Определение и разбор слова.
Данное слово формой 3-го лица единственного числа прошедшего времени глагола «понять», который имеет значение: «уяснить смысл чего-либо».
Варианты написания.
При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Какой вариант написания слова является правильным?»
— «поняла», где во втором слоге пишется гласная «я»
— «понела», где во втором слоге пишется гласная «е»
— «понила» , где во втором слоге пишется гласная «и»
Как правильно пишется: «поняла», «понела» или «понила»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
«ПОНЯЛА»
Какое правило применяется?
Для того, чтобы подтвердить правописание глагола подберем проверочное слово: «понять», где гласная «я» стоит под ударением и отчетливо слышится. Значит, и в слове «поняла» мы пишем гласную «я».
Пример использования слова в речи:
— Я не совсем поняла, что он хотел сказать.
— Надеюсь, ты правильно меня поняла.
— Я поняла эту тему только с третьего раза.
Подводим итоги:
— Верное написание: «поняла»
— Неверное написание: «понила»
— Неверное написание: «понела»
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «усвоила что-либо». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «поняла», «понила» или «понела»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
ПОНЯЛА
Почему напишем именно гласную «я»?
Следует отметить, что сомнительная гласная находится в корне слова!
В русском языке для проверки сомнительной гласной в корне необходимо подобрать такое проверочное слово, где гласная станет ударной.
В данном случае проверочным является глагол «понять».
Понять — поняла
Также может возникнуть вполне логичный вопрос по поводу безударной гласной «о». Здесь тоже можно подобрать проверочное слово «понял», в котором безударная «о» заняла ударную позицию.
Синонимы к слову:
- Усвоила
- Догадалась
- Уяснила
Примеры предложений с данным словом:
- Она поняла суть изложенных вами требований и готова приступить к работе.
- Наталья не поняла, почему искренние чувства довольно быстро угасли.
- Мама не стала мучить дочь расспросами, так как всё поняла по её глазам.
Это переходный глагол совершенного вида и 1-го спряжения. Имеет единственное число, прошедшее время, изъявительное наклонение и женский род. Употребляется в значении «понять смысл чего-либо, догадаться о чем-либо». Слово часто появляется в повседневной разговорной речи, но встречаются ошибки при его написании. Требуется разобрать слово, согласно правилам орфографии русского языка.
Содержание
- Правильное написание
- Неверное написание
- Почему пишется именно так
- Примеры использования в предложениях
Правильное написание
Согласно грамматическим правилам, анализируемое слово требуется писать так:
ПОНЯЛА
Неверное написание
«понила», где во втором слоге вместо безударной гласной «я» написана буква «и».
«понела», где во втором слоге вместо безударной гласной «я» написана буква «е».
«панила», где в первом слоге вместо безударной гласной «о» написана «а».
Почему пишется именно так
Сначала требуется понять, почему в корне нужно писать гласную «я». Для проверки понадобиться подобрать такое слово, где на сомнительную букву будет падать ударение.
поняла – понять.
В свою очередь, проверка безударной гласной «о» сводиться к тому, что нужно подобрать проверочное слово, где на сомнительную букву упадет ударение.
поняла – понял.
Примеры использования в предложениях
- Она поняла, что он ее обманывает.
- Она поняла, как нужно выбирать огурцы.
- Мама все поняла и не стала больше ничего спрашивать.
- Почему она не поняла меня?
Как понять, что поступаешь правильно?
Иногда только результат твоих действий доказывает, что решение было правильным. Например, решил выращивать картошку новым способом, и в итоге получил отменный урожай. Источник иллюстрации Яндекс.Картинки
Конечно, перед принятием важных решений, необходимо проанализировать все. Подсчитать плюсы минусы, возможные препятствия на пути и вероятный результат. Но в теории невозможно все учесть. Поэтому единственный способ понять, что поступаешь правильно — сделать и оценить итоги своего поступка.
Да, во многом вы окажетесь не правы, набьете шишек и даже разочаруетесь. Но только так вы обретете опыт, который станет инструментом в дальнейшем при принятии решений.
По какому правилу ставится ударение в этих и аналогичных глаголах
Оба этих слова входят в достаточно многочисленное «семейство» приставочных глаголов с односложными корнями – таких, как принять, занять, нанять, понять и так далее. Они очень ярко демонстрируют принцип подвижности и разноместности русского словесного ударения – в зависимости от формы глагола ударной может быть как приставка, так и корень или окончание.
В глаголах, принадлежащих к этой группе, в прошедшем времени ударение будет падать на первый слог (приставку). Однако форма женского рода станет исключением – в этом случае акцентным станет окончание. Например:
- он зАнял место, оно зАняло место, они зАняли место, она занялА место,
- он прИбыл на службу, оно прИбыло на службу, они прИбыли на службу, она прибылА на службу,
- он пОнял принцип, оно пОняло принип, они пОняли принцип, она понялА принцип.
В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от таких глаголов, ударным неизменно будет первый слог (приставка), в том числе и в женском роде:
- пОнятый, пОнятое, пОнятая, пОнятые,
- нАнятый, нАнятое, нАнятая, нАнятые,
- нАчатый, нАчатое, нАчатая, нАчатые.
У действительных причастий прошедшего времени акцент переместится на корень, на второй слог – опять-таки вне зависимости от грамматического рода:
- понЯвший, понЯвшая, понЯвшее, понЯвшие,
- прибЫвшие, прибЫвший, прибЫвшее, прибЫвшая,
- начАвшие, начАвшая, начАвший, начАвшее.
Правила перехода ударения с одного слога на другой в глаголах этой группы надо просто запомнить – и это не только сможет избавить от проблем с постановкой ударения не только в словах «поняла» или «прибыла», но и убережет от совершения массы других распространенных орфоэпических ошибок.
Правильное ударение в слове «поняла»
В соответствии с правилами русской орфоэпии в слове «поняла» ударение должно падать на окончание (гласную «А» в третьем слоге). Произношение «пОняла» считается серьезной орфоэпической ошибкой, на что особо указывается в словарях, посвященных тонкостям постановки ударения. Это можно прочитать, к примеру, в справочнике «Ударения. Произношение» под редакцией Резниченко.
Аналогичным образом ставится акцент и в форме краткого страдательного причастия «понятА» – ударение здесь также падает на последний слог.Например:
- новая тема была хорошо понятА всеми четвероклассниками,
- она понялА, что не успеет вовремя попасть на прием к врачу,
- тройка в четверти вряд ли будет понятА родителями.
Нередко возникают проблемы и с грамотной постановкой ударения в причастии «понявший». Акцентным здесь должен быть второй слог: «понЯвший».
Правило
Проверочное слово: понял.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Поступать правильно, значит много ошибаться?
Вот так надо жить) Легко, стремительно, в действии, не взирая на ошибки. Источник изображения Яндекс.Картинки
Примерно так. Не надо бояться действовать. Чем больше попыток что-то изменить, тем выше шанс получить желаемое. И пусть 99% ваших решений окажутся ошибочными, но 1% принесет результат. Это риск, на который всегда идут успешные люди.
Все сильные мира сего, те кто вышел из простого народа и добился очень многого, они умеют рисковать. Их не останавливают неудачи. Они анализируют ошибки и снова идут на штурм. В итоге нескольких попыток все же получают то, чего так сильно хотели. Главная оговорка — риск должен быть обдуманным, не нужно тупо биться головой в стену.
Так как же быть в конкретной ситуации, например, с разводом? Нужно оценить ситуацию с холодной головой, взвесить все за и против. Если больше за развод, то разводиться, если есть много сомнений, то сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию.
«Поняла», «понила» или «понела» — правописание
На чтение 1 мин Просмотров 429 Опубликовано 20.04.2021
Если сомневаетесь, как пишется – «поняла», «понила» или «понела», необходимо вспомнить написание глаголов определенных форм, в которых ударением можно выделить любой слог. Давайте вспомним это правило.
Как пишется правильно: «поняла», «понила» или «понела»?
В соответствии с правилом орфоэпии, ударение в последнем слоге, пишется – поняла.
Какое правило применяется?
Исторически в русской орфоэпии действует правило, которое говорит о том, что в глаголах ж. р. ед. ч. прошедшего времени последний слог должен быть в сильной позиции.
То есть, указанную словоформу, образованную от инфинитива «понять», необходимо всегда произносить так, чтобы конец слова был под ударением и произносился отчетливо – [пън’ила]. Это правило распространяется на большую часть подобных глагольных форм. Сравним: ушла, принесла, зажгла.
Правописание безударных гласных в слове условно можно проверить словами – понять, понял. Но лучше написание запомнить или проверить по словарю.
Примеры предложений
Я всё поняла, я всё сейчас же сделаю.
Ты, Мария Ивановна, видимо, не поняла, что я тебе сказал сейчас?
Если ты что-то не поняла – переспроси.
Как неправильно писать
Ошибка – писать слово так: понила, понела, паняла.