Как пишется оборотно сальдовая ведомость

#статьи

  • 15 дек 2022

  • 0

Оборотно-сальдовая ведомость: что это такое и как её сформировать

Разобрались, для чего нужна оборотно-сальдовая ведомость, по какой форме её составлять и как проверить, правильно ли её заполнили.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Ксеня Шестак

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.

Статью помогла подготовить

Прошла путь от помощника бухгалтера до финансового директора. Работала в стартапах и крупных компаниях. Куратор профессий «Бухгалтер» и «Финансовый менеджер» в Skillbox. 11 лет опыта в профессии.

Сейчас работает с микробизнесом: помогает клиентам в ведении бухгалтерского и управленческого учёта, построении финансовой системы, консультирует по различным вопросам экономики предприятия.

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) — бухгалтерский документ, с помощью которого отслеживают остатки счетов и оборот компании за выбранный период.

В ОСВ отражена вся информация о движении денег бизнеса. Например, о получении предоплаты от покупателей, расчётах с поставщиками, начислении зарплаты. Затем на основании данных ОСВ формируют бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах — формы обязательной бухгалтерской отчётности.

В статье разберёмся:

  • что такое оборотно-сальдовая ведомость и для чего её формировать;
  • запрашивает ли ОСВ налоговая;
  • по какой форме составлять ОСВ;
  • как её заполнить;
  • как проверить оборотно-сальдовую ведомость;
  • как узнать больше о бухгалтерском учёте.

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой таблицу с данными. В ней показывают остатки по счетам на начало и на конец периода, а также оборот компании по дебету и кредиту.

О главных терминах и принципах бухгалтерского учёта рассказывали в этой статье Skillbox Media.

ОСВ можно формировать как по всем, так и по отдельно взятым счетам бухучёта. Как правило, в оборотно-сальдовую ведомость включают счета основных статей бухгалтерского учёта:

  • активов;
  • обязательств;
  • капитала;
  • выручки;
  • расходов;
  • прибылей и убытков.

Период, на который формируют ОСВ, компании выбирают самостоятельно. Обычно это месяц, квартал или год.

Оборотно-сальдовую ведомость составляют для выявления ошибок в бухгалтерском учёте. Главные цели формирования ОСВ:

  • убедиться, что записи в системе бухгалтерского учёта компании математически верны, — в итоговых графах ОСВ дебет всегда должен быть равен кредиту;
  • убедиться, что остатки отражены верно — кредитовые остатки должны быть отражены на пассивных счетах, дебетовые на активных.

После этого данные ОСВ используют для заполнения и проверки бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах.

На иллюстрации ниже приведён пример оборотно-сальдовой ведомости ООО «Авторитет» за 2020 год. Она сформирована автоматически в «1С:Бухгалтерия».

Пример оборотно-сальдовой версии компании ООО «Авторитет» за 2020 год
Скриншот: Skillbox Media

Нужно ли сдавать ОСВ в налоговую? Оборотно-сальдовую ведомость не нужно предоставлять в ИФНС регулярно. Но налоговая может запросить её при проведении камеральных или выездных проверок. Подробнее о таких проверках можно почитать здесь. Хранить оборотно-сальдовые ведомости нужно в течение пяти лет.

Единой формы оборотно-сальдовой ведомости нет. Каждая компания устанавливает её самостоятельно в свободном виде, а затем утверждает приложением к учётной политике.

Например, форма ОСВ может выглядеть так:

  • По вертикали — строки с номерами счетов бухучёта, по которым было движение денег в течение выбранного периода.
  • По горизонтали — графы «Сальдо на начало периода», «Обороты за период» и «Сальдо на конец периода» с информацией об остатках по дебету и кредиту.

Пример формы оборотно-сальдовой ведомости
Скриншот: Skillbox Media

Также в оборотно-сальдовой ведомости обязательно должны быть:

  • Название документа — «Оборотно-сальдовая ведомость».
  • Название компании, составившей ОСВ.
  • Период, за который составлена ОСВ, — месяц, квартал, год.
  • Величина денежного измерения объектов бухучёта и единица измерения — например, «тыс. рублей».
  • Должность специалиста, ответственного за ведение ОСВ, — например, «бухгалтер».
  • Подпись специалиста, ответственного за ведение ОСВ, с обязательным указанием Ф. И. О.

Обычно ОСВ формируют автоматически в «1С» или в другой программе, в которой компания ведёт бухгалтерский учёт.

Чтобы сформировать ОСВ в программе, нужно:

  • в разделе «Отчёты» перейти в форму «Оборотно-сальдовая ведомость»;
  • выбрать необходимый период ОСВ;
  • выбрать нужную степень детализации ОСВ;
  • нажать кнопку «Сформировать ведомость».

После этого оборотно-сальдовая ведомость сформируется программой автоматически.

Чтобы составить ОСВ вручную, нужно:

  • в графы «Сальдо на начало периода» перенести данные по всем счетам из граф «Сальдо на конец периода» ведомости за предыдущий период;
  • собрать данные о дебетовых и кредитовых оборотах по всем счетам и внести их в графы «Обороты за период»;
  • посчитать сальдо по всем счетам на конец периода и внести эти данные в графы «Сальдо на конец периода».

Как проверить оборотно-сальдовую ведомость? После того как вы сформируете ОСВ, нужно проверить, совпадают ли значения в строке итогов:

  • сальдо по дебету и кредиту на начало периода;
  • оборот по дебету и кредиту;
  • сальдо по дебету и кредиту на конец периода.

Также нужно проверить, нет ли в ведомости красных отрицательных значений. Если значения в строке итогов не совпадают или есть отрицательные, нужно выяснять, где ошибка.

Оборотно-сальдовую ведомость составляют на бумажном носителе или в электронном формате. Подписать ОСВ должен сотрудник, который её составил. Электронную версию визируют электронной подписью.

  • Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) — бухгалтерский документ, в котором показаны остатки по счетам на начало и на конец периода, а также оборот компании по дебету и кредиту.
  • На основе данных ОСВ составляют бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.
  • Единой формы оборотно-сальдовой ведомости нет. Каждая компания разрабатывает её самостоятельно и утверждает приложением к учётной политике.
  • ОСВ можно сформировать в программе, в которой компания ведёт бухучёт, или составить вручную. В готовой ведомости важно проверить, чтобы в строке итогов совпадали значения сальдо по дебету и кредиту на начало и конец периода, оборот по дебету и кредиту и не было красных минусовых значений.
  • ОСВ не нужно предоставлять в ИФНС регулярно. Но налоговая может запросить её при проведении проверок.
  • Если вы только начинаете знакомиться с бухгалтерским учётом, прочитайте нашу статью — «Разбираемся в бухгалтерском учёте: зачем он нужен, как устроен и как его организовать».
  • В этих статьях подробно рассказали о формах бухгалтерской отчётности: бухгалтерском балансе, отчёте о финансовых результатах, отчёте о движении денежных средств.
  • Научиться вести бухучёт, работать в «1C», готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность можно на курсе Skillbox «Профессия Бухгалтер».
  • Ещё в Skillbox есть курс «Профессия Финансовый менеджер». Подойдёт тем, кто хочет научиться анализировать финансовое состояние бизнеса и оценивать инвестпроекты.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Бухгалтер
Узнать больше

Как бухгалтеру заполнить оборотно-сальдовую ведомость и зачем она нужна

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой таблицу, содержащую сведения об остатках и оборотах по всем или отдельным счетам бухучета. О том, для чего используют этот документ, как его правильно составить, пойдет речь в нашей статье.

Как бухгалтеру заполнить оборотно-сальдовую ведомость и зачем она нужна

Для чего нужна оборотно-сальдовая ведомость в бухгалтерском учете

Оборотно-сальдовая ведомость (бухгалтеры нередко ее называют «оборотка») показывает сальдо и обороты по счетам бухгалтерского учета за определенный период. Ранее ее использовали для составления бухгалтерского баланса.

Сейчас, когда баланс составляет программа, ведомость используют, чтобы посмотреть обороты и остатки по счетам и сверить суммы, если в балансе что-то не сходится.

С помощью оборотной ведомости бухгалтер проверяет учетные записи на синтетических счетах. По итоговой строке в оборотке должно быть три пары равенств:

  1. остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту (это равенство показывает, что итоговая сумма всех средств компании на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств);
  2. обороты по дебету и кредиту (это равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозоперация отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это говорит об ошибках);
  3. остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту (это равенство вытекает из равенства итогов средств и их источников и показывает баланс на конец отчетного периода).

Документ также используют для анализа. С помощью оборотки можно проанализировать:

  1. показатели, которые нельзя рассчитать по данным баланса и отчета о финансовых результатах;
  2. ситуацию на конкретную дату, а не на конец отчетного периода, что может быть необходимо для принятия руководителем компании того или иного решения.

Дебет и кредит в оборотно-сальдовой ведомости

Дебет и кредит — это левая и правая стороны любого бухгалтерского регистра. Они есть в операции, карточке счета, в анализе счета и любых других регистрах.

  1. В «оборотке» мы встречаем дебет и кредит три раза:
  2. в сальдо на начало периода;
  3. в оборотах за период;
  4. в сальдо на конец периода.

Виды оборотно-сальдовых ведомостей

Выделяют три вида оборотно-сальдовых ведомостей:

  • «оборотка» по всем синтетическим счетам. Как мы сказали выше, ее используют для проверки правильности заполнения баланса;
  • ведомость по аналитическим счетам, которая составляется по каждому счету отдельно. Ее применяют для выявления допущенных ошибок на счетах. Примером может служить ситуация, когда суммы были записаны не на те счета, к которым они относятся. Для проверки сверяют итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета с данными соответствующего синтетического счета. Они должны быть равными;
  • шахматная оборотная ведомость (бухгалтеры называют ее «шахматка»), в которой отражаются только обороты. В ее основе лежит шахматный принцип, который обеспечивает удобный визуальный контроль данных. С ее помощью бухгалтер может увидеть наличие нестандартных проводок.

Как составить оборотно-сальдовую ведомость

Большинство компаний ведет бухучет в специальной программе, поэтому для них формирование оборотно-сальдовой ведомости не составляет труда. В разделе «Отчеты» необходимо выбрать «Оборотно-сальдовая ведомость», установить период и нажать кнопку «Сформировать».

Программа составит «оборотку» и выведет на экран для просмотра. При необходимости документ также можно сохранить в Excel.

Если ведомость составляется вручную, то нужно помнить, что «оборотка» — одна из разновидностей регистров бухучета. Поэтому документ должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • название;
  • наименование компании, составившей его;
  • период, за который он составлен;
  • систематическую группировку объектов бухучета;
  • величину денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;
  • должности лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов.

Форму «оборотки» утверждает руководитель компании по представлению главного бухгалтера.

Требуется помощь? Задайте безлимитное количество вопросов на

консультации!

Наши эксперты оперативно найдут верный ответ и помогут. 

Все подробности

здесь. 

Образец заполнения оборотно-сальдовой ведомости на примере счета 62

На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают расчеты за товары, работы или услуги. К нему открывают минимум два субсчета: один — для задолженности покупателей, второй — для полученных авансов.

Счет 62 активно-пассивный, но с активной структурой. То есть по дебету счета показывается увеличение задолженности покупателей перед компанией, а по кредиту — ее уменьшение.

Сальдо по дебету счета показывает, что покупатель должен определенную сумму. А если сальдо получилось по кредиту, это значит, что покупателю должна компания-продавец. Такое может произойти, если она получила аванс, а товары, готовую продукцию или услуги еще не предоставила.

Общая сумма сальдо по счету 62 демонстрирует итоговое состояние расчетов со всеми покупателями, поэтому для выявления более подробной картины целесообразно вести учет задолженности по каждому из них. Кроме того, современная автоматизация данных позволяет вести расчеты в соответствии с каждым заключенным договором. Данные 62 счета должны соответствовать сформированным актам сверки с контрагентами.

Пример

ООО «Альфа» формирует «оборотку» за май 2022 года. На начало мая 2022-го значилась задолженность за ООО «Гамма» в размере 19 280 рублей. В течение мая ООО «Гамма» произвело оплату ранее поставленного товара, которую бухгалтер ООО «Альфа» отразил следующей проводкой:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

Оплата поставленного товара

51

62

19 280

ООО «Бета» в апреле 2022 года внесло предоплату за товар в размере 246 тыс. рублей. Затем в течение мая перечислило еще 785 тыс. рублей. Сумма отгруженного товара составила 744 тыс. рублей. Бухгалтер ООО «Альфа» сделал следующие записи.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

Отгружен товар

62

90

744 000

Произведен зачет авансового платежа

62.02

62.01

246 000

Поступила оплата

51

62

785 000

По итогам месяца бухгалтер ООО «Альфа» сформирует следующую «оборотку».

ООО «Альфа»

Оборотно-сальдовая ведомость
по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
за май 2022 года

Выводимые данные бухгалтерского учета:

Счет

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Контрагент

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

62

 

226 720

744 000

804 280

 

287 000

ООО «Гамма»

19 280

   

19 280

   

ООО «Бета»

 

246 000

744 000

785 000

 

287 000

Итого

226 720

744 000

804 280

287 000

Главный бухгалтер Сидорова А. П.

Вправе ли налоговая запрашивать оборотно-сальдовые ведомости

Налоговая инспекция имеет право требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК).

Проводящее налоговую проверку должностное лицо инспекции вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК). За отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки компанию могут привлечь к ответственности по ст. 126 НК в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 НК).

Возникает вопрос: вправе ли налоговая запрашивать оборотно-сальдовые ведомости и могут ли за их непредставление привлечь к ответственности?

В настоящее время существует две точки зрения.

1. «Оборотка» — это регистр бухучета, который не относится к первичным документам, поэтому налоговые органы не вправе ее истребовать. Данная точка зрения содержится в п. 4 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@. В нем говорится, что инспекторы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов.

Следовательно, они не могут истребовать у налогоплательщика документы, не являющиеся первичными, в том числе отчеты или аналитические справки. Это же правило действует и в отношении оборотно-сальдовых ведомостей.

В частности, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018 по делу № А67-6742/2017 отметил, что инспекцией не была доказана необходимость представления заявителем для подтверждения права на налоговые вычеты оборотно-сальдовых ведомостей. Тем более что запрашиваемые документы фактически являются регистрами бухучета, составление которых предусмотрено и регулируется законодательством о бухучете, и которые не являются обязательными для целей налогообложения по НДС.

2. Если регистры бухучета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий, и они имеются в наличии у налогоплательщика, то их следует предоставить. За непредставление по требованию инспекции оборотно-сальдовых ведомостей, которые не являются первичными документами, компанию можно привлечь к ответственности (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 17.05.2018 № Ф10-1416/2018 по делу № А48-5215/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2017 № Ф06-20744/2017 по делу № А72-12629/2015).

Таким образом, непредставление оборотно-сальдовых ведомостей по требованию инспекции опрометчиво и может привести к тому, что компанию оштрафуют.

Не предоставляя данный документ, компания должна быть готова доказывать в суде, что такой документ у нее отсутствует и он не требуется для проведения контрольных мероприятий

Оборотно-сальдовая ведомость относится к числу основных и важнейших сугубо бухгалтерских документов, который является по сути дела отчетом о движении финансовых средств на счетах предприятия, а также остатках на них на начала и конец определенного периода. Она является основой для составления бухгалтерского баланса и представляет собой форму, в которой содержатся данные по дебету, кредиту каждого субсчета, их промежуточные и конечные показатели. Специалисты рассматривают ее как последнее звено в цепи подготовки к налоговой и финансовой отчетности.

Стоит отметить, что не все предприятия используют в своей деятельности оборотно-сальдовые ведомости, но если этот документ входит в документооборот компании, то он обязательно должен быть утвержден в ее учетной политике.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк оборотно-сальдовой ведомости .xlsСкачать образец заполнения оборотно-сальдовой ведомости .doc

Для чего нужен данный документ

Грамотный бухгалтер или аудитор, проанализировав оборотно-сальдовую ведомость, может выявить ошибки в бухгалтерском учете, разобраться с причиной их появления и своевременно их устранить. Например, это бывает актуально в тех случаях, когда на активном счете оказывается кредитный остаток или на пассивном — остаток дебетовый.

Что нужно знать, чтобы написать или прочитать оборотно-сальдовую ведомость

Составление, ровно как и прочтение оборотно-сальдовой ведомости, требует определенных знаний и навыков и возможно только при условии, что человек, взявшийся за это, знает:

  • что такое обороты кредитовые и дебетовые,
  • может ли быть сальдо на данном конкретном счете и если да, то каким именно,
  • а также какой конкретно счет анализируется и особенности ведения этого счета.

Виды оборотно-сальдовой ведомости

Всего существует три основных вида оборотно-сальдовой ведомости:

  1. по аналитическим счетам (формируются по количеству, категории и номенклатуре),
  2. по синтетическим счетам (здесь учитывается совокупность различных значений),
  3. а также комбинированные (включают элементы предыдущих двух ведомостей).

Основные правила составления оборотно-сальдовой ведомости

На сегодняшний день унифицированного, обязательного для применения образца данного документа нет, поэтому оформляться он может в свободном виде или же по специальным шаблонам. Иногда компании разрабатывают собственные бланки ведомости (исходя из собственных потребностей) и впоследствии распечатывают их тираж в типографии.

С виду оборотно-сальдовая ведомость может показаться простым набором цифр, разнесенных по разным колонкам. Однако, на самом деле она представляет из себя четко структурированную сводную таблицу, в которую вносятся сведения о различных перечислениях, хозяйственно-финансовых операциях предприятия, в том числе таких, как списание производственных затрат, начисление налогов, начисление амортизации, формирование отчетности и т.д.

В документе всегда указывается

  • наименование предприятия или организации,
  • бухгалтерия которого формирует документ,
  • номера счетов (иногда с их расшифровкой),
  • конкретные суммы.

Важное условие: при правильном составлении конечные цифры во всех столбиках ведомости должны совпадать.

Оборотно-сальдовая ведомость относится к категории регулярных документов и составляется она, как правило, один раз в месяц в единственном экземпляре.

Документ подписывать необязательно, но при необходимости заверить ее должен именно тот сотрудник, который занимался ее составлением или же проверкой (к примеру, главный бухгалтер). Точно также не нужно и ставить на документе печать.

Оборотно-сальдовые ведомости, как любые другие бухгалтерские документы нужно хранить не менее пяти лет.

Образец заполнения оборотно-сальдовой ведомости

Первым делом в ведомости нужно обязательно указать название предприятия, для которого она делается. Далее вносится наименование документа и конкретный счет, на который она составляется. В данном примере это счет под кодом 60, который расшифровывается как «Расчеты с подрядчиками и поставщиками».

Алгоритм внесения записей в этот образец оборотно-сальдовой ведомости не очень сложен и производится по определенной очередности, исходя из последовательности производимых финансово-хозяйственных действий.

ПРИМЕР. Предположим, что предприятие перечислило контрагенту предоплату в размере 100 тыс.рублей. Данная операция в документе была отражена, как увеличение дебиторских активов в субсчете (строка 60.1). Далее контрагент предоставил предприятию товарно-материальные ценности на сумму 150 тыс. рублей. Эта операция вносится в таблицу как увеличение кредитного пассива в субсчете 60.2. Затем предприятие выплачивает контрагенту частичную стоимость товара и это отражается в ведомости, как снижение пассивов на 100 тыс рублей на субсчета 60.2 (в дебете) и как снижение активов на субсчета 60.1 (в кредите). Таким образом, в итоге предприятие на период составления документа должно контрагенту 50 тыс. рублей, что отражается на субсчета 60.2 ( в кредите). В строке 60 указываются итоговые общие показатели сумм.

Образец заполнения оборотно-сальдовой ведомости

Добавить в «Нужное»

Оборотно-сальдовая ведомость: для чего нужна, как составить

Оборотно-сальдовая ведомость (далее также ОСВ) – это таблица с данными об остатках и оборотах по всем счетам бухучета или же только по определённым счетам бухгалтерского учета. По Закону о бухучете ОСВ является регистром бухгалтерского учета, в котором подлежат накоплению данные, содержащиеся в первичных документах (ч. 1 ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В то же время порядок составления оборотно-сальдовых ведомостей ни одним нормативным документом не урегулирован.

Давайте посмотрим, для чего нужна ОСВ и как ее заполнить.

Из чего состоит оборотно-сальдовая ведомость

Оборотно-сальдовая ведомость составляется за выбранный период времени: месяц, квартал, год и т.д.

Классическая оборотно-сальдовая ведомость содержит следующие показатели:

  • по вертикали перечислены все счета бухгалтерского учета, по которым было какое-то движение в течение выбранного периода;
  • по горизонтали располагаются следующие графы: сальдо на начало периода (Дебет, Кредит), обороты за период (Дебет, Кредит), сальдо на конец периода (Дебет, Кредит).

Визуально это выглядит так:

Оборотно-сальдовая ведомость за _________ (период)

Номер счета бухучета Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01            
02            
10            
           

Для чего нужна оборотно-сальдовая ведомость

Оборотно-сальдовая ведомость показывает сальдо и обороты по всем счетам бухучета за выбранный период. Это удобно для проверки правильности отражения остатков, для анализа деятельности в целом, для выявления ошибок в бухучете. Например, из ОСВ можно увидеть, что на активном счете появился кредитовый остаток, а на пассивном счете – дебетовый. Кроме того, ОСВ – наглядный пример золотого правила бухучета: дебет всегда равен кредиту.

ОСВ применяется для заполнения и проверки бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Сальдо по бухгалтерским счетам переносят в соответствующие строки баланса или отчета о финансовых результатах. Покажем на примере, как используется информация из оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость за 2020 г.

Номер счета бухучета Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 520000,00       520000,00  
02   100000,00   50000,00   150000,00
10 40000,00   500000,00 480000,00 60000,00  
           

Получается, остаточная стоимость основных средств такая (сальдо по счету 01 минус сальдо по счету 02):

  • на начало периода: 520000,00 – 100000,00 = 420000,00
  • на конец период: 520000,00 – 150000,00 = 370000,00

Заполнение бухгалтерского баланса по данным оборотно-сальдовой ведомости будет выглядеть так:

Пояснения Наименование показателя Код На 31.12.2020 На 31.12.2019 На 31.12.2018
         
  Основные средства 1150 370000,00 420000,00  
         
  Запасы 1210 60000,00 40000,00  
         

Если в оборотно-сальдовой ведомости нет данных для заполнения какой-либо строки баланса, например строки «Нематериальные активы», то в этой строке баланса ставится прочерк (Письмо Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Но важно учитывать еще такой момент. Бухгалтерскую отчетность можно формировать только исходя из данных оборотно-сальдовой ведомости с развернутым сальдо. Развернутое сальдо – это когда дебетовые и кредитовые сальдо по активно-пассивным счетам бухучета показаны отдельно (и по дебету, и по кредиту). Например, у организации есть:

  • и дебетовый остаток по счету 62;
  • и кредитовый остаток по счету 62.

Если в ОСВ будет показано результирующее сальдо по счету 62 (только дебетовое или только кредитовое), то баланс будет заполен неверно. Ведь дебетовый остаток по счету 62 подлежит отражению в разделе «Активы», а кредитовый – в разделе «Пассивы».

Кроме того, подчеркнем, что с помощью оборотно-сальдовой ведомости можно заполнять лишь упрощенные баланс и отчет о финансовых результатах. Ведь в обычной бухгалтерской отчетности есть детализация, которая не содержится в ОСВ, например, разделение активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные.

Активные и пассивные бухгалтерские счета

Все счета бухгалтерского учета можно поделить на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные.

На активных счетах учитываются активы организации. Увеличение активов отражается по дебету, уменьшение – по кредиту. Это, к примеру, счета 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы».

Пассивные счета нужны для отражения источников образования средств. Увеличение учитываемых на них объектов отражается по кредиту, уменьшение — по дебету. Классический пример пассивных счетов это 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал».

На активно-пассивных счетах отражают как активы, так и пассивы. Например, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На них может быть отражена как дебиторская задолженность (актив организации), так и кредиторская задолженность (пассив организации).

Виды оборотно-сальдовых ведомостей

Форма оборотно-сальдовой ведомости нормативно не утверждена. Следовательно, организация может использовать любую удобную форму. Можно закрепить форму ОСВ в качестве приложения к учетной политике (ч. 5 ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Поскольку оборотно-сальдовая ведомость является регистром бухучета, то она должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 4 ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • наименование регистра – оборотно-сальдовая ведомость;
  • наименование организации, составившей ОСВ;
  • период, за который составлена ОСВ;
  • систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
  • величину денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение ОСВ;
  • подписи лиц, ответственных за ведение ОСВ, с указанием их фамилий и инициалов.

На практике чаще всего используют форму ведомости, которую мы привели ниже. Вместе с тем, организация может модифицировать эту форму, например составить ОСВ не только по синтетическим счетам бухучета, но и по аналитическим (например, раскрыв информацию по видам запасов по счету 10 или по контрагентам по счетам 60, 62, 76 и т.д.).

Основные правила составления оборотно-сальдовой ведомости

Если бухучет ведется в бухгалтерской программе, то все просто. Как правило, в разделе «Отчеты» можно выбрать опцию «Оборотно-сальдовая ведомость», затем выбрать период, и ведомость будет сформирована автоматически. Кроме того, в программе можно наладить нужную степень детализации ОСВ.

Если ведомость формируется вручную, поскольку бухучет ведется в упрощенном виде, то необходимо:

  • взять сальдо по всем счетам на начало периода из ведомости за предыдущий период;
  • собрать дебетовые и кредитовые обороты по всем счетам и внести их в ОСВ;
  • вывести расчетным путем сальдо по всем счетам на конец периода.

Затем можно сверить по каждому бухгалтерскому счету сальдо на конец периода с данными бухучета. Они должны быть равны.

При правильном составлении ведомости должны совпадать:

  • итоговые сальдо по дебету и кредиту на начало периода;
  • обороты по дебету и кредиту;
  • итоговые сальдо по дебету и кредиту на конец периода.

При формировании оборотно-сальдовой ведомости нужно указать:

  • наименование организации;
  • название документа: оборотно-сальдовая ведомость;
  • период, за который она составлена;
  • в таблице — данные, которые были рассчитаны.

Заверяет оборотно-сальдовую ведомость тот сотрудник, который ее составлял.

ОСВ можно составить на бумаге или в виде электронного документа, заверив его электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Как и по первичным документам, запрещается вносить в ОСВ исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение оборотно-сальдовой ведомости (ч. 8 ст. 10 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Хранить оборотно-сальдовые ведомости необходимо в течение 5 лет (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Образец заполнения оборотно-сальдовой ведомости

Приведем образец оборотно-сальдовой ведомости (цифры условные).

ООО «Ромашка»

Оборотно-сальдовая ведомость за 2020 г., руб.

Номер счета бухучета Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 520000       520000  
02   100000   50000   150000
19     130000 110000 20000  
20     1330000 1330000    
26     40000 40000    
51 200000   1500000 1600000 100000  
60   35000 700000 800000   135000
62 100000   1400000 1600000   100000
68   30000 250000 300000   80000
70     500000 550000   50000
80   10000       10000
90     1600000 1600000    
99   645000 530000     115000
Итого 820000 820000 7980000 7980000 640000 640000

Бухгалтер: _________ Иванова И.И.

Может ли инспекция запросить оборотно-сальдовые ведомости

Иногда при камеральных проверках (особенно при проверке декларации по НДС) налоговики запрашивают в числе прочих документов оборотно-сальдовые ведомости за проверяемый период. Насколько это законно? Налоговый кодекс прямо эту ситуацию не регулирует. Подробно этот вопрос был рассмотрен здесь.

А если организация обратилась в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, то налоговый орган вправе запросить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета на вполне законных основаниях (ст. 105.26 НК РФ; п. 3.9, 3.12 Приложения № 4 к Приказу ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@).

Бухгалтеры часто упоминают оборотно-сальдовую ведомость или ОСВ. Сформировав оборотку, специалист может ответить на любой вопрос: какая у нас прибыль, какова остаточная стоимость у нематериальных активов? Разберемся, что такое оборотно-сальдовая ведомость, как ее составить и прочитать.

Что такое оборотно-сальдовая ведомость

В бухучете все операции оформляются проводками. Например, покупку и оплату материалов на 10 000 рублей бухгалтер оформит так:

Дт

Кт

Сумма

Описание

10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками» 10 000 руб. Куплены материалы у поставщика
60 «Расчеты с поставщиками» 51 «Расчетный счет» 10 000 руб. Деньги за сырье переведены поставщику

Чем крупнее компания, тем больше проводок строит бухгалтер. Только закупку материалов можно отражать несколько раз в день. А ведь еще есть выплата зарплаты, платежи по кредиту, покупка оборудования, лизинг и так далее. Если спросить бухгалтера, на какую сумму было закуплено сырья, он не пойдет смотреть все бухпроводки Дт10 Кт60, а сразу откроет ОСВ.

Оборотно-сальдовая ведомость — это регистр бухгалтерского учета. Оборотка аккумулирует всю информацию по счетам: их остатки и обороты за период. К тому же с ее помощью можно контролировать правильность и полноту отражения информации. 

Например, хороший бухгалтер перед составлением баланса всегда сформирует ОСВ, потому что он знает золотое правило «дебет всегда равен кредиту». А значит сальдо по дебету всегда равно сальдо по кредиту, также и у оборотов. Если это правило не соблюдается, значит в учете есть ошибка.

Еще один пример. Бухгалтер сформировал оборотку и видит увеличение по дебету счета 60.02 «Расчеты по авансам выданным». Это значит, что компания заплатила поставщикам деньги, но движения по кредиту 60.02 нет, значит контрагент не отгрузил товар или не оказал услугу. Есть несколько вариантов развития событий:

  • это действительно аванс за поставку в будущем;
  • контрагент давно отгрузил товар — значит кто-то забыл передать бухгалтерии документы.

ОСВ можно составить по отдельному счету или по всем сразу, это зависит от целей использования. 
Единственный недостаток оборотки — ее трудно читать без знания плана счетов и бухпроводок. Попробуем представить один день из жизни фирмы в виде ОСВ.

Оборотно‑сальдовая ведомость

Как составить оборотно-сальдовую ведомость

Разберем составление ведомости на примере ООО «Ромашка». Начнем с остатков. У компании есть:

  • 150 000 рублей на счете в банке;
  • 10 000 рублей в кассе;
  • материалы на складе на 3 000 рублей;
  • новый деревообрабатывающий станок за 1 000 000 рублей;
  • кредит на 5 лет на 1 000 000 рублей;
  • уставный капитал 10 000 рублей;
  • нераспределенная прибыль с прошлых лет 143 000 рублей.

За день компания совершила следующие операции:

  • купила сырье на 15 000 рублей и частично оплатила;
  • взяла краткосрочный займ в размере 470 000 рублей;
  • начислила и выплатила зарплату гендиректору 50 000 рублей;
  • купила еще один станок за 470 000 рублей и ввела его в эксплуатацию;
  • произвела продукцию из всего имеющегося сырья и продала ее за 250 000 рублей.

До построения ОСВ составим проводки совершенных операций.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками» 15 000 Куплены материалы на 15 000 руб.
60 «Расчеты с поставщиками» 51 «Расчетный счет» 10 000 Переведена часть оплаты за материалы
51 «Расчетный счет» 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 470 000 Получен займ, деньги перечислили на счет в банке
26 «Общехозяйственные расходы» 70 «Расчеты с персоналом» 50 000 Начислена зарплата гендиректору
70 «Расчеты с персоналом» 51 «Расчетный счет» 50 000 Перечислена зарплата гендиректору
08 «Вложения во внеоборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками» 470 000 Куплен станок
60 «Расчеты с поставщиками» 51 «Расчетный счет» 470 000 Перечислена оплата за станок
01 «Основные средства» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 470 000 Станок введен в эксплуатацию
20 «Основное производство» 10 «Материалы» 15 000 + 3 000 = 18 000 Материалы переданы в производство
43 «Готовая продукция» 20 «Основное производство» 18 000 Выпущена готовая продукция
62 «Расчеты с покупателями» 90.1 «Выручка» 250 000 Продана готовая продукция
90.2 «Себестоимость» 43 «Готовая продукция» 18 000 Списана себестоимость готовой продукции
90.8 «Управленческие расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 50 000 Зарплата гендиректора отнесена на управленческие расходы
90.9 «Прибыль/убыток от продаж» 99 «Прибыль и убытки» 250 000 — 18 000 — 50 000 = 182 000 Получена прибыль от реализации


Для построения оборотки рекомендуем сначала строить «самолетики» по каждому счету. Разберем «самолетик» счета 51.

Счет 51 «Расчетный счет»

Дт

Кт

Сальдо на начало: 150 000 руб. Сальдо на начало: 0 руб.
  10 000 — оплатили материалы
470 000 — получен займ  
  50 000 — перечислили зарплату
  470 000 — перечислена оплата за станок
Обороты по Дт: 470 000 руб. Обороты по Кт: 530 000 руб.

Сальдо на конец:

(150 000 + 470 000) — (0 + 10 000 + 50 000 + 470 000) = 90 000 рублей.

 

По остальным счетам «самолетики» строятся аналогично. Теперь можно перейти непосредственно к ОСВ.

Счет

Сальдо на начало

Обороты

Сальдо на конец

 

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

01

1 000 000   470 000   1 470 000  

08

    470 000 470 000    

10

3 000   15 000 18 000    

20

    18 000 18 000    

26

    50 000 50 000    

43

    18 000 18 000    

51

150 000   470 000 530 000 90 000  

60

    480 000 485 000   5 000

62

    250 000   250 000  

66

      470 000   470 000

67

  1 000 000       1 000 000

70

    50 000 50 000    

80

  10 000       10 000

84

  143 000       143 000

90

    250 000 250 000    

99

      182 000   182 000

ИТОГО

1 153 000 1 153 000 2 541 000 2 541 000 1 810 000 1 810 000

Посмотрите на счет 51. В ОСВ перенесена вся информация из самолетика, который делали выше: остаток на начало, обороты по дебету и кредиту и остаток на конец.

По оборотке видно, что на конец периода у ООО «Ромашка» есть:

  • основные средства на 1 470 000 рублей;
  • 90 000 рублей на счете;
  • 5 000 рублей — долг перед поставщиками;
  • дебиторская задолженность на 250 000 рублей за проданную продукцию, т.к. ее еще не оплатили;
  • 470 000 рублей — должны по договору займа;
  • 1 000 000 рублей — должны по кредитному договору;
  • 10 000 рублей — уставный капитал;
  • нераспределенная прибыль прошлых периодов 143 000 рублей;
  • 182 000 рублей — прибыль от реализации продукции.

И в сальдо и в оборотах дебет равен кредиту — значит ОСВ заполнена верно. Бухгалтер ООО  «Ромашка» может с чистой совестью заполнять баланс.

Формируйте и читайте оборотки в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Так вы наберетесь опыта в их прочтении и сможете оперативно извлекать информацию. Всем новичкам мы дарим бесплатно 14 дней пробного периода.

Попробовать бесплатно

Оборотная ведомость (или оборотно-сальдовая ведомость) — один из ключевых регистров современного бухгалтерского учета. Рассмотрим некоторые нюансы составления оборотной ведомости в нашей статье.

Классификация оборотных ведомостей

Оборотная (оборотно-сальдовая ведомость) показывает, за счет каких сумм дебетовых и кредитовых оборотов по счету (или счетам, или определенной аналитике, выделяемой в конкретном счете) за определенный период из суммы начального сальдо сформировалось значение конечного остатка.

То есть такой документ, как оборотная ведомость, может создаваться в трех основных вариантах:

  • ОСВ по общей совокупности синтетических счетов;
  • оборотная ведомость по отдельному синтетическому счету или по нескольким синтетическим счетам;
  • оборотная ведомость по конкретной аналитике, выделяемой на синтетическом счете, или по нескольким таким аналитикам.

Несмотря на наличие вариантов, структура оборотных ведомостей окажется одинаковой. В ней будут присутствовать:

  • сальдо на начало периода;
  • обороты по дебету;
  • обороты по кредиту;
  • сальдо на конец периода.

Алгоритм составления оборотной ведомости удобнее рассматривать на примере отдельного синтетического счета. Пусть это будет счет 71, на котором отражаются операции по расчетам с подотчетными лицами.

О том, какие еще счета могут быть использованы при ведении бухучета, читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2022 год (скачать)».

Оборотная ведомость по синтетическому счету 71: особенности формирования

Предположим, сотрудник организации Иванов получил от своего работодателя наличные деньги в размере 10 000 руб. на хозяйственные нужды, а его коллега Петров — командировочные в сумме 20 000 руб.

Через неделю Иванов отчитался об использовании денежных средств, предоставив авансовый отчет с подтверждающими документами на сумму 9 000 руб. Петров принес работодателю аналогичный комплект на сумму 19 000 руб.

Об особенностях оформления авансового отчета читайте здесь.

Как будет выглядеть оборотная ведомость по счету 71, отражающая указанные хозяйственные операции?

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, графы которой имеют следующие наименования:

Счет (субсчет) / Аналитические признаки субсчета

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

             

В первом столбце оборотной ведомости фиксируются, таким образом:

  • синтетический счет;
  • субсчет, по которому учитываются операции, если он введен в применяемый план счетов (в нашем случае он введен и имеет обозначение 71.01);
  • аналитические признаки данного субсчета (могут быть любыми; для 71 счета это фамилии сотрудников, которым выдаются наличные).

Заполнение граф оборотной ведомости происходит на основании данных первичных учетных документов по отвечающим этим документам бухгалтерским проводкам. Если бухучет ведется вручную, то в оборотную ведомость в хронологическом порядке вносится каждая из фиксируемых в бухучете операций. В бухгалтерских программах этот регистр формируется автоматически.

Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, какие счета нужно использовать в бухучете и как правильно вести аналитический бухгалтерский учет:

Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

ОСВ по счету 71: образец заполнения с проводками

Для нашего примера сначала фиксируется факт выдачи Иванову и Петрову денежных средств в размере соответственно 10 000 и 20 000 руб. Данным операциям соответствуют проводки:

  • Дт 71.01 Кт 50 — на сумму 10 000 руб.;
  • Дт 71.01 Кт 50 — на сумму 20 000 руб.

Отразим их в оборотной ведомости:

  • вписываем суммы 10 000 и 20 000 руб. в столбец «Дебет» напротив соответствующих аналитических признаков субсчета (таковыми выступают фамилии сотрудников Иванов и Петров);
  • складываем 2 имеющиеся цифры, формирующие дебет субсчета 71.01, и указываем в оборотной ведомости получившуюся итоговую сумму 30 000 руб. в столбце «Дебет» напротив данного субсчета;
  • если иных операций по синтетическому счету 71 не осуществлялось (условимся, что это так), дублируем сумму 30 000 руб. в столбце «Дебет» напротив счета 71.

Как только Иванов и Петров принесут свои авансовые отчеты и чеки, оформляем проводки:

  • Дт 10 Кт 71.01 — на сумму 9 000 руб.;
  • Дт 26 Кт 71.01 — на сумму 19 000 руб.

В оборотной ведомости:

  • вписываем 9 000 и 19 000 руб. в столбец «Кредит» напротив фамилий сотрудников;
  • складываем цифры по кредитовым операциям, а получившееся значение 28 000 руб. вписываем в столбец «Кредит» напротив субсчета 71.01, а также основного синтетического счета 71.

Если начальное сальдо равно нулю, то для того, чтобы определить сальдо на конец периода и указать его в оборотной ведомости, нужно вычесть из больших значений, указанных в столбцах под ячейкой «Обороты на конец периода», меньшие. Если 1-е зафиксированы в столбце «Дебет», а 2-е — в столбце «Кредит» (как в нашем сценарии), результаты фиксируются в столбце «Дебет» под ячейкой «Сальдо на конец периода». В данном случае оно состоит:

  • из 1 000 руб. по отчетам Иванова (вписываем данную сумму напротив фамилии Иванов);
  • 1 000 руб. по отчетам Петрова (фиксируем напротив фамилии Петров).

В свою очередь, в столбце «Дебет» под ячейкой «Сальдо на конец периода» напротив субсчета 71.01 суммируются показатели всех аналитических признаков субсчета. То есть в нашем случае мы зафиксируем здесь сумму 2 000 руб. Дублируем это значение в столбце «Дебет» под ячейкой «Сальдо на конец периода» напротив синтетического счета 71.

Таким образом, по итогам операций в оборотной ведомости фиксируется дебетовое сальдо по счету 71. Его общая сумма — 2 000 руб.

Готовый образец оборотной ведомости с отражением вышеприведенных операций будет выглядеть так:

Счет (субсчет) / Аналитические признаки субсчета

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

71

30 000,00

28 000,00

2 000,00

71.01

30 000,00

28 000,00

2 000,00

Иванов

10 000,00

9 000,00

1 000,00

Петров

20 000,00

19 000,00

1 000,00

Об иных нюансах заполнения ОСВ читайте в материале «Как можно проверить оборотно-сальдовую ведомость».

Где можно скачать бланк ОСВ

Если у вас есть необходимость сформировать собственную оборотную ведомость, бланк ее вы найдете на нашем портале. Наши эксперты подготовили его в удобном для математических расчетов формате Excel. Данный бланк доступен для скачивания по ссылке ниже:

Бланк оборотной ведомости

Скачать бланк оборотной ведомости

Итоги

Оборотная ведомость — важнейший регистр бухгалтерского учета. Этот отчет обобщает и систематизирует сведения из первичных документов. В эпоху цифровизации данных оборотно-сальдовая ведомость, как правило, формируется автоматически учетными программами. 

Как читать ОСВ

Оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам в 1С:
практическая инструкция для руководителя и бухгалтера
(теория включена) + ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

9 июля 2021, автор: Елена Позднякова

  • Теория

  • Ошибки в ОСВ

  • Баланс из ОСВ

  • Отчет о доходах и расходах

  • Ссылки

  • Тест

Что такое ОСВ. Основные термины. Теория.

Самое первое понятие, с которого мы сегодня начнем — это СЧЕТ.

Счет — это регистр бухгалтерского учета, предназначенный для учета однородных объектов в денежном выражении.

Например, на счете 01 учитываются основные средства, на счете 51 — деньги на расчетном счете, а на счете 99 — прибыль или убыток текущего года.

Полный перечень счетов утвержден на законодательном уровне и содержится в Плане счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н).
Обратите внимание, что мы работаем с планом счетов РФ для коммерческих организаций (для справки: у бюджетников и банков другие планы счетов).

К счетам могут открываться субсчета — дополнительные счета более низкого уровня, а к субсчетам могут быть открыты субСУБсчета — это дополнительные счета еще более низкого уровня.

Номер счета первого уровня состоит из двух знаков: например, 90 «Продажи».
Номер субсчета записывается после номера основного счета: например: 90.01 «Выручка» или 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения».

Если к счету открыты субсчета, то все бухгалтерские операции проводятся только в рамках субсчетов самого низкого уровня (счет первого уровня нельзя выбрать в бухгалтерских проводках), а отчеты можно смотреть как по счету первого уровня, так и по субсчетам.

Пример структуры счета 90 «Продажи»

Выручку можно отразить только по субсубсчету 90.01.1.
А смотреть отчеты можно как по счету 90, так и по субсчетам 90.01, 90.01.1 и т.д.

Со счетами разобрались, и теперь, наконец-то переходим к понятию «Оборотно-сальдовая ведомость».

Оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам — это бухгалтерский регистр, который содержит сводные данные ПО ВСЕМ СЧЕТАМ: остатки на начало, обороты и остатки на конец.

Синонимы: ОСВ, оборотка.
Вот пример ОСВ:

Каждой строчке соответствует один счет и по каждому счету мы можем видеть показатели за период, это:

  • остатки на начало,
  • обороты
  • и остатки на конец.

Все показатели в оборотно-сальдовой ведомости ВЗАИМОСВЯЗАНЫ:
1) Конечный остаток по каждому счету выводится из начального остатка и оборотов
2) Итоги всех счетов, разделенные на две колонки дебет* и кредит*, всегда равны.
В ОСВ присутствуют три равенства итогов:

ИТОГИ остатков на начало

по дебету и по кредиту

равны

,

ИТОГИ оборотов

по дебету и по кредиту

равны

и

ИТОГИ остатков на конец

по дебету и по кредиту

равны

.

*Для тех, кто не в курсе, что такое ДЕБЕТ И КРЕДИТ, ниже мы эти понятия разберём (и причину равенства итогов тоже разберем).

Отчет «Оборотно сальдовая ведомость» является главным рабочим документом главного бухгалтера. Большинство главбухов, утром, начиная свой рабочий день, формируют ОСВ и всю дальнейшую работу в течение дня ведут из нее.

ОСВ дает возможность сразу охватить взглядом все счета и видеть положение дел в компании.
Кроме того, из ОСВ удобно переходить к любым другим бухгалтерским отчетам.
Двойной клик мышкой по любой строчке ОСВ вызывает меню для перехода:

Как видите, из ОСВ можно перейти: в ОСВ по выбранному счету, в карточку выбранного счета, в анализ выбранного счета или в отчет обороты счета.

Значения основных терминов:

Сальдо означает ОСТАТОК (термин пришел из итальянского).

Дебет и Кредит — это левая и правая стороны любого бухгалтерского регистра.
Дебет и кредит есть в операции, в карточке счета, в анализе счета и в любых других регистрах. В оборотно-сальдовой ведомости мы встречаем ДЕБЕТ и КРЕДИТ три раза: в остатках на начало, в оборотах и в остатках на конец.

Примеры ДЕБЕТА и КРЕДИТА в различных бухгалтерских регистрах:

Запомните, что ДЕБЕТ — всегда слева, а КРЕДИТ — всегда справа. Это просто стороны.
Параллельно с терминами ДЕБЕТ и КРЕДИТ, в бухучете часто используются такие сокращения: Дт и Кт, или еще короче: Д и К.

Следующие два термина: АКТИВ И ПАССИВ — очень похожи на ДЕБЕТ и КРЕДИТ, даже можно сказать, что актив и пассив — это частный случай дебета и кредита.

Актив и Пассив — это левая и правая стороны бухгалтерского баланса.
(то есть, то же самое, что ДЕБЕТ и КРЕДИТ, но применительно только к одному регистру — БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ).

Кроме того, понятия АКТИВ И ПАССИВ несут в себе еще и смысловую нагрузку:

Актив — это имущество предприятия.
Пассив — это источники, за счет которых сформировано данное имущество.

Давайте еще раз сфокусируем свое внимание на том, чем отличаются понятия АКТИВ И ПАССИВ от понятий ДЕБЕТ И КРЕДИТ:

ДЕБЕТ и КРЕДИТ — это левая и правая стороны любого бухгалтерского регистра. С помощью дебета и кредита показывают как остатки, так и обороты.
Никакой смысловой нагрузки, кроме «лево» и «право» понятия дебет и кредит не несут.

АКТИВ и ПАССИВ — это левая и правая стороны только одного бухгалтерского регистра: бухгалтерского баланса. С помощью актива и пассива показывают только остатки.
Кроме «лево» и «право» понятия актив и пассив несут в себе дополнительную смысловую нагрузку: актив — это имущество, а пассив — это источники, за счет которых данное имущество сформировано.

Все счета бухгалтерского учета тесно связаны с понятиями АКТИВ и ПАССИВ. Счета бывают либо активными, либо пассивными.

АКТИВНЫЙ СЧЕТ — это счет, предназначенный для учета ИМУЩЕСТВА.

Например: основные средства (01), материалы (10), деньги (51), дебиторская задолженность покупателей (62.01).

Самый простой критерий чтобы определить, является ли объект учета имуществом, задать вопрос: «Можно ли это объект продать?»
Если да, и, в случае выбытия объекта, компания получит за него деньги — это имущество и оно учитывается на активном счете.

Также принято говорить, что имущество — это активы.

Схема активного счета:

Остаток имущества на начало отражается по дебету, приход имущества — по дебету, расход — по кредиту.

Схема расчета остатка:
Остаток по дебету на начало + оборот по дебету — оборот по кредиту = остаток на конец по дебету.

Пример активного счета — 51 «Расчетные счета»:

Остаток денег на расчетном счете отражается по дебету, приход — по дебету, расход — по кредиту.

ПАССИВНЫЙ СЧЕТ — это счет, предназначенный для учета ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА.

Например: уставный капитал (80), прибыль текущего года (99), полученный кредит (66), кредиторская задолженность перед поставщиками (60.01), долг по налогам (68).

Источники имущества делятся на 2 вида: заемные и собственные.
Будем называть заемные источники — обязательствами, а собственные источники — собственным капиталом.

Самый простой критерий чтобы определить, является ли объект учета обязательством, задать вопрос: «Чтобы избавиться от этого объекта, предприятию

потребуется

ОТДАТЬ ДЕНЬГИ?»
Если да, и, в случае выбытия объекта, компания отдает деньги — это обязательство.

Размер собственного капитала можно определить расчетным путем: если продать всё имущество и погасить все обязательства, то останется сумма денежных средств, равная собственному капиталу.

Источники имущества (также принято говорить, что это пассивы) учитываются на пассивном счете.

Схема пассивного счета:

Остаток пассивов на начало отражается по кредиту, увеличение пассива — по кредиту, уменьшение пассива — по дебету.

Схема расчета остатка:
Остаток по кредиту на начало + оборот по кредиту — оборот по дебету = остаток на конец по кредиту.

Пример пассивного счета — «67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»:

Остаток долга по кредИту отражается по крЕдиту, увеличение долга (начисление процентов) — по кредиту, погашение кредита и процентов — по дебету.

Главное отличие между активным и пассивным счетом, заключается в том, что они являются как бы зеркальным отражением друг друга:

У активного счета остаток всегда слева (по дебету), у пассивного счета остаток всегда справа (по кредиту),
у активного счета приход — по дебету, а расход по кредиту,
у пассивного счета все наоборот: увеличение — по кредиту, уменьшение по дебету.

Эта зеркальность как раз и является причиной того, что если взять все счета в совокупности, то ИТОГИ ОСТАТКОВ по дебету и по кредиту БУДУТ РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, и ИТОГИ ОБОРОТОВ по дебету и по кредиту тоже будут равны между собой.

Давайте рассмотрим математический смысл этой модели, почему так происходит. Кстати, мы с вами уже подошли к термину ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ,
и правило двойной записи звучит так:

Любая хозяйственная операция отражается по дебету одного счета и по кредиту другого, при этом равенство баланса всегда сохраняется.

Для простоты понимания двойной записи предлагаю временно очистить данное правило от специальных бухгалтерских терминов и заменить их на более понятные слова:
ДЕБЕТ И КРЕДИТ заменим на слова СЛЕВА и СПРАВА,
а термин БАЛАНС заменим на термин РАВЕНСТВО ИТОГОВ.

Теперь, без специальных терминов, правило двойной записи звучит так:

Любая хозяйственная операция отражается в двухсторонней таблице два раза. Одинаковая сумма повторяется: по одному счету — с левой стороны, по другому счету — с правой стороны, при этом равенство итогов всегда сохраняется.

Вот посмотрите в качестве примера на ОБОРОТНО-САЛЬДОВУЮ ВЕДОМОСТЬ за 30 января 2020 года.

Здесь отражена только одна операция:
Учредитель внес на расчетный счет 2,5 миллиона рублей.

Это первая операция, которая произошла в хозяйственной деятельности данной компании, поэтому никаких других остатков на начало и никаких других оборотов в оборотно-сальдовой ведомости нет.

По правилам двойной записи, эта операция должна пройти в двухсторонней таблице по двум счетам: по одному счету слева, по другому счету справа.
Смотрите:

Имущество (а именно: ДЕНЬГИ) отражено на счете 51 «Расчетный счет», с левой стороны таблицы (по дебету, потому что счет 51 активный).
Долг перед учредителем отражен на счете 75 «Расчеты с учредителями» с правой стороны таблицы (по кредиту, потому что это пассив — источник, за счет которого получены деньги).

Метод двойной записи был реализован в средней таблице «Обороты за период» Слева прошла сумма 2,5 млн и справа прошла такая же сумма 2,5 млн.

Итоги правой и левой стороны таблицы «Обороты за период» равны.
Это простое равенство итогов — здесь нет никакого волшебства!

Да и как же не быть здесь равенству итогов, если мы ОДНУ И ТУ ЖЕ СУММУ провели слева и справа, а затем итоги суммировали.

Если мы любую операцию будем записывать и в левую, и в правую сторону таблицы: два раза в одинаковых суммах, то равенство итогов всегда будет сохраняться.

Это логично, исходя из такого выбранного метода записи операций.

Но только не подумайте, пожалуйста, что мы просто дублируем любую операцию 2 раза, и двойная запись — это просто двойной контроль за каждым событием. Нет!

В двойной записи есть более глубокий смысл, который заключается в том, что мы рассматриваем каждое событие с двух разных сторон.

С одной стороны, мы рассматриваем, как данное событие влияет на ИМУЩЕСТВО организации.
В этом примере у организации появилось имущество в виде денег в сумме 2,5 млн рублей.

С другой стороны мы рассматриваем это событие, как оно повлияло на источники, за счет которых сформировано имущество организации.
В данном примере у организации появился долг перед учредителем в сумме 2,5 млн рублей.

Получается, что деньги получены на расчетный счет за счет того, что возник долг перед учредителем.

А теперь мы с вами переходим к школьному курсу математики:
Тема «Верные равенства».

Если к обеим частям верного числового равенства прибавить одно и то же число, то получится снова верное числовое равенство.

Наше равенство сейчас выглядит так:

2 500 000 = 2 500 000

Мы уравняли имущество и источники, за счет которых оно образовано.

Перечень значений по колонке «Дебет» — это левая сторона равенства, перечень значений по колонке «Кредит» — это правая сторона равенства.
Пока в каждой колонке только одно значение, но мы можем теперь сколько угодно прибавлять пары одинаковых значений.

Почему значения идут парами? Потому что с одной стороны мы фиксируем изменения в имуществе, а с другой стороны — отвечаем на вопрос: за счет каких средств, своих или заемных, произошло это изменение. И таким образом, мы всегда получаем два одинаковых значения.

Примеры:

Рассмотрим операцию: Поступили товары от поставщика на сумму 100 рублей.

В актив идет имущество (счет 41, Товары) и сумма 100 рублей записывается СЛЕВА, в дебет.

Одновременно в пассив идет информация том, за чей счет поступило это имущество.
Имущество поступило за счет поставщика: счет 60, Расчеты с поставщиками, сумма 100 рублей записывается справа, в кредит.

Итоги ПО ДЕБЕТУ и ПО КРЕДИТУ после после проведения этой операции равны 2500100. Равенство итогов сохраняется:

Обратите внимание, что операция произведена четко в соответствии со схемами активного и пассивного счетов.
Актив увеличился по дебету, пассив увеличился по кредиту.
Благодаря тому, что они увеличиваются зеркально — равенство итогов сохраняется.

Мы с вами рассмотрели сейчас тип операции, когда одновременно происходит увеличение в имуществе предприятия и, соответственно, увеличение источников, за счет которых имущество сформировано. В данном случае речь идет об увеличении заемных источников, то есть долга перед поставщиком.

А что произойдет, если долг перед поставщиком уменьшится? Например, мы перечислим ему деньги в размере 50 рублей?

В этом случае у нас

одновременно

:
уменьшится размер имущества на 50 рублей (станет меньше денег), и уменьшится размер источников имущества тоже на 50 рублей (станет меньше долг перед поставщиком).

Это тип операции, когда одновременно уменьшается размер имущества предприятия и одновременно уменьшается размер источников.

В соответствии со схемой активного счета уменьшение имущества должно произойти по кредиту; и в соответствии со схемой пассивного счета уменьшение источников должно произойти по дебету.
Следовательно, мы должны провести эту операцию вот таким способом:

50 рублей по кредиту активного счета «51 Расчетный счет» и 50 рублей по дебету пассивного счета «60 Расчеты с поставщиками».
И на остатке останутся суммы, рассчитанные четко в соответствии со схемами расчета активных и пассивных счетов:

Для активного счета «51 Расчетный счет» 2500000(по дебету)-50(по кредиту) = (остаток по дебету)2499950.

Для пассивного счета «60 Расчеты с поставщиками» 100 (по кредиту)-50(по дебету)=(остаток по кредиту)50.

Равенство итогов сохранилось, все хорошо.
Но не возникает ли у вас вопрос:

Зачем мы сейчас перемешали дебет с кредитом?
По дебету мы учитываем имущество, по кредиту — источники имущества.
Эти две ведомости в реальности друг с другом не пересекаются.
Зачем мы уменьшаем имущество через кредит, а источники через дебет? Это путаница какая-то.
Тем более, что можно просто использовать отрицательные значения.

Давайте попробуем, так будет более логично и понятно:

Допустим, с имуществом мы работаем только в ДЕБЕТЕ, а с источниками — только в КРЕДИТЕ.
У нас есть два одинаковых значения: минус 50 с расчетного счета и минус 50 из долга поставщику.
Соответственно, давайте эти значения просто вычтем.

На расчетном счете по дебету 2500000 минус 50, и на счете «Расчеты с поставщиками» по кредиту 100 минус 50.

Теперь просто в оборотах по дебету счета 51 и по кредиту счета 60 заложено по 2 значения: одно — положительное, второе — отрицательное.

И всё выглядит очень логично: имущество учтено только по дебету, источники — только по кредиту, и нет никаких лишних оборотов.

С технической точки зрения так можно, и мы видим, что равенство итогов сохраняется.
Но что если теперь мы сформулируем такое требование, чтобы все операции происходили, по возможности, с положительными значениями.
Как этого добиться? Как избавиться ль отрицательных значений?

Снова обратимся к курсу школьной математики. Согласно правилу, если мы переносим слагаемое из одной части равенства в другую, то нужно изменить знак на противоположный, тогда равенство сохранится.

У нас есть верное равенство:
2500000-50+100 (это дебет) = 2500000+100-50 (это кредит)

В каждом из этих равенств по три слагаемых. Каждое слагаемое может иметь знак как плюс, так и минус. У нас и в дебете, и в кредите по одному слагаемому с минусом: -50 в дебете и -50 в кредите.

Мы можем сделать преобразование, чтобы избавиться от отрицательных значений:
Перенесем отрицательное значение -50 по расчетному счету из дебета в другую сторону равенства, в кредит, СО СМЕНОЙ ЗНАКА.
Посмотрите: равенство итогов сохраняется.

И второе преобразование сделаем по пассивному счету «Расчеты с поставщиками»: перенесем отрицательное значение -50 из кредита в другую сторону равенства, в дебет, СО СМЕНОЙ ЗНАКА.
Опять равенство итогов сохраняется.

В принципе, мы получили то же самое, что и в первый раз, когда использовали для отражения операций схемы расчета активного и пассивного счетов.
Уменьшение активного счета мы сделали по кредиту, уменьшение пассивного счета — по дебету.

Просто я надеюсь, что теперь (опираясь на правило преобразования из школьной математики) стало понятнее, почему эти операции записываются именно так.
Мы просто переносим отрицательные значения в другую сторону равенства, чтобы сделать их положительными. Вот и все.

Рассматривая эти примеры, мы с вами столкнулись с двумя типами бухгалтерских операций, а всего существует 4 типа.
Классификация по типам связана с тем, как влияет любая отдельно взятая хозяйственная операция на изменения в активе и пассиве баланса.

Первый тип: А+П+
Увеличивается актив и, одновременно, увеличивается пассив.
Например, то, что мы с вами уже рассмотрели:
поступили деньги на расчетный счет от учредителя, поступили товары от поставщика.

Второй тип: А-П-
Когда уменьшается одновременно и актив, и пассив.
Например, деньги с расчетного счета перечислили поставщику: уменьшилась сумма денег на счете и уменьшился долг перед поставщиком.

Обратите внимание, что изменение источников всегда происходит ровно настолько, насколько изменяется имущество: увеличилось имущество — увеличились источники А+П+, уменьшилось имущество — уменьшились источники А-П-.

Теперь третий тип: А+А-
В этом случае изменения происходят только в активе, то есть участвуют два активных счета, на которых учитывается имущество.
Пассив совсем не затрагивается.

Например, с расчетного счета сняли 15000 рублей и внесли в кассу.

В этой операции участвуют два активных счета: 51 Расчетный счет и 50 Касса.
На расчетном счете произошло уменьшение, минус 15000, а в кассе произошло увеличение +15000.

Равенство итогов, конечно же, сохраняется, потому что мы сделали две операции, в одной стороне равенства, по дебету, и эти две операции в сумме дают 0.

Но минус по дебету мы не используем, а в соответствии со схемой активного счета, уменьшение активов мы отражаем по кредиту (вы теперь знаете почему: просто это минус, перенесенный в другую сторону равенства);
и увеличение активов мы отражаем по дебету.

Вот так будет выглядеть ОСВ после проведения этой операции (сумма денег на расчетном счете уменьшилась, в кассе — увеличилась):

И последний, четвертый тип операций, когда изменения происходят только в пассиве: П+П-.
Изменяется структура пассивов , не затрагивая актив.
Такой тип операций встречается достаточно редко.
Например, переуступка долга поставщиком. Компания должна поставщику 50 рублей, а поставщик переуступил долг другому поставщику.
В этом случае будут изменяться две аналитические статьи и рамках одного счета 60 Расчеты с поставщиками.
Долг перед одним поставщиком уменьшится, а перед другим — увеличится.
Итоговый остаток на счете 60 не изменится, но пройдет оборот +50/-50, и в соответствии со схемой пассивного счета, увеличение +50 пройдет по кредиту, а уменьшение пройдет с положительным знаком по дебету:

Итак, мы с вами рассмотрели 4 типа операций: А+П+, А-П-, А+А- и П+П-.
На этой схеме построена вся бухгалтерия, никаких других типов операций не существует.
За счет того, что активные и пассивные счета увеличиваются и уменьшаются зеркально, всегда сохраняется равенство баланса.

На активном счете остаток всегда по дебету, на пассивном — по кредиту, но существуют также счета, на которых допускается остаток с ЛЮБОЙ СТОРОНЫ: как по дебету, так и по кредиту — такие счета называются АКТИВНО-ПАССИВНЫМИ.

Большинство активно-пассивных счетов, это счета верхнего уровня, которые включают активные и пассивные субсчета.
Вот посмотрите пример, ОСВ по счету 62 Расчеты с покупателями.

Счет включает 2 субсчета:
Субсчет 62.01 — Активный. На этом субсчете учитывается задолженность покупателей за отгруженные товары.
Субсчет 62.02 — Пассивный. На этом субсчете учитываются полученные авансы от покупателей.

Итоги на каждом субсчете рассчитаны в соответствии со схемами для активного и пассивного счета.

Счет верхнего уровня, 62 «Расчеты с покупателями», является АКТИВНО-ПАССИВНЫМ.
Для расчета остатка на этом счете мы применим схему для активно-пассивного счета.

Вот так будет выглядеть этот расчет:
1) ИТОГО ДТ = 0 + 3 631 863 = 3 631 863
2) ИТОГО КТ = 460 000 + 4 435 300 = 4 895 300
3) ИТОГО КТ > ИТОГО ДТ, следовательно, остаток будет по кредиту.
4) остаток = 4 895 300 — 3 631 863 = 1 263 437

Хочу заметить, что данная схема является универсальной.
Она подходит для расчета остатка, как по активному, так и по пассивному счету.
Вы можете сами убедиться, что она работает и пересчитать по этой схеме остатки на любом счете: активном, или пассивном — результат всегда будет правильным.

Есть еще более простой вариант расчета: можно рассчитать свернутое сальдо по счету в одно действие:

Остаток на начало по дебету
МИНУС остаток на начало по кредиту

ПЛЮС оборот по дебету
МИНУС оборот по кредиту

Положительный результат записывается по ДЕБЕТУ,
отрицательный результат переносится в КРЕДИТ со сменой знака.

Вот и всё, что касается теории, которую обязательно нужно знать для работы с оборотно-сальдовой ведомостью.
А теперь переходим непосредственно к практике.

Грубые и типичные ошибки в ОСВ, которые нужно видеть с первого взгляда

ЗАДАЧА

Найти 5 ошибок в ОСВ

ООО «Фрегат» на общей системе налогообложения, не применяет ПБУ 18/02, все операции облагаются НДС по ставке 20%.

Найдите ошибки в ОСВ за 1 квартал 2021 г.

  • Документ доступен в режиме просмотра.
    Лист1: ОСВ с детализацией по субсчетам
    Лист2: Ошибки выделены цветом

    Для того, чтобы работать с этим файлом в режиме редактирования, сделайте копию на свой Гугл Диск (Файл — Создать копию)

Еще одна очень распространенная ошибка — ошибка в аналитике.
На результат не влияет. Выглядит примерно вот так:

Если убрать детализацию по счетам-фактурам — проблема исчезнет!

Как увидеть из ОСВ финансовое положение компании (БАЛАНС)

Активы — это ИМУЩЕСТВО! —> а в пассивах НИЧЕГО НЕТ, там просто информация.
Пассивы — это ИНФОРМАЦИЯ об имуществе, за счет каких средств оно сформировано: собственные средства — это вложения учредителей и накопленная прибыль, заемные средства — это обязательства.

  • Имущество

    Главный признак имущества: его можно продать и ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ.

  • Обязательства

    Главный признак обязательства: чтобы избавиться от него нужно ОТДАТЬ ДЕНЬГИ.

  • Собственный капитал

    Размер собственного капитала можно определить расчетным путем: если продать всё имущество и погасить все обязательства, то останется сумма денежных средств, равная собственному капиталу.

Как увидеть из ОСВ отчет о доходах и расходах

Структура счетов-Схема 2 Закрытие периода

Структура счетов-Схема 2а

Ссылки:

  • 1С 8.3 Базовая. Полный доступ к демонстрационной базе онлайн, без регистрации

    Перейдите по ссылке «Демонстрационная база в веб клиенте», выберите любого пользователя из списка (лучше директора, так как у него полные права), пароля нет

  • Для того, чтобы редактировать, сделайте копию на свой Гугл Диск: Файл — Создать копию

  • Для того, чтобы редактировать, сделайте копию на свой Гугл Диск: Файл — Создать копию

  • Для того, чтобы редактировать, сделайте копию на свой Гугл Диск: Файл — Создать копию

Дополнительные материалы по ПБУ 18/02

Проверочный тест

Дата составления: 07.07.21.
10 вопросов на 100 баллов
Результаты — сразу.

Понравилась статья?
Поделитесь в соцсетях:

Подпишитесь на обновления, чтобы первыми узнавать о публикации новых статей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется оборонно промышленный комплекс
  • Как пишется облачка или оболочка
  • Как пишется областные соревнования
  • Как пишется областной центр
  • Как пишется областной закон