Как пишется нота соль внизу

Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков
особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает
знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым
добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Нотный знак представляет собой кружок – пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные
палочки, которые называются “штилями“, “хвосты” и “ребра
– прямые линии для связывания
коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце).
состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку.
Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная
черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при
однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане – на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) – на коротких
добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних – вверх от первой добавочной линии,
а нижних – вниз.

Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Целая нота – незаштрихованный кружочек (овал), половинная – то
же самое, но добавлен штиль, четвертная – как и половинная, но овал уже
заштрихован, восьмая – как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра
(если ноты сгруппированы), шестнадцатая – та же восьмая, но ее хвостик (или ребро)
изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности:
тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые… см. рисунок.

Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой
стороны ее головки, а если вниз – то начиная от левой стороны. Хвостики
всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом
их должно “относить ветром” вправо от линии штиля.
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического
объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными
закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов,
когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех
нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз – для всех, которые
выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в
партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может
быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки
вниз.

Ноты могут объединяться в группы

Если на нотном стане размещается сразу две мелодических линии, тогда штили
направляются уже независимо от положения нот: у верхней мелодии всегда вверх,
а у нижней – вниз. Это делается для того, чтобы Вы могли читать каждую из мелодий
отдельно, не путаясь глазами в сплетениях нот.
При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей
и ребер, при котором окажутся “удовлетворены” большинство нот группы.

КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука.
Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных
высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных “точек отсчета”
высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется
ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет
в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту
звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных
звуков на нотном стане.
Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение
нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются
только два различных ключа; и еще два – только в специфических ситуациях.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль
первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть,
он должен как бы “наматываться” на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа
малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать
четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов
в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
Альтовый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на третьей линии,
а теноровый – устанавливает тот же самый звук на четвертую линию.
Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ – для виолончели,
фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна – это центр его симметрии.

Ранее ключ “До” употреблялся и других видов. В тex случаях, когда он ставился
на первой линии, его называли – сопрановым, на второй – меццо-сопрановым, на
пятой – баритоновым. Такие ключи применялись главным образом в вокальной музыке,
поэтому их названия соответствуют диапазонам (диапазон – это объем. Диапазон
голоса означает объем доступных для данного голоса звуков, от самого низкого
до предельно высокого) человеческого голоса. Например, женскому голосу “сопрано”
действительно наиболее удобен для пения тот самый диапазон, который размещается
на нотоносце без изобилия добавочных линеек – в сопрановом ключе.
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого
количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией.
Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они
пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез – повышает высоту ноты на полтона
Бемоль – понижает на столько же
Дубль-диез – повышает на целый тон
Дубль-бемоль – понижает на столько же
Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится
чистой.
По “радиусу действия” знаки альтерации различаются на “ключевые” и “встречные”
или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа
от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей
линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая
на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”,
во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на
своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные
знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может
отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой
линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую
требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме
применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа
у головки ноты:

б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть
ее основной длительности:

в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные
длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности.
Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно,
длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах.
А то ведь можно и так увеличить: “…а дальше я завтра сыграю”. Фермата
представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:

Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря
по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты “раскрытыми
объятиями”, то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими
же длительностями, как и ноты:

Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для
нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются.
Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни
о чем не заботиться.
ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.
Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки
специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.
На нотном стане можно записать два (и более) самостоятельных голоса. В этом
случае палочки (штили) нот для каждого голоса пишутся отдельные и в разных направлениях.
Верхний голос – штили вверх, а нижний …(словом, смотрите предыдущий параграф).
В случаях многоголосия (три и более) принцип тот же, но несколько нот могут
иметь один общий штиль. Об этом более поробно поговорим в конце урока. Музыка
для фортепиано пишется на двух (редко на трех) нотных строках (нотных станах),
которые объединяются слева фигурной скобкой. Эта скобка называется акколадой.
Встречающиейся в фортепианном изложении двоезвучия и аккорды (несколько звуков,
берущихся одновременно) пишутся обычно с общим штилем. Фигурная скоба применяется
в нотном письме также для арфы, органа и других инструментов, на которых
можно извлекать звуки обеими руками независимо. Музыка для голоса или сольного
инструмента с фортепиано пишется на трех строках. Для ансамблей различного состава
без фортепиано и для оркестра применяется прямая скоба, соединяющая собой все
нотные станы. Форма записи музыки для хора, струнного квартета, различных ансамблей
и оркестра – словом, для коллективного музицирования – называется партитурой.
Партитура может содержать столько нотных станов,
сколько понадобится для данного состава исполнителей
Пример акколад:

ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания
большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву
вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.

б) знак повтрения – реприза
– употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно
небольшого, произведения, например народной песни. Если по замыслу композитора
это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет
весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.
Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то
над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, называется
“вольта”. Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми
также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2.,
что значит – первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и второго
раза. Вольт может быть и больше – смотря, сколько вариантов окончания задумал
автор.

в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся
буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце
второй части пишут: Da capo al fine, что по-итальянски значит – с начала до слова конец, а
конце первой части пишут слово – Fine (конец). Если первая часть повторяется
не с самого начала, то над тактом, с которого должно начаться повторение, ставят
знак: (segno), а в конце второй части
пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца.
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da
capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода
означает заключение).
1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:
2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько
раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей

3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:

4. Тремоло (tremolo) – быстрое, равномерное, многократное
чередование двух звуков или созвучий – пишется следующим образом:

При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры
обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями
должна быть исполнена фигура.
5. Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 – это
значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:

При сплошных удвоениях в октаву пишется: all’8va – удвоения вверх и
all’8va bassa – удвоения вниз.
Как мы и обещали, сейчас более детально и с возможными практическими советами
разберем запись трех голосов на одном нотном стане (на примере припева русской
народной песни “Утес”. Послушайте, как эта запись звучит.
Такую запись следует считать как бы тремя независимыми мелодиями, то есть, уметь
представить себе, будто Вы в упор не видите никаких нот, кроме нужной Вам линии.
Это часто бывает нужно для выучивания или анализа музыки. Или, скажем, Вам требуется
разложить эту песню на три разных инструмента и расписать на разные листы бумаги.
Или надо ее спеть хором – а Вам в хоре досталась одна из мелодий. Давайте попробуем
это копнуть. Даже не столько ради этой песни, сколько для того, чтобы Вы прочувствовали,
что можно приобрести при таком анализе, и узнали, как это нужно делать. Посмотрите
еще раз на ноты. Если разобраться, какие штили к каким головкам относятся, то
можно увидеть, что здесь на самом деле ДВЕ мелодии, но верхняя из них время
от времени удваивается в терцию, а нижняя – совершенно самостоятельна. Однако,
изредка все они сходятся в унисоне, что путает Ваш взгляд. (Унисон – означает “в один голос, слившись”)
Как выделить из этой
“каши”, скажем, верхний голос? Это самое легкое – верхний голос всегда
лучше всего слышен, и Вы без затруднений можете его напеть. Вот и напойте –
и при этом я бы попросил Вас называть не слова подтекстовки, а имена нот: “ля-ля-фаа-а,
ми-до-рее-е…” (встречные знаки называть не нужно). Это занятие, собственно,
и называется “сольфеджио” (то есть, пение с названием нот) – крайне
полезная вещь. Такое упражнение резко усиливает у Вас в голове связь между написанными
нотами и их звучанием.
Спели первое предложение. Видите, в нотах знаки вольты? Споем сразу вторую,
для ускорения дела (пример). Как выделить
второй голос? Ну, легко понять, что если голоса -три, а направления штилей –
только два, то два голоса из трех вынуждены сливаться штилями – это и происходит
с верхней парой голосов в нашем примере. Значит, петь нужно ноты, у которых
штили – вверх, но из них – нижние головки. А пропев эту линию, давайте соединим
ее во втором предложении песни с верхним голосом и послушаем, как они сочетаются
(пример). Это занятие – пение одного голоса
с сопровождением второго – еще более полезно, так как развивает чуство ансамбля,
диалога в музыке. Если у Вас нет возможности практиковать свое пение или игру
в ансамбле с партнером, то старайтесь почаще делать хотя бы так – петь мелодию
и сопровождать ее (хотя бы одним пальцем, но другую мелодию) на фортепиано или
синтезаторе. Вот Вам и координация, и умение охватить вниманием несколько направлений
сразу (гармонический слух) и многие другие навыки. Ну, выделить нижний голос
из нотной записи здесь нетрудно – это ноты со штилями – вниз. Тоже добросовестно
их пропоем, и убедимся, насколько эта мелодия сильно отличается от главного,
верхнего голоса – просто ничего общего, кроме ритмического рисунка. И, как и
раньше, пропев первое предложение “соло”, во втором – соединим наш
голос с двумя остальными (пример). Еще
полезнее для многоголосного слуха – писать музыкальные диктанты на материале
подобных мелодий. Взять нотный листок, воспроизвести раз десять эту песню, не
видя нот, и записать карандашом все три голоса со слуха. Это просто заставит
Вас не поддаваться соблазну – слышать самый слышимый голос, заставит “вкапываться”
ушами в губину музыкальной ткани. Великолепный тренинг, который разом заменит
Вам десять часов пассивного чтения этого урока. Поверьте.
Вам может показаться, что такое тщательное “вылизывание” простой
песни излишне, и так все видно в нотах. Хочу предостеречь Вас от поспешных выводов.
Попробуйте один раз в жизни именно так, тщательно, разобраться и обязательно
пропеть каждую линию своим собственным голосом. Уж я не знаю, какие реле и триггеры
у Вас в мозгу при этом начинают работать, но эффект от этого “прожевывания”
всегда очень сильный: у Вас как будто прорежется еще две пары ушей. Вы вдруг
не просто услышите, Вы УСЛЫШИТЕ, как взаимопереплетаются разные извивы
трех мелодий. Песня – вроде бы простая – вдруг приобретет (лично для Вас) трехмерность,
объем, ее смысл углубится. Это – обычный результат тщательного пропевания. Если
Вы станете ТАК подходить к любой услышанной Вами музыке, то поймете,
что до сих пор Вы не слышали по-настоящему, а воспринимали музыку в виде единого
комка или фона. Она станет для Вас многопластовым ювелирным изделием, станет
захватывать дух… Сейчас Вы, наверно, понимаете, что я имею в виду, а когда
попробуете – то ПОЧУВСТВУЕТЕ. А это, как Вы знаете, большая разница!..

МегаПредмет

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Помощь в ✍️ написании работы

Если вы хотите научится играть на каком-либо инструменте, то вам просто обязательно нужно изучить нотную грамоту. Многие начинающие музыканты, пренебрегают изучением нотной грамоты, но рано или поздно им они понимают, что без нее прогресс будет идти крайне медленно. Зато, потраченное на ее изучение время принесет вам колоссальную пользу. Вы сможете изучать музыкальные произведения, вы сможете намного быстрее понимать состав музыкального произведения. Нотная грамота открывает перед вами много нового интересного материала, который без знания нотной грамоты просто не возможно изучить.

Итак, музыкальное произведение состоит из звуков. Для обозначения звуков используют специальные графические знаки — ноты, а также нотный стан. Они позволяют в удобном виде показать очередность, продолжительность, высоту и другие характеристики звуков.

Но́та (лат. nota — знак) состоит из овала [ 3 на рис. ] (пустого внутри или заштрихованного), к которому могут добавляться штиль [2 на рис.] и флажок [ 1 на рис. ] или флажки.

Составляющие ноты

Расположение нот на нотном стане. Ноты могут писаться на линиях, под линиями и на линиях. При необходимости ноты можно располагать на дополнительных линиях сверху и снизу нотного стана. Для более компактной записи штили рисуют так: если нота расположена ниже средней линии, то тогда штиль рисуется вверху, а если нота расположена выше средней линии нотного стана, то штиль направляют вниз и рисуют его слева от ноты. Эти правила не обязательны для соблюдения, это просто рекомендации. Иногда ноты объединяют в группы нарушая данное правило. Теперь обобщив все вышесказанное посмотрим на рисунок ниже.

Нумерация линеек происходит снизу вверх: 1,2,3,4,5. Если линеек не хватает, то рисуют добавочные линии сверху или снизу. На примере снизу 5 основных линеек, сверху 2 добавочные линии (они рисуются только непосредственно под нотами), снизу одна добавочная линия.

Ноты на нотном стане

Для определения высоты звучания нот применяют так называемые ключи.

Ключ (итал. chiave, от лат. clavis; нем. Schlüssel; англ. key) — знак линейной нотации, определяющий звуковысотное значение нот. Относительно линейки нотоносца, на которую указывает центральный элемент ключа, рассчитываются все другие высотные позиции нот. Основные типы ключей, принятые в классической пятилинейной тактовой нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до».

На рисунке сверху использован скрипичный ключ (ключ «соль»), который начинается от второй линии, где пишется нота «соль» первой октавы.


Ключ соль
 
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), гитары, губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Ключ фа
 
Ключ «Фа» — второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

От звуков соль первой октавы (в скрипичном ключе) и фа малой октавы (в басовом ключе) ведется отчет других звуков вверх и вниз.

Чем выше на нотном стане расположены ноты, тем выше их звучание. На фортепиано примерно 80 клавиш и столько же звуков, а нотный стан имеет всего лишь 5 линеек, поэтому для записи нот в нотном письме используют добавочные линейки, разные ключи, и несколько нотных станов. Добавочные линейки – это короткие линейки для каждой отдельной ноты, которые пишутся над или под нотным станом. Они считаются от нотоносца вверх или вниз. Ближайшая линейка к нотному стану считается первой, вторая — следующая за первой и т.д. Правописание штилей и хвостов: ноты, которые записаны до третьей линейки штили пишутся справа вверх, а ноты, которые записаны на третьей линейке и выше штили пишутся слева и вниз. В вокальном двухголосном произведении, записанном на одном нотном стане, первый голос записывается штилями вверх, а второй голос штилями вниз. Таким образом, благодаря правилам нотной записи очень хорошо визуально прослеживается каждая вокальная партия.

Некоторые ноты можно записать как скрипичном, так и в басовом ключе.

Ноты в разных ключах

Длительность нот

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Рассмотрим длительности нот подробнее.

В музыке существуют основные и произвольные длительности.Основное длительностизвуков: целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и так далее (получаемые путем деления на 2 каждой последующей длительности).

Произвольные длительности образуются от условного деления основных длительностей на любое количество равных частей, например:

триоль, образуется от деления основной длительности на три равные части:

квинтоль, образующаяся от деления основной длительности на пять равных частей:


©2015-2022 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаТеория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

  • Кто придумал ноты
  • Расположение нот на нотном стане
  • Знаки альтерации
  • Ключи на нотном стане
  • Длительности нот
  • Паузы
  • Тест на проверку знаний

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

Клавиатура фортепиано и нотный стан

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Как изобразить ноту до руками

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Нота до руки и нотный стан

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Диезы

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

Бемоли

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Диезы басовый ключ

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

1 Свойства звука3 Гармония в музыке →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется нота до на гитаре
  • Как пишется нострификация
  • Как пишется ностальжи на русском
  • Как пишется ностальгический
  • Как пишется носочно чулочные изделия