Как пишется понил

Определение и разбор слова.

Данное слово формой 3-го лица единственного числа прошедшего времени глагола «понять», который имеет значение: «уяснить смысл чего-либо».

Варианты написания.

При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Какой вариант написания слова является правильным?»

— «поняла», где во втором слоге пишется гласная «я»
— «понела», где во втором слоге пишется гласная «е»
— «понила» , где во втором слоге пишется гласная «и»

Как правильно пишется: «поняла», «понела» или «понила»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«ПОНЯЛА»

Какое правило применяется?

Для того, чтобы подтвердить правописание глагола подберем проверочное слово: «понять», где гласная «я» стоит под ударением и отчетливо слышится. Значит, и в слове «поняла» мы пишем гласную «я».

Пример использования слова в речи:

Я не совсем поняла, что он хотел сказать.
Надеюсь, ты правильно меня поняла.
Я поняла эту тему только с третьего раза.

Подводим итоги:

— Верное написание: «поняла»
— Неверное написание: «понила»
— Неверное написание: «понела»

Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «усвоила что-либо». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «поняла», «понила» или «понела»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

ПОНЯЛА

Почему напишем именно гласную «я»?

Следует отметить, что сомнительная гласная находится в корне слова!

В русском языке для проверки сомнительной гласной в корне необходимо подобрать такое проверочное слово, где гласная станет ударной.

В данном случае проверочным является глагол «понять».

Понять — поняла

Также может возникнуть вполне логичный вопрос по поводу безударной гласной «о». Здесь тоже можно подобрать проверочное слово «понял», в котором безударная «о» заняла ударную позицию.

Синонимы к слову:

  • Усвоила
  • Догадалась
  • Уяснила

Примеры предложений с данным словом:

  • Она поняла суть изложенных вами требований и готова приступить к работе.
  • Наталья не поняла, почему искренние чувства довольно быстро угасли.
  • Мама не стала мучить дочь расспросами, так как всё поняла по её глазам.


Это переходный глагол совершенного вида и 1-го спряжения. Имеет единственное число, прошедшее время, изъявительное наклонение и женский род. Употребляется в значении «понять смысл чего-либо, догадаться о чем-либо». Слово часто появляется в повседневной разговорной речи, но встречаются ошибки при его написании. Требуется разобрать слово, согласно правилам орфографии русского языка.

Содержание

  1. Правильное написание
  2. Неверное написание
  3. Почему пишется именно так
  4. Примеры использования в предложениях

Правильное написание

Согласно грамматическим правилам, анализируемое слово требуется писать так:

ПОНЯЛА

Неверное написание

«понила», где во втором слоге вместо безударной гласной «я» написана буква «и».
«понела», где во втором слоге вместо безударной гласной «я» написана буква «е».
«панила», где в первом слоге вместо безударной гласной «о» написана «а».

Почему пишется именно так

Сначала требуется понять, почему в корне нужно писать гласную «я». Для проверки понадобиться подобрать такое слово, где на сомнительную букву будет падать ударение.
поняла – понять.
В свою очередь, проверка безударной гласной «о» сводиться к тому, что нужно подобрать проверочное слово, где на сомнительную букву упадет ударение.
поняла – понял.

Примеры использования в предложениях

  1. Она поняла, что он ее обманывает.
  2. Она поняла, как нужно выбирать огурцы.
  3. Мама все поняла и не стала больше ничего спрашивать.
  4. Почему она не поняла меня?

Как понять, что поступаешь правильно?

Иногда только результат твоих действий доказывает, что решение было правильным. Например, решил выращивать картошку новым способом, и в итоге получил отменный урожай. Источник иллюстрации Яндекс.Картинки

Конечно, перед принятием важных решений, необходимо проанализировать все. Подсчитать плюсы минусы, возможные препятствия на пути и вероятный результат. Но в теории невозможно все учесть. Поэтому единственный способ понять, что поступаешь правильно — сделать и оценить итоги своего поступка.

Да, во многом вы окажетесь не правы, набьете шишек и даже разочаруетесь. Но только так вы обретете опыт, который станет инструментом в дальнейшем при принятии решений.

По какому правилу ставится ударение в этих и аналогичных глаголах

Оба этих слова входят в достаточно многочисленное «семейство» приставочных глаголов с односложными корнями – таких, как принять, занять, нанять, понять и так далее. Они очень ярко демонстрируют принцип подвижности и разноместности русского словесного ударения – в зависимости от формы глагола ударной может быть как приставка, так и корень или окончание.

В глаголах, принадлежащих к этой группе, в прошедшем времени ударение будет падать на первый слог (приставку). Однако форма женского рода станет исключением – в этом случае акцентным станет окончание. Например:

  • он зАнял место, оно зАняло место, они зАняли место, она занялА место,
  • он прИбыл на службу, оно прИбыло на службу, они прИбыли на службу, она прибылА на службу,
  • он пОнял принцип, оно пОняло принип, они пОняли принцип, она понялА принцип.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от таких глаголов, ударным неизменно будет первый слог (приставка), в том числе и в женском роде:

  • пОнятый, пОнятое, пОнятая, пОнятые,
  • нАнятый, нАнятое, нАнятая, нАнятые,
  • нАчатый, нАчатое, нАчатая, нАчатые.

У действительных причастий прошедшего времени акцент переместится на корень, на второй слог – опять-таки вне зависимости от грамматического рода:

  • понЯвший, понЯвшая, понЯвшее, понЯвшие,
  • прибЫвшие, прибЫвший, прибЫвшее, прибЫвшая,
  • начАвшие, начАвшая, начАвший, начАвшее.

Правила перехода ударения с одного слога на другой в глаголах этой группы надо просто запомнить – и это не только сможет избавить от проблем с постановкой ударения не только в словах «поняла» или «прибыла», но и убережет от совершения массы других распространенных орфоэпических ошибок.

Правильное ударение в слове «поняла»

В соответствии с правилами русской орфоэпии в слове «поняла» ударение должно падать на окончание (гласную «А» в третьем слоге). Произношение «пОняла» считается серьезной орфоэпической ошибкой, на что особо указывается в словарях, посвященных тонкостям постановки ударения. Это можно прочитать, к примеру, в справочнике «Ударения. Произношение» под редакцией Резниченко.

Аналогичным образом ставится акцент и в форме краткого страдательного причастия «понятА» – ударение здесь также падает на последний слог.Например:

  • новая тема была хорошо понятА всеми четвероклассниками,
  • она понялА, что не успеет вовремя попасть на прием к врачу,
  • тройка в четверти вряд ли будет понятА родителями.

Нередко возникают проблемы и с грамотной постановкой ударения в причастии «понявший». Акцентным здесь должен быть второй слог: «понЯвший».

Правило

Проверочное слово: понял.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Поступать правильно, значит много ошибаться?

Вот так надо жить) Легко, стремительно, в действии, не взирая на ошибки. Источник изображения Яндекс.Картинки

Примерно так. Не надо бояться действовать. Чем больше попыток что-то изменить, тем выше шанс получить желаемое. И пусть 99% ваших решений окажутся ошибочными, но 1% принесет результат. Это риск, на который всегда идут успешные люди.

Все сильные мира сего, те кто вышел из простого народа и добился очень многого, они умеют рисковать. Их не останавливают неудачи. Они анализируют ошибки и снова идут на штурм. В итоге нескольких попыток все же получают то, чего так сильно хотели. Главная оговорка — риск должен быть обдуманным, не нужно тупо биться головой в стену.

Так как же быть в конкретной ситуации, например, с разводом? Нужно оценить ситуацию с холодной головой, взвесить все за и против. Если больше за развод, то разводиться, если есть много сомнений, то сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию.

«Поняла», «понила» или «понела» — правописание

На чтение 1 мин Просмотров 429 Опубликовано 20.04.2021

Если сомневаетесь, как пишется – «поняла», «понила» или «понела», необходимо вспомнить написание глаголов определенных форм, в которых ударением можно выделить любой слог. Давайте вспомним это правило.

Как пишется правильно: «поняла», «понила» или «понела»?

В соответствии с правилом орфоэпии, ударение в последнем слоге, пишется – поняла.

Какое правило применяется?

Исторически в русской орфоэпии действует правило, которое говорит о том, что в глаголах ж. р. ед. ч. прошедшего времени последний слог должен быть в сильной позиции.

То есть, указанную словоформу, образованную от инфинитива «понять», необходимо всегда произносить так, чтобы конец слова был под ударением и произносился отчетливо – [пън’ила]. Это правило распространяется на большую часть подобных глагольных форм. Сравним: ушла, принесла, зажгла.

Правописание безударных гласных в слове условно можно проверить словами – понять, понял. Но лучше написание запомнить или проверить по словарю.

Примеры предложений

Я всё поняла, я всё сейчас же сделаю.

Ты, Мария Ивановна, видимо, не поняла, что я тебе сказал сейчас?

Если ты что-то не поняла – переспроси.

Как неправильно писать

Ошибка – писать слово так: понила, понела, паняла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется понесся вскачь
  • Как пишется понервничала слово правильно
  • Как пишется понежимся
  • Как пишется понасоздают
  • Как пишется понаслышке вместе или раздельно