Как пишется план научной работы

Любая исследовательская работа является
комплексной задачей, требующей детального изучения больших объемов информации,
проведения различных социологических опросов, экспериментов и выполнения
множества других задач большей и меньшей степени важности.

В таком обилии дел и задач очень легко запутаться,
просто потерять интерес к работе, либо же потратить на нее слишком много
времени, нерационально распределяя свои силы. Самым оптимальным решением для
аспиранта может стать составление плана научной работы, который позволит
упорядочить задачи и сформировать удобную и грамотную последовательность
действий.

Последовательность действий ученого

Давайте рассмотрим те вопросы, с которыми
необходимо определиться для составления грамотного плана:

  • Самое важное — это выбор темы.
    Вопреки распространенным заблуждениям, от данного шага зависит очень многое,
    так что с ним не нужно торопиться, а совершать выбор, внимательно изучая
    интересующую вас научную сферу, не забывая про обязательную актуальность и
    перспективность будущего материала.
  • Далее следует сбор и изучение
    материалов по избранной теме.
  • В итоге вы сможете определиться с
    конкретной целью исследований, сформировав проблему, на которую и будете искать
    ответ.
  • Ну и затем нужно определиться с
    самыми эффективными методами по достижению поставленных вами целей.

Также, перед началом работы, необходимо
понимать, что ваша деятельность будет разделена на 2 основные части –
теоретическую и практическую. Именно поэтому всегда нужно идти от меньшего к
большему. Сначала вы формируете идею, затем подбираете теоретическую информацию
по ней, далее проводите эксперименты, обрабатываете полученные результаты и
формируете выводы.

Приблизительная структура плана научной работы

План работы важен еще и потому, что при
написании научных работ очень важно придерживаться определенных требований в
плане размещения материала, форматирования и структурирования данных. Именно
поэтому план вашей работы должен состоять из следующих пунктов:

  • Введение. Это первый раздел, в
    котором вам нужно сформулировать проблему, и рассказать об инструментах и
    методах ее решения.
  • Анализ литературы по теме. Не
    стоит себя ограничивать, ведь чем больше источников вы будете использовать для
    работы, тем более точным, взвешенным и авторитетным ваше мнение будет в итоге.
  • Вступление, в котором стоит
    упомянуть о проблеме, и существующих методах ее решения, концепциях и научных
    предположениях по избранной вами теме.
  • Основная часть. Здесь вы
    описываете и демонстрируете результаты собственных практических работ,
    обязательно используя графические материалы, и стараясь не перебарщивать со
    специфическими терминами. Все-таки ваша работа должна быть доступна для
    восприятия, так что умение объяснять сложные вещи понятным языком вам здесь
    очень пригодится.
  • Заключение. Этот блок посвящен
    обобщению полученной информации и формированию определенных объективных
    выводов.
  • Формирование списка литературы, он
    должен быть оформлен в соответствии с требованиями учреждения или издания, для
    которого предназначена работа.

Важно понимать, что в зависимости от вашего
уровня и опыта, типы работ научного толка, с созданием которых вам придется
столкнуться, могут серьезно отличаться. Например, аспирант для перехода на
новый уровень должен написать две монографии и одну научную работу, ну а
кандидату наук предстоит выполнить намного более серьезные и комплексные задачи.

Тем не мене, именно научная работа является наиболее сложным и самостоятельным трудом, так что план перед ее созданием стоит формировать настолько детально и подробно, как только возможно. Если у вас еще нет большого опыта, постарайтесь разделить работу на максимальное число адекватных конечных задач, ведь выполнить каждую из них будет не так уж сложно, а затем вы сможете собрать все воедино, выполнить финальную редактуру и гордиться собственной работой. Такой структурированный подход позволит вам серьезно сэкономить время и добиться отличных результатов. Также, вы можете обратится к специалистам компании Big Time.

Как

Прежде, чем начать разбираться, как правильно писать научную работу, будет логично уточнить, что же следует понимать под этим термином. В принципе, с необходимостью писать научные работы сталкивается каждый, кто взялся получать высшее образование по какой-либо специальности.

Строго говоря, научной является любая письменная работа, раскрывающая некую научную тему, будь то реферат, курсовая, статья, диссертация и т.п. Разумеется, требования к ним различаются как по объему текста, так и по глубине исследования. Однако общие закономерности в написании присущи каждому виду.

Основные этапы:

  1. Выбор темы.
  2. Составление и реализация плана.
  3. Оформление.

Теперь рассмотрим каждый из этих этапов подробно. Отметим, что чем более тщательно будет проработан каждый этап, тем выше шансы на успешную защиту или публикацию. Справиться с этой задачей поможет научное мышление, развить которое под силу каждому из нас.

Выбор темы

Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.

Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.

Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.

Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.

Критерии выбора темы научной работы:

  1. Актуальность.
  2. Новизна.
  3. Значимость (прикладная или методологическая).

Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.

Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.

И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.

Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.

Составление и реализация плана

После того, как исследователь определился с темой, важно составить четкий план научной работы. План должен обеспечить полное и исчерпывающее раскрытие заявленной темы исследования. Вот почему так важно проработать формулировку темы и оценить все доступные возможности для будущего исследования. В случае если план раскрывает тему не полностью, такая работа может быть не допущена к защите. Именно поэтому корректная постановка задачи и стремление к точности в данном случае не просто полезные мыслительные привычки, а базовый навык, необходимый для успешной научной работы.

Как правило, научная работа состоит из введения, двух, трех или четырех глав, заключения. Такая структура позволяет наилучшим образом систематизировать материал и спланировать работу над его сбором. Главы должны быть примерно одинаковы по объему и вмещать в себя примерно равное количество основных постулатов. Если какой-либо аспект темы обязательно должен быть рассмотрен, но материала по нему крайне мало, то лучше его сделать отдельным подпунктом какой-либо главы, нежели отдельной главой.

В заключении должны быть сопоставлены цели и итоги работы, сделаны выводы по теме, подтверждена актуальность исследования, описано прикладное или методологическое значение полученных результатов. В идеале заключение должно содержать рекомендации автора: например, относительно возможности дальнейшего внедрения на производстве или проведения новых исследований более высокого уровня, которые могут стать основой для докторской диссертации.

И, наконец, введение. Да, вот такой лайфхак: введение лучше писать в последнюю очередь, когда закончите всю исследовательскую часть, сделаете выводы и удостоверитесь, что итоги исследования полностью релевантны заявленной теме. Основной задачей введения является ввод читателей в курс дела, постановка целей, описание текущего состояния темы исследования и актуального направления дальнейших изысканий.

Из введения должно быть четко понятно, в чем именно будет заключаться новизна исследования, и какой результат намерен получить автор. Согласитесь, всё это будет легче изложить понятным языком, когда вы уже проделали всю работу и точно знаете, к каким выводам пришли в ходе написания диплома, статьи или диссертации.

Уточним, что введение не должно содержать готовых выводов: оно должно раскрывать, в каком направлении будет работать автор. В упрощенном виде это можно представить так: во введении вы ставите задачу узнать, насколько икс отличается от игрека, а в заключительной части оповещаете читателя, что икс в два раза больше, чем игрек. То есть х=2у. Чтобы не дублировать общие формулировки, развивайте словарный запас.

Тщательно продуманный и хорошо структурированный по пунктам план работы – это, считайте, 50 процентов всей сделанной работы. Далее остается лишь идти четко по плану, подбирая нужную литературу, проводя нужные исследования и выполняя нужные расчёты. Чтобы получить адекватные поставленным задачам результаты, следует использовать критическое мышление и весь арсенал креативных приемов работы с информацией.

Если для подготовки научной работы требуются выездные исследования, то планируйте поездки заранее так, чтобы они не пересекались по времени с другими важными мероприятиями. Если вы пишете кандидатскую или докторскую диссертацию, что предполагает промежуточную презентацию результатов на конференциях, то помните, что доклад и тезисы к нему должны быть готовы минимум за три месяца до даты конференции.

Оформление работы

Оформление работы является столь же важным аспектом, как и все предыдущие пункты. От того, как оформлена работа, будет зависеть первое впечатление от вас как исследователя у тех, кто призван решать дальнейшую судьбу вашего научного труда: допускать или не допускать к защите, публиковать или не публиковать в журнале. К слову, умение проверить всю цепочку действий и довести работу до логического конца является признаком эффективного и сильного мышления.

Требования к оформлению титульного листа, страниц текста и списка использованной литературы следует уточнять отдельно в каждом случае. Если пишется статья для журнала, то требования к оформлению статьи узнавайте в редакции, если готовится диплом, то на выпускающей кафедре, если диссертация, то у ответственных сотрудников ВАК (Высшей аттестационной комиссии).

Обычно авторам дают указания относительно предпочитаемых шрифтов, размеров, отступов, оформления списков, нумерации страниц и прочего. Возможности форматирования в обычном текстовом редакторе, как правило, позволяют полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной работе.

Помните, что работа должна быть написана связным языком, иметь логические переходы между абзацами и разделами, не иметь грамматических и орфографических ошибок. Сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, следует пояснить и расшифровать, особенно, если они малоизвестные или не слишком распространенные в нашем государстве. Если к работе предусмотрены поясняющие графики, таблицы и диаграммы, то нужно отдельно уточнить, в каком виде или формате их следует представить.

В целом, ничего сверхсложного в написании научной работы нет: если вы четко представляете себе все этапы и готовы их тщательно прорабатывать, то успех вашему труду обеспечен. Освоить эти навыки желательно чем раньше, тем лучше.

Если вы начнете сознательно подходить ко всему, что пишите, уже с первого курса, то ближе к окончанию вуза будете готовы как к научной работе, так и к требованиям реального сектора экономики. В конце концов, подготовка любой презентации в коммерческой фирме включает в себя те же этапы работы, что при написании научного труда, только в меньшем объеме. Поэтому учитесь писать связно, четко, по делу и будьте уверены, что этот навык вам всегда пригодится!

Ключевые слова:1LLL

Введение

Для того, чтобы ваше исследование прошло успешно, и вы достигли поставленных в работе целей, в самом начале пути необходимо все тщательно спланировать – составить план вашей научно-исследовательской работы и провести планирование этапов ее реализации. И план, и планирование являются обязательной частью любого проекта – от научной работы школьника или студента до крупных масштабных проектов, выполняемых большой командой опытных, именитых ученых.

Зачем нужно планировать исследовательскую работу

Не жалейте время на планирование научной работы, так как тщательно проработанный план даст вам возможность спокойно, в рабочем режиме и без срывов выполнить всю работу от начала до конца. В результате планирования вы создаете более четкий образ исследования, показывает какие ресурсы необходимо будет задействовать для его реализации, в том числе, речь идет о материальных и человеческих ресурсах.

Изначально вам потребуется общий план научного исследования, который вы далее будете наполнять информацией, и на основе которого будет составляться отчет или публикация о проведенной работе. В общем виде такой план включает в себя:

  • Заголовок
  • Аннотация или резюме
  • Обоснование, актуальность
  • Цели и задачи
  • Обзор литературы
  • Методология и методы исследования
  • Основная часть (описание выполненных работ)
  • Результаты (с их обработкой и анализом)
  • Список литературы
  • Приложения (при необходимости)

Такой план отражает характерные и обязательные части научной работы – цели, задачи, объекты, методы и т.д. План дает нам понимание основных этапов, которые будет содержать работа. Далее, для начала непосредственно самой работы над исследованием, необходимо провести его детальное планирование.

Планирование помогает нам разобраться с возможностью реализации всего исследования, оценить финансовые, технические и человеческие ресурсы. Также планирование показывает насколько задачи, запланированные в работе, соответствуют поставленной цели, позволяет установить хронологическую последовательность проведения исследования, предусмотреть ошибки и детально рассмотреть другие важные детали, о которых стоит подумать заранее.

Планирование является наиболее важным этапом подготовительной работы. Оно в целом позволит вам увидеть всю картину исследовательских работ, как бы с разных проекций, и понять, что и в какой момент необходимо проконтролировать. Вы сможете оценить особенности выполнения всех этапов исследования, провести их критический анализ, т.е. установить слабые и сильные стороны. Также это поможет вам заранее продумать и исключить возможные ошибки. Главная функция планирования – направлять исследователя к достижению поставленной цели.

Этапы планирования научного исследования

Так как вы уже определились с темой исследования, обозначили цель и задачи, провели обзор литературных источников и выбрали, какими методами вы будете проводить свое исследование, вы теоретически готовы приступить к его выполнению. Теперь нужно продумать возможность реализовать задуманное на практике – самое время провести планирование. Рассмотрим наиболее важные этапы, необходимые для планирования научно-исследовательской работы.

Важно! На этапе планирования рекомендуется привлечь коллег и специалистов, которые будут принимать активное участие в исследовании, обладают соответствующей квалификацией и владеют информацией по изучаемой тематике.

1. Распределение задач и оценка ресурсов

Распределение задач является одним из самых важных этапов вашего плана, который необходимо выполнить для достижения желаемых результатов и оценки необходимых ресурсов. Это начальная стадия вашего исследования. Для этого сформулируйте и запишите название всех задач, и для каждой из них пропишите желаемый результат. Исходя из этого, продумаете и пропишите в плане следующие моменты:

а) кто будет являться исполнителем каждой из задач – определите квалификацию специалистов и их численность, оцените их наличие в вашей команде; подумайте, ненужно ли вам привлечь дополнительных специалистов (человеческие ресурсы);

б) какие ресурсы нужны для выполнения каждой задачи – материалы, оборудование, лабораторные или иные помещения, участие в конференциях и семинарах для апробации работы, подготовка статей, возможно вам понадобится привлечение других организаций или иные заимствованные ресурсы, на данном этапе есть время все это оценить (материальные ресурсы).

Можно разделить основные ресурсы на несколько составляющих, главное, чтобы вам было абсолютно понятно, что вам будет нужно и где это взять. Заранее продумайте шаги для привлечения недостающих ресурсов, если таковые обнаружились.

Формулируя задачи и ресурсы к ним, вы попутно выстроите схему всего исследования, а также сможете сразу начать продумывать взаимосвязь между отдельными элементами работы.

2. Определение временных рамок

Очень важно заранее спланировать и прописать сроки выполнения каждой задачи и, следовательно, всего исследования в целом. Это можно сделать в виде таблицы или в виде диаграммы, где напротив каждой задачи будет проставлена дата начала и конца ее выполнения. Здесь также, как и на предыдущем этапе, задачи можно разделить на подзадачи с проставлением сроков для каждого отдельного шага, в зависимости от ваших целей. Формируйте таблицу так, чтобы вам было понятно и удобно с ней работать, тут нет никаких четких правил.

Общая продолжительность исследования будет зависеть от количества задач, их сложности и предполагаемой продолжительности. Недооценка временных рамок исследования может негативно повлиять на весь ход его выполнения.

Установление временных рамок позволит вам, как основному исполнителю, держать все этапы исследования под контролем. При планировании времени нужно продумать и попытаться предусмотреть моменты, на которых можно ожидать временные задержки. Если таковые есть, необходимо заложить на них дополнительное время, а для их реализации определить круг возможных проблем и пути их решения. Иначе вы рискуете, что на каком-то этапе исследование будет приостановлено из-за необходимости что-то исправлять или кого-то ждать.

Важно всегда указывать ключевые даты для всех основных этапов, согласно вашему плану. Установление ключевых дат лучше разбить на две колонки: в одну вписать даты для достижымых задач и результатов, во вторую – для предполагаемых результатов, с более расплывчатыми сроками, таких как выпуск публикации, участие в конференциях, семинарах и т.д., итоговые даты которых могут сдвигаться. Не забудьте запланировать рабочие встречи с участниками исследования для обсуждения хода реализации и промежуточных результатов.

3. Построение хронологического порядка

На этом этапе полезно прописать последовательность исполнения задач и возможность их перекрестного или параллельного выполнения. На основании этого нужно составить примерный хронологический порядок выполнения всего исследования (далее по ходу работы вы сможете вносить изменения).

Хронология выполнения работ будет также зависеть от времени выполнения каждой задачи и от их количества. Тут же важно определить, какое количество сотрудников вам нужно и какой квалификации (т.е. состав исследовательской группы) и долю участия каждого ее члена в работе (логично предположить, что в большинстве случаев ваше научное исследование не является их основной работой), т.е. мы видим прямую связь с предыдущими этапами – оценкой ресурсов и времени.

Взаимная связь отдельных задач будет несомненно существенно влиять на хронологию выполнения всего исследования. Например, вы не сможете начать подготовку образцов, пока они не будут отобраны, и в свою очередь – не сможете их отобрать, пока не наступит подходящий период (время года, сезон, погодные условия, сбор необходимого количества образцов контрольной группы и т.п.). Тоже самое касается людей – если какой-то из привлеченных специалистов будет занят в определенный момент времени, хронология вашего исследования нарушится.

Но если вы спланируете все это заранее, вы сможете выровнять работу, что позволит вам избежать ненужной остановки в процессе ее выполнения. Обязательно продумайте вынужденные перерывы в работе, такие как выходные и праздничные дни, отпуск основных исполнителей, т.к. это тоже крайне важно для составления порядка выполнения работ. На этом этапе вы переходите к следующему шагу – проведение критического анализа.

4. Проведение критического анализа

Если вы достаточно четко проработали предыдущие шаги, то можно с уверенностью сказать, что критический анализ вы уже выполнили. Критический анализ состоит в оценке всего хода исследования на предмет взаимной сочетаемости и возможности выполнения разных задачи и их комбинаций между собой, таким образом, чтобы ваш проект:

а) был завершен вовремя;

б) все задачи были решены;

в) цель достигнута.

На этом этапе вы еще раз критически оцениваете ход выполнения каждой задачи и смотрите: где, например, не хватает ресурсов, а где их явный переизбыток – значит нужно перераспределить. Или планируемое время завершения проекта / отдельных задач в нем вызывает сомнения, следовательно, нужно пересмотреть сроки и т.д.

Есть такой небольшой интересный пример из практики, когда при планировании научно-исследовательской работы не учли, что к работе в лаборатории привлечены женщины, у которых маленькие дети. В сезон холодов, такие сотрудницы часто уходят в отпуск по уходу за детьми. В итоге, когда одна из сотрудниц отсутствовала, ее просто некем было заменить, и все остальные участники вынуждены были ждать. При правильном планировании в такой ситуации можно было: запланировать дублера, переставить задачи местами или принять во внимание сдвижку во времени, если нет иного выхода.

Тоже самое может касаться публикации результатов в журнале (если она у вас запланирована) – ставьте реальные сроки и сделайте запас по времени, если что-то пойдет не так (многочисленные возвраты статьи на исправления от редактора или очередь публикационного процесса, достаточно распространенные варианты задержки). Сюда же можно отнести проведение сложной аналитической обработки результатов – сроки тут могут быть очень чувствительны и иметь большой разброс в зависимости от многих составляющих, таких как длительность самого анализа, методы обработки полученных результатов и т.д.

5. Отчетность по результатам исследования

Подготовка промежуточных и итоговых отчетов крайне важна для успешной реализации исследования или научной работы. В связи с этим, на этапе планирования внимательно ознакомьтесь с видами установленной отчетности, если такие установлены условиями выполнения работы (например, в случаях грантового финансирования) либо определите в каком виде будут представлены результаты работы. Зачастую, одним из видов отчета (а иногда и основным видом), по итогам выполнения научно-исследовательской работы является публикация в журнале по соответствующей тематике. Как уже отмечалось выше, это может потребовать определенных временных затрат.

Таким образом, после того как поймете какие отчеты вам необходимо будет подготовить, обязательно установите для себя конкретные сроки их подготовки и определите для них основных исполнителей.

Важно! Результаты планирования необходимо оформить. Можно все занести в таблицу, куда будут прописаны все основные этапы, сроки и другие составляющие, которые далее необходимо отслеживать.

6. Отслеживание хода реализации исследования

После успешного планирования, наступает момент реализации вашего научного проекта. На этом этапе руководителю исследования или основному исполнителю, важно отслеживать ход его выполнения.

Держите перед глазами план реализации проекта и все этапы планирования (вашу итоговую таблицу). Этот шаг поможет вам своевременно выявлять и решать проблемы, которые могут возникнуть, и если они только назревают, есть время все скорректировать еще до того, как ситуация вышла из-под контроля.

Свои наблюдения и выводы относительно хода выполнения исследования желательно фиксировать – записывать в виде заметок в удобной для вас форме, куда вы будете вносить все выявленные нарушения или отклонения. На основе таких записей в определенные моменты можно будет выполнять промежуточный критический анализ и вносить корректировки в существующий план. Таким образом, данные заметки о ходе реализации будут являться одним из наиболее ценных инструментов для достижения цели. Особенно это касается продолжительных по времени исследований, где со временем все очень сильно может поменяться – и условия выполнения и состав исследовательской группы, и даже цели и задачи.

При первой мысли о необходимости выполнить планирование и провести предварительную оценку проекта, все это кажется достаточно сложным. Несмотря на это, начав планировать, вы очень скоро поймете, что это чрезвычайно полезный инструмент, который сделает вашу исследовательскую работу проще и прозрачнее для управления. Главное, не делайте этого в одиночку, обязательно согласовывайте важные шаги с основными исполнителями.

Как следствие, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, вам не придется отвлекаться на решение каких-то бесконечных проблем, и вы сможете с головой погрузиться в увлекательный мир науки, спокойно и планомерно идя к своей цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как пишется пить воду
  • Как пишется план конспект занятия
  • Как пишется план книги
  • Как пишется питтсбург
  • Как пишется план для реферата

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии