Портфолио играет решающее значение при устройстве на работу и получении долгожданной должности. В статье мы подробно рассмотрим этапы грамотного составления портфеля проектов, а также виды, типы, форматы, оформление, публикацию и бесплатные примеры готовых работ для разных профессий.
- Что такое портфолио
- Ценность портфолио для профессий
- Отличия резюме и портфолио
- Форматы портфолио
- Печатная версия
- Цифровая версия
- Как сделать портфолио
- Подготовка к созданию
- Выбор тематики
- Подбор проектов
- Как правильно оформить портфолио
- Титульный лист (обложка)
- Информация о себе
- Подробности кейсов
- Призыв к действию
- Контакты для связи
- Где разместить портфолио
- Локальный источник
- Социальные сети
- Канал на YouTube
- Онлайн сервисы
- Биржи фриланса
- Персональный блог
- Конструкторы сайтов
- Советы и рекомендации
- Несуществующие проекты
- Портфолио к резюме
- Примеры портфолио
Чтобы выиграть на рынке труда, важно научиться правильно себя подавать, оборачивать свои навыки и качества в привлекательную упаковку, научиться рекламировать себя, собственный профессионализм и способности.
Часто, просматривая объявления о работе, можно встретить фразу «присылайте резюме только при наличии портфолио». Для некоторых людей создание портфолио представляет сложность, и они отступают, так и не отправив запрос на рассмотрение кандидатуры.
# Что такое портфолио
Портфо́лио (переводиться, как «портфель») – это оформленный каталог выполненных проектов специалиста или компании, по которому потенциальные клиенты и работодатели могут оценить профессиональные способности подрядчика.
В зависимости от содержания, портфолио можно разделить на несколько видов:
- Оценочное – составляется из оценочной информации (наград, дипломов, сертификатов, официальных документов и отзывов клиентов).
- Показательное – включает лучшие отобранные кейсы с описанием хода проделанных работ и результатом реализованной задачи.
- Проблемно-ориентированное – содержит поставленную цель, процесс работы, задействованные ресурсы и решение проблемы.
- Результативное (кейс) – делается с упором на полученную выгоду заказчика от выполненной задачи, после сдачи проекта.
- Рабочее – перечень всех направлений профессиональной деятельности с демонстрацией или коротким описанием исполненных заказов.
- Тематическое – охватывает кейсы в рамках отдельной тематики и подчеркивает квалификацию в конкретной сфере деятельности.
- Творческое (смешанное) – может содержать любые материалы и оформление для необходимой демонстрации навыков.
Знание и понимание классификации видов портфолио – дает возможность сделать правильные акценты при создании.
к содержанию ↑
# Ценность портфолио для профессий
В портфолио нуждаются люди, связанные с творческими профессиями: фотографы и художники, модели и дизайнеры, соискатели в области рекламы и журналистики. Но каждый год увеличивается количество должностей, представителей которых просят наглядно продемонстрировать свои навыки и умения.
Без портфолио сложно обойтись, если:
- Должность предполагает творческую направленность.
- При создании чего-то фундаментально нового (статей, фотографий, кода, рисунков).
- Деятельность носит исследовательский или проектный характер.
- Работодатель требует предоставить прошлые работы.
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
Наличие портфолио может понадобиться самым разным представителям трудовых групп: студентам, учителям и даже школьникам. Отличия лишь в информации, которая иллюстрирует способности определенного человека.
к содержанию ↑
# Отличия резюме и портфолио
Ели вы обучались на курсах повышения квалификации – документ об их успешном окончании будет уместно прикрепить к портфолио, а информацию об окончании курсов и достигнутых результатах следует вносить в резюме.
- Резюме – это текстовые биографические данные о человеке, представленные с профессиональной стороны.
- Портфолио – это оформленные детали выполненных проектов, которые предоставляются наглядным способом.
к содержанию ↑
# Форматы портфолио
При поиске работы бывают разные трудности связи с работодателем, поэтому лучше сразу подготовиться и заиметь две копии портфолио – распечатанную и электронную, минимум.
Первую вы можете взять с собой на собеседовании, а вторую – отправить по электронной почте, непосредственно с резюме.
Настоящий профессионал готов к непредвиденным обстоятельствам и всегда может продемонстрировать свою квалификацию.
к содержанию ↑
# Печатная версия
Материал, который можно подержать в руках ценится больше, а с первокласным дизайном привлечет должное внимание и запомниться. К тому же будет под рукой в случае отсутствия интернета или времени на обмен контактами.
Бумажный каталог – традиционный и презентабельный формат подачи портфеля проектов.
- Удобен при личных встречах с заказчиками, есть возможность прокомментировать существенные моменты.
- Может быть оформлен в виде коммерческого предложения на несколько страниц и доставлено в офисы потенциальных клиентов.
к содержанию ↑
# Цифровая версия
Файлы могут быть сохранены на компьютере, USB-накопителе, облачном диске + размещены на биржах фриланса или личном блоге – это дает возможность в любое время открыть его и отправить потенциальному работодателю.
Электронный каталог – отличается выбором инструментов и вариантов оформления портфолио.
- Выгодно при удаленном взаимодействии с нанимателями, удобно привлекать заявки из интернета и можно подключить рекламу.
- Компактный и быстрый способ передавать информацию, легко обновлять данные и анализировать количество просмотров.
к содержанию ↑
# Как сделать портфолио
Будущее портфолио изначально нужно основательно проработать, правильно оформить и продвинуть, чтобы добиться изобилия входящих предложений – это даст возможность отбирать самые интересные заявки, и соответственно, достойно зарабатывать.
Основная цель соискателя – привлечь внимание потенциального клиента и подтолкнуть его к началу диалога.
Используйте для вдохновения агрегаторы работ других дизайнеров (dribbble.com), шаблоны конструкторов сайтов (wix.com). Не нужно копировать чужой дизайн, просто почерпните для себя подходящие элементы.
к содержанию ↑
# Подготовка к созданию
На внутреннем рынке труда не существует единого шаблона для оформления и наполнения портфолио. Чем наполнить «деловой портфель», каким будет его внешний вид и размер содержания – решать придется самому, вдохновляясь чужим творчеством.
Вооружитесь удобным инструментом для визуального построения структуры портфеля – можно сделать на бумаге или в бесплатных программах ассоциативной карты «mind map».
к содержанию ↑
# Выбор тематики
Первое, что нужно сделать – определить главные направления, в которых вы имеете достаточное количество работ для демонстрации (минимум 3) и рассортировать информацию удобно для восприятия: по названиям проектов, стилям, в алфавитном порядке, по хронологии или категориям. Можно сделать отдельную категорию личных разработок или прототипов.
- Вчерашним выпускникам можно собрать портфолио из удачных проектов студенческих лет, добавить полученные награды и грамоты.
- Для портфолио фотографа – альбомы со свадебными фотографиями, портретами, пейзажной съёмкой, детскими фотосессиями.
- Дизайнером интерьера стоит отдельно выделить городские квартиры, загородные дома и коттеджи, отделить офисные помещения от магазинов.
Но если Вы являетесь профессионалом узкой специализации, не следует раздувать профиль: хотите стать спортивным обозревателем – не следует выкладывать тексты с описанием электроприборов или керамической плитки, как бы хорошо он не написан.
к содержанию ↑
# Подбор проектов
Далее, разделы нужно наполнить, но не переусердствуйте – наниматель просмотрит лишь несколько работ. Для каждой категории выберете от 3 до 20 образцово выполненных заказов, чтобы он мог оценить ваши профессиональные навыки и не потерял фокусировку внимания.
- Соблюдайте правильный порядок – вперед выдвигайте самые известные, креативные и масштабные работы.
- Не следует публиковать много проходных и однотипных заказов, чтобы не показаться посредственным.
- Следите за трендами и включайте в портфель собственные разработки – демонстрируйте личный интерес к делу.
- Прежде всего, ориентируйтесь на преобладающий вид деятельности, не пытайтесь уметь все.
- Наполните разделы только той информацией, которая будет актуальна для конкретной рубрики.
- Не показывайте работодателю полную подшивку работ, с первых дней трудовой деятельности.
к содержанию ↑
# Как правильно оформить портфолио
Визуальная составляющая должна демонстрировать ваше первоклассное знание своего дела, особенно, если вы работаете с графикой. Проще говоря – содержать доказательства качественного выполнения задачи.
Оформление – значимая часть работы и такой же проект, как и другие.
Создание дизайна начинается с плана построения информации и проработки деталей! Поэтому, сначала следует разработать прототип (скетч), чтобы его создать – ответьте на вопросы и сделайте наброски на бумаге:
- Какие сведения (помимо работ) вы внесете в портфель?
- Как скомпонуете данные: на одной странице или нескольких?
- В каком порядке или на каких страницах?
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
Старайтесь делать простые и светлые дизайны, с крупными и понятными шрифтами. Такие сайты внушают доверие и всегда будут в тренде.
Самый простой способ получить первообраз будущего проекта – взять карандаш, несколько листов А4 и сделать базовые наброски ключевых элементов (пример на картинке ниже).
Не пытайтесь влепить все на первый план – грамотная структура должна постепенно подводить заказчика к целевому действию.
к содержанию ↑
# Титульный лист (обложка)
Превью, обложка, титульный лист, главный экран – первое, что видит наниматель когда сталкивается с вашей деятельностью. От качества полученной информации складываться первое впечатление и понимание, чем вы занимаетесь.
Неважно, какого формата будет ваше портфолио: презентация, PDF-документ, личный сайт или анкета на бирже – первый контакт с заказчиком должен нести самые важные данные о вас, быть ярким и запоминающимся.
к содержанию ↑
# Информация о себе
Заведите блог, расскажите людям о себе: об образовании, опыте и трудностях, с которыми вы сталкивались на пути к приобретению профессионализма. Поделитесь своей историей: откуда черпаете вдохновение, что больше всего любите в работе, к чему стремитесь…
Личная история поможет потенциальным клиентам получить представление о взаимодействии с вами, ближе познакомиться и расположить незнакомого человека к общению.
к содержанию ↑
# Подробности кейсов
Картинки ничего не говорят – каждую работу должно сопровождать, хотя бы минимальное, описание. В нем можно указать: начальные эскизы, как называется проект, кто заказчик, какова цель проекта, стоимость, результат, отметить сколько времени потрачено на представленную работу.
Заостряйте внимание на уникальных или сложных решениях – они наглядно показывают ваше отношение к делу.
к содержанию ↑
# Призыв к действию
Эффективность портфолио порядком зависит от правильной мотивации вашей аудитории. Большая ошибка не призывать потенциальных работодателей к действиям: оставить запрос, написать сообщение, уточнить детали, подписаться на рассылку и подобном.
Есть много способов стимулировать посетителей, но чтобы получить желаемый эффект – требуется разобраться с основными потребностями ваших клиентов и предложить что-то за подписку, например.
к содержанию ↑
# Контакты для связи
Люди часто не решаются сделать первый шаг, поэтому будьте предельно открыты для клиентов и указывайте, как можно больше возможных контактов.
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
У потенциального работодателя не должно быть сложности для коммуникации с вами.
к содержанию ↑
# Где разместить портфолио
Когда макет будет утвержден и все элементы дизайна расположены на своих местах, следует приступать к переносу эскиза в электронный формат. Это можно сделать самостоятельно при помощи инструментов для прототипирования (на подобии Sketch.com), или нанять web-дизайнера на бирже.
Обращаясь за помощью к фрилансеру, желательно всегда использовать форматы, которые вы сможете редактировать, чтобы вносить правки.
Определитесь, каким образом вы будете распространять свой портфель. Есть множество способов познакомить людей со своими работами и сейчас мы по порядку обсудим лучшие места, куда можно выложить или отправить портфолио.
к содержанию ↑
# Локальный источник
Разместите примеры своих работ в тех местах, которые доступны при отсутствии интернета: USB-накопители, жесткий диск компьютера, память телефона.
PDF – идеальный для этого способ хранения портфеля! Он открывается в любом браузере и всегда под рукой. Это ваш мини-сайт – его можно распечатать при необходимости, прикрепить к сопроводительному письму или указать ссылку на расположение файла в облаке.
Чтобы создать PDF-документ, потребуется программа MS Word и бесплатный сервис конвертации фалов (загуглить):
- Создайте вордовский бланк и наполните его, как описывалось выше↑
- Добавьте ссылки на полную версию портфолио (если есть) и рабочие контакты.
к содержанию ↑
# Социальные сети
Профиль в соц.сетях является мощным механизмом привлечения клиентуры и может стать полноценным генератором заказов. Составьте профиль ориентируясь под свою специальность: с отзывами, ценами и другими полезными сведениями.
Чтобы получать заказы – требуется, не только вести социальную активность, но и правильно подготовить свой аккаунт:
- Посетителю сразу должно быть понятно, чем вы занимаетесь.
- Соблюдайте структуру ваших постов – сделайте папки под каждый вид услуг, например.
- Будьте на слуху: оставляйте комментарии в тематических сообществах, лайки, провоцируйте людей на репосты и т.д.
к содержанию ↑
# Канал на YouTube
Покажите процесс работы: придумываете дизайн, собираете материал, относитесь к задачам. Нанимателю нужно показать, что он не ошибется начав сотрудничество с вами. Видео – отличный способ доказать добросовестность исполнителя.
Видео-контент легко воспринимается и внушает наибольшее доверие, среди других способов продвижения.
Особенно хорошо доказывают экспертность обучающие уроки и видео-отзывы людей – запишите процесс, где вы не только качественно выполняете работу, но и учите так делать других. По возможности берите интервью у заказчиков, например через Skype.
к содержанию ↑
# Онлайн сервисы
Для фрилансеров существует большое количество сайтов, где можно разместить портфолио. «Минус» подобных сервисов в том, что большая часть посетителей – это такие же фрилансеры, в поиске вдохновения. Но и работодатели тоже присутствуют, поэтому следует использовать эти инструменты.
Behance.net
Крупнейшее международное онлайн-портфолио для тех, кто работает графикой, анимацией, звуком и видео.
Здесь ищут работников крупные бренды и платят большие деньги, поэтому конкуренция на площадке соответствующая – публикуйте только лучшие работы и следите за трендами.
Pinterest.com
Бесплатный фотохостинг, позволяющий в онлайн режиме публиковать изображения на тематические доски и делиться ими с другими пользователями.
Очень недооцененный инструмент поиска заказчиков и идей, имеет большую платежеспособную аудиторию + аккаунты брендов и компаний. Может стать полноценным источником привлечения клиентов.
Менее популярные:
- Contently.com – англоязычный сайт для редакторов, копирайтеров.
- Dribbble.com – аналог behance, но для публикаций требуется приглашение.
- Coroflot.com – американская социальная сеть дизайнеров, иллюстраторов.
к содержанию ↑
# Биржи фриланса
Сайты для поиска удаленной работы обладают необходимым функционалом для публикации портфолио, и они (условно) бесплатные. Дополнительно можно получать постоянные заказы, продвигаясь в рейтинге исполнителей. Нужно хорошо заполнить свой профиль и зарабатывать отзывы выполняя заказы.
Самые распространенные биржи:
- Kwork.ru – Rus;
- Work-Zilla.com – Rus;
- Freelance.ru – Rus;
- Freelancer.com – Rus;
- Fl.ru – Rus;
- Freelancehunt.ru – Rus;
- Weblancer.net – Rus;
- Upwork.com – Eng;
- Fiverr.com – Eng.
к содержанию ↑
# Персональный блог
Наличие собственного сайта – преимущество, которое позволяет: прокачивать личный бренд, проводить детальную аналитику посетителей, настраивать контекстную и таргетированную рекламу, продвигать сайт в поиске и получать стабильные заказы.
Конечно, сайт не отменяет другие способы размещения и продвижения, но является необходимым компонентом для хорошего специалиста.
Личный ресурс легко установить и настроить самостоятельно, нужно лишь скачать бесплатную систему управления блогом WordPress и заказать услугу хостинга.
к содержанию ↑
# Конструкторы сайтов
Если у вас нет желания разбираться с тонкостями установки и настройки блога – можно воспользоваться более простыми решениями и создать сайт на конструкторе, благо в интернете полно подобных платформ.
Все конструкторы схожи функционалом, основные отличия в количестве шаблонов и стоимости доступа к расширенным возможностям. Самые известные сервисы:
- ru.wix.com
- tilda.cc
- nethouse.ru
- lpgenerator.ru
к содержанию ↑
# Советы и рекомендации
Интернет – место, где хорошее портфолио быстрее попадется на глаза работодателю, которого заинтересуют ваши навыки. Но даже при наличии такового – его необходимо продвигать, чтобы не увязнуть в рутине и проходных заказах. Следуйте советам приведенным ниже, и всегда будете востребованы для крупных заказчиков.
к содержанию ↑
# Несуществующие проекты
Придумайте идеального клиента, который попросит сделать вашу любимую задачу и качественно выполните её. Это может быть новый дизайн для Google или сайт новой линейки Mercedes-Benz – что угодно.
Такой метод отлично действует на начальном этапе продвижения портфеля и дает возможность специалисту проявить свои творческие способности. Однако, не рекомендуется превышать планку в 20-30% по отношению к реальным работам.
к содержанию ↑
# Портфолио к резюме
Не забывайте указывать ссылку на портфолио в бланке резюме – это станет главным оценочным фактором при приеме на работу, поскольку визуально докажет ваш профессионализм.
Подумайте, что наниматель хочет получить от работника, какие задачи ему нужно решать? Покажите, что уже сталкивались с подобным и делали работу качественно. Тогда работодатель захочет получить подобные услуги и для себя.
к содержанию ↑
# Примеры портфолио
- Программист. Программисту будет уместно наполнить свой «портфель» разработанными программными кодами, стартапами в сфере программирования, готовыми программами.
- Фотограф. Кандидат должен собрать в своём альбоме самые удачные фотоснимки. Но нужно соблюдать тематику, которая интересует заказчика. Так, например, если специалист нужен для модельного агентства, фото природных ландшафтов вряд ли пригодится.
- Дизайнер. Здесь есть что показать. Специалист может представить работодателю собственноручную работу с веб-сайтами, оформление офисов и интерьера компаний, ландшафтный дизайн придомовых территорий и парковых зон.
- Копирайтер. При наличии профильного образования необходимо сразу же о нем упомянуть. Разбейте статьи, которые Вы пишите, по категориям и направлениям. Включите примеры с описанием товаров, тексты для рассылки на е-мейлы. Украсьте статьи привлекательными заголовками.
- Маркетолог. Собирает свое портфолио из статистических данных. В нем должны присутствовать графики, таблицы, скриншоты, образцы заключенных контрактов. Из Вашего наглядного досье работодателю необходимо понять, удастся ли ему с Вашей помощью привлечь клиентов и повысить продажи.
Спасибо за внимание к статье, надеюсь материал оказался полезен и вам удалось разобраться с составлением портфолио. Дополнительно советую прочитать рекомендации о заполнении раздела достижений и желаемой зарплаты.
Эта статья отняла изрядное количество сил и времени, но невозможно чего-нибудь не упустить. Поэтому если вы можете дополнить публикацию полезным советом – не поленитесь сделать это =) Так же делитесь этим руководством в социальных сетях с друзьями и коллегами по цеху.
Данную статью написал эксперт
Николай Бороздин
8 лет работы в сфере HR в компаниях с численностью до 2 000 человек персонала. Пропустил через себя тысячи резюме, нанял и обучил более сотни специалистов и управленцев.
Как сделать портфолио? Примеры и образцы портфолио
Разговаривая с клиентами и фрилансерами, я часто спрашиваю: на что, по-вашему, в первую очередь обращает внимание заказчик? В большинстве случаев люди указывают на портфолио и опыт работы. Это закономерно. Как еще заказчики могут оценить качество и профессионализм удаленного работника? Только по примерам работ.
В нашей статье мы расскажем, как сделать красивое и эффектное портфолио, которое привлечет к вам много клиентов.
Портфолио – это грамотно оформленный перечень работ определенного специалиста. Например, портфолио копирайтера состоит из написанных им текстов, отсортированных по тематике или виду текста (коммерческое предложение, контент для сайтов, слоганы).
Портфолио модели – это снимки, дающие представление о работе модели в разных образах. Портфолио веб-дизайнера – изображения сделанных им сайтов, баннеров, иной дизайнерской продукции.
По уровню и качеству работ в портфолио клиенты судят об исполнителе – стоит с ним работать или нет. Поэтому оформлению портфолио нужно уделять пристальное внимание.
Как составить портфолио?
- Выделите направления, по которым вы желаете создать портфолио. Например, у копирайтера это могут быть: коммерческие предложения, тексты для сайтов, нейминг, слоганы. У фотографа: репортажная съемка, портреты, свадебная съемка и т.д.
- По каждому направлению отберите ваши лучшие работы и средние по качеству проекты. Оптимально включить в портфолио 10-20 работ по каждому направлению. Это уже создать у клиента нормальное представление о вашем уровне.
- Подумайте над красивым оформлением портфолио. Например, фрилансер-копирайтер может сформировать один файл в .doc, где будут представлены все отобранные им коммерческие предложения или создать отдельный файлы для каждого текста. Главное, чтобы они были правильно оформлены. Можно создать несколько папок, куда добавить работы по направлениям.
-
Разместите портфолио в Интернете, на личном сайте, флешке или диске. Идеально, если ваше портфолио будет всегда с вами – никогда не знаешь, где придется общаться с клиентом.
Какие работы добавить в портфолио?
Первый вопрос, который возникает при создании портфолио – какие работы указывать? Если Вы – начинающий фрилансер, то – все. В этом случае на Вас работает количество материалов, качество может быть ниже уровня гуру. Но Вы показываете заказчику – у Вас уже есть выполненные проекты и их много! Главное, чтобы опыт был.
Если Вы – далеко не новичок и за плечами тысяча-другая написанных новостей и статей или сотня запущенных сайтов, то выбирайте интересные работы. Вы – профессионал, и знаете, что у Вас получилось лучше.
Однако нельзя слишком приукрашивать свои работы. Важно включить в портфолио как лучшие, так и средние по уровню проекты. Клиент должен понимать, какое качество вы можете выдавать стабильно, а не только в случае «творческого удара».
Куда добавить портфолио в Интернете?
- На персональном сайте — лучший вариант, поскольку ссылки на образцы портфолио Вы сможете дать на визитке, любой бирже удаленной работы, а также в процессе общения на форуме или в сообществе.
- На бирже удаленной работы — хороший вариант, позволяет привлечь внимание к портфолио со стороны потенциальных заказчиков, однако для этого Вам потребуются платные услуги по выделению портфолио в каталоге фрилансеров (см. статью «Где искать клиентов? Поиск клиентов в Интернете»).
- В каталогах фрилансеров — на данный момент отдельных каталогов практически нет.
- На форумах — темы быстро уходят в архив и со временем Ваше портфолио может быть удалено с сайта. Эффект от добавления портфолио на форумах может быть в течение первой недели-двух. Чтобы получать внимание посетителей форума в дальнейшем, Вам придется обновлять портфолио или иным способом привлекать к нему внимание. Другие минусы способа: отсутствие возможности добавить много работ, красиво их оформить и удобно структурировать.
- На досках объявлений — аналогичные недостатки, как при добавлении портфолио на форумах.
25 сайтов, где можно разместить портфолио!
Посмотрите обзор сайтов, где можно разместить портфолио представителям творческих профессий.
Как правило, реальных заказчиков приносят два первых варианта – персональный сайт и биржи удаленной работы. Причем сайт работает только в том случае, если он широко известен и раскручен в интернете. Либо вариант два – вы отправляете заказчику ссылку на ваш сайт, где он может спокойно посмотреть портфолио.
Биржи удаленной работы – это хлебные места для фрилансеров, откуда можно получить постоянный приток заказчиков. Причем как разовые заказы, так и постоянные! Как правило, на каждой бирже удаленной работы есть каталог фрилансеров, в котором исполнители могут опубликовать свое портфолио. В этой статье мы большей частью поговорим об оформлении портфолио на биржах телеработы.
Далее важно учитывать, что фрилансеры в каталогах сортируются по рейтингу. Он формируется по-разному, но обычно зависит от следующих факторов:
- Количество работ в портфолио.
- Число отзывов о фрилансере.
-
Посещаемость профиля (сколько человек его посмотрели).
Соответственно, чем лучше оформлено Ваше портфолио и чем выше Ваш рейтинг, тем больше заказчиков найдут Вас в каталоге и предложат работу!
Просто каталоги фрилансеров, форумы и доски объявлений приносят меньше отдачи, но все-таки полностью игнорировать данные места нельзя. У меня был случай, когда заказчик нашел и сам написал как раз по объявлению на форуме, оставленному несколько месяцев назад! Правда, случай был только один. Но если через форумы получится взять хоть один крупный заказ, все усилия окупятся сторицей.
Оформление портфолио на бирже
Большинство бирж позволяют ввести название работы, короткий комментарий (около 300 символов), фотографию и ссылку на источник. Понятно, если вы – дизайнер, то можете поставить в качестве фотографии скриншот сайта, над которым работали. А что желать журналистам? То же самое. Ставить скриншот страницы со статьей. Если статья большая – сделайте скриншот ее небольшой части, а на полную версию дайте ссылку.
Если Вы программист – имеет смысл описать суть работы в комментариях, а затем дать ссылку на сайт, где можно посмотреть работу скрипта или системы управления. Как вариант – можно разместить скриншот админ-панели CMS.
Как правило, большинство современных бирж телеработы позволяют указывать свою специализацию. И соответственно, для каждого направления можно добавить работы из портфолио. Правило здесь одно: во всех заявленных Вами типах работ должны быть примеры. Минимум – один, а лучше два или три. Можно больше. Иначе ситуация не в Вашу пользу.
Например, человеку необходимо написать статью. Он ищет фрилансера и находит в каталоге Ваше портфолио. Но там нет ни одного примера статьи. Что сделает заказчик? Скорее всего, найдет другого исполнителя.
Отдельно хочется отметить количество работ в портфолио. Как уже было сказано ранее, многие биржи телеработы ведут рейтинг фрилансеров. И размер этого рейтинга иногда напрямую зависит от количества работ в портфолио. Например, Free-Lance.ru начисляет дополнительно около пяти баллов за одну работу. Поэтому фрилансеры заинтересованы ставить как можно больше примеров! Мне приходилось видеть портфолио, где количество работ переваливало за сотню, а то и за две сотни! Длина страницы поражала воображение! Но стоит ли так «накручивать» рейтинг? Понятно, лишних 20 работ – и есть 100 баллов. Сотня работ – уже 500 баллов. Но что скажет заказчик, просматривая такое портфолио? Спасибо точно не скажет. Для него огромный список – это море информации, обработать которую невозможно. Скорее всего, он покинет такое портфолио вместе с заказом. Также надо учитывать, что банальное размещение множества проектов — далеко не единственный путь получить высокий рейтинг. На его размер влияют и другие фаткоры: посещаемость портфолио, отзывы заказчиков и другое. И зачастую влияние этих факторов сильнее, нежели количество работ.
Оптимально размещать до 10-15 работ в каждом направлении. Этого достаточно чтобы не захламить страницу, повысить рейтинг на 50-75 баллов и дать заказчику полное представление о Ваших знаниях и способностях. Что делать, если работ недостаточно? Разделять! Например, Вы пишете новости для портала, допустим, Kadrof.ru. Вместо того, чтобы ставить эту работу одним пунктом (новости для Kadrof.ru), Вы разделяете и вводите каждую новость как отдельный проект. Поучается не одна работа, а допустим – десять. И никто не будет против. Все по правилам. И рейтинг вырастет не на 5 пунктов, а сразу на 50.
Как сделать профессиональное портфолио?
Разберем описанную выше теорию на конкретных примерах портфолио. Поскольку чужие портфолио рассматривать в статье будет не корректно, я зарегистрировался на нескольких биржах, выложил туда примеры работ и на их основе разберу, какое портфолио оформлено хорошо, а какое — плохо.
Пример хорошего портфолио:
http://freelance.ru/users/Sersh/
Плюсы образца портфолио:
- В каждом направлении – от 2 до 6 проектов
- Выбраны лучшие и свежие работы
- Статьи сделаны со скриншотами
- Грамотное название и описание проектов
- Страница в целом выглядит аккуратно
- Есть аватар (фотография исполнителя)
Это портфолио я оформлял недавно, соответственно, добавил в него новые работы из свежих, дополнил скриншотами, провел разделение проектов. Его можно использовать как образец для оформления электронного портфолио.
Пример портфолио, требующего доработки:
http://www.freelancejob.ru/users/Sersh/
Минусы данного портфолио:
- Мало свежих работ,
- Мало превью, скриншотов,
- Представлены не все направления работы,
- Немного отзывов.
Данное портфолио я планирую в ближайшее время переработать и значительно улучшить, в частности, устранить перечисленные выше недостатки.
Пример портфолио на корпоративном сайте:
http://brave-agency.ru/portfolio/
Преимущества данного портфолио:
- Имеются примеры работ (готовые аудиты), которые можно сказать и посмотреть. Это очень важно для консалтинговых сфер (клиентам важно понимать, какой результат они получат),
- Указано общее число проектов, над которым работали специалисты агентства (цифры положительно работают в портфолио),
- Каждая работа имеет превью в виде скриншота сайта,
- Каждый проект имеет краткое описание,
- Указан список проведенных работ и полученный результат,
- Работы сгруппированы по категориям.
В данном примере не хватает ссылок на отзывы клиентов рядом с работами, представленными в портфолио. Также необходимо постоянно обновлять работы, добавляя свежие проекты.
Остались вопросы?
Если у Вас возникли вопросы, связанные с оформлением портфолио, Вы можете задать их в разделе Вопрос-ответ или в комментариях к статье. Буду рад ответить и помочь!
Полезные статьи по теме:
- Как сделать хорошее резюме на работу?
- Как зарабатывать через Интернет от 200 до 500 рублей в день?
- Как заработать в декрете через Интернет?
-
Как быстро найти клиентов начинающему фрилансеру?
Рекомендуем
В данной статье собраны часто задаваемые вопросы (ЧаВО или FAQ) на тему фриланса и удаленной работы. Рекомендуем посмотреть статью всем новичкам, …
Бизнес – это определенная система. Выстраивая отдельные части своего дела, Вы можете добиться больших финансовых результатов. К сожалению, не все …
С помощью грамотно составленного портфолио работодатель сможет объективно оценить уровень профессионализма потенциального работника.
Бывает так, что человек действительно является специалистом в своем деле, но слабое портфолио отбивает у работодателя желание иметь дело с таким кандидатом.
Чтобы этого не произошло, надо знать, что такое портфолио и как правильно его сформировать.
Содержание
- Что значит портфолио?
- В чем отличие портфолио от резюме?
- Кому нужно составлять портфолио?
- Виды портфолио
- Печатный вариант
- В электронном виде
- Онлайн-портфолио
- Как правильно составить портфолио?
- Структура портфолио
- Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?
- Примеры оформления портфолио
- Где размещать готовое портфолио?
- Behance.net
- Clippings.me
- Portfolios.ru
- Dribbble.com
- Pressfolios.com
Что значит портфолио?
Портфолио – это пакет документов, который убедительно раскрывает уровень квалификации человека в конкретной области деятельности. Для формирования такого «портфеля» потребуется прожить какой-то опыт, который позволит наработать материал для демонстрации своих профессиональных качеств.
Чтобы составить портфолио, понадобится «выжимка» из набора выдающихся работ, которые с выгодной стороны показывают преимущества соискателя перед конкурентами. Если профессия включает комплекс услуг, в списке должны отражаться с выгодной стороны все позиции.
Слабые работы, которые были выполнены на заре карьеры, прилагать в папку «для количества» не надо.
В чем отличие портфолио от резюме?
Резюме – это краткое перечисление основных моментов, которые связаны с трудовой деятельностью человека и наиболее важны для работодателя. Образно говоря, это «трудовая биография».
В последнее время работодателям предоставляется резюме в унифицированной форме. Соискателю не нужно проявлять творческие способности, чтобы заполнить окна предложенной таблицы.
Портфолио же демонстрирует достижения и успехи в профессиональной деятельности и расширяет резюме с помощью дипломов, грамот, сертификатов, проектов, примеров творческих или научных работ. Резюме, в отличие, от портфолио не требует составления пакета документов.
Пример:
Дизайнер успешно долгое время выполнял заказы солидной компании. В резюме отражается факт такого сотрудничества и дата. В портфолио же входят фотографии лучших интерьеров, которые демонстрируют этот профессиональный опыт.
Портфолио расширяет и дополняет резюме, позволяя работодателю самому оценить знания и навыки соискателя на вакантную должность.
Кому нужно составлять портфолио?
Как только слово «портфолио» начало входить в наш обиход, у многих создалось впечатление, что требуется оно только школьникам для поступления в вуз или журналистам для трудоустройства в престижный глянцевый журнал.
Практика показала, что грамотное портфолио поможет устроиться на хорошую работу и секретарю и садовнику, и менеджеру по работе с персоналом. Однако есть особые сферы, где без наличия хорошего портфолио сегодня не обойтись:
- Любой вид деятельности, связанный с контролем, созданием и продвижением новых проектов и технологий. Это инженерно-технические работники, аудиторы, менеджеры проектов, специалисты по оптимизации бизнес-процессов.
- Работа, которая предполагает создание изображений, любых визуальных объектов. Сюда относятся все дизайнерские профессии (в том числе веб-дизайнеры, графические дизайнеры, VFX-художники, 3D-моделлеры, архитекторы ландшафтов), фотографы, художники, любые строительные специальности, повара, специалисты индустрии красоты.
- Деятельность, связанная с созданием текстовых работ для решения определенных задач заказчиков. Это прежде всего журналисты, сценаристы, специалисты по рекламе. Такие портфолио состоят из целых текстов или их частей, ссылок на сайты, где публиковались работы автора.
- Преподавательская деятельность, в том числе в сфере дополнительного и дошкольного образования. Такое портфолио может быть дополнено свидетельствами о достижениях учеников.
- Абитуриентам и студентам высших и средне-специальных учебных заведений. Портфолио позволяет продемонстрировать членам приемной комиссии свои достижения, в особых случаях добавить несколько баллов к результатам ЕГЭ при поступлении. Портфолио студента дает представление о степени полноты усвояемости курса.
- Все профессии, связанные с демонстрацией творческих способностей. Это артисты, аниматоры, ведущие и организаторы торжеств, праздников, иных мероприятий.
Людям, которые активно ищут подработку на площадках фрилансера предложения своих услуг необходимо подкреплять мощным портфолио.
В связи со стремительным переходом бизнеса на площадки интернета появилась новая специализация – копирайтер. Получить высокооплачиваемый заказ без ссылки на примеры работ очень сложно.
Виды портфолио
Несмотря на многообразие видов деятельности, все портфолио можно разделить на три большие группы: печатные, электронные и онлайн-портфолио. Внутри каждой группы могут быть представлены как индивидуальные, так и командные портфолио единомышленников.
Печатный вариант
Печатные или бумажные варианты лучших работ. Самый распространенный вид портфолио, с которым удобно идти на собеседование с потенциальным работодателем. Это аккуратная папка, в которую вкладываются печатные файлы.
Первый лист в папке содержит личные данные, остальные посвящены примерам работ. Все образцы должны быть структурированы по тематике, стилю или в хронологическом порядке. Печатный вариант портфолио предполагает также наличие в нем грамот, дипломов, сертификатов, лицензий, рекомендательных писем от прошлых работодателей, преподавателей, любые другие письменные или фотоподтверждения достижений.
При любой системе структуризации рекомендуется самые яркие примеры размещать ближе к началу по принципу «первое впечатление самое сильное».
В электронном виде
Любое печатное портфолио можно превратить в электронное. В нем содержатся те же сведения, но хранятся они не бумажном, а на цифровом носителе ( лучше всего на обычной флешке). Такое портфолио можно переслать ZIP-архивом по запросу работодателю, или прикрепить файл к электронному письму при рассылке резюме.
Иногда возникает необходимость дополнения печатного портфолио электронным. Например, если надо продемонстрировать свои навыки видеомонтажа.
В целях безопасности сохранения конфиденциальной информации отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется. Если попадется недобросовестный работодатель, представленные образцы работ могут быть использованы в личных целях.
Электронную самопрезентацию лучше предлагать просматривать в вашем присутствии, без возможности копирования на чужой компьютер.
Онлайн-портфолио
В последнее время пользуется большой популярностью онлайн-портфолио. Для быстрого создания своего сайта можно воспользоваться инструментом WordPress, где предлагается много интересных шаблонов и плагинов.
Заказчику дается ссылка, пройдя по которой он сможет просмотреть необходимую информацию. Такой тип портфолио все чаще практикуют люди творческих профессий: фотографы, журналисты, модельеры, визажисты, парикмахеры.
Как правильно составить портфолио?
80% стандартного портфолио обычно занимают фотографии, скриншоты, ссылки на сайты, гугл-файлы. Остальные 20% – текстовая пояснительная информация.
Рассмотрим основные требования к портфолио, придерживаясь которых, вы сможете составить свое профессиональное досье.
Структура портфолио
Порядок оформления портфолио не унифицирован. Рекомендации экспертов в области пиар-индустрии следующие:
- Титульный лист, который содержит данные о владельце портфолио (ФИО, специальность либо представление участников команды профессионалов).
- Страница, посвященная краткому описанию заслуг, выполненных проектов, сведения об образовании, опыт работы, если он не меньше года.
- Размещается уникальное торговое предложение (УТП).
- Публикуется содержание портфолио по разделам, чтобы портфолио не выглядело как свалка бывших достижений.
- Основную часть занимают иллюстрации к достижениям соискателя (грамоты, проекты, фотодемонстрации работ).
- В начале папки с портфолио указываются удобные для связи контакты (телефон, электронная почта, ссылка на ID страницы в социальной сети).
Солидность придают ссылки на отзывы заказчиков, размещенные под работами.
Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?
Вопреки устоявшемуся мнению, портфолио следует включать не только самые лучшие работы, но средние по качеству. Это увеличит шансы на успех.
Логика следующая: отбор образцов производится субъективно. Не факт, что ваши с заказчиком мнения совпадают. 5-10 ярких фотоотчетов ландшафтного дизайнера будет достаточно для принятия решения о приеме на работу.
В некоторых случаях достаточно создать одностраничное портфолио для размещения в сети интернет, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Для этого требуется высокий профессионализм, знание психологии. Человек должен располагать достаточно убедительными работами (не более 6), которые не сложно разместить на страничке.
При составлении портфолио для копирайтеров, фотографов, дизайнеров, на формирование положительного профессионального имиджа влияет количество представленных работ. Даже если качество работ не всегда выигрывает, эти недостатки перекроют объемы. Чем больше выполненных заказов, тем лучше.
Проницательный руководитель компании понимает, что с каждым новым проектом человек оттачивал свой профессионализм. Недаром на большинстве бирж фрилансеров рейтинг зависит от количества выполненных заказов.
Например, может начисляться дополнительно 5 баллов за очередную работу. Не обязательно каждая статья из тысячи написанных должна быть интересной. Читать их все подряд тоже никто не будет. Но именно количество свидетельствует о бесценном накопленном опыте.
Чтобы заказчик смог выбрать для детального ознакомления интересующую его работу, необходимо делать грамотную структуризацию проектов по тематике.
Рекомендуем полезное видео, где рассказывается о том, как сделать эффективное портфолио для фотографа и разбираются основные ошибки:
Примеры оформления портфолио
Примеры оформления портфолио архитектора. Это титульная страничка:
Впечатляющий фото пример реализованного проекта:
А вот так представляет себя графический дизайнер:
Фрагмент иллюстрированного портфолио модельера:
Все примеры взяты с платформы Behance.net.
Где размещать готовое портфолио?
Если речь идет не о бумажной версии, то портфолио можно разместить на своем сайте, страничке в социальных сетях. Можно дать заказчику ссылку на блог. Но лучше прибегнуть к помощи специальных интернет-платформ, разработанных для таких целей.
Потенциальный работодатель поймет, что соискатель интересуется современными онлайн-технологиями. Минус в том, что многие услуги платные.
Примеры веб-ресурсов, которые помогут в создании онлайн-портфолио тем, кто дружит с компьютерными технологиями, представлены ниже.
Behance.net
Веб-ресурс бесплатно предоставляет возможно оформить и разместить индивидуальные и командные портфолио. Сюда можно выложить как свои личные проекты, так и командные работы.
Clippings.me
На этом сайте можно быстро опубликовать примеры своих работ и скинуть ссылку заказчику. Ресурс предоставляет возможность разместить бесплатно до 16 работ. Понадобится знание английского. Фишка в том, что свои контактные данные тут оставить нельзя.
Portfolios.ru
Здесь можно создать несколько тематических альбомов. Сайт русскоязычный. До 15 файлов загрузка бесплатная.
Dribbble.com
Крупнейший сайт, где размещают свои портфолио работники творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы. Для размещения своих работ понадобится рекомендация участника проекта.
Pressfolios.com
Одна из самых масштабных платформ для размещения портфолио блогеров, журналистов, писателей и других представителей творческой среды. Здесь загружаются pdf-файлы или ссылки на внешние ресурсы. Пользование до 14 дней бесплатное, затем надо оформить платную подписку.
В заключении
Опыт в любом виде деятельности может быть подкреплен портфолио. Даже если работа предполагает выполнение стандартных задач, строго прописанных должностными инструкциями. Это касается бухгалтеров, администраторов, менеджеров и логистов. В портфолио должна находиться информация, которая представляет соискателя на должность в выгодном свете.
Не стоит увлекаться сбором большого количества информации, если речь не идет о фрилансе. Лаконичный дизайн одностраничного портфолио может убедить сильнее, чем пухлая папка с грамотами. Потенциальный работодатель уже при первом взгляде на портфолио должен понять, что перед ним ценный специалист.
50% успеха в поиске выгодного заказчика (работодателя) зависит от выбора качественного инструмента для создания и портфолио и места его размещения. Выгодно сотрудничать со специализированными сервисами, где ваша презентация будет представлена на современном уровне.
Резюме
Что такое портфолио в резюме и как составить?
Содержание
- Особенности
- Чем отличается от резюме?
- Как составить?
- Примеры
Современные работодатели все чаще указывают среди обязательных требований к соискателю наличие портфолио. Для некоторого рода профессий резюме без данного атрибута не рассматриваются. Давайте разберемся, кому не обойтись без портфолио и как его правильно создать самому.
Особенности
Портфолио означает в буквальном переводе «портфель с документацией». Но если в требованиях работодателя указан этот пункт, он означает систематизированную демонстрацию выполненных работ. Проще говоря, это примеры ваших работ, которые покажут, достаточно ли вы компетентны и квалифицированы, чтобы выполнять ту или иную задачу. Цель портфолио – добавить реалистичности портрету соискателя, проиллюстрировать качество работы, талант, навыки. Содержимое портфолио может включать в себя разные элементы:
- видеофайлы;
- фотографии;
- аудиозаписи;
- публикации;
- ссылки на те или иные работы.
Все зависит от рода деятельности. Портфолио требуется далеко не всем людям, кто ищет работу. Чаще всего данное требование касается вакансий:
- творческих специальностей: фотографов, режиссеров, актеров, моделей, архитекторов, преподавателей;
- узких специалистов, продвигающих нечто принципиально новое – рисунки, статьи, дизайн-проекты.
Можно не заботиться о портфолио тем, кто занят в сферах четко регламентированных: бухгалтерия, секретариат, кадровые службы, сфера услуг. Портфолио может быть представлено в двух видах.
- Бумажное. Представляет собой распечатанные работы любого вида, сохраненные в папке. Сегодня эта разновидность становится редкой, так как гораздо проще приложить ссылку на электронный файл. С другой стороны, бумажное портфолио позволит вам не зависеть ни от каких сбоев, вы всегда будете «во всеоружии».
- Электронное. Наиболее распространенное портфолио в цифровом формате, которое может размещаться в ПК, на биржах, блогах, виртуальных дисках для хранения информации. Если портфолио открыто и находится в широком доступе, специалиста могут заметить и предложить работу, основываясь на впечатлении от его работ.
Чем отличается от резюме?
Многие путают резюме и портфолио, на самом деле между этими понятиями есть существенная разница. Это не взаимозаменяемые вещи. Портфолио – это бумажный или электронный документ, который дополняет резюме, но не заменяет его. Несмотря на схожесть, главное отличие в том, что одного портфолио для соискания должности недостаточно. А резюме работодателю может и хватить, чтобы оценить ваш опыт и способности. Портфолио же, помимо сухих сведений о человеке, наглядно демонстрирует его талант, опыт, предыдущие достижения.
Наличие фактических работ повышает шансы на получение той или иной работы. Они дают возможность более точно оценить, подходит ли человек для вакансии или нет. Поэтому необходимо иметь не только качественное, полное и подробное резюме, но и дополнить его ссылкой на портфолио или бумажным вариантом.
Очень важно правильно составить портфолио.
Как составить?
Чаще всего самостоятельно создать портфолио несложно, вовсе не обязательно прибегать к услугам специалистов. Хотя иногда без этого не обойтись. Например, если вы фотомодель, вам потребуются качественные профессиональные фото, которые заказывают у фотографа. Если же все необходимые составляющие есть, то главное – соблюдать порядок формирования. Все документы располагаются в хронологическом порядке их создания – так вы продемонстрируете свой профессиональный рост, способность к развитию.
Еще один способ расположения – по жанру, направлению, стилистике. Если вы решили выбрать этот метод, то в самом начале и конце расположите максимально выгодные работы. Психология восприятия такова, что первое и последнее слово всегда имеет определяющее значение. Создание резюме зависит от специфики профессии, но в любом случае вносить в него необходимо только самые лучшие работы.
Желательно не ограничиваться одним направлением, а продемонстрировать свое умение работать в разных ипостасях. Разносторонние люди всегда нравятся больше. Но учитывайте и специфику вакансии, не стоит разбрасываться, если специальность узкая, и фирма ищет человека, досконально разбирающегося в конкретном вопросе. Например, если вы ищете работу автора журнала о моде, вряд ли кто-то оценит ваши статьи на тему криптовалютных бирж. Главное – не пытайтесь мошенничать, не выдавайте чужие работы за свои. Сейчас это проверить очень просто и вы попадете в черный список работодателей, испортив свою репутацию.
Примеры
Один из важнейших нюансов, который нужно учесть при составлении портфолио – вид деятельности. Необходимо внести только те примеры, которые продемонстрируют вас с лучшей стороны. Предлагаем несколько образцов портфолио для разных специальностей.
Образец для копирайтера выглядит примерно так:
- описание тематик, категорий, направлений, в которых вы работаете;
- сведение о профильном образовании (при наличии);
- работы с самыми яркими заголовками;
- описания услуг, товаров, если есть;
- продающие тексты;
- письма для рассылки.
Портфолио для фотомодели может не содержать слишком много сведений информационного характера, но там должно быть довольно много работ. Выбирайте не только самые роскошные фото, но и обычные, где можно видеть ваше лицо без макияжа. В презентации фотографа могут быть только фотоработы, причем самые качественные и удачные, которые демонстрируют стиль, возможности, талант. Максимально важно представить фото нужной тематики.
Если рекрутер ищет фуд-фотографа, его не заинтересуют даже самые сногсшибательные портреты.
Портфолио дизайнера может состоять из примеров работ по оформлению:
- сайтов;
- домов, квартир;
- офисов;
- торговых центров;
- садовых участков.
Все зависит от того, специалистом в какой области вы являетесь, а также на какую должность претендуете.
«К резюме просим прилагать портфолио» — подобную фразу все чаще можно встретить в объявлениях о вакансиях. Как подготовить портфолио? И нужно ли это делать именно вам? Чтобы красиво преподнести собственные достижения, читайте советы Superjob.
Штрихи к портрету соискателя
В переводе с итальянского портфолио — это всего лишь «портфель с документами», но, как известно, эйчары понимают это слово как «список выполненных работ», позволяющий получить представление о соискателе как специалисте. И это вовсе не обязательно папка с фотографиями, эскизами или вырезками из газет, это может быть и презентация и личный сайт кандидата. Фотографии, публикации, а также видео- и аудиофрагменты — все это добавит необходимые штрихи к вашему портрету. Иногда достаточно просто прикрепить к резюме несколько ссылок на интернет-ресурсы с вашими работами.
А вам оно надо?
Кому необходимо портфолио? Для успешного трудоустройства его используют прежде всего люди творческих профессий — дизайнеры всех специализаций, журналисты, архитекторы, фотомодели и т. д. Впрочем, сегодня этот инструмент становится все более популярным: нередко портфолио составляют преподаватели, PR-менеджеры, программисты — то есть те, чьи рабочие достижения могут быть хотя бы отчасти представлены визуально.
Нужно ли оформлять портфолио именно вам? Вероятно да, если:
— у вас творческая работа;
— в процессе своего труда вы каждый раз создаете что-то принципиально новое (рисунки, дизайн-проекты, статьи, коды, образы для фотосъемки);
— ваша работа носит проектный характер;
— предоставить портфолио просит работодатель.
А вот тем, чья работа связана с четким следованием инструкциям, портфолио обычно не требуется. Бухгалтеры, секретари, специалисты по кадрам, системные администраторы, официанты, продавцы успешно устраиваются на работу своей мечты и без портфолио, с одним лишь резюме.
Список достижений
На Superjob предусмотрена возможность прикреплять портфолио к резюме. Используйте ее — работодателю будет удобно видеть сразу и резюме, и ваши работы.
Составлять портфолио принято из работ разных жанров, разных стилей и направлений — тем самым вы можете продемонстрировать разнообразие задач, с которыми вам приходилось сталкиваться. То есть если вы фотограф, включите в подборку фотографий снимки всех жанров, в которых вы снимаете, а если журналист, представьте разные виды текстов и т.д.
Впрочем, и из этого правила есть исключения. Если вы, к примеру, претендуете на должность политического обозревателя в крупном издании, не стоит включать в портфолио ваши заметки о моде и статьи о правилах выращивания помидоров на дачном участке, даже если они написаны совершенно гениально.
Портфолио сродни разделу «Достижения» в резюме — здесь принято наглядно представлять то, о чем вы сообщали в своем CV. Поэтому для включения в портфолио надо выбрать свои лучшие работы. Не стоит намеренно снижать уровень работ из опасений, что работодатель впоследствии всегда будет ждать от вас шедевров. Работодатель отлично понимает, что портфолио — это выставка ваших достижений, а не репортаж с ежедневных творческих поисков.
В какой последовательности представить свои работы? Можно по хронологии — в этом случае рекрутер будет видеть все этапы вашего развития как специалиста. А можно — по жанрам, стилям или направлениям: в этом случае имеет смысл разместить самые лучшие работы в начале и в конце «папки» — с учетом психологии восприятия. Как лучше — решать вам.
Чего точно не должно быть в портфолио, так это ваших семейных фото. Удивительно, но по словам рекрутеров, эта рекомендация вовсе не напрасна. Между тем снимок с подписью «Я с котом Барсиком на даче» едва ли поспособствует карьере.
Стоит ли печатать?
Стоит ли печатать портфолио или достаточно предоставить его в электронном виде? Единого ответа на этот вопрос не существует. Если у вас есть сомнения в удобстве электронной формы портфолио для конкретного работодателя, то лучше перестраховаться и предоставить печатный вариант — удачные проекты зачастую только выигрывают от качественной печати.
Superjob желает вам яркого портфолио и блестящего трудоустройства!
Портфолио — инструмент саморекламы. Оно способно выделить вас среди сотни кандидатов или, наоборот, оттолкнуть потенциального работодателя или заказчика. Рассказываем, каким специалистам нужно портфолио и как его составить, чтобы вас заметили.
Что такое портфолио и зачем оно нужно
Портфолио — это комплект наглядных образцов и кейсов, которые кандидат собрал за время работы. Его содержание зависит от специальности: фотографы собирают лучшие фотографии, копирайтеры — тексты, дизайнеры — логотипы и макеты сайтов.
Главная задача портфолио — показать реальные навыки, наработанный опыт и квалификацию кандидата.
Чем портфолио отличается от резюме
Резюме — это краткая профессиональная биография кандидата. Здесь пишут информацию об образовании, предыдущих местах работы, основных навыках, знаниях и умениях. Помимо профессиональных компетенций в резюме указывают личные качества: например, стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в команде.
Как выглядит готовое резюме
Портфолио дополняет резюме и наглядно доказывает, что умеет специалист. Его ценность в том, что оно нарабатывается годами: нельзя сесть и за один вечер сделать портфолио. Это реальные документы и файлы. Понадобится несколько лет, чтобы разработать проекты, которые докажут профессионализм и знания.
Портфолио помогает рекрутеру оценить до какого уровня «дорос» кандидат на предыдущих местах работы. А кандидату — усилить резюме и повысить шанс получить оффер от работодателя.
Кому может понадобиться портфолио
Вот сферы, в которых без портфолио — никак:
🎨Дизайн и графика. Кандидаты могут добавлять в портфолио скетчи, дизайн веб-интерфейсов, проекты ландшафтного дизайна, макеты, иллюстрации, баннеры.
💻Разработка. Для портфолио подойдут трехмерные модели, части кода, готовые программы, приложения, математические модели, алгоритмы.
📝Контент. В портфолио могут попасть статьи, обзоры, гайды, мануалы, инструкции, книги. Если контент визуальный — видеоролики, моушн, иллюстрации, схемы, инфографика.
📚Образование. В этой сфере успех преподавателя — успех его учеников. Например, если репетитор английского языка готовит учеников к сдаче тестов IELTS или TOEFL, кейсами будут сертификаты учеников с высокими баллами.
🎥Креативные специальности. Это фотографы, стилисты, визажисты, видеографы. В их портфолио будут фото и видео с работами.
Виды портфолио
Портфолио можно распечатать, перенести в электронный файл или разместить на отдельном сайте. Какой формат выбрать — зависит от профессии и того, как работодателю будет удобнее изучить работы.
Печатное
Такое портфолио распечатывают на обычной бумаге, раскладывают по темам или в хронологическом порядке и берут с собой на собеседование.
Достоинства. Портфолио можно дополнить сертификатами, рекомендательными письмами. Его удобно передать на собеседовании HR-менеджеру и сразу обсудить нюансы.
Недостатки. Может случайно выпасть из папки. Тогда портфолио придется восстанавливать. А если это были документы, рекомендации, с которых не делали копии, можно потерять их навсегда.
Электронное
В электронном портфолио все документы и кейсы хранятся в облаке или на флешке. Портфолио можно смотреть с компьютера, ноутбука, планшета или смартфона.
Достоинства. Безопасность — превыше всего. Вдруг с компьютером что-то случится, например, сгорит жесткий диск или произойдет сбой операционной системы. Лучше создать несколько копий файлов и разместить их в разных хранилищах. Еще можно ограничивать доступ к данным: например, открывать файл только для просмотра, без возможности изменения или копирования.
Недостатки. Некоторые расширения файлов могут не читаться на компьютере HR-менеджера во время собеседования.
Онлайн-портфолио
Такое портфолио создают на сайте — самодельном или на специальном тематическом, вроде Dribbble и Behance. Там размещают ссылки на проекты, публикуют тексты, видео.
Достоинства. Когда HR-менеджер получает ссылку на сайт-портфолио, ему не нужно ничего скачивать или перелистывать: он скроллит страницу вниз и просматривает файлы.
Пример портфолио графического дизайнера Лорен Гриффин на Dribbble
Недостатки. Если сервер сайта вдруг сломается или у HR-менеджера перестанет работать интернет, портфолио на время станет недоступным.
Как правильно составить портфолио
Грамотно составленное портфолио заинтересует работодателя. С его помощью он поймет, насколько вы отвечаете требованиям компании и какую пользу можете принести. Не стоит воспринимать портфолио как простое хранилище примеров работ — его важно структурировать, дополнить контактами и СТА.
Титульный лист
Это первая страница, которую смотрит работодатель, поэтому здесь нужно указать:
- фамилию, имя, отчество;
- специальность;
- телефон, социальные сети и другие контакты;
- небольшое приветствие.
Приветствие должно быть коротким: чем меньше в нем постороннего текста, тем больше работодатель сосредоточен на кейсах.
Например, титульный лист в портфолио фотографа Hilary O’Leary содержит фото, имя и фамилию, ссылки на социальные сети. Текста почти нет — работодатель не отвлекается на чтение, а сразу смотрит работы.
Информация о себе
Для информации о себе выделите отдельную страницу. Кратко перечислите профессиональные достижения, с какими проектами работали, что удается лучше всего. Если есть ссылка на блог, интервью или подкаст, можно оставить ее в конце текста. Работодатель ознакомится с материалом, если захочет узнать кандидата лучше.
Пример небольшого рассказа о себе автора и редактора со ссылками на подкасты и интервью
Подробности кейсов
В кейсах надо использовать не только фотографии, графики, скриншоты, таблицы и прототипы, но и краткие описания. Например, как называется проект, кто заказчик, какова цель проекта, как проходил процесс работы, какие результаты получили.
Призыв к действию
Портфолио еще и продвигает ваши услуги. Поэтому в конце оформите призыв к действию. Например, можно предложить скидку, дать гарантию или бесплатную консультацию, если заказчик или работодатель оставит заявку.
Контакты для связи
В конце портфолио оставляют контакты:
- телефонный номер;
- ссылки на мессенджеры и социальные сети;
- адрес электронной почты.
Кандидату не обязательно указывать все контакты: трех способов связи достаточно.
Как избежать ошибок при составлении портфолио
❌Выдуманные проекты. Не стоит брать в портфолио проекты, над которыми вы не работали, или преувеличивать свою роль в них, если над проектом работала команда. Обман хоть и сразу не раскроется, но работодатель подумает, что кандидат силен в какой-то области и в дальнейшем может дать поручение сделать подобную работу. А кандидат в итоге не справится — испортит репутацию или будет уволен.
❌Нет ссылки на резюме. После просмотра портфолио работодатели просят классическое резюме, поэтому лучше сразу разместить ссылку или документ с резюме на сайте. Либо приложить распечатанное резюме в папку с портфолио. Перед отправкой проверяйте доступны ли для просмотра ваши ссылки.
❌Много работ. У работодателя или рекрутера нет времени смотреть десятки работ одного кандидата. Достаточно приложить 3–4 самые сильные, которые докажут опыт и навыки лучше всего.
❌Нет пояснений. Графики, таблицы, иллюстрации, статьи и код нужно сопроводить комментариями: какая стояла цель у проекта, что было сделано, получилось ли достичь результата. Работа без комментариев не показывает, как рассуждал кандидат и шел к цели.
❌Нет «свежих» работ. Портфолио — это не статический документ в духе «один раз сделали, и можно расслабиться». Оно должно расти вместе с навыками и опытом кандидата. Если оно содержит работы двухлетней давности или ученические проекты, это не впечатлит работодателя.
Где разместить портфолио
Социальные сети
Работодатели, HR-менеджеры, заказчики тоже сидят в социальных сетях. Они могут увидеть страницу кандидата случайно или через алгоритмы социальных сетей, которые покажут ее в рекомендациях. Поэтому в социальных сетях тоже размещайте портфолио. Можно превратить страницу в портфолио и публиковать посты с работами, или оставить ссылку в шапке аккаунта.
Так любой пользователь сможет ознакомиться с вашими работами.
Канал на YouTube
Портфолио на YouTube подойдет тем, кто создает видеоконтент — моушн-дизайн, рекламные ролики, вебинары или авторские уроки.
Онлайн-сервисы для оформления портфолио
Это тематические платформы, которые собирают специалистов узкой категории. Пример таких платформ — Behance и Dribble для иллюстраторов, графических дизайнеров, моушн-дизайнеров, Artsy для художников.
Такими платформами пользуются не только исполнители, но и заказчики. Здесь вас могут заметить и предложить работу.
Графический дизайнер: новая работа
через 10 месяцев
Первые проекты уже через 4 месяца
Узнать больше
Биржи фриланса
Биржи — это посредники между исполнителем и заказчиком. Биржи помогают работодателям находить исполнителей, а исполнителям — заказы. За посредничество биржа забирает процент от оплаты. Чтобы разместить портфолио, нужно зарегистрироваться на сайте.
Популярные биржи:
- Freelance.ru. Русскоязычная платформа, подходит для исполнителей из разных профессиональных сфер.
- Freelancer.com. Англоязычная платформа. Подходит для программистов, дизайнеров, верстальщиков, копирайтеров, маркетологов, разработчиков.
- Fl.ru. Русскоязычная платформа, где можно найти исполнителя: программиста, аудитора, дизайнера, копирайтера, оптимизатора и прочих.
Конструкторы сайтов
Быстрый способ создать портфолио в интернете — использовать конструктор сайтов. С помощью готовых шаблонов настраивают внешний вид сайта, прикрепляют ссылки, тексты и фотографии, добавляют формы, размещают контакты и ссылки на социальные сети.
Вот список популярных конструкторов, которыми можно пользоваться бесплатно:
- ru.wix.com;
- tilda.cc;
- readymag.com;
- nethouse.ru;
- lpgenerator.ru.
Портфолио будет выглядеть как лендинг — одностраничный сайт, который посвящен навыкам кандидата.
Что важно знать о портфолио
- Портфолио — это комплект проектов и кейсов, которые показывают реальные навыки, наработанный опыт и квалификацию кандидата.
- Портфолио пригодится специалистам, которые могут показать профессиональные успехи через проекты. Например: дизайнерам, художникам, визажистам, копирайтерам, программистам, маркетологам.
- При создании портфолио сначала оформляют титульный лист, потом указывают информацию о себе, описывают кейсы, а в конце — призыв к действию и контакты для связи.
- Готовое портфолио можно разместить в социальных сетях, на YouTube, платформах и сервисах узкой тематики, биржах или самодельных сайтах на конструкторах.
- Чтобы портфолио привлекло работодателя, избегайте главных ошибок: не пишите выдуманные проекты, не размещайте в портфолио все работы, какие есть. Добавляйте ссылку на резюме и пояснения к кейсам, обновляйте портфолио по мере приобретения новых навыков.