Как пишется общеразвивающие упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс № 1

ОРУ на месте:

  1. И.п–О.с. 

 1- руки в стороны, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4- И.п.

2.  И.п.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью. 1- выпрямить руки вперед,2- И.п.3 – выпрямить руки вверх, 4 – И.п.

3.  И.п.- правая рука вверху, левая внизу. 1,2- отведение прямых рук назад, со сменой положения, 3,4 – то же левая вверху.

4.  И.п.- стойка, ноги вместе, руки к плечам. 1-4  — разноименные круговые

вращения руками в одну сторону, 5-8 – разноименные круговые вращения руками в другую сторону.

5.   И.п.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью в замок.  1,2 –повороты туловища вправо,

3,4 – повороты туловища влево.

6.   И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе 1,2 – наклоны вправо,  3,4 – наклоны влево.

7.   И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе.  1,2,3 – наклоны вперед, 4 – И.п.

8.    И.п.- стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон вперёд с поворотом вправо, касаясь правой рукой левой ноги.  2- И.п.  3- наклон вперёд с поворотом влево, касаясь левой рукой правой ноги.  4 – И.п.

9.    И.п.- присед на правой ноге, левая в сторону прямая.  1-3- наклон вперёд к прямой ноге,  4 – перенос центра тяжести на левую ногу.

10.   И.п.- выпад правой ногой вперёд, руки за спину, спина прямая. 1-3- пружинистые покачивания,  4 – смена положения ног прыжком.

11.И.п.-стойка, ноги врозь, руки вперёд, немного в стороны. 1- мах правой ногой  к левой ноге,  2 – И.п,   3 – мах левой ногой к правой ноге, 4 – И.П.

12.И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу. 1,3- прыжок, хлопок над головой,  2,4 –прыжок, руки в исходное положение.

Комплекс № 2

Общеразвивающие  упражнения  без  предметов

1.  И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.

2.   И. п. — ноги врозь, руки в стороны.  1 — наклон вперед, хлопок ладонями  за  левым  коленом,  выдох;  2 — и. п.,   вдох; 3 — наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.

3.  И. п. — то же.  1 — руки   на   пояс,   поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.

4.  И.  п. — о.  с.,   I — присесть,  руки  на  колени,  выдох;  2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох  4 раза.

5.  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять согнутые в коленях ноги; 2 — выпрямить; 3 — согнуть; 4 — и. п.4  раза.

6.  И. п. — лежа па спине, ноги, согнутые в коленях, поднять.1 — 4 — круговые движения   ног  вперед   («велосипед»);  5—8 — то же, вращая ноги на себя. 3 раза.

7.  И. п. — лежа на спине, ладони положить на живот в об­ласть   подреберья.  1 — 3 — выдох,  легко   надавливая  ладонями на живот; 4 — пауза; 5 — 7 — вдох, выпячивая живот; 7 — пауза. 3

8.  И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки 2-    3 — то же вправо. 4 раза.

9.  И. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.

10.  И. п. — о. с.  1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться,  руки   вверх;  3 — наклон   вперед,   расслабляя мышцы,  «уронить» руки, дать им  свободно  покачаться;    4 — и. п. 4 раза.

Комплекс № 3

ОРУ на месте в парах

  1.    И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки внизу.

1- руки в стороны, 2- руки вверх ,встать на носки, 3- руки в стороны , опуститься на пятки, 4- и.п.

  2.  И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки в верх. 1,3 — первый партнер выполняет наклон вперёд. 2,4 – второй партнёр выполняет наклон .

 3   И.п.- стоя спиной друг к другу взявшись под руки. 1,3 – первый партнёр выполняет наклон вперед,  2,4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.

  4.   И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки в верху.1,3 – наклон вправо,

2,4 —  наклон влево.

   5.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к дугу, ноги врозь, руки на плечах партнера.

Наклоны вперед с помощью партнера.

6.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, руки в низу.

Круговые вращения с поворотами.

7.И.п.- стоя в наклоне  лицом друг к другу, ноги вместе, руки на плечах партнера

Наклоны вперед с помощью партнера.

 8.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за предплечья партнера.

Круговые вращения с поворотами.

9.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги в широкой стойке, руки в стороны, сцеплены в замок.

Повороты туловища вправо, влево.

10.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за локти партнёра.

 Круговые вращения  с поворотами.

   11.И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.  1, 3- выпад вперед правой ногой,   2,4 – выпад вперед левой ногой.

 12.И.п. – присед на правой,  левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.

13.И.п.- правая (левая) рука одного партнера в руке второго.

Повороты с имитацией метания мяча, с шага левой (правой) ногой в сторону метания.

Комплекс № 4

ОРУ  на месте(в колоннах):

И.п. –  стоя в колоннах, руки на плечах впереди  стоящего. 1- руки в стороны, 2,4 — И.п., 3- руки вверх.

И.п. –  стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1-3 отведение прямых рук назад, 4 –И.п

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки в низу. 1- руки вверх,  правую ногу назад на носок, 2,4- И.п., 3- руки вверх, левую ногу назад на носок.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки в низу. 1-3 наклон вперед, руки отводить назад , 4- И.п.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки ,руки внизу. 1- руки вверх, прогнуться, 2- наклон вперед, 3- присед, 4 – встать.

И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 10 наклонов вперед под собственный счет.

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1,2 – наклон вправо, 3,4 – наклон влево.

И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1 – выпад вправо, 2,4 –И.п., 3 – выпад влево.

И.п. –стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1 – выпад вперед правой ногой, руки вперед, 2,4 –И.п., 3 –выпад вперед левой ногой.

И.п. – стоя в шеренгах, в выпаде правой ногой вперед, руки на плечах рядом стоящего. 20 прыжков со сменой положения ног в выпаде, под собственный счет.

И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 12 приседаний под собственный счет.

И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1-3 – подскоки на месте, 4 — поворот на 180 градусов.

Комплекс № 5

Общеразвивающие упражнения с большим мячом

1.  И. п.— глубокий присед, мяч в руках   на полу.    1—2 — встать,  мяч вверх,  правую  ногу  назад  на  носок,  потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. То же, но левую ногу назад. 6—8 раз.

2.   И.  п.— широкая  стойка,  руки в стороны,  мяч  в  правой руке.  1 — поворот туловища  направо,  мяч ‘в  левую  руку,  вы­дох; 2 — поворот туловища в и. п., левую руку с мячом в сто­рону, вдох; 3—4 — то же, но поворот налево. 8—10 раз.

3.   И. л.—стойка  ноги вместе, мяч в руках   внизу.   1—3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног, вы­дох; 4 — взять мяч, вернуться в и. п., вдох. Выполнять с пря­мыми ногами. Мяч перекатывать по замкнутому кругу один раз влево, другой раз — вправо. 6—8 раз в каждую сторону.

4.  И. п.— стойка ноги вместе, мяч в руках внизу.1 — дугой влево мяч вверх и наклон туловища вправо, правую ногу в сто­рону на носок, выдох; 2—выпрямиться, приставить правую но­гу, дугой влево мяч вниз, вдох; 3—4—-то же в другую сторону. Выполнять слитно, мяч внизу не задерживать. 8—10 раз.

5.   И.  п.— лежа на спине,  мяч  между стоп.  1—2 — поднять прямые ноги с мячом вперед, вдох; 3—4 — выдох. В дальней­шем упражнение можно несколько ускорить, делая все движе­ния на два счета.  12—15 раз.

6.  И. п.— стойка ноги вместе, прямые руки с мячом вперед. Развести  руки,  выпустить  мяч,  быстро  присесть  и,   не  давая мячу упасть на пол, поймать его двумя руками внизу. Ширину разведения рук следует постепенно увеличить. 6—8 раз.

7.  Дыхательное упражнение. 3—4 раза.

8.   И. п.— ноги на ширине ступни, мяч у  плеча  на ладони согнутой руки. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. По 8—10 раз каждой рукой. Ходьба на месте или с продвиже­нием  вперед,   ударяя   мячом   о  пол левой  рукой   и  ловя  его правой   и   наоборот.  Дыхание   равномерное   (20—30  с).

Комплекс № 6

Упражнения с гимнастической палкой

1.   И.  п.— стойка   ноги  вместе,  палка  внизу.    1—2—палку вверх, подняться на носки и потянуться, вдох; 3—4 — и. п., вы­дох. 6—8 раз.

2.  И. п.— стойка  ноги врозь, палка  внизу.  1 — наклон впе­ред, руками коснуться пола, выдох;  2—и. п., вдох.  Во время наклона   ноги   прямые,  задание  усложняется  изменением ши­рины хвата.  12—15 раз.

3.   И.   п.— стойка   ноги  врозь,  палка   впереди,     хват   шире плеч.  1 — поворот туловища направо; 2—и. п.; 3—4 —то же в левую сторону. При поворотах плечевой пояс закрепить, но­ги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. 10—12 раз.

4.   И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу.    1—4 — подни­мая палку вперед, сесть на пол и вытянуть ноги; 5—8—встать, не касаясь руками и палкой пола. 10—15 раз.

5.   И. п.— стойка  ноги вместе, палка горизонтально вверху. 1— правую ногу в сторону на носок, наклон вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же в левую сторону. При наклоне — выдох, при вы­прямлении— вдох.  10—12 раз.

6.  И. п.— лежа на груди, палка вверху  (руки свободно ле­жат на  полу). 1 — 2 — прогнуться, поднимая    палку    повыше, вдох; 3—4 — и. п., выдох. Ширину хвата можно   менять,    по­степенно уменьшая расстояние между руками. 6—8 раз.

7.  И. п.— лежа на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая ногу вперед, провести ее между руками и пал­кой, выпрямить и опустить вниз   (палка  между ног);    3—4 — и. п. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Дыхание произвольное, не задерживать. 10—12 раз.

8.  И. п.— о. с., палка на полу справа. Прыжки боком через палку, чередуя их с одним промежуточным прыжком на месте. Прыгать  мягко,  на   носках.  Прыжки  через  палку  делать   по­выше, помогая движением рук. Дыхание равномерное.    После прыжков перейти на ходьбу (20—30 с).

Комплекс  №  7

Общеразвивающие упражнения с флажками

1.  И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в сто­роны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.

2.  И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад пра­вой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.

3.   И. п.— ноги- врозь, руки с флажками вверх.  1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.

4.   И. п.— о. с., руки с флажками  вниз.  1— присесть, руки вперед; 2-й. п. 6—8 раз.

5.  И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на фла­жок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.

6.  И. п.— о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками впе­ред-вверх,  прогнуться;  2 — и.  п.;    3—4 — то же другой  ногой. 6 раз.

7.  И. п.— ноги врозь, руки с флажками в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.

8.  И. п. — сидя ноги врозь, руки с флажками вверх.  1— на­клон вперед, коснуться флажками левой ноги; 2 — и. п.; 3 — то же к другой ноге. 6 раз.

9.  И. п.— лежа на спине, руки с флажками в стороны. 1 — поднять левую  ногу  вперед,  флажками  коснуться  носка;  2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.

10.   И. п. — о.  с., руки с флажками  внизу.   1— левую руку в сторону;  2 — правую руку  в сторону;  3 — левую руку  вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз. 

Комплекс №8

Общеразвивающие упражнения с обручем

1.  И. п.—о. с., обруч держать внизу, 1 — поднять обруч впе­ред, посмотреть в него; 2—и. п. 6—8 раз.

2.  И. п.— ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми ру­ками.  1 — поворот влево, выпрямить руки, отвести обруч влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.

3.   И. п.— ноги врозь, обруч оставить перед собой.  1 —-на­клон вперед, положить обруч на пол, выдох; 2—выпрямиться, вдох; 3 — наклон вперед, взять обруч; 4 —и. п. 6—8 раз.

4.  И. п.— о. с., обруч держать внизу, изнутри.  1 — обруч вверх; 2 — опустить обруч за  спину; 3 — поднять вверх, 4 — и. п. 6—8 раз.

5.   И. п.— о. с., обруч держать впереди.  1— опуская обруч вниз-назад, перешагнуть левой ногой внутрь обруча; 2 — пере­шагнуть правой; 8 — опуская обруч вниз-вперед,    перешагнуть из обруча левой ногой назад; 4 — то же правой. 4—6 раз.

6.   И.  п,— ноги врозь, обруч вверх.  1 — наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 6 раз.

7.  И. п.— ноги врозь, обруч держать за спиной в опущенных руках.   1 — наклон   вперед,   прогибаясь,   обруч  отвести   назад; 2 —и. п. 6 раз.

8.  И. п.— о. с. в центре обруча, лежащего на полу. 1 — при­сесть, взять обруч двумя руками, выдох; 2 — встать, поднять обруч двумя руками, вдох; 3 —присесть, положить обруч; 4 — и. п. 6—8 раз.

9.  И. п.— о. с., руки с обручем вперед. 1 — мах левой ногой, коснуться  обруча;  2 — и.  п.; 3—4 —то же правой  ногой.  6— 8 раз.

10.   И. п.— о. с., обруч вертикально на полу, руки хватом сверху, кисти держать рядом. 1 — мах левой ногой назад, про­гнуться; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6—8 раз.

11.  И. п. — лежа на полу, обруч на полу за головой, дер­жать двумя руками. 1— поднять прямые ноги и обруч вперед, коснуться верхней части обруча; 2—3 —держать; 4 — и. п. 6— 8 раз.

12.  И. п. — лежа на полу, обруч впереди держать согнуты­ми руками.  1—2 — поднять обруч,    выпятить    живот    вперед, вдох; 3—4 —и. п.— втянуть живот в себя, выдох. 3—5 раз.

Комплекс №9

 Общеразвивающие упражнения «Зарядка лыжника»

1. Ходьба на месте с махами руками.

2. В стойке ноги врозь пружинящие полуприседы с различными положениями рук.

3. Наклоны туловища в стороны, вперед, назад, руки на пояс.

4. Круговые движения руками вперед, назад.

5. Поочередные выпады вперед, руки в стороны.

6. Прыжки со сменой положения ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: МЕТОДИКА  СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

                                                                                                     Шакирова Д.Г.

                                  инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад

                                                                   общеразвивающего вида № 20» г. Усинска, Республики Коми

Аннотация: Представленная методическая разработка  может быть использована инструкторами по физической культуре и учителями по физической культуре  общеобразовательных школ.

Введение.

              Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

             ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

             ОРУ – специально разработанные движения для шеи, плеч, рук,  туловища, ног и других частей  тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

             ОРУ развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

             ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются  упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы  плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные  мышцы и т.д.).

             В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

             Большую роль играют ОРУ в формировании осанки: благодаря  им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающиеся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лёжа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.

             Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят  упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

             Чёткий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений.             Общеразвивающие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

             Таким образом, систематические применения ОРУ оказывают всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм  и способствует:

— формированию базовой координации движений;

— развитию физических качеств (сила, гибкость, скорость, координация, выносливость);

— развитию у детей организованности, дисциплины, повышению внимания.

Классификация  общеразвивающих упражнений.

             Для удобства ориентировки в  многообразии ОРУ приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже отдельных мышц.

2. Классификация по признаку преимущественного воздействия. В зависимости от направленности воздействия ОРУ делятся на: упражнения на силу, упражнения на растягивание и упражнения на расслабление. Сочетания упражнений этих трех типов являются содержанием и всех других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.

3. Классификация по признаку использования предметов и снарядов. ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (погремушки, флажки, палка, скакалка, обруч, гантели, набивной мяч и т.д.); на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.), на тренажерах и с тренажерами.

4. Классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; упражнения втроем; упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

5. Классификация по исходным положениям. В зависимости от исходных положений, из которых выполняется ОРУ, их можно разделить на: упражнения, выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положений лежа; из упоров; из висов и т.п. При выполнении упражнений в положении лежа, упражнения описываются по отношению к основной стойке.

             Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы все данные классификации, например: упражнение вдвоем на силу мышц живота с набивным мячом из исходного положения лежа на спине.

             Упражнения, указанных классификаций,  могут быть направлены:

—  на развитие отдельных двигательных качеств и способностей —  силы, гибкости, ловкости, быстроты, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и  др.;

— на развитие свойств  психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и др.;

— на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

Составление комплекса ОРУ.

         Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

— возраст и пол занимающихся;

— имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

— уровень подготовленности занимающихся;

— тип занятия, его направленность;

— определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

             Таким образом, комплекс  общеразвивающих упражнений должен соответствовать назначению комплекса —  для утренней гимнастики, для проведения физкультминутки, для подготовительной или  основной части занятия и т.д. А так же составляться с учетом, поставленных задач. Так, например, в подготовительной части занятия в первую очередь должны решаться задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия.     В  основной части, общеразвивающие упражнения могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости, выносливости, координации). Необходимо учитывать и возраст занимающихся, а так же место проведения и погодные условия (спортивный зал или открытая спортивная площадка, солнечный день или прохладная погода), уровень физической и технической подготовленности занимающихся.

             Соблюдать принцип «постепенности» — от простого к сложному и от легкого к трудному (разученное ранее упражнение должно облегчать выполнение нового).

             Очень часто встречаются неграмотно составленные комплексы ОРУ, где нет последовательности чередования движений, например, в  комплексе первым  упражнением идут наклоны туловища, вторым  упражнением – приседы, третьим упражнением – махи ногами, четвертым упражнением – поднимание и опускание рук. То есть,  при составлении  комплекса ОРУ необходимо учитывать последовательность упражнений. Наибольшее распространение в практике физического воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ получил принцип «сверху вниз». Принцип «сверху-вниз» достаточно прост в понятии, то есть при составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующей очередности:

—  упражнения для  мышц шеи (наклоны, повороты, круговые движения головы);

— упражнения для  плеч и рук (подъёмы, отведения, круговые движения);

— повороты, наклоны, круговые движения туловища;

— махи, выпады  ногами;

— полуприседы, приседы;

— упражнения в стойках и упорах на коленях;

— упражнения, выполняемые в положении сидя;

— упражнения, выполняемые в положении лежа;

Это и есть принцип «сверху-вниз».

             Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков или  бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу  с восстановлением дыхания.

            В зависимости от возраста комплекс ОРУ состоит из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма, каждое из которых составляется и выполняется  четное количество раз на  4, 8, 16… счетов.

Основы терминологии общеразвивающих упражнений.

             Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются:

             Стойки: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги врозь широкая, стойка ноги врозь узкая, стойка ноги врозь правой (левой), скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правой левая согнута вперед, стойка на правой левая вперед (в сторону)  на носок, стойка на правой левая в сторону.

             Упоры: упор присев, упор сидя, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа правым (левым) боком, упор лежа на предплечьях, упор стоя на коленях.

            Приседы: присед руки на пояс, полуприсед руки назад; присед на правой левая вперед, руки вперед.

            Седы: сед руки на пояс; сед углом, руки в стороны; сед с захватом; сед на пятках, руки на пояс; сед ноги врозь с наклоном, руки вверх.

            Выпады: выпад левой (правой), руки на пояс; выпад влево (вправо), руки в стороны; выпад правой (левой)  назад, руки вперед; скрестный выпад правой (левой) руки в стороны.

            Наклоны: наклон вперед, руки  вперед; наклон вниз, руки вниз; наклон влево (вправо) руки на пояс.

После обозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положений частей тела,  например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.

Положения рук: руки вниз, руки вперед, руки в стороны, руки назад, руки на пояс, руки на голову, руки за голову, руки за спину, руки перед грудью, руки к плечам, руки вверх- в стороны, руки в стороны –книзу, руки вперед-кверху, руки вперед-книзу.

             Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений.

             Термины должны быть краткими, точными и доступными.

И.п. – исходное положение;

О.с. – основная стойка.

        В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова:

«нога» — практически во всех случаях;

«вперед» — при выполнении шагов и выпадов;

«туловище» — при наклонах;

 «поднять» — при выполнении движений руками или ногами;

«ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз;

«ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо;

«вернуться» — при возвращении в и. п

             Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой вперед, руки в стороны». Вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. д. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху (при упражнениях с предметами – обруч, гимнастическая палка и т.д.).

Также существуют термины неприменяемые при названии  и записи упражнений – это:

1. Вращение.

2. Рывки руками.

             Рассмотрим первое, так как мы не земной шар и у нас нет собственной оси, поэтому вращать ни головой, ни тазом, ни туловищем  мы не можем. Мы можем совершать только круговые движения руками вперед (назад), головой, туловищем и тазом  вправо и влево.

Второе – термин рывок имеет место существовать, например – рывок на старте или на финише. Так как ОРУ  — это комплекс  движений направленных на развитие  физических качеств, а также решающий задачи общеукрепляющего воздействия, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия и выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе, то более профессионально и грамотно применить термин отведение рук.

Например:

И.п. — стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны

1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

3-4 — отведение прямых рук в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

1-2 – отведение прямых рук назад

3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.

Правила записи общеразвивающих упражнений.

Существует три формы записи ОРУ:

1) обобщенная запись;

2) конкретная терминологическая запись;

3) графическая запись.

Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только названий, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движений по счетам. Например: “наклоны вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания-разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.

Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспекта. Она предусматривает точную запись движений по счетам. При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (как правило,  в общеразвивающих упражнениях,  им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз).

             При конкретной терминологической записи, комплекс общеразвивающих упражнений, как правило,  оформляется следующим образом, где  в графе «№ п/п» указывается порядковый номер упражнения; в графе «содержание упражнения» описывается название упражнения, исходное положение, и описывается само движение под счет;  «дозировка» – следующая графа – подразумевает количество движений (раз) или время выполнения упражнения (в секундах, минутах); в последней графе «методические указания» даются рекомендации по технике выполнения упражнения, особенностям дыхания, амплитуде, темпу, способу организации группы,  (таб. 1):

№ п/п

Содержание

Дозировка

Методические указания

1.

И.п. – стойка руки на пояс:

1 – наклон головы вниз;

2 – и.п.;

3 – наклон головы назад

6-8 раз

посмотреть на ноги

посмотреть в потолок

2.

И.п. – тоже:

1- левое плево вверх,

2 – и.п.

3 – правое плечо вверх,

4 – и.п.

5 – плечи вверх,

6 – и.п.

7 – плечи вверх,

8 – и.п.

6-8 раз

не сутулиться

3.

И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – руки в стороны,

2 – руки вверх,

3 – счет 1,

4 – и.п.

6-8 раз

руки точно в стороны

руки прямые точно вверх

4.

И.п. – тоже:

1 – поворот туловища влево,

2 – и.п.

3 – поворот туловища  вправо,

4 – и.п.

6-8 раз

посмотреть на назад

посмотреть на назад

5.

И.п. – тоже:

1-3 наклон  влево, правая рука вверх,

4- и.п.

5-7 – наклон  вправо, левая рука вверх,

8- и.п.

6 раз

наклон точно в сторону, тянемся за рукой

6.

И.п. – о.с.

1- руки вверх,

2 – наклон  вниз, пальцами рук коснуться пола;

3 – счет 1,

4 – и.п.

6-8 раз

руки прямые

ноги в коленях не сгибать

7.

И.п. – о.с.:

1 – присед на носках, руки вперед,

2 – и.п.

3-4 — тоже

6-8 раз

спина прямая, не сутулиться

8.

И.п. – стойка на левой, правая согнута в колене, руки на пояс:

1-8 прыжки на левой ноге,

9-16 – тоже со сменой положения ног (прыжки на правой, левая согнута в колене).

И.п. – стойка руки на пояс:

прыжки на двух ногах.

Марш на месте с восстановлением дыхания: руки вверх – вдох носом, руки вниз выдох ртом.

16 раз

16 раз

прыжки на строго на месте

прыгать на носках, с мягким приземлением

Графическая запись используется для наглядности и быстроты, либо как иллюстрация к терминологической, либо взамен ее. Она предусматривает изображение движений каждого счета схемой-рисунком.  

Заключение

Из выше изложенного следует, что при составлении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо соблюдать принцип «постепенности» (от простого к сложному), принцип «сверху-вниз», краткость, точность и доступность терминологии.

Список литературы:

  1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин  В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста — М.: Владос, 2001
  3. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49
  5. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения. С.-Петербург, 1989.

Комплекс общеразвивающих упражнений

19 мая 2020

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называются движения руками, ногами, туловищем и головой, выполняемые с различным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой. Цель их – общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению сложными двигательными действиями. Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, что способствует улучшению физического развития, работоспособности, укреплению здоровья занимающихся.

1. Упражнение для формирования правильной осанки.

Назначение упражнения: помочь исполнителю сформировать правильную осанку.

Содержание:

Исходное положение — основная стойка, руки перед грудью.

На 1-2 — рывок согнутыми руками перед грудью.

На 3 — 4 — рывок прямыми руками в стороны — назад до сближения лопаток.

Дозировка: 4 раза.

2. Упражнение на силу мышц ног.

Назначение упражнения: укрепление мышц ног.

Содержание:

Исходное положение — основная стойка, руки перед собой.

На 1 – полуприсед.

На 2 – исходное положение

На 3 — присед.

На 4 – исходное положение

Дозировка: 4 раза.

3. Упражнения на силу мыщц туловища.

Назначение упражнения: укрепление мышц туловища.

Содержание:

Исходное положение — основная стойка, руки за голову.

На 1 — наклон туловища вперед до параллели с полом.

На 2 – исходное положение.

На 3 — наклон туловища назад.

На 4 – исходное положение.

Дозировка: 4 раза.

4. Упражнение на силу мышц рук и плечевого пояса.

Назначение упражнения: укрепление мышц рук и плечевого пояса.

Содержание:

Исходное положение — упор лежа.

На 1 — сгибание рук.

На 2 – исходное положение.

Дозировка: 10 раз.

5. Упражнение для косых мышц туловища.

Назначение упражнения: укрепление косых мышц туловища.

Содержание:

Исходное положение — стойка ноги вместе, прямые руки в стороны.

На 1 — скручивание туловища вправо.

На 2 – исходное положение.

На 3 — скручивание туловища влево.

На 4 – исходное положение.

Дозировка: 4 раза.

6. Комбинированное упражнение

Назначение упражнения: комплексное воздействие на разные мышечные группы.

Содержание:

Исходное положение — основная стойка, руки по швам.

На 1 — упор присев.

На 2 — упор лежа.

На 3 — сгибание рук.

На 4 — упор лежа.

На 5 — упор присев.

На 6 – исходное положение

Дозировка: 4 раза.

7. Упражнение на растягивание и подвижность позвоночника.

Назначение упражнения: растянуть мышцы и обеспечить подвижность позвоночника.

Содержание:

Исходное положение — основная стойка, руки по швам.

На 1 — потянуться руками вверх.

На 2 — упор.

На 3 — потянуться руками вверх.

На 4 – исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

8. Упражнение в прыжках с переходом на ходьбу.

Назначение упражнения: укрепление и развитие мышц ног, брюшного пресса, развитие быстроты, ловкости, координации движений.

Содержание:

Исходное положение — ноги вместе, руки по швам.

На 1 — прыжок вверх толчком двух ног, руки вверх, ладони смотрят друг на друга.

На 2 — прыжок вверх толчком двух ног, руки по швам.

На 3 — прыжок вверх толчком двух ног, руки перед грудью.

На 4 — прыжок вверх толчком двух ног, руки по швам.


Материал подготовил инструктор по адаптивной физической культуре Ермолин С.В.

Правила записи конкретных упражнений и составления комплексов

Зная терминологию,
проще составлять и записывать упражнения.
Чтобы записать КОНКРЕТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
необходимо:

  1. Определить исходное
    положение – например, стойка, ноги
    врозь, руки в стороны.

  2. Обозначить
    собственно движение – поворот, наклон
    и т.д.

  3. Указать направление
    движения – вправо, влево назад и т.д.

  4. Задать счет
    движениям (как правило, упражнения
    выполняются на счет, кратный 4-м: на 4,
    8, 16 счетов для возможности выполнения
    упражнения под музыку).

  5. Указать конечное
    положение. Как правило, исходное и
    конечное положения совпадают, иначе
    будет неудобно выполнять упражнения
    несколько раз подряд.

Пример записи
конкретного упражнения.

И.П. – основная
стойка.

1-2 наклон вправо,
руки вверх.

3-4 и.п.

Однако, упражнение
имеет смысл при применении его в комплексе
упражнений. Комплекс ОРУ – это логически
продуманная последовательность
упражнений общеразвивающего характера.
Прежде чем приступить к подбору
упражнений, необходимо определить его
ЦЕЛЕВОЕ назначение. Он может быть
предназначен для утренней гигиенической
гимнастики, для комплексного или
направленного развития физических
качеств, для формирования осанки и др.

Зная направленность
комплекса, необходимо определиться в
том, какие упражнения и в какой
последовательности нужно включить в
комплекс. Специалисты СПбГУФК им. П.Ф.
Лесгафта предлагают следующую типовую
схему последовательности ОРУ в комплексе.

  1. Упражнения типа
    потягивания (для выпрямления позвоночника,
    активизации дыхания).

  2. Упражнения для
    мышц ног (приседания).

  3. Упражнения для
    мышц туловища в переднезаднем направлении
    (наклоны вперед и назад).

  4. Упражнения для
    мышц рук.

  5. Упражнения для
    косых мышц туловища (наклоны в стороны,
    повороты, вращения).

  6. Комплексные
    упражнения в положениях сидя (лежа) с
    включением в работу мышц живота и спины.

  7. Упражнения на
    растягивание.

  8. Прыжки с переходом
    на ходьбу.

Следует отметить,
что для ОРУ принята определенная
дозировка упражнений – не менее 2-3
упражнений по каждому из указанных
пунктов.

Приведенный ниже
примерный комплекс ОРУ без предметов
для утренней гигиенической гимнастики
может стать основой для составления
других комплексов упражнений. При
соблюдении правил составления отдельного
упражнения, порядка включения упражнений
в комплекс, подобранной дозировки,
счета, а также грамотно расставленных
акцентов на доминировании тех или иных
упражнений в зависимости от решаемой
задачи комплекса – его применение будет
эффективным.

Таблица 1

Примерный комплекс ору без предметов для угг (утренней гигиенической гимнастики)

п/п.

Содержание

Дозировка

Методические
указания

1.

И.п. – о.с.

1 – руки в стороны

2 – руки вверх,
подняться на носки

3 – руки в стороны

4
– и.п.

6-8
раз

Темп спокойный,

сохранять
равновесие

2.

И.п. – стойка,
ноги врозь, руки на пояс

1-4 – круговые
движения головой вправо

5-8
– то же влево

6-8
раз

Темп медленный,

выполнять без
резких

движений

3.

И.п. – стойка,
ноги врозь, руки на пояс

1-3 – три пружинящих
наклона вперед

4
– и.п.

5-6
раз

Наклон
выполнять с прямой спиной,
смотреть
вперед

4.

И.п. – стойка,
ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон вправо,
руки вверх

2 – и.п.

3-4
– то же влево

5–6
раз

Наклон
выполнять точно в сторону, руки
прямые

5.

И.п. – о.с.

1 – полуприсед,
руки вперед

2 – и.п.

3 – присед, руки
в стороны

4
– и.п.

5-6
раз

Спина прямая,
дыхание

не
задерживать

6.

И.п. – стойка,
руки вверх

1 – мах правой
вперед, руки вниз

2 – и.п.

3-4
– то же левой

6-8
раз

Ноги во время
маха не

сгибать,
спина прямая

7.

И.п. – стойка,
руки на пояс

1 – прыжок, ноги
врозь, руки в стороны

2 – прыжок, ноги
скрестно, руки вверх

3 – прыжок, ноги
врозь, руки вперед

4
– и.п.

5-6
раз

С каждым выполнением

стараться
увеличить темп

8.

И.п. – о.с.

1-2 – стойка на
носках, руки вверх, вдох

3 – полунаклон
вперед, руки вниз, выдох

4
– и.п.

5-6
раз

Восстановить
дыхание,

На счет 3 –
расслабить

руки,
плечи

Соседние файлы в папке Физическая культура

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Комплекс ОРУ (12 упражнений)

№ п/п

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

И.П-стойка, руки на поясе, ноги на ширине плеч; 1-Наклон головы
влево 2-ИП 3-Наклон головы вправо 4-ИП

6-8 р

  Упражнение выполнять свободно, ноги можно поставить вместе
 

2

ИП-стойка, руки на поясе, ноги на ширине плеч; 1-наклон головы
вперед; 2-наклое головы назад; 3- наклон головы влево; 4-наклон головы вправо

6-8р

  При наклоне головы резко не запрокидывать, не спешить
   

3

ИП-стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены 1-4-Вращение
плечами вперед 5-8-вращение плечами назад

4-6 р

  Вращение должны быть максимальными 

4

ИП-ноги на ширине плеч, руки на плечи 1-4-вращение руками вперед
5-8-вращение руками назад

4-6 р

  Руки не отрывать от плеч  

5

ИП-стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены; 1-4-круговое вращение
правой рукой вперед 5-8-круговое вращение левой рукой вперед

4-6 р

  Вращения резкие, свободные, дальше от стен    

6

ИП-стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены; 1-2-наклон, коснуться
руками правой ногой; 3-4-ИП 5-6-наклон, коснуться руками пола между ног;
7-8-ИП 9-10-наклон, коснуться руками левой ногой 11-12-ИП

4-6 р

При наклоне можно немного раскачиваться

7

ИП-стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе 1.Наклон туловища
влево 2.ИП 3.Наклон туловища вправо 4.ИП

6-8 р

  Руки могут быть не только на поясе, но и продолжением
линии тела в сторону которой делается наклон    

8

ИП-стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-4- вращение
тазом по часовой стрелки 5-8-вращение тазом против часовой стрелки

4-6 р

  Вращения должны быть свободными и добиватся большой
амплитуды    

9

ИП-стойка, ноги вместе, руки на поясе; 1-шаг вперед, выпад на
правую ногу 2-ИП 3-шаг вперед, выпад на правую ногу 4-ИП

4-6 р

  Стараться присесть как можно глубже, чтобы почувствовать
натяжение мышц  

10

ИП-сед на правой ноге, левая пряма в сторону, руки на поясе;
1-перекат на левую ногу 2-перекат на правую ногу 3-перекат на левую ногу 4-ИП

4-6 р

  Перекаты выполнять стараясь сильно не отрывать пятку
   

11

ИП-ОС; 1-присед, руки перед собой; 2-ИП

20 Раз

  При приседании пятки не отрывать от пола, спина прямая
   

12

ИП-ОС 1-руки вверх, подняться на носочки и сделать глубокий
вдох; 2-ИП, выдох.

10 раз

  Вдох как можно глубже, тянуться вверх как можно выше
 

Выполнила
студентка 1 курса Физико- математического факультета Зюзюкина Любовь Алексеевна.

Обязательные требования при обучении ОРУ – знание терминологии и технически правильное выполнение упражнений. Даже самое полезное упражнение, освоенное с ошибками, не только не принесет пользу организму, но и может навредить. Незнание учителем техники выполнения движений и принятия положений тела в целом и отдельных его частей, а также их терминологических названий приводит к тому, что дети не могут научиться оценивать свои движения в пространстве и во времени, в результате двигательные навыки формируются и закрепляются с ошибками.

Методика обучения терминологии

При работе с детьми дошкольного возраста можно применять такой методический прием, как проговаривание выполняемых движений. Ребята выполняют упражнение и вместе с учителем проговаривают названия движений, например, говорят: «Присед, руки вперед», выполняя соответствующие движения, и т.д. Этот методический прием особенно эффективен, когда упражнение разучивается методом «по разделениям».

Начиная с 1-го класса для обучения терминологии полезно использовать различные способы создания представления об упражнении. При разучивании нового ОРУ на первом уроке при объяснении нового положения, например выпада вперед, в сторону и др., можно применять метод «по разделениям», когда новое движение обозначается новым термином и уточняется техника его выполнения. При этом учитель говорит: «Запомните, это положение называется “выпад правой” (левой, вправо, влево и т.д.)»; на втором уроке при объяснении упражнения использует рассказ с показом, а на третьем – рассказ. Если ученики запомнили терминологическое название положения, то они поймут его содержание без показа учителем.

Чтобы убедиться в том, что все ученики понимают терминологию изученных положений, нужно на последующих уроках применить такие построения, в которых все учащиеся вынуждены будут самостоятельно выполнять упражнения, например, стоя в кругу спиной к центру, а не наблюдать за товарищами, стоящими впереди.

Можно использовать учебные карточки, на которых указаны назначение упражнения, его описание согласно требованиям терминологии и правилам записи ОРУ, рисунок и методические указания к технике выполнения.

Методика обучения технике ОРУ

На данном этапе необходимо соединение логического, зрительного и двигательного компонентов в единое идеомоторное представление. Эта задача решается путем последовательной отработки элементов действия, а затем и действия в целом – вначале в материальной форме (выполнение упражнения), затем в речевой (проговаривание схемы движений) – при этом формируется умение – и, наконец, с закрытыми глазами. При формировании навыка, в первую очередь, следует обратить внимание на положение тела в пространстве. Затем фиксируются мышечные ощущения при выполнении изучаемого движения.

Если обучение будет построено в соответствии с этим правилом, то дети усвоят материал без ошибок и в кратчайший срок, в то время как при стихийном обучении господствует низшая форма его усвоения – подражание, которое основывается на копировании случайно выделенных учениками признаков действия. Формирование навыков при этом происходит часто без осознания существенных элементов упражнения, с концентрацией внимания на случайно выделенных действиях и в основном на его конечном результате.

Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». Если Вы решили провести банкет, который запомнится хорошими впечатлениями, то оптимальным решением станет обратиться в итальянский ресторан «BELLAGIO». Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и условиях проведения банкетов. В итальянском ресторане «BELLAGIO» работают только высококвалифицированные повара, которые смогут порадовать Вас своей оригинальной средиземноморской кухней.

Применение ОРУ возможно лишь при условии, что техника упражнений будет освоена до совершенства. Поэтому особое внимание следует уделить о своению основных положений и выполнению движений как головы, рук, ног, так и тела в целом. Учитель, знающий досконально предлагаемый материал и умеющий излагать специальные вопросы в доступной форме, сумеет научить детей и терминологии, и технике исполнения ОРУ. При этом следует придерживаться следующих методических указаний:

  1. При обучении терминологии и технике нужно убедить школьников в необходимости такого выполнения, прежде всего для их собственного здоровья; следует добиваться, чтобы они сами захотели выполнить или выучить все предложенное учителем.
  2. Учебный материал по терминологии распределяется на 4–5 лет обучения. В противном случае, получая избыток информации и впечатлений от собственных ощущений, дети не успевают осваивать новый материал, и эту грань должен чувствовать и понимать педагог.
  3. Выполняя то или иное двигательное действие, дети часто совершают ошибки. Младших школьников нужно научить не только находить свои ошибки, но и исправлять их. С этой целью необходимо учить детей выделять главные моменты движения или положения. Такие задания должны быть короткими, не перегруженными сложностью и объемом.

  4. Психологи установили, что эффективность усвоения материала повышается – иногда до 95% – в том случае, если человек кого-то обучает. Главное – научить ребенка видеть ошибки товарищей и использовать эту информацию, чтобы осознать и прочувствовать их на себе, исправляя свои ошибки и формируя правильную технику.
  5. Нельзя показывать детям их недостатки в резкой форме. Команды, распоряжения, отданные теплым, спокойным и доброжелательным тоном, действуют намного эффективнее. Надо всегда верить в магическую силу произнесенного слова: слово и дело (движения) неразрывно связаны между собой.
  6. Следует добиваться сочетания изящества и эффективности, практичности и красоты, а в идеале – эстетики и функциональности.

Правила записи ОРУ

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;
– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;
– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;
– конечное положение, если необходимо;
– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например:

«И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

«И.п. – о.с., руки вверх.

1 – дугами назад руки вперед, присесть;
2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

«И.п. – о.с.

1–3 – присед, руки за голову;
4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;
4 – и.п.».

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу (рис. 1).

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.
1–2 – круг руками вперед;
3–4 – круг руками назад».

Рис. 1. Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища (рис. 2).

Рис. 2. В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы (рис. 3).

Рис. 3. Лежа на спине, поднять руки вперед

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется обыкаться
  • Как пишется общение или опщение
  • Как пишется обыгрывание или обыгрывание
  • Как пишется общекомандное место
  • Как пишется объясниться на чистоту