Как пишется основная часть диплома

Основная часть дипломной работы обычно занимает более 80%. Она представляет собой центральную часть работы, в которой полностью раскрывается тема исследования и решаются научные проблемы. Проще говоря, основная часть – это «тело» работы, в которое не входит введение и заключение. Члены дипломной комиссии очень редко читают эту часть работы полностью и обычно ограничиваются вступлением и выводами, но тем не менее, именно в ней заключена вся «соль».

Основная часть подробно и последовательно описывает то, как решаются цели и задачи, которые были сформулированы еще во вступлении. Также основная часть должна давать логичное доказательство заданной гипотезы и выражать не только позицию именитых исследователей по выбранной теме, но и мнение самого автора дипломной работы.

Из чего состоит?

Структура основной части выпускной квалификационной работы зависит от того, какую специальность осваивает студент.

  1. Будущие психологи, лингвисты, преподаватели и экономисты обычно пишут дипломную работу, которая состоит из двух глав: теоретической и практический.
  2. ВКР историков, политологов, правоведов и философов чаще всего состоят только из теории, а практическая исследовательская деятельность не выделяется в отдельные пункты и заключается лишь в обработке и включении в работу большого количества разнообразных источников и архивных материалов.
  3. На математический, физических, инженерных и архитектурных факультетах студенты почти не останавливаются на теории. Всю основную часть занимает практическая работа, представляющая собой решение каких-либо спорных и трудных научных задач, например, доказательство теорем или создание чертежей.

Таким образом, основная часть может состоять из теоретической, аналитической и проектной главы. Давайте вкратце рассмотрим каждую из них.

Теоретическая глава

Эта глава дипломной работы является логичным и связным обзором различных подходов и точек зрения на предмет исследования. Если диплом состоит только из теории, то при его написании обязательно должны быть использованы первичные источники.

К ним относятся:

  • материалы, найденные в архивах,
  • документы.

В остальных случаях теоретическая глава является обоснованием необходимости проведения практического исследовании и плавно подводит к нему. Теоретическая глава обязательно должна отражать неоднозначность и дискуссионность выбранной темы. Необходимо сделать акцент на том, что предмет работы еще исследован недостаточно и неполно. Это и станет надежным основанием для эмпирического исследования.

Теоретическая часть не должна быть бездумным рерайтом прочитанных статьей и учебников. Чтобы получить положительную оценку, нужно скрупулезно проанализировать всю подобранную литературу и изложить материал, пропустив его через себя.

При написании этого раздела необходимо следовать некоторым рекомендациям. Они помогут затратить минимальное количество времени и усилий, а на выходе получить качественную работы.

  1. Писать теорию нужно только после того, как отобрана и изучена вся литература. Лучше начинать расставлять сноски сразу – это сэкономить много времени.
  2. В теоретической части должна содержать только релевантная, то есть относящая к теме работы, информация. Не стоит пытаться искусственно увеличить объем работы, добавляя туда все, что имеет хоть малейшее отношение к предмету исследования.
  3. С лингвистической точки зрения глава должна быть выдержана в научном стиле.
  4. В конце главы обязательно должны быть обобщающие выводы.

Глава должна содержать не менее 30 страниц.

Аналитическая глава

Обычно аналитическая часть дипломной работы пишется студентами экономических вузов и факультетов: экономистами, бухгалтерами, аналитиками, маркетологами, управленцами.

Этот раздел должен обязательно содержать:

  1. Описание и краткую характеристику изучаемого объекта. Объектом исследования может выступать предприятие, продукт или абсолютно любой субъект рыночной деятельности.
  2. Анализ обозначенной проблемы конкретного маркетингового субъекта.
  3. Анализ причин возникновения обозначенной проблемы.

При написании аналитической главы важно правильно воспользоваться информационными материалами. В качестве источников могут выступать планы, отчеты, статистические данные другие документы, с которыми студент ознакомился во время прохождения производственной практики. Как и теоретическая часть, аналитическая глава должна содержать только относящуюся к теме информацию. Глава должна завершаться выводами, которые охватывают основные аспекты деятельности маркетингового субъекта и его слабые и сильные стороны. Средний объем главы – 30 страниц.

Проектная часть

Эту часть еще называют практической. Именно в ней студент проводит свое эмпирическое исследование. Содержание практической главы сильно разнится в зависимости от специальности и факультета. Проектная часть показывает дипломной комиссии, насколько студент умеет пользоваться теоретическим материалом.

Практическая глава обязательно должна служить доказательством разработанной еще в теоретической части гипотезы. Доказательство всегда происходит на примере невымышленных ситуаций.

К ним можно отнести:

  • эксперименты,
  • опросы,
  • переводы,
  • экспедиции и многие другие в зависимости от учебной дисциплины.

Студентов некоторых специальностей научный руководитель просит предоставить собственные уникальные практические разработки.

В процессе написания практической главы студент должен:

  • описать объект работы,
  • описать методики обработки материала,
  • подобрать нужный материал,
  • проанализировать материал,
  • возможно, предложить свои разработки,
  • сделать выводы, перекликающиеся с целями и задачами, обозначенными во введении.

Важно помнить, что практическая часть должна плавно вытекать из теоретической, и не допустить ситуации, когда теория не имеет никакого отношения к практике.

Не стоит пренебрегать литературой при проведении и описании практического исследования. Методички, справочники, антологии и сборники могут значительно упростить написание этой главы. Объем практической части не должен превышать 35 страниц.

Оформление

Основная часть дипломной работы должна оформляться в соответствии с ГОСТом.

Вот основные требования к оформлению:

  • текст должен печататься только на одной стороне листа,
  • должны использоваться листы формата А4,
  • должен быть выдержан полуторный интервал,
  • шрифт должен быть черного цвета,
  • размер шрифта – 12-14,
  • разрешается выделение важных моментов курсивом и жирным,
  • допускается любой тип шрифта, но на практике научные руководители обычно требуют Times New Roman,
  • расстояние между абзацами должно составлять 1.25 см,
  • правое поле – 3 см, левое – 1 см, нижнее и верхнее – 2 см,
  • страницы должны быть пронумерованы,
  • имена и названия должны быть обязательно приведены на оригинальном языке.

Обычно наибольшие сложности вызывает оформление заголовков. Заголовки должны выделяться жирным и располагаться посередине страницы, а каждый подпункт должен начинаться с нового листа. Точка ни в коем случае не должна ставиться после заголовка. Расстояние от заголовка до текста должно составлять 1.5 см.

Для удобства главы можно разделять на пункты, а пункты, в свою очередь, – на подпункты. Номера пунктов и подпунктов должны разбиваться точкой.

Особое внимание комиссия уделяет списку литературы.

При его оформлении нужно соблюсти целый ряд требований:

  • все источники должны быть указаны в алфавитном порядке,
  • если книга или статья написана не одним автором, а несколькими, все они должны быть указаны в списке,
  • сначала указывается фамилия, затем имя и отчество в виде инициалов,
  • первыми располагаются русскоязычные источники, вся иноязычная литература указывается после,
  • не допускается наличие орфографических или пунктуационных ошибок.

Заключение

Основная часть – центр дипломной работы, который включает в себя теоретическую информацию, аналитическое и практическое исследование. В основной части содержится смысловая нагрузка дипломной работы. От качества ее написания зависит итоговая оценка на защите диплома.

Если хотите побыстрее сдать дипломную работу и начать профессиональную карьеру, нужно не только найти необходимую информацию для итоговой работы, но и знать, как эту дипломную работу правильно оформить. Кстати, многое о том, как написать дипломную работу самостоятельно (для чайников), вы уже можете найти на нашем телеграм-канале. А тут мы собрали только самую важную и полезную информацию.

На этапе подготовки

Выбор научного руководителя

Сложно ли писать диплом самому? Многое зависит от выбора не только темы работы, но и научного руководителя. Поэтому они тщательно присматриваются к преподавателям в университете.

Не стесняйтесь узнавать, как защитили старшекурсники. Они подскажут, как тот или иной преподаватель ведет себя на этапе написания диплома и на защите.

Почему так важно выбрать хорошего руководителя? От этого будет зависеть, сколько раз вы будете отправлены на доработку. Одни преподаватели могут с первого раза подробно описать все недочеты и недоработки, чтобы студент не терял напрасно время и работал по существу.

Другие же будут раз за разом отказывать в принятии работы, ссылаясь то на недостаточную уникальность, то на неверное оформление литературных источников, то на нехватку объема дипломной.

В конце концов, вы должны помнить, что именно этот человек (в идеале) будет ставить свою оценку в рецензии на дипломную работу. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».

Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите.

Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать.

Выбор темы

Первое, с чем придется столкнуться выпускнику, – выбор темы для дипломной работы.

А правильный выбор темы дипломной работы означает, что вы защититесь на отлично.

Выбирать тему можно следующим образом:

  • выбрать тему по интересам;
  • продолжить тему предыдущих курсовых проектов;
  • определить тему, исходя из планов в будущей профессиональной деятельности;
  • воспользоваться помощью преподавателя.

Если хотите быстро написать дипломную, подумайте, как из курсовой сделать дипломную работу. В этом случае большая часть исследований, оформлений и приложений у вас уже готова.

Написание плана

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него?

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужно знать, как составить план дипломной работы. Это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

План решает следующие задачи:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о впустую потраченном времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если вы планируете внести их в содержание.

На этапе написания

Написание диплома – сложная штука. Вам придется не просто описать все проведенные исследования в мельчайших подробностях, но и грамотно оформить их.

Структура диплома

Итак, зная структуру, вы узнаете, как правильно написать дипломную работу самостоятельно. И по ГОСТам каждый диплом состоит из следующих обязательных элементов:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • аннотация,
  • перечисление основных терминов и их определения, аббревиатур с краткой расшифровкой,
  • введение на пять страниц,
  • основная часть (теория и практика, разбитые на параграфы по 5 страниц каждый),
  • заключение на две-три страницы
  • библиографический список,
  • приложения.

Определение цели и задач диплома

И перед тем, как написать дипломную работу самому, необходимо определить для себя два важных пункта: цель и задачи.

Вот почему одним из требований к написанию ВКР выступает не формальный, а творческий подход к выбору темы, составлению плана выполнения выпускной квалификационной работы, а также порядку ее написания и оформлению.

  1. Цель. Диплом является систематизацией и закреплением теории в определенной специальности в ходе решения практических задач по исследованию и анализу, выявлению способностей к самостоятельной работе.
  2. Задачи. Задачи необходимо четко формулировать: изучить и формулировать литературу по теме; исследовать и выучить основные термины и понятия по данной теме; выявить и проанализировать влияние некоторых показателей на развитие данной темы; дать собственные рекомендации на тему усовершенствования вопроса по заданной теме.

Теперь более подробно по каждому пункту дипломной работы.

Титульный лист

Любой диплом начинается с грамотного оформления титульного листа.

На этой странице должна содержаться следующая информация:

  1. Полное название вуза, факультета и кафедры. Пишутся на первых трех строчках титульного листа с выравниванием по центру и шрифтом Times New Roman, размер 14.
  2. Тема дипломного проекта. Должна размещаться в центре и помещаться в одну или несколько строк. Шрифт названия темы – полужирный Arial прописными буквами 20 размера. В названии не допускаются сокращения и переносы слов.
  3. Фамилия, имя и отчество студента, форма его обучения (заочная, дневная или вечерняя). фамилия и инициалы, звание и ученая степень научного руководителя дипломного проекта. Помещаются на 3 строки, о научном руководителе – в 2 строки. Они помещаются внизу справа от названия темы. Шрифт — Times New Roman, размер 14, с выравниванием по левому краю, с отступом вправо на 8,5 см. Ф. И. О. руководителя и автора дипломной пишутся полужирным шрифтом.
  4. Город и год написания диплома. Находятся внизу в центре страницы на двух последних строчках и пишутся шрифтом Times New Roman, размер 14 с выравниванием по центру.

Нельзя недооценивать оформление титульного листа диплома: это ваш пропуск на защиту.

Содержание

Содержание – это, по сути, тот же план дипломной работы, только в более развернутом виде и с указанием места расположения информации. Но студенты терпеть не могут выполнять именно эту часть работы за то, что понадобятся дополнительные знания и усидчивость для грамотного оформления оглавления проекта.

Оглавление дипломной работы никак не связано с литературным жанром. Здесь непозволительно использовать намеки и загадки. Существуют определенные требования о том, как нужно правильно написать содержание дипломной работы:

  • отражение всех вопросов, затрагиваемых в работе;
  • взаимосвязанное раскрытие итогов исследования;
  • четкость и последовательность изложенных данных;
  • обязательное написание в виде неразрывных повествовательных предложений, а не восклицательных или вопросительных.

Если знать, как составить содержание дипломной работы, то в итоге получится четкое перечисление основной информации, четкий план диплома. Здесь студент перечисляет все имеющиеся в работе:

  • разделы,
  • подразделы,
  • пункты,
  • подпункты,
  • параграфы, а также страницы, им соответствующие.

Правильное оформление содержания диплома по ГОСТу 2023 должно выглядеть следующим образом:

  • названия глав (заголовки первого уровня) – 14 размер полужирный шрифт Times New Roman,
  • названия параграфов (заголовки второго уровня) – 14 размер нормальный шрифт Times New Roman,
  • названия пунктов (заголовки третьего уровня) — 14 размер курсивный шрифт Times New Roman.

Делать это не обязательно вручную. Можно воспользоваться функциями Microsoft Word что позволит написать содержание в ворде быстро и качественно.

Введение к диплому

Многие считают, что во введении можно как в сочинении писать свои мысли и плавно подводить к основной сути. Навсегда забудьте этот вздор! Именно с введения начинается знакомство руководителя и членов комиссии с вашим трудом. Вот почему крайне важно максимально качественно подойти к написанию введения к диплому.

Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.

Итак, в этой части работы всегда будут:

  • актуальность работы;
  • цель и задачи дипломного проекта;
  • знакомство с объектом и предметом исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости квалификационной работы;
  • гипотеза исследования.

До начала работы обязательно следует оговорить все тонкости с научным руководителем. Иногда, если спросить у него, как правильно написать введение в дипломной работе, он может указать на необходимость перечисления основных глав, параграфов, разделов с кратким содержанием или основной мыслью. Но это не для всех работ и отраслей.

До того как написать введение для дипломной работы, вы должны найти пример в методичке или спросить у научного руководителя о приемлемом для него объеме. Если он не выкажет собственных предпочтений, придерживайтесь стандартных норм:

  • стандартный объем введения — 2-4 страницы;
  • 5 страниц – максимально допустимый объем.

Помните: в этих трех-четырех страницах вам нужно будет очень кратко и по делу описать главные аспекты труда.

Основная часть

С чего начать написание диплома? Правильно, с самого главного! А в дипломной работе самое главное – это теоретическая и практическая часть.

  1. Теоретическая часть.

Теоретическая часть состоит из нескольких глав (3-4) общим объемом примерно в 15 листов формата А4. Здесь автор описывает методы выполнения дипломной работы, указанные во введении, но делает это более подробно. Часто теоретическую часть называют литературным обзором, где описывается многоплановый анализ проблемы.

Задача автора в этой части – дать максимально полную характеристику изучаемой проблемы, сопоставить и проанализировать разные точки зрения, определить подходы к исследованию указанных проблем. В конце теоретической части автор знакомит слушателей/читателей с собственными взглядами на проблему, пытается найти пути ее решения.

  1. Практическая часть.

Во второй главе диплома описывается ход проведения исследования, указываются все этапы его проведения, подводятся общие выводы. В практической части приводятся точные результаты с их подробным анализом, а также обоснованные практические рекомендации по повышению эффективности изученных процессов.

Здесь студент обязан продемонстрировать теоретические и практические навыки, полученные в ходе всего обучения в вузе. Суть этой части – описание личного вклада студента в сферу исследования. То есть выпускник должен предоставить комиссии новый, ранее неизведанный способ решения проблемы, а также опробовать его и рассказать о результатах.

Заключение дипломной работы

Сложность написания хорошего(!) заключения состоит в том, что в нем нужно отразить собственные выводы по работе, а не фразы из учебника, схемы и диаграммы с расчетами. Окончание работы – это комплексное и логичное выражение своих мыслей, подведение итога работы.

Данный раздел следует сразу после основной части и перед библиографическим списком (списком литературы). Сюда входят следующие элементы:

  1. Выводы по теоретическим и практическим аспектам работы, которые были получены в ходе исследования.
  2. Оценка и результаты эмпирического исследования с описанием выводов.
  3. Предложения, которые позволят устранить выявленные в работе проблемы, а также описание их практической значимости.
  4. Итог проделанной работы (успешность достижения поставленной цели и выполнения задач).

К написанию заключения стоит отнестись весьма серьезно, ведь введение и заключение кратко характеризуют всю проделанную работу. На этом этапе можно по-быстрому увидеть все результаты и решенные задачи. Если попадется ленивый рецензент, то он будет судить работу именно по этой части.

Список литературы

У многих студентов возникают проблемы с тем, как правильно написать и оформлять литературу в дипломе. Первое, что необходимо помнить, – библиографический список перечисляется в порядке важности материалов. Порядок важности такой:

  • нормативные акты;
  • статистические источники;
  • учебные пособия в алфавитном порядке;
  • книги на иностранном языке;
  • источники из интернета.

Немного по-разному может производиться оформление статей из журналов, электронных источников, учебников вузов, учебных пособий, материалов конференций, методических источников. И в ГОСТах строго прописано, как оформлять списки литературы в дипломе. Поэтому определитесь с типом источника и смотрите образцы.

Приложения

Качество оформления приложений в дипломе играет огромную роль. Зная, как правильно оформить приложения в дипломе, вы сможете грамотно резюмировать вашу работу, сделать ее более понятной. В приложение дипломной работы входят:

  • рисунки,
  • таблицы,
  • графические наглядные материалы.

Существуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при создании приложений к диплому. Вот основные из них:

  1. Каждое новое приложение начинается с чистой страницы. Сверху в центре пишется заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» с причисленным ему порядковым номером, соответствующем ссылке в тексте работы. Под ним идет заголовок таблицы, рисунка или другого графического объекта (начинается с прописной буквы с отдельной строки по центру).
  2. Нумерация приложений можно оформлять кириллицей (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы) или латиницей (кроме букв I, O). Если количество приложений превышает количество букв одного из алфавитов, можно использовать арабские цифры. Если к диплому прилагается лишь одно приложение, оно обозначается заглавной буквой А.
  3. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной. Она начинается с первой цифры с первой страницы приложения.

Особое внимание обратите на то, как следует оформлять таблицы в дипломе. Этот графический элемент позволяет улучшить наглядность примеров и расчетов. Мы хотим рассказать вам как раз о том, как это правильно делать. Каждый рисунок, графический объект и таблица непременно нумеруются одним из следующих способов:

  1. Сквозная нумерация по ходу дипломного проекта.
  2. Новая нумерация с началом каждой новой главы.

При создании приложений также пролистайте материалы о том, как правильно оформлять схемы в дипломе, если ваша работа технической направленности. И если с остальными видами предоставления информации все понятно, то схемы вызывают у студентов больше всего вопросов. Давайте разбираться, как правильно оформлять схемы в дипломной работе.

Схема должна быть понятной и наглядной, вся информация должна представляться последовательной. Все надписи должны быть хорошо видны и выполнены в том же стиле, что и другие графические объекты в дипломной работе.

Линии схемы должны быть четкими. У всех элементов должны быть хорошо различимые границы.

В правильно составленной схеме можно легко различить связи и последовательности. Надписи должны емко отражать суть схемы и всех происходящих процессов, которые вы хотите описать.

После написания основной части важно проверить ее на антиплагиат. Это актуально для тех, кому важно знать, как написать дипломную работу без плагиата и не дорабатывать ее десяток раз.

Методика написания диплома

Существует определенная методика написания диплома, качество выполнения которого в первую очередь оценивает комиссия.

Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к сдаче.

Объем работы

По объему рукопись не должна быть чрезмерно большой. При стандартном шрифте 14 кеглем на листах формата А4 оптимальный размер работы – 50 листов.

Конечно, это не закон, и при необходимости вы можете превысить указанную цифру. Но скорее всего лишний объем просто не будет учтен членами комиссии (проще говоря, лишние листы даже не будут прочтены).

Оформление

ГОСТы были созданы для того, чтобы кто-то их соблюдал. Поэтому любой учащийся при подготовке дипломной должен уметь грамотно ее оформлять, ведь соответствие нормам – первое, на что смотрят члены ГАК.

Не стоит надеяться, что научный руководитель или члены ГАК не обратят внимания на некорректное оформление. В рецензии даже есть пункт, оценивающий качество оформления работы.

Итак, аккуратно подготовленный документ должен быть написан:

  • в строгом научном стиле;
  • внятно, логично, последовательно;
  • с изложенными основными материалами, необходимыми для выпускной работы.

Основные материалы для выпускной работы – это постановка целей и задач, довод научных публикаций по тематике, описание методов и этапов решения задач, демонстрация и анализ полученных результатов.

Стандарт оформления дипломных работ: общее

Существуют различные требования к оформлению дипломной работы 2019 года. Без их соблюдения работу не примет ни научный руководитель, ни комиссия.

Например, есть четкие правила оформления выпускной работы:

  • дипломная работа выполняется на белых листах бумаги формата А4;
  • объем (размер) дипломной работы должен составлять до 80 страниц (по согласованию с руководителем);
  • форматирование текста: отступы дипломной работы слева – 3 см, отступы справа – 1 см, отступы сверху и снизу – 2 см;
  • стандартный шрифт при оформлении дипломного проекта — Times New Roman, кегль 14, с межстрочным интервалом в 1-1,5;
  • заголовки пишутся с заглавной буквы и помещаются по центру строки;
  • новый пункт дипломной работы начинается с нового листа;
  • название каждой главы пишется БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Название параграфа – обычными буквами, но с Заглавной первой буквы;
  • все страницы дипломного проекта при оформлении нумеруются, кроме титульного листа и содержания;
  • нумерация страниц размещается в нижнем правом углу страницы;
  • после номера главы точка ставится, а после номера параграфа нет.

Оформление списков и рамок диплома

Посмотрите, правильно ли у вас выполнено оформление списков и рамок в дипломе.

Правила оформления списков:

  1. Оформлять списки можно по-разному: в виде пунктов или подпунктов.
  2. Маркер должен быть проставлен перед каждым новым перечислением. При этом сам маркер должен быть стандартным, общепринятым (точка или тире для ненумерованного списка).
  3. Перечисления можно детализировать при помощи арабских цифр. Иными словами: использовать нумерованный список. Как правило, после каждой цифры ставится закрывающая круглая скобка. В этом случае составляющие списка после нумерации пишутся с маленькой буквы.

Каждое новое перечисление пишется с новой строки. Величина абзацного отступа стандартная – 12,5 мм.

А вот главные параметры рамок диплома:

  1. Нижнее и верхнее поле – 20 мм
  2. Правое поле – 10 мм
  3. Левое поле – 25 мм

При необходимости (как правило, для студентов технических специальностей) дипломная работа обрамляется в специальную рамку. По ГОСТу 2.106-96 ее необходимо выполнять по форме 5 и 5а.

Оформление сносок и ссылок

Есть определенные требования, как оформить сноски и ссылки в дипломе. Звучит смешно, но именно это может повлиять на решение комиссии.

Существует несколько видов сносок:

  • внутритекстовые;
  • подстрочные;
  • затекстовые (ссылки).

Однако по ГОСТу сноски в дипломной работе следует располагать сразу же под текстом (таблицей, рисунком) или в конце страницы, на которых он расположен.

Все, с оформлением покончили. Теперь переходим к финальной части, которая тоже потребует от вас определенных сил.

На этапе завершения

Не думайте, что по окончании написания дипломной работы можно наконец расслабиться и пуститься во все тяжкие. Самое время навести внешний лоск, добавить кое-какие документы.

Давайте разбираться, что обязательно нужно сделать после написания диплома и перед защитой.

Написание рецензии, аннотации, пояснительной записки к диплому

Аннотация

Аннотация – это краткое описание к диплому с краткой характеристикой содержания. Она не является самостоятельным документом. Ее нельзя использовать отдельно от диплома, поэтому ее прикладывают к работе до прошивания.

Написание аннотации к диплому – своеобразное отражение проблем, которые раскрываются во всех главах. При прочтении аннотации читатель сразу должен сформировать у себя четкое понимание того, о чем пойдет речь в работе.

Аннотация может быть составлена в двух видах:

  1. В кратком варианте. Размер этого документа вполне может не превышать 0,5 стандартного листа А4. Здесь достаточно описать методологию проведения исследования и указать цели.
  2. В расширенном варианте. В этом случае размер документа должен занимать от 1-2 до 3-4 листов. Здесь следует указывать основную информацию и собственный отзыв обо всех существенных и значимых моментах в проведенном исследовании. Нужно указывать и ключевые этапы проведения исследования и приводить обоснованные выводы.

Не стоит недооценивать важность аннотации. Это лицо вашего диплома. Часто достаточно лишь взглянуть на нее, чтобы понять суть труда в целом.

Рецензия

Написанием рецензии занимается рецензент – человек с дипломом (а еще лучше – с научной степенью) по специальности дипломного проекта.

Если удалось найти рецензента, не надейтесь, что он сам напишет рецензию. Такие люди слишком заняты, чтобы тратить свое время. Позаботьтесь о том, чтобы у вас все было готово, а рецензент мог только поставить подпись под написанным.

Вот основные черты, которыми должна обладать хорошая рецензия:

  • выдержанность в одном стиле;
  • соответствующее оформление и четкая структура;
  • наличие полноценного анализа дипломного проекта.

Помните: вы, то есть рецензент, пишете не эссе и не отзыв, которым свойственен свободный стиль написания. У рецензии есть четкая структура. А вот форма может быть свободной.

Оформление рецензии:

  1. Объем – не больше одной страницы формата А4.
  2. Шрифт — Times New Roman.
  3. Размер шрифта – 14 кегль.
  4. Одинарный межстрочный интервал.
  5. Отступы – 2 см снизу и сверху, 3 см слева, 1 см справа.
  6. Наличие подписи рецензента.

Пояснительная записка

Пояснительная записка к диплому (курсовой) – это официальный документ, по которому выставляется итоговая оценка за весь проект, а в случае дипломной работы – присваивается квалификация.

Крайне важно соблюдать правила написания пояснительной записки, ведь этот документ не только представляется комиссии, но и будет храниться еще несколько лет в архиве, который регулярно проверяется. И если будут выявлены несоответствия – жди беды.

Пояснительная записка к дипломному проекту должна соответствовать следующим требованиям:

  • объем – до 80 страниц;
  • оформление на листах формата А4;
  • написание 14 шрифтом.

Создание презентации к дипломной работе

Компьютерная презентация – самый яркий момент в защите диплома. В недавнем прошлом выпускники должны были вручную создавать бумажные плакаты. И отнимало это почти столько же времени, сколько написание самой дипломной работы.

Сегодня же в вашем распоряжении компьютеры, с помощью которых оформление презентации к докладу или диплому может занять всего несколько часов.

Презентация нужна для того, чтобы облегчить работу членов комиссии. Благодаря ей существенно облегчается визуальное восприятие информации, а время прослушивания доклада сокращается с нескольких часов до нескольких минут.

На сегодняшний день не существует каких-то строгих и четких требований к оформлению презентации дипломной работы. Однако есть общие положения, рекомендации, советы в составлении презентации в составлении презентации, следуя которым можно повлиять на свою защиту.

Теперь более конкретно по важным пунктам о том, как правильно создать презентацию к диплому:

  1. Шрифт. Для создания презентации рекомендуют использовать шрифты Arial или Times New Roman. Это обусловлено тем, что эти шрифты есть на любом компьютере. Если же использовать редкий шрифт, то при использовании презентации на неизвестном компьютере, в котором нет используемого шрифта, на экране будут отображаться квадратики или непонятные символы. Печатайте информацию 24 кеглем без использования CapsLock. Если вам нужно выделить слово или выражение, используйте лучше полужирный шрифт.
  2. Графика. С ее помощью вы можете проиллюстрировать информацию, которую хотите представить комиссии на защите. При использовании диаграмм или графиков обязательно указывайте на слайдах внизу расшифровку сокращений. При этом каждая иллюстрация должна сопровождаться подписью.
  3. Таблицы. Программы для презентаций, как правило, не любят таблиц. Если вы хотите поместить чрезвычайно важную информацию в форме таблицы, вставьте ее в слайд как картинку, используя, например,
  4. Анимация. Анимацию не следует использовать, если вы, не выпускник режиссерских специальностей. Исчезание, всплывание, растворение надписей оказывает впечатление несерьезности, что вовсе ни к чему при защите дипломной работы.
  5. Звуковые эффекты. Старайтесь не использовать никаких звуков из пакета программы для создания презентации. Они будут мешать сосредоточиться на смысловой составляющей работы
  6. Количество слайдов. Для защиты дипломной работы рекомендуется создавать презентацию объемом не больше 25 слайдов (включая выходные данные). В среднем комиссия отводит на каждого выпускника не более 10-12 минут своего времени. Рассчитывайте на то, чтобы успеть вписаться в этот временной промежуток.

А вот и частые ошибки при составлении презентации:

  • опечатки,
  • использование чужого компьютера,
  • применение мультимедийных файлов,
  • мелкий шрифт,
  • написание в последний день.

И еще один важный совет напоследок: обязательно создавайте резервную копию и носите ее с собой. Имея флэшку с презентацией, вы всегда сможете воспроизвести ее, если аппаратура вуза вдруг заглючила. Достаточно найти студента с лэптопом.

Написание доклада и речи к дипломной работе

При подготовке к защите следует изучить информацию о том, как написать доклад к дипломной работе.

Доклад пишется на 3-4 листа формата А4 и состоит из основного текста (краткое изложение дипломной работы) с выводами, раздаточных материалов, самой презентации.

В содержание доклада должны быть включены следующие пункты:

  1. Актуальность работы (2-3 предложения достаточно).
  2. Характеристика объекта и предмета исследования.
  3. Перечисление используемых методов исследования.
  4. Описание поставленных целей и задач.
  5. Логически составленный краткий рассказ о том, как вы решали поставленные задачи и к каким выводам пришли (краткий пересказ всех глав диплома с выводами).
  6. Внесение предложений и рекомендаций по улучшению и оптимизации предмета и объекта исследования.
  7. Приведение фактов научной и практической ценности предложений студента и выпускной квалификационной работы в целом.

Грамотная четко продуманная речь к диплому – важная составляющая успеха. Мало просто написать речь к дипломной работе, нужно еще и уметь красиво рассказать о своей работе. Иначе комиссия может ненароком расстроиться и потерять к вам всякий интерес.

Итак, вот дельные рекомендации о том, как написать речь на защиту диплома:

  1. Как написать защитное слово (речь) к диплому? Написать сам диплом. Не стоит составлять защиту диплома, не изучив свой диплом досконально. Перечитайте материал, пусть он «уложится» в голове. После этого можно начинать. Но как защитить диплом если писал не сам? То же самое — хорошенько изучите работу перед защитой.
  2. Помните о времени. Как правило, защита диплома длится недолго. Как говорится, 10 минут позора – и можно расслабиться. Поэтому не стоит напрямую переписывать весь диплом в свою речь. Пусть доклад будет помощником, шпаргалкой, в соответствии с которой будет проще рассказывать о сути исследований.
  3. Перед тем как написать защитное слово к дипломной работе, вместе с научным руководителем подумайте о возможных вопросах, которые может задать почтенная комиссия. Информацию, которая поможет с ответами, целесообразно включить в речь.
  4. Используйте информацию из введения и заключения. Укажите, какова была задача диплома, как она решалась, что было сделано и что получили в итоге. В речи должна быть отражена самая суть, квинтэссенция вашей работы, так что добавьте в нее выводы из каждой главы.
  5. Репетируйте защиту перед зеркалом. Или перед друзьями. Во-первых, это забавно. А во-вторых, уже стоя перед комиссией, вы не будете чувствовать большого дискомфорта, так как «на репетиции» уже побывали в этой ситуации. К тому же, так вы сможете подогнать речь под четко заданные временные рамки.
  6. Хотите быть образцом того, как написать речь для защиты диплома? Сделайте презентацию.

Подготовка ко дню Х

Ну что, готовы? Конечно, нет! Готовым можно быть только к чему-то положительному, чего вы ждете с нетерпением. А момента защиты каждый пытается избежать, оттянуть его до последней секунды.

Впрочем, соблюдайте несколько советов, которые помогут вам безболезненно пережить этот день:

1.Предварительно узнайте, как проходит защита в вашем вузе (колледже или техникуме). Это позволит подготовиться морально к вопросам, узнать более детально о поведении членов комиссии и получить много другой полезной информации.

2.Научитесь расслабляться. Ромашковый чай, медитация, арт-терапия – существует множество способов забыть о волнении и справиться с нервозностью.

3.Обязательно выполните проверку работы. Есть множество сервисов, позволяющих обнаружить ошибки, плагиат и другие неприятные фрагменты в работе и не опозориться.

В общем, вопрос о том, как написать диплом (за неделю или месяц – не важно), мы раскрыли сполна. Но остался один нюанс, который хотят знать все студенты, но никто не решается спросить напрямую.

Что делать, если не защитил диплом?

Что ж, бывает и такое. Но вы должны знать, что если провалили диплом, жизнь на этом не заканчивается.

А можно ли не защитить диплом в принципе? Да, конечно можно! Правда, для этого придется постараться. Правда, если вы уделяли ему хоть какое-то время и не видите документ на защите впервые, сделать это будет очень сложно. Рассмотрим сначала, по каким причинам такая ситуация может произойти.

  1. Вы не успели подготовить работу к сроку.
  2. Вы не явились на защиту.
  3. Вы не получили допуск из-за отрицательного отзыва преподавателя.
  4. Вы провалили саму защиту.

Если это все-таки случилось, то ваша судьба окажется в руках Аттестационной Комиссии. Комиссия посмотрит и решит, как ей покажется лучше. Либо вам-таки дадут время на исправления и предоставят возможность пересдать диплом «по-быстрому», либо выдадут новую тему, справку об обучении, и придется сделать диплом в следующем году.

Как это пережить?

Просто нужно начать писать диплом задолго до планируемой сдачи. Полгода – вполне достаточный срок, чтобы решить все проблемные моменты при написании финальной работы.

Впрочем, для идеального диплома иногда совершенно не обязательно прилагать титанические усилия. Это же касается тех, кто думает, как быстро написать диплом качественно, чтобы он прошел антиплагиат с первого раза. Иногда достаточно просто обратиться в специальный студенческий сервис, где профессионально занимаются написанием дипломной работы.

Вопрос/ответ

Как написать план дипломной работы?

План дипломной работы — это:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Дальше ориентируйтесь на своё содержание.

Как написать введение к диплому?

Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.

Итак, в этой части работы всегда будут:

  • актуальность работы;
  • цель и задачи дипломного проекта;
  • знакомство с объектом и предметом исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости квалификационной работы;
  • гипотеза исследования.

Стандартный объем введения — 2-4 страницы.

24 февраля 2023 г.

Как написать дипломную работу самостоятельно в 2023 по ГОСТу. Блог Retext подскажет, как сделать онлайн диплом за 1-3 день. Скачать образец, пример диплома.

  1. Что такое дипломная работа
  2. Из чего состоит дипломная работа
  3. Структура диплома
    • Объем диплома
    • Оформление дипломной работы по ГОСТ 2023
  4. Как определить цели и задачи диплома
  5. Как выглядит титульный лист дипломной работы
  6. Содержание диплома
    • Как оформить введение к диплому
    • Как оформить основную часть диплома
    • Как оформить заключение дипломной работы
    •  Как оформить список литературы диплома
  7. Методика написания диплома
  8. Дополнительные документы для сдачи диплома в 2023
    • Принцип составления рецензии, аннотации, пояснительной записки к диплому
    • Создание презентации к дипломной работе
    • Написание доклада и речи к дипломной работе
  9. Часто задаваемые вопросы

В этой статье вы знаете о том, как написать диплом, требования в 2023 году и сможете скачать образец. В случае, если вы хотите быстрее сдать дипломную и начать профессиональную карьеру, вам нужно не только найти всю необходимую информацию для ВКР, но и знать как ее правильно оформить. В этой статье вы узнаете все требования к дипломной работе 2023 и сможете оформить ее в соответствии с ГОСТ.

Что такое дипломная работа

В процессе написания каждый студент задавал себе вопрос, что же такое дипломная работа. В настоящее время понятие «диплом» практически вышло из словарного запаса молодых людей. Чаще всего сейчас используют название ВКР или выпускная квалификационная работа. Все эти термины означают одно и то же, несмотря на то, что называются по разному. Давайте разбираться, что это такое. 

Дипломная работа — это исследование той или иной проблемы, которое студент проводит с целью рассмотрения и решения научной задачи. На защите студент должен продемонстрировать свою компетенцию перед аттестационной комиссией. Если студент защищает ВКР, то он получает оценку и степень бакалавра. Наши советы помогут вам написать диплом самостоятельно, не прибегая к помощи других людей.

Из чего состоит дипломная работа

По ГОСТу структура диплома в 2023 году должна состоять из следующих основных элементов:

  1. Титульный лист
  2. Индивидуальное задание
  3. Рецензия
  4. Содержание
  5. Список сокращений и условных обозначений
  6. Введение
  7. Основная часть
  8. Заключение
  9. Список источников и литературы
  10.  Приложения
  11.  Цифровой носитель с электронной копией 

Структура диплома

При подготовке к ВКР в обязательном порядке выполните ряд требований, которые прописаны в ГОСТе. Бывает, что учебное заведение может внести некоторые изменения. В большинстве случаев они незначительные. Качественная структура позволяет повысить качество и упростить сам процесс.

Объем диплома

Средний объем диплома на бакалавриате – 65-70 страниц. Этих страниц будет достаточно для полного раскрытия темы. Но, безусловно, существуют и исключения. Если студент взял достаточно сложную тему, объем может быть увеличен.

Не рекомендуем писать меньше 60 страниц: комиссия может снизить оценку за недостаточное количество материала в научно-исследовательской работе студента. Это будет выглядеть так, что студент не смог в полной мере раскрыть тему.

Оформление дипломной работы по ГОСТ 2023

ГОСТ определяет следующие обязательные требования к оформлению дипломной:

  1. Не допускается двусторонняя печать. Текст должен быть только на одной стороне;
  2. Интервал между абзацами и строками — 1,5 см;
  3. Шрифт Times New Roman 14 кегля, без выделений. Для заголовков разрешен полужирный шрифт;
  4. Выравнивание текста по ширине;
  5. Поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм;
  6. Нумерация должна быть на каждом листе. Применяются только арабские цифры;
  7. Отсчет страниц ведется с титульного листа, но нумерация ставится с введения;

Как определить цели и задачи диплома

Какие цели и задачи можно поставить перед собой в ВКР? В первую очередь нужно помнить, что цель – это то, что студент стремится решить в исследовании. Какая может быть цель?

  1. Это может быть исследование или анализ предмета.
  2. Нахождение проблемы.
  3. Деятельность по созданию и реализации мероприятий, направленных на решение проблемы.

Для определения цели необходимо использовать существительные (анализ, исследование, изучение и выделение). Не забудьте упомянуть в заключении о достигнутой цели исследования. Задачи диплома — это исследование и анализ на пути к достижения цели. Они должны быть и теоретическими, и практическими. Эти задачи должны быть сформулированы в главах. Это необходимые действия, которые вы будете предпринимать для изучения и решения проблемы. С учетом того, что объем достаточно большой, оптимальное количество задач для дипломной – от 3 до 6.

Однако для задач используются глаголы:

  • проанализировать
  • определить,
  • обобщить и систематизировать,
  • классифицировать,
  • найти и выявить,
  • раскрыть,
  • разработать идею.

Для того, чтобы вам было проще понять, приведем пример:

Цель данной работы заключается в разработке стратегии продвижения, которая позволила бы решить существующие проблемы.

Данная цель определяет основные задачи исследования:

  1. проанализировать теоретические основы конкурентоспособных стратегий ресторанного бизнеса;
  2. выявить основные методы конкурентной борьбы, маркетинговые модели описания конкурентных рынков и разобрать конкурентные стратегии в маркетинге;
  3. изучить потребителей ресторана «Бочкари»;
  4. осуществить анализ деятельности ресторана «Бочкари»;
  5. выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы для ее деятельности; 

Как выглядит титульный лист дипломной работы

Согласно ГОСТу первая страница, которая является лицом ВКР должна быть выполнена в соответствии со всеми требованиями стандартов. Кроме того, учтите все поправки, которые вносятся в оформление титульника. Сейчас мы с вами рассмотрим образец титульного листа по ГОСТу 2023. Мы рассмотрим образец титульного листа ВКР, а также вы сможете скачать образец.

Инструкция оформления титульного листа дипломной работы:

  1. В первую очередь заполните «шапку» титульника. Сверху листа с первой строчки напишите: «МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Выравнивание по середине.
  2. Строчкой ниже «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».
  3. На следующей строчке — полное название вашего университета.
  4. Далее введите название вашего факультета. 
  5. На следующей строчке — название кафедры.
  6. Отступив 1 строчку напишите тему. Выравнивание посередине. Название пишите заглавными буквами.
  7. Под темой нужно написать: «выпускная квалификационная работа».
  8. Отступите снова 1-2 строчки и напишите: “Выполнил студент _ курса _ группы ФИО”. Выравнивание по правой части документа.
  9. Выровняйте текст по правому краю и после слова «Выполнил…» введите свои данные.
  10. Далее сделайте место для вашей подписи.
  11. Напишите под вашей подписью полное ФИО вашего научного руководителя и его научную степень. Также оставьте место для подписи.
  12.  В самом низу документа посередине, напишите город и год защиты вашей дипломной. 

После информации о студенте и преподавателе,  напишите строчку «Выпускная квалификационная работа защищена:..».

На нижней строчке с левого края будет указана информация о заведующем кафедры, а с правого края — о научном руководителе.

Титульник (1)

Так выглядит полная инструкция оформления титульного листа ВКР. Но даже если следовать всем пунктам, можно допустить грубейшие ошибки. Поэтому используйте этот шаблон оформления титульного листа. Вам нужно только поменять информацию под себя.

Содержание диплома

Как правило, содержание — это структура диплома. Здесь должны быть перечислены все пункты основной части: главы, подглавы и пункты с указанием страниц. Кроме того в содержании нужно отразить основные положения: введение, заключение, приложения и список литературы.

Как оформить введение к диплому

Большинство людей полагают, что во введении можно писать свои мысли как в сочинении и плавно вести к основной сути. Никогда не используйте этот совет! Именно с этого момента начинается знакомство научного руководителя и членов комиссии с ВКР. Именно поэтому очень важно, чтобы ВКР была выполнена качественно.

Во введении должно быть ясно, для чего проведено исследование и какие проблемы оно рассматривает. А также какие способы решения этих проблем вы планируете использовать. Именно по этой части будут оценивать теоретическую и практическую значимость. Пример такого введения вы можете увидеть чуть ниже.

При всех особенностях учебного заведения, структура введения всегда будет одинаковая.

В этой части всегда будут:

  • актуальность;
  • задачи и цели;
  • ознакомление с объектом и предметом исследования;
  • описание методологических основ исследования;
  • характеристика научно-практической деятельности, которая была выполнена;
  • основная гипотеза научного исследования.

Для начала вам нужно найти пример введения в методичке или спросить у научного руководителя о приемлемом для него объеме. В случае если он не проявит интереса к предложениям, то следует придерживаться стандартных норм:

  • Как правило, в стандартном объеме введение должно быть 2-4 страницы.
  • Максимальный объем текста — 5 страниц.

На этой странице вы должны кратко и по делу описать основные аспекты. Здесь мы приводим пример (образец) введения диплома, чтобы вам было понятно, как оно должно выглядеть в идеале.

Как оформить основную часть диплома

Основная часть должна быть разделена на 2-3 главы. Одна из которых будет содержать только теоретический материал.

По традиции первый теоретический раздел должен быть на 15-20 страниц. На этих страницах студентом раскрываются основные методические установки проекта (методики дипломной работы), ранее упомянутые во введении. Теоретическую главу можно сравнить с литературным обзором, в котором представлен многоплановый анализ проблемы, основанный на теории. Без этого не обходится ни одна дипломная. Без анализа, как правило, не обойтись. Основная задача студентов — это проведение наиболее полной характеристики состояния изучаемой проблемы и сопоставление различных научных точек зрения, определение подходов к исследованию очередной проблемы.

Научная глава ВКР может содержать историю проблемы, сравнение суждений различных научных школ о ней, анализ степени изученности поставленного вопроса.

Результат первой главы — это описание своих взглядов на изучаемую проблему, а также указание путей решения проблемы. Все эти утверждения должны быть обоснованы, аргументированы и подтверждены логически верными теоретическими выкладками из отечественных или зарубежных источников литературы.

Объем первой главы должен примерно соответствовать второй и третьей. По большей части, она представляет собой частный методологический подход к данной главе. Повысить уникальность текста вы можете воспользовавшись нейросетью для рерайта текста.

Вторая глава представляет собой практическую ценность. Но также, наравне с первой, глава служит продолжением рассуждений студента. Чаще всего в этой главе идет описание компании, которая была взята для исследования. Этот раздел, который носит название проектного, содержит точный анализ данных, статистику и небольшие рекомендации.

Работая над этой главой студенту нужно продемонстрировать полученные знания за весь период обучения в учебном заведении.

Третья глава должна содержать в себе подробный анализ результатов, полученных во время практики или же анализа предприятия. Здесь студент должен предложить пути решения проблемы, указанной во введении. Предложить метода и расписать подробный и логичный план.

Содержание Главы (1)

О том, как обойти антиплагиат и поднять оригинальность текста читайте в блоге.

Как оформить заключение дипломной работы

К написанию заключения студенты относятся по-разному. Многие думают о том, что эта часть не имеет смысла. Остальные люди проводят много времени за придумыванием, что же туда добавить.

Хорошего заключения — это сложная задача. В нем нужно отразить собственные выводы, а не фразы из учебника, схемы и диаграммы с расчетами в тексте. Заключение дипломной — это комплексное и логическое выражение своих мыслей, вывод.

Заключение можно легко и просто написать в сервисе ReText.AI. Для этого нужно выбрать подходящее заключение и перефразировать его.

Вот и структура, которая поможет вам разобраться в том, как правильно описать полученные результаты и выводы:

  1. Вводная часть. Нужно рассказать о том, что это за исследование. Скажите пару слов о том, что было предметом исследования.
  2. Основная часть. Здесь содержатся выводы, полученные в ходе исследования и результаты проведенного исследования. Подробно описывают все теоретические и практические выводы. Необходимо дать ответы на все задачи, которые были написаны во введение. Высказывать свои мысли нужно последовательно и логично по тексту. Не забудьте рассказать в конце основной части о том, что поставленную цель достигли, задачу решили и гипотезу подтвердили.
  3. Завершающая часть. Здесь необходимо отразить практическую значимость и кратко описать рекомендации, которые предлагаются для решения выявленных проблем. Отметить возможность внедрения этих рекомендаций в практику. Тут пригодится краткий анализ результатов и способы их практического использования.

Заключение

Как оформить список литературы диплома

Большинство студентов испытывают трудности в том, чтобы правильно оформить список использованной литературы. У нас есть информация, которая поможет вам в этом.

Итак, первое, что следует запомнить в самом начале: библиографический список перечисляется в порядке значимости материалов. Это должно выглядеть так:

  • нормативные документы;
  • статистические данные;
  • набор учебных пособий в алфавитном порядке.
  • книги на иностранном языке;
  • интернет-источники.

Общие требования для оформления списка литературы:

  1. Все источники литературы должны быть в литературном порядке;
  2. Должны быть указаны все авторы литературного источника;
  3. Сначала пишется фамилия, затем инициалы.
  4. Каждый раздел начинается с названия источников на родном языке, а затем уже на иностранном;
  5. При оформлении списка литературы не допускаются грамматические ошибки или опечатки.

Библиографич Список

Методика написания диплома

Итак, мы с вами разобрали все основные разделы, из которых состоит диплом. Теперь давайте немного поговорим о том, что делать в самом начале.

В самом начале, когда вы уже выбрали научного руководителя и тему ВКР, нужно написать план. 

План решает следующие задачи:

  1. Раскрывает тему;
  2. Выявить для себя актуальность данной темы;
  3. Подобрать источники литературы;
  4. Поразмыслить логически и подумать над ходом мысли;
  5. Сделать подробный вывод, который вы получите в ходе исследования;
  6. Подумать над прикладной частью (таблицы, схемы, аналитические данные).

Дополнительные документы для сдачи диплома в 2023

В 21 веке дипломную нужно иметь не только в печатном варианте, но и на цифровом носителе в электронном варианте. Помимо этого, требуется подготовить рецензию, аннотацию и пояснительную записку. Студенту также нужно подготовить презентацию для выступления и доклад.

Принцип составления рецензии, аннотации, пояснительной записки к диплому

Что такое аннотация? Аннотация — это краткое изложение вашей дипломной. Объем — 2-4 абзаца.

На самом деле, аннотация — это не отдельный документ. Она не может быть использована отдельно от диплома, поэтому ее прикладывают к работе до прошивания.

Этот раздел — своего рода отражение проблем, которые затрагиваются в каждой главе. При прочтении аннотации читатель должен четко понимать, о чем идет речь.

Аннотация

Шаблон аннотации к дипломной 

Рецензия – это краткий анализ ВКР, который содержит описание ее актуальности и особенностей, а также преимуществ и недостатков. Критика в рецензии оценивает ваше исследование, а также ваши знания и умения. В первую очередь, она должна быть позитивной и, одновременно, объективной. В этом случае члены комиссии должны поверить в то, что ее написал человек, не имеющий ничего общего с вами или вашим научным руководителем. Рецензент пишет рецензию.

К диплому прилагается пояснительная записка. Это документ, в котором содержатся все данные о проведенном исследовании. Изложение сути ВКР сначала представляется научному руководителю, рецензенту и заведующему кафедрой в начале работы для публикации материалов в открытом доступе.

Создание презентации к дипломной работе

Презентация обязательно должна быть представлена на защите. Есть ряд общепринятых правил оформления:

  • Среднее количество слайдов — 15. Старайтесь придерживаться этого объема, так как меньшее количество не сможет полностью выразить нужную информацию, а большее — превратит ваше выступление в нудное.
  • Первый и последний слайд должны быть одинаковыми. Они должны содержать: ФИО студента и научного руководителя, название учебного заведения, тему, название специальности, год и город. Это титульные листы презентации.
  • Фон должен быть светлым, неброским. Текст должен быть читаемым. Размер шрифта — не менее 28. Заголовки выделяются жирным шрифтом, размер — не менее 36.
  • В презентации не должно быть ошибок и опечаток. Поэтому внимательно проверьте текст.

Написание доклада и речи к дипломной работе

Структура речи для защиты диплома такова:

  1. Начало включает в себя обращение к членам комиссии, обсуждение темы, ее актуальности. В своей речи необходимо отразить цели, задачи, предмет и объект исследования. Можно начать с фразы: «Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! А вот и сама работа, которая посвящена теме…».
  2. Основной материал содержит информацию о структуре и основных частях. Принято считать, что начало может быть таким: «Данная работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, три главы основной части с заключением, список использованной литературы, приложения». Поэтому следует уделить особое внимание проектным мероприятиям и тем методам исследования, которые студент использовал. Выводы, анализ теоретических основ и умение выделять главное из потока информации — все это необходимо отразить в основной части выступления.
  3. В заключении содержатся основные выводы, итоги проведенной работы и практическая (прикладная) польза данного исследования. На этом этапе поблагодарите слушателей, а также сказать им спасибо за внимание к докладу.

Часто задаваемые вопросы

Давайте в заключении я отвечу на самые часто задаваемые вопросы студентов.

  • Сколько нужно времени, чтобы написать диплом студенту?

Все зависит от студента. Если человек ответственный, то он сможет написать дипломную за 1 месяц.  Конечно, проведение исследований дело не быстрое. Но можно в разы сократить часы своей работы, если использовать нейросеть для перефразирования текста. В нем вы сможете воспользоваться автоматическим рерайтингом и создать уникальную ВКР за 3 дня.

  • Можно ли написать диплом за 3 дня?

Да, я уже ответила на этот вопрос выше. Диплом можно написать за 3 дня, если воспользоваться ReText.AI. Там же можно проверить свой текст на антиплагиат. Помимо этого, вы сможете выбрать любой понравившийся вариант предложения из выпадающего списка. Это очень облегчает работу и бережет время. Более того, вы можете прочитать в блоге как написать диплом за 1 день. Да, это возможно.

  • Какой минимальный объем должен быть у диплома?

Диплом в 3 раза больше, чем реферат и в 2-2,5 раза больше курсовой (хотя разница между дипломом и курсовой не ограничивается). Стандартный объем диплома составляет 60-70 листов. Минимум — 50 листов. Перебор, который не вызовет особых вопросов — 80 листов.

Методические материалы для оформления дипломной по ГОСТ

Теперь вы знаете все требования написания дипломной работы по ГОСТу. Не забудьте скачать образцы оформления. Написать диплом за 3 дня можно в ReText.AI

Что входит в ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ дипломной работы

Значительную часть дипломной работы составляет основная часть, разбитая на две или три главы.

Основная часть дипломной работыТрадиционно первый раздел с объемом, равным 15 или 20 страниц, носит теоретический характер. В нём автором раскрываются основные методологические установки проекта (методы дипломной работы), ранее обозначенные во введении. Теоретико-методологическую главу можно сравнить с литературным обзором, в котором представляется многоплановый анализ проблемы, базирующийся на теории. Не обходится рассматриваемая часть дипломного проекта и без критического анализа исследования. Главная задача автора заключается в проведении наиболее полной характеристики состояния изучаемого вопроса, сопоставлении и анализе всевозможных научных точек зрения, определению подходов к исследованию очерченной проблемы.

К возможным содержательным компонентам описываемой главы дипломной работы можно отнести историю проблемы, сравнение суждений о ней разнообразных научных школ, проведение грамотного анализа степени изученности поставленного вопроса, представление сущности явления, над которым работает автор, нахождение более точных формулировок ключевых понятий и их уточнение.

Итогом первой главы является изложение её создателем собственных взглядов на изучаемую проблему, указание путей по её разрешению. Они должны быть аргументированно доказаны и обоснованы логически верными теоретическими выкладками, подтверждёнными проработанными отечественными, зарубежными источниками литературы.

Второй раздел, объём которого равен объёму первого, может иметь различное назначение, зависящее от характера всего проекта. Обычно эта глава носит частно-методологический характер.

Когда дипломная работа представляет собой теоретико-аналитический проект, то второй раздел, наравне с первым, служит продолжением изысканий автора, связанных с раскрытием проблемы на теоретическом уровне. Тогда содержание второй главы – виртуозное продолжение анализа проблемы с помощью инструментов теории, раскрывающих вопрос в новом ракурсе исследования.

Когда диплом является эмпирико-исследовательским проектом, вторая глава выступает в качестве практической части проводимого исследования. Тогда в её содержании отражены условия и описано течение проведённого во время работы над дипломом исследования, отмечены все его этапы, подведены общие выводы. Этот раздел, носящий название проектного, содержит точный анализ полученных результатов, грамотные практические рекомендации по улучшению эффективности изученных процессов.

Работая над проектной частью диплома, учащемуся необходимо продемонстрировать умение применять приобретённые теоретические знания за весь период обучения в вузе на практике. Всё, что было рассмотрено и изучено им в первой главе диплома, должно быть показано на практике с помощью реальных примеров и неоспоримых результатов испытаний. Каждый приведённый пример должен быть обоснован и аргументирован комментариями, формулами и расчётами.

В практической главе дипломной раскрывается смысл идей выпускника, оправдываются его усилия по достижению цели исследования, обосновываются авторские предложения и рекомендации, которые должны быть чёткими, конструктивными и исчерпывающими.

Третий раздел диплома с объёмом, составляющим около 50 процентов от всего объёма проекта, содержит более подробный анализ результатов, полученных во время опытно-экспериментальной работы. Здесь автор, будучи последовательным и логичным, описывает и подвергает тщательнейшему анализу графики и диаграммы, созданные им для наглядного представления полученных данных. В третьей главе дипломной работы подтверждаются давно изученные и выявляются новые зависимости исследуемых событий и явлений, подтверждаются или опровергаются отмеченные во введении гипотезы исследования.

Не нужно забывать, что каждая глава основной части дипломной работы должна завершаться обобщающими выводами по тем вопросам, ответы на которые были даны в соответствующей главе дипломной работы.


БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости

Традиционное деление дипломных и курсовых работ – на теоретическую и практическую главы. Но есть специальности, где речь идёт о написании основной части – целиком. Но и на тех специальностях, где существует деление исследования на практику и теорию, термин «основная часть дипломной работы» тоже употребляется.

Основная часть – это наиболее массивная, объёмная часть курсовика или диплома. Она занимает 70 – 80% объёма исследования и включает от двух до пяти глав. Это центральная часть курсового или дипломного исследования, в которой раскрывается тема курсовика или диплома, решается проблема исследования. Несмотря на то, что большинство читающих ваш труд (за исключением научного руководителя и рецензента, и то не факт) ограничатся изучением введения и заключения, именно в написании основной части заключён главный смысл вашей работы.

В основной части курсовой, дипломной работы описывается процесс достижения цели и выполнения задач, поставленных во введении доказывается гипотеза исследования. Если работа носит полностью теоретический характер, то основная часть посвящена анализу данных и фактов по рассматриваемой теме с аргументированным определением личной позиции исследователя.

Структура основной части

Структура основной части курсовой, дипломной работы зависит от типа исследования. Чаще всего основная часть делится на теоретическую и практическую – это распространённый вариант, принятый на многих факультетах: например, на экономических, педагогических, психологических специальностях.

Но бывает, что в структуре дипломной работы не выделяется практика как таковая. Такой подход встречается на факультетах права, истории, философии, политологии ect. В этом случае в основной части курсовой дипломной работы, разделённой на главы по хронологическому или тематическому принципу, проводится исследование теории вопроса с гармоничным включением обработанных источников. В ряде случаев эти источники представляют собой архивные исследования, так что, по сути, практика в этом случае неразрывно сочетается с теорией.

С другой стороны, бывает, что основная часть работы, наоборот, представляет собой, считай, одну только практику: такое бывает, к примеру, в предметных исследованиях, где решается какая-то сложная задача (этот тип работ встречается у математиков, физиков). А на инженерных, архитектурных специальностях нередко вся дипломная работа является проектом, где вся суть – в представленных чертежах.

Как бы то ни было, основная часть – это и есть ваше исследование, обрамлённое введением и заключением, а также дополненное библиографией, научно-справочным аппаратом и, возможно, приложениями.

Вы уже с ужасом прикидываете масштабы предстоящей работы? Призовите на помощь дух Студланса! Профессиональные джины и феи помогут вам справиться с написанием основной части и курсового, и дипломного исследования. Потратьте пару минут на оформление заказа – и студлансеры могут написать и одну главу, и всю основную часть, и даже всю работу целиком.

Что такое основная часть дипломной работы

Основная часть дипломной работыэто описание теоретического и практического исследования. Она демонстрирует степень понимания и глубину проработанности темы. Она состоит из теоретической и практической глав. В некоторых дисциплинах пишут третью главу — аналитическую.

Как написать основную часть дипломной работы

Чтобы написать основную часть дипломной работы необходимо:

  • определить предмет и объект исследования;
  • выбрать методы исследования;
  • проанализировать литературу по теме;
  • провести эмпирическое исследование и описать его.

Структура основной части дипломной работы

Основная часть дипломной работы состоит из 3 глав:

  1. Теоретическая глава. Студент рассказывает о сущности исследуемой проблемы и дает анализ известных подходов к решению озвученных задач.
  2. Аналитическая глава. Содержит анализ изучаемого вопроса, который основывается на теоретических исследованиях и практических материалах.
  3. Практическая глава. В практической главе студент формулирует предложения по решению озвученных ранее задач, озвучивает идеи, мнения и суждения.

Отметим, что если теоретическая и практическая главы являются обязательными для дипломной работы, то наличие аналитической главы определяется дисциплиной, в рамках которой пишется дипломной работа, и ВУЗом, в котором учится студент.

Теоретическая глава

Суть этой главы — обзор подходов и точек зрения на исследуемую проблему. Важно в теоретической главе отметить, что выбранная тема не является однозначной и предполагает дискуссию, дальнейшее изучение. Далее можно переходить к обоснованию необходимости проведения эмпирического исследования.

Не стоит строить теоретическую главу на одном пересказе прочитанного в статьях, учебниках и пособиях. Описание исследуемой проблемы следует подкреплять собственным анализом материала, полученного из различных источников.

Пример теоретической главы

Объем теоретической главы — не менее 30 страниц

Объем теоретической главы — не менее 30 страниц (Скачать)

Аналитическая глава

Как правило, аналитическая глава обязательна для дипломных работ, которые пишутся студентами экономических ВУЗов и факультетов (экономисты, бухгалтеры, аналитики, маркетологи).

Задача аналитической главы — дать описание и характеристику изучаемого в работе объекта (чаще всего речь идет о субъекте рыночной деятельности: компании, предприятии, продукте, услуге).

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Пример аналитической главы

Пример аналитической главы дипломной работы по экономике

Аналитическая глава пишет в зависимости от дисциплины (Скачать)

Практическая глава

Содержание главы зависит от специальности студента и факультета, на котором он учится. Практика логично следует из теории: в практической главе студент дает доказательство гипотезы, изложенной в теоретической главе.

Обязательный набор для практической главы: описание объекта работы и использованных методик, анализ подобранного материала, описание практической работы, проделанной студентом (эксперименты, опросы, экспедиции и так далее).

Пример практической главы

Пример практической главы дипломной работы по экономике

В теоретических дипломах такую главу не пишут (Скачать)

Оформление основной части дипломной работы

Требования к оформлению основной части дипломной работы те же, что и к другим разделам, и регламентируются ГОСТ 7.32-2001:

  1. Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman размером 12-14.
  2. Межстрочный интервал — 1,5.
  3. Размеры полей: низ и верх — 2 см, справа — 1 см, слева — 3 см.
  4. Максимальный объем — 20 страница А4.
  5. Все страницы, кроме титульного листа нумеруются. Нумерация начинается с цифры 2 (титульный лист не нумеруется, но учитывается).
  6. Отступ в каждом абзаце — 1 см.

Это стандартные требования ГОСТа, но если научный руководитель предлагает методичку, то оформлять работу необходимо по ней.

Выводы

Структура основной части дипломной работы зависит от дисциплины и вида исследования. Чаще всего она состоит из двух глав — теоретической и практической.

Однако для ряда дисциплин (чаще экономических) исследование невозможно провести без еще одной главы — аналитической. Все главы,  вне зависимости от их количества, должны быть логически связаны между собой.

Для того, чтобы написать основную часть дипломной работы, необходимо правильно определить методы исследования, подобрать и проанализировать достаточное количество литературы, провести и описать эмпирическое исследование.

Основную часть диплома внимательно читает научный руководитель, в то время как рецензент и комиссия на защите дипломной работе изучают аннотацию и заключение. Основная часть дипломной работы может стать основой для дальнейших научных работ, если вы планируете и дальше заниматься наукой.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

структура дипломной работы.png

Дипломная работа – итоговый срез знаний, полученных на протяжении всего времени обучения в учебном заведении. Это последний рывок, за которым следует получение столь долгожданного высшего образования и соответствующей квалификации.

Что такое структура диплома

К любой научной работе, а к ВКР в особенности, предъявляются особые требования, прописанные в ГОСТ. Иногда учебное заведение вносит в них некие поправки. Как правило, незначительные. Грамотное структурирование и планирование дипломной позволяет повысить ее качество в разы и упрощает сам процесс написания.

Из чего состоит дипломная работа?

Узнав о требуемом объеме дипломной, предлагаем рассмотреть главные составляющие работы и разобраться с их наполнением.

структура диплома.jpg

Титульный лист

Главная страница, на которой содержатся все важные данные: наименование вуза, тема исследования, данные преподавателя и самого студента. Он учитывается при подсчете объема диплома, но при этом ни в коем случае не нумеруется.

Шаблон титульного листа спрашивайте на кафедре. Часто бывает, что в разных вузах он отличается. Чаще всего изменения вносятся в расположение регистров и расположение информации о научном руководителе и студенте (исполнителе).

Задание ВКР

Ответственный за его передачу и назначение – научный руководитель. В данном документе указываются данные по диплому, прописывается срок сдачи и дата защиты.

Независимо от дисциплины ВКР делятся на:

  • прикладные – необходимо применение итогов и результатов исследования на практике, используется метод проекта или эксперимента;

  • исследовательские – применение теоретического подхода при рассмотрении и изучении проблемы, обозначенной в границе дипломного исследования.

Рецензия

Обычно ее пишет преподаватель с кафедры либо любой другой преподаватель данной дисциплины из другого учебного заведения. Рецензия идет отдельным листом, при прошивке ее вынимают.

Рецензию нельзя недооценивать, потому что без нее сдача и защита диплома просто не произойдет. По структуре рецензия схожа с классической учебной работой:

  • оглавление – ФИО, кафедра, факультет, группа и тема диплома;

  • вводная часть – актуальность дипломного проекта;

  • основная часть – анализ и оценка глав, плюсы, минусы, замечания, пожелания;

  • заключение – подведение итогов, допуск/недопуск к защите.

Содержание

Скелет (структура) всей дипломной. Содержит в себе перечисление всех разделов работы и страниц, где находится определенный раздел.

В столь объемном исследовании с множеством глав и параграфов грамотное и безошибочное оформление содержания становится особенно важным.

Введение

Эта часть диплома хоть и небольшая по объему, но самая ответственная. Именно в ней прописываются вся суть работы. Во введении нет параграфов, но в нем последовательно излагаются объект и предмет данного исследования, цели, задачи и методы.

Особое внимание уделяется актуальности, поднятой в исследовании проблемы и научной новизне ее методов решения, а также значимости работы в целом.

Основной текст – теория и практика

80% от всего диплома. Количество глав в основной части зависит от темы работы. Но минимум должно быть две главы. Обычно дипломная работа состоит из трех глав.

Первая посвящена теории по данной теме. Во второй главе раскрывается аналитическая составляющая. Третья глава завершает исследование, подводит итоги двух предыдущих глав. В ней рассказывается о практическом применении выводов, сделанных студентом в ходе исследования.

основная часть диплома.jpg

Заключение

В заключительной части прописываются итоги и выводы, ответы на вопросы, поставленные во введении дипломной работы.

Даже у такого короткого и финального раздела есть свой план:

  • сделать выводы по теоретичеческой части диплома;

  • выделить реальные результаты практических исследований;

  • предложить, что можно изменить, доработать, улучшить.

Список использованной литературы

В списке литературы необходимо предоставить информацию об используемых в процессе работы источниках. Они могут сортироваться по алфавитному, тематическому или хронологическому признаку.

Их не может быть меньше 15-20. Чем выше ранг научно-исследовательской работы (доклад – реферат – курсовая – дипломная), тем больше источиков должно быть указано в СИЛ.

Оптимальное и идеальное их количество не установлено. Все опционально и уточняется у научного руководителя.

Приложения

Все схемы, рисунки, таблицы, графики и другие, необходимые в ходе исследования, материалы помещаются в этот раздел.

Важно отметить, что каждый раздел дипломной работы начинается строго с нового листа. Также необходимо строго придерживаться правил оформления, указанных в вашем методическом пособии. Несмотря на требования ГОСТ, они могут незначительно отличаться.

Ниже вы сможете ознакомиться со структурой работы на примере дипломной по гуманитарной дисциплине:

гуманитарный диплом.jpg

Дипломная – самая важная научно-исследовательская работа в жизни любого студента. К ней необходим максимально ответственный подход. И грамотно выстроенная структура – одна из составляющих успешной защиты диплома.

Вы задаётесь вопросом, где заказать дипломную работу? Ответ очевиден — у опытных авторов на сервисе Студворк!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется оснастка для печати
  • Как пишется осмотрительность
  • Как пишется осмотреть или посмотреть
  • Как пишется осматривать пасеку
  • Как пишется осложнено однородными сказуемыми