Нематериальная мотивация персонала: примеры стимуляции сотрудников
Содержание
У многих компаний существует проблема текучки кадров. Из-за этого тратятся колоссальные ресурсы на постоянный поиск подходящих кандидатов, их тестирование, собеседование, адаптацию, планирование карьеры и развития. Несмотря на это, значительная часть персонала не задерживается надолго в компании и покидает её.
Согласно статистике, около 60% сотрудников увольняются непосредственно из-за финансовой части мотивации. Но есть ещё примерно 40% тех, кто расстаются с работодателями по совершенно иным причинам. Как правило, это происходит из-за несоответствия ценностей кандидатов и элементов, из которых состоит нематериальная часть мотивации персонала, либо в связи с её полным отсутствием. Здесь нематериальная мотивация – это способ исправить эту ситуацию.
Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch
Узнать подробнее
Деньги — это далеко не единственное, что побуждает людей эффективно трудиться. Существует ряд важных факторов за пределами финансов.
Чтобы разработать и внедрить действительно эффективную систему мотивации сотрудников, необходимо использовать различные элементы, которые будут помогать вовлекать людей с совершенно разными архетипами, стилями мышления и метапрограммами. Крупные компании уделяют разработке системы нематериальной мотивации много времени, средств и сил.
Материальная мотивация персонала
К материальной части мотивации сотрудников относятся финансовые составляющие, такие как:
- Заработная плата;
- Премии;
- Денежные бонусы;
- “Белый” соцпакет.
Пример сотрудников с ярко выраженной материальной мотивацией — sales-менеджеры, или менеджеры по продажам. Что ими движет в работе и как обучить сильного продажника, читайте в статье.
В соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, в основе находятся факторы, связанные с безопасностью и физиологической жизнедеятельностью. Так или иначе они удовлетворяются при помощи денежных средств.
Усиление материальной мотивации обычно даёт быстрый ощутимый, но весьма краткосрочный эффект прироста производительности сотрудников. Чаще всего материальные стимулов невозможно использовать постоянно.
Помимо этих потребностей существует ещё огромный пласт, состоящий из ряда уровней, которые остаются неудовлетворёнными, если система мотивации сотрудников не содержит в себе соответствующих элементов.
Что такое нематериальная мотивация персонала
Данный блок системы мотивации состоит из комплекса стимулов, которые не являются непосредственно денежными. Как правило, они создают условия для удовлетворения высших уровней потребностей в общении, уважении, признании, саморазвитии, творческой реализации.
Успешные компании часто формируют материальную составляющую системы мотивации ощутимо ниже среднерыночных показателей, но значительно усиливают нематериальную часть. Именно такой подход позволяет им привлекать релевантных кандидатов и повышать лояльность действующих сотрудников.
Люди вовлечены в долгосрочные трудовые отношения с работодателем. Они разделяют миссию и ценности компании. Векторы их целей совпадают с корпоративными. Поэтому нематериальная мотивация персонала – это инструмент для стимулирования сотрудников не через денежные вознаграждения, а с помощью удовлетворения их социальных потребностей.
Цели нематериальной мотивации персонала
Система нематериальной мотивации персонала направлена на повышение эффективности работы компании. Как уже было сказано выше, нематериальное стимулирование призвано повысить лояльность сотрудников, вовлекать их в долгосрочные отношения. Именно благодаря этому руководству удается достичь нескольких целей:
- Увеличить доход от бизнеса. Логика такая: менеджеры мотивированы, а значит, лучше работают;
- Развитие сотрудников, раскрытие их потенциала, новых навыков и умений, а вместе с ним повышение квалификации. В результате компания становится сильнее, выделяется на фоне конкурентов;
- Нематериальное стимулирование также создает благоприятную атмосферу на работе. Тогда сотрудникам хочется поскорее в офис, а продуктивность вырастет в разы.
Методы нематериальной мотивации, в отличие от материальной в виде повышения зарплаты, работают исключительно на сплочение коллектива.
Классификация видов нематериальной мотивации персонала
Виды нематериальной стимуляции сотрудников можно условно разделить на четыре типа:
Психологическая мотивация
Эту составляющую следует использовать в первую очередь. Фактически каждый человек в той или иной степени имеет потребность в общении с другими людьми.
Качество коммуникаций непосредственно зависит от доброжелательного климата в команде, который должен быть сбалансирован, учитывая все психотипы и интересы сотрудников коллектива.
В данном виде нематериальной мотивации крайне важную роль играет личность и имидж лидера, уровень доверия и лояльности ему лично. Организация и проведение различных корпоративных мероприятий также относятся к виду психологической мотивации.
Социальная мотивация
К данному типу можно отнести медицинское страхование, планирование карьеры, личное и профессиональное развитие. Также можно повышать самооценку сотрудников, учитывая их мнение при принятии решений и позволяя им брать на себя приемлемо допустимую ответственность. Важно делегировать полномочия, мотивировать их пробовать себя в управлении и развивать соответствующие компетенции.
Моральная мотивация
Этот вид стимулирования основан на потребности людей в уважении и признании. Наиболее значимыми формами являются публичная похвала, признание заслуг и достижений. Это делается в различных формах: от устной до размещения на доске почёта или корпоративном портале.
Организационная мотивация
К данному типу относятся административно-хозяйственные меры, создающие комфортные условия труда и отдыха для сотрудников.
Как правило, это проявляется в обустройстве рабочих мест, зон отдыха и питания. В некоторых компаниях существуют специальные службы, которые решают личные бытовые вопросы сотрудников, чтобы они могли лучше концентрироваться на работе и не отвлекаться.
Предложения от наших партнеров
Способы нематериальной мотивации персонала
Рассмотрим эффективные способы нематериальной мотивации персонала, которые приносят результат. Зачастую для их исполнения требуется совсем немного усилий. По сути, это готовые примеры нематериальной мотивации, которые можно взять на вооружение.
Персональная публичная похвала
Проводите совещание, летучку или мероприятие внутри офиса? Это отличная возможность похвалить сотрудника за выдающиеся достижения. Так вы покажете не только хороший пример, но и мотивируете вашу «звезду» продолжать в том же духе. Так руководитель поддерживает желание работать, говорит, что его труд важен. Методы нематериальной мотивации подразумевают психологический «апгрейд» работников.
Соревнования
Формирует и укрепляет здоровую конкуренцию. Не абстрактный, а конкретный приз стимулирует сотрудников за него побороться, а значит, усерднее работать. Однако важно не превращать конкурс в условные «голодные игры» – участники должны иметь равные шансы на победы и не поссориться.
Карьерная лестница и перспективы
Вспомним пирамиду Маслоу. Признание и авторитет – это одна из потребностей. И это дает карьерный рост, за счет чего менеджер удовлетворяет эти нужды. Предлагайте перспективу продвижения по карьерной лестнице – это поможет удержать и стимулировать амбициозных сотрудников, которые есть в каждом бизнесе.
Повышение квалификации
Проведение специальных курсов, тренингов, семинаров – этим вы не только повысите профессиональные навыки сотрудников, но и покажите, что заинтересованы в их развитии. Обучение – это один из популярных и в то же время крайне полезных способов увеличить продуктивность менеджеров.
Поздравление со значимыми датами
Это может быть как день рождения, так и государственный праздник, например 8 марта и 23 февраля. Сотруднику будет приятно, когда о нем помнят и поздравляют с днем рождения. Пожелания с похвалой – это мощное нематериальное стимулирование, которое никого не оставляет равнодушным.
Комфорт и атмосфера
На первый взгляд, кажется, что превращение кабинетов в светлые и просторные офисы как в Google потребует много вложений. И это действительно так. Однако иногда достаточно создать небольшую зону отдыха, поставить там кофемашину или поставить настольный футбол. Отталкивайтесь от того, что необходимо персоналу каждый день.
Поддержание корпоративного духа
Корпоративные мероприятия, вечеринки, тимбилдинг – это повышает командный дух, создает неформальную обстановку. Благодаря этому сотрудники и целые отделы чувствуют себя одной командой, нечто большим, чем просто соседи по офисным столам. А значит, появляются доверие и взаимопомощь. Это нематериальное стимулирование полезно всей компании.
Гибкий график
Безусловно, есть задачи, которые требуют постоянного присутствия на рабочем месте. Однако если некоторые сотрудники «простаивают» зря, это вредит рабочей обстановке. Дайте возможность сотрудникам гибко настроить график, например, работать из дома, когда им это удобно. Или решать оттуда задачи, для которых достаточно общения в режиме онлайн.
Дополнительные выходные дни
Отдел справился прекрасно справился с большей и сложней задачей или побил рекорды продаж? Тогда подарите им выходной день. Так без финансовых затрат руководитель отблагодарит персонал и даст время на передышку. Таким образом методы нематериальной мотивации могут брать на себя и менеджерские функции.
Свобода действий
Если сотрудник говорит, что эту задачу ему будет удобнее решить не по шаблону, то предоставьте свободу действий. Споры о ходе решения задачи непродуктивны и отнимают время. Но требуйте результат, ведь это – главное для руководителя и всего бизнеса.
Используйте эти инструменты нематериальной мотивации, чтобы повысить эффективность и сотрудники чувствовали себя полезными компании.
Примеры нематериальной мотивации персонала:
- По итогам работы самый лучший сотрудник получает акцию корпорации;
- На квартальных или ежемесячных собраниях руководители рассказывают о выдающихся сотрудниках вместе с его достижениями. Например, Иван Иванов добился рекордного показателя среднего чека, за что получает минуту славы и признания.
Внедрение системы нематериальной мотивации
Нематериальные способы мотивации персонала не возникают на пустом месте. Их следует сначала внедрить, а затем использовать. Это происходит в несколько этапов:
- Определение цели внедрения – они должны соответствовать задачам, миссиям и функциям компании;
- Выяснить мотивацию сотрудников, какие у них стимулы для работы. В этом поможет анкетирование;
- Определиться со способами нематериальной мотивации сотрудников – что из приведенного списка выше реализуемо, а что потребует дополнительных затрат;
- Разработка системы: выявление критериев успешной работы, например, по KPI;
- Ознакомить сотрудников с системой нематериальной мотивации и протестировать несколько способов.
Когда нематериальная мотивация неэффективна
Нематериальное стимулирование персонала неэффективна тогда, когда после внедрения нет отдачи. Например, работники не стали лучше справляться с задачами, а отношения в коллективе совсем разладились. В большинстве случаев это связано с тем, что нематериальные методы мотивации персонала работают неправильно. А это происходит из-за:
- Некорректного исследования стимулов сотрудников;
- Выбранная нематериальная мотивация сотрудников не подходит компании;
- Нематериальное стимулирование персонала устарело: компания выросла и банально не нуждается в устоявшихся методах.
Повышение эффективности материальной мотивации
Нематериальное стимулирование – это не один раз внедрить, успокоиться и ждать, когда все заживут счастливо. Чтобы повысить продуктивность нематериальных методов мотивации персонала, регулярно проводите опросы работников. Так вы узнаете, что их волнует, чем недовольны и что привлекает в компании. И сравните ответы с аналогичными периодами. В связке с этим повышается и эффективность материальной мотивации. Например, премия за перевыполнение плана вместе с похвалой, бесплатным кофе – это уже работа мечты.
Не зацикливайтесь на одном способе нематериальной мотивации сотрудников, а комбинируете их, обязательно пробуйте что-то новое. Используйте систему нематериальной мотивации сотрудников, чтобы исполнители хотели работать в компании как можно дольше. Нематериальная мотивация персонала – это залог процветания компании, которая не может существовать без сплоченной команды. Возьмите на заметку примеры нематериальной мотивации, приведенные выше.
Сквозная аналитика Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
- Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Узнать подробнее
#База знаний
- 12 янв 2022
-
0
Публичная похвала, обеды за счёт компании… Разбираем одну из самых популярных HR-концепций.
Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.
Нематериальная мотивация — система методов для повышения эффективности работы сотрудников без их прямого денежного поощрения. Простыми словами: это любые методы поощрения, когда вы не доплачиваете сотрудникам за работу или не выписываете премии.
Вопреки названию, поощрение может быть вещественным и влияющим на финансовое состояние сотрудников. Примеры такого поощрения — бесплатные обеды или абонементы в фитнес-клуб.
Менеджмент может применять нематериальную мотивацию не только для того, чтобы наградить сотрудников. Её используют для укрепления корпоративного духа, повышения лояльности работников, улучшения условий труда и поддержания здоровой атмосферы в коллективе.
Изобретены десятки способов поощрения сотрудников без прямых выплат, и компания может придумать собственные. Чтобы показать их разнообразие, перечислим некоторые популярные виды мотивации:
- право на отдых на работе;
- бесплатное питание;
- обучение за счёт компании;
- смена названий должностей и отделов на более благозвучные;
- публичное признание заслуг;
- доверительные беседы с руководством;
- внутрикорпоративные традиции.
Источники предлагают разные классификации таких методов. Чаще всего их делят на группы на основании потребностей сотрудников, которые с помощью этих методов закрывают. Например, вот такую классификацию предлагают в OkoCRM:
- Психологическая мотивация. Закрывает потребность в общении, работает на улучшение климата в коллективе. Может включать в себя корпоративные мероприятия и онбординг персонала. О нём мы подробно рассказываем в этой статье.
- Социальная. Стандартный метод этого вида мотивации — расширенный соцпакет для сотрудников. Отвечает на потребности в медицине, страховании, развитии.
- Моральная. Закрывает потребность в признании и уважении окружающих. К её способам относятся, например, публичная похвала, звание «сотрудник месяца».
- Организационная. Это создание комфортных условий для работы. К организационной мотивации относят обустройство комнат отдыха, закупку новой оргтехники или модификацию производственной линии.
Какие методы нематериальной мотивации важнее для сотрудников? Согласно исследованию Hays, на первом месте — возможность профессионального развития. На втором — положительное отношение руководителя, на третьем — возможность выполнять разноплановые интересные задачи.
Ещё одна популярная форма нематериальной мотивации — геймификация. Вот здесь можно посмотреть нашу подборку кейсов, когда в бизнесе используют игры.
Google занимает шестое место в рейтинге «лучших мест для работы» в США по версии Glassdoor. Холдинг Alphabet, владеющий корпорацией Google, занимает шестое место в рейтинге лучших работодателей мира в списке Forbes. Компанию признают лучшей в том числе благодаря развитой системе нематериальной мотивации.
Вот что рассказывает о нематериальной мотивации в Google издание Netpeak Journal:
- Компания закрывает базовые потребности сотрудников. Их бесплатно кормят, а в офисе есть все условия для полноценной жизни: душевые, раздевалки, шкафчики для вещей и даже места для сна.
- В Google свободный график. Сотрудники сами выбирают, чем им заняться: поработать, пойти в бар на территории офиса или поспать пару часов. В компании считают, что так люди работают продуктивнее, потому что могут отдыхать, когда это необходимо.
Кроме того, компания оплачивает сотрудникам массаж, покрывает 90% медицинской страховки и предоставляет увеличенный отпуск по беременности, а дополнительно даёт отдых длиной в шесть недель и молодым отцам.
Каждому сотруднику позволяют высказывать своё мнение: проводят опросы, в ходе которых узнают идеи работников или позволяют им рассказать о проблемах с менеджерами. По пятницам проходят форумы, на которых руководство отвечает на 20 самых распространённых на прошедшей неделе вопросов. В офисах нет дресс-кода, а рабочее пространство обустраивают так, чтобы в нём было приятно находиться.
С 2020 года Google дополнительно выплачивает до 2500 долларов по студенческим ссудам сотрудников, предоставляя им возможность для развития. Эти и другие методы нематериальной мотивации делают работу в компании престижной, а сама корпорация может привлекать лучших специалистов и предъявлять высокие требования к соискателям.
Что ещё почитать в Skillbox Media об управлении персоналом
Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.
Участвовать
Научитесь: Excel + Google Таблицы с нуля до PRO
Узнать больше
1. Общая цель
Объединение сотрудником одним стремлением или общей целью творит чудеса. Если правильно сформировать общий интерес, доход станет не таким интересным, гораздо важнее достижение цели. По такому принципу работают современные стартапы. Люди сплачиваются вокруг одной идеи – изменить мир и делают уникальные продукты.
Не имеет большого значения, что вы поставите в качестве цели, важно, чтобы она заряжала людей и давала стимул.
Нематериальная мотивация начинается именно отсюда: с миссии компании.
2. Наставничество
Это сложно назвать прямой нематериальной мотивацией, но все же это стимулирование. Когда в компании есть человек, который может помочь, научить, поддержать – это стоит многого. Таким лидером и ментором может стать руководитель компании, глава отдела или более опытный коллега.
В обратном порядке это тоже действует. Если у человека появляется ученик, он начинает чувствовать свою значимость, получает, пусть и небольшую, но власть, а ее хочет каждый. Вот вам и бесплатная мотивация.
3. Конкурс
Крутой инструмент для мотивации персонала, выполняющего однотипную работу. С помощью конкурса вы разнообразите рабочую атмосферу и включите в процесс соревновательный дух. С его помощью, например, можно быстро увеличить количество продаж. Просто предложите приз за самое большое количество продаж, сотрудники в погоне за ним будут делать больше звонков и тщательнее обрабатывать клиента.
Как запустить конкурс в компании:
- Определите тему конкурса и его условия
- Выберите время его старта и завершения (срока в две недели достаточно, дальше уровень мотивации снизится)
- Выберите подарок. Он должен быть одинаково ценным для каждого члена команды. Можно использовать все что угодно: от подарка, до дополнительных 5 дней отпуска
- Сделайте мотивационную доску с результатами каждого сотрудника. Она может быть физической в офисе или интерактивной на сайте компании
- Сообщите о старте конкурса, объявите сроки и призы, запустите конкурс
- Следите за результатами и подкрепляйте интерес мотивирующими посылами на собраниях
- Из конкурса можно сделать целое шоу, это станет отличным толчком в мотивации и укрепить взаимоотношения членов команды
4. Рост в ширину, карьерные перспективы
Карьерный рост не обязательно строится по вертикали. Есть перспективы в ширину. То есть, не от менеджера до руководителя отдела, от руководителя до директора. А от менеджера до старшего менеджера, от старшего к руководителю группы. Это продлевает карьерный путь и позволяет стимулировать сотрудника дольше. За достижение каждой ступени, сотрудника нужно поощрять различными льготами, не только материально, но и возможностью выбирать первым в графике отпусков, получить гибкий график или расширить время отдыха.
5. Подарки
Получать подарки всегда приятно, вдвойне приятнее, если презент от компании. Это не обязательно дорогостоящие предметы. Можно просто порадовать свой персонал тортом в обычный день, заказать доставку пиццы на целый отдел.
Отдельное внимание уделяется значимым датам: дни рождения, юбилеи, 8 марта, 23 февраля, новый год.
Чтобы не терпеть убытки на подарках, лучше заранее продумать этот момент и включить их в общую стоимость сотрудника: то есть считать расходы на кадры: зарплата + дополнительные затраты.
6. Обучение, повышение квалификации
Образование – важная потребность, удовлетворение которой значительно увеличивает лояльность к компании. Кроме того, повышение квалификации сотрудников делает их более эффективными, что позитивно сказывается на работе компании: растет продуктивность сотрудника, а значит растет и эффективность всей компании.
Обучение можно проводить внутри компании или отправлять сотрудников на сторонние семинары.
7. Условия работы, гибкий график
Хорошие условия работы – отличный стимул для сохранения внимания к компании. Сотруднику приятно работать, ему удобно и не хочется уходить в неизвестность: другую компанию.
В условия труда входит не только хороший стул, кресло, компьютер. Под этим подразумевается больше вещей:
- питание: компенсируете или нет, есть ли в офисе бесплатные продукты
- проезд: компенсируете или нет, где находится офис
- лечение: есть ли страховка
- сотовая связь: актуально, когда сотруднику приходится много общаться по телефону
- отдых: есть ли зоны отдыха, предоставляете ли возможность для сна
Создайте хорошие условия для труда и отдыха в офисе и сотрудник не захочет уходить в другую компанию.
8. Мероприятия
Отдых всей командой – еще один стимул и способ сплочения персонала. Проводить его можно по-разному, все зависит от того, о каком бизнесе идет речь.
Может быть это простое застолье или тимбилдинг, или корпоративная вечеринка в каком-то стиле. Проводить такие мероприятия можно по любым поводам.
Помните о том, что корпоративные мероприятия не всегда стимул, иногда это каторга. Если ваша команда редко работает вместе, для них вечеринка может стать неинтересной, скучной, той, с которой хочется поскорее сбежать.
9. Лучший работник, публичная похвала
Премия «Лучший работник» – метод мотивации, который используется десятки лет и до сих пор работает. Стимулировать к достижению этого звания можно не только деньгами. В качестве приза могут выступать дополнительные отгулы, личная похвала от руководства, даже банальная грамота. Сам факт получения такого звания поможет многим работать лучше.
10. Личное
Это путь для разрядки атмосферы в коллективе. Здорово, когда руководитель общается со своим персоналом на равных. Субординация сохранится сама собой, а вот личное участие творит чудеса. Классический пример личной мотивации – это похвала от руководителя или ужин с руководством.
Еще очень здорово, если руководитель просит совета у компетентного сотрудника, представьте, как взлетит самооценка рядового маркетолога, если глава отдела посоветуется с ним по какому-то вопросу.
Также хороший инструмент для подъема мотивации – публичное одобрение и благодарность. Такое стимулирование повысит самооценку любого сотрудника, так как его заслуги признаются не только руководством, но и обществом (всем персоналом).
Это действительно рабочие техники, не пренебрегайте интересами своих сотрудников и вы увидите, что доверие к компании выросло и текучка кадров спала на нет.
“Кирпич — это главное оружие рабочих”, — именно так сказал немецкий философ Карл Маркс. И вроде бы против лома нет приёма, но у руководителей всё же тоже есть оружие, и называется оно “мотивация”.
Конечно, выглядит оно не так грозно. Но при должном использовании ещё не понятно, что опаснее. Причём должное использование это не только деньги, но и нематериальная мотивация, о которой мы сегодня поговорим.
Почему важна нематериальная мотивация
Самое большое разочарование собственников — узнать, что людей мотивируют не деньги.
Я видел десятки грустных и падающих глаз при озвучивании этой фразы. И также десятки возмущённых возгласов: “Как не деньги? Тогда мне такие сотрудники не нужны. У меня тут не кружок по интересам”.
Чтобы не философствовать на эту тему, просто примите факт, что не только деньги мотивируют. Это не значит, что их вообще не должно быть или можно понизить зарплату до плинтуса, и уверенным голосом говорить, что у Вас масса других плюшек.
Тут скорее разговор о балансе нематериальных методов мотивации и материальных. Как между добром и злом.
Всё хорошо в меру. Если у Вас высокая зарплата, но это не означает, что у Вас лучшие сотрудники. Например, у меня около половины штата по тестам относятся к тем, кто готов легко уйти от нас, если не будет другой подпитки, кроме денег.
И как уже сказал, чтобы не философствовать, а сразу перейти к готовым решениям, тем кто только начал изучать эту тему, я настоятельно рекомендую прочитать наши другие статьи про мотивацию персонала:
Методы мотивации
А я больше не смею Вас задерживать, и мы переходим к конкурентным техникам (манипулятивным и стимулирующим). Только умоляю Вас, внедрите хотя бы парочку, иначе зачем я тут распинался перед Вами. Договорились? Окей, я продолжаю.
1. Смысл
Ничего так не мотивирует, как общая цель. Можно даже не кормить едой людей, если они объединены одной глобальной целью.
Это можно назвать по-разному, но в бизнесе принято говорить миссия компании. Мне же больше нравится слово “Смысл”. Проверочный вопрос: “Зачем Вы делаете бизнес?” Ответы могут быть разные. Кто-то делает ставку на “Докажем, что Россия может выпускать лучший продукт в мире”.
Кто-то создаёт ценность на уровне добра “Сделаем этот мир лучше”. А кто-то несёт через терни смысл спорта “Увеличим продолжительность жизни людей на 2 года”.
Тут не важно, что именно будет у Вас, главное, чтобы люди верили в идею и готовы были отдаваться по-максимуму.
Это и есть корень всей нематериальной мотивации сотрудников. Именно с этого я рекомендую начать проработку этого подхода, даже если он кажется актуальным только для больших организаций.
2. Наставничество
Это пункт нельзя назвать прямым способом нематериальной мотивации сотрудников, но он таким является.
Когда у сотрудника есть наставник, то он понимает, что о нём заботятся. Образно говоря, формируется родитель (он же друг) внутри коллектива, к которому всегда можно прийти за советом или просто поплакаться в жилетку.
По умолчанию наставником является вышестоящий руководитель, но тут больше разговор идёт не про субординацию, а про отношение.
Вне зависимости от того, начальник это, или коллега с опытом, он должен работать над тем, чтобы у человека было понимание крепкого плеча рядом, возможно даже в личных вопросах.
И то же самое работает в обратном порядке. Если человека сделать чьим-то наставником, то он начинает чувствовать свою значимость, которая проявляется во власти (а именно её многие хотят). Как следствие, увеличение мотивации без затрат. Ну это Вы уже без меня поняли.
3. Конкурс
Мой любимый метод нематериальной мотивации. Его, конечно, можно сделать материальным, тут всё зависит от финального приза.
Но глобально, Вы создаёте условия, в центре которых возможность показать себя и победить соперника. Всё как в известной фразе: “Главное не победа, а участие”. Хотя победа тут тоже имеет свою роль.
Про конкурс я уже писал целую статью. Не поленитесь и прочитайте, там все подробно и понятно.
Если коротко, то идеальная продолжительность конкурса 2 недели, приз должен быть интересен всем, а оптимальная цель конкурса это поднятие проседающего этапа воронки продаж. Остальное читайте в статье выше.
4. Дополнительная ответственность
Может показаться парадоксом, но чем больше ответственности на человеке, тем лучше он работает. Это не аксиома, но для некоторых типов людей работает.
Логика простая: чем больше ответственности, тем больше человек себя чувствует важной шишкой. Особенно, если речь идёт про наделение доп. ответственностью рядового сотрудника.
Только не воспринимайте это буквально, что нужно завтра нагрузить всех по самое не могу, и в следствие спрашивать за их ошибки. Нужно просто совсем немного добавить возможности принимать решение самостоятельно.
Но при этом важно, чтобы Вы не мнимо дали эту возможность, а реально доверились и практически не контролировали.
Кстати. Если Вы хотите, чтобы Ваши сотрудники лучше продавали, то рекомендую внедрять скрипты. Например, начните с шаблонов. Мы их разработали под разные задачи на основании нашего опыта (8+ лет). Инвестиции-копейки, окупятся в считанные дни. Кликайте -> Шаблоны скриптов продаж.
5. Рост в ширину
Хочу снова написать, что это мой любимый пример нематериальный мотивации, но чтобы не повторяться, скажу, что он является основополагающим в любой организации.
Смысл в том, что Вы не поднимаете должность сотрудника по вертикальной оси (менеджер ->руководитель отдела -> директор ->и т.д.), а делаете это в ширину. Самый классический пример: менеджер -> старший менеджер -> старший группы. В зависимости от категории, у сотрудника будут дополнительные привилегии по сравнению со всеми.
И в разработке системы я бы делал ставку именно на нематериальный актив. Например, более мягкое кресло, расширенный временной промежуток обеда или возможность первому выбрать даты отпуска.
6. Пространство
После появления мягкого уголка в компании, сотрудники стали чаще задерживаться на работе. Не могу сказать, что это хорошая новость, с точки зрения экологичности.
Но с другой стороны, раз они остаются дольше, значит им хочется и нравится это делать. А мягкий уголок лишь тому дополнительный стимул.
Речь идёт также про рабочее пространство. И я это ярко заметил, когда один наш клиент не мог найти новых сотрудников, пока он для менеджеров по продажам не оборудовал современный офис со всеми удобствами.
Нет, это не был гугл. Но в по сравнению с прошлым помещением, это как минимум не вызывало отвращения.
7. Подарки
У моего партнёра этот вид нематериальной мотивации персонала заложен с рождения.
Он когда идёт на работу, может с собой купить пару тортов, несколько пицц или другие подарки для всего персонала. Но если он так привык делать, то Вы можете делать это осознанно, чтобы поднять боевой дух коллег.
Причём, подарки можно дарить как без повода, так и с поводом. Из банального, это день рождения, новый год, 8 марта, 23 февраля.
Рекомендую не экономить на этом. А как умный собственник сразу заложите эти издержки вперёд в зарплату каждого сотрудника. Они, конечно, об этом не должны знать.
8. Обучение
Так Вы одним выстрелом убиваете двух зайцев: обучаете своих сотрудников и повышаете прибыль.
Обучение можно проводить внутри компании или отправлять обучаться у именитых тренеров. Естественно, второй вариант влияет на уровень респекта в Вашу сторону в несколько раз лучше, чем локальное образование.
Если захотите получить максимум в виде нематериальной мотивации персонала, то также периодически отправляйте на обучение, но уже по хобби сотрудника.
Поверьте, Вы увидите приятный шок в глазах Ваших людей от того, что о них заботятся не только как о членах команды, но и как об обычных людях.
9. Условия работы
Этот пункт я раздроблю на несколько — его можно рассматривать под разными углами.
Концептуально: Вам нужно создать такие условия, которые будут дополнительной ценностью при устройстве на работу. Из самых ярко выраженных и не всегда очевидных вариантов применения я выделяю:
- Питание;
- Проезд;
- Лечение;
- Страхование;
- ГСМ;
- Сотовая связь;
- Обеденный сон.
По логике вещей, сюда же входит пространство, но я его отдельно вынес, так как считаю, что это в наше время требует отдельного внимания. Но при этом, Вы также можете сюда смело включить график работы, официальное трудоустройство, дату выдача зарплаты. В общем, всё уже более понятное для руководителя.
10. Мероприятия
Это когда Вы собираетесь всей командой и весело проводите время. Всё может происходить под видом обычного корпоратива в виде застолья.
А может быть в формате тимблидинга, где всей дружной толпой Вы соревнуетесь друг против друг в игровой манере. В идеале совмещать то и другое, чтобы задействовать разные зоны удовольствия.
Но помните, что если у Вас не самый дружный коллектив (например, все работают по разным сменам и не пересекаются), то без должной подготовки такие мероприятия могут стать каторгой, а не удовольствием.
Уверен, каждый из нас был на таких встречах, с которых хочется побыстрее сбежать. Лучше этого вообще не делать.
11. Лучший работник
Это логичное продолжение пункта “Рост в ширину” и “Конкурс”. Только тут мы не говорим про выдачу привилегий не по достижению карьерной лестницы, а по результатам ежемесячной номинации “Лучший работник месяца”.
Это отдельный пункт — карьерным ростом это не назвать, а на конкурс не тянет, так как он запущен на постоянной основе.
По результатам каждого месяца Вы можете выдавать разные стимулирующие привилегии. Из любимых мной: возможность выбрать график работы (при плавающем) и дополнительные выходные.
В целом, тут выбор приза равносилен последовательности, как и в проведении конкурса для персонала. Но для Вашего удобства, я его подытожу ниже.
12. Другое название
Вы сейчас будете долго смеяться, но именно такое простое действие относится тоже к нематериальным способами мотивации персонала.
Опять же, коротко: Вы переименовываете должность сотрудника на более приятную и властную. Например, не секретарь, а хозяйка офиса. Или не менеджер, а продавец счастья.
Причём, Вы можете пройтись и по должностям, и по отделам, и по помещениям. А эффект от такого нестандартного подхода долго не заставит ждать.
Куда приятнее говорить клиентам, что ты не руководитель отдела продаж, а гений отдела продаж. И повод будет для разговора, и заодно позиция звучит более респектабельно.
13. Мотивационная доска
Идеальная нематериальная мотивация отдела продаж — это доска достижений. Вы публично размещаете в офисе доску, где ежедневно отмечаете результаты каждого сотрудника за прошлый день и в разрезе месяца.
Так Вы постоянно поддерживаете конкурирующую среду во всём отделе. И при этом она довольно здоровая.
Для продвинутых компаний я рекомендую автоматизировать этот процесс через вывод данных прямо из CRM-системы (например, Мегаплан) на телевизор.
Особенно это актуально, когда в день приходит достаточное количество заявок и результаты первенства могут меняться каждый час. Сделать это не так сложно как кажется.
14. Благодарность маме
Вы когда-нибудь говорили “спасибо” родителям Вашего сотрудника?! Скорее всего нет. Это нормально — практика не очевидная, но при этом очень эффективная.
Задача: взять и подарить что угодно (да хоть деньги) маме Вашего работника. Вы сделаете доброе дело, покажите себя с лучшей стороны и, что самое главное, на свою сторону призовёте родителей (а их мнение очень важно детям).
Но обратите внимание, что речь идёт именно про маму. Мы тестировали похвалу для папы, но они как-то реагируют сдержано и не дают вау-эффекта.
В случае с мамами всё происходит очень ярко и результативно. Оценивали всё это по обратной связи от самих работников после того, как им родители рассказывали о подарке.
15. Личное
Это то, что мы делаем изо дня в день, но часто не замечаем. Поскольку это тоже нематериальный метод мотивации персонала, то использовать лучше это осознанно.
Дело в личном и человеческом общении. Проявить его можно десятками разных способов, я покажу несколько для понимания:
- Похвалить после рабочего дня;
- Провести личную встречу за “жизнь”;
- Поздороваться за руку;
- Сидеть в открытом офисе;
- Позвонить и узнать, как дела.
Причём, чем ближе вышестоящий работник общается с нижестоящим, тем лучше для второго.
Разрушается некая стеклянная стена между должностями. И конечно, нельзя совсем переходить на личное общение — нарушится субординация. Но немного такого поведения даст больше жизни для каждого сотрудника.
Коротко о главном
Если смотреть глобально, то вся нематериальная мотивация персонала крутится вокруг обычного человеческого подхода. Именно 15-ый пример идеально описывает этот подход. Впрочем, если каждый пункт рассматривать, то вся система нематериальной мотивации персонала строится на человеческом подходе.
Исключения — стимулирующие инструменты. Но как правило, они не действуют долго. Их нужно постоянно модернизировать или заменить. И это нормально. Поэтому моя личная рекомендация, стройте команду не только на деньгах, но и на ценностях, которые помогут Вам пройти любые кризисы и финансовые ямы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter
Что на самом деле заставляет нас работать хорошо.
Наверное, 90% людей на вопрос «Зачем вы работаете?» ответят: «Чтобы зарабатывать на жизнь». Вполне справедливо! Но если копнуть глубже, можно найти много случаев, когда деньги не являются целью работы. Например, когда платят не так уж и много, но человек все равно продолжает с энтузиазмом трудиться или когда прибыльную должность с удовольствием меняют на низкооплачиваемую, но имеющую много других преимуществ. Еще сложнее обстоит дело с ежедневной мотивацией, то есть с тем, что помогает нам трудиться со стабильно высокими результатами и получать удовольствие от работы день за днем.
Хотим подчеркнуть, что этой статьей мы ни в коем случае не умаляем значимость заработной платы! Труд должен оплачиваться достойно. Мы хотим рассмотреть, от чего еще зависит удовлетворенность работой и как на эту удовлетворенность можно повлиять, если повысить ЗП пока нет возможности.
Мотивация и стимулирование
Для начала рассмотрим одну из самых важных мыслей, касающуюся денег. В зарубежном менеджменте (например, в классической работе Р.И. Хендерсона «Компенсационный менеджмент») различаются понятия «мотивация» и «стимулирование».
- Мотивация – внутренние мотивы, побуждающие к действию.
- Стимулирование – внешние воздействия, которые оказывает на работника работодатель для побуждения к действию.
Ключевое отличие состоит в том, что мотивация всегда влияет на производительность, так как идет изнутри, а вот стимулы далеко не всегда. Поэтому наиболее значимым в зарубежном менеджменте считается воздействие именно на внутренние мотивы. Повышение зарплаты в данной системе можно считать стимулом, но не способом мотивации. Получается, мотивация вообще не связана с деньгами? Нет. Если зарплата является для работника высокой ценностью и имеет большое значение в жизни (например, формирует у него ощущение безопасности, защищенности, комфортной автономности, собственной значимости), то есть переходит из внешнего события во внутренний мотив, то это вполне себе способ мотивации.
На наш взгляд, место заработной платы, а заодно и базовые способы нематериальной мотивации, хорошо отражает формула, которую мы рассмотрим далее.
Формула мотивации
Довольно часто уровень мотивации сотрудника, будь то специалист или менеджер, предлагают оценивать по следующей формуле:
Иногда вместо знаков умножения в ней стоят плюсы, что не слишком меняет дело в конечном итоге.
Вот составляющие уровня мотивации (М). Все они оцениваются субъективно по 10-балльной шкале.
- ЗР – значимость работы для сотрудника. Это то, насколько важной является работа в жизни человека. При этом не конкретизируется, чем именно она может быть важна. Например, это единственный путь самореализации или быстрый способ купить квартиру, о которой человек давно мечтает.
- РР – разнообразие работы. Это то, насколько отличаются друг от друга выполняемые операции, а самое главное, насколько это субъективно нравится сотруднику. Есть люди, для которых чрезмерное разнообразие некомфортно, которые любят методично делать что-то одно.
- ОР – отождествление с результатом. Это оценка того, насколько велик вклад работы специалиста в общее дело компании.
- 3 – постоянный коэффициент, число.
- АР – автономность работы. Это оценка уровня контроля со стороны руководителей. Подчеркнем, что оценка выражает не уровень контроля сам по себе (например, 10 – работа полностью самостоятельная, а 1 – ежедневные встречи и отчеты), а то, насколько это приемлемо для сотрудника. Например, сторонник жесткого контроля может проставить здесь низкую оценку, если, на его взгляд, контроля со стороны руководителя недостаточно.
- ОС – обратная связь. Это то, насколько часто сотрудник получает обратную связь, насколько комфортна для него форма ее преподнесения.
Максимальный балл по этой формуле – 1000, минимальный – 0. Хорошим значением считается уровень мотивации около 500 баллов, а больше — высоким.
Так где же в этой формуле зарплата? Формально – нигде. Но если присмотреться, то она отчасти кроется в параметре ЗР. Отчасти – потому что значимость работы может определяться деньгами, но это вовсе не обязательно.
Итак, давайте рассмотрим 2 примера и посчитаем М по нашей формуле.
Первый пример: Марина – секретарь руководителя в компании среднего размера. Ее зарплата высокая по мерками рынка. Однако она чувствует недовольство своей работой и недостаток мотивации.
Считая по формуле, она выясняет, что высокие баллы она может поставить только по параметрам автономности и отождествлению с результатом. Конечно, ведь она в одиночку решает массу вопросов: от заключения договоров до звонков и писем партнерам. Особенно низкие оценки она ставит по параметрам:
- разнообразие работы – все операции Марина давно знает наизусть, и они ей приелись;
- обратная связь – начальник никогда не комментирует ее работу, принимая ее как должное.
Формула Марины может быть такой:
Итоговый 261 балл – оценка заметно ниже среднего. Дальше Марине нужно думать, как подтянуть проседающие зоны.
Второй пример: Иван – специалист по контекстной рекламе, работающий на себя в качестве самозанятого. Он «горит» своим делом, которое интересно ему и в процессе, и в результате, и в перспективах развития. Иван сам принимает решения, выполняет множество интересных операций, непосредственно видит результат. Хромает только обратная связь: заказчики часто придираются к мелочам.
Формула Ивана может быть такой:
Иван достаточно высоко замотивирован, у него 483 балла. Это почти золотая середина.
Кстати, если вы, как и Иван, ведете контекст для клиентов, то повысить вашу мотивацию может Click.ru. Наши сервисы автоматизации помогут избавиться от рутины, а партнерское вознаграждение до 18% от оборота ваших клиентов увеличит значимость работы.
Итак, чем может помочь эта формула:
- выразить в числовых данных степень вашей рабочей мотивации;
- понять, какие составляющие работы для вас наиболее важны;
- понять, какие составляющие проседают и почему;
- выстроить тактику по повышению мотивации.
Топ-7 способов нематериальной мотивации
Для большей наглядности теперь давайте перейдем от абстрактных понятий к конкретным. Мы выделили 7 основных способов нематериальной мотивации.
1. Личная и публичная похвала. Это мощная положительная обратная связь. Личную похвалу можно применять практически для всех, а публичную желательно использовать, только если сотрудник позитивно относится ко всеобщему вниманию. Интересный современный способ публичной похвалы – рассказ о сотрудниках и их заслугах в сообществах компании в соцсетях. Похвалу можно выстроить как увлекательную историю того или иного достижения.
2. Свобода действий и принятия решений. Гиперконтроль не идет никому на пользу. Предоставление свободы выбора, напротив, может повысить значимость сотрудника в собственных глазах. Конечно, нельзя делать человека полностью самостоятельным в работе, если до этого он отчитывался по 5 раз в день. Расширение сферы ответственности должно быть постепенным: сначала 1-2 простые операции или задачи, а потом более сложные и комплексные.
3. Демонстрация результата работы, влияния на результат. Чтобы сотрудники чувствовали свой вклад в общее дело, им регулярно нужно показывать, какие из запланированных задач компании выполнил их отдел, какую долю прибыли обеспечил, сколько заказов обработал и т. д. Это работает и в масштабе команды, когда руководитель регулярно рассказывает, кто и что сделал при работе над проектом.
4. Коллектив и атмосфера. Это очень важный фактор, ведь с коллегами многие из нас проводят больше времени, чем с домочадцами. Укрепить отношения в коллективе можно не только с помощью корпоративных мероприятий (например, спортивных игр), но и с помощью ежедневного мониторинга отношений в команде и своевременного здорового разрешения конфликтов.
5. Обучение, карьера, перспектива. Не секрет, что многие сотрудники приходят на какую-то должность, чтобы вырасти и уйти. И это не плохо, ведь в процессе роста человек может принести огромную пользу компании. Важно показывать сотрудникам, что они могут расти как горизонтально, углубляя свои знания в должности, так и вертикально.
6. Соревнование. Стремление быть лучшим имеет глубокую биологическую подоплеку, на которую зачастую накладываются особенности воспитания. При организации соревнований важно поддерживать здоровую атмосферу и не допускать нечестных методов борьбы и переработок. Ведь перфекционизм не дремлет.
7. Личный пример руководителя. Идентификация – это адаптивный психологический процесс. И если руководитель сумеет показать пример уверенности, экспертности и здоровой продуктивности, это, скорее всего, повысит результаты всего отдела, потому что с таким человеком хочется идентифицироваться.
Как понять, чем мотивировать
Определить, что будет мотивировать того или иного сотрудника, можно уже на собеседовании. Например, популярен метод беседы, состоящей из вопросов:
- что важно для вас при выборе нового места работы;
- что для вас неприемлемо в работе;
- почему вам нравится заниматься этим;
- почему люди долго работают в одной компании;
- если бы не нужно было зарабатывать деньги, чем бы вы занимались;
- в каком случае человек может уволиться без зазрения совести.
На вопросы, заданные отвлеченно (не про конкретного человека) обычно следуют самые интересные ответы, так как сотрудник говорит как бы о другом человеке.
Конечно, есть более простой способ – спросить: «Что вас мотивирует?». Но далеко не все готовы честно отвечать на такой вопрос в лоб.
Во время работы с человеком можно определить, чем его лучше мотивировать, по результатам следующих наблюдений:
- что систематически вызывает у него позитивную реакцию (например, разговоры с коллегами по душам, активные мозгоштурмы, сложные и амбициозные задачи);
- что зачастую вызывает негативную реакцию (например, рутинные операции, общение с клиентами, срочные задания);
- какие нерабочие интересы есть у сотрудника, что в них его привлекает;
- о каких прошлых успехах и неудачах рассказывает сотрудник, какие основные моменты в них выделяет.
Мотивируйте себя и своих сотрудников и достигайте результатов!
Нематериальная мотивация сотрудников: цели, способы и типичные ошибки
07.08.2020
Автор: Academy-of-capital.ru
Из этого материала вы узнаете:
- Ключевые цели нематериальной мотивации работников
- 4 принципа нематериальной мотивации персонала
- Основные виды нематериальной мотивации в компании
- Реально работающие способы нематериальной мотивации сотрудников
- 3 теории нематериальной мотивации, которые облегчат выбор подходящего способа
- Интересные примеры нематериальной мотивации сотрудников
- 5 типичных ошибок нематериальной мотивации
-
Шаблон расчета эффективности бизнеса по 8 показателям
Скачать бесплатно
Нематериальная мотивация должна быть в каждой компании. Уже доказано, что она в сто раз действенней материальной. А все потому, что многие работают не только из-за денег. Людьми движет что-то другое. Этим стимулом может быть общая цель (миссия), особые привилегии, карьерный рост и даже простая похвала.
Но в разработке системы нематериальной мотивации есть риск ошибиться с подбором ключика к своим работникам, навязав им собственные интересы. Эту тонкую грань не так легко прочувствовать, и благое дело может легко обернуться против руководителя. Делимся инструкцией, как не наломать дров, придумывая, чем бы замотивировать персонал.
Ключевые цели нематериальной мотивации работников
Стремление реализоваться в той или иной деятельности является ключевым мотивом, позволяющим работать максимально плодотворно. Заинтересованный в результате сотрудник не поглядывает на часы в ожидании окончания рабочего дня, его цель – добиваться успехов сегодня и каждый день. Неверно думать, что лишь материальные блага могут стимулировать работоспособность сотрудников. Нематериальная мотивация коллектива не менее важна.
Под нематериальной мотивацией понимается система действий руководства, направленная на поощрение работников без использования премий и прибавок к заработной плате. Зачастую именно эти действия становятся самым эффективным инструментом управления работой коллектива. Применение различных методов нематериальной мотивации позволяет охватить целую группу сотрудников, причем эффект от принятых мер сохраняется в течение длительного периода.
Комплекс действий, направленных на повышение продуктивности работы коллектива, преследует сразу несколько целей:
- поддержка и развитие командного духа;
- стимуляция творческого подхода к работе;
- увеличение количества лояльно настроенных сотрудников;
- повышение работоспособности каждого члена коллектива;
- овладение новыми знаниями и умениями;
- поддержание дружелюбной атмосферы при сохранении здоровой конкуренции.
Нематериальная мотивация в организации благоприятно сказывается на работе всего коллектива, поддерживает корпоративный дух, убеждает в необходимости командной работы. Главной задачей подобного поощрения является формирование благоприятной атмосферы, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя важным и нужным членом команды, действуя как в личных, так и в общих интересах.
4 принципа нематериальной мотивации персонала
Нематериальную мотивацию персонала и методы поощрения нужно основательно продумывать и систематизировать. Их проработка и воплощение должны базироваться на нескольких основных принципах.
- Тактические задачи бизнеса ставятся во главу угла.
Цели стимуляции сотрудников не должны далеко отходить от целей, поставленных компанией. Так, если стоит задача развить сеть филиалов, необходимо собрать команду сотрудников, руководствующихся стратегией, принятой в центральном офисе. Ключевой аспект нематериальной мотивации – обучение. Проводятся различные тренинги, направленные на улучшение навыков общения.
- Ни один сотрудник не должен остаться без внимания.
Важно помнить, что ценен каждый сотрудник, независимо от приносимой им прибыли. Офис-менеджер, методист и другие являются полноправными членами команды и также нуждаются в мотивации.
- Методы нематериальной мотивации не являются универсальными.
Прорабатывая систему поощрений, необходимо учитывать индивидуальные особенности тех, на кого она будет направлена. Для получения максимальной информации полезно провести опрос среди персонала. Таким образом сотрудники сами подскажут, какие методы произведут наибольший эффект.
- Система нематериальной мотивации нуждается в постоянном обновлении.
Человеку свойственно ко всему привыкать, поэтому даже самые действенные методы мотивации со временем перестают стимулировать и начинают восприниматься как должное. Поэтому важно отслеживать результаты принимаемых мер, чтобы вовремя модернизировать всю систему.
Основные виды нематериальной мотивации в компании
Не бывает сотрудников настолько меркантильных, что заинтересовать их можно, только посулив премию в конце месяца. Каждому человеку приятно быть оцененным по достоинству не только материально, но и на словах.
В пирамиде Маслоу верхние «этажи» занимают потребности в самореализации и признании. Именно эти потребности должны стать основой нематериальной мотивации. Инструменты поощрения избираются в соответствии с принятым в компании стилем управления и финансовым положением организации.
Исходя из названных выше факторов, можно выделить следующие разновидности нематериальной мотивации работников:
- Социальная мотивация
К этому виду поощрения относятся: медицинская страховка, перспектива получения новых знаний и профессиональных навыков, карьерный рост. Внедрение принципов социальной нематериальной мотивации направлено на развитие чувства собственной значимости у работника. Он ощущает себя полноценным членом команды, с ним считаются, интересуются его мнением, доверяют ответственные задания.
- Психологическая мотивация
В основе этого вида лежит потребность в социализации. Человек не может быть сам по себе, ему необходимо общение, взаимодействие с себе подобными. Учет интересов всех без исключения сотрудников помогает создать комфортную психологическую атмосферу, что, в свою очередь, ведет к повышению продуктивности. Кроме того, акцент делается на роли руководителя: он должен стать авторитетом и примером для подражания. Также много времени уделяется проведению мероприятий внутри компании.
- Моральная мотивация
Данный вид поощрения основывается на потребности признания и уважения как коллегами, так и руководством. Максимально действенным методом моральной мотивации является публичное признание заслуг сотрудника: можно выделить и похвалить его во время общего собрания, организовать доску «Лучшие работники месяца», вручить грамоту и т. д.
- Организационная мотивация
Здесь важно проявить заботу о сотруднике, проследить, чтобы его рабочее место было комфортным, соблюдался режим труда и отдыха. Этот метод воплощается в жизнь при помощи своевременного обновления оргтехники, организации рекреационных зон и помещений для приема пищи. Некоторые компании оборудуют для своих сотрудников спортзалы, где люди могут тренироваться в свободное от работы время.
Названные выше методы поощрения помогают создать полноценную систему нематериальной мотивации, работающую с учетом перечня всех внешних условий (экономических, правовых, политических и социальных), влияющих на деятельность компании.
Реально работающие способы нематериальной мотивации сотрудников
- Миссия
Нет более сильного мотиватора, чем общая цель. Не так важны материальные блага, как ощущение единства, чувство, что вы все вместе делаете одно дело.
В сфере бизнеса существует понятие «миссия компании», то есть смысл деятельности организации, ответ на вопрос: «Ради чего трудитесь вы и ваши подчиненные?». Миссия у каждой компании своя, от глобальной «Сделать жизнь людей лучше» до конкретной «Облегчить работу сантехников по всему миру».
Не имеет значения, какой смысл вы вкладываете в деятельность своей компании. Будет ли это выведение страны в мировые лидеры по производству табуреток или спасение женщин от необходимости мыть посуду руками. Главное, чтобы ваша идея вдохновляла людей на свершения.
В этом и состоит суть нематериальной мотивации на предприятии. Не стоит думать, что такой подход работает только в случае с крупными компаниями. Любой организации необходим фундамент, на котором строится весь бизнес.
- Менторство
На первый взгляд наличие ментора не имеет отношения к нематериальной мотивации, однако отсутствие опытного наставника может отрицательно повлиять на работу человека.
Поддержка необходима каждому, без нее мы порой чувствуем себя потерянными и одинокими. В профессиональной деятельности надежная опора не менее важна. Работать, зная, что есть человек, который может дать дельный совет или просто выслушать нашу проблему, гораздо спокойнее.
Доверительные отношения с руководителем или старшим коллегой дают определенную уверенность в себе, что также мотивирует работать и добиваться успехов. Это касается и новичков, и сотрудников с опытом.
Не менее сильным мотиватором является и роль ментора. Наставничество повышает значимость сотрудника в собственных глазах и в глазах окружающих. Он чувствует ответственность, стремится осваивать новые навыки, чтобы передать свой опыт «ученику».
- Конкурс
Этот подход можно отнести и к материальной, и к нематериальной мотивации персонала. Разница состоит в награде, которую получает победитель. Тем не менее главную роль играет все же соперничество, желание обойти конкурента, заявить о себе. Победа, безусловно, важна, но на пути к ней каждый будет стремиться доказать, что именно он лучший, а значит, все станут работать усерднее.
Средняя продолжительность соревнования в идеале составляет около двух недель. Этого периода достаточно, чтобы поднять проседающий этап воронки продаж и в то же время не утомить коллектив необходимостью постоянного соперничества.
- Увеличение ответственности
Срабатывает этот метод не со всеми, но для некоторых людей дополнительная ответственность является мощным стимулом.
Объясняется все довольно просто: чем больше ответственности, тем выше положение сотрудника. Кому попало важное поручение не доверяют. Наделение дополнительными обязанностями рядового работника дает ему почувствовать себя значимым членом команды.
Необязательно при этом заваливать весь коллектив работой, чтобы потом пенять на снижение показателей. Достаточно дать им немного свободы, позволить решать простые задачи своим умом, а не только по указке свыше.
Учтите, что ответственность должна быть реальной. Нельзя дать поручение и коршуном следить за каждым этапом его выполнения. Доверьтесь сотрудникам, и многие вас приятно удивят.
- Рост в ширину
В вопросе нематериальной мотивации сотрудников пример карьерного роста по горизонтали является одним из столпов, на которых стоит система поощрений.
Суть такого роста состоит в повышении внутри своей группы. Менеджер не поднимается по карьерной лестнице, становясь руководителем, а продвигается на одной ступени: менеджер -> старший менеджер -> старший группы. При этом он получает некоторые привилегии, выделяющие его среди коллег.
Подобная нематериальная мотивация менеджера не требует значительных финансовых вложений, но при этом работает на все сто. Возможность уходить на 15 минут раньше, большой стол с комфортным креслом, дополнительная неделя отпуска – все это не разорит компанию, но мотивирует сотрудников работать, чтобы обладать теми же преимуществами.
- Рабочее место
Оборудовав всего лишь небольшой уголок с мягкими диванами, руководство отметило, что сотрудники перестали срываться с рабочего места ровно в 18:00. В политике компании не изменилось ничего, но люди почувствовали, что об их комфорте беспокоятся. Оставаться в стенах офиса, где о тебе заботятся, стало гораздо приятнее.
Тот же метод работает и с организацией офиса. Приходя на собеседование, соискатели в первую очередь обращают внимание на условия, в которых им предстоит проводить большую часть времени. Если они видят тесные каморки с унылого цвета стенами и микроволновкой в крохотном загончике, вряд ли они загорятся желанием работать в таком месте. Не захотят там плодотворно трудиться и старые члены коллектива.
- Подарки
Не вполне нематериальная, но не требующая крупных затрат мотивация. Большинство компаний использует ее на постоянной основе, даже не задумываясь, по привычке. Небольшие подарки на праздники, стол с угощениями по поводу и без – все это подмечается сотрудниками. Знаки внимания, пусть и скромные, это всегда приятно.
Не нужно жадничать, принося один торт на всех или вручая по шариковой ручке на Новый год. Если хотите сэкономить, включите эти расходы в заработную плату сотрудников. Знать им об этом не обязательно, а от подарка вряд ли кто-то откажется.
- Обучение
Вдвойне эффективная нематериальная мотивация: сотрудники получат новые знания, которые в итоге приведут к увеличению продаж.
Это могут быть локальные корпоративные тренинги либо обучение у известных коучей за пределами компании. Привлечение профессионалов со стороны дает больше возможностей для развития компании и повышения ее статуса.
Максимального мотивирующего эффекта можно добиться, уделяя внимание не только профессиональным навыкам сотрудников, но и их личным интересам. Отправив менеджера на обучение, связанное с его хобби, можно получить неожиданные дивиденды.
- Рабочая обстановка
Данный раздел можно разбить на несколько блоков и детально рассмотреть каждый из них.
Если коротко, то этот вид нематериальной внутренней мотивации подразумевает создание таких условий, в которых людям будет комфортно и приятно трудиться. Аспекты на первый взгляд очевидные, но далеко не все компании уделяют им должное внимание:
— обеды;
— дорога на работу и обратно;
— медицинские услуги;
— страховка;
— ГСМ;
— мобильная связь;
— послеобеденный отдых.
Оборудование рабочего места также можно было включить в список, но этот пункт объединяет сразу несколько аспектов, поэтому лучше рассматривать его отдельно. Однако приведенный выше чек-лист можно продолжить, вписав туда график работы, оформление по Трудовому кодексу, даты выплаты заработной платы и т. д.
- Развлечения
Да, они тоже должны присутствовать. Не менее четверти жизни человек проводит на работе, поэтому так важно разнообразить рабочий процесс проведением праздников. Важно, чтобы даже привычный новогодний корпоратив не проходил в формате бессмысленного распития спиртных напитков.
Можно добавить конкурсы, командные соревнования с символическими призами. Все это способствует сплочению коллектива и является отличным примером нематериальной мотивации. Мероприятия, однако, должны проводиться с учетом взаимоотношений между сотрудниками. Объединить, например, отдел продаж и производственников, редко пересекающихся в обычной жизни, может быть довольно проблематично.
- Работник месяца
Этот пункт представляет собой продолжение разделов «Рост в ширину» и «Конкурс». Отличие его заключается в получении преимуществ по итогам достижений за последний месяц. С предыдущими пунктами он соотносится весьма опосредованно, поскольку не подразумевает ни карьерного роста, ни конкретной награды за победу в соревновании.
Подобный отбор может проводиться ежемесячно, после чего победителю предоставляются определенные привилегии: взять несколько отгулов за счет компании, самостоятельно выбрать рабочие дни при плавающем графике и т. д.
- Переименование
Самый простой способ нематериальной мотивации – сменить название должности сотрудника.
Суть проста: меняя название должности на более звучное, вы прибавляете ей значимости. Этот прием известен давно: не уборщица, а клининг-менеджер, не маникюрщица, а нэйл-мастер. Иностранные слова добавляют веса любой профессии.
Или же можно пойти другим путем и привнести юмор в этот метод: вместо офис-менеджера к вам прилетит офисная фея, а вахтер станет хранителем ключей. Переименовывать можно не только отдельные должности, но и целые отделы (например, «отдел продаж» в «продавцы счастья»). Согласитесь, представляться магистром финансов гораздо интереснее, чем обычным финансовым директором.
- Доска достижений
Это прекрасный и весьма наглядный способ показать результаты всех сотрудников и стимулировать их работать еще продуктивнее. В большой таблице отмечаются итоги прошедшего дня, их можно будет сравнить и выделить наиболее усердных работников.
Доказано, что здоровая конкуренция в коллективе ведет к улучшению показателей работы и не вредит взаимоотношениям сотрудников.
Компании, идущие в ногу со временем, совершенствуют этот метод нематериальной мотивации группы, выводя данные напрямую из CRM-системы на огромный монитор. Данный способ идеален для организаций с непрерывным потоком клиентов, в таком случае лучший работник может меняться несколько раз в течение дня.
- Общение
Даже такой простой прием, как общение между руководителем и подчиненными, может служить мощным инструментом нематериальной мотивации.
Реализовывать его можно по-разному:
— похвала за отличную работу в конце дня;
— личные встречи в нерабочее время;
— рукопожатие при приветствии;
— звонок по телефону без разговоров о работе;
— открытые двери собственного офиса.
Такой подход позволяет рядовому сотруднику чувствовать себя не рабом, от которого требуется лишь выполнение плана, а коллегой, членом одной команды.
Стирается некая грань между выше- и нижестоящим. Однако важно не переборщить, дабы не нарушить субординацию. Достаточно совсем немного дружеского общения.
3 теории нематериальной мотивации, которые облегчат выбор подходящего способа
1. Теория мотивации Х
В основе данной теории лежит работа американского инженера Фредерика Тейлора. Позже она была дополнена психологом Дугласом Макгрегором и профессором Уильямом Оучи, которые добавили к ней теории Y и Z соответственно.
Все три теории рассматривают отношение сотрудников к выполняемой работе:
- Х – берет за основу ленивых работников, которых необходимо неустанно контролировать, а мотивировать можно исключительно материальными благами и комфортными условиями.
- Y – относится к работникам более лояльно, полагая, что они вполне способны быть самостоятельными и трудолюбивыми, от менеджера же требуется создать благоприятные условия, не мешающие их развитию в профессиональной сфере.
- Z – в ней сотрудники рассматриваются как часть команды, где каждый из них имеет право голоса.
При разработке собственной концепции нематериальной мотивации труда вы можете использовать элементы каждой из трех теорий. Как правило, если речь идет о персонале низкой квалификации, вероятнее всего, подойдет теория Х, для интеллектуалов – Y, для управленцев – Z.
Способы нематериального поощрения по теории Х:
- Удобный график работы.
- Стабильность.
- Четко сформулированные указания.
- Зарплата без задержек.
- Ощущение безопасности.
Нематериальное поощрение по теории Y:
- Чувство необходимости для компании.
- Доверение ответственных поручений.
- Развитие интереса к профессиональной деятельности.
- Подчеркивание важности каждого работника.
- Самореализация.
- Получение новых знаний и навыков.
- Карьерный рост.
Нематериальная мотивация по теории Z:
- Корпоративный дух, чувство локтя в команде.
- Внимание к мнению работника.
- Развитие профессионального потенциала.
- Постановка сложных целей.
- Чувство ответственности за компанию.
- Привлечение к решению важных задач.
2. Теория Маслоу
По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, материальное стимулирование и нематериальная мотивация основываются на потребностях человека.
Он создал пирамиду, состоящую из семи уровней, где каждый предыдущий служит фундаментом для следующего. Удовлетворив одну из потребностей, человек стремится удовлетворить следующую. Начиная с нижней ступени – физиологических потребностей – происходит восхождение к вершине – самореализации. При этом некоторые нужды могут удовлетворяться одновременно.
Данная теория также была дополнена другими учеными. Так, психолог Клейтон Альдерфер выделил среди перечисленных потребностей три группы: существование, общение и рост.
Другой психолог, Дэвид Макклелланд, можно сказать, перевернул пирамиду Маслоу, заявив, что именно самореализация, власть и признание являются основными потребностями человека. При этом ведущая потребность у каждого своя: держать людей в подчинении или добиваться поставленных целей.
Разберемся, как влияют на нематериальную мотивацию факторы потребностей.
- Потребности существования
Здесь можно объединить две ступени: физиологические потребности (еда, сон, вода, воздух) и потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне). Для многих людей удовлетворение естественных потребностей является основным и едва ли не единственным мотивом для выполнения работы.
Нематериальная мотивация: трудоустройство по трудовому контракту, полный соцпакет, медицинская страховка. Дайте человеку расслабиться, чтобы он мог спокойно работать и не бояться будущего.
- Потребность в общении
Для нематериальной мотивации мероприятия, работа в команде, совместное принятие решений крайне важны. Сотрудник не может и не должен изолироваться пространством своего рабочего стола и ограниченным кругом обязанностей.
Мотивация: проведение групповых соревнований, тренингов, тимбилдинга. Победители попадают на доску почета, их хвалят на общих собраниях, награждают дипломами и т. д.
- Потребность в успехе
Для перфекционистов важно каждый день становиться лучше и успешнее, чем вчера. Они редко бывают довольны своей работой, всегда стремятся превзойти самих себя.
Мотивация: видимый результат и непременное поощрение. Давайте несколько небольших заданий, чтобы сотрудник ежедневно мог наблюдать свой рост и развитие.
- Потребность в причастности
Таким людям важнее общекомандный зачет, нежели собственный успех. Они принимают активное участие в деятельности коллектива, способны проявить инициативу и быстро выполнить задание.
Мотивация: похвала и подчеркивание значимости сотрудника для общего дела. Объедините причастных для выполнения одного задания, и они справятся с задачей быстро и качественно.
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
- Потребность во власти
«Диктаторы» стремятся контролировать всех и вся: коллег, работу, даже отдых.
Среди властных сотрудников можно выделить два подвида:
- жаждущие власти ради самой власти;
- способные подчинить людей для выполнения общей задачи.
Первые думают только о себе, поэтому фактически бесполезны для компании. Вторые же, став руководителями, могут принести реальную пользу организации. Сложность состоит только в выявлении причастности к тому или иному подвиду. Понять это поможет только повышение сотрудника.
Мотивация: помогать проявлять лидерские качества, повышать в должности или давать задания, требующие управлять группой подчиненных. Подчеркивать главную роль сотрудника, считаться с его мнением.
Человек редко бывает всем доволен, удовлетворив одну потребность, он хочет большего. Если же следующая ступень оказывается недостижима, он возвращается к предыдущей. Не сумев самореализоваться, он вернется к потребности в общении, чтобы быть признанным окружающими.
Задача руководителя – следить за реализацией сотрудника и по мере необходимости формировать новые методы нематериальной мотивации на каждом уровне. Необходимо учитывать его потребности, не давая застаиваться и спускаться вниз.
3. Теория Герцберга
Психолог Фредерик Герцберг вывел теорию значимости совокупности гигиенических факторов и нематериальной мотивации.
Если к комфортным условиям труда (достойная зарплата, большой, светлый офис, удобный график) прибавить постоянное поощрение со стороны руководства (размещение фото на доске почета, похвала на совещаниях, свобода выбора заданий и т. д.), сотрудник не только не захочет увольняться, но и будет работать в разы усерднее.
Интересные примеры нематериальной мотивации сотрудников
Руководители японских компаний предоставляют сотрудницам несколько свободных часов для совершения покупок в дни крупных распродаж.
Большой оригинал Уолт Дисней использовал прием переименования, заменив названия ряда должностей и отделов на более звучные. Прачечные стали текстильными, что поставило их в один ряд с маркетинговыми службами и уменьшило текучку среди низкоквалифицированного персонала.
Корпорация Microsoft открыла на своей территории целый торговый центр только для сотрудников компании.
В компании «СКБ контур» был организован собственный детский сад, куда сотрудники могут привести своих чад на время рабочего дня.
Весьма оригинальный метод нематериальной мотивации использовал американский банк Wells Fargo, собравший хор из сотрудников. Поющие банкиры нередко выступают на состязаниях спортивных команд, а также в различных учебных заведениях страны.
Крупные компании, такие как Procter & Gamble, Google и Zappos, отводят несколько офисов под спальни, где сотрудники могут вздремнуть после обеда.
Кроме позитивной нематериальной мотивации менеджеров по продажам, иногда весьма успешно используется и негативная. Так, например, в компании «ВВН» была внедрена программа для неудачников: худшему работнику поручали целый месяц ухаживать за живой черепашкой.
5 типичных ошибок нематериальной мотивации
Ошибки в деле нематериальной мотивации сотрудников не редкость. Приведем самые распространенные.
- Отсутствие доверия к по-настоящему ценным сотрудникам.
Не всегда руководство зрит в корень, назначая людей на руководящие должности. Бывает, что жаждущие власти и денег втираются в доверие к начальнику, тогда как действительно стоящие кадры остаются позади.
От руководителя требуется быть прозорливым, тщательно выбирать поощряемых и наказуемых, обращать внимание на слова и поступки каждого сотрудника. Помните, что рыба гниет с головы, поэтому наверху должны быть самые надежные и преданные делу люди.
- Недостаточное или, наоборот, чрезмерное поощрение.
Дать один выходной человеку, принесшему компании 300 тысяч рублей прибыли, равносильно плевку в лицо. Но и повышать в должности за несколько переработанных часов не стоит. Все хорошо в меру. Оценивайте каждого по заслугам, не скупитесь, но и не преувеличивайте.
- Мотивация без учета индивидуальных особенностей.
Нужно ставить себя на место другого. Не всегда то, что нравится руководителю, понравится и его подчиненным. Если для вас лучшим поощрением будет грамота в рамочке, это не значит, что все сотрудники должны быть от нее в восторге.
- Скрытая мотивация.
Эфемерный шанс получить некий бонус за какое-то достижение вряд ли воодушевит сотрудника на продуктивную деятельность. Поощрения должны быть четкими и ясными для всего коллектива.
- Застой системы нематериальной мотивации.
Даже самая эффективная система со временем устаревает и начинает восприниматься сотрудниками как должное, поэтому ее нужно регулярно обновлять и совершенствовать. И не забывайте, что все изменения обязательно должны быть донесены до сотрудников.
Подведем итоги: создавая свою собственную систему нематериальной мотивации персонала, учитывайте мнение всех сотрудников. Они сами подскажут вам, как их лучше мотивировать, главное прислушаться, только тогда мотивация станет по-настоящему эффективной.
Содержание
- 1 Мотивация без денежных затрат
- 2 Виды нематериальной мотивации
- 3 В чем польза нематериальной мотивации?
- 4 Ссылки
Мотивация без денежных затрат
Нематериальная мотивация – это одна из приоритетных составляющих стиля управления в компании, которая используется в совместимости с материальной мотивацией и демотивацией.
Только оптимальное соотношение системы поощрения и наказания сотрудников является залогом успешной работы компании.
Нематериальная мотивация – это поощрения сотрудников за качественную работу, которая никаким образом не влияет на их заработную плату и прочие выплаты.
Виды нематериальной мотивации
Существует более чем достаточно способов, чтобы «вдохновить» работника на дальнейшие трудовые достижения, не затрачивая лишних средств, а
только уделив немного времени и внимания.
Самые распространенные из них
- При авторитарной, диктаторской корпоративной культуре считается, что лучшим стимулом для успешного сотрудника будет отсутствие замечаний и критики со стороны руководства.
- Предоставление отгулов, дополнительные дни отпуска – тоже не требуют от компании лишних затрат.
- Награждение лучших работников корпоративными наградами, публичное выражение благодарности каждому сотруднику отдельно в корпоративной прессе или на сайте компании, портреты на досках почета.
- Организация развлекательных корпоративных мероприятий, которые воспитывают командный дух. На первый взгляд может показаться, что это затратное поощрение, однако, чаще всего корпоративные развлечения не требуют слишком много денег.
- Содействие и помощь в продвижении работника по карьерной лестнице. Даже если карьерное развитие не влечет за собой увеличения зарплаты (или незначительное увеличение) для амбициозных работников такая мотивация представляет интерес.
- Похвала, человеческое участие, готовность помочь, предоставление права выбора (например, каким проектом заниматься).
Каждый руководитель по своему понимает, как должно выглядеть в его компании поощрение сотрудников. Единственное правило – для нематериальной мотивации можно не тратить денег вообще.
В чем польза нематериальной мотивации?
В первую очередь, желание работодателей сэкономить на материальных поощрениях. Лишние траты – это нерентабельно, поэтому целесообразно сочетать премии, денежные поощрения и ценные подарки с нематериальной мотивацией.
Во-вторых, хорошее позитивное настроение сотрудников, особенно работающих в сфере продаж, обслуживания клиентов, может возвратиться компании более высокими прибылями. Эмоциональный подъем подчиненных – это лучшая мотивация для качественного труда.
Хотя, система нематериальных поощрений эффективна только при одном условии: для того чтобы сотрудники должным образом могли оценить такую символическую благодарность за их труд, надо, чтобы подчиненные считали себя частью фирмы, полноценными членами команды, отождествляли свои интересы с корпоративными. Если работник ощущает, что его труд — нечто большее, чем просто выполнение должностных инструкций, только тогда нематериальная мотивация не будет восприниматься им скептически.
Следовательно, для нематериального стимулирования труда задача каждого руководителя:
— выяснить, как каждый работник позиционирует себя по отношению к фирме?
— тщательно продумать и грамотно внедрять методы нематериальной стимуляции, которые могут быть целесообразны в компании.
Ссылки
- Карина Хутаева: «Поле чудес» нематериального стимулирования
- Сергей Кручинецкий: Методика формирования нематериальной мотивации
- Людмила Папкова: Построение системы мотивации с использованием системы сбалансированных показателей
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь