Дата: 21 апреля 2016 Автор: Рубрика: Школьная жизнь
Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.
Суть приёма ПОПС
ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:
- П — позиция;
- О — объяснение;
- П — пример;
- С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
- проверки домашнего задания;
- фронтального опроса на этапе повторения изученного;
- подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
- создания проекта по теме или целому блоку тем.
Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа
ПОПС-формула позволяет:
- за короткое время опросить нескольких учащихся;
- получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
- узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:
- формировать оценочное мышление у детей;
- учит ребят лаконично выражать свои мысли;
- структурировать идеи.
Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.
Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
Технология составления устного ответа или эссе по формуле
А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:
- Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… – эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
- Потому что…/ Так как… – на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
- Например…/ Я могу доказать это на примере… – чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
- Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… – эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.
ПОПС-формулу можно использовать как при составлении устного ответа, так и для написания короткого сочинения
Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.
Примеры использования метода на различных уроках
История
Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений. Например, по истории
Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:
Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.
Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.
Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.
Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.
Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:
Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.
Потому что Россия добилась небывалого прогресса.
Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.
То есть методы правления Петра I были эффективными.
Обществознание
При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:
Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.
Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.
Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.
Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.
Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме – «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:
Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.
Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.
Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.
Литература
Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).
На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.
Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.
Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.
Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.
Английский язык
Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке
ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?».
I think we should learn how to become good parents.
The more we learn, the more we realize.
Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.
Parenthood is the most difficult task in life.
ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(13 голосов, среднее: 4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Метки:
ПОПС
– формула как метод работы с информацией
Как известно, «Знание
некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Но современные
молодые люди, в основном, черпают знания из Интернета, который дает знание лишь
отдельных фактов. То есть их картина мира часто фрагментарна, похожа на
несложенный пазл, они имеют представление о некоторых фактах, но не знают
механизмов, принципов, связей. Особенно это заметно в письменных работах,
например на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, где необходимо написать
связный аргументированный текст по той или иной проблеме, высказав и обосновав
собственное суждение. Даже если обучающийся правильно понял предложенный ему
для анализа текст, ему далеко не всегда удаётся выстроить связное сочинение в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к такой работе.
Чтобы решить данную проблему,
педагог должен выстроить урок не только в предметной, но и метапредметной
парадигме, на котором происходит не просто усвоение знаний, а ещё и
формирование универсальных умений обучающихся, важнейшим из которых является
умение развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Этот результат достигается
при условии, что педагог знает и адекватно использует в уроке интерактивные
методы обучения, формирующие учебно-познавательную компетенцию, а впоследствии информационную
и профессиональную компетентности.
Среди множества интерактивных
методов обучения в последнее время особую популярность приобретает ПОПС –
формула. Что это такое?
Это универсальный метод
обучения, который можно рассматривать и как способ обратной связи на уроке, и
как метод организации рефлексии, и как метод обработки и представления информации.
Кроме этого ПОПС — формула – это ещё и метод контроля, материал для
мониторинга результативности учебного процесса. Это очень актуально в условиях
реализации ФГОС, поскольку не любой результат можно выразить количественно в
привычных баллах, к примеру, проследить уровень аналитического, логического
мышления или оценить, как выполнена воспитательная задача урока. Учителю
необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить
обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации,
создать оптимальные условия для рефлексии учащихся. Все это делает ПОПС –
формулу особенно актуальной.
Откуда и для чего пришла к нам ПОПС-
формула?
ПОПС- формула была придумана и
разработана профессором права из ЮАР Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном. Идея состояла в
том, чтобы создать альтернативу школьным тестам и внедрить в качестве способа
проверки знаний учащихся нечто новое – прием, который позволил бы определять
уровень знаний более качественно и одновременно мотивировал бы школьников на
лучшее обучение.
Из
чего состоит ПОПС формула и как ее применять?
Слово
ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов.
Расшифровываются эти слова так:
П — позиция,
О — объяснение,
П — примеры,
С — следствие.
Создатели
ПОПС формулы предлагают на первых этапах работы с приёмом использовать в
деятельности готовые фразы-конструкты, вспомогательные опорные слова, на
которых говорящий может строить свой ответ. ПОПС формула предлагает следующие
фразы:
- Позиция: «Я полагаю, что…», «Я
считаю, что…», «На мой взгляд…», «По моему мнению…», «Я согласен с…»,
«Я не согласен с…»
Так
ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой
теме.
- Объяснение: «Потому что…», «Так
как…», «Поскольку…»
С
помощью этих слов говорящий преподносит слушателям свое мнение, приводя веские
аргументы, обоснованные доводы.
- Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими
примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько
примеров»
В
этой части ответа ПОПС формула предлагает назвать несколько проверенных фактов,
говорящих об истинности высказывания.
- Следствие: «Таким образом…»,
«Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»
Завершающая
часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию
говорящего по данной теме.
ПОПС формула позволяет выразить как
согласие, так и несогласие с темой. Поэтому ее можно использовать в спорах
обеим сторонам, выражая поочередно как утверждающие, так и опровергающие
мнения.
В рамках школьной программы ПОПС
формула чаще всего используется на уроках литературы, истории, обществознания –
словом, на всех гуманитарных дисциплинах. Такой необычный прием позволяет проверить
уровень знаний учащихся на разных этапах изучения темы:
- в качестве повторения изученной темы;
- во время устной проверки домашнего задания;
- в процессе подготовки к проверочной работе или
сочинению, эссе; - при создании коллективного проекта, охватывающего
одну или несколько тем.
Особо следует сказать о том, что этот
метод прекрасно работает и на уроках русского языка при подготовке к написанию
сочинения в формате ЕГЭ. Проанализировав предложенный текст и составив по нему
ПОПС – формулу, обучающийся фактически имеет заготовку содержания будущего
сочинения, ему останется только закончить речевое оформление своей работы.
Как показывает опыт, не всегда
хватает одного урока для написания законченного сочинения по русскому языку, а
времени на составление ПОПС — формулы вполне достаточно, т.е. этот способ
прекрасно работает на уроках обучения написания сочинению, даёт возможность
систематизировать ту информацию по тексту, которая составит основу будущего
сочинения. Учитель, получив обратную связь в виде ПОПС – формулы, сможет
оценить, правильно ли обучающийся понял проблему предложенного текста, есть ли
у него подходящие примеры и аргументы и т.д
Попробуем наложить части экзаменационного
сочинения по русскому языку на составляющие ПОПС – формулы:
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС — формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
П – позиция |
Комментарий к проблеме |
О – объяснение |
Позиция автора |
П – примеры |
Собственное мнение |
С — следствие |
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
Как видим, полного
совпадения нет, но есть кое – что общее. В обоих случаях каждая последующая
часть должна логично вытекать из предыдущей, и общим итогом должно стать собственное
суждение по той или иной проблеме. Исходя из имеющегося опыта, можно предложить
несколько вариантов использования ПОПС – формулы на уроках языка, в зависимости
от цели конкретного урока.
1. При
обучении находить проблему текста и писать комментарий к проблеме:
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС — формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
П – позиция (проблема) |
Комментарий к проблеме |
О – объяснение (комментарий) П – примеры (примеры – иллюстрации из текста) |
Позиция автора |
С — следствие |
Собственное мнение |
|
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
2.
При обучении понимать позицию автора
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС — формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
|
Комментарий к проблеме |
|
Позиция автора |
П – позиция О – объяснение П – примеры С — следствие |
Собственное мнение |
|
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
3.
При обучении аргументировать собственное
мнение по проблеме
Композиционные части сочинения |
Компоненты ПОПС — формулы |
Проблема, поставленная автором текста |
|
Комментарий к проблеме |
|
Позиция автора |
|
Собственное мнение |
П – позиция О — объяснение |
Аргументы, примеры, подтверждающие собственное |
П – примеры С — следствие |
Какие положительные эффекты в
обучении даёт ПОПС – формула?
Положительный момент состоит,
прежде всего, в том, что ПОПС — формула помогает построить чёткий и аргументированный
ответ, в котором содержится и мнение учащегося, и объективные факты. Ни для
кого не секрет, что далеко не все выпускники обладают способностью абсолютно
творчески, без опоры на готовые алгоритмы строить устное и письменное
высказывание. Многим как раз такие алгоритмы необходимы. Они дают возможность
научиться строить развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений,
в котором нет ничего лишнего и в то же время есть четко заявленная позиция,
приводятся аргументы, которые корректно сформулированы и проиллюстрированы, а в
выводе подтверждается правильность предложенного суждения. При этом ученик не
имеет возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений.
Кроме того, каждому учителю и на
каждом уроке необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили
учебный материал, какие проблемы возникли? Без такой экспресс – диагностики
эффективности урока невозможно корректировать деятельность и ставить новые
учебные задачи. В этом смысле ПОПС — формула является одним из средств
управления эффективным учебным процессом.
ПОПС-ФОРМУЛА: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, ЧЕМ ПОМОГАЕТ И КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.
Суть приёма ПОПС
ПОПС-формула — это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:
-
П — позиция;
-
О — объяснение;
-
П — пример;
-
С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
-
проверки домашнего задания;
-
фронтального опроса на этапе повторения изученного;
-
подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
-
создания проекта по теме или целому блоку тем.
Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа.
ПОПС-формула позволяет:
-
за короткое время опросить нескольких учащихся;
-
получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
-
узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:
-
формировать оценочное мышление у детей;
-
учит ребят лаконично выражать свои мысли;
-
структурировать идеи.
Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.
Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
Технология составления устного ответа или эссе по формуле
А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога — из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:
-
Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
-
Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
-
Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
-
Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.
Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе или короткого сочинения по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.
Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений — например, по истории.
Примеры использования метода на различных уроках
История
Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:
Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.
Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.
Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.
Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.
Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:
Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.
Потому что Россия добилась небывалого прогресса.
Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.
То есть методы правления Петра I были эффективными.
Обществознание
При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:
Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.
Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.
Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.
Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.
Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме — «Безработица — способ регулирования государством рынка труда»:
Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.
Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.
Поэтому безработица — важный элемент развития рынка труда в стране.
Литература
Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»):
На мой взгляд, Шариков не может считаться полноценной личностью.
Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.
Так как, во-первых, он — результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе — принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.
Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.
Английский язык
Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке.
ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood — responsibility or natural issue?»:
I think we should learn how to become good parents.
The more we learn, the more we realize.
Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.
Parenthood is the most difficult task in life.
ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.
Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься.
Проводить частые самостоятельные работы, тоже нецелесообразно. Любой контроль знаний должен восприниматься учителем не как «карающий меч» для ученика, а материал для мониторинга результативности учебного процесса. Да и не всё измеришь количеством баллов, когда нам необходимо, к примеру, проследить уровень аналитического, логического мышления или как выполнена воспитательная задача урока. Нам необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Неизвестный художник. Учитель и ученики
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры.
Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя.
ПОПС-формула
Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Пример. (по теме «Россия во второй половине XIX в»)
Щенникова Наталья. 10 класс.
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.
Для того, чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например.
«Я считаю, что Иван Грозный…»
«Я считаю, что правовое государство…»
и т.д.
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
Это, к сожалению, в нашей «школе памяти» происходит крайне редко. В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний.
Хотел бы обратить внимание на использование этого приёма при устном опросе. У учителей гуманитарных предметов эта проблема существует всегда. Кого мы приглашаем обычно к устным ответам? Чаще всего – «сильных учеников», так как боимся, что сбивчивый, тягостный, с большими паузами, ответ «слабого» повлияет на темп урока.
Мы боимся, что сорвём хронометраж других учебных эпизодов. И нам так кажется, что пока «сильный» ученик отвечает, остальные ребята «внимательно слушают», ещё раз повторяют пройденное.
Но если не обманывать себя, мы быстро заметим, что это далеко не так. Кто-то откровенно скучает, большинство учеников судорожно пролистывают учебник в ожидании, что их тоже вызовут к доске.
И даже ответы «сильных» часто грешат словесным «мусором». Как правило, ответ начинается с междометий «э-э-э», «ну-у-у» и т.д. и сопровождается ими до самого конца. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.
Мы предлагаем ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём мы сразу нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции: «Я считаю, что…» или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…», «На мой взгляд…».
Прием обратной связи. ПОПС — формула для постоянной обратной связи с учащимися
Четверткова О. Ю.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Учителю необходимо знать, насколько ученик усвоил материал. Это можно выяснить традиционными способами. Но с детьми сложно: они не всегда хотят высказываться, да и есть проблема с оформлением своих мыслей. Поэтому иногда можно использовать технологию ПОПС – постоянная обратная связь с учащимися, а это возможно на 3 этапе – «Рефлексии» (размышлении).
Кроме того, могут быть осуществлены: возврат к стадии вызова; возврат к ключевым словам; возврат к перевёрнутым логическим цепочкам; возврат к кластерам.
ПОПС-формула — интерактивный методический прием, инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся.
Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula.
Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока.
Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:
- проверки домашнего задания;
- фронтального опроса на этапе повторения изученного;
- подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;
- создания проекта по теме или целому блоку тем.
ПОПС-формула позволяет:
- за короткое время опросить нескольких учащихся;
- получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
- узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.
Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает: формировать оценочное мышление у детей; учит ребят лаконично выражать свои мысли; структурировать идеи. Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников. Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция.
Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции.
Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры.
Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение).
Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Например, сказка В.Одоевского
Я СТИТАЮ, что Рукодельница — положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда, поэтому она нравится и нам, и автору.
Использование предложенного приёма помогает учителю:
- повышать мотивацию обучения детей к предмету;
- облегчить процесс усвоения материала учащихся;
- вызвать живой интерес к предмету;
- расширить общий кругозор детей;
- развивает умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её;
- формирует умение кратко и чётко аргументировать свою точку зрения;
- развивает умение слушать и слышать.
Используемые интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/09/08/my-i-pops
- http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj-svyazi-pops-formula
Используемая литература:
- Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
- Шелгина О.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии // Начальная школа,2007.№7.С.42-4
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Слайд 1
ПОПС- формула как прием работы с текстом. Бадмаева Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Тарбагатайская СОШ »
Слайд 2
ПОПС формула — интерактивный методический прием , разработанный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном . Позволяет: разобрать учебную проблему; закрепить пройденный материал. это отличным инструмент построения дискуссии. Помогает при написании эссе и сочинений. Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться. Эмерсон Ральф.
Слайд 3
П — позиция О – обоснование П –примеры С -следствие Структура ПОПС- формулы:
Слайд 4
П – позиция . Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование , объяснение своей позиции. Аргументы. Ответ должно быть обоснованным. Почему вы так думаете? («Потому что…» или «Так как…».)
Слайд 5
П – примеры. Привести факты, их должно быть не менее трех. («Например…», «Я могу доказать это на примере…».) С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 6
А.С. Пушкин «Пророк»
Слайд 7
Позиция Обоснование примеры следствие «Я считаю, что….», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». «Потому что…» или «Так как…». «Например…», «Я могу доказать это на примере…»1)… 2)… 3)… «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 8
В. Распутин «Уроки французского»
Технология
ПОПС-формулы в подготовке старшеклассников
к написанию эссе.
Опыт работы на
уроках обществознания и права показал,
что применение в обучении технологии
ПОПС-формулы, представляющей собой
российский вариант технологии профессора
права Макккойда-Мэйсона. Критерии
оценивания эссе по обществознанию во
многом совпадают с алгоритмом работы
по данной технологии. Также ПОПС-формула
используется при организации дебатов,
дискуссий.
Оценивание |
ПОПС-формула |
|
|
П –
О –
(на чём вы
П –
иллюстрирующие
С – |
Я считаю, что… …потому, что… …например, … … поэтому… |
Таким |
Темы эссе
-
«Меньшинство
нередко становится большинством, потому
что встаёт с постели и голосует» (Л.
Питер)
«Свобода есть
право делать все, что дозволено законами»,
— сказал французский просветитель Ш
Монтескье. К правам человека относится
право на участие в политической жизни
(избирать и быть избранным) – оно
закреплено в международных пактах и
Конституции. Поэтому, анализируя
высказывание Л. Питера, можно сказать,
что граждане имеют свободу – использовать
или не использовать своё активное
избирательное право. Но тогда право
выбора остаётся за теми, кто это право
использовал.
Аргумент 1.
Абсентеизм.
В настоящее время в нашем обществе
распространено данное явление. Люди
считают, что если избиратель не пошёл
на выборы, то он не участник политических
событий. Однако это не так. Как говорится
в одном высказывании: если мы не займемся
политикой, то политика занимается нами.
Значит, за нас другие выберут нам
политиков, которые будут нами управлять,
которые будут принимать законы, которые
мы будем должны соблюдать.
Аргумент 2. Выбор.
К примеру, сейчас по закону о выборах
2007г. отменён нижний порог явки избирателей.
Если вы хотите, чтобы меньшинство
принимало решения за вас, не ходите на
выборы, отдайте им это право распоряжаться
за вас.
Аргумент 3 + вывод.
Активная
жизненная позиция.
Осуществление власти народом через
выборные органы называется «представительная
демократия». Реальное народовластие
невозможно без такого принципа как
всеобщность – все могут и, по моему
мнению, должны избирать. И если каждый
будет помнить, что, кроме прав, у него
есть обязанности, нравственный и
моральный долг перед обществом, то
только тогда мы сможем построить
действительно демократическое правовое
государство, где каждый в ответе не
только перед собой, но и перед будущими
поколениями.
-
«Плохие власти
выбираются хорошими гражданами, которые
не голосуют» (Д. Нейтан).
Кто-то из великих
сказал, что каждый народ достоин своего
правителя. Мне кажется, что эти два
высказывания перекликаются между собой.
В конституции РФ сказано, что единственным
источником власти в РФ является народ.
Народ, которому дано активное и пассивное
избирательное право.
Аргумент. Право
высказать своё мнение.
Неучастие в выборах граждан приводит
к диспропорции истинного мнения
населения, потому что решение за них
принимает меньшинство, те, кто пришёл
на выборы. Из этих голосов и формируется
картина предпочтения (выбора) тех или
иных кандидатов, политических партий,
общественных объединений. Но если ¾
населения не приняли участия в голосовании,
то соответственно погрешность такого
волеизъявления народа очень и очень
велика, о чём и говорит в своём высказывании
Д. Нейтан.
Под лежачий камень,
как известно, вода не течёт. Для того,
чтобы жить в хорошей стране со справедливой
властью, надо сделать хоть что-то. Хотя
бы пойти на избирательный участок и
выбрать.
Вывод: «хороший»
человек, не прийдя на выборы, тем самым
выбирает «плохую» власть.
-
«Истинное
равенство граждан состоит в том, чтобы
все они одинаково были подчинены
законам» (Ж. Даламбер)
Рассматривая
цитату Ж. Даламбера, можно вспомнить
массу аналогичных высказываний. К
примеру, «все должны быть равны перед
законом». Такие понятия, как равенство,
обязательность, исполнительность, есть
основа для существования права как
инструмента регулирования
общественно-гражданских отношений.
1-й аргумент.
Закон един для всех.
Существуют общеправовые принципы:
законность, гуманизм, демократизм,
социальная справедливость. Отсюда мы
можем сделать первый вывод – равенство
всех перед законом.! Если каждый гражданин
будет соблюдать закон, только тогда мы
можем говорить о торжестве закона. Любой
член общества, вне зависимости от его
социального положения, политического
пристрастия, вероисповедания и
национальной принадлежности должен
обладать правом на то, что ничто не
ущемит его естественных и неотчуждаемых
прав человека. А это центральная идея
теории правового государства.
2-й аргумент.
Иметь права – значит иметь и обязанности.
Широко известно высказывание: незнание
закона не освобождает от ответственности.
Поэтому, чтобы быть равным надо не только
знать, но и соблюдать. Во- первых, знание
закона даёт возможность цивилизованной
защиты своих прав, а соблюдение закона
есть обязанность любого человека перед
обществом.
3-й аргумент.
Демократия – это не вседозволенность.
Широкий
спектр прав и свобод граждан только
тогда возможен и даёт нам гарантии и
защиту, когда в обществе сложилась
правовая культура. Правовая культура
есть залог демократии. Можно сформулировать
это таким «законом», что права одного
человека заканчиваются там, где начинаются
права другого.
Вывод:
Ж. Даламбер в своём тезисе абсолютно
прав, так как говорит о равенстве и
справедливости закона для каждого члена
общества. Данное утверждение применимо
к понятию правового государства, в
основу которого заложено равенство
(власти, гражданина, общества) перед
законом.
3
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #