Как пишется нотный диктант

Как написать музыкальный диктант? Практически каждый человек, связавший хотя бы часть своего жизненного  пути с музыкой, сталкивался с необходимостью писать диктанты.

Дело это непростое. И если у вас нет от природы особенных слуховых  способностей, диктант может стать проблемой. Опыт показывает, что не всякий педагог сольфеджио может помочь вам решить эту проблему.

Тем не менее, существует множество разнообразных методик, которые могут заметно облегчить процесс написания диктанта.

Как правило, на уроке сольфеджио даётся  8 проигрываний.

Между каждым разом есть 2-3 минутный интервал. Если у вас нет хорошей стратегии для написания диктанта, очень вероятно, что вы не справитесь с заданием за отведённое количество времени. Всегда будет казаться, что проигрываний недостаточно. Для того чтобы грамотно использовать отведённое для диктанта время необходимо иметь внутренний план. Приводим здесь возможный вариант работы над диктантом.

Стратегия написания музыкального диктанта

Первое проигрывание при написании музыкального диктанта

Даётся для общего ознакомления. Вы можете ничего не записывать в тетрадь – просто позвольте мелодии проникнуть в вас. Определите размер.

как написать музыкальный диктант

Второе проигрывание музыкального диктанта

Здесь начинается письменная работа. Мы уже знакомы с мелодией и определили размер. Зная размер, мы можем определить количество тактов и проставить тактовые черты. Здесь же определяем ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия. Не забудьте поставить ключевые знаки. Если вы запомнили самое начало или самый конец мелодии – запишите.

Третье проигрывание музыкального диктанта

Некоторым удобно записать над нотным станом весь ритм, без звуковысотности. Вы можете попробовать такой вариант.

Однако более распространённый совет на этом этапе – начинайте работу с мелодией. Определите самую верхнюю и самую низкую ноту. Отличайте поступенное движение и скачковое. Вы можете делать карандашом буквальные отметки «вверх», «вниз».

Может быть, вы услышите движение по звукам какого-то знакомого вам аккорда – сделайте буквенную отметку. Важно при этом не теряться, твёрдо чувствовать, в каком такте вы находитесь. Здесь может помочь дирижирование свободной рукой или простукивание долей ногой.​

Четвертое-седьмое проигрывание

Ритм здесь должен обрести свой окончательный вид. Постепенно заполняйте все пустые такты. Активно работайте в паузах между проигрываниями. Энергию, затраченную на суету, направляйте на конкретные задачи. Например: «Сейчас я буду слушать что в начале четвертого такта, ещё неясен ритм в седьмом, последняя доля пятого такта-проверить».

Последнее проигрывание. Проверка музыкального диктанта

В идеальном случае, к последнему проигрыванию большая часть диктанта должна быть готова. Во время проверки вы сопоставляете услышанное с тем, что вам удалось записать. Довольно часто закрадываются досадные описки.

Если вы не на экзамене, не стоит переживать, если диктант написан не полностью. Хорошо писать диктанты – значит просто владеть техникой. Регулярно занимаясь, вы «набьёте руку».

За каждым проигрыванием закреплена своя задача, мы должно понимать каждый раз, что мы сейчас хотим расслышать и на что обратить внимание. Ваш план, конечно, будет несколько отличаться от вышеприведенного, темп и стиль написания диктанта у всех немножко разный. Наша задача лишь обозначить этапы, на которые может опираться ваше внимание.

Тактики написания музыкального диктанта

Запись нот во время проигрывания

Запись диктанта по памяти

Первый способ не всегда срабатывает. Не всякий диктант удобно записывать сходу, не всякий раз преподаватель будет играть в комфортном темпе. Гораздо вернее опираться на музыкальную память. И здесь наиболее активная работа должна совершаться в интервалах между проигрываниями. Мы стараемся удерживать мелодию в памяти и записываем в тетрадь то, что запомнили.

Скорей всего, наиболее правильный подход здесь – комбинировать эти два способа. Во время проигрывания мы записываем всё, что успели распознать. А в промежутке заполняем белые пятна по памяти. Такой подход позволит нам эффективно распоряжаться отведённым на работу временем.

Музыкальный диктант – это комплексное упражнение, которое сочетает в себе сразу несколько важных музыкальных навыков. Все эти навыки можно и нужно тренировать отдельно. Пойте несложные номера с листа, играйте и слушайте интервалы в музыке, простукивайте ритм мелодий.

Отдельное внимание стоит уделить аккуратности в оформлении диктанта.

Имейте всегда заточенный, надёжный карандаш – об диктанты сломано немало копий – а также качественный ластик. Эти рекомендации могут показаться лишними, но практика показывает, что это чуть ли не полдела. Наши инструменты не должны нам мешать.

музыкальные колледжи

Вы хотите профессионально заниматься музыкой и думаете куда поступать? Содержание статьи Яна Ли предлагает вам лучшую подборку «Музыкальные колледжи Москвы» Курс по фортепиано с нуля Музыкальные училища Москвы Мы выбрали 5 наиболее важных училищ Москвы. Большая часть поданных заявлений абитуриентов всё ещё приходится именно на эти учебные заведения. Воспользуйтесь курсом по сольфеджио от Яны Ли,

Прочитать

Занятия фортепиано самостоятельно

Занятия фортепиано самостоятельно Курс по фортепиано с нуля. Научитесь гарантированное играть на инструменте за 6 месяцев. Понятные уроки и практики, интерактив и обратная связь Записаться Какой бы хороший педагог у вас не был, большую часть работы за инструментом нам всегда приходится выполнять самим. Занятия фортепиано это тот самый случай, когда говорят «никто за вас это

Прочитать

советы для занятий фортепиано

Советы для занятий по фортепиано Предлагаем вам подборку 7 советов для занятий фортепиано. 1. Найдите хорошего преподавателя по фортепиано Зачастую начинающие музыканты склонны не прибегать ни к чей помощи и занимаются самостоятельно. С учётом того, насколько много сейчас информации онлайн, этот путь, вполне возможно, принесёт вам некоторую пользу. К тому же, самостоятельное обучение это почти

Прочитать

Как научиться писать диктанты по сольфеджио? Этот вопрос встает перед каждым учащимся музыкальной школы. И если спросить, что для них является самым сложным в сольфеджио, ответ на 100% будет — диктант!

Действительно, диктант — самое сложное задание в курсе сольфеджио. Диктант входит в обязательные задания на выпускном экзамене. Почему же написание диктанта является самым трудным для учащихся?

Ответ прост — нет навыка записи мелодии. Это так же, как «Почему мы не умеем разговаривать на иностранном языке, изучая его в школе 7-10 лет?» Нет навыка. Нет мотивации. К чему запоминать иностранные слова, если вокруг никто не говорит на этом языке? Зачем записывать мелодию, если можно найти ее в интернете?

Зачем нужны диктанты по сольфеджио?

зачем нужны диктанты по сольфеджио

Диктант показывает уровень развития музыкального слуха. Вы же не будете спорить, что для настоящего музыканта развитый музыкальный слух очень важен?

Правда, в наше время появилось очень много «музыкантов», которые даже нотной грамоты не знают, но сочиняют и громко поют свои песни.

Конечно, такое творчество существовало и раньше. И называлось оно — устное народное творчество. Талантливые образцы народного творчества дошли до наших дней. Благодаря кому?

Благодаря музыкантам с развитым слухом, которые записали эти песни!

Музыкант, не знающий нотной грамоты, — всё равно что писатель, не умеющий читать и писать.

Музыкант, не умеющий записать мелодию (диктант), — всё равно что учитель английского, не умеющий перевести фильм на языке оригинала.

Таким образом, музыкальный диктант — это не только проверка уровня развития музыкального слуха, но и практический навык записи услышанной мелодии. Научиться писать диктант по сольфеджио — это необходимая задача каждого музыканта.

Пример диктанта

Диктант звучит в ре миноре. Размер 4/4. Темп оживленный. Ритмические длительности — в основном, восьмые и четверти. В диктанте есть повторения. В мелодии — это первый и пятый такты. В ритме повторяется пунктирная ритмическая фигура.

Алгоритм написания диктанта по сольфеджио

алгоритм написания диктанта по сольфеджио

На написание диктанта дается 8-10 проигрываний. За это время вы должны успеть написать диктант.

Не сидите в полуобморочном состоянии до пятого проигрывания диктанта, а сразу мобилизуйтесь и приступайте к работе с первого же проигрывания.

Алгоритм написания диктанта состоит всего из 3 шагов. Помните это!

ШАГ 1. Первое проигрывание. Перед ним преподаватель скажет вам обратить внимание на движение мелодии, на особенности ритма или что-то еще. Спокойно прослушайте мелодию. Отметьте про себя, что она вполне себе красива). Были ли повторения в этой мелодии? Это очень важно.

В это же время преподаватель совместно со всем классом определяет тональность, в которой звучит диктант, и размер.

Сразу же напиши:

  • скрипичный ключ
  • ключевые знаки нужной тональности
  • размер
  • раздели нотную строку на 8 тактов
  • между четвертым и пятым тактом поставь знак цезуры, разделяющий первое и второе предложения
  • в конце восьмого такта поставь двойную тактовую черту

У тебя получится такая заготовка уже после первого проигрывания:

Диктант.Шаг 1

ШАГ 2. Второе-третье проигрывание. Слушая мелодию, смотри на свою тактовую заготовку, которую ты уже нарисовал.

Слушай и отмечай:

  • движение мелодии — поступенное или скачками
  • направление мелодии — вверх или вниз

Отметь условными знаками (стрелками, точками) всё, что услышишь.

  • напиши тонику в конце диктанта
  • определи, на какой ноте заканчивается четвертый такт

После третьего проигрывания твоя запись будет выглядеть примерно так:

Диктант. Шаг 2

ШАГ 3. Четвертое — пятое проигрывание. Начинай записывать ритм над нотной строкой или прямо на ней.

  • отмечай короткими и длинными палочками восьмые и четвертные длительности.

Посмотри, как это делается:

Обрати внимание, что в мелодии имеется пунктирный ритм — в первом, третьем, четвертом, пятом, седьмом, восьмом тактах. После пятого проигрывания у тебя уже будет написан ритм. Примерно так:

ритм диктанта

В оставшиеся пять проигрываний записывай мелодическую линию. Направление мелодии и скачки ты уже отметил в предыдущие проигрывания. Вспомни, что первый и пятый такты одинаковые. Заполни услышанные такты:

Запись мелодии

Заполни оставшиеся такты. Сотри над нотной строкой вспомогательный ритм и переписывай аккуратно и внимательно на чистовик.

Теперь проверь свою запись. Скорее всего, твой диктант будет выглядеть приблизительно так:

диктант готов

Заключение

Научиться писать диктант по сольфеджио — вполне реальная и выполнимая задача.

Для этого надо выполнить всего лишь три шага.

Но каждый из этих шагов требует определенных навыков и опыта.

Запись нот, определение на слух интервалов и аккордов, запись ритма, понимание формы диктанта — все эти составляющие отрабатываются на уроках сольфеджио.

Конечно, чтобы быстро научиться писать диктанты по сольфеджио, необходимы методически правильно выстроенные занятия с преподавателем и домашняя работа. Всё возможно и всё в ваших руках!

Если тебе надо быстро научиться писать диктанты по сольфеджио, запишитесь на индивидуальные занятия по WhatsApp

Видеоурок «Алгоритм записи диктанта по сольфеджио» можно посмотреть по ссылке — время просмотра 3 минуты.

Музыкальный диктант является одной из наиболее
важных, ответственных и сложных форм работы на
уроке сольфеджио. Он развивает музыкальную
память учащихся, способствует осознанному
восприятию мелодии и других элементов
музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над музыкальным диктантом
синтезируются все знания и навыки учащихся,
определяется уровень их слухового развития. Это
своеобразный итог всего процесса обучения, ведь
именно в диктанте учащийся должен показать с
одной стороны, уровень развития музыкальной
памяти, мышления, всех видов музыкального слуха,
а с другой – определенные теоретические знания,
помогающие ему грамотно записать услышанное.

Целью музыкального диктанта является
воспитание навыков перевода воспринимаемых
музыкальных образов в четкие слуховые
представления и быстрого закрепления их в нотной
записи.

Основными же задачами работы над диктантом
можно назвать следующие:

  • создавать и закреплять связь видимого и
    слышимого, то есть научить слышимое сделать
    видимым;
  • развивать музыкальную память и внутренний слух
    учащихся;
  • служить средством для закрепления
    теоретических и практических навыков учащихся.

Этап подготовки к записи музыкального
диктанта

Процесс записи диктанта требует выработки
особых, специальных навыков и поэтому прежде чем
приступить к этой форме работы, педагог должен
быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к
ней очень хорошо. Целесообразно приступать к
записи полноценных диктантов только после
определенной подготовки, длительность которой
зависит от возраста, степени развития и
восприимчивости группы. Подготовительная
работа, которая закладывает у учащихся
фундаментальную базу навыков и умений,
обеспечивающую в дальнейшем возможность
грамотно и безболезненно записывать музыкальные
диктанты должна состоять из нескольких разделов.

Освоение нотной записи.

Одна из наиболее важных задач начального
периода обучения в курсе сольфеджио – это
формирование и развитие навыка “быстрой
записи” звуков. С первых уроков следует приучать
учащихся к правильной графической записи нот:
маленькими кружочками, не очень близко друг к
другу; следить за верным написанием штилей,
знаков альтерации.

Освоение длительностей.

Совершенно неоспоримый факт, что правильное
метроритмическое оформление мелодии
представляет для учащихся еще большую трудность,
чем ее непосредственная нотная запись. Поэтому
“ритмической составляющей” диктанта нужно
уделять особое внимание. На первоначальном этапе
обучения очень важно, чтобы учащиеся просто
хорошо усвоили графическое изображение и
название каждой длительности. Параллельно с
усвоением графического изображения
длительностей и их названий нужно работать и над
непосредственным осознанием длинного и
короткого звука. После того как названия и
обозначения длительностей хорошо усвоены,
необходимо заняться освоением понятий такт,
доля, метр, ритм, размер.
Как только дети
осознали и усвоили эти понятия, необходимо
вводить практику дирижирования. И только после
всей этой работы следует приступить к объяснению
дробления долей. В дальнейшем учащиеся будут
знакомиться с различными ритмическими фигурами
и для лучшего их освоения эти ритмические фигуры
обязательно следует вводить в музыкальные
диктанты.

Переписывание нот.

В первом классе представляется очень полезным
простое переписывание нот. Правила нотной
каллиграфии просты и не требуют такой детальной
проработки, как правописание букв. Поэтому все
упражнения, связанные с правильной записью
нотных текстов, можно перенести на домашние
задания.

Усвоение порядка нот.

Очень важным на первом этапе обучения
представляется и слуховое усвоение порядка нот.
Четкое понимание нотной последовательности
вверх и вниз, осознание отдельной ноты во
взаимосвязи с другими, умение четко и быстро
просчитать ноты по порядку, через одну или через
две – это, в дальнейшем, залог успешной и
грамотной записи полноценного диктанта.
Практика показывает, что одного простого
заучивания нот недостаточно. Необходимо довести
этот навык до уровня автоматизма, чтобы ребенок
воспринимал и воспроизводил ноты, практически не
задумываясь. А это требует постоянной и
кропотливой работы. Тут хорошо помогают
различные игры в дразнилки, повторялки и
всевозможные эхо. Но самую неоценимую помощь в
этой работе оказывают секвенции.

Ступени.

Работа над осмыслением и слуховым восприятием ступени
представляется одной из самых важных в
выработке навыка записи музыкального диктанта.
Работа над ступенями должна проводиться
постоянно, на каждом уроке, и вестись по разным
направлениям. Первое – это умение мыслить
ступенями. Очень важна на первых порах выработка
умения быстро и точно находить в тональности
любую отдельную ступень. Тут снова могут помочь
секвенции — распевки, которые заучиваются в
течение нескольких уроков до автоматизма. Очень
полезно петь последовательности ступеней; также
хорошую помощь в такой быстрой ступеневой
ориентации оказывает пение ступеней по ручным
знакам и болгарской столбице.

Мелодические элементы.

Несмотря на огромное многообразие
мелодического материала, в музыке имеется и
достаточно большое количество стандартных
оборотов, которые часто повторяются, прекрасно
вычленяются из контекста и узнаются как на слух,
так и при анализе нотного текста. К таким
оборотам относятся звукоряды – трихорд,
тетрахорд и пентахорд, движение от вводных тонов
к тонике, опевания, вспомогательные ноты, а также
различные модификации этих оборотов. После
знакомства с основными мелодическими элементами
необходимо выработать у учащихся быстрое,
буквально автоматическое узнавание их как в
нотном тексте в чтении с листа, так и в слуховом
анализе. Поэтому и мелодические обороты на слух,
и упражнения по чтению с листа, и диктанты этого
периода должны содержать как можно больше этих
элементов или просто состоять из них.

Аккорды.

Очень часто мелодия движется по звукам
аккордов. Умение вычленять знакомый аккорд из
контекста мелодии – очень важный навык, который
необходимо выработать у учащихся.
Первоначальные упражнения должны быть
направлены на чисто визуальное и слуховое
восприятие аккорда. Неоценимую помощь в
запоминании мелодики аккордов оказывают
небольшие распевки, в которых нужный аккорд
пропевается и называется одновременно.

Скачки.

Как известно, самую большую трудность в записи
диктанта вызывают скачки. Поэтому прорабатывать
их необходимо так же тщательно, как и другие
мелодические элементы.

Определение формы.

Работа по определению, осознанию музыкальной
формы имеет огромное значение для успешной
записи музыкального диктанта. Учащиеся должны
очень хорошо ориентироваться в местоположении
предложений, каденций, фраз, мотивов, а также в их
взаимосвязи. Эту работу нужно также начинать с
первого класса.

Помимо всей этой подготовительной работы,
очень полезны некоторые формы заданий,
непосредственно подготавливающие запись
полноценного диктанта:

Записывание по памяти ранее выученной песенки.

Диктант с ошибкой. На доске выписана мелодия “с
ошибкой”. Педагог проигрывает правильный
вариант, а учащиеся должны найти и исправить
ошибки.

Диктант с пропусками. На доске выписывается
фрагмент мелодии. Учащиеся должны услышать и
заполнить пропущенные такты.

На доске выписана мелодия в виде ступеневой
дорожки. Учащиеся, слушая мелодию, записывают ее
нотами, правильно ритмически оформляя.

Запись обыкновенных ритмических диктантов.

На доске выписаны головки нот. Учащиеся должны
правильно оформить мелодию ритмически.

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно
сделать вывод, что в первом классе закладываются
главные, базовые навыки записи музыкального
диктанта. Это — умение правильно “слушать”;
запоминать, анализировать и понимать
музыкальный текст; умение осмыслить его
графически и правильно записать; умение
правильно определить и осознать
метроритмическую составляющую мелодии, четко
продирижировать ее, ощущая пульсацию долей и
осознавая каждую долю. Вся дальнейшая работа
сводится только к развитию этих базовых умений и
усложнению теоретического материала.

Формы музыкальных диктантов

Формы диктанта могут быть различными. При
записи диктанта важно выбрать форму работы,
наиболее подходящую для усвоения данной мелодии.

Диктант показательный.

Показательный диктант проводится педагогом.
Цель и задача его — показать на доске процесс
записи. Учитель вслух, перед всем классом,
рассказывает учащимся, как он слушает,
дирижирует, напевает мелодию и тем самым
осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой
диктант очень полезен перед тем, как перейти,
после подготовительных упражнений, к
самостоятельной записи, а также при освоении
новых трудностей или разновидностей диктантов.

Диктант с предварительным анализом.

Учащиеся с помощью педагога определяют лад и
тональность данной мелодии, ее размер, темп,
структурные моменты, особенности ритмического
рисунка, анализируют закономерность развития
мелодии, а затем уже приступают к записи. На
предварительный разбор должно уходить не более 5
– 10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее
использовать в младших классах, а также при
записи мелодий, в которых появляются новые
элементы музыкального языка.

Диктант без предварительного анализа.

Такой диктант записывается учащимися в течение
установленного времени, при определенном числе
проигрываний. Такие диктанты более
целесообразны в средних и старших классах, т.е.
только тогда, когда учащиеся научатся
самостоятельно анализировать мелодию.

Устный диктант.

Устный диктант представляет собой небольшую
мелодию, построенную на знакомых учащимся
мелодических оборотах, которую педагог
проигрывает два — три раза. Учащиеся повторяют
мелодию сначала на любой слог и только затем
пропевают диктант с названием звуков. Следует
как можно шире применять эту форму диктанта, так
как именно устный диктант помогает осознанному
восприятию учащимися отдельных трудностей
мелодии, развивает музыкальную память.

“Самодиктант”, запись знакомой музыки.

Для развития внутреннего слуха следует
предлагать учащимся “самодиктант”, запись
знакомой мелодии по памяти. Конечно, эта форма не
заменит полноценного музыкального диктанта, так
как здесь отсутствует необходимость охватить и
запомнить новую музыку, то есть не тренируется
музыкальная память учащегося. Но для работы над
записью на основе внутреннего слуха это очень
хороший прием. Форма “самодиктанта” помогает
также развитию творческой инициативы учащихся.
Это очень удобная форма для самостоятельной,
домашней работы, для тренировки в записи.

Контрольный диктант.

Безусловно, в процессе обучения должны
присутствовать и контрольные диктанты, которые
учащиеся пишут без помощи педагога. Их можно
использовать при завершении работы над
определенной темой, когда все трудности диктанта
детям знакомы и хорошо усвоены. Обычно такая
форма диктантов используется на контрольных
уроках или экзаменах.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический
(запись прослушанной последовательности
интервалов, аккордов), ритмический. Полезно
записывать мелодии, ранее прочитанные с листа.
Написанные диктанты полезно выучивать наизусть,
транспонировать в пройденные тональности,
подбирать к диктантам аккомпанемент. Необходимо
также научить учащихся записывать диктант в
разных регистрах, как в скрипичном, так и в
басовом ключах.

Методические установки при написании диктанта

Выбор музыкального материала.

В работе над музыкальным диктантом одним из
важнейших условий является правильный выбор
музыкального материала. Музыкальным материалом
для диктанта могут служить мелодии из
музыкальной литературы, специальных сборников
диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии,
сочиненные педагогом. Педагог, отбирая материал
для диктанта, должен прежде заботиться о том,
чтобы музыка примера был яркой, выразительной,
художественно убедительной, осмысленной и ясной
по форме. Подбор именно такого музыкального
материала не только помогает учащимся легче
запомнить мелодию диктанта, но и имеет большое
воспитательное значение, расширяет кругозор
учащихся, обогащает их музыкальную эрудицию.
Чрезвычайно важным является определение
трудности примера. Диктанты не должны быть
слишком трудными. Если учащиеся не успевают
диктант осмыслить, запомнить и написать или
пишут его с большим количеством ошибок, то они
начинают бояться этой формы работы и избегать ее.
Поэтому предпочтительнее, чтобы диктанты были
проще, но их должно быть много. Усложнение
диктантов должно быть постепенным, незаметным
для учеников, строго продуманным и обоснованным.
Нельзя также не отметить, что при подборе
диктантов педагог должен применять
дифференцированный подход. Так как состав групп
обычно бывает “пёстрым”, то трудные диктанты
нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые
ученики тоже могли полностью произвести запись,
тогда как в сложных диктантах для них это не
всегда доступно. При выборе музыкального
материала для диктанта также очень важно, чтобы
материал был подробно распределен по темам.
Педагогом должна быть строго продумана и
обоснована последовательность диктантов.

Исполнение диктанта.

Для того чтобы учащийся мог полно и грамотно
зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо,
чтобы исполнение диктанта было по возможности
совершенным. Прежде всего, следует исполнять
пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний
или выделений отдельных трудных интонаций или
гармоний нельзя допускать. Особенно вредно
подчеркивать, искусственно громко выстукивая,
сильную долю такта. Вначале следует исполнять
отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В
дальнейшем, при многократном проигрывании, этот
первоначальный темп обычно замедляется. Но
важно, чтобы первое впечатление было
убедительным и правильным.

Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить
особое внимание на точность и полноту фиксации
на бумаге учащимися того, что они слышали. В
процессе записи диктанта учащиеся должны:
правильно и красиво писать ноты; расставлять
лиги; отмечать цезурами фразы, дыхание;
различать и обозначать легато и стаккато,
динамику; определять темп и характер
музыкального примера.

Основные принципы процесса записи диктанта.

Большое значение имеет та обстановка, которую
педагог создает перед началом работы над записью
диктанта. Опыт говорит, что наилучшая обстановка
для работы над записью диктанта – это создание
интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат.
Педагогу необходимо пробудить интерес к тому,
что будет проиграно, сконцентрировать внимание
учащихся, возможно – разрядить напряжение перед
такой сложной работой, которую дети всегда
воспринимают как некую “контрольную”, по
аналогии с диктантом в общеобразовательной
школе. Поэтому уместны небольшие “беседы” о
жанре будущего диктанта (если это не является
явной подсказкой метроритмической
составляющей), композиторе, сочинившем мелодию, и
тому подобное. В зависимости от класса и уровня
группы, необходимо выбирать для диктанта
мелодии, доступные по степени трудности;
устанавливать время для записи и количество
проигрываний. Обычно диктант пишется с 8-10
проигрываний. Перед началом записи необходима
ладовая настройка.

Первое проигрывание – ознакомительное. Оно
должно быть очень выразительным, “красивым”, в
соответствующем темпе и с динамическими
оттенками. После этого проигрывания можно
определить жанр, размер, характер фраз.

Второе проигрывание должно идти сразу после
первого. Его можно исполнить уже медленнее. После
него можно побеседовать о конкретных
ладогармонических, структурных и
метроритмических особенностях музыки.
Поговорить о каденциях, фразах и т.п. Можно сразу
же предложить учащимся оформить заключительную
каденцию, определить местоположение Тоники и то,
как мелодия к Тонике подошла – гаммообразно,
скачком, знакомым мелодическим оборотом и т.д.
Такое начало диктанта “наоборот” оправдано тем,
что заключительная каденция как раз больше всего
“помнится”, пока весь диктант еще не отложился в
памяти.

Если диктант длинный и сложный, если в нем нет
повторов, то допускается третье проигрывание
разделить пополам. То есть сыграть первую
половину и разобрать ее особенности, определить
каденцию и т.п.

Обычно после четвертого проигрывания учащиеся
уже достаточно сориентированы в диктанте,
запомнили его если не целиком, то хотя бы в
некоторых фразах. С этого момента дети пишут
диктант практически по памяти.

Перерыв между проигрываниями можно сделать
больше. После того как большинство детей
написано первое предложение, можно сыграть
только вторую половину диктанта, которая
осталась от незаконченного третьего
проигрывания.

Очень важно не допускать “стенографирования”
диктанта, поэтому при каждом проигрывании нужно
просить учащихся отложить карандаши и стараться
запомнить мелодию. Обязательным условием надо
ставить дирижирование при проигрывании и записи
диктанта. Если ученик затрудняется с
определением ритмического оборота, нужно
обязательно заставить его продирижировать и
проанализировать каждую долю такта.

По окончании отведенного времени нужно диктант
проверить. Диктант также нужно оценить. Можно
даже не ставить оценку в тетрадь, особенно если
ученик с работой не справился, но хотя бы в устной
форме ее озвучить, чтобы он мог реально оценить
свои умения и возможности. При оценке надо
ориентировать ученика не на то, что у него не
получилось, а на то, с чем он справился, поощрять
за каждый, пусть и маленький успех, даже если
ученик совсем слабый и диктанты ему не даются в
силу природных особенностей.

Рассматривая психологические аспекты
организации процесса записи диктанта, нельзя
обойти вниманием важный момент местоположения
диктанта в уроке сольфеджио. Наряду с такими
формами работы, как развитие
вокально-интонационных навыков,
сольфеджирование, определение на слух, написанию
диктанта уделяется больше времени, и его обычно
относят на конец урока. Диктант, насыщенный
сложными элементами, приводит к деформации
урока, так как требует много времени.
Неуверенность учащихся в своих силах приводит к
потере интереса к диктанту, может возникнуть
состояние скуки. Для того чтобы оптимизировать
работу над музыкальным диктантом, лучше
проводить его не в конце урока, а в середине или
ближе к началу, когда внимание учеников ещё
свежо.

Время для записи диктанта устанавливается
педагогом, как уже говорилось, в зависимости от
класса и уровня группы, а также в зависимости от
его объема и трудности диктанта. В младших
классах (1, 2 классы), где записываются небольшие и
несложные мелодии, это обычно 5 – 10 минут; в
старших, где трудность и объем диктантов
увеличиваются – 20–25 минут.

В процессе работы над диктантом очень
ответственна роль педагога: он обязан, работая в
группе, учитывать индивидуальные особенности
каждого ученика, направлять его работу, учить
писать диктант. Просто сидеть у инструмента,
проигрывать диктант и ждать, когда учащиеся его
напишут самостоятельно, педагог не должен. Нужно
периодически подходить к каждому ребенку;
указывать на ошибки. Конечно, нельзя прямо
подсказывать, но можно сделать это в
“обтекаемой” форме, сказав: “Подумай над этим
местом” или “Проверь еще раз эту фразу”.

Подводя итог всему вышесказанному, можно
сделать вывод, что диктант – это та форма работы,
в которой применяются и задействуются все
имеющиеся знания и навыки учащихся.

Диктант является итогом знаний и умений,
определяющим уровень музыкально-слухового
развития учащихся. Поэтому на уроках сольфеджио
в детской музыкальной школе музыкальный диктант
должен быть обязательной и постоянно
используемой формой работы.

Список использованной литературы

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. –
    М.: Музыка, 1993.
  2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. –
    Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант:
    Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
  4. Островский А. Методика теории музыки и
    сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
  5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика
    развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.
  6. Фокина Л. Методика преподавания музыкального
    диктанта. – М.: Музыка, 1993.
  7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. — М.: Музыка, 1996.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.music-teoria.ru

Писать диктанты не так просто, как кажется на первый взгляд. Просто сесть и слушать случайно выбранный диктант до тех пор, пока не наступит просветление — не нужно. Есть много других, более приятных способов убить большое количество свободного времени :)

  • Во-первых, лучше всего, если диктанты подберет квалифицированный педагог. Он сможет составить план занятий с учетом вашего уровня подготовки. Если же такой возможности нет, то поможет простое правило: если вы можете правильно написать диктант какого-то уровня сложности за 6-9 прослушиваний (чем выше уровень сложности, тем больше раз можно слушать), то можно приступать к следующему уровню. Если он не получается, следует вернуться назад, уменьшив количество прослушиваний.
  • Во-вторых, диктант должен слушаться лишь целиком — ведь музыка всегда звучит целиком, не правда ли? Прослушивать фрагментами допустимо лишь в особых случаях: например, если диктант уже проверен, но хочется все-таки вникнуть в непонятные моменты.
  • В-третьих, проверка диктанта (если нет педагога) должна осуществляться сразу же после написания и со всей беспристрастностью. Если есть ноты, разумеется, все просто; но если их нет под рукой, тоже не беда. Нужно лишь сыграть на инструменте (лучше на фортепиано) диктанта и сравнить звучание. Если что-то не совпадает — корректируем.
  • В-четвёртых, оценивать диктант тоже нужно без скидок: две существенные ошибки (например, диссонирующий интервал по вертикали в двухголосном диктанте вместо консонирующего, а не просто случайно забытый диез в сложной полифонической трёхголосной фактуре) — минус балл по пятибалльной шкале. Ну а что вы хотели? Звучит это настолько по-разному, что перепутать случайно просто невозможно :-) Так что существенная ошибка — это та, которую слышно сразу же.

Далее

  • О сайте
  • Зачем музыканту писать диктанты?

МКУ ДО «ДШИ» АЦРМО РК

Методическое сообщение

Тема: «Проблемы написания музыкального

        диктанта на уроке сольфеджио»

Выполнил: Преподаватель ДШИ

Тимербулатова А.Ю.

2021г.

с.Троицкое

Проблемы написания музыкального диктанта на уроке сольфеджио

Среди разнообразных видов деятельности обучающихся на уроке сольфеджио работа над диктантом занимает одно из центральных мест. Привитие навыков написания диктанта происходит на всем протяжении обучения в ДМШ (ДШИ) и представляет собой весьма важный и серьезный процесс, зависящий от многих обстоятельств: психофизиологического состояния ребенка, уровня развития его музыкальных способностей, умения логически мыслить, а также – от качества, системности и длительности работы над данным видом деятельности. Актуальность систематизации практических принципов написания одноголосного диктанта с обучающимися ДМШ (ДШИ) обусловлена как наличием больших затруднений у обучающихся, зачастую испытывающих страх и негативное отношение к данному виду учебной деятельности, так и большими сложностями в работе самого преподавателя, призванного привить навык записи музыкального диктанта всем обучающимся, независимо от их способностей.

Работа над музыкальным диктантом является весьма сложным психофизиологическим процессом, включающим запоминание, осознание, осмысление и перевод мелодии в грамотный нотный текст. Помочь этому непростому суммарному действию, требующему от обучающихся определенных мыслительных усилий и значительного напряжения, может только целенаправленная работа по качественному формированию первоначальных навыков анализа музыки. Во избежание проблем в процессе написания обучающимися музыкального диктанта, преподавателю необходимо тщательно продумывать и грамотно выстраивать всю работу, которая сможет помочь успешно справляться с этим непростым видом музыкальной деятельности. Рассмотрим этапы и формы работы над диктантом в классе сольфеджио.

С самого начала обучения преподаватель постепенно развивает у детей умение вслушиваться, оценивать, сравнивать и понимать яркие, понятные и доступные детскому воображению музыкальные образы. Постепенно у обучающихся формируется внимание к элементам музыкальной речи: звуковысотным отношениям, динамическим оттенкам, изменениям ритмических рисунков и темпа, разнообразным тембровым краскам и т.д., а также их тесной взаимосвязи с эмоциональным содержанием музыки. Анализ музыкальных фрагментов систематически проводится на каждом уроке. В форме беседы или игры дети с гораздо большим интересом овладевают приемами «слышания» и осознания музыкального материала, не замечая при этом трудностей, не испытывая чувства страха и отрицательных эмоций.

Подготовительные аналитические формы работы к мелодическому диктанту не занимают много времени на уроках сольфеджио, их можно варьировать, поддерживая у детей постоянный интерес к процессу обучения. В этих целях применяются красочные наглядные пособия, различные формы движения под музыку, разучиваются несложные песенки, которые можно разыгрывать по ролям с использованием игрушек, интеллектуальных игр и т.д. Подготовительные формы работы к диктанту свободно включаются в любую часть урока, но применяются в разных классах с учетом возрастных особенностей детей. Переходить к освоению письменной практики записи диктанта необходимо только после качественного освоения детьми первоначальных навыков анализа мелодии.

К моменту начала работы над диктантом обучающиеся должны хорошо владеть нотной записью: быстро записывать звуки по высоте, хорошо ориентироваться в длительностях, уметь группировать их в соответствии с используемым размером, правильно выставлять тактовые черты в простых размерах. В качестве подготовительных упражнений можно применять записывание нотных знаков под диктовку, чтение нотных знаков «на скорость», отстукивание сильных долей такта, прохлопывание ритмического рисунка, расстановку тактовых черт в нотной записи, а также элементарные задания на чистописание нот или переписывание в тетрадь отдельных примеров из учебника сольфеджио. При выполнении подобных заданий полезно на каждом уроке проговаривать вслух простые правила нотной записи, чтобы они постепенно и прочно усваивались детьми на подсознательном уровне. Например: штили пишутся справа вверх и слева вниз, хвосты у восьмушек всегда справа, встречные знаки ставятся перед нотой и т.д.  

С самого начала обучения следует целенаправленно развивать слуховые представления обучающихся о типах движении мелодии: вверх, вниз, поступенно, по звукам трезвучия, скачком, с повторением звуков и т.д. К началу записи диктанта обучающиеся должны хорошо различать основные типы движения мелодии, устойчивые и неустойчивые звуки, улавливать на слух опевания. Для усвоения этих навыков необходимо систематически выполнять интонационные упражнения на пение ступеней и отрезков гаммы, устное транспонирование музыкальных фраз с названием нот в виде секвенций. Интонационную работу целесообразно начинать с повторения звуков, поступенного и движения по звукам трезвучия, и только затем переходить к усвоению более сложных элементов. Большую пользу в развитии ступеневого слуха приносит работа над «устным диктантом» из непродолжительных мелодий. После предварительного обсуждения движения мелодии, размера, звуков ее начала и окончания, мелодия пропевается по «лесенке» с показом рукой направления движения сначала на любой слог, а затем повторяется с названием нот.  Такая работа способствует выработке быстрой ориентации в ладу.

К началу написания диктанта обучающиеся должны хорошо ориентироваться в клавиатуре. Для этого с самого начала обучения следует практиковать исполнение детьми простейших мелодий на фортепиано со счетом вслух, подбор по слуху на фортепиано одноголосных мелодий, пропетых или сыгранных преподавателем, транспонирование мелодий от разных звуков, в том числе и от черных клавиш.

Желательно, чтобы к началу работы над записью диктанта обучающиеся хорошо ориентировались в длительностях. Положительные результаты дает работа с заготовленными карточками, которые дети с удовольствием «выкладывают» перед собой на столе, а затем прохлопывают получившийся ритм. Изучение и запоминание длительностей начинается с четвертных и восьмых длительностей, которые в большинстве присутствуют в детских песенках. В развитии ритмических навыков можно немного опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте: дети должны научиться четко тактировать и осознавать сильную и слабые доли, чтобы правильно распределять ноты по тактам. На первых порах очень полезно перед интонированием читать или простукивать ритм без пения, поскольку ритмические трудности отвлекают обучающихся от контроля высоты звуков. Когда ритм становится понятен детям, они все внимание сосредотачивают на звуковысотных отношениях, поэтому навык записи ритма должен несколько «опережать» запись мелодии, в этих целях с детьми младшего возраста следует как можно чаще писать ритмические диктанты.

Основополагающей работой на начальном этапе подготовки к написанию диктанта является освоение звучания ступеней. Успешность продвижения обучающегося во многом зависит от того, научился он слышать устойчивые и неустойчивые звуки, умеет осознавать ладовые тяготения и разрешения, или нет. Большую помощь в данном направлении оказывает интонационная работа по «лесенке», которая аккумулирует внимание детей на интонационном движении мелодии. Для выработки ступеневого слуха эффективным является повторение обучающимися сыгранных преподавателем звуков (ступеней) с названием нот в разных тональностях. Работа над развитием ступеневого слуха активно продолжается на всем этапе обучения до тех пор, пока дети качественно освоят звучание всех ступеней лада: только при таком подходе они смогут хорошо чувствовать устойчивые ладовые точки, легко ориентироваться в мелодии и записывать диктант с любого такта.

Большую помощь в записи диктанта оказывает хорошее развитие интервального слуха, особенно когда мелодия включает широкие ходы. Для правильного определения интервалов следует всячески «укреплять» ощущение тоники (тонического трезвучия), проигрывать и пропевать всей группой интонационные обороты, входящие в мелодию диктанта. Особо тщательно следует «прорабатывать» обороты с неустойчивыми звуками и звуками, взятыми скачком. Успешность определения интервалов во многом зависит от того, научатся обучающиеся осознавать и определять интервалы как определенные ступени лада, или нет.

На протяжении всего периода обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальной памяти, постепенно подготавливать обучающихся к восприятию и запоминанию мелодий большой протяженности. С самых первых уроков следует предлагать для запоминания несложные мелодии от устойчивых звуков, с элементами повторности, с преобладанием поступенного движения и движения по звукам тонического трезвучия – в виде многократного пропевания по нотам, игры на фортепиано, повтора (подбора) мелодии на фортепиано, и т.д. Очень важно, чтобы такая работа проводилась систематически и в ней активно участвовала вся группа обучающихся.

Перед началом написания диктанта преподаватель обязательно проверяет у обучающихся наличие нотной тетради, карандаша, резинки, чтобы не тратить драгоценные минуты во время работы и не отвлекать внимание всей группы. В классе у преподавателя всегда должна находиться заготовленная коробочка с подточенными запасными карандашами, резинками и нарезанными на небольшие «порции» нотными листами.  Для написания диктанта, при возможности, детей следует рассаживать по отдельным партам, чтоб они не отвлекались, не имели намерения что-то подсмотреть у соседа и расположились за столом свободно, уверенно.

Диктант начинается с предварительного ознакомления с ним. После первого проигрывания с детьми следует обсудить все, что им запомнилось: размер, структуру (при возможности), расположение сильной доли, наличие повторов, ритмические особенности, наиболее яркие обороты (интервалы), начальную и завершающую ступень в мелодии. Такое обсуждение придает уверенности детям в своих силах, сразу настраивает на «рабочий» лад.  

Хорошо подготовленные обучающиеся начинают записывать диктант с самого начала проигрывания: отмечают на нотном стане предполагаемые такты, цезуры, остановки, повторы, паузы и т.д. Обязательно необходимо научить детей не концентрироваться только на одном фрагменте или обороте, а записывать диктант с разных «мест»: начала, серединной каденции, «ухода» от середины, завершающей каденции. Следует приучать детей к тому, что диктант записывается в определенное (короткое) время, в результате 6-10 проигрываний, в зависимости от сложности и его «усвояемости». Время между повторами мелодии желательно выбирать идеальное для всех: чтобы дети не «просиживали» время впустую и в то же время успели записать все, что они помнят.

Оптимальным временем для написания диктанта является перерыв в две минуты. Перед началом проигрывания обязательно дается тоника (тоническое трезвучие), а при сложности ритмического рисунка обучающиеся просчитывают пустой такт со счетом вслух. Дирижирование свободной рукой или отстукивание метрических долей во время проигрывания обычно помогает в определении ритмических особенностей. Между проигрываниями диктанта преподаватель подходит с помощью ко всем обучающимся, уделяя внимание каждому, без исключения. Задавая наводящие вопросы, указывая на «проблемные» фрагменты нотного текста, совместного пропевая неправильно записанные обороты, преподаватель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком над исправлением ошибок.

Как известно, техника записи диктанта базируется не на механическом процессе, а на полном понимании интонационного строя, структуры, ритмического рисунка записываемой мелодии. Проблемы написания диктанта решаются в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального слуха и памяти. Каждый обучающийся выбирает свой, удобный ему способ записи диктанта: один начинает писать диктант сразу, уже во время первого исполнения, другой выписывает начало и конец, третий последовательно записывает звуки по высоте, а между проигрываниями оформляет их ритмически, и т.д. Однако самым рациональным способом записи диктанта является та техника, при которой обучающийся работает, не теряя времени: начинает записывать диктант во время его исполнения фрагментарно в виде набросков, с пустыми промежутками, фиксирует опорные звуки, частично записывает ритмический рисунок. Как правило, дети забывают продолжение мелодии, поэтому следует научить не ждать следующего проигрывания, а пытаться логически переключиться на ритмические особенности, тщательно проанализировать и «наметить» следующие звуковысотные точки, предполагаемые интонационные обороты, определить сильные и слабые доли, группировку длительностей.

 Одним из важнейших факторов успешности написания диктанта является эмоциональная атмосфера на уроке: положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию и продуктивности работы. На уроке сольфеджио преподавателю желательно создавать в группе хорошее настроение, спокойную манеру общения, подмечать и обязательно поощрять малейшие успехи каждого ребенка, показывать удовлетворение от правильности выполняемых заданий. Оценивать работу над диктантом желательно отдельной оценкой, чтобы вызывать чувство удовлетворения от правильности проделанной работы.

При неудовлетворительном выполнении диктанта оценку за него ставить нецелесообразно. Лучше, когда ребенок уйдет с урока с осознанием того, что не смог справиться с данным видом работы, чем уйдет с негативной оценкой. Если обучающийся не справился с диктантом, мелодию необходимо обязательно проанализировать устно или на доске. Такая работа приносит большую пользу, приучает к аналитическому пониманию написанного, заостряет внимание на интонационных и ритмических трудностях, поучает, как нужно было «услышать» и понять данные элементы.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что работа над музыкальным диктантом требует и от преподавателя, и от обучающихся длительных усилий, целеустремленной и очень кропотливой работы. Приобрести навыки записи диктанта невозможно изолированно от всего комплекса занятий по сольфеджио (интонационные упражнения, сольфеджирование, определение на слух и т.д.). Поэтому работу над диктантом целесообразно проводить на каждом уроке. Чтобы работа была плодотворной, приносила массу положительных эмоций и не утомляла своим однообразием, следует чередовать самые разные виды диктантов (устный, зрительный, ритмический, тембровый, регистровый, диктант по памяти, диктант-мозаика, диктант с ошибками, диктант с досочинением части мелодии, и т.д.). Такое разнообразие поможет создать впечатление постоянного творчества, новизны и разнообразия, а запись диктанта принесет удовлетворение, воспитает любовь и интерес к музыке, сформирует эстетические чувства.

Использованная литература:

  1. Жакович, В.В. Готовимся к музыкальному диктанту / В.В. Жакович. – М.: Феникс, 2013. – 379 c.
  2. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / Сост. О.Л. Берак, М.В. Карасева. – М.: Классика – XXI, 2009. – 224 с.
  3. Кондратьева, И.А. Одноголосный диктант: практические рекомендации / И.А. Кондратьева. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. – 20 с.
  4. Оськина, С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес. – М.: АСТ, 2005. – 78 с.
  5. Середа, В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку: Логика классической тональной системы. – Ростов-на-Дону: Классика-XXI, 2011. – 202 с.
  6. Фролова, Ю.В. Музыкальные диктанты: учимся писать легко, быстро и правильно: подготовительный и первый классы ДМШ / Ю.В., Фролова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 64 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется нотариально удостоверенные
  • Как пишется нотариально заверенные документы
  • Как пишется нотариальная палата
  • Как пишется нотариальная контора правильно
  • Как пишется нота соль внизу