Франц Шуберт «Неоконченная симфония»
Мало кто знает, но одно из самых узнаваемых произведений Шуберта не получило признания при жизни. В нотном тексте сочинения композитор зашифровал все самое характерное для романтического периода. Удивительное послевкусие оставляет музыка, и в ней есть загадка, ведь она совсем не вписывалась в стандарты своего времени.
Историю создания Симфонии №8 Шуберта, известной как «Неоконченная», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.
История создания
Композитор активно работал над произведением с 1822 по 1823 год. Вначале был сочинен фортепианный вариант, затем две части из трех были оркестрованы. Скерцо так и осталась в набросках. Музыковеды предполагают о решении автора, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного содержания, но этот факт не подтвержден. До сих пор никто не знает, почему он был вынужден отказаться от классической формы.
Тем не менее, полностью опровергается факт, что композиция не завершена, так как после окончания работы Шуберт активно занимался другими проектами. Как отмечают его друзья, он не приступал к новым произведениям до тех пор, пока не завершит старое. Более того, он отдал партитуру Ансельму Хюттенбреннеру, который сам являлся достаточно известным музыкантом, имеющим специализацию в симфоническом жанре. Но он, испугавшись, что друг будет опозорен, оставил партитуру без внимания. Вскоре и Франц забыл о собственном труде.
Даже после смерти Шуберта рукопись пылилась у Хюттенрбреннера. В один прекрасный день 1865 года, австрийский дирижер Иоганн Хербек разбирал неизданные ноты. Он искал интересные сочинения для концерта, посвященного венской музыке прошлого. Так была найдена неизвестная до сих пор запись. В тот же год состоялась премьера, которая имела оглушительный успех у публики.
Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.
Интересные факты
- Есть версия, что III и IV части были потеряны, так как они не хранились у близких друзей, которым автор часто показывал собственные творения.
- Дирижер Иоганн Хербек, первый исполнивший симфонию, обнаружил ее абсолютно случайно.
- Шуберт постоянно забывал о собственных произведениях. Так, он мог часами импровизировать, создавая истинные шедевры. Когда Францу приносили ноты его сочинений, он всегда говорил одно и тоже: «Какая чудесная вещь! А кто автор?»
- Некоторые музыканты пытались дописать завершение. К ним относится английский музыковед Брайн Ньюбаулд и русский научный деятель Антон Сафронов.
- При первом исполнении в качестве дополнения был исполнен финал из «Третьей симфонии».
- Это абсолютно законченное произведение, так как после создания прошло два года, когда он все же решил показать симфонию своему ближайшему приятелю.
- Презентация состоялась лишь спустя сорок лет после смерти первого романтика.
- В неизданных нотных записях были найдены партитурные наброски Скерцо.
- Друзья Шуберта откровенно считали, что крупная форма не дается ему в сочинении. Они нередко смеялись над Францем за его попытки создать полный симфонический цикл.
- Считается, что автор не успел завершить композицию из-за смерти, что конечно же миф.
Дирижеры
Не секрет, что композиция довольно известна в музыкальных кругах. Ее исполняют на большой сцене лучшие симфонические оркестры. Но не у всех получается приблизить слушателя к истинному интонационному звучанию, характерному для той эпохи.
Образцовыми исполнениями принято считать:
- Николаус Арнонкур подчеркнул прозрачность и легкость. Аккуратность в динамическом плане сделали музыку более утонченной и изящной.
- Леонард Бернстайн имеет взгляды, отличающиеся от предыдущего музыканта. Драматизм и накал – вот основополагающее значение в его трактовке.
- Герберт фон Караян выделяет тему вступления, определяя для нее главное место.
Содержание «Неоконченной симфонии» Шуберта
«Неоконченная» симфония является завершенной, об этом говорит содержание. Композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека. В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»
Симфония состоит из двух частей, при этом они не противопоставляются между собой, а дополняют друг друга. Единственное, что необходимо отметить, это различие в настроении лирики:
- I. Лирические переживания.
- II. Созерцание, просветленная мечтательность.
На протяжении всей I части герой находится в поиске идеала. Он мечется, его душу терзают смутные сомнения, он теряет веру на обретение счастья. Далее возникает понимание, что счастье находится внутри, его не нужно искать по свету. Надо просто жить и наслаждаться каждым подаренным днем. Жизнь прекрасна в созерцании.
Открывает цикл сумрачное вступление, которое обобщает целый комплекс образов, характерных для романтизма: вечность, тревога, томление. Мелодия нисходящая, создает колорит полуночного тумана. Это неясное сознание лирического героя, в котором все находится в хаосе. Тема вступления играет формообразующую роль, также она несет в себе основную мысль произведения. В дальнейшем она появится перед разработкой и кодой. Примечательно, что музыкальный эпизод противопоставляется следующему за ним интонационному материалу.
В Главной партии вступает голос героя. Это минорная песенная тема в жалобном тембре флейты с гобоем представляет собой яркий показатель композиторской индивидуальности Шуберта. Лирика песни позволяет выразить весь эмоциональный накал. Характерный аккомпанемент добавляет трепета и взволнованности. Маятник начинает раскачиваться. Настроение граничит с элегией и ноктюрном.
В Побочной партии прослеживается более активный образ. Синкопированная ритмика, простой гармонический склад – все это так же является песенными атрибутами, но характер сменился на более положительный и жизнерадостный. Тональность соль мажор, находится в терцовом соотношении, отлично передает настроение. Далее композитор будет активно играть с ладом партии, то омрачая ее, то делая вновь энергичной.
Постепенно усиливается динамика, нарастает звучность. Пунктирный ритм олицетворяет неровное биение сердца. Музыка теряет игривость и начинает подчиняться атмосфере трагедии и драмы. Внезапно вторгается новый эпизод в тональности до минор. Это перелом ситуации. Генеральная пауза. Слов больше нет. Но нужно вставать и идти дальше. Решительность продолжать путь отражается в динамике форте, но он был подавлен символом трагического – аккордом альтерированной субдоминанты. После эмоциональных возгласов восстанавливается материал Побочной партии.
Разработка состоит из двух разделов. Ей предшествует материал вступления, тема которого превращается в ариозное пение на фоне аккомпанемента. Тема звучит в точке кульминации в аккордовой фактуре. В ней исчерпаны все вопросительные интонации, она звучит утвердительно. Произошла смысловая метаморфоза. Тема материализовалась из мысли в реальность. Конфликт открылся через преобразование.
В репризе уже не будет происходить драматических коллизий, все произошло. Кода поострена на интонациях вступления, что создает впечатление арки.
II часть. Andante con moto является олицетворением печальной отрешенности. Нежные ладо-гармонические краски имеют необычные тональные переходы. Смена мажора и минора наталкивает на мысль о переменах в жизни лирического героя. Преобладает яркое звучание струнной группы в сочетании с духовыми инструментами. Данный прием оркестровки позволяет выразить поэтичность и созерцательное настроение, связанное с пребыванием на природе. Лирический герой, наконец нашел свою тихую гавань, которая дарит ему спокойствие и равновесие. Больше ничего не тревожит, не омрачает его сознание. Герой стал свободным.
Произведение стало новаторским в данном жанре, и стало образцом эпохи Романтизма. К характерным чертам нового времени можно отнести следующие качества:
- Усовершенствование драматургии;
- Появление другого по строению конфликта;
- Различие персонажей;
- Тяготение к программе;
- Иное представление;
- Новая стилистика;
- Внутреннее и внешнее изменение масштабов;
- Увеличение формы высказывания;
- Отказ от циклической структуры;
- Обновленная композиция.
Главным отличием произведений Шуберта в крупной форме является внешнее сохранение традиционной структуры с серьезными изменениями тематизма. В эпоху романтиков было не принято скрывать собственные чувства, они уже не могли поместиться в стандарты классицизма.
Нельзя недооценивать художественную значимость, которую несет в себе данное симфоническое произведение. Благодаря композитору появился новый лирико-драматический тип симфонии в инструментальной музыке. В дальнейшем многие гении использовали сочинение в качестве образца для выстраивания правильной драматургической линии.
«Неоконченная симфония» в кинематографе
Симфония №8 – образец романтического взгляда на привычное. Многие кинорежиссеры для передачи атмосферы и настроения использовали музыку в собственном кино.
- Моцарт в джунглях (2015);
- Любовь – это идеальное преступление (2013);
- Сицилийский аккорд (2012);
- Американский папаша (2010);
- Побережья Аньес (2008);
- Выкуп в полдень (2005);
- Призрачные приключения Каспера и Венди (2002);
- Война Фойла (2002);
- Особое мнение (2002);
- Озорные анимашки (1993);
- Слишком красивая для тебя (1989);
- Пингу (1986);
- Детектив (1985);
- Доктор Кто (1981).
Музыка Франца Шуберта не только украсила вышеуказанные киноленты, но и вывела фильмы на крупнейшую кинематографическую арену. Киноленты получили награды за музыкальное оформление.
8-я симфония Шуберта – это не меркнущая, а расцветающая с годами красота. Лирические интонации, волшебное звучание, гармоничность в сочетании с новизной – вот, что будет бесконечно цениться слушателем.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Франц Шуберт «Неоконченная симфония»
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Франц Шуберт прожил недолгую жизнь, всего лишь 31 год. За свою непродолжительную музыкальную карьеру он написал истинные шедевры. Творения австрийского композитора пополнили сокровищницу мировой музыкальной культуры. И одним из самых необычных, изысканных произведений является Восьмая симфония, которая получила немногословное название — «Неоконченная».
История написания симфонии
Первую симфонию Франц Шуберт написал всего лишь в шестнадцать лет, но широкое признание пришло к нему чуть позже, после двадцати трех лет. Особое место в его творчестве занимали песни, которых он за свою жизнь сочинил более 600. Шуберт создавал чудесную музыку на стихи знаменитых поэтов – Гете, Шиллера, Шекспира, Скотта. Именно песни прославили композитора при жизни, но посмертную славу автору принесла «Неоконченная симфония».
Симфония была написана на протяжении последних месяцев 1822 года, в 1823 он продолжал вносить правки. Это было время, когда Шуберт был известен в музыкальных кругах, как талантливый создатель прекрасных песен, фортепианных пьес. Как симфониста Франца никто, кроме близкого окружения, не знал, при этом ни одна из предшествовавших симфоний не была исполнена публично.
Восьмая симфония создавалась вначале для исполнения на двух фортепиано. В фортепианной редакции сохранились три части симфонии, однако только две части были оркестрованы. Последняя – осталась в набросках. Больше композитор не возвращался к этому произведению, поэтому она называется «Неоконченной».
Музыковеды спорят о том, действительно ли композиция была задумана автором, как двухчастное произведение? И что заставило Шуберта отказаться от классической формы, четырехчастного музыкального сочинения? Возможно, автор решил, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного смысла? А, может быть, он, не чувствуя себя мастером симфонической формы, отказался от продолжения работы. Он написал две части и испугался, что они совсем не похожи на то, что до сих пор выходило из-под его пера.
До сих пор не известны ответы на эти вопросы… Есть сведения только о том, что партитура сочинения была передана известному музыканту и музыкальному критику – Ансельму Хюттенбреннеру, где она пылилась вплоть до 1865 года, пока случайно не была найдена австрийским дирижером Иоганном Хербеком.
Шел 1865 год, прошло 27 лет после кончины Шуберта и 42 года после написания Восьмой симфонии. Дирижер Хербек разбирал неизданные ноты в поисках интересного сочинения для концерта, посвященного музыке венской классики. Так была найдена нотная запись. Вскоре, в тот же год, симфоническая музыка Шуберта уже звучала в премьере и имела ошеломительный успех у публики. Через год симфония стала исполняться во всем мире.
Описание частей произведения
Произведение начинается со вступления, в унисон свинцово и приглушенно звучат виолончели и контрабасы. Лаконично изложенная тема застывает, словно неразрешенный вечный вопрос.
Далее на фоне тревожного аккомпанемента скрипичных инструментов распевается главная тема. Она выразительна, чарующа, словно молитвенное песнопение, которое исполняет кларнет и гобой. Внешне спокойная музыка наполнена внутренней напряженностью, постепенно мелодическая лента разворачивается и, доходя до фортиссимо, становится тягучей, натужной. Ей на смену приходит необыкновенной красоты вальсовая мелодия – это побочная тема.
Второстепенная тема возвышенна, мечтательна, она, словно укромный уголок, в котором можно спрятаться от невзгод внешнего мира. Однако светлую идиллию нарушают пронзительные звуки оркестрового tutti – термин, обозначающий совместную игру всех инструментов оркестра. Начинается настоящее драматическое действо: мелодия побочной темы словно пытается вырваться наружу, но жестоко подавляется сокрушительными аккордами. Во вновь появившейся теме нет уже той легкости и светлости, она окрашена скорбными, тягостными интонациями.
В разработке вновь звучит сумрачная тема вступления, которую подхватывают стонущие мотивы, ассоциирующиеся с безысходностью, они извиваются в напряженной борьбе, достигают кульминации и сменяются тоскливой нотой. Это момент наступления репризы.
В разделе репризы повторяется музыкальный материал экспозиции, в нем присутствует напряжение, отчаяние, но на полноценную борьбу сил не осталось… Последние такты звучат надломлено, страдальчески, как трагический эпилог.
Вторая часть – Andante con moto, передает созерцательно-задумчивое настроение. В ней нет всплеска эмоций, буйства красок. Это мир иных образов. Герой, переживший глубокое потрясение в своей жизни, примиряется и ищет успокоения. Обе темы этой части проникнуты покорно-осветленным чувством. Лишь на мгновение музыкальную ткань обагряют драматично-мощные аккорды. Конец части эффектен: постепенно звуки стихают, начальная тема растворяется, воцаряется тишина.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.
Symphony No. 8 (h-moll), D. 759, «Unvollendete»
Композитор
Год создания
1822
Дата премьеры
17.12.1865
Жанр
Страна
Австрия
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.
История создания
В 1865 году венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, начал рыться в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 года в концерте венского Общества любителей музыки.
Композитор создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.
До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре — тональности крайне редко употреблявшейся, — и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.
Тематических связей с Неоконченной в этом антракте нет, поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что он должен был стать финалом симфонии. В то же время в эскизах третьей части такие связи просматриваются. Пожалуй, наиболее вероятным кажется мнение, также высказанное на страницах посвященных Шуберту книг: он собирался писать обычную четырехчастную симфонию, но, в отличие от песни, в которой был полновластным, уверенным в себе мастером, в симфоническом жанре уверенным себя не чувствовал. Ведь ему до сих пор не удалось услышать ни одной из своих симфоний в профессиональном оркестровом звучании. И быть новатором он вовсе не стремился: его идеалом, к которому он мечтал приблизиться, был Бетховен, что и доказала следующая, Большая симфония до мажор. А написав эти две части, он мог просто испугаться — настолько они не были похожи на все, написанное в этом жанре до него.
Кстати, это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821 года, он писал симфонию ми мажор (условно считающуюся Седьмой), партитура которой была написана эскизно. В ней уже видны подступы к двум следующим симфоническим циклам — в составе оркестра, масштабах, отчетливом романтическом колорите. Возможно, композитор не стал ее дописывать, так как не нашел еще нового пути, по которому думал двигаться. Также — об этом можно лишь гадать — не казался ему плодотворным и путь Неоконченной: не поняв, что созданное им — шедевр, открывающий совершенно новые пути в симфонии, Шуберт счел ее неудачей и оставил работу. Считать ее законченным двухчастным циклом тем более нет оснований, что не только у Шуберта, но и у более поздних композиторов, вплоть до XX века, обычно выдерживаются тональные соотношения частей: заключать симфонию должна та же (или одноименная) тональность, в которой она начиналась. Единственным смелым новаторством было создание Малером финала Девятой, ре-мажорной симфонии, в ре-бемоль мажоре, впрочем, совершенно оправданное самим замыслом. Во времена же Шуберта создать произведение, которое начиналось бы в си миноре, а заканчивалось в ми мажоре, было совершенно немыслимо, зато тональность субдоминанты вполне могла появиться в одной из средних частей цикла.
Неоконченная — одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку входит новая тема — внутренний мир человека, остро чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это — первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.
Музыка
Первая часть. Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше — трепетный шелест у скрипок и на его фоне — распев главной темы. Мелодия простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) — взрыв оркестрового tutti. Снова пауза — и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней — то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.
Вторая часть симфонии — мир иных образов. Здесь — примиренность, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti — и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом — она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит постепенное затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина…
Л. Михеева
Содержание симфонии рождается из обобщения образов, уже знакомых по вокальным сочинениям Шуберта. В симфонии они разрастаются до значения коренных, жизненно важных проблем, представленных в аспектах, характерных для Шуберта и его времени: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.
Симфония имеет всего две части. Формально, если взять за основу нормы классического четырехчастного цикла, она действительно неоконченная. Однако после нее Шуберт написал огромное количество других произведений, в том числе еще две симфонии (Восьмая симфония была написана в 1825 году и бесследно исчезла. Последняя, С-dur’ная, создана в 1828 году, в год смерти композитора.). Как будто ничто не мешало ему закончить и симфонию h-moll. Сохранились наброски к третьей части, но дальнейшей разработки они не получили. По-видимому, Шуберт не счел необходимым что-либо добавлять к уже написанным двум частям симфонии. Не лишним будет указать, что задолго до «Неоконченной» симфонии Шуберта Бетховен писал совершенно законченные двухчастные фортепианные сонаты (например, сонаты ор. 78 Fis-dur или ор. 90 e-moll). У романтиков XIX века эта «вольность» уже становится типичным явлением.
В романтической музыке свобода лирических высказываний часто сочетается с поэтической программой, отсюда характерно стремление к индивидуализации строения циклов. При этом действуют две тенденции: одна ведет к сжатию цикла, другая — к расширению, иногда даже непомерному. Так, Лист пишет симфонию «Фауст» в трех частях, симфонию «Данте» — в двух; он же приходит к предельному сжатию цикла до одночастности, создавая новый жанр — одночастную симфоническую поэму. Для Берлиоза, крупнейшего французского симфониста, наоборот, характерны обширные циклы: его «Фантастическая симфония» состоит из пяти частей, а драматическая симфония «Ромео и Юлия» — из семи.
С этой точки зрения «Неоконченная» симфония Шуберта, представляющая собой новый тип лирико-драматической симфонии, — вполне законченное произведение, так как круг заложенных в ней лирических образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух существующих частей.
Между частями симфонии нет внутреннего противопоставления. Обе части лиричны, но их лирика по-разному окрашена. В первой части лирические переживания передаются с трагической обостренностью, во второй — лирика созерцательная, проникнутая спокойной, просветленной мечтательностью.
Первая часть симфонии начинается с сумрачного вступления — своего рода эпиграфа. Это небольшая, лаконично изложенная тема — обобщение целого комплекса романтических образов: томления, «вечного» вопроса, тайной тревоги, лирических раздумий и т. п. Типическими оказались и найденные средства музыкального воплощения: нисходящее, как бы падающее движение мелодии, близкие к речевым мелодические обороты, воспроизводящие интонации вопроса, таинственный, затуманенный колорит.
Заключая в себе основную идею симфонии, тема вступления составляет и ее музыкальный стержень. Она проходит через всю первую часть, овладевая решающими, самыми значительными разделами симфонии. В целостном виде эта тема проходит как вступление к разработке и коде. Обрамляя экспозицию и репризу, она противопоставляется остальному тематическому материалу. На материале вступления развертывается разработка; на интонациях вступительной темы строится заключительный этап первой части — кода.
Во вступлении эта тема звучит лирико-философским раздумьем, в разработке поднимается до трагического пафоса, в коде приобретает скорбный характер:
Теме вступления контрастируют две темы экспозиции: задумчиво-элегическая в главной партии, изящная при всей простоте песенно-танцевальная — в побочной:
В этих инструментальных темах ярко проступает индивидуальность Шуберта — лирика и песенного композитора. Песенная сущность обеих тем сказывается не только в природе самой мелодики, но и в фактуре, оркестровом изложении, структуре, что естественно влияет на весь процесс симфонического развития.
Изложение главной партии сразу обращает на себя внимание характерными песенными приемами. Тема слагается из двух основных компонентов: мелодии и аккомпанемента. Подобно тому, как в песне или романсе вступление голоса часто предваряется несколькими тактами аккомпанемента, так и здесь главная партия начинается небольшим оркестровым вступлением, которое переходит затем в сопровождение мелодии главной партии.
Трепетное движение шестнадцатых у скрипок, приглушенное pizzicato струнных басов создает выразительный фон, на котором вырисовывается как бы парящая, элегически задушевная мелодия гобоя и кларнета.
По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии. Характерно, что и структурно главная партия оформлена, как самостоятельное замкнутое построение.
В побочной партии Шуберт обращается к более активной сфере образов, связанных с танцевальными жанрами. Подвижная синкопированная ритмика аккомпанемента, народно-песенные обороты мелодии, простота гармонического склада, светлые тона мажорной тональности G-dur вносят радостное оживление. Несмотря на драматический срыв внутри побочной партии, просветленный колорит распространяется дальше и закрепляется в заключительной партии:
Однако появление побочной партии не вносит драматического контраста. Между темами экспозиции нет антагонизма и внутренних противоречий. Обе песенные лирические темы даны в сопоставлении, а не в столкновении. При этом исчезла необходимость в длительной подготовке побочной партии, в последовательности перехода. Тем самым существенно изменяются функции связующей партии. В данном случае она вовсе устраняется и заменяется коротким модуляционным ходом:
Взамен динамических факторов выдвигается новый элемент — колористическое толкование ладо-тональных функций. Побочная партия проходит в экспозиции в G-dur, а в репризе — в D-dur. Терцовые ладо-тональные сочетания (h-moll — G-dur, h-moll — D-dur) — это тонкие красочные оттенки, от которых светлеют сумрачные тона h-moll.
Мягкая лирика образов экспозиции лишает их способности противоборства. Поэтому в разработке темы главной и побочной партий почти полностью отстраняются. Исключение составляет синкопированная ритмическая фигура, отчлененная от побочной партии (аккомпанемент темы), но в драматической атмосфере разработки она теряет свою танцевальную игривость. Больше того, в контексте разработки ее синкопы лишь нагнетают состояние тревоги. Перерождаясь затем во второй фазе разработки в стучащий пунктирный ритм, они звучат уже с откровенной угрозой:
Разработка развертывается исключительно на материале вступления. Вступительное построение к ней звучит таинственно и настороженно. Унисонная тема, медленно и неуклонно сползая вниз, переходит в глухой рокот тремоло басов.
На этом фоне поднимается цепь восходящих секвенций, построенных на интонациях той же темы. В движении секвенций с имитационно переплетающимися мотивами вскрывается их внутренняя драматическая страстность. В момент первой кульминации напряжение разряжается взрывом всего оркестра:
Следующее звено разработки состоит из сцепления остро контрастирующих фраз; здесь-то и появляется синкопированная фигура из побочной партии. Сначала она противопоставляется tutti оркестра, а затем совсем стушевывается, освобождая «поле действия» основной теме.
«Водоразделом» между двумя фазами разработки и ее центральным моментом служит полное проведение темы вступления в субдоминантовой тональности (e-moll).
Мощные оркестровые унисоны, поддержанные тромбонами, исчезновение вопросительных интонаций (полная совершенная каденция) сообщают теме характер волевой, категорический, в прямой зависимости от которого находится дальнейший ход событий:
Вторая фаза разработки протекает в крайнем напряжении. Вся музыкальная ткань находится в непрестанном движении; в разных оркестровых сочетаниях канонически разрабатываются отдельные мотивы вступления, вводится новый выразительный эпизод со «стучащим» пунктирным ритмом. Наконец наступает момент кульминации: он-то и выявляет трагическую неразрешимость поставленных вопросов. В острой ладовой «борьбе» D-dur и h-moll «победа» остается за последним.
Ладовая и интонационная окраска последних фраз разработки предрешает возврат к меланхолической настроенности главной партии:
Реприза не вносит существенно нового, способного направить развитие в какую-либо иную сторону. В коде вновь скорбно звучит тема вступления, за которой как бы остается последнее слово:
Вторая часть симфонии — Andante con moto.
Удивительна поэзия ее печальной отрешенности. Глубокий лиризм, то спокойно созерцательный, то чуть взволнованный исходит от тем медленной части симфонии. Нежность красок ладо-гармонической палитры с неожиданными гармоническими сдвигами, тональными переходами, колебаниями мажорного и минорного ладов, прозрачный оркестровый фон, где преобладает звучание струнной группы в комбинации с деревянными духовыми, — все это обволакивает темы тончайшим поэтическим колоритом, легким дыханием природы:
Своеобразно строение Andante. В нем свободно сочетается замкнутость структуры первой и второй тем с некоторыми типичными чертами сонатной формы (Форма Andante наиболее близка сонате без разработки. Главная и побочная партии изложены развернуто, каждая имеет трехчастную структуру; при этом особенность побочной партии — в ее преимущественно вариационном развитии.), текучесть музыкальной ткани — с преобладанием приемов вариационного развития. По сути во второй части симфонии h-moll заметна тенденция к созданию новых романтических форм инструментальной музыки, синтезирующих черты разных форм; в завершенном виде они представлены будут в творчестве Шопена, Листа.
В «Неоконченной» симфонии, как и в других произведениях, Шуберт поставил в центр жизнь чувств простого человека; высокая степень художественного обобщения сделала его творчество выражением духа эпохи.
В. Галацкая
- Симфоническое творчество Шуберта →
реклама
вам может быть интересно
Публикации
From Wikipedia, the free encyclopedia
An unfinished symphony is a fragment of a symphony, by a particular composer, that musicians and academics consider incomplete or unfinished for various reasons. The archetypal unfinished symphony is Franz Schubert’s Symphony No. 8 (sometimes called Schubert’s Unfinished Symphony), written in 1822, six years before his death. It features two fully orchestrated movements. While it seems clear from sketches that Schubert set out to create a traditional four-movement symphony, this has been the subject of endless debate. Schubert wrote the symphony for the Graz Musical Society, and gave the manuscript to his friend Anselm Hüttenbrenner, in his capacity as its representative. However, Hüttenbrenner did not show the score to the society at that time, nor did he reveal the existence of the manuscript after Schubert died in 1828, but kept it a secret for another 37 years. In 1865, when he was 76 (three years before his death), Hüttenbrenner finally showed it to the conductor Johann von Herbeck, who conducted the extant two movements on 17 December 1865 in Vienna, adding the last movement of Schubert’s third symphony as the finale. Music historians and scholars then toiled to «prove» the composition was complete in its two-movement form, and indeed, in that form it became one of the most popular pieces in the late 19th century classical music repertoire, and remains one of Schubert’s most popular compositions.
Other unfinished symphonies[edit]
The unfinished symphony may also refer to:
- Ludwig van Beethoven’s Symphony No. 10, a hypothetical work assembled by Barry Cooper from fragmentary sketches left by Beethoven.
- Georges Bizet’s Roma Symphony, sometimes described as «unfinished», but this is misleading. After eleven years of tinkering (1860–1871), with a partial performance in 1869, Bizet could still not produce a version that truly satisfied him. However, the latest version of the symphony was published posthumously in 1880, and is a complete work in the sense that all the movements are fully scored.
- Alexander Borodin’s Symphony No. 3, which only contains two drafted movements, and was later completed for publication by Alexander Glazunov.
- Anton Bruckner’s Symphony No. 9, which only contains three complete movements and a draft of the fourth movement. There have been a number of completions made of the fourth movement, but most conductors opt to perform and record only the first three.
- Anton Bruckner’s Symphony in B minor (only few sketches)
- Boudewijn Buckinx’s symphonies. In the years 1991–1992 this postmodern Belgian composer composed nine unfinished symphonies (which premiered in 1993).[1]
- Norbert Burgmüller’s Symphony No. 2, which only contains two complete movements. The third movement, a scherzo, was finished and orchestrated by Robert Schumann.
- Edward Elgar’s Symphony No. 3 in C minor, op. 88 (1932–34), which Elgar left with a mass of sketches for the four movements of this potentially major work, with a few passages fully scored. A highly creative performing version was achieved in 1997 by Anthony Payne.
- Charles Gounod’s Symphony No. 3 in C major
- Johannes Brahms’s Symphony No. 5 in G major, he gave up this project and made use of the themes to complete «String Quintet No.2 in G major (op.111)
- Charles Ives’s Universe Symphony, a composition which Ives worked on periodically between 1911 and 1928. During the 1980s and 1990s, there were three separate performing versions assembled, including a version by David Gray Porter (1993),[2][3] Larry Austin (1994),[4][5][6][3][7][8] and Johnny Reinhard (1996).[7][9][6][10][8][2]
- Gustav Mahler’s Symphony No. 10, which Mahler left with a continuous draft of this five-movement work, with the first and third movements more or less fully scored. These two movements (Adagio and Purgatorio) were prepared for publication by Franz Schalk and Ernst Krenek in 1924. Various orchestrations and performing editions of the entire symphony have been made since the 1960s, including that of Deryck Cooke (1960–64), subsequently revised with input from Berthold Goldschmidt, Colin Matthews and David Matthews and a sparer, brass-prominent version by Joseph Wheeler.
- Carl Nielsen’s Symphony in F major (1888), which only contains the completed first movement, which later got the title Symphonic Rhapsody FS 7. It was performed twice, but Nielsen never composed the rest of it. Instead he started composing what would become his first symphony in G minor, which is famous for being the first symphony in history that changes key and ends in C major.[citation needed]
- Franz Schubert’s Symphony No. 7, which only contains a completed first movement and a single instrument part for the remaining symphony. Completions were made by John Francis Barnett, Felix Weingartner and Brian Newbould, among others.
- Franz Schubert’s Symphony No. 10, a symphonic sketch from 1828 reconstructed as a three-movement work often referred to as his Tenth or Last symphony. (Scholars believe it is the work meant by a reference to the ‘Last Symphony’ (Letzte Symphonie) in a contemporary obituary of Schubert.[citation needed])
- Jean Sibelius’s Symphony No. 8, which was announced during his life several times, but was probably destroyed by the composer.
- Wilhelm Stenhammar’s Symphony No. 3, which contains a draft of a first movement (including a seven-page fragment in full score) and sketches of three other movements. The full-score fragment of the first movement was edited with a concert ending by Tommy B. Andersson and first performed in 1991.
- Pyotr Ilyich Tchaikovsky’s Symphony No. 7, which Tchaikovsky abandoned; he reused the sketches for his third piano concerto and Andante and Finale. Semyon Bogatyrev produced the symphony version, now sometimes called «Symphony No.7».[11][12][13][14]
- Eduard Tubin’s Symphony No. 11, which contains a partially orchestrated first movement and the opening ten bars of a second movement. The orchestration of the first movement was completed by Kaljo Raid in 1987 and this movement has been performed and recorded several times.
- Ernest John Moeran’s Symphony No. 2 in E flat major, which Moeran left with advanced sketches for the four movements at the time of his death, in 1950. The manuscript of that work and various others were donated by his widow Peers Coetmore to the Victorian College of the Arts in Melbourne. Conductor Martin Yates has recently realised and completed the Symphony No. 2 from sketches and the recording of the work with Yates conducting the Royal Scottish National Orchestra was released on the Dutton Epoch label (together with the early Overture and also with Martin Yates’ own orchestration of Sarnia by John Ireland in October 2011).
- Richard Arnell’s Symphony No. 7 «Mandela», op. 201. Arnell had left sketches for a Seventh Symphony, dedicated to Nelson Mandela, at the time of his death, in 2009, and it has since been realised and completed by Martin Yates. It was recorded in the summer of 2010 by Yates and the RSNO and was issued by Dutton Epoch.
- Alfred Schnittke’s Symphony No. 9 was written two years before his death in 1998. The reconstruction of the manuscript of a barely readable score was made by a younger generation composer – Alexander Raskatov – hired by Irina Schnittke, the composer’s widow. Raskatov not only reconstructed Schnittke’s Ninth but also wrote his own composition: Nunc dimittis – In memoriam Alfred Schnittke. The premiere recording of both pieces was conducted by Dennis Russell Davies.
- Richard Wagner’s Symphony in E major was begun in 1834, being an orchestration of his Grand Piano Sonata in A major. He sketched out the first movement and part of the second before abandoning the work. The manuscript was lost, being found in a second-hand bookshop in Berlin in 1886. His wife Cosima asked Wagner’s assistant Felix Mottl to orchestrate the sketches.
- Edvard Grieg’s Symphony No. 2, subtitled «In Spring», was left as sketches when he died in 1907.
- Allan Pettersson’s Symphonies No. 1 and 17. No. 1 was begun in 1951, Pettersson wrote a substantial amount of material before he became dissafected with the piece. However, through his life, Pettersson returned to the score several times despite being unable to finish it. Symphony No. 17 was apparently begun in 1979, only leaving a fragment of only 207 bars before he died on 20 June 1980. Both works were completed by Christian Lindberg.
- Louis Vierne’s Organ Symphony No.7 in C minor was begun briefly before his death on 2 June 1937, leaving unfinished sketches.
- Claude Debussy’s Symphony in B minor was written between 1880 and 1881 for four-hands piano, he intended to write it in three movements but left two. Debussy sent the manuscript to Nadezhda von Meck, so the score was kept in a Russian archive after her death. It was published posthumously by Muzgiz in 1933. The work was never orchestrated by Debussy himself, being arranged for orchestra by Tony Finno.
- Arnold Bax’s Symphony in F major was composed in 1907 but left it in a piano score, being dissatisfied with it. It was much later orchestrated by British conductor Martin Yates.
- Mieczysław Weinberg’s Symphony No. 22 was finished in a piano score when he died on 26 February 1996, unable to orchestrate it. Weinberg’s wife Olya suggested to Kirill Umansky that he might orchestrate the score. Immersing himself in Weinberg’s symphonic music, Umansky completed the orchestration and the first performance was given by the Belgorod State Philharmonic Orchestra in 2003.
- Mikhail Glinka’s Symphonies. Glinka began and left unfinished a single movement two symphonies: A Symphony in B flat major, and the more known Symphony in D minor, subtitled «On Two Russian themes». The first was completed by Petr Klimov, the second by Vissarion Shebalin.
See also[edit]
- Curse of the ninth
- List of symphonies with names
References[edit]
- ^ Boudewijn Buckinx: composers website – list of compositions
- ^ a b Paine, Phil (2 January 2009). «Charles Ives: the «Universe Symphony»«. Phil Paine. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Dickinson, Peter (July 2004). «Ives Universe Symphony; Symphony No. 2». Gramophone. London, England: Gramophone. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Sealey, Mark (2012). «CD Review: Charles Ives». Classical Net. Classical Net. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Lyman, Zachary; Austin, Larry (2008). «Completing Ives’s Universe Symphony: An Interview with Larry Austin». American Music. University of Illinois Press. 26 (4): 442–473.
- ^ a b Mortensen, Scott (2006). «Universe Symphony: Survey of Recordings». MusicWeb. Scott Mortensen. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Reinhard, Johnny (12 October 2005). «Across the Universe». New York, NY: New Music USA. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Gutmann, Peter (2011). «Charles Ives: Fourth Symphony». Classical Notes. Peter Gutmann. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Kostelanetz, Richard (1 November 2005). «Charles Ives’s Universe Symphony, Finally». The Brooklyn Rail. Brooklyn, NY: The Brooklyn Rail, Inc. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Mattison, Ben (2 June 2005). «Reinhard Reconstruction of Ives’ Universe Symphony to Be Released on CD». Playbill. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Carr, Jr., Victor (2015). «Tchaikovsky: Symphony no. 7/Ormandy». Classics Today. Classics Today. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Wigman, Brian (2014). «Rarities». Classical Net. Classical Net. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Daniels, David (2005). Orchestral Music: A Handbook. Lanham, MD: Scarecrow Press, Inc. p. 387. ISBN 9781461664253. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Brown, David (1991). Tchaikovsky: The Final Years, 1885-1893, Volume IV. New York, NY: Norton. p. 493. ISBN 9780393030990. Retrieved 8 April 2019.
From Wikipedia, the free encyclopedia
An unfinished symphony is a fragment of a symphony, by a particular composer, that musicians and academics consider incomplete or unfinished for various reasons. The archetypal unfinished symphony is Franz Schubert’s Symphony No. 8 (sometimes called Schubert’s Unfinished Symphony), written in 1822, six years before his death. It features two fully orchestrated movements. While it seems clear from sketches that Schubert set out to create a traditional four-movement symphony, this has been the subject of endless debate. Schubert wrote the symphony for the Graz Musical Society, and gave the manuscript to his friend Anselm Hüttenbrenner, in his capacity as its representative. However, Hüttenbrenner did not show the score to the society at that time, nor did he reveal the existence of the manuscript after Schubert died in 1828, but kept it a secret for another 37 years. In 1865, when he was 76 (three years before his death), Hüttenbrenner finally showed it to the conductor Johann von Herbeck, who conducted the extant two movements on 17 December 1865 in Vienna, adding the last movement of Schubert’s third symphony as the finale. Music historians and scholars then toiled to «prove» the composition was complete in its two-movement form, and indeed, in that form it became one of the most popular pieces in the late 19th century classical music repertoire, and remains one of Schubert’s most popular compositions.
Other unfinished symphonies[edit]
The unfinished symphony may also refer to:
- Ludwig van Beethoven’s Symphony No. 10, a hypothetical work assembled by Barry Cooper from fragmentary sketches left by Beethoven.
- Georges Bizet’s Roma Symphony, sometimes described as «unfinished», but this is misleading. After eleven years of tinkering (1860–1871), with a partial performance in 1869, Bizet could still not produce a version that truly satisfied him. However, the latest version of the symphony was published posthumously in 1880, and is a complete work in the sense that all the movements are fully scored.
- Alexander Borodin’s Symphony No. 3, which only contains two drafted movements, and was later completed for publication by Alexander Glazunov.
- Anton Bruckner’s Symphony No. 9, which only contains three complete movements and a draft of the fourth movement. There have been a number of completions made of the fourth movement, but most conductors opt to perform and record only the first three.
- Anton Bruckner’s Symphony in B minor (only few sketches)
- Boudewijn Buckinx’s symphonies. In the years 1991–1992 this postmodern Belgian composer composed nine unfinished symphonies (which premiered in 1993).[1]
- Norbert Burgmüller’s Symphony No. 2, which only contains two complete movements. The third movement, a scherzo, was finished and orchestrated by Robert Schumann.
- Edward Elgar’s Symphony No. 3 in C minor, op. 88 (1932–34), which Elgar left with a mass of sketches for the four movements of this potentially major work, with a few passages fully scored. A highly creative performing version was achieved in 1997 by Anthony Payne.
- Charles Gounod’s Symphony No. 3 in C major
- Johannes Brahms’s Symphony No. 5 in G major, he gave up this project and made use of the themes to complete «String Quintet No.2 in G major (op.111)
- Charles Ives’s Universe Symphony, a composition which Ives worked on periodically between 1911 and 1928. During the 1980s and 1990s, there were three separate performing versions assembled, including a version by David Gray Porter (1993),[2][3] Larry Austin (1994),[4][5][6][3][7][8] and Johnny Reinhard (1996).[7][9][6][10][8][2]
- Gustav Mahler’s Symphony No. 10, which Mahler left with a continuous draft of this five-movement work, with the first and third movements more or less fully scored. These two movements (Adagio and Purgatorio) were prepared for publication by Franz Schalk and Ernst Krenek in 1924. Various orchestrations and performing editions of the entire symphony have been made since the 1960s, including that of Deryck Cooke (1960–64), subsequently revised with input from Berthold Goldschmidt, Colin Matthews and David Matthews and a sparer, brass-prominent version by Joseph Wheeler.
- Carl Nielsen’s Symphony in F major (1888), which only contains the completed first movement, which later got the title Symphonic Rhapsody FS 7. It was performed twice, but Nielsen never composed the rest of it. Instead he started composing what would become his first symphony in G minor, which is famous for being the first symphony in history that changes key and ends in C major.[citation needed]
- Franz Schubert’s Symphony No. 7, which only contains a completed first movement and a single instrument part for the remaining symphony. Completions were made by John Francis Barnett, Felix Weingartner and Brian Newbould, among others.
- Franz Schubert’s Symphony No. 10, a symphonic sketch from 1828 reconstructed as a three-movement work often referred to as his Tenth or Last symphony. (Scholars believe it is the work meant by a reference to the ‘Last Symphony’ (Letzte Symphonie) in a contemporary obituary of Schubert.[citation needed])
- Jean Sibelius’s Symphony No. 8, which was announced during his life several times, but was probably destroyed by the composer.
- Wilhelm Stenhammar’s Symphony No. 3, which contains a draft of a first movement (including a seven-page fragment in full score) and sketches of three other movements. The full-score fragment of the first movement was edited with a concert ending by Tommy B. Andersson and first performed in 1991.
- Pyotr Ilyich Tchaikovsky’s Symphony No. 7, which Tchaikovsky abandoned; he reused the sketches for his third piano concerto and Andante and Finale. Semyon Bogatyrev produced the symphony version, now sometimes called «Symphony No.7».[11][12][13][14]
- Eduard Tubin’s Symphony No. 11, which contains a partially orchestrated first movement and the opening ten bars of a second movement. The orchestration of the first movement was completed by Kaljo Raid in 1987 and this movement has been performed and recorded several times.
- Ernest John Moeran’s Symphony No. 2 in E flat major, which Moeran left with advanced sketches for the four movements at the time of his death, in 1950. The manuscript of that work and various others were donated by his widow Peers Coetmore to the Victorian College of the Arts in Melbourne. Conductor Martin Yates has recently realised and completed the Symphony No. 2 from sketches and the recording of the work with Yates conducting the Royal Scottish National Orchestra was released on the Dutton Epoch label (together with the early Overture and also with Martin Yates’ own orchestration of Sarnia by John Ireland in October 2011).
- Richard Arnell’s Symphony No. 7 «Mandela», op. 201. Arnell had left sketches for a Seventh Symphony, dedicated to Nelson Mandela, at the time of his death, in 2009, and it has since been realised and completed by Martin Yates. It was recorded in the summer of 2010 by Yates and the RSNO and was issued by Dutton Epoch.
- Alfred Schnittke’s Symphony No. 9 was written two years before his death in 1998. The reconstruction of the manuscript of a barely readable score was made by a younger generation composer – Alexander Raskatov – hired by Irina Schnittke, the composer’s widow. Raskatov not only reconstructed Schnittke’s Ninth but also wrote his own composition: Nunc dimittis – In memoriam Alfred Schnittke. The premiere recording of both pieces was conducted by Dennis Russell Davies.
- Richard Wagner’s Symphony in E major was begun in 1834, being an orchestration of his Grand Piano Sonata in A major. He sketched out the first movement and part of the second before abandoning the work. The manuscript was lost, being found in a second-hand bookshop in Berlin in 1886. His wife Cosima asked Wagner’s assistant Felix Mottl to orchestrate the sketches.
- Edvard Grieg’s Symphony No. 2, subtitled «In Spring», was left as sketches when he died in 1907.
- Allan Pettersson’s Symphonies No. 1 and 17. No. 1 was begun in 1951, Pettersson wrote a substantial amount of material before he became dissafected with the piece. However, through his life, Pettersson returned to the score several times despite being unable to finish it. Symphony No. 17 was apparently begun in 1979, only leaving a fragment of only 207 bars before he died on 20 June 1980. Both works were completed by Christian Lindberg.
- Louis Vierne’s Organ Symphony No.7 in C minor was begun briefly before his death on 2 June 1937, leaving unfinished sketches.
- Claude Debussy’s Symphony in B minor was written between 1880 and 1881 for four-hands piano, he intended to write it in three movements but left two. Debussy sent the manuscript to Nadezhda von Meck, so the score was kept in a Russian archive after her death. It was published posthumously by Muzgiz in 1933. The work was never orchestrated by Debussy himself, being arranged for orchestra by Tony Finno.
- Arnold Bax’s Symphony in F major was composed in 1907 but left it in a piano score, being dissatisfied with it. It was much later orchestrated by British conductor Martin Yates.
- Mieczysław Weinberg’s Symphony No. 22 was finished in a piano score when he died on 26 February 1996, unable to orchestrate it. Weinberg’s wife Olya suggested to Kirill Umansky that he might orchestrate the score. Immersing himself in Weinberg’s symphonic music, Umansky completed the orchestration and the first performance was given by the Belgorod State Philharmonic Orchestra in 2003.
- Mikhail Glinka’s Symphonies. Glinka began and left unfinished a single movement two symphonies: A Symphony in B flat major, and the more known Symphony in D minor, subtitled «On Two Russian themes». The first was completed by Petr Klimov, the second by Vissarion Shebalin.
See also[edit]
- Curse of the ninth
- List of symphonies with names
References[edit]
- ^ Boudewijn Buckinx: composers website – list of compositions
- ^ a b Paine, Phil (2 January 2009). «Charles Ives: the «Universe Symphony»«. Phil Paine. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Dickinson, Peter (July 2004). «Ives Universe Symphony; Symphony No. 2». Gramophone. London, England: Gramophone. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Sealey, Mark (2012). «CD Review: Charles Ives». Classical Net. Classical Net. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Lyman, Zachary; Austin, Larry (2008). «Completing Ives’s Universe Symphony: An Interview with Larry Austin». American Music. University of Illinois Press. 26 (4): 442–473.
- ^ a b Mortensen, Scott (2006). «Universe Symphony: Survey of Recordings». MusicWeb. Scott Mortensen. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Reinhard, Johnny (12 October 2005). «Across the Universe». New York, NY: New Music USA. Retrieved 5 April 2019.
- ^ a b Gutmann, Peter (2011). «Charles Ives: Fourth Symphony». Classical Notes. Peter Gutmann. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Kostelanetz, Richard (1 November 2005). «Charles Ives’s Universe Symphony, Finally». The Brooklyn Rail. Brooklyn, NY: The Brooklyn Rail, Inc. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Mattison, Ben (2 June 2005). «Reinhard Reconstruction of Ives’ Universe Symphony to Be Released on CD». Playbill. Retrieved 5 April 2019.
- ^ Carr, Jr., Victor (2015). «Tchaikovsky: Symphony no. 7/Ormandy». Classics Today. Classics Today. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Wigman, Brian (2014). «Rarities». Classical Net. Classical Net. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Daniels, David (2005). Orchestral Music: A Handbook. Lanham, MD: Scarecrow Press, Inc. p. 387. ISBN 9781461664253. Retrieved 8 April 2019.
- ^ Brown, David (1991). Tchaikovsky: The Final Years, 1885-1893, Volume IV. New York, NY: Norton. p. 493. ISBN 9780393030990. Retrieved 8 April 2019.
О Большой симфонии до мажор, иногда обозначаемой как № 8, см. Симфонию № 9 (Шуберт) .
Симфония № 8 | |
---|---|
на Франца Шуберта | |
Третья часть, первая страница, факсимиле, 1885 г., в биографии Дж. Р. фон Гербека. |
|
Другое имя | Незаконченная симфония |
Ключ | Си минор |
Каталог | Д. 759 |
Форма | Симфония |
Сочиненный | 1822 г. |
Движения | Два завершенных фрагмента двух других движений |
Подсчет очков | Оркестр |
Franz Schubert «s Симфония № 8 в си минор , D. 759 (иногда перенумерована в Симфонии № 7, в соответствии с пересмотренным Deutsch Каталог и Neue Шуберта-Ausgabe ), широко известный как Неоконченная симфония ( на немецком языке : Unvollendete ) , это музыкальное произведение, которое Шуберт начал в 1822 году, но оставил только две части, хотя он прожил еще шесть лет. Скерцо , почти завершен в клавире , но только две страницы спланированной , также выживает.
Некоторые музыковеды, в том числе Брайан Ньюбоулд, выдвинули гипотезу , что Шуберт, возможно, набросал финал, который вместо этого стал большим антрактом си минор из его случайной музыки к Розамунде , но все доказательства этого косвенные. Одной из возможных причин того, что Шуберт оставил симфонию незавершенной, является преобладание одного и того же метра ( тройного метра ). Первая часть в3
4, второй в 3
8 и третий (неполное скерцо) снова в 3
4. Три последовательные части в основном в одном и том же размере редко встречаются в симфониях, сонатах или камерных произведениях важнейших венских композиторов.
Восьмую симфонию Шуберта иногда называют первой романтической симфонией из-за ее акцента на лирическом импульсе в драматической структуре классической сонатной формы . Более того, его оркестровка предназначена не только для функциональности, но и для конкретных комбинаций инструментального тембра, которые являются пророческими для более позднего романтического движения, с удивительным вертикальным интервалом, возникающим, например, в начале развития .
По сей день музыковеды расходятся во мнениях относительно того, почему Шуберту не удалось завершить симфонию. Некоторые предполагают, что он прекратил работу посреди скерцо осенью 1822 года, потому что он связал это со своей первоначальной вспышкой сифилиса, или что его отвлекло вдохновение для его Странствующей фантазии для фортепиано соло, которая занимала его время и энергия сразу после этого. Это могло быть сочетание обоих факторов.
История ранних веков
В 1823 году Музыкальное общество Граца вручило Шуберту почетный диплом. Он чувствовал себя обязанным посвятить им симфонию взамен и послал своему другу Ансельму Хюттенбреннеру , ведущему члену Общества, оркестровую партитуру, написанную им в 1822 году, состоящую из двух завершенных частей Незаконченного плюс, по крайней мере, первых двух страниц. начала скерцо. Об этом много известно.
Что, возможно, никогда не будет известно, так это то, какую часть симфонии Шуберт на самом деле написал, и сколько из того, что он написал, он отдал Хюттенбреннеру. Существует следующее:
- Первые две части, полная партитура
- Первые две страницы скерцо в полном объеме
Остальная часть скерцо (за исключением отсутствующего второго штамма трио) существует в отдельной рукописи в краткой партитуре (не отправленной Хюттенбреннеру, но найденной среди обильных рукописей Шуберта после его смерти и бережно сохраненной его преданным братом школьным учителем Фердинандом ). вместе с полной короткой партитурой второй части и окончанием первой части, но ничего четвертой части. Финал четвертой части в домашней тональности (си минор) был бы нормой для любой симфонии, написанной в то время, но нет прямых доказательств того, что Шуберт когда-либо начинал над ней работать. Однако было высказано предположение, что наиболее протяженный антракт из Розамунды (также си минор, в том же стиле первой части и с той же инструментарием, что и симфония) действительно был той четвертой частью, которую Шуберт переработал, вставив это в его случайную музыку Розамунде, сочиненную в начале 1823 года, сразу после Фантазии Странника .
Ученый Шуберта Брайан Ньюбулд, который согласовал, оркестровал и предположительно завершил фортепианный набросок скерцо, считал, что это правда; но не все ученые согласны. В любом случае после начала скерцо в полной партитуре, отправленной Хюттенбреннеру, страницы кажутся вырванными. То, что Хюттенбреннер не выполнил эту работу и даже не сообщил обществу, что рукопись у него есть, любопытно и породило различные теории.
Старость и приближение смерти, кажется, повлияли на Хюттенбреннера, чтобы наконец-то открыть работу важному и любезному посетителю (в 1865 году, когда ему был 71 год, и ему оставалось жить всего три года). Это был дирижер Иоганн фон Гербек , который провел премьеру двух существующих частей 17 декабря 1865 года в Вене, добавив блестяще загруженную, но выразительно легкую последнюю часть вечного движения 3- й симфонии ре мажор Шуберта как неадекватный финал, выразительно несовместимый с монументальные первые две части Незаконченного , и даже не в правильном ключе. Тем не менее спектакль был воспринят публикой с большим энтузиазмом. Партитура этих двух движений не была опубликована до 1867 года.
Неоконченная симфония была названа № 7 (недавно, например, в Нью — Шуберта издание) вместо № 8 , как это обычно бывает, так как другая работа иногда называют 7 Шуберта (ми мажор, завершенное Вейнгартнер ) также остался неполным, но другим способом, по крайней мере, с фрагментами всех четырех его движений в руке Шуберта.
Завершенные движения
Две полные части (рассчитанные на 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета , 2 фагота , 2 валторны , 2 трубы , 3 тромбона , литавры и струнные ), которые представляют собой симфонию в том виде, в каком она исполняется в концертном репертуаре:
I. Allegro moderato
|
Исполняет Симфонический оркестр Фульды, запись 2000 г. |
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Первая часть си минор открывается в форме сонаты , мягко струнных, за ней следует тема, разделяемая соло гобоя и кларнета. Типично лаконичный Schubertian переход состоит из всего лишь четыре меры для двух рогов, эффективно модулировать к субдоминантовому параллельному ключу G мажор (меры 38-41).
Вторая тема начинается со знаменитой лирической мелодии в этой тональности, которую сначала произносят виолончели, а затем скрипки (иногда шутливо поются на слова Зигмунда Шпета : «Это … симфони …, которую написал Шуберт. но никогда не доводил до конца «) под нежный синкопированный аккомпанемент. Это прерывается драматической заключительной группой, чередующейся тяжелые tutti sforzandi с вкраплениями пауз и вариантов развития мелодии соль мажор , завершая экспозицию .
- Начальная мелодия (виолончель и басы)
- Первая тема (гобой и кларнет)
- Вторая тема (виолончель)
Важный момент в первой части происходит в такте 109 (и повторяется в повторении в такте 327). В этих мерах, Шуберт имеет тонизирующее B педаль во втором фаготе и первого рожке под эту доминантную F ♯ хорды, которая вызывает конец развития в Бетховене Героической симфонии . К сожалению, благонамеренный, но неопытный редактор устранил этот диссонанс , изменив партию второго фагота и первой валторны. Проводники должны тщательно проверять эти детали, чтобы убедиться, что педаль B не повреждена.
В отличие от сонатной формы, часть развития начинается с тихого повторения начальной мелодии в субдоминанте ( ми минор ), тональности, обычно сохраняемой ближе к концу части сонатной формы где-то в реплике или коде , и переходит в продолжительную кульминация в той же тональности, начиная с драматического варианта вступительной мелодии в полном оркестре с выступающими тромбонами. Ожидаемый относительный мажор (D) тонического минора сначала появляется только в конце этого кульминационного момента, а затем снова для второго субъекта повторения (вместо ожидаемого тонического B-мажор ) — вместо того, чтобы намного раньше, во втором предмет экспозиции, как принято. Затем флейты и гобои возобновляют свою мелодическую роль в конце этой драматической вспышки, переходя к перепросмотру.
Перепросмотр состоит в основном из ортодоксального повторения тем в сонатной форме, за исключением того, что Шуберт повторяет мелодичную вторую тему в относительной тональности ре мажор вместо обычной си мажор (параллельно тонике си минор). Однако драматическая заключительная часть действительно заканчивается си-мажором и ведет к коде в тонической си-минор. Это напоминает вступительную тему для еще одной, финальной, драматической переработки, чтобы подготовить почву для выразительных заключительных аккордов.
II. Andante con moto
|
Исполняет Симфонический оркестр Фульды, запись 2000 г. |
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Вторая часть, ми мажор , чередует две контрастирующие темы в форме сонатины (сонатная форма без развития, с тихо драматической, элегической, расширенной кодой, которую можно охарактеризовать как завершающую часть развития). Первая лирическая тема представлена рожками, низкими струнами, медными и высокими струнами, играющими контрапункт . Жалобная вторая тема, в миноре, после четырех простых неслаженно нот в переходном изложив тонический аккорд относительного C ♯ минора тихо у первых скрипок, начинается в соло кларнете в C ♯ минора и продолжается в соло гобое в C ♯ мажор в примере сопоставлений мажор и минор, которые являются отличительной чертой гармонического языка Шуберта.
Драматическая тема закрытия в полном оркестре возвращается к C ♯ минора, но концы в D ♭ основная ( энгармонический эквивалент С ♯ мажором). Короткий переход назад к тонической ми-мажор открывает репортаж — примечательный тем, как он переформулирует вторую тему в субдоминанте ля минор (вместо ожидаемой тонической параллели ми минор ), начатую гобоем и продолженную кларнетом (наоборот, их роли в экспозиции).
Кода начинается с новой темы, которая является просто продолжением каденциальной фигуры ми-мажор с двумя тактами , открывающей движение. Это дает путь к лаконичному триадическому первой скрипке перехода девизу , который приводит к пересчету первой темы по духовым в далеких А ♭ основных следует девиза снова ведущей обратно к тонике ми мажора для окончательного расширенного преобразования первого тема, ведущая, в свою очередь, к окончательной расширенной версии вводной каденциальной фигуры, которая появляется снова, чтобы закрыть.
Третья и четвертая части
Фрагмент скерцо, задуманный как третья часть, возвращается к тонике си минор с трио соль мажор. Первые 30 тактов сохраняются в полной партитуре, а все остальное собственно скерцо (обе ноты) только в короткой партитуре . Существует только первый штамм трио, и это как простая неукрашенная, негармонизированная единственная мелодическая линия. Второй штамм полностью отсутствует.
После того, как Хюттенбреннер выпустил две завершенные части Unfinished to Herbeck, некоторые историки музыки и ученые приложили немало усилий, чтобы «доказать» завершенность композиции даже в усеченной двухчастной форме, и действительно, эта сокращенная структура уже сама по себе очаровала слушателей. Считайте его одним из самых любимых произведений Шуберта. Тот факт, что классическая традиция вряд ли согласилась с тем, что симфония могла заканчиваться в тональности, отличной от той, в которой она началась (с первой частью си минор и финалом ми мажор по умолчанию незавершенными), и еще более неоспоримый факт, что Шуберт имел начал третью часть си минор (оставляя ровно 30 тактов полностью оркестрованного скерцо и 112 последующих тактов в короткой партитуре), противостоит точке зрения, что две завершенные части могут законно стоять отдельно.
Прием
Рецензируя премьеру симфонии в 1865 году, музыкальный критик Эдуард Ханслик писал:
Когда после нескольких вводных баров, кларнета и гобоя звука Una Voce сладкой мелодии на вершине тиши ропота струн, любой ребенок знает , композитор и наполовину подавил возглас «Шуберт» проходит hummingly через зал. Он едва вошел, но это как если бы вы знали его шаги, сам его способ открыть дверь … Все движение представляет собой сладкий поток мелодий, несмотря на его энергичность и сердечность, настолько кристально чистую, что вы можете видеть каждый камешек на дне. И везде то же тепло, то же золотое солнце, от которого растут бутоны! Andante раскрывается широко и [даже] величественнее [чем открывающее Allegro]. Звуки причитания или гнева редко входят в эту песню, полную сокровенного, тихого счастья, облака музыкальной грозы, отражающие скорее музыкальный эффект, чем опасную страсть … Звонкая красота обеих частей завораживает. С помощью нескольких отрывков для валторны, случайного короткого соло на кларнете или гобое на простейшей и естественной основе оркестровки, Шуберт достигает звуковых эффектов, которых никогда не достигает никакая утонченность инструментария Вагнера . (перевод с немецкого оригинала)
В заключение он подчеркнул, что симфония входит в число самых красивых инструментальных произведений Шуберта.
Мемориал Франца Шуберта в Вене . Шуберт жил здесь в 1822–1823 годах со своим другом Францем фон Шобером и написал Незаконченную симфонию.
Современные доработки
В 1927–28 Феликс Вайнгартнер написал Шестую симфонию «Трагика» (в память 19 ноября 1828 года, дня смерти Шуберта) как дань уважения Шуберту к столетию со дня его смерти. Второе движением симфонии Weingärtner является реализацией неполного эскиза Шуберта в скерцо (семьдесят лет до Newbould независимого усилия «s).
В 1928 году, к 100-летию со дня смерти Шуберта, Columbia Records провела всемирный конкурс на лучшее предположительное завершение « Неоконченного» . Было подано около 100 доработок, но и гораздо больше оригинальных работ. Пианист Фрэнк Меррик победил в конкурсе «Английская зона»; его скерцо и финал были позже исполнены и записаны (в Колумбии), но давно разошлись.
Лишь в некоторых доработках — Меррика не входит в их число — использовался материал из скерцо-скетча Шуберта. Первая часть Четвертой симфонии Джозефа Холбрука , одна из британских записей, в основном представляет собой исполнительскую версию эскиза (вторая часть трио , полностью отсутствующая в эскизе, должна была быть завершена предположительно), и Тема из скерцо появляется в его финале. Самостоятельные доработки скерцо были выполнены Джеффри Бушем в 1944 году и дирижером Денисом Воганом c. 1960 г.
Совсем недавно британские музыковеды Джеральд Абрахам и Брайан Ньюбоулд также предложили дополнения к симфонии (скерцо и финал), используя скерцо Шуберта и расширенный антракт си-минор из его музыкального сопровождения к пьесе, написанной Розамундой Шуберт несколько месяцев спустя. подозревался некоторых музыковедов , как изначально предполагались как Неоконченная ‘ финале s. (Фактически, она даже игралась в качестве финала еще во время британской премьеры симфонии 6 апреля 1867 года.) Его первая часть, скерцо-набросок и антракт — все си-минор, их инструментарий такой же. , а антракт (как и первая часть) находится в форме сонаты (как и все симфонические финалы Шуберта) и находится в очень похожем стиле и настроении. Если антракт действительно зародился как финал этой симфонии, то Шуберт, очевидно, переработал его (вероятно, на той стадии без оркестровки) из симфонии в случайную музыку, предположительно оркеструя ее для пьесы и, возможно, внося изменения в композицию.
Британский пианист и специалист по Шуберту Энтони Голдстоун подготовил новое исполнение Симфонии с 4 частями для фортепианного дуэта, используя транскрипцию первых двух частей, подготовленных Хюттенбреннером, его собственное завершение Скерцо Шуберта и антракт Розамунд в транскрипции. Фридриха Германа, отредактированный Голдстоуном. Работа в этой завершенной версии была впервые записана в 2015 году Голдстоуном и его женой / партнером по дуэту Кэролайн Клеммоу в рамках их серии «Schubert: Unauthorized Piano Duos» для Divine Art Records.
Русский композитор Антон Сафронов [ ru ] завершил скерцо скетча и создал новый финал для симфонии (некоторые темы последней основаны на темах из нескольких фортепианных сочинений Шуберта), которую он назвал «попыткой проникнуть в сознание людей. композитор». Его исполнение было исполнено в Королевском фестивальном зале в Лондоне 6 ноября 2007 года с оркестром эпохи просвещения и 2 октября 2007 года с Российским национальным оркестром (за которым последовал тур по Америке в начале 2008 года), оба выступления дирижировал Владимир Юровский . Из-за необычного использования материала клавишных произведений Шуберта в финале завершение Сафронова подвергалось критике, от однозначно положительной до амбивалентной и отрицательной.
Робин Холлоуэй , профессор композиции Кембриджского университета , реализовал Скерцо на основе эскизов, но не привязан к ним; например, с двумя трио, первое из эскиза Шуберта, а второе полностью его собственной композиции. Премьера состоялась 18 июня 2011 года в Музыкальном обществе Кембриджского университета .
В январе 2019 года китайская технологическая компания Huawei использовала искусственный интеллект для создания гипотетических мелодий для третьей и четвертой частей, на основе которых Лукас Кантор затем аранжировал оркестровую партитуру. Композиция была исполнена вживую в Cadogan Hall в Лондоне 4 февраля 2019 года. Однако многие считают результат неутешительным и далеким от стиля Шуберта. Гетц Рихтер пишет, например: «Завершенные движения тривиальны и достигают в конечном итоге неактуального семейного сходства с Шубертом».
Смотрите также
- Композитор и пианист Леопольд Годовски сочинил Пассакалью с 44 вариациями, каденцией и фугой на вступительную тему Незаконченной симфонии Шуберта для фортепиано соло. Годовский добавил четвертную ноту F ♯ в начало темы Шуберта как анакрус .
- Композитор Гилад Хохман сочинил современную дань уважения Симфонии Шуберта под названием Shedun Fini ( метатезис слова «Неоконченный») для трио кларнета, виолончели и фортепиано в форме Прелюдии и Аллегро, используя различные цитаты и стилистические мотивы.
использованная литература
Примечания
Источники
- Ньюбоулд, Брайан (1992). Шуберт и симфония: новая перспектива . Toccata Press.
дальнейшее чтение
- Кори Филд, редактор. Путеводитель музыканта по симфонической музыке: Очерки из партитур Эйленбурга . Schott Music
внешние ссылки
- Симфония № 8 : партитуры в проекте « Международная музыкальная библиотека партитуры»
- Сокращение фортепиано ( Примечание: PDF показывает C-naturals в тактах 198 и 200 первой части; это должны быть C-диезы).
- О сочинении: Симфония № 8 си минор, D. 759 («Неоконченная») , Кеннеди-центр, Вашингтон, округ Колумбия
- 1937 — Сэр Томас Бичем — запись OGG Лондонского филармонического оркестра
Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях – 8-й, h-moll–ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur–ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воплотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического.
Одна из главных особенностей h-moll–ной симфонии касается ее цикла, состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части – скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны – у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недосказанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.
Идейная концепция симфонии отразила трагический разлад передового человека XIX века со всей окружающей действительностью. Чувства одиночества и обездоленности впервые выступили в ней не как тонус отдельного эмоционального состояния, а как основной «смысл жизни», как мироощущение. Характерна главная тональность произведения – h-moll, редкий в музыке венских классиков[1].
Герой «Неоконченной» способен на яркие вспышки протеста, но этот протест не приводит к победе жизнеутверждающего начала. По напряженности конфликта эта симфония не уступает драматическим произведениям Бетховена, но этот конфликт иного плана, он перенесен в лирико-психологическую сферу. Это драматизм переживания, а не действия. Основа его – не борьба двух противоположных начал, а борьба внутри самой личности. Такова важнейшая особенность романтического симфонизма, первым образцом которого стала симфония Шуберта.
1 часть
Первый же образ симфонии, данный в ее вступлении, совершенно необычен: в унисоне виолончелей и контрабасов тихо возникает сумрачная тема, вопросительно замирающая на D основной тональности (от этого же звука возьмет начало главная тема). Это эпиграф ко всей симфонии и главная, руководящая мысль I части, охватывающая ее замкнутым кругом. Она звучит не только в начале, но и в центре, и в заключении I части, кал постоянная, неотступная идея. Причем интонации безрадостного раздумья постепенно перерастают в трагический пафос отчаяния.
При введении главной темы Шуберт использует характерный прием песенной техники – изложение фонового материала до вступления мелодии. Этот рвущийся вперед единообразный аккомпанемент струнных звучит вплоть до вступления побочной, объединяя всю тематическую линию (тоже песенный прием). Аккомпанемент создает ощущение тревожного беспокойства, сама же тема имеет характер трогательно-печальный и воспринимается как жалоба. Композитор нашел выразительную инструментовку – сочетание гобоя с кларнетом, который смягчает некоторую резкость основного тембра.
Характерной чертой экспозиции «Неоконченной» симфонии является непосредственное сопоставление главной и побочной тем, без развитой связующей партии. Это – характерная особенность песенного симфонизма, в корне противоположная бетховенской логике последовательных переходов. Главная и побочная темы контрастны, но не конфликтны, они сопоставляются как разные сферы песенной лирики.
С побочной партией связана первая драматическая ситуация в симфонии: светлая и чудесная, как мечта, тема (G-dur, виолончели) внезапно обрывается, и после генеральной паузы на фоне громовых тремолирующих минорных аккордов скорбно звучит начальная квинтовая интонация главной темы. Этот трагический акцент поражает резкой неожиданностью и ассоциируется с крушением мечты при ее столкновении с реальностью (типично романтический прием). В конце экспозиции в сосредоточенной тишине вновь звучит тема вступления.
Вся разработка строится исключительно на материале вступления. Шуберт выступает здесь создателем монологического типа разработки, столь характерного для романтической симфонии. Обращение к нему вызвано особым драматургическим замыслом: композитор не стремился запечатлеть борьбу противоположных начал, преодоление препятствий. Его цель – передать безнадежность сопротивления, состояние обреченности.
Сквозное развитие темы вступления проходит в разработке 2 этапа. Первый из них связан с обострением лирико-драматической экспрессии. Мелодическая линия темы не спускается вниз, а в сильном crescendo вздымается вверх. Нарастание эмоционального напряжения приводит к I кульминации – конфликтному диалогу грозного мотива вступления и тоскливо звучащих синкоп из побочной партии (он проводится трижды). Завершается первая фаза разработки громоподобным проведением темы вступления в tutti оркестра в e-moll.
Второй этап разработки подчинен показу неотвратимого натиска роковых сил. Интонации темы становятся всё более жесткими, резкими, властными. Но, подойдя к концу разработки к предельному кульминационному взрыву, трагический накал внезапно иссякает. Подобный прием «рассеивания» кульминации перед репризой весьма характерен для Шуберта.
В репризе существенных изменений нет, лишь побочная партия расширяется в объеме и становится более печальной (переход в h-moll). Отсутствие изменений после мучительных порывов, тревог и борьбы разработки приобретает глубокий смысл: «все напрасно». Приходит осознание неразрешимости конфликта, смирение перед трагической неизбежностью. Этот вывод дает кода, где вновь возвращается тема вступления, приобретая еще более скорбный оттенок.
2 часть
Во II части выступает другая характерная сторона романтизма – умиротворение в мечте. Созерцательный покой и мечтательная грусть Andante воспринимаются не как преодоление конфликта, а как примирение с неизбежным (подобно «Прекрасной мельничихе»). Композиция Andante близка сонатной форме без разработки. Вместе с тем, в ней многое восходит к 2х-частным песенным формам:
- песенно-лирический тематизм,
- замена тематической разработки вариантным мелодическим развитием,
- замкнутость изложения главной темы.
Песенная, широкая, полная тихого созерцательного покоя и умиротворения, главная тема звучит у скрипок и альтов после краткой вводной фразы (нисходящая гамма контрабасов рizzicato на фоне мягких аккордов валторн и фаготов).
Подобно I части, новая музыкальная мысль – побочная тема – вводится не как противоборствующая, сила, а как переключение в иную эмоциональную сферу – элегическую. Трогательная и кроткая, детски наивная и одновременно серьезная, она заставляет вспомнить п.п. I части: синкопированный аккомпанемент (скрипки и альты), подготавливающий вступление мелодии, внезапный омрачающий сдвиг в область драматических переживаний. Но смысл этих тем совершенно разный. Если в I части побочная тема открывала доступ в мир светлой мечты, то в Andante она характеризует состояние надломленности, беззащитности. В репризе обе темы излагаются почти без изменений (тональность побочной – a-moll). Кода, построенная на отдельных мотивах главной темы, возвращает в русло умиротворенного созерцания.
[1] У Шуберта h-moll как основная тональность произведения не встречается больше ни в одном инструмент. сочинении (кроме танцев). В песенном же творчестве он,напротив, нередко использует h-moll, связывая его, как правило, с воплощением трагической, неразрешимой ситуации («Двойник» на слова Гейне).