Как пишется ноты на нотном стане

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаТеория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

  • Кто придумал ноты
  • Расположение нот на нотном стане
  • Знаки альтерации
  • Ключи на нотном стане
  • Длительности нот
  • Паузы
  • Тест на проверку знаний

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

Клавиатура фортепиано и нотный стан

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Как изобразить ноту до руками

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Нота до руки и нотный стан

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Диезы

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

Бемоли

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Диезы басовый ключ

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

1 Свойства звука3 Гармония в музыке →

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Нотная запись — это язык, который развивался тысячи лет. Даже той нотной записи, которой мы пользуемся сегодня, уже более 300 лет. Музыкальная нотация — это запись звуков с помощью символов, начиная от основных характеристик звука, вроде высоты, длительности и расположения во времени, заканчивая более сложными обозначениями экспрессии, тембра и даже дополнительных эффектов. В этой статье мы расскажем вам об основах чтения нотной записи, покажем некоторые более продвинутые способы и подскажем, где можно найти дополнительную информацию по этой теме.

  1. Изображение с названием Read Music Step 1

    1

    Изучаем нотный стан. Прежде чем переходить к изучению нотной записи, вам необходимо освоить одну из самых важных вещей, которую должен знать практически каждый, кто хочет читать нотную запись. Горизонтальные линии в нотной записи представляют собой нотный стан. Это самый первый элемент музыкальной нотации, и он является основной для всего, что мы будет изучать далее.

    • Нотный стан — это набор пяти параллельных линий и промежутков между ними. И у линий, и у промежутков между ними есть свои номера для удобства обращения. Счет ведется снизу (снование нотного стана) вверх (вершина нотного стана).
  2. Изображение с названием Read Music Step 2

    2

    Начнем со скрипичного ключа. Первое, что вы заметите, читая нотную запись — это скрипичный ключ. Этот знак выглядит как большой, причудливой рукописный символ в левой части нотного стана и показывает, в каком регистре нужно играть ноты. Этот ключ является отправной точкой для всех голосов и инструментов высокого регистра, и в наших примерах мы будем использовать именно его.

    • Скрипичный ключ, или ключ «соль», произошел от декоративной латинской буквы G. Чтобы не забыть, запомните, что линия в центре завитка ключа представляет собой ноту G. На нотном стане с этим ключом располагаются такие ноты:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают следующие ноты: E G B D F.
    • Четыре промежутка между линиями, снизу вверх, обозначают ноты: F A C E.
    • Если вам тяжело их запомнить, используйте для этого мнемонику. Для линий чаще всего используют мнемонику «Every Good Boy Does Fine» (англ. «у каждого хорошего мальчика все хорошо»), а ноты в промежутках и так составляют слово «FACE» (англ. «лицо»). Упражнения с онлайн-инструментом по распознаванию нот — это еще один отличный способ закрепить материал.
  3. Изображение с названием Read Music Step 3

    3

    Басовый ключ. Басовый ключ, или ключ «фа», используется для инструментов нижнего регистра, таких как бас-гитара, тромбон, клавиши левой руки пианино и прочих.

    • Название ключа берет свое начало от готской буквы F. Две точки на ключе располагаются над и под линейкой ноты «фа». На нотном стане с басовым ключом располагаются другие ноты, чем на скрипичном ключе:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают ноты: G B D F A. Мнемоника — Good Boys Don’t Fool Around (англ. «хорошие мальчики не валяют дурака»).
    • Расстояния между линиями, снизу вверх: A C E G. Мнемоника — All Cows Eat Grass (англ. «все коровы едят траву»).
  4. Изображение с названием Read Music Step 4

    4

    Элементы ноты. Каждый отдельный символ ноты включает в себя до трех элементов: головка, штиль и флажок.

    • Головка ноты. Это овал, который может быть пустым (белым) или закрашенным (черным). По сути, головка ноты показывает исполнителю, какую ноту играть.
    • Штиль. Вертикальная тонкая линия, которая соединяется с головкой ноты. Если штиль направлен вверх, то он стоит справа от головки. Если он направлен вниз — слева. Направление штиля никак не влияет на ноту, а служит лишь для удобства чтения нот и уменьшает загромождение знаков.
    • Общее правило для направления штиля звучит следующим образом: если нота стоит на средней линии или выше ее, то штиль направлен вверх; если нота стоит ниже средней линии — штиль направлен вниз.
    • Флажок. Имеет вид изогнутого штриха, присоединенного к концу штиля. Независимо от того, с какой стороны от головки стоит штиль, флажок всегда направлен вправо.
    • Объединенные в ноту флажок, штиль и головка сообщают музыканту о длительности ноты, которая измеряется в тактах или долях. Вы улавливаете ритм, когда слушаете музыку и топаете ногой.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 5

    1

    Тактовая черта. Обратите внимание на тонкие вертикальные линии на нотной записи, пересекающие запись через определенные промежутки. Эти линии представляют тактовые черты — пространство до первой линии считается первым тактом, пространство между первой и второй линиями представляет второй такт, и так далее. Тактовая черта не влияет на звучание музыки, но помогает исполнителю в ней ориентироваться.

    • Как видно ниже, такты также полезны тем, что они все имеют одинаковое количество долей. Например, если вы начнете отбивать «1-2-3-4», когда по радио будет играть песня, скорее всего, вы уже на подсознательном уровне определили тактовые линии.
  2. Изображение с названием 2667 6 1

    2

    Освойте ритм и метр. Метр можно воспринимать как пульсацию музыки или ее сердечный ритм. Вы чувствуете его интуитивно, когда слушаете поп- или танцевальную музыку. Простым примером метра может служить «бум, тсс, бум, тсс» в обычном танцевальном треке.

    • В нотной записи такт представляется в виде дроби рядом с ключом. Как и у обычной дроби, у этой тоже есть числитель и знаменатель. Числитель, записанный в верхней части стана, говорит о том, сколько долей в одном такте. А знаменатель — о длительности каждой доли (та самая пульсация, которую вы отбиваете).
    • Легче всего понять тактовый размер 4/4, также известный как «стандартный» размер. При размере 4/4 в каждом такте имеется четыре доли, а каждая четвертная нота равна одной доле. Этот тактовый размер можно услышать в большинстве композиций популярной музыки. Вы можете отбивать стандартный тактовый размер, отсчитывая «1-2-3-4 1-2-3-4…» каждый такт.
    • Меняя числитель, мы меняем количество долей в такте. Еще один распространенный размер такта — 3/4. К примеру, большинство вальсов имеют тактовый размер 3/4 и ровный ритм «1-2-3, 1-2-3».
    • Тактовый размер может быть указан в виде латинской буквы «C». Размер «C» эквивалентен 4/4; размер перечеркнутой «C» эквивалентен 2/2 (алла бреве).

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 7

    1

    Ловите ритм. Ритм, как метр и размер, играет ключевую роль в том, какие ощущения вызывает музыка. Однако в то время как метр определяет количество долей, ритм определяет их качество.

    • Проведем эксперимент. Стучите пальцами по столу равномерно в ритм 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скучно, не так ли? А теперь вот так: на счет 1 и 3 стучите сильнее, а на счет 2 и 4 — слабее. Совсем другие ощущения! Теперь поменяйте их местами: сильно — на 2 и 4, слабо — на 1 и 3.
    • Послушайте песню Риты Спекер «Don’t Leave Me». Ритм слышно отлично: тихий бас-барабан на счет 1 и 3, громкий хлопок и тарелки на счет 2 и 4. Теперь вы будете гораздо лучше понимать, как устроена музыка. Это и называется чувством ритма!
  2. Изображение с названием Read Music Step 8

    2

    Представьте, что вы гуляете. Каждый шаг соответствует одному удару, которые в музыкальной нотации будут записываться четвертными нотами. А все потому, что в большинстве западной музыке один такт состоит из четырех долей. Нотная запись вашей прогулки будет такой:

    • Каждый шаг равен одной четвертной ноте. В нотной записи четвертные ноты представляются в виде закрашенных черных точек, прикрепленных к штилю без каких-либо флажков. Можете считать шаги: «1-2-3-4, 1-2-3-4» и так далее.
    • Если бы вы снизили скорость вдвое, чтобы каждый шаг стал равен двум долям, на 1 и на 3, то это были бы половинные ноты (длиной в пол такта). В нотной записи половинные ноты выглядят как четвертные ноты, но с одним отличием — они не полностью черные, а имеют белый центр.
    • Если вы снизите скорость еще на половину, делая шаг каждые четыре доли, на счет 1, то это будет целая нота (одна нота на такт). В нотной записи целые ноты выглядят как буквы «О» или пончики, по аналогии с половинными нотами без штилей.
  3. Изображение с названием Read Music Step 9

    3

    Пошевеливайтесь! Хватит уже медлить. Как вы заметили, замедляясь, мы убирали части ноты. Сначала мы сделали головку ноты пустой, затем убрали штиль. Давайте теперь посмотрим, как ускориться. Для этого мы будет добавлять ноте элементы.

    • Вернемся к нашей прогулке в нормальном темпе. Представьте, как вы идете по улице (для удобства отбивайте шаги ногой). Представьте, что только что подъехал ваш автобус, а вам до него еще целый квартал. Что делать? Бежать! Бегите к автобусу и помашите водителю.
    • Чтобы ускорить ноты, им нужно добавить флажок. Каждый флажок снижает длительность ноты наполовину. Например, восьмая нота (с одним флажком) по длительности равна половине четвертной, а шестнадцатая (с двумя флажками) — половине восьмой. Возвращаясь к ходьбе, это означает, что мы переходим от шага (четвертная нота) на бег (восьмая нота, в два раза быстрее ходьбы), а затем на спринт (шестнадцатая нота, в два раза быстрее обычного бега). Представьте, что каждая четвертная нота это шаг, и простучите пример выше.
  4. Изображение с названием Read Music Step 10

    4

    Свяжите ноты! Как видно из предыдущего примера, если на нотном стане слишком много нот, читать их становится труднее. Взгляд сбивается, и вы теряете ноту. Чтобы сгруппировать ноты для простоты в группы поменьше, нужно соединить их вязками.

    • Связки заменяют индивидуальные флажки толстыми линиями, соединяющими штили нот. Существует вполне логичная система соединения нот и, хотя в более сложных музыкальных произведениях соединения ног могут быть очень сложными, для наших целей достаточно соединять ноты в четвертные. Сравните картинку внизу и картинку вверху. Опять простучите ритм и обратите внимание, насколько связки облегчают чтение нотаций.
  5. Изображение с названием Read Music Step 11

    5

    Лиги и точки. Если флажок сокращает длительность ноты вдвое, то точка имеет похожую, но обратную функцию. За небольшим исключением, которое для нас сейчас не важно, точка всегда ставится справа от головки ноты. Точка увеличивает длительность ноты на половину от ее изначальной длительности.

    • Например, половинная нота с точкой равна сумме половинной и четвертной нот. Четвертная нота с точкой — сумме четвертной и восьмой ноты.
    • Лиги, как и точки, увеличивают длительность нот. Связанные ноты — это две ноты, головки которых соединены дуговой линией. В отличие от точек, которые являются абстрактными и добавляют длину в зависимости от начальной длины ноты, связующие лиги добавляют точную длину: длина первой ноты увеличивается ровно на длину второй ноты.
    • Например, один из случаев, когда вместо точки нужно использовать лигу, это когда длительность ноты не помещается в такт. В этом случае нужно просто добавить не вместившуюся длительность в следующий такт соответствующей нотой и связать обе ноты.
    • Отметим, что лига соединяет головки нот и обычно ставится с противоположной стороны от штилей.
  6. Изображение с названием Read Music Step 12

    6

    Передохнем. Кто-то скажет, что музыка — это просто набор нот, и будет прав только наполовину. Музыка — это последовательность нот и промежутков между ними. Эти промежутки называются паузами, и они действительно могут оживить музыку и придать ей эмоциональности. Давайте посмотрим, как записываются паузы.

    • Как и у нот, у пауз есть отдельные символы для каждой длительности. Целая пауза обозначается прямоугольником, свисающим с четвертой линии, а половинная пауза — прямоугольником, лежащим на третьей линии. Четвертная пауза — это волнистая вертикальная линия. Оставшиеся паузы представляют собой наклонную черту с флажком, количество которых зависит от длины паузы и равно количеству флажков соответствующей ноты. Флажки пауз всегда направлены влево.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 13

    1

    Вот мы и разобрались с основами: нотным станом, элементами ноты и основами записи длительностей нот и пауз. Проверьте еще раз, все ли вы поняли, после чего мы перейдем к более веселым вещам, а именно к чтению нот!

  2. Изображение с названием Read Music Step 14

    2

    Выучите до мажорный звукоряд. До мажорный звукоряд — основной звукоряд, использующийся в западной музыке. Большая часть других звукорядов, которые вы будете изучать, произошли от него. Как только вы вобьете ее в подкорки мозга, остальные звукоряды будут даваться легче.

    • Сначала мы покажем, как она выглядит, потом — что означает, после чего приступим к чтению нот. Вот как она выглядит на нотном стане. До мажорный звукоряд представлен на картинке выше.
    • Посмотрите на первую ноту, ноту C, которая расположена ниже линий нотного стана. В этом случае мы просто добавляем еще одну короткую линию специально для этой ноты (та самая линия, проходящая через головку ноты). Чем ниже нота, тем больше линий нужно добавить. Но пока не загружайте себе этим голову.
    • Звукоряд до мажор состоит из восьми нот. Эти ноты расположены на белых клавишах пианино.
    • Если под рукой у вас нет настоящего пианино, тогда воспользуйтесь виртуальным. На этом этапе очень важно начать понимать не только, как записываются ноты, но и как они звучат.
  3. Изображение с названием Read Music Step 15

    3

    Освойте Пение с листа (сольфеджио). Пусть вас не пугают эти слова — это просто пение нот до, ре, ми и так далее.

    • Осваивая пение нот с листа, вы разовьете навык чтения нот боковым зрением — навык, на доведение до идеала которого может потребоваться вся жизнь, и который будет очень полезен на начальных этапах. Давайте еще раз посмотрим на звукоряд до мажор, но теперь добавим названия нот. Звукоряд до мажор с названием нот представлен под «C Scale Solfege 1» на картинке выше.
    • Возможно, вы слышали песню «Do-Re-Mi» коллектива Rogers and Hammerstein. Если можете пропеть эту песню, то сделайте это сейчас, смотря на ноты звукоряда. Если вы ее забыли, можете послушать эту песню на YouTube.
    • А вот более сложный вариант — восходящий и нисходящий звукоряд до мажор с названиями нот, который представлен под «C Scale Solfege 11» на картинке выше.
    • Потренируйтесь несколько раз петь эту последовательность, пока вы ее не запомните. Сначала читайте медленно, одновременно смотря на каждую ноту и распевая ее. Затем вместо «до-ре-ми» пойте C-D-E. Наша цель — правильно брать ноты.
    • Запомните длительности нот: верхняя нота «до» в конце первой линии и нижняя нота «до» в конце второй линии — половинные ноты. Остальные ноты — четвертные. Если опять представить прогулку, четвертная нота соответствует одному шагу, а половинная нота равна двум шагам.
  4. Изображение с названием Read Music Step 16

    4

    Поздравляем! Вы научились читать ноты!

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 17

    1

    Переходим к следующему шагу. Итак, мы рассмотрели основы ритма и мелодии, и у вас теперь есть базовое понимание того, что обозначают все эти точки и каракули. Хотя этих знаний достаточно, чтобы играть на детской дудочке, есть еще кое-что, что вам следует узнать. Самое важное из этого — это ключевые знаки.

    • Наверное, вы уже видели диезы и бемоли: диез выглядит как решетка (♯), а бемоль — как печатная латинская буква б (♭). Оба знака ставятся слева от головки ноты и указывают на то, что следующая нота должна играться на пол тона выше (диез) или на пол тона ниже (бемоль). Звукоряд до мажор, как мы уже знаем, состоит из белых клавиш пианино. Черные клавиши — это диезы и бемоли. Но так как в звукоряде до мажор нет ни диезов, ни бемолей, она записывается так:
  2. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 3

    2

    Тоны и полутоны. В западной музыкальной системе ноты находятся друг от друга на расстоянии тона или полутона. Если вы посмотрите на ноту C на пианино, то увидите, что между ней и следующей белой клавишей, нотой D, находится черная клавиша. Интервал между нотой С и D называется тоном. А интервал между нотой C и черной клавишей называется полутоном. Возможно, теперь вы задумались: «А как же называется черная клавиша?» Ответ: когда как.

    • Для удобства можете запомнить, что при восходящей последовательности звуков эта нота является диезом предыдущей ноты. При нисходящей последовательности эта нота — бемолем предыдущей ноты. Таким образом, если двигаться от C к D, то черная клавиша между ними будет диезом (♯).
    • В этом случае черная нота будет записана как C#. Если двигаться вниз, от ноты D к ноте C, и проходить по черной ноте между ними, то она будет записываться как бемоль (♭).
    • Подобные договоренности облегчают чтение нот. Если бы вам нужно было записать восходящую последовательность этих трех нот, но вместо C# вы записали бы D♭, то запись имела бы знак бекар (♮).
    • Обратите внимание на новый знак — бекар (♮). Где бы он ни находился, он отменяет все предыдущие диезы и бемоли. В этом примере вторая и третья ноты — ноты D: первая — D♭, а вторая — D, так как она на пол тона выше предыдущей D, поэтому, чтобы показать правильную ноту, ее пришлось «скорректировать». Чем больше диезов и бемолей разбросано по нотному стану, тем дольше музыканту придется в них разбираться перед игрой.
    • Зачастую те композиторы, что ставили знаки альтерации в предыдущих тактах, могут поставить «необязательные» бекары, чтобы музыканту было понятнее. Например, если в предыдущем такте использовалась тональность ре мажор с нотой A#, то в следующем такте возле ноты A может стоять бекар.
  3. Изображение с названием Sight Read Music Step 3

    3

    Разбираемся с ключевыми знаками. К этому моменту мы рассмотрели звукоряд до мажор: восемь нот, все белые, начало с ноты C. Однако звукоряд можно начать с любой ноты. Если играть только белые клавиши, то это будет не мажорный звукоряд, а «ладовый звукоряд», рассмотрение которого не входит в цели этой статьи.

    • Начальная нота, или тоника, соответствует тональности. Наверно вы уже слышали, как кто-то говорит что-то вроде: «Эта песня в тональности до». Это означает, что главный звукоряд начинается с ноты C и включается в себя ноты C D E F G A B C. Ноты в мажорном звукоряде соотносятся друг с другом по-особенному. Взгляните на клавиши, изображенные выше.
    • Обратите внимание, что почти между всеми нотами интервал равен тону. А полутон только между нотами E-F и нотами B-C. У любого мажорного звукоряда такие же интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Если начать звукоряд с ноты G, то она будет выглядеть так:
    • Обратите внимание на F# на верхней линейке. Чтобы отношения между нотами были правильными, ноту F нужно поднять выше ноты G на полтона, а не на тон. Такой звукоряд легко читать, но что, если начать звукоряд с ноты C#? Она будет выглядеть так:
    • Теперь пошли сложности! Именно для того, чтобы убрать путаницу и упростить чтение нот, и были созданы ключевые знаки. В каждом мажорном звукоряде есть фиксированный набор диезов и бемолей, которые обозначаются в самом начале нотного стана. Взглянув опять на звукоряд соль мажор, мы увидим ноту F#. Вместо того чтобы ставить знак диеза рядом с нотой, мы ставим его в самое начало. В такой позиции знак диеза означает, что каждая нота F на стане должна играться как F#. Выглядит это вот так:
    • Этот звукоряд звучит и играется точно так же, как и предыдущий мажорный звукоряд без ключевого знака. Полный список ключевых знаков можно найти ниже.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 20

    1

    Прибавьте или убавьте громкость. Слушая музыку, вы, должно быть, замечали, что громкость на всем протяжении песни не остается одинаковой, а меняется. Некоторые отрезки очень громкие, а некоторые тихие. Такие перепады называются динамикой.

    • Если ритм и метр это сердце музыки, а ноты и тональности — ее мозг, то динамика это, определенно, голос музыки. Рассмотрите пример, приведенный выше.
    • Простучите этот ритм по столу: 1 и 2 и 3 и 4 и 5 и 6 и 7 и 8 и так далее («и» между ударами — это восьмые ноты). Следите, чтобы громкость ударов была одинаковой, чтобы звук напоминал звук взлетающего вертолета. Теперь взгляните на второй пример.
    • Обратите внимание на знаки акцента (>) над каждой четвертной нотой C. Опять простучите этот ритм, только в этот раз делайте акцент на каждой ноте со знаком акцента. Теперь вместо вертолета у вас должен получиться поезд. Лишь слегка изменив ударение, мы полностью изменили характер музыки!
  2. Изображение с названием Read Music Step 21

    2

    Играйте в пиано, фортиссимо или где-то между ними. Так же, как человек не всегда говорит с одной и той же громкостью — он то повышает, то понижает громкость голоса в зависимости от ситуации — так и громкость музыки постоянно меняется. Музыкант узнает, с какой громкостью нужно играть, благодаря знакам динамики, которые расставляет на нотном стане композитор.

    • Существуют десятки обозначений динамиков на нотном стане, но чаще всего вы будете встречать буквы f, m и p.
    • p значит piano, или «тихо».
    • f значит forte, или «громко».
    • m значит mezzo, или «умеренно». Это буква влияет на стоящую после нее, как в mf или mp, которые обозначают «умеренно громко» и «умеренно тихо».
    • Чем больше букв p или f стоят подряд, тем тише или громче нужно играть отрывок. Попробуйте пропеть ноты из примера выше (первая нота в примере — тоника или нота «до») с учетом динамики, и вы заметите разницу.
  3. Изображение с названием Read Music Step 22

    3

    Играйте все громче, и громче, и громче или тише, и тише, и тише. Еще один часто встречающийся символ динамики — крещендо, и его противоположность — декрещендо. Они визуально отражают постепенное изменение громкости, которые выглядят как вытянутые символы «<» и «>».

    • Крещендо постепенно усиливает звук, а декрещендо его понижает. Работая с этими двумя символами, вы должны заметить, что открытый конец представляет увеличение громкости, а закрытый конец — понижение громкости. Например, если музыка направляет вас постепенно перейти от forte к piano, вы увидите f’, затем вытянутый знак «>«, затем ‘p’.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music Step 23

    1

    Продолжайте учиться! Учиться читать ноты — это как учиться читать слова. Основами овладеть достаточно легко, но дальше существует столько нюансов, идей и навыков, которым можно обучаться всю жизнь. Некоторые композиторы заходят так далеко, что пишут музыку на нотном стане, завернутом в спирали или другие узоры, или вообще не пользуются нотным станом! Это статья поможет вам заложить прочный фундамент и продолжить развиваться!

  1. Изображение с названием Sing Classically Step 6

    1

    Выучите эти ключевые знаки. Для каждой ноты есть по крайней мере одна тональность. А упорный читатель обнаружит, что в некоторых случаях у одной ноты есть и две тональности. Например, тональность для ноты G# звучит так же, как и тонально для A♭! При игре на пианино и для целей этой статьи разница чисто теоретическая. Однако некоторые композиторы — особенно те, которые пишут музыку для струнных — считают, что A♭ нужно играть немного «диезнее», чем G#. Вот список мажорных тональностей и ключевых знаков:

    • Тональность до (или атональный лад)
    • Тональности с диезами: G, D, A, E, B, F♯, C♯
    • Тональности с бемолями: F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭, C♭
    • Как видите, при перемещении через диезные тональности, необходимо добавлять диезы по одному за раз, пока каждая нота не станет диезной в тональности C♯. При перемещении через бемольные тональности, нужно добавлять бемоли, пока каждая нота не станет бемольной в тональности C ♭.
    • Вам будет полезно знать, что композиторы обычно пишут музыку в тональностях, которыми удобно читать музыканту. Ре мажор — очень распространенная тональность для струнных инструментов, потому что ноты открытых струны близко расположены с тоникой, нотой «ре». Есть некоторые произведения, в которых партии для струнных написаны в E♭ минор, или партия для медных в E мажор. Писать такие партии так же мучительно, как и играть их.

    Реклама

Советы

  • Практикуйтесь, играя на музыкальном инструменте. Если вы играете на пианино, то, возможно, вам уже приходилось читать ноты. Однако многие гитаристы учатся, слушая музыку, а не читая ноты. Если вы решили научиться читать ноты, забудьте все, что уже знаете. Сначала научитесь читать их, а потом играйте!
  • Попрактикуйтесь в каком-нибудь тихом месте. Лучше всего начать с пианино, так как на нем легко практиковаться в начале. Если у вас нет пианино, попробуйте одно из виртуальных пианино в интернете. Разобравшись, вы можете перейти к обучению игры на других инструментах! Надеемся, это поможет.
  • Найдите ноты ваших любимых песен. Зайдите в ближайшую библиотеку или музыкальный магазин, там вы найдете сотни — если не тысячи — книг с нотами и аккордами ваших любимых песен. Читайте ноты, слушая музыку, и вы будете лучше понимать ее на интуитивном уровне.
  • Постарайтесь весело проводить время с музыкой, потому что будет довольно сложно научиться играть через силу.
  • Поработайте над сольфеджио. Даже если вам не достался хороший голос, это поможет вам натренировать слух и услышать ноты.
  • Постоянные и регулярные тренировки — вот залог успеха. Сделайте карточки или купите тетради для чтения нот, чтобы заложить прочный фундамент.
  • Вам будет полезно выучить как западные ноты, так и обычные ноты. Изучение западных нот поможет вам в долгосрочной перспективе, и их намного легче запомнить, чем обычные ноты.
  • На сайте imslp.org хранится большая коллекция партитур и записей исполнений музыкальных произведений. Сайт создан для того, чтобы люди могли выбрать одно из произведений какого-нибудь композитора, слушать его и одновременно читать ноты.
  • Сохраняйте терпение. Как и изучение иностранного языка, обучение чтению нот требует времени. Как и в любом другом деле, чем больше вы практикуетесь, тем легче оно вам будет даваться, и тем лучше у вас будет получаться.
  • Скользящая деталь на тромбоне играет диезные и бемольные ноты.

Реклама

Предупреждения

  • Учиться чтению нот можно всю жизнь. Не торопитесь!

Реклама

Источники


  1. Music Notation by Gardner Read
  2. «Harmony by Walter Piston

  3. Harper Dictionary of Music by Christine Ammer

  4. Jazz Harmony by Andy Jaffe
  5. Berklee College of Music

Об этой статье

Эту страницу просматривали 490 435 раз.

Была ли эта статья полезной?

Музыка – универсальный язык, на котором общаются все люди мира. Она льется как речь, здесь тоже есть фразы, паузы, интонации. Любой говорящий человек обладает индивидуальными речевыми привычками. Любой играющий человек обладает собственным стилем. Но так же, как для всех носителей языка работает общая грамматика, так и для всех музыкантов работает общая нотная грамота. И тот, кто знает, как читать ноты с листа, умеет общаться со всеми музыкантами мира.

Музыкальное произведение можно читать как книгу. Эта книга не передает мысли, но передает эмоции. Нотная запись отражает не буквы и слова, а движение тона и ритма. Выучить нотную грамоту намного проще, чем выучить любой новый язык. Это не может не радовать начинающего. За одну статью мы пройдем практически всю «музыкальную грамматику», и вы научитесь читать ноты с листа. Останется только закрепить и отработать материал. Ведь, чтобы язык не забылся, на нем нужно постоянно разговаривать. А чтобы не забыть, как выглядят слова, нужно время от времени читать и писать.

Рабочее поле

Все, что мы записываем, располагается на нотном стане. Это пять горизонтальных линий, которые и обозначают высоту ноты. Они нумеруются снизу вверх: нижняя – первая, верхняя – пятая. Ноты, которые мы читаем, на листе предстают в четырех вариантах.

  • На линиях
  • Между линий
  • Над и под станом
  • На добавочных линейках

Расположение нот

Скрипичный ключБасовый ключ

[Скрипичный и басовый ключи]

За каждым положением закреплена определенная высота-нота. Но структура зависит еще и от ключа, в котором мы работаем. Чаще всего вы будете встречать скрипичный ключ. Его начинают рисовать от второй линии, на которой расположена соль первой октавы. Поэтому его еще называют «ключ соль». Читать ноты с листа в скрипичном ключе следует так.

  • Первая линия – ми (E)
  • Вторая – соль (G)
  • Третья – си (B)
  • Четвертая – ре (D)
  • Пятая – фа (F)

На линиях

  • Первый просвет – фа (F)
  • Второй – ля (A)
  • Третий – до (C)
  • Четвертый – ми (E)

Между линий

Запомнить расположение помогает мнемонический прием: «Every Good Boy Does Fine» и «FACE» (как слово «лицо»). Под станом находится ре (D), над станом – соль (G). В скрипичном ключе записывают партии для инструментов, звучащих высоко: например, для скрипок и гитар. Когда-то также использовался старофранцузский ключ: нота соль здесь стояла не на второй, а на первой линии. Сейчас о нем уже забыли, зато часто встречается басовый ключ. Эту дугу начинают рисовать от четвертой линии, которая в данном случае принимается за фа. Читать ноты с листа в ключе фа нужно так.

  • Первая линия – соль (G)
  • Вторая – си (B)
  • Третья – ре (D)
  • Четвертая – фа (F)
  • Пятая – ля (A)

Басовый между линий

  • Первый промежуток – ля (A)
  • Второй – до (C)
  • Третий – ми (E)
  • Четвертый – соль (G)

Басовый на линиях

Для запоминания используйте мнемонические фразы: «Good Boys Do Fine Always» и «All Cows Eat Grass». Под станом пишется фа (F), над станом – си (B). Вы могли заметить, что ноты находятся в том же порядке, что и в скрипичном ключе. Если об этом помнить, читать с листа будет легче. Мы имеем дело с замкнутой цепочкой A-B-C-D-E-F-G-A. Представьте, что полотно нотного стана просто прокрутили вверх: цепочка сдвинулась, но очередность осталась той же.

Скрипичный и басовый ключи расположение нот

[Расположение нот в скрипичном и басовом ключах]

Основные и дополнительные символы

Чтобы читать ноты с листа, нужно понимать, что обозначает каждый значок на рабочей области. Основные элементы – небольшие черные и белые овалы с шестами и флажками. Штили могут быть направлены вверх или вниз. Это зависит от того, как высоко забралась нота. С третьей линейки штили разворачиваются вниз и рисуются слева. Если рядом стоит несколько восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или шестьдесят четвертых (длительности мы рассмотрим дальше), они группируются и объединяются общей перекладиной.

Штили верх и низ

[Направление штилей]

Группировка восьмых

[Группировка восьмых]

В начале листа могут стоять знаки альтерации – диезы и бемоли. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Об этом мы тоже еще поговорим. Здесь же, рядом, указывается размер. Читать его следует так: верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – длительность доли (половина, четверть, восьмая и т.д.). Кстати, такт отделяется вертикальной чертой. Мы познакомимся с несколькими размерами, когда будем рассматривать ритм.

Размер темп знаки

[Знаки альтерации, размер, темп]

Сразу под заголовком, с левой стороны обычно пишут темп произведения. Это либо термин, описывающий скорость приблизительно (например, адажио), либо точное числовое значение, которое измеряют в ударах в минуту (например, 100 bpm). Пока будете читать ноты с листа, встретите и другие символы: форте, пиано, крещендо, форшлаг и т.д. Это знаки, обозначающие характер исполнения.

РепризаПовтор такта

[Реприза и знак повтора такта]

Жирная линия с двумя точками – реприза. Часть, заключенную в репризы, нужно повторить. Если стоит только одна реприза, нужно повторить всю предшествующую ей часть. Есть еще символ, обозначающий повтор только предыдущего такта, он похож на процент.

Как читать с листа высоту нот

В скрипичном ключе мы можем уместить две октавы (от до первой октавы до до второй октавы). Правда, придется задействовать вспомогательные линейки. Басовый ключ вмещает малую октаву и захватывает часть большой. Мы можем читать ноты для пианино с листа сразу для обеих рук. В этом случае у нас будет две строки: для обоих ключей. Хотя на клавиатуре пианино больше октав.

  1. Субконтроктава (неполная)
  2. Контроктава
  3. Большая
  4. Малая
  5. Первая
  6. Вторая
  7. Третья
  8. Четвертая
  9. Пятая (тоже неполная)

Чтобы перейти в самый низ или в самый верх, за пределы нотного стана, на листе рисуют добавочные линейки. Мы их уже видели. Если воспроизвести ноты октавы по порядку, получится гамма. На начальном этапе ученикам дают читать и осваивать две гаммы: мажорную и минорную. Характер их звучания (радостный, позитивный мажорный или грустный, серьезный минорный) зависит от расположения тонов и полутонов. У мажора это тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. У минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Мажорная гамма

[Мажорная гамма (до-мажор)]

Минорная гамма

[Минорная гамма (ля-минор)]

Полутон – минимальное расстояние между клавишами пианино. А на гитаре его образуют два соседних лада. Тон складывается из двух полутонов. Гамма до-мажор располагается на белых клавишах, они как раз соответствуют описанному порядку. Но если мы захотим сыграть мажорную гамму, например, от ре, придется задействовать черные клавиши, иначе порядок тонов-полутонов нарушится, и у нас не получится стройного звучания.

Как читать с листа ноты других тональностей? Возьмем, к примеру, ре-мажор. Отложим от ре мажорный порядок полутонов (1, 1, 0,5, 1, 1, 1, 0,5). Придется сыграть черные фа-диез и до-диез. Чтобы произведение звучало гармонично и не выпадало из тональности, мы не должны играть ничего, кроме звукоряда ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез. Это наши семь ступеней натуральной гаммы ре-мажор. И два диеза здесь должны соблюдаться на протяжении всего произведения (хотя мы можем нарушить это правило). Поэтому смело выносим их в начало нотного стана.

Ре мажорЗнаки ре мажор

[Гамма ре-мажор и ее постоянные знаки альтерации]

Диез (#) обозначает повышение на полтона. Бемоль (b) – понижение. Если мы выставили фа-диез и до-диез в начале листа, нам не нужно каждый раз ставить диез перед фа и до. В какой бы октаве эти ноты ни находились, мы будем всегда читать и играть их с повышением. А если захотим, чтобы в каком-то одном моменте вместо фа-диеза прозвучала фа, поставим бекар. Бекар отменяет диезы и бемоли. Поначалу это может показаться сложным, но на самом деле такой принцип сильно облегчает запись и чтение.

Выставили знаки один раз, и не нужно писать их постоянно. Если встречается бекар, отменяем повышение или понижение в одном конкретном месте. А если для особой краски понадобилось единожды повысить ноту, ставим диез конкретно перед ней. Такие одиночные диезы и бемоли называются случайными знаками.

Случайные знаки альтерации

[Бекар и случайные знаки альтерации]

С одиночными нотами и знаками разобрались. Что насчет созвучий? Вы будете быстрее читать ноты пианино с листа, если запомните, как на нотном стане выглядят интервалы и аккорды. Интервал – это поочередное или одновременное воспроизведение двух звуков. На нотоносце такие сочетания располагают либо друг за другом, либо друг под другом, с общим штилем.

  • Прима. Представляет собой одну ноту.
  • Секунда. На нотоносце выглядит как два слипшихся овала. На пианино располагается на соседних клавишах, играется двумя соседними пальцами.
  • Терция. Встает на соседние линейки или в соседние просветы. На пианино ее играют пропуская один палец: большим и средним, указательным и безымянным или средним и мизинцем. Занимает расстояние в три клавиши.
  • Кварта. Один овал на линейке, другой – в следующем просвете. На пианино этот интервал играют пропуская два пальца: либо большим и безымянным, либо указательным и мизинцем.
  • Квинта. Ее играют большим пальцем и мизинцем, как и все широкие интервалы. Овалы для квинты записываются через линейку или через просвет.

ПримаПрима знаки

[Прима]

Большая секундаСекунда знак

[Секунда]

КвартаКварта знак

[Терция]

КвинтаКвинта знак

[Кварта]

КвинтаКвинта знак

[Квинта]

По той же логике вы можете понять, как читать с листа ноты сексты, септимы и октавы. Что же касается аккордов, то они выглядят как три облачка на трех соседних линиях или в трех соседних просветах. Аккорд – это три звука, расставленных по терциям. Поэтому и на нотоносце он выглядит как две объединенные терции. Иногда рядом с нотной записью можно встретить буквенное обозначение аккорда: A, Am, D, Dm и т.п. Это облегчает чтение, если вы знаете буквенные соответствия.

Мажёрное трезвучиеАккорды

[Аккорды]

Как читать с листа длительности нот

Теперь вы найдете нужные клавиши, прочитав символы на нотоносце. Но в каком ритме их нажимать? Как долго держать? Когда отпускать? Вся эта информация также зашифрована в нотной записи. Главным образом – в длительностях.

  • Целая – белое облачко без палочки. Обозначает условно самый долгий звук.
  • Половина – белый овал с палочкой. Две половины по времени равны одной целой.
  • Четверть – черный овал со штилем. Одна целая длится так же долго, как две половины или четыре четверти.
  • Восьмая – черная со штилем и хвостиком. В два раза меньше четверти.
  • Шестнадцатая. Здесь уже два хвостика. Две шестнадцатых – это одна восьмая.
  • Тридцать вторая, шестьдесят четвертая, сто двадцать восьмая… Наверняка, логику деления вы уже поняли.

Целая

[Целая нота и целая пауза]

Половина

[Половинные]

Четверть

[Четвертные]

Восьмая

[Восьмые]

Шеснадцатая

[Шестнадцатые]

Тридцать вторые

[Тридцать вторые]

Тридцать четвёртые

[Шестьдесят четвертые]

Читать ноты с листа не означает непрерывно нажимать клавиши пианино. Огромное значение для построения музыкальной текстуры имеют паузы. У них те же длительности, что мы сейчас разобрали. Из комбинаций звуков разной продолжительности и пауз разной продолжительности и получается музыка. Как это все применить? Просто считайте.

  • Восьмая – раз
  • Четверть – раз-и
  • Половина – раз-и-два-и
  • Целая – раз-и-два-и-три-и-четыре-и

То есть, пока вы произносили счет для целой, прошло время, за которое можно было сыграть две половины, или четыре четверти, или восемь восьмых. Любую песню, любое классическое произведение, любой джингл, мелодию, напев можно разложить на эти длительности. Но помимо этого у каждого произведения есть размер.

Каждый раз, когда вы начинаете читать с листа ноты для пианино или другого инструмента, вы видите две цифры. Верхняя – количество долей в такте. Нижняя – длительность, которой равна доля. К примеру, «2/4» означает, что такт состоит из двух четвертей (по нашему счету получается «раз-и-два-и»). Все произведение делится на такты, которые разграничиваются вертикальными линиями. Это условное деление: не всегда можно на слух понять, где находится граница. Но раздел помогает работать с фразировкой и ритмом, а также упрощает чтение.

Начинающим читать с листа ритм нот помогает деление на сильные и слабые доли. Это еще более условное деление, его даже не отображают на письме. Но в голове музыканта всегда чередуются акценты и слабые удары. К примеру, размер 4/4 можно представить как комбинацию сильная-слабая-сильная-слабая. Акцент всегда приходится на первый удар. И если мы его смещаем, акцентируя слабую долю, получаем синкопу, а слушатель – эффект обманутого ожидания.

Наиболее распространенные размеры – 2/4 и 4/4. Мало у кого получится отличить их друг от друга на слух. Главное в них – четная пульсация. Их можно посчитать на раз-два или раз-два-три-четыре. А вот 3/4 или 6/8 считаются на раз-два-три. Такой ритм характерен для вальса, и его уже легко узнать. Существует и множество специфических размеров. Они ломают привычную для среднего слушателя пульсацию, поэтому не обрели популярность. Наверное, самый ходовой из них – 5/8.

Размер темп знаки

[Размер и темп]

Также, когда будете читать ноты для пианино с листа, в самом начале увидите обозначение темпа. Это может быть термин на итальянском или точное число. Число можно ввести в онлайн-метроном, который и отсчитает нужный темп. С терминами немного сложнее. Подразумевается, что каждый исполнитель должен примерно представлять скорость игры, которую обозначает то или иное слово. Рассмотрим несколько из них.

  • Adagio – медленно (50-60 ударов в минуту)
  • Andante – неторопливо (60-70)
  • Andantino – не спеша (70-80)
  • Moderato – умеренно (90-110)
  • Allegretto – довольно быстро (110-120)
  • Allegro – скоро (130-160)
  • Vivace – живо, бойко (160-170)
  • Presto – очень быстро (180-200)
  • Prestissimo – в высшей степени быстро (более 200)

Нота с точкой

[Нота с точкой]

И на десерт нота с точкой. Как читать такое обозначение, если оно попадется в нотном листе? Точка говорит о том, что нужно выдержать длительность и протянуть звук еще на половину длительности. То есть четверть с точкой равняется четверти и восьмой. Половина с точкой равняется половине и четверти. И так далее.

Фермата

[Фермата]

Не путайте точку с ферматой. Фермата говорит нам, что можно держать звук сколько угодно долго, до бесконечности. Также не путайте точку сбоку с точкой снизу. Последняя не имеет отношения ни к длительностям, ни к размерам. Она обозначает прием стаккато, о котором как раз пришло время поговорить.

Динамика и экспрессия

Нотная запись содержит информацию не только о высоте звуков и ритме, но и о способе игры. При чтении вы встретите овалы, соединенные дугами, отмеченные точками или просто чистые. Как читать такие ноты для пианино с листа? Дуги говорят о том, что звуки должны прозвучать слитно. Вы отпускаете предыдущую клавишу только тогда, когда нажимаете следующую. Этот прием называется «легато».

Легато

[Легато]

Если дуг нет, нужно воспроизводить звуки один за другим, отдельно, прерывисто, «нон-легато». А если под облачками стоят точки, то на клавиши следует нажимать резко, как бы подпрыгивая. Этот прием называется «стаккато», он делает звук не просто прерывистым, но также очень коротким, нервным. Эти три приема передают разные эмоции, состояния или характеры: певучесть, плавность, нежность, спокойствие или, наоборот, бодрость, энергичность, злость, решительность.

Стакато

[Стаккато]

Посмотрим, как читать с листа ноты для пианино с другими музыкальными обозначениями. Это тоже своего рода приемы, но легато, нон-легато и стаккато используются постоянно, а эти встречаются нечасто. Скорее их можно назвать «штрихами» или «мелизмами».

Форшлаг. Обозначается перечеркнутой ноткой, стоящей перед основной. Основная играется как обычно, даже с некоторым акцентом, а перечеркнутая быстро, резко. Она звучит практически незаметно, ее тон не улавливается слухом. Обычно задействуется соседняя клавиша. Переход осуществляется быстро, так, что два звука сливаются в один.

Форшлаг

[Форшлаг]

Мордент. Обозначается волнистой линией. Нужно быстро перескочить на соседнюю клавишу вверх и обратно. Если мордент перечеркнут, то вниз и обратно. То есть резко воспроизводим три звука: последний дольше, чем предыдущие. Но длительность должна сохраняться. К примеру, если видим на листе четвертную ноту до с перечеркнутым мордентом, на пианино читаем ее как тридцать вторую до, тридцать вторую си и восьмую до с точкой (в сумме получаем четверть).

Перечёркнутый модернет

[Перечеркнутый мордент]

Группетто. Обозначается специальным завитком. Это поступенное опевание основного тона. Видим до с группетто – играем ре, до, си, до. Длительности также складываются. Первые три звука быстрые, последний долгий.

Групетто

[Группетто]

Трель. Помечается сочетанием букв «tr». Играется быстрыми ударами по соседним клавишам. Видим на листе одну ноту – читаем как шесть.

Трель

[Трель]

Остались, пожалуй, только обозначения динамики. Они помогают создать дополнительное напряжение, сделать музыку более выразительной, эмоциональной. Эти символы подсказывают исполнителю, где нужно нажать на клавиши сильнее, а где слабее, где нужно сыграть тихо, а где громко. Собственно, они так прямо и говорят.

Форте

[Forte (громко)]

Пиано

[Piano (тихо)]

Фортиссимо

[Fortissimo (очень громко)]

Пианиссимо

[Pianissimo (очень тихо)]

Метсо форте

[Mezzo forte (умеренно громко)]

Метсо пиано

[Mezzo piano (умеренно тихо)]

Кресцендо

[Crescendo – постепенное усиление звука]

Диминуэндо

[Diminuendo – постепенное ослабление]

Также можно встретить знак акцента или сфорцандо – «sf». Если говорить о штрихах, читать с листа ноты для пианино не сложно. К примеру, гитара позволяет передать намного больше нюансов и исполнить массу специфических трюков: слайды, бенды, хаммеры, вибрато, тэппинг и многое другое. Для этих приемов используются специальные значки. Но это тема для отдельной статьи.

Как развивать навык чтения

Даже если вы предельно ясно поняли, как читать ноты с листа, и выучили все обозначения, это еще не все. Главное, закрепить знания и отработать навык чтения до автоматизма. Ваш речевой аппарат может моментально воспроизвести текст, который вы прочитали в книге. Точно так же ваши пальцы способны моментально сыграть музыку, которую вы прочитали в нотной тетради. Нужно лишь тренироваться. А ускорить развитие помогут дополнительные занятия.

Сольфеджио. Если вы будете не просто читать ноты с листа и искать их на клавиатуре пианино, а пропевать их, ваш мозг быстрее свяжет графические элементы со звуками и порядком клавиш. Вы удивитесь, когда заметите, насколько сильно это ускоряет процесс обучения. Это развивает способность предслышания: вы без инструмента сможете представить мелодию, которая записана на листе. Останется только опустить руки на клавиши, а дальше они сами все сыграют.

Когда читаете ноты с листа, старайтесь узнавать интервалы и запоминать, как они звучат. Чтобы было проще запомнить, отмечайте эмоцию, которую вызывает тот или иной интервал. Например, кварта может показаться вам торжественной, малая терция грустной, а большая – радостной. Когда слушаете музыку, пробуйте определить интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио даже проводят такие специальные мероприятия – музыкальные диктанты.

Работа с ритмом. Метроном можно использовать не только для ровной игры и четкого попадания в доли. Это приспособление развивает чувство ритма, а также помогает разобраться с длительностями. Вам не нужно считать про себя, пускай счет ведет метроном. Впоследствии вы начнете чувствовать, на какой щелчок нужно нажать клавишу, а на какой отпустить. Читать с листа длительности нот – это, наверное, самое сложное при воспроизведении нотной записи.

Не стоит забывать и о размерах. Уметь чередовать сильные и слабые доли, слышать границы тактов, помещать нотные длительности в метрический контекст тоже важно. Отрабатывайте четные и нечетные размеры, разбирайте необычные пульсации, которые встречаете в современных песнях. Поработайте с синкопами – акцентированием слабых долей.

Игра вслепую. Старайтесь не смотреть на клавиатуру. Когда начнете быстро читать ноты с листа, вы забудете, как выглядят руки на клавишах пианино. Но первое время невероятно сложно заставить себя смотреть четко перед собой. Просто поставьте себе условие и ищите клавиши пальцами на ощупь. Это легко: две высоких узких до-диез и ре-диез окружены плоскими до, ре, ми; три высокие узкие фа-диез, соль-диез и ля-диез окружены плоскими фа, соль, ля, си.

При этом старайтесь искать нужную тональность в разных тесситурах. Главная задача – соблюдать мелодию, максимально метко и быстро прыгая из одной октавы в другую, из басового регистра в верхний. В результате вы перестанете тратить время на верчение головой, начнете чувствовать клавиатуру и улучшите навык предслышания.

Упражнения. Для учеников музыкальной школы это обязательно. Они чуть ли не с первого занятия начинают осваивать восходящие, нисходящие и расходящиеся гаммы. Потом добавляются арпеджио по типу челночного бега. Затем ученики разучивают этюды на отработку разных ходов. Небольшие шустрые пьесы тоже помогают улучшить навык чтения и развить беглость пальцев.

И конечно, нельзя забывать о больших, серьезных классических произведениях. Здесь мы уже практикуемся по полной программе. Но большинству интереснее учиться читать ноты с листа на современных популярных песнях. Соответствующие нотные записи можно найти в интернете. А если хит выпустили совсем недавно и его еще не разобрали, у вас есть отличная возможность попрактиковаться в нотации.

Да, можно заниматься музыкой, не разбираясь в нотной грамоте. Да, многие легендарные рок-музыканты, знаменитые поп-исполнители, великие продюсеры не умели читать ноты с листа. Это не помешало им добиться славы. Но здесь нет закономерности. Если вы чувствуете, что обучение нотной грамоте помогает вам лучше понимать музыку, быстрее развиваться как музыканту, расширять горизонты, не останавливайте себя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется ноты их названия
  • Как пишется нотч
  • Как пишется нотр дам де париж
  • Как пишется нотр дам де пари
  • Как пишется нотный диктант