Как пишется открытый урок

Как правильно пишется словосочетание «открытый урок»

  • Как правильно пишется слово «открытый»
  • Как правильно пишется слово «урок»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ваковский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к словосочетанию «открытый урок»

Синонимы к словосочетанию «открытый урок»

Предложения со словосочетанием «открытый урок»

  • Думаю, он не откажется прямо за пиршественным столом провести открытый урок диалектики.
  • Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков с созданием мультимедийной презентации.
  • Мама успела провести в школе несколько открытых уроков, по просьбе директора.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «открытый урок»

  • Любовь Аркадьевна слушала этот первый жизненный урок своей новой подруги с широко открытыми глазами.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «открытый»

  • ОТКРЫ́ТЫЙ, —ая, —ое. 1. Прич. страд. прош. от открыть. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОТКРЫТЫЙ

Значение слова «урок»

  • УРО́К, -а, м. 1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова УРОК

Афоризмы русских писателей со словом «открытый»

  • Как выходят в открытое море,
    Мы в открытое время войдем.
  • И выходит песня
    С топотом шагов
    В мир, открытый настежь
    Бешенству ветров.
  • Славяне, вам светлая слава
    За то, что вы сердцем открыты,
    Весёлым младенчеством нрава
    С природой весеннего слиты.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОТКРЫТЫЙ УРОК.

Занятие по практике языка или лекция, на которых присутствуют другие преподаватели или приглашенные лица. Проводятся квалифицированными преподавателями по трудным или слабо разработанным в методике разделам учебной программы, а также с целью показа и распространения наиболее эффективных приемов учебно-воспитательной работы. Такие уроки (лекции) способствуют внедрению достижений педагогической науки в практику, распространению педагогического опыта, повышению квалификации преподавателей.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.

Смотреть что такое «ОТКРЫТЫЙ УРОК» в других словарях:

  • открытый урок — atviroji pamoka statusas T sritis švietimas apibrėžtis Metodinio darbo forma, kai mokytojas, specialiai pasirengęs, veda pamoką, kurią stebi kiti mokytojai. Stebėta pamoka įvairiais aspektais analizuojama, vertinama ir, jeigu įvertinama kaip… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ОТКРЫТЫЙ УРОК — урок, проводимый опытным преподавателем в присутствии других преподавателей с целью показа своих методов работы; важное средство обмена опытом и повышения квалификации. По окончании урока он обсуждается присутствующими …   Профессиональное образование. Словарь

  • УРОК ОТКРЫТЫЙ — УРОК ОТКРЫТЫЙ. См. открытый урок …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОТКРЫТЫЙ — ОТКРЫТЫЙ, ая, ое; ыт. 1. полн. Не заграждённый, не стеснённый ничем. Открытая степь. Открытая сцена (не в помещении). О. экипаж. 2. полн. Доступный для всех желающих. Открытое рассмотрение дела в суде. О. урок (в присутствии других учителей,… …   Толковый словарь Ожегова

  • открытый — ая, ое; откры/т, а, о. см. тж. в открытую, открыто, открытость 1) только полн. Не имеющий крыши, не покрытый сверху или с боков. О ая терраса, веранда. О ая железнодорожная платформа …   Словарь многих выражений

  • открытый — ая, ое; открыт, а, о. 1. только полн. Не имеющий крыши, не покрытый сверху или с боков. О ая терраса, веранда. О ая железнодорожная платформа. О. автомобиль (с незакрытым верхом кабины). О ая сцена, эстрада (обычно в виде лёгкой постройки без… …   Энциклопедический словарь

  • Первый урок — учебного года – Урок Мира, урок гражданственности[1]. На этом уроке учителя рассказывают своим ученикам, как важно жить в мире, любить Родину, как надо относиться к товарищам, быть верным и преданным по отношению к ним[2]. Урок мира создаёт… …   Википедия

  • Первый урок учебного года в России — Первый урок учебного года – Урок Мира, урок гражданственности[1]. На этом уроке учителя рассказывают своим ученикам, как важно жить в мире, любить Родину, как надо относиться к товарищам, быть верным и преданным по отношению к ним[2]. Урок мира… …   Википедия

  • Гимназия № 1 (Кирово-Чепецк) — Гимназия № 1 Девиз Per aspera ad astra Через тернии к звёздам Основана 1967 год Директор Ходырев Александр Петрович Тип Гимназия Учеников 816 Адрес Кировская область …   Википедия

  • Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Педагогические требования к
открытым урокам

Открытые уроки и воспитательные
мероприятия – одна из важных форм организации
методической работы. В образовательной практике
иногда не различают открытые и обычные уроки, не
представляют особенностей подготовки и
проведения открытых уроков.

Открытый урок в отличие от обычных
– специально подготовленная форма организации
методической работы, в то же время на таких
уроках протекает реальный учебный процесс. На
открытом уроке учитель показывает,
демонстрирует коллегам свой позитивный или
инновационный опыт, реализацию методической
идеи. Применение методического приема или метода
обучения. В этом смысле открытый урок – средство
распространения позитивного или инновационного
опыта.

Открытый урок имеет методическую цель,
в которой отражается то, что учитель хочет
показать посещающим урок. Формулировки
методической цели разнообразны. Например,
«Ознакомление педагогов с методикой развития у
учащихся навыков решения учебных задач» или
«Показать посещающим урок методику организации
учебной деятельности в группах» и т.д.

К подготовке и проведению открытых
уроков предъявляют ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги,
имеющие высокий уровень научно-методической
подготовки и обеспечивающие высокую
эффективность учебно-воспитательного процесса.

Урок педагога, работающего по-старому,
не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только
актуальным проблемам методической науки.

Показ уроков, в которых реализуется
широко распространенная на практике методика, не
способствует профессиональному росту других
учителей. Однако в методической работе с
молодыми учителями это ограничение не всегда
нужно учитывать, поскольку для них и
традиционные, общеизвестные методики
представляют определенный интерес.

Открытый урок обязательно должен
иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию
учебного материала или методикам его изучения.
Урок как форма организации учебного процесса сам
может содержать новое, например, особую
структуру. В любом случае открытый урок должен
содержать новое для посещающих, ибо то, что
хорошо использует сам педагог, нет смысла
наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение
методической проблемы, над которой работает
учитель.
Его индивидуальная проблема должна
быть связана с общей методической проблемой
учебного заведения. Это показатель реализации
системного подхода к организации методической
работы.

Открытый урок должен показать
(доказать) преимущества (высокую эффективность)
новации.
Поэтому учитель, показывающий
открытый урок, выбирает тему, содержание которой
позволяет это сделать.

При проведении открытого урока
соблюдаются все требования к
учебно-воспитательному процессу.
Урок должен
проводиться в обычных условиях, с общепринятой
продолжительностью и т.д. Создание особых
условий для открытых уроков, во-первых, нарушает
устоявшийся режим учебно-воспитательной работы,
во-вторых, идеализированные условия ставят под
сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред
системе знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся
должны получить столько знаний, сколько они
усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также
недопустимо объяснение только той части темы,
которая позволяет наиболее ярко демонстрировать
новый методический прием, оставляя на
самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится
рабочее место.
Места должны располагаться за
спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали
их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с
учащимися
: учащийся, сидящий за одной партой с
посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать
внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках
не может быть безграничным.
Как показывает
образовательная практика, этим требованиям
часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся
сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока
хотя бы одним посторонним человеком создает
дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи
с чем, в настоящее время широко практикуется
изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не
должны противоречить учебным программам.
Нельзя
непомерно расширять содержание учебного
материала, чтобы показать новую методику,
недопустима организация изучения проблем, не
включенных в программу. Не рекомендуется также
увеличивать время, отведенное на изучение темы.

Недопустима «репетиция» открытого
урока с одним и тем же классом.
Это требование
довольно часто нарушается: педагоги
предварительно готовят учащихся к уроку,
«проигрывают» его и т.д., называя все это
подготовкой открытого урока.

Рекомендуется сообщить учащимся о
проведении открытого урока (самое меньшее,
накануне). Это подготовит учащихся к ситуации,
когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в
соответствии с планом методической работы
учебного заведения. Педагоги должны
располагать достаточным временем для его
подготовки.

Нельзя проводить с одним классом в
один день несколько открытых уроков.
Нежелательно
проведение нескольких открытых уроков в одном и
том же классе и в течение месяца. Это объясняется
большой психологической нагрузкой, которую
испытывают и учащиеся и учителя.

Соблюдение требований к подготовке и
планированию открытых уроков входит в
функциональные обязанности заместителя
директора, курирующего методическую работу.

Порядок подготовки и проведения
открытого урока

Подготовка открытых мероприятий не отличается
коренным образом от подготовки обычных уроков.
Однако необходимость достижения методической
цели открытого урока накладывает отпечаток на
его структуру, состав и сочетание методических
приемов и средств обучения. Учитель,
показывающий открытый урок, должен обеспечить
достижение методической цели через выполнение
целей урока – освоения учащимися знаний, умений
и навыков, изучение которых запланировано. И
самоанализ урока он осуществляет в двух
аспектах: с точки зрения достижения методической
цели и усвоения учащимися учебного материала.
Анализ уроков посещающими также отличается от
оценки при проверках работы учителя или при
изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить
новое
, осуществляется на основе анализа
содержания программы и учебника. Поскольку
состав знаний тем различен, методика их изучения
также будет отличаться. Например, если
методическая цель открытого урока относится к
обучению работе с письменными источниками, в том
числе с учебником, выбирается тема, позволяющая
наиболее полно раскрыть приемы организации
изучения учебника, дополняя информацией из
других источников.

Выбор методических приемов,
методов обучения, ТСО и т.д., способствующих
реализации методической цели. Поскольку
методики обучения предоставляют вариативные
возможности использования средств обучения,
учитель на открытом уроке должен показать их
наиболее рациональное сочетание. Даже в том
случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое
посетителям) относится к процессуальной стороне
учебного процесса (т.е. к методике), учитель
должен определить, что из ранее использованного
(общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого урока
осуществляется в соответствии с общепринятыми
требованиями. Не отличающийся в структурном
отношении от обычных уроков открытый урок имеет
методическую цель, достижению которой
подчиняется и содержание учебного материала и
формы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся. По возможности планы
уроков, усовершенствованные и отредактированные
совместно с заместителем директора тиражируются
для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом уроке. В
отличие от посещения уроков с целью контроля или
поиска элементов новизны, в опыте педагога на
открытых уроках наблюдают новую методику,
предлагаемую учителем. Соответственно, другие
стороны учебного процесса не становятся
предметом изучения (хотя и негативные, и
позитивные стороны не остаются незамеченными
посетителями). Наблюдающий урок определяет
сочетаемость нового с широко используемыми на
практике средствами обучения, их функциональное
изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает
возможность достижения предлагаемой новацией
целей обучения с меньшими затратами времени и
сил, эффективность (или жизнеспособность) ее
устанавливается позитивным влиянием на развитие
системы знаний, умений и навыков учащихся. При
наблюдениях на открытом уроке посещающий его
педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он
применить предлагаемое в своем опыте, каковы
границы его применения, возможны ли негативные
последствия, какие дополнительные источники
информации нужно изучить для применения в своей
работе и т.д.

Таким образом, посещающий открытый урок
педагог изучает опыт коллеги с точки зрения
собственного опыта, поэтому он, возможно
спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою
деятельность.

Порядок анализа (самоанализа)
открытого урока

Анализ открытого урока с участием посетивших
урок не является обязательным. В анализе
открытых уроков, проведенных в рамках
научно-практических конференций, необязательно
участие и самого учителя (т.е. он может отказаться
от этого). Если планом методической работы или
научно-методического семинара планируется
анализ (например, если речь идет об обучении
молодых учителей анализу урока) вначале слово
дается педагогу – автору урока. Он напоминает
методическую цель, дает описание работы по его
достижению. В его выступлении должны быть ответы
на вопросы: достигнута ли методическая цель
открытого урока, выполнены ли задачи
учебно-воспитательного процесса. Посетители
оценивают урок также с точки зрения методической
цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с
целью контроля, здесь самое главное – обмен
мнениями, дискуссии, споры и т.д.

Ниже предлагается порядок анализа открытого
урока, такую же логику может иметь подробный
самоанализ.

Алгоритм анализа (самоанализа)
открытого урока

№п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

1.

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в
совершенствовании учебно-воспитательного
процесса.
Роль инновации в выполнении задач обучения
предмету.
Взаимосвязь с традиционной методикой.
Достижение методической цели открытого урока.
Факторы, препятствующие полному достижению
методической цели.

2.

Методическая цель и содержание
урока

Соответствие содержания темы
методической цели (реализации инновации).
Изменения содержания тем (структурные изменения,
включение дополнительного материала и т.п.)
Соответствие изменений методической цели.

3.

Методическая цель и структура
урока

Педагогическая
целесообразность выбора структуры урока.
Соответствие выбранной структуры урока
методической цели.
Вариативность структуры урока, позволяющей
достичь методическую цель.

4.

Методическая цель и
методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических
приемов, соответствующих методической цели.
Функциональные изменения традиционных методов и
приемов обучения.
Методически целесообразное сочетание методов и
методических приемов.

5.

Инновации и формы организации
учебного процесса

Методически целесообразный
выбор форм организации учебного процесса.
Соответствие форм организации учебного процесса
содержанию инновации
Индивидуальные и коллективные формы организации
учебного процесса, их соответствие сути
инновации.

6.

Инновация и
учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности
учебно-познавательной деятельности учащихся при
применении инновации.
Роль инновации в активизации познавательной
деятельности учащихся.
Уровень познавательной самостоятельности
учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Активность учащихся на открытом уроке.

7.

Негативные последствия
применения инновации

Возможные негативные
последствия применения инновации.
Условия, при которых проявляются негативные
последствия применения инновации.

8.

Вариативность применения
инновации на уроках

Варианты применения инновации
на уроке.
Методическая целесообразность выбранного
варианта применения инновации.

9.

Перспективы применения
инновации в образовательной практике

Границы применения инновации.
Тиражируемость инновации. Применимость в
обучении другим предметам. Применимость в
учреждениях другого типа.

10.

Перспективы развития
инновации

Целесообразность внедрения
инновации в образовательную практику.
Направления развития инновации (теоретические
исследования, создание технологии,
учебно-методических комплексов) и т.д.

11.

Инновации и методическая
работа

Методическая работа по
внедрению инновации.
Формы организации методической работы при
внедрении инновации.
Формы и методы подготовки педагогов к внедрению
инноваций.

Приложение 1

Методические рекомендации

«Как подготовить и провести открытое занятие»

Подготовила – методист – Капустянская Л.В.

Пояснительная записка

Одна из важных форм организации методической работы – открытые занятия. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный «учебный» процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.

На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое  занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.

Методические рекомендации «Как подготовить и провести открытое занятие» предназначены  педагогам ДДИ.

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Основные задачи данных методические рекомендаций:

способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей и педагогов, в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.

  1. Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы.

 На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид  занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое  занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками материала. 

 Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим. 

Для кого и для чего  проводятся открытые занятия:

1.   Для членов методического объединения.

2.  Для коллег в ДДИ.

Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках учебы молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3.  Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4.  Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5.  Открытое занятие на конкурс.

  1. Рекомендации  к подготовке и проведению открытых занятий.

 Предъявляется ряд требований:

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. 

Открытое  занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытое занятие не должно наносить вред детям. Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

 Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для воспитанников, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам.

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят к занятию, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия.

  1. Планирование открытого занятия.

В конце учебного года, на заседании МО проводится анализ взаимопосещений занятий педагогами, определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике. Составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри МО, ДДИ пр.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется  содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности детей.

         Определить основную дидактическую цель занятия — значит  установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.

 Исходя из основной дидактической цели занятия, можно указать такие типы занятий:

  • изучение нового
  • закрепление
  • обобщение
  • комбинированное занятие

Исходя из общей идеи современных научных представлений о занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели и  по содержанию  материала.

Каждый из названных типов занятий в зависимости от характера деятельности педагога и  используемых источников знаний подразделяется на занятия различного вида. При этом вид занятия определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся и преобладающим на данном занятии источником знаний.

Тип занятия

Вид занятия

Цель

изучение нового

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие…

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

закрепление знаний

практическое занятие, экскурсия…

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

 обобщение

практическое занятие…

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  1. Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия.
  1. Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию  деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
  2. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
  3. Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

— методика использования персонального компьютера  в решении практических задач;

— методика организации самостоятельной работы воспитанников;

— активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях  в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

— методика использования ——— в процессе изложения нового материала.

  1. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения  методических семинаров, выставок и др.. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
  2. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
  3. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные  материалы урока должны работать на цель занятия.

 Составление плана  занятия.

Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная:

 Вступительная (или вводная )  часть необходима, чтобы  добиться внимания детей.

С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.

Во II Основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются  наиболее сложные виды деятельности. Показываются  отобранные педагогом  педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.

III часть  Заключительная Служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности воспитанникам. Попутно анализируется работа на занятии.

  1. Определение целей открытого занятия.

Формулировка цели открытого занятия – очень ответственный момент, «Как корабль назовешь,  так он и поплывет…»

ЦЕЛЬ занятия — это заранее запрограммированный педагогом  результат, который должен быть достигнут педагогом и детьми в конце данного занятия (принцип «Здесь и теперь»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.

1 шаг: 

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

— методика использования персонального компьютера  в решении практических задач;

— методика организации самостоятельной работы воспитанников

— активизация познавательной деятельности на занятиях в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.

2 шаг – формулировка триединой цели занятия (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у воспитанников компетенций, практического опыта, системы знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме занятия.

 Формулирование цели

Примерные формулировки  целей  1 уровня:

1.Познакомить воспитанников с «ООООО».
2. Дать  понятие  о «ООООО».
             
2 уровень — это уровень знаний, Пример постановки цели данного уровня:

1.  Изучить «ООООО»:
2. Повторить  «ООООО»;

При формулировке цели 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить»,  сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3 уровень  — уровень умений и навыков, это те действия, которые воспитанники выполняют в основном на практических занятиях.

Например:

1.  Способствовать овладению «ООООО»:
2. Стремиться к выработке навыка работы с «ООООО»:
3.Способствовать отработке навыка «ООООО».

4. Систематизировать знания  по теме «ООООО».

Здесь можно использовать такие глаголы как: «обобщить», «применить знания», «сделать».

Задачи

 развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, личностных качеств (воли, самостоятельности, и пр.)

  • Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
  • Развитие  умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
  • Развитие воли и самостоятельности (развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно).

Воспитательные предполагают формирование у воспитанников определенных свойств личности и характера.

   На каждом занятии педагог должен стремиться воспитать лучшие качества, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 

Примеры формулировок воспитательных задач:

стремиться к воспитанию чувства, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;
— стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
—  стремиться воспитать чувство гордости за—-, умению  управлять эмоциями.

К открытому занятию необходимо составить план занятия – с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и дети (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных). План  должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности педагога и детей, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.

  1. Оформление материалов открытого занятия.

На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы:

— календарно-тематический план;
— план учебного занятия;
— дидактический, раздаточный материал;

— комплект видеоматериалов для ТСО;

Оформляется методическая разработка открытого занятия.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать

  • пояснительную записку,
  • структуру занятия,
  •  подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  •  список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Требования, предъявляемые к содержанию

методической разработки

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации  процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала, применения современных технических  средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  5. Должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  2. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  3. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  4. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных  рекомендаций.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании МО и утверждения  сдается в методический кабинет.

  1. Анализ открытого занятия.

Анализ открытого занятия с участием посетивших — является обязательным.

Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.

Важно отразить:

  • степень достижения поставленных задач;
  • причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;
  • нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;
  • наметить перспективы дальнейшего изучения  материала.

Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.  

Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер.

Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих.

Ценны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п.

Педагог может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008

Поташник М.М. Требования к современному уроку – М.: Центр педагогического образования, 2008

Решетников П. Е.  Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 301 с. : ил. — (Педагогическая мастерская).  

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005. 

 Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист № 6 2007.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется открытая речь правильно
  • Как пишется открывшимся или открывшемся
  • Как пишется открывать или открывать
  • Как пишется открывается или открывается
  • Как пишется открой меня