Как написать отзыв о стихотворении
План
- Какую картину представляешь, читая стихотворение?
- Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, особенными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
5. Какой отзвук стихотворение находит в твоей душе? О чём напоминает, какие мысли будит?
Образец
Отзыв о стихотворении Огарёва «Дорога»
При чтении стихотворения Огарёва невольно представляешь русский зимний пейзаж: снежную поляну, вдоль дороги ряды берёз с голыми сучками. А на дороге тройку лошадей,
которые мчат кибитку, звенит колокольчик, тихо напевает песню ямщик, развлекает путешественника… Ощущение воли, простора создают строки огарёвского стихотворения.
У дороги нет конца.
Увидеть картины, созданные поэтом, помогают эпитеты: месяц «дальний», наречия «тускло», «печально», «жалко», глагол – движения — «мчится», представить состояние ямщика – «напевает». При чтении этих поэтических строк невольно представляешь, как:
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
О чувствах поэта говорят следующие строки:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Лирический герой выражает в этих строках своё душевное состояние, которое вызвано расставанием с родной стороной. Отъезд не доставил радости. Душа поэта не поёт,
не радуется, она скучает, потому что жалость на сердце. Настроение его проникнуто грустью, это подчёркивается словами «тускло месяц светит» « снежная поляна
лежит печально». Пейзаж зимней дороги созвучен внутреннему состоянию автора.
Стихотворение не оставляет равнодушным читателя, оно заставляет вспомнить пушкинские времена, когда основным средством передвижения была тройка, напоминает о путешествии, говорит о том, что нелегко расставаться с родными местами, потому что расставание – это один из трудных моментов в жизни человека.
Как писать отзыв по стихотворению
Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв — это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.
Инструкция
Выберете одну из целей вашего отзыва:
1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;
2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;
3) стремление разобраться в прочитанном.
В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.
Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.
Продумайте название своего сочинения. Хотя слово «отзыв» уже может стать названием.Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: «Стихотворение, которое тронуло», «Приглашение к размышлению», «Уроки любви».
Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.
Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).
Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я.Маршак говорил: «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта». Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали — маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь — видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак — волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.
Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока «Незнакомка», используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.
Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.
Обратите внимание
Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.
Полезный совет
Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
метки: Стихотворение, Впечатление, Отзыв, Художественный, Материал, Использовать, Следовать, Слушатель
Сочинение- отзыв о стихотворении предполагает самостоятельное высказывание о литературном произведении, основанное на эмоциональных переживаниях от прочитанного, описание чувств и настроения, вызванных автором. В отличие от рецензии в отзыве содержится общая характеристика произведения без углубленного анализа.
Прежде чем начать писать отзыв, желательно несколько раз вдумчиво прочитать стихотворение. Лучше прочесть вслух, расставляя паузы, обращая внимание на роль авторских знаков препинания.
Рекомендации для написания сочинения
1. Перед тем как приступить к изложению своих мыслей и впечатлений, вызванных поэтическим произведением, необходимо определиться с основной целью вашего отзыва. Ею может быть следующее:
- привлечение внимания к стихотворению, выражение несогласия по поводу уже имеющейся оценки художественных образов или произведения в целом, желание повлиять на общественное мнение;
- стремление выразить свое впечатление о прочитанном стихотворении, поделиться им с друзьями, учителем или другими людьми;
- потребность разобраться в прочитанном.
Выбранная цель отзыва определит его жанр (письмо, публицистическая статья, эссе).
Любой отзыв на стихотворение подразумевает собеседника, слушателя. В зависимости от того, к кому вы будете обращаться, выбирается форма изложения мыслей и содержание (как будете писать отзыв и о чем).
2. Затем можно выбрать заголовок своего сочинения. Кроме формулировки, содержащей слово «отзыв», могут быть и другие, например: «Стихотворение, зовущее к жизни», «Мысли, вызванные стихотворением С. А. Есенина «Письмо к матери», «Урок любви», «Мое любимое стихотворение» и др.
3. Следующий этап – подборка материала и выбор последовательности его подачи. Здесь нужно придерживаться основного правила: в отзыве должны прослеживаться две главные части. Первая, как правило, содержит высказывание личного мнения по поводу прочитанного, а вторая – обоснования и аргументы в защиту данной оценки. Четкого разграничения между ними не требуется.
В работе обязательно должно быть отражено ваше собственное мнение по поводу авторского отношения к изображенным лирическим образам и оценка особенностей его восприятия. Можно отметить элементы новаторства поэта в создании произведения.
4. В средних классах еще не требуется анализ художественных особенностей стихотворений. Однако в работах старшеклассников обращается внимание на умение использовать элементы художественного анализа текста. Существует несколько вариантов литературоведческого анализа. При создании отзыва не нужно использовать все пункты. Стоит выбрать лишь те, которые помогут вам в аргументации вашей оценки, высказанных мыслей и чувств.
4 стр., 1856 слов
Как писать отзыв о прочитанном произведении — примеры
… которая прочитана всеми учениками. Во II полугодии проводится еще один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал, т.е. сочинения … лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». (Одно стихотворение о войне наизусть). Саша Черный «Кавказский пленник», … произведения. Сначала класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, …
Вот один из образцов примерного плана анализа стихотворения.
1) Название произведения.
2) Когда написано.
3) Реальные исторические и биографические факты, которые легли в основу поэтического творения.
4) Жанровые особенности поэтического произведения.
5) Смысловая идейность:
- а) основная тема;
- б) главная мысль;
- в) эмоциональная окрашенность текста;
- г) общее впечатление и ответные чувства, вызываемые данным стихотворением.
6) Интерпретация произведения.
7) Построение поэтического текста:
- а) образы (иногда лишь подразумевающиеся);
- б) изобразительные средства, расширяющие ключевые образы (эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории, сравнения, контрастные сопоставления, ирония, и т.д.);
- в) особенности синтаксиса (инверсии, эпифоры, анафоры, антитезы, повторы);
- г) звукопись (ассонанс, аллитерация), помогающая раскрыть смысл и художественно выделить образы;
- д) размер стиха (хорей, ямб, амфибрахий, дактиль, анапест), определяющий ритм и интонацию всего стихотворения;
- е) строфика (например, четверостишие, двустишие, катрен, сонет и др.), рифмовка.
5. В интерпретации стихотворения нужно раскрыть, что скрывается за поэтическими строками. Специфика стихотворных произведений состоит в том, что они наполнены скрытым смыслом, который зачастую выражен сжато, свернут в особую форму. Обращая внимание на ключевые слова, следует подумать над их смыслом, сформулировать позицию автора и высказать свое к ней отношение.
6. Особенностью лирических стихов также является отсутствие сюжета, сосредоточение, главным образом, на внутреннем мире человека. Поэтому постижение смысла происходит через эмоциональность. И здесь большая роль отводится ассоциативному мышлению. Автор стремится вызвать у читателя множественные ассоциаций, которые позволяют проследить развитие его художественной мысли, понять всю глубину произведения.
Ваше воображение и личные ассоциации помогут привести ряд ярких аргументов в пользу сложившегося отношения к стихотворению. При этом можно обращаться к сравнениям с произведениями других авторов, проводить параллели с картинами живописи и музыки. Например, при анализе стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» можно вспомнить об одноименных произведениях художников И. Н. Крамского, И. С. Глазунова.
7. Завершить работу над отзывом необходимо проверкой написанного, обращая внимание на следующее:
- достаточно ли доказательств, нет ли постороннего «пустого» материала;
- соответствует ли ваша речь публицистическому стилю (яркость, эмоциональность с целью воздействия на слушателя);
- использовано ли разнообразие в строении предложений (в которых, кстати, уместно употребление таких приемов, как инверсия, градация, повтор союзов, и т.д.);
- в сочинении не должно быть пересказа стихотворения.
8. Важно сделать краткий вывод, подтверждающий главную тему вашего отзыва.
2 стр., 824 слов
По произведению : Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина
… говорит о том, что Онегин — тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения: Как … способствует проявлению его лучших качеств. И все же положительные задатки героя постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. … оказывает противоположное действие, вселяет надежду в сердце девушки. Подобным образом ведет он себя и позже, на дне рождения …
LDSveta,
Если пользователь интернета когда-нибудь решит
написать рецензию к поэтическому
произведению, он не будет испытывать недостатка в рекомендациях – материала по
данной теме на бескрайних просторах всемирной паутины предостаточно. Насколько
этот материал качественен, зависит он многих параметров, главными из которых
являются степень доверия к источнику и глубина требований рецензента к своей собственной работе.
Отчего-то бытует мнение, что написать рецензию на стихотворение легко. Между
тем, настоящая рецензия
подразумевает ряд правил, соблюдение которых требует не только определённых
знаний и навыков, но и способностей. Рецензент
– это не только внимательный читатель, но и критически настроенный писатель.
Третьего, как говорится, не дано. Рецензия
должна обладать рядом признаком, позволяющих именоваться ей рецензией , и чтобы
выявить их, нужно для начала разобраться с самим термином.
С латыни ˮрецензияˮ
переводится как ˮобследование,
рассмотрениеˮ и означает критический
разбор и оценку художественных произведений, а так же жанр литературной
критики. В литературной энциклопедии на ресурсе Фундаментальной Электронной Библиотеки (ФЭБ) приводится статья Д.П.Муравьёва, в которой кратко изложена
история русского литературного рецензирования
и обозначены некоторые основные виды рецензий
в современной критике, а именно : 1) небольшая критическая или публицистическая
статья полемического характера ; 2) развернутая аннотация, которая раскрывает
содержание произведения, нередко самим отбором материала выражая оценку; 3) эссе,
представляющее собой окрашенное лиризмом
размышление, навеянное чтением; 4) авторецензия — излагает взгляд автора на
свое произведение или полемизирует с
толкованием его в критике.
Как мы видим, нам подходит первое определение, и
действительно, основу рецензии, как
аналитического жанра, составляет критический отзыв о произведении небольшого
или среднего объёма (развёрнутая рецензия); рецензия большого формата является
критической статьёй.
Что же касается правил написания рецензии, то они достаточно просты :
стихотворение следует внимательнейшим образом восприять, то есть
прочитать и осмыслить прочитанное, и ˮразъять
гармониюˮ, то есть осуществить анализ стихотворного текста – определить
тему и идею произведения, его композиционные особенности, язык, стиль и систему
образов, соотнести его с художественной традицией и попытаться определить его
художественную ценность.
Но существуют и другие, не менее важные правила,
которые обязательно следует соблюдать рецензенту
– это этические правила, подразумевающие беспристрастное отношение к
произведению со стороны критика, отражающие уровень его профессионализма.
Совершенно недопустимо пренебрежительное,
насмешливое, снисходительное, а тем более агрессивное отношение к Автору – манера изложения критического
анализа должна быть корректной и ни в коем случае не допускать перехода на
личность Автора. Подход к Автору должен быть уважительным, не
переступающим допустимые грани – имеется в виду и панибратское к нему
отношение.
Критика не должна быть предвзятой и смешивать
личность Автора и его произведение.
Не надо забывать о психологической составляющей рецензии – для многих авторов критический разбор его произведения
является самой настоящей проверкой на псих.устойчивость.
Словом, рецензирование
– это процесс, требующий от рецензента аккумуляции всех его
профессиональных и лучших человеческих качеств. Но рецензия, написанная по всем
правилам, не менее полезна для рецензента, чем для Автора : рецензент (тоже Автор,
а потому не стоит пренебрегать названием рецензии,
ведь она сама является произведением!), что называется, набивает руку –
оттачивает своё перо, тренирует глаз, и написание рецензий обязано благодатно
сказаться на его собственных произведениях.
В качестве же совета при написании рецензии хочется вспомнить одно золотое
правило, которое звучит примерно так : не уверен – не говори! То есть, если рецензент в чём-либо сомневается, едва
ли ему стоит ступать на непрочный лёд, потому как, согласно классическим
канонам, рецензия подразумевает диалог –она должна способствовать полемике,
потому как критика без полемики бесцветна и безвкусна именно в условиях
виртуальных пространств.
И здесь нельзя не вспомнить о таком виде рецензии, как рекламная, которой всё чаще
пытаются подменить рецензию литературную.
Исходя из выше изложенного, рецензия рекламного характера, призванная к
перечислению одних достоинств товара с целью его продажи, имеет мало общего с рецензией литературной. Если читатель
имеет желание выразить восторг от произведения либо иные чувства, то его мнение следует характеризовать, как отзыв.
Благодарю
за внимание!
С
уважением,
Марина Новикова-Шведт.
08.12.2021.
Ссылки:
1. Абдулаев Е.
Взламывая нейтральность : https://znamlit.ru/
2. Григорьев А.
Литературная критика : https://imwerden.de/
3. Муравьёв
Д.П. Рецензия. ФЭБ : http://feb-web.ru/feb
/
4. Рецензия. Литературная энциклопедия : https://gufo.me/dict/
Л. И. Шевцова, доцент кафедры литературы Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, кандидат педагогических наук
Отзыв о лирическом стихотворении как олимпиадное задание: специфика жанра и методика подготовки к его написанию
Аннотация. Статья посвящена насущной проблеме — обучению учащихся написанию отзыва о лирическом стихотворении на олимпиаде по русскому языку и литературе. Определяется специфика жанра отзыва как олимпиадного задания. Предлагается методика поэтапного формирования умения писать отзыв.
Введение
Написание отзыва о лирическом произведении при выполнении задания на олимпиаде по русскому языку и литературе — сложная задача для учащихся. По сути, старшеклассники должны выступить в роли литературоведов, отразив при этом и личностное восприятие. Критерии оценки такого отзыва достаточно высоки: оцениваются полнота и глубина интерпретации содержания произведения, целостность анализа изобразительно-выразительных средств, их роль в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции и, наконец, соответствие текста жанру отзыва и грамотность. Заявленные критерии оценки обнаруживают, что ученика необходимо готовить не просто к отзыву, а к отзыву-рецензии (кстати, некоторые справочные издания рецензию определяют как разновидность отзыва).
Понятно, что подготовка учащихся к написанию отзыва — длительная и кропотливая работа. С чего начинать, в каком направлении двигаться, каковы обязательные компоненты обучения? Важно представлять этот вид деятельности как систему и двигаться от этапа к этапу. Поэтому цель данной статьи — определить не только специфику жанра, но и условия, этапы и содержание работы по подготовке учеников к написанию отзыва о лирическом произведении.
Основная часть
В чём же специфика отзыва-рецензии как олимпиадного задания? Опираясь на различные толкования в словарях и работы, специально посвящённые подготовке такого рода олимпиадного задания, М. Павлова, в частности, пишет: «Любая рецензия включает следующие основные компоненты: отзыв-впечатление, критический разбор или комплексный анализ текста, оценку произведения и личные размышления автора рецензии» [1, с. 169]. Т. В. Алексеева, оговаривая специфику школьной рецензии, отмечает, что «рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение» [2, с. 147], и тут же подчёркивает, что рецензия — личностный жанр, поэтому личные впечатления, собственное мнение автора работы очень важны, они делают рецензию живой, эмоционально окрашенной. О. И. Царёва определяет цель рецензии следующим образом: «Цель рецензии — дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе или литературоведческой статье» [3, с. 7]. О. И. Царёва определяет следующие признаки отзыва-рецензии как речевого жанра:
-
полифункциональность (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
-
аргументированность (обязательны обоснованность, развёрнутая аргументация);
-
эмоциональность (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия пишущего);
-
полиадресность (предназначена для широкого круга читателей);
-
индивидуальность (автор отзыва — конкретный человек);
-
стилистическая гибридность (совмещает элементы публицистического и научного стилей) [3, с. 7—8].
Сформулируем условия, без которых работа по обучению учащихся писать отзыв не будет успешна. Во-первых, это систематические занятия, которые лучше проводить во внеурочное время, например как факультативные. Во-вторых, обучение должно быть основано на анализе лирических произведений, которые учителю следует предварительно отобрать для этой работы (желательно, чтобы это были непрограммные стихотворения, лучше — поэтов XX века как наименее известных школьникам и наиболее часто предлагаемых на олимпиадах). В-третьих, ученики должны как можно больше выполнять письменных упражнений, направленных на освоение жанра письменного отзыва: от заданий, связанных с анализом отдельных элементов произведения (стилистических фигур, композиции, речевой организации и др.), до создания цельных текстов отзывов.
Сложность олимпиадного задания данного типа заключается в том, что учащийся должен создать собственный текст в жанре отзыва о другом тексте — стихотворении, которое является произведением словесного искусства. Перед пишущим стоит первостепенная задача — понять этот текст, а потом составить о нём отзыв. Понимание произведения невозможно не только без определённых знаний, но и без привычки регулярно погружаться в сложный, многосмысленный, экспрессивный текст, каким является лирическое произведение. Невозможно написать отзыв-рецензию и без знания того, что это за жанр, каковы его стилевые и композиционные особенности.
Методика подготовки учащихся к написанию отзыва-рецензии, с нашей точки зрения, должна представлять собой поэтапное обучение школьников писать в данном жанре.
I. Дотекстовый этап. Данный этап должен обеспечить учащихся не только инструментарием анализа произведения, но и контекстуальной широтой этого анализа. На этом этапе необходимо формировать определённый круг знаний и умений. Обозначим их:
-
широта круга чтения — от античной лирики до современной; 2) историко-литературные знания (литературные эпохи и направления);
-
теоретико-литературные понятия (лирика как литературный род, элементы лирического произведения как художественного целого); 4) исторические знания; 5) знание мифологии и фольклора; 6) знание библейских персонажей и сюжетов.
Задания, касаемые круга чтения, исторических и историко-литературных знаний, можно оформить в виде хронологической и сопоставительной таблиц (приложения 1,2). В качестве тренинга можно предложить упражнения на атрибуцию поэтических текстов на предмет их принадлежности к тому или иному литературному направлению — классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму, модернизму (не называя автора) (приложение 3); на соотнесение даты написания с историческими событиями и темой стихотворения.
Теоретико-литературные понятия — это знания о поэтике лирического произведения. Систематизируя и вводя новые для учеников понятия, необходимо также организовать тренинговую работу: на примере лирических произведений и их отрывков предложить учащимся определить стихотворные размеры, рифмы и характер рифмовки, особенности строфики, жанровые традиции, пафос, образные средства, особенности языка, композиции и т. д. Здесь важно донести до учеников, что тот или иной приём, элемент художественной структуры произведения является способом создания образа. В дальнейшем, на этапе написания, отзыв не должен превратиться в перечень стилистических фигур и приёмов. Школьникам следует привыкнуть к тому, что, например, обнаружив эпитет, метафору, они должны постоянно задавать себе вопросы: какой образ рождается благодаря данной метафоре, эпитету или сравнению? Какая картина возникает в моём воображении? Какие ассоциации, эмоции вызывает данный образ? В чём смысл этого образа?
-
Этап первоначального чтения произведения. С этого этапа начинается работа с текстом лирического произведения. Уже при первом чтении учащихся необходимо сориентировать на то, что они могут увидеть в этом тексте, поскольку этап первоначального чтения может подсказать логику и приёмы его дальнейшего анализа. Что же ученик уже может и должен увидеть в тексте на этом этапе?
На уровне контекста: 1) автора и его творческую биографию; 2) соотнести дату написания с исторической и литературной эпохой.
На уровне текста: 1) тип речевой организации (повествование, описание, рассуждение и их сочетание); 2) тему (в том числе традиционна ли она для поэзии данного периода, актуальна ли для современности); принадлежность стихотворения к определённой жанровой традиции (ода, элегия, послание, сонет и др.); 3) композицию (членение текста на речевые отрезки: строфы или смысловые части, если стихотворение не носит строфической организации).
-
Этап «погружения» и синтеза. Этот этап является аналитическим по своей сути и заключается в повторном медленном чтении и в конкретизации образного мира произведения. Здесь должно активно работать воссоздающее воображение, школьнику также необходимо стремиться понять, какими смыслами наполнены образы. По ходу такого чтения можно составлять схемы, выписывать лексические ряды, ключевые слова. Важно проанализировать:
-
пространственно-временные образы и способы их создания (не только найти средство — эпитет, сравнение, метафору и т. д., но и описать, какой образ создаётся с их помощью, какими смыслами он наполнен); 2) движение мысли, смену картин, пространственно-временных координат, субъектов и типов речи (в лирике Ю. М. Лотман назвал это «переходом из одного семантического поля в другое»); 3) наличие повторов и возникновение мотивов, их соотнесение с темой; 4) ритмический рисунок (размер, характер рифмовки, звукопись и др.); 5) лирического героя: кто он, почему так мыслит и чувствует?
На этом же этапе происходит расширение контекстуальных границ за счёт исторических, литературных, мифологических, библейских и других ассоциаций, которые фиксируются на черновике.
Синтез — это обобщение смыслов на уровне целого: слова в тексте и текста в контексте. Здесь необходимо сформулировать цельное представление о тексте на основании проделанной аналитической работы. Важно обобщить следующие моменты: 1) воплощение темы (ключевые образы, мотивы), как она звучит в контексте творчества поэта, национальной и мировой литературы; 2) как продолжена жанровая традиция и что новое вносит поэт (если таковое обнаружено); 3) какова авторская концепция пространственно- временных образов, как они соотносятся с образом говорящего, лирического героя; 4) кто та- ‘ кой лирический герой как личность (концепция личности); 5) пафос(ы): трагический, драматический, героический, идиллический, элегический.
Теперь можно приступать к написанию отзыва.
-
Этап создания собственно текста отзыва-рецензии. Здесь, прежде всего, следует сослаться на имеющийся в отечественной и зарубежной методике теоретический материал, к которому может обратиться учитель, чтобы отработать вступительную, доказательную части отзыва- рецензии, выводы, особенности стиля [1; 2; 3; 4]. Учащимся также можно предложить памятку, в которой представлены композиционные части и структурные элементы отзыва-рецензии о лирическом стихотворении (приложение 4). Ученикам необходимо пояснить, что композиционные части отзыва-рецензии — введение-впечатление, комплексный анализ, оценка произведения — не обязательно наполнять в той последовательности, которая указана в памятке. Важно выявить все обозначенные элементы и особенности произведения, а последовательность, логику подскажет вдохновение и само стихотворение.
Заключение
Итак, успешность выполнения олимпиадного задания в виде отзыва о лирическом произведении обусловлена созданием необходимых условий для обучения написанию отзыва-рецензии, для которого характерна своя специфика. Ключевое значение имеет планомерно организованная подготовительная работа, включающая формирование целого комплекса знаний, специальных аналитикосинтетических и риторических умений, которую целесообразно осуществлять поэтапно.
Список цитированных источников
-
Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению: 11 класс : книга для учителя / ред.-сост. С. В. Волков. — М., 2001.
-
Алексеева, Т. В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах / Т. В. Алексеева. — СПб., 2003.
-
Учимся писать отзыв о литературном произведении / сост. О. И. Царёва [и др.]. — Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2008.
-
Царёва, О. И. Расчёт и вдохновение (учимся писать отзыв о литературном произведении) / О. И. Царёва // Русский язык и литература. — 2008. — № 9. — С. 3 — 16.
Приложение 1
Поэты второй половины XX века и конца XX — нач. XXI в.
(составлено с учётом школьной программы)
Твардовский Александр Трифонович (1910 — 1971) |
«Лежат они, глухие и немые…», «Две строчки», «О сущем», «Я знаю: никакой моей вины…», «Вся суть…», «На дне моей жизни…» |
|
Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 — 1958) |
«Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Не позволяй душе лениться…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Смерть врача», «Утро» |
|
Рождественский Роберт Иванович (1932 — 1994) |
«За того парня», «Всё начинается с любви…», «Огромное небо», «Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далёкой родине», «Мгновения» |
|
Вознесенский Андрей Андреевич (1933 — 2010) |
«Тишины хочу, тишины…», «Ностальгия по настоящему», «Сага», «Ялтинская криминалистическая лаборатория» |
|
Евтушенко Евгений Александрович (1932 — 2017) |
«Людей неинтересных в мире нет…», «Я не сдаюсь, но всё-таки сдаю…» |
|
Рубцов Николай Михайлович (1936 — 1971) |
«Русский огонёк», «Утро», «В горнице моей светло», «Звезда полей» |
|
Самойлов Давид (1920 — 1990) |
«Равноденствие», «Давай поедем в город…» |
|
Чичибабин Борис Алексеевич (1923 — 1994) |
«Спокойно днюет и ночует…», «Сбылась беда пророческих угроз…», «В январе на улицах вода…» |
|
Жигулин Анатолий Владимирович (1930 — 2000) |
«Жизнь! Нечаянная радость…», «Вхожу, как в храм, в берёзовую рощу…» |
|
Ахмадулина Белла Ахатовна (1937 — 2010) |
«По улице моей который год…», «Свеча» |
|
Окуджава Булат Шалвович (1924 — 1997) |
«Песенка об открытой двери», «Молитва», «Счастливчик Пушкин», «Старинная студенческая песня», «Антон Палыч Чехов однажды заметил…» |
|
Исаковский Михаил Васильевич (1900 — 1973) |
«Попрощаться с тёплым летом….» |
|
Рыленков Николай Иванович (1909 — 1969) |
«Всё в тающей дымке — холмы, перелески…» |
|
Тарковский Арсений Александрович (1907 — 1989) |
«Слово», «Посредине мира», «Вот и лето прошло…» |
|
Бродский Иосиф Александрович (1940 — 1996) |
«Рождественская звезда», «Часть речи» |
|
Высоцкий Владимир Семёнович (1938 — 1980) |
«Я не люблю», «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Кони привередливые», «Баллада о любви» |
|
Корнилов Владимир Николаевич (1928 — 2002) |
«Анне Ахматовой», «Игра судьбы», «Золотое» |
|
Кузнецов Юрий Поликарпович (1941 — 2003) |
«Атомная сказка», «Портрет учителя» |
|
Татьяничева Людмила Константиновна (1915 — 1980) |
«О счастье я не знала ничего…», «Ярославна», «Сказ», «Незабудки» |
|
Слуцкий Борис Абрамович (1919 — 1986) |
«Лошади в океане», «История над нами пролилась…» «Журавли» |
|
Чухонцев Олег Григорьевич (1938) |
«Черёмуха в овраге. Соловей…» |
|
Кушнер Александр Семёнович (1936) |
«Сирень», «Сон», «Времена не выбирают…», «Поэзия — явление иной…», «Стихи — архаика. И скоро их не будет…», «Прощание с веком» |
|
Мориц Юнна Петровна (1937) |
«В час рассветный…» |
|
Гандлевский Сергей Маркович (1952) |
«Осенний снег упал в траву…» |
|
Кибиров Тимур Юрьевич (1955) |
«Я прошу, пусть герани ещё поцветут на окошках…» |
|
Кенжеев Бахыт Шкуруллаевич (1950) |
«Говори, словно боль заговаривай…» |
|
Цветков Алексей Петрович (1947) |
«Я мечтал подружиться с совой, но увы…» |
Приложение 2
Крупнейшие исторические и культурные события XVIII — XX вв.
Дата |
Исторические и культурные события |
|
XVIII век |
||
1682 — 1725 |
Правление Петра I |
|
15 декабря 1702 |
Указ Петра I о создании первой русской печатной газеты «Ведомости» |
|
1703 |
Основание Санкт-Петербурга |
|
27 июня (8 июля) 1709 |
Полтавская битва |
|
22 октября (2 ноября) 1721 |
Провозглашение России империей |
|
24 января (4 февраля) 1722 |
Введение Табели о рангах |
|
1724 |
Основание Академии наук |
|
1725 — 1727 |
Правление Екатерины I |
|
1730 — 1740 |
Правление Анны Иоанновны |
|
1741 — 1761 (1762) |
Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I |
|
12 (25) января 1755 |
Основание Московского государственного университета |
|
1756 — 1763 |
Семилетняя война |
|
1761 — 1762 |
Правление Петра III |
|
18 февраля (1 марта) 1762 |
Манифест о вольности дворянства |
|
1762 — 1796 |
Правление Екатерины II |
|
1764 |
Основание Эрмитажа |
|
1768 — 1774 |
Русско-турецкая война (1) |
|
1773 — 1775 |
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва |
|
1776 |
Основание Большого театра |
|
1783 |
Присоединение Крыма к Российской империи |
|
1787 — 1791 |
Русско-турецкая война (2) |
|
1788 — 1790 |
Русско-шведская война |
|
1796 — 1801 |
Правление Павла I |
|
XIX век |
||
1801 |
Убийство Павла I |
|
1801 — 1825 |
Правление Александра I |
|
20 ноября (2 декабря) 1805 |
Битва при Аустерлице |
|
25 июня (7 июля) 1807 |
Тильзитский мир с Францией |
|
12 (24) августа 1810 |
Основание Царскосельского лицея |
|
1812 |
Отечественная война |
|
4 (16) августа — 6 (18) августа 1812 |
Смоленское сражение |
|
26 августа (7 сентября) 1812 |
Бородинское сражение |
|
1817 — 1859 |
Кавказская война |
|
1824 |
Открытие Малого театра в Москве |
|
1824 |
Открытие Большого театра в Москве |
|
1825 — 1855 |
Правление Николая I |
|
14 (26) декабря 1825 |
Восстание декабристов |
|
1837 |
Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом |
|
1851 |
Открытие Николаевской (Санкт-Петербурго-Московской) железной дороги |
|
1853 — 1856 |
Крымская война |
|
1856 |
Открытие Третьяковской галереи в Москве |
|
1855 — 1881 |
Правление Александра II |
|
1861 |
Отмена крепостного права |
|
1862 |
Открытие Санкт-Петербургской консерватории |
|
1862 — 1863 |
Восстание в Польше |
|
11864 |
Земская реформа. Судебная реформа |
|
1867 |
Продажа Аляски |
|
1869 |
Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым |
|
1877 — 1878 |
Русско-турецкая война (3) |
|
1881 — 1894 |
Правление Александра III |
|
1892 |
Появление в России первого трамвая (в г. Киеве) |
|
1894 — 1917 |
Правление Николая II |
|
1898 |
Основание Московского Художественного театра (МХТ) |
|
XX век |
||
1904 — 1905 |
Русско-японская война |
|
1905 — 1907 |
Русская революция |
|
9 (22) января 1905 |
Кровавое воскресенье |
|
1905 |
Основание Государственной думы Российской империи |
|
1907 |
Создание Антанты (военного союза между Россией, Великобританией и Францией) |
|
1914 — 1918 |
Первая мировая война |
|
23 февраля (8 марта) — 3 (16) марта 1917 |
Февральская революция |
|
25 октября (7 ноября) 1917 |
Октябрьская революция |
|
1918 |
Создание регулярной Красной Армии |
|
3 марта 1918 |
Подписание Брестского мира |
|
1917/1918 — 1922/1923 |
Гражданская война в России |
|
1922 |
Образование СССР |
|
1928 — 1937 |
Коллективизация в СССР |
|
1929 — 1941 |
Индустриализация в СССР |
|
1935 |
Появление метро в Москве |
|
23 августа 1939 |
Договор о ненападении между Германией и СССР |
|
1939 — 1940 |
Советско-финская война |
|
1941 — 1945 |
Великая Отечественная война |
|
Середина 1950-х — середина 1960-х годов |
Хрущёвская оттепель |
|
4 октября 1957 |
Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли в космос |
|
12 апреля 1961 |
Полёт Юрия Гагарина в космос |
|
1979 — 1989 |
Война в Афганистане |
|
1980 |
Летние Олимпийские игры в СССР |
|
1986 |
Авария на Чернобыльской АЭС |
|
Вторая половина 1980-х годов |
Начало перестройки |
|
1991 |
Распад СССР |
Ведущие литературные направления
Классицизм
-
Прославляет абсолютную монархию и жёсткую иерархичность сословного государства.
-
Культивирует разум, победу рационального сознания над иррациональными страстями. Долг (перед монархом, отечеством, родом, семьёй, Богом) важнее личных чувств и желаний.
-
Превозносит одних лишь мифических героев, царей и полководцев, а над третьим сословием смеётся.
-
Жанровая и стилистическая иерархия произведений. Высокие жанры: ода (Ломоносов, Тредиа- ковский), трагедия (Сумароков, Княжнин), героическая поэма (Херасков). Низкие жанры: комедия (Сумароков, Фонвизин), сатира (Кантемир), басня (Сумароков).
Правила трёх единств (в драме): единство времени, места и действия.
Изображали человека простым и схематичным, обладающим только одним пороком или одним достоинством (скупостью, ленью, ложью, мизантропией, любвеобильностью, чадолюбием, патриотизмом, набожностью и др.). Часто такая черта характера выносилась в название произведений («Мнимый больной», «Мизантроп», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» — у Мольера).
-
Писатели-классицисты: Мольер, Корнель, Расин (Франция), Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Державин (Россия).
Сентиментализм
-
Культивирует ценность личности вне её сословия.
-
Культивирует чувство. Важны внеролевые, внесословные границы человека (любовь, дружба, природа, мир животных и т. д.).
-
Сочувственно изображает жизнь простого человека, незнатного и часто небогатого, добывающего себе пропитание собственным трудом (чувствительные купцы, честные гувернантки, трогательные «поселяне
-
Чувствительная повесть (Карамзин Н. М. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»), роман в письмах (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника»), роман-путевые заметки (Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»), чувствительная поэма (Ипполит Богданович. «Душенька»).
-
Заметили, что человек может быть сложен и противоречив (ветрен и добр; сначала поступает легкомысленно, а под конец раскаивается). Изобразить, однако, эту сложность им ещё очень трудно. Главный приём, к которому они прибегают в прозе, — повествование от первого лица (отсюда склонность включать в романы письма и дневники, где человек сам говорит о своём внутреннем мире).
-
Писатели-сентименталисты: Стерн, Ричардсон (Англия), Руссо (Франция), Карамзин, Богданович, Радищев (Россия).
Романтизм
-
Главный конфликт — столкновение мечты и действительности. Мечта (свобода от законов общества, справедливое общественное устройство, любовь) — идеал, к которому стремится герой, убегая из действительности или борясь с ней.
-
Герой — исключительная личность, противопоставившая себя обыденной действительности. В реальной жизни такие характеры — исключение. Нередко присутствует фантастические персонажи (демоны, ведьмы, черти, карлики и т. д.), с которыми герои сюжетно связаны.
-
Жанры, которые предпочитали сами романтики (поэма, баллада, новелла, литературная сказка, элегия, дружеское послание), не были жёстко регламентированы жанровым каноном и давали свободу для неожиданных решений.
-
Писатели-романтики: Байрон, Шелли, Скотт (Англия), Гофман (Германия), Гюго (Франция), Мицкевич (Польша), Батюшков, Жуковский, Рылеев, ранний Пушкин, ранний Гоголь, Лермонтов (Россия).
Реализм XIX века
-
Изображаются конфликты, обнаруженные писателем в реальной жизни. Писатели-реалисты поднимают проблемы, актуальные для своего времени и для человека вообще.
-
Герой — человек, живущий в реальной исторической обстановке. Писатель-реалист художественно исследует именно область жизненной реальности: социальную среду, историческую эпоху, быт, нравы, внутренний мир героя, спроецированный на эту реальность и обусловленный ею.
-
Основные жанры реализма: повесть, рассказ, роман (психологический, социально-бытовой, исторический, философский), эпопея, поэма; комедия, драма; лирика чаще всего жанрово не обусловлена, но можно выделить тематику (темы любви, дружбы, родины, поэта и поэзии, философская).
-
Писатели-реалисты: Стендаль, Бальзак, Флобер (Франция), Диккенс (Англия), Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Островский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Толстой, Достоевский, Чехов (Россия).
Приложение 4
Композиция и структурные элементы отзыва-рецензии о лирическом стихотворении
Введение-впечатление. Непосредственный отклик на стихотворение. Мысли, чувства, переживания, настроения, ассоциации, которые оно пробудило. Обозначить тему, её значимость лично для пишущего и его современников. Связать с автором и его творческой биографией. Обратить внимание на дату написания (историческая и литературная эпоха).
Комплексный анализ текста
-
Речевая организация (повествование, описание, рассуждение или их сочетание), строфика как способ реализации темы. Движение событийного ряда: смена картин, мыслей и чувств, пространственно-временные перемещения героя.
-
Обратить внимание на особенности синтаксиса: определить границы предложений, их структуру, отметить анжамбеманы, инверсии. Определить размер и характер рифмовки, попытаться связать со смыслами.
-
Приёмы создания и смыслы (скрытые) пространственно-временных образов:
• пространство: открытое/закрытое, конкретное/абстрактное;
-
время: календарное, суточное, человеческого возраста, как прошлое, настоящее и будущее, космическое и др.;
-
изобразительно-выразительные средства: тропы, звукопись, ритмический рисунок, лексические ряды, синтаксис.
-
Образ лирического героя (его мысли, чувства, переживания).
-
Повторы (лексические, смысловые, синтаксические и др.), т. е. выявить мотивы, связать их с темой.
-
Композиция: построение произведения в целом и соотношение в нём отдельных элементов.
-
Ассоциации (контекст): исторические, историко-литературные, мифологические, библейские.
Оценка произведения. Личные обобщающие размышления автора отзыва:
-
как звучит тема в контексте творчества поэта, литературной эпохи, мировой литературы;
-
какова авторская концепция изображённого мира и человека в нём (идея), её актуальность;
-
пафос(ы) (героический, трагический, драматический, идиллический, элегический, комический) и его соотношение с жанром.
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).3Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным.
С.Я.Маршак говорил «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта». Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали — маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь — видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак — волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.4Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока «Незнакомка», используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.5Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.Обратите внимание
Анализ
стихотворения А.Блока «Незнакомка»
«Незнакомка»
— самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших
поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено
и в школьную программу по литературе.
Период работы над стихотворением
«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению
многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме
того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз
бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.
Сюжет
Итак, место действия – некий ресторан, в
котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города.
Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди,
но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и
тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.
И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной
пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской
лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь,
что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая
аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в
нем.
Незнакомка
проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.
Показательно, что лирический герой вовсе не
стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя,
узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол,
окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в
земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него
именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном
мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл
и наполняющего жизнь содержанием.
Литературоведческий анализ
Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы. Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.
Работа над
текстом отзыва
I. Вступление
1. Можно связать лирическое |
Лопушиный, ромашный Дом – так мало домашний! Так Принято |
2. Вступление может быть теоретическим. В этом случае стоит |
«Рубеж веков всегда |
3. Возможно личностное, эмоциональное вступление, содержащее |
Общее ощущение от «Надоело» |
4. Лучше всего начать с анализа общих соображений о теме, |
а). «Надоело» – еще одно в б). Общая тема |
II. Основная часть (анализ)
Необходимо запомнить, что нужно рассматривать смыслообразующие
пласты текста и способы создания образов не изолированно, а комплексно.
Тематика лирических
произведений
Тема |
Краткая |
Пример |
Тема любви(любовная лирика) |
Поэтические произведения |
А.С. Пушкин «Я помню |
Тема природы(пейзажная лирика) |
Поэтические произведения, |
С. А. Есенин |
Тема назначения поэта и |
Лирические произведения, |
М.Ю. Лермонтов |
Тема поисков жизненного |
Лирические произведения о |
Ф. И. Тютчев «Нам не |
Тема свободы(вольнолюбивая лирика) |
Поэтические произведения |
А. Н. Радищев ода |
Тема дружбы |
Лирические произведения о |
А. С. Пушкин «К |
Тема одиночества |
Поэтические произведения |
М. Ю. Лермонтов |
Тема родины (патриотическая лирика) |
Лирические произведения о |
А. А. Блок |
Тема народа |
Лирические произведения о |
Н. А. Некрасов |
Проблематика лирических
произведений
Проблема исторической |
зачем человеку хранить |
Проблема отношения к |
почему нельзя забывать |
Проблема оценки такого |
действительно ли детство |
Проблема нравственной |
почему именно в обыденных |
Проблеме влияния человека |
какова степень влияния |
Проблема |
может |
Проблема |
как |
Проблема |
какие изменения происходят в настоящее время в русском |
Проблема неоднозначного |
почему одни люди |
Проблема одиночества |
когда и почему человек |
Проблема утраты моральных |
к чему приводит утрата |
Проблема роли книги в |
изменилось ли в обществе |
·
Проблема
может заставить читателя: глубоко задуматься; рассуждать вместе с автором;
серьёзно размышлять; по-иному посмотреть на…; поделиться мыслями о…
III. Заключение
1.
В заключении обычно
делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении.
2.
Это могут быть рассуждения
историко-биографического и культурологического плана.
3.
Возможно «вписывание»
стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных
мотивов лирики.
4.
Уместно провести параллели
с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.
5.
Возможно и эмоциональное
заключение, но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой
и доказательной манере должно объяснять, что же именно привлекло в
анализируемом стихотворении.
Из |
|
Используя предложения, в Парафраз и парафраза (от 1. Приведите примеры 2. Докажите, что Перифразы в тексте играют |
1. Подготовьтесь к 2. Найдите в тексте 3. Какие слова 4. Выпишите из текста 5. Выпишите глаголы, 6. Найдите в тексте |
Шаблоны для вступления:
1)
Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об
этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта
тема интересует каждого из нас, поэтому стихотворение … тоже посвящёно …
2) О
необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в
своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком
постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено.
3)
(Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О …
размышляет в стихотаорении … .
4)
(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для
некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы
на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … .
Другие подчёркивают … . Но проблема, затронутая автором, несколько шире, чем
это кажется на первый взгляд. Проблема, которую поднимает автор, касается не
только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает?
Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении…
5)
Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль,
был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
6)
Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое
понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
7)
Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … .
Действительно, …
Люди часто размышляют о том, что … .
9) Что
мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …
ограничиваются самыми общими представлениями: …
10)
(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности
… . Кто-то считает, что … Кто-то … .
11)
«…» — в этих словах, как мне кажется, выражена главная мысль стихотворения … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем
понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных
вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот
вопрос утвердительно. Мы знаем, что…