Как пишется ответ на проблемный вопрос

   Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.                    

    План

1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).

2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).

2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).

*

Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:

Какие проблемы, имеющие государственное значение, волнуют Ломоносова в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол….»?

          В «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова волнуют проблемы процветания России и дальнейшего укрепления и развития государства. Мир («возлюбленная тишина») – главное условие благополучия страны. Мир также является важной предпосылкой для развития просвещения в России, без которого автор не мыслит будущего могущества страны.

            Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту оды и своим жизненным наблюдениям. Нам ли, донецким жителям, не знать, что отрадой царств земных является «возлюбленная тишина»? Мы ли не мечтаем о мире? Сохранить мир в стране можно только при условии, что держава будет сильной, развитой, могучей, готовой дать отпор любому сильному противнику. В связи с этим автор оды ставит проблему решающей роли науки и просвещения в развитии страны.

            Великий сын русского народа считает, что огромные  богатства необъятной России могут быть открыты и освоены с помощью науки. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — утверждал  Михаил Ломоносов. Для освоения природных богатств требуются грамотные люди, поэтому автор оды призывает российское юношество к благородным свершениям на благо родной земли: «Дерзайте ныне ободренны…». Верой в неиссякаемые силы и возможности простых людей из народа пронизаны слова автора о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

           Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что важнейшие проблемы, которые имеют государственное значение и волнуют Ломоносова, — это мир и просвещение. Нам, юношеству, поднимающемуся на смену старшему поколению, предстоит серьёзно заняться науками, потому что нас ожидает отечество «от недр своих».

*

  Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)

Как начать?

Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:

 — Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

 — Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

 — Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

 — Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

 — В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и  примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое),  мне хотелось бы привести пример из жизни.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что …

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что …

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: …

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

План сочинения

Содержание части сочинения

Клише

1-й абзац

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+

→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?)
Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?).
→ Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)
→ Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).

2-3 абзац

Комментарий

Два примера — иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? … )

проблемы исходного текста

Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …

Пояснение к примерам:

→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

4 абзац

Связь между примерами

(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!

→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько

5 абзац

Позиция автора

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…

6 абзац

Собственная позиция

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Мое отношение к позиции автора:

→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)

7 абзац

Заключение

Вывод — обобщение
моего рассуждения

→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать…
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…

Обновлено: 03.03.2023

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. Часто такой вид работы используется на этапе подведения итогов анализа литературного произведения. Именно традиции методики преподавания литературы во многом обусловили включение задания такого вида в контрольные измерительные материалы. Однако анализ работ показывает: обучающиеся зачастую рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос, подменяют анализ текста пересказом, искажают проблематику произведения, не умеют аргументировать свои утверждения.

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений, раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. Причем иногда вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно.

При проверке такой работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста; нет ли подмены анализа пересказом; есть ли фактические ошибки и неточности.

Иными словами, требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая его традиционную композицию: тезис (прямой ответ на вопрос) — доказательства (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции) — вывод.

Прежде всего, надо предельно четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. Для этого выделим ключевые слова в формулировке вопроса: В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня? Необходимо разъяснить (самому себе) суть выделенных слов. Приблизительное понимание ключевых понятий вопроса ведет к поверхностным ответам.

1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка.

Оказалось: слово многозначное. В каком контексте оно использовано в вопросе? Скорее всего, в первом и третьем. Сделаем вывод: наш планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису.

Теперь можно уточнить проблему, переформулировав ее для себя так: Что вызывает смущение, неловкость именно Татьяны Лариной и воспринимается ею как позор, когда она пишет письмо Онегину?

1. Во время подготовки развернутого ответа с ограниченным объемом не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий.

2. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом — без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ.

3. Написав ответ, проверьте: выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте.

Теперь проанализируем ответы учеников, чтобы сделать важные выводы о принципах дальнейшей работы над ответом.

Скорее всего, чувство стыда, которое испытывала героиня, обуславливалось этикетом и моральными устоями общества, а также внутренним состоянием Татьяны.

Татьяна стыдится того, что пишет письмо Онегину. Она ему пишет о своих чувствах. В XIX веке женщине было не принято признаваться мужчине в любви. Было не принято открывать свои чувства, писать письма чужому человеку. Онегин хоть и был возлюбленным Татьяны, но он не был ей ни мужем, никем, он был чужим. Но она не могла больше ждать. Она написала ему о том, как его любит. О том, что не может без него. Но тогда так не делалось. Этого она стыдится.

В формулировках вопросов выделены ключевые слова, на которые надо обратить особое внимание при ответе. Проверьте себя: выделенные слова должны обязательно встретиться в тексте вашего ответа.

А между тем в ту самую пору по Т. у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его взяли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…

Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался; Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки — и пошел косить он по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

Церковь полна была кистенёвскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился — но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом — за ним и все дворовые — принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредко утирали слезы кулаком. Владимир и тех же трое слуг понесли его на кладбище — в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу — все присутствующие бросили в нее по горсти песку — яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистенёвскую рощу…

Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев — и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться — он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

Майор Ковалёв имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щёки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалёв носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалёв был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВСПОМИНАЕМ, КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Сегодня многие учителя открыто признают- ся в том, что в период отмены обязательного экзамена по литературе, а с ним обязательного чтения художественных произведений и сочи- нения они перестали обучать школьников пись- менной речи и нынешние старшеклассники не умеют писать. Это выдвигалось в качестве ос- новного аргумента против возвращения сочи- нения. Но сочинение вернули в школу и пра- вильно сделали.

Сегодня нельзя забывать, что умение пони- мать письменный текст и создавать свой — ос- нова информационного общества, и если чело- века этому не научить, то он всегда будет чув- ствовать недостаток в своём образовании.

ние, вид письменной работы.

Школьное сочинение можно определить как вид творческой работы — письменное выска- зывание в прозе (на основе изученного мате- риала) — средство формирования связной речи, закрепления и контроля лингвистических,

литературоведческих знаний учащихся, умений анализировать и интерпретировать художе- ственный и учебный текст.

Конечно же, написание учеником сочине- ния — деятельность творческая, однако требо- вания художественности и новизны к школьному сочинению не предъявляются. Важно, чтобы оно было самостоятельным, что означает: суж- дения ученика совпадают с утвердившимися в литературоведении взглядами, но переданы в его собственном речевом оформлении с опорой на текст художественного произведения, другой литературный материал.

В методике обучения литературе сочинения различаются:

— по тематике: литературная, публицисти- ческая тема и свободная (предполагает сво- бодный выбор материала для её раскрытия);

— по типу создаваемых текстов (описание, повествование, рассуждение);

— по функциональному стилю речи (научный, публицистический, в литературно-творческих ра- ботах — элементы художественного стиля);

— по жанру (сочинения на литературную тему: рассуждения, ответ на вопрос, на про- блемный вопрос, рецензия, литературно-кри- тическое эссе, характеристика героя, сравни- тельная характеристика героев, система пер- сонажей, роль изобразительно-выразительных средств в художественной речи; сочинения ли- тературно-творческие: очерк, репортаж, рас- сказ, басня, стилизация и др.);

— по методическому использованию в учеб- ном процессе (тренировочные упражнения, контрольные, проверочные работы, в том числе выпускные экзаменационные).

тически, начиная с пятого класса, выполнять тренировочные упражнения и репродуктивного, и творческого характера, что способствует вы- работке у них навыков и умений писать его са- мостоятельно (навык — действие, сформиро- ванное путём повторения; умение — навык, освещённый теоретическим знанием).

В отечественной методике обучения сочи- нению используются следующие виды трени- ровочных упражнений:

— изложение фрагмента произведения (учебного или научного текста) и определение его темы и основной мысли;

— выделение структурных частей текста, подобранного учителем, и своего сочинения;

— сравнение пейзажей, портретов героев, интерьеров и нахождение между ними сходства и различия;

— составление предложений или неболь- шого текста из предложенных слов абстрактно- го значения;

— составление небольшого текста с включением пословиц, поговорок, афоризмов;

— определение роли изобразительно-вы- разительных средств языка и речи в отрывках художественных произведений;

— составление статей для словаря теоре- тико-литературных понятий с примерами;

— составление из разрозненных частей учебного (научного) текста логического, связ- ного его изложения.

Рассмотрим, какие теоретические знания нужно освоить школьникам, какие упражнения они могут выполнить в ходе обучения написанию сочинения-рассуждения и ответа на вопрос, на проблемный вопрос.

Полное рассуждение состоит из трёх ча- стей. В первой содержится утверждение (тезис),

которое нужно доказать. Во второй приводятся доказательства (аргументы, примеры), необхо- димые для обоснования высказанной мысли. В третьей части содержится вывод.

В тексте-рассуждении, как правило, тезис и доказательство связываются союзами (потому что; так как), а также вводными словами (во- первых; во- вторых и др.), вывод присоединяет- ся словами: поэтому, таким образом, итак, сле- довательно, из этого следует, словом и др.

Рассуждение может быть сокращённым. Полное рассуждение распространено в научной и деловой речи, сокращённое рассуждение — в разговорной и художественной, где союзы чаще всего опускаются, может не быть вывода или примеров.

1. Запишите значения слов, придумайте с данными словами предложения: тезис (от греч. thesis — положение, утверждение) — высказан- ная мысль, истинность которой доказывается автором; тезисы — краткая, точная запись ос- новных мыслей текста в виде цитат или в сво- бодном изложении; аргументация — приведе- ние аргументов с целью убедить читателя в пра- вильности выдвинутого тезиса (аргументами могут быть ссылки на авторитетное мнение, тексты произведений, письма, факты); доказа- тельство — утвердительное высказывание, ис- тинность которого подтверждена аргументами.

2. Придумайте и запишите предложения со словами и словосочетаниями:

логичный, последовательный, связный, гар- моничный; мысль, идея, замысел, концепция; размышление, раздумье, помысел, думушка; творческий (труд, процесс, дар, подъём, путь).

3. Подберите синонимы к слову рассуждать, запишите сочетания этого слова с прилагатель- ными, существительными, глаголами.

Рассуждать (мыслить, строить умозаключе- ния; последовательно излагать свои суждения о чём-либо).

Рассуждать о чём: (о литературе, о музыке, о смысле жизни, произведения, о любви…).

Рассуждать о чём-либо с кем (с другом, с приятелем, с коллегами…).

Рассуждать на тему (запретную, научную, литературную, о войне, о природе…).

Рассуждать, как кто (как ребёнок, как взрос- лый, как дилетант…).

Научиться рассуждать как (правильно, верно, толково, умно, здраво, трезво, просто, зрело…).

4. Определите, к какому функциональному стилю относится этот текст. Выделите его струк- турные части.

«…Культура прежде всего понятие коллек- тивное. Отдельный человек может быть носи- телем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное.

Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных опреде- лённой организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Сферу социального общения обслуживает язык. Это означает, что она образует определён- ную систему знаков, употребляемых в соответ- ствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое ма- териальное выражение (слова, рисунки, вещи), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символиче- скую природу. Остановимся на этой последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеден- ный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употреб- ление, а не значение. Но когда мы произносим:

“Хлеб наш насущный даждь нам днесь”, — слово “хлеб” означает не просто хлеб как вещь, а име- ет более широкое значение: “пища, потребная для жизни…” (Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре).

Научиться писать сочинение-рассуждение на литературную тему помогает анализ отрывков из художественных произведений с ответом на вопрос, например: как в данном эпизоде про- является характер героя, или как выражено от- ношение автора к герою, или как портрет и речь героя раскрывают его характер, или какую роль играет в стихотворении олицетворение и др.?

Написать сочинение на тему, сформулиро- ванную в виде проблемного вопроса, поможет памятка:

— внимательно прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла отражение в этом вопросе;

— определите, как проблема, обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произве- дения;

— сформулируйте основные положения, утверждения, которые будете доказывать;

— приведите аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);

— используйте необходимые теоретико- литературные понятия;

— по возможности напишите о своей точке зрения;

— в том случае, если проблема имеет не- сколько решений, нужно чётко определить все и раскрыть их суть.

1. КАПИНОС В.И., СЕРГЕЕВА Н.И., СО- ЛОВЕЙЧИК М.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-пресс, 1994.

Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

Содержание части сочинения

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+

→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя. (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое. Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя. (ФИО). В центре внимания автора — проблема. (какая?)
Рассуждая о. (о чём?), автор задается вопросом: . (каким?).
→ Текст . (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — . (какой?) Автор заставляет нас задуматься о . (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое. В чём заключается. Почему. Как . Такие вопросы ставит в своем тексте писатель . (ФИО), посвящая его проблеме. (какой?)
→ Что значит быть. (каким?)? Зачем. ? В чём. Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема. (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя. (ФИО).

Два примера — иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? . )

проблемы исходного текста

Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …

Пояснение к примерам:

→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами

(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь.

→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Мое отношение к позиции автора:

→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге. ) . (ФИО) читатель встречается с. (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)

Вывод — обобщение
моего рассуждения

→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать.
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…

Читайте также:

      

  • Сочинение по сказке иван царевич и серый волк 5 класс
  •   

  • Возвратно доставочный пакет на итоговое сочинение
  •   

  • Моя любимая книга гарри поттер и тайная комната сочинение
  •   

  • Сочинение про домового на белорусском языке
  •   

  • Самодурство троекурова сочинение 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. Часто такой вид работы используется на этапе подведения итогов анализа литературного произведения. Именно традиции отечественной методики преподавания литературы во многом обусловили включение задания такого вида в контрольные измерительные материалы. Однако анализ работ показывает: обучающиеся зачастую рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос, подменяют анализ текста пересказом, искажают проблематику произведения, не умеют аргументировать свои утверждения. Как организовать такую работу, на что обратить внимание обучающихся и идет речь в данных рекомендациях.

Иванова
Людмила Игоревна, учитель-методист  русского языка и литературы МОУ «СШ№22
имени Маршала Сергеева города Макеевки», ДНР

Авторская
разработка

Учим пятиклассников писать развернутый ответ на
проблемный вопрос

Работа с притчами Леонардо да Винчи

Из  книги

Леонардо
да Винчи. Сказки и истории о животных, людях и мире природы для маленьких и
постарше / Леонардо да Винчи: пер. с ит. Александра Махова. –
Москва:
Эксмо, 2019. – 120 с.

СОКОЛ
И ЩЕГЛЯТА   (
с.98)

         
Вернувшись с охоты, сокол, к величайшему удивлению, обнаружил в собственном
гнезде двух щеглят, сидевших бок о бок с его неоперившимися птенцами.

          Он был
не в духе, потому что охота в тот ненастный день не удалась: попадалась одна
мертвечина. А соколы, как известно, скорее умрут с голоду, но никогда не станут
питаться падалью.

          При виде
незваных гостей он еще более озлился и хотел было выместить на них свою досаду
и растерзать их в клочья, но вовремя одумался. Даже в гневе негоже соколу
обижать беззащитных пичужек.

          — Откуда
вы взялись здесь?- грозно спросил хозяин гнезда.

          — Мы
заблудились в лесу во время дождя,- пропищал еле-еле один из щеглят.

          Хищник
метнул на него гневный взор. Его распирала злость и мучил голод.

          Дрожа от
страха, два щегленка прижались друг к другу и не смели ни вздохнуть, ни
пикнуть.

          Оба были
жирненькие и упитанные, но такие беспомощные и жалкие, что гордый сокол был не
в силах наброситься на них. Он только закрыл глаза и отвернулся, чтобы не
поддаться соблазну.

          — Вон
отсюда!- зычно приказал хищник.- Чтобы духу вашего здесь не было!

          И когда
те стремглав полетели прочь, сокол обернулся к своим голодным птенцам и сказал:

         
— Наш удел — крупная добыча. Лучше умереть с голоду, чем позволить себе
поживиться невинной птахой.

Вопросы к
тексту:

1.     Почему
сокол был «в тот день» не в духе?

           («…охота в
тот ненастный день не удалась: попадалась одна мертвечина.

             
А соколы, как известно, скорее умрут с голоду, но никогда не станут питаться

             
падалью»
).

2.      Как эта
причина характеризует сокола?

(Для
горделивой птицы – сокола – важно, чтобы его еда была добычей, т.е.
результатом их охоты, в которую вложены силы и старания. Падаль же – это,
скорее всего, чья-то чужая добыча. А брать чужую добычу или останки
погибшего самостоятельно животного – это ниже достоинства гордой и благородной
птицы. Охота – это его долг и честь, которые он ценит)

3.     Почему
сокол не растерзал приблудившихся щеглят? Ведь он и его дети были голодны!

(Сильному
соколу даже в гневе не пристало обижать маленьких, слабых и беззащитных)

4.     Что сказал
сокол своим детям после изгнания щеглят? Почему он так сказал?

(«Наш удел
– крупная добыча. Лучше умереть с голоду, чем позволить себе поживиться
невинной птахой». Так он учил своих детей жить по правилам сильного, который не
желает, чтобы его заподозрили в погоне за легкой добычей: сильный должен
сражаться с равным, а не жить за счет слабых!)

5.     Какой
вывод мы можем сделать для себя из этого наставления сокола?

(Сильная и
гордая личность не может себе позволить извлечь выгоду для себя из беспомощности
беззащитного, слабого и невинного существа)

ВОДА
(
стр.
44
)

          Вода
весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову
шальная мысль добраться до самого неба.

          Она
обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он превратил воду в
мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха.

          Пар
тотчас устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха.

         Оказавшись
в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал
от холода. Чтобы как-то согреться, они теснее прижались друг к другу, но, став
намного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя.

         Заболев
тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда. Жаждущая земля
поглотила дождь до единой капли. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в
почве, прежде чем она смогла возвратиться в морские просторы.

Вопросы к
тексту:

1.      По какой
причине  возникла у воды идея добраться до самого неба? Как это характеризует
воду?

(Вода вела
веселую и беззаботную жизнь, которая, в конце концов, наполнила её тщеславием.
А тщеславие никому не даёт объективно оценить состояние мира и свои возможности.
Поэтому вода поставила перед собой цель, которая бросала вызов мироустройству:
вода не должна быть у самого неба по замыслу Творца. Мы видим, что вода
«потеряла границы дозволенного»)

2.      Почему
вода была изгнана с небес? 

(За
дерзость и тщеславие. Вариант: потому что негоже касаться неба тому, кому
предназначено выполнять свои обязанности на земле)

3.      Как вода
была наказана и за что?

(Сперва
капли воды вернулись назад в виде дождя, т.е. воду изгнали из поднебесья; потом
вода потеряла свободу, потому что её поглотила земля и почва не отпускала её
назад; и прошло долгое время, пока она смогла освободиться и вернуться в
морские просторы. Всё это произошло в наказание за её тщеславное и дерзкое
поведение).

4.      Как вам
кажется, вода боролась за прощение? И даровал ли что-нибудь Творец ей в виде
прощения?

(Вероятно,
да. Находясь в почве, она страдала и, вероятно, просила о прощении. Когда
Творец увидел, что она осознала свои ошибки, он дал ей возможность вернуться в
морские просторы)

5.      Если вода
все осознала, почему случаются по-прежнему дожди?

(Вероятно,
время от времени вода вновь начинает испытывать тщеславие – и все повторяется.
Тем более, что вода все время течет, обновляется, и новые её потоки могут не
знать о проступках своих «родителей». Вот и происходит водоворот воды в
природе. Тщеславие – опасная болезнь, которая трудно излечивается. Не случайно
и в тексте притчи оно названо болезнью).

6.      Какие
выводы для себя мы можем сделать на основании этой притчи?

(Следует
опасаться такой болезни, как тщеславие, потому что оно побуждает человека к
совершенно неправильным действиям, оно мешает видеть реальное положение дел,
«смущает» человека, заставляя переоценивать себя, свои силы и возможности. Надо
от тщеславия избавляться).

МАТЕРИАЛ

для контрольной работы по литературе в 5 классе

«Развернутый ответ на вопрос»

№1.

Леонардо
да Винчи

КРЕМЕНЬ
И ОГНИВО

            
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

             — С
чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с
кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

             — Не
сердись попусту, сосед,- с улыбкой промолвило огниво в ответ.- Если ты
наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И
наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так
терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

            
Сказка сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись
терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут
добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

           
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Кремень и огниво»?

№2.

Леонардо
да Винчи

ЛУНА
И УСТРИЦА

          Устрица
была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела
влюбленными глазами на ночное светило.

          Сидевший
в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает
луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И
он решил ее съесть.

          Однажды
ночью, едва взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв
рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины.
Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового
жилища, но было поздно — брошенный камешек помешал бедняжке.

        
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в тайне хранить сокровенные чувства.
Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

                 
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Луна и устрица»?

№3.

Леонардо
да Винчи

ПЧЕЛА
И ТРУТНИ

          — Управы
на вас нет, бездельники! — не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая
трутней, летавших попусту вокруг улья.- Вам бы только не работать. Постыдились
бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру,
крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не
упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

          — Нашла
кого ставить в пример! — огрызнулся один из трутней, которому наскучили
наставления пчелы.- Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот
крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

          
Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других
ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

             
  Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Пчела и трутни»?

№4.

Леонардо
да Винчи

ГУСЕНИЦА

          
Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели,
прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали… Все вокруг было в постоянном
движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать,
ни летать.

           С
превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже
перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает
кругосветное путешествие.

           И все
же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый
должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать
тонкие шелковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

           Без
лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку
оказалась укутанной с ног до головы в теплый кокон.

           — А
дальше что?- спросила она, отрезанная в своем укрытии от остального мира.

           — Всему
свой черед!- послышалось ей в ответ.- Наберись немного терпения, а там увидишь.

           Когда
настала пора и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей.
Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у нее отросли
легкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она,
словно пушок, вспорхнула с листка и полетела, растворившись в голубой дымке.

(Комментарий. NB:  Терпение и усердный труд
будут вознаграждены: в притче в результате стараний уродливая и неуклюжая
гусеница превратилась в прекрасную легкую яркую бабочку)

              
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Гусеница»?

№5.

Леонардо
да Винчи

ПАУК
И СТРИЖ

       Трижды паук
был вынужден натягивать между деревьями свою серебристую паутину, и всякий раз,
пролетая на бреющем полете, стриж-насмешник разрывал крылом его сети.

       — Почему ты
мешаешь мне работать?- возмущенно спросил паук.- Разве я тебе помеха?

       — Да ты
само воплощение коварства!- прощебетал стриж в ответ.- А твоя паутина-невидимка
— смертельная ловушка для насекомых.

       — Тебе ли,
братец, говорить такие слова?- подивился паук.- Чем же ты лучше меня? Днями
напролет носишься с открытым клювом и хватаешь направо и налево тех же букашек,
о коих теперь так печешься. Для тебя это занятие вроде забавы. Я же тружусь изо
всех сил, тку тонкие нити и плету из них кружево. В награду за радение и
честный труд получаю добычу, когда она попадает в сети.

       Каждый
горазд судить другого, смотря на мир со своей колокольни.

            
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Паук и стриж»?

№6.

Леонардо
да Винчи
.

ТОПОЛЬ

         Известно,
что тополь растет быстрее многих деревьев. Его побеги прямо на глазах тянутся
кверху, обгоняя в росте все прочие растения в округе. Однажды молодому
тополю
пришла в голову мысль обзавестись подругой жизни. Свой выбор он
остановил на приглянувшейся ему виноградной лозе.

         — Что
за странная блажь
!- отговаривали его собратья.- С этой красавицей лозой
ты хлебнешь горя. На что она тебе? Наше дело — расти вверх, и
иного нам не дано. Но упрямый тополь настоял на своем. Пылкий влюбленный
соединился с молодой лозой и позволил ей покрепче себя обнять, чему был
несказанно рад. Получив прочную опору, лоза стала быстро разрастаться и
плодоносить.

         Увидев, что
лоза хорошо прижилась, цепко обвившись вокруг ствола, сметливый крестьянин стал
по весне обрезать ветки тополя, чтобы они не тянули за собой ввысь лозу, а ему
самому было бы сподручней собирать осенью гроздья спелого винограда.

         Куда
девалась былая статность тополя? Он округлился, поутратил прежний пыл и
смирился с судьбой. Стоит себе куцый, с подрезанными ветвями, служа подпоркой
для своей плодовитой подруги. А его собратья, взметнув ввысь густые кроны,
беззаботно шелестят листвой.

(Комментарий.
NB: В
молодости многие принимают неразумные решения, которые потом становятся
серьёзным препятствием в их дальнейшей жизни. Молодым следует прислушиваться к
советам старших.)

             
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит читателя
притча Леонардо да Винчи «Тополь»?

№7.

Леонардо
да Винчи

ВЕЛИКОДУШИЕ

       Высунув
голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

       — Мама, что
это за птицы?- спросил он.

       — Наши
друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве — такова его доля.
Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц?
Все, кого
ты видишь внизу,- наши верные друзья.

        Удовлетворенный
маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц,
считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

        — Ай-ай,
они украли у нас еду!

        —
Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и
навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно
должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству
. На
такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

         Всяк,
кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя
внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и
готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

              
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит читателя
притча Леонардо да Винчи «Великодушие»?

№8.

Леонардо
да Винчи

ЛЬВИЦА

        Вооруженные
дротиками и острыми пиками охотники неслышно подкрадывались все ближе и ближе.
Львица, кормившая малышей-сосунков, вдруг учуяла незнакомый запах и тотчас
поняла, что близка опасность. Но было поздно. Охотники уже обступили логово.

        При виде
людей с оружием в руках львица оторопела. Она хотела было спастись бегством, но
тут же одумалась: ведь тогда ее львята станут легкой добычей для охотников.

        Мать
решила защитить малышей ценою собственной жизни.
Низко пригнув голову,
чтобы не видеть нацеленные на нее острые пики, она в отчаянном прыжке ринулась
на людей и обратила их в бегство.

        Беспомощные
львята были спасены.

(Комментарий. NB: О готовности матери на
жертву ради детей, даже если это может ей стоить жизни. Для неё главное –
преодолеть страх!.. Её награда – жизнь и счастье детей)

           
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Львица»?

№9.

Леонардо
да Винчи

ПЕРСИКОВОЕ
ДЕРЕВО

         В одном
саду рядом с орешником росло персиковое дерево. Оно то и дело с завистью
поглядывало на ветви соседа, щедро усыпанные орехами.

         — Отчего
у него столько плодов, а у меня так мало?- не переставало ворчать неразумное
дерево.- Разве это справедливо? Пусть и у меня будет столько же персиков! Чем я
хуже его?

        — Не
зарься на чужое
!- сказала как-то ему росшая поблизости старая слива.

        — Неужели
ты не видишь, какой крепкий ствол и гибкие ветки у орешника? Чем ворчать
понапрасну да завидовать, постарайся-ка лучше вырастить добротные сочные
персики.

        Но ослепленное
черной завистью персиковое дерево не пожелало прислушаться к добрым советам
сливы
, и никакие доводы на него не действовали. Оно тут же повелело
своим корням поглубже вгрызться в землю и поболе извлечь живительных соков и
влаги. Ветвям оно приказало не скупиться на завязь, а цветам превратиться в
плоды.

        Когда
прошла пора цветения, дерево оказалось до самой макушки увешанным зреющими
плодами.

        Наливаясь
соком, персики тяжелели день ото дня, и ветвям было невмоготу удерживать их на
весу.

        И вот
однажды дерево застонало от натуги, ствол с треском надломился, а спелые персики
попадали на землю, где вскоре и сгнили у подножия невозмутимого орешника.

(Комментарий. NB: Не следует поддаваться
зависти, т.к. она плохой советчик.)

                
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Персиковое дерево»?

№10.

Леонардо
да Винчи

ОСЕЛ
НА ЛЬДУ

          Проплутав
по полям до самых сумерек, осел так утомился, что не в силах был дотащиться до
своего стойла. Зима в том году стояла суровая — все дороги обледенели.

          — Мочи
нет боле. Передохну немного здесь,- сказал вконец обессилевший осел и
растянулся на льду.

          Откуда
ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:

          — Осел,
очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что
он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его
ноздрей повалил пар. Под действием тепла лед стал понемногу подтаивать, пока с
треском не обломился.

          Оказавшись
в студеной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже
поздно, и бедняга захлебнулся.

         
Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в
незнакомом месте.

             
Задание

Напишите
развернутый ответ на вопрос:

Чему учит
читателя притча Леонардо да Винчи «Осел на льду»?

 Проблемные вопросы сопоставительного характера по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Какой мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения? (Помощь: сопоставляем Татьяну-деревенскую девушку и Татьяну-светскую даму)

2. Почему Онегин отказывает Татьяне в чувствах в начале романа и влюбляется в неё в конце произведения? (Помощь: сопоставляем Онегина и его восприятие Татьяны в начале романа и в конце)

3. Какие черты характера Татьяны и какие качества Онегина раскрывают письма героев? (Помощь: сопоставляем письма и черты характера  Татьяны и Онегина)

4. Как трактует образ Онегина Белинский и как видит этот образ Писарев? (Помощь: сопоставляем точки зрения Белинского и Писарева, опираясь на фрагменты их литературно-критических статей)

Рекомендации

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений (но не менее 70 слов!), раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему

При проверке работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста (цитирование приветствуется! не подменять анализ текста пересказом!); есть ли фактические ошибки и неточности.

Структура ответа 

краткий ответ — аргумент №1+пример №1 — аргумент №2+пример №2 — вывод, подтверждающий краткий ответ

Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характера 

Какой мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения?

На мой взгляд, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не во всём.

В начале романа мы знакомимся с Татьяной — деревенской девушкой, милой, скромной («Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива»), мечтательной, романтичной («Она любила на балконе//Предупреждать зари восход»), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную жизнь («Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё»). Встретив Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту — образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В конце романа мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в высшем обществе и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность, присущую ей в юности, что по-прежнему выделяет её из толпы:

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех…

Все тихо, просто было в ней.

На мой взгляд, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность, благородство — ей удалось сохранить. Именно поэтому она честно признаётся Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу. (8 предложений, 199 слов)

Композиционные элементы развёрнутого ответа на проблемный вопрос сопоставительного характра с маркировкой текста

Какой
мы видим Татьяну в начале романа и изменилась ли она в конце произведения?

Краткий
ответ, выражение собственной позиции

На
мой взгляд
, Татьяна в конце романа, безусловно, изменилась во многом, но не
во всём
.

Анализ
образа Татьяны в начале романа с опорой на текст

В
начале романа
мы знакомимся с Татьянойдеревенской девушкой, милой,
скромной («Дика, печальна, молчалива,//Как лань лесная боязлива»),
мечтательной, романтичной («Она любила на балконе//Предупреждать зари
восход»
), воспитанной на французских романах, поэтому мало знающей реальную
жизнь («Ей рано нравились романы;//Они ей заменяли всё»). Встретив
Онегина, она искренне полюбила его, но не реального человека, а свою мечту —
образ, который нарисовала в своих фантазиях под влиянием любовных романов:

Все
для мечтательницы нежной

В
единый образ облеклись,

В
одном Онегине слились.

Анализ
образа Татьяны в конце романа с опорой на текст;
 формулы, подчёркивающие сопоставление

В
конце романа
мы вновь встречаем Татьяну, но уже не в деревне, а в столице. Он
жена боевого генерала, светская дама, занимающая достойное положение в
высшем обществе 
и научившаяся скрывать свои чувства. Татьяна, в отличие от многих, сохраняет индивидуальность,
присущую ей в юности
, что по-прежнему выделяет её из толпы:

Она
была нетороплива,

Не
холодна, не говорлива,

Без
взора наглого для всех,

Без
притязаний на успех…

Все
тихо, просто было в ней.

Вывод,
определение собственной позиции
, опора на текст

На
мой взгляд
, в Татьяне произошли изменения, соответствующие её новому
общественному статусу, но лучшие качества души: простоту, искренность,
благородство — ей удалось сохранить. Именно поэтому 
она честно признаётся
Онегину в чувствах и сохраняет верность мужу.

Речевые клише для сочинения – рассуждения

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…

Мне кажется…

По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой!)

Формулировка аргументов

Во- первых, во- вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)

В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…

В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…

Из этого следует, что…

В этой связи ясно, что…

Разумеется (очевидно), что…

Кроме того…

Формулировка примера

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…

Обратимся к примеру…

Приведем пример…

Один из ярких примеров…

Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…

В качестве примера хочется…

Приведем пример того, как…

Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)

Из всего сказанного следует, что…

В заключение можно сказать, что…

В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Можно сделать заключение (вывод), что…

Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)

Прихожу к выводу…

Очевидно, что…

Нет сомнения в том, что…

Продолжая (заканчивая) мысль…

Выражение своего отношения к различным точкам зрения

Я разделяю точку зрения (кого?)…

Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…

Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…

Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…

Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)

Следует признать (отметить), что…

Сравнительный анализ

Н., так же, как и Б, ,.. 

Б, в отличие от Н., …


Критерии оценивания развернутого ответа на
проблемный вопрос 

на основе анализа эпического, лирического,
лиро-эпического или драматического произведения

Развернутый ответ на проблемный вопрос
представляет собой вопрос аналитического характера, содержательно соотнесенный
с эпизодом эпического, лирического, драматического или лиро-эпического
произведения. Как правило, вопрос связан с темой (проблемой, идеей)
произведения или фрагмента, с определением места и роли фрагмента в
произведении, характерами действующих лиц, выявлением средств воплощения
авторской идеи и т. п. Развернутый ответ представляет собой текст объёмом 5-10
предложений.

Композиция развернутого ответа на вопрос не предполагает вступления и
заключения. Возможны два основных «сценария» ответа:

Ø  сначала дать прямой
краткий ответ на поставленный вопрос, а затем аргументировать его, обращаясь к
тексту произведения;

Ø  сначала изложить свои
наблюдения над текстом произведения, а затем, опираясь на эти аргументы,
сформулировать обобщающий вывод, который и будет ответом на поставленный
вопрос.

Задание оценивается по следующим критериям:

1.

Соответствие ответа заданию

1 балл

2.

Привлечение текста произведения для аргументации

1 балл

3.

Логичность и соблюдение речевых норм

1 балл

4.

Соблюдение орфографических норм

1 балл

5.

Соблюдение пунктуационных норм

1 балл

Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то
задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется от всего сердца
  • Как пишется ответ на представление роспотребнадзора
  • Как пишется осязание или осезание
  • Как пишется ответ на письмо образец
  • Как пишется осьминожка или осьминожка