый;

В) вовсе (не) горячий;                д) (не) законченная книга

3. В каких вариантах не пишется раздельно?

А) повесть (не) написана;                б) (не)терпеливый, а вспыльчивый;

В) (не)активный, зато отзывчивый;   г) нигде (не) выступающий;

4. В каких вариантах не пишется слитно?

А) не)прекращающийся дождь;   б)    (не)решённый директором вопрос;      

В) (не)превзойдённый оратор;         г)никем (не)превзойдённый

1В каких вариантах не пишется слитно?

А) очень (не) дальновидный;        б) (не)прибранная комната;    

 в)совсем (не)ласковый;                Г) (не) оказанная вовремя помощь

2. В каких вариантах не пишется раздельно?

А) (не) поражение, а успех;     б) очень (не) красивый;

В) вовсе (не) горячий;              д) (не) законченная книга

3. В каких вариантах не пишется раздельно?

А) повесть (не) написана;               б) (не)терпеливый, а вспыльчивый;

В) (не)активный, зато отзывчивый;   г) нигде (не) выступающий;

4. В каких вариантах не пишется слитно?

А) не)прекращающийся дождь;        б) (не)решённый директором вопрос;      

В) (не)превзойдённый оратор;         г)никем (не)превзойдённый

sergeevasofia31

3.Раскройте скобки, обьясните орфограмму: (Не)везенне преследовало меня (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью. Ученье-красота, а (не)ученье-слепота С (не)правдой весь свет обойдешь, а назад (не) воротиш,ся Воля губит, а (не)воля изводит.​

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Тема:
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Цели:
вспомнить правописание
не с
прилагательными

и
глаголами; познакомить с правилом написания
не с

причастиями;
формировать умение грамотно писать
не

с
причастиями.

УУД

Личностные: развитие
познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного
языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные:
формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их
реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую
ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать
умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения
слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные: умение
выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической
речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые
результаты:

Личностные: ориентация
в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса
к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие
навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного
мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте.
Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный
материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: отработка
навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного
правописания не с причастиями.

Урок
«открытия» нового знания

1.   
Организационный
момент

2.   
Актуализация
знаний

Учитель
предлагает учащимся задание: слова ,записанные на доске, распределить на 3
группы в зависимости от того, является ли НЕ приставкой, частью корня,
частицей.

(НЕ)прочитать

(НЕ)настье

(НЕ)законченное,
а начатое собрание

(НЕ)друг,
а враг

(НЕ)правда

(
НЕ) прекращающийся весь день

(НЕ)глупый

Ученики
выполняют
задание: повторяют изучение орфограммы, распределяют слова на группы в
зависимости от условий слитного/раздельного написания НЕ с именами
существительными, прилагательными и глаголами

-Написание каких слов (написание
НЕ с этими словами) вызвало у вас затруднение?

-Какова
же тема нашего урока?

Выявление места и причины
затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и
причины затруднения.

Предлагает слова (сочетания слов)
для разбивки на две колонки (причастия, написанные с НЕ слитно, и причастия
написанные с НЕ раздельно).

Создает проблемную ситуацию.

НЕНАВИДЯЩИЙ

НЕ СКОШЕНЫ

НЕПРОСОХШАЯ ТРАВА

НЕ ПРОСОХШАЯ ЗА НОЧЬ ТРАВА

НЕ ВЫДУМАННЫЙ, А НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ

Задает вопросы:

-В чем вы видите затруднение?
Почему?

-Какова же цель сегодняшнего
урока?

Записывают слова (сочетания слов),
распределяя их в две колонки.

Читают примеры написания НЕ с
причастиями и приходят в затруднение.

В результате наблюдения приходят к
выводу, что известный способ действия не подходит.

Формулируют цели урока.

Познавательные: анализ объектов с целого
выделения признаков (, самостоятельная формулировка цели урока

Регулятивные: фиксация затруднения,
саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет
разных мнений

Построение проекта выхода из
затруднения.

Цель: постановка цели учебной
деятельности, выбор способа и средств реализации.

Предлагает выявить условия
слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Задает проблемные вопросы.

Составляют план построения нового
знания, определяют средства.

Наблюдают, анализируют, строят
алгоритм рассуждения.

Слитно или раздельно?

1.смотрю: употребляется ли
причастие без НЕ (не употребляется – слитно)

2. употребляется без НЕ

Определяю: полное или краткое
причастие (краткое – раздельно)

3. полное причастие.

Смотрю: есть ли противопоставление

(есть – раздельно)

4. Нет противопоставления.

Смотрю: есть ли зависимые слова.

(есть – раздельно, нет – слитно)

Регулятивные:

Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей

Познавательные :

Решение проблем, самостоятельное создание
способов ее решения , построение логической цепи рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске и выборе
информации, умение договариваться и приходить к общему решению; построение
монологического высказывания

Реализация построенного проекта. Цель :построение и фиксация нового знания.

Предлагает зафиксировать новое
знание в речи и знаково.

Предлагает прочитать правило в
учебнике

Фиксируют новое знание в речи
(проговаривают).

Составляют схему, графически
обозначают орфограмму (фиксируют знаково).

Знакомятся с правилом в учебнике.

Разрешают затруднение, возникшие
при работе с текстом на этапе актуализации.

Упр. 154, 155

Познавательные: использование
знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для
решения задач ;построение речевого высказывания в устной форме .

Коммуникативные: построение монологического
высказывания , выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование
собственного мнения , аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет
разных мнений

Регулятивные: оценка правильности выполнения
действий , внесение необходимых корректив в действие.

Личностные

Диагностическая пауза( этап
физической разрядки)

Цель: сменить вид деятельности.

Игра. Зачитывает сочетания слов,
где встречаются причастия с НЕ.

При слитном написании – хлопаем в
ладоши, при раздельном написании – топаем ногами.

при слитном написании – хлопают в
ладоши, при раздельном написании – топают ногами.

Личностные: установка на здоровый образ
жизни и ее реализация на уроке.

Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых
заданиях.

Предлагает выполнить задание из
учебника

Выполняют упражнение, комментируя
изученную орфограмму (прием комментированного письма). Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью
выделения признаков

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой
и точностью, адекватное использование речевых средств для решения
коммуникативных задач

Регулятивное: учет правила в планировании
и контроле способа решения, выполнение учебных действий в материализованной,
громкоречевой и умственной форме

Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка, умение применять
новые знания в типовых условиях.

Предлагает выполнить задание
записанное на доске. Графически объясните написание:

Для знающего мир светел, для
(НЕ)знающего –темен.

1.  (НЕ)знающий меры будет горевать в
богатстве.

Выполняют задание. Осуществляют
проверку, сравнивая с эталоном.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации
.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной
задачи , планирование своих действий , выполнение учебных действий .

Личностные: способность самооценки своих
действий ,

Включение в систему знаний и
повторение.

Цель: включение нового знания в систему
знаний, повторение и закрепление изученного.

Предлагает выполнить задание :
добавить к причастиям зависимые слова, с получившимися словосочетаниями
составить 5-6 предложений, обозначить причастные обороты.

Выполняют творческое задание.
Графически обозначают причастные обороты. Повторяют и закрепляют ранее
изученное.

Взаимопроверка в парах.

Познавательные: повторение речевого высказывания ,
умение систематизировать материал, изученный ранее.

Регулятивные: планирование своих действий
в соответствии с поставленной задачей, осуществление пошагового и итогового
контроля , оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли
в письменной форме, умение задавать/отвечать на вопросы.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его
результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового
знания.

Организует рефлексию.

Уточняет, достиг ли цели каждый.

Задает вопросы:

1.  Что было трудным?

2.  Что вызвало интерес?

3.  Стоило ли вам сегодня приходить на
урок русского языка?


Домашнее задание упр. 156, 158

Тестовые
задания.

1.
В каких вариантах
не пишется раздельно?

а)
(не)поражение, а успех б) очень (не)красивый

в)
вовсе (не)горячий г) (не)законченная книга

2.
В каких вариантах
не пишется слитно?

а)
очень (не)дальновидный

б)
(не)прибранная комната в) совсем (не)ласковый

г)
(не)оказанная вовремя помощь

3.
В каких вариантах
не пишется раздельно?

а)
повесть (не)написана

б)
(не)терпеливый, а вспыльчивый

в)
(не)активный, зато отзывчивый

г)
нигде (не)выступающий

4.
В каких вариантах
не пишется слитно?

а)
(не)прекращающийся дождь

б)
(не)решённый директором вопрос

в)
(не)превзойдённый оратор

г) никем
(не)превзойдённый

Как правильно пишется слово: «неудача» или «не удача»?

Как правильно писать слово: «неудача» или «не удача»?

Какая часть речи слово неудача?

Пример предложения со словом неудача?

Если в предложении с именем существительным «неудача» нет выраженных или подразумевающихся противопоставлений, усилителей отрицания и семантики высказывания об удаче, то раздельное написание окажется неудачей.

_

Вопрос интересен тем, что в русском языке слова «неудача» и «(не) удача» частотно равноправны. Сложно сказать, об удаче или о неудаче мы пишем чаще. Поэтому рассуждать можно так:

Ориентируйтесь на две подсказки:

На общее правило, по которому пишется с «не» любое существительное:

Не успех а провал как пишется слитно или раздельно

И на логику предложения.

Например:

  • «Неудача есть неудача, Порфирий, умей пережить её».
  • «Не удача тебе, Матрёна, улыбнулась, а беда на порог пришла».
  • «Не удача это, нет, не удача».

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Rogne­da
[406K]

5 лет назад

Неудача или не удача?

Оба написания слова возможны в зависимости от контекста.

Если в предложении содержится утверждение, констатация какого-факта, то слово «неудача» пишется слитно, например:

Эта неудача не сломила его боевой дух.

Существительное «неудача» можно заменить синонимом без приставки не-:

провал, ошибка.

Слово не удача пишется раздельно в предложении, содержащем отрицание, которое подчеркивается противопоставлением, во-первых,

во-вторых, наличием слов отнюдь, вовсе, далеко,

в-третьих, присутствием в контексте отрицательных местоимений и наречий.

Сравним:

Эта не удача, а казалось бы полный провал, только закалила его дух.

Не огорчайся, это вовсе (отнюдь, далеко) не удача.

Нисколько это не удача.

Согласись, это ничуть не удача.

Искат­ель прикл­ючени­й
[100K]

5 лет назад

Добрый день. Слово «(не)удача» вы можете писать слитно и раздельно.

Слово отвечает на вопрос «что» и является существительным, для которого выполняются следующие условия:

1) «Не удача» пишется раздельно, когда есть противопоставление или слова усиливающие отрицание.

2) «Неудача» пишем слитно, когда этих условий нет.

Пример.

Меня постигла в этом деле неудача.

Урани­я
[125K]

2 года назад

Если в предложении с «(не)удачей» нет противопоставления или слов, усиливающих отрицание, то можно смело писать это существительное с «не» вместе – «неудача».

Вот примеры предложений:

  • То, что встреча в назначенное время не состоялась – это большая неудача для нас обоих.
  • Неудача состоит уже в том, что ты просто оказалась не на том месте и не в то время.

Когда в предложении есть противопоставление или слова, усиливающие отрицание, такие как «вовсе», «совсем», «отнюдь», – тогда будем писать с «не» раздельно – «не удача». То есть, в данном случае отрицается сам факт удачи, и ему противопоставляется, констатируется или подразумевается нечто другое.

Примеры предложений:

  • На самом деле, это вовсе не удача, что ты поменяла место работы.
  • Я тебя предупреждала, что это в конечно итоге обернется не удачей, а непростительной ошибкой.

Для верного выбора написания слова стоит рассматривать его в предложении. В русском языке есть слово «удача», как и «неудача». Поэтому это не тот случай, когда слово без «не» не употребляется.


Мы пишем слово «неудача», когда говорим о неком плохом стечении обстоятельств, неутешительном исходе.

Например:

Его уже много лет проследовала неудача.

Неудача может послужить неплохим стимулом.


В случае противопоставления чего-либо слову «удача», мы отдельно пишем его, отдельно — отрицательную частицу «не».

Например:

Это не везение и не удача, это просто хорошая подготовка.

Не удача, а холодный расчет позволил ему победить.

Барха­тные лапки
[347K]

5 месяцев назад

В данном случае можно писать, как слитно так и раздельно.

Чаще всего слово «неудача» пишется слитно.

Приведем несколько таких примеров:

«Неудача лишь подстегнула Виктора, он решил, что все равно добьется успеха».

«Неудача не может не огорчать, но все же нужно не опускать руки, а двигаться вперед».

«Неудача — это не повод для расстройства, нужно с оптимизмом смотреть в будущее».

Но бывают и случаи, когда это слово пишется раздельно, в таких предложениях, как правило есть противопоставление.

Давайте приведем пример такого предложения:

«Не удача, а везение помогло Татьяне занять первое место на конкурсе».

Ольга­1177
[102K]

5 лет назад

Возможны оба варианта написания.

  1. Неудача (слитно с НЕ). В данном случае это существительное будет синонимично другому слову или обороту без НЕ: ошибка, сбой, провал и др.
  2. Не удача. Раздельное написание нужно тогда, когда есть противопоставление с союзом а. Например: Это не удача, а настоящий провал.

Надо учитывать, что противопоставление может быть не выражено лексически, но подразумеваться исходя из смысла контекста. Например:

Это не удача. Разве можно назвать удачей такой результат?

андре­й4100
[63.8K]

5 лет назад

Данное слово отвечает на вопрос (что?) является существительным и пишется по разному:

-если в предложение имеется противопоставление, не удача следует писать раздельно:

Например: Это была не удача,а простое везение; Это была отнюдь не удача.

В остальных случаях слово неудача следует писать слитно.

Например:Меня замучили эти неудачи;Это была просто неудача.

Знаете ответ?

Не успех а провал как пишется слитно или раздельно

Русский язык

Как пишется слитно или раздельно слова:
(Не)приятель
(Не)успех
(Не)воля
(Не успех,а провал
(Не)храбрец,а трус
(Не)смелость,а робость
(Не)заяц,(не)волк,(не)книга,(не)скрипка

Попроси больше объяснений

Следить

Отметить нарушение

Автор: Гость

Ответ(ы) на вопрос:

Не успех а провал как пишется слитно или раздельноГость:

Всё что смогла неволя; неуспех, а провал; не храбрец, а трус; не смелость, а робкось; не заяц; не волк; не книга; не скрипка

Пожаловаться

Не успех а провал как пишется слитно или раздельноГость:

неприятель
неуспех
неволя
неуспех,а провал
не храбрец ,а трус
не смелость,а робость
не заяц,не волк,не книга,не скрипка.

Пожаловаться

Правописание НЕ с различными частями речи

Общие правила

Не пишется раздельно при простом отрицании, при слитном написании образуется новое слово.

Не пишется всегда слитно со словами, которые без не не употребляются: невидимка, непоседа, неряха, невежественный, небрежный, нелепый, непобедимый, ненавидеть, негодовать, нездоровиться, нельзя, невтерпёж, невдомёк и др.

Исключение: не поздоровиться, не преминуть, не обессудь(те).

Не пишется всегда раздельно, если относится ко всему словосочетанию, а также с предложно-падежными сочетаниями, со словами с дефисным написанием и с именами собственными: не скорость света, не сотрудник института, не красная линия, язык не восточнославянской подгруппы, не на столе, не по пути, не светло-розовый, не кисло-сладкий, не по-дружески, не по-твоему, не Римский-Корсаков, не Улан-Удэ.

Не с существительными

Слитно

Раздельно

1. Если существительное с не— можно заменить синонимом без не

Он говорит неправду (ложь); Ему свойственна несдержанность (вспыльчивость)

1. В конструкции, содержащей противопоставление с союзом а (реже но)

не успех, а провал;

не друг, а враг

В подобных конструкциях союз а может отсутствовать:

а) Его интересовало не богатство – его интересовала слава; б) Он мне не друг – соперник;

в) В его словах чувствовалась не искренность, напротив, отчуждённость.

2. Если перед существительным с не— стоит определение или предлог

мой недруг, сплошная неправда, редкая неорганизованность, без неудач

2. Со словами, усиливающими отрицание: ничуть не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, никакой не и т. п.

Причиной победы была отнюдь не решительность; Это нисколько не успех; Он никакой не специалист

3. Если существительное с не— не является антонимом этого же существительного без не

непогода («дождь» или «снег»), недостаток («изъян»), неловкость («стеснение, смущение»)

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни

Ни апельсины, ни яблоки не овощи.

4. Если существительное с не— обозначает непринадлежность к данной группе лиц или предметов

неспециалист, нерусский, немосквичи, нелитераторы (На вечере поэзии было много нелитераторов), неметаллы

4. В конструкциях едва ли не, разве не, чуть ли не

едва ли не случайность, чуть ли не известность

5. В приставке недо

недочёт, недоедание, недовес, недооценка

 

Не с прилагательными

*Условия написания применимы к полным и кратким формам прилагательных.

**Слитное написание не возможно только с качественными прилагательными.

Слитно

Раздельно

1. Если прилагательное с не— можно заменить синонимом без не

Он целый день ходит невесёлый (грустный) и недовольный (раздражённый).

Возле дома росли невысокие (низкие) деревца.

Ученик зачеркнул неправильные (ошибочные) варианты ответов в тесте.

1.В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но)

не длинный, а короткий;

не зависимый, но свободный

В подобных конструкциях союз а может отсутствовать: не видный глазу — заметный сердцу; не дорог подарок — дорого внимание.

Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: речка неглубокая, а быстрая; задача несложная, но замысловатая. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и прилагательное с не— можно заменить синонимом без не— (речка мелкая, а быстрая; задача простая, но замысловатая).

2. Если при прилагательном с не— есть наречия со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др.

очень недоверчивый, весьма невысокий, чрезвычайно необычный

2. Если при прилагательном с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никакой не, никуда не, ничем не и т. п.

вовсе не близкий, далеко не вкусный, отнюдь не горячий, ничуть не полезный, нисколько не ровный, ни к чему не способный, никуда не годный

Примечание. В сочетании с наречиями совершенно, абсолютно, весьма прилагательные пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Мы отобрали совершенно («полностью, весьма») неспелую ягоду; б) раздельно при усилении отрицания: Мы увидели, что ягода совершенно («совсем, вовсе») не спелая.

При усилении утверждения возможна замена прилагательного с не— синонимом без не-: Мы отобрали совершенно зелёную ягоду. В случае усиления отрицания в предложении возможно противопоставление: Мы увидели, что ягода совершенно не спелая, а, наоборот, зелёная.

3. Если при форме сравнительной степени имени прилагательного есть зависимые слова, усиливающие признак

ещё некрасивее, намного нерешительнее, гораздо невоспитаннее, чуть-чуть неприятнее, капельку неопрятнее

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни …:

не доступный ни новичкам, ни профессионалам; не выгодный ни покупателю, ни продавцу.

Примечание к пп. 2 и 3. Никакие другие зависимые слова не являются причиной раздельного написания прилагательных с не-: неизвестный мне фильм, неполезный детям напиток, небыстрая на этом участке река, недоволен результатами.

4. Если прилагательное с не— не является антонимом этого же прилагательного без не

недалёкий («глупый»), неважный («низкого качества»)

4. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы

не должен, не рад, не горазд, не надобен.

5. Если прилагательное с не— обозначает непринадлежность к данной группе характеризующих признаков

непищевые добавки, нетехнические специальности

5. В конструкциях едва ли не, только не, разве не, чуть ли не

чуть ли не одинаковые

6. В приставках недо— и небез— (небес-)

недозрелый («не совсем зрелый»), недоразвитый («не вполне развитый»), небезызвестный («довольно известный»), небесполезный («довольно полезный»)

 

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

Для полных и кратких форм причастий

1. Всегда с краткими формами причастий

не крашен, не читан

1. В причастиях с приставкой недо— со значением неполноты действия (здесь отсутствует отрицание)

недошитый (недошит), недокрашенный (недокрашен), недополученный (недополучен)

Только для полных форм причастий

2. Если при причастии с не— нет зависимых слов и противопоставления.

некрашеный забор, невысказанные мысли, незакрытая дверь, неунывающие путешественники

2. Если при причастиях с не— есть зависимые слова, в том числе усиливающие отрицание (отнюдь не, вовсе не, нисколько не, никем не и др.)

не покрашенный в синий цвет забор, не высказанные писателем мысли, не разложенные по местам вещи, отнюдь не смущённый докладчик, вовсе не повысившаяся температура

3. Если при причастии есть слова, усиливающие признак: весьма, очень, крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др

весьма необдуманное решение;

явно незавершённый проект

3. В конструкциях с противопоставлением

не пересоленный суп, а приготовленный правильно; не тканое полотно, а валяное

Не с глаголами

Слитно

Раздельно

Глагольные формы с приставкой недо-, имеющей значение неполноты действия (здесь отсутствует отрицание)

недошить,

недосолить,

недополучили,

недоедая

Все остальные формы глаголов (за исключением причастий, рассматриваемых особо) пишутся с не раздельно

не был, не встречаю, не приходи, не читал бы, не интересуясь

Примечание. В случае отрицания действия не с указанными глаголами пишется раздельно: взялся дошить, но не дошил; хотел допить, но не допил; попросили его досолить, но он не досолил.

Примечание. Слитно пишутся предлоги и союзы, перешедшие из разряда деепричастий: невзирая на, несмотря на; а также наречие немедля

Не с наречиями на (-е) и со словами категории состояния

Слитно

Раздельно

1. Если наречие с не— можно заменить синонимом без не

Он поступил нехорошо («плохо»).

До дома оказалось неблизко («далеко»).

1. В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но). В подобных конструкциях союз а может отсутствовать

отрезать не длинно, а коротко;

жить не зависимо, но свободно;

решить задачу можно не просто, а очень просто;

не видно глазу — заметно сердцу

Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: мастер сделал вещь недорого, но качественно; ехал небыстро, а приехал вовремя. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и наречие с не— можно заменить синонимом без не— (сделал дёшево, но качественно; ехал медленно, а приехал вовремя).

2. Если при наречии с не— есть слова со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др.

очень недоверчиво,

весьма невысоко,

чрезвычайно необычно

2. Если при наречии с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе, далеко, отнюдь, ничуть не, нисколько, никакой, никуда и т. п.

вовсе не близко,

далеко не вкусно,

отнюдь не горячо,

ничуть не полезнее

Примечание. В сочетании со словами совершенно, абсолютно, совсем наречия пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Доводы звучали совсем («полностью, весьма») неутешительно; б) раздельно при усилении отрицания: Доводы звучали совсем («вовсе») не утешительно.

В значении утверждения возможна замена наречия с не— синонимом без не-: Доводы звучали совсем безотрадно. При отрицании в предложении возможно противопоставление: Доводы звучали совсем не утешительно, а пессимистично.

3. Если при форме сравнительной степени наречия есть зависимые слова, усиливающие признак

ещё некрасивее, намного нерешительнее, чуть-чуть неприятнее

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни …

не далеко ни до центра, ни до окраины; не выгодно ни покупателю, ни продавцу

4. Если наречие с не— не является антонимом этого же наре чия без не

чувствовал себя неловко («стеснённо»).

 

5. В приставках недо— и небез— (небес-)

недовыполнено («не совсем выполнено»), небесполезно («довольно полезно»)

 

Подробнее: Немыкина И. В. Русский язык (школьный курс): учебно-методическое пособие.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как пишется не понимаю вместе или
  • Как пишется не помню или непомню
  • Как пишется не пользуясь успехом
  • Как пишется не получится слитно или
  • Как пишется не получается зайти