Министр просвещения Ольга Васильева все чаще говорит, что нужно возвращать родителей в школы, налаживать взаимодействие с ними. Одна из форм такого взаимодействия — общешкольные родительские собрания. Разбираемся, как их организовать и какие темы поднимать.
Что говорит закон об общешкольном родительском собрании?
В законе «Об образовании» не упоминаются родительские собрания. В статье 44 сказано, что у родителей есть право получать информацию о ребенке, знакомиться с содержанием образования и принимать участие в управлении школой. Если о ребенке проще всего говорить на классном родительском собрании, то остальные права родителя легко реализовать на общешкольном собрании. По закону родитель не обязан посещать собрания, но школа может его заинтересовать.
В законе не сказано, как часто нужно проводить общешкольные собрания, но чаще всего их проводят раз в полугодие, а также в экстренных случаях. Также в законе не указаны темы и задачи общешкольных родительских собраний. Но поскольку у учителей и родителей не так много свободного времени, школы стараются не тратить его по мелочам: рассказывают о результатах деятельности, выбирают родительские комитеты и проводят творческие отчеты.
Как их правильно организовывать?
В законе «Об образовании» нет ни требований, ни рекомендаций. Поэтому школы должны создавать локальный акт о родительских собраниях и там фиксировать порядок проведения собраний, задачи, темы.
Как правило, за проведение общешкольных собраний отвечает кто-то из администрации. Например, заместитель директора по методической работе проводит собрание, посвященное новым ФГОС.
Родителей нужно оповещать заранее. В некоторых школах сообщают о собрании за три дня, в других — за две недели. Хорошо, если это прописано в положении и родители с положением ознакомлены. К тому же родители за несколько лет привыкают к собраниям, их количеству и тому, как о них сообщают.
Секретарь или другой ответственный должен вести протокол собрания. В нем записываются тема собрания, фамилии выступающих и иногда тезисы их выступлений. Если родители голосовали за какое-либо решение, то голоса также записываются в протоколе. Протокол после собрания подписывают директор и секретарь. Родители, пропустившие собрание, могут ознакомиться с протоколом.
Собрание должно быть кратким или родители должны быть готовы к тому, что оно займет много времени. Чтобы уложиться в срок, нужно прописать план собрания, подготовить все необходимые документы и информацию и заложить не меньше 15 минут на вопросы родителей.
Какие могут быть темы?
В положении о собраниях трудно прописать конкретные темы собраний, как правило, фиксируют задачи общешкольного собрания.
Выборы родительского совета. С функциями родительского совета обычно знакомят на классных родительских собраниях. На общешкольных собраниях обычно переизбирают весь совет или заслушивают отчет о работе.
Информирование о серьезных изменениях в уставе и учебном плане школы. Например, на общешкольных собраниях рассказывали о введении ЕГЭ, ФГОС. Если школа становится профильной, меняет профиль, сливается с другой школой — стоит собирать общее собрание. Вопросов будет слишком много, если разбирать эти темы на классных собраниях.
Презентация программы развития школы. Такие собрания проходят реже всего — программа развития утверждается на пять лет. Но они важны: родители могут понять, в каком направлении будет двигаться школа. Для этого важно давать информацию кратко и простыми словами.
Обсуждение
платных услуг в школе. На общем собрании стоит рассказывать о новых услугах или коренных изменениях, например, повышении оплаты или новых условиях договора. Более конкретные вопросы лучше обсуждать на классных собраниях.
Всем нужны педагоги, которые сделают детей умнее и подготовят к современности. Помогаем быть востребованным учителем — по робототехнике и шахматам.
Просвещение родителей. С этой задачей хорошо справляются на классных собраниях. Но иногда есть возможность один раз пригласить серьезного эксперта, например, выдающегося психолога-практика. Родителям может быть интересно и полезно услышать авторитетное мнение.
Принятие решений в экстренных ситуациях. Обычно за родителей принимает решение родительский советы: в него включены члены родительских комитетов из всех классов. Но если школу закрывают и родители могут подписать петицию или принять другие меры — стоит организовать общее собрание.
Отчеты о результатах работы. Администрация может рассказывать об успешно пройденной аттестации или похвастаться итогами профессиональных конкурсах. Важно рассказывать о пользе для родителей: почему им это должно быть важно.
Творческие отчеты. Во многих школах есть театры, музыкальные студии и другие коллективы. На отчетных концертах родители могут открыть новое в своих детях, их одноклассниках и педагогах.
В рекомендации – план подготовки к первому родительскому собранию в новом учебном году. Возьмите готовые темы, памятки с информацией для родителей, сценарий выступления директора. Скачайте образцы заявлений и согласий. Используйте бонус – ответы на провокационные вопросы родителей
Как подготовиться к первому родительскому собранию
Для подготовки к собранию издайте приказ. Определите темы, которые будете обсуждать. Организуйте условия и подберите помещение.
Издайте приказ
В приказе установите дату и формат собрания. Организуйте встречу до 1 сентября или на первой учебной неделе. Так вы сможете познакомить с особенностями работы школы большее количество родителей.
Формат определяйте по региональной эпидемиологической обстановке. Если она благоприятна, поручите провести очное совместное родительское собрание, нет – дистанционное или по классам.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Укажите в приказе организаторов – работников, которые отвечают за взаимодействие с родителями. Например, классных руководителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе. Определите их обязанности. Поручите подготовить информационный материал, бланки согласий и заявлений, оповестить родителей. Заместителя директора по АХЧ назначьте ответственным за подготовку материальных ресурсов. Воспользуйтесь готовым образцом приказа.
Определите повестку
Подберите темы, которые помогут разъяснить родителям особенности обучения в новом учебном году. Не перегружайте их информацией. Уделите внимание важным деталям работы школы и нововведениям. Подробности смотрите в таблице.
Темы и вопросы первого в учебном году общешкольного родительского собрания
Тема |
Вопросы |
Что рассказать родителям |
Обучение |
Прием братьев и сестер |
О преимущественном праве ребенка на зачисление в начальные классы школы, где уже учатся его братья и сестры. Объясните, что сведения о регистрации больше не нужны |
Формат обучения в предстоящем учебном году |
Предупредите, планируете ли в новом учебном году проводить онлайн-уроки. Разъясните, как будут проходить занятия |
|
Расписание, условия посещения кружков и секций в школе |
Расскажите о гигиенических нормативах, по которым формировали расписание. Оповестите, где можно его посмотреть |
|
Организация работы |
Основные направления развития школы |
Опишите цели и задачи из плана работы школы на предстоящий год |
Требования к внешнему облику учеников (повседневная, парадная, спортивная форма) |
Проинформируйте об основных требованиях к внешнему виду учеников. Расскажите, проводите ли организованную закупку формы |
|
Горячее питание и питьевой режим |
Сообщите, какие льготы предоставляете, как организовано питание, где знакомиться с ежедневным меню. Проинформируйте, есть ли возможность питаться домашней пищей или по индивидуальному меню |
|
Адаптация первоклашек, пятиклашек и десятиклассников |
Физиологические и психологические трудности ребенка во время адаптации к новым условиям обучения |
Опишите типичные трудности адаптации. Посоветуйте, как помочь их нейтрализовать. Раздайте памятки |
Меры, которые помогут снизить тревожность у учеников |
Попросите психолога рассказать, как формировать позитивное отношение к домашнему заданию и развивать самостоятельность ребенка при его выполнении |
|
Безопасность |
Меры безопасности, которые действуют в школе |
Расскажите о принятых мерах антитеррористической безопасности, сроках их действия. Познакомьте с ответственными по вопросам безопасности |
Ограничения и антиковидные меры |
Перечислите антиковидные меры, которые продолжаете соблюдать в новом учебном году |
Подготовьте ресурсы
Обеспечьте для собрания необходимые условия. Они зависят от формата: очного или дистанционного. На федеральном уровне разрешили проводить массовые мероприятия со смешанными коллективами в закрытых помещениях, поэтому в большинстве регионов можно организовать собрание в традиционной очной форме.
Очное родительское собрание. Подберите для встречи просторное помещение. Поручите организовать место для выступающих и расставить достаточное количество стульев. Обеспечивать социальное дистанцирование необязательно, поэтому можно не соблюдать расстояние в 1,5 м. По возможности подготовьте расфасованную в бутылки воду, ручки и чистые листы. Поручите настроить оборудование для демонстрации презентации.
Распорядитесь провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств до и после собрания. Это необязательно, но поможет предотвратить новые вспышки заболеваемости. Дополнительные меры профилактики смотрите в региональных актах. Например, глава субъекта вправе потребовать, чтобы на массовых мероприятиях продолжали использовать средства защиты органов дыхания.
Дистанционное родительское собрание. Если решили провести собрание в онлайн-режиме, определите платформу, на которой оно пройдет. Например, Zoom, Microsoft Teams, Google Meet и т.д. Поручите учителю информатики разослать родителям краткую инструкцию по регистрации на платформе и ее использованию, ссылку на видеоконференцию. Разместите объявление о собрании на сайте школы. Там же опубликуйте инструкцию по регистрации, контакты работника, к которому можно обратиться за технической консультацией. Попросите ответственного убедиться, что все родители зарегистрировались, указали свои имена и фамилии.
Заранее проверьте готовность школы к собранию. Для этого попросите ответственных организаторов пройти контрольный тест. Его результаты помогут не только оценить подготовку, но и вспомнить законодательные ограничения.
Тест-лист готовности школы к первому общешкольному родительскому собранию
Как провести заседание первого родительского собрания
Проводите родительское собрание по сценарию – так вы сможете избежать организационных накладок. Для наглядности используйте презентацию.
Сценарий собрания
Пропишите в сценарии план собрания. Постарайтесь его соблюдать, чтобы уложиться в запланированное время. Сначала представьте себя, выступающих и приглашенных специалистов. Сообщите тему встречи и озвучьте повестку дня.
Если проводите собрание онлайн, напомните правила общения в чате. Объясните, когда предоставите родителям возможность включить микрофон и высказаться. Организуйте запись видеоконференции и предупредите об этом участников – устно и системным сообщением в чате. Запись поможет составить протокол собрания, избежать недоразумений и разночтений.
Затем дайте слово выступающим по каждому вопросу заседания. Используйте готовый сценарий первого общешкольного собрания в новом учебном году.
Презентация собрания
Главные вопросы собрания сопровождайте показом презентации. Например, включите в нее сведения об обучении школьников по новым ФГОС НОО и ООО, изучении государственных символов, действующих антикоронавирусных мерах. Используйте готовую презентацию.
Презентация собрания
Как отвечать на вопросы родителей на первом собрании
После каждого вопроса повестки дня или в конце заседания отвечайте на вопросы родителей. Придерживайтесь своих профессиональных убеждений и политики школы. Ответ должен быть четким, по делу и непротиворечивым. Если не знаете, как ответить, предоставьте слово подчиненным или сообщите, что не располагаете достаточными данными и дадите ответ позже. Уточните, когда и как сможете ответить – по телефону, письменно или при личной встрече.
Если родители захотят пообщаться с вами наедине, сразу сообщите, сколько времени сможете уделить каждому. Постарайтесь поговорить со всеми желающими, но лаконично и только по делу. Общайтесь в присутствии работника, который ведет протокол собрания.
Самые распространенные вопросы и ответы на них смотрите в подборке.
Вопрос |
Ответ директора |
Допустят ли моего ребенка в школу, если не сделана проба Манту |
Да, если есть заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. Это заключение – гарант того, что ребенок не болен и не заразит окружающих |
Можно ли приносить в школу угощение, например, на день рождения |
Да, если это продукты промышленного производства: сок, зефир, фруктово-злаковые батончики, шоколад, печенье, вафли, мини-кексы, пряники. Санитарные нормы не разрешают употреблять в школе готовые домашние блюда, если дети не нуждаются в лечебном и диетическом питании |
Будут ли собирать средства на охрану школы из-за усиленных мер антитеррористической защиты |
Нет. Охрана территории и здания полностью обеспечена за счет средств школы и учредителя |
Правда, что наши дети больше не будут изучать родной язык |
Нет, не правда. Эти предметы останутся обязательными для 6-11-х классов, которые продолжают учиться по ФГОС второго поколения. Учащиеся по новым ФГОС могут не изучать эти предметы, если нет заявления родителя или ресурсов школы |
Какие документы собрать на первом родительском собрании
На собрании возьмите с родителей учеников согласия. Оформите заявления на горячее питание, посещение продленки и занятий дополнительного образования.
Какие согласия взять у родителей
Соберите согласия, которые могут потребоваться в течение года. Готовые образцы возьмите в примерном перечне. Вручите их в начале встречи, попросите заполнить и подписать. При дистанционном собрании вышлите формы согласий на почту. Заполненные документы поручите принести классному руководителю или секретарю школы.
Примерный перечень согласий, которые можно взять на общешкольном родительском собрании
На обработку персональных данных. Возьмите согласия на цели обработки, не связанные с реализацией образовательной программы. Например, на оформление льгот по оплате, размещение фото на сайте и т.д.
Скачать шаблон Согласие для получения льгот и компенсаций |
Скачать образец Согласие для получения льгот и компенсаций |
Скачать шаблон Согласие на размещение фотографий на сайте |
Скачать образец Согласие на размещение фотографий на сайте |
Скачать шаблон Согласие для заполнения региональной АИС качества образования |
Скачать образец Согласие для заполнения региональной АИС качества образования |
Скачать шаблон Согласие для учета результатов участия ребенка в конкурсах и олимпиадах |
Скачать образец Согласие для учета результатов участия ребенка в конкурсах и олимпиадах |
На медицинское вмешательство. Запросите согласия, если в штате школы есть медработник, или по поручению медорганизации, которая обслуживает школу. Возьмите документ у родителей учеников до 15 лет. Старшие школьники должны подписать согласие собственноручно.
На проведение социально-психологического тестирования. Потребуется взять согласия с родителей учеников от 13 до 15 лет. Ученики старше 15 лет должны подписать документ самостоятельно.
Какие заявления взять у родителей
Соберите заявления, которые помогут создать в школе условия и организовать обучение в предстоящем году. Используйте готовые образцы из примерного перечня. Раздайте на собрании по одному экземпляру каждого вида заявления. Если родители не готовы заполнить их сразу, сообщите, кому и к какому сроку вернуть заполненные бланки.
Подборка заявлений для первого родительского собрания
На получение горячего питания. Попросите заполнить одно из заявлений: о питании ученика основной и средней школы на платной или льготной основе. Первое пишут те, у кого нет льгот, второе – есть.
На посещение продленки. Предложите родителям решить, будет ли их ребенок посещать группу продленного дня. Заявление нужно, чтобы зачислить ребенка в группу.
Об уходе из школы. Если у родителей нет возможности приводить и забирать ребенка из школы лично, попросите их написать заявление и назначить представителей, которые будут делать это вместо них. Также родители могут заявить о праве ученика самостоятельно уходить из школы.
На дополнительное образование. Возьмите заявление с тех родителей, которые хотят обучать ребенка по дополнительной общеразвивающей программе. Заявление нужно, чтобы оформить прием.
Какие памятки раздать на первом родительском собрании
В конце собрания поблагодарите выступающих и родителей. Сообщите часы личного приема, раздайте памятки с информацией, которую надо знать.
Родителям первоклассников и пятиклассников подскажите, как адаптировать ребенка к обучению. Остальным – как реагировать на плохие оценки, помогать с подготовкой к экзаменам. Готовые советы родителям – в четырех памятках.
! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы адаптировать его к школе
! Как помочь пятикласснику адаптироваться к новым условиям обучения
! Как реагировать на плохие оценки ребенка
! Как предотвратить стресс у ребенка перед оценочными процедурами
Разъясните правила пропускного и внутриобъектового режимов. Например, сообщите всем родителям, как приходить в школу с личными вопросами и как приводить учеников младших классов. Используйте готовые памятки.
! Как приводить и забирать детей
! Как приходить в школу с личными вопросами
Как фиксировать ход и итоги первого родительского собрания
Поручите секретарю или другому работнику вести протокол родительского собрания. Попросите вносить в него предложения, рекомендации и замечания родителей, педагогов и приглашенных экспертов, а также принятые решения. Нормативных требований к форме протокола нет, составьте ее самостоятельно. Например, в шапке укажите тему, дату и место собрания, число участников, повестку дня. Затем опишите порядок: «Вопрос – Обсуждение/Голосование – Решение». В конце оставьте место для подписи секретаря и председателя собрания.
Приложите к протоколу список участников. Оформите его в алфавитном порядке с указанием Ф. И. О. родителей и должностей приглашенных экспертов, педагогов. Поручите секретарю зафиксировать реквизиты протокола в журнале учета.
Используйте готовые примеры документов.
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи
СЦЕНАРИЙ
первого в 2022/23 учебном году общешкольного родительского собрания
Подготовил: директор МКОУ СШ №2 Лукина И.Г.
Задачи: познакомить родителей с особенностями образовательной работы, задачами школы на предстоящий учебный год
Формат проведения: очный
Место проведения: актовый зал
Целевая аудитория: родители учащихся 1-11-х классов
Время: 2 часа (17.30 – 19.30)
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Родители заходят в актовый зал, садятся на свободные места. Ассистент включает видеоролик о школе. Директор начинает собрание.
Вступительное слово директора
Директор: добрый день, уважаемые родители! Мы рады Вас видеть в нашей школе. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Несомненно, каждого родителя волнует будущее своего ребёнка и важными, влияющими на это факторами являются воспитание и образование. Школа и семья – это два социальных института, максимально влияющих на формирование личностных характеристик ребенка.
На сегодняшнем собрании мы поговорим о нескольких темах и обсудим:
- Информация из ПДН
- изменения в связи введением новых ФГОС НОО и ООО и внедрение патриотического воспитания;
- общие организационные вопросы: требования к одежде учеников, оплата питания, действующие антиковидные меры и меры безопасности
- расскажем о Точках роста и проекте «Успех каждого ребенка»
- обсудим создание родительского комитета и родительских инициатив
Основная часть собрания
Выступление приглашенных гостей (ПДН)
1. Обучение по новым ФГОС НОО и ООО (Дмитриенко О.С.)
Директор передает слово заместителю по учебно-воспитательной работе.
Заместитель по учебно-воспитательной работе: здравствуйте, уважаемые участники собрания! В этом учебном году наши 1-е и 5-е классы начинают обучаться в соответствии с новыми ФГОС НОО и ООО. Существенно, это не изменит учебный процесс. Однако требования к освоению образовательной программы стали конкретнее, соответственно, детям станет понятнее, чего от них хотят учителя и классные руководители, а вам будет проще контролировать успехи детей.
Мы продолжим учитывать индивидуальные потребности учеников при подборе учебных курсов и модулей, а также формировании программ по внеурочной деятельности.
Новые стандарты не меняют подходов к оценке результатов учащихся. Поэтому количество контрольных и проверочных работ не увеличится. Мы постарались оптимизировать школьные, региональные и федеральные оценочные работы, чтобы снизить нагрузку на детей и уменьшить количество контрольных работ в новом учебном году. С планом контрольных работ можно познакомиться на школьном сайте. Он составилен в соответствии с рекомендациями Минпросвещения.
2. Усиление патриотического воспитания (Звягина Д.А.)
Переходим ко второму вопросу повестки. Минпросвещения в конце прошлого учебного года издало рекомендации по усилению патриотического воспитания в школах, в том числе изучению государственных символов России. В связи с этим у нас изменились программы воспитания и планы внеурочной деятельности. Кроме того, в школе еженедельно проходит ритуал поднятия флага с исполнением Гимна России– в начале учебной недели. Просим вас подключиться и выучить вместе с детьми Гимн.
Поднятие и спуск, а также вынос Государственного флага России в случае проведения отдельных торжественных мероприятий, мы будем поручать лучшим ученикам, которые добились выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности. В отдельных случаях могут допускаться работники школы и родители.
Подробнее об участии в ритуале мы поговорим с каждым учеником и объясним, как что и когда надо делать.
Разговоры о важном.(Ильичева К. И.)
Здравствуйте, уважаемые родители!
«Разговоры о важном» — это тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах в начале каждой учебной недели 1 час в неделю (по понедельникам) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
Темы занятий приурочены к определенной дате. Так, в сентябре прошли 4 занятия: 5 сентября занятие посвящается Дню знаний, 12 сентября — на тему «Наша страна – Россия», 19 сентября посвящено выдающемуся ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилых людей.
В октябре предусмотрено пять занятий: 3 октября – «День учителя», 10 октября – «День отца», 17 октября – «День музыки», 24 октября – «Традиционные семейные ценности», 31 октября – «День народного единства».
Конкретная тематика занятий зависит от возрастных групп. Так, при проведении занятий под общим названием «Наша страна – Россия», для учеников 1-2 классов занятие прошло на тему «Где мы живем?»; для школьников 3-4 классов -«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине»; в 5-7 классах – «Что мы Родиной зовем?»; у 8-9 классов – «Мы – жители большой страны»; для старшеклассников — «Мы сами создаем свою Родину».
Продолжительность занятий порядка 30 мин.
Родители подробно могут ознакомиться с материалами занятий на сайте «Разговоры о важном» по ссылке: https://razgovor.edsoo.ru/.
Как сказал Министр просвещения ходе Всероссийского родительского собрания, если с детьми не разговаривать на волнующие их темы, это может привести к деструктивному поведению, дети станут замыкаться и искать ответы в других источниках информации. При этом не должно быть такого, чтобы в семье детям говорили одно, а в школе – другое.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители и советники по воспитанию.
Отвечая на вопрос, обязательно ли посещение «Разговоров о важном», Минпросвещения ссылается на статью 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающиеся обязаны «добросовестно осваивать образовательную программу, <…> в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия». В то же время эти внеурочные занятия не предполагают отчётности, а ученики не получают за них оценки.
3. Питание учащихся
Директор: Следующий важный вопрос – питание учеников. У нас в школе есть три длинные перемены, во время которых дети могут позавтракать и пообедать в школьной столовой. Готовится еда для школьников в нашей столовой. Горячее питание мы предоставляем бесплатно ученикам начальной школы и за родительскую плату для остальных ребят, а при наличии льгот – за бюджетные средства.
Родительская плата за горячее питание для учащихся основной и средней школы установлена учредителем школы. Завтрак стоит 64 руб., обед – 65 руб. Для учеников начальной школы независимо от льгот завтрак бесплатный, остальные приемы пищи для них предоставляются за родительскую плату.
Оплата питания с этого года осуществляется авансовым способом. В сентябре вы заплатили полную стоимость питания. Снятие средств происходит за фактическое посещение столовой. Остаток средств переводится на следующий месяц. В конце года, если на счете остается остаток, его вам вернут. Если у вас остались вопросы по организации питания в нашей школе, вы можете их задать классным руководителям.
4. Точка роста (Серкова Наталья Александровна)
Здравствуйте, уважаемые родители!
В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе нашей школы 20 сентября состоялось торжественное открытие Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста». Для нас это действительно знаменательное событие. Центр состоит из трех кабинетов: физика, биология и химия, каждый из которых оснащён современными приборами под школьную и внеклассную деятельность.
Что же дает «Центр «Точка роста» нашей школы? Во-первых, оборудование Центра используется для демонстрации опытов на уроках, что сделает их гораздо интереснее. Цифровые датчики комплектов «Точка роста» позволяют измерить величины, которые невозможно измерить с помощью традиционного школьного оборудования, например, ускорение, силу тока в цепи, напряженность в сети, электропроводность, увлажненность почвы и многое, многое другое.
Во – вторых, на базе центра «Точка роста» организовано дополнительное образование детей и подростков. В этом году мы реализуем три дополнительных общеобразовательных программ «Физика вокруг нас».
Также на базе Центра работают курсы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах»,
В – третьих, Центр вовлекает заинтересованных учащихся в исследовательскую и проектную деятельность с использованием как аналогового, так и цифрового оборудования.
Благодаря такому центру обучающиеся нашей школы смогут всесторонне развиваться, открывая для себя новые возможности.
5. Успех каждого ребенка (Дончук Елена Михайловна)
Добрый вечер, уважаемые родители. Дополнительное образование — одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время Минпрсвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование”. Цель проекта — формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В нашей школе в рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка” с 1 сентября 2022 года реализуется программа дополнительного образования естественнонаучной направленности “Экомониторинг” Для реализации этой программы летом был отремонтирован кабинет географии и закуплено оборудование , которое позволяет нашим учащимся проводить исследования окружающей среды, выполнять проекты, участвовать в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Программа рассчитана на детей 11 — 17 лет, интересующихся естественными науками. Мы набрали 6 групп по 15 человек, из них 2 группы на базе 4-х классов, 3 группы — это дети основной школы и 1 группа — это дети старшей школы. Первые занятия, которые были проведены педагогами нашей школы, показали, что детям интересно, они с удовольствием включились в работу.
5. Дополнительное образование и внеурочная деятельность (Звягина Д.А.)
Директор приглашает выступить ответственного за допобразование.
Ответственный за дополнительное образование: здравствуйте, уважаемые родители! В нашей школе работают бесплатные кружки по физике, математике и русскому языку. Также в школе работают бесплатные секции по волейболу,гимнастике. Узнать о наших кружках подробнее можно на сайте школы., а также на информационном стенде первого этажа. Хочу вам напомнить, что мы закрываем запись в кружки первого октября. К этому моменту мы определяем количество групп и расписание занятий для каждого кружка. Прошу вас не опаздывать с записью, иначе мы сможем записать ребенка в кружок, только когда кто-то из ребят откажется ходить на занятия.
Уважаемые родители, вы можете прямо сейчас задать мне вопросы кружках или свяжитесь по электронной почте или телефону.
6. Антикоронавирусные меры и меры безопасности
Директор:
В связи с трагическими событиями в Ижевске, снова приобретает остроту вопрос о безопасности школы. И я хочу рассказать о тех мерах, которые мы предпринимаем для этого. В школе есть вахтеры (сторожа), которые осуществляют пропускной режим. Есть камеры видеонаблюдения. Здание школы и территория на время проведения занятий закрывается. Чтобы встретиться с классным руководителем или директором, лучше всего предварительно позвонить, узнать в какое время вас смогут принять. Классный руководитель предупреждает вахтера о дате и времени вашего визита. При посещении школы с собой необходимо иметь паспорт. Детей из начальных классов мы предлагаем встречать на улице.
А теперь, дорогие родители, хочу рассказать вам, какие профилактические меры мы продолжаем соблюдать в связи с продолжением распространения коронавирусной инфекции.
Мы продолжаем проводить ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, обработку всех контактных поверхностей; генеральную уборку не реже одного раза в неделю.
Ещё одно очень важное изменение в работе школы — это сроки каникул. Так как наша школы является пунктом сдачи ОГЭ и ЕГЭ, в мае месяце учебный процесс нарушался. Поэтому по согласованию с отделом образования и региональным Министерством мы приняли решение сдвинуть сроки каникул. Осенние, зимние и весенние каникулы будут немного сокращены, а конец учебного года перенесен на 23 мая.
- Телефоны на уроках.
- Школьная форма.
- Медобслуживание
- Мобилизация
7. Родительский комитет
Почти во всех классах уже прошли родительские собрания и вы должны были выбрать классный родительский комитет. Председатели этих комитетов входят в общешкольный родительский комитет. И вот именно с ним мне хотелось бы встретиться и пообщаться отдельно. Прошу вас остаться после собрания.
А чтобы у нас была общая тема для общения. Предлагаю сейчас всем родителям обсудить идею создания Фонда детских инициатив. Заключается идея в том, что мы объявляем конкурс проектов по преобразованию школьной среды и предлагаем ребятам создать проект изменения какой-то части нашей школы. Проект должен включать смету расходов. А родители финансово поддерживают победителя (т.е. происходит финансирование проекта и премии победителю). Особо подчеркну, что смета должна быть не космической, а экономически выгодной для всех сторон.
Каналы связи в телеграм
Директор благодарит выступающих и родителей.
Презентация
Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.
Функции родительского собрания
Встречи родителей с педагогами для обсуждения организационных вопросов, результатов обучения или по проблемам учебно-воспитательного процесса проводятся со следующими целями:
- Ознакомление мам и пап учеников с содержанием учебных программ, методикой учебно-воспитательного процесса, работающими в школе кружками, факультативами, возможностью проведения дополнительных занятий для отстающих учащихся или, например, подготовки к экзаменам.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей, которое может включать в себя информирование об особенностях конкретного возраста (подросткового, к примеру), условиях взаимодействия с детьми, воспитательных методиках и так далее.
- Вовлечение членов семей в совместную деятельность, например, экскурсии, походы в театр, цирк, ботанический сад, другие внеурочные мероприятия.
- Решение организационных вопросов. Проблемы дисциплины, вопросы дежурства, организации питания, школьной формы, введения факультативов, реализации некоторых учебных программ и так далее могут и должны обсуждаться совместно с родителями школьников.
Виды родительских собраний
Вид организации общешкольного родительского собрания зависит от вопросов, которые будут рассматриваться. Можно выделить, например, организационные встречи, на которых обсуждаются темы, посвященные поездке детей, дальней экскурсии или подготовке к многодневному туристическому походу.
Собрания по психолого-педагогическому просвещению родителей могут проводиться с привлечением школьного психолога. Еще проводятся тематические встречи (например, о том, как привить школьнику любовь к книге, помочь делать домашние задание, организовать день) и диспуты по актуальным проблемам образовательного процесса. Темы общешкольных родительских собраний обычно обсуждаются на педагогическом совете школы. Кроме того, сами родители могут предлагать темы для собраний.
Общешкольные родительские собрания
Встречи, на которых собираются родители учеников всей школы или одной-нескольких параллелей, называют, как правило, общешкольными. На общешкольных родительских собраниях также присутствуют представители администрации образовательного учреждения, учителя-предметники и классные руководители, школьный медицинский работник (в случае необходимости) и психолог. Масштабные встречи руководства школы и преподавателей с родителями проводятся один-два раза в год, да и то если есть достаточный повод.
Подготовка к родительскому собранию
Подготовка к собранию с членами семей учеников (как к классному, так и к общешкольному) начинается с повестки дня. Как правило, тема общешкольного родительского собрания определяется быстро, ведь и эта встреча проводится только при необходимости. Но это не значит, что тема не должна обсуждаться с педагогами и администрацией школы на очередном педсовете. Такое обсуждение поможет всем участникам собрания, а также тем, кто желает высказаться по тем или иным вопросам, подготовиться к речи.
Далее нужно определить форму встречи, содержание. Понадобится конспект общешкольного родительского собрания в школе с изложением информации, которую нужно донести до сведения родителей. Встречи нередко сводятся только к монологу педагога или администрации школы, но это неверный формат.
Необходимо привлекать родителей к высказыванию мнений, предложений, к тому, чтобы они задавали интересующие вопросы. Обеспечить это можно таким образом: сначала представитель администрации выступает с речью по повестке дня, затем родителям предоставляется возможность задать вопросы, после выступление других участников собрания (преподавателей, психолога, приглашенного работника отдела образования, медицинского работника школы и так далее).
Определение темы и содержания встречи
Тема общешкольной встречи педагогического состава школы с родителями учащихся может быть следующей:
- Ознакомление с новыми нормативно-правовыми актами, законами, которые непосредственно касаются сферы образования.
- Вопросы организации учебного процесса в первых классах (собрание для родителей первоклассников): обучение без оценок, учебные занятия, факультативы и дополнительные занятия, безопасный путь домой.
- Отчет директора по работе школы за прошедший учебный год, распределение бюджетных средств, результатах обучения учащихся.
- Профессиональное определение, вопросы, касающиеся организации экзаменов (для родителей детей 9 и 11 классов).
- Современные дети и родители. Беседа о взаимодействии старшего и младшего поколений, поддержке родителями своих детей.
- Собрания по чрезвычайным ситуациям.
- Адаптация первоклассников к школе, учеников пятых классов – к средней школе.
- Проблемы подросткового возраста.
- Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе. Вопросы вакцинации. Здоровый образ жизни.
Обязательно ведется протокол общешкольного родительского собрания. Этот документ затем подшивается в отчетность. Протокол общешкольного родительского собрания обычно записывается секретарем.
Подготовка средств проведения собрания
Когда определены тематика и содержание встречи, остается выбрать только средства, которые помогут лучше донести информацию до сведения родителей. Выступление на общешкольном родительском собрании можно подкрепить презентацией по теме, статистическими данными, документами, иллюстрациями и фотографиями, видео.
Общешкольное родительское собрание:
«Семья и школа – партнёры в воспитании»
Контингент родителей: родители учащихся 1-9 классов.
Количество родителей: ____ человека.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран, компьютерная презентация.
Цель выступления:
- осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;
- нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;
- активизация педагогических ресурсов родителей.
Конспект выступления на общешкольном родительском собрании
Слайд 1.
Слайд 2.
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.
Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
Слайд 3.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Слайд 4.
Лев Кассиль писал: «Семья и школа — это берег и море.
Слайд 5.
На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом
Слайд 6.
перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Слайд 7.
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата.
Слайд 8.
Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является
Слайд 9.
создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. И часто в ответ от мамы услышат слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.
Следующая задача семейного воспитания — это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого — это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.
Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Высказывание, касающееся личности или характера ребёнка наносит серьезный вред контакту с ним, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно своего ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный необдуманный проступок.
Слайд 10.
Формула истиной родительской любви звучит так, не «люблю потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть». Возможно, родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.
Слайд 11.
Существует много проблем воспитания детей в семье. Одна из главных — это дефицит ласки, который испытывают наши дети. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.
В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми — это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными детьми, а сколько таких семей, которые издеваются над своими собственными детьми.
Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, ведущие разгульный образ жизни, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь — физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. СООСД наблюдается по отношению к девочкам в 3 раза реже. Чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криком раздражают родителей. Родители не понимают, что жестокость порождает жестокость.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием и скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
С целью выявления взаимоотношений в семье было опрошено 41 учащихся. Учащимся предлагалась анкета, состоящая из 8 вопросов:
1. С кем ты живёшь?
2. Назови Ф.И.О. членов семьи.
3. Где и кем работают члены семьи?
4. Когда тебе нужен совет, к кому из членов семьи ты обращаешься?
5. Кто тебе помогает выполнять домашнее задание?
6. Если ты чем-то порадовал своих членов семьи, то они…
7. Если ты чем-то огорчил своих членов семьи, то они…
8. Как ваша семья проводит выходные дни?
В результате анкетирования было выявлено следующее:
1. С мамой и папой (отчимом) живёт 33 человека
Живут с мамой 8 человек
2. Знают Ф.И.О. членов семьи — 24 человека
Не знают фамилию или отчество одного или нескольких членов семьи — 17 человек
3. Знают, где и кем работают родители 28 человек
Не знают, где и кем работают родители 13 человек
4. За советом чаще обращаются
К маме и папе 3 человека
только к маме – 26 человек;
Ждут помощи и совета от папы — 3 человека;
Надеется на бабушку — 4 человека;
Не ждёт помощи, а надеется только на себя -6 человек
5. Самостоятельно выполняют домашнее задание — 14 человек (26%);
Прибегают к помощи взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат или сестра) — 21 человека (68%);
Выполняют домашнее задание с учителем — 10 человек.
6. Если ты чем-то порадовал своих членов семьи, то они…
Хвалят словами – 7 человек
Обнимают, целуют – 5 человек
Радуются – 26 человек
Не реагируют – 3 человека
7. Если ты чем-то огорчил своих членов семьи, то они…
Ничего не делают – 4 человека
Обижаются – 6 человек
Ставят в угол – 2 человека
Объясняют – 3 человека
Ругают – 15 человек
Огорчаются – 9 человек
8. Ситуация, когда каждый член семьи в выходной день занимается только своим делом, наблюдается в 8 семьях.
Одной из главных проблем, которая поднимается в настоящее время, является проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Общайтесь с вашими детьми как можно больше и чаще, тогда и у вас, и у них будет значительно меньше проблем. Будьте для своего ребёнка примером и образцом для подражания, не требуйте от него того, чего сами не сможете выполнить ведь, как известно идеальным родителем является тот родитель, который служит своим детям положительным примером во всем.
Слайд13.
Памятка для родителей о создании благоприятной семейной атмосферы
- Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
- Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим.
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
- Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
Слайд 14.
Правила сотрудничества семьи и школы
- Нельзя при ребёнке родителям негативно отзываться об учителях, осуждать их.
- Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания.
И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.
А закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г. Белинского «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошо воспитанные дети — эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».
Слайд 15.
Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы».
Слайд 16.
Спасибо вам за внимание. Мы надеемся на дальнейшее наше сотрудничество.
КГКОУ
ШИ 11
Сценарий
общешкольного родительского собрания
Тема: «Семья и школа. Здоровье и безопасность
школьников»
Составила:
и.о. зам.директора по ВР Сухарь Н.В.
п.
Ванино
2019г.
Цель:
обеспечение тесного сотрудничества между семьёй и школой для здоровьесбережения
и безопасности детей.
Задачи:
1. Разъяснение
родителям необходимости изучения и отработки с детьми правил пользования
глобальною сетью Интернет;
2. Заинтересовать родителей
использованием основных принципов здорового образа жизни, учить анализировать
свою воспитательную деятельность в направлении здоровьесбережения;
3. Побудить родителей к участию в общешкольных мероприятиях
здоровьесберегающего направления.
Оборудование:
мультимедийный проектор, доска, музыкальный центр, ноутбук.
Организована
выставка работ школьников по направлениям: трудовое обучение (швейное дело,
столярное дело, штукатурно-малярное дело), канзаши, аппликации, изобразительное
искусство.
Повестка:
1. Вступительное
слово и.о. зам.директора по ВР Сухарь Н.В.
«Информационная
безопасность»-
доклад
и.о. зам.директора по ВР Сухарь Н.В.
2. «Взаимодействие
семьи и школы в системе формирования здорового образа жизни школьников» —
Доклад
учителя физкультуры Капустиной Н.В.
3. «Здоровьесбережение
на уроках вокала»-
Педагог
доп. Образования Струк М.А.
4. Награждение
родителей.
5. Мини-концерт.
Выступление творческого коллектива студии эстрадного жанра «Драйв».
6. Разное
(о необходимости тесного сотрудничества учитель-ученик-родители; необходимость
ношения принятой школьной формы, привлечение родителей для участия в школьных
мероприятиях, в том числе здоровьесберегающей направленности).
-Здравствуйте,
уважаемые родители и гости нашего общешкольного родительского собрания! Сегодня на нашем собрании мы хотим
затронуть очень актуальную для всех нас тему и надеемся, что ни один из вас не
останется равнодушным. Тема нашего собрания: «Семья и школа. Здоровье и
безопасность детей».
Каждый
из вас хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. И хотелось бы мне
начать наше сегодняшнее собрание с одной притчи.
«В одном доме жил
мужчина. Вместе с ним жила его жена, престарелая мать и его дочь – взрослая
девушка. Однажды, поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал.
Хозяин встал и пошел открывать дверь. На пороге дома стояли трое: «Как вас
зовут?», — спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и
Любовь. Пусти нас к себе в дом.» Мужчина задумался, и сказал «вы знаете,
у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду,
посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме».
Больная мать предложила впустить здоровье, жена настаивала на том, чтобы пусть
в дом богатство, а юная дочь захотела впустить любовь. Женщины очень долго
спорили между собой, и когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не
было»
Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда.
По данным Всемирной организации здравоохранения, десять человек на каждую
тысячу новорожденных, уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых
соматических и психических болезней, наших детей подстерегают травмы, простуды,
вирусы, инфекции. Поэтому лишь ничтожное количество школьников может
похвастаться тем, что ни разу не обращались к специалистам за оказанием
медицинской помощи.
В школе на внеклассных занятиях и уроках изучаются режим дня и
личная гигиена школьников, правила поведения, безопасность.
Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая
задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить
здорового и воспитанного человека.
В наше
время частью жизни ,практически, всех детей и подростков стал интернет. Научили
ли вы своих детей пользоваться глобальной сетью?
Выступление и.о. зам.директора по ВР
Сухарь Н.В. *Презентация «Информационная
безопасность».
Очень
важно с раннего возраста закладывать в повседневную жизнь детей основы
здорового образа жизни. В нашей школе помимо уроков физкультуры, ребята
занимаются в спортивных секциях и кружках.
Выступление
учителя физкультуры Капустиной Н.В. *Презентация
«Взаимодействие семьи и школы в системе формирования здорового образа жизни
школьников».
-Знаете
ли вы, уважаемые взрослые, что здоровье мы укрепляем не только занимаясь
физкультурой, но и на занятиях вокалом? Помимо спортивных секций, в школе
организована студия эстрадного жанра «Драйв», руководителем которой является
педагог дополнительного образования Струк М.О. Марина Олеговна выступит с
докладом: «Здоровьесбережение на уроках вокала». Педагог плодотворно работает с
детьми. За 4 года деятельности кружка ребята под руководством творческого
педагога принимали участие в многочисленных фестивалях, конкурсах и концертных
программах. Участники коллектива были удостоены множества наград, чем в своём
выступлении на собрании и поделилась Марина Олеговна.
*Презентация
«Здоровьесбережение на уроках вокала»,
видеоролик
«Успехи и достижения студии «Драйв»».
*
Награждение родителей – активистов.
*Выступление
квартета участниц студии эстрадного жанра «Драйв» с песней «Школа»;
*сольное
выступление Кузнецовой Ани с песней «Что меня ждёт».
Известно
выражение: Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Позаботьтесь о
своих детях, об их безопасности! они позаботятся о вашей спокойной старости в
будущем!
Таким
образом, мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных
знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими
им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя
своё поведение
Берегите
ребенка! Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить его от
несчастных случаев! То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие
навыки безопасного поведения привьем ему, и будет оберегать его всю
жизнь.
Завершая
наш сегодняшний разговор, хочу прочитать слова Януша Корчака, адресованные вам,
родители:
«Взрослым кажется,
что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и
взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для
этого надо делать. Объясни, чем и они будут беречься».
Главное:
не забывайте сами и объясните им, что жизнь это – прежде всего здоровье.
Берегите его! Будьте здоровы!
Спасибо за
внимание!
Главная цель родительских собраний в школах – обсуждение образовательного процесса детей в предстоящем или прошедшем учебном году. Чтобы встречи родителей действительно приносили пользу, необходимо заранее продумывать структуру и процесс взаимодействия между участниками.
Содержание
Виды родительских собраний в школах
• Ознакомительное собрание
Ознакомительное собрание организуется в случае смены классного руководителя. Встреча направлена на первичный диалог педагога и родителей. На ознакомительном собрании мамы и папы могут лично поговорить с главным наставником их детей, задать интересующие вопросы.
Плановые собрания проводятся в учебном году несколько раз: в конце триместров (четвертей) для подведения итогов о проделанной работе, для донесения до родителей информации о предстоящих и уже прошедших мероприятиях, процедурах, диагностиках, для представления важных материалов.
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Данный вид родительского собрания созывается редко – только в тех случаях, когда проблема обретает массовый масштаб и требует коллективного принятия решений. Причиной может стать буллинг – травля одного или нескольких детей в школьном коллективе. Буллинг среди детей требует немедленного вмешательства взрослых, иначе жестокое обращение может привести к необратимым последствиям и серьезным травмам как морального, так и физического характера.
• Собрание с участием детей
Вид собрания, который с интересом посещают взрослые и дети, позволяющий посмотреть на учеников в их школьной среде обитания. На встрече, где присутствуют дети, можно провести увлекательную беседу, увидеть, как ребята взаимодействуют со своими одноклассниками и учителями. Такие собрания даже способны сблизить родителей и детей.
Консультации назначаются несколько раз в год учителями-предметниками. На консультацию вправе прийти все родители, у которых возникли вопросы по поводу успеваемости детей. Учителя докладывают о пропусках и способах улучшения ситуации с оценками.
Подготовка к родительскому собранию
Задача классных руководителей – уделить должное внимание вопросам, которые будут подниматься на родительском собрании, а также подготовить среду, удобную для обсуждения важных деталей.
Тема родительского собрания
Темы родительских собраний зависят от конкретной параллели обучения детей. Для выпускных классов будет актуальным обсуждение предстоящих экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ. А учителям начальных классов нужно предоставлять родителям информацию о предстоящих буднях их детей в школе.
Какие вопросы стоит освещать на родительских собраниях:
- Проведение диспансеризации, прививок в школе в текущем учебном году;
- Дополнительное образование детей – кружки, имеющиеся в школе;
- Серьезные конфликты, если таковые возникли среди детей;
- План на учебный год – график каникул и уроков;
- Статистические данные – вопросы посещения уроков, успеваемость детей;
- Заполнение заявлений, подписание согласий на обработку персональных данных и т.п.
Организация встречи родителей
Нужно подобрать время посещения родительского собрания, обеспечивающее максимальную явку участников. Необходимо, чтобы на собрании присутствовали законные представители всех детей, обучающихся в классе. Только при соблюдении данного условия получится донести информацию до всех в равной мере. Для определения времени, оптимального для большинства родителей, можно создать Google Forms – опрос, в котором есть несколько вариантов ответа. Ссылку на опрос можно выслать в общий чат. После анализа итогов станет ясно, когда большинству проголосовавших будет удобно посетить собрание.
Второй шаг – обозначение места встречи родителей. Следует заранее донести сведения об этаже и кабинете, где будет проходить собрание. Данные меры облегчат родителям поиск площадки и сэкономят время.
Стоит задуматься и о приглашении учителей-предметников, школьного психолога. Явку преподавателей и других работников образовательного учреждения нужно согласовать с ними заранее.
Не нужно делать из родительского собрания нескончаемые дебаты. Для обсуждения важных вопросов хватит 1-1.5 часа. Регламент надо соблюсти: у всех участников существуют и другие планы на оставшуюся после работы часть дня.
Правила построения диалога с родителями
Правило всех эффективных собраний – наличие взаимопонимания и взаимоуважения. Встречи родителей проводятся каждый год для работы над имеющимися проблемами и для организации совместных действий, направленных на совершенствование условий обучения детей.
Главная ошибка – критика конкретных детей, которые не могут похвастаться высокой успеваемостью. Нельзя при всех указывать фамилии таких учеников. Вопросы, касающиеся их, должны решаться персонально с их родителями.
Как учителю выявить одаренных школьников?
Способы выявления одаренных детей
Учитель не знает, какова реальная обстановка в семье, не может предугадать родительскую реакцию. Любая жесткая критика, озвученная родителям на собрании, может обернуться для учащихся серьезным наказанием. Чтобы этого избежать, нужно лояльно относиться ко всем членам класса без исключения.
Важный аспект – заинтересованность в сплочении как детского, так и родительского коллектива. Классный руководитель – главный координатор, отвечающий за атмосферу, царящую в группе.
Родители должны узнать не только о классном руководителе и учителях, которые ведут уроки у детей, но и друг о друге. Для обеспечения взаимодействия между родителями можно расставить парты по периметру кабинета, квадратом: участники собрания смогут видеть тех, с кем ведут диалог, и запоминать представителей других детей. Обращаться к родителям нужно по имени-отчеству, уважительно.
Ход родительского собрания
Начало собрания
Классный руководитель должен дружелюбно представиться, показать готовность к сотрудничеству, демонстрируя, что родители собраны не для выслушивания нотаций, касающихся воспитания их детей. Далее нужно озвучить тематику встречи, огласить правила построения коммуникации. Не стоит читать все по бумажке, как технику безопасности. Надо выстраивать живое общение, опираясь на заранее заготовленный план.
Основная часть собрания
Не всем родителям будет удобно воспринимать информацию только на слух: к концу дня концентрация внимания снижается, становится сложно вычленить самое главное в выступлениях учителей. Наличие презентации значительно облегчит усвоение, сделает материал доступным и структурированным. На слайдах необходимо отражать ключевые аспекты, связанные с обучением детей в школе.
Окончание собрания
В конце собрания нужно оставить время для вопросов от родителей. Для индивидуальных консультаций можно отвести отдельные дни. Если запросов на беседы 1 на 1 не так много – потратить еще ~ час в день собрания. Когда общее мероприятие будет завершено, нужно будет поблагодарить родителей за посещение, вежливо попрощаться, а также наметить приблизительную дату следующего сбора.
Первое собрание для родителей первоклассников
Первое собрание – важное и волнительное мероприятие, на котором родители впервые встречаются друг с другом и с классным руководителем. Первое собрание должно развеивать все страхи и сомнения.
Темы для проведения родительского собрания:
- Особенности психофизического развития и воспитания детей в возрасте 7-ми лет;
- Проблемы адаптации учеников к новой среде;
- Формирование распорядка дня детей;
- Социализация детей при попадании в новые коллективы;
- Порядок обучения детей: предметы, количество уроков в день, каникулы;
- Покупки к первому учебному году;
- Проблемы конфликтов учеников с классным коллективом;
- Внимание к питанию детей в школе и дома;
- Воспитание самостоятельности и чувства ответственности у детей в школе и дома;
- Как выстраивать общение детей и родителей после учебных дней: правила постановки вопросов, касающихся школьных успехов;
- Разговоры о родительском комитете: состав и работа членов; как должны формироваться комитеты;
- Культурно-нравственное воспитание детей в школе и дома;
- Специфика воспитания детей с ОВЗ в школе и дома (данный материал требует внимания в коррекционных классах);
- Правовое воспитание детей в школе и дома.
Социальный паспорт класса
Социальный паспорт класса – сводка информации о семьях, в которых дети проживают и проходят процесс воспитания. Документ позволяет понять, в какой среде растут школьники, какие социально-экономические факторы влияют на их развитие.
Какие материалы должны быть указаны в социальном паспорте класса:
- Общие данные о детях;
- Состав семьи (воспитание в полной/неполной семье, количество детей);
- Род деятельности родителей;
- Образование родителей;
- Наличие неблагополучных семей;
- Уровень финансового состояния семей.
Протокол родительского собрания
В протоколе родительского собрания фиксируются сведения о прошедшей встрече учителя с законными представителями детей. В документе описываются выдвинутые предложения, проделанная работа, цели, задачи. В материалы вносятся сведения о присутствующих родителях.
Протоколы составляются как для общешкольных родительских собраний, так и для встреч внутри одного класса.
Принципы общения учителя с родителями
Классный руководитель и родители преследуют общую цель – выявление и устранение пробелов в процессе обучения и общения детей в школе. Чтобы достичь данной цели, необходимо приложить совместные усилия, сплотиться.
Педагогу нужно понимать, что у всех родителей разный жизненный опыт, разное воспитание. Необходимо грамотно и точно находить подход ко всем законным представителям детей, отбрасывая эмоции, которые могут воспрепятствовать построению диалога.
1.Запрещено принижать ребенка, сравнивая его с одноклассниками
Мамы и папы посещают родительское собрание, чтобы услышать конкретные советы, улучшающие ситуацию. Восхваление чужих детей приведет к разочарованию родителей, и за этим последует цепная реакция: мамы и папы начнут ставить в пример других школьников, умаляя достижения своего ребенка. Это, в свою очередь, ударит по самооценке растущей личности.
2.Запрещено обвинять родителей в неверных методиках воспитания детей
В каждой семье установлены свои пределы дозволенного. Воспитание в чужой ячейке общества – не дело классных руководителей. Исключение возникает в том случае, если семья нарушает права окружающих и причиняет ребенку моральный и физический вред.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
3.Нужно разделять работу и личную жизнь
Понятно, что учитель переживает об остановке в классе, заботится о благополучии детей внутри школы. Но важно не впитывать негативные эмоции, переданные от родительских коллективов. Постоянное прокручивание проблем, которые не относятся к жизни учителя вне работы, приведет к тревожному расстройству.
4.Взаимопонимание – базис диалога
Родители чувствуют себя спокойнее, когда осознают, что учитель способен разделить их переживания. Больше всего душевных терзаний выпадает на подростковый период школьников, когда ребята проявляют бунтарский дух, активно демонстрируют несогласие с системой и установками, прививаемыми взрослыми. В период пубертата учеба начинает терять значимость в глазах некоторых детей. Процесс развития отвращения от обучения можно предотвратить, создав каждому школьнику комфортные условия. Обеспечение подходящей атмосферы для взаимодействия в коллективе и получения знаний – задача, стоящая перед классными руководителями, другими педагогическими работниками и родителями.
5.Учитель должен четко обозначать границы общения
В каждой школе и в каждом классе найдутся родители, которые заявятся с необоснованными обвинениями, начнут диктовать учителю то, как надо проводить уроки, или написывать в социальных сетях даже ночью. На родительском собрании нужно озвучить, в какие часы и каким образом можно связываться с педагогом.
Если родители развивают конфликт во время выступления классного руководителя, важно пресекать это и не провоцировать в словесную перепалку. Надо сохранять спокойствие (хоть это и будет сложно), а также ссылаться на образовательные материалы, которым педагог следует согласно уставу. лить их переживания. Больше всего душевных терзаний выпадает на подростковый период школьников, когда ребята проявляют бунтарский дух, активно демонстрируют несогласие с системой и установками, прививаемыми взрослыми. В период пубертата учеба начинает терять значимость в глазах некоторых детей. Процесс развития отвращения от обучения можно предотвратить, создав каждому школьнику комфортные условия. Обеспечение подходящей атмосферы для взаимодействия в коллективе и получения знаний – задача, стоящая перед классными руководителями, другими педагогическими работниками и родителями.
Выводы
Родительские собрания – мероприятия, которые необходимы для построения комфортного образовательного процесса. Структурированное собрание с легкостью может опровергнуть представления о том, что такие встречи – сплошная скука. Для создания дружеской атмосферы важно заранее спланировать ход обсуждения, подготовить материал, а также придерживаться вышеприведенных правил.
Поделиться в социальных сетях
А какие методики используете вы, чтобы родительское собрание прошло интересно и позитивно?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии